Алессандро Боттичелли «Мистическое Рождество». Боттичелли и темный подтекст «Мистического Рождества Исторический контекст и озадачивающие аспекты

Алессандро Боттичелли «Мистическое Рождество». Боттичелли и темный подтекст «Мистического Рождества Исторический контекст и озадачивающие аспекты
Алессандро Боттичелли «Мистическое Рождество». Боттичелли и темный подтекст «Мистического Рождества Исторический контекст и озадачивающие аспекты

Греческая надпись наверху переводит как: «Эта картина, в конце 1500 года, в проблемах Италии, я Алессандро, в перерыв после времени, окрашенного, согласно одиннадцатому [глава] Сент-Джона , во втором горе Апокалипсиса, во время выпуска дьявола в течение трех с половиной лет; тогда он должен быть связан в двенадцатом [глава], и мы будем видеть [его похороненный] как на этой картине». Боттичелли полагал, что себя жил во время Несчастья, возможно из-за переворотов в Европе в то время, и предсказывал Тысячелетие Христа, как заявлено в библейском тексте.

Было предложено, чтобы живопись могла быть связана с влиянием Савонаролы , влияние которого появляется во многих последних картинах Боттичелли, хотя содержание изображения, возможно, было определено человеком, уполномочивающим его. Живопись использует средневековое соглашение показа Девы Марии и младенца Иисуса , более крупного и, чем другие числа и, чем их среда; это было, конечно, сделано сознательно для эффекта, поскольку более раннее использование Botticellis исправляет графическую перспективу .

Исторический контекст и озадачивающие аспекты

Мистическое Рождество изображает сцену радости и празднования, земного и небесного восхищения, с ангелами, танцующими наверху живописи. Наверху живописи имя Сандро Боттичелли – но также и апокалиптические и беспокоящиеся слова. И есть темные предупреждения – беспомощный детский отдых на листе, который вызывает саван, в который будет однажды обернуто его тело, в то время как пещера, в которой установлена сцена, напоминает его могилу. Короли на покинутом медведе никакие подарки, но их собственная преданность. Наверху живописи двенадцать ангелов оделись в цветах веры, надежды и благотворительного танца в кругу, держащем оливковые ветви, и выше их, небеса открываются в большом золотом куполе, в то время как у основания живописи три ангела охватывают трех мужчин, представляясь поднимать их от земли. Они держат свитки, которые объявляют на латыни, «мир на земле мужчинам доброжелательности». Позади них семь дьяволов бегут преступному миру, некоторые наколотые на их собственном оружии. В Ренессанс картины Страшного суда времен показали зрителям счет проклятого и спасенного во время Второго пришествия Христа. В повторении этого вида живописи Мистического Рождества просит, чтобы мы думали не только рождения Христа, но и его возвращения..» (Джонатан Нельсон, Сиракузский университет во Флоренции).

Живопись появилась из города Флоренции во время, когда фанатический проповедник Савонарола держал город в его власти. Он прибыл во Флоренцию в 1490, но был отражен артистической славой и огромным богатством, которое так произвело на мир впечатление. Он проповедовал это, это было коррумпированным и местом, на котором вицепоехали. Большой бич приближался – и затем его слова приняли ужасающую действительность: итальянская война 1494–1498 . В 1494 огромная французская армия вторглась в Италию, и войска вошли во Флоренцию так, чтобы флорентийцы боялись, что Король Франции хотел увольнять город. Савонарола ступил в политический вакуум, он встретился с французским королем и убедил его уехать из Флоренции мирно. В их благодарности и облегчении флорентийцы все более и более рассматривали монаха как пророка и его проповедующие привлеченные огромные толпы во Флорентийский Собор . Савонарола утверждал, что Флоренция могла стать Новым Иерусалимом, если граждане будут раскаиваться и оставлять свою греховную роскошь – и который включал большую часть их искусства. Его верования были сделаны реальными, в то время как группы евангелистских молодых людей продолжали на улицы поощрять людей расставаться с их роскошью, их непристойными картинами, и книгами, их тщеславием, гребенками, зеркалами. Боттичелли, возможно, видел свои собственные картины, питаемые огонь . Все же художник, возможно, не возразил, потому что, как большая часть города, он также приехал под влиянием Савонаролы. Кажется, что проповедь, проповедуемая Савонаролой, имеет непосредственно на Мистическое Рождество.

В одной проповеди проповедовал Савонарола, он сформулировал видение, которое прибыло к нему, в котором он видел экстраординарную небесную корону. В его основе были двенадцать сердец с двенадцатью лентами, обернутыми вокруг них, и написанный на них на латыни были уникальные мистические качества или привилегии Девы Марии – она - "мать своего отца", "дочь ее сына", "невеста Бога" и т.д. Хотя большая часть письма на лентах, проводимых танцующими ангелами, теперь невидима для невооруженного глаза, инфракрасная reflectography показала, что оригинальные слова на лентах ангелов соответствуют точно 12 привилегиям Савонаролы Девы. В его проповеди, проповедуемой в День Предположения , Савонарола продолжал исследовать 11-е и 12-е главы Книги Открытия – точные главы, упомянутые в надписи живописи. Он соединил славу Мэри с неизбежным выйти из власти Христа на земле.

Савонарола лет держал Флоренцию в руке, но его жесткая линия харизматическое правило сделала его влиятельными политическими врагами. Ему бросили вызов доказать его святость, идя через огонь и когда он отказался от потока мнения, превращенного против него. Он был арестован, и под пыткой, в которой признаются тому, чтобы быть лжепророком. 23 мая 1498 он был повешен с двумя из его ведущих лейтенантов, их сожженные тела и их пепел, рассеянный в реке Арно . Некоторые видят фигуры этих трех мужчин у основания живописи как представители трех казненных святых мужчин, поднятых и вернувших изяществу – но преследование не мир ждал последователей Савонаролы, и именно в атмосфере притеснения Боттичелли намеревался создавать Мистическое Рождество .

Живопись находится на холсте – обычно он использовал бы деревянную панель – возможно, для живописи с опасным сообщением, у холста было преимущество, что это могло быть свернуто и скрыто. С его холстом, подготовленным, он делал бы набросок детального проектирования на бумаге, тогда он передал это холсту. Он привлек много источников – танцующие ангелы повторяют его собственные три грации Primavera , несущийся дьявол был вдохновлен немецкой гравюрой на дереве. Рентген показывает, что очень мало оригинального проекта изменилось – крыло только ангела было приспособлено, и деревья добавлены по крыше конюшни. Боттичелли был теперь готов создать изображение, используя масляную краску – как холст экспериментальная среда. Чтобы создать небесный купол, Боттичелли обратился к ремеслу ювелира, которое он изучил как мальчик." Символика золота относится к неизменной, незапятнанной природе небес – золото не распадается, это не темнеет как серебро. Боттичелли использовал бы клейкий слой, сделанный из нефти, смешанной со смолой – не полируемый, золото, просто сплющенное на поверхности, после поверхностных неисправностей холста – блеск, запутанный, это поможет драгоценному камню как качество живописи – это потянуло бы глаз вверх от Рождества в Небеса. Вера, надежда и благотворительность, [ангелы, одетые в] белый, зеленый и красный – но медь, базировались, зеленый пигмент имеет обесцвеченный со временем к бронзе. Первоначально это было бы ярко».

Судьба живописи

В 1510 Боттичелли умер. Мистическое Рождество осталось скрытым в течение еще трех веков. Рим в конце 18-го века очень отличался от Ренессанса Флоренция – за исключением присутствия французских захватчиков. Много иностранцев уехали, но не молодой англичанин, Уильям Янг Оттли . Он был художественным любителем, и богатый с рабской плантацией в Карибском море. Он скупил много картин дешево. В вилле Aldobrandini он видел маленькую, неизвестную работу, Мистическое Рождество Боттичелли. Боттичелли был тогда в мраке.

Это прибыло в Лондон, где дом Оттли стал в действительности частным музеем итальянских шедевров. После смерти Оттли Уильям Фаллер Мэйтленд Станстеда взял живопись на аукционе за 80£. Когда он дал взаймы его к приложению Шедевров, Манчестер 1857 , это было теперь на открытом дисплее. Газета выставки Ревизор Шедевров напечатала новую гравюру его.

Джон Рескин помог дать живописи его имя; после наблюдения его в Лондоне он упомянул "мистическую символику Боттичелли". Когда Мэйтленд умер, Национальная галерея в Лондоне вступила. Согласно Николасу Пенни Галерея «была затронута, чтобы купить работы с более раннего Ренессанса – ранее это был свой высший приоритет, чтобы купить шедевры, о которых не будет никакого противоречия вообще. Был элемент авангардистского волнения о покупке картин как это в 19-м веке». Галерея должна была найти 1 500£, будучи почти 20 раз, что она принесла всего тридцатью годами ранее.

Natività mistica ) - одна из последних картин флорентийского художника Сандро Боттичелли , созданная в период, отмеченный в его творчестве сломом оптимизма кватроченто , ростом религиозности и остро трагическим восприятием мира.

Полотно было практически не известно, пока его на вилле Альдобрандини не увидел и не приобрёл англичанин Отли. Боттичелли был «переоткрыт» художественными критиками с началом движения прерафаэлитов , именно тогда Джон Рёскин дал холсту его нынешнее название. В 1878 году за 1500 фунтов картину приобрела Лондонская Национальная галерея . В верхней части полотна сохранилась греческая надпись, которая гласит:

Она была написана в конце 1500 года во время беспорядков в Италии, мною, Александром, в половине того периода, в начале которого исполнилась глава IX святого Иоанна и второе откровение Апокалипсиса , когда Сатана царствовал на земле три с половиной года. По миновании этого срока дьявол снова будет закован, и мы увидим низвергнутым, как на этой картине.

Оригинальный текст (греч.)

Εγώ, ο Αλέξανδρος, ζωγράφισα το έργο αυτό, στο τέλος του έτους 1500, σε καιρούς ταραγμένους για την Ιταλία, στο μισό του χρόνου, κατά την εκπλήρωση της προφητείας του 11ου κεφαλαίου [της Αποκάλυψης] του Ιωάννη, στην εποχή της δεύτερης πληγής της Αποκάλυψης, όταν ο διάβολος αφήνεται ελεύθερος για τρεισήμισι χρόνια. Μετά θα αλυσοδεθεί σύμφωνα με το 12ο κεφάλαιο και θα τον δούμε να συντρίβεται, όπως σε αυτό τον πίνακα.

Дать какое-либо толкование этому тексту с апокалиптическими аллюзиями чрезвычайно сложно. Очевидно, что произведение принадлежит Боттичелли, так как оно подписано (Алессандро, Сандро - производное от Александр) и датировано 1501 годом (флорентийский год заканчивался 24 марта, а художник упоминает о конце 1500 года). Кроме того, автор упоминает о политических беспорядках в Италии, то есть картина написана во время политических и военных волнений, сотрясавших родную для художника Тоскану после смерти Лоренцо Великолепного .

«Апокалипсис» Иоанна упоминается, скорее всего, в связи с концом долгих испытаний (начало которых исследователи творчества Боттичелли относят к моменту сожжения фра Джироламо Савонаролы или с жестокими военными кампаниями Чезаре Борджиа), когда зло будет повержено.

В композиции «Мистического рождества» художник опирался как на священные представления, так и на проповеди Савонароллы. Об этом свидетельствует иллюстрация одного из сборников проповедей фра Джироламо (1496, Флоренция, Национальная библиотека). Иконография картины, как и интонация надписи, отмечены влиянием мистицизма и строгости учения проповедника.

О речах Савонароллы, в частности о его рождественской проповеди, произнесённой под флорентийский 1494 год, где он призывал жителей Флоренции превратить город в новый Назарет , напоминают пришедшие поклониться младенцу фигуры в современных художнику одеждах, умиротворённые спасительным объятием с ангелами; между тем демоны внизу картины спешат спрятаться в разверзшиеся в земле щели.

На крыше хижины - три ангела, одетые в белое, красное и зелёное. Эти цвета олицетворяют Благодать, Истину и Справедливость, часто фигурировавшие в речах Савонароллы. В сцене доминирует тема мира и покоя, подчёркнутая символикой оливковых венков и ветвей, сопровождающих персонажей. Ветви оливы держат в руках и кружащие над хижиной ангелы - сюжет, заимствованный из практиковавшегося со времён Брунеллески убранства церквей для священных представлений.

Рождество во всем христианском мире - самый любимый праздник. Он полон волнующих ожиданий, предвкушения чуда, надежд. Предчувствие обновления жизни, которое должно наступить после рождественской ночи, окрашивает дни еще задолго до наступления праздничного события, только при мысли о нем. С Рождеством связываются самые светлые мечты и самые смелые планы на будущий год. Сейчас они часто носят вполне светский характер, но складывался этот комплекс эмоций в течение столетий в русле религиозных переживаний одного из главных праздников христианской церкви. Искусство - живопись, драма, музыка - активно участвовали в его украшении и воплотили эти переживания.

Маттиас Грюневальд. Рождество.
Створка Изенгеймского алтаря. Ок. 1515. Музей Унтерлинден, Кольмар

В Священном Писании обстоятельства рождения Христа изложены достаточно кратко, без упоминания точных фактов (что дало основание в последующие века спорить даже о дате Рождества). Наиболее подробное описание события содержит Евангелие от Луки (Лк. 2: 6-7): «Когда же они были там (в Вифлееме. - Н.М. ), наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». Но и этот рассказ скуп на детали.

Самые ранние изображения появились еще на стенах римских катакомб, и не столько представляли подробно событие, сколько обозначали его. В последующие века апокрифы, труды церковных писателей, сочинения мистиков, мистериальная драма расцветили сюжет многими подробностями и переживаниями. Начало этому движению положило мистическое учение Бернарда Клервоского (1090–1153), стержнем которого была любовь к Христу Младенцу и Христу - Страстотерпцу, а также почитание и любовь к Богоматери.

В «Откровениях» Бригитты Шведской (ок. 1304–1373) сцена Рождества описана со многими подробностями как картина, представшая перед ней так явственно, будто реальное событие, когда эта монахиня, совершая паломничество в Святую землю, оказалась в Вифлееме. В память и в честь Рождества Христова Франциск Ассизский (1181/2–1226) впервые устроил представление сцены у яслей с божественным младенцем в качестве самостоятельного действа, не включенного в литургию, чтобы как можно больше мирян, в том числе и неискушенных в латыни и неграмотных, могли увидеть, «как это было». Произошло это в 1223 году, и от этой даты ведет свою историю средневековая религиозная драма.

XV - первая половина XVI столетия - время ее наивысшей популярности и распространения.

Главной темой этих театральных представлений (мистерий) была жизнь Христа, наибольшим успехом пользовалось представление «Страстей», растягивавшееся часто на несколько дней и исполнявшееся в течение многих часов. Сценической площадкой служили паперть собора, помост на рыночной площади или просто площадь и улицы города. Разнообразные технические приспособления: блоки для «вознесения», люки для «проваливания в ад» - способствовали яркости впечатления. Устроить представление «Страстей» было лучшее и высшее, чем только город мог отпраздновать выдающееся событие.

Сандро Боттичелли. Мистическое Рождество. Ок. 1500

Тексты драм состояли из сотен и даже тысяч стихотворных строк, и писали их обычно священники. В оформлении самое непосредственное участие принимали художники и ремесленники городских гильдий, они же наряду с духовными лицами были исполнителями. Цель театрального действа заключалась в том, чтобы как можно нагляднее представить божественную, священную реальность этих далеких событий. При этом убедительность деталей черпалась из окружающей жизни. Поэтические тексты, сопровождавшая действие музыка, натурализм представления (а он доходил до вопиющих крайностей, когда человека, исполнявшего роль Иуды, в последний момент едва живым вынимали из петли) - все взывало к чувствам зрителей, захватывало их эмоции. И если «Страсти» окрашивались в трагические, скорбные переживания, то Рождество несло радостные, светлые чувства.

В XV–XVI вв. искусство живописи достигло такого уровня развития, что художники могли создавать собственные интерпретации канонических христианских сюжетов, весьма сильно отдаляясь от традиционной иконографии и наделяя произведения собственным эмоциональным строем. Вот лишь несколько примеров, позволяющих судить, как велик был диапазон этой творческой свободы.

Сцену Рождества немецкого художника Маттиаса Грюневальда переполняет радость, достигающая какого-то экстатического накала. Она передана светлыми и даже как будто светящимися цветами одежд ангелов и Марии. Ветхая постройка, обычно изображавшаяся в этой сцене как место рождения Иисуса, здесь заменена нарядно декорированной лоджией, заполненной хором и оркестром ангелов, славящих Деву Марию и родившегося младенца, которого она с нежностью держит на руках. (Последнее обстоятельство выходит за рамки канона, согласно которому младенец обычно лежит в яслях или на земле, а Мария или лежит на ложе, или стоит на коленях и поклоняется ему.) О том, что ангельское пение сопровождало Рождество, можно заключить из слов Евангелия от Луки (Лк. 2: 13-14), повествующего о явлении ангела пастухам с благой вестью: «И внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

Позднее совершенно недвусмысленно писала об этом Бригитта Шведская: «Затем (после чудесного рождения Марией младенца.– Н.М. ) я услышала пение ангелов, оно было необычайно нежным и прекрасным».

Сверху в золотом сиянии (символизирующем горний мир и рай небесный) взирает на Мадонну с младенцем Бог Отец, и, пронзая тьму и тучи, поток божественного света достигает земли.

Но радость небезмятежна. Черный фон ангельского концерта, смена картин светлого и грозового неба в пейзаже за спиной Марии наполняют ее тревожными динамичными контрастами, в которых можно угадать предвестие дальнейших трагических событий.

Л икованием о пришествии в мир Христа проникнута и картина Боттичелли «Мистическое Рождество».

Ангелы не только поют и музицируют, они подводят пастухов и волхвов поклониться Младенцу, обнимаются со смертными и водят хоровод в небесах, по такому поводу разверстых и явивших свое золотое райское свечение, всемерно воплощая ту «великую радость», «которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2: 10-11). У ангелов радужные крылья и оливковые ветви в руках, символизирующие мир. От этого ликования бежит и прячется под землю, в расселины, всякая нечисть в виде маленьких чертей.

Порыв радостных, экзальтированных чувств художник передает ритмом устремленных навстречу, почти падающих в объятия друг другу или движущихся по кругу фигур. Рисунок трепещущих складок легких одежд не столько следует колебаниям воздуха, сколько, кажется, есть слепок движений и волнений души.

Ясно ощутимый в полотне Боттичелли оттенок мистической экзальтации связан с тем, что, создавая картину (около 1500 г.), художник был охвачен ожиданием конца света и Страшного суда, который, по мнению многих, должен был наступить в начале нового столетия и второй половины тысячелетия. Эти эсхатологические настроения обостряли переживания, связанные с первым пришествием в мир Христа - его рождением. Версия «Рождества» у Боттичелли необычайно своеобразна и многогранна и не исчерпывается только темой радости, однако здесь нет возможности для ее подробного анализа.

Итальянские художники XV века изображали Рождество как сцену при ярком дневном свете. Особенно прозрачный и красивый он у Пьеро делла Франчески, как если бы свет от божественного младенца залил собой всю землю, и акцент был на светлой радости, которую это событие несло в мир.

В творчестве нидерландских и немецких живописцев возник вариант Рождества как ночной сцены. Основание для такого толкования содержит Евангелие от Луки, где о благовестии пастухам говорится: «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную (курсив мой. - Н.М. ) стражу у стада своего» (Лк. 2: 8). Время, когда ангел явился пастухам, было перенесено и на самое событие. Картина Гертгена тот Синт-Янса «Ночное Рождество» дает яркий пример такого «ноктюрна».

Гертген тот Синт-Янс. Ночное Рождество. 1484–1490
Национальная галерея, Лондон

Сцена погружена в ночную тьму, которую прорезает сияние, исходящее от лежащего в яслях младенца. Оно высвечивает лица и одежды ангелов и Марии на почти монохромном черно-коричневом фоне, проявляет головы вола и осла, согревающих своим дыханием новорожденного. В таком изображении в точности воплощены слова Бригитты Шведской: «…Она произвела на свет Сына, от Которого исходил невыразимый свет и сияние, так что солнце не могло сравниться с Ним, и тем более свеча, которую Иосиф поставил здесь, - свет божественный совершенно поглотил свет материальный».

В фигурах есть трогательная наивность народной скульптуры; в кукольных лицах запечатлена непосредственная простодушная реакция на чудо: Мария склонилась в молитве, ангелы серьезно и сосредоточенно молятся, а один широко развел руки от удивления. Они очень близки голландской деревянной церковной скульптуре XV в. Простота, смирение и умиление наполняют эту сцену, и эти чувства характерны для того нового благочестия, что развивалось среди мирян в Северных Нидерландах в XV столетии.

Т радиция ночного Рождества жила в Голландии очень долго. В XVII в. Рембрандт отдал ей дань, причем не только в живописи, но и в офорте, с неподражаемым мастерством создавая средствами печатной графики «ночные сцены», погруженные в глубокую бархатистую или мерцающую тьму.

Обе традиции счастливо слились в одном из самых известных произведений на тему Рождества - картине Антонио Корреджо «Святая ночь».

Антонио Корреджо. Рождество (Святая ночь). 1522–1530. Галерея старых мастеров,
Государственные художественные собрания, Дрезден

Картина была заказана в качестве алтарного образа для частной капеллы и представляет первую в европейской живописи монументальную ночную сцену. Но самое удивительное, как художнику удалось наполнить эту религиозную сцену глубоко человечным чувством. Традиционные иконографические моменты обрели у Корреджо естественное объяснение. Мария написана коленопреклоненной, потому что так ей удобнее держать младенца, лежащего на снопе пшеницы, устилающей ясли. (Пшеница вместо обычно изображаемой в этой сцене соломы символизирует таинство причастия.) Новорожденного Христа окружают простые люди, и их реакция вместе почтительна и непосредственна. В биографии Корреджо Вазари подробно описал картину и особенно отметил, насколько правдоподобно художник изобразил женщину, «которая, пожелав пристально взглянуть на Христа, от которого исходит сияние, и не смогши смертными очами вынести света его божественности, словно поражающей своими лучами ее фигуру, закрывает себе рукой глаза; она настолько выразительна, что это поистине чудо». Этот свет, исходящий от Христа, ярко освещает фигуры и выделяет всю группу из глубокого сумрака ночи, в который погружен пейзаж. Но он не производит мистического впечатления. Золотистое тепло этого сияния, кажется, наполнено любовью и нежностью юной прекрасной Марии к младенцу. В монументальном алтарном образе ведущей стала проникновенная лирическая тема - материнской любви, прекрасного земного чувства.

Каждый элемент картины трактован со всей убедительностью реальности, не теряя в то же время своего символического значения. Полоска занимающейся зари на горизонте - знак новой веры. Каменные ступени, на которые опирается пастух, - руины здания Ветхого Завета, подводящие к новоявленному Мессии.

Движение людей, вихрь поющих ангелов в вышине передают волнение, вызванное чудесным событием, - пришествием Бога на Землю. Ночная тьма окутывает его покровом тайны.

Корреджо создал произведение правдивое и возвышенное одновременно. Высокая степень обобщения и идеализации образов людей и природы и вместе искренность человеческих эмоций принесли ему заслуженную славу одного из самых совершенных воплощений сюжета в мировом искусстве.

П оскольку в Новом Завете о времени рождения Христа говорится лишь косвенно (что оно произошло во время переписи населения Римской империи), в первые века разные церкви праздновали его в разное время - в январе, весной, осенью. Первое письменное свидетельство о рождении Христа содержит римский календарь 354 года (хранится в Ватиканской библиотеке), где против 25 декабря с непреложностью исторического факта записано: «родился Христос в Вифлееме Иудейском». Эта запись и дала празднику дату.

Первоначально праздник носил сугубо религиозный характер и отмечался торжественной праздничной мессой в стенах собора - по примеру и в память первой мессы, отслуженной самой Девой Марией сразу же по рождении Христа. («Когда Дева поняла, что уже родила Своего Младенца, Она тут же начала молиться Ему». Бригитта Шведская. «Откровения о жизни и страстях Иисуса Христа и преславной Девы Марии, Матери Его».) К Марии присоединились тогда Иосиф, ангелы и пастухи. Начиная с XIII века празднование выплескивается на городские улицы и площади, где разворачиваются сопровождавшие торжество мистериальные театрализованные действа. А в XVI в. праздник Рождества впервые приходит в дом мирян. Легенда связывает начало этого обычая с именем Мартина Лютера (1483–1546), выдающегося деятеля Реформации. Согласно преданию, Лютер начал ставить в своем доме в канун Рождества, в сочельник, ель как символ силы и мира и вечной жизни, которые через пришествие Христа даруются человеку, и украшать ее свечами, символизирующими свет, которым божественный младенец озарил ночь Рождества. Существует гравюра XVI в., изображающая Лютера с семьей рядом с рождественским деревом.

Современники Лютера не спешили следовать его примеру. Домашний праздник Рождества то поощрялся, то запрещался церковью и окончательно и повсеместно утвердился в Германии в середине XVIII в. Именно Германия стала классической страной праздника рождественской елки.

В нем христианское Рождество соединилось с древними языческими образами мирового древа и древа жизни, которым поклонялись друиды. В Германии мировое древо издавна воплощалось в ели; с ней у германцев связано больше всего преданий и поверий.

Однако символика рождественской ели складывалась в русле христианских понятий. Помимо уже отмеченных, звезда на верхушке укрепляется в честь Вифлеемской звезды, что вела волхвов. Крестовина, в которой крепится ствол, должна напомнить о крестных муках Христа. Под елкой помещаются так называемые «ясли» (итал. presepio ) - группа фигурок из дерева или глины, изображающих сцену Рождества Христова. И в память о младенце Христе центром рождественского праздника являются дети. Для них - подарки под елкой, яблоки и орехи, конфеты и игрушки на ее ветвях: материальные знаки даров Христовых.

В эпоху романтизма возникли самые известные «рождественские» литературные произведения: «Щелкунчик и мышиный король» Э.Т.А. Гофмана и рассказы Х.К. Андерсена «Елка» и «Девочка со спичками», заложившие основу рождественских рассказов и повестей в литературе XIX - первой половины XX века.

Из Германии обычай рождественской елки около 1840 г. стремительно распространился в европейские страны и в Россию. В советские времена в период религиозных гонений праздник рождественской елки был на время запрещен, а затем преобразован в праздник новогодней елки с совершенно светской, не связанной с христианской традицией программой. Он с размахом празднуется и сегодня.

Сандро Боттичелли Мистическое Рождество . 1501 Natività mistica Холст. 108,5 × 75 см Национальная галерея , Лондон ( инв. NG1034 ) Медиафайлы на Викискладе

«Мистическое Рождество» ( итал. Natività mistica ) - одна из последних картин флорентийского художника Сандро Боттичелли , созданная в период, отмеченный в его творчестве сломом оптимизма кватроченто , ростом религиозности и остро трагическим восприятием мира.

Полотно было практически не известно, пока его на вилле Альдобрандини не увидел и не приобрёл англичанин Отли. Боттичелли был «переоткрыт» художественными критиками с началом движения прерафаэлитов , именно тогда Джон Рёскин дал холсту его нынешнее название. В 1878 году за 1500 фунтов картину приобрела Лондонская Национальная галерея . В верхней части полотна сохранилась греческая надпись, которая гласит:

Она была написана в конце 1500 года во время беспорядков в Италии, мною, Александром, в половине того периода, в начале которого исполнилась глава IX святого Иоанна и второе откровение Апокалипсиса , когда Сатана царствовал на земле три с половиной года. По миновании этого срока дьявол снова будет закован, и мы увидим низвергнутым, как на этой картине.

Оригинальный текст (греч.)

Εγώ, ο Αλέξανδρος, ζωγράφισα το έργο αυτό, στο τέλος του έτους 1500, σε καιρούς ταραγμένους για την Ιταλία, στο μισό του χρόνου, κατά την εκπλήρωση της προφητείας του 11ου κεφαλαίου [της Αποκάλυψης] του Ιωάννη, στην εποχή της δεύτερης πληγής της Αποκάλυψης, όταν ο διάβολος αφήνεται ελεύθερος για τρεισήμισι χρόνια. Μετά θα αλυσοδεθεί σύμφωνα με το 12ο κεφάλαιο και θα τον δούμε να συντρίβεται, όπως σε αυτό τον πίνακα.

Дать какое-либо толкование этому тексту с апокалиптическими аллюзиями чрезвычайно сложно. Очевидно, что произведение принадлежит Боттичелли, так как оно подписано (Алессандро, Сандро - производное от Александр) и датировано 1501 годом (флорентийский год заканчивался 24 марта, а художник упоминает о конце 1500 года). Кроме того, автор упоминает о политических беспорядках в Италии, то есть картина написана во время политических и военных волнений, сотрясавших родную для художника Тоскану после смерти Лоренцо Великолепного .

«Апокалипсис» Иоанна упоминается, скорее всего, в связи с концом долгих испытаний (начало которых исследователи творчества Боттичелли относят к моменту сожжения фра Джироламо Савонаролы или с жестокими военными кампаниями Чезаре Борджиа), когда зло будет повержено.

В композиции «Мистического рождества» художник опирался как на священные представления, так и на проповеди Савонаролы. Об этом свидетельствует иллюстрация одного из сборников проповедей фра Джироламо (1496, Флоренция, Национальная библиотека). Иконография картины, как и интонация надписи, отмечены влиянием мистицизма и строгости учения проповедника.

О речах Савонаролы, в частности о его рождественской проповеди, произнесённой под флорентийский 1494 год, где он призывал жителей Флоренции превратить город в новый Назарет , напоминают пришедшие поклониться младенцу фигуры в современных художнику одеждах, умиротворённые спасительным объятием с ангелами; между тем демоны внизу картины спешат спрятаться в разверзшиеся в земле щели.

На крыше хижины - три ангела, одетые в белое, красное и зелёное. Эти цвета олицетворяют Благодать, Истину и Справедливость, часто фигурировавшие в речах Савонаролы. В сцене доминирует тема мира и покоя, подчёркнутая символикой оливковых венков и ветвей, сопровождающих персонажей. Ветви оливы держат в руках и кружащие над хижиной ангелы - сюжет, заимствованный из практиковавшегося со времён Брунеллески убранства церквей для священных представлений.

Рождество Христово – величайший праздник, знаменующий собою неизреченный дар любви и милосердия Божия к нам грешным – явление Сына Божия на земле, сошедшего с небес.

О празднике Вестям рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел, передают Новости в Мире

“Исполнились все пророчества, какие были сказаны о Божией Матери, которая явилась величайшим Благодатным Сосудом, подготовленным Божьей милостью, для пришествия в мир Христа Спасителя. Так Господь возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него – не погиб. Преславное Благовещение, которое возвестило всему миру радость спасения, сегодня принесло в мир и иную величайшую радость – Рождество Христово, начало благодатного Царства Божия на земле”, – отметил митрополит.

Рождество Христово: история

Владыка Павел напомнил, что Христос родился в убогой пещере, указав нам этим на кротость и смирение, на любовь к человеку.

Сын Божий мог прийти в мир в жилище самом удобном, светлом, роскошном и просторном. Но Спаситель избрал другое: родился в бедности, чтобы показать нам всем пример терпения и довольства малым.

“В жизни всегда больше несчастных, чем счастливых, больше бедных, чем богатых. Но как трудно переносить бедность! Как несчастному трудно принимать свое положение при виде счастливо живущих! И все же примите в сердце свое такую мысль: твою бедность, твое несчастие разделяет с тобой Спаситель твой. Если тебе трудно переносить все это, посмотри на Спасителя, лежащего в яслях. Ты беден – Он беднее тебя, и Он обнищал, будучи богатым – Обладателем всего. Он Бог – и в нищете. Он и как человек мог бы иметь все, но предпочел не иметь ничего”, – подчеркнул настоятель Лавры.

Почему в таком убожестве родился Христос? Он пришел не для того, чтобы Ему послужили, а чтобы послужить нам – грешным и недостойным. Он пришел не блаженствовать здесь, на земле, а страдать за нас. Всю жизнь, до самой смерти терпеть за нас для утоления праведного гнева Божия всевозможные лишения, поношения, скорби.

Он пришел страданиями и смертью искупить и спасти нас. “И вот этими-то страданиями и начинается Его жизнь на земле. Только Он рождается – и уже страдает: страдает от бедности, от убожества, от того, что негде было и положить Его. Вспомним, почему человек лишился блаженства? Из-за чего первый Адам был изгнан из рая? Он пал за гордость – возжелал быть равным Богу. И вот возвращение этого блаженства должно совершиться через самое глубокое смирение, путем самоуничижения. Гордость, желание большего лишили человека любви Божией, а смирение, терпение лишений должны возвратить эту любовь, возвратить потерянный рай”, – напомнил митрополит.

“И в эту величайшую ночь, когда уснула всякая злоба, когда молитвы праведников, как горящая свеча, возносятся к Небу, мы с вами являемся свидетелями того, как Ангелы благовествуют пастырям о величайшем чуде. Почему же пастырям только? Потому что он, по учению святых отцов, явились кроткими и смиренными, чистыми сердцем. Здесь Господь и Спаситель наш показывает, что Он принимает всех и каждого – то ли это человек простой, не искушенный науками, но с чистой совестью и жизнью, устремленной к Богу; то ли человек искушенный многими познаниями, но не полагающийся на свою мудрость, а ищущий света горнего, света Божественного. Господь смотрит на кроткого и смиренного сердцем – того человека, который совершает свой ежедневный, ежеминутный подвиг, молясь Богу и трудясь на этой многострадальной земле. Вот этим людям Господь возвещает об этом величайшем чуде, потому что они достойны принести эту весть и другим”, – рассказал Владыка Павел.

Ангелы воспели: “Слава в вышних Богу!” – они воздали хвалу Тому, Кто сотворил их, Кто по величайшей любви сотворил Небесные Силы, чтобы дать и им радость общения.

“И на земли мир!” – то есть пришел тот долгожданный мир, о котором мечтал еще Адам, когда был изгнан из рая.

“Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше…” Рыдая о чем? Не о том, что он лишился рая! А о том, что лишился лицезрения Бога. То, что ему в раю было хорошо – это одно. Но самое страшное – остаться без общения с Господом.

“В человецех благоволение!” – с Рождеством Христовым человек возвращается в обитель Отца Небесного То, что потерял ветхий Адам через свой грех, сегодня обновляется через нового Адама. То дуновение, которое Господь когда-то вдунул в тело, в душу Адама ветхого некую маленькую часть вечности делает и нас причастными вечности, сынами Царства Небесного, наследниками Царствия Божьего.

Рождество Христово: значение праздника

С Рождеством Христовым обновляется все, потому что этот величайший праздник дает человеку возможность переосмыслить свою жизнь, вновь и вновь обращая душу свою к Господу.

“Звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды”, – так волхвы, мудрейшие мужи того времени, и сегодня учат нас не мудрствуя лукаво с глубоким благоговением, умом и сердцем, преклоняться перед воплотившимся Сыном Божиим – Спасителем нашим.

Что принесли в дар Господу эти восточные цари? Золото, ладан и смирну, как лучшее из всего, что было на Востоке, чем славилось отечество волхвов Золото – как царю и главе рода человеческого, ладан – как первосвященнику и учителю, смирну – как человеку и ходатаю, имеющему смертию Своею разрушить державу смерти.

“Что для нас значат эти дары? Что от себя мы принесем в дар Господу? Они принесли золото – самый дорогой металл. Но Давид-Псалмопевец говорит, что слово Божие дороже и вожделеннее дорогого золота. Значит, если мы изучим слово Божие и примем его в сердце свое, как едино возможное, то принесем дар, который дороже золота для Господа – этот дар Его истина. Волхвы принесли ладан, который, в воскурении поднимаясь к Небесам, служит благодарственным даром, приятным Богу. Если же мы снова и снова в молениях душ наших будем благодарить нашего Спасителя за все, что Он посылает нам ради нашего спасения, не будет ли приятнее это Богу, чем ладан? Волхвы принесли смирну. Слово смирна значит “горечь”, “скорбь”. Наше сокрушение о грехах своих, наше исповедание перед Ним в сердечной скорби грехов наших, за которые Он умер – вот наша смирна. Если мы будем растить в себе дивные дары Спасителю нашему – то верен наш путь в Обитель Царствия Небесного ”, – подчеркнул митрополит Павел.

И в завершение призвал всех верующих: “Возрадуемся этому великому дню. Вместо ясел давайте принесем родившемуся Христу свое сердце, чтобы Господь мог возлечь в нем. Откроем Ему двери своей души и впустим Его в свой дом. Будем всечасно взирать на эту звезду – Церковь Христову, которая возвестила нам великую радость, и будем следовать за нею. Потому что нет большей радости, чем следовать за Христом и Ему Одному служить”.

Читайте также:

Отношения

Просмотрено

Мама, она всегда оказывается права, мама, и это, оказывается, так страшно…

Просмотрено

Банковские коллекторы нарвались не на того, кому обычно звонят. Ответили по закону

Отношения

Просмотрено

«Таких, как Ты, Драли Розгами»: Муж Рынски пригрозил Журналисту Пархоменко

Просмотрено

Учительница знакомится с первокласниками. «Как вас зовут? »