"житие феодосия печерского" нестора как классический образец преподобнического жития. Значение феодосий печерский в краткой биографической энциклопедии

"житие феодосия печерского" нестора как классический образец преподобнического жития. Значение феодосий печерский в краткой биографической энциклопедии

Кириллин В. М.

Перу преподобного Нестора Летописца принадлежит замечательное литературное произведение - "Житие преподобнаго отьца нашего Феодосия, игумена Печерьскаго". Древнейший список этого сочинения относится к рубежу XII-XIII вв. и содержится в Успенском сборнике. Относительно времени создания "Жития" ведутся споры: одни исследователи полагают, что оно было написано спустя несколько лет после смерти Феодосия (1074) и связывают работу над "Житием" с началом его местного монастырского почитания и до перенесения его мощей в печерскую церковь Успения пресв. Богородицы в 1091 г., другие приурочивают написание "Жития" ко времени общерусской канонизации знаменитого игумена в 1108 г. Кроме того, сам Нестор в предисловии к своему труду указывает, что осуществил его после создания "Чтения о Борисе и Глебе".

Нестор пришел в монастырь, когда Феодосия уже не было среди живых, но зато живо было устное предание о нем. Оно и послужило "списателю" основным источником при работе над "Житием". Он также использовал рассказы печерского келаря Феодора, который хорошо знал мать подвижника и многое узнал от нее о доиноческих годах жизни подвижника. Наряду с этим Нестор пользовался богатейшим наследием восточно-христианской агиографии, известной ему по уже имевшимся славяно-русским переводам. Последняя служила ему не только идейно-содержательным и композиционно-стилистическим примером для литературного подражания, но и сокровищницей, из которой он черпал отдельные образы и выражения. Исследователи выявили значительный комплекс литературных источников Нестора, - это, прежде всего, "Жития" палестинских (Евфимия Великого, Саввы Освященного, Феодосия Киновиарха, Иоанна Молчальника) и собственно греко-византийских святых (Антония Великого, Иоанна Златоуста, Феодора Эдесского, Феодора Студита), подвизавшихся в IV-VI вв. Из некоторых переводных агиографических сочинений Нестор заимствовал даже значительные текстовые фрагменты ("Жития" преподобных Саввы, Евфимия и Антония), восполняя таким образом биографические пробелы в устном предании о Феодосии Печерском.

Структурно труд Нестора представляет собой классическое, "правильное" житие: в нем есть вступление, основная часть и заключение. Вступление безукоризненно следует литературной традиции. В нем выражены благодарность Богу и самоуничижение: "Благодарю тя, Владыко мой, Господи Иисусе Христе, яко съподобил мя ecи недостойнаго съповедателя быти святыим Твоим въгодьником, се бо испьрва писавъшю ми о житии и о погублении и о чюдесьх святою и блаженою страстотрьпьцю Бориса и Глеба, понудих ся и на другое исповедание приити, еже выше моея силы, ему же не бех достоин - груб сы и неразумичьн". В нем есть изъяснение целей, ради которых автор взялся за перо. Во-первых, он решал учительно-религиозную задачу: "Да и по нас сущие чьрноризьци, приимьше писание, и почитающе, и тако видяще мужа доблесть, въсхвалять Бога, и, въгодника Его прославляюще, на прочия подвиги укрепляються". Во-вторых, Нестор руководствовался национально-патриотическими интересами, ибо "Житие Феодосия Печерского" является свидетельством перед всем миром, "яко и в стране сей таков мужь явися и угодьник Божий", что ставило Русь в равное положение с другими христианскими государствами. Вступление содержит просительное обращение автора к читателям: "Молю же вы, о возлюблении, да не зазьрите пакы грубости моей, съдержим бо сый любъвию еже к преподобьнууму, сего ради окусихъся съписати вься си яже о святем". Наконец во вступлении имеется предначинательная молитва автора: "Владыко мой, Господи Вьседрьжителю, благым подателю, Отче Господа нашего Исус Христа, прииди на помощь мне и просвети сьрдце мое на разумение заповедий Твоих и отвьрзи устьне мои на исповедание чюдес Твоих и на похваление святааго въгодника Твоего, да прославиться имя Твое, яко Ты ecи помощьннк всем уповающим на Тя въ векы. Аминь".

Основное повествование "Жития" двучастно: в первой части весьма подробно рассказано о жизни отрока Феодосия до его прихода в пещеру к святому Антонию, во второй - о его иноческих деяниях. Повествуя о юности своего героя, Нестор смело вышел за рамки агиографической традиции и остался в этом оригинален, поскольку у него так и не нашлось подражателей среди последующих русских агиографов. Сочинение Нестора единственное, которое содержит столь фактологически богатую биографию подвижника применительно к ранним годам его жизни и при этом лишенную малейших элементов легендарности. Главной темой рассказа о юности Феодосия является его борьба за собственное духовное призвание. Все приводимые Нестором факты как бы подчеркивают мысль о божественном предопределении подвижничества Феодосия. Сын в общем благочестивых родителей, Феодосий уже в раннем возрасте почувствовал влечение к подвижничеству и отличался необычным поведением: "хожаше по вся дьни в цьркъвь божию, послушая божествьных книг съ въниманиемь. Еще же и к детьмъ играющим не приближашеся, яко же обычай есть уным, нъ и гнушашеся играм их", вопреки уговорам родителей предпочел вместо нарядной носить "худую" одежду и в заплатах, так как "изволи быти яко един от убогых", кроме того, "дати ся веля на учение божьствьнных книг единому от учитель... и вскоре извыче вся грамматикия", вызвав общее удивление своей "премудростью и разумом". Впоследствии, уже будучи игуменом, Феодосий сохранил любовь к книгам: Нестор свидетельствует, что в его келье денно и нощно писал книги некий инок Иларион, что и сам он смиренно занимался прядением ниток для переплетов, помогая книжному мастеру Никону. Размышляя об этом, Г. П. Федотов поставил Нестору в заслугу то именно, что он утвердил в русской агиографии мотив книголюбия подвижника и любовь к духовному просвещению и тем самым пресек "с самого начала на Руси соблазн аскетического отвержения культуры". В течение всей жизни Феодосий сохранял и тяготение к чрезвычайно скромным одеяниям, а также к трудничеству, являя этим свое смирение.

С идеальным по-христиански образом подвижника контрастирует образ его матери. Он передает прямо противоположную идею - идею земного, материального начала. Последняя подчеркнута Нестором портретной характеристикой: мать Феодосия была "телъмь крепъка и сильна, якоже мужь; аще бо кто не видевъ еа ти слышааше ю беседующу, то начьняше мьнети мужа ю суща". Вместе с тем, она преисполнена любви к своему сыну, но любовь ее по-человечески страстна и слепа, эгоистична и требовательна. Поэтому она не понимает и не принимает его духовных устремлений. Отсюда и возникает первый зафиксированный русской литературой конфликт "отцов и детей". Нестор свидетельствует о длившемся несколько лет противоборстве Феодосия с матерью и в связи с этим рассказывает о нескольких эпизодах.

Когда семья Феодосия после смерти отца переехала из Василева под Киевом в Курск, "божьствьный уноша", непрестанно помышляя о том, "како и кымь образом спастися", возжаждал побывать в святых местах, "иде же Господь нашь Иисусъ Христосъ плътию походи". А было ему тогда 13 лет. И вот однажды в Курске появились "страньници", направлявшиеся в Палестину, их Феодосий и упросил, чтобы взяли его с собой. Никому не говоря ни слова, ночью, юный подвижник "тай изиде из дому своего", не взяв с собой ничего, кроме одежды, "въ ней же хожаше, и та бе худа". Но "благый Богъ не попусти ему отъити отъ страны сея, его же и щрева матерьня и пастуха быти въ стране сей". Спустя три дня его мать, узнав, что он ушел со странниками, пустилась за ним в погоню. Когда она догнала Феодосия, то "от ярости же и гнева многа" схватила его "за власы, и повеьже и на земли, и своима ногама пъхашети и", а затем "много коривъши" странников, вернула его домой, "яко некоего зълодея ведуще съвязана". Но и дома, "гневом одержима", она продолжала жестоко бить его, "дондеже изнеможе". После этого она связала Феодосия и оставила его в запертой горнице. "Божьствьный же уноша вься си съ радостию приимаше и, Бога моля, благодаряше о всьхъ сихъ". Через два дня мать выпустила сына на волю и накормила его, но поскольку была все еще "гневом одержима", то "възложи на нозе его железа", "блюдущи, да не пакы отъбежить отъ нея". По прошествии многих дней она "пакы умилосрьдишися на нь" и начала "съ мольбою увещавати и, да не отъбежить отъ нея, любляше бо его паче инех и того ради не терпяше без него быти" и, получив таким образом обещание, сняла с сына железную цепь. Однако Феодосий не изменил своей жизни. Он продолжал ходить в церковь каждый день и, более того, начал "пещи проскуры и продаяти, и еже аще прибудяше ему къ цене, то дадяше нищимъ, ценою же пакы купяше жито и, своима рукама измълъ, пакы проскуры творяше". И так продолжалось 12 лет, несмотря на укоры и насмешки его сверстников. В конце концов мать подвижника не выдержала этого и стала "съ любъвию" его просить: "Молю ти ся, чадо, останися таковааго дела, хулу бо наносиши на родъ свой, и не трьплю бо слышати отъ вьсехъ укаряему ти сущю о таковемь деле, и несть бо ти лепо, отроку сущу, таковаго дела делати". Но Феодосий отказал своей матери, сославшись на пример смирения, данный самим Спасителем, и оправдывая свое занятие не столько любовью к богослужению, сколько любовью к телу Христову: "Лепо есть мне радоватися, яко съдельника мя сподоби Господь плъти Своей быти". Мать было успокоилась, но спустя год вновь начала "бранити ему - овогда ласкою, овогда же грозою, другоицы же биющи и, да ся останет таковаго дела". После этого Феодосий предпринял вторую попытку уйти из дома, какое-то время он жил в другом городе у какого-то священника, продолжая делать "по обычаю дело свое", но вновь был найден матерью и возвращен с побоями назад. На сей раз свои подвиги смирения и трудничества Феодосий решил усугубить подвигом сурового аскетического умерщвления плоти. Он "шедъ къ единому от кузньць, повеле ему железо съчепито, иже и възьмъ и препоясася имь въ чресла своя, и тако хожаше. Железу же узъку сущю и грызущюся въ тело его, онъ же пребываше, яко ничьсо же скьрбьна от него приемля телу своему". Однако это не долго скрывалось. По случаю какого-то праздника "властелин" Курска устраивал пир, на котором дети всех именитых граждан должны были прислуживать гостям. Соответственно, и Феодосию надлежало там быть. Мать приказала ему переодеться "въ одежу чисту", и он, "простъ же сы умъмъ", стал переодеваться прямо при ней. Разумеется, все было обнаружено. Мать "раждьгъшися гневъмь" на своего сына, "съ яростию въставъши и растьрзавъши сорочицю на немь, биющи же и, отъя железо от чреслъ его. Божий же отрокъ, яко ничьсо же зъла приятъ от нея, обълкъся и, шедъ, служаше предъ възлежащими съ вьсякою тихостию".

В житие описана жизнь Феодосия Печерского от самого рождения до его смерти. О том, какой путь прошел Феодосий, от простого пекаря до игумена монастыря. На протяжении всей жизни многие смеялись над его бедной одеждой, но Феодосий покорно принимал не только эти насмешки, но и побои от собственной матери. Не раз игумен являл послушникам кельи чудеса, уверяя их в том, что Бог не оставит без пищи и крова.

Основная мысль этого произведения заключается в главном постулате христианства – смирении и покорном принятии своей судьбы.

Читать краткое содержание Житие Феодосия Печерского

Однажды в городе Васильеве, недалеко от Киева, у верующих и благочестивых людей родился сын, которому на восьмой день дали имя Феодосий, а спустя сорок дней крестили. Феодосий с детства был отмечен благодатью божьей, и сразу было понятно, что он посвятит свою жизнь служению Богу. Феодосий даже отказывался играть с другими детьми и носил старую поношенную одежду, как бедный. Он рано научился грамоте и был очень смышлёным.

Когда Феодосию было 13 лет, умер его отец, тогда он решил работать, чтобы кормить семью. Но его мать всячески останавливала его, иногда избивая его, когда он не слушался её. В то время все мысли Феодосия занимало одно Святое место, где когда-то ходил сам Иисус Христос, и он очень захотел побывать в тех местах. Один раз в их городе остановились паломники, которые собирались посетить те самые святые места. Феодосий попросился пойти с ними, и они разрешили ему. Но спустя три дня, как он ушел, его мать направилась на поиски сына. Когда она отыскала его, то страшно избила, и, приведя обратно домой, привязала Феодосия, чтобы тот не сбегал. Но он был рад всему перенесенному и всё это время лишь молился. Когда его мать отошла от гнева, она развязала Феодосия, но сковала его ноги так, что он с трудом мог ходить. После обещания больше никуда не сбегать, мать освободила сына от оков.

Затем Феодосий стал печь в церкви просфоры, так как из-за неготовых просфор в церкви не проводили литургию. Многие смеялись над этим его занятием, но он принимал всё это со смирением. Мать уговаривала сына бросить это дело, но Феодосий отказывался, будучи уверен, что он так больше приобщен к Иисусу. После долгих уговоров матери Феодосий ушел из дома и стал жить у священника. Но мать снова нашла его, привела домой и привязала.

В их городе жил один властелин, которому полюбился Феодосий за свое смирение, за что святому была подарена новая одежда. Но Феодосий отказывался ходить в ней, отдал её нищим и одевался обратно в свои лохмотья. Однажды Феодосий пошел в кузницу и попросил выковать себе цепь, которую он повязал на пояс, и ходил всё время, так, что цепь вросла в тело святого, но тот не замечал такой тяжести. Как-то мать заметила цепь на его поясе и в гневе сорвала её, но и это испытание принял Феодосий.

Со временем Феодосий стал помышлять о том, чтобы уйти от матери и постричься в монахи. Но во всех монастырях Киева ему был дан отказ. Тогда Феодосий отправился к старцу Антонию, который жил в пещере, и попросился к нему. Хотя Антоний знал, что этот юноша однажды построит на этом месте монастырь, он не сразу дал ему согласие. Пока Феодосий всё свое время посвящал служению Богу, его мать тщетно пыталась его найти, она даже объявила во всеуслышание, что тот, кто укажет ей местонахождение сына, получит вознаграждение. Так она и оказалась в Киеве, но поиски по всем монастырям к успеху не привели. Явившись в пещере Антония, она гневно просила встречи с сыном, но тот сам отказывался видеться с матерью. На следующий день после встречи с ней и пустых уговоров вернуться домой, Антоний уговорил её постричься в монастырь, для того чтобы чаще видеть сына. Мать Феодосия прожила в монастыре долгие годы и скончалась.

Тем временем количество послушников в монастыре расширялось, и было необходимо строить новые кельи. Однажды разбойники, решившие, что в келье хранится несметное богатство, задумали устроить набегать на монахов, но чудо, произошедшее на их глазах, вмиг разубедило их делать это. Они увидели, как церковь воспарила в воздух вместе со всеми послушниками. Это было не единственное чудо, которое происходило в святом месте. Были случаи, когда появлялись продукты или масло по воле Господа.

В те времена братья-князья пошли войной на третьего брата, Изяслава. Феодосий пытался вразумить Святослава, который захватил не принадлежащий ему по праву престол. Хотя Святослав внимал советам Феодосия, но престол брату отдавать не стал.

Однажды Феодосий захотел построить большую церковь для всей братии. Он сам помогал строить её, и когда строительство было закончено, все переселились на новое место. Феодосий заранее знал дату своей смерти. Он собрал всех послушников и велел им не избрать нового игумена. Феодосий собственноручно благословил его. Когда настала суббота, предполагаемая дата смерти Феодосия, он отпустил всех, скончавшись в одиночестве, с молитвой на устах. Многие люди словно почувствовали гибели Феодосия, и пришли к церкви, но им приказали разойтись. После этого иноки похоронили святого в пещере.

Картинка или рисунок Житие Феодосия Печерского

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Твардовский По праву памяти

    Произведение А.Т. Твардовского «По праву памяти» является автобиографией, в которой поэт описывает не только свою трагичную жизнь, но и жизнь всех людей, пострадавших от репрессий жестокого тирана.

  • Краткое содержание былина Садко

    Садко - гусляр из Нижнего Новгорода, однажды его прогоняют с пира бояре, которым он не угодил своими песнями. Опечаленный и разгневанный он приходит на берег Ильмень-озера и играет там, чем привлекает Морского Царя.

В 1091 году мощи святого Феодосия перемещены в Печерскую церковь Успения Богородицы. Еще до этого события, через 10 лет после смерти преподобного, его учеником Нестором было написано его подробное житие, и тем самым была оставлена память для подражания верующим в будущих веках. Преподобный Феодосий Печерский - основатель русского подвижничества. Все русские монахи так или иначе ориентировали свою духовную жизнь по заданному им направлению.

Детство Феодосия

Пресвитер при рождении мальчика пророчески дал ему имя Феодосий, что значит «Данный Богу». Святая палестинская земля, по которой ходил Иисус, когда воплотился на земле, с самого раннего детства привлекала к себе отрока Феодосия. В конце концов мальчик сбежал, соблазненный рассказами странников. Попытка оказалась неудачной, как и следующие за ней. Вообще, в жизнеописании святого мы видим большой объем, описывающий его детство больше, чем других святых.

Основа истории юности Феодосия состоит в кроткой борьбе со своей мамой за духовное призвание, истязаниях, выносимых им, троекратных попытках побега. Про его детство пишут, что мальчик много времени проводил в церкви, с детьми в уличные игры не играл, сторонился детских компаний. Феодосий Печерский стремился к наукам и довольно быстро изучил грамматику, вызывая удивление разумом и премудростью. Книголюбие отрока сохранилось в течение всей его жизни и проявилось тогда, когда он в монастыре писал книги дни и ночи.

"Худость риз"

Еще одной интересной особенностью из детства Феодосия, которая, учитывая его религиозность, приобретает новое значение, было ношение плохой, заштопанной одежды. Родители давали ему чистую новую одежду и просили носить ее, но это единственное, в чем отрок их не слушался. Далее, когда по долгу службы ему приходилось носить светлые и чистые одежды, он носил их с тяжелым сердцем, через несколько дней отдавая нищим. Сам переодевался в старое и залатанное. "Худые ризы" вообще занимают не последнее место в житии преподобного, показывая его необычайное смирение с самого детства. Феодосий Киево-Печерский с детства полюбил худость риз, сделал ее частью своего жизненного поведения и передал ее всему русскому подвижничеству.

Когда умер отец, Феодосий избрал для себя новый подвиг уничижения и опрощения: он выходил с рабами на поле и смиренно работал с ними, показывая тем самым свою аскетическую изобретательность.

Образ матери Феодосия

Когда Феодосий совершил свой третий побег, он попал в Киев, в пещеру преподобного Антония. Старец не пожелал принять его учеником по молодости лет, и Феодосий вернулся домой. После этого было драматическое свидание с матерью, полное жизненной правды. Властный деспотизм вызывает у Феодосия не суровость, а неуверенность в своих силах и робость. Из побежденного в этой борьбе он превращается в победителя. В итоге не он возвращается к матери, а она принимает постриг в одном из киевских монастырей.

Монашеские труды

Нестор, когда писал житие Феодосия Печерского, любил больше рассказывать, чем описывать, поэтому о личных подвигах Феодосия и его духовном облике написано немного и в разных местах повествования. Соединяя эти рассеянные факты, можно составить понятие об аскетичной жизни преподобного Феодосия. О самых суровых подвигах самоумерщвления своего тела пишется в летописи первых лет его пещерной жизни. Ночью, борясь с плотскими искушениями, обнажившись, преподобный отдает свое тело комарам и оводам, распевая при этом псалмы. В дальнейшей жизни Феодосия видно стремление к изнурению тела. Скрывая свою аскезу, он носил власяницу, спал, сидя на стуле, усиленно молился ночами. Сравнительно небольшие аскетические упражнения Феодосий Печерский восполнял непрерывностью своих трудов. С детства сильный и крепкий, он работает и за себя, и за других. Будучи в монастыре при игумене Варлааме, он ночами мелет зерно для всей монастырской братии. А еще позднее Феодосий, игумен Киево-Печерский, часто сам брался за топор, чтобы нарубить дров или натаскать воды из колодца вместо сна или отдыха.

Духовная жизнь Феодосия Печерского

Многие страницы довольно обширного жития святого посвящены его трудовой и деятельной жизни, уравновешивая подвиги духовной жизни. Молитве он отдает все ночи. Исключительно молитве отдается время Великого поста, который преподобный проводил одиноко в пещере. Нестор не показывает каких-либо чудесных качеств молитв или высоких созерцаний. Молитва помогла Феодосию обрести совершенное бесстрашие перед темными силами и позволяла оказывать помощь своим ученикам в избавлении от ночных бесовских видений.

Феодосий, игумен Киево-Печерский

В духовной жизни Феодосия была одна очень важная для него веха - он положил конец монастырю в пещерах, основанному Антонием. После того как игумен Варлаам основал на поверхности земли первую деревянную церковь, Феодосий поставил кельи над пещерой, которые остались для Антония и немногих затворников. Безмолвие и созерцание тесной пещеры он умаляет ради трудовой и братской жизни для построения некой гармонии. В этой гармонии звучат и личные ноты смирения, кротости, послушания. Преподобный Феодосий Киево-Печерский, как отмечает Нестор, при всей своей духовной мудрости был прост умом. «Худые ризы», которые сопровождают его и во время игуменства, навлекают множество насмешек.

Отмечается рассказ о княжеском слуге, который принял преподобного за одного из убогих и приказал ему пересесть с повозки на коня. Социальное уничижение и опрощение было с детских лет одной из черт его святости. Поставленный во главе монастыря, Феодосий не изменил своего нрава. При своей тихости и самоуничижении, он очень многому поучает в проповедях, которые отличаются простотой формы и содержания. Также Феодосий старается соблюдать монастырский устав до мелочей во всех его деталях и желает, чтобы все совершалось по чину и с благоговением. Однако при всей своей требовательности Феодосий не любил прибегать к наказаниям. Он мягок был даже к тем, кто, убежав, возвращался с раскаянием. Единственный некий образ строгости был в отношении хозяйственных дел монастыря.

Нестор описывает рассказы келаря Федора о том, как святой игумен спасал монастырь от разной нужды. Эти чудеса наряду с даром прозрения - единственные, которые творит святой Феодосий Печерский. Через все игуменские чудеса проходит запрет святого заботиться о дне завтрашнем, его расточительное милосердие. Например, чудесное наполнение закромов происходит в порядке природной закономерности: в то время, как монастырский эконом отчаивается от мыслей, из чего приготовить обед или где найти вино для литургии, неизвестный благодетель привозит в монастырь возы вина и хлеба. Из жития святого создается впечатление, что монастырь существует только за счет неоскудевающего потока милостыни.

Святой Феодосий очень сильно печется об уставной бедности - отбирает по кельям всю лишнюю снедь, одежду и сжигает все это в печи. Так же он поступает со всем, что сделано без благословения. Всепрощающий и добрый игумен становится суровым при неповиновении, которое вытекает из Примечательно, что он и тут не наказывает виновных, а уничтожает только материальные блага, которые, как он считал, впитывали в себя демонические начала алчности и своеволия.

Милосердие святого Феодосия

Оставаясь кротким и милосердным всегда и во всем, одинаково относясь к разбойникам, которые пришли ограбить его монастырь, или к грешным и слабым инокам, святой Феодосий Печерский не только не изолировал свой монастырь от мира, но и создал теснейшие связи с мирским обществом. В этом состоит один из его заветов русскому монашеству.

Около монастыря был построен дом для слепых, хромых и больных с церковью во имя св. Стефана. На содержание этой богадельни шла десятая часть всего дохода монастыря. По субботам Феодосий посылал целый воз хлеба в город для заключенных в тюрьмах.

Преподобный Феодосий был духовным отцом многочисленных мирян, в том числе князей и бояр, которые приходили исповедовать свои грехи. Он положил начало традиции выбора духовных отцов среди монахов. С того времени духовенство стало оказывать еще большее влияние на нравственное состояние народа.

Тихий и кроткий наставник мог быть твердым и неотступным в тех случаях, когда речь шла о поруганной правде. Один из последних рассказов Нестора рассказывает о его заступничестве за обиженную вдову, которая пришла к нему за помощью и, не узнав его в убогой одежде, рассказала о своей беде.

Правдолюбие святого Феодосия

Непримиримость к неправде приводит игумена к столкновениям не только с судьями, но и с князьями. Его духовное противоборство с князем Святославом, изображенное в житии, завершает духовный портрет Феодосия и является символом отношения Церкви к государству Древней Руси. Когда два брата изгоняют старшего с Киевского престола, овладевают городом и зовут на застолье Феофана, тот отказывается и обличает братьев в грехах убийств и незаконного владения властью, сравнивает князя Святослава с Каином, а его брата с Авелем. В итоге князь Святослав приходит в гнев. Ходят слухи об изгнании Феодосия.

Святослав не смог поднять руку на праведника и, в конце концов, приезжает со смирением в монастырь к Феодосию с попыткой помириться. Много раз праведный Феодосий безуспешно пытался умолить Святослава примириться с братом, пытаясь достучаться до сердца киевского князя. В обители он всем велит молиться за законного изгнанного князя, и только после долгих просьб братии тот соглашается поминать на втором месте и Святослава.

Житие святого Феодосия показывает, что святой готов был за правду идти в изгнание и на смерть, подчинялся закону любви и жизненной целесообразности. Он считал своим долгом поучать князей, а их долгом - слушаться его поучений. Но Феодосий выступает по отношению к князьям не как обладающий властью, а как воплощение кроткой силы Христовой. Молитва Феодосию Печерскому призывает к непоколебимому благочестию душ и телес, помощи и заступничеству, благочестию главных лиц страны.

Таков был Феодосий, живущий целостной духовной жизнью, изливающий Свет Христов из глубины своей души, отмеряющий евангельской мерой подвиги и добродетель. Таким он остался в памяти русского подвижничества, таково житие Феодосия Печерского.

ЖИТИЕ ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКОГО

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО ФЕОДОСИЯ, ИГУМЕНА ПЕЧЕРСКОГО

Господи, благослови,отче!

Благодарю тебя, владыко мой, господи Иисусе Христе, что сподобил меня, недостойного, поведать о твоих святых подвижниках; сначала написал я о житии и о погублении и чудесах святых и блаженных мучеников твоих Бориса и Глеба; побудил я себя взяться и за другое повествование, которое превыше сил моих и не достоин я его, ибо невежда я и недалек умом, не обучен к тому же я никакому искусству, но вспомнил я, господи, слово твое, вещающее: «Если имеете веру с горчичное зерно и скажете горе: сойди с места и низвергнись в море, тотчас же повинуется вам». Вспомнил я об этом, грешный Нестор, и, укрепив себя верой и надеясь, что все возможно, если есть на то божья воля, приступил к повествованию о житии преподобного Феодосия, бывшего игумена этого монастыря святой владычицы нашей богородицы, которого ныне чтим и поминаем в день преставления его. Я же, братья, вспоминая о жизни преподобного, никем не описанной, всякий день предавался печали и молил бога, чтобы сподобил меня описать по порядку всю жизнь богоносного отца нашего Феодосия. Пусть же и будущие черноризцы, взяв писание мое и прочитав его, также узнают о доблести этого мужа, восхвалят бога и, угодника его прославляя, укрепляют души свои для новых подвигов; ведь именно в нашей земле такой муж явился и угодник божий. Об этом и сам господь возвещал: «Многие придут с востока и с запада и почиют с Авраамом, и с Исааком в царствии небесном», и еще: «Многие из последних да станут первыми», ибо сей Феодосий в наши дни превзошел древних праведников, в жизни своей последуя тому, кто положил начало монашескому бытию - говорю я о великом Антонии. И вот что дивно: ведь как пишется в книгах святых отцов: «Ничтожен будет последний род»; а сего Христос и в последнем роде сделал своим сподвижником и пастырем иноков, ибо с юных лет отличался он безупречной жизнью, добрыми делами, но особенно - верою и разумом. О нем же и начну теперь повествовать - с самых юных лет поведаю жизнь блаженного Феодосия.

Но послушайте, братья, со всяческим вниманием, ибо слово это исполнено пользы для всех слушающих. И молю вас, возлюбленные: не осудите невежества моего, ибо исполнен я любви к преподобному и только потому решился написать все это о святом, к тому же хочу, чтобы не сказали обо мне: «Дурной раб ленивый, подобало тебе отдать серебро мое в рост, и я бы, вернувшись, получил его с прибытком». Поэтому и не следует, братья, скрывать чудеса божьи, - вспомните, как он обратился к ученикам своим: «Все, что говорю вам во тьме, поведайте другим при свете, и все, что войдет в уши ваши - разглашайте по всем домам». Для успеха и блага тех, кто продолжит беседу мою, хочу писать, и, славя за это бога, вы удостоитесь награды. Прежде чем начать повествование, обращаюсь к богу со словами: «Владыка мой, господь вседержитель, щедрый к благочестивым, отец господа нашего Иисуса Христа, приди на помощь мне и просвети сердце мое, чтобы понял я смысл заповедей твоих, и дай мне силу поведать о чудесах твоих и похвалить святого угодника твоего; да прославится имя твое, ибо ты помощник всем, кто во всякий день надеется на тебя. Аминь».

В пятидесяти поприщах от стольного города Киева есть город по названию Васильев. В нем и жили родители святого, исповедуя веру христианскую и славясь всяческим благочестием. Родили они блаженное чадо свое и затем, на восьмой день, принесли его к священнику, как это подобает христианам, чтобы дать ребенку имя. Священник же, взглянув на отрока, провидел сердечными очами, что смолоду тот посвятит себя богу, и назвал его Феодосием. Потом же, когда исполнилось чаду 40 дней, окрестили его. Рос отрок, окружен родительским попечением, и благодать божественная пребывала на нем, и дух святой от рождения вселился в него.

Кто постигнет милосердие божье! Вот ведь не избрал он пастуха и учителя инокам среди мудрых философов или вельмож городских, но - да прославится за это имя господне - неискушенный в премудрости оказался мудрее философов! О тайна тайн! Откуда не ожидали - оттуда и воссияла нам утренняя звезда пресветлая, так что всем странам видно сияние ее, и собрались к ней, все презрев, лишь бы только светом ее насладиться. О милосердие божие! Сперва место указав и благословив, создал бог поле, на котором будет пастись стадо богословесных овец, пока он им пастуха не избрал.

Случилось же родителям блаженного переселиться в другой город, именуемый Курском, по повелению князя, но я бы сказал - бог так повелел, чтобы и там просияла жизнь доблестного отрока, а нам, как и должно быть, с востока взошла бы утренняя звезда, собирая вокруг себя и другие многие звезды, ожидая восхода солнца праведного - Христа - и глаголя: «Вот я, владыка, и дети, которых воспитал я духовной твоею пищей; и вот они, господи, ученики мои, привел я их к тебе, научив презреть все мирское и возлюбить одного тебя, бога и господина. Вот, о владыко, стадо богословесных твоих овец, к которому ты приставил меня пастухом, и я взрастил их на божественном твоем поле и к тебе привел, сохранив их чистыми и непорочными». И так ответил господь ему: «Раб достойный, как должно умноживший данный тебе талант, за это прими уготованный тебе венец и приди к радости господа своего». И ученикам его сказал: «Придите, благое стадо, доблестного пастуха богословесные овцы, ради меня терпевшие голод и трудившиеся, примите уготованное вам от сотворения мира царство».

Так и мы, братья, станем следовать и подражать жизни преподобного Феодосия и учеников его, которых он пред собой послал к господу, и да сподобимся услышать слово владыки и вседержителя, вещающее: «Придите, благословенные отцом моим, и примите уготованное вам царство».

Мы же снова обратимся к рассказу о святом этом отроке. Рос он телом, а душой тянулся к любви божьей, и ходил каждый день в церковь божью, со всем вниманием слушая чтение божественных книг. Не приближался он к играющим детям, как это в обычае у малолетних, но избегал их игр. Одежду носил старую и залатанную. И не раз уговаривали его родители одеться почище и пойти поиграть с детьми. Но он не слушал этих уговоров и по-прежнему ходил словно нищий. К тому же попросил он отдать его учителю поучиться божественным книгам, что и сделали. Скоро постиг он всю грамоту, так что поражались все уму его и способностям и тому, как быстро он всему научился. А кто расскажет о покорности и послушании, какими отличался он в учении не только перед учителем своим, но и перед учащимися с ним?

В это время истекли дни жизни отца его. А было тогда божественному Феодосию 13 лет. И с тех пор стал он еще усерднее трудиться и вместе со смердами выходил в поле и работал там с великим смирением. Мать же удерживала его и, не разрешая работать, снова упрашивала его одеться почище и пойти поиграть со сверстниками. И говорила ему, что своим видом он и себя срамит, и семью свою. Но тот не слушал ее, и не раз, придя в ярость и гнев, избивала она сына, ибо была телом крепка и сильна, как мужчина. Бывало, что кто-либо, не видя ее, услышит, как она говорит, и подумает, что это мужчина.

А тем временем божественный юноша все размышлял, как и каким образом спасет он свою душу. Услышал он как-то о святых местах, где провел свою земную жизнь господь наш Иисус Христос, и сам захотел посетить те места и поклониться им. И молился богу, взывая: «Господи Иисусе Христе! Услышь молитву мою и удостой меня посетить святые места твои и с радостью поклониться им!» И много раз молился он так, и вот пришли в его город странники, и, увидев их, обрадовался божественный юноша, подойдя к ним, поклонился, поприветствовал их сердечно и спросил, откуда они и куда идут. Они же отвечали, что идут из святых мест и снова, по божественному повелению, хотят туда возвратиться. Святой же стал упрашивать их, чтобы разрешили ему пойти вместе с ними, приняли бы его себе в попутчики. Они пообещали взять его с собой и проводить до святых мест. Услышав обещание их, блаженный Феодосий радостный вернулся домой. Когда же собрались странники в путь, то сообщили юноше о своем уходе. Он же, встав ночью, тайно от всех вышел из своего дома, не взяв с собой ничего, кроме одежды, что была на нем, да и та ветха. И так отправился вслед за странниками. Но милостивый бог не допустил, чтобы он покинул свою страну, ибо еще от рождения предначертал ему быть в этой стране пастырем разумных овец, а не то уйдет пастырь, и опустеет пажить, благословенная богом, и зарастет тернием и бурьяном, и разбредется стадо.

Спустя три дня узнала мать Феодосия, что он ушел с паломниками, и тотчас же отправилась за ним в погоню, взяв с собой лишь своего сына, который был моложе блаженного Феодосия. Немалый проделала она путь, прежде чем догнала его, и схватила, и в гневе вцепилась ему в волосы, и, повалив его на землю, стала пинать ногами, и осыпала упреками странников, а затем вернулась домой, ведя Феодосия, связанного, точно разбойника. И была она в таком гневе, что, и придя домой, била его, пока не изнемогла. А после ввела его в дом и там, привязав, заперла, а сама ушла. Но божественный юноша все это с радостью принимал и, молясь богу, благодарил за все перенесенное. Через два дня мать, придя к нему, освободила его и покормила, но, еще гневаясь на него, возложила на ноги его оковы и велела в них ходить, опасаясь, как бы он опять не убежал от нее. Так и ходил он в оковах много дней. А потом, сжалившись над ним, снова принялась с мольбами уговаривать его, чтобы не покидал ее, ибо очень его любила, больше всех других, и не мыслила жизни без него. Когда же Феодосий пообещал матери, что не покинет ее, то сняла с его ног оковы и разрешила ему делать что захочет. Тогда блаженный Феодосий вернулся к прежнему своему подвижничеству и каждый день ходил в божью церковь. И, узнав, что часто не бывает литургии, так как некому печь просфоры, очень опечалился и задумал сам со смирением приняться за это дело. Так и поступил: начал он печь просфоры и продавать, а прибыль от продажи раздавал нищим. На остальные же деньги покупал зерно, сам же молол и снова пек просфоры. Это уж бог так пожелал, чтобы чистые просфоры приносились в церковь божию от рук безгрешного и непорочного отрока. Так и провел он лет двенадцать или более. Все отроки, сверстники его, издевались над ним и порицали его занятие, ибо враг научал их этому. Но блаженный все упреки принимал с радостью, в смиренном молчании.

Искони ненавидящий добро злой враг, видя, что побеждаем он смирением божественного отрока, не дремал, помышляя отвратить Феодосия от его дела. И вот начал внушать его матери, чтобы запретила она ему дело это. Мать и сама не могла смириться с тем, что все осуждают ее сына, и начала говорить ему с нежностью: «Молю тебя, чадо мое, брось ты свое дело, ибо срамишь ты семью свою, и не могу больше слышать, как все потешаются над тобой и твоим делом. Разве пристало отроку этим заниматься!» Тогда божественный юноша смиренно возразил матери: «Послушай, мати, молю тебя, послушай! Ведь сам господь Иисус Христос подал нам пример уничижения и смирения, чтобы и мы, во имя его, смирялись. Он-то ведь и поругания перенес, и оплеван был, и избиваем, и все вынес нашего ради спасения. А нам и тем более следует терпеть, тогда и приблизимся к богу. А что до дела моего, мати моя, то послушай: когда господь наш Иисус Христос возлег на вечере с учениками своими, то, взяв в руки хлеб и благословив его, разломил и дал им со словами: «Возьмите и ешьте, это - тело мое, преломленное за вас и за многих других, чтобы очистились вы все от грехов». Если уж сам господь наш хлеб назвал плотью своею, то как же не радоваться мне, что сподобил он меня приобщиться к плоти своей». Услышав это, подивилась мать мудрости отрока и с тех пор оставила его в покое. Но и враг не дремал, побуждая ее воспрепятствовать смирению сына. И как-то спустя год, снова увидев, как он, почерневший от печного жара, печет просфоры, опечалилась она и с той поры опять принялась убеждать сына то ласкою, то угрозою, а иногда и избивая его, чтобы бросил он свое занятие. Пришел в отчаяние божественный юноша и не знал, что же ему делать. И вот тогда ночью тайно покинул свой дом, ушел в другой город, находившийся неподалеку, и, поселившись у священника, принялся за свое обычное дело. Мать же, поискав его в своем городе и не найдя, горевала о нем. Когда же много дней спустя узнала, где он живет, то тотчас же в гневе отправилась за ним, и, придя в упомянутый город и поискав, нашла его в доме священника, и с побоями повела назад. Приведя домой, заперла его, сказав: «Теперь уж не сможешь убежать от меня, а если куда уйдешь, то я все равно догоню и разыщу тебя, свяжу и с побоями приведу обратно». Тогда блаженный Феодосии снова стал молиться богу и ежедневно ходить в церковь, ибо был он смирен сердцем и покорен нравом.

Когда же властелин этого города узнал о смирении и послушании отрока, то полюбил его, и повелел постоянно находиться у себя в церкви, и подарил ему дорогую одежду, чтобы ходил в ней. Но блаженный Феодосии недолго в ней пребывал, ибо чувствовал себя так, как будто носит какую-то тяжесть. Тогда он снял ее и отдал нищим, а сам оделся в лохмотья и так ходил. Властелин же, увидев, в чем он ходит, подарил ему новую одежду, еще лучше прежней, упрашивая ходить в ней. Но он и эту снял с себя и отдал. Так поступал он не раз, и когда властелин узнал об этом, то еще больше полюбил Феодосия, дивясь его смирению. А божественный Феодосии некоторое время спустя пошел к кузнецу и попросил его сковать железную цепь и опоясал ею чресла свои, да так и ходил. Узок был пояс этот железный, вгрызался в тело его, а он ходил с ним так, словно не чувствовал боли.

Прошло еще немало дней, и настал праздник, и мать велела отроку переодеться в светлые одежды и пойти прислуживать городским вельможам, созванным на пир к властелину. Велено было и блаженному Феодосию прислуживать им. Поэтому мать и заставила его переодеться в чистую одежду, а еще и потому, что слышала о его поступке. Когда же стал он переодеваться в чистую одежду, то, по простодушию своему, не поостерегся. А она не спускала с него глаз, желая узнать всю правду, и увидела на его сорочке кровь от ран, натертых железом. И, разгневавшись, в ярости набросилась на него, разорвала сорочку и с побоями сорвала с чресл его вериги. Но божественный отрок, словно никакого зла не претерпел от нее, оделся и отправился с обычным смирением прислуживать возлежащим на пиру.

Некоторое время спустя привелось ему услышать, что говорит господь в святом Евангелии: «Если кто не оставит отца или мать и не последует за мной, то он меня недостоин». И еще: «Придите ко мне, все страдающие и обремененные, и я успокою вас. Возложите бремя мое на себя, и научитесь у меня кротости и смирению, и обретете покой душам вашим». Услышал это боговдохновенный Феодосий, и воспылал рвением и любовью к богу, и исполнился божественного духа, помышляя, как бы и где постричься и скрыться от матери своей. По воле божьей случилось так, что мать его уехала в село и задержалась там на несколько дней. Обрадовался блаженный и, помолившись богу, тайком ушел из дома, не взяв с собой ничего, кроме одежды, да немного хлеба для поддержания сил. И направился он к городу Киеву, так как слышал о тамошних монастырях. Но не знал он дороги и молился богу, чтобы встретились попутчики и показали бы ему желанный путь. И случилось по воле божьей так, что ехали той же дорогой купцы на тяжело груженных подводах. Блаженный, узнав, что и они направляются в тот же город, прославил бога и пошел следом за ними, держась поодаль и не показываясь им на глаза. И когда останавливались они на ночлег, то и блаженный, остановившись так, чтобы издали видеть их, ночевал тут, и один только бог охранял его. И вот после трех недель пути достиг он упомянутого города. Придя туда, обошел он все монастыри, желая постричься в монахи и упрашивая принять его. Но там, увидев простодушного отрока в бедной одежде, не соглашались его принять. Это уж бог так пожелал, чтобы пришел он на то место, куда бог призвал его еще с юности.

Вот тогда и услышал Феодосий о блаженном Антонии, живущем в пещере, и, окрыленный надеждой, поспешил в пещеру. Придя к преподобному Антонию и увидев его, пал ниц и поклонился со слезами, умоляя разрешить остаться у него. Великий Антоний, указывая ему на пещеру, сказал: «Чадо, разве не видишь пещеру эту: уныло место и непригляднее всех других. А ты еще молод и, думается мне, не сможешь, живя здесь, снести все лишения». Это он говорил, не только испытывая Феодосия, но и видя прозорливым взором, что тот сам создаст на этом месте славный монастырь, куда соберется множество чернецов. Боговдохновенный же Феодосий отвечал ему с умилением: «Знай, честной отец, что сам бог, все предвидящий, привел меня к святости твоей и велит спасти меня, а потому, что повелишь мне исполнить - исполню». Тогда отвечал ему блаженный Антоний: «Благословен бог, укрепивший тебя, чадо, на этот подвиг. Вот твое место, оставайся здесь!» Феодосий снова пал ниц, поклонившись ему. Тогда благословил его старец и велел великому Никону постричь его; был тот Никон священником и умудренным черноризцем, он и постриг блаженного Феодосия по обычаю святых отцов, и облек его в монашескую одежду.

Отец же наш Феодосий всей душой отдался богу и преподобному Антонию, и с тех пор стал истязать плоть свою, целые ночи проводил в беспрестанных молитвах, превозмогая сон, и для изнурения плоти своей трудился, не покладая рук, вспоминая всегда, что говорится в псалмах: «Посмотри на смирение мое и на труд мой и прости все грехи мои». Так он душу смирял всяческим воздержанием, а тело изнурял трудом и подвижничеством, так что дивились преподобный Антоний и великий Никон его смирению и покорности и такому его - в юные годы - благонравию, твердости духа и бодрости. И неустанно славили за все это бога.

Мать же Феодосия долго искала его и в своем городе и в соседних и, не найдя сына, горько плакала, бия себя в грудь, как по покойнике. И было объявлено по всей той земле, что если кто видел отрока, то пусть придет и сообщит его матери и получит за известие о нем большую награду. И вот пришли из Киева и рассказали ей, что четыре года назад видели его в нашем городе, когда собирался он постричься в одном из монастырей. Услышав об этом, она не поленилась поехать в Киев. И нимало не медля и не побоявшись долгого пути, отправилась в упомянутый город разыскивать своего сына. Достигнув того города, обошла она в поисках его все монастыри. Наконец сказали ей, что он обитает в пещере у преподобного Антония. Она и туда пошла, чтобы найти его. И вот стала хитростью вызывать старца, прося сказать преподобному, чтобы он вышел к ней. «Я, мол, долгий путь прошла, чтобы побеседовать с тобой, и поклониться святости твоей, и получить от тебя благословение». Поведали о ней старцу, и вот он вышел к ней. Она же, увидев его, поклонилась. Потом сели оба, и начала женщина степенно беседовать с ним и лишь в конце разговора упомянула о причине своего прихода. И сказала: «Прошу тебя, отче, поведай мне, не здесь ли мой сын? Уж очень горюю я о нем, ибо не знаю, жив ли он». Простодушный старец, не догадавшись, что она хитрит, отвечал: «Здесь твой сын, и не плачь о нем - жив он». Тогда она снова обратилась к нему: «Так почему же, отче, не вижу его? Немалый путь проделав, дошла я до вашего города, чтобы только взглянуть на сына своего. И тогда возвращусь восвояси». Старец же отвечал ей. «Если хочешь повидаться с ним, то сейчас иди домой, а я пойду и уговорю его, ибо он не хочет никого видеть. Ты же завтра придешь и повидаешься с ним». Послушалась она и ушла, надеясь, что на следующий день увидит сына. Преподобный Антоний, вернувшись в пещеру, рассказал обо всем блаженному Феодосию, а тот, услышав обо всем, очень опечалился, что не смог скрыться от матери. На другой день женщина снова пришла, и старец долго уговаривал блаженного выйти и повидаться с матерью. Он же не захотел. Тогда вышел старец и сказал ей: «Долго я упрашивал его выйти к тебе, но не хочет». Она же теперь обратилась к старцу уже без прежнего смирения, в гневе крича и обвиняя его, что силою захватил ее сына и скрыл в пещере и не хочет его показать. «Выведи ко мне, старче, сына моего, чтобы я смогла повидаться с ним. Не смогу я жить, если не увижу его! Покажи мне сына моего, а не то умру страшной смертью, сама себя погублю перед дверьми вашей пещеры, если только не покажешь мне сына!» Тогда Антоний опечалился и, войдя в пещеру, стал упрашивать блаженного выйти к матери. Не посмел тот ослушаться старца и вышел к ней. Она же, увидев, каким изможденным стал сын ее, ибо и лицо его изменилось от непрестанного труда и воздержания, обняла его и горько заплакала. И, насилу успокоившись немного, села и стала уговаривать слугу Христова, причитая: «Вернись, чадо, в дом свой и все, что нужно тебе или на спасение души - то и делай у себя дома как тебе угодно, только не покидай меня. А когда умру, ты погребешь тело мое и тогда, если захочешь, вернешься в эту пещеру. Но не могу я жить, не видя тебя». Блаженный же отвечал ей: «Если хочешь видеть меня постоянно, то оставайся в нашем городе и постригись в одном из женских монастырей. И тогда будешь приходить сюда и видеться со мной. Притом и душу свою спасешь. Если же не сделаешь так, то - правду тебе говорю - не увидишь больше лица моего». И так, и другие доводы приводя, всякий день уговаривал он свою мать. Она же не соглашалась и слушать его не хотела. А когда уходила от него, то блаженный, войдя в пещеру, усердно молился богу о спасении матери своей и о том, чтобы дошли слова его до ее сердца. И услышал бог молитву угодника своего. Об этом так говорит пророк: «Рядом господь с теми, кто искренне зовет его и боится волю его нарушить, и услышит их молитву, и спасет их». И вот однажды пришла мать к Феодосию и сказала: «Чадо, исполню все, что ты мне велишь, и не вернусь больше в город свой, а, как уж бог повелел, пойду в женский монастырь и, постригшись, проведу в нем остаток дней своих. Это ты меня убедил, что ничтожен наш кратковременный мир». Услышав эти слова, возрадовался духом блаженный Феодосий и, войдя в пещеру, поведал великому Антонию, и тот, услышав, прославил бога, обратившего сердце ее на покаяние. И, выйдя к ней, долго поучал ее на пользу и для спасения души ее, и поведал о ней княгине, и послал ее в женский монастырь святого Николы. Там постриглась она, облеклась в монашеское одеяние и, прожив много лет в искреннем покаянии, мирно скончалась.

Об этой жизни блаженного отца нашего Феодосия с детских лет и до той поры, когда пришел он в пещеру, поведала мать его одному из братии, именем Федору, который был келарем при отце нашем Феодосии. Я же от него все это услышал - он рассказывал мне - и записал, чтобы узнали все, почитающие Феодосия. Однако обращусь я к дальнейшему рассказу о подвигах отрока, а нужное слово укажет мне бог, дарующий благо и славослов.

Тот отец наш святой Феодосии вышел победителем в борьбе со злыми духами в пещере. После пострижения матери своей отвергся он от всего мирского и еще с большим усердием начал отдаваться служению богу. И было тогда три светила в пещере, разгоняющих тьму бесовскую молитвою и постом: говорю я о преподобном Антонии, и блаженном Феодосии, и великом Никоне. Они пребывали в пещере в молитвах богу, и бог был с ними; ибо сказано: «Где двое или трое собрались служить мне, тут и я среди них».

В это же время был некто по имени Иоанн, первый из княжеских бояр. Сын же его часто приходил к преподобным, наслаждаясь медоточивыми речами, истекавшими из уст отцов тех, и полюбил их, и захотел жить с ними, отринув все мирское, славу и богатство ни во что не ставя. Ибо дошло до слуха его слово господне, вещающее: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в царство небесное». Тогда поведал он одному лишь Антонию о своем желании, сказав ему: «Хотел бы, отец мой, если это угодно богу, стать монахом и поселиться с вами». Отвечал ему старец: «Благое желание твое, чадо, и мысль твоя исполнена благодати, но остерегайся, чадо, вдруг богатство и слава мира сего позовут тебя назад. Господь говорит: «Никто, возложивший руки свои на плуг и озирающийся, не найдет себе места в царствии небесном»; так же и монах, если помыслы его возвращаются к мирской жизни и печется он о мирских делах, не удостоится жизни вечной». И долго еще беседовал старец с отроком, а сердце того еще более разгоралось любовью к богу, с тем и вернулся он в дом свой.

И на другой же день оделся в праздничные и богатые одежды и, сев на коня, поехал к старцу, и отроки его ехали подле него, а другие вели перед ним коня в богатой упряжи, и вот так торжественно подъехал он к пещере тех отцов. Они же вышли и поклонились ему, как подобает кланяться вельможам, а он в ответ поклонился им до земли, потом снял с себя одежду боярскую и положил ее перед старцем, и также коня в богатом убранстве поставил перед ним и сказал: «Все это, отче, - красивые соблазны мира сего, и сделай с ними что хочешь, я же от всего этого уже отрекся, и хочу стать монахом, и с вами поселиться в пещере этой, и поэтому не вернусь в дом свой». Старец же сказал ему: «Помни, чадо, кому обещаешься и чьим воином хочешь стать, ведь невидимо предстоят тебе ангелы божии, принимая обещания твои. А что если отец твой, придя сюда во всей силе власти своей, уведет тебя отсюда? Мы же не сможем тебе помочь, а ты перед богом явишься лжецом и отступником его». И отвечал ему отрок: «Верю богу моему, отче; если даже начнет истязать меня отец мой, не послушаю его и не вернусь к мирской жизни. Молю я тебя, отче, поскорее постриги меня». Тогда велел преподобный Антоний великому Никону постричь отрока и облечь его в монашескую одежду. Тот же, как требует обычай, прочел молитву, постриг его, и одел в монашеское одеяние, и имя нарек ему Варлаам.

В это же время пришел некий скопец из княжеского дома; был он любим князем и всем управлял в его дому; и стал умолять старца Антония, желая стать черноризцем. Старец же, наставив его о спасении души, передал его Никону, чтобы тот постриг его. Никон же и того постриг, облек его в монашескую одежду и нарек имя ему Ефрем. Не следует скрывать, что из-за них двух навлек враг беды на преподобных. Ненавидящий все доброе враг наш, дьявол, видя, что побеждаем он святым стадом, и понимая, что с этих пор прославится то место, оплакивал свою погибель. И начал он злыми кознями разжигать гнев князя на преподобных, чтобы таким образом разогнать святое стадо, но ни в чем не преуспел, и сам был посрамлен молитвами их, и пал в яму, которую сам же выкопал. «На его же голову обратится злоба его, и на темя его обрушатся ухищрения его».

Когда же узнал князь Изяслав, что произошло с боярином и со скопцом его, то страшно разгневался и приказал привести к себе того, кто дерзнул все это сделать. Тотчас же пошли и привели великого Никона к князю. Князь же, в гневе обратившись к Никону, спросил его: «Ты ли тот, кто постриг боярина и скопца без моего повеления?» Никон же отвечал: «По благодати божьей я постриг их, по повелению небесного царя и Иисуса Христа, призвавшего их на такой подвиг». Князь же отвечал так: «Или убеди их вернуться по домам, или же и ты заточен будешь, и те, кто с тобою, а пещеру вашу засыплю». На это Никон отвечал так: «Если, владыка, угодно тебе так поступить - делай, а мне не подобает совращать воинов царя небесного». Антоний же и все, кто были с ним, взяв одеяния свои, покинули свое место, намереваясь уйти в другую землю. В то время, когда разгневанный князь еще укорял Никона, пришел один из его отроков и поведал, что Антоний и все остальные уходят из их города в другую землю. Тогда обратилась к князю жена его: «Послушай, господин, и не гневайся. Вот так же случилось и в нашей стране: когда из-за какой-то беды покинули ее черноризцы, то много напастей претерпела та земля, так остерегайся же, господин, чтобы не случилось того же в твоей земле». Услышав это, князь устрашился гнева божьего и отпустил великого Никона, повелев ему вернуться в свою пещеру. За остальными же послал, передав им, чтобы с молитвами возвращались бы назад. Их же почти три дня убеждали, прежде чем вернулись они в свою пещеру, словно герои после битвы, победив противника своего дьявола. И снова зажили там, молясь день и ночь господу богу. Но не дремал и враг, боровшийся с ними. Ибо как только узнал боярин Иоанн, что никакого зла не причинил монахам христолюбивый князь Изяслав, то воспылал на них гневом из-за сына своего, и, взяв с собой множество отроков, двинулся на святое стадо, и, разогнав монахов, вошел в пещеру, и вывел из нее сына своего, божественного Варлаама, тут же снял с него святую мантию, бросил ее в ров, сорвав, швырнул и шлем спасения, что был на голове у него. И тотчас же одел сына в богатые и красивые одежды, в каковых подобает ходить боярам. Но тот сорвал их с себя и швырнул на землю, не желая и видеть их; и так повторялось не один раз. Тогда отец его, разгневавшись, приказал связать ему руки и одеть в те же одежды и в них провести через весь город до своего дома. Он же - поистине исполненный любви к богу Варлаам - увидев по дороге грязную рытвину, прыгнул в нее, и с божьей помощью сорвал с себя одежду, и стал топтать ее в грязи, вместе с ней попирая и злые помыслы и лукавого врага. Когда же они пришли домой, велел отец ему сесть с ним вместе за трапезу. Тот сел, однако ни крошки не вкусил из яств, а сидел опустив голову и глядя в землю. После обеда отпустил отец сына в его покои, приставив отроков следить, как бы он не ушел; а жене его приказал нарядиться в разные одежды, чтобы прельстить отрока, и во всем угождать ему. Раб же Христов Варлаам, войдя в один из покоев, сел в углу. Жена его, как ей было приказано, расхаживала перед ним и умоляла его сесть на постели своей. Он же, видя неистовство жены и догадавшись, что отец послал ее, чтобы прельстить его, в душе своей молился милосердному богу, могущему спасти от такого искушения. И просидел на одном месте три дня, не вставая с него, не беря в рот ни крошки и не одеваясь - так и сидел в одной рубашке. Преподобный же Антоний со всеми бывшими с ним и с блаженным Феодосием очень печалились о Варлааме и молили за него бога. И бог услышал молитву их: «Воззвали - как говорится - праведные, и господь услышал их, и от всех печалей избавит их. Близок господь сокрушенным сердцем и спасет смиренных душой».

Бог же благой, видя терпение и смирение отрока, смягчил жестокое сердце отца его и обратил его на милость к сыну. Тогда как раз сказали ему отроки, что уже четвертый день не принимает он пищи и одежду не хочет одевать. Услышав об этом, сжалился отец его, страшась, как бы он не умер от голода и холода. Призвал его к себе и, облобызав, разрешил ему покинуть дом. И было тогда нечто дивное, и плач стоял словно по мертвом. Слуги и служанки оплакивали господина своего как уходящего от них, с плачем шла следом жена, ибо лишалась мужа, отец и мать рыдали о своем сыне, ибо уходил от них, и так с громкими стенаниями провожали его. Тогда воин Христов вышел из дома своего, словно птица вырвавшаяся из сети или серна из западни, и чуть ли не бегом достиг пещеры. Увидев его, отцы те возрадовались великой радостью и, встав, прославили бога, услышавшего их молитву. И с этого времени многие приходили в пещеру за благословением отцов тех, а другие по божьей благодати становились чернецами.

Тогда великий Никон и другой чернец из монастыря святого Мины, в прошлом боярин, посовещавшись, ушли из пещеры, желая поселиться отдельно от других. И пришли на берег моря, и там разлучились, как прежде апостолы Павел и Варнава разошлись проповедовать слово Христово, как пишется об этом в Деяниях апостольских. Боярин отправился к Константинополю, и по пути встретился ему остров среди моря, на котором он и поселился. Прожил там лет немало, перенося холод и голодая, и почил там же с миром. Сей же остров и доныне называют Бояров. Великий же Никон отправился в остров Тмутороканский, и там нашел место свободное вблизи города, и обосновался здесь. И по божьей благодати прославилось место то, построил он там церковь святой Богородицы и основал монастырь славный, который существует и доныне, почитая за образец себе Печерский монастырь.

После этого и Ефрем скопец отправился в Константинополь и поселился там в одном из монастырей. Впоследствии был он возвращен в страну нашу и поставлен митрополитом в городе Переяславле. Вот уже много сказали мы о том, что случилось в дальнейшем, однако сейчас вернемся к прежнему рассказу - о том, что произошло после ухода тех отцов.

Тогда блаженный отец наш Феодосий по повелению преподобного Антония был поставлен священником и во все дни со всяческим смирением совершал божественную службу, ибо был кроток и тих, не изощрен умом, но духовной мудрости исполнен. И братию всю любил чистой любовью; собралось уже в то время до пятнадцати монахов. Преподобный же Антоний привык один жить, ибо не любил всяческих ссор и разговоров, и затворился в одной из келий пещеры, а игуменом поставил вместо себя блаженного Варлаама, сына боярина Иоанна. Оттуда впоследствии переселился Антоний на другой холм и, выкопав пещеру, жил в ней, никуда не выходя, и поныне там покоится его честное тело. Тогда же блаженный Варлаам построил над пещерой небольшую церквушку во имя святой Богородицы, чтобы братия собиралась в ней для молитвы. Это место уже всем известно, а до тех пор многие о нем и не ведали.

А какова была сперва их жизнь в пещере, и сколько скорби и печали испытали они из-за всяких невзгод в том месте - это одному богу ведомо, а устами человеческими невозможно и рассказать. К тому же и еда их была - один ржаной хлеб и вода. В субботу же и в воскресенье ели чечевицу, но зачастую и в эти дни не было чечевицы, и тогда ели одни вареные овощи. При этом и трудились непрестанно: одни обувь плели или шили клобуки, и иным ремеслом занимались, и носили сделанное в город, продавали, и на вырученные деньги покупали зерно, и его делили между собой, чтобы каждый ночью свою долю помолол для печения хлеба. Потом служили заутреню, а затем снова принимались за свое дело. Другие же в огороде копались, выращивая овощи, пока не наставал час новой молитвы, и так все вместе сходились в церковь, отпевали положенные часы и совершали святую службу, а затем, поев немного хлеба, снова обращались каждый к своему делу. И так трудились день за днем в неугасимой любви к богу.

Отец же наш Феодосии смирением и послушанием всех превосходил, и трудолюбием, и подвижничеством, и делами, ибо телом был могуч и крепок и с удовольствием всем помогал, воду нося и дрова из леса на своих плечах, а ночи все бодрствовал, славя в молитвах бога. Когда же братия почивала, блаженный, взяв выделенную каждому часть зерна, молол за них и относил на то место, откуда взял. Иногда же, когда было особенно много оводов и комаров, ночью садился на склоне возле пещеры и, обнажив свое тело до пояса, сидел, прядя шерсть для плетения обуви и распевая Давидовы псалмы. Оводы и комары покрывали все его тело, и кусали его, и пили его кровь. Отец же наш пребывал недвижим, не вставая со своего места, пока не наступал час заутрени, и тогда раньше всех приходил в церковь. И, став на своем месте, не двигался и не предавался праздным мыслям, совершая божественное славословие, и также самым последним выходил из храма. И за это все любили его и чтили, как отца, и не могли надивиться смирению его и покорности.

Среди многочисленных святых Русской православной церкви особое место занимает преподобный Феодосий Печерский, икона которого открывает эту статью. Родившись вскоре после воцарения на Руси христианства, он стал одним из основателей отечественного монашества, указавшим путь к духовным высотам многим последующим поколениям иноков. Его память отмечается четырежды в год: 3 мая, 14 августа, 28 августа и 2 сентября.

Рождение и ранние годы праведника

Житие преподобного Феодосия Печерского повествует о том, что на свет он появился в 1008 году, в семье ратного человека из дружины Великого князя Владимира Святого. Начало его жизни прошло в селе Васильеве недалеко от Киева, но затем, когда отец получил перевод в Курск, вместе с ним туда отправилась и его семья.

От самого рождения Господь предназначил отрока к иноческому подвигу, поселив в нём любовь к церковной службе и ношению вериг, которые Феодосий ещё ребёнком постоянно носил вопреки желанию своей матери. Не чувствуя в себе тяги к играм и забавам своих сверстников, будущий подвижник все дни проводил в церкви и упросил родителей отдать его учиться грамоте к местному священнику.

Юный служитель Бога

Достигнув в короткий срок поразительных успехов, отрок поражал окружающих не только количеством прочитанных им священных книг, но и удивительно мудрым их толкованием, что выдавало в нём незаурядный ум и способности. Его религиозность приняла ещё более глубокие формы после того, как в четырнадцатилетнем возрасте Господь призвал в Свои Небесные Обители его отца, и юноша остался один под надзором матери - женщины, обладавшей строгим и властным характером.

Несмотря на свою горячую любовь к сыну, она не могла постичь глубинных стремлений его души, и к столь ранним проявлениям крайней религиозности относилась с недоверием. Желая Феодосию счастья, она вкладывала в это понятие лишь простой житейский смысл, суть которого сводилась к преуспеванию и благополучию в этом мире. Однако для юноши оно состояло в служении Богу.

Два побега из дома

Житие Феодосия Печерского содержит в себе любопытный эпизод из его юных лет. В нём рассказывается, как однажды Господь привёл на двор его матери группу странников, совершавших паломничество по святым местам. Поражённый их рассказами о монастырях и подвизающихся в них иноках, юноша, желая видеть всё своими глазами, тайно покинул дом и последовал за ними. Однако беглец вскоре был настигнут матерью, обнаружившей его отсутствие и пустившейся в погоню. За проявленное самовольство Феодосий был бит ею и на несколько дней заперт в избе.

Крутой перелом в жизни будущего подвижника наступил, когда в возрасте двадцати четырёх лет он окончательно решил покинуть родной дом и искать обитель, где бы его согласились принять послушником. Ещё с ранних лет Феодосий Печерский запомнил слова Иисуса Христа, говорившего о том, что любящий отца или мать больше, чем Его, недостоин Его. Это дало ему силы вторично решиться на побег. Улучив момент, когда матери не было дома, молодой человек, взяв в руки посох и запасшись краюхой хлеба, отправился в Киев.

Благословение Антония Печерского

Путь предстоял неблизкий, да и дорога была незнакома, но Господь послал ему попутный обоз, с помощью которого молодой странник добрался до Матери городов русских. Однако его надежды встретить радушный приём в какой-либо из её обителей оказались тщетны. К кому бы из настоятелей он ни обращался, везде встречал отказ. Одним не нравились лохмотья, в которые был одет Феодосий, других смущал его слишком молодой возраст.

Но не дал Господь поселиться отчаянию в сердце Своего смиренного раба и направил его стопы на берег Днепра, туда, где в земляной пещере подвизался в те годы великий праведник и подвижник, основатель Киево-Печерского монастыря старец Антоний (фото его иконы можно увидеть ниже). Наделённый даром прозорливости, он сумел разглядеть в бедно одетом молодом человеке истинный сосуд Духа Святого и благословил его на иноческий подвиг.

Подвиг пещерного отшельничества

Житие Феодосия Печерского, сообщая о принятии им монашеского пострига, указывает, что этот обряд был совершён над ним по повелению преподобного Антония в 1032 году настоятелем Киево-Печерского монастыря Никоном. С этого времени началось его приобщение к иноческой жизни, наполненной непрестанными молитвами и ночными бдениями, во глубине мрачных безмолвных пещер, освещаемых лишь тусклым мерцанием лампады.

По прошествии четырёх лет возле пещеры, в которой обретался Феодосий Печерский, неожиданно появилась его мать, которая все эти годы искала его и, наконец, нашла, ведомая голосом своего сердца. Однако, несмотря на искреннюю сыновью любовь, молодой пещерник поначалу отказался выйти к ней, говоря, что отныне у него, монаха, нет никого родных, кроме Господа Бога.

Лишь увещевания преподобного Антония, убедившего его в уместности такой встречи, заставили Феодосия покинуть на время своё убежище и выйти к матери. Увидев сына, несчастная женщина в слезах уговаривала его одуматься и вернуться домой, но он был непреклонен, и не только не поддался минутному соблазну, но после долгой беседы сумел уговорить мать саму отказавшись от мира, вступить на путь служения Богу. Когда же она, вняв его словам, затворилась в женской обители святителя Николая, Феодосий, пав на колени, благодарил Создателя за явленную Им милость.

Во главе Киево-Печерского монастыря

Суровая, наполненная непрестанными подвигами жизнь, которую вёл Феодосий Печерский, снискала ему глубочайшее почитание всей братии. Через несколько лет, проведённых в пещерном уединении, он был рукоположен в сан священника (иеромонаха), а ещё через некоторое время стал игуменом Киево-Печерского монастыря, основанного его духовным наставником и учителем, преподобным Антонием. Под его руководством жизнь в обители была поднята на ещё большую духовную высоту.

Возложив на себя ещё большие тяготы иноческого подвига, святой Феодосий Печерский ввёл в монастыре устав общежительной Студийской обители, основанной в V веке в Константинополе и отличавшейся необычайно строгими правилами. Основным её отличием являлся отказ монахов от личной собственности и полное обобществление имущества. Именно такой принцип, определивший всё дальнейшее направление развития иночества в России, и взял за основу святой Феодосий Печерский.

Невзирая на лица и звания

Строгость правил, установленных новым настоятелем, в равной степени распространялась как на насельников обители, так и на её посетителей, независимо от чинов и званий. Известен, например, случай, когда князь Киевский Изяслав Ярославович, приехав в обитель в неурочный час, был вынужден дожидаться у её ворот, пока наступит время впуска паломников. Гордый и заносчивый в повседневной жизни, он тем не менее смирил себя и покорно стоял среди прочих богомольцев.

Ярким свидетельством того, как мудро игумен умел строить отношения с людьми, является само житие Феодосия Печерского. Анализ его показывает, что, общаясь с представителями самых различных социальных слоёв, он всегда безошибочно находил нужный тон, руководствуясь Божьей заповедью о любви к ближнему, которая всегда встречала отклик в сердцах окружающих. И тому можно привести множество примеров.

Игумен с вожжами в руках

В связи с этим приходит на память эпизод, связанный с его посещением Киевского князя Изяслава, о котором уже упоминалось выше. Радушно принятый во дворце правител Феодосий Печерский, возвращаясь пешком в обитель и изрядно устав дорогой, попросился в телегу к мужику, ехавшему в том же направлении. Тот согласился, но, не ведая, что перед ним настоятель знаменитого монастыря, принимаемый и почитаемый самим князем, начал похваляться тем, что он труженик, в поте лица зарабатывающий хлеб, а его пассажир - попросту монах-бездельник.

В ответ на это, исполнившись истинно христианского смирения, Феодосий вызвался сам управлять лошадью, а мужику предложил всю дорогу спокойно отдыхать в телеге. Каково же было изумление этого простолюдина, увидевшего, как встречные вельможи останавливались и низко кланялись его добровольному вознице. Приехав в монастырь и выяснив в чём дело, мужик страшно испугался, но преподобный лишь с отеческой любовью благословил своего недавнего хулителя и велел накормить обедом, сделав его, таким образом, своим искренним почитателем.

Князь - узурпатор власти

Известно, что многие князья весьма высоко ценили духовную беседу с преподобным Феодосием и никогда не впадали в гнев за обличением их неправедных поступков, позволяя ему открыто высказывать своё мнение. Например, после того как Всеволод и Святослав Ярославовичи изгнали из Киева своего старшего брата Изяслава - законного наследника княжеского престола, Феодосий открыто обличал их в вероломстве и отказался поминать на молитве. Лишь спустя некоторое время ввиду ходатайства братии монастыря он изменил своё решение. Захвативший же власть в Киеве Святослав покаялся и сделал немалые вклады в церковную казну.

Кончина и последующая канонизация

Предвидя скорую кончину, святой Феодосий призвал всю монастырскую братию и, помолившись с ними, благословил на дальнейшие труды во спасение своих душ. Отдав несколько последних распоряжений, он мирно отошёл ко Господу 3 мая 1074 года. Его тело было погребено в пещере, ископанной им когда-то на берегу Днепра, где почивший праведник начинал своё служение Богу, благословляемый духовным наставником - преподобным Антонием.

Через пятнадцать лет после этого, желая перенести прах своего настоятеля в усыпальницу основанной им церкви Успения Пресвятой Богородицы и вскрыв для этого могилу, братия обнаружили его мощи нетленными. Это событие, а также чудеса Феодосия Печерского, явленные на месте его погребения, такие как исцеление недужных, дарование обильного чадородия, избавление от напастей и т. д., послужили поводом для его канонизации, совершившейся в 1108 году. Его первое житие было составлено незадолго до этого монахом Киево-Печерского монастыря - прославленным летописцем Нестором.

Следует заметить попутно, что и сегодня существует немало свидетельств о чудесах по молитвам ко святому, вознесённых вблизи мест его прежнего подвижничества. В связи с этим можно упомянуть многие записи, сделанные в книгах Киево-Печерской лавры. В них приводятся факты исцелений даже самых безнадёжных больных и обретения семейного счастья теми, кто потерял в этом последнюю надежду.

Литературные труды преподобного Феодосия Печерского

В качестве литературного наследия Феодосию Печерскому приписывается около двадцати различных произведений, но научно доказано его авторство лишь половины из них. В число творений, бесспорно принадлежащих его перу, вошли восемь наставлений духовного содержания, послание князю Киевскому Изяславу, а также молитва, которую составил Феодосий Печерский.

Поучения преподобного являются своего рода завещанием всем будущим поколениям православных иноков. В них он призывает вставших на путь служения Богу не поддаваться искушениям плоти и уклоняться от бесовских помышлений, вселяемых врагом рода человеческого в сердца иноков. Кроме того, во многих своих обращениях он призывает монахов сторониться лености, также насылаемой бесом и являющейся причиной большинства пороков.

Указывает он и на истинную причину раздоров и брани, возникающих порой между ними. В качестве их постоянного виновника святой указывает, опять же, на дьявола - извечного врага добра и любви. Поэтому каждый дурной помысел в отношении ближнего Феодосий учит рассматривать как очередное вражье наущение. В качестве одного из наиболее действенных средств в борьбе с лукавым он предлагает исповедь и покаяние, принесённое со всей искренностью и прямотой.

Память о преподобном Феодосии Печерском

На протяжении девяти столетий, минувших со дня смерти преподобного Феодосия, он является одним из наиболее почитаемых русских святых, житие которого относится к числу самых читаемых религиозных произведений. В его честь слагались акафисты и воздвигались храмы. Сегодня на территории Российской Федерации наиболее известным является храм Феодосия Печерского, находящийся в Крыму в селе Охотниково. Всего же их насчитывается тринадцать, часть которых находится в собственности монастырей. В самом Киеве церковь во имя этого святого была возведена на месте, где, по преданию, находилась его пещера.

Реабилитационный центр имени Феодосия Печерского

Кроме этого, в городе Курске уже много лет действует медико-социальный реабилитационный центр Феодосия Печерского. В нём осуществляется всесторонняя медицинская и психологическая помощь инвалидам, в том числе и детям. Расположенный в живописном месте, называемом Урочище Солянка, центр приобрёл заслуженную славу благодаря высокому профессиональному уровню медперсонала и качеству обслуживания больных.