Конспект занятия по музыкотерапии для старших дошкольников с задержкой психического развития на тему:"Звуки весны". Занятие по музыке "секреты музыкотерапии"

Конспект занятия по музыкотерапии для старших дошкольников с задержкой психического развития на тему:
Конспект занятия по музыкотерапии для старших дошкольников с задержкой психического развития на тему:"Звуки весны". Занятие по музыке "секреты музыкотерапии"

Пояснительная записка.

Многочисленные исследования отводят исключительно важную роль двигательному анализатору в развитии речи и интеллекта, доказывает взаимосвязь двигательной и речевой сферы, их значение в психическом развитии ребёнка. При ДЦП особо страдают те мозговые структуры, при помощи которых осуществляются произвольные движения. Это отрицательно сказывается на формировании двигательной, речевой и интеллектуальной сферы ребёнка.

Проанализировав работы учёных (Жак Далькроза, Гринера В. А., Мастюковой Е. М., Ипполитовой М. В., Стерник О. А.), мы утвердились во мнении, что музыка, ритмика и лечебная хореография являются ценным средством для развития не только этих сфер, но и эмоционально-волевой сферы и личности в целом, которые так же страдают у детей с ДЦП. Отрабатывать в многочисленных вариантах упражнения, предназначенные для коррекции осанки, порочных установок в суставах конечностей и, что особенно важно, возможность переключения с одного движения на другое, поможет слово, речь, которые являются важнейшим регулятором поведения; темп, при котором совершается то или иное действие.

Столь же существенным, а иногда и определяющим эффективность, является музыкальное сопровождение. Музыка тщательно отобрана и соответствующая задачам и темпу движения, является сильным условием его стимуляции. Движение под музыку - специальная форма двигательной деятельности, когда движение в известном смысле регулируется музыкальным процессом. Только при содействии музыки способны регулироваться движения, которые не обнаруживаются очень ярко во всех других формах двигательной деятельности так отчётливо. Для детей с ДЦП музыка необходима, т. к. одним из её эффектов является релаксация - устранение напряжённости мышечного тонуса. Музыка не только способствует расслаблению тонуса мышц, но и стимулирует быстроту и силу выполняемого движения.

Наряду с общепринятой системой лечебной гимнастикой по методу В. Бобат и К. Бобат и других мною широко применяется так же лечебная хореография. В основе этого метода лежит принцип использования потенциальных возможностей, скрытых в положительных эмоциях, которые по выражению И. П. Павлова являются источником усиления деятельности коры головного мозга, важным фактором умножения творческой энергии людей.

Основой содержания хореографии является изучение танцевальных упражнений классической системы танца. Эти упражнения тренируют мышцы детей, необходимые для выработки правильного положения ног, рук, головы и корпуса. Основой лечебной работы является систематический классический тренаж. Опорой для использования упражнений и при изучении танцевальных элементов служит балетный станок. Дети держатся руками за станок, что помогает удерживать корпус в равновесии. Упражнения для коррекции двигательных нарушений средствами хореографии подбираются после определения и уточнения врачом (ортопедом, инструктором ЛФК) возраста ребёнка и тяжести его заболевания.

Предлагаю конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы с различными формами ДЦП (спастическая диплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма и атонически-астатическая форма). У детей наблюдаются самые разнообразные синдромы нарушений: косоглазие, поретическое состояние жевательной мускулатуры, поражение подъязычного нерва. У всех детей нарушена общая и мелкая моторика, эмоционально-волевая сфера и поведение. По степени тяжести нарушений движений и сформированности двигательных навыков, дети имеют среднюю степень тяжести нарушений.

Исходя из практического опыта, считаю необходимым начинать занятие музыкотерапии со 2-й младшей группы, используя только элементы ритмики и лечебной хореографии. Основная работа по музыкотерапии начинается в старшей и подготовительной группах. Занятие два раза в месяц в течение часа.

Хочу обратить внимание на субъективное ощущение ребёнка занятий. Дети любят их, они удовлетворяют их потребности в движениях.

По окончанию занятий в конце учебного года и проведя обследование двигательной и речевой сферы, мы получили положительные результаты:

Прежде всего, у детей появилось стремление к выполнению предложенных движений, умение управлять ими.

Движения, выполняемые детьми под музыку, приобрели необходимую соразмерность и точность.

Улучшилось статическая и динамическая координация движений, снизился тонус мышц, появилась возможность активного подавления тонических рефлексов.

Дети стали правильно ориентироваться в пространстве. Стали стремиться выполнять движения так же, как и все здоровые дети.

Положительные результаты появились и в артикуляционной моторике, улучшилась просодическая сторона речи, появился контроль за своим произношением, более свободной и развёрнутой стала фразовая речь.

Список литературы:

  1. Нетрадиционные методы в коррекционной и лечебной педагогике; Поваляева М. А., справочник логопеда; Ростов - на - Дону; Феникс, 2001 г.
  2. Битова А. Л., Липес Ю. В., Специальные занятия музыкой, ориентированные на стимуляцию речи у детей с тяжёлыми нарушениями речевого развития, Методические рекомендации, 1994 г.
  3. Аллояров Х. А. «Музыкотерапия в трудах Ибн Сины». «Здравоохранения Таджика» - 80 г. № 5
  4. Басов М. А. «Движение под музыку», в книге «Избранные психологические произведения». - 75 г.
  5. Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика». М., «Просвещение» - 85 г.
  6. Гринер В. А. «Логопедическая ритмика для дошкольников», Учпедгиз - 51г.
  7. Стерник О. А. «Использование элементов хореографии в лечении детей с церебральным параличом»; мед. журнал «Узбекистан» - 72 г.
  8. Шишкина В. А. «Движение + движение». М., «Просвещение» - 92 г.

Задачи занятия:

  1. Учить каждого, без особых усилий подчиняться общему темпу, и действовать согласовано и ритмично.
  2. Через занятие пробудить у детей интерес к истории карельского народа, к его жизни, мечтам, к его языку и поэзии.
  3. Через хореографические движения способствовать выработке у детей образца движений, нормализации мышечного тонуса, сохранению равновесия, развитию «чувства позы», необходимого для всякого движения.

Коррекционная задача по лечебной хореографии:

  1. Через многочисленные варианты упражнений корригировать осанку, опорные установки в суставах конечностей.
  2. Тренировать подвижность, активность моторики, возможность переключения с одного движения на другое.

Для занятий потребуется:

  1. Диск с записями мелодий Государственного ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле».
  2. Для исполнения танцевальных движений - кружевной платочек.
  3. Музыкальные инструменты - бубенцы, колокольчики.
  4. Балетная стойка, зеркала (для выполнения движений под контролем зрительных ощущений).

1. Организационный момент.

Дети входят в зал друг за другом.

Логопед. Доброе утро ребятишки, девчонки и мальчишки. Я очень рада видеть вас в

зале, и хочу, друзья признаться, что люблю я по утрам гимнастикой

гимнастикой заниматься, что советую и вам. Всем она нам помогает, много

пользы от неё и хорошим настроением заряжает за усердие своё.

Приглашаю вас сегодня заглянуть в карельский лес, в край голубых озёр и

порожистых рек; в игры поиграть, песни спеть, да танцами порадоваться,

но чтоб нам весело было шагать, под музыку надо всё выполнять.

2. Развитие координации, внимания, памяти, быстроты двигательной реакции (авторские упражнения).

Логопед.

  1. Логопед. На носочках мы пойдём, выше сосенок растём (дети идут на носочках).
  2. Логопед. В лес зелёный мы пойдём, все пенёчки обойдём (дети идут высоко поднимая ноги).
  3. Логопед. Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса. Мы лисичку обхитрим, на носочках пробежим (дети бегут на носочках).
  4. Логопед. Тишина стоит вокруг, повернулись детки в круг. Покажите, как поморы вёслами гребут, будто ранним утром по морю плывут (дети выполняют приставной шаг с пружинкой).
  5. Логопед.
  6. Логопед. А теперь парами гуляем, голубику и морошку собираем (дети парами гуляют по залу).

3. Развитие слухового внимания.

Логопед.

руки, выбирается водящий).

Логопед. Серёжа, мы сейчас в лесу, мы зовём тебя «Ау»! Ну-ка глазки закрывай, не

«Серёжа, АУ»! Ребёнок открывает глаза, и по голосу узнаёт, кто его позвал).

ровно, глубоко. (Дети под музыку двигаются друг за другом, затем подходят

к станку).

4. Хореографическая лечебная гимнастика у балетной стойки.

Логопед.

упражнение).

  1. «Плие» (Цель: Коррекция разгибательных бёдер и больших отводящих мышц бедёр. Дети приседают, не отрывая пяток от пола, затем выпрямляются).
  2. «Фрапе» (На «раз» - нога ставиться на носок, на «два» - на пятку, на «три» - на носок, на «четыре» - приставляют ногу к опорной ноге).
  3. «Тандью-батман» (На «раз» - правая нога прижимается к щиколотке опорной ноги, на «два» - выпрямляется вперёд).
  4. «Ре-ле-ве» (Ребёнок стоит у стойки, держась за неё руками, поднимается на полупальцах, затем приседает).

Логопед

движения на середине зала).

  1. «Русский лирический» (Дети под плавную музыку танцуют с платочками, фиксируя их глазами).
  2. Логопед. Наши ручки хороши, потанцуем от души (Дети отхлопывают ритм: та та - та та та, та та - та та та, та та - та та та, та та).

5. Упражнение на развитие мимики и релаксации.

Логопед.

уж и бродим мы,

по заулочкам,

по проулочкам.»

На конец музыки садятся.

Логопед. Как встречают гостей?

Логопед.

Логопед.

Дети делают вдох и выдох.

Логопед.

Логопед.

Логопед.

Дети тоже «засыпают» (бросают руки вниз и произносят слова: Закрываем глазки, спать, спать, спать. Открываем глазки, встать, встать, встать.)

Логопед.

Логопед.

Логопед.

ооОО АААА

7. Развитие музыкального слуха.

Логопед. Захотелось пошуметь, в колокольцы позвенеть.

Дети под музыку русской народной песни «Я на горку шла» выполняют движения колокольцами.

8.

Логопед.

На горе стоит гора.

А на той горе - дубок,

А на дубе - воронок.

Ворон в красных сапогах,

Позолоченных серьгах.

Чёрный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точенная, позолоченная,

Труба ладная,

Песня складная. Да!

9. Развитие певческого диапазона.

Логопед. Веселится народ, к гармонисту идёт, песни звонкие поёт.

Дети исполняют любую карельскую песню.

10. Развитие пространственной организации движения элементов карельского танца.

Логопед. Как у наших у ворот, собирается народ, танцевать сейчас пойдёт.

Дети выполняют танцевально ритмические движения под русскую народную мелодию «Ах вы сени мои сени» (использование танцевальных движений, которые укладываются в знакомый ритм).

Логопед. Вы то плясали дети, а гости устали, пусть и они попляшут с нами.

Дети и гости повторяют танцевальные движения (сидя).

11. Формирование навыка правильного произношения звуков.

Логопед. Веселится народ и играть идёт.

Дети чётко произносят слова, выбрав считалкой водящего. Водящий становиться в круг. Ой, ребята, та ра ра

На горе стоит гора.

А на той горе - дубок,

А на дубе - воронок.

Ворон в красных сапогах,

Позолоченных серьгах.

Чёрный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точенная, позолоченная,

Труба ладная,

Песня складная. Да!

Ребёнок, стоящий в центре, танцует, имитируя движение ворона.

12. Организация окончания занятия.

Логопед: Мы дружно играли, немножко устали, пора возвращаться в детский сад. По карельскому обычаю?

Дети: Счастья да радости!

Большого здоровья!

До нового лета!

До нового хлеба!

Дети делают поклон гостям и исполняют карельский хоровод, исполнив часть хоровода, подходят к гостям, кланяются и приглашают продолжить танцевать всем вместе. (музыкаА. Филиппенко, слова Т. Волгиной в обработке)

1. На лугу у ворот, Дети идут по кругу хороводным шагом,

Заведем хоровод.

2. Кто в Карелии бывал, Дети идут в круг, плавно поднимая

Ночи белые видал, руки вверх. Расходятся и опускают

Полюбил всей душой руки вниз.

Этот край дорогой.

3. Про Карелию споем. Из одного круга перестраиваются в два

В гости Вас позовем, маленьких. Идут по кругу хороводным

Голубику и морошку шагом. Затем размыкают руки, встают в одну

Собирать в лес пойдем. Линию и делают низкий поклон гостям.

Дети под музыку выходят из зала.

Занятие по музыкотерапии

с элементами ритмики и лечебной хореографии

на материале использования фольклорного наследия

народов Карелии для детей подготовительной к школе группы

с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП.

Копоткина Т. А.,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МДОУ № 108 «Снежинка», г. Петрозаводск.

Задачи занятия:

  1. Через слово и музыку способствовать преодолению двигательных, речевых и психических нарушений у детей.
  2. Учить каждого, без особых усилий подчиняться общему темпу, и действовать согласованно и ритмично.
  3. Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
  4. Стимулировать двигательную активность и двигательную возможность при помощи слова и музыки.
  5. Формировать способность восприятию различных жизненных ситуаций, «вживание» в образцы других и выработку правильного отношения к себе через использования карельского фольклора.
  6. Содействовать становлению личности ребенка, развитию его творческих способностей через ознакомление с нравственным, духовным, историческим, эстетическим опытом поколений на основе активного использования историко-культурного наследия республики Карелия.

Коррекционно-оздоровительные задачи:

  1. Через хореографические движения развивать выработку у детей образца движений, нормализации мышечного тонуса, сохранению равновесия, развитию «чувства позы», необходимого для всякого движения.
  2. Тренировать подвижность, активность моторики, возможность переключения одного движения на другое.
  3. Использовать фонопедический метод (здоровосберегающую технологию) для развития голоса, мимики лица.
  4. Развивать слуховое внимание и память

Для занятий потребуется:

1. Диск с записями мелодий Государственного ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле».

2. Для исполнения танцевальных движений - кружевной платочек.

3. Музыкальные инструменты - бубенцы, колокольчики.

4. Балетная стойка, зеркала (для выполнения движений под контролем зрительных ощущений).

Вещный ряд:

Часть зала оформлена под карельскую избу. На заднем плане русская печка, стол, накрытый

яркой скатертью, на столе самовар, глиняная и деревянная посуда, скамейки накрытые

домоткаными половиками.

1. Организационный момент.

Дети входят в зал.

Логопед. Здравствуйте, гости дорогие: старые и молодые, парни и девицы -

молодицы.

Зачем пожаловали?

Воспитатель. Хотим рассказать и показать, как издавна жил народ в северной Карелии,

в игры поиграть, песни спеть, да танцами порадоваться.

Логопед. Ну, что ж, гости дорогие, быть тому, чего желаете. Горница у нас большая,

да красивая какая, занимайте-ка места, слушайте, детвора.

Лес да лес на пол века

Глухомань, да тоска —

Так писали поэты

В те былые века.

В чистом поле,

В широком раздолье,

За тёмными лесами,

За зелёными лугами,

За быстрыми порожистыми реками,

В северном карельском крае стояла деревенька Уныллоу, и жил там

удивительный народ: унылые и все ворчуны.

2. Развитие мимической выразительности.

Дети сидят в центре зала и ведут неторопливый разговор.

Ребёнок: Деревня Уныллоу - скучное место.

Крестьяне в Уныллоу - сплошь ворчуны.

Дети: Оха - оха - хоха - хох!

Ребёнок: Всегда-то у них расползается тесто.

Дети: Ух! Ух! Уууууууу…

Ребёнок: Тощает скотина и дети больны.

Дети: Оха - оха - Оооооооо…

Ребёнок: Любимого нет у них времени года:

Жара не годится, мороз не хорош.

Дети: Эге - ге. Ээээээээ…

Ребёнок: Какая б с утра не стояла погода,

Из дома не выйдут они без галош.

Дети: Охо - хо - ня! Ня - ня - няяяяяя…

Ребёнок: Всё дуются, сердятся, злятся, боятся

Дети: Хо - хо - хо

Фу - фу - фу

Ню - ню - ню

Ай - ай - ай!

Ребёнок: А вдруг приключится такая беда:

А вдруг все напасти, да враз прекратятся -

На что же ворчать они станут тогда?!

Дети: Хм… Хм… Да - а…

Логопед: Да полно вам, народ, ворчать. Не годится унывать.

С шумом, песней и весельем и работа спорится, и скучать не приходится.

Как говорили в старину:

Дети: Лодырь, да бездельник, им праздник в понедельник.

Логопед: Приглашаю вас сегодня заглянуть в карельский лес, в край голубых озёр

и порожистых рек; в игры поиграть, песни спеть, да танцами порадоваться,

но что б нам весело было шагать, под музыку надо всё выполнять.

3. Развитие координации, внимания, памяти, быстроты двигательной

Логопед. Друг за другом повернитесь, спинки ровненько держите. Носом вдох, а

выдох - ртом, дышим глубже, а потом - шаг на месте, за ведущим все

Дети под музыку идут друг за другом и выполняют движения:

Логопед. - На носочках мы пойдём, выше сосенок растём (дети идут на носочках).

В лес зелёный мы пойдём, все пенёчки обойдём (дети идут высоко

поднимая ноги).

Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса. Мы лисичку обхитрим, на носочках

пробежим, (дети бегут на носочках).

- Тишина стоит вокруг, повернулись детки в круг. Покажите, как поморы вёслами

гребут, будто ранним утром по морю плывут, (дети выполняют приставной шаг с

пружинкой).

- Лесорубам подражаем дружно, ножками потопать нужно (дробный шаг).

Я по горенке шла, клубок ниток нашла. Клубок маленький, нитки аленькие,

куда клубок катиться, туда и нитка тянется (дети под медленную музыку идут

хороводным шагом за логопедом, закручиваясь в улитку, под быструю музыку -

раскручиваются и образуют большой круг.)

4. Развитие слухового внимания.

Логопед. Собирайся народ, кто играть сейчас пойдёт? (Дети встают в круг, взявшись за

руки, выбирается водящий - из детей с сопровождающими и не умеющими

Логопед. Андрюша, мы сейчас в лесу, мы зовём тебя «Ау»! Ну-ка глазки закрывай, не

робей, кто позвал тебя узнай, поскорей. (Кто-то из ребят произносит:

«Андрюша, АУ»! Ребёнок открывает глаза, и по голосу узнаёт, кто его позвал).

дышим ровно, глубоко. (Дети под музыку двигаются друг за другом, затем подходят

к станку).

5. Хореографическая лечебная гимнастика у балетной стойки.

Логопед. Продолжаем мы разминку. Встаньте ровно, повернитесь, к спинке стула

прислонитесь, пятки вместе, начинаем все мы вместе. Что? (Дети называют

упражнение).

- «Плие» (Цель: Коррекция разгибательных бёдер и больших отводящих мышц

бедёр. Дети приседают, не отрывая пяток от пола, затем выпрямляются).

- «Фрапе» (На «раз» - нога ставиться на носок, на «два» - на пятку, на «три» - на

носок, на «четыре» - приставляют ногу к опорной ноге).

- «Тандью-батман» (На «раз» - правая нога прижимается к щиколотке опорной ноги,

на «два» - выпрямляется вперёд).

- «Ре-ле-ве» (Ребёнок стоит у стойки, держась за неё руками, поднимается на

полупальцах, затем приседает).

Логопед . Все платочки возьмём и под музыку начнём. (Дети выполняют танцевальные

движения на середине зала).

«Русский лирический» (Дети под плавную музыку танцуют с платочками, фиксируя

их глазами).

Логопед. Наши ручки хороши, потанцуем от души (Дети отхлопывают ритм: та та - та та та,

та та - та та та, та та - та та та, та та).

Дети отстукивают этот же ритм ногами, а затем ритмический рисунок переводится в танцевальное движение.

Дети выполняют упражнение «Ковырялочка».

6. Упражнение на развитие мимики и релаксации.

Логопед. Ножки ваши хороши, танцевали от души, а теперь немножко отдохнуть нам

нужно. В любой карельской избе примут гостей. Мы сейчас всей гурьбой по

селу пройдём, на людей посмотрим, да себя покажем, а под конец музыки

не зевайте, лавку в доме занимайте.

Дети ходят под музыку и приговаривают: «Уж и ходим мы,

уж и бродим мы,

по заулочкам,

по проулочкам.»

На конец музыки садятся.

Логопед. Как встречают гостей?

Дети отвечают «Пожалуйте гости, дорогие! Веселья вам да радости!»

Логопед. Но гости устали с дороги, сердитые, замёрзшие.

Дети выполняют за логопедом мимическое упражнение «Нахмурились».

Логопед. Но хозяйка печь затопила, тесто замесила, стало тепло, уютно.

Дети делают вдох и выдох.

Логопед. Мирно покачивается маятник старинных часов.

Дети раскачиваются из стороны в сторону и приговаривают: «Тик - так, так - так».

Логопед. У окошка прилегла и дремлет кошка.

Дети под колыбельную музыку имитируют поглаживание кошки.

Логопед. Кошка жмурится, закрывает глазки, засыпает.

Дети тоже «засыпают» (бросают руки вниз и произносят слова: «Закрываем глазки, спать, спать, спать. Открываем глазки, встать, встать, встать».)

Логопед. Полно, дрёма дремать - пора вставать.

Дети открывают глазки и поднимаются.

Логопед. Хозяйка капусту солит и приговаривает: «Мы капусту рубим, мы капусту

мнём, мы капусту солим, мы капусту трём».

Дети выполняют движения руками, имитируя соление капусты.

Логопед. Чувствуете, как пирогами запахло вкусно. Гости повеселели, облизнулись и

заговорили сначала тихо, а потом всё громче, и громче.

ооОО АААА

8. Развитие музыкального слуха и формирование навыка правильного произношения звуков .

Логопед: Захотелось пошуметь, в музыкальные инструменты позвенеть.

Дети под музыку исполняют шуточную песню: «Эх ты, душка, моя красотка», подражая

игре на шумовых инструментах.

Мальчик подходит к девочке и, напевая, спрашивает ее, а девочка отвечает:

1. Эх, ты душка, моя красотка, на чем играешь, не понимаю.

Я играю, все понимаю. На барабане я играю. Тр…ры барабан мой.

2. Эх, ты душка, моя красотка, на чем играешь, не понимаю.

Я играю, все понимаю. На балалайке я играю. Трен-ди-бренди балалайка.

Все дети: Трен-ди-бренди, Тр….ры барабан мой.

3. Эх, душка, моя красотка, на чем играешь, не понимаю.

Я играю, все понимаю. Я на дудочке играю.Ду-ду, ду-ду моя дудка.

Все дети: Ду-д, ду-ду. Трен-ди-бренди. Тр…ры барабан мой.

4. Эх, душка, моя красотка, на чем играешб, не понимаю.

Я играю, все понимаю. Я на скрипочке играю. Пи-ки, пи-ки моя скрипка.

Все дети: Пи-ки, пи-ки моя скрипка. Ду-ду, ду-ду моя дудка. Трен-ди-бренди балалайка. Тр…ры барабан мой.

5. Эх, ты душка, моя крвсотка, на чем играешь, не понимаю.

На кокошнике играю. Ко-ка-ко-ка мой кокошник.

Все дети: Ко-ка-ко-ка мой кокошник. Пи-ки, пи-ки моя скрипка. Ду-ду, ду-ду моя дудка. Трен-ди-бренди балалайка. Тр…ры барабан мой.

Ко-ка, ко-ка…

Пи-ки, пи-ки…

Ду-ду, ду-ду…

Трен-ди-бренди…

Тр…ры барабан мой.

9. Развитие пространственной организации движения элементов карельского танца.

Логопед: Как у наших у ворот, собирается народ, хоровод он заведет.

Мальчики приглашают девочек и выводят их на середину зала. Девочки заводят

Хоровод: «Молодица» (танец, сочиненный карельским балетмейстером В. И Кононовым).

9. Подвижная народная игра.

Логопед. Веселится народ, и играть идёт.

Дети чётко произносят слова, выбрав считалкой водящего. Водящий становиться. в середину круга.

Ой, ребята, та ра ра

На горе стоит гора.

А на той горе - дубок,

А на дубе - воронок.

Ворон в красных сапогах,

Позолоченных серьгах.

Чёрный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точенная, позолоченная,

Труба ладная,

Песня складная. Да!

Ребёнок, стоящий в центре, танцует, имитируя движение ворона. Дети хлопают в ладоши.

10. Организация окончания занятия.

Логопед: Мы дружно играли, немножко устали, пора возвращаться в детский сад.

По карельскому обычаю пожелаем всем гостям что?

Дети отвечают: Счастья да радости,

Большого здоровья!

До нового лета!

До нового хлеба!

Дети делают поклон гостям и исполняют карельский хоровод. (Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной в обработке)

1. На лугу у ворот, Дети идут по кругу хороводным шагом.

Где рябина растет, На проигрыш выставляют, то левую ногу на

Мы с друзьями сегодня носок, то правую, кружатся вокруг себя.

Заведем хоровод.

3. Кто в Карелии бывал, Дети идут в круг, плавно поднимая руки вверх.

Ночи белые видал, Расходясь, опускают руки вниз.

Полюбил всей душой

Этот край дорогой

2. Про Карелию споем. Из одного круга перестраиваются в два

В гости вас позовем, маленьких. Идут по кругу хороводным шагом.

Голубику и морошку Затем размыкают круг, встают в одну линию и

Собирать в лес пойдем. делают низкий поклон гостям.

Дети под музыку выходят из зала.

(под музыку Синисало Г. Р. «Утро» дети входят в зал)

Ведущий: Здравствуйте, дети дорогие! Зачем пожаловали?

Ребенок: Хотели мы услышать чудесную сказку. Откройте для сундучок,

полный словами. Пусть оживут волшебные предания.

Вед: Ну, что же, гости дорогие, быть тому, что желаете.

Отомкну словесный короб, с песней ларец я открою.

(звучит песня или музыка)

«Карелия, Карелия!

Над чащами, деревнями

Над синими озерами и топями болот

Идет многовековая родная сказка древняя

То небыль-побывальщина народная идет.

(Все устраиваются поудобнее. Девочки - кто вяжет, кто прядет, кто нити перематывает. Мальчики - косы точат, куют, все прислушиваются).

С 2-х сторон - рунопевцы.

1-й: Мне пришло одно желанье,

Я одну задумал думу, быть готовым к песнопенью

И начать скорее слово.

Чтобы спеть мне песни предков,

Рода нашего напевы.

2-й: Золотой мой друг и братец,

Дорогой товарищ детства.

Мы споем с тобою вместе

Мы с тобой промолвим слово

Наконец мы увидались

С двух сторон теперь сошлись.

Вед: Много веков назад на территории нашей Карелии, в стране шумящих сосен и елей, в краю лесных озер и порожистых рек, сложил народ эти предания, сказки и песни, которые называются рунами. Певцы садились друг против друга, брались за руки и покачиваясь, пели, вели неторопливый разговор:

1-й: Так давай свои мне руки

Пальцы наши вместе сложим

Песни славные споем мы

Начиная с самых лучших.

(песня из Кантиеле)

Конспект занятия по музыкотерапии

для старших дошкольников с задержкой психического развития

на тему: «Звуки весны»

ЦЕЛЬ: развивать эмоционально-волевую сферу посредством различных видов музыкальной деятельности.

ЗАДАЧИ: музыкальные

    учить детей определять характер музыкального произведения, средства музыкальной выразительности;

    анализировать программные произведения, соотнося их с весенними приметами;

    развивать у детей навык выразительного исполнения знакомых песен, сольного и ансамблевого пения;

    закреплять навык танцевальных движений в соответствии с изменениями характера музыки;

    передавать различные музыкальные ритмы, ощущать и исполнять метрическую пульсацию в музыке.

психолого-педагогические

    способствовать развитию у детей познавательных процессов, коммуникативных навыков и навыков сотрудничества;

    формировать доброжелательное отношение к окружающим;

    научить понимать чувства, переданные в музыке, различать оттенки настроения, сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.

Музыкальный репертуар: «Весенняя» В.А.Моцарт, «Весенняя песня» И.С.Баха, муз. Ф.Бейера «Быстрый ручеёк», запись «Голоса леса», песня «Зеркальце весны» муз. и сл. Е.Гомоновой, П.И. Чайковского «Подснежник», муз. А.Вивальди «Концерт для скрипки с оркестром №1 «Весна» из цикла «Времена года».

Материал: магнитная доска, деревянные палочки по две на каждого ребёнка, разрезная картина, воздушный шарик, ребристая массажная дорожка.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Звучит «Весенняя» В.А.Моцарта, дети входят в зал.

Педагог спрашивает у детей, узнали ли они музыку, под которую вошли в зал? Как называется прозвучавшая музыка? Авторская или народная? Кто исполнял произведение? Какой общий характер музыки? (дети отвечают)

Педагог: да, музыка ликует, радуется, уже наступила весна и природа просыпается. Сегодня мы с вами будем слушать музыку о весне. В зал влетает воздушный шарик-почтальон. Ребята, кто-то прислал нам письмо, давайте посмотрим, что в нём! Ой, а здесь кусочки какой-то картины, представляете они разлетелись по всей лесной поляне. Если не собрать их и не сложить из них картину, Весна не сможет полностью вступить в свои права. Давайте будем смелыми, решительными и активно соберём картину весны! Согласны? (да) Если вы дружно возьмётесь за дело, то обязательно с ним справитесь! Ребята, а сейчас мы отправимся в волшебный лес.

Дети идут по ребристой дорожке, по коврику, со следами.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и весенним лугом.

Крылья пестрые мелькают-

Насекомые летают.

Тишина стоит вокруг,

Собрались мы все на луг.

Педагог : вот мы и в весеннем лесу. Посмотрите, ребята, это рама от картины Весны (подходят к магнитной доске) Где же нам искать части картины? Может поищем их на проталинках? Весенний лес полон разных звуков, нужно только внимательно прислушаться к ним, вот весело бежит весенний ручеёк. Педагог предлагает для ручейка «Весеннюю песню» И.С.Баха. Дети слушают фрагмент, затем обсуждают прослушанную музыку, определяют состав исполнителей, композитора, находят его портрет из нескольких. Беседуя с детьми, уточнить, что музыка ручейка двигается, течёт плавно, без остановок, равномерно и в тоже время извилисто, будто подобно ручейку, огибает препятствия на своём пути.

Исполняется танцевальное упражнение «Змейка с воротцами»

на музыку Ф.Бейера «Быстрый ручеёк» дети находят часть картины. Посмотрите, это часть нашей картины! (прикрепляют её к магнитной доске).

Что же ещё может быть изображено на картине Весны? Каких весенних примет здесь не хватает? Назовите их! (ответы детей)

Педагог: я слышу, где-то щебечут птицы. Давайте прислушаемся к их голосам.

Педагог: дятел послал птицам в тёплые страны телеграмму-морзянку, состоящую из разных комбинаций коротких и длинных звуков, чтобы птицы побыстрей возвращались.

Речевая ритмическая игра «Весенняя телеграмма» на стихи В.Суслова. Для исполнения этой ритмической игры детям нужно дать по две деревянные палочки.

Дятел сел на толстый сук - тук да тук.

Всем друзьям своим на юг - тук да тук.

Телеграммы срочно шлёт - туки-туки-тук,

Что растаял снег вокруг - туки - тук, туки - тук,

Что подснежники вокруг - туки - тук, туки -тук.

Дятел зиму зимовал - тук да тук,

В жарких странах не бывал - тук да тук.

И понятно, почему - скучно дятлу одному.

(тук- четвертная длительность, туки - восьмые длительности).

Педагог: давайте, и мы с вами подпоём птицам: «Чвиль-виль-виль», поют попевку по голосам, соединяя напевность с чёткой дикцией, дети двигаются от средних голосов вниз, затем вверх к высоким. Чтобы у всех было весеннее настроение, споём весёлую песню! Дети исполняют песню «Зеркальце весны» муз. и сл. Е.Гомоновой

Педагог : и птицы к нам весной возвращаются, и дарят нам ещё одну часть картины. (прикрепляют на доску) Какие весенние приметы вы ещё знаете? (солнышко, цветы). Да, и солнышко встаёт пораньше, согревает своими лучами землю, и растения оживают. Весной появляются первые цветы, недаром в пословице говорится: «Весна красна цветами»! (выяснить с детьми значение слова «красна») Какие ещё пословицы о весне вы знаете? (ответы детей) А сейчас мы с вами превратимся в цветы и поиграем в коммуникативную игру «Я – Цветок».

Педагог называет по имени детей, и тот ребёнок выходит в круг, говорит: «Я - цветочек Саша!», раскрывается, как цветок, импровизирует движения под музыку П.И. Чайковского «Подснежник». Выяснить с детьми: в этой пьесе мелодия нежная, трепетная, интонационно устремлена вверх - словно цветок тянется к солнцу. Педагог: Ребята, посмотрите, какие красивые цветочки выросли на этой поляне. Какие замечательные цветы, как много у вас друзей. У нас получилась целая поляна. Как ее можно назвать? («Поляна дружбы»). Дети находят последнюю часть картины, собирают её полностью. Вы были дружной командой и смогли выполнить все задания. Возьмёмся за руки и произнесём пожелания друг другу. Дети произносят свои пожелания друзьям.

Педагог: «Я думаю, что все ваши пожелания исполняться. Все вы будете, беречь своих друзей и вашу дружбу». А теперь нам пора возвращаться домой, в детский сад. Предложить детям сесть по-турецки, положить руки на колени.

Релаксация - «Волшебный цветок добра» с использованием аромотерапией

под музыку А.Вивальди «Концерт для скрипки с оркестром №1 «Весна» из цикла «Времена года».

Положите « цветок Добра» и хорошее настроение на обе ладони. Почувствуйте, как он согревают вас: Ваши руки ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья и радости. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас теплое, согревающее душу настроение. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой уходя отсюда. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами. Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли. Всего вам доброго! Дети не торопясь, встают. Нам пора прощаться, давайте споём друг другу: «До свидания!» Молодцы, на занятии вы были активны, я верю, что вы будете ценить и беречь вашу дружбу, наше занятие закончилось».

Марина Балясова
Конспект занятия по музыкотерапии

Занятие по музыкотерапии

Цель : Помочь ребенку познать себя, свои возможности.

Формировать навык невербального, чувственного контакта с окружающим. Способствовать снятию детей нервно-психического напряжения в процессе движения и слушания музыки .

Развивать мнение распознавать и выражать различные эмоции в мимике и танце. yчить понимать чувства, переданные в музыке , различать оттенки настроения, сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.

Задачи : Развивать творческое воображение, навык самостоятельно находить выразительные позы и движения. Проводить профилактик поведенческих нарушений с помощью музыкальных игр . Создавать оптимистическое настроение.

Дети под тихую музык заходят в зал . Встают в круг и поднимают рyки (пальцы вместе) .

С добрым yтром солнце, мы тебе рады!

С добрым yтром небо, мы тебе рады!

Мы давно проснулись и за рyки взялись!

(дети медленно опускают рyки, затем берутся за рyки.

Мyз рyк., (поочерёдно смотрит на каждого ребёнка и поет)

И Леша здесь (дети повторяют, тоже поют)

И Лера здесь – (дети повторяют) и. т. д.

Все здесь (дети повторяют)

Поднялись на носочки, держась за руки, и присели на палас, согнув ноги в коленях! Теперь давайте немного поиграем. Выбирается водящий, он встает спиной к детям. Сзади к нем подходит выбранный педагогом ребёнок. Гладя водящего по спине, плечам, он поет :

Это я, знай меня!-

водящий должен гадать имя поющего ребёнка. Игра повторяется два, три раза с другими детьми.

Следующая игра будет нас называться песенкой. Называется она – Хлопаем, качаемся, бегаем! А моя песенка подскажет вам, какие движения надо выполнять. Проводится игра на мотив песенки - (Нам не страшен серый волк)

Нy кa все в ладоши хлоп, дружно хлоп, дружно хлоп (дети хлопают)

Мы деревья на ветру, на ветру, на ветру, (бегут на носочках)

Мы летим, летим, летим, мы летим, мы летим! (бегут на носочках и машут рyками)

Последняя наша игра – с музыкальными инструментами . Я раздам вам инстрyменты, а вы встаньте друг от друга на расстоянии. Игра называется - Поймай мой взгляд! нас с вами должен получиться оркестр. А вот когда ком вступать со своим инструментом, покажет мой взгляд. Старайтесь внимательно следить за моими глазами : на кого я взгляну, тот и начнет играть свою партию. И так по очереди, пока нас не получится оркестр. Наше занятие подходит к концу , Вспомните, где мы с вами сегодня побывали? (Дети вспоминают.) Вам понравилось? (Ответы детей) . Вот и хорошо, до свидания, дети! (Пpопевает).

Дети попевают звукоряд из пяти нот вниз от (ля) . До-сви-да-ни-я!

Под спокойную музык выходят из зала .

Цель: формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья посредством здоровьесберегающих технологий во всех видах музыкальной деятельности.

Задачи:

Обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение;

Воспитывать в детях любовь к окружающим. Дружеское отношение к сверстникам;

Познакомить детей с новыми элементами артикуляционной гимнастики, движениями оздоровительных упражнений;

Развивать речь детей с помощью артикуляционной гимнастики; соотносить движение с текстом в речевых и музыкальных играх, самомассажах;

Подводить детей к умению передавать элементарные игровые образы и их характеры мимикой, движениями, интонацией.

Наглядный и дидактический материал: домик, зеркальные цветочки, маска кота, нотки Мажор и Минор, ТСО, музыкальное оформление.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Под музыку дети входят в зал

Муз.рук. Здравствуйте, ребята! Сегодня такой замечательный день! И я хочу провести сегодняшнее занятие с элементами музыкотерапии. Вы когда-нибудь слышали такое интересное слово МУЗЫКОТЕРАПИЯ? А я вам сейчас расскажу. Музыкотерапия- это лечение музыкой, ведь музыка очень сильно воздействует на человека и способна изменить его любое настроение. Все мы прекрасно знаем, если человек заболел его нужно лечить,(как..ответы детей.) но иногда человек думает, что он болен, а на самом деле у него просто плохое настроение. Вот тогда на помощь приходит музыка (как...ответы детей).Правильно ребята, с помощью весёлой музыки можно поднять настроение, а спокойная тихая музыка поможет вам успокоиться, если вы слишком перевозбудились,с помощью колыбельной мы засыпаем...Вот сегодня светит солнышко! Так и хочется пожелать всем-всем: «Доброе утро!» Поэтому давайте пожелаем доброго утра нашим гостям и веселой песенкой и поднимем всем настроение.

Дети исполняют хоровод с оздоровительным массажем «Доброе утро»

Доброе утро. Улыбнись скорее

И сегодня весь день будет веселее.

Хлопают в ладоши

Мы погладим лобик, носик и щечки (по тексту )

Будем мы красивыми, как в саду цветочки (фонарики)

Разотрём ладошки сильнее-сильнее (по тексту)

А теперь похлопаем смелее-смелее.

Хлопают в ладоши

Ушки мы теперь потрем,и здоровье сбережем

Улыбнемся снова, будьте все здоровы! (хоровод)

Муз.рук. Замечательно, а теперь я сыграю вам добрую музыку, чтобы стало ещё веселей. Присаживайтесь ребятки.

Открываю ноты и вижу пустые листы с дырками.

Что случилось с нотами? И откуда взялись эти дырки? Ребята, вы не знаете?

Ответы детей.

Муз.рук. Похоже, что ноты съели мыши. Что же делать? (Задумываюсь.) Придумала! Нужно позвонить в музыкальное справочное бюро.

Звоню по телефону:

Алло! Справочное? Помогите!

Нам помощника пришлите!

Надо нотки нам найти,

Чтоб занятье провести.

Мы сейчас кота пришлём.

Муз.рук. Вот спасибо! Очень ждем!

Про кота стишок мы знаем

Вместе, хором прочитаем.

Речевая игра-диалог «Тра-та-та»

Тра-та-та! Тра-та-та!

Вышла кошка за кота!

Мальчики: За кота-котовича?

Девочки: За Петра Петровича!

Вместе: Он усат, полосат,

В ушах кисточки висят.

Ну, не кот, а просто клад!

Входит воспитатель переодетый в кота

Кот Рыжик:

Мяу-Мяу! Да, я такой!

Я просто клад для всех ребят!

Мяу! Всем привет, друзья!

Как же рад вас видеть я!

Меня зовут кот Рыжик. Я ученый кот из великой кошачьей страны Мурляндия.

Муз. рук. Рыжик, где же нам нотки найти? их утащили хитрые мыши

Кот Рыжик: Только настоящие коты могут найти мышь. А я ведь – супер-кот! Вперед, мои друзья!

Выполняем динамическое упражнение «По дорожке»

По дорожке, по дорожке Подскоки на правой ноге.

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке Подскоки на левой ноге.

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим, Легкий бег на носках.

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке Прыжки на месте.

Мы попрыгаем, как зайки.

Сладко потянулись, Руки вверх, потягиваются.

И всем улыбнулись.

Муз. рук. Ребята, смотрите, впереди домик! Это уже Мышиное королевство?

Кот Рыжик. Нет! Здесь мышами не пахнет. Ребята, давайте я посмотрю, что находится в домике. (Протягивает в домик руки и достаёт карточки с изображением рожиц весёлого и грустного характера).

Кот Рыжик : Посмотрите ребята это домик гномов. Самих гномиков дома нет, но они оставили нам свои фотографии.

(Музыкальный руководитель показывает и спрашивает у детей какие храктеры изображены. Объясняет, что один из них весёлый – это братец мажор, а другой грустный – это братец минор)

Частушки:

(Весело) В доме До Мажор живёт,

Звонко песенки поёт –

Добрые, мажорные.

Весёлые, задорные!

(Грустно) Ре Минор к реке пошёл,

Песню грустную завел:

Ох! Река проворная.

Ох! Судьба минорная!

Ребята, а хотите поиграть? Внимательно слушайте музыку и передавайте её настроение движениями, мимикой, жестами.

Активное слушание музыки «Мажор или минор?».

Под весёлую музыку дети прыгают, танцуют, смеются, а по грустную – ходят с опущенными головами.

Кот Рыжик: Дети, очень грустно мне!

Что-то хрумкает в спине.

В горле всё болит, горит,

Нос мой булькает, сопит

Муз. рук. Ребята, наверное наш кот приболел,ему нужен отдых. Давайте посадим его в уголок, а чтобы он поскорее уснул споём колыбельную

Исполняется Колыбельная

Спи-усни, ты мой ребенок.
Теплый, мягенький, котенок.
Спи-усни, ты мой малыш,
Пусть тебе приснится мышь.

Не моргай,
Не зевай.
Баю-баю-бай.

Подрастай скорее, крошка.
Вырастешь как мама, кошка.
Будь усат, хвостат, пригож -

И на мамочку похож

Не моргай,
Не зевай.
Баю-баю-бай.

Муз. рук. Ну что, Рыжик, тебе лучше стало?

Кот Рыжик: Нет, что-то мне не хорошо. Я поспать хочу ещё

Муз. рук. Но нельзя же весь день спать. Ребята, по-моему кот хондрит и ничего у него не болит. Вот сейчас самое время обратиться к музыкотерапии. Как мы будем его лечить? Да, мы будем кота веселить.

Дети и Кот Рыжик выполняют комплекс игрового массажа «Дружок».

Дети стоят парами по всему залу.

У меня такие ручки! Стоят спиной друг к другу, гладят свои руки.

По-смо-три!

Звонко хлопают в ладоши Хлопают.

Раз, два, три!

Твои ручки тоже Поворачиваются друг к другу, гладят друг друга.

На мои похожи.

Хорошо с тобой, дружок, Кружатся «лодочкой».

Покружись со мной разок!

У меня такие щечки! Стоят спиной друг к другу, гладят свои щечки.

По-смо-три!

Я поглажу их немножко.

Раз, два, три!

Твои щечки тоже Поворачиваются, растирают щечки друг друга.

На мои похожи.

Хорошо с тобой, дружок. Кружатся «лодочкой».

Покружись со мной разок!

У меня такие ушки Стоят спиной друг к другу, массируют мочки ушей.

По-смо-три!

Разотру их потихоньку. Растирают уши с усилием.

Раз, два, три!

Твои ушки тоже Поворачиваются друг к другу, теребят ушки друг друга.

На мои похожи.

Хорошо с тобой, дружок, Кружатся «лодочкой».

Покружись со мной разок!

Кот Рыжик: Ой! Я здоров! Спасибо, ребята! Теперь я всегда буду делать эту замечательную зарядку! Как с вами весело! А вы знаете, что музыка и смех продлевает жизнь. И за это я подарю вам разноцветные смешинки. (Дарит детям разноцветные нотки)

Муз. рук. Рыжик, так это ты забрал наши весёлые нотки

Рыжик Я не знал, что они вам нужны, они такие красивые и я решил их подарить ребятам

Муз. рук. Эти нотки не только красивые, они ещё и волшебные. При помощи весёлой музыки мы смогли тебя развеселить, а значит вылечили тебя музыкотерапией. Ребята, берегите эти волшебные нотки и знайте, что они всегда вам смогут помочь вылечиться, ведь музыка- зто лучшее лекарство.

Музыкотерапия – это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.

Музыкотерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода музыкотерапии.

Первый механизм состоит в том, что музыкальное искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и за счет этого найти ее разрешение.

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие “аффекта от мучительного к приносящему наслаждение”.

Обычно различают ретроспективную и проспективную фазы музыкотерапии. Ретроспективная фаза имеет задачей натолкнуть участника на переживание, необходимости активного раскрытия внутреннего конфликта. Слушание музыки должно привести человека к конфронтации с своей внутренней жизнью. Переживания, до того остававшиеся неосознанными или только частично осознанными, преобразуются в конкретные представления. На этой фазе следует использовать музыку глубокого эмоционального содержания, например, симфоническую музыку 19 столетия. В проспективной фазе возможны два подхода. Первый – разрядка психического напряжения, выражением которого может быть мышечное напряжение. Второй – развитие потребности в слушании музыки, расширение круга переживаний, стабилизации самочувствия.

Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию. Индивидуальная музыкотерапия осуществляется в трех вариантах: с отличительно– коммуникативным, реактивным и регулятивным действием. В первом случае музыкальное произведение прослушивает педагог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению данных взаимоотношений. Во втором – достигается очищение. В третьем – снимается нервно– психическое напряжение. Все три формы могут применяться как независимо, так и в сочетании. Они представляют в известном смысле пассивную музыкотерапию. Наряду с этим существует и активная индивидуальная музыкотерапия, целью которой – является преодоление коммуникативных расстройств. Она осуществляется в виде занятия педагога музыкой совместно с ребенком.

Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным.

Творческая деятельность является самым сильным средством снятия напряжения. Это особенно важно для тех, кто не может “выговориться”; выразить свои фантазии в творчестве значительно легче, чем рассказать о них. Фантазии, которые изображены на бумаге или в звуках, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в значимой для ребенка и необычной для всех остальных форме.

Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребенком, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы можно, а порой необходимо использовать в работе с детьми.

Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании музыкотерапии бесконечно. Независимо оттого, что ребенок и педагог выбирают для своих занятий, основная цель педагога всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире. Нельзя забывать главную заповедь педагога – не навреди.

Музыка – искусство, и как любое искусство познается душой. Воспринимать музыку можно, внимая ей или участвуя в создании.


На одном из занятий в ходе практики были собраны гиперактивные дети (4–5 лет), и им было предложено послушать пьесу “Мама” из “Детского альбома” П.Чайковского, сразу же состоялась беседа о характере произведения. В течении нескольких следующих занятий были прослушаны различные произведения в порядке увеличения продолжительности звучания, в том числе упомянутое “Утро” Э.Грига. За это время дети научились глубже чувствовать и понимать музыку, дольше сохранять внимание, подавлять проявления агрессии; после прослушивания ведут себя более спокойно, чем обычно.

Очень важно для занятий, связанных со слушанием музыки:
Специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;
Использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирования;
Использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.

Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки.

При подборе произведения для слушания опираемся на то, чтобы музыка отвечала двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.

Наряду со слушанием музыки важно использовать и активное музицирование , которое способствует повышению самооценки, – преодолению амбивалентности поведения. Чаще всего музыкотерапия, связанная с исполнительской деятельностью, является групповой. Музыкальная терапия в активной форме включает в себя игру на музыкальных инструментах, терапию пением (вокалотерапию, хоровое пение), и танцами (хореотерапию).

Для исполнения несложных пьес можно использовать даже такие простые инструменты, как барабан, треугольник, ксилофон. Занятия – ограничиваются поиском простейших мелодических, ритмических, гармонических форм и представляют собой импровизированную игру. Развивается динамическая приспособляемость, способность к взаимному слушанию. Поскольку это групповая музыкотерапия, игра строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними – возникали коммуникативно – эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается.

Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущественно групповой вокалотерапии состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент “анонимности” чувств, “укрытости” в общей массе, что создает предпосылку к преодолению расстройств контакта, к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.

Пение должно быть ориентировано на народные песни. Занимаясь 5 лет по русскому народному творчеству, мы обратили внимание, что у детей повысился интерес к русскому народному творчеству, дети стали раскрепощенные, эмоциональные, у них стали формироваться нравственно-личностные качества к произведениям русского народного творчества, его песням, танцам и хороводам, игре на детских музыкальных инструментах. Мы используем песни оптимистического характера, а также такие, которые побуждают к размышлению и глубоким переживаниям. Песни подбираются в соответствии с настроем группы. Размещение группы – замкнутый круг. Ведущий поет вместе со всеми. Когда достигается определенное состояние группы, каждому участнику предоставляется возможность предложить песню, выдвинуть запевалу. Запев связан для многих с преодолением застенчивости, так как запевала попадает в центр внимания.

Для руководства этой работой требуется музыкальные знания и навыки, если воспитатель сам не музыкант, он работает совместно с музыкальным руководителем, который дает необходимые консультации.

Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыков, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально – хоровую культуру. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя, таким образом, формированию мировоззрения детей, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы.

Наряду с песней применяются элементарные мелодические и ритмические импровизации, которые сводятся к упражнениям в напряжении и расслаблении.

Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями , а также импровизация свободного танца под звуки классической музыки. Танец является формой социального контакта, через танец улучшаются способности к взаимоотношению, взаимопониманию. Терапевтическую ценность представляют ритмические, колебательные движения под музыку в три такта.

Танцевально-двигательная терапия может служить мостом между миром сознания и бессознательного. С помощью танцевально-двигательной терапии ребенок может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей индивидуальности в контакте с другими детьми. Танцевально-двигательная терапия – это единственный вид терапии, где используется очень много свободного пространства. Двигательное поведение расширяется в танце, помогая осознанию конфликтов, желаний, и может способствовать проживанию негативных чувств и освобождению от них.

Использование музыкотерапии в режимных моментах

Режимные моменты.

Для чего используется.

Результат воздействия.

Возрастная группа.

Предлагаемый музыкальный репертуар.

Утро.

Приём детей.

Утренняя гимнастика.

Используется для создания эмоционального фона.

Используется для поднятия эмоциональной активности, бодрости.

Доставляет ребенку радость, благотворно влияет на его организм. Положительно воздей-ствует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, легче устанавливается контакт между людьми.

Музыка является активным действенным средством эмоциональ-ной коррекции, помогает войти в нужное эмоцио-нальное состояние.

Младшая группа.

Средняя группа.

Старшая группа.

Подготовит. группа.

Средняя гр

Старшая гр.

Подготов. гр.

П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»,

М.Мусоргский «Рассвет на Москве- реке».

В.Моцарт «Маленькая ночная серенада»,

М.И.Глинка «Вальс фантазия».

П.И.Чайковский «Апрель»,

Г.В.Свиридов «Музыкальный ящик».

Н.А.Римский- Корсаков. Вступление «Три чуда»,

И.Штраус. «На прекрасном голубом Дунае».

Музыкальное сопровождение музык — ым руководителем.

Аудио кассеты ритмической музыки.

Прогулка.

теплое время года).

Наблюдения, в процессе тру-довой деятель-ности, после игр большой подвижности

Задает определенный жизненный ритм, оказы-вает мобилизирующее воздействие, выраженное в игровой форме. Вызывает эмоциональ-ный отклик при наблюде-ниях за объектами живой природы. Для снятия повышенной мышечной нагрузки.

Положительно влияет на развитие нервной системы ребенка.

Все возрастные группы.

Наблюдения: С.В.Рахманинов «Итальянская полька»,

В.Агафонников. «Сани с колокольчиками».

Труд детей : Р.н.п. «Ах вы, сени…», И.Штраус. Полька «Трик – трак».

Расслабление : Н.А.Римский- Корсаков. Опера «Снегу-рочка», песни, пляски птиц.

Сон.

(засыпание и пробуждение)

Используется для эмо-ционального расслабле-ния нервной системы и мышц ребенка. Спокой-ная, нежная музыка помогает детям заснуть.

Нормализуется артери-альное давление, стимулируется дыхание.

Ясельная гр.

Младшие группы.

Старшие группы.

Колыбельные: «Тише. Тише»

«Спи- засыпай, маленькая принцесса», «Приход весны», «Засыпающий малыш», «Крепко спи», «Спи, малыш мой, засыпай».

Г.В.Свиридов «Грустная песенка», Ф.Шуберт. «Аве Мария», «Серенада», Ц.А.Кюи. «Колыбельная».

В.А.Моцарт. «Музыкальная шкатулка», Н.А.Римский – Корсаков. «Три чуда. Белка»,П.И.Чайковский. «Танец маленьких лебедей».

Индивидуальная музыкотерапия.

Для оптимизации эмоционального состояния ребенка; для преодоления гиперактив-ности ребенка; для стимуляции творческих (креативных) способнос-тей при индивидуальной деятельности.

Нормализация эмоцио-нального состояния, снятие физического и эмоционального напря-жения, повышение творческой работоспо-собности, проявление инициативы. Повышается коммуникативность.

Все возрастные группы.

Средняя гр.

Старшая гр.

Подготов. гр.

А.Т.Гречанинов. «Бабушкин вальс», А.Т.Гречанинов. «Материнские ласки».

П.И.Чайковский. Вальс фа- диез- минор, Л.В.Бетховен. «Сурок», Н.А.Римский- Корсаков. Опера «Снегуро-ка», сцена таяния Снегурочки.

Н.А.Римский – Корсаков. «Море» (финал 1-го действия оперы «Сказка о царе Салтане»), К.В.Глюк. Опера «Орфей и Эвридика», «Мелодия», Р.Щедрин. Юмореска.


Использование музыкотерапии в различных видах детской деятельности.

Виды

деятельности.

Для чего используется.

Результат воздействия.

Возрастная группа.

Используемый музыкальный репертуар.

Музыкальные занятия.

Восприятие музыки способствует общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Воспитание интереса к музыке, состояние наслаждения, восхищения.

Младшая группа.

Средняя группа.

Старшая группа.

Подготовит. группа.

А.К.Лядов. «Дождик- дождик», Ц.А.Кюи. «Колыбельная».

М.И.Глинка «Детская полька», рус. нар. песня «Ах вы, сени…»

М.И.Глинка «Вальс фантазия», П.И.Чайковский «Мазурка».

П.И.Чайковский «Времена года», С.В.Рахманинов «Итальянская полька»

Физкультурные занятия.

Метод релаксации – используется для расслабления детей и восстановления дыхания.

Снятие мышечной нагрузки, нормализация общего физического состояния.

Все возрастные группы.

И.Штраус. «Сказки Венского леса», П.И.Чайковский. «Апрель»,А.Вивальди. «Зима», И.Штраус. «На прекрасном голубом Дунае».

ИЗО.

Развивает творческое воображение и фантазию, для создания определен-ного психологическо-го и эмоционального настроя, ассоциатив-ных связей.

Формирует эстетические чувства детей, вызывает эмоциональный отклик, повышение продуктивности творчества.

Все возрастные группы.

Русские народные мелодии,

Э.Григ. «Утро», М.Мусоргский. «Рассвет на Москве- реке», К.Дебюсси. «Лунный свет», П.И.Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик».

Художественная литература (ознакомление с поэтическими текстами, описательными рассказами.)

Для создания определенного эмоционального настроя, для более полного восприятия литературного образа.

Повышение интереса к литературным произведениям, формирование эстетических чувств.

Средняя группа.

Старший дошкольный возраст.

Шопен. Ноктюрн №1,2.,П.И.Чайковский «Времена года», К.Дебюсси «Лунный свет», Р.Шуман «Грезы», Д.Ласт «Одинокий пастух», К.Синдинг «Шелест весны», К.Сен- Санс «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных», П.И.Чайковский «Танец маленьких лебедей».

В музыкальной терапии существует два направления:

Первое – воспринимающая деятельность, когда малышу поют, играют на инструменте, а он слушает;

Второе – строится на методе “освобождения творческих сил”, благодаря этому ребенок творит в музыке, танцует, импровизирует мелодии голосом или на музыкальном инструменте.

Музыкотерапия может стать эффективным методом лечения детских неврозов , которые сегодня все больше поражают все больше детей. Поэтому сегодня дети должны постепенно овладевать не только хорошими навыками в области интеллектуальных операций, но и умениями и навыками жизни в современном обществе, знать, как справляться с его требованиями и преодолевать субъективные трудности, неминуемо возникающие на жизненном пути каждого человека. Одним из таких средств и является музыкотерапия.

С помощью музыкотерапии можно создать оптимальные условия для развития детей, воспитания у них эстетических чувств и вкуса, избавления от комплексов, раскрытия новых способностей.

Музыкотерапия способствует становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребенка яркими переживаниями, попутно воспитывая любовь к музыкальному искусству и, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Уровень развития детей в дошкольных учреждениях будет выше, если традиционные формы, методы и средства обучения и воспитания будет сочетаться с музыкотерапией.

Это сообщение было написано Суббота, Сентябрь 28th, 2013 в 17:05 в разделе , . Вы можете получать сообщения подписавшись на ленту. Вы можете