Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала

Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Система средств обучения грамоте: характеристика учебно-методического комплекса обучению грамоте

2. Букварь

3. Работа с демонстрационными таблицами и раздаточными дидактическими материалами

4. Работа с разрезной азбукой и слоговой таблицей

5. Тетрадь для печатания

Список литературы

1. Система средств обучения грамоте: характеристика учебно-методического комплекса обучению грамоте

Цели и задачи

Главные цели курса «Обучение грамоте и развитие речи» заключаются в том, чтобы:

· помочь учащимся овладеть механизмом чтения и письма;

· обеспечить речевое развитие детей;

· дать первичные сведения о языке и литературе, которые предоставят ребенку возможность постепенного осознания языка как средства общения и познания окружающего мира, заложат необходимый фундамент для последующего успешного изучения, как русского, так и иностранных языков.

Поставленные цели определены с учетом психических и физиологических особенностей детей 6--7-летнего возраста и реализуются на доступном для учащихся уровне при решении следующих задач:

· Выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения.

· Обогащение и активизация словарного запаса детей.

· Формирование азов культуры речевого общения как неотъемлемой части общей культуры человека.

· Воспитание любви к чтению, развитие познавательного интереса к детской книге, начало формирования читательской деятельности, расширение общего кругозора первоклассников на основе разнообразного содержания используемых литературных произведений.

2. Букварь

Сегодня обучение грамоте осуществляется по различным учебно-методическим комплексам (УМК), поскольку официально в школьной практике действуют несколько вариативных образовательных программ, которые предлагают свои учебные книги и тетради для обучения первоклассников чтению и письму?

1) ??Школа России?? - ??Русская азбука?? В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько, В.Д. Берестова; ??Прописи?? №1, №2, №3 В.Г.Горецкого,

2) ??Начальная школа XXI века?? - ??Грамота?? Л.Е. Журовой, Е.Н. Качуровой, А.О. Евдокимовой, В.Н. Рудницкой; тетради??Грамота?? №1,№2, №3.

3) развивающая система Л.В. Занкова - ??Азбука?? Н.В. Нечаевой, К.Е. Белорусец; тетради Н.А. Андрияновой.

Материалы страниц учебных книг объединены темой, которая определяется последовательностью изучения звуков и букв. Такая последовательность в каждой учебной книге своя. К примеру, в??Русской азбуке?? (В.Г. Горецкого и др.) она основывается на принципе частотности употребления звуков (букв) в русском языке сначала используются наиболее употребительные (исключение сделано для гласных «ы» и «у»), затем идут менее употребительные, и, наконец, вводится группа малоупотребительных. Это позволяет значительно обогатить лексику учащихся и ускорить процесс становления техники чтения.

С первых страниц учебные книги по обучению грамоте предлагают богатый иллюстративный материал: предметные и сюжетные картинки. Работа с ним направлена на систематизацию представлений у детей об окружающей действительности, на развитие речи и мышления учащихся.

Предметные картинки используются для подбора слова, в процессе звукового анализа которого выделяется новый звук, а также для проведения лексических (наблюдение над многозначностью слов, антонимами, синонимами, омонимами, словоизменением и словообразованием) и логических упражнений (обобщение и классификация). Сюжетные картинки содействуют прояснению смысла прочитанного, позволяют организовать работу по составлению предложений и связных рассказов. Для упражнений в связном рассказывании на отдельных страницах специально помещены серии рисунков.

Для отработки техники чтения предлагается разнообразный текстовой материал? столбики слов, предложения и тексты для чтения. Кроме текстового материала и иллюстраций учебные книги содержат внетекстовые элементы (схемы слов и предложений, слоговые таблицы и лента букв), которые способствуют выработке техники чтения, а также развитию речи и мышления.

В учебниках широко представлен разнообразный занимательный материал? ??цепочки?? слов, ??рассыпанные?? слова, ребусы, скороговорки, пословицы, загадки и т.д. Главное назначение игрового материала - воспитывать у детей любовь и интерес к родному языку, способствовать развитию их речи и мышления.

Обучение письму является составной частью обучения грамоте. Уроки письма проводятся на материале прописей, где представлены образцы написания букв, их соединений, отдельных слов и предложений, а также содержатся упражнения, направленные на развитие речи и мышления учащихся. В выработках уроков письма нередко дается материал в несколько большем объёме, чем нужно для урока. Это позволяет учителю отобрать необходимый материал с учетом возможностей своего класса.

При обучении грамоте используется разного рода раздаточный материал для упражнений в анализе звуковой структуры слов и для составления слогов и слов из букв. Цель его применения - помочь детям в аналитико-синтетической работе. Таким элементом являются карточки для составления звуковых моделей слов, слоговой абак (передвижная азбука из двух окошечек), карточки со словами с недостающими слогами и буквами, карточки с предметными картинками и со схемами-моделями слов и др.

На уроках обучения грамоте формируются личностные результаты и все виды универсальных учебных действий: коммуникативные, познавательные и регулятивные. Каждый урок обучения грамоте включает этап «Работа с текстом». Данный этап впоследствии перетекает в уроки литературного чтения. Работа с текстом на уроках обучения грамоте предполагает осмысленную, творческую духовную деятельность, которая обеспечивает освоение содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. В начальной школе важным средством организации понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности является использование при чтении текстов элементарных приемов понимания текста: комментированное чтение, диалог с автором через текст.

Работа с текстом обеспечивает формирование:

· самоопределения и самопознания на основе сравнения «я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

· действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

· умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

· умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;

· умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения.

Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий? замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).

В Букваре и Прописях часто используются графическая символика, схемы для проведения различного вида анализа слов (выделение гласных, согласных) и текста. Для отработки действия моделирования необходима организация деятельности учащихся. С учетом возраста наиболее эффективным способом создания мотивации является использование сказок и текстов, отражающих близкие опыту ребенка реальные жизненные ситуации. Именно с этой целью характеристика звука в Букваре дается через использование схем, что вызывает у ребенка интерес и высокую мотивацию к выполнению различных заданий, связанных со схемами, а учитель в этот момент отрабатывает знания фонетики, о сложности, но важности которой говорить не приходится. И наконец, следует предусмотреть задания с последовательным переходом от материальных (предметных) форм к схемам и далее символам и знакам. Приведем пример «Заглавная буква Э», нацеленный на развитие познавательных универсальных учебных действий.

Работа со словами, обозначающими имена

Чтение слов, обозначающих имена. (Эмма, Элла, Эдик, Эдуард.)

Что общего во всех этих словах?

А кому могут принадлежать эти имена? (Эмма, Элла, Эдик, Эдуард.) Учитель может показать портреты людей и предложить подписать их соответствующими именами. ? Отметим первый звук в этих словах.

Каким цветом воспользуетесь? (Красным.)

Назовите эти буквы. Почему именно заглавная буква потребовалась?

В каких именах [Э] под ударением?

Догадались, почему именно эти имена мы сегодня читаем?

Знакомство с заглавной буквой Э. ? Сравните печатную и письменную буквы.

Словарно-логическое упражнение. ? На какие группы можно разделить эти слова?

Все уроки знакомства с новым материалом ориентированы на целенаправленное формирование регулятивных универсальных учебных действий

Обучение работы с текстом становится важнейшим умением первоклассника, на фундаменте которого строится весь дальнейший процесс образования в школе. За период обучения грамоте дети проходят весь курс русского языка. Букварь и Прописи - это фактически мини-учебник русского языка. За это время дети наблюдают за явлениями, особенностями русского языка, но не используют при этом никакой терминологии, лишь учатся замечать. Уже в Букваре начинается работа с текстом в рамках технологии продуктивного чтения. Это даёт возможность подготовить первоклассников к работе с текстами на разных предметах. Начинается эта работа именно на уроках обучения грамоте.

На материале текстов «Букваря» и прописей начинается формирование у детей правильного типа читательской деятельности - системы приёмов понимания текста. В работе с текстом выделяются три этапа:

I. Работа с текстом до чтения.

1. Самостоятельное чтение детьми ключевых слов и словосочетаний, которые выделены учителем и записаны на доске (на плакатах, на наборном полотне). Эти слова и словосочетания особенно важны для понимания текста.

2. Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения.

II. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение (самостоятельное чтение детей про себя, или чтение учителя, или комбинированное чтение).

2. Выявление первичного восприятия (короткая беседа).

3. Перечитывание текста. Словарная работа по ходу чтения. Учитель ведёт «диалог с автором», включая в него детей; использует приём комментированного чтения.

III. Ра бота с текстом после чтения.

1. Обобщающая беседа, включающая смысловые вопросы учителя ко всему тексту.

2. Возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания.

При анализе текста выразительность речи формируется в процессе ответов детей на вопросы - и это самый важный этап в работе по развитию выразительной речи детей. Многие букварные тексты включают в себя небольшие диалоги. После чтения и анализа таких текстов первоклассники, глядя на картинку и опираясь на вопросы учителя, пытаются озвучить предложенные им роли. На текстах такого рода формируется не только выразительность речи, но и ее коммуникативная направленность. У учащихся воспитываются первые навыки общения.

При работе с книгой важно сохранить интерес детей к чтению страницы на протяжении всего урока. Для его поддержания рекомендуется постоянно менять задания к повторному чтению слогов, слов или текста. Не менее значимо для поддержания интереса к уроку чтения менять виды деятельности учащихся. Рекомендуется проводить на уроке не менее двух физкультминуток

Следует заметить, что среди уроков обучения грамоте можно условно выделить по структуре уроки изучения нового звука и буквы, уроки закрепления изученных звуков и букв, уроки повторения и уроки дифференциации сходных звуков. Однако такое деление, можно принять только условно, так как каждый урок по своему типу является комбинированным.

Однако главной задачей 1-го класса, без сомнения, является формирование навыка чтения, поэтому предмет «Обучение грамоте» играет в 1-м классе ведущую роль. Поскольку дети в 1-м классе еще не владеют навыком чтения, то на первых порах важнейшую роль в восприятии информации играют чтение и анализ иллюстрации. Для работы с любой иллюстрацией важно научить первоклассников рассматривать каждый элемент одного предмета, если это предметная картинка, и каждый предмет, если это сюжетная картинка. Для этого необходимо обращать внимание ребенка на все детали по частям и задавать соответствующие вопросы в определенном порядке, начиная с общих, постепенно привлекая внимание ребенка к мелким, малозаметным деталям. В то же время существует необходимость целостного восприятии иллюстрации, с этой целью учитель обращает внимание на общий замысел сюжета и задает соответствующие вопросы. Важно обратить внимание на цветовое решение данной картинки и на пространственное расположение предметов, что развивает умение ориентироваться на страницах учебника, а главное - в Прописях. например: чтобы озвучьте каждую маленькую картинку. Учитель на доске прикрепляет схему слов, которые называют дети.

Если мне захочется рассказать сказку «Колобок», какие картинки я могу подобрать?

-«Волк и семеро козлят»;

Какое слово наряжают в новогоднюю ночь?

Какое животное может свернуться и превратиться в колючий комочек?

Каждое из этих слов представлено рисунком. - Каждое слово мы можем заменить схемой.

Работа с картинкой важна не только на страницах Букваря, но и на страницах Прописей, так как для правильного графического исполнения элементов букв необходимо увидеть направление движения руки, начало движения. Поскольку письмо является самым трудным видом деятельности и необходима частая смена действий первоклассника, картинка в Прописях дает возможность развития различных универсальных учебных действий - например, возможность задавать вопросы, строить речевое высказывание, составлять диалог, - т.е. коммуникативных умений, это отвлекает ребенка и переключает, дает возможность передохнуть.

3. Работа с демонстрационными таблицами и раздаточ ными дидактическими материалами

Правильное использование наглядности на уроках обучения грамоте в начальной школе способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.

Для уроков обучения грамоте значимы элементы наглядно-изобразительного материала, такие как предметные картинки, картинки для уроков обучения грамоте и развития речи, которые используются при составлении предложений и текстов различных типов речи.

Реализация комплексного использования средств наглядности на уроке обучения грамоте будет повышать эффективность обучения.

Широкое использование демонстрационных наглядных пособий продиктовано необходимостью “расширения зрительно-пространственной активности”, предъявление учебного материала на максимальном удалении от глаз в режиме “зрительных горизонтов” (на доске, на стенах и даже на потолке) не только для профилактики близорукости, но и для снятия “телесно-моторного закрепощения”. Одной из причин нездоровья школьников он назвал “обедненную дидактическую среду”. Прекрасным средством ее обогащения являются красочные демонстрационные пособия.

Особую ценность представляют многофункциональные таблицы и пособия с подвижными деталями, позволяющие преобразовывать информацию, создавая условия для ее сравнения, сопоставления и обобщения.

Комплексное использование наглядных средств обучения обеспечивает комплексное интеллектуальное развитие младших школьников, благотворно влияя на психическое и физическое здоровье детей. Не случайно Л.С. Выготский назвал наглядные пособия «психологическим орудием учителя».

Использование средств наглядности на уроках обучения грамоте .

Средства наглядности делятся на наглядность: зрительную, звуковую, зрительно-слуховую.

Средства зрительной наглядности. Средства зрительной наглядности включают так называемые печатные средства (таблицы, демонстрационные карточки, репродукции картин, раздаточный материал) и экранные средства (диафильмы, диапозитивы и слайды, транспаранты).

Наиболее распространенным и традиционным средством зрительной наглядности на уроках обучения грамоте являются таблицы. Основная дидактическая функция таблиц - вооружение учащихся ориентиром применения правила, раскрытие закономерности, лежащей в основе правила или понятия, облегчение запоминания конкретного языкового материала. В связи с этим они делятся на языковые и речевые.

Таблицы используются в качестве приемов, облегчающих усвоение принципа слияния двух звуков в слог. Среди них: чтение по подобию (ма, на, ла, ра), чтение с подготовкой (а-па, о-то), чтение слога под картинкой (по следам «живого» анализа), подборка слоговых таблиц и др.

Для прочного и быстрого овладения слогом-слиянием школьники учатся читать по таблицам. В начале работы слоги предварительно прочитываются учителем. В процессе его чтения учащиеся следят за тем, что он читает, передвигая указку. Педагог читает достаточно медленно и наблюдает за тем, успевают ли они за его темпом. С целью более полной его обеспеченности важно, чтобы на уроке учитель неоднократно возвращался к чтению слоговых структур. В связи с этим большое значение будет иметь дополнительная работа со слоговыми таблицами, специально подготовленными учителем, различными игровыми заданиями.

Словесные пояснения в таблицах подобного характера либо отсутствуют, либо используются как дополнительный прием.

Речевые таблицы содержат конкретный речевой материал (слова, словосочетания), который требуется запомнить. Примером подобной таблицы является подбор слов (на полях учебника, на специальном стенде, на переносной доске) и предъявление их учащимся с целью уточнения или разъяснения их значений, а также для запоминания их орфографического облика. Другими словами, с помощью речевых таблиц организуется работа по обогащению словарного запаса учащихся и повышению их орфографической грамотности. Одним из способов предъявления подобного речевого материала служат специально разработанные демонстрационные карточки. Это динамичные, подвижные пособия, из которых формируются таблицы. Содержание таблиц - слова (и словосочетания), правописание и произношение которых не регулируются четкими правилами. Демонстрационные карточки объединяются в таблицу, вмещающую не более 6 слов, связанных по тематическому или какому-либо другому принципу.

Таблицы - наиболее распространённый, традиционный вид пособий, реализующий зрительную наглядность. Ведущее место таблиц среди других средств зрительной наглядности определяется тем, что они обеспечивают длительное, практически неограниченное во времени экспонирование языкового материала. Таблицы просты в использовании (для демонстрации их не требуется сложные дополнительные приспособления).

В отличие от плаката таблица предполагает не просто зрительное предъявление материала, но и определенную группировку, систематизацию. Таким образом, в самой табличной форме заложены возможности для широкого использования приема сравнения, облегчающего понимание изучаемого материала, сознательное усвоение его.

Большое распространение получили так называемые таблицы-схемы. Из всех существующих форм наиболее распространены схемы, представляющие собой организацию теоретического материала в форме графического изображения, которое обнаруживает и зрительно подчеркивает соотношение и зависимость явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, орфографическую, пунктуационную и т. п.). Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде.

Учебные средства наглядности облегчают восприятие теоретического материала, способствуют быстрому его запоминанию, причём не механическому и бездумному, а осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируется логические связи между явлениями языка.

Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы, представляющие собой особую организацию теоретического материала в форме графического изображения, которое обнажает и зрительно подчёркивает соотношение и зависимость явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, орфографическую, пунктуационную и т. п.) Такое изображение создаётся в упрощённо -- обобщённом виде.

Наблюдения показывают, что несистематическое использование схем приводит к тому, что ученики, случайно столкнувшись с ними на отдельных занятиях, рассматривают как эпизодическую, не очень важную форму работы и не осознают, какую практическую помощь может оказать схема при усвоении теоретического материала и выполнении упражнений.

Между тем опытным путём доказано, что систематическое использование даже одного какого-то методического приёма способно придать сложному многоплановому процессу обучения определённую цельность и стабильность. обучение грамота развитие речь

Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих обучающихся приводит к тому, что на определенном этапе обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на схему, изложить тот или иной лингвистический материал. Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.

Работая со схемой на уроке, приходится учитывать и этапы обучения, степень подготовленности учеников к полноценному восприятию и анализу схемы, и их способности самостоятельно составить и записать подобную информацию, проговорить её, расшифровать незнакомую запись, оформленную в виде схемы, и их способность и умение пользоваться ею в процессе языкового анализа. Большое значение для успеха такой работы имеет содержание и оформление такой схемы, которая является объектом сложного логического анализа.

Основными способами реализации слуховой наглядности являются CD диски. Звукозапись в данном случае выполняет особую дидактическую функцию. Она представляет собой образцы звучащей речи и служит средством формирования культуры устной речи учащихся.

Демонстрационные таблицы бывают следующих видов:

1) картинный алфавит, помогающий детям запомнить букву;

2) предметные картинки со схемами слов для аналитико-синтетических упражнений;

3) сюжетные картинки для составления предложений и связных рассказов;

4) таблица письменных и печатных букв, используемых на уроках письма.

Вывод.

Таким образом, правильное использование наглядности на уроках обучения грамоте первоклассников способствует формированию четких представлений о русском зыке, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.

На уроках обучения грамоте значимы элементы наглядно-изобразительного материала, такие как таблицы, предметные картинки, карточки, тестовые задания и др.

Использование дидактических игр в начальном образовании .

Всем хорошо известно, что начало обучения ребенка в школе - сложный и ответственный этап в его жизни. Дети шести - семи лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации в школе. У ребенка происходит смена ведущей деятельности: до обучения в школе дети заняты преимущественно игрой, а с приходом в школу начинают овладевать учебной деятельностью.

Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая деятельность является свободной, вполне самостоятельной - ребенок играет тогда, когда хочет, выбирает по своему усмотрению тему, средства для игры, выбирает роль, строит сюжет, и пр. Учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка. Он обязан делать то, что ему порой не хочется делать, так как учебная деятельность основана на навыках произвольного поведения. Переход от игровой деятельности к учебной часто навязывается ребенку взрослыми, а не происходит естественным путем. Как же помочь ребенку? Помогут в этом игры, которые создадут оптимальные психологические условия для успешного развития личности младшего школьника.

Психологами установлено, что с окончанием дошкольного детства игра не умирает, а продолжает не только жить, но и своеобразно развивается. Без обоснованного использования игры в учебном процессе урок в современной школе нельзя считать полноценным.

Игра как способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний - наиболее доступный для детей вид деятельности. Ребенок играет в воображаемых ситуациях, в то же время работа с образом, пронизывающая всю игровую деятельность, стимулирует процесс мышления. В результате освоения игровой деятельности у ребенка постепенно формируется стремление к общественно-значимой учебной деятельности.

Игры, которые используются в начальной школе, делятся на две большие группы - ролевые (творческие) и дидактические (игры с правилами). Для ролевых игр существенным является наличие роли, сюжета и игровых взаимоотношений, в которые вступают дети, исполняющие роли. Например, ролевая игра «Встречаем гостей». В начальной школе этот вид игр в последние годы становится все более популярным, так как учитель начинает понимать их значения в развитии у младших школьников воображения, творчества, навыков общения. Дидактические игры - более привычный для учителя метод обучения и вид игровой деятельности. Они делятся на наглядные (игры с предметами), а также словесные, в которых предметы не используются. Среди дидактических выделяются сюжетные игры, например «Магазин», «Почта», где в рамках заданного сюжета дети не только решают дидактическую задачу, но и выполняют ролевые действия.

Цель данной главы - показать значение и сущность дидактической игры, которая используется на уроках обучения грамоте.

Главное значение этих игр в следующем:

значительно повышается познавательный интерес младших школьников к обучению грамоте;

каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;

активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников;

развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.

Рассмотрим сущность дидактической игры. Данный вид игры представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление, не случайно её называют и методом, и приемом, и формой обучения, и видом деятельности, и средством обучения. Мы исходим из того, что дидактическая игра - это метод обучения, в процессе которой в игровой ситуации решаются учебно-воспитательные задачи.

Дидактическая игра может использоваться на всех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Например, в начале урока дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине - с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий.

Во время игры ученик - полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него дидактическая игра - это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Познание окружающего мира в дидактической игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное - не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляет школьника не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать несущественное, сопоставлять, оценивать. В дидактической игре участвуют все дети класса. Победителем чаще бывает не тот, кто больше всех знает, а тот, у кого лучше развито воображение, кто умеет наблюдать, быстрее и точнее реагировать на игровые ситуации.

Дидактическая цель определяется как основная цель проведения игры: что учитель хочет проверить, какие знания закрепить, дополнить, уточнить.

Игровое правило - это условие игры. Обычно они формулируются словами «если, то…». Игровое правило определяет, что в игре можно, а чего нельзя и за что игрок получает штрафное очко.

Игровое действие представляет собой основную «канву» игры, её игровое содержание. Это может быть любое действие (добежать, поймать, передать предмет, произвести с ним какие-то манипуляции), могут быть соревнование, работа на ограниченное время и т.п.

Таким образом, дидактическая игра:

во-первых, выполняет обучающую задачу, которая вводиться как цель игровой деятельности и по многим свойствам совпадает с игровой задачей;

во-вторых, предполагается использование учебного материала, который составляет содержание и на основе которого устанавливаются правила игры;

в-третьих, такая игра создается взрослыми, ребенок получает её в готовом виде.

Дидактическая игра, являясь методом обучения, предполагает две стороны: учитель объясняет правила игры, подразумевающие учебную задачу; а учащиеся, играя, систематизируют, уточняют и применяют полученные ранее знания, умения, навыки, у них формируется познавательный интерес к предмету. В начальной школе могут быть и игры, в которых дети приобретают знания.

4. Работа с разрез ной азбукой и слоговой таблицей

Слоговые таблицы могут составляться по двум принципам:

а) на базе гласного? ма, на, ра, ка, ба;

б) на базе согласного? на, ну, ни, ны, но и т.д.

Слоговые таблицы используются для чтения слогов и слов (путем последовательного прочтения 2-3 слогов). Полезно использовать прием договаривания прочитанного слога до целого слова с применением слогов, которых нет в таблице.

Разрезная азбука состоит из наборного полотна и кассы с кармашками. Она используется как демонстрационное пособие и как раздаточный материал, имеющийся у каждого ученика. Разрезная азбука используется на этапе синтеза, когда крайне важно из букв составить слоги и слова после их звукового анализа. Одним из вариантов общеклассной азбуки можно считать кубики с буквами, которые также используются для составления слогов и слов, но при этом присутствует элемент игры, занимательности.

Передвижная азбука представляет собой двойную планку с окошечками (3-5 отверстий). Между планками пропускаются ленты с буквами, порядок которых зависит от цели синтетического упражнения в составлении слогов и слов их изученных букв.

Как средство обучения применяется на уроках обучения грамоте раздаточный изобразительный материал, основы которого составляют рисунки (в том числе и сюжетные), помещенные на специальных карточках. Рисунки помогают наглядно комментировать значения слов, стимулируют учащихся к употреблению изученной лексики, дают материал для отработки норм русского литературного языка. Все это позволяет формирование правописных и речевых навыков учащихся проводить в тесном единстве: орфографические задания включаются в задания, связанные с составлением предложений и небольших по объему высказываний на основе изобразительного материала.

Достоинством заданий по карточкам является наличие в раздаточном материале упражнений различной степени трудности, что способствует реализации принципа дифференцированного обучения. Раздаточный материал предусматривает:

1) задания на обогащение словарного запаса учащихся (объяснить значение слова, установить разницу в значении слов, подобрать синонимы, антонимы, родственные слова и т.п.);

2) задания, связанные с обучением школьников точному, правильному употреблению изученной лексики (выбрать из ряда возможных тот вариант, который соответствует в большей степени задаче высказывания).

Сказанное позволяет определить основные методические правила применения этого вида наглядности:

·Использовать раздаточный материал следует на этапе творческого закрепления изученного материала, когда основные умения и навыки, связанные с освоением материала, у учащихся уже сформированы.

·При использовании раздаточного материала необходимо прежде всего активизировать творческую деятельность учащихся.

·Необходимо в полной мере реализовать возможности раздаточного материала для организации индивидуальной работы с учащимися.

Работа с разрезной азбукой связана с активной деятельностью учащихся. Тем самым обеспечивается их устойчивое и сосредоточенное внимание. У них заняты и голова и руки. Они ищут и находят нужные буквы, ставят их в определенном порядке, перемещают при наращении или замене в соответствии с заданиями учителя. Отвлеченные грамматические понятия -- слог, слово, предложение -- в работе с разрезной азбукой конкретизируются, становятся зримыми и даже ощутимыми. Этой работой занят весь класс, каждый ребенок.

К перечисленным достоинствам работы с разрезной азбукой следует присоединить постепенное овладение умением самостоятельно анализировать, рассуждать, соотносить правило и действие, строить свою работу в определенной последовательности, по привычному плану. Составление слов и их членение допускают возможность самоконтроля. Прочитывая то, что он сложил, ребенок видит свою ошибку и исправляет ее, заменяя одну букву другой или вторично составляя заданное слово.

Работа с разрезной азбукой на уроках грамоты является одним из важнейших средств развития учащихся, приобретения и закрепления знаний, упражнения навыков чтения и письма. Эти преимущества применения разрезной азбуки учитываются в опыте творчески работающих учителей. Составление слов, предложений -- непременное условие обучения грамоте; редкий урок проходит без выполнения задания учителя по работе с разрезной азбукой, которая обычно сочетается с чтением по книге, записью слов и предложений в тетради.

Однако нельзя не отметить, что есть еще значительное число учителей, которые не учитывают необходимости подобной работы и занимаются ею бессистемно, без учета трудности в организации и проведении такой работы, без специальной подготовки к ней и часто раньше времени переключают детей на самостоятельный анализ, торопятся при составлении слов, в результате теряются все преимущества работы с разрезной азбукой.

Вывод.

Из сказанного следует, что работа с разрезной азбукой самым непосредственным образом связана с обучением учащихся I класса письму. Она играет прежде всего роль подготовительных упражнений к освоению письма, а в дальнейшем постоянно с успехом используется учителем как форма контроля, конкретизации и закрепления правила чтения и особенно письма.

5. Тетр адь для печатания

Особое внимание при работе в рабочей тетради уделяется созданию особой эмоционально - положительной атмосферы в классе, развитию учебной инициативы и самостоятельности. Ценность рабочей тетради в том, что она учитывает индивидуальные и психологические особенности первоклассников, развивает у школьников память, мышление, смекалку, внимание, позволяет вовлечь в активную работу весь класс. Данный материал сопровождается методическими рекомендациями по его применению на уроках обучения грамоте. Важнейший принцип построения - дифференцированный подход к обучению: задания разного уровня сложности направлены на решение одних и тех же учебных задач, с самого начала обучения используются интересные тексты на материале полного алфавита, что позволяет учитывать индивидуальные возможности и интересы детей (карточки с заданиями). Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп ученика, а также уровень его общего развития. В тетради предусмотрено дополнительное учебное содержание, что позволяет сделать обучение более информативным, разнообразным и в то же время снимает момент обязательности всего объема знаний (ребенок может, но не должен его усвоить). Каждое задание сопровождается инструкцией, используются простейшие схемы и условные обозначения. Задания логически выстроены и рассчитаны на детей с разным уровнем развития. Тетрадь помогает организовать самостоятельную разноуровневую работу ребенка, предназначена для совместной работы ученика, учителя и родителей, пригодна для использования в практике работы начальной школы для обучения широкого круга учащихся с разными познавательными интересами и возможностями. Инструкции и пояснения к каждому уроку и всем заданиям представлены в приложении к материалам.

При апробации рабочей тетради по обучению грамоте были выявлены следующие положительные моменты:

с первых дней дети учатся самостоятельно добывать знания и оформлять «продукт» своей деятельности в виде опорных конспектов, выводов по теме урока;

учатся ставить цели и планировать свою работу по достижению целей, рефлексировать результаты своей работы;

видна логика в изложении учебного материала, как для учителя, так и для родителей;

разноуровневость заданий (каждый выбирает по силам);

возможность размещения разнообразного материала, связанного с развитием речи, с УНТ, с логикой;

достаточно большой объем занимают задания, связанные с фонетическим строем языка (дети в игровой форме усваивают материал, что показывают и контрольные срезы);

видна включенность и заинтересованность детей и родителей в выполнении заданий;

большой объем заданий дает возможность заложить «базу знаний» для дальнейшего изучения русского языка;

работает на интерес к предмету, повышает мотивацию, создает комфортную обстановку;

возможность варьирования материала в зависимости от уровня подготовки учащихся класса, от образовательной программы (работа с различными учебниками по обучению грамоте).

Формированию каллиграфического почерка младшего школьника способствует учет учителем психофизиологических особенностей ребенка и применение в своей педагогической деятельности совокупности разнообразных приемов и упражнений, а также дополнительных средств (тетрадей для печатания), облегчающих труд ученика.

Список литературы

Александрович Н.Ф. Внеклассная работа по русскому языку. - Минск.: Народная АСВЕТА, 1983. - 116 с.

Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в первом классе. - Москва «Просвещение» - 1964.-184с

Дубровина И.В. Индивидуальные особенности школьников. _ М., 1975

Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. - М.: Просвещение, 1986. - 264 с.

Ушаков Н.Н. Внеклассная работа по русскому языку. - М.: Просвещение, 1975. - 223 с.

Агаркова Н.Г. Обучение первоначальному письму по прописям к «Азбуке» О.В. Джежелей / Н.Г. Агаркова. - М.: Дрофа, 2002.

Агаркова Н.Г. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина: Книга для учителя / Н.Г. Агаркова, Е.А. Бугрименко, П.С. Жедек, Г.А. Цукерман. - М.: Просвещение, 1993.

Аристова Т.А. Использование фонематического принципа при обучении грамотному письму // Начальная школа. - №1, 2007.

Арямова О.С. Обучение младших школьников правописанию на основе решения орфографических задач: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. - М., 1993. -249с.

Бакулина Г.А. Минутка чистописания может быть развивающей и интересной // Начальная школа. - №11, 2000.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия в онтогенезе. Методические аспекты обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи. Методика исследования фонематического анализа.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2012

    Психолого-педагогические и лингвистические основы методики обучения грамоте детей с нарушениями слуха. Звуковой аналитико-синтетический метод, добукварные занятия и работа по букварю. Закрепление пройденного материала, дифференциация сходных звуков.

    курсовая работа , добавлен 07.08.2011

    Понятие о готовности к обучению грамоте. Технологии обучения грамоте дошкольников. Особенности детей с общем недоразвитием речи. Состояние готовности к обучению грамоте детей ОНР. Анализ продуктов детской деятельности. Принципы и направления обучения.

    дипломная работа , добавлен 29.10.2017

    Особенности формирования готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи. Особенности структуры и содержания системы обучения грамоте. Анализ системы коррекционной работы по использованию игровых технологий на начальном этапе обучения.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2014

    Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи детей младшего школьного возраста. Проверка динамики развития речевых навыков первоклассников в процессе обучения грамоте. Особенности развития речи первоклассников в процессе обучения.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2017

    Основной принцип, лежащий в основе чтения и письма и усваиваемый учениками в период обучения грамоте. Проблема слогоделения и основные моменты в изучении звуков. Особенности механизма первоначального чтения, которые следует учитывать при обучении грамоте.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2010

    Особенности развития словаря дошкольника. Задачи словарной работы. Основные задачи и цели воспитания. Формы организации обучения в повседневной жизни. Методика формирования морфологической системы речи. Сущность подготовки к обучению грамоте и арифметике.

    шпаргалка , добавлен 12.12.2010

    Классификация звуков русской речи. Системы гласных и согласных звуков. Слоговой принцип русской графики. Соотношения между звуком и буквой, между литературным произношением и правописанием. Значение изучения звуков и букв в школе для овладения фонетикой.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2014

    Процесс формирования культуры речи у первоклассников на уроках обучения грамоте. Формы и методы процесса формирования культуры речи. Сущность понятия "культура речи". Три составляющих компонента культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2009

    Развитие речи и пространственных представлений детей дошкольного возраста при нормальном речевом развитии и при общем недоразвитии речи. Функции речи. Развитие речи дошкольника в онтогенезе. Полифункциональный характер речи по жизненному значению.

В современных социально-экономических условиях актуальным стало непрерывное образование, сопровождающее человека в течение всей его жизни. Ряд проблем начального, общего и профессионального образования объединяются вокруг целостного процесса профессионального становления креативной личности. Это позволяет сформулировать главную концепцию и основные концептуальные положения современного креативного образования. Целью современного креативного образования является обеспечение становления, т. е. формирования и развития, креативной личности обучаемого.

Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает педагогов не столько на передачу знаний, сколько на умение использовать эти знания, то есть на формирование универсальных учебных действий. Одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования является освоение способов решения проблем творческого и поискового характера .

В статье описан пример использования методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г. С. Альтшуллера в обучении учащихся начальной школы на этапе обучения грамоте.

Методология творчества дает и преподавателю, и учащемуся интеллектуальные инструменты для формирования творческого системного мышления, учит смотреть на мир системно и управлять процессом мышления.

Логика построения уроков творчества обусловлена целью сделать процесс обучения подлинно развивающим. Креативные уроки строятся на основе инновационной структуры, предложенной М. М. Зиновкиной :

1 блок - Мотивация (удивление).

3 блок - Психологическая разгрузка.

Физкультминутка.

4 блок - Интеллектуальная разминка.

5 блок - Перерыв.

6 блок - Интеллектуальная разминка.

8 блок - Компьютерная интеллектуальная поддержка.

9 блок - Резюме.

Мотивационная аранжировка уроков состоит в том, что специально продуманы системы заданий для поддержания устойчивой положительной мотивации в ходе урока. К концу каждого цикла учебной работы у школьников активно поддерживаются положительные эмоции успеха и желание перейти к следующему этапу работы.

Система работы в данном направлении позволяет развивать критическое мышление, творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; активизировать креативность, мотивацию и силу воли.

Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, является развитие творческого мышления, которое позволит детям логически рассуждать и строить умозаключения, приводить доказательства и делать выводы, фантазировать, и, в конечном итоге, расти не просто носителем определённой суммы энциклопедических знаний, а настоящим решателем проблем в любой области человеческой деятельности.

Технологии системы НФТМ-ТРИЗ очень хорошо сочетаются с групповыми формами работы.

При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах - там им комфортнее. Учащийся первого класса пока еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения.

Цели организации совместной учебной работы:

1. Дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие первоклассники вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера.
2. Дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса.
3. Дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться. В первом классе - это функция контроля и оценки, позже - целеполагания и планирования.
4. Дать учителю, во-первых, дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, во-вторых, возможность и необходимость органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», строить и человеческие, и деловые отношения детей.

А. Б. Воронцов выделяет 5 элементов в модели совместной учебной деятельности в группе :

1. позитивная взаимозависимость, т. е. понимание учащимися того обстоятельства, что он связан со своими товарищами в такой мере, которая не позволяет достичь успеха одному, если его не достигнут остальные;
2. личное взаимодействие, при котором дети должны общаться между собой, помогать друг другу в решении задач, выполнении заданий, в поиске идей и сюжетов;
3. индивидуальная ответственность, при которой каждый ученик лично отчитывается за свою работу, а оценка дается и персональному вкладу, и коллективному результату;
4. навыки общения, которые прививаются ученикам с тем, чтобы они использовали их в учебном процессе;
5. совместная оценка хода работы, при которой группы учащихся должны регулярно подводить итоги сделанного и определять, каким образом каждый из них и группа в целом может действовать более эффективно.

На уроке обучения грамоте приведенном в статье, первоклассники, работая в группе, через игру и фантазирование представляют изученные на уроках письма буквы разными необычными способами. После этого урока в классе стартует долгосрочный проект (ноябрь - март) «Весёлая азбука», цель которого создать и представить свою «необычную» букву.

Тема: Секреты письма букв О, А, У, Э, ы необычными способами.

Цель: познакомить обучающихся с разными способами написания букв А, О, У, Э, ы через развитие творческого воображения и фантазии.

Задачи:

Развитие любознательности;

Формирование системного мышления и развитие творческих способностей;

Формирование учебно-познавательного интереса к новому способу действия через работу в группах при изучении написания букв А, О, У, Э, ы разными способами.

Оборудование: листы с буквами, написанными воском для 5 групп, на столах - акварельные краски, кисточки, баночки с водой, рисунки с буквами - изографы, листы для конструирования букв, пластилин, разные материалы - макаронные изделия, пуговицы, крупа гречневая, рис, бусинки, плакат «Правила работы в группе».
Срок проведения: начало ноября.

Таблица 1

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз)

Детям предлагается прочитать изученные буквы с листа на доске. Письменные буквы а,о,у,ы,э написаны воском, их не видно на строке.
- Что здесь написано?
- Хотите узнать?
Учитель проводит красками по листу и буквы «оживают» на глазах у детей.
- А теперь можете прочитать?

Высказывают предположения.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты.
1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

А) Актуализация знаний и постановка учебной цели, правила работы в группе.

1. Беседа.
- Все ли секреты написания этих букв вы знаете?
- Как вы думаете, что нам предстоит узнать сегодня?
На доске появляется запись: Секреты букв.
2. Работа в группах.
- Работать вы будете в группах. Выберите организатора группы.

Давайте вспомним правила работы в группе.На доске плакат «Правила работы в группе.
- У вас на столах тоже есть листы с буквами - это название вашей группы. С помощью красок и кисточки «оживите» ваши буквы.

Ребята отвечают.

Ребята совещаются и выбирают: организатора группы, который руководит деятельностью в группе.
Ребята называют.
Каждая группа красками «оживляет» буквы и называет «имя» своей группы: группы «А», «О». «У», «Э», «ы».

Познавательные УУД

2. На основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД
1. Прогнозировать предстоящую работу

Б) Пропедевтика ТРИЗ.

1-е задание группам
Каждой группе раздаются листы с изографами.
- Какие буквы спрятались в рисунках?

2-е задание группам.
- А теперь сами попробуйте спрятать изученные письменные буквы в рисунках.

Посмотрите, что получилось у первой группы. Какие буквы здесь спрятались?

Ребята обсуждают и называют найденные буквы.

Ребята обсуждают задание и на листах А3 каждая группа оформляет свои рисунки.

После выполнения рисунков ребята предлагают отгадать другим группам, какие буквы спрятались на их рисунках.
Аплодисментами ребята отмечают работу групп.

Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из рисунков.
2. Представлять информацию в виде рисунка.

4. На основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

4. Умение работать в группе.
Личностные результаты


Регулятивные УУД

3. Прогнозировать предстоящую работу.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Блок 3. Психологическая разгрузка.

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» (для развития межполушарного взаимодействия)

Упражнение «Качание головой» (упражнение для стимуляции мыслительных процессов)
Упражнение «Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания)

Ребята поочередно сначала правой рукой ставят кисть кулачком на стол, потом ребром, потом ладонью. Повторяют с левой рукой, затем двумя руками одновременно.

Ребята медленно качают головой влево и вправо.
Ребята «рисуют» головой восьмерки.

Личностные УУД:
1.Формируем саморегуляцию.

Блок 4. Головоломки.

Танграм
Складывание по танграм схемам способствует развитию усидчивости, внимания, воображения, логического мышления, помогает создавать целое из частей и предвидеть при этом результат своей деятельности, учит следовать правилам и действовать по инструкции.
Можно предложить ребятам сложить букву - имя своей группы из деталей танграма.

Ребята собирают в группе фигуры танграма по схеме.

Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Блок 5.
Интеллектуальная разминка: нахождение закономерностей, необычное использование объектов.

1-е задание. Найди «лишнюю» букву.
Группам выдаются карточки с буквами:
а, о, ы, Э , у
О, А, У, ы , Э
а, у, н , ы, э, о
Письменные буквы написаны по строчкам, выделений другим шрифтом букв нет.
- Найдите в каждой группе «лишнюю» букву.

2-е задание. Работа с цепочкой.
- Какие инструменты для письма вам известны?

А что еще вы могли бы использовать для написания букв?
- Интересно, а могут ли вам пригодиться цепочки, которые у вас на столах?

Попробуйте сконструировать изученные письменные буквы с помощью цепочки.

Ребята выполняют задания и проверяют, как их выполнили другие группы. Объясняют свой выбор, называют закономерности в каждой строке.

Ребята отвечают на вопросы.

Высказывают предположение о письме букв цепочкой.

Ребята конструируют буквы в группе.

Познавательные УУД


3. Развиваем в ребенке способность уходить от тривиальных ответов. Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции.
2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Блок 6.
Содержательная часть

Задание «Необычные буквы»
- Создайте в группах буквы из разных материалов.

Ребята выполняют задание в группах:
1-я группа «пишет» макаронными изделиями,
2-я группа - пуговицами,
3-я группа - гречкой,
4-я группа - рисом,
5-я группа - бусинками.
Каждая группа «пишет» свою букву - имя своей группы.
Ребята представляют свои работы, создавая выставку на доске.

Познавательные УУД
1. Представлять информацию в виде рисунка необычными материалами.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы об их использовании.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции.
2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка мышления.

Медиаресурс «Учимся вместе с гномом»
http://pedsovet.su/load/238-1-0-39450
Задания:
«Мозаика». Собери мозаику из мультфильма.
«Подбери слово». Чистоговорка. Слово «гном» и картинка появляются по щелчку, после того как чистоговорку составят дети.
«Найди гласные и согласные». Распределение букв на два столбика по щелчку.
«Найди букве картинку». После выполнения задания по щелчку каждая картинку перемещается к своей букве.

Ребята выполняют задания на iPad.

Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из текстов.
2. Обобщать и классифицировать по признакам.
3. Развиваем в ребенке воображение
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции.
2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Блок 8. Резюме

1. Итог урока
- Какие секреты письма букв вы узнали сегодня?2. Рефлексия работы групп
- Удалось ли вашей группе работать по правилам?
- Если «Да», поднимите карточку - «Молодцы», если что-то не получалось - карточку «Задумчивый человечек».
- Почему не получилось работать по правилам?
3. Рефлексия работы каждого на уроке.
- Закройте глаза. Поднимите руки те, кому урок понравился. Теперь поднимите руки те, кому урок не понравился.
Все это делается с закрытыми глазами.

Ребята отвечают на вопросы.

Ребята анализируют работу группы.

Ребята оценивают свое эмоциональное и качественное ощущения от урока.

Регулятивные УУД
1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
1. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Ссылки на источники
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897)
2. Зиновкина М. М., Гареев Р. Т., Горев П. М., Утёмов В. В. Научное творчество: инновационные методы в системе многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ: учебное пособие. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. - 109 с. [Дата обращения 14.11.2016]
3. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Современные научные исследования. Выпуск 1. - Концепт. - 2013. - ART 53572. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X [Дата обращения 14.11.2016].
4. А. Б. Воронцов. Основные составляющие развивающего эффекта образовательной системы Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. - М., 2000.

Учителя начальных классов, как известно, отличаются особой изобретательностью. Им удается даже самые непростые научные истины воплотить в занимательные, игровые, но тем не менее содержательные формы.

Учитель развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова М.ОБОЖИНА предлагает свои дидактические игры по обучению грамоте. Материал соответствует программному содержанию первых двух разделов "Букваря" В.В. Репкина и др.

Формирование первоначальных представлений в слове

1. Сорви нужный листочек

Учитель называет слова. Ученики выбирают нужную модель, или называют номер листочка.

Слово, называющее предмет.

Слово, называющее действие.

Слово, называющее признак.

Слова для предъявления: яблоко, слива, спелый, цветок, сорвать, красный, упали, круглые, висят и т.п.

2. Кто в домике живет?

На доске – три домика, на каждом нарисован свой знак.

У детей – три фишки.

Учитель называет три слова. Ребенок, работающий у доски, указывает на соответствующие домики. Остальные дети показывают фишки с места.

Слова для предъявления: гном, поет, веселый; щенок, маленький, лает; черный, пробежал, кот и т.п.

3. Да, нет (выборочный слуховой диктант)

Учитель произносит слова к первой модели: кукла, большая, ложка, ходит и т.п. Дети показывают знаки согласия или несогласия.

Аналогично организуется работа по второй и третьей моделям.

4. Найди дорогу

Предлагается высказывание:

У дороги сидит лохматая собака. Ученики соединяют модели стрелочками в нужной последовательности.

П р и м е ч а н и е: стрелочки отражают только последовательность слов в высказывании.

5. Живые слова

У доски пять учеников. Каждый из них держит одну из фишек:

Шестой ученик – водящий. Учитель произносит высказывание: За новой партой сидят ученики; На ветке сидит маленькая птица и т.п. Задача водящего – составить живое высказывание, то есть расставить детей в нужном порядке.

6. Найди лишнего!

На доске неправильно составленная модель высказывания. Детям предлагается найти лишнее слово.

Коза пасется на лугу.

Задание может быть с противоположной задачей: найти недостающее слово в модели.

7. Укрась высказывание

Учитель произносит высказывание: Девочка поет песню.

Учитель показывает место, где дети должны вставить слово-признак.

Маленькая девочка поет песню.

Маленькая девочка поет веселую песню.

При выполнении задания дети могут составить модели новых высказываний.

8. Закончи высказывание

Детям предлагается закончить высказывание.

Книга лежит на... .

Человек находится в... .

Мы играли на... .

Дети пошли утром... .

9. Куда спрятался?

Учитель последовательно помещает маленький предмет: на стол, под стол, за дверь и т.д. и спрашивает, где этот предмет. Дети отвечают словосочетанием, четко выделяя слово -"помощник" (служебное слово).

10. Найди слово-"помощник"

Учитель читает высказывание с предлогом. При повторном чтении ученики подают знак в том месте, где есть предлог (хлопки или др.).

Лена едет в трамвае.

На ветке сидят снегири.

Над лесом летит самолет.

Ира спряталась в шкаф.

Андрей вышел из класса.

11. Вылечи высказывание

В а р и а н т 1

Учитель предлагает на слух высказывание без предлогов. Дети должны произнести его правильно, с нужным предлогом.

Гнезде пищат птенцы.

Платок лежит... кармане.

Вазу поставили... стол.

Чайник кипит... плите.

Рыба живет... реке.

Задание сопровождается составлением моделей высказываний.

В а р и а н т 2

Исправьте ошибки устно.

В стене висит портрет.

Суп варят на кастрюле.

Молоко налили на чашку.

Сорока села в дерево.

Мальчик стоит в мосту.

Дети пошли на лес.

Из дерева опадают листья.

Ира пришла с магазина.

12. Вставь слово

Учитель называет словосочетания с предлогами. Дети должны вставить между ними слова, называющие признаки.

в... лесу

под... деревом

на... улице

Можно попросить детей дополнить высказывания.

У... дуба засохли ветки.

У Алеши поднялась... температура.

Лодка отплыла от... берега.

13. Помоги другу

Учитель произносит высказывание и просит детей указать соответствующую модель, если такая есть.

Например: Зайчик бежит по дорожке.

Звуковой анализ

1. Наоборот

Учитель произносит слова. Дети должны произнести эти слова наоборот.

Сон, раб, ноль, лоб, ком. (Нос, пар, лен, пол, мок.)

Задание сопровождается составлением звуковых моделей слов.

2. Нужный работник

Дети должны назвать одинаковый звук в каждой паре слов.

книга гора сумка
бокс гуси пес

веник пол
свет клумба

3. Разложи по кирпичикам дом (звуковой анализ)

Учитель предлагает высказывание, с которым дети должны работать в такой последовательности:

  • составление схемы целого предложения;
  • составление слоговых моделей под моделями слов;
  • выделение гласных звуков точками.

Дом стоит на горе.

4. Соотнеси слово

Учитель предлагает соотнести слово с домиком, обозначающим первый звук в этом слове (согласные звуки).

Слова дети подбирают сами.

– твердый, звонкий согласный звук.

– мягкий, глухой согласный звук.

5. Хор гласных (звуки гласных)

Учитель называет слова. Дети хором протяжно произносят только гласные звуки без ударения, потом с ударением. Слова подбираются такие, у которых нет различия между звуками и буквами. При выполнении задания звуки буквами не фиксируются.

Мышата гуляли

– [ы] – [а] – [а] – [у] – [а] – [и]

– [ы] – [а"] – [а] – [у] – [а"] – [и]

6. Ритмический рисунок

Дети составляют ритмический рисунок слов (слоговая модель с ударением).

При озвучивании модели дети хлопками выделяют ударения.

7. Какое слово длиннее

Дети отвечают на вопрос: какое слово длиннее, предварительно составив звуковую модель.

Слова для предъявления: час, минута, ручей, река; червяк, змея; ключ, ключик.

ваемым опережающим обучением, которое зачастую превращается в то, что из верхних этажей курса русского языка, из средних классов, спускаются вниз, в начальные классы, некоторые разделы и правила.

Главное при осуществлении пропедевтики в начальных классах – это налаживание постоянных наблюдений конкретного порядка, накопление их и практическое использование в устных и письменных видах речи. Начальные классы должны заложить прочный и надежный фундамент под последующее в среднем и старших звеньях школы теоретическое осмыслениe многих конкретных реалий грамматико-орфографического, орфоэпического и отчасти стилистического порядка.

Уроки обучения грамоте

Чаше всего уроки обучения грамоте в первом классе проводятся раздельно – сначала идет урок обучения первоначальному чтению, а за ним уже следует урок обучения элементарному письму.

Между тем существует давняя традиция проведения своего рода смешанных уроков обучения грамоте, когда работа над чтением связывалась с письмом букв, слогов, слов, списыванием печатного текста, если он невелик по объему; письмо перемежалось с чтением, звукобуквенным и звукослоговым анализом и т. д. Такого типа уроки практиковались Л. Н. Толстым и его учителями в Яснополянской школе и школах Кропивенского уезда Тульской губернии, которые, как сейчас говорят, курировались автором знаменитых учебников «Азбука», «Новая азбука», «Книги дли чтения». О таких уроках писал К. Д. Ушинский, в наше время их широко применял замечательный педагог и учитель Василий Александрович Сухомлинский и его учителя из Павлышской школы. Как писал автор знаменитой книги «Сердце отдаю детям», «опыт показал, что на первых порах в I классе не должно быть “чистых” уроков чтения, письма, арифметики. Однообразие быстро утомляет. Как только дети начинали уставать, я стремился перейти к новому виду работы. Могучим средством разнообразия труда было рисование, Вот вижу, что чтение начинает утомлять ребят. Говорю: “Откройте, дети, свои альбомы, нарисуем сказку, которую мы читали”...» (Сухомлинский В. Л. Сердце отдаю детям. Киев, 1969. С. 98).

В наши дни выдающимся мастером интегрированных уроков обучения грамоте является замечательная краснодарская учительница, по праву носящая высокое звание «заслуженный учитель школ России» Евгения Ивановна Бессчасная, ее опыт освещен во многих публикациях в журнале «Начальная школа», заснят на видеокассетах, представлен на семинарах в институтах повышения квалификации учителей многих областей и краев Российской Федерации. Евгения Ивановна часто приводит слова нашего выдающегося методиста Н. Л. Корфа, который утверждал: «Самое бездарное дите может и должно достигнуть сознательного чтения после семи или восьми месяцев обучения в школе, если учитель не бездарен, честен и знает дело» (Корф Н. А. Русская начальная школа. 4-е изд. СПб., 1984. С 120).

Сказанные почти сто пятьдесят лет тому назад эти слова не потеряли своего значения и в наше время. Профессионализм, любовь к детям, ответственное отношение к их судьбе, к их будущему, постоянное самообразование, поиск, творчество помогут каждому учителю уже при обучении детей грамоте заложить прочные основы всех последующих шагов ребенка в овладении богатствами родного русского языка, в развитии и совершенствовании своей

речи и судительных сил (выражение Ф. И. Буслаева).

В наше время существует много разных вариантов систем обучения грамоте. Остановимся на той из них, которая в значительной степени традиционна и рассчита-

на на применение ее в массовой начальной школе. И в традиционной, и в других системах обучения грамоте выделяются три этапа: подготовительный, основной и повторительнообобщающий. Занятия па каждом из этапов организуются и проводятся по преимуществу в форме уроков.

На подготовительном этапе, который имеет две ступени: 1) безбуквенную и 2) пяти гласных букв, – уроки строятся по такому плану:

1. Объявляется тема урока или называется вопрос, который должен быть разрешен в ходе урока. Например: «Сегодня мы вспомним сказки, какие вы знаете, и будем учиться их рассказывать и слушать».

2. Выясняется, кто из учеников какие сказки знает; каким образом узнал сказку: читал кто-то из родителей, старших, слышал в радиопередаче, видел по ТВ.

3. Привлекается внимание детей к иллюстрациям на сказочные сюжеты, помещенным

в азбуке. Предлагается рассказать сказку.

4. Из сказки выделяется какое-либо предложение; выясняется, какая мысль в нем заключена. Лучше всего, если это крылатые выражения:по щучьему велению, по моему хоте-

нию; тянут, потянут, вытянуть не могут и др.

5. Дается первичное представление о предложении и объясняется, как его можно изобразить с помощью линейной схемы:

6. Проводятся словарно-логические упражнения по предметным картинкам в букваре. Для этой цели используются картинки внизу букварной страницы.

На 3-м или 4-м уроке детям дается простейшее представление о слове. Показывается,

кик можно изобразить слово с помощью линейной схемы: Через два урока ученикам объясняется, что такое слог и ударение, и показывается, как

они могут быть изображены на схемах: (лиса, шары, книга). На уроках подготовительного этапа уже на безбуквенной ступени возможны своеоб-

разные диктанты, когда учитель показывает какую-нибудь предметную картинку, дети произносят слово – название предмета и записывают его линейной схемой, обозначают слоги и ударение.

Слова могут быть произнесены и без связи с картинкой: это могут быть отгадки на загадку, которую загадал учитель или кто-то из учеников. Можно записать даже отдельное предложение: учитель отчетливо и неспешно произносит предложение из нескольких слов (3–6), а дети записывают их линейными схемами:

Посадил дед репку. Стоит в поле теремок.

Особое место отводится уроку по усвоению представления о звуке как физическом явлении и звуке речевом.

В букваре рассматриваются картинки, напоминающие детям, когда можно явственно услышать естественные, природные звуки: жужжание осы, шипение воздуха, вырывающегося из мяча или велосипедной шины, рычание собаки и т. п. Отталкиваясь от этих представлений, учителю легче подвести детей к пониманию речевых звуков.

Так начинается введение детей в обучение грамоте. Уроки на буквенной ступени подготовительного этапа усложняются, проводятся по такой схеме:

1. Объяснение темы урока: звук [а] и его буква А/а.

2. Рассматривание предметных картинок и произнесение «исходных» слов – названий изображенных предметов: аист, астра, арбуз...

Литература к разделу

«Азбука» И. Федорова: факсимильное издание. – М., 1974. Амонашвили, Ш. Л. Здравствуйте, дети! / Ш. Л. Амонашвили. – М., 1986.

Вахтеров, В. П. Избр. пед. соч. / В. П. Вахтеров. – М., 1987.

Выготский, Л. С. Собр. соч.: в 6 т. / Л. С. Выготский. – М., 1982.

Горецкий, В. Г.

Уроки обучения грамоте /

В. Г. Горецкий,

В. А. Кирюшкин,

А. Ф. Шанько. – М., 1993,

Егоров, Т. П. Очерки психологии обучения детей чтению / Т. П. Егоров. – М., 1953.

Жедек, П. С. Звуковой и звукобуквенный анализ на разных этапах обучения грамоте /

П. С. Жедек // Начальная школа. – 1991. – № 8.

Жедек, П. С. Методика обучения письму / П. С. Жедек // Русский язык в начальных

классах. Теория и практика / под ред, М. С. Соловейчик. – М., 1997.

От «Азбуки» И. Федорова до современного букваря. – М., 1974.

Редозубов, С. П.

Методика обучения чтению

и письму в

начальной школе /

С. П. Редозубов. – М., 1961.

Толстой, Л. Н. Пед.соч. / Л. Н. Толстой. – М., 1953.

Тумим, Г. Г. Обучение грамоте: Исторический обзор / Г. Г. Тумим // На уроках родного языка. – Пг., 1917.

Эльконин, Д. Б. Как учить детей читать / Д. Б. Эльконин. – М., 1976.

Задания дня самостоятельной работы

1. Укажите лингвистические основы обучения грамоте в разных методических системах (включая современных авторов В. Г. Горецкого, Н. В. Нечаеву, В. Левина, В. Репкнна, Д. Б. Эльконина и др.).

2. Объясните механизмы чтения ребенка на разных этапах овладения чтением.

3. Укажите главные особенности методики обучения грамоте в системах Л. Н. Толстого, И. Н. Шапоникова, Д. Б. Эльконина.

4. Как и для чего нужно классифицировать методы обучения грамоте?

5. Определите роль слога в методике обучения грамоте.

6. В чем суть позиционного принципа чтения?

7. Каковы механизмы и методы обучения письму?

8. Составьте схему (порядок) анализа букваря. По этой схеме проанализируйте основные современные буквари (В. Левина, Д. Б. Эльконнна, Л. Ф. Клименовой, В. Г. Горецкого и др., Н. В. Нечаевой). Какой из ныне действующих букварей вы предпочитаете? Почему?