Музыкальная развивающая среда в доу по фгос. Создание предметно-развивающей среды по музыкальному развитию в доу

Музыкальная развивающая среда в доу по фгос. Создание предметно-развивающей среды по музыкальному развитию в доу
Консультация для воспитателей

«Предметно-развивающая среда в музыкальном воспитании»

Прежде чем преступить к рассмотрению данной проблемы, давайте немного пофантазируем.

Попробуем представить себе ребенка в пустой комнате. Что произойдет? Он приложит максимум усилий, чтобы покинуть ее: неинтересно, делать нечего.

Другой вариант. В комнате много интересных игрушек, игр, пособий, но для музыкальной деятельности ничего нет. Ребенок будет ее заниматься? Конечно, нет. Он займется тем, для чего подходят окружающие его объекты. Третий вариант. В ДОУ две группы детей одного возраста оснащены одинаковыми играми, игрушками, пособиями, в том числе и для музыкальной деятельности. В одной группе воспитатель не обращает на них внимания, иногда даже выражает негативное отношение к ним. В результате у детей постепенно угасает интерес, и они перестают заниматься самостоятельно музыкальной деятельностью. В другой группе воспитатель проявляет интерес к музыкальным играм, демонстрирует детям возможности музыкальной предметной среды, создает творческие ситуации, пробуждающие интерес к музыкальным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий поход.

Итак, мы подходим к неоспоримому выводу: для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда (далее – музыкальная среда), а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.

В понятие «предметно-пространственная музыкальная среда» мы включаем те предметы и специальное оборудование, которые сопровождают ребенка в процессе его жизнедеятельности в детском саду и дома и способствуют более успешной реализации его музыкального развития.

К важнейшим показателям креативности относятся творческая активность, т.е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта; самовыражение, иначе – свободный выбор ребенком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла; интеллект, «музыкальный интеллект» - способность исполнять и воспринимать музыку; знания и навыки (Л. Ермолаева –Томина).

К факторам, способствующим становлению креативности, можно отнести:

1 Информационный, позволяющий развивать интеллект

2.Социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями.

3. Эмоциональный, обуславливающий психологический комфорт и безопасность.

Для ребенка дошкольного возраста среду можно представить, как совокупность нескольких главных функциональных зон:

1. Среда семьи.

2. Среда дошкольного учреждения.

3. Среда социума.

Говоря о музыкальном развитии дошкольников, предметная среда представляется как музыкально-образовательная, которая состоит из предметного и музыкального компонентов и социального.

Музыкальный компонент представлен аудиомузыкальной информацией, т.е непосредственно музыкой.

Все остальное, в том числе музыкальные инструменты и средства извлечения музыки (магнитофон…) , относится к предметному компоненту.

Социальный компонент представлен окружающими ребенка сверстниками и взрослыми. А взрослые являются организаторами педагогического процесса.

Предметно- пространственная музыкальная среда детского сада должна:

1. Обеспечивать совместную музыкальную деятельность детей и взрослых. (От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям и музыке зависит, станет ли эта среда развивающей.)

2. Обеспечивать самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность детей, возникающих по их желанию и в соответствии с их интересами.

3. Способствовать получению и закреплению знаний о музыке.

4. Стимулировать развитие творческих способностей.

5. Развивать любознательность, стремление к экспериментированию.

6. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

7. Обеспечивать наличие материалов и оборудования, необходимых для музыкального развития ребенка.

8. Предусматривать создание специальной музыкальной зоны в группе.

Виды оборудования для музыкальной среды группы:

1. Детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан, треугольник, кастаньеты, маракасы, деревянные ложки, трещотки, свистульки). Приемы игры на таких инструментах не сложны.

2. Музыкально-дидактические пособия, игры.

3. Методические пособия для педагога (тетрадь с текстами песен и движений).

4. Технические средства обучения:

Магнитофон;

Видеомагнитофон;

Телевизор;

Диапроектор.

5. Различные атрибуты для проведения занятий (платочки, флажки, цветы…).

6. Комплекты кукол для кукольного театра.

7. Костюмы для театрализации.

8. Портреты композиторов, детские рисунки на тему музыкальных произведений.

9. Аудио- и видеотеки по принципу библиотек, что даст возможность родителям периодически пользоваться готовыми записями для музыкального воспитания в семье.

Все перечисленное должно хранится в определенном месте, доступном для детей. Следует усложнять содержание музыкальной среды по возрасту.

Оформление музыкальной среды для детей раннего и младшего возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего – иметь дидактическую направленность.

Предметная музыкальная среда должна создаваться не только в саду, но и дома, в семье.


Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад № 38»

Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада

консультация

для

воспитателей


  • Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием.
  • Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды.
  • Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона).
  • Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК – это место, где дети познают музыку и её красоту.

ЗАДАЧИ:

Творчески оформленный музыкальный уголок поможет:

  • не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней,
  • но и разовьет воображение детей,
  • активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.

ТРЕБОВАНИЯ К МУЗЫКАЛЬНОМУ УГОЛКУ:

  • Соответствие возрасту, требованиям Программы, ФГОС.
  • Рациональность расположения, доступность, подвижность.
  • Наличие фонотеки, аудиотеки с песнями, сказками, музыкой
  • Наличие атрибутов из бросового материала, нетрадиционного оборудования.
  • Наличие иллюстративного материала для ознакомления детей с разными видами музыкальных инструментов
  • Разнообразие детских музыкальных и шумовых инструментов.
  • Эстетика в оформлении оборудования и самого уголка.
  • Креативность (творчество) педагогов в дизайне уголка.
  • Безопасность оборудования и материалов уголка музыкальной деятельности;
  • Разнообразие дидактических игр по разным видам музыкальной деятельности и их соответствие возрастным особенностям детей;
  • Наличие и разнообразие иллюстративного материала по музыкальным произведениям;
  • Наличие портретов известных музыкантов в соответствии с программой;

Важно, чтобы музыкальный уголок находился:

  • в освещенном, легкодоступном для детей месте;
  • кроме того, он должен быть по возможности изолирован, так как, с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников.


  • При оформлении музыкального уголка нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей.
  • Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе ,
  • Для детей более старшего возраста – на дидактической .

Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка.

В музыкальном уголке должны стоять:

  • шкаф,
  • полки для музыкальных пособий,
  • пару столов,
  • стулья для дидактических игр.

Пособия развивающей среды должны быть:

  • эстетичны,
  • привлекательны,
  • просты в обращении,
  • вызывать желание действовать с ними.


В углу лучше поставить магнитофон, с помощью которого дети прослушают музыку, а также мелодии, способствующие психологической релаксации и психическому расслаблению.

В музыкальном уголке должны лежать игрушечные музыкальные инструменты:

  • барабан,
  • дудочка,
  • миниатюрное пианино,
  • металлофон,
  • также музыкальные игрушки.

Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды.

На них закрепляются:

  • фотографии детских выступлений,
  • портреты композиторов,
  • красочные плакаты,
  • картинки с музыкальными инструментами.


Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня:

для воспитателя и для детей

  • На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются детьми дозированно (например, металлофон), и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя, в соответствии с санитарно - эпидемиологическими нормами ДОУ
  • На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракасы. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка!

МЛАДШИЕ ГРУППЫ

  • Ванька – встанька
  • Музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. д.)
  • Музыкальные инструменты с фиксированным звуком - органчики, шарманки
  • Шумовые инструменты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан
  • Неозвученные бутафорские музыкальные инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.)
  • Атрибуты к музыкальным подвижным играм
  • Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки для детского танцевального творчества (пополняется по необходимости)
  • Ширма настольная с перчаточными игрушками
  • Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде альбома или отдельные красочные иллюстрации.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

  • Целесообразно пособия, атрибуты и музыкальные инструменты оставить

с младшей группы и добавить:

  • Металлофон
  • Шумовые инструменты для детского оркестра
  • Книжки «Наши песни» (каждая книжка иллюстрирует знакомую детям песню)
  • Фланелеграф или магнитная доска
  • Музыкально-дидактические игры: «
  • Музыкальные инструменты», «Звонкие ладошки», «Ритмические палочки» и др.
  • Атрибуты к подвижным музыкальным играм:
  • «Кошка и котята», «Заинька», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.
  • Музыкальные лесенки (трехступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка
  • Ленточки, цветные платочки, султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону)
  • Ширма настольная и набор игрушек
  • Магнитофон и набор программных аудиозаписей

СТАРШАЯ ГРУППА

  • Дополнительно к оборудованию музыкального уголка средней группы используется следующее:
  • Погремушки, бубны, барабаны, треугольники
  • Музыкальные игрушки-инструменты с хроматическим и диатоническим звуком

(металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта)

  • Иллюстрации по теме: «Времена года»
  • Музыкальные игрушки-самоделки (Дети с удовольствием примут участие

в изготовление инструментов для шумового оркестра)

  • Музыкально-дидактические игры: «Узнай песенку по двум звукам», «Бубенчики», «Музыкальная лесенка», «Ритмическое лото» и др.
  • Атрибуты к подвижным играм
  • Рисунки детей к песенкам и знакомым музыкальным произведениям
  • Настольная ширма и ширма по росту детей
  • Музыкальные лесенки пятиступенчатая и семиступенчатая
  • Атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

  • Дополнительно к материалу, использованному в старшей группе, добавляется:
  • Музыкальные инструменты: маракасы, бубны, арфа, детское пианино,

металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны.

  • Портреты композиторов
  • Папки-альбомы: «Мы рисуем песенку» с рисунками детей, в которых они

отображают эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях

и полюбившихся песнях

  • Пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании музыки
  • Наглядные пособия: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты»
  • Самодельные инструменты для шумового оркестра
  • Музыкально-дидактические игры

В МУЗЫКАЛЬНЫХ УГОЛКАХ ДОЛЖНЫ НАХОДИТЬСЯ:

  • Материал для творческих сюжетно-ролевых игр:

мягкие игрушки

мягкие музыкальные игрушки;

куклы - неваляшки,

образные музыкальные «поющие» или

«танцующие» игрушки

  • Музыкально-дидактические игры:

  • Образные пособия
  • Портреты композиторов (произведения которого дети поют или слушают)

Чайковский П.И.

Чайковский Д.Б.

Прокофьев С.С.

Рахманинов С.В.

2) Иллюстрации - пособия типа «Лото»: карточки

с нарисованными или наклеенными на них картинками


  • Всевозможные картинки:
  • Книжки-малютки «Мы поем»,
  • Музыкальные картинки к песням, которые могут
  • быть выполнены в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации,
  • Иллюстрации по теме «Времена года»,
  • Иллюстрации музыкальных инструментов,
  • Картинки с изображением животных поющих, танцующих
  • или играющих на музыкальных инструментах,
  • Альбомы «Мы рисуем песенку»
  • Альбомы для рассматривания:
  • «Симфонический оркестр»,
  • «Народные инструменты»,
  • «Танцы народов мира»,
  • Графическое пособие «Эмоции»

  • Не озвученные детские музыкальные игрушки и инструменты
  • Озвученные музыкальные инструменты и игрушки
  • игрушки-инструменты со звуком неопределённый высот
  • игрушки-инструменты, издающие только один звук
  • игрушки-инструменты с фиксированной мелодией
  • игрушки-инструменты с диатоническими и хроматическими звукорядом для творческого музицирования

  • Технические средства

Желательно в каждой группе иметь магнитофон и оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром


АТРИБУТЫ к подвижным музыкальным играм и для детского танцевального творчества


  • Театры

Виды театров:

  • Театр картинок (Фланелеграф)
  • Пальчиковый театр
  • Кукольный театр

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.

Станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности зависит:

  • от компетентности взрослого,
  • его доброжелательности,
  • заинтересованного отношения к детям,

Ребёнок и взрослый

действуют вместе –

им обоим должно быть

комфортно в музыкальной среде.

Татьяна Жукова

Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда (музыкальная среда , а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой , умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей.

Основные знания и умения ребёнок получает на специально-организованных занятиях в музыкальном зале , а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности, т. е. в группе. Вот почему педагоги нашего ДОУ очень вдумчиво и внимательно относятся к проектированию и организации музыкально-развивающей среды в группах , стремятся сделать её интересной и насыщенной. При создании условий для музыкального и творческого развития детей, мы учитываем, что обстановка во всех возрастных группах в первую очередь должна быть комфортной и безопасной для ребёнка, пособия должны соответствовать требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей.

Силами наших воспитателей в каждой группе созданы предметные зоны для развития творческих способностей дошкольников. Здесь наши воспитанники имеют возможность в игровой форме закреплять знания, полученные на занятиях : исполнить знакомые песни, аккомпанируя себе на детских музыкальных инструментах ; зарисовать сюжет полюбившейся песни или инсценировать её, используя элементы костюмов. Часто можно наблюдать, как дети, распределившись по подгруппам , делятся на певцов, музыкантов и зрителей .

При организации предметной среды , а также в процессе разработки её компонентов, мы столкнулись с проблемой нехватки материальных средств на приобретение различного оборудования, пособий и детских музыкальных инструментов . Как бы парадоксально это не звучало, но эта проблема способствовала развитию творчества педагогов, родителей и детей, так как многое компоненты среды были сделаны своими руками с минимальными материальными затратами.

На наш взгляд, использование нестандартного музыкального оборудования , изготовленного руками воспитателей, очень полезно, так как позволяет обеспечивать динамичность музыкальной среды , постоянное её обновление, а это, в свою очередь, вызывает у детей интерес к музыкальной деятельности , мотивацию, а затем и потребность в ней.

При изготовлении пособий мы стараемся использовать чистые цвета, предметы разных размеров , из разнообразных материалов. Часто эти звучащие атрибуты позволяют ребёнку «слышать» окружающий мир. Они легки в исполнении, требуют минимум материалов и функциональны по выполняемым задачам. Так, например, для изготовления музыкальной шкатулки достаточно взять мыльницу, наполнить её пуговицами, различными по размеру и фактуре, оклеить её клейкой лентой. Получившийся инструмент позволяет :

Научить ребёнка сравнивать отдельные звуки, контрастные по тембру и окраске звучания;

Воспитать желание использовать звучащие предметы в различных видах деятельности.

Так же легки в исполнении «шуршунчики» , «скрипунчики» и т. д. (полотняные мешочки, заполненные мелкими предметами из различных по качеству материалов : крупой, семечками, песком, крахмалом и др.)


Появлению в музыкальных уголках нового пособия «Музыкальные варежки » , вызвало у наших детей неподдельный интерес и способствовало решению задач по развитию ритмического восприятия.

Инструмент «Мишкины штанишки» (пластмассовые плечики с прикреплённой к ним разноцветной шуршащей упаковкой для цветов, которая нарезана мелкой полоской) помогает решать следующие задачи :

Обучение детей самостоятельно и плавно выдыхать через рот;

Развитие навыков правильного дыхания через нос, увеличения объёма лёгких;

Побуждение детей к желанию имитировать звуки природы, развивать воображение (шуршание листьев, дуновение ветра) .


В своей практике мы также используем пособия, разработанные педагогом-музыкантом Е . Ю. Матвиенко «Весёлые кубики» . Кубики мы изготовили из квадратных картонных коробок, украшенных самоклеющейся цветной бумагой. Главное, чтобы кубик был лёгким и не травмоопасным. Изображения на кубиках также выполнили из самоклеющейся цветной бумаги в виде аппликаций. Пособие выглядит ярко, эстетично и тем самым вызывает желание играть с ним.


Игра в «Кубик-оркестр» позволяет чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи и музыки , развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки элементарного музицирования в оркестре, воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах .


Игра «Ритмический кубик» помогает развить у старших дошкольников слуховое внимание, ритмичность; использовать «звучащие жесты» - хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. д. ; закреплять навыки прямого счёта; вызывать положительные эмоции от игры.

Следует отметить, что при проектировании и создании предметных зон для развития творческих способностей детей, мы стараемся, чтобы музыкальная среда органично соседствовала с театральной и уголком по изодеятельности. Эти виды детской деятельности тесно связаны, взаимопроникновенны и как бы вытекают один из другого. В уголках для театрализованной деятельности представлены разные виды театров . Дети с удовольствием разыгрывают сценки кукольного театра, небольшие сказки, которые «озвучивают» при помощи музыкальных инструментов , и по желанию могут зарисовать сюжет полюбившейся сказки. Отрадно видеть, как кукла оживает в руках ребёнка. Эти куклы изготовлены руками наших воспитателей с участием детей старших возрастных групп. Большую помощь в этом оказывают наши родители.

Театр Смешарики.


Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что организация музыкальной предметно-развивающей среды требует соблюдение следующих принципов :

1. принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей и склонностей детей;

2. принцип функционального и эмоционального комфорта детей в среде (музыкальная предметная среда сомасштабна глазу , действиям руки, росту ребёнка);

3. принцип системности (периодическое обогащение и обновление содержания предметной среды для поддержания устойчивого интереса детей к творческой деятельности).

Соблюдение этих принципов помогает сформировать у наших воспитанников творческую активность, умение мыслить креативно, расти творчески развитыми людьми.

Одной из характерных тенденций в современном дошкольном образовании является создание в дошкольном учреждении


эстетически-развивающеи предметно-пространственной сре­ды. В исследованиях можно встретить различные определения это­го понятия. Рассматриваются и предметно-пространственная, и со­циокультурная, эстетически-развивающая, культурно-образователь­ная среда и т. п. Но при различии названий речь всегда идет о созда­нии оптимальной среды, обеспечивающей психологический комфорт личности ребенка (схема 32).

Среда дошкольного учреждения рассматривается в настоящее время как условие реализации ребенком своих способностей, сред­ство воспитания личностных качеств, обогащающий фактор раз­вития, который служит фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии со взрослыми и с другими детьми.

При этом в дошкольном образовательном учреждении осущест­вляются различные направления развития и воспитания детей, создание среды для которых будет обладать определенной специфи­кой. Нас интересует художественно-эстетическое направление, и прежде всего музыкальное воспитание как его неотъемлемая часть, и особенности создания развивающей среды для более эффектив­ного его осуществления.

Э.П. Костина, специалист по проблемам музыкального воспита­ния, рассматривает его как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре и считает, что можно говорить о му­зыкальной предметно-развивающей среде как о средстве приобще­ния ребенка к музыкальной культуре.

Таким образом, музыкальная среда становится одним из компо­нентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.

Автор на основе анализа данной проблемы утверждает, что для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, включающая музыкальную среду ДОУ, семьи, учреждений культуры и образования.

Музыкально-образовательная среда ДОУ включает в себя:

блок организованной (регламентированной) музыкальной деятель­ности: музыкальных занятий и развлечений, праздников и других видов деятельности с использованием музыки. Здесь ребенок впер­вые слышит музыкальные произведения, получает знания, умения и навыки, здесь создается положительный эмоциональный фон, формируется желание и далее встречаться с музыкой;

■ блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и са­мостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий:


- совместная с воспитателем музыкальная деятельность - в играх: сюжетно-ролевых с использованием музыкального репертуара, музыкально-дидактических, музыкально-твор­ческих и др.; в процессе условно-образного и условно-схема­тического моделирования содержания, характера музыки, средств музыкальной выразительности и т. п.;

- самостоятельная музыкальная деятельность детей вне за­нятий, возникающая по инициативе детей - песни, музыкаль­ные игры, упражнения, танцы, а также песенное, музыкально-ритмическое, инструментальное детское творчество.

Музыкально-образовательная среда семьи, где осуществляет­ся нерегламентированная музыкальная деятельность детей, это:

■ совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогич­ной деятельности воспитателя с детьми в ДОУ) организация се­мейного досуга (Л. Н.

Комисарова, Г. В. Кузнецова):

■ проведение семейных праздников;

■ посещение с ребенком музеев, театров (драматического, музы­кального (оперы, балета, мюзикла), кукольного);

■ создание «домашнего музея» (например, музея любимого ком­позитора) ;

■ коллекции детских музыкальных игрушек и музыкальных ин­струментов, домашнего оркестра, домашнего «театра» (куколь­ного, драматического);

■ организация в домашней обстановке разнообразной музыкаль­ной деятельности детей, развлечений с использованием музы­ки;

■ наличие музыкальной фонотеки из ценных в художественном отношении произведений;

■ самостоятельная работа (аналогична самостоятельной музы­кальной деятельности детей в ДОУ). Организуемая родителями музыкальная деятельность дает ребенку богатые впечатления, являющиеся мощным стимулом для его творческих проявлений. Кроме того, ему предлагаются различные модели поведения, что важно для его социализации, для развития взаимоотношений с окружающими.

Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования, направленная на музыкальное просвещение детей,


посещающих дошкольные учреждения (концерты, музыкальная школа или школа искусств, театральные спектакли и т. п.).

В целом музыкально-образовательная среда имеет свою струк­туру. Она состоит из предметного и музыкального компонен­тов.

Музыкальный компонент представлен аудиомузыкальной инфор­мацией, т. е. музыкой независимо от ее источника. Все остальное, в том числе музыкальные инструменты, игрушки, пособия и средства извлечения музыки (магнитофон и т.д.), относится к предметному компоненту. Таким образом, предметно-развивающая среда - си­стема материальных объектов деятельности ребенка.

Поскольку ребенок постепенно входит в пространства предмет­ного (рукотворного) мира и социальных отношений, помимо пред­метной и социальной выделяют развивающую среду, в которой про­исходят социальные взаимодействия ребенка, влияющие на его

Схема 32


развитие.

Окружающие ребенка сверстники и взрослые составляют его среду обитания, а взрослые, кроме этого, являются организато­рами педагогического процесса. В социальной составляющей среды выделяют такой существенный момент, как организация мотиви­рующего фактора, эмоционального фона среды. Поддержание тако­го фона, создающего комфортные условия для ребенка и культиви­рующего его музыкальное творчество, - важная задача педагога.

Выделяется ряд требований к проектированию музыкальной предметно-развивающей среды (С.Л.Новоселова, Э.П.Костина):

■ учитывать необходимость развития ведущей детской деятельно­сти;

■ среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития (Л.С.Выготский);

■ музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитив­ной сферы ребенка, т.е. содержать как консервативные (уже из­вестные ребенку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию;

■ нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются; и, наобо­рот, - постоянно используемые ребенком знания живут и обо­гащаются.

При этом отмечается, что станет ли эта среда развивающей, за­хочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности, зависит от компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтере­сованного отношения к музыкальной деятельности детей, прежде всего самостоятельной. Развивающие воздействия художественно-эстетической среды может реализовать только педагог, увлеченный музыкой, проявляющий интерес к музыкальным играм, демонстри­рующий детям возможности музыкальной предметной среды, соз­дающий творческие ситуации, пробуждающий интерес к музыкаль­ным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий подход.

При разработке и оценке музыкальной среды рекомендуется опираться (Э.П.Костина и др.) на следующие критерии ее качества.

Качество содержания. В музыкальной среде должен отражаться весь спектр детской музыкальной деятельности.

Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творче­ство), каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности:


■ восприятие музыки - пособия, помогающие воспринимать про­изведения;

■ воспроизведение музыки - пособия, побуждающие к исполни­тельской деятельности (пению, игре или танцу, инструменталь­ному музицированию);

■ музыкально-творческая деятельность - пособия, побуждающие к творческой импровизации в различных видах музыкальной деятельности).

Это обеспечивается разнообразием детских музыкальных ин­струментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон).

Содержание музыкальной среды должно отражать принцип си­стемности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной дея­тельности, поэтому следует усложнять содержание среды по воз­растным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности получения из среды необходимой информации для музыкально-творческой деятельности.

Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музы­кальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней. К Качество структуры. Музыкальная среда должна быть представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована так, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями, музыкаль­ными инструментами. Мини-центры удобны для развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя детьми или под­группой.

Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функцио­нальную нагрузку детей.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №9

Дидактические возможности предметно-развивающей среды в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей

Из опыта работы

Музыкального руководителя

МБДОУ №9 Калинкиной Н. В.

г. Усть-Лабинск

Современных детей окружает богатый мир звуков, источниками которых являются телевидение, радио, кино, аудио - видеотехника. Дети слушают музыку, доступную и недоступную их пониманию, близкую, интересную по тематике, и музыку, рассчитанную на взрослых. Поэтому процесс музыкального воспитания в ДОУ должен быть целенаправленным. Дошкольников привлекают сюжетность, сказочность, мир игрушек, животных Реальный жизненный опыт ребёнка, непосредственные впечатления об окружающем могут явиться питательной средой для приобщения его к музыкальному искусству.

Содержание музыкального воспитания в ДОУ создаёт благоприятные условия для развития потенциальных возможностей ребёнка, его музыкальных способностей. Музыка воздействует на ребёнка, способствуя формированию полноценной личности, воспитывая и обогащая его чувства, его эмоциональный мир. Если ребёнок с раннего возраста слушает красивую подлинную музыку, то со временем у него формируется музыкальный вкус, своё отношение к миру прекрасного. При восприятии или исполнении музыки возникают эстетические чувства как устойчивое отношение к музыке, содержащее в себе эмоциональную и познавательную природу. Эстетическое чувство формирует музыкальный вкус — способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. Важно знакомить детей с произведениями разных эпох и стилей, обладающими художественными достоинствами.

Основной целью педагогических усилий является не формирование определённого объема ЗУН, а развитие эмоциональной сферы дошкольников. Музыка только тогда выполняет свою функцию, когда у ребёнка будут развиваться эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, музыкальные способности.

Развитие отзывчивости на музыку разного характера, формирование музыкального вкуса в дошкольном возрасте создают фундамент музыкальной культуры. В понятие музыкальной культуры входят различные виды музыкальной деятельности, музыкальные умения, навыки, сложившиеся в результате практической деятельности, музыкально — эстетическое сознание.

Если у ребёнка появился интерес к музыкальной деятельности, если музыка затрагивает его чувства, если он способен дать оценку произведению, то музыкально — эстетическое сознание постепенно поднимается на более высокий уровень, от которого в свою очередь зависят развитие музыкальных способностей и общее развитие ребёнка.

Каковы же возможности детей для музыкального развития на разных возрастных этапах?

До трёх лет у ребёнка формируется музыкальные эмоции, накапливаются музыкальные впечатления.

В четыре года он слушает музыку более продолжительную, у него проявляется интерес к музыке, к определённым видам музыкальной деятельности.

В пять лет появляется устойчивый интерес к музыке и музыкальной деятельности. Эмоции, переживания становятся более глубокими, проявляются музыкальные способности.

Дети 6-7 лет могут контролировать своё исполнение, опираясь на собственный опыт. С приобретением музыкального опыта и жизненно возросшими возможностями дети способны более внимательно слушать, глубже чувствовать настроение произведения и отдельных его частей, развиваются устойчивый интерес к музыке и потребность в ней. Эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке объединяют эстетические эмоции, эстетические переживания содержания произведения.

Достижение основной задачи — воспитание интереса, любви, потребности в общении с искусством возможно только тогда, когда дети будут эмоционально отзывчивы, заинтересованы, активны и целеустремлённы, что создает благоприятную базу для развития индивидуальности каждого ребёнка.

«Если у ребёнка развить заинтересованное и увлеченное отношение, если он восхищается прекрасным, добрым. Выраженным в музыке, то этим решается основная задача нравственно — эстетического воспитания и успешно формируется разнообразные музыкальные навыки» — подчёркивает Н. А. Ветлугина.

Что же способствует созданию фундамента музыкальной культуры.

Выявлены средства, педагогического воздействия, которые формируют интерес детей к музыке, развитию музыкальных способностей. Среди них применение методов, приёмов, наглядных пособий, звуковых средств, которые помогают детям уяснить содержание и средства музыкальной выразительности.

Ведущее место среди педагогических средств занимает собственная увлечённость педагога, яркость, профессионализм исполнения, умение увлечь детей музыкой и словом. Применение поисковых, творческих заданий, проблемных ситуаций, вариативность методов и приёмов, видов музыкальных занятий, форм организации музыкальной деятельности, помогает детям активно приобретать музыкальный опыт, развивать самостоятельную творческую деятельность.

С целью повышения у детей интереса к обучению, развития детской деятельности и личности необходимо создание условий и, прежде всего предметно-развивающей среды по музыкальному воспитанию и развитию.

Предметно-развивающая среда содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как толчок к самостоятельной музыкальной деятельности, и как средство воспитания различных сторон личности ребёнка. Развивающая среда и материальное обеспечение не тождественны, но связаны между собой, так как материальное обеспечение является основой развивающей среды. Часто групповая комната забита случайными предметами, дорогими игрушками, которые не несут в себе развивающего начала. Порой игры, дидактические пособия, созданные руками педагогов, больших мастеров и энтузиастов своего дела, дают гораздо дольше, чем многие игры известных фирм.

При организации учебно-воспитательного процесса положительно сказывается применение дидактических пособий и звуковых средств. Они оказывают на ребёнка сильное воспитывающее и обучающее воздействие, так как обеспечивают наглядность, достоверность. Воздействуя на органы чувств комплексов красок, звуков, интонаций, дидактические пособия и звуковые средства вызывают у ребёнка многообразные ощущения. При одновременном воздействии нескольких раздражителей образуются временные связи между самими анализаторами, возникает ассоциация ощущений, что ведёт к повышению эмоционального тонуса и уровня работоспособности.

Как показывает практика, то, что воспринимается эмоционально, запоминается глубоко и надолго. Последнее очень важно, так как пониженное эмоциональное состояние ребёнка является одним из факторов снижения его работоспособности, а скука — самый мощный фактор утомляемости.

Исследователь М. С. Громбак, отличая, что интерес к обучению -главный источник повышения работоспособности, рассматривает его в двух аспектах: как привлекательность предмета или вид деятельности и как ощущение «интересно». Ведь главная цель обучения дошкольников заключается не столько в том, чтобы они усвоили определенный объём ЗУН, сколько в том, чтобы развить их умственную активность.

Следовательно, в процессе проведения музыкальных занятий должно происходить переплетение информационного и эстетического, взаимопроникновение эмоционального и познавательного. Благодаря сочетанию эмоционального, образного и логического компонентов музыкального материала усиливается познавательная активность ребёнка, создаются благоприятные условия для творческого осмысления нового. Тщательный отбор дидактических материалов на музыкальном занятии и комплексное использование оборудования помогают правильно спланировать работу с детьми. Задача педагога состоит в том, чтобы адаптировать нужное средство к конкретным условиям и возможностям детей, учитывая их индивидуальные особенности.

Изменился статус дошкольных учреждений, которые являются исполнителями запросов родителей, интересующихся, по какой программе работает детское учреждение, гарантируется ли подготовка к школе, есть ли студии, кружки, спортзалы и т. д. Часто в ДОУ можно увидеть насыщенную предметную среду, которую нельзя назвать развивающей. Причина в том, что нет ориентировки на возраст детей, на их индивидуальные возможности, особенности и интересы.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО — РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ:

1.Организация и расположение предметов развивающей среды должно быть рациональным и логичным. Музыкально – театрализованные зоны находятся рядом с литературным центром.

2.Развивающая среда должна отвечать возрастным особенностям и потребностям, иметь отличительные признаки. Для детей третьего года жизни необходимо относительно большое пространство, где они могут активно двигаться. Для детей четвёртого года жизни необходимо большое количество атрибутов (короны, шляпы, сумки) так как они стремятся быть похожими на взрослых. У детей старшей группы наблюдается потребность в игре со сверстниками, в общении, реализации которой помогут театрализованные и музыкально-дидактические игры.

3.Предметно-развивающая среда должна включать не только стационарное, но и полифункциональное игровое оборудование (ширмы разных размеров, скамейки, в коробах — предмет, куски ткани, платки, платья, туфли, шляпы, элементы разных костюмов). Дети всё это примеряют и что-то изменяют с позиций своих детских интересов.

В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для самостоятельного активного действия с разнообразными материалами-атрибутами, детскими музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми.

Дети должны иметь право выбора предметов для реализации индивидуальных интересов и потребностей.

Расположение предметов развивающей сферы должно быть комфортным, удобным, уютным и свободно перемещаться.

Оформление предметно-развивающей среды должно отвечать требованиям эстетики, привлекать внимание детей, побуждать к активным действиям в ней.

Во всех возрастных группах необходимо место для отдыха, где можно послушать музыку, музыкальные сказки, поиграть в музыкально-дидактические игры.

С трёх лет у ребёнка в группе должно быть неприкосновенное место, где хранится личное имущество: украшения, зеркальце, открытки, значки, подарки, игрушки.

10.Необходимо соблюдение техники безопасности во взаимодействии с предметами развивающей среды в целях охраны жизни и здоровья детей.

11.Развивающая среда должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям. Мебель, ширмы должны быть по росту ребёнка. Шапочки лучше помещать в полиэтиленовые карманчики, которые с помощью тесьмы можно легко повесить на грудь ребёнку. Детские музыкальные инструменты, такие как дудочки, свирели, губные гармошки, кларнеты, саксофоны и т. д., необходимо хранить в закрытых коробках и давать играть только одному ребёнку, после чего музыкальные инструменты обрабатываются. Предметы развивающей среды должны быть прочными, лёгкими и не громоздкими. Необходимо предусматривать, как ребёнок будет играть — сидя или стоя.