Диагностический материал по развитию речи Мониторинговые исследования речи дошкольников. Мониторинг по речевому развитию

Диагностический материал по развитию речи Мониторинговые исследования речи дошкольников. Мониторинг по речевому развитию
Диагностический материал по развитию речи Мониторинговые исследования речи дошкольников. Мониторинг по речевому развитию

МОНИТОРИНГ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

А.С. Василькова

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

«Основная общеобразовательная школа №17»

Современный учитель – логопед в век информационных технологий должен строить свою работу в соответствии с новыми квалификационными требованиями, изложенными в приказе Министерства образования Российской Федерации от 26 августа2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Учитель-логопед XXI века должен иметь навыки работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. Сегодня уже нельзя игнорировать ведение электронного документооборота, который предстоит ещё разрабатывать и совершенствовать. Каким он должен быть? Какие документы должен включать? Перечень вопросов к содержанию электронного документооборота, к его структуре, дизайну сегодня является открытым.

В данной статье вниманию читателей, и в первую очередь учителям логопедам и учителям – дефектологам, предлагается один из документов открытого перечня электронного документооборота – «Мониторинг динамики речевого развития учащихся начальных классов». Необходимость разработки данного документа продиктована введением в действие новых нормативно – правовых документов в системе общего, среднего образования и в первую очередь это связанно с реализацией ФГОС.

Любая аналитическая справка о результатах должна содержать цифровые значения, которые позволят в результате определённых арифметических действий отразить и наличие стабильных результатов и положительную динамику в коррекции развития учащегося, тем самым подтвердить эффективность работы учителя-логопеда.

Предлагаемый мониторинг динамики речевого развития разработан как универсальное приложение к речевым картам для учащихся с нарушением речи, используемым учителями-логопедами в своей практике, его рабочее название: «Количественный анализ динамики речевого развития учащихся с нарушение речи».

Мониторинг разработан на основе программного обеспечения Microsoft Office Excel и представляет собой таблицу, состоящую из 17-ти столбцов (см. приложение рис. 1).

Первые два столбца – учётная запись (номер по порядку; фамилия и имя ребёнка). Далее следуют 13 разделов для внесения результатов логопедического обследования:

    речевое высказывание;

    грамматическое оформление;

    словарный запас;

    звукопроизношение;

    фонетико-фонематические процессы;

    отграничение речевыз единиц;

    ошибки звукового анализа;

    безударные гласные;

    глухие-звонкие согласные;

    твёрдые-мягкие согласные;

    аграмматизмы;

    смешение букв по оптическим прзнакам;

Каждый из 13-ти разделов логопедического обследования разделён на 3 части в соответствии с традиционными периодами обследования (сентябрь, декабрь, май).

Два последних столбца «Баллы - 65max» и «Процент набранных баллов от максимально возможного колличество баллов за период» объединены общим названием «Итог индивидуальный».

Эти столбцы таблицы работают в режиме автоподсчёта, в ходе работы внесение данных в эти ячейки недопутимо.

Математические формулы расчёта описываются в приложении (см. рис. 2) и используются для подсчёта соответствующих показателей за сентябрь, январь и май.

Общий итог по баллам подсчитывается как сумма индивидуальных итогов по каждому ребёнку за соответствующий период. Общий итог процента набранных баллов за соответствующий период подсчитывается как сумма индивидуальных итогов за соответствующий период (выраженных в процентах) по каждому ребёнку, делённая на общее количество детей (см. приложение рис. 3).

Для подведения итогов обследования выбрана 6-ти бальная система оценки. За степень сформированности обследуемой функции по каждому виду деятельности вводятся баллы от 0 до 5.

В ходе ежеквартального обследования учитель-логопед фиксирует результаты обследования в виде среднего арифметического балла с учётом правил округления в соответствующем разделе таблицы. В каждом разделе критерии оценки свои и рассматриваются отдельно. Например, критерии оценки раздела «Звукопроизношение»:

Низкий уровень (0-1балл).

0 – звук отсутствует или искажён.

1 – звук поставлен изолированно.

Средний уровень (2-3 балла).

2 - звук автоматизирован в слогах.

3 – звук автоматизирован в словах фразах.

Высокий уровень(4-5 баллов)

4 - звук автоматизирован в чистоговорках и специальных текстах.

5 – звук введён в свободную речь.

Максимально набранное количество баллов по 13-ти разделам составляет 65 баллов .

По окончании внесенияданных в столбце «Итог индивидуальный» в режиме автоподсчёта виден результат в виде баллов (столбец «Баллы-65max») и в виде % (столбец «Процент набранных баллов от максимально возможного колличество баллов»). В нижней части таблицы, в режиме автоподчёта, отражается количество общий итог обследования в баллах и процентах. Эти сведения необходимы, чтобы наглядно представить уровень речевого развития учащегося в данный период времени в виде диаграммы (см. приложение рис. 4).

По результатам мониторинга можно сделать выводы о том, что результаты майского обследования превышают сентябрьский результат. Диаграмма свидетельствует положительной динамике речевого развития учащихся, однако она также подтверждает факт, что дети не достигли уровня нормального речевого развития в соответствии со своим возрастом.

Возможность данного мониторинга динамики речевого развития учащихся начальной школы позволяет также визуально оценить и личную динамику речевого развития каждого учащегося в виде диаграммы.

Отличительными особенностями электронного документа «Мониторинг речевого развития учащихся начальных классов» являются следующие качества:

    универсальность – может быть использован в приложении к любой речевой карте;

    простота и лёгкость при составлении отчётов – минимум временных затрат при получении максимума информации, автоподсчётов результатов;

    наглядность динамики результативности – в работе с родителями, самоконтроле учителя-логопеда, отчёты на консилиумах в ООШ, аналитическая справка;

    визуализация индивидуальной динамики личностных достижений учащегося в речевом развитии (в течение учебного года или всего периода коррекционного обучения).

Литература

    Приказ Министерства образования Российской Федерации от 26 августа2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис. 1 Динамика речевого развития учащихся начальных классов

Рис. 2 Математические формулы расчёта индивидуального

итога по баллам и процентам

Рис. 3 Математические формулы расчёта итога общего

Рис. 4 Общие диагнраммы развития учащихся начальных классов

в баллах и процентах

Романюк Вера
Мониторинг речевого развития

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского и юношеского творчества имени Евгения Александровича Евтушенко»

муниципального образования

города Братска

Мониторинг

речевого развития детей

(5-6; 6-7 лет)

Подготовила : Романюк В. И.,

педагог дополнительного образования,

ШРР «Росинка»

г. Братск

Режим организации системы мониторинга включает : первичную диагностику - в начале учебного года, промежуточную – в середине учебного года и итоговую – в конце учебного года. В начале учебного года (сентябрь) проводится основная первичная диагностика : выявляются стартовые условия (исходный уровень развития , определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития , для решения которых требуется помощь педагога. На основе этой диагностики формулируется диагноз (то есть определяются проблемные сферы, мешающие личностному развитию ребенка , а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки, определяются задачи работы и проектируется образовательная деятельность на год.

В коне учебного года (обычно апрель) проводится основная итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса.

В период между первичной и итоговой проводится промежуточная диагностика. Она может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно – лишь с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития . Задача промежуточной диагностики – оценить правильность выбранной в отношении ребенка стратегии образования, выявление динамики развития и по результату внести коррекцию в педагогический процесс.

Принципы диагностического обследования (слайд №2)

Принцип последовательности и преемственности диагностики – проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к другим по мере развития , обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.

Принцип доступности диагностических методик и процедур – наглядность становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками)

Принцип прогностичности

Последний принцип проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития » дошкольников.

Понятие «зона ближайшего развития » введено Л. С. Выготским : Существенным является не столько то, чему ребёнок уже научился, столько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет , каковы возможности ребёнка в плане овладения тем, чем он ещё не владеет, но может овладеть с помощью и при поддержке взрослого.

Формы проведения диагностики : (слайд №3)

Индивидуальная;

Групповая.

Основные диагностические методы : (слайд №4)

Не экспериментальные методы :

Наблюдение является одним наиболее часто используемых исследовательских методов, незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования (создание проблемно-диагностических ситуаций) .

Дид. игра «Звуковая дорожка»

Цель : диагностика умения автоматизировать изолированный звук, соотносить звук с буквой, подбирать слова на заданный звук : формировать звуковую культуру речи. Описание куба : На гранях куба представлены игровые задания для определенной группы звуков.

Ход : Дети передают кубик, произнося считалку. «Раз, два, три, четыре, пять Будешь ты вращать» . Ребенок с закрытыми глазами выбирает грань, произносит автоматизированный звук, называет слово на заданный звук и передает куб дальше.

П. Игра «Живые буквы»

Ход : Детям раздаются согласные звуки и они, двигаясь по комнате подходят к расставленным заранее гласным звукам, составляя слоги и слова.

Результаты наблюдений, в отличие от других методов диагностики не фиксируются в официальных документах, но учитываются в общей итоговой оценке.

Однако результативность и точность выводов, сделанных на основе наблюдения, зависит от личностных качеств педагога и других факторов.

Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии.

Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии.

Это анкеты-шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен выбрать наиболее правильный из готовых ответов, и проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов.

Цель : диагностировать знание алфавита. (слайд № 5)

Сколько букв в русском алфавите?

Сколько гласных звуков?

Какая буква в алфавите первая?

Какая буква последняя?

Какие из этих букв парные согласные?

Какие буквы не имеют звука?

Беседа – Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет особенности другого. Беседу также можно проводить с группой, когда педагог задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Беседа может быть и более стандартизованной, и более свободной. В первом случае беседа ведется по строго регламентированной программе, со строгой последовательностью предъявления четко фиксировать ответы и сравнительно легко обрабатывать результаты.

Во втором случае содержание вопроса заранее не планируется. Общение протекает свободнее, шире, но это осложняет организацию, проведение беседы и обработку результатов. Такая форма предъявляет очень высокие требования к преподавателю.

При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа.

Преимущества :

На устный ответ затрачивается меньше времени, чем на письменный.

Заметно сокращается количество вопросов, на которые не получены ответы (по сравнению с письменными методами) .

Дети более серьезно относятся к вопросам.

В то же время следует учитывать, что в беседе мы получаем не объективный факт, а мнение человека. Может случиться так, что он произвольно или непроизвольно искажает реальное положение дел. Кроме того, воспитанник, например, часто предпочитает сказать то, что от него ожидают.

Диагностические методы.

Отличие диагностических методов от методов не экспериментальных состоит в том, что они не просто описывают изучаемое явление, но и дают этому явлению количественную или качественную квалификацию, измеряют его.

Тест – Игровые тестовые задания - стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных показателей, а его результат – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

(слайд № 6, 7, 8, 9, 10)

Положительные черты метода тестовой диагностики :

Высокая объективность процесса измерений и интерпретации результатов;

Достаточно высокий уровень надежности;

Экономичность проверки (незначительные затраты времени при проверке усвоения большого по объему материала в больших группах учащихся).

Легкость обеспечения продолжительности сохранения результатов и автоматизация их обработки.

Отрицательные черты метода тестовой диагностики :

Отражение в ответах субъективных представлений авторов тестов;

Ограничивают ответы детей, не учитывают их индивидуальности;

Недостаточная точность (не всегда можно выяснить, как найден ответ : случайно или путем логических рассуждений).

Не дает информации о взглядах, убеждениях.

Диагностическая работа. Проведение контрольно-оценочных занятий.

Педагогическое обследование направлено на определение уровня усвоения программного материала воспитанниками дошкольного возраста. Обследование может проводиться как по программе в целом, так и по разделу или подразделу. На основании полученных данных делаются выводы, строиться стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технологии достижения желаемого результата, формы и способы устранения недостатков. Педагогическое обследование направлено на выявление уровня программного материала, достижения высоких результатов его усвоения, коррекцию форм, способов и методов обучения воспитанников, эффективность использования педагогических технологий.

Пример : (слайд № 11)

Контрольно-оценочное занятий.

1. Пишем буквы под диктовку :

2. Придумай слово на заданную букву, выдели звуки :

3. Составь схему предложения :

Маша гуляет в лесу.

4. Вставь Ь или ъ знак, выдели мягкий и твердый звук :

5. Вставь пропущенную букву :

М. Р; М. Й; С. Р; МАЛ. НА.

Инструментарий : (слайд № 12) Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые используются для определения уровня сформированности у ребёнка того или иного параметра оценки.

Инструментарий диагностики представляет собой описание проблемных диагностических ситуаций (Игровое упражнение «Найди слово» – выбери из буквенного текста определенные слова. Игровое упражнение «Поймай словечко» – напечатай на карточке заданное, короткое слово, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, тестовых заданий, разработанные контрольно-оценочные карты, картинки, которые используются для определения уровня сформированности у ребёнка того или иного параметра оценки.

В период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра.

Каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определённой точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров.

Для детей старшего дошкольного возраста могут предлагаться задания без использования наглядных средств, но со знакомыми словами и точной формулировкой вопросов. Временной отрезок опроса не должен превышать 30 минут

Методики (слайд № 13)

«Диагностика к программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой Красноярск 2009 год;

Умеет драматизировать небольшие произведения. (слайд№ 14)

По наблюдению.

Оценка :

3 - ребенок умеет драматизировать небольшие произведения, используя различные средства вы-разительности : мимику, жесты, интонацию, проявляет творчество в их использовании.

2 - при драматизации не всегда использует средства выразительности, требуется небольшая помощь взрослого.

1 - играет свою роль без эмоций, или они проявляются только при напоминании взрослого.

Употребляет в речи синонимы. (слайд№ 15)

Д/и «Скажи по-другому» .

Инструкция к проведению : воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.

Образец : «Большой» , - предлагает воспитатель. Дети называют слова : «Огромный, крупный, громадный, гигантский» .

Красивый - пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный. Мокрый - сырой, влажный. Веселый - задорный, озорной, радостный. Большой - огромный, громадный. Бежит - мчится, несется, торопится. Скачет - прыгает. Горюет - печалится, грустит. Кричит - орет. Мерзнет - зябнет.

Готовясь к проведению игры, воспитатель заранее подбирает слова, имеющие ряд синонимов. Эти слова лучше записать, чтобы долго не припоминать, так как игра проходит в быстром темпе.

Оценка :

3 - ребенок может подобрать синоним ко всем словам. 2 - подбирает синонимы к 5-6 словам. 1 - подбирает синонимы к 2-3 словам.

«Тесты оценки моторики» Н. Озерецкий;

«Методика исследования чтения» Баль Наталья Николаевна - кандидат педагогических наук

Исследование чтения букв (слайд№ 16)

Цель : выяснение способностей к обобщенному восприятию букв, проверка чтения отдельных букв.

Материал : Буквы разрезной азбуки, задания 1-15 с изображением набора букв : выполненных разным шрифтом; наложенных друг на друга и зашумленных; нестандартно расположенных в пространстве; изображенных зеркально.

Техника :

1. Ребенку предлагаются буквы и инструкция : «Назови эти буквы» или «Назови букву, которую я покажу» . (Рис. 1,2)

2. Если ребенок не может назвать букву или не произносит данный звук, его просят указать соответствующую букву среди других. Инструкция : «Покажи букву, которую я назову» . (Рис. 1.2)

3. Для исключения трудностей произношения ребенком может использоваться и такой вариант инструкции : «Найди такую же букву, как я покажу» .

Обращается внимание на то, сразу ли ребенок узнал предъявленные ему буквы или у него возникли затруднения, каков характер этих затруднений. Для определения качества ошибок ребенку дополнительно предлагается ряд изолированных букв, схожих по оптическим признакам (Н-Р, 3В) и ряд букв, соответствующие звуки которых близки по фонетическим признакам (С-Ш-Ч-Щ-З-Ж-Ц, Р-Л, Б-П) . Ребенок должен правильно их назвать.

Для выявления оптических нарушений, которые могут быть причиной трудностей в узнавании букв, предъявляются таблицы с зеркальными изображениями букв или букв, перечеркнутых дополнительными штрихами, что осложняет зрительное выделение буквы из фона. При затруднениях ребенку задаются вопросы : «Правильно ли написана эта буква? «, «Скажи, здесь есть неправильно написанная буква?» , «Покажи и скажи, что в них неправильно» . (рис. 3)

Цель ОО программы по развитию речи и обучению детей чтению :

Цель : развитие речи и обучение навыкам осознанного чтения, не вступая в противоречие с методами школьного обучения, создание предпосылок для успешного перехода к обучению в начальной школе.

Система мониторинга предполагает диагностику задач предполагаемого результата обучения.

Предполагаемые результаты первого года обучения : (слайд№ 18)

(развитие лог мышления ) ;

умеет интонационно выражать радость, удивление, недовольство;

находят слова с определенным звуком, определяют место звука в слове;

членят предложения на слова,

делят слова на слоги,

читают слоги и трёхбуквенные слова,

ориентировка в тетради.

Предполагаемые результаты второго этапа обучения : (слайд№ 17)

Умеет отвечать на вопросы педагога, спрашивать, выражать свои впечатления и мысли;

умеют отгадывать загадки, шарады, кроссворды (развитие лог . мышления) ;

владеет произвольной интонационной выразительностью речи (выражает чувства нежности, тревоги, печали, гордости) ;

определяет наличие звука в слове и его место в нем (начало, середина, конец) ; (малина, помидор, сом)

умеют придумывать слова на заданный звук, выделять в словах определенный звук, соотносить звук с буквой; (к-д)

владеет приемами звукобуквенного анализа слова (определяет количество звуков в слове, дает их характеристику, определяет количество букв, гласные). (к-д)

знает пары согласных звуков по глухости - звонкости, твердости

мягкости; (анкета)

знает значение Ъ и Ь знаков в словах; (к-д

знает алфавит (полное название букв) ; (анкет)

умеет составлять пересказ (общий, выборочный) ;

правильное произношение звуков,

усвоение детьми графического образа букв; (тетрадь – набл)

членят предложения на слова, составляя схему предложения,

делят слова на слоги, (тест)

умеет составлять слова из букв разрезной азбуки; (наблюд. Эксперимент)

читает предложения, короткие тексты; (индивид)

ориентировка на листе. (граф. Дикт.)

Технология работы с таблицами следующая : (слайд№ 19)

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребёнка проставляются баллы (уровни) в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается и выставляется итоговый бальный показатель по каждому ребёнку, который соответствует высокому, среднему или низкому уровню. Этот показатель необходим для проведения индивидуальной работы по результатам стартовой диагностики по улучшению качества освоения основной образовательной программы

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, высчитывается итоговый показатель в % по группе. Подсчитывается количество детей в % с высоким, средним, низким уровнями (количество детей с высоким, средним, низким уровнем делится на общее количество детей в группе). Этот показатель необходим для ведения учёта общегрупповых промежуточных результатов освоения основной образовательной программы ДО.

Заполненные таблицы позволяют сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребёнка и определить общегрупповую тенденцию развития детей .

6-7 лет : (слайд№ 20)

Высокий уровень - 3 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки самостоятельно (нормативные варианты развития ) .

Средний уровень - 2 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого (имеются проблемы в развитии ребёнка , а также незначительные трудности организации педагогического процесса).

Низкий уровень - 1 балл – ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает или выполняет некоторые параметры (несоответствие развития ребёнка возрасту

5-6 лет : (слайд№ 21) 19

Высокий уровень - 3 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки с незначительной поддержкой педагога (наводящие вопросы, замена похожим заданием дублерами) .

Средний уровень - 2 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки с помощью взрослого (имеются проблемы в развитии ребёнка , а также незначительные проблемы организации педагогического процесса).

Низкий уровень - 1 балл – ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает (несоответствие развития ребёнка возрасту , а также необходимость корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру).

В стандарте дошкольного образования четко прописано, что нельзя оценивать развитие ребенка , нужно оценивать его динамику, т. е верным будет скорее оценка того вектора развития , которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка , однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться , открыть какие-то способности, преодолеть проблемы

Педагогический мониторинг в ДОУ помогает достичь таких целей, как : выявление у детей особенностей их развития для дальнейшего учета при организации образовательного процесса; выявление отрицательных тенденций в развитии детей для определения необходимости их дальнейшего углубленного изучения; диагностирование изменений в развитии дошкольников для определения результативности педагогической деятельности.

Литература :

1. «Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 6-7 лет », О. А. Романович, Е. Л. Кольцова;

2. «Диагностика развития речи дошкольников » , Е. М. Макарова, Е. А. Ставцева, Е. М. Едакова.

3. «Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов.» , Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.

Мониторинг по речевому развитию

средней группы на

2016/17 учебный год.

Работа начинается с выявления звукопроизношения у детей дошкольного возраста на начальном этапе и заканчивается оценкой на заключительном этапе.

Сроки проведения педагогической диагностики:

Октябрь (1,2 неделя месяца);

Май (3,4 неделя месяца);

Обследование состояния звукопроизношения у детей проходит по нескольким критериям:

1.изолированное произношение звуков по подражанию. Проверяются следующие группы звуков:

гласные – а, у, о, э, и, ы

сонорные – р, р, л, л, м, м, н, н.

парные глухие и звонкие согласные – п - б, т – д, к – г, ф – в

в твердом и мягком звучании – п – б, т – д, к – г, ф – в.

мягкие звуки в сочетании с разными гласными – пи, пе, пя, пю, (также д,м,т,с)

2. Произношение звуков в словах и предложениях. Обследование проводится по методическому пособию Громовой О.Е., Соломатиной Г.Н. «Логопедическое обследование детей». Ребенку предъявляются наборы картинок, обозначающие слова, включающие проверяемые звуки.

3. Способность к переключению артикуляционных движений с одного слова на другой. Ребенку предлагается несколько раз повторить звуковой или слоговой ряд, а затем последовательность звуков или слогов изменяется. В протоколе фиксируется, легко ли ребенку удается переключиться. Обследование проводится с использованием методического пособия Жуковой И.С.

4. Умение произносить слова различной слоговой сложности с множественным стечением согласных. Ребенку показывают предметные картинки, которым он дает название.

5. Обследование лексико-грамматического строя речи проводится по методическому пособию О.Е.Громовой, Г.Н.Соломатиной «Логопедическое обследование» . Из данного пособия ребенку предлагаются предметные, тематические, сюжетные картинки по которым он составляет предложения. В протоколе фиксируется умение строить предложения, правильное употребление простых предлогов согласование членов предложения в роде, числе

Диагностическая карта

Показатели развития

месяц

Имя, фамилия ребенка

Общий балл

освоения группой раздела

Общий %

освоения группой раздела

Произносит группы звуков по подражанию (сонорные, парные глухие и звонкие согласные, в твердом и мягком звучании, мягкие звуки в сочетании с разными гласными).

с

м

Произносит звуки четко в словах и предложениях

с

м

Имеет способность к переключению артикуляционных движений с одного звука на другой

с

м

Умеет произносить слова различной слоговой сложности с множественным стечением согласных

с

м

Умеет строить предложения, правильно употреблять предлоги в согласовании членов предложения роде, числе

с

м

Общий балл освоения ребёнком раздела

с

м

Общий % освоения ребёнком раздела

с

м

Критерии оценивания:

Высокий уровень (показатель сформирован, автоматизирован) –3 балла

Средний уровень (показатель в основном сформирован) – 2 балла

Низкий уровень (показатель недостаточно автоматизирован) – 1 балл

Низший уровень (показатель не автоматизирован) – 0 баллов

СВОДНАЯ ПО ГРУППЕ:

СЕНТЯБРЬ

МАЙ

чел.

чел.

чел.

чел.

Качественный уровень освоения раздела программы - %

Количественный уровень освоения раздела программы - %

Количество детей, освоивших раздел:

с высоким уровнем (зона повышенных образ-ых потребностей) - чел.

со средним уровнем (зона базовых образ-ых потребностей) - чел.

с низким уровнем (зона риска) - 0 чел.

с низшим уровнем (зона риска) - 0 чел.

Качественный уровень освоения раздела - %

Количественный уровень освоения раздела - %

Диапазон оценивания уровней освоения раздела:

высокий уровень освоения - от 100 % до 80 %

средний уровень освоения - от 79 % до 50 %

низкий уровень освоения - от 49 % до 20 %

низший уровень освоения - от 19 % до 0 %

с детьми средней группы в первом полугодии 2016 / 2017 учебного года

.

Развивать у детей общее (в отличие от слухового) внимание, понимание речи и словесно- логическое мышление. Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей на материале внеречевых звуков и слов, близких по звуковому состав. Образовывать словосочетания, согласовывать существительные с глаголами в числе. Образовывать глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени.

Уточнить понятие «действие», рассмотреть разные и одинаковые действия, подбирать к действию объекты и к объекту действия. Умение образовывать слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Дифференцировать вопросы: кто?, кого?, что?, в зависимости от того, является ли существительное одушевленным или неодушевленным. Выделение заданного гласного звука из потока звуков

Выделять гласный звук в начале слов. Составлять предложение из трех слов, заменяя дополнение без наглядной опоры, строить фразу по опорной схеме. Отвечать на вопрос развернутой формой из трех- четырех слов, пересказывать текст, составленный из трех- четырех предложений. Анализировать и синтезировать об- ратный слог (АК, AT, АП), определять наличие или отсутствие заданного звука в слове.

Проектирование маршрута образовательной работы

с детьми средней группы во втором полугодии 2015/ 2016 учебного года

Планируемая образовательная работа с детьми, показавшим низкий и низший уровни:

Использовать существительные в винительном падеже единственного числа. Определять наличие или отсутствие звука в потоке звуков. Использовать глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени. Пользоваться глаголами, согласовывая их с существительными в единственном и множественном числе. Выделять ударный, затем безударный гласный звук. Составлять предложение из трех слов (подлежащее + сказуемое + дополнение). Выделять по следовательно все звуки в звукосочетании.

Планируемая образовательная работа с детьми, показавшим средний уровень:

Пользоваться числительными, согласовывая их с существительными в роде. Использовать существительные в родитель ном падеже единственного числа. Выделять ударный, затем безударный гласный звук. Выделять все звуки по порядку, соединять названные звуки в звукосочетание, слово.

Планируемая образовательная работа с детьми, показавшим высокий уровень:

Выделять начало, середину и конец события в сюжетных картинках, составлять по ним последовательный рассказ. Пользоваться местоимения ми МОЙ, МОЯ, согласовывая их с существительными в роде. Пользоваться предлогом, понимать пространственное отношение, выделять в предложении как «маленькое слово». Изменять существительные по падежам, отвечать вопросы полным предложением.

Мониторинг речевого развития ребенка дошкольного возраста.

Практика показывает, что своевременное, правильное (согласно возрастным нормам) формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий успешного обучения ребёнка в школе. При переходе детей из детского сада в школу речевая патология значительно затрудняет и без того сложный социально-биологический процесс адаптации к новым условиям воспитания и обучения. Это обстоятельство и определяет актуальность коррекционно-развивающей работы в дошкольном периоде.

Речевые проблемы у детей старшего дошкольного возраста, как правило, осложнены клиническими показаниями, и дефект имеет сложную структуру. Решение данной проблемы возможно:

Через выполнение федеральных государственных требований (ФГТ) к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

Через интеграцию содержания Основной общеобразовательной Программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой), «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» (авторы Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, Г.В.Чиркина) и локальной Образовательной программы ДОУ.

Обусловленность данной проблемы заключается в необходимости построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. А именно:

Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

Унификация достижений ребенка к 7-ми годам;

Обеспечение интегративных качеств воспитанников, независимо от содержания программы;

Взаимосвязь диагностического обследования с образовательными программами обучения и воспитания, с помощью которых выявляются качественные параметры достижений ребенка;

Обеспечение системы мониторинга качества освоения Программы и достижения детьми планируемых результатов Программы.

Поэтому решение этой проблемы требует комплексного медико-психолого-педагогического подхода. В нашем ДОУ разработана система диагностического и коррекционно-развивающего процесса, а также система возрастной преемственности и взаимодействия служб детского сада и семьи в комплексном сопровождении ребёнка от момента его поступления в ДОУ до выпуска в школу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инструментарий обследования речевого развития детей старшей группы 5 лет

ПРИЁМ

ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

3б – ;

2б – ;

1б – самостоятельной речи звук не автоматизирован.

танкист, космонавт, милиционер, сковорода, аквариум, баскетбол, аквалангист, термометр.

Мальчики слепили снеговика.

Водопроводчик чинит водопровод.

Сапожник чистит сапоги.

Экскурсовод проводит экскурсию.

3б – ;

2б – ;

1б – искажает звуко-слоговую структуру слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова).

ПРИЁМ

ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Повторение слогового ряда.

га - ка - га ка - га - ка ба - бя - ба бя - ба - бя

3б – ;

2б – первый член воспроизводит правильно, второй уподобляет первому ;

1б – неточно воспроизводит оба члена пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками или не воспроизводит.

2. Состояние фонематического анализа и синтеза .

Назвать первый звук в словах: аист, Аня, Ира, окна, ухо.

Назови последний звук пух, луна,кот, шар,сок,мука, мак, руки,нос

3б – правильно отвечает с первой попытки ;

2б – правильно отвечает со второй попытки ;

1б – отвечает неправильно.

6. Различение слов-паронимов.

2б – допускает ошибки;

1б – не справился с заданием.

ПРИЁМ

ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Исследование понимания лексики

1.1 . Исследование понимания обобщающих слов по темам.

Покажи, где:

Птицы - транспорт

Дикие животные - обувь и т.п.

3б – правильно выполняет задания ;

2б – ;

1б –

1.2. Исследование дифференциации пред ложно-падежных конструкций

Покажи, где:

Мальчик входит в дом, выходит из дома;

Девочка ставит чайник на стол, берет чайник со стола;
- заяц сидит под кустом, выскакивает из-под куста.

2. Исследование дифференциации форм словообразования

2.1. Исследование понимания существительных с суффиксом -инк-.

Покажи:

Бусы - бусинку

Машину – машинку

Виноград - виноградинку

2.2. Исследование понимания глаголов с различными приставками.

Покажи, где:

Выходит, заходит, подходит- заезжает, выезжает, подъезжает

3. Исследование понимания словосочетаний и простых предложений

3.1. Исследование понимания словосочетаний.

Покажи:

Ключом карандаш

Ключ карандашом

Положи карандаш на платок

Накрой платком карандаш

3.2. Исследование понимания простых распространенных предложений.

Покажи картинку, где:

Девочка рвет цветы

Девочка играет в мяч

3.3. Исследование понимания вопросительных предложений.

Покажи:

Кого ловит девочка?

Чем девочка ловит бабочку?

Кто ловит бабочку?

3.4. Исследование понимания слов с противоположным значением.

Покажи, где:

Узкая - широкая (лента)

Что кислое - что сладкое

Толстая - тонкая (книга)

ПРИЁМ

ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Исследование активного словаря

1.1. Исследование предметного словаря.

Я покажу, а ты назови части тела; пальцы, живот, спина, брови, грудь, ноги.

3б - дает правильный ответ ;

2б – дает правильный ответ после небольшой помощи ;

1б – форму образует неверно;

1.2. Исследование существительных, обозначающих части предметов.

Посмотри на картинки. Какие предметы на них изображены? Из каких частей состоят эти предметы?

одежда (рукав, воротник, карман, пуговица, пояс);

детали машины (кабина, колесо, руль, дверь, фара, мотор). Аналогично-стул, чайник

1.3. Исследование глагольного словаря.

Ответь на вопросы:

Что делают люди этих профессий? (врач, повар, учитель, почтальон - подобрать по два-три слова-действия по предъявляемым картинкам)

Что делают девочки? (по предъявленным картинкам: шьет, вяжет, подметает, поливает, гладит)

1.4. Исследование словаря прилагательных (определений).

Назови слова-признаки:

Цвет (оттенки: оранжевый, розовый, коричневый, фиолетовый, голубой)

Качественные прилагательные (длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, кислый, горький, сладкий, соленый, веселый, грустный, здоровый, больной)

Форму (овальный, четырехугольный)

2. Исследование словообразования

2.1. Употребление сущ. с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Я скажу про большой предмет, а ты - про маленький, ласково: шкаф, ваза, береза, миска, ухо

2.2. Образование названий детенышей

Скажи, как называют детенышей: зайца, волка, белки, собаки, медведя

3. Исследование грамматического строя речи и словоизменения

3.1. Исследование употребления существительных в единственном и множественном числе

Я назову один предмет, а ты назови много:

Ухо - уши - мост – мосты

Воробей-воробьи

Пчела-пчелы

Стул-стулья

Утенок-утята

3б - образует правильно практически все слова;

2б - образует правильно половину слов;

1б - не образует слов, словосочетаний.

3.2. Исследование употребления

предложно-падежных конструкций.

Где стоит машина (около дома)

Где летает бабочка (над цветком)

От кого убегает мышка (от кошки)

3.3. Исследование употребления прилагательных и существительных в ед. и множ. числе женского, мужского и среднего рода.

Посмотри на картинки. Скажи, что на них изображено и какого цвета изображенные предметы:

Красные ягоды - синее одеяло

- желтые листья - голубые глаза

3.4. Исследование употребления сущ. с числительными.

Посчитай предметы: один карандаш, два карандаша,…, пять карандашей (кукла, помидор, стул)

3.5 .Исследование употребления относительных прилагательных

«Скажи, какой?»: сумка из кожи -…кожаная сумка, матрешка из дерева -…деревянная, шуба из меха -…, стакан из стекла -…, кубик из пластмассы -…,

сок из клюквы-…

3.6. Исследование употребления притяжательных прилагательных

«Скажи чей? (чья, чье, чьи)»: зубы волка -…, платок тети -…, будка собаки -…, уши зайца -…, дупло белки -…

4. Исследование связной речи .

3б - рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; оформлен грамматически правильно; ребенок самостоятельно подбирает и располагает картинки.

2б - ребенок незначительно искажает ситуацию, неправильно воспроизводит причинно-следственные связи; рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, неточное употребление слов; ребенок раскладывает картинки и составляет рассказ по наводящим вопросам.

1б - выпадение смысловых звеньев рассказа, существенные искажения или отсутствие рассказа; наблюдается аграмматизм, стереотипность оформления, неадекватное использование слов или рассказ не оформлен; задание недоступно даже при наличии помощи.

Пересказ сказки, рассказа.

3б - воспроизводит все смысловые звенья; рассказ составлен без нарушений лексических и

грамматических норм;

2б - воспроизводит смысловые звенья с незначительными сокращениями; пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность высказывания

1б - пересказ не полный, имеются значительные сокращения или не выполняет задания; отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные замены или пересказ недоступен.

Инструментарий обследования речевого развития детей подготовтельной к школе группы 6 лет

ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

ПРИЁМ

ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Обследование звукопроизношения

Ребёнку предлагается назвать картинку с исследуемым звуком, затем повторить слово за логопедом.

3б – безукоризненно произносит звук в любых речевых ситуациях ;

2б – изолированно и отраженно произносит правильно, но иногда подвергает звук замене или искажению ;

1б – изолированно звук произносит правильно, но в самостоятельной речи звук не автоматизирован или в любой позиции звук искажается или заменяется

2. Обследование звуко-слоговой структуры слова и предложения.

Повторить за логопедом слова: танкист, космонавт, милиционер, сковорода, кинотеатр, баскетбол, перепорхнуть, аквалангист, термометр.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Саше понравился пластмассовый кораблик.

У девочки Дины котенок Тима.

3б – правильно и точно воспроизводит в темпе предъявления ;

2б – замедленное послоговое воспроизведение ;

1б – искажает звуко-слоговую структуру слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова) или не воспроизводит.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ФУНКЦИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

ПРИЁМ

ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Опознание фонем.

а) поднять руку, если услышит звук А среди других гласных: А, У, Ы, О, А, У, Э, Ы, И;

б) хлопни в ладоши, если услышишь звук К среди других согласных: П, Н, М, К, Т, Р.

3б – опознаёт фонему;

1б - допускает ошибки исправляет с помощью или не опознаёт.

2. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам.

а) звонких и глухих (п-б, т-д, к-г, ж-ш, с-з, в-ф);

б) шипящих и свистящих (с, з, щ, ш, ч);

в) соноров (р, л, м, н).

3б – различает фонемы;

2б – допускает ошибки;

1б – не различает фонемы одной из групп.

3. Повторение слогового ряда.

ба - ба - па па - ба - па та - да - та да - та - да га - ка - га ка - га - ка

Са - ша - са ша - са - ша

Жа - за - жа за - жа - за

Ча - ша - ча ша - ча - ша

Ла - ра – ла ра - ла - ра

3б – точно и правильно воспроизводит в темпе предъявления ;

2б – первый член воспроизводит правильно, второй уподобляет первому или неточно воспроизводит оба члена пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

1б - не воспроизводит.

4. Выделение исследуемого звука среди слогов.

Подними руку, если услышишь слог со звуком «С» (ла, ка, со, ны, ма, су, жу, сы, га, си).

3б – выделяет звук;

2б – допускает ошибки, сам исправляет;

1б - допускает ошибки исправляет с помощью или не выделяет.

5. Выделение исследуемого звука среди слов.

а) хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «Ж» (лужа, рука, дорога, живот, молоток, жук, кровать, ножницы);

б) придумай слова со звуком «З»;

в) определить наличие звука «Ш» в названии картинок (колесо, ящик, сумка, шапка, машина, чайник, лыжи, цапля, звезда).

6. Различение слов-паронимов.

Назвать картинки и определить отличия в названиях.

3б – называет и объясняет чем отличаются;

2б – называет, но не объясняет;

1б - допускает ошибки или не справился с заданием.

7. Определение места звука в слове.

Определить место звука «Ч» в словах (начало, середина, конец).

3б – определяет в любом месте;

2б – выделяет в начале, середине или конце слова;

1б - не выделяет.

8. Раскладывание картинок.

Разложить картинки в 2 ряда: в первый со звуком «С», во второй со звуком «Ш».

3б – раскладывает верно;

2б – допускает ошибки, сам исправляет;

1б - допускает ошибки, исправляет с помощью или с заданием не справляется.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

ПРИЁМ

ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Обследование понимания номинативной стороны речи.

а) показать называемые логопедом предметы;

б) узнавание предметов по описанию: «Покажи чем чистят зубы» по картинкам;

в) предъявление «конфликтных» картинок (слов с близким фонематическим звучанием). Ребёнка просят показать картинку с изображением вороны среди 2 картинок (ворона и ворота );

г) понимание действий, изображённых на картинках. Ребёнок должен показать ту картинку, о которой говорит логопед;

д) понимание слов, обозначающих признаки: покажи, где круглый стол, а где прямоугольный, треугольный и прямоугольный флажок;

е) понимание пространственных наречий. Подними руки вверх, отведи в стороны и т. д.; повернись вправо, влево и т. д.

3б – правильно выполняет задания ;

2б – выполняет после нескольких повторений ;

1б – с трудом понимает обращенную к нему речь;

2. Обследование понимания предложений.

а) выполнение действий: «Закрой, пожалуйста, дверь садись за стол», «Возьми из стаканчика карандаш, положи его на стол и садись»;

б) ответить на вопрос: «кто приехал?» - «Петю встретил Митя»;

в) подобрать наиболее подходящее слово: «Утром к дому прилетела (стая, стайка, стадо ) воробьёв»;

г) исправить предложение: «Коза принесла корм девочке»;

д) какое из двух предложений правильное: «Слон больше мухи», «Муха больше слона»;

3. Обследование понимания грамматических форм.

а) понимание логико-грамматических отношений. Показать, где хозяйка собаки, где владелец мотоцикла;

б) понимание отношений, выраженных предлогами: В ящике бочонок. Ящик за бочонком. На бочонке ящик. Бочонок перед ящиком.

в) понимание падежных конструкций: показать линейку ручкой, карандашом ручку и карандаш линейкой;

г) понимание форм единственного и множественного числа: показать, где шар (шары);

4. Исследование понимания связной речи.

Послушай рассказ Л.Н. Толстого «Катя и Маша». Ответь на вопросы.

Катя пошла в лес за грибами. Она с собой взяла маленькую Машу. На пути была речка. Катя посадила Машу себе на спину и перенесла Машу через речку.

Вопросы к тексту:

Скажи, кто пошел в лес?

Кого Катя взяла с собой?

Что повстречали дети на своем пути? - Кого Катя посадила себе на спину?

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

ПРИЁМ

ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Обследование словарного запаса.

а) называние предметов, изображенных на предъявляемых картинках;

б) самостоятельное дополнение данного тематического ряда: стол, стул, шкаф…;

в) нахождение общих названий: стол – мебель, а чашка – (что?), сапоги – обувь, а шуба – (что?);

г)называние детёнышей домашних и диких животных;

д) называние обобщённых слов по группе однородных предметов;

е) называние предмета по его описанию: как называется предмет в который наливают суп? Кто косой, слабый, трусливый? Что свети, сияет, греет?

ё) называние признаков предмета: слова-антонимы (высокий-низкий..);

ж) подбор признаков к предметам;

з) называние действий: что делает? Как передвигается? Как кричит? Обиходные действия (шел – за-,вы-, у-)

и) название времён года, их последовательность, признаки;

й) подбор синонимов.

3б - правильно называет слова;

1б – затрудняется выполнить задание.

2. Исследование словообразовательных процессов.

а) преобразование единственного числа в множественное;

б) образование уменьшительно-ласкательных форм существительного;

в) образование относительных прилагательных: варенье из клюквы - …;

г) образование качественных прилагательных: если днём мороз, то день (какой?) - …;

д) образование притяжательных прилагательных: у волка лапа (чья?) - …;

е) согласование существительных с числительными;

ё)употребление предлогов.

3б – правильная форма;

2б – допускает ошибки, сам исправляется или после стимулирующей помощи;

1б – неправильная форма или отказ.

3. Исследование сформированности грамматического строя речи .

А) составление предложений по картинкам;

3б – правильное выполнение;

2б – неправильный порядок слов; пропуск одного члена предложения; негрубые аграмматизмы; упрощение структуры предложения;

Составление предложений из слов в начальной форме:

Доктор, лечить, дети.

Сидеть, синичка, на, ветке.

Груша, бабушка, внучка, давать.

Миша, собака, бросить, косточка.

3б – правильное выполнение;

2б - неправильный порядок слов; пропуск одного члена предложения; негрубые аграмматизмы; упрощение структуры предложения;

1б – грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок или не составляет.

Верификация предложений:

Собака вышла в будку.

По морю плывут корабль.

Дом нарисован мальчик.

Хорошо спится медведь под снегом.

3б – правильное выполнение;

2б – ошибка выявлена, но не исправлена, либо исправлена с грамматическими ошибками или упрощением структуры предложения;

1б – ошибка не выявлена.

Дополнение предложений предлогами:

Лена наливает чай…чашки.

Птенец выпал…гнезда.

Щенок спрятался…крыльцом.

Деревья шумят…ветра.

3б – правильное выполнение;

2б – самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;

1б – неправильное выполнение или отказ.

4. Исследование связной речи

а) составление рассказа по картинке;

б) составление рассказа по серии картин.

Оценка смысловой целостности

3б - рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;

2б - ребенок незначительно искажает ситуацию, не-

правильно воспроизводит причинно-следственные связи;

1б - выпадение смысловых звеньев рассказа, существенные искажения;

3б - рассказ оформлен грамматически правильно;

2б – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, неточное употребление слов;

1б - наблюдается аграмматизм, стереотипность оформления, неадекватное использование слов

3б - самостоятельно подбирает и располагает картинки;

2б - раскладывает картинки и составляет рассказ по наводящим вопросам;

1б - задание недоступно даже при наличии помощи.

Пересказ сказки, рассказа.

Оценка смысловой целостности

3б - воспроизводит все смысловые звенья;

2б - воспроизводит смысловые звенья с незначительными сокращениями;

1б - пересказ не полный, имеются значительные сокращения или не выполняет задания.

Оценка лексико-грамматического оформления

3б - рассказ составлен без нарушений лексических и

грамматических норм;

2б - пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность высказывания

1б - отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные замены или пересказ недоступен

Оценка самостоятельности выполнения задания

3б - самостоятельный пересказ

2б - пересказ по вопросам

1б - пересказ недоступен

Инструментарий обследования ЗУН по обучению грамоте

ПРИЁМ

ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Обследование анализа предложения.

а) определить количество слов в предложении;

б) назвать второе (третье…) слово в предложении;

в) составить графическую схему предложения;

г) придумать предложение к заданной схеме.

3б – выполняет все задания верно;

2б - допускает ошибки, сам исправляется или после незначительной помощи;

1б – затрудняется выполнить задание даже после стимулирующей помощи или отказ.

2. Обследование звукового анализа слов.

1. Назвать первый ударный гласный звук: Оля, Аня, уши, осы.

2. Назвать ударный гласный звук в конце слова: ведро, грибы, чулки.

3. Выделить согласный звук из начала слова: сок, шуба, магазин, щука, чай.

4. Определить последний согласный звук в словах: кот, сыр, стакан, щенок, стол.

5. Определить количество звуков в словах: ус, дом, коса.

Мониторинг речевого развития детей с ОНР

Система мониторинга речевого развития детей с ОНР (2 уровня)

1.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Ребенок сразу вступает в контакт. Эмоциональные реакции адекватны. В общении проявляется эмоциональная стабильность. При дифференциации контрастного звучания нескольких игрушек не допускает ошибок, не ошибается при определении направления звука и воспроизведении ритма.

Ребенок не допускает ошибок при различении и соотнесении цветов, при показе заданных геометрических фигур и форм. Ребенок не допускает ошибок при ориентировке в пространстве и схеме собственного тела, с легкостью может сложить картинку из 3-4 частей, фигуры из 4-5 палочек.

Ребенок не сразу вступает в контакт или вступает в контакт не сразу. В общении проявляется эмоциональная лабильность.

При дифференциации контрастного звучания нескольких игрушек допускает отдельные ошибки, 1-2 раза ошибается при определении направления звука и воспроизведении ритма.

Ребенок допускает отдельные ошибки при различении и соотнесе­нии цветов, при показе заданных геометрических фигур и форм.

Ребенок допускает 1-2 ошибки при ориентировке в простран­стве и схеме собственного тела, не сразу может сложить картинку из 3-4 частей, не сразу может сложить по образцу фигуры из 4- 5 палочек.

Ребенок не сразу вступает в контакт или вступает в контакт избирательно, проявляет негативизм. Эмоциональные реакции не всегда адекватны. При дифференциации контрастного звучания нескольких игрушек допускает множественные ошибки, ошибается при определении направления звука и воспроизведении ритма. Ребенок допускает ошибки при различении и соотнесении цветов, делает ошибки при показе заданных геометрических фигур и форм. Ребенок допускает множественные ошибки при ориентировке в пространстве и схеме собственного тела, без помощи не может сложить картинку из 2-4 частей. Ребенок не может сложить по образцу фигуры из 4-5 палочек.

2. Развитие моторной сферы

В процессе исследования состояния общей моторики не выявляются моторная неловкость и раскоординированность движений. Ручная моторика развита в полном объеме, темп выполнения движений нормальный. Ребенок умеет правильно держать карандаш, не испытывает затруднений в рисовании заданных линий, с легкостью застегивает и расстегивает пуговицы, перекладывает мелкие предметы из одной руки в другую.

Тонус мимической мускулатуры в норме, движения выполняются в полном объеме.

При выполнении артикуляционных упражнений способность к переключению не затруднена, все движения выполняются в полном объеме. Тонус артикуляционной мускулатуры в норме.

В процессе исследования состояния общей моторики выявляется некоторая моторная неловкость и раскоординированность движений. Ручная моторика развита не в полном объеме, темп выполнения движений незначительно снижен. Ребенок умеет правильно держать карандаш, но испытывает некоторые затруднения в рисовании задан­ных линий, с трудом застегивает и расстегивает пуговицы, переклады­вает мелкие предметы из одной руки в другую.

Тонус мимической мускулатуры повышен или понижен незначи­тельно, некоторые движения выполняются не в полном объеме. При выполнении артикуляционных упражнений затруднена способность к переключению, не все движения выполняются в полном объеме, иногда отмечаются синкинезии. Тонус артикуляционной мускулатуры повышен или понижен незначительно.

В процессе исследования состояния общей моторики выявляется общая моторная неловкость, раскоординированность движений. Ребе­нок выполняет движения не в полном объеме. Ручная моторика развита недостаточно, темп выполнения движе­ний снижен, движения выполняются не в полном объеме. Отмечается наличие амбидекстрии, леворукость. Ребенок не умеет правильно дер­жать карандаш, испытывает затруднения в рисовании заданных линий, не умеет застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую. Тонус мимической мускулатуры повышен или понижен, движения отсутствуют или выполняются не в полном объеме, отмечаются синкинезии, сглаженность носогубных складок. При выполнении артикуляционных упражнений затруднена спо­собность к переключению, движения выполняются не в полном объе­ме, отмечаются синкинезии, тремор, обильная саливация. Тонус ар­тикуляционной мускулатуры повышен или понижен.

Объем пассивного словаря соответствует норме. Ребенок понимает различные формы словоизменения и не допускает ошибок при выполнении тестовых заданий. Понимание обращенной речи в норме. Ребенок дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, и не допускает ошибок. Ребенок дифференцирует оппозиционные звуки, смешиваемые в произношении, и не допускает ошибок. Ребенок дифференцирует оппозиционные звуки, смешиваемые в произношении, и не допускает ошибок.

Объем пассивного словаря несколько ниже нормы. Ребенок понимает различные формы словоизменения, но может допустить 1-2 ошибки. Понимание обращенной речи приближается к норме. Ребенок дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, или допускает 1-2 ошибки. Ребенок дифференцирует оппозиционные звуки, смешиваемые в ношении, или допускает 1-2 ошибки.

Объем пассивного словаря значительно ниже нормы. Ребенок практически не понимает различных форм словоизмене­ния, не понимает отдельных предложений, плохо понимает обращен­ную речь. Ребенок не дифференцирует оппозиционные звуки, не смешивае­мые в произношении, или допускает множественные ошибки. Ребенок не дифференцирует оппозиционные звуки, смешиваемые в произношении, или допускает множественные ошибки.

4. Развитие экспрессивной речи, состояние активного словаря

Активный словарь в норме.

Активный словарь несколько ниже нормы.

Активный словарь значительно ниже нормы.

Ребенок не допускает ошибок при выполнении тестовых заданий.

Ребенок допускает по 2-3 ошибки при выполнении тестовых заданий.

Грамматический строй речи практически не сформирован, или ре­бенок допускает множественные ошибки при выполнении тестовых заданий.

6. Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи

Ребенок может самостоятельно пересказать текст из 3-4 предложений с опорой на картинки.

Ребенок может пересказать текст из 3-4 предложений с опорой на картинки и небольшой помощью взрослого.

Ребенок не может пересказать текст из 3-4 предложений с опорой на картинки.

7. Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороныречи

Ребенок не нарушает звуко-слоговую структуру слов. Состояние звукопроизношения соответствует возрастной норме. У ребенка достаточный объем дыхания, нормальный темп, пра­вильная расстановка пауз в речевом потоке. Ребенок умеет употреб­лять основные виды интонации.

Ребенок не допускает ошибок при повторении слогов с оппозици­онными звуками.

Ребе нок нарушает звуко-слоговую структуру некоторых слов. У ребенка нарушено произношение 6-8 звуков, ребенка достаточный объем дыхания, нормальный темп, правильная расстановка пауз в речевом потоке. Ребенок умеет употреблять основные виды интонации. Ребенок допускает 1-2 ошибки при повторении слогов с оппозиционными звуками.

Ребенок допускает множественные ошибки при ориентировки в пространстве и схеме собственного тела, без помощи не может сложить картинку из 2-4 частей. Ребенок не может сложить по образцу фигуру из 4-5 палочек.

Лист оценки состояния речевого развития детей с ОНР (2 уровня)

п/п

Фамилия, имя

1

2

3

4

5

6

7

Примечание

Система мониторинга речевого развития детей с ОНР (3 уровня)

(критерии оценки состояния речевого развития)

1. Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Ребенок сразу вступает в контакт. Эмоциональные реакции аде­кватны и устойчивы. Ребенок эмоционально стабилен.

Ребенок без ошибок дифференцирует звучание нескольких игру­шек, определяет направление звука, воспроизводит предложенные пе­дагогом ритмы.

Ребенок различает и соотносит 10 основных и оттеночных цветов, различает предложенные геометрические формы.

Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и в схеме собствен­ного тела, показывает по просьбе взрослого предметы, которые нахо­дятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, показывает правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо.

Ребенок без труда складывает картинку из 4-6 частей со всеми видами разреза; складывает из палочек предложенные изображения.

Ребенок не сразу и избирательно вступает в контакт, но его эмо­циональные реакции адекватны и устойчивы. Ребенок эмоционально стабилен.

Ребенок дифференцирует звучание нескольких игрушек, определя­ет направление звука, воспроизводит предложенные педагогом ритмы, но при этом иногда допускает ошибки.

Ребенок различает и соотносит 10 основных и оттеночных цветов, различает предложенные геометрические формы, но при этом иногда допускает ошибки.

При ориентировке в пространстве и в схеме собственного тела ребенок допускает единичные ошибки.

Ребенок складывает картинку из 4-6 частей со всеми видами раз­реза, складывает из палочек предложенные изображения при неболь­шой помощи взрослого.

Ребенок не сразу вступает в контакт или отказывается вступать в контакт. Эмоциональные реакции неадекватны и неустойчивы. Ребе­нок эмоционально лабилен.

Ребенок не дифференцирует звучание нескольких игрушек, не оп­ределяет направление звука, не воспроизводит предложенные педаго­гом ритмы либо совершает множественные ошибки при выполнении указанных заданий.

Ребенок не различает и не соотносит 10 основных и оттеночных цветов, не различает предложенные геометрические формы, либо до­пускает множественные ошибки при выполнении указанных заданий.

Ребенок плохо ориентируется в пространстве и в схеме собствен­ного тела, не может показать по просьбе взрослого предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, не может по­казать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо либо допускает множественные ошибки при выполнении указанных заданий.

Ребенок с трудом складывает картинку из 4-6 частей со все видами разреза; с трудом складывает из палочек предложенные изображения либо вообще не может выполнить предложенных задан даже с помощью взрослого.

2. Развитие моторной сферы

Общая и ручная моторика и ребенка развиты в соответствии с возрастной нормой, все движения выполняются в полном объеме, нормальном темпе. Координация движений не нарушена. Ребенок правильно держит карандаш, рисует прямые, ломаные, замкнутые линии, человека; умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязы­вать и развязывать шнурки.

В мимической мускулатуре движения выполняются в полном объеме и точно, синкинезии отсутствуют.

Артикуляционная моторика в норме, движения выполняются в полном объеме и точно; переключаемость в норме; синкинезии и тремор отсутствуют, саливация в норме.

Общая и ручная моторика ребенка развиты несколько ниже воз­растной нормы, все движения выполняются не в полном объеме, в замедленном или ускоренном темпе. Координация движений несколь­ко нарушена. Ребенок правильно держит карандаш, рисует прямые, ломаные, замкнутые линии, человека; умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, но делает это недоста­точно легко и ловко.

В мимической мускулатуре движения выполняются не всегда в полном объеме и не всегда точно, присутствуют синкинезии.

Артикуляционная моторика несколько нарушена, движения вы­полняются не в полном объеме и не всегда точно; переключаемость снижена; присутствуют синкинезии и тремор, саливация по­вышенная.

Общая и ручная моторика ребенка развиты ниже возрастной нормы, все движения выполняются не в полном объеме, в замедленном или ускоренном темпе. Координация движений грубо нарушен Ребенок моторно неловкий. Ребенок не умеет правильно держать карандаш, не может без помощи рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека; не умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.

В мимической мускулатуре движения выполняются не в полно: объеме и недостаточно точно, присутствуют синкинезии.

Артикуляционная моторика нарушена. Движения выполняются в полном объеме и недостаточно точно; переключаемость снижена, присутствуют синкинезии и тремор, саливация значительно повышена.

3. Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия

Пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме. Ребенок может показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на предложенных картинках названные логопедом действия, показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие опреде­ленными свойствами.

Ребенок понимает различные формы словоизменения и не допуска­ет ошибок при выполнении тестовых заданий; понимает предложно-па-дежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласка­тельные суффиксы существительных, дифференцирует формы един­ственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками.

Ребенок понимает смысл отдельных предложений, хорошо пони­мает связную речь.

Ребенок без ошибок дифференцирует оппозиционные звуки, как не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произноше­нии.

Пассивный словарь ребенка несколько ниже возрастной нормы. Ребенок может показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию, но при этом может допус­тить единичные ошибки. Ребенок может показать на предложенных картинках названные логопедом действия, но при этом допускает еди­ничные ошибки. Ребенок может показать по картинкам предметы оп­ределенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами, но при этом допускает отдельные ошибки.

Ребенок понимает различные формы словоизменения, но допус­кает единичные ошибки при выполнении тестовых заданий. Ребенок понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, но при вы­полнении заданий допускает единичные ошибки. Ребенок дифферен­цирует формы единственного и множественного числа глаголов, гла­голы с приставками, но при выполнении заданий допускает единич­ные ошибки.

Ребенок понимает смысл отдельных предложений, понимает связ­ную речь, но может допускать единичные ошибки.

Ребенок дифференцирует оппозиционные звуки, как не смешивае­мые в произношении, так и смешиваемые в произношении, но при этом допускает единичные ошибки.

Пассивный словарь ребенка не соответствует возрастной нор Ребенок не может показать по просьбе логопеда по несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; не может показать на предложенных картинках названные логопедом действия; может показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами, или делает это множественными ошибками.

Ребенок не понимает различные формы словоизменения и допус­кает множественные ошибки при выполнении тестовых заданий; не понимает предложно-падежных конструкций с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, не диффе­ренцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками.

Ребенок не понимает смысл отдельных предложений, плохо пони­мает связную речь.

Ребенок не дифференцирует оппозиционные звуки, как не смеши­ваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении, или допускает при дифференциации множественные ошибки.

4. Развитие экспрессивной речи, состояние активного словаря

Уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту. Ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предме­ты, части тела и предметов, обобщает предметы и объекты, изобра­женные на картинке. Ребенок не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках. Ребенок называет основные и оттеночные цвета, форму указанных предметов.

Уровень развития экспрессивного словаря несколько ниже нормы.

Ребенок называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов, но при этом допускает единичные ошибки. Ребенок обобщает предметы и объекты, изображенные на картинках, но до­пускает при этом единичные ошибки. Ребенок допускает единичные ошибки при назывании действий, изображенных на картинках. При назывании основных и оттеночных цветов ребенок допускает отдель­ные ошибки. При назывании формы указанных предметов ребенок допускает единичные ошибки.

Уровень развития экспрессивного словаря не соответствует возрасту. Ребенок не называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов или допускает множественные ошибки при выполнении этого задания. Ребенок не обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке, или допускает множественные ошибки при выполнении задания. Ребенок допускает множественные ошибки при назывании действий, изображенных на картинках. Ребенок не называет основные и оттеночные цвета, не называет форму указанных предметов или допускает множественные ошибки при выполнении задания.

5. Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи

Уровень развития грамматического строя речи соответствует возраст­ной норме. Ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена су­ществительные в косвенных падежах, имена существительные множе­ственного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа, без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции, согласовывает числительные 2 и 5 с су­ществительными. Ребенок образовывает существительные с уменьши­тельно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных.

Уровень развития грамматического строя речи ребенка несколько ниже возрастной нормы. При употреблении имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа, имен существительных в косвенных падежах, имен существительных мно­жественного числа в родительном падеже ребенок допускает единич­ные ошибки. При согласовании прилагательных с существительными единственного числа ребенок допускает единичные ошибки. При употреблении предложно-падежных конструкций, согласовании чис­лительных 2 и 5 с существительными ребенок допускает отдельные ошибки. При образовании существительных с уменьшительно-ласка­тельными суффиксами и названий детенышей животных ребенок до­пускает отдельные ошибки.

Уровень развития грамматического строя речи не соответствует возрастной норме. Ребенок допускает множественные ошибки при употреблении имен существительных в именительном падеже един­ственного и множественного числа. Ребенок допускает множе­ственные ошибки при употреблении имен существительных в кос­венных падежах; имен существительные множественного числа в родительном падеже. Ребенок допускает множественные ошибки при согласовании прилагательных с существительными единствен­ного числа. Ребенок допускает множественные ошибки при упот­реблении предложно-падежных конструкций; согласовании числи­тельных 2 и 5 с существительными. Ребенок допускает множе­ственные ошибки при образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названий детенышей животных.

6. Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи

Уровень развития связной речи соответствует возрастной норме. Ребенок без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опо­рой на картинки.

Уровень развития связной речи несколько ниже возрастной нормы.

Ребенок без помощи взрослого не может пересказать небольшой текст с опорой на картинки.

Уровень развития связной речи ребенка не соответствует возраст­ной норме и гораздо ниже ее. Ребенок не может пересказать неболь­шой текст с опорой на картинки и с помощью взрослого.

7. Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи

Ребенок не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов.

Состояние звукопроизношения соответствует возрастной норме. Объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, Ьила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм речи, паузация нор­мальные. Ребенок употребляет основные виды интонации.

Ребенок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов.

Ребенок не грубо нарушает звуконаполняемость и слоговую струк­туру слов.

Нарушено произношение 4-6 звуков. Объем дыхания недостаточ­ный, продолжительность выдоха недостаточная, сила голоса и моду­ляция в норме. Темп и ритм речи, паузация нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации.

Ребенок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов, допуская отдельные ошибки.

Ребенок грубо нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов.

Состояние звукопроизношения не соответствует возрастной норме, нарушено произношение 10 и более звуков. Объем дыхания недостаточ­ный, выдох короткий, голос слабый, сиплый, хриплый, модуляция на­рушена. Темп и ритм речи нарушены, паузация нарушена. Ребенок не употребляет основные виды интонации. Речь не интонирована.

Ребенок не может без ошибок повторять слоги с оппозиционными звуками, не выделяет начальный ударный гласный из слов.

Лист оценки состояния речевого развития детей с ОНР (3 уровня)

п/п

Фамилия, имя

1

2

3

4

5

6

7

Примечание

1 - уровень развития эмоциональной сферы, неречевых психических функций;

2 - уровень развития моторной сферы;

3 - уровень развития импрессивной речи, состояние фонематического восприятия;

4 - уровень развития экспрессивной речи, состояние активного словаря;

5 - уровень развития экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи;

6 - уровень развития экспрессивной речи, состояние связной речи;

7 - уровень развития связной речи, состояние фонетической стороны речи.