Основные тенденции и проблемы современной российской культуры. Прогрессивные и реакционные тенденции

Основные тенденции и проблемы современной российской культуры. Прогрессивные и реакционные тенденции
Основные тенденции и проблемы современной российской культуры. Прогрессивные и реакционные тенденции

Для культуры и духовной жизни общества посткоммунистической России характерны тенденции, выявившиеся в период перестройки. Продолжался процесс возвращения обществу имен и явлений отечественной и мировой культуры, отторгнутых коммунистическим режимом. Переход к рыночным отношениям поставил представителей творческой интеллигенции в непривычные условия. С одной стороны, государство впервые сняло все запреты на творчество, но, с другой, - прекратило финансирование творческой деятельности. Уже в 1993 г. состоялись вернисажи художников-эмигрантов Оскара Рабина, Дмитрия Краснопевцева, Игоря Захарова-Росса. В Центральном доме художника прошла выставка работ Аркадия Петрова "Танцплощадка", выполненных в манере соц-арта, ведущими представителями которого являются художники Виталий Комар и Александр Меламид, поэты Дмитрий Пригов и Тимур Кибиров. В Третьяковской галерее была развернута экспозиция "Великая утопия", включавшая более тысячи картин русского авангарда 1915-1932 гг. Выходили труды русских религиозных философов - Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева, В. В. Розанова, П. А. Флоренского, книги писателей-эмигрантов - С. Д. Довлатова, А. Д. Синявского, А. А. Зиновьева, Саши Соколова. Любители поэзии получили возможность лично ознакомиться с известными на Родине, а также созданными за рубежом новыми произведениями русского поэта, лауреата Нобелевской премии по литературе Иосифа Бродского. После двадцатилетней вынужденной эмиграции вернулся в Россию великий русский писатель А. И. Солженицын. Продолжалась публикация произведений выдающихся деятелей отечественной культуры (Варлама Шаламова, Николая Эрдмана, Василия Гроссмана и др.), подвергшихся политическим репрессиям в годы сталинского террора.

В 1993 г. прозаику Владимиру Маканину была присуждена премия "Русский Букер". Вслед за этим редакция "Независимой газеты" учредила отечественную премию "Антибукер", присуждаемую по ряду номинаций ежегодно. Литературными премиями были отмечены работы и таких современных писателей, как Юрий Буйда, Юрий Давыдов, Марк Харитонов, Сергей Гандлевский, Олег Чухонцев, Андрей Сергеев, Вячеслав Пьецух, Виктор Пелевин, Борис Акунин (Г. Ш. Чхартишвили), Татьяна Толстая, Людмила Улицкая и др., чья популярность в нашей стране в последние годы необычайно выросла. В целом отечественная литература рубежа XXI в. отразила растерянность и непонимание людей, порожденные распадом "единого и могучего" Союза (например, повесть Фазиля Искандера "Пшада"), но в ней появились и новые "герои": "новые русские" нувориши, безработные и бездомные (например, повесть Зои Богуславской "Окнами на юг" и роман-эссе Оксаны Робски "Casual"). О русском национальном характере и российской истории сатирико-ироничным языком писал Вячеслав Пьецух ("Четвертый Рим", "Рука"). Три поколения российской интеллигенции XX в. представлены в повести Андрея Дмитриева "Закрытая книга", в художественном отношении продолжающей традиции русской реалистической литературы. Особую популярность в России получил детективный жанр, признанными лидерами которого стали произведения Александры Марининой (А. А. Марина) и Дарьи Донцовой (А. А. Донцова).

В условиях открытости новой России перед миром расширялись и контакты с соотечественниками-эмигрантами, успешно проходили конгрессы, встречи с известными деятелями культуры, живущими за пределами России. В Москве стали ежегодно проводиться Дни славянской письменности и культуры. Осмыслялись возвращенные культурные ценности. В июне 1993 г. вышел указ Президента РФ "О создании Международного фонда возрождения Валаамского архипелага и Спасо-Преображенского Валаамского монастыря". Российской академией наук и Российско-американским университетом в Москве был организован и проведен "круглый стол" "Возрождение России: концепции и реальность", в работе которого принимали участие Василий Аксенов, Владимир Буковский, Александр Зиновьев и другие отечественные ученые, политики и деятели культуры.

В культурно-созидательный процесс активно включались новые социальные слои. Началось возрождение традиций российского меценатства. Крупнейшие финансово-промышленные группы собирали коллекции произведений современных художников-авангардистов, устраивали концерты звезд мировой эстрады. Совместные предприятия оказывали помощь отечественному кинематографу. Московская конференция промышленников и предпринимателей учредила стипендию имени Е. Р. Дашковой лучшим студенткам и аспиранткам Российской академии наук и Московского государственного университета, а Ассоциация автопромышленников - премию "Триумф", присуждаемую за выдающийся вклад в развитие культуры и искусства. Наконец, в 1997 г. при поддержке правительства Москвы страховая группа "НАСТА" и Российский промышленный банк учредили национальную актерскую премию "Кумир". Значительный общественный резонанс вызвало появление национального театрального конкурса "Золотая маска" и актерской награды "Хрустальная Турандот". Началось формирование законодательных основ меценатства, однако в целом покровительство культуре в нашей стране пока не получило должного распространения.

Государство также оказывало поддержку отечественной культуре. В 1995 г. завершилась реконструкция комплекса зданий Государственной Третьяковской галереи, а к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне в Москве на Поклонной горе состоялось торжественное открытие историко-мемориального музейного комплекса. Присуждались Государственные премии в области литературы, искусства, науки и техники. В июле 1993 г. были приняты "Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах". По инициативе правительства началась работа, связанная с обменом и возвращением культурных ценностей, утраченных нашей страной в период бурных политических катаклизмов XX столетия. Уже летом 1992 г. была образована Государственная комиссия по реституции культурных ценностей, создавалась законодательная база этого процесса. Вместе с тем прилагались усилия к тому, чтобы сделать доступными для всеобщего обозрения сокровища мировой культуры, долго скрываемые в музейных запасниках в связи с возможными международными осложнениями. Так, в 1995-1998 гг. в Москве в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и в Эрмитаже (Санкт-Петербург) прошли выставки произведений искусства, ввезенных в СССР после Второй мировой войны (например, впервые была продемонстрирована коллекция предметов из золота "Сокровища Приама", собранная известным германским археологом Генрихом Шлиманом). Помимо этого под эгидой российского федерального и московского правительств широко проводились юбилейные торжества, посвященные 850-летию Москвы (осень 1997) и 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина (лето 1999).

В живописи на смену характерному для "перестроечных" лет отражению трагических событий советской истории пришло "обнажение язв" современной действительности. Популярными стали образы "человеко-зверей" (Гелий Коржев, Татьяна Пазаренко) и людей с печатью духовной, нравственной и физической деградации (Василий Шульженко, С. Сорокин), мрачные городские пейзажи (А. Палиенко, В. Манохин), эстетизация распада и разрушения (В. Брайнин). В изобразительном искусстве были представлены все жанры и направления (авангардизм, абстракционизм, постимпрессионизм). Особо следует отметить ренессанс реализма (например, портретного жанра, выдающимися представителями которого являются Александр Шилов и Никас Сафронов) и неопримитивизма (Н. Недбайло). Большую роль в восстановлении и развитии художественного творчества сыграл ректор возрожденной Академии живописи, ваяния и зодчества художник И. С. Глазунов, получивший мировую известность как сторонник неоклассицизма и монументализма.

В 1992-2006 гг. в Москве были установлены памятники А. А. Блоку, В. С. Высоцкому, С. А. Есенину, Г. К. Жукову, Ф. М. Достоевскому, открыты мемориал жертвам политических репрессий послевоенных лет на кладбище Донского монастыря, часовня Георгия Победоносца в честь 850-летия Москвы на 38-м километре МКАД. Большой вклад в формирование художественно-архитектурного облика столицы внес известный скульптор, президент Российской академии художеств (PAX) Зураб Церетели (скульптурные композиции Петра Великого, центральный обелиск Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, архитектурно-скульптурные комплексы на Манежной площади и в Московском зоопарке).

Много внимания уделялось восстановлению разрушенных храмов Русской православной церкви - храма Христа Спасителя, Казанского собора, Воскресенских ворот с Иверской часовней в центре Москвы. Среди проводившихся в России в постсоветский период реставрационных работ наиболее грандиозной по масштабам и затратам является реконструкция всего историко-архитектурного комплекса Московского Кремля с воссозданием дореволюционных интерьеров его знаменитых дворцов, осуществленная Управлением делами Президента РФ при участии И. С. Глазунова.

Значительное развитие в театральной жизни страны получили театры-антрепризы и театры-студии (например, О. П. Табакова, Л. И. Райхельгауза, А. А. Калягина, О. Е. Меньшикова, С. Б. Проханова, В. Б. Ливанова, А. Б. Джигарханяна и ряда других крупнейших режиссеров и актеров). Театральные сезоны в Москве и провинции стали проходить под знаком мировой и отечественной классики. Чаще всего режиссеры обращались к драматургии М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Островского, А. П. Чехова. Среди наиболее популярных пьес "Дядя Ваня", "Иванов", "Чайка" А. П. Чехова, "Маскарад" М. Ю. Лермонтова, "Женитьба" и "Ревизор" Н. В. Гоголя. Важным событием в развитии театрального искусства стало проведение в Москве в апреле - июне 2001 г. Всемирной театральной олимпиады.

В связи с прекращением финансирования было закрыто или переоборудовано большинство кинотеатров, фактически полностью реструктурирована система кинопроката. Резко свертывалась деятельность киностудий, количество выпускаемых фильмов сократилось со 178 в 1992 г. до 26 в 1997 г. Положение отечественного кинематографа осложнялось также тем, что российский кинорынок наводнила в основном американская, зачастую низкокачественная кинопродукция (боевики, фильмы ужасов, мелодрамы). Вместе с тем ведущие российские кинорежиссеры смогли создать ряд фильмов, которые были высоко оценены за рубежом, получив призы на крупнейших международных кинофорумах: "Утомленные солнцем" и "Сибирский цирюльник" Никиты Михалкова, "Небеса обетованные" Эльдара Рязанова, "Барабандиада" Сергея Овчарова, трилогия "Молох", "Телец" и "Солнце" Александра Сокурова. Большой интерес кинозрителей вызвали ленты, отразившие острые проблемы современности, например трагедию чеченской войны: "Мусульманин" Владимира Хотиненко, "Кавказский пленник" Сергея Бодрова (старшего), "Блокпост" Александра Рогожкина и др. Несмотря на кризис отечественного кинематографа, продолжалась творческая деятельность таких корифеев кинорежиссуры, как Кира Муратова, Алексей Герман, Павел Лунгин, Станислав Говорухин, Александр Сокуров.

За последние годы система кинопроката в стране восстановилась. Так, в Москве были открыты несколько десятков современных кинозалов, оборудованных современной техникой, а бывший кинотеатр "Россия" стал киноконцертным залом "Пушкинский", где ежегодно проводится торжественное открытие восстановленного Международного Московского кинофестиваля, президентом которого является председатель Российского фонда культуры и председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков. Ежегодно проводятся Всероссийский кинофестиваль "Кинотавр" в Сочи (президент фестиваля с 2005 г. - Александр Роднянский) и кинофестиваль стран СНГ и Балтии "Киношок" в Анапе (президент - Виктор Мережко). Появились и новые имена кинорежиссеров. Так, картина Кирилла Серебренникова "Изображая жертву" получила в 2006 г. главный приз Римского международного кинофестиваля, а фильм Андрея Звягинцева "Возвращение" получил сразу двух "Золотых львов" на Венецианском кинофестивале. Новый фильм Никиты Михалкова "12" также завоевал приз "Золотой лев" в Венеции и был выдвинут на соискание национальной премии Американской академии киноискусства "Оскар" в 2008 г. Среди последних кинолент российских кинематографистов следует выделить такие, как "Артистка" и "Пассажирка" Станислава Говорухина, "Волкодав" Николая Лебедева, "Граффити" Игоря Апасяна, "Груз 200" Алексея Балабанова, "Изгнание" Андрея Звягинцева, "Ничего личного" Ларисы Садиловой, "Простые вещи" Алексея Попогребского, "Юрьев день" Кирилла Серебренникова и "Путешествие с домашними животными" Веры Сторожевой.

Заметным явлением в отечественном кинематографе стало творчество кинорежиссера Федора Бондарчука, снявшего фильм "9 рота" (2005) о событиях в Афганистане и фантастическую кинодилогию "Обитаемый остров" и "Обитаемый остров. Схватка" (2008-2009) по мотивам романа братьев Стругацких. Безусловно, важным событием 2008 г. стал выход на экраны кинопроекта "Адмиралъ", посвященного А. В. Колчаку (снятого режиссером Андреем Кравчуком при содействии Первого канала российского ТВ).

Современное состояние духовности и нравственности многонационального российского общества во многом обусловлено влиянием массовой культуры. Безусловно, признавая огромный вклад в отечественную культуру выдающихся деятелей эстрадного искусства, таких как Иосиф Кобзон и Алла Пугачева, вместе с тем необходимо отметить и растущую коммерциализацию этой сферы художественного творчества, стремление большого числа эстрадных исполнителей подстроиться под наиболее примитивные потребности публики и перенести на российскую почву отнюдь не самые лучшие образцы поп-культуры Запада. Между тем заслуживают всяческой поддержки и одобрения масштабные акции по организации в России гастролей всемирно известных эстрадных исполнителей, таких как Элтон Джон, Стинг, Тина Тернер, Эрик Клэптон, Стив Уандер и ряда других. В 1990-е гг. в стране произошел бум танцевальной музыки, а рейв-дискотеки собирали до 10 тыс. участников. В 1999 г. был поставлен мюзикл "METRO", ставший заметным событием в музыкальной жизни Москвы. Вслед за этим появились мюзиклы "Норд Ост", "Нотр Дамм де Пари", "12 стульев", "Свадьба соек", "АББА" и др. Важным явлением в музыкальной жизни международного "шоу-бизнеса" стало проведение в Москве в мае 2009 г. конкурса Евровидение.

Определяющим фактором в формировании общественного мнения и социальных стандартов являются электронные средства массовой информации, и в первую очередь телевидение, ставшее в значительной степени в силу своей общедоступности "властителем дум" большинства рядовых россиян. Большое значение в связи с этим приобрело вещание телеканала "Культура", который знакомит зрителей с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры, в том числе с произведениями некоммерческого кинематографа.

Современная культура России 21 века требует многостороннего и глубокого рассмотрения. Она тесно соприкасается с прошедшими столетиями. Нынешнее её состояние культуры непосредственно связано с накопленным опытом. Возможно, внешне она несколько отрицает его, в какой-то степени даже играет с ним. Далее подробнее разберемся, каково современное состояние культуры в России.

Общие сведения

Культура современной России является частью общемировой. Она трансформирует, перерабатывает и впитывает новые тенденции. Таким образом, для того, чтобы проследить развитие культуры в современной России, нужно обращать внимание на мировые явления в целом.

Сегодняшняя ситуация

Сейчас проблемы современной приобретают первостепенное значение. Прежде всего, речь идет о мощном факторе социального развития. Культура проникает в каждый аспект человеческой жизнедеятельности. Это относится как к основам материального производства и потребностям, так и к величайшим проявлениям людского духа. Культура современной России оказывает все большее влияние на решение программных целей В частности, это касается построения правового государства, раскрытия творческих способностей человека, укрепления и формирования гражданского общества. Развитие культуры в современной России оказывает воздействие на многие области. Это касается личности, образа жизни мышления, досуга, быта, труда и так далее. Существуют особый институт - Управление культуры. В зависимости от статуса, им решаются и координируются те или иные вопросы. Что касается ее социального влияния, то оно выступает, прежде всего, необходимым аспектом деятельности общественного человека. То есть наблюдается ее регулирование определенными правилами, которые аккумулированы в традициях, символических и знаковых системах, новых тенденциях.

Основные сложности

На сегодняшний день развитие культуры в современной России сопряжено с рядом вопросов. Их поставила сама жизнь общества. В настоящее время все ориентиры направлены на качественно новое. Таким образом, наблюдается крутой перелом в осмыслении инновационных и традиционных тенденций социального развития. С одной стороны, они требуются для того, чтобы глубоко освоить культурное наследие. С другой же - необходимо умение выходить за рамки привычных представлений, которые уже отжили свое. Соответствующие реорганизационные изменения должно претерпеть и Управление культуры. Также требуется преодоление ряда реакционных традиций. Они насаждались и складывались веками. Эти традиции проявлялись в сознании, поведении и деятельности людей постоянно. Для адекватного решения этих вопросов необходимо понимание того, как происходит развитие культуры в современной России.

Влияние прогресса

Становление современного мира поспособствовало значительным изменениям в человеческом сознании. Взгляды людей обращены к пределам жизни. Осознание себя превращается в тенденцию. Возобновилась ориентация на свои историко-культурные формы. Будущее видится прежде всего в процессах расширения международных связей. В мировой культурно-исторический процесс должны быть вовлечены все страны. Произошли значительные социальные изменения. Вопросы о самобытности и особенности культуры России выходят на первый план.

Сведения об общих тенденциях

Какие особенности культуры современной России можно увидеть сейчас? Есть круг определенных проблем. На первом плане - новаторство и традиции в культурном пространстве. Благодаря устойчивой стороне последнего происходит трансляция и накопление человеческого опыта с исторической точки зрения. Что касается традиционных обществ, то здесь усвоение культуры осуществляется посредством вероисповедания образцов прошлого. В рамках традиций, конечно же, могут встречаться незначительные вариации. Они в данном случае представляют собой основу функционирования культуры. С точки зрения новаторства творчество значительно затрудняется.

Прогрессивные и реакционные тенденции

Создание культуры из ниоткуда не представляется возможным. Нельзя полностью отбросить предшествующие традиции. Вопрос об отношении к культурному наследию касается не только его сохранности, но и развития в целом. В данном случае речь идет о творчестве. Здесь с уникальным сливается всеобщее органическое. Культура народов России, а точнее ее ценности, являются неоспоримыми. Существует необходимость их распространения. Культурное творчество - источник инноваций. Оно вовлекается в процесс общего развития. Здесь прослеживается отражение широкого спектра противоположных тенденций исторической эпохи.

Особенности структуры

Что сейчас представляет собой культура в современной России? Кратко рассматривая ее содержание, можно отметить, что она подразделяется на несколько различных сфер:

  1. Религия.
  2. Все формы, в которых проявляется народный дух.
  3. Искусство.
  4. Техника.
  5. Наука.
  6. Судопроизводство.
  7. Общественно-политическое устройство.
  8. Характер армии.
  9. Экономика.
  10. Постановка воспитания.
  11. Характер работы, поселений, одежды.
  12. Письменность и язык.
  13. Обычаи.
  14. Нравы.

В данном случае история культуры для понимания уровня ее развития представляет первостепенную важность.

Современные реалии

Сейчас культура находит свое воплощение во множестве создаваемых духовных и материальных явлений и ценностей. Это относится к таким новым элементам, как:


При ближайшем рассмотрении становится ясно, что сфера культуры не является однородной. Дело в том, что у каждой составляющей есть общие границы - как хронологические, так и географические. Культура народов России, в частности, ее самобытность, неотделима. Она находится в постоянном взаимодействии. Между множеством самобытных культур происходит диалог. Взаимодействие осуществляется не только в настоящем времени. Оно также затрагивает ось "прошлое-будущее".

Главные отличия

Различение и культуры имело место уже в XX веке. Последняя, как и прежде, наполнена позитивным смыслом. Что касается цивилизации, то она имеет нейтральную характеристику. В некоторых случаях прослеживается прямое негативное "звучание". Цивилизация синонимична материальной структуре. Речь идет о достаточно высокой ступени овладения силами природы. Это мощный технический прогресс. Он, безусловно, способствует достижению материальных благ. Цивилизацию в большинстве случаев связывают с развитием техники. Это может быть использовано для реализации самых разнообразных целей. В то же время культура максимально сблизилась с духовным прогрессом.

Особенности развития

Формирование нового образа культуры - один из наиболее интересных моментов. Что касается традиционного видения мирового наследия, то оно в первую очередь связывается с органической и исторической целостностью. Новой образ культуры может похвастаться множеством ассоциаций. Это касается идей, с одной стороны, общечеловеческой этической парадигмы, а с другой - космического масштаба. Кроме того, формируется новый тип взаимодействия. Он выражается в отказе от упрощенной рациональной схемы решения проблем культуры. В настоящее время большее значение приобретает понимание чужих точек зрения. То же самое можно сказать о следующем:

Если учитывать подобную логику культурных коммуникаций, несложно понять, что принципы действия будут соответствующими.

Переломные моменты

Речь пойдет о начале 90-х гг. прошлого столетия. Национальная культура России до сих пор испытывает влияние того периода. События развивались под воздействием множества факторов. Происходил ускоренный распад единой культуры СССР. Формировалось множество национальных подразделений, для которых ценности совокупной культуры Советского Союза оказались неприемлемыми. Это также касалось и традиций. Не обошлось и без резкого противопоставления различных национальных культур. В связи с этим напряженность нарастала. В итоге единое социокультурное пространство распалось. Система, которая раньше была органически связана с предшествующей историей страны, оказалась в новой экономической и политической ситуации. Кардинально изменилось многое. Это также касается взаимоотношений властей и культуры. Государство больше не собиралось диктовать свои условия. Таким образом, культура лишилась гарантированных заказчиков.

Пути дальнейшего развития

Общий стержень культуры исчез. Ее дальнейшее развитие стало предметом острых споров. Диапазон поисков был очень широким. Это огромное количество вариантов - от апологии изоляционизма до следования образцам Запада. Объединенная культурная идея фактически отсутствовала. Определенная часть общества воспринимала эту ситуацию в качестве глубочайшего кризиса. Вот к чему пришла российская культура в конце XX века. В то же время некоторые считают, что плюрализм - естественная норма цивилизованного общества.

Положительные моменты

Духовная культура современной России тесно взаимосвязана с ликвидацией идеологических барьеров того периода. Дело в том, что это дало благоприятные возможности для ее развития. Однако в ходе данного процесса произошла некоторая утрата национальных черт. Это было обусловлено экономическим кризисом, который переживала страна, и сложным переходом к рыночным отношениям. В середине 90-х находилась в стадии острого кризиса. Стремление страны к рыночному развитию было приоритетным. Таким образом, отдельные сферы культуры попросту не могли существовать без поддержки государства. Пропасть между массовыми и элитарными формами продолжала углубляться. То же самое относилось к старшему поколению и молодежной среде. Неравномерность доступа к потреблению благ, как культурных, так и материальных, резко усиливалась. Совокупность вышеописанных причин привела к тому, что в стране появилась "четвертая власть". Речь идет о средствах массовой информации, которые стали занимать первое место в культуре. Что касается современности, то здесь самым причудливым образом переплелись следующие элементы:

  1. Анархия и государственность.
  2. Демонстративная аполитичность и огромная нарочитая политизированность.
  3. Эгоизм.
  4. Индивидуализм и соборность.
  5. Коллективизм.

Роль государства

Возрождение культуры - важнейшее условие обновления общества. Данный факт является вполне очевидным. Что касается конкретных движений на этом пути, то они по-прежнему остаются предметами ожесточенных дискуссий. В частности, это касается роли государства в данном процессе. Будет ли оно вмешиваться в дела культуры и регулировать ее? Или, возможно, она сможет самостоятельно найти средства для выживания? Существует несколько точек зрения по этому поводу. Некоторые считают, что культуре необходимо обеспечить свободу. Это также относится и к праву на самобытность. Таким образом, государство возьмет на себя проработку стратегических задач для "строительства" культуры, а также обязанности по охране национального наследия. Кроме того, необходима финансовая поддержка ценностей. Тем не менее все эти вопросы пока еще не решены. Речь идет о конкретной реализации данных положений. Многие считают, что государство еще не вполне осознало тот факт, что культуру нельзя отдавать на откуп бизнесу. Ее необходимо поддержать, так же, как и науку, образование. Это выходит на первый план в вопросах поддержания психического и нравственного здоровья страны. Отечественная культура имеет множество противоречивых характеристик. Тем не менее общество не может допустить отрыва от своего национального достояния. Культура распадается, и она не приспособлена к преобразованиям.

Возможные варианты

Что касается путей развития, то в данном случае существует множество противоречивых мнений. Некоторые говорят о возможном укреплении политического консерватизма. То есть ситуация может быть стабилизирована на основе самобытности России. Кроме того, следует выделить особый путь страны в истории. Тем не менее он может снова привести к огосударствлению культуры. В данном случае речь идет об осуществлении автоматической поддержки наследия и традиционных формах творчества. Что касается других путей, иностранное влияние на культуру неизбежно. Таким образом, любые эстетические новации будут существенно затруднены. Какую роль могут сыграть условия интеграции России? Стоит принять во внимание воздействие извне. Благодаря этому страна может быть превращена в "провинцию", если сравнивать ее с глобальными центрами. В отечественной культуре возможно доминирование чуждых тенденций. Хотя при этом жизнь общества станет более стабильной. В этом случае большую роль играет коммерческая саморегуляция структуры.

Ключевые проблемы

Конечно же, речь идет о сохранении самобытной национальной культуры. Также стоит отметить важность ее международного влияния. Культурное наследие внедряется в жизнь общества. Россия может включиться в систему общечеловеческих принципов. В этом случае она станет равноправным участником мировых художественных процессов. Государство должно вмешаться в культурную жизнь страны. Присутствие институциональной регуляции является острой необходимостью. Только так культурный потенциал будет задействован в полной мере. Государственная политика в соответствующих сферах будет переориентирована коренным образом. Так, внутри страны наметится ускоренное развитие многих индустрий. Также следует упомянуть о том, что физическая культура в современной России вышла из кризиса и развивается умеренными темпами.

Заключительные моменты

Для современной отечественной культуры характерно наличие многочисленных и противоречивых тенденций. В данной статье они были частично обозначены. Что касается нынешнего периода развития отечественной культуры, то он является переходным. Также можно с уверенностью сказать, что появились определенные пути выхода из кризиса. Что представляет собой прошлого столетия в целом? Это весьма противоречивый и сложный феномен. Он также сильно усугубляется тем, что мир долгое время условно был расколот на два лагеря. В частности, это относится к идеологическим признакам. Таким образом, культурная практика обогатилась новыми идеями и проблемами. Глобальные вопросы заставили человечество принять вызов. Это отразилось на мировой культуре в целом. И не только на ней. То же самое можно сказать о каждом национальном наследии в отдельности. В данном случае диалог различных культур является решающим фактором. Что касается России, то здесь необходима выработка и принятие правильного стратегического курса. Стоит отметить, что обстановка в мире постоянно меняется. Решение "культурной" проблемы является очень сложной задачей. Прежде всего, речь идет необходимости осознания имеющихся глубинных противоречий, которые присущи отечественной культуре. Причем это относится ко всему ее историческому развитию. У отечественной культуры все же есть потенциал. Он является достаточным для того, чтобы дать ответы на вызов, бросаемый современным миром. Что касается нынешнего состояния российской культуры, то оно очень далеко от идеального. Существует необходимость изменения мышления. В настоящее время оно в большей степени ориентировано на максимализм. В данном случае нужен радикальный переворот. Речь идет о настоящем переустройстве всего и вся, причем в самые короткие сроки. Развитие отечественной культуры, безусловно, будет сложным и долгим.

Историю культуры России в кратком обзоре мы предлагаем отследить по структурной типологии Н.А.Бердяева, разработанной им в цикле трудов об ее особенностях, пути, судьбе и . В этих работах ученый обозначил и определил его несколько основных этапов. Данную историческую типологию Бердяева можно рассматривать как основу, но с дополнениями, связанными с событиями последнего столетия.

Этап славяно-европейской цивилизации (X – начало XIII в.)

К этому периоду, называемому Киевской Русью , уже сформировались основы организации общества. Существовала письменность, был заложен базис государственности, появились правовые институты. Все это дало импульс для дальнейшей эволюции восточно-славянской культуры. Укрепление страны и приумножение территорий осуществлялось одновременно с у восточных славян и соседних племен. «Двоеверие» - причудливый симбиоз язычества и христианства порождает самобытную картину бытия, сочетающую разные религиозные представления.

  • не решение проблем, а уход от них в новые края,
  • земля ничья, божья,
  • чувство временности,
  • отсутствие необходимости глубокого укоренения на одном месте.

Такой способ ведения крестьянского хозяйства по территории и по количеству участников составлял большую часть древнерусской культуры, которая с трудом поддается исследованию, так как она не имеет письменных источников.

Художественная культура и история на базе письменных источников

История России того времени изучается по основным артефактам, относящимся к городской культуре: летописям, письменам, архитектурным памятникам, декоративно-прикладным поделкам, живописи из кладов и погребений. Основываясь на анализе художественных письменных источников, выделяют два стилистических направления:

  • монументальный историзм
  • эпический лиризм.

Монументальный историзм

Такой стиль получил распространение в конце X в. и господствовал до начала XII в. Это был период приобщения и равноценного вхождения Руси в христианство, осмысления своей роли в новой культуре. Подтверждение тому — сохранившиеся архитектурные, живописные и литературные свидетельства этого периода. Им характерны возвышенно-величавым настрой, они преисполнены важностью. Стиль монументального историзма точно отражал дух времени княжения династии Рюриковичей. Для героической эпохи страны это был первичный стиль, тождественный романскому стилю для Запада. Он был равноценен государственному и соответствовал запросам княжеского окружения, желанию молодой страны создать собственный имидж, свои принципы, сопоставить себя с культурой и историей мира.

Эмпирический лиризм

Этот стиль носит еще название вторичного, он сформировался к середине XII века. Этому времени характерно усиление феодальной раздробленности. Искусство становилось более приближенным к человеку, в нем стали выделяться черты отдельных людей, а не только широта государства, как это было в предыдущий период.

  • В архитектуре появились камерные формы, она стала более одушевленной, более праздничной, нежели мужественной.
  • того периода стало «Слово о полку Игореве». Это былинное и проникнутое эмоциями произведение, в котором отразилась история Руси, наряду с мыслями, эмоциями, печалями и отрадами реального человека.
  • Везде возводятся храмы, строятся монастыри, закладываются школы иконописи и ремесла, происходящие события заносятся в летописи.

О многогранности развития художественной культуры того времени можно судить по тому, как выкристаллизовывается письма в , развивается художественное обучение.

  • Новгород становится центром почитания Софии,
  • Владимир - Богоматери,
  • в Чернигове и Рязани - княжеских образов Бориса, Глеба.

Удельная Русь — культура XIII – XIV вв

XIII век вошел в историю как начало периода Золотой Орды. «Татарская Русь» вступила в фазу «нравственного монументализма». Постепенно раздробленность страны на удельные княжества была преодолена, что и помогло освободиться от ига.

Глубокие изменения, произошедшие к середине XIII века, дают основания для обособления этого периода, поскольку они также имели большое влияние на тип русской культуры. По той эпохе проведено много исследований, и есть разные мнения в оценке последствий нашествия степняков. Гумилев считал, что оно спасло страну от подчинения Европой, что, по его мнению, принесло бы гораздо больше вреда для России.

Эти события оставили весомый след, но монголо-татарское иго не могло радикально поменять русскую земледельческую культуру на кочевую. Но нашествие Орды приостановило развитие и нанесло невосполнимый ущерб. Были разрушены храмы, сожжены библиотеки и города, в угнетенном состоянии находились ремесла. Вторжение племен кочевников было воспринято как наказанье божье, вселенское бедствие, которому немыслимо было и противиться.

Когда иго было сброшено, культура и история России становятся иными. Основное последствие нашествия – регресс во всех областях жизни. Во второй половине XIII века развитие словно и замерло. Даже в новгородских землях, куда не «дотянулись» ордынцы, был угрюмый застой, сопровождавшийся только обновлением укреплений.

Атмосферу эпохи, переживания людей можно понять по литературным источникам в жанре «воинских повестей», жизнеописаний мучеников за веру, проповедей.

Московская Русь — этап XIV – XVII вв

Отрезок с конца XIV - по XVII в. вошел в историю как время образования евразийской цивилизации. Становление централизованного независимого государства с властью в Москве сформировало иную картину в разных сферах жизни. Это благоприятствовало порождению обновленной концепции ценностей и мироздания.

Русские княжества, освобождаясь от оков ига, сплачивались вокруг Москвы, создавая государство нового типа. Оно явилось средством в отстаивании суверенности. По сей день государство имеет чрезвычайную значимость в сознании людей, которая была приобретена еще в те времена.

Превыше личной выгоды и даже важнее законов оказались интересы государства и власть. Становление Московского царства приняло эстафету православия от падшего в те времена Константинополя. Византийское государство кануло в лету. Старец Филофей в своих письмах Василию III озвучил новые мессианские чаяния в концепции

Поэтапная история культуры великой России московского периода

Эволюцию русской культуры Московского периода можно разбить на три этапа:

  1. Русское Предвозрождение (конец XIV в. - середина XV в.)

Это время ознаменовала победа в Куликовской битве, вместе с ней произошел эмоциональный скачок национального самосознания. В этот период начался расцвет литературы, искусства, повышение индивидуального начала. Яркими примерами могут быть имена , Даниила Черного. Феофана Грека. По этим величинам развитие России можно сравнивать с Проторенессансом и итальянским ранним Ренессансом. Ренессанс обошел историю России стороной. Все ресурсы были пущены на создание и обустройство страны с центром в Москве. Там возводятся самые величественные храмы, создаются иконы, фрески, пишутся книги.

  1. «Державный монументализм » (вторая половина XV в. - XVIв.)

Он характерен окончательным становлением Московского царства. Страна стала расширяться в сторону восточных приделов, была взята Казань. Постепенно государство превращалось в обширную евразийскую империю.

Во всех сферах жизни страны идет урегулирование и упорядочение, например,

  • обустройство государства описано в «Степенной книге»,
  • систематизация исторических сведений — в Лицевом летописном своде,
  • религиозные каноны — в «Стоглаве», в «Великих Четьи-Минеях»,
  • семейные проблемы — в «Домострое».

Появляется новый архитектурный стиль – московский. Отстраиваются Кремль, Успенский собор, они являются символом России и по сей день.

  1. Русский ренессанс или барокко (XVII в.)

В этот период, его называют еще и «бунташным веком», произошло множество событий. Смена династий, польская интервенция, бунты крестьян. Культура этого периода, невзирая на множество драматических страниц в истории, просветленная и живая.

  • Архитектура насыщена красками, затейлива по форме и декоративна.
  • Живописные произведения декоративны, в то же время в них появляются реалистичные черты, объекты становятся более объемными за счет передачи светотени. Появились первые русские парсуны- синтез портрета и иконы.
  • также появляются герои с человечными чертами, которые живут в реальной жизни, таков первый русский роман «Повесть о Савве Грудницыне».

В искусстве, литературе передается индивидуальное начало и авторская точка зрения.

История культуры и искусства России (XVIII в. - начало XX в.)

Период Императорской России - время представления ее нового обличья. С Русская культура тяготеет к европейской, находится под ее влиянием, но остается самобытной. Исполинская евразийская цивилизация публична для Запада и Востока, но сохраняет независимость. Эту эпоху можно разделить на три временных отрезка.

  1. История культуры XVIII века

Это время радикальных реформ. Со времен принятия христианства Россия поворачивается к Западу по воле правителя второй раз. Культурные метаморфозы при правлении Петра I так же противоречивы и сложны, как и нововведения князя Владимира.

Петровское перемещение к Европе продолжили его наследники. Все стало периодом глубоких преобразований, коснувшихся разных сторон. Главной особенностью было овладение результатами и завоеваниями европейской культуры, большей частью посредством образования. Перемены происходили под натиском верхов и изнутри, так как предпосылки к ним уже созрели в предыдущем столетии. Такие черты, как реалистичность индивидуальность, рациональность, теперь облачились в европейский наряд.

Стремительность реформ привела к неравномерной их ассимиляции в разных слоях общества. Между европеизированными верхами и погрязшими в «трясину азиатчины» низами возник раскол. Кроме разобщенности по социальным мерилам, в это время образовалась трещина между культурой этнической и национальной. В будущем старания многих людей будут направлены на преодоление этого разрыва.

  1. История культуры XIX века

Это период своих начал и почерпнутых в Европе знаний. Их слияние дало толчок к дальнейшему развитию. Это столетие называют русским Золотым веком. Огромный перечень имен, открытий, замыслов, достижений, гениальных творений позволяет сказать, что в этот период Россия сыграла значительную роль в истории мировой культуры. Тогда наиболее ярко проявилась ее индивидуальность, были заданы первостепенные вопросы и даны решения проблем. Это период поиска культурной общности и духовности.

  1. Главное о Серебряном веке

Рубеж XIX -XX веков в истории России называют ее . Несмотря на кратковременность, его можно выделить в отдельный тип. Переломный ход времени подарил этой эпохе свободу, активную смену курса и тенденций. На страну нахлынула лавина свежих представлений, идей, суждений, парадигм, которые имели противоречивую направленность. Творческая жизнь стала интенсивной. Возникали и множились союзы, объединения, кружки, вовлекая в себя большое число новых членов.

В диалоге разных культур меняется и направленность: это не просто ретроспективное изучение, а стремление приобщиться и постигнуть, погрузившись в самые недра. Слияние разных видов искусств, мировоззрений, тяготение к единству – было одной из важных черт этого времени. Но период не был монолитным, в нем существовало множество несовместимых идей, разнонаправленных перемещений, демонстрирующих градус свободомыслия.

История культуры России – этап XX в.

1917 – 1991 годы двадцатого столетия относятся к Советской России. Это непростое и парадоксальное время, которое еще предстоит объективно оценить. В нем отразились самые противоречивые черты национального характера. Тоталитаризм стремился привести культуру к единообразной форме, но внешняя монолитность сочеталась с индивидуальным творческим началом, которое просматривается в иносказательной форме и на бытовом уровне, и в андеграунде. К оценке значения русской культуры советского периода стоит добавить и Его можно рассматривать как наследие дореволюционной культуры. Около 10 млн. эмигрантов верили в свою миссию ее сохранения и приумножения. Это подтверждает их просветительская, научная, издательская работа. Характерные особенности духовной жизни Серебряного века и развитие этих идей отразили в своих работах

Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Г.П. Федотов, Г.В, Флоровский, С.Л. Франк.

Еще предстоит объективное изучение и оценка трудов Русского Зарубежья как неотъемлемой части общероссийской культуры.

Современный этап истории

Как и предполагал Бердяев, после «пятой» идет формирование «шестой» постсоветской России. Самое важное завоевание здесь, несмотря на все препоны и проблемы, это:

  • освобождение от запретов идеологии,
  • присоединение запрещенных ранее работ и имен,
  • знакомство с зарубежной русской культурой.

Современный прогресс русской культуры объясняется динамичным развитием самопознания, поиском общности, раскрытием своей роли в мировой культуре.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Культура сыграла большую роль в духовной подготовке перемен, именуемых перестройкой. Деятели культуры своим творчеством подготавливали общественное сознание к необходимости перемен (фильм Т. Абуладзе «Покаяние», роман А. Рыбакова «Дети Арбата» и др.). Вся страна жила ожиданием новых номеров газет и журналов, программ телевидения в которых как свежий ветер перемен давалась новая оценка историческим деятелям, процессам в обществе, самой истории.

Представители культуры активно включались в реальную политическую деятельность: избирались депутатами, руководителями городов, становились лидерами национально-буржуазных революций в своих республиках. Такая активная общественная позиция привела интеллигенцию к расколу по политическому признаку.

После распада СССР политический раскол в среде деятелей культуры и искусства продолжался. Одни ориентировались на западные ценности, объявляя их общечеловеческими, другие придерживались традиционных национальных ценностей. По этому признаку раскололись почти все творческие связи и группы. Перестройка отменила запреты на многие виды и жанры искусства, вернула на экраны отложенные на «полку» фильмы и запрещенные к публикации произведения. К этому же периоду относится и возвращение блистательной культуры серебряного века.

Культура рубежа XIX и XX веков явила нам целый «поэтический континент» тончайших лириков (И. Анненский, Н. Гумилев , В. Ходасевич и др.), глубоких мыслителей (Н. Бердяев , В. Соловьев , С. Булгаков и др.), серьезных прозаиков (А. Белый , Д. Мережковский, Ф. Сологуб и др.), композиторов (Н. Стравинский, С. Рахманинов и др.), художников (К. Сомов , А. Бенуа , П. Филонов , В. Кандинский и др.), талантливых исполнителей (Ф. Шаляпин, М. Фокин, А. Павлова и др.) . Такой поток «запрещенной» литературы имел кроме положительного и негативный момент: молодые писатели, поэты, сценаристы были лишены возможности публикации в государственных изданиях. Продолжался и кризис в архитектуре, связанный с сокращением расходов на строительство.

Развитие материальной базы культуры резко замедлилось, что сказалось не только в отсутствии новых фильмов и книг на свободно формируемом рынке, но и в том, что наряду с лучшими зарубежными образцами культуры в страну хлынула волна продукции сомнительного качества и ценности.

Без четкой государственной поддержки (об этом свидетельствует и опыт развитых западных стран) в условиях рыночных отношений у культуры мало шансов выжить. Сами по себе рыночные отношения не могут служить универсальным средством сохранения и приумножения духовного и социокультурного потенциала общества.

Глубокий кризис, в котором находится наше общество и культура, есть следствие длительного пренебрежения объективными законами общественного развития в советский период. Строительство нового общества, создание нового человека в советском государстве оказалось невозможным, так как на протяжении всех лет советской власти люди были разлучены с истинной культурой, с истинной свободой. Человека рассматривали как функцию экономики, как средство, а это так же дегуманизирует человека, как техногенная цивилизация. «Мир переживает опасность дегуманизации человеческой жизни, дегуманизацию самого человека... Противиться такой опасности может только духовное укрепление человека» .

Исследователи различных культурологических концепций говорят о цивилизационном кризисе, о смене парадигм культуры. Образы культуры постмодерна, культуры конца тысячелетия (Fin Millenium) многократно превзошли наивный декаданс модернистской культуры конца столетия (Fin de Sitcle). Другими словами, суть происходящих изменений (применительно к смене культурологической парадигмы) состоит в том, что не культура находится в кризисе, но человек, творец, а кризис культуры лишь проявление его кризиса. Таким образом, внимание к человеку, к развитию его духовности, духа есть преодоление кризиса. Книги Живой этики обращали внимание на необходимость сознательного подхода к грядущим изменениям культурно-исторической эволюции человека и выдвигали на первый план этические проблемы как важнейшее условие развития человека и общества. Эти мысли перекликаются и с современным пониманием жизни человека и общества. Так, П. Костенбаум, специалист по вопросам воспитания руководящих кадров Америки, считает, что «общество, построенное не на этике, не на зрелых сердцах и умах, долго не проживет». Н. Рерих утверждал, что Культура – культ Света, Огня, почитание духа, высшее служение совершенствованию человека. Утверждение истинной Культуры в сознании человека является необходимым условием преодоления кризиса.

Если говорить кратко, развитие культуры в современной России у многих специалистов вызывает немалые опасения. Этот вопрос - проблема, корни которой уходят в далекое прошлое, в то же время нужно помнить и о том, что страна - лишь элемент всемирного сообщества. Мы принадлежим человечеству, и процессы, характерные для социума на глобальном уровне, оказывают влияние на состояние современной культуры России. Отрицать этот факт невозможно, сопротивляться ему неразумно, поэтому необходимо по возможности подстраиваться и уметь находить выгоду для себя - в том числе на национальном уровне. Самобытность нашей страны - это не только личное достижение и державный признак, но и элемент мировой культуры.

Вперед любой ценой

Если описывать ситуацию кратко, культура современной России довольно сильно меняется под влиянием тех потрясений, что воздействуют на культуру мирового уровня. Вопрос не только в продвижении идей гуманизма, которые в некоторой степени конфликтуют с техницизмом. В настоящее время довольно сильна полемика иррационалистов, рационалистов. Вместе с тем тенденции современной культуры России определяются усилением коллективизма и индивидуализма в разных слоях, группах общества. Противопоставление модернизма, традиционализма, конфронтация антропоцентризма, теоцентризма формируют те сложные условия, в которых живет современный человек.

Черты культуры современной России отражают тот кризис, в котором оказалась культура мирового уровня. Одновременно с этим играют роль специфические особенности исторического прошлого нашей державы.

Предпосылки и причины

Конец двадцатого столетия для нашего государства был сложной эпохой, когда держава буквально стояла на перепутье. Культура современной России во многом определяется решениями, общественными течениями, доминировавшими в этот временной промежуток. Сложность ситуации в наши дни обусловлена тем, что общество нуждается в ориентирах и ищет их, одновременно с чем культурные ценности мобилизуются, и это касается в первую очередь традиционного багажа.

Культура современной России - это проблема конфликта между несколькими пластами, буквально противостоящими друг другу. С одной стороны, за время советской власти сформировалась довольно специфическая культура, развивавшаяся семь десятилетий, и пропасть в одночасье она просто не могла. И в политике, и в обществе, и в художественных направлениях, в навыках труда, бытовых аспектах культура современной России обусловлена советским прошлым. Но есть и группа лиц, крайне негативно относящихся ко всему, что связано с этим историческим промежутком. Кто-то оперирует фактами, доказывающими несправедливость тоталитарного режима, а другие убеждают, что под советской властью народ создал непреходящие ценности, вдохновляющие людей по всему миру.

Что было - то не прошло

Наблюдая за тенденциями развития культуры современной России, нельзя не признать факта того, что в последнее время все больше внимания уделяется периоду до советской власти. В последнее время ценности, характерные эпохе до Октябрьской революции, все более активно привлекают внимание широких слоев общества. В частности, это можно заметить по тому, как возрождается интерес к творениям авторов Серебряного века. Культура современной России - это и гордость за произведения, написанные ушедшими в первую волну эмиграции творцами. Многие вспоминают нормы этикета, бытовавшие в эпоху дворянства, а также правила жизни старой интеллигенции, призывают воплощать их в нашей современности. Заметить повышенное внимание к прошлому, истории в современной культуре России можно по тому интересу, который вызывают традиционные народные одеяния, фольклорные сказания.

Культура нашей страны в настоящее время - это сложная система ценностей, в которой прошлое сливается с настоящим, одновременно с этим путь к жизни пробивают себе явления постсоветского пространства. Это довольно ощутимо по религиозной сфере. После столь длительного временного промежутка атеизма плюсы и минусы современной культуры России можно наблюдать «во плоти»: религиозные церемонии становятся все более торжественными, а идеи теологии приходят в жизнь широких слоев населения. Личные переживания духовного плана, теоретические изыскания стали характерной чертой российского общества наших дней.

Смешение и развитие

Процессы развития культуры в современной России - это своеобразный водоворот, в котором смешалось множество потоков, связанных с самыми разными направлениями и особенностями. Сочетания, соединения этих направлений движения дают довольно причудливые очертания. По мнению некоторых, развитие культуры в современной России представляет собой процесс уникальный, категорически любопытный, и в нем так и манит поучаствовать. В то же время те, кто наблюдают это смешение изнутри, не всегда могут четко определить, что принадлежит нормам, а что выходит за пределы понимания культуры, нормальности, актуальности.

Одновременно наблюдаются процессы возникновения принципиально новых течений и направлений, причем некоторые из них - это определённые заявки на доминирование уже в ближайшем будущем. Положительные черты развития культуры современной России, как отмечают многие исследователи, пока довольно смутные, сформулировать их четко не представляется возможным, но и нельзя отрицать факт появления, постепенного зарождения нового. Культура в настоящее время в нашей стране открыта для внешнего влияния и приветствует свежие взгляды на сложившиеся ситуации и отношения. Общество идет по такому пути, что даже самые внезапные повороты становится лишь особенностями культуры современной России, не ломая и не травмируя общественность.

Моно и поли: одно сменяет другое

В последнее время в нашей стране, как говорят некоторые теоретики, разбирающие тенденции и становление особенностей культуры современной России, уходят в прошлое так называемые моностилистические направления, место которых достаточно быстро занимает полистилистический социум.

Проблемы культуры в современной России

Таковых в настоящее время при теоретическом исследовании особенностей культурного социального развития выделяют несколько. Наиболее важный аспект - это взаимосвязь с катаклизмами, постигшими политическую, идеологическую сферы жизни общества в последние несколько десятков лет. Недавно еще столь крепкие советские идеалы вдруг были раскритикованы и оказались буквально «не у дел». В то же время народ не получил вместо прежних тенденций какие-то новые конструктивные идеи, которые были бы актуальны для широких слоев населения, то есть признались бы народными массами. Дело даже не в общей идеологии, насаждать которую нужно любой ценой. Основная проблема культуры в современной России - отсутствие такой идеи, которая отразила бы духовный облик державы.

Некоторые исследователи придерживаются мнения, что общую идею можно изобрести и предложить широким массам на рассмотрение, причем она сразу будет принята, если подать ее правильно. Другие не согласны с таким подходом и считают это некорректным упрощением - народ не является покорным стадом овец, не приемлет внезапных пророков, продвигаемых кем-либо. Идея, которая бы объединила социум, должна вызреть в народном сознании и отразить стремление к единению. Если эта проблема развития культуры в современной России будет решена, нация получит единый стержень развития, не препятствующий многообразию форм, но дающий систематизированную идеологию, необходимую для движения вперёд.

Сложность - не одна

Еще одна проблема, связанная с нынешним состоянием культуры в нашей стране, обусловлена денежным аспектом: материальное, финансовое обеспечение в последнее время довольно сильно уменьшилось, а престиж занятости в творческой сфере существенно упал. Деятели культуры, видя лучшие для себя перспективы в других странах, активно уезжают заграницу. Элита данной области в нашей стране в последнее время ощутимо стареет, а вот молодого вливания практически нет. Наиболее перспективные личности направляют свои усилия на развитие бизнеса или погружаются с головой в поп-культуру как наиболее выгодный вариант.

Иностранные культурные потоки - это еще одна сложность, с которой сталкивается России в настоящее время. Конечно, «свежий ветер» извне оказывает положительное влияние на любую державу, но необходимо понимать, что контроль над таким «дуновением» должен быть очень строгим, иначе пострадает собственный пласт культуры. Сегодня Россия в какой-то степени становится богаче, так как взаимодействие с мировой культурой несет положительные ценности, но это также приводит к подавлению собственного уникального багажа, накопленного за долгие столетия. Ценности, присущие нациям, из которых сформирована федерация, постепенно деградируют без адекватной поддержки.

Работать вместе или друг против друга?

Одна из сложностей, обуславливающих специфику развития культуры нашей страны - это противостояние, которое достаточно давно характерно массовой культуре и элите. Традиционные, близкие к корням наций веяния вступают в конфронтации с профессиональными направлениями, что также задает специфический тон развития. Массовая культура - это многочисленные упрощения, допущенные в рамках популяризации течения, ориентированные на примитивность вкусов, доступность для всех и каждого. Принадлежность к этому типу культуры не требует духовного взлёта, не вынуждает страдать и терзаться. Массовость - это космополитизм в худшем понимании термина.

Элитарное течение - это специфическая сфера, куда допущены только избранные, способные доказать свою причастность к этой области. Это так называемые «высоколобые», для которых характерен снобизм, причем на индивидуалистических началах. Современная элитарная культура доступна только посвященным, замысловата и старательно зашифрована, чтобы не допустить никого «лишнего».

Народ и профессионалы

Народная культура во многом обусловлена традициями, сформированными в далеком прошлом. Тот факт, что базой становится опыт, накопленный за многие столетия, позволяет укрепиться такому течению. Его противоположность - профессиональная, которая, как утверждают некоторые, с полным правом может называться высокой. Она отрицает традиции и противостоит им, а во главу угла ставит инновации.

Профессиональная высокая культура - это не только прозрения, способность обнаруживать удивительные новинки, но также оригинальничание, нередко граничащее с авантюризмом. Мировая культура также отличается противостоянием перечисленных течений, и в глобальном сообществе конфликт не столь ярко выражен, как это можно наблюдать в повседневности народа нашей страны.

Есть ли будущее?

Несмотря на обилие проблем, характерных современности, культура России показывает хороший потенциал для развития в настоящем и будущем. Есть пункты, по мнению профессионалов, исключительно обнадеживающие, а другие показывают, что страна идет вперёд, подготовлен фундамент для основательного развития.

Наиболее важным фактором считают устойчивость, характерную культурным наслоениям России. Пусть народ столкнулся с духовными сложностями, путаницей и неразберихой, политические деятели двигаются вперед по очень замысловатым зигзагам и спиралям, а повседневность непредсказуема из-за экономических потрясений, энтузиасты есть и по сей день. Страна претерпевает постоянные существенные организационные перестройки, но это не отменяет наличия защитников культуры и активистов.

В чьих руках будущее?

Творят, действуют, продвигают вперед культуру в современной России в первую очередь авторы картин, музыкальных произведений, академики, работники библиотек, хранители промыслов разных народностей. Очень большой вклад вносят преподаватели, учителя, воспитатели, работающие с аудиторией самых разных возрастов. Нельзя недооценивать их вклад в культурное богатство страны, влияние на формирование будущего поколения. Регулярно организуются фестивали, симпозиумы, в рамках которых специалисты обмениваются опытом, что делает работу более эффективной. Образовательная система будущего развивается, приобретает новые, более эффективные черты. Немалое значение имеет и всемирная паутина, доступ к которой есть сегодня почти во всех населённых пунктах страны. Интернет стал незаменим орудием обмена опытом, совершенствования, распознавания новых методик и понимания, каким образом можно их использовать в практике.

Культура будущего - как страны, так и мира - во многом обусловлена теми процессами изменения, которые протекают в сообществе на глобальном уровне. Идея коэволюционного взаимоотношения культуры, природы - вот основная тенденция, которая будет доминировать в ближайшее время. Дерзкие новинки должны дополнить традиции народов, сохранявшиеся долгие столетия, специфические моменты конкретных наций сольются, не теряя своей уникальности, с общеродовыми. Эмоции, интеллект, индивидуальность и социум, внерациональное и рациональное, как видно из наиболее позитивных прогнозов на ближайшее время, будут активно сотрудничать, что станет залогом формирования полноценного общества, где культура будет высокой, но продолжающей развитие.

Молодежь: особенности вопроса

Сложно спорить с тем, что будущее культурного развития нашей державы полностью в руках современной молодёжи. Особенности этого пласта населения существенно изменились за последние несколько десятилетий с момента распада СССР, а вот подходы к общению с ними во многих образовательных учреждениях и по сей день практикуются такие же, как и ранее. Важно понимать, что молодежь - это носитель ценностей культуры, именно в этом классе заключено будущее страны.

Некоторые считают, что особенную проблему представляет собой факт того, что современная молодежь далека от духовной сферы. В этом принято обвинять учителей, средства массовой информации и методы подачи данных. Некоторые считают, что современные дети воспитываются в атмосфере безнравственности, им с детства прививается пренебрежительное отношение к базовым ценностям - работа, семья, труд. Некоторые также говорят, что современные подходы к воспитанию молодежи в России провоцируют повышение уровня насилия, так как с детства не объясняют, насколько это некультурно, а вот информационные сводки и примеры окружают буквально на каждом шагу. Начиная критически оценивать окружающий мир, молодые люди видят, как рушатся демократические идеалы, сколь слабы ценности, декларируемые в обществе, и это провоцирует всплеск нигилизма и безответственности. Многие считают, что решить социальные проблемы вовсе нереально, и в среде молодежи доминируют безнадежные, упадочные настроения.

Культура и субкультура

Рассматривая особенности современной молодежи, некоторые специалисты утверждают, что необходимо говорить об этой прослойке населения как о дополнительной субкультуре, в которой действуют собственные правила. Сформирована прослойка людьми, которые еще находятся в определённой стадии развития, когда образцы мировой культуры не понятны, не принимаются, а любые идеалы подвергаются осуждению и критике.

В то же время отмечается, что молодежи свойственны культурные классические образцы, но это больше сопряжено с юношеским возрастом переоценки ценностей. Если в этот момент человеку повезет столкнуться с хорошим наставником, воспитателем, вероятно, его культурное развитие несколько изменит свое направление. Бывает и другая ситуация, когда обстоятельства развиваются не столь позитивно. С другой стороны, нужно понимать, что культурное будущее России нельзя сформировать, в принудительном порядке всех заставив приобщаться к мировой культуре - у любого человека есть право свободного выбора, и только принятое самостоятельно и осознанно решение имеет смысл и будет источником положительного итога, продуктивной жизнедеятельности, которая поможет дальше развивать культуру страны.