Обучение детей игре на музыкальных инструментах в детском саду. Методическая разработка:"Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду

Обучение детей игре на музыкальных инструментах в детском саду. Методическая разработка:
Обучение детей игре на музыкальных инструментах в детском саду. Методическая разработка:"Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребёнка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

Развивать музыкальные и творческие способности (с учётом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приёмов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

В ребёнке важно развивать всё лучшее, что заложено в нём от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучение их игре на детских музыкальных инструментах.

Почему, проводя музыкальные занятия, мною уделяется большое внимание игре на детских музыкальных инструментах? Да потому что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.

Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. И поэтому этой работе в нашем ДОУ уделяется большое внимание и проводится она не формально от случая к случаю, а имеется целая система обучения.

Работа проводится организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, имеется большая база детских музыкальных инструментов. Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

Знакомство с музыкальными игрушками и инструментами в 1 младшей группе.

Знакомить детей с музыкальными инструментами я начинаю в 1 младшей группе. Учу детей различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, металлофона, фортепиано), узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, дудочки.

Каждую музыкальную игрушку вношу, создавая игровую ситуацию. Например, собачка принесла в корзине интересные вещи, ими оказались погремушки. Дети с увлечением рассматривают их, щупают, учатся общаться с ними, извлекать звук. Затем собачка проводит с детьми игру “Погремушки” муз. М. Раухвергера. Играется музыкальная пьеса, а дети вместе с воспитателем выполняют движения; под тихую музыку играют погремушкой перед собой, а под громкую поднимают её вверх и встряхивают с большой силой. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать тихое и громкое звучание.

На следующем занятии дети встречаются с мишкой. Он приносит бубен, он хочет танцевать. Но танцует он медленно, вперевалочку, а воспитатель ударяет в бубен. Один из активных детей приглашается потанцевать с мишкой, (мишка пляшет на столе, чтобы все хорошо видели). На следующем занятии все дети превращаются в мишек, медленно, переваливаясь с ноги на ногу, они танцуют вместе с мишкой (воспитатель играет на бубне). Затем мишка предлагает детям поиграть на бубне, сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно. Конечно, не у всех получаются ритмичные удары, не все умеют ударять. Часто к детям приходит кукла Катя и включается в игры детей. Дети очень любят играть с Катей. Вот Катя идёт по залу — редкие удары в бубен, а вот Катя побежала и дети слышат частое звучание. При этом обращается внимание на разное звучание бубна. Таким образом, дети учатся чувствовать ритм (различать ритм шага и бега), реагировать на смену музыки.

Для развития тембрового слуха уже в 1 младшей группе проводится музыкально-дидактическая игра “Угадай, на чём играю?” Дети узнают барабан, дудочку, бубен, колокольчик. Сначала даётся только два контрастных по звучанию инструмента, а затем количество увеличивается до четырёх. Детей не просят давать названия этим инструментам, они показывают на те, которые лежат перед ширмой (те на которых воспитатель играет, лежат за ширмой). Сначала не все дети правильно определяют звучащие инструменты, но через несколько занятий дети успешно справляются с заданием.

Вторая младшая группа.

Во 2-й младшей группе закрепляем знания детей о музыкальных инструментах и игрушках, о которых они узнали в первой младшей группе, продолжаю знакомить с новыми – добавляю музыкальный молоточек и металлофон. Было замечено, что детям этого возраста доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами. Для развития чувства ритма детям предлагается такое упражнение. Всем детям раздаём по 2 кубика и предлагаем занять место в вагончиках-стульчиках. Поезд набирает ход – дети медленно ударяют в кубики. Темп ускоряется, дети вместе с воспитателем стараются передать ритм быстрее. Поезд останавливается, и вместе с мелодией замолкают и кубики.

Всегда с большой охотой дети выполняют упражнения на развитие ритмического восприятия. К детям в гости приходит матрёшка и приносит с собой кубики и погремушки. Она хочет поплясать, а музыки нет. Тогда воспитатель просит детей сыграть матрёшке, а она будет плясать. Дети с удовольствием под плясовую музыку ударяют погремушками и кубиками.

В игре “Кто по лесу ходит?” задание усложняется. Дети учатся сравнивать и передавать на одном инструменте медленные удары – ходит мишка, слон, и быстрые – прыгает зайчик, бежит ёжик.

Практика показывает, что дети этого возраста без особых трудностей различают по звучанию два разных колокольчика (высокое и низкое звучание), в играх “Капельки большие и маленькие”, “Какая птичка поёт?”, дети различают от 1 и до 2 октавы.

Продолжая развивать динамическое восприятие, использую такие игры как “Тихие и громкие ладошки”, “Тихие и громкие звоночки”, где дети сначала звонят колокольчиками то тихо, то громко, в соответствии с изменением силы звука в музыке, а потом, усложняя задания: дети делятся на 2 подгруппы. Девочки – тихие звоночки, а мальчики – громкие, и звенеть они должны только свою музыку, развивается выдержка и внимание.

Далее начинаю знакомить детей с новым музыкальным инструментом – металлофоном. Стараюсь, чтобы знакомство с инструментом проходило в атмосфере большой заинтересованности, с использованием разнообразного материала, в игровой форме.

“Сказка про лягушонка КВАК” (на фланелеграфе)

“Лягушонок КВАК пошёл гулять. Вдруг на него упала капелька дождя (ударяю по пластинке металлофона 1 раз).Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло ещё несколько капель (ударяю несколько раз).В начале капельки капали редко (редкие удары), а затем дождик разошёлся не на шутку и капельки полились одна за другой всё чаще и чаще. Дождь усилился (частые удары). Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло солнышко”.

Вопросы к детям: какой был дождь? Сильный, слабый, редкий, частый. А вот и инструмент, который помогал мне изобразить настоящий дождик. Таким образом, закрепляется название инструмента. Далее предлагаю посмотреть и потрогать, ещё раз послушать звучание. На следующем занятии игра “Весёлый дождик” закрепляет умение различать ритмический рисунок, а малыши определяют какой идёт дождь. Если в 1 младшей группе дети, узнав инструмент по звучанию, только показывали на него, то во 2-ой младшей группе я прошу дать название инструменту, а в дальнейшем, узнав, назвать и поиграть на нём.

Музыкальные игрушки в этой возрастной группе используются и на праздниках. Так на Новый год мы даём детям колокольчики или погремушки – так они будят Снегурочку, которая спит в своём домике. Иногда танцуют с погремушками, а Петрушка, пришедший на праздник, показывает им движения. Постепенно у малышей обогащается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно действовать с ними.

Средняя группа.

В средней группе предусматривается новый вид детской музыкальной деятельности – игра на металлофоне. Игра на этом инструменте способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. Первоначальное обучение проводится на занятии, а затем во время индивидуальной работы с детьми. Большое значение уделяется правильной посадке детей во время игры. Обеспечивается свобода корпуса и рук. Показ сопровождается объяснением. В ходе игры на инструменте дети самостоятельно изображают большой и маленький колокольчик, прыжки воробушка, удары дятла. После того, как дети почувствовали, что звуки металлофона могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими и выражать различные образы, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке. Сначала знакомлю детей с попевкой, показываю иллюстрацию, затем поём всей группой и индивидуально. С самого начала учу детей точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаю прохлопать ритмический рисунок попевки, используя различные ударные инструменты. Дети передают ритм на бубне, кубиках, музыкальных молоточках. При этом учимся согласовывать свои движения с движениями товарищей, чтобы не обгонять и не опережать, и не отставать.

Упражнение “Уточки”

Наши уточки с утра:

кря-кря-кря (поют дети)
кря-кря-кря (звуки инструмента)

Наши гуси у пруда:

га-га-га (поют дети)
га-га-га (звуки инструмента)

Наши курочки в окно:

ко-ко-ко (поют дети)
ко-ко-ко (звуки инструмента)

После таких упражнений дети играют дружнее, слаженнее.

Продолжая развивать взятую попевку на следующем занятии, ставлю перед детьми задачу узнать её по мелодии, спеть её, прохлопать ритм. И только после того, как все дети хорошо усвоят ритм, переходим к игре этой попевки на инструменте. Постепенно дети осваивают навык игры на металлофоне: играют знакомые песенки на одном звуке, передают ритмический рисунок на группе ударных, учатся прислушиваться друг к другу.

Старшая группа.

В старшей группе, при обучении игре на детских музыкальных инструментах важное место отводится музыкально-дидактическим играм. Музыкально-дидактические игры помогают развивать в детях определённые умения и навыки, так необходимые при овладении тем или иным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно, развивают музыкальные способности. Поэтому я обязательно применяю в своей работе различные игры, способствующие более эффективному обучению детей игре на музыкальных инструментах. Например:

Игра для развития тембрового слуха “Лесная школа”

“Дети, сейчас мы с вами будем играть в школу, но в школу необычную – лесную.

Те, кто сидит в третьем ряду, будут медвежатами, кто сидит во втором ряду, будут лисятами, а те дети, что сидят в первом ряду, будут зайчатами.

(Детям раздаются шапочки- эмблемы с изображением соответствующих животных). Ну, зверушки лесные, будем учиться различать звучание разных инструментов.

Послушайте! Это звучит металлофон. А это стучат кастаньеты. Ну а этот мелодичный звук у колокольчика. Когда я буду стучать в кастаньеты, затопают ногами “медвежата”.

Когда зазвучит металлофон, захлопают в ладоши-лапки “лисята”, а когда колокольчик – “зайчата” будут показывать, как в него играют, — кистями рук покачивать”.

Игра с раздаточным материалом “Определи по ритму”.

Каждый ребёнок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолёт, машина, поезд и т.д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.

В этой группе продолжаю обучение игре на металлофоне. Дети переходят к игре мелодий, построенных на 3-х и более звуках, с более усложнённым ритмическим рисунком, а также мелодий, включающих широкие интервалы. Разучивание таких партий начинаю с работы на бумажной клавиатуре. На ней дошкольники знакомятся с расположением клавиш, порядком нот, играют песенки-гаммы, узнают, где расположена нота “до” первой октавы (“на первом этаже”) и “до” второй октавы (“на втором этаже”). В результате дети учатся легко находить ноты глазами. Мелодическая линия “проигрывается” детьми на клавиатуре сначала в первой октаве, затем во второй. Когда дети научатся хорошо ориентироваться на бумажной клавиатуре, им предлагается сыграть то же самое на металлофоне.

В старшей группе знакомлю детей с новым инструментом – цитрой. Сначала слушаем звучание инструмента, обращая внимание на то, что на ней можно играть медиатором, задевая за струны. Сравнивая звучание цитры с другими инструментами, находим разницу в звучании. Поскольку этот инструмент сложен для освоения, обучение на нём идёт в основном на индивидуальных занятиях.

Работая над несложными песенками, мы формируем у детей навыки игры в ансамбле, приучаем слушать себя и других, играть с динамическими оттенками. Разученные произведения исполняем на детских праздника, используя выступления для совершенствования навыков коллективной игры.

Подготовительная к школе группа.

В подготовительной группе знакомлю детей с нотным станом и названием нот. Обучение детей нотной грамоте идёт через игру, через сказку, через развитие детской фантазии. На каждого ребёнка у нас есть домик из бархатной бумаги с нотным станом, кружочки – ноты. При знакомстве с нотами использую короткие стихи из “Нотной азбуки”. Дети легче запоминают ноты и стихотворения вносят оживление, вызывают эмоциональный отклик у детей. На каждом последующем занятии закрепляю материал предыдущего и даю новый. Игровая форма обучения помогает ребёнку легко, без напряжения освоить графическое изображение нот, основные элементы музыкальной грамоты. Понимание нотной записи способствует более точному исполнению мелодий на музыкальных инструментах.

Таким образом, проводя планомерную работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах в течение всего времени пребывания в детском саду, мы смогли подойти к главному этапу работы – созданию оркестра и сознательному разучиванию в нём мелодий на музыкальных инструментах.

Инструментальный состав детского оркестра

Большое значение для качественного звучания имеет тембровое разнообразие оркестра. В составе нашего оркестра используются различные группы музыкальных инструментов:
Ударные без определённой высоты звука (барабаны, бубны, тон-блоки, маракасы, кастаньеты, треугольники, колокольчики, тарелки);
Ударные мелодические инструменты (ксилофоны, металлофоны);
Струнные (арфы, цитры);
Духовые (блок-флейты, триолы);
Электромузыкальные инструменты (синтезаторы);
Наборы народных инструментов.

Различные по тембру детские музыкальные инструменты заинтересовывают слушателей способами звукоизвлечения и характером звучания. При комплектовании оркестра необходимо придерживаться соотношения всех групп инструментов. Мною учитывается, что инструментов с тихим звучанием (металлофоны, цитры и др.) должно быть больше, а инструментов ударной и духовой группы – меньше. Они, хоть и имеют насыщенное, громкое звучание, не должны заглушать мелодию музыкального произведения, которая выполняется на металлофоне или цитре.

Способы размещения участников детского оркестра

При организации детского оркестра важно следовать определённым правилам. Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Музыкальные инструменты лучше всего положить на небольшие подставки, а не класть на колени, чтобы дети, играя на них, не сидели согнувшись. Духовые инструменты до начала игры дети могут класть на колени

От расположения участников коллектива зависит качество звучания оркестра. Сидеть дети должны одинаково и на репетициях, и на выступлениях. Участников детского оркестра рассаживаю так, чтобы справа были низкие музыкальные инструменты, слева – высокозвучащие инструменты, а ударные инструменты размещаются сзади, в свободном порядке. С первых занятий приучаю маленьких оркестрантов к своим постоянным рабочим местам.

Формы проведения занятий с детским оркестром

В работе с детским оркестром использую все формы проведения занятий: индивидуальную (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте), групповую (при игре на однородных музыкальных инструментах) и коллективную (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра).Коллективная форма – самая сложная, но она даёт положительные результаты, если занятие правильно организованно и звучание чередуется с разъяснениями педагога.

Результаты работы

Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической музыкой. Детям очень нравится играть те же самые произведения, которые они слышат на занятиях в аудиозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют “публичные” выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями, на выездных конкурсах и концертах.

Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирования является также одной из форм общения. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Хочется надеется на то, что усилия не пропадут даром и дети из маленького по возрасту и по составу оркестрика, уже став взрослыми, навсегда останутся друзьями классической музыки.

Это сообщение было написано Воскресенье, Февраль 19th, 2012 в 08:14 в разделе , . Вы можете получать сообщения подписавшись на ленту. Вы можете

Музыкальное воспитание -

это не воспитание музыканта, а,

прежде всего воспитание человека.

В.А. Сухомлинский

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Задачами музыкального воспитания и обучения игры на музыкальных инструментах :

    Развивать музыкальные и творческие способности (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

    Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

3.Знать названия инструментов, узнавать их тембр.

4. Овладевать приемами игры на металлофоне, а по желанию и на других инструментах; правильно расходовать дыхание, играя на триолах, кларнетах, дудочках; находить удобную аппликатуру, играя на аккордеоне, баяне, пианино; приглушать звучание тарелок, треугольников; правильно держать руки при игре на бубне, барабане, встряхивая кастаньеты, маракасы.

5. Играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать.

6. Подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, прибаутки, считалки.

7. Импровизировать несложные попевки.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

Формы проведения занятий с детским оркестром

В работе с детским оркестром использую все формы проведения занятий: индивидуальную (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте), групповую (при игре на однородных музыкальных инструментах) и коллективную (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра).Коллективная форма - самая сложная, но она даёт положительные результаты, если занятие правильно организованно и звучание чередуется с разъяснениями педагога.

Ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Основной формой музыкальной дея-ти в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их игре на ДМИ. Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов как к средству музыкального воспитания был большим. Выдающиеся музыканты просветители Б.Асафьев, Б.Яворский, австриец К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной дея-ти детского оркестра, как основы элементарного музицирования и развития детей. Большое значение оркестру детских инструментов придавали и создатели действующей у нас системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Еще в 20-е годы Н.Метлов и Л.Михайлов говорили о необходимости организации детского оркестра как действенного средства развития музыкального восприятия и слуха у детей. В 30-40х годах Н.Метловым были организованны оркестры в детском саду, созданы новые звуковысотные ДМИ. Начав в 20-е годы с обучения детей игре на ударных инструментах(бубен, треугольник, звоночки, кастаньеты и др), Н.А.Метлов вскоре оставляет за ними право только аккомпанирующих, дающих определенную окраску произведению.Он ищет, конструирует и совершенствует мелодические инструменты, на которых дети могли бы исполнять любые мелодии, самостоятельно музицировать. Первыми инструментами для детей были ксилофон и металлофон. При обучении детей игре на этих инструментах пользовались системой записи нот. В союзе с мастерами- умельцами В. Рахманиновым, В.Бодровым и др. Н.Метлов в 1941-1942 г. создал металлофон с точной и устойчивой настройкой, чистымприятным звучанием. На современных ксилофонах и металлофонах изображается названия звуков и их расположение на нотном стане. Играя на таких инструментах, дети практически усваивают элементы музыкальной грамоты. В группу мелодических инструментов Метлов ввел детскую цитру, баян, флейту, гобой. Он организовал в детском саду оркестр в составе 30-40 детей играющих на музыкальных инструментах. Для каждого произведения Н.А.Метлов создавал инструментовки с учетом жанра и структуры. Произведения, специфики инструмента. Особую роль в инструментовке он отводил партии фортепьяно, которую исполнял музыкальный руководитель. Партию фортепьяно он украшал дополнительными гармоническими и варициозными средствами выразительности. Очень важной считалось инструментовка пьес для ударного оркестра. На основе народных мелодий и песен Метлов создал репертуар детского оркестра, удобный для исполнения на детских инструментах; позже в репертуар вошли произведения советских композиторов.

Совместно с Н.А.Метловым в 20-40г работали известные педагоги Т.С.Бабаджан, Ю.А.Двоскина, М.А.Фумер и др. А впоследствии разработкой этих методик занималась Н.А.Ветлугина и ее ученики (К.Линкявичус, В.В.Ищук).


1.Игра на ДМИ - полезное и интересное занятие


Почему проводя музыкальные занятия мы уделяем большое внимание игре на детсих музыкальных инструментах? Да потому что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм.

Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир.Это прекрасное средство не только индивидуального развития,но и развития мышления,творческой инициативы,сознательных отношений между детьми. И поэтому этой работе в нашем ДОУ уделяется большое внимание и проводится она не формально от случая к случаю, а имеется целая система обучения, которую я попытаюсь раскрыть в данной работе.

Работа проводится организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально- дидактических игр, имеется большая база детских музыкальных инструментов. Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

Обучение детей игре на музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.

В процессе обучения игре на музыкальных инструментах идет усвоение нотной грамоты. Играя, дети лучшей понимают устройство музыкальных инструментов, различают их звучание, тембр и естественно входят в новый для них мир музыкальной азбуки.

В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость. У детей появляется чувство взаимопомощи, внимание к действиям товарищей. Игра на музыкальных инструментах развивает сосредоточенность, память. Знакомство с названиями инструментов, их тембрами, специальными музыкальными терминами (струны, клавиши, медиатор, оркестр и др.) обогащает активный словарь детей, развивает их речь.

Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук. Обучая детей игре, педагог способствует развитию их музыкально-сенсорных способностей, тембрового, регистрового, гармонического слуха, чувства ритма, умения вслушиваться в многоплановую и многоголосную фактурупроизведения. Наконец, игра на инструментах создает условия детям, которые по разным причинам не умеют чисто интонировать, выразительно двигаться, для активного включения в исполнение музыки.

То есть игра на инструментах активизирует всех детей, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию и творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях - как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки-инструменты входят в жизнь ребенка - его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив.

Таким образом, игра на музыкальных инструментах оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.

2 .Знакомство с музыкальными инструментами в 1младшей группе

Знакомство с музыкальными инструментами мы начинаем в 1 младшей группе. Учим детей различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, металофона, фортепьяно), узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, дудочки.

Каждую музыкальную игрушку вносим, создавая игровую ситуацию. Например,собачка принесла в корзине интересные вещи ими оказались погремушки. Дети с увлечением рассматриваютих, щупают, учатся общаться с ними извлекать звук. Затем собачка проводит с детьми игру "Погремушки" муз. М.Раухвергера. Играется музыкальная пьеса, а дети вместе с воспитателем выполняют движения; под тихую музыку играют погремушкой перед собой, а под громкую поднимают ее вверх и встряхивают с большей силой. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать громкое и тихое звучание. На каждом занятии создается атмосфера радостного настроения от общения с музыкой.

На следующем занятии дети встречаются с мишкой. Он приносит бубен, он хочет танцевать. Но танцует он медленно вперевалочку муз. М Раухвергера, а воспитатель ударяет в бубен. Один из активных детей приглашается потанцевать с мишкой, (мишка пляшет на столе, чтобы все хорошо видели). На следующем занятии все дети превращаются в мишек, медленно переваливаясь с ноги на ногу они танцуют вместе с мишкой (вос-ль играет на бубне). Затем мишка предлагает детям поиграть на бубне, сначала с помощью воспитателя. а затем самостоятельно.

Конечно, не у всех это получаются ритмичные удары, но все умеют ударять. Часто к детям приходит кукла Катя и включается в игры детей.Дети очень любят играть с Катей. Вот Катя идет по залу редкие удары в бубен, а вот Катя побежала и дети слышат частое звучание. При этом обращается внимание на разное звучание бубна.

Таким образом, дети учаться чувствовать ритм (различать ритм шага и бега), реагировать на смену музыки. Развивать чувство ритма, а также слышать смену двух частей пьесы, умение выполнять соответствующие движения, характеризующие мелодию помогает игра "Ходим-бегаем" муз. Е.Теличеевой и пляска "Бубен" Р. Фрида. Для развития тембрового слуха уже в 1 мл. гр.проводим музыкально-дидактическую игру "Угадай на чем играю?".Дети узнают барабан,дудочку,бубен,колокольчик. Сначала дается только 2 контрастных по звучанию инструмента, а затем количество их увеличивается до 4.

Детей не просят давать названия этим инструментам, они показывают на те которые лежат перед ширмой (те на которых играет вос-ль лежат за ширмой). Сначала не все дети правильно определяют звучащие инструменты, но через несколько занятий дети успешно справляются с заданием. Используя металлофон фортепиано, мы также учим малышей различать высокие и низкие звуки (игра "Птица и птенчики" муз. Теличеевой.)

3. Знания детей о музыкальных инструментах во 2 младшей группе

Во 2-ой младшей группе мы закрепляем знания детей о музыкальных инструментах и игрушках, о которых они узнали в 1ой мл. гр., продолжаем знакомить с новыми-добавляем музыкальный молоточек и металлофон. Мы заметили, что детям этого возраста доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами. Для развития ритма мы предлагаем детям такое упражнение.Всем детям раздаем по 2 кубика и предлагаем занять место в вагончиках-стульчиках. Поезд набирает ход-дети медленно ударяют в кубики. Темп ускоряется, дети вместе с воспитателем стараются передать ритм быстрее. Поезд остананавливается и вместе с мелодией и замолкают и кубики.

Всегда с большой охотой дети выполняют упражнения на развитие ритмического восприятия. К детям в гости приходит матрешка и приносит с собой кубики и погремушки. Она хочет поплясать, а музыки нет. Тогда воспитатель просит детей сыграть матрешке,а она будет плясать. Дети с удовольствием под плясовую музыку ударяют погремушками и кубиками. В игре "Мишка ходит в гости" муз. Раухвергера (мелодия им знакома с 1ой мл. гр.) предлагается играть на барабане. Вос-ль водит медведя, а ребенок медленно ударяет в барабан. В игре "Кто по лесу ходит?" задание усложняется. Здесь дети учатся сравнивать и передавать на одном инструменте медленные удары-ходит мишка, слон, и быстрые - прыгает зайчик, бежит ежик.

Практика показывает, что дети этого возраста без особых трудностей различают по звучанию 2 разных колокольчика (высокое и низкое звучание), в играх "Капельки большие и маленькие", "Какая птичка поет?", дети различают до 1 и до 2 октавы. Продолжая развивать динамическое восприятие, мы используем такие игры как "Тихие и громкие ладошки", "Тихие и громкие звоночки" муз. Рустамова, где дети сначала звонят колокольчиками то тихо то громко, в соответствии с изменением силы звука в музыке, а потом, усложняя задания: дети делятся на 2 подгруппы. Девочки на первом ряду - тихие звоночки, а мальчики на втором громкие, и звенеть они должны только свою музыку, развивается выдержка и внимание.

В игре " Гулять-спать" муз. Красева дети реагируют на тихое и громкое звучание игрой на колокольчиках, выполняя упражнение, связанное с двухчастной формой музыки. Далее начинаем знакомить детей с новым музыкальным инструментом-металлофоном. Стараемся, чтобы знакомство с инструментом проходило в атмосфере большой заинтересованности, с использованием разнообразного материала, в игровой форме.

При обучении детей игре на музыкальных инструментах большое значение имеет чувство ритма, умение передавать несложный ритмический рисунок. Вот почему в этой группе используются различные ударные инструменты, и пробуем оркестровать некоторые песенки, которые поем на занятии.

Музыкальные игрушки используются и на праздниках. Так на Новый год мы даем детям колокольчики или погремушки-так они будят Снегурочку, которая спит в своем домике. Иногда танцуют с погремушками, а Петрушка, пришедший на праздник показывает им движения. Постепенно у малышей обогащается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно действовать с ними.

4.Занятия на музыкальных инструментах в средней группе

В средней группе предусматривается новый вид детской музыкальной деятельности-игра на металлофоне. Игра на этом инструменте способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. Первоначальное обучение проводится на занятии, а затем во время индивидуальной работы с детьми. Большое значение уделяется правильной посадке детей во время игры. Обеспечивается свобода корпуса и рук. Показ сопровождается объяснением. В ходе игры на инструменте дети самостоятельно изображали большой и маленький колокольчик, прыжки воробушка и удары дятла.

После того, как дети почувствовали, что звуки металлофона могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими и выражать различные образы, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке из музыкального букваря Ветлугиной. Сначала знакомим детей с попевкой, показывая увеличенную иллюстрацию, затем поем всей группой и индивидуально. С самого начала учим точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаем прохлопать ритмический рисунок попевки используя различные ударные инструменты. Дети передают ритм на, бубне, кубиках, музыкальных молоточках. При этом учим согласовывать свои движения с движениями товарищей, чтобы не обгоняли и не опережали, и не отставали.

Упражнение "УТОЧКИ"

Наши уточки с утра: кря-кря-кря (звуки инструмента)

кря-кря-кря (поют дети)

Наши гуси у пруда: га-га-га (инструмент)

га-га-га (дети)

Наши курочки в окно: ко-ко-ко (инструмент)

ко-ко-ко (дети).

После таких упражнений дети играют дружнее, слажаннее. Продолжая развивать взятую попевку на следующем занятии ставлю перед детьми задачу узнать ее по мелодии, спеть ее, прохлопать ритм. Затем рисунок выкладывается на фланелеграфе большими или маленькими елочками, матрешками, звездочками. На следующем занятии дети определяют попевку по ритму, выложенному на фланелеграфе. И только после того, как все дети хорошо усвоят ритм, переходим к игре этой попевки на инструменте. Пластины метолофона обозначаются цветными кружочками. Постепенно дети осваивают навык игры на металлофоне: играют знакомые песенки на одном звуке, передают ритмический рисунок на группе ударных, учатся прислушиваться друг к другу. Часто играют целым оркестром из различных инструментов, что вызывает радость и желание играть еще.

Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять знания в повседневной жизни. На музыкальных занятиях предлагаем детям индивидуальные задания. Ребенок на инструменте должен передать ритмический рисунок своего имени с одновременным его проговариванием. Это задание очень нравится детям.

5.Занятия на музыкальных инструментах в старшей группе

В старшей группе мы знакомим детей с новым инструментом - цитрой(домрой). Сначала слушаем звучание инструмента, обращая внимание на то, что на ней можно играть медиатором, задевая за струны. Сравнивая звучание цитры(домры) с другими инструментами находим разницу в звучании. Поскольку этот инструмент сложен для освоения, обучение на нем идет в основном на индивидуальных занятиях. В старших группах, при обучении игре на ДМИ важное место мы отводим музыкально-дидактическим играм.

Так для развития тембрового слуха играем "Определи инструмент", игры с раздаточным материалом "Определи по ритму". Музыкально-дидактические игры играют очень важную роль, помогают развивать в детях определенные умения и навыки так необходимые при овладении тем или иным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно, развивают у них музыкально-сенсорные способности. У музыки есть свои секреты, многие из которых дети постигают на музыкальных занятиях. Во второй половине года старшей группы мы знакомим детей с нотным станом и названием нот. Обучение детей нотной грамоте идет через игру, через сказку, через развитие детской фантазии. На каждого ребенка у нас есть домик из бархатной бумаги с нотным станом, кружочки - ноты.

При знакомстве с нотами используем короткие стихи из "Нотной азбуки". Дети легче запоминают ноты и стихотворение вносят оживление, вызывают эмоциональный отклик у малышей. На каждом последующем занятии закрепляем материал предыдущего и даем новый.

6.Занятия на музыкальных инструментах в подготовительной группе

В подготовительной группе мы знакомим детей с аккордеоном. Даем его рассмотреть. Дети слушают знакомые мелодии в исполнении руководителя и прослушиваем его звучание в исполнении музыкантов - профессионалов. Играть на аккордеоне может не каждый ребенок. Из всех детских инструментов он сложен для детей. Из группы детей 5-6 человек детей которые хотят научится игре на аккордеоне. Эта работа проводится индивидуально. Мы учим детей не вытягивать пальцы, держать их над клавиатурой, учим правильной аппликатуре, разводить аккордеон спокойно без рывков, следить за своей осанкой при игре.

Работая над несложными песенками, мы формируем у детей навыки игры в ансамбле,приучаем слушать себя и других.

В подготовительной группе знакомлю детей с нотным станом и названием нот. Обучение детей нотной грамоте идёт через игру, через сказку, через развитие детской фантазии. На каждого ребёнка у нас есть домик из бархатной бумаги с нотным станом, кружочки - ноты. При знакомстве с нотами использую короткие стихи из “Нотной азбуки”. Дети легче запоминают ноты и стихотворения вносят оживление, вызывают эмоциональный отклик у детей. На каждом последующем занятии закрепляю материал предыдущего и даю новый. Игровая форма обучения помогает ребёнку легко, без напряжения освоить графическое изображение нот, основные элементы музыкальной грамоты. Понимание нотной записи способствует более точному исполнению мелодий на музыкальных инструментах.

Таким образом, проводя планомерную работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах в течение всего времени пребывания в детском саду, мы смогли подойти к главному этапу работы - созданию оркестра и сознательному разучиванию в нём мелодий на музыкальных инструментах.

7.Инструментальный состав детского оркестра

Большое значение для качественного звучания имеет тембровое разнообразие оркестра. В составе оркестра можно использовать различные группы музыкальных инструментов:

    Ударные без определённой высоты звука (барабаны, бубны, тон-блоки, маракасы, кастаньеты, треугольники, колокольчики, тарелки);

    Ударные мелодические инструменты (ксилофоны, металлофоны);

    Струнные (арфы, цитры);

    Духовые (блок-флейты, триолы);

    Электромузыкальные инструменты (синтезаторы);

    Наборы народных инструментов.

Различные по тембру детские музыкальные инструменты заинтересовывают слушателей способами звукоизвлечения и характером звучания. При комплектовании оркестра необходимо придерживаться соотношения всех групп инструментов. Мною учитывается, что инструментов с тихим звучанием (металлофоны, цитры и др.) должно быть больше, а инструментов ударной и духовой группы - меньше. Они, хоть и имеют насыщенное, громкое звучание, не должны заглушать мелодию музыкального произведения, которая выполняется на металлофоне или цитре.



Игры - упражнения с музыкальными инструментами для детей младшей группы

Крючкова Светлана Николаевна,музыкальный руководитель МДОУ детский сад № 127 «Северная сказка» г. Петрозаводск
Назначение: материал рассчитан на детей 3-4 лет (2 младшая группа), может быть полезен музыкальным руководителям и воспитателям. Игры-упражнения с музыкальными инструментами можно включить как фрагмент в развлечение, или в любое занятие с детьми.
Цель: развитие творческих способностей детей
Задачи:
-обучать приемам игры на музыкальных инструментах
-развивать творческое воображение
-развивать ритмический слух

«Утром солнышко проснется»

(упражнение с ложками)

Для музыкального сопровождения игры можно использовать любую русскую народную мелодию, например «Ах вы, сени», «Светит месяц»…).

Ведущий: (показывает солнышко)
Вокруг солнышка, дружок,
Становись скорей в кружок.

(дети встают в круг, солнышко можно положить в середину круга.На полу по кругу разложены деревянные ложки по количеству детей (2 ложки на каждого ребенка)

Ведущий: Ребятки, солнышко приготовило нам ложки и хочет чтобы мы для него сыграли.

Дети приседают на корточки около своей пары ложек.

Воспитатель или музыкальный руководитель говорит текст, дети слушают. Потом под музыку дети ритмично играют на ложках


Ведущий:

1. Утром солнышко проснется,
Сразу деткам улыбнется.
Детки с солнышком встают
В ручки ложечки берут.

Под музыку дети медленно поднимаются, берут ложки в руки.

2. Детки ложки в руки взяли,
Дружно в ложки застучали.


Ударяют ложкой о ложку перед собой

3. Мы сейчас растопим печь –
Надо блинчиков испечь.

Немного наклонив корпус с ложками вправо, левая рука с ложкой сверху, затем тоже самое влево – «печем блинчики»

4. Нам пора повеселиться,
В каруселях прокатиться.

Кружатся вокруг себя топающим шагом, играют на ложках, держат их перед собой

5. С вами мы сейчас, ребятки,
Поиграем вместе в прятки.

Ударяем ложками перед собой на сильную долю музыки, потом отводим руки за спину и ударяем в ложки за спиной

6. Будем в горку подниматься,
А потом с горы спускаться.

Постепенно поднимая прямые руки вверх, быстро ударяя ложками, потом опускаем руки вниз, ударяя ложками

7. Наши ложки так устали,
Очень весело плясали.
На пол ложки мы положим
И ладошки вместе сложим.
Мы немножко отдохнем,
И опять плясать начнем.

Дети сидят на корточках, руки под щечкой - отдыхают

Как мы весело плясали,
Дружно ложками стучали.
Солнце улыбается,
Значит ему нравится.

"Музыканты".

(для игры-упражнения можно использовать кукольный театр или игрушки)
Каждый персонаж приносит с собой корзиночку с музыкальными инструментами по количеству детей


1. Петя-петушок идет.
Он корзиночку несет.
А в корзиночке игрушки,
Озорные погремушки.

Погремушки позвенят,
Всех вокруг повеселят.
(под любую веселую музыку ударяем погремушкой по ладошке)


2. К нам лисичка прибежала,
Палочки нам показала.
Мы к лисичке подойдем,
В руки палочки возьмем.

Палочками ударяем,
Очень весело играем.

(стучим под музыку палочками)


3. В гости курочка пришла,
Маракасы принесла,
К курочке мы подойдем,
Маракасы мы возьмем.

Маракасы мы возьмем,
Дружно ими потрясем.

(под музыку трясем маракасами - можно использовать большие яйца от киндер-сюрпризов, наполнив их крупой)

Музыканты хороши,
Все играли от души.
Приготовьте все ладошки,
Нам похлопайте немножко.

Марина Балахонова

Мазепа Жанна Евгеньевна

Музыкальный руководитель второй квалификационной категории,

образование высшее,

стаж работы 14 лет.

Я работаю музыкальным руководителем в детском саду более 10 лет и особое внимание уделяю игре на детских музыкальных инструментах.

Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами извлекать из них звуки.

Музицирование способствует развитию музыкальной памяти, внимания, фантазии, творческих способностей.

Когда ребёнок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развивается его мышление, аналитические способности.

Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую мускулатуру, моторику пальцев рук.

Кроме того, дети начинают чище и выразительнее петь, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.

Далеко не сразу и не все дети могут правильно и хорошо двигаться под музыку, петь, объяснять свои впечатления о прослушанной музыке, поэтому игра на доступных детям музыкальных инструментах в некоторой степени компенсирует их вынужденную бездеятельность.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности.

Весь комплекс приёмов приобщения детей к музицированию хорошо готовит их к будущим урокам в школе.

Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах осуществляю через разные формы работы:

Фронтальные и подгрупповые занятия;

Тематические занятия;

Развлечения, праздники;

Театрализованные игры с музыкальным сопровождением;

Музыкально-дидактические игры;

Индивидуальная работа с детьми.

При обучении детей стараюсь создать положительный эмоциональный климат на занятиях, что в свою очередь, позволяет успешно осваивать практический материал.

Опираясь на программные задачи и требования, а также изучив опыт работы других педагогов-музыкантов, я систематизировала материал по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах, подобрала музыкально-дидактические игры для лучшего освоения игры на инструментах.

В музыкальном зале создала небольшой музей, где представлены ударные, духовые, струнные, клавишно-язычковые музыкальные инструменты, которые стараюсь содержать в рабочем состоянии.

Особое место отведено самодельным шумовым инструментам.

Для их изготовления подойдёт всё, что угодно: бумага, деревянные кубики, карандаши, коробочки, природные материалы, металлические баночки разных размеров, пуговицы, расчёски… И многое другое, из чего можно извлечь звуки!



В каждой группе имеется музыкальный уголок с необходимым набором детских музыкальных игрушек и инструментов. При его создании продумываю:

Целесообразность размещения уголка, доступность для ребят;

Разнообразие музыкальных инструментов;

Учёт возрастных особенностей детей;

Эстетическое оформление музыкального уголка и пособий.

Средняя группа


Старшая группа

В своей работе опираюсь на принцип педагогики – «от простого к сложному» . Существует прямая связь между простотой и возрастом детей: чем меньше ребёнок, тем проще ему нужен музыкальный инструмент. Одновременно существует связь иного рода: чем беднее музыкальный опыт ребёнка, чем ниже уровень его музыкальности, тем с более простых инструментов следует начать обучение.

На начальном этапе первыми инструментами детей становятся ударные шумовые во всём их богатстве и разнообразии. Учимся узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, деревянных ложек, маракаса и др.

Каждый инструмент вношу, создавая игровую ситуацию.

Постепенно у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно играть на них.



Следующий этап – обучение детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобны для этого металлофон и ксилофон. Сначала ребята учатся правильно держать молоточек, с помощью которого извлекаются звуки.



После того, как дети почувствовали, что звуки могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке. С самого начала учу детей точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаю прохлопать ритм, проиграть с помощью различных ударных инструментах (бубнов, ложек, музыкальных молоточков).

После того, как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, мы переходим к разучиванию попевок, построенных на двух, а затем трёх и более звуках, с более усложнённым ритмическим рисунком. Разучивание начинаю с работы на бумажной клавиатуре, а потом предлагаю детям сыграть то же самое на металлофоне (или другом мелодическом инструменте).

Работая над несложными песенками, мы формируем у детей навыки игры в ансамбле, учим играть с динамическими оттенками.

На третьем этапе мы выбираем произведение для оркестровки. Ребята слушают музыкальное произведение в моём исполнении или аудиозаписи.

Затем детям предлагаются инструменты, на которых можно оркестровать данное произведение. Все партии разучиваем индивидуально и только потом объединяем всех музыкантов в оркестр.

Чтобы играть слаженно и согласованно, слышать не только свою игру, но и игру всех других ребят, требуется немало времени.

Итог наших занятий - выступления оркестра на детских праздниках и развлечениях. Именно здесь дети учатся быть ответственными, внимательными, дисциплинированными. А если зрители – не только ребята, но ещё и любимые родители, то и радость от успеха чувствуется вдвойне.


Анализируя проведённую работу, можно сказать, что игра на детских музыкальных инструментах помогает развивать музыкальные способности детей: тембровый, динамический, звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальную память.

Дети сами ориентируются в разнообразных приёмах игры, у них развивается слуховой контроль и умение исправлять неточности в своём исполнении. Многие ребята могут подбирать мелодии по слуху.

Музицирование повышает ответственность каждого ребёнка за правильность исполнения своей партии, помогает преодолеть неуверенность, робость, сплачивает детский коллектив.

Игра на инструментах приносит всем детям удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения.

Некоторые ребята из подготовительной к школе группы, особо заинтересованные музицированием, стали посещать музыкальную школу и уже достигли определенных успехов в игре на музыкальном инструменте.

Жанна Панкова
Игры с музыкальными инструментами в детском саду

«Игра на детских музыкальных инструмент

Задачи обучения

Во всех возрастных группах в различных формах происходит общение с музыкальными инструментами. Если для самых младших пользуются в основном музыкальными игрушками, то в старших группах дети знакомятся с более разнообразными инструментами и постепенно приобретают навыки игры на них.

К концу пребывания в дошкольном учреждении дети овладевают следующим объемом знаний и умений.

Дети должны знать:

названия инструментов;

характер звучания инструментов (например, металлофоны звенящие, аккордеоны звучные, тарелки громкие, звонкие, барабан гремящий т. д.,

правила пользования инструментами и их хранение;

приемы игры на них;

расположение высоких и низких звуков на различных инструментах;

владеть простейшими приемами игры на разных инструментах, например мягким движением кисти при игре молоточком на металлофоне, ксилофоне;

приглушать звучание тарелок, треугольников; правильно держать руки при игре на бубне, барабане, встряхивая маракасы;

играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп; своевременно вступать и заканчивать игру;

пользоваться элементарными динамическими оттенками;

играть индивидуально простейшие песенки, попевки;

Музыкальные игры для детей 3-7 лет.

Ход занятия

Сегодня я хочу отправиться с вами в удивительное путешествие - в мир музыкальных инструментов. И в начале я хочу проверить как вы их знаете---

Музыкально – дидактическая игра «Отгадай и повтор

Цель. Научить детей на слух определять звучание детских музыкальных и шумовых инструментов: ксилофона, колокольчика, деревянных ложек, треугольника, маракаса, бубна. Развивать тембровый и динамический слух.

Описание. Ширма для ведущего с выше перечисленным набором музыкальных инструментов. Два столика для участников игры с аналогичными наборами музыкальных инструментов.

Ход игры.

Ведущий выбирает один из инструментов и исполняет небольшую ритмическую композицию. Задача игроков отгадать инструмент. Кто правильно определил инструмент - играет на нем.

А теперь ответьте мне как мы можем узнать- шумовой инструмент или муз. (если звучание инструмента можно повторить голосом, то это муз. инструмент; если же повторить голосом нельзя, то – шумовой).

Можно помочь, загадывая соответствующие загадки:

В руки молоточки взяли,

По пластинкам застучали.

Слышите металла звон?

Так звучит … (металлофон) «Он похож на крышу дома.

Металлического звона

За обедом суп едят,

К вечеру «заговорят»

Деревянные девчонки,

Музыкальные сестренки.

Поиграй и ты немножко

На красивых ярких. (Ложках) Со мной в поход легко идти,

Со мною весело в пути,

И я крикун, и я буян,

Я звонкий, круглый… (Барабан).

Он поход на погремушку,

Только это не игрушка! маракасы

Веселый Оркестр

Все встают по кругу в руках у каждого муз. инструмент. Играют и поют:

Эх, раз, еще раз. Вот как весело у нас.

Эх, раз, еще раз, поиграем мы сейчас.

По окончание куплета – кладут инструмент перед собой. Далее под соответствующую музыку движутся по кругу (марш, подскоки, бег, медведи, зайцы, лиса) Музыка останавливается - берут инструмент, перед которым остановились.

Хомячок

Цель. Развить чувство ритма

Задачи: Формировать и развивать навыки музицирования в ансамбле, чувство ансамблевой игры, ритма, способности быстро реагировать на те темповые изменения в музыке.

Инструменты и оборудование: Ксилофоны (3-5 штук, шумовые инструменты (погремушки, маракасы, ложки) по количеству детей.

Ход игры.

Жил был хомячок. Однажды о пришел на гороховое поле, увидел много гороха и стал жадно его собирать. А собирал он его себе за щечки, как это делают все хомячки. Набил полные щечки и пошел домой.

(Звучит медленная часть музыки «Калинка», дети играют на ксилофонах глиссандо» - горошек перекатывается.

И вдруг, хомячок как чихнет Апчхи! Горошек и рассыпался. Хомячок стал быстро быстро его собирать. (звучит быстрая часть «Калинки» Остальные дети играют на шумовых инструментах в такт музыке – «хомячок собирает горошек»

Музыкальный руководитель. Собрал он горошек и пошел дальше… Игра повторяется. Для детей старшей и подг. гр. быструю часть можно играть с ускорением. "Пришла курочка…начала горох клевать. Хомячок торопится его собирать – ускорение. "

Ладошки. Игра для детей 5 – 7 лет.

Материал: плоские изображения больших и маленьких ладошек. Муз. руководитель выкладывает ритм: большие ладошки соответствуют четвертным длительностям, маленькие – восьмым. Со словами: "Прохлопайте, ладошки!. Протопайте, ножки!" Дети должны прохлопать данный ритм. Могут 1-ю часть данного ритма прохлопать, 2-ю -протопать.

Веселые музыканты.

Цель. Обобщение опыта игры на детских муз. инструментах и выполнение знакомых танцевальных движений. Развитие творческих способностей, ритмического чувства. Предоставление каждому ребенку по возможнос-ти проявить себя и приобрести уверенность в своих силах.

Оборудование и атрибуты. Столик, детские музыкальные инструменты, 3-4 платочка из разной ткани.

Чем старше дети, тем больше разнообразие музыкальных стилей может быть включено в игру.

Ход игры.

Дети стоят в кругу. В центре круга на столике лежат разные детские муз. Инструменты (те, на которых дети данной группы уже пробовали играть). Ведущий дает одному из детей платочек. Дети под музыку передают платочек друг другу и поют на мотив бнп «Бульба»

«Я пою, не зная скуки,

Я сегодня не молчу

Инструменты дайте в руки –

Музыкантом стать хочу.

По окончание песни тот ребенок, у которого остался платочек, выходит в круг, выбирает себе инструмент и под любую ритмическую музыку играет на этом муз. инструменте. Оставшиеся в кругу дети хлопают в такт исполнителю

Публикации по теме:

Конспект занятия по знакомству с кубанскими народными музыкальными инструментами «Музыкальные посиделочки» Конспект занятия по знакомству с кубанскими народными музыкальными инструментами для детей старшей, подготовительной групп. «Музыкальные.

Конспект занятия «Знакомство с музыкальными инструментами» Пояснительная записка Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности ребенка, повышает интерес к музыкальным занятиям,.

Конспект музыкального занятия в младшей группе «Знакомство с музыкальными инструментами» Конспект музыкального занятия в младшей группе «Знакомство с музыкальными инструментами». Подготовила: Музыкальный руководитель Машненкова.

Конспект занятия «Знакомство с музыкальными инструментами». Из цикла «Дети, мир звуков, музыка» Знакомство с музыкальными инструментами. Задачи занятия: 1. Первоначальное ознакомление с детскими музыкальными инструментами. Задания:.

История шарманки Знакомя детей с огромным семейством музыкальных инструментов, мы стараемся дать им представления о самых разнообразных.