Какой смысл финала кладовая солнца. Урок литературы на тему"Смысл названия сказки-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"

Какой смысл финала кладовая солнца. Урок литературы на тему"Смысл названия сказки-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"

Мордовский республиканский институт образования Кафедра гуманитарного образования

  • Курсовой проект
  • Сказка-быль «Кладовая солнца» М.М.Пришвин «Смысл названия сказки-были.»
  • Выполнила:
  • учитель русского языка и литературы
  • Грачёва Светлана Геннадьевна
  • МБОУ « Поселковская средняя школа №1»
  • Атяшевского муниципального района
  • Республики Мордовия
  • Саранск 2015 год
Цели и задачи проекта:
  • выяснить смысл названия произведения “Кладовая солнца”;
  • на примере этого произведения учить детей добру, взаимовыручке, любви к природе и всему живому.
  • выявить авторское отношение к природе
Проблемные вопросы:
  • Что в произведении можно считать былью?
  • О чём говорит автор с убеждённостью очевидца?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы…
  • должны находить полезную информацию;
  • должны научиться анализировать прозаическое произведение;
  • должны научиться делать выводы
План сказки – были «Кладовая солнца»:
  • а) Жизнь Насти и Митраши после смерти родителей. б) За клюквой. в) Восход солнца в лесу; у Лежачего камня. г) История Травки. д) Блудово болото. е) Путь Митраши. ж) Путь Насти. з) Закат солнца в лесу. и) Спасение Митраши. к) Счастливый конец. Какой из пунктов предложенного плана вы могли бы назвать по-другому?
Работа по группам:
  • Где и когда происходит действие?
  • Что уже в начале произведения напоминает сказку,а что –быль?
  • Как ведется повествование? Кто рассказывает историю?
  • Какими вы видите главных героев сказки-были?
Закончите предложение:
  • «Страницы произведений М. Пришвина, певца природы, рассказывают о …»
  • «Я, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».
  • М.М. Пришвин
«Выслушав гон лисицы, Травка поняла круг пробега зайца: от Лежачего камня заяц бежал на Слепую елань и оттуда на Сухую речку Лежачему камню ».
  • «Выслушав гон лисицы, Травка поняла круг пробега зайца: от Лежачего камня заяц бежал на Слепую елань и оттуда на Сухую речку , оттуда долго полукругом на палестинку и опять непременно к Лежачему камню ».
Географические названия
  • СУХАЯ РЕЧКА
  • ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ
  • СЛЕПАЯ ЕЛАНЬ
  • БЛУДОВО БОЛОТО
  • ВЫСОКАЯ ГРИВА
  • ЗВОНКАЯ БОРИНА
«История названия Блудова болота» Что мы узнали о Блудовом болоте из текста произведения?
  • 1. Болото было небезопасное для людей.
  • 2. Здесь есть погибельные места, которые затянули многих жителей и животных.
  • 3. В Блудовом болоте можно заблудиться.
Раскройте значение слова «заблудиться»
  • В толковом словаре С.И.Ожегова:
  • «Сбиться с пути, потерять дорогу»
Сбился с пути
  • Сбился с пути
  • Потеряла дорогу и незаметно сошла с пути
Раскройте значение словосочетания «слепая елань»
  • В толковом словаре
  • живого великорусского языка В.И. Даля:
  • «Топкое место в болоте,
  • всё равно что прорубь на льду»
Почему же эту елань назвали СЛЕПОЙ?
  • Почему же эту елань назвали СЛЕПОЙ?
Объясните лексическое значение слова «Слепой»
  • 1. Лишенный зрения, способностей видеть, незрячий, плохо видящий.
  • 2. Неотчетливый, плохо различаемый.
  • 3. Безрассудный, действующий или совершающий без разумного основания.
Умейте различать – умейте видеть Запомните!
  • ТОПОНИМ – собственное название отдельного географического места (населенного пункта, реки, озера…)
  • ТОПОНИМИКА – раздел языкознания, изучающий топонимы
«Для всего что существует на свете в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав – в русском языке есть множество хороших слов и названий»
  • «Для всего что существует на свете в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав – в русском языке есть множество хороших слов и названий»
  • К.Г. Паустовский
Нет у нас безымянных лугов и полей; как людям, даются им имена
  • Нет у нас безымянных лугов и полей; как людям, даются им имена
Географические названия
  • СУХАЯ РЕЧКА
  • ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ
  • СЛЕПАЯ ЕЛАНЬ
  • БЛУДОВО БОЛОТО
  • ВЫСОКАЯ ГРИВА
  • ЗВОНКАЯ БОРИНА
«Топонимы моего села»
  • 1. Составьте карту топонимов своего села.
  • 2. Сфотографируйте географические объекты своего села.
  • «Всё прекрасное на земле от солнца, а всё хорошее –
  • от человека». М. Пришвин
Список литературы
  • 1. Чижова Г.И. Пришвинское “родственное внимание” к природе на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 2000. – № 2.
  • 2. Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Филологический анализ. – СПб., 1999.
  • 3. Шевченко А.И. Повесть М.М. Пришвина «Кладовая солнца» в VI классе // Литература в школе. – 2002. – № 4.
  • 4. Школьный атлас – определитель птиц. – М., 1988.
  • 5. Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В. Панов. – М., 1984.
  • 6. Пришвин М.М. Календарь природы // Пришвин М.М. Собр. соч.: В 8-ми т. – М., 1983. – Т. 3.
  • 7. Пришвин М.М. Кладовая солнца // Пришвин М.М. Собр. соч.: В 8-ми т. – М., 1983. – Т. 5.
  • 8. Пришвин М.М. Корабельная чаща // Пришвин М.М. Собр. соч.: В 8-ми т. – М., 1983. – Т. 6.
  • Иллюстрации из ресурсов Интернет

Сочинение

Михаил Михайлович Пришвин все свои произведения посвятил природе. В его повестях и рассказах явления природы оживают, наделяются свойствами, присущими живому существу. И хотя сам писатель говорил, что природа в его творчестве не существует отдельно от человека, все же в его книгах она становится самостоятельным персонажем. И у этого персонажа свои привычки, свой «характер».
В сказке-были Пришвина «Кладовая солнца» человек выступает хозяином природных богатств, благ, которыми нас одаривают леса, реки, поля, степи. Но не всякому природа открывает свои кладовые: только щедрый, добрый и мудрый человек достоин распоряжаться несметными сокровищами, которые скрывает от нерадивых хозяев матушка-природа.
Как писал сам автор, люди - «хозяева природы», а она для них является «кладовой солнца с великими сокровищами жизни». Но не так-то легко властвовать над природой, которая сама устанавливает законы, а люди должны им подчиняться. В сказке были «Кладовая солнца» природные явления становятся своеобразными действующими лицами, которые помогают или мешают людям. Так, у Пришвина «...ветер поиграл с домиком, и он сразу весь развалился». Словно живые, «очень волновались старушки-елки, пропуская между собой мальчика».
В пришвинской «Кладовой солнца» живут ель и сосна, о которых автор рассказывает так: «Ветер-сеятель принес два семечка... Оба семечка легли в одну ямку... С тех пор... ель и сосна вместе растут... Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями - за воздух и свет... Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья... стонали и выли на все Блудово болото».
И мы, читая эти строки, ясно видим «борьбу» искалеченных деревьев и сочувствуем этим жителям «кладовой солнца». Ведь Пришвин рассказывает о сосне и ели как о живых существах: они стремятся обогнать друг друга, борются за жизнь и воюют между собой. А не менее реальный злодей - ветер-прилетает мучить этих несчастных.
Чем внимательнее вчитываешься в строки этой пришвинской сказки, тем больше находишь на ее страницах примеров жизни обитателей «кладовой солнца». Они живут, радуются солнцу, горюют так, как если бы это были люди с их проблемами, страстями, слабостями, достоинствами и недостатками.

Другие сочинения по этому произведению

Митраша и Настя Природа и человек С лесом надо дружить. Единство человека и природы в сказке-были Пришвина “Кладовая солнца” Анализ сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» Чему научила меня сказка-быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца» Герои повести М. Пришвина «Кладовая солнца» Настя и Митраша Настя и Митраша (по сказке «Кладовая солнца»)

В чем смысл названия сказки-были "Кладовая солнца"? и получил лучший ответ

Ответ от Єёдор Марченко[гуру]

Ответ от [email protected] [гуру]
В том что там были залежи торфа. Или о том что все должны дружить потому как мы в душе все дети и у каждого есть твоя "кладовая солнца"


Ответ от Ўнона [гуру]
В сказке-были Пришвина «Кладовая солнца» человек выступает хозяином природных богатств, благ, которыми нас одаривают леса, реки, поля, степи. Но не всякому природа открывает свои кладовые: только щедрый, добрый и мудрый человек достоин распоряжаться несметными сокровищами, которые скрывает от нерадивых хозяев матушка-природа.
Как писал сам автор, люди - «хозяева природы» , а она для них является «кладовой солнца с великими сокровищами жизни» . Но не так-то легко властвовать над природой, которая сама устанавливает законы, а люди должны им подчиняться. В сказке были «Кладовая солнца» природные явления становятся своеобразными действующими лицами, которые помогают или мешают людям. Так, у Пришвина «...ветер поиграл с домиком, и он сразу весь развалился» . Словно живые, «очень волновались старушки-елки, пропуская между собой мальчика» .
В пришвинской «Кладовой солнца» живут ель и сосна, о которых автор рассказывает так: «Ветер-сеятель принес два семечка.. . Оба семечка легли в одну ямку.. . С тех пор.. . ель и сосна вместе растут.. . Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями - за воздух и свет.. . Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья.. . стонали и выли на все Блудово болото» .
И мы, читая эти строки, ясно видим «борьбу» искалеченных деревьев и сочувствуем этим жителям «кладовой солнца» . Ведь Пришвин рассказывает о сосне и ели как о живых существах: они стремятся обогнать друг друга, борются за жизнь и воюют между собой. А не менее реальный злодей - ветер - прилетает мучить этих несчастных.
Чем внимательнее вчитываешься в строки этой пришвинской сказки, тем больше находишь на ее страницах примеров жизни обитателей «кладовой солнца» . Они живут, радуются солнцу, горюют так, как если бы это были люди с их проблемами, страстями, слабостями, достоинствами и недостатками.


Ответ от Олег Зюбин [новичек]
Нет я думаю иначе)))
Там гдачтото есть оно есть но когда ты Отчаеваешся и не находил выбора то в любом случаи действовать нужно сердцом!


Ответ от Ёветлана Цыганова [новичек]
1.Кладовая солнца - торф в болоте (источник теплоэнергии)
2.Кладовая солнца - любовь человеческих сердец.


Ответ от Максим Красиленко [активный]
В словосочетание “кладовая солнца” автор вкладывает большое значение. Пришвин был агрономом, биохимиком, исследователем, следил за развитием современной ему науки. В «Кладовой солнца» он выступил не просто как писатель, но и как просветитель. В простой и ясной форме автор рассказывает о серьёзных естественнонаучных открытиях. Солнце отдаёт своё тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф - это природное богатство, которое жизнь на земле копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота - это тоже кладовая природы.
Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». М. М. Пришвин отказался от этого названия. Если бы Пришвин назвал рассказ «Друг человека», то весь акцент перенёс бы на образ собаки, которая спасла мальчика. Но главная идея рассказа в том, что природа - это огромная кладовая, и человек должен научиться пользовать природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Название «Кладовая солнца» вполне соответствует этой идее


Ответ от Николай Шаванов [новичек]
М. М. Пришвин называет кладовой солнца те огромные залежи торфа, которые потом исследовали и стали разрабатывать специалисты. Будучи одним из таких специалистов, Пришвин и узнал историю Мужичка в мешочке и Золотой курочки. История жизни этих ребятишек и стала потом основой сказки -были. обо всём этом написано в последней главе произведения. Современные дети не знают, как был важен торф в те времена, когда у нас в стране ещё не добывались нефть, газ, когда не были построены многочисленные гидроэлектростанции, атомные электростанции. Даже в городах еду готовили на примусах и керосинках, а зимой отапливались, чем придётся, в том числе и торфом. Даже электростанции на торфе работали. Это было сразу после войны, в сороковые - пятидесятые годы прошлого века. Когда рассказываю это своим детям, страшно удивляются. представить себе такого не могут. Поэтому, видимо, и возникает вопрос о смысле названия сказки-были Пришвина.


Ответ от Настя Слугина [новичек]
М. М. Пришвин называет кладовой солнца те огромные залежи торфа, которые потом исследовали и стали разрабатывать специалисты. Будучи одним из таких специалистов, Пришвин и узнал историю Мужичка в мешочке и Золотой курочки. История жизни этих ребятишек и стала потом основой сказки -были. обо всём этом написано в последней главе произведения. Современные дети не знают, как был важен торф в те времена, когда у нас в стране ещё не добывались нефть, газ, когда не были построены многочисленные гидроэлектростанции, атомные электростанции. Даже в городах еду готовили на примусах и керосинках, а зимой отапливались, чем придётся, в том числе и торфом. Даже электростанции на торфе работали. Это было сразу после войны, в сороковые - пятидесятые годы прошлого века. Когда рассказываю это своим детям, страшно удивляются. представить себе такого не могут. Поэтому, видимо, и возникает вопрос о смысле названия сказки-были Пришвина.


Ответ от Лейсан гиззатуллина [новичек]
В тексте есть об этом абзац


Ответ от Морозкова светлана [новичек]
почему только про торф???


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: В чем смысл названия сказки-были "Кладовая солнца"?

  1. Новое!

    М. М. Пришвин вошел в литературу не только как талантли­вый писатель, но и как этнограф, географ, космограф. Однако его произведения не были востребованы в советском обществе. Иде­альными для литературы того времени были произведения, пол­ные высокого...

  2. Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях редко изображает человеческие отношения, драматические ситуации, жизненные повороты, условно изображает характеры героев - не это является для него главным. Таланту Пришвина подвластна природа и человек...

    «Кладовая солнца» М. М. Пришвина - не совсем обычное произведение. Это сказка-быль, в которой удивительно переплетаются правда и вымысел, легенда и жизнь. Уже само начало произведения вводит нас в волшебный, сказочный мир: «В одном селе, возле Блудова...

    Жизнь Пришвина была типична для русского человека, который пережил три войны и революцию. Судьба М. М. Пришвина это характерная судьба русского человека именно потому, что почти всегда истинная жизнь его проходит в тени. Она никогда о себе не заявляет...

Цели урока

Оборудование

Методические приемы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метафорический смысл названия сказки М.М.Пришвина

«Кладовая солнца»

(урок литературы в 6 классе)

Цели урока : показать метафорический смысл сказки-были; раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы.

Оборудование : портрет писателя, рисунки-иллюстрации учеников, презентация к уроку.

Методические приемы : рассказ учителя, беседа по вопросам, пересказ учащимися эпизодов повести; сообщения учащихся, тестирование.

Ход урока

  1. Слово учителя . «Кладовая солнца» - необычно название, волшебное. Это, как определяет автор, сказка-быль. Слайд 1 – тема урока.
  2. Беседа по вопросам.

Где и когда происходит действие?

(Действие происходит в селе, в районе города Переславль-Залесского, во время Великой Отечественной войны – «возле Блудова болота»).

  1. Устное рисование. Какими вы видите главных героев сказки-были? (Рассказы учащихся о Насте и Митраше (с рисунками-иллюстрациями). Слайды 4-5.
  2. Сообщение с элементами пересказа. Куда и зачем отправились брат и сестра? Сообщение ученика о ягоде клюкве с включением описаний из сказки. Слайд 7.
  3. Наблюдение над художественными средствами, использованными в описании природы и тетерева-косача. Слайды 7-8.
  4. Проверка домашнего задания: пересказ эпизодов.

- история про лесника, старого охотника Антипыча. Главная мысль – вопрос о том, «что есть правда, какая она, где живёт и как её найти».

- история Травки – «ужасное несчастье в жизни Травки». Главная мысль – почему Травке трудно было привыкать к дикой жизни? Слайд 9.

- эпизод «Митраша в беде». Как природа предупреждала мальчика об опасности? Митраше? Слайд 10.

- эпизод «Приключения Насти в лесу». Почему Настя забыла о брате? Как животные реагируют на появление детей в лесу? Слайд 11.

7. Слово учителя . В конце сказки-были Пришвин восклицает: «Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» Это, конечно, не только о торфе. Это, прежде всего, о людях, их душевном богатстве. Как торф – «кладовая солнца», то есть жизни, так человеческая жизнь многих поколений – кладовая душевного тепла, любви.

Что нового мы узнаем о детях? (рассказ о возвращении Насти и Митраши в деревню, о помощи больным, ослабленным ленинградским детям). Слайд 12.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

9. Домашнее задание : подготовиться к тестированию.

Тест по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

  1. Жанр произведения: а) рассказ, б) роман в) сказка г) сказка-быль.
  2. В произведении описываются события

А) времени первой мировой войны

Б) периода Великой Отечественной войны

В) в наши дни

3. Тема произведения:

А) единство человека и природы

Б) взаимоотношения между людьми

В) размышления о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей

4. Повествование ведется от лица

А) Митраши и Насти

Б) геологов

В) жителей деревни

5. Рассказчики считают, что в дружбе Насти и Митраши было

А) прекрасное равенство

Б) бесспорное первенство сестры

В) преимущество брата

6. Елань (топкое место в болоте) называлась Слепою, потому что

А) люди, попав в неё, теряли зрение

Б) здесь раньше росли цветы, которые народ именовал «куриной слепотой»

В) внешне она никак не отличалась от остального болота

7. В предложении: «Могучие стволы соснового бора стали как зажжённые свечи великого храма природы» - автор использовал

А) антитезу

Б) эпитет

В) сравнение

8. Рассказ о тетереве-косаче («Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост») представляет собой

А) описание

Б) повествование

В) рассуждение

9. Закон жизни в лесу, отвергнутый Травкой, требовал от диких зверей жить для

А) других

Б) себя

В) природы

10. Человеческая правда, которую Антипыч «перешепнул» Травке,- это правда

А) принципа «Один за всех и все за одного»

Б) вековечной суровой борьбы людей за любовь

В) слов «Мы с тобой одной крови: ты и я»