Деятельность сельской библиотеки в современных условиях. Кугидельская сельская библиотека Цели и задачи, стоявшие перед библиотеками в отчетном году

Деятельность сельской библиотеки в современных условиях. Кугидельская сельская библиотека Цели и задачи, стоявшие перед библиотеками в отчетном году
Деятельность сельской библиотеки в современных условиях. Кугидельская сельская библиотека Цели и задачи, стоявшие перед библиотеками в отчетном году

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Служба занятости и библиотека выполняют необходимую для общества функцию социализации личности, а одно из ее направлений- профессиональная ориентация.

С целью выявления интересов и склонностей своих читателей- старшеклассников, заведующая библиотекой в первую очередь провела анкетирование «Кем бы ты хотел стать?», «Нравится ли тебе...»

По результатам анкеты были оформлены тематические полки, а затем постоянно действующая выставка «Мир и мы в нем», состоящая из разделов: «Куда пойти учиться», «В мире профессий», где литература менялась в зависимости от профессии, которая представлялась: «Учитель- звучит гордо», «Механизатор- главная профессия на селе», «Техника вокруг нас» и другие.

В ходе работы по программе выставка дополнялась подборками книг из единого фонда ЦБС, информационными листками, выпущенными методическим отделом и отделом обслуживания центральной районной библиотеки в серии «Твои дороги, выпускник». В фонд библиотеки приобретено справочное пособие «Куда пойти учиться».

По разделам выставки систематически проводились обзоры литературы: «Тем, кто любит мастерить», «Шьем», «Готовим очень вкусно»; беседы «Эти не мужские - мужские профессии», «Тем, кто выберет профессию военного» и другие.

В помощь выбору профессии в библиотеке оформлена картотека «О профессиях, производстве и людях труда» с разделами «Куда пойти учиться», «В мире профессий», «Дела творческие»: о людях и их профессиях. В работе с картотекой учитывались интересы пользователей, потребности хозяйства в кадрах, а также подбиралась информация о востребованных в настоящее время профессиях. Оформлен также рекомендательный список литературы «Куда пойти учиться».

Библиотека на селе - это единственный информационный центр для учеников, учителей, работников хозяйств, пенсионеров и представителей местной власти.

В функции сельской библиотеки входит создание фонда документов органов местного самоуправления и организации свободного доступа к ним.

Не во всех селах и поселках района существует договор о передаче всех опубликованных и «неопубликованных», утвержденных главами местных администраций документов. Это представляет одну из проблем предоставления полной информации по вопросам местного самоуправления.

Свободный доступ к нормативным документам повышает информированность читателей, способствует установлению контактов между жителями сел и их властью.

Налажено сотрудничество библиотеки с отделом по социальной защите населения по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, с государственной инспекцией безопасности дорожного движения. Помимо индивидуальной работы с детьми «группы риска», библиотекарь проводит профилактические беседы правонарушений с детьми и родителями по серии информационных листков, выпускаемых методистом по работе с детьми и инспектором по пропаганде.

В рамках правового воспитания детей в библиотеке организован клуб «Юные знатоки права», на занятиях которого дети изучают свои права и ответственность за какие - либо действия.

Таким образом, по второй главе можно сделать следующие выводы.

Основными задачами сельских библиотек на современном этапе становятся обеспечение доступа ко всем видам муниципальной информации: предоставление информации предприятиям, объединениям, представителям хозяйств; помощь пользователям во владении грамотностью; содействие систематическому образованию и самообразованию сельчан, прежде всего, подрастающему поколению.

Поселковая библиотека работает в тесном взаимодействии другими учреждениями, такими как центральная районная библиотека, администрации района и села, центр занятости, органы социальной защиты и т.д.

Заключение

Библиотека современной модели ведет разработку эффективных стратегий и методов поиска, структурирования и предоставления знания.

Социальными функциями современной библиотеки являются мемориальная, коммуникационная, информационная, образовательная, социализирующая и культурная.

Важнейшие задачи библиотек в современном мире все чаще формулируются как обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации и сохранение ее источников, а библиотекаря все чаще называют не хранителем и пропагандистом книги, а информационным специалистом, навигатором в мире информации, количественно удваивающейся каждые пять лет.

Будучи не только организатором знания, но и его творцом, современная библиотека участвует в формировании основного ресурса нового общества знаний, а значит, становится строителем этого нового общества.

Библиотеки могут и должны стать ключевым звеном в создании единого информационного и культурного пространства страны, установлении прямых информационных связей российских регионов с зарубежными странами, интеграции российских информационных ресурсов в международные информационные сети и банки данных. Решению этой задачи должно способствовать формирование современной, научно-обоснованной, с выраженным модернизационным характером государственной библиотечной политики.

Проблемы библиотек и библиотечного обслуживания - это проблема информированности населения, доступности ему новых идей и знаний, особенно необходимых сегодня для того, чтобы адаптироваться к новым социальным условиям, заново найти себя и своё место в жизни, быть конкурентоспособным.

Характерной особенностью современной библиотечной системы является постоянно увеличивающийся разрыв между информационно бедными и информационно богатыми библиотеками. Существует прямая зависимость между количеством обслуживаемого библиотекой населения и общим уровнем социально-экономического, культурного и духовного развития региона и ее ресурсными возможностями. Чем больше ресурсный (информационный) потенциал библиотеки, тем она востребованнее, тем выше культурный, образовательный, интеллектуальный уровень населения.

Основными задачами сельских библиотек на современном этапе становятся обеспечение доступа ко всем видам муниципальной информации: предоставление информации предприятиям, объединениям, представителям хозяйств; помощь пользователям во владении грамотностью; содействие систематическому образованию и самообразованию сельчан, прежде всего, подрастающему поколению. Поселковая библиотека работает в тесном взаимодействии другими учреждениями, такими как центральная районная библиотека, администрации района и села, центр занятости, органы социальной защиты и т.д.

Список литературы

1. Антоненко С.А. Социальные функции сельской библиотеки // Библиотековедение. - 2010. - № 5. - С. 26-29. - Библиогр.: 16 назв. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://rsl.ru/datadocs/bibliotekovedenie_05_2010.pdf (10.09.2015).

2. Барсукова, Н. Сельские библиотеки сегодня и завтра / Н. Барсукова // Сельская библиотека и ее роль в сохранении и развитии культурно-исторического наследия Кузбасса: материалы науч.-практ. конф. к 100-летию Мариинской публ.биб-ки / Департамент культуры администрации Кемеровской области; КОНБ. - Кемерово, 2005. - С. 59-60.

3. Библиотека в современном культурно-образовательном пространстве // Лысикова Н.П. Современная библиотека и образование: социокультурный аспект: [научно-практическое пособие] / Н. П. Лысикова, О. И. Алимаева, Н. Р. Вакулич. - Москва: Литера, 2009. - С. 4 -14. - («Современная библиотека»; вып. 53).

4. Библиотеки и органы местного самоуправления: пути сотрудничества: материалы краев. науч.-практ. конф. / АКУНБ им. В.Я. Шишкова; ред. Л. И. Лукьянова. - Барнаул, 2003. - 100 с.

5. Библиотечное дело: терминологический словарь / РГБ. - 3-е изд. - М., 1997. - 168 с.

6. Бражникова С. Моя многофункциональная профессия: [деятельность сельск. б-к на соврем. этапе] // Библиополе. - 2008. - № 1. - С. 15-17.

7. Высоцкая Е. Разные модели, но цель одна - сохранение культуры на селе: функционирование библиотек в условиях ФЗ № 131 // Библиополе - 2006. - № 5. - С. 2-6.

8. Даранова О. Модельная библиотека как типовая модель развития: межрегиональный фестиваль библиотек ПФО / О. Даранова, И. Мякушина // Библ. дело. - 2011. - № 22. - С. 33-37: фот. - (Сельские библиотеки); [Электронный ресурс]: - URL: http://www.nlr.ru/prof/publ/bibliograf/2011/bd22.pdf (11.09.2015)

9. Душа сельского общества. Сюда идут и стар, и млад // Библ. дело. - 2009. - № 3. - С. 25-26.

10. Жадько Н.В. Статус и функции библиотековедения //Науч. и техн. б-ки. - 2004. - № 3. - С.3-12.

11. Иванова, Наталья. Изменчивый мир молодежи и адаптация в социуме / Н. Иванова // Библиотека. - 2011. - № 4. - С. 53-55.

12. Карташов, Н. Управление библиотечным делом: организационный механизм / Н. Карташов // Библиотековедение. - 2001. - № 4. - С.17-25.

13. Лысанова Л. Модельные - особая примета в деревне // Библиополе. - 2011. - № 9. - С. 21-22.

14. Матлина С.Г. Но гражданином быть обязан. Сельская библиотека и формирование общества // Библиополе. - 2003. - № 4. - С. 9-11. Аннот.: Роль сельской библиотеки в современном обществе.

15. Матлина С.Г. Сельская библиотека и становление гражданского общества в России // Сельская библиотека на путях выхода из кризиса: сб. тез. докл. и выступлений к Межрегион. науч.-практ. конф. (12-14 нояб. 2002 г., Санкт-Петербург) / [сост. Л.Н. Михеева и др.]. - СПб. : Изд-во Рос. нац. б-ки, 2002. - С. 14-17. Аннот.: Роль сельской библиотеки в становлении гражданского общества.

16. Мелентьева Ю.П. Сельская библиотека и ее читатель в современном социокультурном пространстве села: [науч.-практ. пособие]. - М.: [Литера], 2009. - 142 с.

17. Мелентьева Ю.П. Сельская библиотека: проблемы развития и перспективы: науч.-метод. пособие / Ю.П. Мелентьева. - М.: Либерея, 2003. - 91 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.library.ru/1/kb/books/village_lib/ (10.09.2015).

18. Мобильные библиотеки и внестационарное обслуживание населения // Университетская книга. - 2015. - № 6. - С. 30-33.

19. Мозелова Я.И. Сельская библиотека в эпоху реформ // Библ. дело. - 2009. - № 3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bibliograf.ru/issues/2009/2/119/0/889/ (10.09.2015).

20. Новикова М. Районные будни и праздники. Мобильный комплекс информационно-библиотечного обслуживания населения // Библ. дело. - 2010. - № 19. - С. 13-15.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nlr.ru/prof/publ/bibliograf/2010/bd19.pdf (10.09.2015).

21. О библиотечном деле: Федеральный закон от 29 дек. 1994 года № 78-ФЗ (с изм. и доп. от 22 авг. 2004 года): [Электронный ресурс] // Гарант

22. Общее библиотековедение: хрестоматия / сост. Р.А. Трофимова. - М.: Либерия - Бибинформ, 2007. - Ч.1.: Теоретические основы ББК

23. Основные направления деятельности библиотеки на селе // Мелентьева, Юлия Петровна. Сельская библиотека и ее читатель в современном социокультурном пространстве села / Ю. П. Мелентьева. - Москва: Литера, 2009. - С. 55-66. - (Серия «Современная библиотека»; вып. 63).

24. Полянов В.П. О месте библиотековедения среди родственных наук //Библиотековедение. -2008. - № 1. - С.64-71.

25. Попова Г.И. Библиотечные информационные ресурсы и услуги - селу (БИРИУС): Пермский вариант // Информ. бюл. Рос. библ. ассоц. - 2012. - № 64. - С. 141-143.

26. Пронина Л. А. Маркетинг в сельской библиотеке? Да! // Мир библиографии. - 2003. - № 2. - С. 58-61.

27. Расширение информационных возможностей сельской библиотеки в электронную эру: библиографический список книг и статей / сост. А.Ю. Рогачёва // Архангельская областная научная библиотека имени Н.А. Добролюбова: сайт. - Архангельск, 2012. - URL: http://www.aonb.ru/depart/sik/main.phtml?op=225 (11.09.2015).

28. Сельская библиотека: взгляд библиотековедов и практиков: сб. ст. / под ред. С.А. Давыдова. - СПб.: РНБ, 2005. - 200 с.

29. Скворцов В.В. О методологии современного библиотековедения //Библиотековедение. - 2004. -№ 1. - С.39-42.

30. Степанян Г.

31. Сурнина В. Миссия и функции современной сельской библиотеки: вгляд со стороны [Электронный ресурс] // Публичная библиотека Новоуральского городского округа: [сайт]. - Новоуральск, 2012. - URL: http://www.publiclibrary.ru/librarians/vstrechi/lager-Shepsi-4-Surnina.htm (11.09.2015).

32. Сурнина В. Нам надо знать: зачем мы? Миссия и функции современной сельской библиотеки // Библиополе. - 2009. - № 1. - С. 7-10.

33. Тикунова И.П. Сельская библиотека? центр жизни местного сообщества // Экология культуры: инф. бюл. ? 2003. ? № 3 (31). ? С. 112-116; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://tikunova-i.narod.ru/ni/sel_bib.htm (10.09.2015).

34. Труды по библиотековедению. Руководство для общественных библиотек.: Практ. пособие. - М.: Либерия, 2010. - 546 с.

35. Хамер Г.В. Модернизация муниципальной сельской библиотеки в центр общественного доступа / Г.В. Хамер, Р.В. Корнеева // В мире науч. открытий. - 2014. - № 7.3 (55). - С. 1176-1192.

36. Щирикова, Людмила Дмитриевна. Социально-ориентированная проектная деятельность в библиотеке: научно-практическое пособие / Л. Д. Щирикова, Н. В. Яценко. - Москва: Литера, 2010. - 96 с. - («Современная библиотека»; вып. 89).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исторические этапы развития немецких библиотек. Современное состояние библиотечного дела Германии. Характеристика библиотечной системы страны. Становление и развитие Германского библиотечного союза. Устав, членство, органы DBV и структура подразделений.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2013

    Идеологическая деятельность и формирование культур как главные функции журналистики. Определение понятия арт-журналистики и определение её места в мире современных информационных технологий. Сущность арт-критики и арт-анализа культуры и вкусов общества.

    реферат , добавлен 31.05.2013

    История развития русского издательского дела XIX века. Издательская деятельность А.Ф. Смирдина и ее особая роль в развитии русского издательского дела. Издание журнала "Библиотека для чтения". Книгоиздательская и книготорговая деятельность Смирдина.

    реферат , добавлен 27.12.2016

    Ознакомление с функциями средств массовой информации, их роль в формировании местного самоуправления и общества. Изучение приемов воздействия масс-медиа на политическое сознание аудитории. Особенности формирования журнального и газетного рынков России.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2012

    Имидж и дизайн периодического издания, установление и укрепление связей с его аудиторией. Общественная ситуация политизации СМИ и общества. История формирования газеты "Сельская жизнь". Коммуникационная программа создания и продвижения бренда газеты.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2013

    Деятельность PR-специалиста и возможности ее влияния на социальное окружение. Практическое выявление методом беседы (анкетирования) роли PR-специалиста в формировании положительного социально-психологического климата в коллективе ООО "Графика-Спектр".

    дипломная работа , добавлен 06.10.2015

    История, классификация и система информационных технологий медиаиндустрии. Влияние современных информационных технологий на развитие российской киноиндустрии. Современное состояние кинопроката в России. Перспективы развития цифрового кинопоказа.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2015

    Серийные издания и особенности их оформления. Краткие сведения о серии книг о Гарри Поттере. Недостаток, выявленный в процессе анализа передней сторонки переплёта книг. Общее стилевое оформление титульных листов. Макет аннотированной каталожной карточки.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2015

    История возникновения информационных агентств и понятие современных информационных агентств. Особенности сбора новостей, жанры материалов. Виды крупнейших мировых информационных агентств. Принципы предоставления новостей средствам массовой информации.

    реферат , добавлен 11.10.2012

    Журналы в системе СМИ. Общая типологическая характеристика журнальной периодики. Особенности моделей изданий в связи с интересами и потребностями аудитории. "Общение" читателя с журналом. Анализ профессионального издания для журналистов "Журналист".

Нестерова И.А. Роль сельской библиотеки // Энциклопедия Нестеровых

Уникальность роли сельских библиотек в общественной жизни страны подчеркивается за счет усложнения задач информационно-библиотечной деятельности, которая предопределяет необходимость разработки новых подходов к управлению библиотеками. Прежние методы управления этой сферой, изначально нацеленные на решение проблем ее выживания, уже неэффективны. В последние годы отмечена возрастающая роль сельских библиотек в жизни местного сообщества.

Деятельность сельской библиотеки

Успешное решение задач построения социального государства, формирования регионального социально-культурного пространства требует активного участия библиотек в этих процессах. Отсюда и необходимость изучения особенностей деятельности сельских библиотек в современных российских условиях.

Библиотека сегодня является информационным, культурно-просветительным, образовательным учреждением, организующий общественное пользование произведениями печатного издания. Библиотека обеспечивает сельским жителям свободный доступ к информации, знаниям. В обслуживании граждан библиотека использует традиционные и новейшие информационные технологии, фонды документов и современные носители информации, обеспечивает доступ в глобальное информационное пространство, содействует формированию информационного общества. Библиотека заботится о развитии подрастающего поколения и о людях, нуждающихся в социокультурной поддержке.

Однако, в последние годы прослеживается печальная тенденция согласно которой количество библиотек в России ежегодно сокращается примерно на тысячу, сегодня их число не превышает 39 тысяч .

Сегодня мы все чаще говорим о сельской библиотеке как учреждении, которое выполняет социальные функции, работает с группами людей, нуждающихся в социальной поддержке: ветеранами войны и труда, инвалидами, безработными.

В своей деятельности сельские библиотеки опираются на федеральные и локальные нормативно-правовые акты.

  • Гражданский кодекс РФ
  • "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"
  • Модельным стандартом деятельности Общедоступной библиотеки
  • Федеральный закон N 78-ФЗ "О библиотечном деле"
  • Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
  • Федеральный закон "О некоммерческих организациях"
  • Постановления, приказы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность библиотек на определенной территории.

Деятельность сельских библиотек осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона N 78-ФЗ "О библиотечном деле". Согласно данному закону, сельские библиотеки обслуживают пользователей в соответствии со своими уставами, правилами пользования библиотеками и действующим законодательством.

Закон четко регламентирует недопустимость государственной или иной цензуры, которая могла бы ограничить права пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам, а также использование сведений о пользователях библиотек, читательских запросах. Однако, исключение составляют те случаи когда сведения используются для научных целей и организации библиотечного обслуживания.

Кроме того, закон настаивает на том, что все библиотеки, в том числе и сельские, находящиеся на полном или частичном бюджетном финансировании, должны в своей деятельности отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие.

В случае если в фондах библиотеки имеются книжные памятники, то учреждение обязано обеспечивать их сохранность и несёт ответственность за своевременное представление сведений о них для регистрации в реестре книжных памятников .

В настоящее время библиотеки в сельской местности стали не только центрами чтения и общения, но и "центрами притяжения" увлеченных и любознательных людей, местных авторов – сочинителей и рукодельниц – мастеров прикладного искусства.

Роль сельской библиотеки в жизни местного сообщества

В последние годы не утихают споры о дальнейшей судьбе библиотек из-за падения посещаемости. Сторонники реформ предлагали повысить популярность библиотек путём проведения развлекательных мероприятий, однако эта позиция была раскритикована специалистами и общественностью, которые настаивают, что библиотеки должны сохранить культурно-просветительную функцию и заявляют, что переведение библиотек в торгово-развлекательную сферу погубит саму суть библиотек, как мест для культурного развития и совместного творчества.

Общественности частично удалось отстоять роль библиотек, как собирателей и хранителей наследия, и в январе 2015 года Министерство культуры РФ приняло Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки, в котором была прописана культурно-просветительная и образовательная функция .

Однако не следует забывать, что библиотеки – это древнейший институт общества, выполняющий широкий спектр разнообразных функций и играющий огромную роль в жизни общества. В наши дни библиотека- это социальный институт, который играет огромную роль в жизни людей, особенно в отдаленных уголках нашей страны и в селах. Современная библиотека включает в себя информационные и культурные компоненты .

А.И. Остапов и А.Л. Гончаров выделяют ключевые элементы библиотечного дела, представленные разными авторами и на которых базируется роль библиотек в обществе:

  • структурно-функциональная: библиотека представляет "документальный ресурс", а не информационный;
  • когнитивная: предмет труда библиотекарей – "знание";
  • информационная.

Таким образом, разброс мнений о том, какова роль библиотек в современном мире, достаточно широк. Интерес к этой проблеме очень большой, о чем свидетельствует огромное количество статей и других печатных работ на эту тему.

Библиотеки являются центрами исторической и духовной памяти, культурно-краеведческими и просветительскими центрами. Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории своего рода, своей фамилии, своей малой родины.

В последние годы пристальное внимание уделяется вопросам формирования экологической культуры. Поэтому одним из направлений работы сельских библиотек стало экологическое воспитание и образование, формирование активной гражданской позиции каждого человека в деле охраны природы. Комплектуются и постоянно пополняются фонды экологической литературы, организуются экологические клубы и кружки для детей, клубные объединения для взрослой аудитории. Таким образом, сотрудники библиотек выполняют важные задачи:

  • формирование интереса к окружающему миру и стремление беречь природу;
  • преодоление потребительского отношения к природе;
  • популяризация здорового образа жизни;
  • воспитание любви к природе.

Особая категория читателей сельских библиотек – инвалиды, им уделяется повышенное внимание. Библиотекари, используя всевозможные формы работы, стараются поддерживать эти категории населения, помогать им адаптироваться в обществе, не чувствовать себя одинокими. На фоне многочисленных проблем российского села такая помощь является актуальной и своевременной .

Среди жителей современных сел много безработных – как среди людей предпенсионного возраста, так и среди молодежи. Библиотеки, опираясь на свой потенциал, предоставляют им полезную информацию о возможностях получения образования, переподготовки, о наличии рабочих мест как в районе, так и в крае.

В последние годы за сельской библиотекой все больше закрепляется статус не только образовательного, информационно-культурного, но и социального учреждения. Социальное партнерство – залог реализации одного из приоритетных направлений в работе библиотеки: "Культурно-досуговая деятельность пожилых людей".

Неоценима роль книги в деле духовно-нравственного воспитания и становления человека. Неоспорима необходимость с детских лет прививать любовь к книге, к постоянному общению с накопленными человечеством знаниями через чтение.

Читающий ребенок – надежда на будущее культуры России. Через несколько лет от него будет зависеть, какое место и какую роль займет книга в обществе.

Своей деятельностью сельские библиотеки помогают людям познать прошлое своей территории, оценить сегодняшний день, не утратить связь времён.

Совершенствование деятельности сельской библиотеки

Библиотека на селе является центром не только культурной жизни, но и центром общения сельчан. Сюда приходят за духовной пищей, за советом, с пользой провести свободное время.

Необходимо отдавать предпочтение интерактивным видам, предполагающим взаимодействие библиотекаря и пользователя. В работе с молодежью важно использовать игровые формы, помогающие доносить мысль о важной роли книги, чтения, библиотеки для интеллектуального и нравственного развития человека .

Именно взаимодействие сельских библиотек с новейшими технологиями является индикатором успешного развития библиотеки и уровня её продвижения литературы "в народ". Сегодня без мультимедийных ресурсов не должно обходиться ни одно крупное библиотечное мероприятие. Рекомендуем использовать DVD, слайд презентации, музыкальные компакт-диски, различные виды информации из разных источников, в том числе и из глобальной сети Интернет. Подобная форма преподнесения информации вызывает большой интерес у самых разных людей, усиливает характер ее психологического восприятия, глубину усвоения, обеспечивает активное взаимодействие. Все это помогает выполнять задачи по продвижению книги и чтения.

При этом нужно помнить, что независимо от формы работы, тематики, в центре любого мероприятия всегда должна находиться книга и чтение, даже если это чисто развлекательное действо. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников.

Однако информатизация библиотечных процессов требует развитой материальной базы: компьютеров, сканеров, принтеров, презентационного оборудования, цифровой видеотехники.

В последние годы в работе любой сельской библиотеки возросла роль и значение досугового направления деятельности. Востребованными среди библиотечных культурно-досуговых программ являются читательские вечера и клубы по интересам.

Во всех сельских библиотеках должны быть стенды с актуальными для жителей села подборками нормативно-правой информации. Для повышения популярности и роли сельской библиотеки нужно особое внимание уделить развитию традиций семейного чтения. Рекомендуется реализовать программы семейного чтения с различной тематикой. Например: "Взрослые читают детям, дети читают взрослым", "Возьмите книгу в круг семьи", "Современная семья выбирает книгу", "Дружим с книгой всей семьей". Благодаря этому, библиотекарь сможет привлечь к активному сотрудничеству взрослых в плане привития и поддержки интереса к книге и чтению их детей и внуков, проводя совместные мероприятия, поможет посредством литературы воспитать и развить ребенка.

В рамках государственной программы доступная среда рекомендуется провести мероприятия совместно с СДК ориентированные на людей с ограниченными возможностями. Необходимо оказать посильную помощь нуждающимся посредством духовного обогащения и исцеления. В этом помогут мероприятия из серии "Через книгу – к добру и свету", "Без друзей меня чуть-чуть".

Следует придать всем формам поддержки книги общественный и публичный характер, организовывать общесельские мероприятия, повышающие статус чтения и библиотеки.

Продвижение библиотеки и чтения невозможно без изучения ситуации с чтением. В библиотеках необходимо использовать основные методы получения информации: индивидуальные и групповые опросы, анкетирование. Социологические исследования проводятся как в стенах библиотеки, так и за ее пределами. Например, опросы жителей могут стать составной частью городских мероприятий. Исследования позволят выяснить отношение населения к библиотеке и чтению, определить причины снижения интереса к чтению, выявить информационные потребности и читательские предпочтения различных возрастных групп пользователей, определить пути совершенствования работы по привлечению населения к чтению. Ориентировочная тематика социологических исследований: "Поговорим о чтении", "Что значит чтение в вашей жизни", "Современный читатель. Каков он?", "Молодежь и чтение в современной библиотеке", "Чтение в кругу семьи", "Читаем классику", "Художественная литература: что читает провинция". Популярными могут стать рейтинговые опросы на лучшую книгу, самую любимую книгу.

Литература

  1. Минкультуры РФ: каждый год в России закрывается около тысячи библиотек // URL: http://special.tass.ru/kultura/3328627
  2. Федеральный закон "О библиотечном деле" от 29.12.1994 N 78-ФЗ // Справочная правовая система Гарант
  3. Верина Т.В. Об опыте работы библиотек по "модельному стандарту деятельности" // Официальный ресурс министерства культуры РФ URL: http://mincult12.ru›sites/default/files/doc/plan…8).docx
  4. Информатизация сельских библиотек: проблемы и пути их решения (по материалам деятельности библиотек Верхнекетского, Тегульдетского и Чаинского районов Томской области) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение Выпуск № 2 (14) / 2014. С. 54-62
  5. Кузоро К.А. Направления социальной работы сельских библиотек Томской области // Вестник ТГУ. – 2013. – № 3. – С. 41-45.
  6. Мелентьева Ю.П. Сельская библиотека и ее читатель в современном социокультурном пространстве села: науч.-практ. пособие / Ю.П. Мелентьева. – М.: Литера, 2009.
  7. Фонотов Г.П. Организатор и теоретик библиотечного дела // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. – 2004. – N 2. – С. – 84

История Быстрянской сельской библиотеки.

Библиотека в деревни Быстрая вот уже полвека распахивает двери для своих добрых читателей. Читатели различных возрастов, профессий, интересов. Из поколения в поколения приходят они сюда, чтобы окунуться в разнообразный книжный мир и выбрать понравившуюся книгу для души или творчества. Сельская библиотека сегодня - единственное учреждение на селе, предоставляющее бесплатное пользование книгой, обеспечивающая конституционное право каждого человека на свободный доступ к информации, знаниям, приобщению к культурным ценностям.

В первые годы советской власти в нашей стране была разработана государственная программа Советской России «Ликвидация безграмотности», начало которой положил декрет совнаркома «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 декабря 1919 года. Согласно ему, все население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшие читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или русском языке (по желанию). В 1920 Совет народных комиссаров принимает декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез), постановления которой имеют обязательный характер. Борьба с неграмотностью сопровождается культурно - политическим просвещением: рабочие клубы, избы - читальни, печать, музеи.

На селе органом культурно - политического просвещения масс стали избы - читальни. Они работали без топлива, керосина. Заведовали ими добровольцы. Им всячески помогали крестьяне, которые отдавали свои дома под избы - читальни, организовывали субботники по добыче топлива.

Изба - читальня…

Давно забытое словосочетание для людей старшего возраста, а для молодых уж совсем что-то экзотическое. А в те годы это был центр политической пропаганды и ликвидации неграмотности в деревне (ликбез).

Пожалуй, из всех принудительных мер советской власти, принудительное просвещение народа было наиболее полезной и эффективной мерой. Конечно, основной упор делался на пропаганду нового, советского образа жизни, но ведь при этом шла ликвидация элементарной неграмотности, что уже хорошо.

Появились в селах избы - читальни, а с ними и новая профессия - избач. Так в 20 - 30 - е годы называли библиотекарей и культработников в одном лице. Они вместе с учителями и повели борьбу с неграмотностью населения.

В деревни Быстрая изба - читальня была открыта в 1936 году по инициативе комсомольцев - активистов. Они выпросили у правления колхоза «Ударник» старый амбар и своими силами переделали его под избу - читальню (здание не сохранилось). При свете керосиновой лампы проводились вечера чтения, учились читать и писать, выводя буквы огрызком от карандаша, а затем учили других.

Из воспоминаний П.Д Михайловой.

«Молодежь собиралась в колхозной конторе, слушали новости, устраивали громкие читки газет. Меня с двумя классами образования, считали грамотной, и ко мне прикрепили четырех неграмотных. Вот и учила односельчан читать и писать».

В 1937 году был построен клуб на 250 мест, изба - читальня теперь находилась в клубе, в центре села. Избачём работала Курдюмова Федосья Дмитриевна. Избач устраивала громкие читки передовиц и новостей из газет, рассказывала о разных событиях. Книжный фонд, как правило, был очень скромным: несколько десятков книг, собранных со всего села, но позднее было приобретено книг на 300 рублей. Учет выдачи не велся. Книги брали под «честное слово» и возвращали обратно.

Газета «Власть труда» от 23 февраля 1983 года писала: «В колхозном клубе села Быстрая работает драматический и хоровой кружки. В них состоит 23 человека. Драматический кружок уже подготовил к постановке пьесы «Переправа», «Перемена», «Бедность не порок» хоровой кружок разучивает песню о Родине и «Лейся песня на просторе». В свободное время, по вечерам, клуб посещают все колхозники. В клубной библиотеке, помимо художественной литературы, имеется собрание сочинений В.И Ленина. Скоро в клубе будет работать звуковое кино. (Зав. клубом А.Козин)»

Одним из направлений работы избы - читальни в это время стала деятельность агитбригады. Члены агитбригады во время колхозных полевых работ выезжали на полевые станы, в обеденные перерывы читали труженикам села свежие газеты, художественную литературу. Подробнее можно узнать из статьи комсомольца - звеньевода А. Голубцова (Газета «Власть труда» от 21 апреля 1983 года): «Все комсомольцы у нас расставлены по бригадам. Каждому из них поручено проводить читки, беседы, помогать выпускать стенгазету, т.е. проводить всю массовую работу. Как только бригада выехала в поле, мы выпустили первый номер стенной газеты. В ней были указаны все недостатки готовности к севу. Газета помогла быстро их исправить. В обеденный перерыв мы читаем колхозникам вслух свежие газеты, обсуждая последние новости. В это же время изучаем «Положение о выборах в Верховный Совет РСФСР». А когда кончается трудовой день, комсомольцы - чтецы читают книгу А.Фадеева «Разгром». Читки и беседы комсомольцев интересуют всех колхозников…»

Работала изба - читальня и в суровое военное время. Библиотекарь - избач часто дежурила в сельском совете, принимала телеграммы из военкомата об отправке мужчин на войну и разносила их по деревне. Писала молнии и боевые листки, письма, но фронт. Чтецами проводились громкие читки. Регулярно чтецы снабжались ценными материалами о событиях на фронте.

Быстрянская сельская библиотека в советское время.

После военного лихолетья постепенно налаживалась мирная жизнь сельчан. Изба - читальня становится неотъемлемой и едва ли не самой значимой частью культурной жизни села. Растет количество постоянных читателей, увеличивается фонд книг.

Из отчета о работе избы - читальни за 1950 год:

«Читателей 53 человека

Книжный фонд 513 экземпляров

Проведено 33 беседы

Выпущено 4 стенгазеты

11 боевых листовок

Заведующий избой - читальней Попов Николай»

60 - е годы стали рассветом культурной жизни села Быстрая. Правление колхоза «Ударник», партийная организация уделяли большое внимание воспитанию молодежи. Было построено новое здание конторы, закончено строительство нового здания школы, интерната при школе, открыта музыкальная школа, для которой колхоз приобрел музыкальные инструменты.

Жители села выписывали большее количество газет и журналов. На 250 дворов - 520 экземпляров газет и 338 журналов, что составляло более 3 экземпляров на один двор. Росло количество читателей и в сельской библиотеке. Книга была доведена до каждой семь, до каждого грамотного жителя. Выделено около 5000 рублей на приобретение книг в библиотеку.

5 сентября 1966 года в Минусинском райотделе культуры была зарегистрирована Быстрянская сельская библиотека. С 1966 года заведующей сельской библиотекой работала Семина Людмила Михайловна.

Газета «Искра Ильича» от 8 апреля 1972 года писала: «Большие перемены произошли в культурной жизни села, в их быту. Взять хотя бы сельскую библиотеку, которой заведует Семина Л.М. В её фондах более 7 тысяч книг. По вечерам здесь многолюдно, ведь более пятисот читателей. В сельском клубе верховодят комсомольцы. То они диспут затевают, то по вечер интересный проведут».

С 1977 года и по настоящее время в библиотеке работает Калиниченко Валентина Михайловна её библиотечный стаж составляет более 33 лет.. все эти годы Валентина Михайловна работает на должности заведующей библиотекой. Это человек доброй души, большой знаток истории села, пламенный её патриот, очень неравнодушный человек. Она всегда помогает читателю подобрать интересующую его книгу. Делает это всегда с улыбкой, доброжелательно:

«Библиотека - это мой второй дом. Дома я постоянно думаю и переживаю за своих читателей, за свою библиотеку. Читатели мне стали дороги за долгие годы нашего знакомства. Приходят дети, взрослеют, потом выходят замуж, женятся, становятся родителями. Приводят в библиотеку своих детей, внуков. Вот и получается, что я в курсе всех событий в жизни нашего села. В библиотеку приходят за книгой, а кто и просто со своими проблемами: одного нужно успокоить, второму что - то посоветовать, а следующего просто выслушать. Но все таки венцом всего этого будет книга, которую читатель получит из моих рук.»

Библиотека сегодня. Читатели и фонды.

Сегодня нашей библиотекой пользуется 468 человек - от юных дошколят до людей преклонного возраста. Большинство читателей - дети дошкольного и школьного возраста (180 человек). Велик доля среди читателей (140 человек) неработающего населения. Заведующая библиотекой Валентина Михайловна старается сделать так, чтобы на стеллажах каждый нашел то, что его интересует, и ушел домой с нужной книжкой или необходимой информацией.

Сейчас фонд сельской библиотеки насчитывает около 5 тысяч разнообразных книг, которые читают как коренные жители, так и приезжие. Контингент читателей разнообразен: учителя, воспитатели, рабочие, школьники, домохозяйки и др. Но за все годы существования библиотеки самое большое количество книг и читателей было в 1970х - 80х гг.

Хроника

Год

Книжный фонд

Читатели

1936

100 экз.

83 чел.

1956

513 экз.

53чел.

1976

8900 экз.

700 чел.

1986

11000 экз.

500 чел.

1996

6200 экз.

450 чел.

2006

4700 экз.

450 чел.

2010

4850 экз.

468 чел.

В последнее время наметилась тенденция к увеличению новых поступлений художественной литературы за счет финансирования из краевого бюджета, средств спонсоров, да и читатели идут навстречу - приносят сюда в дар книги из собственных собраний. В акции «Подари книгу библиотеке» приняли участие: предприниматели Зданович С.А (250 книг), Наумов Ю.М (100 книг), работники школы Чернышева И.Н, Кузнецова Г.Н, Ширенко М.В, Волкова Н.Д и другие. Библиотекарь, зная интересы и вкусы своих читателей, по мере возможности посещает центральную библиотеку, набирает пачки книг и везет их в родное село, старается, чтобы её читатели не чувствовали себя ущемленными.

К сожалению, сокращается количество периодических изданий, выписываемых библиотекой.

Сравнительная таблица наименований газет и журналов в разные годы.

1980-е годы

1990 -е

2000-е

«Аргументы и факты»

«Труд»

«Красноярский рабочий»

«Искра Ильича»

«Аргументы и факты»

«Труд»

«Красноярский рабочий»

«Власть труда»

«Надежда и мы»

«Аргументы и факты»

«Красноярский рабочий»

«Власть труда»

«Надежда и мы»

«Веселые картинки»

«Миша»

«Маруся»

«Сельская жизнь»

«Веселые картинки»

«Миша»

«Маруся»

«Сельская новь»

«Веселые картинки»

«Миша»

«Маруся»

«Сельская новь»

«Роман - газета»

«Дружба народов»

«Знамя»

«Огонек»

«Литературная газета»

«Крестьянка»

«Работница»

«За рулем»

«Пионер»

«Костер»

«Юность»

«Мурзилка»

«Здоровье»

«Пионерская правда»

«Комсомольская правда»

«Моделист - инструктор»

«Блокнот агитатора»

«Книжное обозрение»

«Розовый слон»

«Том и Джери»

«Ровесник»

«Собеседник»

«Дисней для малышей»

«За рулем»

«Мир женщины»

«Крестьянка»

«Работница»

Из таблицы следует, что количество газет и журналов, получаемых библиотекой, за 20 лет уменьшилось в три раза. Анализ комплектования сельских библиотек периодическими изданиями показал - сельские библиотеки выписывают одну центральную, одну областную и две местные газеты. Из журналов только детские, что не удовлетворяет читательского спроса.

Направления работы сельской библиотеки.

Изучение деятельности сельских библиотек показывает, что наиболее распространенными и востребованными сегодня являются следующие направления их работы:

Формирование у читателей информационной культуры и привлечение их к чтению;

Краеведческая работа.

Формирование у читателей информационной культуры и привлечение их к чтению одна из главных задач любой библиотеки. Работа эта в библиотеку приходят дети старших и подготовительных групп детского сада, а учащиеся первого класса посещают библиотечные уроки.

Быстрянская сельская библиотека старается быть привлекательной для разных категорий читателей и удовлетворяет запросы детей, и молодежи, и пожилых. Библиотеке приходится оказывать жителям каждодневную помощь в решении житейских, повседневных проблем, организовать досуг, в том числе детский и семейный, заниматься просветительской деятельностью, вести работу с социально - незащищенными слоями населения.

Еще одно направление сельской библиотики - изучение истории своего поселения - ведет практически каждая сельская библиотека. Именно сельская библиотека становится собирателем, хранителем и проводником культурных традиций. В своей повседневной работе она решает множество задач: сохраняет и передает культурные традиции во времени и пространстве, обеспечивая память поколений; формирует нравственные позиции молодежи, создает особую культурную, образовательную и интеллектуальную среду в обществе.

Быстрянская сельская библиотека ведет весьма серьезную работу по изучению своей малой Родины. Люди хотят чувствовать себя подлинными хозяевами села, знать свою историю, сохранять национально - эстетические, природно - георгафические, культурно - исторические, языковые традиции и.т.д.

В библиотеке были собраны документы, фотографии, дневники, письма, воспоминания земляков, видеозаписи, банк сведений о творческих личностях села: поэтах, художниках, народных умельцев.

Образовательная деятельность в области краеведения находит выражение в различных формах: создание клуба, организации при библиотеке краеведческих уголков, обсуждении краеведческих книг, вечеров встреч с писателями, краеведениями, интересными людьми, земляками, достигшими в жизни определенных вершин, а так же - проведение викторин, конкурсов на лучшего знатока края, игра - путешествий, краеведческих чтений, праздников села и др.

Клуб «Родная земля» организован в 1990 году при сельской библиотеке. Руководит клубом заведующая сельской библиотекой, большой знаток истории села Калиниченко Валентина Михайловна. Много сил и времени она уделяет этой интересной работе.

За годы существования клуба собран огромный материал, много часов Валентина Михайловна провела в архиве, изучая исторические документы, оформляя выставки.

Постоянными помощниками Валентины Михайловны являются учащиеся школы. Ребята разработали с Валентиной Михайловной устав клуба, определили цели и задачи. Ведется большая пропагандистская работа. Членами клуба приготовлены и проведены беседы: «История возникновения деревни Быстрая», «Первые жители деревни - переселенцы - староверы», «Традиции и быт староверов», «Исторические и памятные места нашей деревни». Краеведческим клубом проведены замечательные праздники, посвященные юбилею села Быстрая, юбилею сельского клуба. Калиниченко В.М постоянно проводят краеведческие уроки в школе, воспитывая у детей любовь и уважение к тем людям, рядом с которыми они живут, а так же воспитывая их самоуважение, о чем неоднократно писала газета «Власть труда». В 2005 году краеведческий клуб «Родная земля» принял участие в государственной грантовой программе «Социальное партнерство во имя развития» с проектом «Сказание о земле быстрянской» по итогам этого конкурса клуб получил сертификат совета по краевым социальным грантам и 25 тыс. руб. на которые приобретены видеокамера, телевизор, видеоплеер и цифровой фотоаппарат.

В селе библиотека играет большую роль как общедоступный центр культуры, образования, информации, хотя мы видим очень много проблем, связанных с необходимостью модернизации и роста финансирования учреждения.

Валентина Михайловна Калиниченко

Заведующая Быстрянской поселенческой библиотекой

Наиболее ощутимыми в 1990-е гг. оказались перемены в деятельности бывших государственных массовых, а ныне - муниципальных публичных библиотек. Библиотеки усиливают ориентацию на интересы своего региона, его жителей, стремятся максимально учесть их специфические потребности, устанавливают контакты с местной администрацией, что способствует повышению их статуса на муниципальном уровне.

Сегодня наиболее характерной является тенденция к закрытию мелких библиотек или же их объединению в более крупные. В 1970-1980гг. публичные библиотеки были объединены по территориальному (местному) признаку в централизованные библиотечные системы (ЦБС), которые сохранились и в настоящее время. Наиболее успешно они функционируют как муниципальные системы публичных библиотек в городах России. Возглавляют эти системы, осуществляя по отношению к ним методические и координационные функции, городские публичные библиотеки, являющиеся муниципальной собственностью. В России сохраняется система муниципальных библиотечных сетей с филиалами, приближёнными к месту жительства.

Профилирование филиалов ЦБС осуществляется по разным признакам. В одних случаях они отражают потребности определённой части региона в получении того или иного вида информации, например, бизнес-библиотека. В других случаях библиотека ориентируется на определённые группы пользователей, например, молодёжный центр. Особо следует отметить тенденцию к созданию библиотек семейного чтения.

Сегодня в России насчитывается более тридцати девяти тысяч сельских библиотек (70% от всех муниципальных), которыми пользуется 34,8% общего числа читателей всех библиотек страны .

По сути дела, библиотека является сегодня единственным бесплатным источником культуры и информации, доступным сельскому жителю.

Как и много лет назад общедоступные, а ныне муниципальные библиотеки помогают своими специфическими средствами становлению и развитию той социальной среды, внутри которой они живут (и местным органам образования, и местному сообществу, и органам власти, и производству и т.д.) .

Сельская библиотека является сегодня связующим звеном с системой библиотек района, области, страны, наконец, мира, помогая местным жителям преодолевать информационную и психологическую изоляцию.

Основные направления работы сельской библиотеки, а также формы предоставления информации и номенклатура услуг определяется приоритетными группами пользователей, их информационными потребностями, а также нуждами органов местного самоуправления. Наиболее распространёнными и востребованными сегодня являются такие направления работы, как:

Помощь учащейся молодёжи;

Правовое информирование населения;

Краеведение.

Важнейшими целями работы библиотеки на селе являются:

· понимание роли библиотеки на селе, как важнейшего культурного, духовного и социального института общества, который предоставляет ценную информацию. Библиотеке

необходимо заявить свои претензии - быть главным центром села и подкрепить свои претензии действиями. Чем выше уровень претензий, тем выше шансы на успех. Каждое мероприятие в стенах библиотеки должно работать на имидж библиотеки и увеличивать шансы на успех, получения дополнительных средств от властей, спонсоров.

· планомерная работа со спонсорами. Детально разработать программу по работе со спонсорами.

· искренняя благодарность тем, кто помогает библиотеке. Спланировать систему благодарения различными способами, это могут быть: письмо-благодарность; реклама пожертвований; присвоение имени спонсора выставке, отделу; фото спонсора в газете и многое другое.

· разработать программу о тесной связи с общественностью и органами местной власти. Важнейшим элементом этой программы должна стать официальная поддержка в обосновании конкретной выгоды от предложенной программы для группы людей, конкретной организации и т.д.

Недостаточное бюджетное финансирование ставит перед библиотекой задачу привлечения внебюджетных средств, основным источником которых являются платные услуги (сервисные услуги). Основанием для введения платного сервиса является действующее законодательство РФ, а также:

Устав и Положение библиотеки;

Правила пользования;

Положение об информационных услугах, сопутствующих основной деятельности библиотеки, согласование с учредителями и утвержденные Прейскуранты цен. Полученные от платных услуг средства, идут на приобретение новых книг для библиотеки.

Библиотека выступает как связующее звено, объединяющее задачи и функции информационной, культурной и образовательной сфер. И в этом проявляется уникальность и сложность библиотечно-библиографической деятельности.

Внешне, то есть в том ракурсе, в котором работа библиотеки открыта и понятна для посторонних глаз, её миссия и социальная роль не являются в полной мере воспринятыми общественностью села. Как правило, читатели не догадываются, а библиотекари не умеют или не считают нужным показать, что предоставление в ответ на запрос нужной информации является лишь малой надводной частью «библиотечного айсберга». В «подводной» же части находятся такие процессы как уточнение читательских запросов в ситуациях, когда люди, сталкивались с новыми для себя задачами, не могут точно выразить собственные потребности; сохранения информации для обеспечения возможности её многократного и многоцелевого использования.

В результате в общественном сознании складывается стереотип простоты библиотечного труда. А на селе, где количество отказов читателям значительно высоко, преобладает мнение, что библиотекарь вообще ничем не занимается.

В ответ на это мнение, из-за скудности комплектования сельских библиотек, библиотекари стараются найти альтернативное решение своих проблем. Они компенсируют скудность фонда доступом к фондам других библиотек, более крупных - районных, областных.

Однако из-за отсутствия современных технологий, таких как электронная доставка документов (только около 300 сельских библиотек имеют компьютер и только 4 (!) в 1999г. имели выход в Интернет ). МБА работает не столь эффективно.

Очевидно, что лишь обладая хорошо скомплектованным современным фондом, а, также имея возможность использования в том или ином виде фондов других, более крупных или специализированных собраний, сельская библиотека сможет выполнять свои функции в полной мере.

Таким образом, сельской библиотеке в современных условиях предстоит:

1. Расширять содержательный и видовой состав своих фондов, с учетом изменений в потребительском спросе. Увеличивать долю справочных изданий (энциклопедий, словарей), библиографических пособий универсального и тематического характера, источников деловой, коммерческой и финансовой информации.

2. Повышать качество справочного аппарата (каталогов, картотек) как источника библиографической и фактографической информации. От библиотекаря всё чаще требуется умение проверять подлинность сведений, отраженных в печатной продукции, выбирать правильные и экономичные пути разыскания, вырабатывать алгоритмы библиографического и фактографического поиска.

3. Расширять формы информационного обслуживания и делать их доступными потребителям.

Соответственно, одной из основных задач сельской библиотеки становится накопление, обработка и оперативное доведение до своих читателей информации, предоставляющей собой конкретные фактические сведения или имеющей концептуальный характер.

Александровская сельская библиотека в течение 2015 года выполняла главную миссию своего учреждения - развивалась, как информационно-культурный центр, предоставляя качественную информацию и услуги пользователям библиотеки, используя имеющиеся каталоги (алфавитный, систематический).

В течение 2015 года библиотека выполняла главную цель своей работы - максимальное удовлетворение нужд и потребностей жителей села и читателей библиотеки с использованием печатных изданий. Оказывала помощь в повышении образования, самообразования. В целом культурно-просветительская деятельность библиотеки велась по направлениям:

  • - цикл мероприятий «Калейдоскоп юбилейных дат», посвященных жизни и творчеству писателей (в течение всего года);
  • - неделя «Мир профессий» (февраль);
  • - районный смотр-конкурс (март);
  • - неделя детской и юношеской книги (март);
  • - дни экологической культуры (апрель);
  • - день семьи в библиотеке (май);
  • - летнее чтение детей (июнь-август);
  • - день знаний (сентябрь);
  • - экскурсия по библиотеке (октябрь);
  • - цикл мероприятий к Новому году (декабрь);
  • - дни информации (в течение всего года).

Чаще всего и с особым удовольствием посещают библиотеку дети и подростки (36%). Наибольшее количество массовых мероприятий проводится именно для этой категории пользователей. Стараясь удержать интерес и внимание детей, специалисты библиотеки готовят различные мероприятия с элементами театрализации, игр, конкурсов, творческих заданий.

Дети и подростки выбирают книги, читают журналы, собирают пазлы, играют в настольные игры, рисуют, а также общаются между собой. Такие журналы, как «Мир принцесс» и «Играем с Барби» востребованы девочками дошкольного и младшего школьного возраста, а девочки постарше выбирают журналы «Волшебный», «Мои секреты» и «Девчонки». Мальчиков привлекают журналы «Тошка и его компания», «Том и Джерри», особенным спросом пользуется журнал «Звёздные войны», который, к сожалению, не стал печататься с 2014 года. А подростки интересуются журналами «Мото» и «Рыболов». Неизменной популярностью у юных читателей пользуются сказки, детские детективы, романы для девочек, приключения.

Совместно с детским садом для детей дошкольного возраста проводятся ознакомительные экскурсии «Книжкин дом». Дети впервые знакомятся с такими понятиями как книга, стеллаж, журнал, читательский формуляр. С детьми проводятся шуточные уроки. Накануне 1 сентября в библиотеке проводился большой утренник «Как Бука и Бяка стали первоклассниками». Дети получили призы и позитивное настроение.

Основной группой читателей библиотеки являются взрослые (50%), которым предлагались книжные выставки и массовые мероприятия на такие темы, как сохранение здоровья, ведение домашнего хозяйства, осенние заготовки, обряды и традиции, а также литературные вечера, вечера отдыха, вечер-воспоминание. Все эти мероприятия призваны создать условия для общения, проявления творческих способностей участников. Следует отметить, что среди данной группы наиболее активные пользователи - люди предпенсионного и пенсионного возраста. Это объясняется наличием у них наибольшего количества свободного времени. Они читают книги не только современных авторов, но и литературу советского периода (серия «Сделано в СССР» и «Сибириада»), и книги исторической направленности. Из журналов неизменным спросом пользуются «Приусадебное хозяйство», «Сельская новь», «1000 советов», «Всё для женщины» и другие.

Наиболее малочисленной и сложной в плане привлечения в библиотеку категорией читателей является юношество (14%). Учащиеся старших классов загружены школьными заданиями, студенты проживают за пределами села и приезжают только на выходные и праздничные дни, а работающая молодежь имеет мало свободного времени. Но, не смотря на всё это, стараются привлечь как можно большее количество пользователей данной категории, для чего выходят в школу для проведения массовых мероприятий, оформляют книжные выставки и информационные буклеты на актуальные для них темы (вредные привычки, характер и судьба), выписывают журналы, пользующиеся у молодёжи наибольшим спросом («Твоя лучшая подруга», «OOPS», «Мне 15»), помогают в подборе литературы современных модных авторов.

Особое внимание и заботу специалисты библиотеки уделяют людям с ограниченными возможностями, советуя и подбирая для них книги, а также приглашая на все массовые мероприятия и книжные выставки.

Внедрение новых информационных технологий открыло для библиотеки новые возможности по созданию более комфортных и современных условий для наших пользователей, для повышения качества предоставляемых услуг. Так, появилась возможность выпуска издательской продукции, например, вышли в свет такие издания как буклет «Наш край в стихах и прозе», «Давайте познакомимся» (о И.А. Крылове), Библиографическое пособие - аннотированный список литературы «Особенности культуры Красноярского края» и др.

В последние годы в работе библиотеки особенно возросла роль и значение досугового направления деятельности. Наиболее востребованными среди библиотечных культурно-досуговых программ являются читательские вечера и клубы по интересам. Так, при библиотеке действуют клубы: для людей пожилого возраста; женского общения и семейного досуга. Кроме того, для читателей всех возрастов создан клуб литературного чтения; для подростков - экологический клуб и клуб краеведческого направления. Для детей применяются познавательно-развивающие программы: викторины; олимпиады; конкурсы; игры; кружки по интересам и т.д.

Творческий отчет о культурной и досуговой деятельности библиотеки подробно представлен в Приложении А.

Таким образом, анализ деятельности показывает, что Александровскую сельскую библиотеку можно назвать социокультурным центром местного сообщества: организовано полноценное обслуживание, обеспечив доступ пользователей к получению оперативной и актуальной информации, различных категорий пользователей (детей, школьников, молодежи, инвалидов, пожилых, предпринимателей и т.д.), используя при этом все имеющиеся ресурсы и возможности библиотек в интересах читателей. В последнее время качественно улучшился уровень информационного обслуживания читателей.

Кроме того, библиотека старается по-новому взглянуть на свою роль в современных условиях, постоянно совершенствуя массовую работу. Так, в целях повышения качества и комфортности библиотечного обслуживания в 2015 году продолжил свою работу внестационарный пункт выдачи книг в д. Новая Прилука. Пункт выдачи находится в сельском клубе, обмен книг производится один раз в месяц и обслуживает все категории населения.