Пенсионеры в Таиланде: притон для стареньких и караоке на кладбище. Похороны короля Таиланда в октябре – полная информация

Пенсионеры в Таиланде: притон для стареньких и караоке на кладбище. Похороны короля Таиланда в октябре – полная информация
Пенсионеры в Таиланде: притон для стареньких и караоке на кладбище. Похороны короля Таиланда в октябре – полная информация

Пестрые будни, еще более красочные праздники и такие похожие на карнавальные шествия… похороны - все это о Таиланде. В экзотическом государстве в последний путь провожают по буддистским традициям и со свойственным буддистам спокойствием. Но сама процессия настолько изобилует цветами, жизнерадостными (даже несмотря на траур) лицами тайцев, а подчас даже фейерверками, что ее можно запросто перепутать с праздником.

По обычаям Таиланда после смерти покойный остается дома 7 дней


Все начинается с подготовки

Каждый день в дом приходит несколько монахов для отпевания и чтения молитв. В это же время приезжают родственники и друзья, желающие проститься, сходятся соседи. Прибывшие зажигают благовония и ставят их в изголовье гроба в качестве подношения покойному.

Прямоугольный гроб густо украшают цветами, делают гирлянды, рядом ставят фотографию усопшего. Пока гости прощаются, во дворе накрывают на стол, чтобы в любой момент можно было перекусить и выпить местной рисовой водки. Если хоронят зажиточного тайца, нанимают официантов, которые во время прощания раздают напитки и легкие закуски.

Сами похороны проходят на 8 день

Возглавляют процессию монахи, одетые в шафран, они читают молитвы.

Сзади несут гроб. В последнее время гробы стали возить на авто, а если покойный был состоятельным человеком, для него сооружают специальную платформу.

Ее украшают цветами, светодиодными лентами, драпировкой, а сама процессия сопровождается оркестром.

В Таиланде считается приемлемой только кремация

Крематории располагаются при монастырях, но иногда тайцы сжигают покойных прямо под открытым небом вместе с наряженной платформой.

Прах по желанию можно захоронить в колумбарии, стене монастыря или в земле, отметив место необычным, филигранно выделанным памятником, который и сам внешне напоминает храм.

По традиции, спустя 100 дней после похорон, родственники покойного наведываются в храм. Они приносят монахам деньги в конверте и мелкие бытовые подарки - одежду, мыло, фрукты.

Характерная особенность похорон в Таиланде - спокойное, даже обыденное отношение к смерти всех участников процессии.

Смерть здесь - всего лишь переход в другое состояние: такая философия прививается с детства всем, кто воспитывается в традициях буддизма. Плакать могут только близкие родственники, и то увидишь такое нечасто. В основном же все очень спокойны, много разговаривают, даже смеются, а некоторые и вовсе фотографируются на фоне гроба.

Жители Таиланда настолько несуеверны в плане смерти, что даже без опасения ложатся в гроб, еще будучи в добром здравии

Похороны неудач

В одном монастыре есть такая традиция, популярная у тайцев и привлекающая туристов со всего мира - хоронить неудачи.

В этот храм приглашаются все желающие расстаться со старой жизнью. Здесь их ждут нарядные и довольно комфортные гробы. Участники ритуала укладываются в эти гробы, а вокруг них ходит монах.

Он читает специальные молитвы, которые погружают всех участников церемонии в транс. Потом монах будит спящих, но считается, что проснулся уже новый человек, а все его неудачи успешно похоронены.

Кстати, буддистские похороны иногда устраивают и в России. Это неудивительно: наша страна многонациональна и хранит в себе сотни и тысячи самых разнообразных обычаев и традиций.

В общем сегодня я Вам расскажу про похороны в Таиланде. А точнее о том, как выглядят тайские могилки, крематории и прочее. Также Вы сможете прочитать и посмотреть фотографии самого ритуала похорон в Таиланде.

Закапывать в землю тело усопшего в Таиланде не принято. Поэтому его сначала сжигают в крематории.

Вот, например, одно из кладбищ на территории монастыря на Самуи.

Другой вид захоронения праха – в стене монастыря. Кстати, достаточно дорогое удовольствие)

Еще один способ захоронения.

А вот и тайский крематорий. Такой есть почти в каждом храме.

Как проходят похороны в Таиланде

Первый день.

Приезжаем в деревню домой к бабушке, километров 100 от Чианг Маи, местечко Пхрау (Phrao). Там уже собралась сотня человек родни и соседей, все заняты подготовкой к похоронам. Особой грусти я не заметил, наоборот, все веселы, работают с огоньком, шутят, веселятся. Нас с Э радостно встречают.

Заходим в дом. То, что в доме стоит гроб, я догадался позже. В углу комнаты – что-то типа стола, на котором стоят цветы и портрет бабушки. Перед ним на полу дымятся благовония. Мы с Э присели, зажгли свои палочки. Тут же идет разговор между родственниками – многие долго не виделись, съехались со всей страны, весело разговаривают.

Выходим во двор. Или даже во дворы. На столах еда и местный рисовый самогон. В процессе работы граждане подходят, выпивают и закусывают. Один уже хорошо закусил и уснул в одном из домиков. Над ним все подшучивают, приглашают за стол, выпиваем, болтаем. Кстати, пьют только мужчины.

В основном дворе мастерят домик из бамбука, стены из пенопласта, окна, дверь, ступеньки. Все это дело украшают пенопластовыми же раскрашенными арабесками, цветной фольгой, домик красят, вешают гирлянды, занавески, подсветку – новые люминесцентные светильники Toshiba.”

“Во двор привезли лафет. На нем начинают сооружать еще одну сложную конструкцию для установки гроба. Получилось нечто высотой в 3 полноценных этажа, арабески, колокольчики, все раскрашено, масса мелких деталей, подсветка, фонарики. Сверху растягиваем шатер. Вот ведь фестиваль какой-то!”

“Иду в другой двор. Там Э занята наполнением бамбуковых палок рисом. Рядом на деревянном помосте рубят мясо. Снимаю обувь, сажусь на помост, рублю. Мясом занимаются только мужчины. Весело болтаем, в процессе работы нам приносят выпивку и закуску, чтобы веселее работалось.

Из мяса в итоге надо получить почти фарш. Берем по куску мяса (говядина и свинина), режем кусочками, добавляем печень и кровь и начинаем рубить все это дело тесаками до состояния фарша. Занимаюсь этим около часа, понемногу набираемся с парнями.

Э зовет, пойдем, типа, с бабушкой прощаться. Парни благодарят меня за помощь, называют уже Сомчай. Я выдаю скороговоркой:

– Сомчай пен нонг Сомпонг, Сомпонг пен пи Сомчай, – все валяются.

Э предупреждает: “Тхирак, ты сильно не набирайся, основная пьянка будет вечером, побереги себя.”

В доме открыли стол, оказавшийся белым резным гробом. Все родственники прошли, попрощались, женщины утерли скупую женскую слезу, гроб закрыли. Мы берем гроб, выносим из дома и ставим на лафет. Там уже лежат любимая подушечка бабушки, ее сумочка и кое-какие личные вещи.

Во дворе выставляют концертную акустику киловатт на 10. Вот, думаю, еще и дискотека будет. Последние колонки затаскивают с помощью лестниц – да с таким звуком можно прокачать соседние деревни! Приехали музыканты, привезли инструменты и аппаратуру. Приготовления подходят к концу. Все расходятся по домам отдохнуть и переодеться к праз… э… мероприятию.
Вечером зажигается вся иллюминация на лафете, домике и деревьях. Прибыли четыре монаха, все садятся, слушаем сутты. Затем перемещаемся в дом. Там уже сутты в произвольном порядке для желающих. Получаю оберег на руку.

Второй день.

Весь день сутты, музыка, еда, выпивка, веселье. Разносят бутылочки из-под Red Bull’а, наполненные спец.водой, ею же “окропляют” присутствующих.

День третий.

Едем на окончательные похороны.

Сегодня с утра никто не пьет, все заняты суетой.

Берем домик на руки и несем к храму. В домике еда. Мне, как самому здоровому из присутствующих, все время достается почетная обязанность таскать самые тяжелые предметы. Все время слышу: “Фаранг… Фаранг…” – народ веселится. Все фотографируются со мной на фоне лафета, как с диковинкой – фарангов в этих местах, похоже, никогда не было. Потом стало понятно, что причина повышенного интереса все же другая.

После часа сутр в храме возвращаемся к усопшей, готовимся к перемещению лафета с конструкцией и гробом к месту кремации. К лафету привязывают 2 веревки метров по 50 каждая. Все присутствующие (уже более 100 человек) берутся за веревки. До места кремации около километра. По пути взрываются петарды, грохот стоит страшный, девы юные визжат, дети веселятся вовсю. Приехали.”

“Гроб с телом снимаем с лафета и несем на специальную бетонную плиту. Спец.рабочие открывают гроб, вынимают тело. Гроб уносят и отбивают у него ножки. Тело в обычной одежде кладут на плиту. Ответственный товарищ разбивает над головой усопшей 2 кокоса и поливает тело кокосовым соком. Далее, самые ближайшие родственники, в числе которых оказался и я, поливают тело водой из кружки поочереди – последнее омовение перед дорогой в вечность. Усопшую кладут обратно в гроб.

Мы относим гроб на постамент с дровами, сверху ставится вся здоровая конструкция с лафета, к которой прибивается трос и устанавливается пиротехника.

Последние речи, последние почести, молитвы. По тросу к конструкции запускается ракета, от нее зажигается пиротехника на конструкции, фейерверки, искры, огонь…”

“Как только огонь занялся, все садятся в машины и едут перекусить. Позже пепел развеет ветер. Праздник смерти (точнее похороны в Таиланде) подошел к концу.

А чего, собственно, грустить? Женщина прожила достойную жизнь, родила и воспитала кучу детей, достойно умерла, и возродится вновь в новом статусе, исходя из жизненных заслуг. В этом никто из присутствующих не сомневается.”

В Таиланде проходят настоящие королевские похороны - пятидневное прощание с покойным королем Таиланда Пхумипхоном Адулъядетом (Рамой IX), который правил 70 лет. Началось всё в четверг с буддийской церемонии чтения мантр в тронном зале Дусит Маха Прасат Большого королевского дворца в Бангкоке.

Впрочем, смотрите сами.

Во времена царствования Короля Рамы IX, Таиланд, из преимущественно аграрного общества стал второй по величине экономикой в ЮВА. В Таиланде реализованы более 4 000 королевских проектов, направленных на развитие экономики и человеческих ресурсов.

1. Это королевский крематорий в Санам Луанге построенный исключительно для торжественной погребальной Церемонии Короля Рамы IX. Его украшают статуи божеств и мифических существ, а сам Королевский крематорий символизирует гору Сумеру, центр Вселенной согласно буддийской космологии. После пятидневных похорон этот шедевральный крематорий будет просто снесен. (Фото Kittinun Rodsupan):

2. Тысячи людей в черном ждут начала церемонии похорон, 26 октября 2017. Церемония пройдет в строгом соответствии с традициями буддизма, индуизма и брахманизма. (Фото Christopher Furlong):

Чиновники говорили, что по предварительным расчетам, стоимость погребальной церемонии Короля Таиланда Пхумипона Адульядета составит 500 миллионов батов. При необходимости бюджет может быть увеличен

3. Королевская охрана. (Фото Anthony Wallace):

Пятидневное прощание с покойным королем Таиланда Пхумипхоном Адулъядетом (Рамой IX) началось в четверг с буддийской церемонии чтения мантр в тронном зале Дусит Маха Прасат Большого королевского дворца в Бангкоке.

4. Значок с изображением короля. (Фото Damir Sagolj | Reuters):

5. (Фото Aaron Joel Santos):

6. Люди в черном, некоторые улыбающиеся, с фотографиями короля, 26 октября 2017. Кстати, правление Пхумипона Адульядета - одно из самых долгих в мировой истории. (Фото Christopher Furlong):

7. Погода испытывала на прочность людей. (Фото Ye Aung Thu):

8. Кремации монарха предшествовала многочасовая похоронная процессия, в ходе которой гробовая урна с телом короля была доставлена на площадь Санам Луанг. Таиланд, 26 октября 2017. (Фото Soe Zeya Tun | Reuters):

9. Королевская гвардия у Большого королевского дворца. Здесь, на вершине построенного погребального помоста будет водружена гробовая урна. (Фото Damir Sagolj | Reuters):

10. Поклон ушедшему королю. (Фото Damir Sagolj | Reuters):

11. Королевский врач. Вообще, не только погода испытывала на прочность людей, пришедших проводить любимого монарха: тысячи обращались за медицинской помощью к медикам-волонтерам в течение всего дня в четверг, ночи и утра в пятницу. (Фото Anthony Wallace):

12. Гвардия - элита и гордость армии. В боях она выручает войска на самых горячих участках, а в мирное время ее красивая форма и безупречная выправка служит примером для других солдат. А вот Королевская гвардия Тайланда появилась в 1859 году как спецслужба по… отпугиванию ворон в королевском дворе. Сегодня тайские гвардейцы устраивают ежегодное зрелище для туристов и являются важной частью военной традиции страны. (Фото Soe Zeya Tun | Reuters):

13. Все цвета и элементы гвардейской формы очень продуманы. В ярко-красных и белых мундирах несут службу личные телохранители короля Тайланда, в форму желтого цвета одеты артиллеристы, а ткань небесного оттенка используют для пошива формы гвардейцев Военно-воздушных сил. (Фото Soe Zeya Tun | Reuters):


14. А это новый король Таиланда Маха Вачиралонгкорн, он же единственный сын покойного правителя Пхумипона Адульядета. (Фото Damir Sagolj | Reuters):

15. Поклон королю. (Фото Soe Zeya Tun | Reuters):

16. Тем временем, похоронная процессия двигается дальше. (Фото Jorge Silva | Reuters):

17. (Фото Kittinun Rodsupan):

18. Высокие шапки позаимствованы у британских гвардейцев, но вместо медвежьей шкуры тайцы используют перья: все-таки климат тут другой. (Фото Anthony Wallace):

19. Королевская колесница Пхра Маха Пичай Ратчарот, или «Великая победа», была построена еще в 1795 году для похорон отца Рамы I. С тех пор в свой последний путь именно на ней отправились почти все таиландские правители, а также особо почитаемые члены королевской семьи. (Фото Damir Sagolj | Reuters):

20. Огромная колесница Великой победы весит почти 14 тонн, её тянут 222 военнослужащих королевской армии. (Фото Jorge Silva | Reuters):

21. (Фото Athit Perawongmetha | Reuters):

22. (Фото Athit Perawongmetha | Reuters):

23. Гробовая урна из сандала. Она состоит из 30 тысяч вырезанных вручную элементов и украшена преимущественно изображениями птицы Гаруда, на которой, как считается, душа монарха отправится в последний путь на вершину священной горы. (Фото Roberto Schmidt):

24. В гробовой урне было помещено тело покойного в металлическом саркофаге, в котором и была совершена кремация без открытого огня. Сама же урна осталась нетронутой. (Фото Wason Wanichakorn):

25. (Фото Jorge Silva | Reuters):

26. Королевский крематорий возле Большого дворца в Бангкоке, 26 октября 2017. (Фото Athit Perawongmetha | Reuters):

Когда кто-то умирает в Таиланде, труп принято сохранять в доме 7 дней до момента кремации. В течение шести дней монахи каждый вечер приезжают и совершают над усопшим молебны. Гроб обычно украшен гирляндами и фотографией покойного. Если семья покойника не из богатых, труп может быть приготовлен для сожжения немного раньше, между 3 и 7 днями. Дело в том, что формалин, используемый для бальзамации тела, не всем по карману.

Приглашенные на поминки облачены в темные одежды, но может быть уместна и белая рубашка. Все приветствуют друг друга. Приглашенные для сопровождения поминок официанты предлагают присутствующим воду или кока-колу. На протяжении шести первых дней каждый вечер около 19:00 в дом приезжают монахи. Обычно их четверо. Но зачастую из число варьирует в зависимости от социального статуса покойного. В течение 30 минут они произносят молитвы на языке Пали (Pali). После чего автомобиль доставляет их назад к храму. В седьмой день кремация может быть назначена в любое время в течение дня.

На поминках всех гостей угощают едой. Принято вести разговоры. Многие болтают даже во время чтения молитв. Вопреки всеобщему мнению атмосфера не уж так печальна, громкие слезы не приняты. Семья, родственники, соседи и даже неизвестные люди могут присоединится к поминальным молитвам. Иногда приглашают старого уважаемого монаха. Но тогда он только присутствует, не принимая участие в церемонии. Его присутствие указывает, что покойный принадлежал высокому рангу.

В седьмой день по традиции организуется похоронная процессия. Первыми в ней идут монахи, следом – мужчины и затем женщины. Мужчины несут гроб. Но в наше время гроб часто транспортируется в храм на автомобиле.

Затем процессия, включая гостей, прибывает в храм. Все дарят подарки и деньги семье умершего.

В противовес европейским странам похоронная церемония не считается печальным событием. Все разговаривают. Для буддистов смерть - только переход к следующей реинкарнации. Кремация призвана освободить дух покойного.

В некоторых семьях принято печатать небольшую поминальную книгу, которую раздают гостям во время церемонии. Эта книга содержит историю покойного человека, стихи, какие-нибудь личные письма. Этот обычай высоко оценен в Буддизме. Его цель состоит в том, чтобы передать мудрость и знания усопшего другим людям. В Бангкоке в храме Ват Бонивет (WAT BONIWET) существует даже небольшой музей поминальных книг. С некоторых пор на этом даже вырос грязный бизнес: некоторые люди идут в похороны, даже если не были знакомы в покойником, лишь затем, чтобы получить поминальную книгу и продать ее затем на специализированном рынке.

На пышных похоронах семья усопшего может пригласить традиционный тайский оркестр. Музыканты играют на ксилофоне или на всех инструментах национального гамелана.

В Таиланде остро строит проблема покойников, невостребованных родственниками. Если у человека не было родственников, некому заплатить за их кремацию. Кремация трупов - один главных аспектов Буддизма, ведь для верующих сожжение тела – это освобождение души, которая устремляется к небесам и пребывает там в ожидании следующего перевоплощения.

В Таиланде есть несколько благотворительных организаций, которые берут на себя заботу о невостребованных телах и хоронят их на частном кладбище. Каждый год затем трупы выкапывают в назначенный день, приглашаются монахи и организуется массовая церемония сожжения. В 1998 во время одной из таких церемоний были сожжены сразу 40000 останков. В связи с общим экономическим спадом благотворительные организации в настоящий момент не имеют достаточно средств для покупки земли и расширения временных кладбищ. Морги некоторых больниц переполнены и их руководство не знает, что делать с невостребованными телами. Ведутся даже разговоры о том, чтобы разрешить использование установок для сжигания мусора для решения этой проблемы!

Но вернемся к церемонии кремации. Во время нее все присутствующие несколько раз складывают руки в почтительном жесте – вай (WAI) – ладони сложены вместе перед собой на уровне шеи. Этот жест повторяется несколько раз и во время молитв монахов, напоминающих о непостоянстве жизни.

Для кремации трупов в храмах оборудован крематорий. Его можно опознать по высокому дымоходу.

Если у храма нет специально оборудованного крематория на территории, трупы жгут на открытом воздухе. Это действо зачастую может сопровождаться довольно ужасными сценами, когда гроб из-за огня взрывается и покойники вываливаются из него наподобие живых мертвецов. Именно поэтому раньше участие в подобных церемониях было запрещено беременным женщинам, чтобы вид подобных сцен не навредил будущему ребенку.

На похоронах влиятельных людей за процессом кремации может одновременно наблюдать до 1000 человек и более. Делать жест "вай" для почитания усопшего всегда принято с зажатой между ладонями ароматической палочкой. Для покойников всегда воскуривают одну палочку, а для подношения Будде – три.

Спустя 100 дней со дня смерти наступает момент еще одной заключительной поминальной церемонии. Эта буддистская церемония устраивается для воздаяния завершающих молитв. Она называется «Там Бан 100 Ван». Буддистским монахам в этот день подносят конверты с деньгами и "Санг Кхатан» (SANG KHATHAN). Это различные мелкие подарки, в качестве которых могут выступать туалетные принадлежности, в том числе стиральный порошок и мыло, а также лекарства, монашеская одежда, фруктовый сок, свечи, спички, зонтики, сандалии, зажигалки, молоко, ароматические палочки, зубная паста и щетка, туалетная бумага, вода и тому подобное. В этот день устраивается также церемония «Сат Нам» (SAT NAM), во время которой на пол льют святую воду. Это действие призвано благословить дух усопшего и придать ему сил в последнем пути. Считается, что это сокращает время ожидания душами их следующего перерождения в новом теле.

По дороге с Самуи в Малайзию в приграничном городке Садао решили вписаться напоследок в буддийский монастырь. Настоятель монастыря принял нас как самых почетных гостей. Нам выделили не просто келью, а целый дом. В монастыре жило всего несколько монахов.

Пока мы помылись, постирались и разобрали вещи, уже начало смеркаться.

Давайте пойдем погуляем! - предложила Наталья, которая всего две недели путешествовала по Тайланду и еще сохранила жажду бурной деятельности.

Да, можно пойти обследовать территорию,- согласился я.

Стало уже совсем темно, когда три «белых обезьяны» вышли на прогулку. Через 300 метров до нас долетели звуки музыки, а затем показались огни.

Там какая-то туса!- воскликнули девушки. - Интересно, что это? Пойдем туда!

Подойдя поближе, мы увидели сцену, где за белым экраном играл живой оркестр, а на самом экране развернулся театр теней. Рядом под навесом стояли столики. Народу было довольно много. Такого я еще не видел, а ведь уже 6 месяцев в Таиланде путешествовал. Это явно какой-то праздник, все веселые, смеются.

Может, это деревенская дискотека? - предположила Наталья

Да, играют весело, только сама музыка немного странная,- заметила Ольга.




Ну и что, нормальная музыка, можно и потанцевать, - не унималась Наталья, и тут же изобразила несколько танцевальных движений.

Подождите, может здесь нельзя танцевать, - попытался я утихомирить девчонок, - вон местные все на нас смотрят.

Мы просто не могли остаться незамеченными, и двое молодых парней с радостными лицами и стульями спешили нам навстречу.

Hello! Садитесь, пожалуйста!

Нам вручили по стакану кока-колы.

У вас тут праздник? Дискотека? - попыталась расспросить Наталья

Уровень английского нашего тайского друга оставлял желать лучшего.

Праздник… музыка…

Да… да…

И танцы! Диско?!

Диско?.. Нет, нет диско!

Нет? Почему?

Таец лишь покачал головой, пожал плечами и развел руками, что означало: «Извините мой английский очень плох».

Ну ладно, нет дискотеки так хоть музыку послушаем,- успокоилась Наталья. - Тут наверное еще и кин-кау дают.

«Кин-кау» по-тайски означает есть (если переводить буквально, то «есть рис»). Услышав волшебное слово наш, тайский друг оживился:

Хотите кин-кау? - и указав на большие кастрюли у стены, предложил взять чего хочется.

Недолго думая, мы набрали разных блюд и присоединились к веселому пиру.

Что ж, поужинаем еще разок, обожаю тайскую кухню, - сказал я.

Да, здорово, что мы сюда зашли, интересно только, что же они все-таки празднуют? - ответила Наталья.

Может какой буддийский праздник сегодня,- предположил я, - жаль, что они по-английски почти не говорят, не распросишь толком.

Тут возле нашего столика опять возник таец, пригласивший нас.

Хотите пива?

Ничего себе у них туса! - удивился я. - Нет, спасибо, мы не пьем пиво. Чай, кофе - ОК.

А, вы ведь из России, тогда вот… водка.

Такого поворота мы никак не ожидали:

Да, нет, спасибо, мы лучше чай… А разве на территории монастыря можно пить?

Вообще нельзя, но сегодня можно, выпейте, сегодня нас… у моей семьи большой праздник,- ответил таец.

Сам он, судя по виду, уже несколько раз воспользовался упомянутой выше возможностью и это, как ни странно, заметно улучшило его английский.

Что же это у них за событие такое, что можно пить даже в буддийском монастыре, наверное, что-нибудь особенное, например, свадьба, - заметил я по-русски.

Сегодня очень большой праздник у моей бабушки, - снова вступил в контакт наш тайский друг. - У моей семьи большой праздник!

И что же празднует ваша бабушка? У нее день рождения?

Моя бабушка вчера умерла, и поэтому сегодня у нас большой праздник. Моя бабушка там за ширмой лежит. Пойдемте посмотрите!

С открытыми от удивления ртами мы последовали за внуком виновницы торжества. Ничего себе гробик! Красивый, я бы от такого сам не отказался!..

Это моя бабушка, - указал внук на фотографию. - А это - моя семья…

Сидевшие на диване родственники весело поприветствовали нас. Вот вам и дискотека…

А можно мы сфотографируемся на фоне гроба? - спросил я.

Да, конечно, нет проблем,- не раздумывая согласился таец.

А мы ведь сразу заметили, что музыка со странным оттенком. Весело тут провожают в последний путь, не как у нас, сразу и не разберешь, куда попал - на день рождения или на похороны. В Малайзии, в принципе, так же - что свадьба, что похороны - мало отличаются.