Самые известные картины сальвадора дали. Дали: творчество Какому направлению в искусстве принадлежал сальвадор дали

Самые известные картины сальвадора дали.  Дали: творчество Какому направлению в искусстве принадлежал сальвадор дали
Самые известные картины сальвадора дали. Дали: творчество Какому направлению в искусстве принадлежал сальвадор дали

11 мая 1904 в 8 часов 45 минут в Испании в Каталонии (северо-восток Испании), Фигуэресе появился на свет маленький Дали. Полное имя Сальвадор Фелипе Хасинто Дали-и-Доменеч. Родители его дон Сальвадор Дали-и-Куси и донья Фелипа Доменеч. Сальвадор по-испански означает "Спаситель". Назвали Сальвадора в честь его умершего брата. Он умер от менингита за год до рождения Дали в 1903г. Так же у Дали была младшая сестра Анна-Мария, которая в будущем будет образом многих его картин. Воспитывали родители маленького Дали по разному. Поскольку уже с детства он выделялся импульсивным и эксцентричным характером, отец буквально приходил в бешенство от его выходок. Мама же напротив, разрешала ему абсолютно все.

Я пи сался в постель чуть ли не до восьми лет - только ради своего удовольствия. В доме я царил и повелевал. Для меня не было ничего невозможного. Отец и мать разве что не молились на меня (Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим)

Желание к творчеству у Дали проявлялось с раннего детства. Лет с 4х он уже начина с усердием, не бывалым для ребенка, рисовать. В шестилетнем возрасте Дали привлек образ Наполеона и отождествляя себя с ним, он почувствовал потребность во власти. Одев на себя маскарадный костюм короля, он получал огромное удовольствие от своего вида. Ну а первую картину он нарисовал, когда ему было 10 лет.Это был небольшой пейзаж в импрессионистском стиле, нарисованный масляными красками на деревянной дощечке. Затем Сальвадор стал брать уроки рисования у профессора Жуана Нуньеса. Таким образом, в 14 лет можно было с уверенностью видеть талант Сальвадора Дали в воплощении.

Когда ему почти исполнилось 15 лет, Дали выгнали из монашеской школы за плохое поведение. Но для него это крахом не было, он отлично сдал экзамены и поступил в институт. В Испании институтами назывались школы среднего образования. А в 1921 году он закончил институт с отличными оценками.
После он поступил в Мадридскую Художественную академию. Когда Дали было 16 лет, он начал увлекаться наравне с живописью и литературой, стал писать. Публикует свои очерки в самодельном издании "Студиум". И вообще ведет достаточно активную жизнь. Успел отсидеть сутки в тюрьме за участие в студенческих волнениях.

Сальвадор Дали мечтал создать собственный стиль в живописи. В начале 20х годов он восхищался работами футуристов. В это же время он заводит знакомства со знаменитыми поэтами того времени (Гарсиа Лорка, Луис Бонюэль). Отношения между Дали и Лоркой были очень близкими. В 1926 году было опубликовано стихотворение Лорки "Ода Сальвадору Дали", а в 1927 году Дали разработал декорации и костюмы для постановки "Марианы Пи-неды" Лорки.
В 1921 году умирает мать Дали. Отец позже жениться на другой женщине. Для Дали это выглядет как предательство. Позже в своих работах он отображает образ отца, желающего уничтожить своего сына. На творчество художника это событие положила свой отпечаток.

В 1923 году Дали очень заинтересовался работами Пабло Пикассо . Одновременно начались проблемы в академии. Его отстранили от занятий на год за нарушения дисциплины.

В 1925 году у Дали проходит первая его персональная выставка в галерее Далмау. Он представил 27 картин и 5 рисунков.

В 1926 году Дали совсем перестал прилагать усилия для учебы, т.к. разочаровался в школе. А выгнали его после инцидента. Он не соголасился с решением учителей относительно одного из преподавателей живописи, потом встал и удалился из зала. Сразу началась потасовка в зале. Конечно, Дали посчитали виноватым, хотя он даже не знал о случившемся, в итоге он оказывается в тюрьме, правда не долго. Но вскоре он вернулся в академию. В конце концов, поведение его привело к исключению из академии за свой отказ сдавать устный экзамен. Как только он узнает, что последний его вопрос - вопрос о Рафаэле, Дали заявил: "...я не знаю меньше трех профессоров, вместе взятых, и отказываюсь им отвечать, потому что лучше осведомлен в данном вопросе. "

В 1927 году Дали едет в Италию, чтобы ознакомиться с живописью Возрождения. Пока он еще не был в группе сюрреалистов, которую возглавлял Андре Бретон и Макс Эрнст, но позже он влился к ним в 1929 г. Бретон глубоко изучал работы Фрейда. Он говорил о том, что обнаружив скрытые на подсознании невыраженные мысли и желания, сюрреализм мог создать новый образ жизни и способ ее восприятия.

В 1928 году он уезжает в Париж, на поиски себя.

В начале 1929 года Дали попробовал себя в качестве режиссера. Вышел первый фильм по его сценарию Луиса Бонюэля. Фильм назывался "Андалузский пес". Что удивительно, сценарий фильма был написан за 6 дней! Премьера была нашумевший, так как фильм сам по себе был очень экстравагантным. Считается классикой сюрреализма. Состоял из набора кадров и сцен. Это был небольшой короткий фильм, задуманный чтобы задеть за живое буржуазию и высмеять принципы авангарда.

В личной жизни у Дали до 1929 года не было ничего яркого и знаменательного. Конечно, он гулял, были многочисленные связи с девушками, но они далеко никогда не заходили. И вот как раз в 1929 году Дали по-настоящему влюбился. ЕЕ звали Елена Дьяконова или Гала. Русская по происхождению, была старше его на 10 лет. Она была замужем за писателя Поля Элюара, но их отношения уже шли к распаду. Ее мимолетные движения, жесты, ее выразительность - это все равно что вторая Новая Симфония: выдает архитектонические контуры совершенной души, кристаллизующиеся в благодати самого тела, в аромате кожи, в сверкающей морской пене ее жизни. Выражая изысканное дыхание чувств, пластика и выразительность материализуются в безукоризненной архитектуре из плоти и крови . (Тайная жизнь Сальвадора Дали)

Познакомились они, когда Дали вернулся в Кадакес для работы над выставкой своих картин. Среди гостей выставки был Поль Элюар со свой тогда еще женой Галой.Гала стала вдохновителем Дали во многих его работах. Он рисовал ее всевозможные портрет, а так же на основании их отношений и страсти различне образы."Первый поцелуй, - писал Дали позже, - когда столкнулись наши зубы и переплелись наши языки, был лишь началом того голода, который заставил нас кусать и грызть друг друга до самой сути нашего бытия" . Такие образы часто появлялись в последующих работах Дали: отбивные котлеты на теле человека, жареные яйца, каннибализм - все эти образы напоминают о неистовом сексуальном освобождении молодого человека.

Дали писал в абсолютно неповторимом стиле. Вроде бы он рисовал образы, известные каждому: животных, предметы. Но компоновал он их и соединял совершенно немыслимым образом. Мог соединить туловище женщины с носорогом, например, или расплавленные часы. Дали сам назовет это "параноидально-критическим методом".

1929 год у Дали первая персональная выставка в Париже в галерее Гемана, после которой он начал свой путь к вершине славы.

В 1930 году картины Дали начали приносить ему известность. На творчество его повлияли работы Фрейда. В своих картинах он отражал сексуальные переживания человек, а так же разрушение, смерть. Созданы такие его шедевры как и "Постоянство памяти" . Так же Дали создает многочисленные макеты из различных предметов.

В 1932 году проходит премьера второго фильма по сценарию Дали "Золотой век" в Лондоне.

В Гала разводится с мужем в 1934 году и выходит замуж за Дали. Это женщина была на протяжении всей жизни Дали его музой, божеством.

Между 1936 и 1937 годом Дали работает над одной из самых знаменитых своих картин "Метамарфозы Нарцисса" , тут же появляется одноименная книга.
В 1939г Дали серьезно ссориться с отцом. Отец был недоволен связью сына с Галой и запретил Дали появляться в доме.

После оккупации в 1940 году из Франции Дали переезжает в США в Калифорнию. Там он открывает свою мастерскую. Там же пишет свою саму знаменитую книгу "Тайная жизнь Сальвадора Дали". После женитьбы с Галой Дали уходит из группы сюрреалистов, т.к. взгляды его и группы начинают расходиться. "Мне совершенно наплевать на сплетни, которые может распускать на мой счет Андре Бретон, он просто не хочет простить мне того, что я остаюсь последним и единственным сюрреалистом, но надо же все-таки, чтобы в один прекрасный день весь мир, прочитав эти строки, узнал, как все происходила на самом деле. " ("Дневник одного гения").

В 1948 году Дали возвращается на родину. Начинает увлекаться религиозно-фантастической тематикой.

В 1953 году в Риме проходи большая по своим размахам выставка. Он выставляет 24 картины, 27 рисунков, 102 акварели.

В 1956 году у Дали начался период, когда вдохновителями в его вторчесвте была идея Ангела. Бог для него есть понятие неуловимое и не поддающееся никакой конкретизации. Бог для него не является и понятием космическим, ведь это накладывало бы на него определенные ограничения. Дали видит Бога в совокупности противоречивых мыслей, которые невозможно свести ни к какой структурированной идее. Но Дали действительно верил в существование ангелов. Об этом он говорил так: "Какие бы ни выпадали на мою долю грезы, они способны доставить мне удовольствие лишь в том случае, если обладают полной достоверность. Следовательно, если уж я испытываю такое наслаждение при приближении ангельских образов, то у меня есть все основания верить, что ангелы существуют на самом деле. "

Тем временем, в 1959 году, посокльку отец больше не хотел пускать Дали,он с Галой устроились жить в Порт-Льигате. Картины Дали уже пользовались огромной популярностью, продавались за большие деньги, а сам он был знаменит. Он часто общается с Вльгельмом Теллем. Под впечатлениями он создает такие работы как "Загадка Вильгельма Телля" и "Вильгельм Телль".

В основном Дали работал по нескольким тематикам: параноидально-критический метод, фрейдистско-сексуальная тема, теория современно физики и иногда религиознае мотивы.

В 60х годах отношения между Галой и Дали дали трещину. Гала попросила купить другой дом, дабы съехать. После этого их отношения уже были лишь остатками прошлой яркой жизни, но образ Галы никогда не покидал Дали и продолжал оставаться вдохновитетем.
В 1973 году В Фигуэрасе открывается "Музей Дали" невероятный по своему содержанию. До сих пор он поражается зрителей своим сюрреалистичным видом.
В 1980 году у Дали начались проблемы со здоровьем. Смерть Франко, главы государства Испании, потрясла и испугала Дали. Врачи подозревают у него болезнь Паркинсона. Отец Дали умер от этой болезни.

В 1982 году 10 июня умерла Гала. Для Дали это был страшнейший удар.В похоронах он не участвовал. Говорят, Дали вошел в склеп только через несколько часов. "Посмотри, я не плачу", - все что он сказал. Смерть Галы для Дали стала огромным ударом в его жизни. То что потерял художник с уходом Галы, было известно только ему. Он ходил в одиночестве по комнатам их дома, говорил что-то о счастье и о красоте Галы. Он перестал рисовать, часами сидел в столовой, где были закрыты все ставни.
Последняя работа "Ласточкин хвост" была закончена в 1983 году.

В 1983 году самочувствие Дали вроде как поднялось, он стал выходить прогуливаться. Но эти изменения были недолгими.

30 августа 1984г случился в доме Дали пожар. Ожоги на его теле охватили 18% поверхности кожи.
К февралю 1985 года самочувствие Дали снова пошло на поправку и он даже давал интервью в газету.
Но в ноябре 1988 года Дали положили в больницу. Диагноз - сердечная недостаточность. 23 января 1989 года Сальвадора Дали не стало. Ему было 84 года.

По его прошению, тело было забальзамировано и в течении недели находилось в его музее. Похоронили Дали в самом центре его же музея под простой плитой без надписей. Жизнь Сальвадора Дали всегда была яркой и насыщенной, сам по жизни отличался своим неординарным и экстравагантным поведением. Менял необычные костюмы, фасон усов, постоянно восхвалял свой талант в написанных книгах ("Дневник одного гения", "Дали по Дали", "Золотая книга Дали", "Секретная жизнь Сальвадора Дали"). Был такой случай, когда он в 1936г читал лекции в Лондон Групп Румз. Она проводилась в рамках Международной выставки сюрреалистов.Дали появился в костюме водолаза-глубоководника.


Сальвадор Дали (1904 - 1989) был испанским художником, который наиболее известен своими работами в сюрреализме, влиятельным движением 20-го века, прежде всего в искусстве и литературе. Художник-сюрреалист отверг рациональное в искусстве; и вместо этого нацелился на бессознательное, чтобы разблокировать силу воображения. Дали использовал обширную символику в своей работе. Повторяющиеся изображения в его картинах показывают слонов с хрупкими ногами; муравьёв, которые считались символом распада и смерти; и таяние часов, возможно, символическое для нелинейного человеческого восприятия времени. Вклад Дали в сюрреализм включает в себя параноидально-критический метод. Дали стал самым влиятельным художником-сюрреалистом; и, возможно, самым известным художником двадцатого века после Пабло Пикассо.

В этой статье мы готовы представить вам самые знаменитые картины Сальвадора Дали с их описанием и фото.

Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения

Сальвадор Дали сказал, что это произведение должно было «впервые выразить в изображениях открытия Фрейдом типичного сна с длинным рассказом, последствием мгновенной случайности, которая заставляет спящего человека проснуться». Это показывает спящая фигура жены художника Гала Дали, плывущая над скалой. Рядом с ее обнаженным телом две капли воды, гранат и пчела также переносятся в воздухе. Мечта Галы вызвана жужжанием пчелы и изображается в верхней половине полотна. В последовательности изображений, гранаты открываются, чтобы выпустить гигантскую красную рыбу, из уст которой появляются два свирепых тигра вместе со штыком, который вскоре разбудит Галу из ее спокойного сна. Слон, позднее повторяющийся образ в работах Дали, представляет собой искаженную версию «Слон и обелиск», скульптуру известного итальянского художника Джан Лоренцо Бернини.

Жираф в огне

Работу «Жираф в огне» рассматривают как выражение личной борьбы Сальвадора Дали с гражданской войной, происходящей в его родной стране. На полотне написаны две женские фигуры с неопределенными фаллическими формами, выступающими из их спины. Руки, предплечья и лицо ближайшей фигуры урезаются до мышечной ткани под кожей. Напротив, открываются выдвижные ящики, выступающие из левой ноги и сундука фигурки. Сальвадор Дали был большим поклонником знаменитого невролога Зигмунда Фрейда, и некоторые картины Дали были под влиянием фрейдистских теорий. Эти открытые ящики могут быть отнесены к психоаналитическому методу Фрейда и относятся к внутреннему, подсознательному внутри человека. Живое изображение жирафа на заднем плане было описано Дали как «мужским космическим апокалиптическим монстром». Он считал это предчувствием войны.

Параноидально-критический метод - это техника в сюрреализме, разработанная Сальвадором Дали в начале 1930-х годов. Он использовался художником, чтобы использовать его подсознание посредством систематической иррациональной мысли и самоиндуцированного параноидального состояния. Считая одно из главных достижений сюрреализма, Дали использовал его в нескольких своих картинах, особенно тех, которые связаны с оптическими иллюзиями и другими множественными изображениями. Согласно греческой мифологии, Нарцисс, известный своей красотой, влюбился в свое отражение в воде. Дали интерпретирует греческий миф, эта картина показывает, что Нарцисс сидит в бассейне и смотрит вниз. Картина «Метаморфозы Нарцисса» была создана Дали во время его параноидально-критического периода и является одним из его самых известных произведений.

Лебеди, отражающиеся в слонах

Двойные изображения были важной частью параноидально-критического метода Дали. Как и полотно «Метаморфоза Нарцисса», это произведение использует отражение в озере, чтобы создать двойное изображение. Три лебедя перед деревьями отражаются в озере, так что их шеи становятся слонами слонов, а деревья становятся ногами слонов. Пейзаж контрастирует с тишиной озера, поскольку Дали писал вихреподобные изображения, чтобы изобразить фоновые скалы и небеса. Лебеди, отражающие слонов, считаются знаковой живописью в сюрреализме, поскольку она повышает популярность стиля двойного изображения. Это самый известный двойной образ, созданный Сальвадором Дали; его величайший шедевр с использованием параноидально-критического метода; и одна из самых известных работ в сюрреализме.

Кстати, говоря об озёрах, напомним, что на нашем сайте сайт есть очень интересная статья с фотографиями про удивительный комплекс .

Эта картина была создана Сальвадором Дали в конце его знаменитой карьеры и считается его последним великим шедевром. Он провел два лета, чтобы создать художественные работы, в которых помимо сюрреализма он использовал такие стили как: рисование действий, поп-арт, пуантилизм, геометрическую абстракцию и психоделическое искусство. В том числе изображения древнегреческой скульптуры в современном кинематографе, картина «Ловля тунца» изображает жестокую борьбу между мужчинами и крупными рыбами, как олицетворение ограниченной вселенной. Картина посвящена Жан-Луи Эрнесту Мейссонье, французскому художнику XIX века, известному своими изображениями боевых сцен. По мнению Дали, произведение «Ловля тунца» является его самой важной работой.

В 1929 году Сальвадор Дали встретил свою музу, которая позже стала его женой. Это полотно было создано в том же году и, как полагают, отражает эротическую трансформацию, которую художник претерпел благодаря ее приходу в его жизнь. Главная желтая область на картине представляет собой сон художника. Из его головы появляется видение, вероятно, представляющее эротическую фантазию, обнаженной женской фигуры, напоминающей его музу, притянутой к гениталиям человека, по-видимому, художнику. Как и многие другие работы автора, странный автопортрет также страдает от добавок, таких как крючок с рыбой, кровоточащие порезы, муравьи, ползающие по его лицу, и кузнечик, который привязан к его лицу. Данное произведение представляет собой прославлением чего-то, что обычно высмеивается и относится к самым противоречивым картинам Дали.

После атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки Сальвадор Дали был воодушевлен ядерной физикой и теориями распада атома. Это было также время, когда он возобновил интерес к католицизму. Приведённый к его периоду «Ядерный мистицизм», в котором его произведения часто использовали идеи современной науки как средство рационализации христианской религии. Понимая, что материя состоит из атомов, Дали заставил свои работы распасться на несколько атомов. Эта картина - портрет Гала Дали, его жены и музы. Ее лицо состоит из густонаселенных сфер, представляющих атомные частицы, которые придают изумительный трехмерный эффект холсту. Галатея в названии относится к морской нимфе в классической мифологии по имени Галатея, которая славилась своей добродетелью. Галатея со сферами - одна из самых известных картин периода ядерного мистицизма Дали.

Христос Святого Иоанна Креста

Эта картина известна как Христос Святого Иоанна Креста, потому что ее дизайн основан на рисунке испанского монаха 16-го века Иоанна Креста. Композиция состоит из треугольника, который образован руками Христа и горизонтали креста; и круг, который образован главой Христа. Треугольник можно рассматривать как ссылку на Святую Троицу, в то время как круг может представлять единство, то есть все вещи существуют в трех. Хотя картина является изображением распятия, она лишена гвоздей и крови. По словам Дали, вдохновение картины пришло к нему через космический сон, в котором он был убежден, что изображение гвоздей и крови портит его образ Христа. Христос Святого Иоанна Креста был избран любимой живописью Шотландии в 2006 году, и многие считают, что это величайшая религиозная живопись двадцатого века.

Сальвадор Дали написал этот шедевр за полгода до начала Гражданской войны в Испании. Он утверждал, что знал о войне из-за «пророческой силы своего подсознания». Картина отражает его беспокойство в то время и предсказывает ужас и насилие на войне. Он изображает два тела, одно более темное, чем другое, в ужасном бою, где ни один из них не является победителем. Чудовищное существо саморазрушительно, как и Гражданская война. Дали удостоверился, что картина выглядела очень реалистично, несмотря на фантастическое существо, которое она изображает. Вареные бобы на картине, которые также упоминаются в названии, являются, возможно, интерпретацией тушеного мяса, которое было съедено бедными гражданами, проживающими в трудное время в Испании. «Мягкая конструкция с вареными бобами» считается одним из величайших шедевров Дали и славится бесподобным использованием сюрреализма, изображающим ужасы войны.

В произведении «Сон» Дали воссоздал вид большой, мягкой головы и практически отсутствующего тела. Однако, в этом случае, лицо, не является автопортретом. Сон и мечты - это превосходство в сфере бессознательного. Костыли всегда были торговой маркой Дали, намекая на хрупкость поддерживающих сторон, которые поддерживают «реальность», но здесь ничто, даже собака, не кажется по своей сути стабильным, так как подперто. Все, что изображено на полотне, кроме головы, купается в бледно-голубоватом свете, дополняя чувство отчуждения от мира дневного света и рациональности. В произведении «Сон» Сальвадор Дали вернулся к классическому сюрреалистическому мотиву. Сны - это сущность многих фрейдовских теорий из-за их доступа в бессознательное, до-профессиональная тема для сюрреалистов, в том числе Дали.

Постоянство памяти

Эта знаковая и многократно воспроизведенная картина изображает сцену с часами, медленно таящими на скалах и ветвью дерева, с океаном, как задняя капля. Дали использовал концепцию жесткой и мягкой в этой картине. Эта концепция может быть проиллюстрирована несколькими способами, такими как человеческий разум, движущийся от мягкости сна к твердости реальности. В своем шедевре Дали использует тающие часы и камни, чтобы представлять мягкие и жесткие аспекты мира соответственно. На протяжении многих лет упорство памяти много анализировалось, поскольку Дали никогда не объяснял его работу. Тающие часы считаются бессознательным символом относительности пространства и времени; как символ смертности с муравьями, окружающими часы, представляющие распад; и как иррациональность сновидений. Произведение «Постоянство памяти» считается одним из величайших шедевров искусства двадцатого века. Эта работа не только входит в список «Самые известные картины Дали», но и является самым знаменитым произведением в сюрреализме.

А какие работы великого мастера сюрреализма нравятся вам? Пишите об этом в комментариях.

Жанр: Учёба:

Школа изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид

Стиль: Известные работы: Влияние:

Сальвадо́р Дали́ (полное имя Сальвадо́р Фели́пе Хаси́нто Фа рес Дали́ и Доме́неч маркиз де Дали де Пуболь , исп. Salvador Felipe Jacinto Dalí i Domènech, Marqués de Dalí de Púbol ; 11 мая - 23 января ) - испанский художник, живописец, график, скульптор, режиссёр. Один из самых известных представителей сюрреализма . Маркиз де Дали де Пуболь (). Фильмы: «Андалузский пёс », «Золотой век », «Заворожённый ».

Биография

Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 г. примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном .

После прихода к власти каудильо Франко в 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали не без оснований заявляет: «Сюрреализм - это я».

С началом второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжает в США, где они живут с по г. В г. выпускает свою беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, оказываются коммерчески успешными.

После возвращения в Испанию живёт преимущественно в своей любимой Каталонии. В 1981 г. у него развивается болезнь Паркинсона . В г. умирает Гала.

Дали скончался 23 января 1989 г. от сердечного приступа. Тело художника замуровано в полу в музее Дали в г. Фигерас. Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди. В этой комнате запрещено фотографировать со вспышкой.

Доска на стене в комнате, где погребен Дали

  • Дизайн Чупа-Чупса (1961) Энрике Бернат назвал свою карамель «Чупсом», и сначала у нее было только семь вкусов: клубника, лимон, мята, апельсин, шоколад, кофе со сливками и клубника со сливками. Популярность «Чупса» росла, увеличивалось количество выпускаемой карамели, появлялись новые вкусы. Карамель уже не могла оставаться в изначальной скромной обертке, нужно было придумать нечто оригинальное, чтобы «Чупс» узнавали все. В 1961 году Энрике Бернат обратился к своему земляку, знаменитому художнику Сальвадору Дали с просьбой нарисовать что-нибудь запоминающееся. Гениальный художник думал недолго и менее чем за час набросал ему картинку, где была изображена ромашка «Чупа Чупс», которая в несколько измененном виде сегодня узнаваема как логотип «Чупа Чупс» во всех уголках планеты. Отличием нового логотипа было и его местоположение: он находится не сбоку, а сверху конфетки
  • В честь Сальвадора Дали назван кратер на Меркурии .
  • В 2003 году компанией «Уолт Дисней » был выпущен мультипликационный фильм «Destino ». Разработка фильма началась с сотрудничества Дали с американским мультипликатором Уолтом Диснеем ещё в 1945 году, но была отложена вследствие финансовых проблем компании.

Наиболее известные и значимые произведения

  • Портрет Луиса Бунюэля (1924) Как и «Натюрморт» (1924) или «Пуристический натюрморт» (1924), данная картина создана во время поиска Дали своей манеры и стиля исполнения, по атмосфере же напоминает полотна Де Кирико .
  • Плоть на камнях (1926) Дали называл Пикассо своим вторым отцом. Данное полотно выполнено в несвойственной Сальвадору кубистической манере, как и ранее написанный «Кубистический автопортрет» (1923). Кроме того, Сальвадором были написаны и несколько портретов Пикассо.
  • Приспособление и рука (1927) Продолжаются эксперименты с геометрическими формами. Уже чувствуется та мистическая пустыня, манера написания пейзажа, свойственная Дали «сюрреалистического» периода, а также некоторым другим художникам (в частности, Иву Танги).
  • Незримый человек (1929) Также называемая «Невидимкой», картина демонстрирует метаморфозы, скрытые смыслы и контуры предметов. Сальвадор нередко возвращался к данному приёму, сделав его одной из основных черт своей живописи. Это касается ряда более поздних картин, таких как, к примеру, «Лебеди, отражённые в слонах» (1937) и «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря» (1938).
  • Просвещённые удовольствия (1929) Интересно тем, что вскрывает навязчивые идеи и детские страхи Сальвадора. Также использует образы, позаимствованные из своих же «Портрета Поля Элюара» (1929), "Загадки желания: «Мою мать, Мою мать, Мою мать» (1929) и некоторых других.
  • Великий мастурбатор (1929) Горячо любимая исследователями, картина подобно «Просвещённым удовольствиям» является полем исследования личности художника.

Картина «Постоянство памяти», 1931

  • Постоянство памяти (1931) Пожалуй, самое известное и обсуждаемое в художественных кругах произведение Сальвадора Дали. Как и многие другие, оно использует идеи из прежних работ. В частности, это автопортрет и муравьи, мягкие часы и берег Кадакеса , родины Сальвадора.
  • Загадка Вильгельма Телля (1933) Одно из откровенных издевательств Дали над коммунистической любовью Андре Бретона и его левыми взглядами. Главный герой по словам самого Дали - это Ленин в кепке с огромным козырьком. В «Дневнике гения» Сальвадор пишет, что младенец - это он сам, орущий «Он хочет меня съесть!». Здесь же имеются и костыли - непременный атрибут творчества Дали, сохранивший свою актуальность на протяжении всей жизни художника. Этими двумя костылями художник подпирает козырёк и одну из ляжек вождя. Это не единственная известная работа на данную тему. Ещё в 1931 году Дали написал «Частичная галлюцинация. Шесть явлений Ленина на рояле».
  • Загадка Гитлера (1937) Сам Дали о Гитлере отзывался по-разному. Он писал, что его притягивает мягкая, пухлая спина фюрера. Его мания не вызывала особых восторгов среди сюрреалистов, питавших симпатии к левым. С другой стороны, Сальвадор впоследствии говорил о Гитлере как о законченном мазохисте, который начал войну с одной лишь целью - её проиграть. По словам художника, как-то у него попросили автограф для Гитлера и он поставил прямой крест - «полную противоположность ломаной фашистской свастике».
  • Телефон - омар (1936) Так называемый, сюрреаллистический предмет - предмет, потерявший свою сущность и традиционную функцию. Чаще всего призван был вызывать резонанс и новые ассоциации. Дали и Джакометти были первыми, кто создал то, что сам Сальвадор называл «предметами с символической функцией».
  • Лицо Мэй Уэст (использованное в качестве сюрреалистической комнаты) (1934-1935) Работа была реализована как на бумаге, так и в виде реальной комнаты с мебелью в виде губ-дивана и прочего.
  • Метаморфозы нарцисса (1936-1937) Или «Превращение Нарцисса». Глубоко психологичная работа. Мотивы использовалась в качестве обложки одного из дисков Pink Floyd .
  • Параноические превращения лица Гала (1932) Как бы картина-инструкция параноико-критического метода Дали.
  • Ретроспективный бюст женщины (1933) Сюрреалистический предмет. Несмотря на огромный хлеб и початки - символы плодородия, Сальвадор как бы подчёркивает цену, которой всё это даётся: на лице женщины полно изъедающих её муравьёв.
  • Женщина с головой из роз (1935) Голова из роз - это скорее дань Арчимбольдо , художнику, горячо любимому сюрреалистами. Арчимбольдо задолго до появления авангарда как такового писал портреты придворных мужей, используя овощи и фрукты для их составления (нос-баклажан, волосы из пшеницы и тому подобное). Он (как и Босх) был нечто вроде сюрреалиста до сюрреализма.
  • Податливое сооружение с варёными бобами: предчувствие гражданской войны (1936) Как и написанный в том же году «Осенний каннибализм», это картина - ужас испанца, понимающего, что происходит с его страной и куда она движется. Это полотно сродни «Гернике » испанца Пабло Пикассо .
  • Солнечный столик (1936) и Поэзия Америки (1943) Когда реклама плотно вошла в жизнь всех и каждого, Дали прибегает к ней для создания специального эффекта, этакого ненавязчивого культурного шока. В первой картине он как бы случайно роняет на песок пачку сигарет «CAMEL », а во второй - использует бутылку «Кока-Колы ».
  • Венера Милосская с тазиком (1936) Наиболее известный далианский предмет. Идея ящиков присутствует и в его живописи. Подтверждением тому могут служить «Жираф в огне» (1936-1937), «Антропоморфный шкафчик» (1936) и другие картины.
  • Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера (1938) Одна из наиболее известных «оптических» картин Дали, в которых он умело играет с цветовыми ассоциациями и углом зрения. Другой крайне известной работой подобного рода является «Гала, глядящая на средиземное море, на расстоянии двадцати метров превращается в портрет Авраама Линкольна » (1976).
  • Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения (1944) Этой яркой картине присуще ощущение лёгкости и неустойчивости происходящего. На заднем плане - длинноногий слон. Это персонаж есть и в других работах, вроде «Искушение святого Антония» (1946).
  • Обнажённый Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в корпускулы, из которых неожиданно сотворяется Леда Леонардо, оплодотворённая лицом Гала (1950) Одна из многих картин, относящихся к периоду увлечения Сальвадора физикой. Он разбивает образы, предметы и лица на шаровидные корпускулы или некие подобия носорожьих рогов (ещё одна навязчивая идея, продемонстрированная в дневниковых записях). И если примером первого приёма служит «Галатея со сферами» (1952) или данная картина, то на втором построен «Взрыв головы Рафаэля» (1951).
  • Гиперкубическое тело (1954) Corpus hypercubus - полотно, изображающее распятие Христа. Дали обращается к религии (а также мифологии, примером чему служит «Колосс Родосский» (1954)) и пишет библейские сюжеты по-своему, привнося в картины немалую долю мистики. Непременным персонажем теперь и «религиозных» картин становится жена Гала. Тем не менее, Дали не ограничивает себя и позволяет писать довольно провокационные вещи. Такие, как «Содомское удовлетворение невинной девы» (1954).
  • Тайная вечеря (1955) Известнейшее полотно, демонстрирующее одну из библейских сцен. Многие исследователи до сих пор спорят о ценности так называемого «религиозного» периода в творчестве Дали. Картины «Гвадалупская Богоматерь» (1959), «Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба» (1958-1959) и «Вселенский собор» (1960) (на которой Дали запечатлел и себя самого) - яркие представители полотен того времени.

«Тайная вечеря» - одна из самых удивительных полотен мастера. На ней представлены в своей совокупности сцены Библии (собственно вечеря, хождение Христа по воде, распятие, моление перед предательством Иуды), которые удивительно сочетаются, переплетаясь друг с другом. Стоит сказать, что библейская тема в творчестве Сальвадора Дали занимает весомую позицию. Художник пытался найти Бога в окружающем мире, в себе, представляя Христа центром первозданной Вселенной («Христос Сан-Хуана де ла Крус», 1951).

Ссылки

  • 1500+ картин, биография, ресурсы (англ.) , Постеры (англ.)
  • Сальвадор Дали (англ.) на сайте Internet Movie Database

Wikimedia Foundation . 2010 .

11 мая 1904 года в семье состоятельного нотариуса-каталонца Сальвадора Дали-и-Куси появляется на свет сын. Супружеская пара к тому времени уже пережила потерю любимого первенца Сальвадора, который умер в двухлетнем возрасте от воспаления мозга, поэтому было принято решение второму ребенку дать такое же имя. В переводе с испанского оно означает «Спаситель».

Мать младенца Фелипе Доменеч сразу начала опекать и баловать сына, тогда как отец оставался строг к своему отпрыску. Мальчик рос капризным и очень своенравным ребенком. Узнав в 5 лет правду о своем старшем брате, он стал тяготиться этим фактом, что еще больше повлияло на его неокрепшую психику.

В 1908 году в семье Дали появилась дочь Ана Мария Дали, которая в дальнейшем стала близкой подругой своего брата. Мальчик с раннего детства увлекся рисованием, и это у него неплохо получалось. В подсобном помещении Сальвадору соорудили мастерскую, где он часами уединялся для творчества.

Творчество

Несмотря на то, что в школе он вел себя вызывающе и плохо учился, отец отдал его на уроки живописи к местному художнику Рамону Пичоту. В 1918 году в родном Фигерасе состоялась первая выставка работ юноши. На ней были представлены пейзажи, на создание которых Дали вдохновили живописные окрестности города. До последних лет Сальвадор останется большим патриотом Каталонии.


Уже в первых работах молодого художника видно, что он с особой старательностью осваивает техники письма импрессионистов, кубистов и пуантилистов. Под руководством профессора художественных искусств Нуньенса Дали создает картины «Тетушка Анна за шитьем в Кадакесе», «Сумеречный старик» и другие. В это время молодой художник увлекается европейским авангардом, он читает труды , . Сальвадор пишет и иллюстрирует небольшие рассказы для местного журнала. В Фигерасе он приобретает определенную известность.


Когда юноше исполняется 17 лет, его семья переживает большую утрату: от рака груди на 47 году жизни умирает мать. Отец Дали до конца жизни не снимет траур по своей супруге, а характер самого Сальвадора станет и вовсе несносным. Едва поступив в этом же году в Мадридскую Академию художеств, он тут же начнет вести себя вызывающе по отношению к педагогам и студентам. Выходки заносчивого франта вызывали возмущение среди профессуры Академии, и Дали два раза выгоняют из учебного заведения. Однако пребывание в столице Испании позволило молодому Дали завести нужные знакомства.


Его друзьями становятся Федерико Гарсиа Лорка, и Луис Бунюэль, они существенно повлияли на художественный рост Сальвадора. Но не только творчество связывало молодых людей. Известно, что Гарсиа Лорка не стеснялся своей нетрадиционной ориентации, и современники даже утверждали о его связях с Дали. Но Сальвадор так и не стал гомосексуалистом, даже несмотря на свои странности в сексуальном поведении.


Скандальное поведение и отсутствие академического художественного образования не помешали Сальвадору Дали уже спустя несколько лет получить мировую известность. Его работами этого периода стали: «Порт-Альгер», «Молодая женщина, увиденная со спины», «Женская фигура у окна», «Автопортрет», «Портрет отца». А произведение «Корзинка с хлебом» даже попадает на международную выставку в США. Основной моделью, которая постоянно позировала художнику для создания женских образов в это время, становится его родная сестра Ана Мария.

Лучшие картины

Первой знаменитой работой художника считается полотно «Постоянство памяти», на котором изображены стекающие со стола жидкие часы на фоне песочного пляжа. Сейчас картина находится в США в Музее современного искусства и считается самой известной работой мастера. При содействии возлюбленной Галы начинают проходить экспозиции Дали в различных городах Испании, а также в Лондоне и Нью-Йорке.


Гения замечает меценат Виконт Шарль де Ноэйль, который по высокой цене скупает его картины. На эти деньги возлюбленные приобретают себе приличный дом рядом с городком Порт-Льигата, что находится на берегу моря.

В этом же году Сальвадор Дали делает еще один решительный шаг навстречу будущему успеху: он присоединяется к обществу сюрреалистов. Но и здесь эксцентричный каталонец не вписывается в рамки. Даже среди бунтарей и возмутителей традиционного искусства, таких как Бретон, Арп, де Кирико, Эрнст, Миро, Дали выглядит белой вороной. Он входит в конфликт со всеми участниками движения и в итоге провозглашает свое кредо - «Сюрреализм - это я!».


После прихода к власти в Германии у Дали начинаются недвусмысленные сексуальные фантазии по поводу политика, что находит свое выражение в художественном творчестве, и это тоже возмущает его коллег. В итоге, накануне Второй мировой войны Сальвадор Дали разрывает свои отношения с группой французских художников и уезжает в Америку.


За это время он успел поучаствовать в создании сюрреалистического фильма Луиса Бонюэля «Андалузский пес», который имел большой успех у публики, а также приложил свою руку ко второй картине своего друга «Золотой век». Самой знаменитой работой молодого автора этого периода стала «Загадка Вильгельма Телля», в которой он изобразил советского лидера компартии с большой обнаженной ягодичной мышцей.

Среди нескольких десятков полотен этого времени, которые выставлялись на персональных выставках в Великобритании, США, Испании и Париже, можно выделить «Мягкую конструкцию с вареными бобами, или Предчувствие гражданской войны». Картина появилась буквально перед началом гражданской войны в Испании наряду с «Возбуждающим пиджаком» и «Телефоном-омаром».

После посещения Италии в 1936 году Дали начал буквально бредить искусством итальянского Возрождения. В его творчестве появились черты академизма, что стало еще одним из противоречий с сюрреалистами. Он пишет «Метаморфозы Нарцисса», «Портрет Фрейда», «Гала - Сальвадор Дали», «Осенний каннибализм», «Испания».


Последней работой в стиле сюрреализма считается его «Сон Венеры», который появился уже в Нью-Йорке. В США художник не только занимается живописью, он создает рекламные плакаты, оформляет магазины, работает с и , помогая им с художественным оформлением фильмов. В это же время он пишет свою знаменитую автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим», которая моментально раскупается.

Последние годы

В 1948 году Сальвадор Дали возвращается в Испанию, в Порт-Льигат, и создает холст «Слоны», олицетворяющий послевоенную боль и опустошенность. Помимо этого, после в творчестве гения появляются новые мотивы, которые обращают взор зрителя к жизни молекул и атомов, что проявляется в картинах «Атомная Леда», «Расщепление атома». Критики отнесли эти полотна к стилю мистического символизма.


С этого периода Дали начинает писать также полотна на религиозные сюжеты, такие как «Мадонна Порт-Льигата», «Тайная вечеря», «Распятие или гиперкубическое тело», некоторые из них даже получили одобрение Ватикана. В конце 50-х он по предложению своего друга бизнесмена Энрике Берната разрабатывает логотип знаменитого леденца на палочке «Чупа-Чупса», которым стало изображение ромашки. В обновленном виде оно до сих пор используется дизайнерами производства.


Художник очень плодовит на идеи, что приносит ему постоянный немалый доход. Сальвадор и Гала знакомятся с законодательницей мод и дружат с ней до конца ее жизни. Особый имидж Дали с его неизменно закрученными усами, которые он носил уже в молодости, становится приметой своего времени. В обществе создается культ художника.

Гений постоянно эпатирует публику своими выходками. Неоднократно он фотографируется с необычными животными, а однажды даже отправляется на прогулку по городу с муравьедом, чему подтверждением стали многочисленные фото в популярных изданиях того времени.


Закат творческой биографии художника начался в 70-х годы в связи с ухудшением его состояния здоровья. Но по-прежнему Дали продолжает генерировать новые идеи. В эти годы он обращается к стереоскопической технике письма и создает картины «Полигидрас», «Рыбак-подводник», «Оле, Оле, Веласкес! Габор!». Испанский гений начинает строить большой дом-музей в Фигерасе, который получил название «Дворец Ветров». В нем художник запланировал разместить большую часть своих картин.


В начале 80-х годов Сальвадор Дали получает множество премий и наград от правительства Испании, его делают почетным профессором академии искусств Парижа. В своем завещании, которое было обнародовано после смерти Дали, эксцентричный художник указал, что все его состояние в 10 млн долларов он передает Испании.

Личная жизнь

1929 год принес перемены в личную жизнь Сальвадора Дали и его родственников. Он встретил единственную любовь всей жизни - Елену Ивановну Дьяконову, эмигрантку из России, которая на тот момент была женой поэта Поля Элюара. Она называла себя Гала Элюар и была старше художника на 10 лет.

После первой же встречи Дали и Гала никогда больше не расставались, а его отец и сестра пришли от этого союза в ужас. Сальвадор-старший лишил своего сына всех финансовых дотаций со своей стороны, а Ана Мария разорвала с ним творческие отношения. Новоиспеченные любовники поселяются на песчаном берегу в Кадакесе в небольшой лачуге без удобств, где Сальвадор начинает создавать свои бессмертные творения.

Через три года они официально расписываются, а в 1958 году состоялось их венчание. Долгое время пара жила счастливо, пока в начале 60-х годов не начался разлад в их отношениях. Пожилая Гала жаждала плотских утех с молоденькими мальчиками, а Дали стал находить утешение в кругу юных фавориток. Для своей жены он покупает замок в Пуболе, куда может приезжать только с согласия Галы.

Около 8 лет его музой была британская модель Аманда Лир, с которой Сальвадора связывали лишь платонические отношения, ему достаточно было часами наблюдать за своей пассией и наслаждаться ее красотой. Карьера Аманды разрушила их отношения, и Дали без сожаления расстался с ней.

Смерть

В 70- е годы у Сальвадора начинается обострение его психической болезни. Он крайне истощен галлюцинациями, а также страдает от избытка психотропных медикаментов, которые ему прописывают врачи. Медики не без основания считали, что Дали страдает шизофренией, которая получила осложнение в виде болезни Паркинсона.


Постепенно старческое расстройство стало отнимать у Дали способность держать кисть в руке и писать картины. Смерть любимой жены в 1982 году окончательно скосила художника, и в течение некоторого времени он лежит в больнице с воспалением легких. Через 7 лет сердце старого гения не выдерживает, и он умирает от недостаточности миокарда 23 февраля 1989 года. Так закончилась история любви художника Дали и его музы Галы.

С уверенностью можно сказать, что людей, не слышавших о Дали, попросту не существует. Одни знают его по творчеству, отразившему целую эпоху в жизни человечества, другие - по эпатажу, с которым он жил и рисовал.

Все работы Сальвадора Дали стоят в наши дни миллионы, и всегда находятся ценители творчества, готовые заплатить за холст необходимую сумму.

Дали и его детство

Первое, что следует сказать о великом художнике - он испанец. К слову, своей национальной принадлежностью Дали невероятно гордился и был настоящим патриотом своей страны. Семья, в которой он родился, во многом определила его жизненный путь, особенности позиции. Мать великого творца была человеком глубоко верующим, в то время как отец - убежденным атеистом. С самого детства Сальвадор Дали был погружен в атмосферу многозначности, некоторой амбивалентности.

Автор полотен, оцененных в миллионы, учеником был довольно слабым. Неусидчивый характер, неудержимое стремление к выражению собственного мнения, слишком бурное воображение не позволили ему добиться больших успехов в обучении, однако как художник Дали проявил себя достаточно рано. Первым его способности к рисованию заметил Рамон Пичот, направивший талант четырнадцатилетнего творца в нужное русло. Так уже в четырнадцать лет молодой художник представил свои работы на выставке, проходившей в Фигерасе.

Юность

Работы Сальвадора Дали позволили ему поступить в мадридскую Академию изобразительных искусств, однако молодой и уже тогда эпатажный художник надолго там не задержался. Будучи убежденным в своей исключительности, он был в скором времени отчислен из академии. Позже, в 1926 году, Дали решил продолжить обучение, однако вновь был исключен, уже без права на восстановление.

Огромную роль в жизни молодого художника сыграло знакомство с Луисом Бонюэлем, ставшим впоследствии одним из самых знаменитых режиссеров, работающих в жанре сюрреализма, и Федерико который вошел в историю как один из самых ярких поэтов Испании.

Изгнанный из академии искусств, молодой художник свои не прятал, что позволило ему еще в юности организовать собственную выставку, которую посетил великий Пабло Пикассо.

Муза Сальвадора Дали

Конечно, любому творцу необходима муза. Для Дали ею стала Гала Элюар, бывшая на

Момент знакомства с великим сюрреалистом замужем. Глубокая, всепоглощающая страсть стала толчком к уходу от мужа для Галы и к активному творчеству для самого Сальвадора Дали. Возлюбленная стала для сюрреалиста не только вдохновителем, но и своего рода менеджером. Благодаря ее усилиям работы Сальвадора Дали стали известны в Лондоне, Нью-Йорке и Барселоне. Слава художника приобрела совершенно иные масштабы.

Лавина славы

Как и положено любой творческой натуре, художник Дали постоянно развивался, стремился вперед, совершенствовал и преобразовывал технику. Конечно, это привело к значительным переменам в его жизни, наименьшей из которых стало исключение из списка сюрреалистов. Впрочем, на его карьере это никак не сказалось. Многотысячные, а затем и многомиллионные выставки набирали обороты. Осознание же величия пришло к художнику после публикации автобиографии, тираж которой разошелся в рекордные сроки.

Самые знаменитые работы

Человека, не знающего ни одной работы Сальвадора Дали попросту не существует, однако немногие могут назвать хотя бы несколько произведений великого художника. По всему миру творения эпатажного деятеля искусства хранятся как зеница ока и показываются миллионам посетителей музеев и выставок.

Сальвадор Дали самые известные картины рисовал почти всегда в некоем порыве чувств, вследствие определенного эмоционального всплеска. К примеру, «Автопортрет с рафаэлевской шеей» был написан после смерти матери художника, что стало для Дали настоящей душевной травмой, в чем он неоднократно признавался.

«Постоянство памяти» - одна из известнейших работ Дали. Именно у этой картины существует несколько разных названий, равноправно сосуществующих в искусствоведческих кругах. На холсте в данном случае запечатлено место, в котором художник жил и творил - Порт-Льигата. Многие исследователи творчества утверждают, что пустынный берег отражает в данной картине внутреннюю пустоту самого творца. Сальвадор Дали «Время» (как еще называют эту картину) рисовал под впечатлением от таяния сыра сорта «Камамбер», из чего, возможно, и появились ключевые образы шедевра. Часы, приобретающие на холсте совершенно немыслимые формы, символизируют собой человеческое восприятие времени и памяти. «Постоянство памяти» - определенно одна из самых глубоких и продуманных работ Сальвадора Дали.

Разнообразие творчества

Ни для кого не секрет, что картины Сальвадора Дали весьма различны между собой. Определенному периоду в жизни художника свойственны та или иная манера, стиль, определенное направление. Ко времени, когда творец во всеуслышание заявлял: «Сюрреализм - это я!» - относятся работы, написанные с 1929 по 1934 год. К этому периоду относятся такие картины, как «Вильгельм Телль», «Вечерний призрак», «Кровоточивые розы» и многие другие.

Перечисленные работы в существенной мере отличаются от картин периода, ограниченного 1914 и 1926 годами, когда Дали Сальвадор творчество свое держал в определенных рамках. Ранним произведениям мастера эпатажа свойственна большая равномерность, размеренность, большее спокойствие, в некоторой мере большая реалистичность. Среди таких картин можно выделить «Праздник в Фигерасе», «Портрет моего отца», написанный в 1920-1921 годах, «Вид Кадакеса с горы Пани».

Сальвадор Дали самые известные картины писал и после 1934 года. С этого времени метод художника стал «параноидально-критическим». В этом ключе творец работал до 1937 года. Среди написанного Дали в это время самую большую известность получили картины «Податливое сооружение с варёными бобами (Предчувствие гражданской войны)» и «Атавистические останки дождя»

За «параноидально-критическим» периодом следовал так называемый американский. Именно в это время Дали пишет свой знаменитый «Сон», «Галарину» и «Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения».

Все большее напряжение приобретают работы Сальвадора Дали с течением времени. За американским периодом следует период ядерного мистицизма. Картина «Содомское самоудовлетворение невинной девы» написана именно в это время. В этот же период, в 1963 написан «Вселенский собор».

Дали успокаивается


Время с 1963 по 1983 год искусствоведы называют периодом «последней роли». Работы этих лет более спокойны, нежели предыдущие. В них наблюдаются четкая геометрия, очень уверенная графика, преобладают не плавные, тающие, а четкие и достаточно строгие линии. Здесь можно выделить знаменитого «Воина», написанного в 1982 году, или же «Явление лица на фоне пейзажа».

Менее известный Дали

Мало кто знает, но Сальвадор Дали самые творил не только на холсте и дереве и не только при помощи красок. Знакомство художника с Луисом Бонюэлем не только во многом определило дальнейшее направление творчества Дали, но и отразилось в картине «Андалузский пес», шокировавшей в свое время зрительскую аудиторию. Именно этот фильм стал своего рода пощечиной буржуазии.

В скором времени пути Дали и Бонюэля разошлись, однако их совместное творчество вошло в историю.

Дали и эпатаж

Даже внешний вид художника говорит о том, что это натура глубоко творческая, необыкновенная и стремящаяся к новому, неизведанному.

Дали никогда не отличался стремлением к спокойному, традиционному внешнему виду. Наоборот, своими необычными выходками он гордился и всячески использовал их в свою пользу. О собственных усах, к примеру, художник написал книгу, назвав их «антеннами для восприятия искусства».

Одну из собственных встреч в порыве произвести впечатление Дали решил провести в водолазном костюме, в результате чего едва не задохнулся.

Дали Сальвадор творчество свое ставил превыше всего. Славу художник завоевывал самыми непредвиденными, самыми странными способами, которые вообще можно вообразить. Он покупал долларовые купюры за 2 доллара, продавая затем книгу об этой акции за огромные деньги. Художник отстаивал право своих инсталляций на существование их разрушением и приводами в полицию.

Сальвадор Дали самые известные картины после себя оставил в огромном количестве. Впрочем, как и воспоминания о своем странном, непостижимом характере и мировидении.