Где существовала республиканская форма правления. Республиканская форма правления (1) - Задача

Где существовала республиканская форма правления. Республиканская форма правления (1) - Задача

Республика представляет собой форму правления, при которой верховная власть принадлежит выборным органам, избираемым населением на определенный период времени. Само слово происходит от латинской фразы Реs Publicum, что означает "общее дело".

Характерные особенности республики:
1) Единственным источником власти является народ;
2) Правление при республиканской форме правления осуществляется коллективно;
3) Высшие органы государственной власти формируются парламентом или избираются выборным путем;
4) государственные органы избираются на определенный срок, по истечении которого их полномочия прекращаются

5) высшая государственная власть основывается на фундаментальном принципе разделения властей

6) должностные лица и государственные органы власти несут ответственность за свои действия

«Наряду с монархической формой правления республиканская форма также зародилась в рабовладельческом государстве. Одним из первых республик, образованных в Афинском государстве в VIII. До н.э. и V-IV вв. До н.э. была признано демократическая республика. В феодальной эпохе республиканская форма правления практически не используется.
В настоящее время республика находиться на подъеме и становится своего рода ориентиром для развивающихся стран».

По степени взаимоотношений между исполнительной и законодательной властью в современном мире выделяют следующие республики; парламентскую, президентскую, и смешанную.

Президентская республика характеризуется тем, что президент занимает очень важное место в системе высших органов. В качестве примера таких республик можно назвать США, Бразилию, Мексику, Филиппины, Нигерию, Казахстан. .

В «классической» президентская республика (США) президент является одновременно главой законодательной и главой исполнительной власти.

В президентской республике он имеет право законодательной инициативы, назначения референдума, право введения чрезвычайного положения, он является верховным главнокомандующим вооруженных сил, имеет право заключить мир, объявлять войну и т.д. Президент в рамках своей компетенции самостоятельно издает акты, которые занимают особое место в иерархии законодательства страны.

«Парламентская республика представляет собой такую разновидность республиканской формой правления, в котором связующую роль в осуществлении высшей государственной власти и формированию ее органов принадлежит парламенту как высшему органу представительной власти. Президент в условиях такой формы правления чаще всего избирается парламентом (например, в Греции, Турции, Ливана, Венгрии, Чехии и т.д.)»

Но даже в тех случаях, когда в таких республиках Президент избирается не парламентом, а непосредственно народом (например, Ирландии, Болгарии, Финляндии и др.) , его полномочия весьма ограничены, а реальная исполнительная власть осуществляется правительством.



Главное в характеристике парламентской республики является то, что верховенство власти ней принадлежит парламенту, а правительство несет перед ним, а не президентом ответственность и должно подать в отставку в случае кворума не доверия от парламента. Конечно, в этих условиях, реализуется принцип разделения властей так как исполнительная ветвь власти в лице правительства, имеет определенную автономию, может в случае, кворума недоверия парламента, обратиться к президенту с предложением о роспуске парламента и назначением новых выборов. В целом, правительство в такой форме правления является в определенной зависимость от парламента: глава правительства, как правило, стоит лидер партии в парламенте, правительство подотчетно парламенту, контролируется им и в любое время может быть отправлено парламентом в отставку путем выражения ему вотума недоверия.

«Смешанная республика представляет такую форму государственного правления, которая находиться на грани президентской и парламентской республики. В ней как институты государственной власти одновременно присутствуют и президент с реальными полномочиями, и правительство, и парламент. Властные полномочия разделены между ними. Примером служит: Франция, Россия, Югославия».

Характерной особенностью смешанной формы республики является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В этих республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства является президент. Он назначает премьер-министра и министров с учетом политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях Кабинета и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство, утвердив годовой бюджет, а также может выразить недоверие правительству.

Заключение

Цель моей курсовой работы достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Формы правления" можно сделать ряд выводов:

Под формой правления понимается организация высшей власти государства, компетенция, взаимодействие высших органов государства, степень участия населения в их образовании. Форма государственного правления дает возможность уяснить: как создаются высшие органы государства и какого их строение; как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

Форма государственного правления, как существенный элемент формы государства, складывается из фактической и юридической сторон образования и организации высших органов государственной власти, а так же органов, наделенных самостоятельными властными полномочиями.

С этой точки зрения, государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия представляет собой форму правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу- монарху и обычно передаётся по наследству. Монарх не несёт ответственности за свои деяния. Юридическими признаками монархии являются:

1) Существование единоличного главы государства, обладающего властью пожизненно.

2) Престолонаследие как способ передачи верховной власти.

3) Осуществление монархом правления по собственному усмотрению, а не от имени народа.

4) Отсутствие юридической ответственности монарха, то есть он не отвечает за принимаемые решения, ответственность возлагается на министров, которые действуют от имени монарха.

Республика- это форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок.

Применительно к республиканской форме правления в качестве оснований для ее подразделения на подвиды могут выступать различия в уровне развития государств, степени причастности всего населения или его части к процессу осуществления государственной власти, положении в системе высших органов государственной власти тех или иных институтов, в частности института президентства или парламента, и др.

В современном мире существуют три основные разновидности республики: президентская, парламентарная и смешанная. Хотя история знает и многие другие разновидности республик: рабовладельческую, аристократическую, советскую, теократическую и др.

Различия между ними обусловлены, во-первых, тем, кто формирует правительство и перед кем оно ответственно, и, во-вторых, как строят свои взаимоотношения законодательная и исполнительная ветви власти (на принципе разделения властей, что характерно для президентской республики, либо исходя из принципа сотрудничества властей, что свойственно парламентарной республике).

Как показывает исторический опыт, общественный прогресс обуславливается не столько тем, какая разновидность монархии или республики установлена в стране, а в большей степени тем, насколько приемлема и органична она для конкретного государства. Речь идет, в первую очередь, о соответствии выбранной модели правления совокупности исторических предпосылок, экономических отношений, уровню культуры, традиционным воззрениям и психологии населения, а также целому ряду прочих факторов.

Список используемой литературы

1. Алексеев С.С. Общая теория права. -- М.,2013, с. 286.

2. Бабаев В.К. Теория государства и права: учебник [Текст] / под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2033. 592 с

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник [Текст] / А.Б. Венгеров. - М.: ОМЕГА-Л, 2012. - 607 с.

4. Гумплович Л. Общее учение о государстве СПб., 1910. С. 221.

5. Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. «Теория государства и права» – Уч. пособие – М: Юрист,2013 г

6. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. - М.: ЮРИСТЪ, 2014.

7. .Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник для студентов вузов 2-е изд. М.: Юристъ, 2013. 541 с.

8. Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений. М.: Высшее образование, 2013 г. 495 с.

9. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник [Текст] / А.В. Мелехин. М.: Маркет DS, 2012. - 640 с.

10. Морозова Л.А. Основы государства и права. М.: НОРМА, 2014. 464 с.

11. Потапов М. Г. Теория государства и права: учебное пособие/М. Г. Потапов: Новосибирск, 2014 г, -438

12. Рассолов М. М. Теория государства и права: учебник для вузов/ М. М. Рассолов. –М, 2014 г. с. 635

13. Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник. М., 2013 г. 65

14. Симонишвили Л. Р. Республика со смешанной формой правления. - М., 2014, с 234

15. Сырых В.М. Теория государства и права. М.: Юстицинформ, 2012, 695 с.

16. Темнов М.Б. Теория государства и права. – М., 2014. – С. 218

17. Храпанюк В. Н. Теория государства и права. –М.:, 2012, .с 34


Гумплович Л. Общее учение о государстве СПб., 1910. С. 221.

Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений. М.: Высшее образование, 2012 г. 495 с.

Старцев Я.Ю. Курс лекций "Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах".- М.РУДН,2013г.-С.125.:

Темнов М.Б. Теория государства и права. – М., 2014. – С. 218

Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. - М.: ЮРИСТЪ, 2013 г. С.183.

Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. «Теория государства и права» – Уч.пособие – М: Юрист,2013 г.

Морозова Л.А. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2013 г. - 414 с.

Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник. М., 2013 г. 65

Потапов М. Г. Теория государства и права: учебное пособие/М. Г. Потапов: Новосибирск, 2014 г, -438

Бабаев В.К. Теория государства и права: учебник [Текст] / под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2013. 592 с

Симонишвили Л. Р. Республика со смешанной формой правления. - М., 2014, с 234

Республика - (лат. respublica) общенародное дело. Республиканская форма правления - эта такая форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемые на определенный срок. В республике главой государства является президент, избираемый разными способами, но из среды граждан государства. В разных странах выборы президента происходят по-разному, но во всех странам президент выбирается народом.

Можно выделить следующие основные признаки республики:

Существование единоличного или коллегиального главы госу­дарства;

Выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

Осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

Юридическая ответственность главы государства в случаях, пред­усмотренных законом;

Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

Преимущественная защита интересов граждан государства, вза­имная ответственность личности и государства;

Имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Одна из первых республик сформировалась в Афинском государстве в VIII в. до н.э. и в V-IV вв. до н.э. была признана демократической республикой.

Президентская республика – это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одной лице полномочия главы государства и главы правительства.

В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принимает законы. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом. Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент). В противовес импичменту президент имеет свое “оружие” против правительства, он может наложить вето на законы принятые парламентом.

Иной моделью президентской республики является такое устройство формы правления, когда президент является главой государства , но не совмещает этот статус со статусом главы правительства. Тогда кроме распределения полномочий, закрепленных Конституцией, президент, как упоминалось выше, образует систему органов - государственных и общественных - при президенте, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта конституции.

(США, Аргентина, Мексика, Бразилия, Российская Федерация и другие)

Парламентская республика - это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер и т.п.), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент. Правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется большими полномочиями (имеет право роспуска парламента), на практике не оказывает никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое его действие может быть осуществлено только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые несут за них ответственность.

(Италия, ФРГ, Финляндия, Индия, Турция).

Смешанная форма или полупрезидентская форма республики – эта такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики. Впервые такая форма республики была введена во Франции в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля.

Президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом.

В смешанной республики, президент может назначать вице-премьеров и министров, независимо от партийного состава и сил. Назначение премьер-министра происходит по разному: самостоятельно или с согласия парламента. Президент имеет право уволить премьер-министра, отдельного министра или все правительство.

Таким образом, в смешенной республике президент не относится ни к одной из ветвей власти и правительство несет ответственность перед президентом. (РФ, Казахстан, Румыния, Франция и др.)

Нетрадиционные республики

Существуют и иные, нетипичные, виды республик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки харак­терна своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях однопартийного политичес­кого режима лидер партии провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел (Заир, Малави).

Долгое время в отечественной юридической науке осо­бой формой республики считалась республика Советов . Ее признаками назывались: откровенно классовый характер (диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства), отсутствие разделения властей при полновластии Советов, жесткая иерархия последних, право отзыва избирателями депутатов Советов до истечения срока их полномочий (императивный мандат), реальное перераспределение власти от эпизодически собиравших­ся Советов в пользу их исполнительных комитетов

Вопрос 1. Республиканская форма правления.

Республика (от латинского res publica - государственное, общественное дело) - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

а) выборность власти;

б) ограниченность срока полномочий власти;

в) зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль; в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) - парламент; в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) - совместно президент и парламент.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом, он одновременно является главой государства и правительства. Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент не может распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил Конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского veto - запрет) на решения законодательного органа.

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

Республика, являясь древней формой общественной организации, в настоящее время наиболее распространена и востребована в мире как способ государственного устройства, регулируемого большинством его граждан.

Согласно республиканским принципам правления, граждане государства реализуют свои политические права и свободы, регулярно избирая своих представителей (депутатов, президента) в высшие органы власти и тем самым контролируя их состав.

Таким образом, в государстве-республике полномочия верховных властей (парламента и президента) должны основываться на народном доверии. Народ определяет, кому занимать место в представляющей его интересы структуре государственной власти.

Республика – это форма управления государством, в основе которой лежит избирательный принцип. Высшая власть при республиканской форме правления, в противоположность монархической, осуществляется по воле народа или представляющего его учреждения (парламента).

* – это форма государственного правления, при которой пожизненное право на верховную власть передается по наследству одному лицу (монарху).

История происхождения республики

Республика появилась во времена античности как противопоставление монархии. Она открывала новый способ государственного устройства – на демократических началах. Полноправные граждане полиса получали возможность управлять древним городом-государством, принимая участие в собрании или совете.

Этимологически «республика» восходит к латинским res - дело и publicus - общественный, всенародный, что в сочетании переводится как «общественное, народное дело».

Признаки современной республики

Со времен античности мир развивался, и республика, не теряя своих ключевых демократических принципов, приобретала новые черты. Среди основных признаков республики выделяют:

  • Наличие главного лица (президента) или коллегиального органа (парламента), представляющего государство и несущего функции законодательной и\или исполнительной власти.
  • Избираемость главы государства и верховных органов власти на определенный срок.
  • Подчинение главы государства Конституции.
  • Взаимная ответственность личности и государства перед законом.
  • Принцип разделения властей на три ветви (в большинстве республик).

Разновидности республики

Республики в зависимости от того, кто имеет больше полномочий в управлении государством, президент или парламент, а также от механизма реализации власти разделяют на:

  • президентские, в которых парламент подчиняется президенту, формирующему правительство и управляющему им;
  • парламентские, в которых парламент назначает президента, созывает правительство и контролирует его;
  • смешанные, в которых президентская и парламентская власти уравновешены или ведут борьбу между собой: правительство формируется ими совместно и несет ответственность перед обоими; при этом, кому принадлежит реальная власть, возглавляющему парламент премьер-министру или президенту, зависит от количества полученных ими голосов.

С точки зрения государственного устройства и территориальной целостности республики бывают:

  • Унитарные — территориально единые государства, как, например, Италия, Франция, Япония, Польша.
  • Федеративные — состоящие из частей (субъектов федерации), которые разделяют властные полномочия с управляющим центром (президентом и/или парламентом). К таким республикам относятся: Россия, США, Германия.
  • Союзные — входящие в состав больших государственных объединений с республиканской или монархической формой правления (СССР, Исламская республика).

Республики в современном мире

Парламентские республики появились первыми вследствие буржуазных революций в Голландии, Англии и Франции и распространились по всей современной Европе и миру. На сегодняшний день парламентскими республиками являются: Австрия, Греция, Ирландия, Индия, Португалия, ФРГ. Все эти страны представляет премьер-министр, который возглавляет правительство и парламентское большинство.

Первой президентской республикой считается США, в ней президент противопоставил себя парламенту, что стало эффективным способом управления конфедерацией. Сейчас президентскими республиками являются: Россия, Мексика, Аргентина, Бразилия и др.

В современном мире существуют также:

  • суперпрезидентские республики, с единой властью в лице президента, поддерживаемого армией (Сирия, страны Латинской Америки);
  • милитарно-президентские республики, возглавляемые революционным военным советом;
  • президентско-монократические республики, с неограниченным сроком правления президента (Ирак, Тунис, Гвинея).

верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (но не всегда) на определённый срок. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.

Республике присущи следующие признаки:

Существование единоличного и коллегиального главы государства - президента и парламента. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента - возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.

Выборность на определённый срок главы государства и других верховных органов государственной власти. Так, президент и парламент должны избираться народом на определённый срок.

Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.

В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.

Преимущественный приоритет прав личности над государственными.[источник не указан 160 дней]

Источником власти признается народ.

Высшая власть основана на принципе разделении властей, четком разграничении полномочий.

Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть, и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделён большим количеством полномочий. Или, иначе говоря, республики разделяются по трем параметрам:

как избирается парламент,

как формируется правительство,

какой объём правомочий принадлежит президенту.

[править]

Сегодня большинство стран мира являются республиками. Хотя республика считается многими[источник не указан 160 дней] современной формой власти и синонимом демократии, это ошибочное мнение, основанное на том, что исторически было больше государственных образований с монархической формой правления, где власть передаётся по наследству.

Первые республики возникли ещё в античности (см. «Афинская демократия» и «Римская республика».

В Средневековье на территории современной Российской Федерации долгое время существовали Новгородская республика и Псковская республика (короткое время республики были в Твери и в Москве.

В Европе более тысячелетия существовала Венецианская республика.

Дубровницкая республика - город-государство, существовавшее с XIV века до 1808 г.

А созданная в 301 году республика Сан-Марино существует и в настоящее время.

В большинстве современных республик глава государства (в основном, президент) избирается всеобщим голосованием граждан страны или всенародно избираемым парламентом. Власть главы государства также ограничена в зависимости от Конституции - от довольно солидных полномочий (США, Россия, Франция) до чисто церемониально-представительских функций (Австрия, Германия, Италия).

В отличие от Средневековых республик, во многих современных демократических государствах ограничены не только срок полномочий президента, но и само количество сроков. Также ограничена, хотя и в разной мере, власть главы государства. Право голоса в республиках имеют все граждане страны. Для сравнения, в Венецианской республике дож избирался пожизненно и не всеми гражданами, а также имел практически неограниченные полномочия. Однако, и в настоящее время в некоторых странах выборы не являются всеобщими. В ЮАР до 1990-х не имели право голоса негры и мулаты.

В республиках отменён институт дворянства. Все граждане имеют равные права, однако, не все постоянные жители, даже рождённые на территории стран имеют гражданство.

В некоторых республиках есть пожизненные сенаторы (Италия, Франция), но их места не передаются по наследству.

Однако республика не является синонимом демократии. Во многих странах, официально республиках, отменяются выборы Президента либо происходят на безальтернативной основе. В то же время во многих государствах-монархиях демократические институты широко распространены. Однако в республиках больше возможностей для развития демократии.

Республика - самое распространённое сегодня политическое устройство. Монархия в некоторых странах - лишь дань традици