Формирование исторической памяти творческой интеллигенции и журналистов, освещавших нюрнбергский процесс. Почему "творческая интеллигенция" всегда против россии Материалы периодической печати ссср

Формирование исторической памяти творческой интеллигенции и журналистов, освещавших нюрнбергский процесс. Почему "творческая интеллигенция" всегда против россии Материалы периодической печати ссср

Восхищаюсь якутами, как они горой стоят друг за друга… и, вообще, за друга… Когда якутские кинематографисты готовились к съёмкам фильма "Тайны Чингисхана" по книге якутского классика Николаева Лугинова "По велению Чингисхана", Бурятию по нескольку раз в год посещали - именно, в рамках подготовки к фильму - их делегации во главе с министром культуры и духовного развития (вот так (!) называется минкульт Якутии) Андреем Саввичем Борисовым и продюсером фильма, генератором идей и главным двигателем проекта Владимиром Давидовичем Ивановым…

Володя Иванов, мой друг, полуякут-полумонгол… его отец - монгольский кинорежиссёр Нямгаваа… Я ему в шутку говорю: взгляни на карту - отец твой из Монголии, мать из Якутии… ты, их сын, посередине меж ними… А посередине меж Якутией и Монголией - Бурятия… Значит, ты, Володя, бурят… Он, смеясь, соглашается… Каждый свой приезд Володя и Андрей Саввич настаивали, чтобы я всюду был с ними… Наверное, им интересно было со мной общаться… Однажды даже, в один из приездов, Борисов со сцены Бурдрама читал мои стихи… Ещё чаще, чем с делегациями, Володя бывал в Улан-Удэ по пути (опять таки по кинопроекту) в Монголию… После дружеского общения я провожал его в Кяхту… а пару раз, когда автобусом было уже поздно, мчал его на своей машине до границы…

Наши разговоры с ним и Борисовым крутились, в основном, вокруг будущего якутского фильма… Так часто посещали они Бурятию с одной целью - вовлечь наш минкульт в кинопроизводство «По велению Чингисхана»… Без бурят, понимали они, легитимность их фильма о Потрясателе Вселенной выглядит несколько сомнительно… С самого начала я убеждал их в том, что они напрасно тратят порох - в условиях нашей республики с нашим минкультом каши не сварить… И если они не мыслят своего фильма без бурят, то пусть лучше обратят свой взор и усилия на Агинский округ… Тогда там главой был Баир Баясхаланович Жамсуев - с ним-то, говорил я, можно и в разведку, и в лобовую атаку…

Не знаю, что - статус ли округа, более низкий, чем республиканский, или неумирающие надежды на наш минкульт, но визиты якутов в Бурятию и переговоры продолжались… И дело дошло даже до подписания между минкультами двух республик Договора о совместной деятельности (или намерений таких действий) в кинопроизводстве «Тайны Чингисхана»… С якутской делегацией в тот раз приехал и автор книги «По велению Чингисхана» Николай Лугинов… Надо сказать, что ещё до этого, в Переделкино, Коля подписал мне только что вышедшую первую часть своей книги со словами: «Ты, Есугей, как монгол, не ругай меня, если что-то я написал не так»… Последние приготовления к подписанию Договора проходили в закрытом тогда на ремонт Театре оперы и балета… А в это время в Национальной библиотеке шла встреча Николая Лугинова и Владимира Иванова с бурятскими писателями…

Я на встречу опоздал, что со мной бывает часто, и пришёл почти в её завершению… Коля и Володя за это, в шутку, надавали мне под рёбра… Общение наше прервала прикреплённая к ним тогдашняя (кажется, после Кима) первая замминистра культуры (как её зовут - не помню, и сожаления об этом нет)… Она деликатно, но настойчиво тянула моих якутских друзей в сторону Оперного театра… Там, мол, сейчас всё готово к подписанию Договора, и в нём должны быть подписи автора книги и продюсера… Подхватив меня с двух сторон под руки, Коля и Володя пошли сами и потянули меня вслед за недовольно оглядывающейся на меня первой замшей… Я, поглощённый общением с друзьями, не обращал на неё внимания… Она, остановившись: Есугей, тебе лучше туда не ходить… Почему это?.. спрашиваю…

Там между министрами будет подписываться договор о совместной деятельности в области кино… Тем более, мне надо там быть, возражаю, я ведь директор Арт-студии «ХуннуФильм», единственной (на тот момент) организацией кинематографии Бурятии… Друзья мои меня горячо поддерживают… Она, раздражённо фыркая, идёт дальше… Вход в театр, по случаю ремонта, был с тыльной стороны… Она, остановившись у двери, говорит: Есугей, там накрыт стол, а на тебя не рассчитывали… О-о-о! мать вашу за ногу, пронзило меня, опять!.. Что, мне Раисы Цыденовны мало?!

И почему это они думают, что я их объем-обопью, и им достанется меньше бюджетных бутербродов и выпивки?.. Да подавитесь вы, думаю… А сам высвобождаю руки от друзей: вы, ребята, говорю, идите без меня, я лучше к вам вечером в гостиницу приду… Как они взвились!.. Как они напустились на первую замшу!.. Если, говорят, Есугей не пойдет, то и мы не пойдём!

Я возражаю, настаиваю: идите, подписывайте Договор, всё равно без «ХуннуФильма», а значит и меня, Бурятия в вашем проекте участвовать не сможет… Но они подхватывают меня под руки и, развернувшись, решительно уходят, увлекая с собой и меня… Первая замша, спотыкаясь, бежит следом… уговаривает их… и меня… просит не обижаться… Они вопросительно смотрят на меня… Я разворачиваю их к Оперному… Посередине какой-то очень просторной комнаты Оперного стоял огромный круглый стол изобильно уставленный, как на бабаевскую свадьбу, качественной выпивкой и закусью…

Вокруг стола толпилась, не прикасаясь ни к чему на нём, вся министерская рать… как нашего минкульта, так и якутского… За столом сидели лишь якутский министр Борисов и наш Прокопьев… уже без пиджаков, галстуки распущены, воротники рубашек расстёгнуты… и, как в знаменитой евдокимовской миниатюре «После бани», с рожами кра-асными… Завидев меня, Андрей Саввич приветственно поднял руку и тут же начал что-то по-якутски сердито выговаривать (наверное, за долгую задержку) моим спутникам… Они, так же по-якутски, отвечали, указывая то на меня, то на первую замшу… Наверное, о её нежелании видеть меня здесь - так гневно сверкнул на неё взглядом Борисов, что она вся сжалась…

Договор был подписан, министры обменялись папками, рукопожатиями, поцелуями… Все оживились, подтянулись к столу, окружив его, якуты - со стороны своего министра, буряты - со стороны своего… Рюмки и бокалы были наполнены, на тарелки накладывалась закусь… Борисов встал с бокалом в руке, начал говорить тост… Был он, как и Прокопьев, хорошо выпимши… Но говорил блестяще… Тост был благодарственный за проделанную работу, поимённый… Борисов благодарил каждого из нашего минкульта, на кого переходил его, слева направо, взгляд… Сначала - Прокопьева… затем - его замов… потом начальников отделов… главных специалистов… Ни разу не сбившись, он называл каждого по должности, имени-отчеству… не повторяясь, находил каждому тёплые, только ему адресованные, слова… Мы с Лугиновым и Ивановым расположились напротив министров, на границе между якутами и бурятами…

Переведя взгляд на меня, Борисов как-то весь переменился, вскинул голову…

Нет!.. вскричал он… всё, что я вам сейчас говорил, это ничто, по сравнению с тем, что я вам, буряты, хочу сказать… Не умеете вы, буряты, ценить своего достояния… того, по-настоящему ценного, что у вас есть!.. Вот стоит Есугей, величайший российский поэт мирового уровня!.. (Да простят меня за нескромность, но это слова Борисова, и на них его, думаю, толкнула своей тупостью первая замша)… Если бы у нас, якутов, был такой поэт, мы его не только на всю Россию, мы бы его на весь мир подняли… А вы?!. В каком он у вас загоне?!. Если в следующий раз, когда я приеду, он будет в таком же состоянии, вы, буряты, не обижайтесь, мы его к себе заберём…

Вся министерская рать, и первая замша - особенно, выпучив глаза, смотрит на меня удивленно-опасливо, как на чудище Лох-Нэсское… Я это вспомнил не к тому, чтобы побахвалиться (Боже, меня упаси от этого), а к тому, как якуты горой стоят друг за друга… и, вообще, за друга… Как нам, бурятам, этого не хватает…

В пятницу, 12 августа, в Самаре впервые прошла конференция работников культуры Самарской области. Деятели культуры, представители муниципалитетов, творческих союзов, общественных организаций обсудили итоги работы, обозначили существующие проблемы и наметили планы по активному и содержательному развитию культурной сферы региона. В форуме принял участие губернатор Николай Меркушкин.

Открыл конференцию министр культуры региона Сергей Филиппов. Он отметил первоочередную задачу, которую перед творческими людьми поставил президент Владимир Владимирович Путин.

"Наша основная задача — укрепление духовности и культуры нашей страны. В нынешней непростой социально-политической ситуации культура является тем духовным и нравственным стержнем, который позволяет нам сохранять свою самобытность и уверенно смотреть в будущее. Для этого мы должны идти в ногу со временем и не отставать от тенденций современного общества", - сказал министр.

Сергей Филиппов подчеркнул: "Если мы не будем внедрять новые формы работы, использовать современные технологии, которые привлекут к нам людей, мы не сможем выполнить поставленные задачи".

Глава минкульта отметил, что в последние годы многое сделано для развития культуры в регионе. На территории идет серьезная работа, направленная на сохранение классического театрального наследия. Яркие премьеры, драматические и оперные постановки, гастроли ведущих отечественных театров, фестивали стимулируют у самарцев интерес к учреждениям культуры. Творческие коллективы региона успешно защищают честь региона на крупных фестивалях, в том числе на "Золотой маске".

Развивается музейное направление благодаря в том числе активной совместной деятельности с крупнейшими музеями России. Один из ярких примеров — сейчас работы из коллекции Самарского художественного музея экспонируются в рамках выставки Ивана Айвазовского в Третьяковской галерее.

Для поддержки талантливой молодежи в регионе проводятся десятки фестивалей, в сотнях общероссийских форумов и обучающих мероприятиях принимают участие юные самарцы. Как правило, без наград они не возвращаются. Одаренные дети получают именные стипендии губернатора, а в целом, до 10% выпускников Самарской области выбирают вузы творческой направленности.

Важнейшее направление работы минкульта — национально-культурные организации региона. Как правило, фестивали и национальные праздники в регионе отмечаются всеми конфессиями вместе. "Мы показываем пример, как можно организовать жизнь, исключающую взаимные конфликты", - отметил Сергей Филиппов.

Отметил министр и проблемы, прежде всего, кадровые: средний возраст работников культуры — более 50 лет, в отрасли занято около 25% людей пенсионного возраста. Однако поддержка молодых специалистов — творческие стипендии, губернаторские премии и гранты — постепенно меняют процентное соотношение.Средняя заработная плата работников культуры за последние годы выросла в 2-3 раза и является самой высокой в ПФО.

На капитальный ремонт 115 муниципальных учреждений культуры был выделен 1 млрд рублей. Закончены работы в Сызранском драматическом театре, в КДЦ "Нефтяник" в Нефтегорске, отреставрирована школа искусств в Чапаевске и библиотека в Дубовом Умете.

Скоро откроется отреставрированный "СамАРТ", детские школы искусств в Отрадном и Кинель-Черкассах, через год — театр кукол и крупный культурно-оздоровительный центр в Большой Глушице. И это только малая часть сделанного при поддержке губернатора Самарской области, правительства региона, меценатов, отметил Сергей Филиппов.

Резюмируя, министр культуры обратился к коллегам: "Перед нами стоит задача выйти на новый уровень развития культуры региона. Мы как творческие работники должны не только совершенствовать свою деятельность, но и иметь активную жизненную позицию, сознательно участвовать в общественной жизни, формировать общественное мнение и являться примером для сограждан. Работники культуру наряду с учителями и врачами всегда составляли основую гражданского общества. Им всегда верили, за ними шли".

"Наша с вами работа перекликается, - обратился к творческой интеллигенции Николай Меркушкин. - Мы делаем одно дело — воспитываем подрастающее поколение и формируем культуру в целом. Именно она определяет уровень развития нашего общества".

Глава региона обратил внимание, что львиная доля просьб и пожеланий самарцев всегда связана с искусством и творчеством. "Это особенность нашего менталитета. Именно поэтому мы занимает лидирующие места в округе и стране по самым важнейшим направлениям культуры. Тягу к прекрасному мы должны всячески поддерживать", - сказал губернатор.

Он отметил, что каждое отреставрированное или построенное учреждение культуры "должно расширять наше представление о прекрасном и привлекать молодежь к искусству". Объекты культуры, словам Николая Меркушкина, должны максимально соответствовать своему предназначению и приносить радость долгие годы.

Николай Меркушкин также сказал, что грантовая поддержка одаренных детей и детских школ искусств будет продолжена. Что касается последних, глава региона предложил поддерживать не только лучших, но и перспективные учреждения: "Это будет для них стимулом и возможностью активнее развиваться".

Он подчеркнул, что поддержка культуры необходима для общества: "Шаг за шагом мы будем делать все возможное, чтобы у нас подрастало воспитанное, творческое, образованное, здоровое и конкурентоспособное поколения. Без этого рассчитывать на успех страны, родной земли невозможно. Мы должны держать планку культуры Самарской области на высоком уровне".

Директор ДШИ Отрадного Ираида Зюльманова со сцены отметила, что "во все времена культура была на передовом рубеже в борьбе за души и сердца людей".

"В культуре работают подвижники, преданные своему делу душой, готовые положить на алтарь профессии личные пристрастия, - сказала она и обратилась к главе региона: - Николай Иванович, вы защищаете Самарскую губернии и ее людей, находите истинно творческие, неординарные решения в сложных ситуациях. Могу сказать: вы - наш, вы — человек культуры. Только люди творческие способны работать так самоотверженно, как вы".

Народный ансамбль "Шенталинка" от имени всех самодеятельных коллективов региона поблагодарил Николая Меркушкина за губернский фестиваль "Рожденные в сердце России": "Николай Иванович, вы не даете нам скучать и всегда держите в творческом тонусе".

В рамках культурного форума губернатор наградил представителей творческой интеллигенции и вручил грантовые сертификаты на новые проекты. Почетный знак "За труд во благо земли Самарской" получили заслуженный художник РФ Рудольф Баранов, народный артист РСФСР Анатолий Пономаренко, писатель Иван Никульшин.

Замдиректора "СамАРТа" Ольга Шапиро также получила награду. "Хочу сказать слова благодарности всем, кто эти годы был рядом: актерам, зрителям, министерству культуры и вам, Николай Иванович, за понимание важности нашего театра для губернии", - со слезами на глазах произнесла она.

Заслуженной артисткой Самарской области стала солистка балета Ксения Овчинникова, а заслуженными работниками — президент Поволжского историко-культурного фонда Мария Серкова и представитель национально-культурной автономии казахов "Ак Жол" Айгуль Жалелова.

Памятный знак "Куйбышев — запасная столица" был вручен Самарскому академическому театру оперы и балета.

Получила награду генеральный директор Наталья Глухова. Она отметила, что в истории театра было немало ярких страниц. В частности, эвакуированные во время войны в наш город творческие коллективы не только выступали на сцене, но и сдавали кровь, ухаживали за ранеными. "Это была позиция людей. Почетный знак — эстафета того времени. Это дорогого стоит. У нас высокая миссия - мы были и остаемся центром культурной, музыкальной и общественной жизни города", - сказала руководитель театра.

В завершении конференции глава региона отметил, что особенность творческих людей — пропускать все через себя. "Когда это происходит, вы выдаете вещи, которые трогают душу. Спасибо вам за это!", - сказал он.

После окончания форума губернатора еще полчаса не отпускали. Николая Меркушкина попросили оказать поддержку журналу "Самарская Лука", а также помочь в укреплении дружбы между Самарской областью и Узбекистаном: "Давайте будем это делать, а потом их делегацию пригласим на самарскую землю, на "iВолгу"".

Отдельную благодарность глава региона получил от представителей культурно-просветительского центра "Наследие" из Чапаевска. Натальи Широкова и Марина Кириллова выразили общее мнение: "Творческая интеллигенция всегда с вами!".

А.П. Чехов вошел в литературу 80-х годов XIX века как новатор, во многом не похожий ни на предшествующих, ни на окружавших его в то время писателей. Новаторство заключалось, в первую очередь, в выборе жанра: Чехов был мастером «малых форм», короткого рассказа. Также нетрадиционной была манера повествования, краткость, лаконизм; необычна и сама тематика рассказов. Так, одной из ведущих тем зрелого периода творчества Чехова становится изображение жизни русской интеллигенции. Используя разнообразные художественные средства, автор создал ряд ярких, типичных образов представителей трудовой и творческой интеллигенции, а также отразил проблемы и конфликты, возникавшие тогда в ее среде.
В рассказах вся интеллигенция как социальный слой, некая совокупность, людей, объединенных по профессиональному признаку и личным качествам, может быть разделена на трудовую (врачи, учителя) и творческую (артисты, художники, музыканты), причем такое разделение иногда даже перерастает в антитезу, например в рассказе «Попрыгунья». Здесь представители творческой интеллигенции описаны явно сатирически: автор с пренебрежением относится к художнику Рябовскому, равно как и ко всем артистам, музыкантам и литераторам, бывающим в доме Ольги Ивановны, главной героини. Подчеркивается наи- гранность, неестественность слов и поступков, однообразие и пошлость, царящие в «творческой» среде. Образ Ря- бовского снижен: Чехов иронизирует над вечным утомленным видом и фразой «Я устал», произносимой героем несколько раз с одной и той же театральной интонацией. Собственно, ход событий, развитие сюжета обнажают внутреннюю сущность, скрытые за приятной внешностью пороки Рябовского, считающего, как оказалось, любые свои действия, даже аморальные, оправданными «творческим» складом характера, непостоянством, склонностью к переменам.
В рассказе «Дом с мезонином» уже другой представитель творческой интеллигенции, художник, г-н N, показан с иных позиций. Повествование ведется от первого лица, автор как бы прячется за маску рассказчика и перепоручает повествование лицу, якобы принимавшему участие в описываемых событиях, что создает эффект присутствия. У читателя создается впечатление достоверности, правдивости истории. Никакой сатирической окраски образа нет, сама история любви художника и Жени Волча- ниновой довольно трагична. Но есть, пожалуй, и черта, общая для Рябовского и г-на N: безволие, неумение отстоять свои желания, интересы, убеждения; такие люди легко подвержены внешним воздействиям, они не борцы, предпочитают плыть по течению. Вероятно, поэтому судьба по воле автора даже не предоставляет им права нравственного выбора: для Рябовского моральных проблем вообще не существует, художник же, г-н N, оказался явно слабее обстоятельств.
Чехов презирал и высмеивал пошлость во всех ее проявлениях, в том числе и в творчестве. В рассказе «Ионыч» на вечере самой интеллигентной в городе С. семьи хозяйка читает роман, начинающийся словами: «Мороз крепчал...» Здесь Чехов демонстративно высмеивает литературные штампы, банальность, отсутствие новых, свежих идей и форм. Проблемы поиска нового в искусстве, в творчестве получат развитие в пьесах Чехова, в том числе в знаменитой «Чайке».
Не менее критично и строго изображает писатель и трудовую интеллигенцию. В основном это врачи, что, вероятно, связано с профессией Чехова, а также учителя как самая образованная часть интеллигенции, от которой зависит будущее. Своих героев, как правило, автор ставит перед выбором: приобщиться к серой массе пошлых, неинтересных людей, позволить втянуть себя в болото мещанского быта с его мелочностью и обыденностью или остаться личностью, сохранить человеческое достоинство, интерес к людям и ко всему новому. В рассказах показан весь спектр возможных решений проблемы. Пожалуй, крайним случаем является Беликов, герой рассказа «Человек в футляре». Образ типичен при всей гротескности; Беликов - человек ограниченный, живущий в своем маленьком, глухом, испуганном мире с одной мыслью: «Как бы чего не вышло». Чехов использует интересный художественный прием: перенос свойств человека, косвенно и иносказательно изображенных, на его вещи, прямо и конкретно: «И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике». Такие детали (как и многие другие, например, сам предмет, который преподавал Беликов, - греческий язык, мертвый, тоже помогающий герою уйти от реальности в свой мир) штрихами набрасывают четкий образ человека, живущего в «футляре», мешающего жить себе и другим, учителя, про которого коллега говорит: «Признаюсь, хоронить таких людей, как Беликов, это большое удовольствие».
Беликов показан в рассказе статичным, застывшим. В другом рассказе, «Ионыч», Чехов изображает изменение внутреннего мира, деградацию человека, не воспротивившегося окружающей пошлости. Вначале героя зовут доктор Старцев, в финале - Ионыч. Чехов использует опять же деталь для изображения перемен в душе, в принципах, убеждениях, манере поведения, образе жизни доктора Старцева. Например, в начале знакомства с ним герой предпочитает ходить пешком, ведет активный образ жизни: «Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости, а напротив, ему казалось, что он с удовольствием прошел бы еще верст двадцать»; во второй части у него уже «своя пара лошадей и кучер»; в третьей - «тройка с бубенчиками». Сама композиция рассказа, параллелизм сцен в саду, отношения с Катериной Ивановной выявляют основные черты характера, подчеркивают необратимость процесса деградации, столь логичного и закономерного в условиях всеобщего интеллектуального и духовного застоя.
Однако в рассказе «Учитель словесности» главный герой осознает опасность, заразительность быта и мещанства, хотя и после совершенной ошибки - женитьбы на внешне милой, но ограниченной девушке Манюсе. Рассказ заканчивается мыслью Никитина: «Нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости. Бежать отсюда, бежать сегодня же, иначе я сойду с ума!» Для него окружающая обыденность невыносима. Чехов не показывает, что происходит с героем дальше, но важен сам факт решения бежать от пошлости. А в рассказе «Попрыгунья», как уже говорилось, творческой интеллигенции противопоставлены представители трудовой, доктора Дымов, Коростелев, Шрек. Пожалуй, их можно назвать наиболее близкими к авторскому идеалу: это люди труда, люди науки, самоотверженные и незаметные одновременно. Дымов погибает трагически, случайно, нелепо; только после его смерти жена, Ольга Ивановна, понимает, чем он был в жизни для нее, друзей и больных, для науки. Дымов не смог сопротивляться пошлости в отношениях, в семье; однако он оказывается нравственно несравнимо выше, чем Ольга Ивановна и ее друзья, а после его смерти Коростелев выносит приговор житейской пошлости, вульгарности, фактически обвиняя Ольгу Ивановну в смерти талантливого, кроткого, незаменимого человека.
Мастерство Чехова-новеллиста состоит в том, что в коротких зарисовках из жизни он сумел отразить типичные для своего времени типы, образы, отношения, сумел выхватить главное, сущностное, основное из происходящего вокруг. Изображение русской интеллигенции 90-х годов XIX века, для которого автор использовал искусную детализацию, сравнения, композицию рассказов, разные способы повествования, представляет собой не только литературную, но и историческую ценность, помогает проникнуть в мир русского общества того времени, пролить свет на вечную проблему роли интеллигенции в жизни России.


Почему так велик процент предателей Родины среди представителей так называемой "творческой интеллигенции"?

На всё можно найти ответ, если искать.

Предлагаем Вашему вниманию подробный анализ причин этого загадочного явления.

Часто приходится сталкиваться с возмущением многих наших граждан позицией российской так называемой "творческой интеллигенции" по практически любому вопросу, а уж особенно по какому-нибудь жизненно важному для нашей страны. Немалое число наших знаменитых актёров, режиссёров, писателей, певцов, в случае возникновения какого-либо острого вопроса, касающегося внутренней или внешней политики России, встают на сторону наших врагов - врагов России, врагов русского народа. Не важно, касается ли вопрос возвращения Крыма, поддержки или осуждения "Бешеных влагалищ" (или как там переводится на русский язык Пусси Райт?), пропаганды гомосексуализма, вопросов устройства общества или места России в мире, как правило, т.н. "творческая интеллигенция" поливает грязью и российскую позицию, и саму Россию, и государственный строй России, и людей, отстаивающих позицию России. Вот буквально только что большая группа наших актёров, певцов, режиссёров поддержала фашистский путч на Украине (кто-то выступил с обращением, кто-то написал в своих блогах, а кто-то принял участие в шествии с кощунственным названием "Марш мира" в поддержку бандеровцев и эсэсовцев), причём действия российских властей по спасению жителей Украины от экономического ограбления, а многих и от прямого физического истребления - эта братия осудила и подвергла шельмованию. И вот это явление перманентного предательства своего собственного народа, своей плоти и крови, было присуще этой так называемой "интеллигенции" и в Российской империи, и в Советском Союзе, а про "брызжущую из всех своих отверстий пещерной русофобией" современную "интеллигенцию" я уж молчу. Какой только дикости от них не услышишь! Вот и возникает у русских людей вопрос: что же за подлая такая "общественная прослойка" - интеллигенция? Почему столь гнилое нутро у подавляющего числа её представителей? А давайте разберёмся.

Позвольте маленькое отступление. Я - предприниматель, занявшийся этим родом деятельности в девяностые годы не от хорошей жизни. В детстве я мечтал о науке, ещё на первом курсе получил на кафедре тему для научной работы, но когда исследования закрылись, и встал вопрос об элементарном выживании, то пришлось заняться так называемым бизнесом - банальной торговлей. Образование у меня техническое, экономического никогда не было, родители мои - простые люди. Так что получить информацию о правильном ведении бизнеса мне было негде и не у кого. И при решении нестандартных вопросов, а они возникали довольно часто, мне каждый раз приходилось ломать себе голову. И постепенно я вывел для себя несколько правил, которые позволяют мне сейчас достаточно быстро находить решения любых вопросов, как в бизнесе, так и в других областях. Эти правила: 1) говорить самому себе всегда только правду, какова бы она не была неприятна - никогда не врать самому себе; 2) чётко формулировать самому себе вопрос, на который нужно найти ответ, а для этого называть все вещи только своими именами, не обращая внимания на то, как эти вещи принято называть или как их называют другие люди. А чтобы называть вещи своими именами - нужно докапываться до сути этих вещей, анализировать их сущность, вскрывать содержание; и 3) при поиске решений пользоваться только логикой. Итак - честность, истинные наименования и логика.

Воспользуемся этими правилами для поиска ответа на наши выше заданные вопросы об т.н. "интеллигенции". Давайте сначала разберёмся - кто же такие интеллигенты? Ответ очевиден из самого названия - это люди, занимающиеся интеллектуальной деятельностью, работа которых на 99,999% осуществляется, грубо говоря, их мозгом. То есть для выполнения работы по профессии они используют свой интеллект. Кто такие не интеллигенты? Те, кто использует в своей работе интеллект на 0,001%, а в остальном что-то другое. Цифры, конечно, условны. Почему не на 100%, а на 99 с хвостиком? Потому что и грузчик задумывается, за какой угол ящика ему лучше ухватить, а учителю приходится и указкой махать. Есть и переходные формы от интеллигента к не интеллигенту, но на них не будем останавливаться. А кто такие творческие интеллигенты? Опять же очевидно - это интеллигенты, занимающиеся творчеством. Творчество - это создание чего-то. Кратко суть акта творения такова: сначала что-то не существует, потом идёт какая-то работа, в результате которой это что-то возникает. Творческий интеллигент - тот, кто используя свой интеллект, создаёт что-то новое. Прошу обратить внимание: создаёт, используя именно интеллект. То есть строительный рабочий, смешивающий цемент, песок и воду, создаёт жидкий бетон, но в этом акте творения (бетона) он интеллектом практически не пользуется, лишь в малой степени - решает, достаточно ли воды он налил или ещё добавить, хорошо ли он уже размешал или ещё помешать и т.п. Так что творческим интеллигентом он никак не является.

Люди каких же профессий относятся к интеллигенции? Кто в процессе осуществления своей профессиональной деятельности в основном использует интеллект? Это, безусловно, врачи, учёные, инженеры, педагоги. Список продолжить сможете Вы сами. Лишь вникайте в суть профессии, как именно эти люди работают, что непосредственно делают, прямо по этапам - сначала то, потом то, затем это. Нетворческая интеллигенция (условно назовём её так) - те, кто используют интеллект, но работают по накатанной схеме. Например, обычный врач - он оценивает симптомы, обдумывает диагноз, потом решает какое лечение назначить. Но симптомы он ищет те, о существовании которых он знает, диагноз ставит из известных ему, лечение назначает то, которому его научили в вузе. Другое дело - учёный, занимающийся медициной. Он исследует: человека ли, другие ли организмы, анализирует необычные сочетания симптомов, открывает новые заболевания (к сожалению, они обнаруживаются с печальной регулярностью), придумывает новые способы лечения. Это творческий подход, и потому он творческий интеллигент.

Но учёных, изобретателей у нас обычно не называют творческой интеллигенцией. А это в корне неверно. А если пользоваться неверной терминологией - верного ответа на свой вопрос никогда не получишь. На самом деле ИМЕННО ЭТИ ЛЮДИ (учёные, изобретатели) являются ПОДЛИННОЙ творческой интеллигенцией. И чтобы понять, как именно НАСТОЯЩАЯ творческая интеллигенция относится к русским и России, достаточно прочитать, что по поводу русских, по поводу нашей страны говорили и писали Ломоносов, Менделеев, Королёв, Курчатов, Вернадский, Павлов, Попов и другие наши великие учёные, конструкторы, мыслители. Конечно, и тут в семье не без урода, я имею в виду Сахарова, но это лишь исключение, подтверждающее правило: ПОДЛИННАЯ русская творческая интеллигенция состояла, состоит и будет состоять из горячо любящих свой народ и свою Родину людей.

А кого же сейчас принято у нас называть творческой интеллигенцией? Это - режиссёры, актёры, певцы, юмористы, художники, литераторы. Давайте проанализируем их работу - как именно они осуществляют свою профессиональную деятельность. Что делает художник? Рисует картины. Использует ли он интеллект? Да в той же степени, что и строительный рабочий, о котором я говорил выше. Для написания картин нужна техника рисования, вот над своей техникой он и работает, так же как и рабочий, который сначала плохо размешивает бетон, а потом всё лучше и лучше. Безусловно для художника техника гораздо важнее, чем для подсобного рабочего на стройке, но сама суть та же - художник должен оттачивать движения рукой. Кстати, среди художников очень много таких, взглянув на картины которых, не за что и не подумаешь, что они когда-нибудь отрабатывали технику рисования. Ну это другой вопрос, мы его здесь касаться не будем. Прошу понять меня правильно, я с огромным уважением отношусь к Шишкину, Серову, Левитану, Айвазовскому, Васнецову, Репину, восхищаюсь их бесподобными шедеврами. Просто сухой, беспристрастный анализ их деятельности показывает, что интеллигентами они не являются, а, значит, не являются и творческими интеллигентами. Они - великие, даже величайшие художники, но не интеллигенты. Это никак не умаляет их таланта, даже гениальности. Просто гениальность эта не имеет отношения к интеллекту, она из другой области. Так что, с точки зрения терминологии, они - НЕ интеллигенция. А что же певцы? Если художники хотя бы размышляют о композиции, подборе красок, о перспективе, то певцы не думают ни о чём. Я имею в виду при осуществлении своей профессиональной деятельности. Они работают исключительно голосовыми связками, лёгкими, диафрагмой и т.п., но никак не мозгом. То же можно сказать об актёрах. Кто это такие? Это профессиональные лжецы, люди умеющие изображать те чувства, которых они не испытывают. Говорящие не то, что они думают, а то, что велит им режиссёр. Талантливые актёры путём аутотренинга, самогипноза - называйте это как хотите, создают у себя временную искусственную шизофрению, а именно внушают себе, что являются не тем человеком, которым являются на самом деле, не, скажем, актрисой Фаиной Раневской, а тем персонажем, сыграть которого им требуется. Это называется войти, вжиться в роль. При этом они начинают испытывать те чувства, которые должен испытывать их персонаж, начинают вести себя так, как он (персонаж) должен себя вести, причём если актёр хорошо вошёл в образ - всё это у него получается естественно. В этом суть актёрского мастерства. Я по роду своей деятельности много провёл переговоров, собеседований, и научился довольно легко распознавать ложь - по паузам между словами, по мимике, позе, причём получается это у меня уже не задумываясь, практически интуитивно. А смогу ли я распознать ложь хорошего актёра? Разговаривая с ним впервые, и не зная, что это актёр, мне (да и, наверно, любому человеку) это ни за что не удастся. Если посвятить какое-то время изучению этого человека, то, сравнивая его слова с его делами, анализируя поведение в прошлом, можно, используя логику, понять, что этот человек - лжец и доверять ему нельзя. Но сразу распознать его ложь невозможно, поскольку он сам верит в то, что говорит, уже твёрдо убедил себя, что говорит правду, и потому ведёт себя естественно, как и говорящий на самом деле правду человек. Так вот, актёры - профессиональные лжецы, профессиональные обманщики. Опять же, прошу понять меня правильно. Я не хочу сказать, что то, чем они занимаются, что их обман - это плохо. Ни в коем случае! Они обманывают только тех людей, которые мечтают обмануться, которым не хватает каких-либо эмоций, ощущений, и которые платят деньги, за то, чтобы их обманывали. Обман актёров, в отличие от обмана мошенников, приносит людям, как правило, удовольствие, позволяет отдохнуть им от повседневных дел и забот. Этот обман - игра, за которой с удовольствием наблюдают зрители. Я хочу сказать лишь, что суть актёрства - притворство, ложь, причём сами они эту ложь не выдумывают, а, получая в готовом виде, лишь изображают. То есть интеллектом они вообще не пользуются, а, следовательно, интеллигенцией, а тем более творческой интеллигенцией, они - актёры, никак не являются. Так что, если Вы где-то услышите, что Лия Ахиджакова - творческий интеллигент, знайте: тот, кто так говорит, является жертвой подмены понятий, либо Вас хочет сделать таковой жертвой. К слову сказать, эта подмена понятий распространена в нашей жизни повсеместно, и в том числе, когда речь идёт о диктатуре, демократии, свободе, правах человека. Ну ладно, не будем отвлекаться, это уже другая тема.

Теперь давайте разберёмся - почему же многие из российских представителей сферы развлечений, а именно к ним относятся певцы, актёры и иже с ними, так негативно относятся к нашей, и их в том числе, Родине?

На каждого человека накладывает отпечаток его профессия. Причём накладывает на всё: внешность, здоровье, образ мышления, интеллектуальные способности, физическое развитие, моральные и духовные качества.

Чтобы понять какие качества развивают в людях профессии этой сферы (развлечения), нам придётся немного поговорить о принципах работы мозга. Очень подробно мы не станем рассматривать его устройство, разные отделы, доли, систему кровоснабжения, глиальные клетки и т.п. Нас интересует только как работает мозг, в тот момент, когда человек думает. Рассматривать это будем тоже предельно упрощённо, поскольку нам иное в данном случае и не требуется.

В мозгу человека, по разным источникам, от сотен миллиардов, до триллионов клеток, непосредственно отвечающих за мышление - нейронов. У каждого нейрона много коротких отростков - дендритов, по которым он получает сигналы от других нейронов, и один длинный отросток - аксон, по которому сигнал нейрона передаётся другим нейронам. Аксон передающего нервный импульс нейрона и дендрит принимающего не соприкасаются друг с другом, их разделяет очень тонкая щель, называемая синаптической. По отростку нейрона сигнал передаётся электрохимическим способом, природа которого нас в данный момент не интересует. А вот через синаптическую щель сигнал от от первого нейрона ко второму передаётся химическим способом, на котором мы поподробнее остановимся. Когда электрохимический сигнал дошёл до конца аксона, из него (аксона первого нейрона) выделяется особое вещество, называемое нейромедиатором. Продрейфовав через синаптическую щель, нейромедиатор попадает в дендрит второго нейрона, в котором в результате этого тоже возникают сигналы, которые он, в свою очередь передаёт другим нейронам. Так вот, когда нейромедиатор впервые попадает от первого нейрона ко второму, то во втором нейроне возникает слабый сигнал. Когда ТОТ ЖЕ САМЫЙ нейромедиатор (а их, вообще, много видов) проходит ТОТ ЖЕ ПУТЬ во второй раз - сигнал возникает сильнее. И так, чем больше один и тот же медиатор передаётся первым нейроном второму, тем сильнее возникает сигнал во втором нейроне (до определённого предела, конечно). Таким образом между этими нейронами образуется устойчивая связь. Каждый нейрон может образовывать десятки тысяч связей с другими нейронами, а поскольку самих нейронов под триллион, то общее количество возможных связей между нейронами в мозгу человека превышает количество атомов во Вселенной. Но это только в потенциале. Не все эти связи, конечно, образуются. Когда человек над чем-то думает - у него проходят сигналы между каким-то количеством нейронов, и чем больше он решает такого рода задачи - тем устойчивее система связей между нейронами, участвующими в их решении. Образуется устойчивая нейронная сеть, состоящая из большого количества связанных между собой нейронов, по которым проходит быстрый и сильный сигнал. Так, если человек впервые решает какую-то задачу, ему приходится долго думать над ней, биться, ломать голову. При этом нейронная сеть начинает выстраивается под эту задачу. Второй раз решать задачу такого рода уже полегче, и, наконец, когда человек решает подобную задачу в сто двадцать пятый раз, то нейронная сеть, выстроившаяся в мозгу, уже очень устойчива, и человек решает такие задачи очень легко и быстро, особо и не задумываясь над ними. Чем больше человек думает, тем устойчивее у него сети, а чем более разнообразные задачи он решает, чем разностороннее его интересы, тем больше нейронных сетей у него, тем более они разветвлённые, тем более сложные. И, соответственно, тем умнее становится человек, поскольку думает он именно этими нейронными сетями. Так что умнее не тот, у кого в голове больше нейронов (их число лишь говорит об интеллектуальном ПОТЕНЦИАЛЕ их обладателя), а тот у кого в голове больше нейронных сетей. Вот таким образом работает мышление, если описать схематично. Но к чему это я всё рассказываю?

А вот к чему. Род деятельности человека, как я уже говорил, да и как сами Вы, наверняка, замечали, накладывает на него очень чёткий, явный отпечаток. Если человек использует в работе интеллект, то есть он ИСТИННЫЙ интеллигент, а особенно, если он ищет новые решения, как учёный или изобретатель или аналитик или управленец, причём УСПЕШНО это делает, то есть является ИСТИННЫМ ТВОРЧЕСКИМ интеллигентом, то этот человек попросту ОЧЕНЬ УМНЫЙ. Если же человек интеллект свой в работе, в своей жизни не задействует, то он попросту ТУПОЙ (или ГЛУПЫЙ). В данном случае речь ни в коем случае не идёт об какой-либо ущербности кого-то лично, или об ущербности людей каких-то профессий, ущербных профессий вообще не существует и каждая из них развивает какие-то полезные качества её представителей, слова "глупый" и "умный" употребляются здесь исключительно для сопоставления интеллектуальных уровней людей различного рода занятий. И прошу понять меня правильно - я не говорю, что все актёры или все грузчики глупые или одинаково глупые. Я и сам, будучи студентом, очень много ночей (не одну сотню, наверное) посвятил перегрузке разных ящиков, коробок и мешков из фур в вагоны, то есть работал по ночам грузчиком. И не работа грузчиком отупляет человека, а отсутствие загрузки работой лобных долей коры головного мозга. Так что если, скажем, тот же грузчик стал им в силу каких-то обстоятельств, а дома он читает книги Достоевского, Толстого, Старикова и Дугина, и не просто читает, а размышляет над ними, или, скажем, разводит тропические растения и работает над поиском новых методов их содержания дабы повысить их плодоносность, то такой грузчик, несмотря на его неинтеллектуальную профессию, будет достаточно умным человеком. А если грузчик на работе таскает ящики (ничего не имею против таскания ящиков), а дома только пьёт пиво и смотрит футбол (ничего не имею против футбола), то пообщавшись с ним, скорее всего, Вы поразитесь примитивности его мыслей. Или скажем, научный сотрудник, являющийся учёным лишь по названию, устроившийся на кафедру благодаря дяде проректору, и выдёргивающий абзацы из чужих диссертаций чтобы, переставив в них слова местами, выдать их за свои труды (благо их всё равно никто не читает, ибо никому не интересны), будет весьма глуповатым человеком по сравнению с тем же грузчиком, который поклонник Достоевского и Дугина. Профессия лишь накладывает отпечаток на человека, а не формирует его полностью, поэтому все люди, причём одной и той же профессии - разные, и кочегар кочегару рознь, в том числе и интеллектуально. Но этот, накладываемый ею (профессией, а точнее ежедневной деятельностью) отпечаток, весьма и весьма значителен. Ведь я думаю, Вы не будете спорить, что лесорубы и конструкторы самолётов находятся в разных интеллектуальных категориях, при всём моём уважении к занимающимся опасной и тяжёлой работой лесорубам. Знаю об их работе не понаслышке, поскольку на лесоповале я тоже поработал, когда подростком помогал отцу строить дом, что укрепило моё уважение к вальщикам леса, которое я, впрочем, испытываю к людям любой профессии, хорошо выполняющим свою работу. Так вот, насколько умны певцы, актёры и им подобные, Вы, я думаю, уже поняли. Поскольку интеллектом они в своей работе не пользуются, то и мыслительные способности среднего представителя этих профессий равны таковым способностям среднего дворника или сантехника. Хочу опять же пояснить - я лично против певцов, режиссёров, актёров и иже с ними ничего не имею, также как против дворников и сантехников. В данном случае я просто занимаюсь объективным анализом уровня их интеллекта.

Теперь о моральной стороне понятия интеллигентности. Поскольку в последние десятилетия использование словосочетания "творческая интеллигенция", да и вообще слово "интеллигенция" использовалось для обозначения социальных групп, никакого отношения не имеющих к ИСТИННОЙ интеллигенции, ни к творческой, ни к "нетворческой", то мы стали забывать, что же значит интеллигентный человек. А тут очень важный момент: есть определённая разница между интеллигенцией и интеллигентными людьми. Интеллигентный человек занимается работой, которая не только требует применения интеллекта, но ещё и, в обязательном порядке, приносит пользу людям, то несёт в мир добро. Такова профессия, скажем, врача или учителя, или учёного, разрабатывающего новые способы лечения. И вот это ДОБРО, которое несут люди таких благородных профессий, накладывает на их носителей свой МОРАЛЬНЫЙ отпечаток. Эти люди, в силу ощущения своей сопричастности к по-настоящему хорошим делам, совершаемым при этом ежедневно, как правило приветливы, доброжелательны, вежливы, отзывчивы, относятся, в основной массе своей, к людям с теплом, состраданием и даже любовью. Безусловно, все люди, опять же, разные, и вежливость все понимают по разному, и темперамент у всех тоже различный. И наша горбачёвско-ельцинская инфернальная действительность тоже наложила свой отпечаток на всех наших людей, в том числе и на медиков с педагогами. Между врачом, скажем, позднего брежневского периода (я этот период, просто, хорошо помню) и современным врачом - разница, с моральной точки зрения, всё-таки существенная. Но тем не менее, общая тенденция именно такова, что моральные качества этих людей выше, чем в среднем по стране. Ну и, конечно, я в данном случае говорю о настоящих, благородных Врачах и Учителях, а не о докторах типа Менгеле и не об инструкторах террористов-смертников (они же тоже, как бы, обучают. Тьфу-тьфу-тьфу на них). Так вот, люди и интеллектуальной и благородной профессии, это - интеллигентные люди. И благодаря вышеназванным качествам этих людей, вообще всех людей вежливых, приветливых, и т.п., называют интеллигентными, правда это уже в другом, в переносном смысле.

Так вот, кто такие люди из сферы развлечений, с моральной точки зрения? Опять же, как и люди других профессий, они все разные. Но каков отпечаток таких профессий (с точки зрения морали), накладываемый на их представителей? В какой среде проходит, например, жизнь актёра, артиста? В среде таких же актёров, артистов, причём между ними всеми постоянно идёт жестокая и бескомпромиссная борьба за роли в спектаклях, в фильмах. Причём конкуренция там огромная, и в этой конкурентной борьбе используются любые средства, вплоть до обливания соперников серной кислотой, чему мы не так давно были свидетелями. Спросите какого-нибудь знакомого Вам человека, близкого к театральным кругам, он скажет Вам, что любой театр - настоящий гадюшник, змеиный клубок. И это не потому, что в актёры идут одни негодяи, нет, ни в коем случае. Туда идут люди, в плане порядочности, всякие (также как и на любую другую специальность). Единственное, что их объединяет, так это то, что, как правило, это люди с высоким самомнением, но это естественно, другим людям там и делать-то нечего, поскольку идут туда соискатели славы и популярности. А когда они уже попадают в эту среду, тогда сам образ жизни этих людей, в соответствии с которым успех (или прозябание в безвестности) зависит по большей части не от таланта самого человека, а от малейшей прихоти других людей - вроде продюсеров, режиссеров, спонсоров и т.п., так вот такой образ жизни лепит из артистов и актёров прожжённых интриганов, готовых распихивать локтями, а то и рвать на куски своих коллег, и в то же время, готовых в мгновение ока припасть к сапогу того, от кого зависит распределение ролей, выделение бюджета и т.п., готовых идти ради софитов и кинокамер на любую подлость, и я уж и не говорю про, ставшую притчей во языцах, готовность актрис, актёров, певиц, певцов и проч. спать с кем угодно, лишь бы пробиться наверх, к СЛАВЕ и богатству. Такая тяжёлая, я бы сказал, чудовищно тяжёлая жизнь, зачастую толкает людей этих профессий в забытьё сексоголизма, алкоголизма и всех видов наркомании. Конечно, не все певцы или актёры такие, но, к сожалению, очень и очень многие. Это цена, которую люди платят за свою мечту, такую вот обманчивую и жестокую.

Ну Бог с ней, с их мечтой, вернёмся к нашим баранам. Что же, в конце концов, мы имеем в сухом остатке? Имеем вывод, что люди из сферы развлечений, так называемая богема или люди искусства, кого вследствие подмены понятий, называют "творческой интеллигенцией" и которые не имеют никакого отношения к интеллигенции, в основной массе своей люди весьма недалёкие, даже глуповатые, бессовестные, зачастую просто подлые, с больным самолюбием, считающие себя непризнанными гениями, непризнанными из-за интриг коллег или недоброжелателей, из-за тупых зрителей, да и в целом, ненавидящих, в общем-то, людей; но в то же время умеющие выглядеть очень эффектно, очень привлекательно, имеющие изображать, в том числе, и солидных, благородных, высокообразованных, очень интеллигентных, добрых и приветливых людей, то есть людей, наполненных всеми видами добродетелей. В силу их недалёкости им, сыграв на их больном самолюбии, легко можно внушить любые мысли, нужно лишь "дать конфетку в яркой обёртке" и "погладить по шёрстке". В силу их неприязни ко всему и всем, им легко внушить, что все окружающие и всё окружающее их недостойны и недостойно, кругом глупцы, плебеи, хамы и, вообще, быдло, не стоящее их ногтя на мизинце левой ноги, что "эта страна" глупцов и т.д. также недостойна их, что всё здесь плохо. А вот там, где-то, в прекрасном королевстве, поголовно живут "тонко чувствующие и прекраснодушные эльфы". И лишь жестокая судьба забросила их, тоже "тонко чувствующих и прекраснодушных" в "эту убогую страну", и на них, считающих себя гениями, лежит святой долг снисходить до плебса, воспитывать и поучать этих "совков" и "ватников", дабы хоть как-то сгладить сиволапость и недалёкость последних. Ну это сказка для совсем глупых представителей богемы. Те, что похитрее, легко, в силу отсутствия каких-либо моральных устоев, продаются любой инфернальной силе за деньги, власть, поддержку, эфир на центральных каналах и другие блага, уж не знаю, что там для них ещё имеет значение.

Вообще, если взглянуть на историю вопроса, люди этих профессий - скоморохи, лицедеи, куртизанки и т.п., всегда в обществе были отверженными, в том числе в какой-то период даже отлучёнными от церкви, когда и хоронить их на кладбищах-то запрещалось - хоронили за оградой, фактически, как нелюдей. Ну да ладно, что было - то прошло, сейчас, как бы, другое время. И вот сейчас, в связи, с одной стороны, с развитием телевидения, которое дало современным скоморохам огромное влияние на общественное мнение, с другой стороны, с важной их ролью в деле разложении морали и духовности общества, что даёт им огромную поддержку всей могучей современной системы оболванивания и обездуховливания нашего народа, эти люди оказались на верху пирамиды, нашими, так скажем, духовными (точнее, антидуховными), как бы, лидерами, учителями, формирующими наше мнение, причём мнение очень негативное о нас самих и о нашей Родине. Слава Богу, в последнее время, у многих людей пелена спадает с глаз, на них уже не действуют заклинания пустозвонов, и мнение, которое они (пустозвоны) смогли у многих из нас сформировать, меняется на противоположное.

Так каков же итог нашего небольшого исследования-рассуждения? И что же в связи со всем вышеизложенным нам надо делать? Прежде всего надо понимать (и разъяснять другим людям) сущность всех этих Кикабидз, Макаревичей, Шевчуков и других (имя им - легион, перечислять всех поимённо не буду), что это никакие не великие люди, никакая не интеллигенция, а просто самые настоящие отбросы общества, как пена в грязной воде, поднявшиеся на поверхность, и красивыми (хотя не такими уж и красивыми) трелями, которыми они нас десятилетиями зомбируют через средства массовой информации (а точнее дезинформации), сумевшие внушить нам мысль о своём, безусловно мифическом, величии. Отбросами общества они являются в силу своих моральных качеств и отсутствия интеллекта. Но все рассуждениями мои, приведённые выше, ни в коем случае не означают, что нужно вообще уничтожить профессии певцов, актёров и т.п. (раз уж эти специальности делают их представителей такими, вроде как может показаться, убогими). Ни в коем случае. Выступления людей сферы развлечений (из-за мощи ТВ) - это мощное информационное оружие. И как любое другое оружие, их надо брать под контроль и использовать против врагов. Только ни в коем случае нельзя разрешать им нести отсебятину, нести то, что придёт им в голову (в голову им ничего хорошего прийти не может, в силу внушаемости и отсутствия разума). Ведь оружие не должно валяться где попало, да и вообще оставлять его нельзя без присмотра - преступно, за ним нужен глаз да глаз. А ненавидеть этих людей тоже нет смысла, скорее уж стоит их пожалеть, ведь это как капризные, невоспитанные, избалованные и испорченные дурным влиянием дети, только этим детям скорее всего уже никогда не суждено стать взрослыми. Да и потом, развлекаться же людям нужно, и врачам, и учителям, и рабочим, и крестьянам и людям всех остальных нужных и полезных профессий. Вот и пусть певцы и актёры развлекают людей, только репертуар их нужно жёстко контролировать и не ждать от них разумного, доброго, вечного, а, как бывает нужно в отношении очень невоспитанных детей, осуществлять неусыпный контроль, проявлять строгость, и даже суровость, и, конечно же, заниматься их воспитанием. А главное, нужно понимать, кто они такие есть, и не придавать никакого значения словам, что вылетают из их уст, ибо сами они не ведают, что говорят. А будущих людей искусства, так же как детей, нужно обязательно воспитывать, ни в коем случае не оставлять без пригляда, не пускать их становление на самотёк. А то такого эти дети натворят... Ооо... Если кто помнит - в разрушении СССР огромную роль сыграло то, что советским людям смогли внушить негативное отношение к строю, стране и к самим себе. И мы не встали на защиту, в том числе и самих себя. А в формирование этого отношения (именно с эмоциональной его стороны) большой вклад был внесён некоторыми тогдашними эстрадными деятелями, всякими сатириками-юмористами и прочей шатией-братией. Так что наша сегодняшняя задача в отношении современных скоморохов - не дать им сегодня повторить ту подлость (удар нам в спину информационным оружием).

ВЫСТУПЛЕНИЕ на ВСТРЕЧЕ

с ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ

(1946 год)

Сталин. Что хотите мне сказать, товарищ Фадеев?

Фадеев (А. А. - в 1946-1954 годах генеральный секретарь Союза писателей СССР. - Ред.). Товарищ Сталин, мы пришли к Вам за советом. Многие считают, что наша литература и искусство как бы зашли в тупик. Мы не знаем, по какому пути их дальше развивать. Сегодня приходишь в один кинотеатр - стреляют, приходишь в другой - стреляют: повсюду идут кинофильмы, в которых герои без конца борются с врагами, где рекой льется человеческая кровь. Везде показывают одни недостатки и трудности. Народ устал от борьбы и крови.

Мы хотим попросить Вашего совета - как показывать в наших произведениях другую жизнь: жизнь будущего, в которой не будет крови и насилия, где не будет тех неимоверных трудностей, которые сегодня переживает наша страна. Одним словом, назрела необходимость рассказать о счастливой и безоблачной нашей будущей жизни.

Сталин. В Ваших рассуждениях, товарищ Фадеев, нет главного, нет марксистско-ленинского анализа задач, которые сейчас жизнь выдвигает перед литературными работниками, перед деятелями искусства.

Когда-то Петр 1 прорубил окно в Европу. Но после 1917 года империалисты основательно заколотили его и долгое время, боясь распространения социализма на их страны, перед Великой Отечественной войной представляли нас миру посредством своих радио, кино, газет и журналов как каких-то северных варваров - убийц с окровавленным ножом в зубах. Так они рисовали диктатуру пролетариата. Наших же людей изображали одетыми в лапти, в рубахах, подпоясанных веревкой и распивающих водку из самовара. И вдруг отсталая "лапотная" Россия, эти пещерные люди - недочеловеки, как нас изображала мировая буржуазия, разгромила наголову две могущественные силы в мире - фашистскую Германию и империалистическую Японию, перед которыми в страхе трепетал весь мир.

Сегодня мир хочет знать, что же это за люди, совершившие такой великий подвиг, спасший человечество.

А спасли человечество простые советские люди, которые без шума и треска, в труднейших условиях осуществили индустриализацию, провели коллективизацию, коренным образом укрепили обороноспособность страны и ценою своих жизней, во главе с коммунистами, разгромили врага. Ведь только за первые шесть месяцев войны на фронтах в боях погибло более 500 тысяч коммунистов, а всего во время войны - более трех миллионов. Это были лучшие из нас, благородные и кристально чистые, самоотверженные и бескорыстные борцы за социализм, за счастье народа. Их нам сейчас не хватает... Если бы они были живы, многие наши сегодняшние трудности уже были бы позади. Вот сегодняшняя задача нашей творческой советской интеллигенции и состоит в том, чтобы в своих произведениях всесторонне показать этого простого, прекрасного советского человека, раскрыть и показать лучшие черты его характера. В этом сегодня и состоит генеральная линия в развитии литературы и искусства.

Чем нам дорог литературный герой, созданный в свое время Николаем Островским в книге "Как закалялась сталь", Павел Корчагин?

Он дорог нам прежде всего своей безграничной преданностью революции, народу, делу социализма, своим бескорыстием.

Художественный образ в кино великого летчика нашего времени Валерия Чкалова способствовал воспитанию десятков тысяч бесстрашных советских соколов - летчиков, покрывших себя в годы Великой Отечественной войны неувядаемой славой, а славный герой кинокартины "Парень из нашего города" полковник-танкист Сергей Луконин - сотен тысяч героев-танкистов.

Нужно продолжать эту сложившуюся традицию - создавать таких литературных героев - борцов за коммунизм, на которых советским людям хотелось бы равняться, которым хотелось бы подражать.

У меня перечень вопросов, которые, как мне сказали, интересуют сегодня советскую творческую интеллигенцию. Если не будет возражений, я отвечу на них.

Возгласы из зала. Очень просим, товарищ Сталин! Ответьте, пожалуйста!

Вопрос. Какие главные недостатки, на Ваш взгляд, имеются в работе современных советских писателей, драматургов и кинорежиссеров?

Сталин. К сожалению, весьма существенные. В последнее время во многих литературных произведениях отчетливо просматриваются опасные тенденции, навеянные тлетворным влиянием разлагающегося Запада, а также вызванные к жизни подрывной деятельностью иностранных разведок. Все чаще на страницах советских литературных журналов появляются произведения, в которых советские люди - строители коммунизма изображаются в жалкой карикатурной форме. Высмеивается положительный герой, пропагандируется низкопоклонство перед иностранщиной, восхваляется космополитизм, присущий политическим отбросам общества.

В репертуарах театров советские пьесы вытесняются порочными пьесами зарубежных буржуазных авторов.

В кинофильмах появилось мелкотемье, искажение героической истории русского народа.

Вопрос. Насколько опасны в идеологическом отношении авангардистское направление в музыке и абстракционизм в произведениях художников и скульпторов?

Сталин. Сегодня под видом новаторства в музыкальном искусстве пытается пробиться в советской музыке формалистическое направление, а в художественном творчестве - абстрактная живопись. Иногда можно услышать вопрос: "Нужно ли таким великим людям, как большевики-ленинцы, заниматься мелочами - тратить время на критику абстрактной живописи и формалистической музыки. Пусть этим занимаются психиатры".

В такого рода вопросах звучит непонимание роли в идеологических диверсиях против нашей страны и особенно молодежи, которую играют эти явления. Ведь при их помощи пытаются выступать против принципов социалистического реализма в литературе и искусстве. Открыто это сделать невозможно, поэтому выступают под прикрытием. В так называемых абстрактных картинах нет реальных образов людей, которым бы хотелось подражать в борьбе за счастье народа, в борьбе за коммунизм, по пути которых хотелось бы идти. Это изображение заменено абстрактной мистикой, затушевывающей классовую борьбу социализма против капитализма. Сколько людей приходили во время войны вдохновиться на подвиги к памятнику Минину и Пожарскому на Красной площади! А на что может вдохновить груда ржавого железа, выдаваемая "новаторами" от скульптуры за произведение искусства? На что могут вдохновить абстрактные картины художников?

Именно в этом причина того, что современные американские финансовые магнаты, пропагандируя модернизм, платят за такого рода "произведения" баснословные гонорары, которые и не снились великим мастерам реалистического искусства.

Есть классовая подоплека и у так называемой западной популярной музыки, так называемого формалистического направления. Такого рода, с позволения сказать, музыка создается на ритмах, заимствованных у сект "трясунов", "танцы" которых, доводя людей до экстаза, превращают их в неуправляемых животных, способных на самые дикие поступки. Такого рода ритмы создаются при участии психиатров, строятся таким образом, чтобы воздействовать на подкорку мозга, на психику человека. Это своего рода музыкальная наркомания, попав под влияние которой человек уже ни о каких светлых идеалах думать не может, превращается в скота, его бесполезно призывать к революции, к построению коммунизма. Как видите, музыка тоже воюет.

Вопрос. В чем конкретно заключается подрывная деятельность агентуры иностранных разведок в области литературы и искусства?

Сталин. Говоря о дальнейшем развитии советской литературы и искусства, нельзя не учитывать, что они развиваются в условиях невиданного еще в истории размаха тайной войны, которую сегодня мировые империалистические круги развернули против нашей страны, в том числе в области литературы и искусства. Перед иностранной агентурой в нашей стране поставлена задача проникать в советские органы, ведающие делами культуры, захватывать в свои руки редакции газет и журналов, оказывать решающее воздействие на репертуарную политику театра и кино, на издание художественной литературы. Всячески препятствовать выходу в свет революционных произведений, воспитывающих патриотизм и поднимающих советский народ на коммунистическое строительство, поддерживать и продвигать в свет произведения, в которых проповедуется неверие в победу коммунистического строительства, пропагандируется и восхваляется капиталистический способ производства и буржуазный образ жизни.

В то же время перед иностранной агентурой поставлена задача добиваться в произведениях литературы и искусства пропаганды пессимизма, всякого рода упадничества и морального разложения.

Один ретивый американский сенатор сказал: "Если бы нам удалось показать в большевистской России наши кинофильмы ужасов, мы бы наверняка сорвали им коммунистическое строительство". Недаром Лев Толстой говорил, что литература и искусство - самые сильные формы внушения.

Надо серьезно подумать, кто и что у нас сегодня внушает при помощи литературы и искусства, положить конец идеологическим диверсиям в этой области, до конца пора, по-моему, понять и усвоить, что культура, являясь важной составной частью господствующей в обществе идеологии, всегда классовая и используется для защиты интересов господствующего класса, у нас для защиты интересов трудящихся - государства диктатуры пролетариата.

Нет искусства ради искусства, нет и не может быть каких-то "свободных", независимых от общества, как бы стоящих над этим обществом художников, писателей, поэтов, драматургов, режиссеров, журналистов. Они просто никому не нужны. Да таких людей и не существует, не может существовать.

Те же, кто не может или не хочет в силу пережитков, традиций старой контрреволюционной буржуазной интеллигенции, в силу неприятия и даже враждебности по отношению к власти рабочего класса преданно служить советскому народу, получат разрешение на выезд на постоянное место жительство за границу. Пусть они гам воочию убедятся, что означают на деле утверждения о пресловутой буржуазной "свободе творчества" в обществе, где все продается и покупается, а представители творческой интеллигенции полностью в своем творчестве зависят от денежного мешка финансовых магнатов.

К сожалению, товарищи, из-за острого дефицита времени я вынужден закончить нашу беседу.

Хочу надеяться, что в какой-то степени я все же ответил на интересующие вас вопросы. Думаю, что позиция ЦК ВКП(б) и Советского правительства по вопросам дальнейшего развития советских литературы и искусства вам ясна.

(По кн.: Жухрай В. Сталин: правда и ложь. М., 1996 . С. 245-251)