О чем идет речь кукрыниксы. Кукрыниксы (художники)

О чем идет речь кукрыниксы. Кукрыниксы (художники)
О чем идет речь кукрыниксы. Кукрыниксы (художники)

Творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903–1991), Порфирий Крылов (1902–1990) и Николай Соколов (1903–2000).

Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Художники работали всегда вместе, в этом и заключался феномен их коллективного творчества. Наибольшую известность «Кукрыниксам» принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры, шаржи, плакаты и книжные иллюстрации, созданные в характерном сатирическом стиле.

Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов СССР. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и с тех пор они работали уже втроём как Кукрыниксы.

В начале творческого пути в группе происходил поиск нового единого стиля использовавшего мастерство каждого из авторов. Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений. Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил», они занялись преимущественно политической карикатурой.

Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и «Окна ТАСС», созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны 1941–1945, сочетающие в символически-обобщённых образах злую сатиру и героизм («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941). Значительной политической силой обладают и послевоенные работы Кукрыниксов, обличающие поджигателей войны, империалистов, врагов мира и социализма. За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксы удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965).

Работы Кукрыниксов есть почти во всех крупных музейных собраниях России; Государственной Третьяковской галерее, Российской государственной библиотеке, Рыбинском и Ярославском государственных историко-архитектурных художественных музеях-заповедниках, Тульском музее изобразительных искусств, частных собраниях России и зарубежья.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Агитационные открытки и плакаты времен Великой Отечественной войны современному поколению известны в качестве музейных и выставочных экспонатов, из соответствующих тематических изданий и фильмов. Самые меткие и запоминающиеся произведения этого цикла создали художники Кукрыниксы. Содружество этих молодых людей - редкое соединение таланта, общности интересов, взаимной поддержки и дополнения друг друга. Авторству этого коллектива принадлежат не только графические произведения. Кукрыниксы одинаково удачно создавали живописные полотна, иллюстрации к литературным изданиям, пробовали себя в оформлении театральных декораций и скульптуре. Кем были эти талантливые люди?

Как родился Кукрыникс?

Талантливые молодые художники Куприянов, Крылов и Соколов начинали свой путь в искусстве по-разному, и первые учителя, и школы у них были совсем разными, и родились в разных городах. Познакомились они в стенах Высших государственных художественно-технических мастерских, сокращенно именуемых ВХУТЕМАС. Сначала сдружились Куприянов с Крыловым. Их веселые карикатуры и шаржи украшали студенческие газеты и подписывались именами Крыкул или Кукры. «Никс», или Николай Соколов присоединился к ребятам двумя годами позже, тогда в анаграмму внесли и его инициалы.

Совместное творчество

Более широкой публике веселая троица стала известна после начала работы в журнале «Комсомолия», главным редактором которой был известный поэт Жаров. Было это в 1924 году. Карикатуры и веселые сатирические рисунки ребята создавали легко. Выглядело это примерно так: один брал лист и начинал рисовать, потом рисунок передавался из рук в руки. То, что получалось в итоге, восхищало и выходило гениальным.

Через некоторое время друзьям стали заказывать дружеские шаржи многие знаменитости. Первые пятилетки, строительство нового государственного хозяйства увлекли друзей. Они ездили по стране, темы для творчества стали более серьезными, чем легкая шутка. Художники Кукрыниксы в сатирической форме обличали недобросовестных исполнителей, политическую обстановку вокруг Страны Советов.

Особенную популярность коллективу принесла агитационная работа в годы Великой Отечественной. Много событий происходило в жизни самих художников и в их окружении, но трио сумело сохранить свое содружество до 1990 года и распалось только после смерти Крылова. Кукрыниксов называют родоначальниками нового направления в искусстве - публицистической графики.

Михаил Куприянов (1903-1991)

Талантливый мальчик родился на берегах Волги, в небольшом городке Тетюшах. Еще в детские годы его акварельный пейзаж получил премию на городской выставке. События бурного революционного времени не располагали к художественным занятиям - нужно было выживать в новой обстановке. Это обстоятельство и забросило Мишу Куприянова в угольные шахты Туркестана.

Но счастливый случай свел его с людьми, которые рассмотрели талант и направили парня на учебу в художественную школу-интернат, а после ее окончания - во ВХУТЕМАС. Кисти Куприянова принадлежат несколько удачных пейзажей, но больше всего его тянуло к веселому и смешному. Неслучайно, что на его пути встретился такой же веселый товарищ.

Порфирий Крылов (1902-1990)

В отличие от его нового знакомого, Порфирия всерьез привлекала акварельная живопись, во ВХУТЕМАСе он окончил курс именно по этой специализации. Сын тульского рабочего оружейного завода поразил в свое время преподавателей вуза своими юношескими работами. Конек Крылова - теплые и чувственные пейзажи. В более поздних работах проявился Крылов - портретист. Именно этому художнику доверили делать портретные зарисовки преступников фашизма на Нюрнбергском процессе. Но при всех этих талантах самую большую популярность художнику принесло именно содружество Кукрыниксов, работа графика, шаржиста, декоратора, иллюстратора.

«Никс»

Как и остальные члены знаменитой тройки, Николай Соколов (1903-2000) пришел в графику своей, отличительной от остальных, дорогой. Что было общим для всех учеников мастерской искусств, так это увлечение любимым занятием с раннего детства. Соколов не был исключением. Подарок матери, коробку с акварельными красками, он считал самым ярким и волнующим воспоминанием детства. В изостудию парнишка пришел в период работы конторщиком в Рыбинском управлении водного транспорта. Именно тогда в активном молодом человеке проявился интерес к отображению событий общественной жизни в форме плакатов, листовок, афиш. Неудивительно, что это увлечение свело Соколова с Куприяновым и Крыловым. Так Кукры дополнились Никсом.

Графика Кукрыниксов

Союз одаренных творческих людей подарил миру непревзойденного мастера публицистической графики и художественной сатиры. Не было такого события в стране и в мире, начиная в тридцатых годов прошлого века, на которое не откликнулись бы художники Кукрыниксы. Не меньшим успехом пользуются до сих пор их юмористические шаржи на бытовые темы. Особенно ценным оказался талант друзей в агитационных листовках и плакатах времен Второй мировой войны. Графика того периода поражает своей меткостью и способностью поднять боевой дух армии.

Индивидуальная живопись

Несмотря на более чем полвека тесного содружества, художники Кукрыниксы сохраняли каждый свое индивидуальное видение мира. Ценными произведениями живописи стали как совместно созданные картины, так и отдельные произведения каждого мастера. После них еще никому не удалось создать такой коллектив, где был бы достигнут пик совместной популярности и сохранена при этом неповторимость индивидуальности.

Кукрыниксы - творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903-1991), Порфирий Крылов (1902-1990) и Николай Соколов (1903-2000).

Биография Кукрыниксы

Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова.

Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп.В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы)

Творчество Кукрыниксы

Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально - над портретами и пейзажами).

Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

В группе происходил поиск нового единого стиля использовавшего мастерство каждого из авторов.

Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений.

Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил», они занялись преимущественно политической карикатурой. По воспоминаниям художника журнала «Крокодил» Германа Огородникова, с середины 60-х годов,

Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!. Он появился на июньских улицах Моск­вы одним из первых - сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР.

Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС».

Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»).

Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др.). Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др.).

Кукрыниксы известны также и как живописцы и мастера станкового рисунка. Они - авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947-1948), «Старые хозяева» (1936-1937). Ими выполнены рисунки пастелью - «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г.», «Чкалов на острове Удд» и др.

Члены коллектива работали также и порознь - в области портрета и пейзажа.

Работы и выставки

Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933-1934, «Поджигатели войны», 1953-1957), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941), иллюстрации к произведениям Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина (1939), Антона Чехова (1940-1946), Максима Горького («Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев», «Мать», 1933, 1948-1949), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой Телёнок»), Мигеля Сервантеса («Дон Кихот»).

Творческое объединение художников Кукрыниксы, прославившееся в 30-40-х годах XX века своими сатирическими произведениями, сегодня почти неизвестно новым поколениям. Художники сыграли важную роль в культуре и политике Советского Союза.

ВХУТЕМАС - точка встречи

Высшие художественно-технические мастерские, созданные 1920 году и известные всему миру как ВХУТЕМАС, выпустили большое число дизайнеров и художников, которые существенно повлияли не только на советскую культуру, но и оставили след в мировом искусстве.

В частности, отсюда начали свой путь художники Кукрыниксы, которые пришли сюда разными путями и из разных мест, но с одной целью - научиться создавать прекрасное. Михаил Куприянов и Порфирий Крылов познакомились в 1922 году, работая над выпусками стенгазеты ВХУТЕМАСа «Арапотдел». Они подписывали свои работы сокращением Кукры и Крыкуп. Позже к ним присоединился студент-новобранец Николай Соколов, который уже давно подписывал свои работы как Никс. Так появилась знаменитая Студентов объединила не только любовь к искусству, но и общее мировоззрение. Их стихия была смех, они тонко подмечали юмористические черточки в окружающей действительности, и это стало их исходной точкой в сотрудничестве.

Содружество единомышленников

Художники Кукрыниксы - это уникальное явление в мировой культуре. Одновременная работа над произведениями требовала от них тесной связи и близости во взглядах. Их объединяла творческая платформа - они стремились подметить смешное и выразить это в рисунках. Большую роль в формировании содружества сыграл В. Маяковский, он воплощал их мысли и настроения. Его «Окна сатиры Роста» стали настоящим университетом для карикатуристов. Поэт тоже обратил внимание на интересный коллектив и предложил им оформить постановку «Клопа», позже они создадут серию эскизов по этому произведению. В этой работе кристаллизовались черты их художественного метода, они черпали у Маяковского смелость, меткость и злободневность.

Биография коллектива связана с созданием уникального явления в изобразительном искусстве, оно получило название «положительная сатира». Вторым человеком, сыгравшим важнейшую роль в формировании Кукрыниксов, был Горький. Он не только помогал им найти работу, но и наставлял на правильный идеологический путь. Именно он поощрял их интерес к политике и помогал понять линию партии. Главными в их творчестве стали истинно сатирические произведения - насмешливые и язвительные. На протяжении нескольких десятилетий, с середины 20-х годов до конца 90-х, художники тесно дружили, и это позволяло им творить совместно.

Художественный метод Кукрыниксов

Художники Кукрыниксы смогли создать уникальный метод работы над произведением. существовали и до них, но таких, в которых все креативные индивидуальности стерты во имя коллективного «Я» художника, не бывало. Они работали таким образом, чтобы потенциал каждого творца был в наибольшей степени воплощен в конечном произведении. В результате тесного единения возник узнаваемый сатирический стиль художников, который наиболее полно реализовался в плакатах и карикатурах, но различим и в живописных полотнах. Они работали над произведением по очереди, рисунок ходил по кругу, каждый вносил в него свои штрихи, и получался коллективный продукт.

Кукрыниксы всегда придерживались двух принципов: народности и партийности. Они понимали искусство как служение Родине, а героическое настроение эпохи 20-х годов они пронесли через всю свою творческую жизнь.

Вехи творческого пути

Начинали совместную работу Кукрыниксы как карикатуристы в знаменитой стенгазете «Арапотдел», которая остро высмеивала космополитов и формалистов, проводя в жизнь линию партии. С 1924 года они начинают заниматься иллюстрациями к литературным произведениям. Они иллюстрировали молодых писателей и даже выработали такой жанр, как изобразительная критика. Максим Горький обратил внимание на необычных иллюстраторов и посоветовал им шире черпать темы для искусства из жизни, а не только из литературы. В конце 20-х годов шаржи Кукрыниксов печатают во всех литературных журналах, они сближаются со многими писателями. Они разоблачали литературные пороки: скуку, заумь, формализм. И сегодня многие их шаржи не утратили актуальности.

Начиная с 1925 года, группа активно сотрудничает с советскими СМИ, публикуя там едкие карикатуры на социальные пороки. Постепенно слава их нарастала, и каждый читатель, открывая газету, искал сначала эти рисунки. В этот период оттачивается их техника, особенно им удаются рисунки тушью, а шаржевая, язвительная подача привлекает своей нетипичной для советской прессы резкостью. Их серии, такие как «Транспорт» в газете «Правда», принесли им серьезную славу. Они становятся рупором эпохи.

В предвоенные годы Кукрыниксы находят себя в новом жанре - политического плаката. В годы войны он становится настоящим оружием против врага. Кукрыниксы, плакаты которых помогали народу Советского Союза в самые трудные времена, становились мощным идеологическим инструментом власти. Их плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» появился на улицах страны уже в июне 1941 года. Они служили Родине и прошли всю войну с солдатами в и листовок. Также они работали в проекте «Окна ТАСС», который в форме плаката освещал новости и поддерживал боевой дух нации. После войны они получили аккредитацию на Нюрнбергский процесс и вели оттуда свой саркастический репортаж. Кукрыниксы стали настоящими классиками советской карикатуры, они были известны во всем мире, получили немало профессиональных наград.

Третьим направлением, в котором работали Кукрыниксы, была живопись. Они писали жанровые полотна на исторические темы, закладывая основы нового направления в искусстве - социалистического реализма. В период восстановления страны Кукрыниксы много работают в прессе, занимаются книжной графикой, пишут картины. В 60-х годах они создают большое количество иллюстраций к русской классике. При этом каждый художник творит и самостоятельно. В 80-90-х годах в силу возраста художники работают меньше, но их творческий союз не распался до конца жизни.

Значительные работы Кукрыниксов

Художники Кукрыниксы были очень продуктивны, из под их карандаша и кисти вышло немало замечательных работ. Самыми заметными были: серия сатирических портретов «Лицо врага», объединявшая выразительные возможности плаката и станковой живописи, триптих «Старые хозяева», иллюстрации к собранию сочинений Гоголя и произведениям Горького, Салтыкова-Щедрина, Ильфа и Петрова, а также многочисленные плакаты военных лет. К последним можно отнести «Музей битых», «План окружения и взятия Москвы», «Долг платежом красен», а также живописные полотна «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец».

Выставки и наследие Кукрыниксов

В 1932 году состоялась первая выставка Кукрыниксов, которую организовал Максим Горький. Здесь была представлена политическая и бытовая карикатура, живопись, книжная графика. В 1952 году состоялась значительная выставка в Академии художеств СССР, на которой было широко и полно представлено творчество Кукрыниксов, а также автономные работы художников, входящих в объединение. В 2008 году состоялась ретроспективная выставка Кукрыниксов.

Художники-карикатуристы, чье наследие тесно связано с историей советского государства, неоднократно получали самые высокие государственные награды и премии. Их труд хранится в крупнейших музеях России.

Творческий путь Михаила Куприянова

Родился Михаил Куприянов в небольшом городке Тетюши на Волге. С детства любил рисовать, учился в Ташкенте в Центральных художественных мастерских, куда его направили по молодежной путевке. За особые успехи в учебе он был командирован на учебу в Москву во ВХУТЕМАС, где и стал членом Кукрыниксов.

Самостоятельная творческая жизнь Куприянова сложилась успешно, он реализовал себя как живописец. Он любил жанр пейзажа. Сегодня известны его серии из картин с видами Ленинграда, Каспийского моря и Подмосковья.

Окончил свой жизненный путь в 1991 году.

Художник Порфирий Крылов

Второй участник сообщества Кукрыниксов - Порфирий в Туле. С детства он проявлял художественные способности, учился в изостудии, затем поступил во ВХУТЕМАС. Кроме деятельности в Кукрыниксах, много работал как живописец, писал портреты, пейзажи, натюрморты. Его произведения находятся в коллекциях многих музеев мира. В Туле открыт его дом-музей.

Порфирий Никитич умер в 1990 году.

Творческая биография Николая Соколова

Москвич Николай Соколов учился в изостудии Пролеткульта, после которой поступил во ВХУТЕМАС и стал третьим участником Кукрыниксов. Соколов состоялся как талантливый живописец. Его любимым жанром был лирический пейзаж. Его работы «Лермонтовские места», «Абрамцево», «Вечер на Волге» и другие хранятся в лучших музеях России.

Умер Николай Соколов в 2000 году.

Кукрыниксы – это псевдоним творческого коллектива трех совместно работавших советских живописцев и графиков. Составлен он из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первого слога имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества. При этом каждый работал и индивидуально - над портретами и пейзажами. Наибольшую известность им принесли многочисленные карикатуры, шаржи и книжные иллюстрации.

Совместное творчество Кукрыниксов началось в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Москву они съехались из разных концов страны. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоем как Кукры. Соколов, еще в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. С 1924 года художники работали уже втроем как Кукрыниксы. «Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырех художников: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой», - пишут Кукрыниксы и подчеркивают: - То, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности. В полную силу живописный талант художников развернулся в годы Великой Отечественной войны. Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он появился на июньских улицах Москвы одним из первых - сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР. Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Они продолжили традицию Маяковского, создавая плакаты для цикла «Окна ТАСС». Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с врагом. Сколько раз Гитлер в карикатурах Кукрыниксов командовал скелетами и сам превращался в скелет! Сколько раз предрекали советские карикатуристы конец кровавой авантюре, сколько раз отмечали «разваливание» рейха! Куприянов, Крылов, Соколов - отразили всю историю Великой Отечественной, создали знаменитые карикатуры на правителей Третьего рейха. Сначала, как правило, появлялся текст - что-нибудь наподобие «У гада Гитлера срываются все планы. В провале их не он, однако, виноват, а красные бойцы - герои-великаны». На плакатах его, гадину, душили, протыкали острым копьем, заковывали в кандалы. Карикатуры были еще одним нашим мощным орудием и били прямо в цель. Наполеон потерпел пораженье то же будет и с зазнавшимся Гитлером!

В Москве калачи,

Как огонь горячи.

По ночам фашистских гадов

Градом огненных снарядов

Угощают москвичи!

Ко Дню Победы приурочена выставка, открывшаяся в Москве. Называется она «История глазами Кукрыниксов». Коллектив был удостоен Ленинской премии (1965), Сталинской премии (1942, 1947, 1949, 1950, 1951), Картина «Конец» - вершина в живописи Кукрыниксов. Это плод художественного вымысла, и вместе с тем - это правда искусства, основанная на глубоком знании жизни. Исключительно важную роль в истории этой картины сыграли поездки художников в Берлин. Вот они спускаются в подземелье рейхсканцелярии, идут ее мрачными коридорами, видят своими глазами воронки от снарядов зарисовывают живых гитлеровцев, размышляют… Все это питало воображение художников, а мысль работала в определенном направлении. За серию картин, посвященных событиям Великой Отечественной войны - «Таня» (1942 г.), «Конец» (1948) и «Бегство немцев из Новгорода» (1944г.),- творческий коллектив был удостоен Государственной премии (1975). Их искусство остаётся злободневным и в наше время. Особенно, когда НАТО ведёт наступление на восток! Обратим внимание, что все Кукрыниксы – полковники Советской Армии. Характерная примета времени. Кукрыниксы до самой старости работали вместе, поражая всех удивительным для группы творческих людей единодушием. Все картины удалось спасти и восстановить. Сегодня работы художников, выполненные в военные годы, в одних руках - у частного коллекционера.