Самые большие концерты в мире. Самые большие концерты в мире Какие рок группы приедут в

Самые большие концерты в мире. Самые большие концерты в мире Какие рок группы приедут в
Самые большие концерты в мире. Самые большие концерты в мире Какие рок группы приедут в

Двадцать шесть лет назад (27 мая) The Stone Roses сыграли свой легендарный концерт в Spike Island. По этому случаю предлагаем вспомнить еще несколько исторически важных живых выступлений.

The Beatles: "Концерт на крыше", 30 января 1969
Импровизированное выступление на крыше компании Apple Studios. Классика, такая как "Get Back" и "Не Let Me Down" привела Лондон в ступор, прежде чем полиция лихо прервала выступление. "Я надеюсь, что мы прошли прослушивание ", - ехидно отметил Леннон. Это был последний раз, когда Ливерпульская четверка выступала вместе.

Blur: Hyde Park, Лондон, 2 июля 2009
После ухода Грэма Коксона в 2002 году, это выглядело будто история Blur подошла к концу - до 2008 года, когда Коксон и Албарн уладили свои разногласия и раскрыли планы о будущем коротком туре. Билеты на концерт в Гайд-парке были распроданы в течение двух минут, что предвещало второе шоу и внимание со стороны целого нового поколения поклонников.

Джими Хендрикс: Woodstock, 18 августа 1969
Хендрикс завершил двухчасовой фестиваль - самый длинный в его карьере – хотя это единственное, что стало знаменательным моментом фестиваля в ретроспективе. Едва кто-нибудь на самом деле видел то, как он вышел на сцену в понедельник утром, после того, как большинство людей ушло.

Muse: Wembley Stadium, Лондон, 16 июня 2007
Группа была первыми музыкантами, распродавшими билеты на выступление во вновь отремонтированном стадионе Уэмбли. Muse поставили сложное шоу, состоящее из множества деталей, в том числе с гигантскими спутниками и воздушными танцорами, прикрепленными к воздушным шарам.

Arctic Monkeys: Первый концерт в London Astoria, 2005
Распроданные заранее билеты - все по причине одного лимитированного сингла - Arctic Monkeys прибыли. "Если кто-то бросит еще одну чертову банку, то мы можем сваливать прочь!" – в один момент скомандовал Алекс Тернер с галлахеровской уверенностью. Больше ни один предмет не был брошен.

Radiohead: Glastonbury 1997
Это то, что основатель фестиваля Майкл Ивис назвал "самым вдохновляющим концертом в рамках фестиваля за 30 лет". Преодолев плохую погоду и множество технических проблем, группа загипнотизировал аудиторию с западающим в память исполнением нового материала из "OK Computer " и более старой классикой, такой как "Creep".

Nirvana: Reading Festival 1992
Последний концерт Nirvana на британской земле. Пародируя предположения по поводу своего психического здоровья, Курт Кобейн был доставлен на сцену на инвалидной коляске, прежде чем присоединиться к остальным участникам группы и сыграть мощный сет состоявший из старых и новых песен.

Эминем: Manchester Evening News Arena, 2001
Поражающий страх в сердцах читателей "Daily Mail" повсюду Слим Шейди "закинулся" таблетками, инсценировал свою казнь и промаршировал по сцене с его теперь уже знаменитой бензопилой и хоккейной маской. Скандальный концерт был организован геями и протестующими за права женщин.

The Strokes: London Astoria, 3 февраля 2001
Лондонский дебют The Strokes, играющих в качестве новичков на церемонии "NME Awards". Расхваленная как наиболее важная группа нового тысячелетия, представила будущие хиты "Last Night" и "New-York City Cops"" из дебютного альбома "Is This It", за который позже голосовали читатели и журналисты NME, чтобы он стал альбомом 2001 года.

Последний концерт в London Astoria, 14 января 2009
После долгой кампании не удалось спасти знаковое место от бульдозера, Get Cape"s Сэм Дакворт организовал заключительное шоу. В лайн-апе присутствовали Фрэнк Тернер, ...And You Will Know Us By the Trail of Dead и The Automatic, достигшие кульминации в исполнении "Three Little Birds" Боба Марли.

The Clash: London Rainbow Theatre, 21 мая 1977
К моменту выхода The Clash толпа была разогрета до пены у рта выступлением The Jam и Buzzcocks. Во время начальной песни "London"s Burning", восторженные фанаты отказались сесть и начали буйствовать, выдернув в процессе более 200 сидений.

The Who: Leeds University, 14 февраля 1970
Одно из двух шоу было организовано специально для записи концертного альбома. Из-за технических сбоев звук с первого концерта был непригодным для использования, что вынудило группу надеяться на это представление. The New York Times назвал это "лучшим концертным рок-альбом всех времен".

Jay-Z: Glastonbury 2008
Одно из самых неоднозначных выступлений в истории фестиваля. Публично подвергнутый критике со стороны Ноэля Галлахера перед выступлением Jay-Z ответил ему, идя на сцену, исполнением хита Oasis 1995 года "Wonderwall", прервав его "99 Problems". "The Times" назвал это "самым захватывающим выступлением за последние 10 лет".

The White Stripes: London 100 Club, 6 августа 2001
После большой шумихи, The White Stripes, наконец, дали волю своему грязному блюзу из Детройта в Лондоне. "Похотливые и распутные, источающие секс и опасность", - сказал о них один из критиков, позже окрестив их "наиболее важной группой, существующей на планете сегодня".

The Last Shadow Puppets: Leeds Festival 2008
Алекс Тернер, вдохновленный 1960-ми на сотрудничество с Майлзом Кейном из The Rascals. Будто бы слившиесяйся вместе, дуэт выступил вместе с оркестром из 16 человек и заручился поддержкой Джеймса Форда из Simian Mobile Disco на барабанах. Действительно зрелое выступление, подсказывающее, что Алексу Тернеру есть что еще предложить помимо Arctic Monkeys.

Моррисси: London Finsbury Park, August 1992
Моррисси окутал себя в Юнион Джек и выступил на фоне изображения двух женщин-скинхедов. Во время исполнения песни "National Front Disco", беспокойная толпа начала бросать "метательные снаряды". Исполнитель закончил свое выступление после девяти песен и провел следующие несколько лет, отрицая обвинения в расизме.

Pulp: Glastonbury 1995
Выступая вместо The Stone Roses, которые были вынуждены отказаться от выступления, Pulp были встречены с долей скептицизма от недовольных фанатов Roses. Джарвис Кокер быстро поднялся над "пивным метаниями", чтобы взять аудиторию в своей руки. Плодотворный момент для брит-попа, который видел взлет карьеры Pulp и спад The Stone Roses.

Боб Дилан: Electric Newport Festival 1965
Известный момент, когда Боб Дилан ударился в электрику. Выступление длилось 15 минут, прежде чем Дилана штурмовала со сцены свистящая толпа, которую разозлило, что тот отвернулся от народа. Позже его уговорили исполнить два акустических номера. После случившегося Боб Дилан не возвращался на фестиваль в течение 37 лет.

The Libertines: London Albion Rooms, апрель 2003
The Libertines окрестили лучшей новой группой в Великобритании. Участники коллектива Пит и Карл регулярно устраивали импровизированные концерты в своих квартирах на Bethnal Green. Сдвинув кухонный шкаф и рассевшихся на диванах, поклонники и друзья нагрянули к ним, чтобы увидеть этот последний "концерт" в так называемом "Albion Rooms" и дождаться неизбежных полицейских фургонов.

Kings Of Leon: London Bush Hall, 2003
Задолго до продажи туров, Kings Of Leon были богобоязненными, бородатыми диковинами. Превращая лондонское мероприятие в грязный бар в Новом Орлеане, они прокладывали свой путь с дебютным альбомом "Youth And Young Manhood", давая собравшейся толпе ощутить ранний вкус будущей классики, такой, как "Molly"s Chambers" и "Red Morning Light".

The Velvet Underground & Nico: The Exploding Plastic Inevitable, 1966
Мультимедийная выставка работ Энди Уорхола бок о бок с живым выступлением The Velvet Underground и танцами печально известной музы Эди Седжвик. Участие Уорхола помогло достичь группе - тогда почти неизвестной - внимания общественности.

Gallows: Old Blue Last, Лондон, 3 декабря 2008
"Я хочу видеть чертову бойню," - ревел Фрэнк Картер после разгрома люстры. Хаотичное выступление, после которого место проведения выглядело, как кульминация "Бесславных ублюдков". В один момент, Картер напал на одного из членов мужской аудитории, якобы из-за ощупывания.

The Prodigy: Glastonbury 1995
The Prodigy выделились на милю, доминируя над "гитарными" инди-группами. "Гластонбери, вы готовы к року?" – прокричал Максим Реалити, развязывая свой гибрид танца и панка, превращая толпу в один большой беспорядок, который только видел фестиваль.

Pixies: Glastonbury 1989
После выхода "Doolittle", этот концерт подтвердил, что поколение утвердило великолепие Pixies. Начав свой сет с "Bone Machine», они играли весь свой репертуар в алфавитном порядке, закончив "Where Is My Mind".

Joy Division: Birmingham University, 2 мая 1980
Последний концерт группы. Ян Кертис оказался за кулисами из-за неконтролируемой эпилепсии. Группа играла без него, и он вновь появился на финальной песне "Digital". На концерте также была представлена композиция "Ceremony", которая впоследствии стала дебютным синглом у New Order.

Оззи Осборн: Veteran"s Memorial Auditorium, Айова, 1982
В момент, который с тех пор зафиксировался в качестве знаний о металле, Оззи откусил голову живой летучей мыши, полагая, что это резиновая игрушка. Впоследствии он был доставлен в больницу для того, чтобы сделать прививку от бешенства.

The Flaming Lips: Glastonbury 2003
Сопровождаемые танцами поклонников в пушистых костюмах животных, The Flaming Lips поставили клеймо на эксцентричные выступления. "The Guardian" назвали это поп-концертом, который "мог бы быть удвоен, в качестве исполнительного искусства".

Sex Pistols: Концерт на реке Темза, Лондон, 1977
The Sex Pistols исполняли песни, плывя вниз по реке Темзе, чтобы отпраздновать "Серебряный юбилей" английской королевы. Исполнение "Anarchy In The UK" (в то время как они медленно дрейфовали мимо здания Парламента) стало определяющий моментом в панк-рок восстании, которое закончилось вместе с завершением концерта из-за того, что лодка была настигнута полицией.

Oasis: Поместье Неборт-хаус, 10-11 августа 1996
Концерты, которые короновали Oasis лидерами брит-поп-движения, подтвердив статус самой популярной британской группы после The Beatles. В течение двух августовских ночей концерт посетило более 250 000 зрителей, которые можно сказать стали счастливчиками, так как желающих было более двух миллионов. В завершении второго дня Ноэль Галлахер вышел на сцену и объявили: "Это наша история!".

1976. (Здесь и далее указан год записи, а не выхода диска.) Исторически сложилось так, что у The Beatles нет ни одного прилично задокументированного концерта, не говоря уже о том, что после 1966 года они не выступали живьем вообще (квартирник Let It Be на крыше не в счет). Казалось бы, ситуация для фанатов безвыходная, но есть один трюк, который помогает приобщиться к битловской атмосфере через черный ход. А именно через этот тройной (на виниле) альбом по мотивам турне Пола Маккартни по Америке в тот самый момент, когда он был в наилучшей форме и The Beatles еще не канули в далекое старпёрское прошлое. Собственно, битловских песен там не так уж и много, пять штук, но и подбор материала, и исполнение, и запредельный энтузиазм - все на фантастическом уровне!

Bob Marley: Live!

1975. Самый знаменитый перформанс растаманского полубога в оригинале содержит всего семь треков, зато среди них каноничная живая запись No Woman, No Cry, которую с тех пор крутят по радио куда чаще студийной с альбома Natty Dread 1974-го. И ведь это тот случай, когда диджеи правы: такие концертные записи валят студийные нокаутом.

Depeche Mode: «101»

1988. Запись последнего, сто первого концерта Depeche Mode в рамках грандиозного тура с альбомом Music for the Masses. Собственно, это итог всей карьеры базилдонского квартета, ибо после него Depeche Mode записали Violator и началась совсем другая история. Среди фанатов группы (а это чуть ли не каждый второй россиянин) концертник «101» носит почти библейский статус.

James Brown: Live at the Apollo

1962. Культовейшая в среде афроамериканцев концертная запись, которая в год своего выхода настолько взорвала голову населению, что «черные» радиостанции крутили в эфире всю пластинку целиком, от начала до конца, не размениваясь на отдельные песни. Обязательно надо сказать, что альбом выдержал проверку временем, даже сегодня слушается взрывоопасно!

The Who: Live at the Isle of Wight

1970. В те времена, когда рок-группы только еще учились громыхать мегадецибелами, первопроходцами по этой части были The Who. Музыкальные критики зовут самым классическим концерт Live at Leeds (тоже 1970 года), но он суховат, ему не хватает какой-то брутальной бутлегерской жести. Чего не скажешь о записи с фестиваля Isle of Wight, слушая который временами ощущаешь, будто на тебя уронили башню из ламповых усилителей.

Judas Priest: Unleashed in the East

1979. Идеальный хеви-метал-концерт, на котором, правда, и компания изрядно сжульничали, часть материала тайком перезаписав в студийной обстановке. Ну да ладно, оно того стоило. Как и все великие концертные пластинки, Unleashed in the East обладает чудодейственным свойством подать любую песню многократно краше, чем она звучала до этого в студии. Это особенно важно для Judas Priest, чьи пластинки 70-х звучали сыровато и робко. Концертник исправил всё!

Ramones: It"s Alive

1977. Неслыханная для своего времени лаконичность и щедрость: 28 песен в одном живом альбоме! У пионеров панка Ramones наблюдается особенно запущенный случай: любая их вещь на концерте звучала быстрее, мощнее и веселее, чем на студийных дисках, замученных продюсерами насмерть. It"s Alive - их самый прославленный живой альбом, хотя с момента его выхода на свет появилось изрядное число пластинок не менее интересных. Из позднего можно послушать для интереса Greatest Hits Live - совершенно иные впечатления, но тоже радужные.

Elvis Presley: Elvis as Recorded at Madison Square Garden

1972. Редчайший случай в индустрии тех лет, когда на одну пластинку уместился весь 53-минутный концерт целиком, да еще какой! Ладно, рок-н-роллы, но даже баллады исполняются раза в полтора быстрее привычных оригиналов. И ни следа жирка и ленивости, которыми славился поздний Элвис! Это тот самый неудержимый заводной перформанс, через который можно прочувствовать, за что же его прозвали Королём. Кстати, пластинку выпустили всего через 8 дней после самого концерта.

Led Zeppelin: How the West was Won

1972. Самая великая концертная группа 70-х при жизни так и не отстрелялась приличной концертной записью, оставив за собой лишь неровный альбом и фильм The Song Remains the Same. Уже с наступлением компакт-дисковой эпохи любители копаться в архивах сделали волевой рывок и отобрали, по их мнению, лучший из сохранившихся концертов. И не прогадали. Альбом вышел в 2003 году и занял первое место в американских чартах - впервые после распада Led Zeppelin!

Deep Purple: Made in Japan

1972. Группе Deep Purple, в отличие от их коллег из свинцового дирижабля, повезло неслыханно: свой величайший концертный альбом они выпустили еще при жизни, на пике формы и славы. Для помешанных на тяжелом роке фанатов Made in Japan и по сей день остается эталонным (и недостижимым) образцом стадионного рока. Даже миллион раз записанная и перезаписанная Smoke on the Water здесь воплощена прекраснее, чем в любой иной версии. Понять почему - никому не дано. Что-то вроде магии.

Жанр «рок» начал формироваться в 50-х годах, а его прародителем стал рок-н-ролл. Это были зажигательные Чак Берри, Бадди Холли и, конечно, сам король Элвис Пресли. С каждым новым десятилетием музыка трансформировалась, обрастала жанрами и поджанрами. Стоит отметить самые основные направления рок-музыки:

  • блюз-рок — сочетает в себе черты блюза и рок-н-ролла, но звучит более ритмично, чем классический блюз;
  • хеви-метал — тяжелая и мрачная музыка, изюминкой которой часто становится отточенное гитарное соло;
  • прогрессивный рок — узнавается по длинным и сложным композициям (по 10-20 минут);
  • хард-рок — характеризуется тяжелым звучанием;
  • русский рок — сформировался в СССР в 70-е годы, тексты групп «Аквариум», «КИНО», «Машина времени» и других до сих пор берут за душу;
  • блэк-метал — жесткое, часто депрессивное и мрачное звучание, упор идет больше на тексты, чем на музыку;
  • панк-рок — характеризуется динамичными текстами, резкими мелодиями и грубым вокалом;
  • фолк-рок — используется чистый гитарный звук, а самое главное — это вокальные партии;
  • арт-рок — основным инструментом жанра является электрический орган или синтезатор.

Все жанры рок-музыки объединяет одно — душевные и жизненные тексты. Особенно это прослеживается в текстах звезд русского рока, где музыканты лиричны и рассказывают о своих переживаниях, любви и жизни в России. Но некоторые металл-группы выступают очень агрессивно, крушат инструменты, создают особую, буйную атмосферу.

Некоторые музыканты выступают с участием симфонического оркестра. Но не думайте, что на таких концертах спокойно и можно расслабиться, наоборот — оркестр подчеркивает мощь классики тяжелого рока, поэтому звучание получается еще более величественным.

Где проводят рок-концерты?

В столице и Подмосковье рок-музыканты выступают на больших концертных площадках. Например, в Crocus City Hall, на стадионе «Открытие Арена», во дворце спорта «Мегаспорт», в Большом Кремлевском Дворце, клубе «ИZИ», столичном клубе Adrenaline Stadium и других площадках и арт-пространствах.

Выбор площадки для выступления зависит в основном от времени года и масштабности мероприятия. Летом концерты проводят на стадионах — открытых, больших и способных вместить тысячи фанатов одновременно. Зимние концерты проводят в клубах, дворцах культуры, сценах при отелях и других закрытых концертных площадках.

Что нужно знать перед посещением рок-концерта?

Рок-концерт — это буйство, энергия и никаких правил. Почти никаких, так как несколько правил все же есть:

  • не выкладывайте фото билета в соцсети — если будет виден штрих-код, билетом может воспользоваться кто-то другой;
  • покупайте билеты в фан-зону — там самый лучший звук, но при этом придется стоять (а лучше танцевать или слэмиться);
  • не разговаривайте во время тихих лирических песен;
  • изучите сет-лист исполнителя — так вы будете практически точно знать, с каким репертуаром он выступает, особенно если это гастроли;
  • принимайте участие во флешмобах — поклонники часто устраивают интересные флешмобы, благодаря которым концерт запоминается сильнее;
  • просите выйти на бис — если публика не просит музыкантов выйти на бис, значит, она не в восторге от выступления.

Как купить билеты на рок-концерт?

На нашем сайте представлена актуальная афиша всех ближайших событий, на которые можно купить билеты за несколько месяцев до мероприятия. Например, на новогодние концерты можно найти билеты еще за 5-6 месяцев. Чем масштабнее и известнее исполнитель, тем быстрее раскупают хорошие места.

Чтобы купить билет, добавьте его в корзину на сайте, оплатите удобным для вас способом и заберите его в кассах нашей сети. Если билет электронный, то его достаточно распечатать или показать на смартфоне. По есть полный список адресов, где вы можете выкупить забронированный или забрать купленный билет. Также можно заказать доставку заказа по Москве или в пределах МКАД.

Если вы не успели взять дешевый билет, можно купить дорогой, но в рассрочку. При этом не нужно заполнять бумажную документацию или ехать в банк, так как оформление происходит онлайн за несколько минут. Купленные билеты можно вернуть за 3 дня до концерта. Для этого нужно скачать шаблон заявления, заполнить его и следовать инструкции по .

Поход на рок-концерт — это удовольствие, которое может позволить себе каждый и в любом возрасте. Это может быть как студент, у которого много свободного времени, так и серьезный профессор. Следите за расписанием на нашем сайте, и вы обязательно найдете тот концерт, который так давно ждали.

Если концерт удался, публика будет вспоминать его с благодарностью еще не один десяток лет. А если совсем повезет, он и вовсе войдет в летопись достижений, увековеченных в книге рекордов Гиннеса. Предлагаю вашему вниманию бескомпромиссный рейтинг, который посвящен самым лучшим концертам в истории музыки.

13. Род Стюарт, 1994 г. и Жан-Мишель Жарр, 1997 г.

Рекорд Рода Стюарта по посещаемости на концертах составил 3 500 000 человек! Но даже не объяснить, каким образом музыкант смог заворожить примерно половину населения Рио-де-Жанейро. Вот столько зрителей собралось на главном пляже столицы Бразилии. Бесспорно, Рода Стюарта есть за что любить – так как он один из самых успешных артистов Британии, рок- и поп-ветеран, человек и пароход! Но так… Концерт был бесплатным что ли? ROLLING STONES когда-то тоже ударились в благотворительность. И кстати, на том же бразильском пляже. Но народы было в два раза меньше.

Французский музыкант Жан-Мишель Жарр разделил с Родом Стюартом первое место по посещаемости. Цифра 3 500 000 человек отмечена даже в Книге рекордов Гинесса. И не где-нибудь, а уже в Москве! Сам концерт был бесплатным, но никогда у Жарра не собиралось столько людей, несмотря на то, что устраивал выступления и в более интересных местах. Рекорд он получил заслужено – все было на высочайшем уровне.

12. Милен Фармер, 1999-2000 гг.

Французская певица Милен Фармер практически не выступает за пределами Франции. Да и в целом не очень часто дает концерты. Но количество полностью возмещается качеством. Шикарные декорации, великолепный свет, большое количество танцоров, смена костюмов много раз за концерт... Еще и какое шоу! Это самый настоящий спектакль! В 1999-м году Фармер первый раз выехала с концертом за пределы Франции, и добралась даже до России. МУЗ-ТВ потом назвали ее выступления лучшим концертом года. Даже название поразило – «MYLENium»!

11. NIRVANA, 1994 г.

Концерты «без электричества» к 1994 году были уже давно придуманы. А вот именно альбом очень популярного рок-коллектива NIRVANA «Unplugged in New York» в то время превратил акустические программы в навязчивую идею почти для всех музыкантов, неважно даже в каком стиле они играли. Для самой группы выступление на MTV оказалось очень показательным, но это не было похоже на, то безумие, что принесло коллективу всемирную популярность и славу на всю жизнь. И даже посмертную для кого-то. Кстати, вполне возможно, что на данный момент Курт Кобейн дает именно такие концерты на рок-н-ролльных небесах.

10. Фестиваль «Woodstock», 1969 г.

60-е года… Хиппи, лето любви, секс-революция, короткие юбки и длинные ноги… И все это собирается в одно слово – Woodstock - трехдневный фестиваль, даже трехсуточный, так как люди выходили на сцену прямо ночью. Даже хэдлайнера мероприятия – Джимми Хендрикса, мало кто увидел – истощенная публика уже не выдерживала такого напора секса, наркотиков и рок-н-ролла. По полицейским сводкам, на протяжении проведения фестиваля погибло три человека. Конечно, столько же и родилось – прямо там, на поле. Потом уже было 10-летие фестиваля, 20-, 25- и 30-летие, но подобного резонанса уже не было. Не те времена, не те места.

09. Фестиваль в Тушино, 1991 г.

В плане культовости, что-то похожее повторилось много лет спустя в Москве. Тут прошло все классно: подходящее время, место и нормальные исполнители. Несомненные кумиры и общепризнанные авторитеты для всех рокеров и металлистов дали концерт в самом логове только что поверженной «империи зла». Билеты не требовалось покупать, вот почему все деньги пошли на алкоголь, который не запрещалось проносить на поле аэродрома. В итоге, количество кровавых стычек с милицией не знают даже сама милиция. Даже до сих пор не могут подсчитать, сколько народу принимало участие в «тушинском попоище»! Впечатляет даже цифри – от 500 000 до миллиона! Даже METALLICA и AC/DC заявляли, что еще никогда не играли перед таким количеством народу.

08. Концерт памяти Фредди Меркури, 1992 г.

Через полгода после смерти Фредди Меркури, участники группы QUEEN организовали грандиозные поминки по их другу. А также собрали денег на открытие фонда по борьбе со СПИДом. Собрали очень быстро – все 72 000 билетов разлетелись почти за пару часов. Также – трансляция концерта практически в сотне стран мира. Совмество с музыкантами экс-QUEEN на сцене стадиона «Wembley» по очереди выступали более двадцати коллективов и исполнителей – от Дэвида Боуи и Элтона Джона, до METALLICA и GUNS N’ROSES.

07. QUEEN, 1986 г.

Сама группа QUEEN не один раз выходила на сцену «Уэмбли». Один из таких концертов был, затем записан на пластинке и на видео. А в 1986-м, это шоу не раз показывали по ТВ и крутили на радио. Коллектив была тогда очень популярен, Меркури был в самой лучшей форме, еще не исполнял песни о разбитом сердце и осыпающемся гриме, поклонники сходили с ума, даже утащили 6-метровую надувную фигуру Фребдди, которая находилась в небе над стадионом.

06. DEEP PURPLE, 1972 г.

Японцы восторженно любят хард-рок. Это у них находится в крови и в подсознании. Но раньше они этого даже не подозревали. Обэтом они узнали от DEEP PURPLE, которые дали в 1972 году три концерта в Японии. Концерты как концерты, ничего такого. Для японцев же это стало самым настоящим откровением. Земля дрожала, гремел гром, блистали молнии, и, в шуме этой стихии, музыканты подарили японцам семь своих заповедей. А они в свою очередь выпустили эти записи на виниловых скрижалях. «Made in Japan» на долгие годы стал эталоном концертной пластинки вообще.

05. DEPECHE MODE, 1988 г.

Вылетая на гастроли в Америку в 1988 году, музыканты английской группы DEPECHE MODE сетовали на не самое благоприятное время, выбранное для турне. Так как, их новая пластинка занимает довольно низкие места в зарубежных хит-парадах. Но ближе к завершающему 101-му концерту турне, альбом «Music for the Masses» на самом деле уже стал народным. Поэтому грех было не увековечить такое событие для истории. Масштабный концерт на стадионе в Пасадене лег в основу фильма «101», который даже вышел в кинопрокат.

04. U2, 1992-93 гг.

Коллектив U2 уже давно и очень продуктивно работает над своими концертами. Для этого рейтинга выбран концерт «Zoo TV Tour»: сотни экранов, радиовышки, летающие автомобили, телемост с Сараево, где в разгаре была война, персонажи похожи на «Человека-зеркального шара» или «Мухи», которые звонили в ООН и американскому президенту Бушу. Смешное то, что по замыслу музыкантов, все это должно было высмеивать эти излишества на рок-концертах. Смешное – потому что следующие концерты U2каждый год ставали все сложнее и масштабнее.

03. Пол Маккартни, 2003

Пол Маккартни – почти ли не последний из западных рок-музыкантов, кто доехал до России. Его бывший коллега Ринго Старр и то раньше добрался к нам в гости. Зато Пола принимал и прогуливал по Кремлю сам президент, а концертное шоу было в самом центре Москвы. Прямо на Красной площади вообще мало кто выступал. Событие, конечно, желанное и для нас незабываемое и неповторимое. Между прочим, об этом легендарном шоу существует целый фильм. Режиссером выступил знаменитый музыкант и «битломан» Максим Капитановский.

02. Роджер Уотерс, «The Wall»

30 лет назад Роджер Уотерс был помешан на идее стены, которая разделяет… ну, философия его с годами менялась, а стена, как символ и стабильный источник дохода остается постоянной и по этот день. Когда-то Уотерс построил стену даже внутри своего бывшего коллектива, что привело к неизбежному расколу. Сами PINK FLOYD уже тогда исполняли это произведение только несколько раз, а сейчас и группы такой и нет. Но Роджер – строит и рушит свою группус завидным постоянством и регулярностью. Только вот, кирпичики теперь не из картона, а виртуальные. Что ж, это ведь сами музыканты вывели рецепт успеха: зачем нужны новые композиции, когда есть хорошие старые? Только и остается – совершенствовать свои концерты.

01. RAMMSTEIN

Выбрать какой-то один концерт RAMMSTEIN нереально. Это горячая группа достойна возглавить список самых зажигательных концертов всех времен и народов. И это дает возможность им держаться на высоком уровне даже во времена творческого кризиса – в последнее время далеко не все работы RAMMSTEIN одинаково полезны. О шоу такого не скажешь, они и являются основным достоинством коллектива. Играть столько лет одно и то же, но при этом всегда превосходить самих себя и удивлять зрителей способны далеко не все!

Первый рекорд по количеству зрителей на концерте был установлен группой The Beatles – их получасовое шоу, состоявшееся 15 августа 1965 года на нью-йоркском стадионе Shea, посетило 55600 человек.

А какие выступления музыкантов получили статус самых масштабных концертов современности?

10 место – Tokio Hotel

Город : Париж
Дата : 14.04.2010
Зрители : 500 тысяч


Заключительный концерт мирового турне в поддержку нового альбома молодой альтернативной группы Tokio Hotel состоялся в Париже, у самого подножия Эйфелевой башни, и собрал 500 тысяч зрителей, что позволило шоу попасть на последнюю строчку нашего рейтинга. «Welcome to Humanoid City», – гласили афиши, такая же надпись украшала билеты.

9 место – фестиваль «Isle of White»

Город : Эфтон Даун
Дата : 26.08 – 30.08.1970
Зрители : 600 тысяч


Третье по счету шоу на острове Уайт запомнилось 600 тысячам человек выступлением легендарных The Who, The Doors, Redbone и Джимми Хендрикса , для которого этот концерт стал последним в Великобритании. А ровно год назад он выступил на фестивале в Вудстоке, играя на белоснежном «стратокастере», который впоследствии был признан чуть ли не самой дорогой гитарой в истории.

Джимми Хендрикс, «Isle of White», 1970 год

8 место – фестиваль «Summer Jam at Watkins Glen»

Город : Нью-Йорк
Дата : 28.07.1973
Зрители : 620 тысяч


В свое время этот фестиваль даже попал в Книгу рекордов Гиннеса как «поп-концерт с самым большим количеством зрителей». Концерт состоялся на нью-йоркском автодроме Watkins Glen International, а хедлайнерами мероприятия были Grateful Dead и группа Дуэйна Оллмэна (The Allman Brothers Band).

7 место – Гарт Брукс

Город : Нью-Йорк
Дата : 07.08.1997
Зрители : 980 тысяч


Почти миллион жителей Нью-Йорка пришел в Центральный парк, чтобы посмотреть на бесплатное выступление легенды кантри-музыки Гарта Брукса в августе 1997 года. Шоу было организовано в поддержку нового студийного альбома музыканта («Sevens»), который благодаря столь успешной рекламе дебютировал на первой строчке национального хит-парада Billboards и вскоре получил статус «бриллиантовой» пластинки.

6 место – The Rolling Stones

Город : Рио-де-Жанейро
Дата : 18.02.2006
Зрители : 1,3 миллиона


В начале 2006 года незабвенные Мик Джаггер и Кит Ричардс сотоварищи дали грандиозный концерт на пляже Копакабана. Цифры впечатляют: габариты сцены составили 60x22x20 метров, а звуковая аппаратура и оборудование для спецэффектов общим весом 70 тонн были доставлены отдельным самолетом. И – самое главное – проход на шоу был бесплатным!

Подготовка к концерту Rolling Stones в Копакабане

5 место – фестиваль «Peace without Border»

Город : Гавана
Дата : 20.09.2009
Зрители : 1,5 миллиона


Сотни тысяч кубинцев и гостей острова заполнили столичную площадь Революции в поддержку мира в странах Центральной Америки. Хорошо, что это место входит в число самых больших площадей в мире, иначе все зрители попросту бы не поместились.

4 место – фестиваль «Монстры рока»

Город : Москва
Дата : 28.09.1991
Зрители : 1,6 миллиона


Рок-фестиваль, состоявшийся буквально через месяц после августовского путча, посетили такие звезды тяжелой музыки, как Metallica, AC/DC, Pantera, The Black Crowes. Неудивительно, что неизбалованные мероприятиями подобного рода зрители побили все предыдущие рекорды стадиона в Тушино – по подсчетам, пиковое количество посетителей превысило полтора миллиона. Кстати, отечественную рок-сцену представляла группа «Электро Судорожная Терапия» – Э.С.Т.

«Монстры рока» в Тушино

3 место – Queen

Город : Сидней
Дата : 26.04.1985
Зрители : 2 миллиона


В 1985 году в рамках тура The Worls Tour Фредди Меркьюри с группой дал 4 концерта в Сиднее. Из них рекорд побило второе по счету шоу, собравшее около двух миллионов поклонников творчества «Квин». Запись концерта в Сиднее стала одним из самых эффектных live-видео группы.

2 место – Жан Мишель Жарр

Город : Москва
Дата : 06.09.1997
Зрители : 3,4 миллиона