В каких произведениях отечественной классики объектом изображения являются социальные пороки, и в чем эти произведения можно сопоставить с щедринским “Премудрым пискарем”? Домашкарус: ЕГЭ литература.

В каких произведениях отечественной классики объектом изображения являются социальные пороки, и в чем эти произведения можно сопоставить с щедринским “Премудрым пискарем”? Домашкарус: ЕГЭ литература.

Тема «отцов и детей»
16. В каких произведениях русской классики отображены идейные столкновения представителей разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с «отцами и детьми»?
Идейные столкновения представителей разных поколений отображены в драме А.Н. Островского «Гроза» и в комедии А. С. Грибоедова « Горе от ума».
В драме А. Н. Островского « Гроза» происходит конфликт между представительницей « тёмного царства» Марфой Игнатьевной Кабановой, защитницей старых устоев, и представительницей молодого поколения Катериной. Кабаниха привыкла к беспрекословному подчинению ей близких, но в своей же семье она видит пробуждение чего-то нового, чуждого ей. Катерина не может смириться с властностью, деспотизмом, тиранией своей свекрови.
В комедии А.С. Грибоедова « Горе от ума» происходит столкновение на идейной почве Фамусова, представителя « века минувшего», и Чацкого, представителя «века нынешнего». Основу конфликта составляет резкое расхождение во взглядах на смысл жизни, на отношение к богатству, к чинам, карьере, службе, крепостному праву, образованию, отношению ко всему иностранному.
Таким образом, писатели утверждают, что взгляды на жизнь у молодого и старшего поколений в разные времена не совпадает.

Тема «герой- предприниматели»
16. В каких произведениях отечественной классики изображён тип «деятельного героя» и в чём его можно сопоставить с Андреем Штольцем?
«Деятельные герои» изображались А. П. Чеховым, И. А. Гончаровым, Н. В. Гоголем.
В пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» Ермолай Лопахин сумел выбиться из бедности и достичь материального благополучия без всякой посторонней помощи. Герой правильно оценивает положение владельцев вишневого сада и даёт им практический совет, который позволил бы спасти усадьбу: от предлагает хозяевам разбить сад и землю на реке на дачные участки.
В поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» П.И.Чичиков показан как предприимчивый человек. Он выполняет наказ отцу- копить копейку. Оставленные отцом деньги не истратил, а преумножил(слепил из воска снегиря, раскрасил и продал; продавал одноклассникам еду), в губернском городе N сумел найти подход к каждому, к кому обращался с просьбой продать «мёртвых душ».
Таким образом, и Андрей Штольц, и Чичиков, и Лопахин- это « деятельные герои», каждый из них зарабатывает деньги, каждый стремится стать успешным человеком.

Тема дуэли
16. Герои каких произведений русской классики проходят испытания дуэлью?
В дуэли участвовал Евгений Онегин из одноимённого романа в стихах А.С. Пушкина, а также Пьер Безухов и Долохов из романа- эпопей «Война и мир».
В романе в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина главный герой был вынужден принять вызов Ленского, он испугался « мненья света», которое сам так презирал.
В романе - эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого Пьер Безухов стреляется с Долоховым, в результате которой второй был ранен.
Таким образом, герои решаются на дуэль, надеясь, что она снимет с обиженного позор и восстановит их честь.
Мотив сна
16. В каких произведениях русской классики описаны сны героев?
Сон часто является продолжением событий, произошедших недавно, или, наоборот, предсказывающих будущее. В русской литературе мотив сна- один из приёмов психологического анализа. Во сне передаётся душевное состояние героя в моменты сильных потрясений.
«Сон Обломова» в одноимённом романе Гончарова позволяет найти истоки характера героя, представить быт, среду, нравы, которые сформировали Илью Обломова. В детстве Илюше не разрешали даже одеваться самому. Следили лишь за тем, чтобы ребёнок хорошо поел и не перетрудился на обучении у Штольца.
В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион видит сон до преступления, в пору мучительных раздумий. Действие происходит в детстве Родиона. Снится ему, что они с отцом проходят мимо кабака и видят, как пьяные мужики избивают лошадёнку. Мальчик пытается заступиться, но на глазах у толпы несчастную клячу добивают железным ломом. Родион плачет, хочет кричать.
Таким образом, введение в произведение сна даёт писателю возможность проникнуть в самые скрытые свойства души героя, в его подсознание.

Образы накопительницы
16. В каких произведениях русской литературы изображены персонажи, схожие по характеру и мировоззрению с Настасьей Петровной Коробочкой, чём именно заключается это сходство?
Образ накопительницы можно наблюдать в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души», в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», в пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль».
Коробочка копит денежки «в пестрядевых мешочках», заботится о сохранности своего состояния, поэтому держит огромное количество псов.
Старуха- процентщица также хочет увеличить свой доход за счёт того, что даёт в долг под проценты.
Простакова обобрала своих крепостных до нитки. Главное для неё в жизни - личная выгода.
Таким образом, все героини хотят обогатиться за счёт других людей.

«Русский бунт»
16. В каких произведениях отечественной классики показана трагедия «русского бунта»?
В отечественной классике тема «русского бунта» затрагивалась неоднократно. Во все времена были люди, которые смирялись с силой и неизбежностью обстоятельств и готовы были с опущенной головой принять судьбу такой, какой она есть. Но и во все времена жили люди, готовые бороться за своё счастье, люди, не желающие терпеть несправедливость, люди, которым уже нечего терять. С такими людьми мы можем познакомиться на страницах повести А.С. Пушкина «Дубровский» и романа «Капитанская дочка».
Троекуров, один из главных героев, с помощью взяток и подкупа завладел Кистенёвкой, и теперь по закону крестьяне становились собственностью этого жестокого и деспотичного помещика. Владимир Дубровский не может смириться с мыслью, что в доме, где прошло его детство, где умерли его мать и отец, поселится человек виновный во всех обрушившихся на его голову несчастьях. Дубровский решает сжечь дом и скрыться. Многие крестьяне, проявившие своё недовольство нынешним положением, следуют за ним. Стремясь восстановить справедливость, отряд разбойников грабит на дорогах богатых.
Историческую основу романа « Капитанская дочка» составляют реальные события крестьянской войны 1773-1775года под предводительством Емельяна Пугачёва. А.С.Пушкин подробно описал весь ход событий: взятие крепостей, осаду Оренбурга, казнь Пугачёва, подавление восстания.
Таким образом, борьбу с несправедливостью народ вел во все времена.

Сватовство
16. В каких произведениях русских писателей речь идёт о сватовстве?
О сватовстве речь идёт в пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль», в романе- эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон», в пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор».
В комедии Д.И.Фонвизина « Недоросль» к Софье сватается Скотинин и Митрофанушка, но Стародум им отказывает, так как она уже сговорена с Милоном.
В пьесе Н.В.Гоголя « Ревизор» Хлестаков признаётся сначала дочери городничего в любви, затем его жене. Герой делает предложение дочке, берёт деньги у городничего якобы для того, чтобы обсудить свадьбу с дядей.
В романе- эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон»отец Григория Мелехова сватает Наталью Коршунову, чтобы пресечь незаконную связь сына с Аксиньей.
Таким образом, счастливой из выше сказанных героинь была только Софья.

Перемены в жизни
16. В каких произведениях русской классики герои сталкиваются с необходимостью перемен?
Перемены в жизни происходят у Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму», у Андрея Соколова в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека», а также у Григория Мелехова в романе - эпопее Тихий Дон».
Герасима, главного героя рассказа, капризная барыня привезла в Москву из деревни, устроила его дворником. Честно и добросовестно выполнял он свои обязанности. Идя вдоль реки, герой спасает щенка, приносит его к себе домой и начинает ухаживать за питомцем. После приказа барыни - истребить собаку - дворник ослушивается свою хозяйку и уходит обратно в деревню.
В рассказе М.А.Шолохова « Судьба человека» Андрей Соколов потерял на войне всё: дом, семью, и, казалось бы, нет уже никакого смысла в жизни. Герой берёт к себе на воспитание мальчика- сироту. Теперь ему есть для кого жить!
В романе – эпопее «Тихий Дон» М.А.Шолохов изображает трудный нравственный путь Григория Мелехова. Во время Гражданской войны герой переходит то на сторону белых, то на сторону красных. В финале романа он возвращается домой, он не хочет больше воевать, смысл жизни- дети. Жизнь продолжается.
Таким образом, если человек стремится к переменам в жизни, он прилагает усилия, чтобы изменить свою жизнь в лучшую сторону.

Драматические отношения влюблённых
16. В каких произведениях русских писателей изображены драматические отношения влюблённых?
Драматические отношения влюблённых изображены в драме А.Н. Островского «Гроза», романе – эпопее М.А.Шолохова « Тихий Дон», а также в комедии А.С.Грибоедова « Горе от ума».
Катерина, главная героиня пьесы, влюбляется в Бориса. Она всячески борется со своим чувством, так как является замужней женщиной. Дикой отправляет Бориса в Сибирь, герой не готов взять ответственность за жизнь любимой женщины.
В пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума» Чацкий влюблён в Софью, но та предпочитает Молчалина. В любви Чацкий не столько обманут, сколько обманывает себя сам, он, как все влюблённые видит то, что хочет, не замечая очевидного.
В романе- эпопее « Тихий Дон» Шолохов повествует историю любви Григория Мелехова с замужней Аксиньей. Герои преодолевают множество испытаний, чтобы быть вместе, однако героиня погибает.
Таким образом, влюблённые борются за своё счастье, страдают, преодолевают множество жизненных испытаний.

Драма крепостного
16.В каких произведениях русской классики показана драма крепостного?
Жизнь крепостных крестьян изображали А.П.Чехов в пьесе «Вишнёвый сад», М.Е. Салтыков – Щедрин в сказках « Дикий помещик» и « повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
В сказках М.Е.Салтыков- Щедрин с горечью говорит о покорности мужика. Писатель наводит читателей на мысль, что пора сильному, крепкому мужику обдумать своё положение и перестать безропотно подчиняться правящему классу.
Больного лакея Фирса хозяева забывают о нём, запирают на ключ, хотя старик верой и правдой всю жизнь служил Гаеву и Раневской.
Таким образом, писатели показывают, что правящий класс проявляет равнодушие к судьбе своих крепостных.

Приятельские отношения
16. В каких произведениях отечественной классики изображены герои, связанные приятельскими отношениями?
В русской классике приятельскими отношениями были связаны Онегин и Ленский в романе в стихах А.С.Пушкина « Евгений Онегин», Гринёв и Пугачёв в романе А.С.Пушкина « Капитанская дочка».
Онегин и Ленский стали друзьями от «делать нечего». Ленский познакомил Онегина с семьёй Лариных. После ссоры друзей состоялась дуэль, на которой Ленский был убит.
В романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкина между Пугачёвым и Гринёвым складываются дружеские отношения. Автор изображает Пугачёва сложной и противоречивой натурой. С одной стороны, он вор и злодей, объявленный государственным преступником, с другой - он же справедливый и благородный человек, помнящий добро. Пугачёв помогает Петру выбраться из занятой мятежниками крепости, а потом освобождает Машу Миронову от тирании Швабрина.
Таким образом, приятельские отношения героев складываются на том, что они понимают друг друга, но в то же время эти отношения кратковременные, в какой-то момент по разным причинам заканчиваются.

Потренируйтесь:
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание экспертам : Оцените ответы выпускников,
Примеры ответов выпускников на задания типа С1-С4,требующие развернутого ответа.

С1. Как в «Капитанской дочке» показана трагедия «русского бунта»?

Ответ №1. «В «Капитанской дочке» А. С. Пушкина показана трагедия «русского бунта». Подобная проблема затрагивается в произведении этого же великого поэта и писателя А. С. Пушкина «Дубровский». Все бунты обречены на обвал. Также и в Капитанской дочке» похож Пугачева и его казаков привел их в тупик. Все пугачевцы были повешены, а предшествовала этому происшествию песня, распеваемая казаками. В песне есть слова, которые дают читателю представление о дальнейшей судьбе пугачевцев:»…среди поля хоромами ли высокими, что двумя столбами с перекладиной». Итак, трагедия «русского бунта» заключается в казни бунтарников, с самого начала обреченных на гибель».

Ответ №2. « В «Капитанской дочке» очень ярко показана трагедия «русского бунта».Эта тема является сквозной темой для всего произведения. Уже в завязке А. С. Пушкин говорит читателю, что бунт будет подавлен («… какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице»), но в то же время он показывает решительных. Храбрых и готовых бороться за свои цели людей. Возможно, они понимают неосуществимость своих планов и понимают, какое наказание должны будут нести, однако бунтари не отступаются. Именно поэтому в произведении А.С. Пушкина очень сильно ощущается трагедийность «русского бунта».

С2. В каких произведениях отечественной классики затрагивалась проблема «русского бунта»?

Ответ №1 .В отечественной классике эта проблема затрагивалась неоднократно. В качестве примера можно привести «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, где главный герой-Раскольников- поднимает бунт против себя, против своей совести и своих принципов. Также примерами могут служить «Война и мир» Толстого, «Гроза» Островского (там психологический бунт против самодурства), «Метель» и «Дубровский» Пушкина.
Ответ№2. Пушкин в своем романе «Капитанская дочка» описал трагедию «русского бунта». Он показал, как многие крестьяне не хотели подчиняться Пугачеву и в итоге расплачивались своими жизнями. Так произошло и с родителями Марьи Ивановны. Тем, кто боялся потерять жизнь приходилось вставать на сторону Пугачева, что и сделал Швабрин. Такая же проблема была затронута Пушкиным в своем произведении »Дубровский». Эта история двух друзей - Дубровского и Троекурова. Троекуров вскоре решил отнять у Дубровского имение. Но крестьяне подняли бунт, не желая, чтобы их новым хозяином становился Троекуров, так как они были верны Дубровскому. Сам Дубровский понимал, что имение ему не вернуть больше назад и он поджег его, решив, что дом не достанется никому.
С3. Что придает стихотворению А. С. Пушкина «Узник» философское звучание?

Стихотворение А. С. Пушкина «Узник» написано в годы ссылки. Поэтому стихотворение пронизывает идея свободы, побега из «темницы сырой». Находясь в одиночестве, лирический герой находит себе друга, единомышленника- орла, который стремится улететь на волю и тоже хочет сбежать. В этом стихотворении мы видим, что А. С. Пушкин, размышляя о своем положении, стремится вырваться на свободу. Все это придает стихотворению «Узник» философское звучание.

С3. Как можно определить настроение стихотворения С. А. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных..»?

Настроение прощания: осеннее, предсмертное. Есенин как будто прощается с лирической героиней. Осень поселилась в его душе, распевчатость стихотворения, его монотонность, воспоминания прошлого намекают на близкий конец чего-то. Возможно любви, возможно жизни. Но при этом стихотворение С. А. Есенина не мрачное, а наоборот светлое. Светлая печаль поселяется в его строчках. Есть некое сходство с А. Блоком и его одиночеством в этом мире, также с Гумилевым и его «Озером Чад»….

С4. Какие стихотворения поэтов ХХ века тематически близки этому стихотворению С. А. Есенина?

Поэт с ностальгией вспоминает образ когда-то любимой им женщины. Стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных…» передает читателю настроение легкой грусти. Автор щедр на метафоры («Со снопом волос твоих овсяных»). О героине произведения он говорит: «На закат ты розовый похожа» Это сравнение придает стихотворению легкость и нежность. Поэт также использует цветопись: «в кустах багряных», « с алым соком», « на закат ты розовый похожа», «синий вечер». От стихотворения веет слабым теплом прощальных лучей заходящего солнца.

Несмотря а пафос эпохи, Есенин остался верен себе и продолжал традиции дореволюционной русской поэзии. Подобному стилю посвятили свое творчество такие художники слова, как Мандельштам и Ахматова.

С 1. Что лежит в основе конфликта, направляющего развитие действия в «Грозе»?

В основе конфликта, направляющего развитие действия в «Грозе» лежит борьба закрытого, живущего по патриархальным устоям мира и веяний новой жизни. И хотя явно это в поэме не отражено, здесь показаны несостоятельность и постепенное разрушение старого бытового уклада под влиянием приближающихся социальных изменений.
С 2. В каких произведениях русской классики изображены подобные конфликты?

Подобные конфликты изображены и во многих других произведениях русской классики. Такими произведениями можно назвать комедию Грибоедова «Горе от ума» и «Недоросль» Фонвизина. И несмотря на то, что в них преобладают черты классицизма, а не реализма, как в «Грозе», проблемы, поставленные в них, и по социальному, и по нравственному аспектам близки затронутым в пьесе Островского.
С 3. Что для А.Блока является главным в характеристике Руси? (Стихотворение «Россия»)

Стихотворения А.Блока о России являются одними из лучших образцов его патриотической лирики. В них описывается уникальность и постоянство русского духа. Образ России связан в произведении с образом женщины. Это традиционная аналогия для творчества Блока. Авторское отношение к родине можно охарактеризовать как двойственное. С одной стороны, это искреннее чувство бесконечного любования красотой родной земли, которая связывается и с необъятностью русских просторов (реками, лесами, полями) и с обаянием русских женщин, и с великолепием народного творчества (грустными, мелодичными песнями и причудливыми узорами рукоделий). Природа видится поэту неповторимой и загадочной. Но чувства А.А.Блока, связанные с образом родины, противоречивы и не всегда радужные. Он обострённо ощущает сострадание к её глубокой нищете.

С 4. В каких произведениях русских поэтов звучит тема России?

Тема России звучит и у Некрасова, и у А.А.Ахматовой, у Есенина.

Материалы адресованы учителям литературы и выпускникам для подготовки задания С2. ЕГЭ, составлены в соответствии с критериями оценивания частиС. Тема «отцов и детей» С2. У каких произведениях русской классики отображены идейные столкновения представителей разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с «отцами и детьми»? Идейные столкновения представителей разных поколений отображены в драме А.Н. Островского «Гроза» и в комедии А. С. Грибоедова « Горе от ума». В драме А. Н. Островского « Гроза» происходит конфликт между представительницей « тёмного царства» Марфой Игнатьевной Кабановой, защитницей старых устоев, и представительницей молодого поколения Катериной. Кабаниха привыкла к беспрекословному подчинению ей близких, но в своей же семье она видит пробуждение чего-то нового, чуждого ей. Катерина не может смириться с властностью, деспотизмом, тиранией своей свекрови. В комедии А.С. Грибоедова « Горе от ума» происходит столкновение на идейной почве Фамусова, представителя « века минувшего», и Чацкого, представителя «века нынешнего». Основу конфликта составляет резкое расхождение во взглядах на смысл жизни, на отношение к богатству, к чинам, карьере, службе, крепостному праву, образованию, отношению ко всему иностранному. Таким образом, писатели утверждают, что взгляды на жизнь у молодого и старшего поколений в разные времена не совпадает. Тема «герой- предприниматели» С2. В каких произведениях отечественной классики изображён тип «деятельного героя» и в чём его можно сопоставить с Андреем Штольцем? «Деятельные герои» изображались А. П. Чеховым, И. А. Гончаровым, Н. В. Гоголем. В пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» Ермолай Лопахин сумел выбиться из бедности и достичь материального благополучия без всякой посторонней помощи. Герой правильно оценивает положение владельцев вишневого сада и даёт им практический совет, который позволил бы спасти усадьбу: от предлагает хозяевам разбить сад и землю на реке на дачные участки. В поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» П.И.Чичиков показан как предприимчивый человек. Он выполняет наказ отцу- копить копейку. Оставленные отцом деньги не истратил, а преумножил(слепил из воска снегиря, раскрасил и продал; продавал одноклассникам еду), в губернском городе N сумел найти подход к каждому, к кому обращался с просьбой продать «мёртвых душ». Таким образом, и Андрей Штольц, и Чичиков, и Лопахин- это « деятельные герои», каждый из них зарабатывает деньги, каждый стремится стать успешным человеком. Тема дуэли С2. Герои каких произведений русской классики проходят испытания дуэлью? В дуэли участвовал Евгений Онегин из одноимённого романа в стихах А.С. Пушкина, а также Пьер Безухов и Долохов из романа- эпопей «Война и мир». В романе в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина главный герой был вынужден принять вызов Ленского, он испугался « мненья света», которое сам так презирал. В романе - эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого Пьер Безухов стреляется с Долоховым, в результате которой второй был ранен. Таким образом, герои решаются на дуэль, надеясь, что она снимет с обиженного позор и восстановит их честь. Мотив сна С2. В каких произведениях русской классики описаны сны героев? Сон часто является продолжением событий, произошедших недавно, или, наоборот, предсказывающих будущее. В русской литературе мотив сна- один из приёмов психологического анализа. Во сне передаётся душевное состояние героя в моменты сильных потрясений. «Сон Обломова» в одноимённом романе Гончарова позволяет найти истоки характера героя, представить быт, среду, нравы, которые сформировали Илью Обломова. В детстве Илюше не разрешали даже одеваться самому. Следили лишь за тем, чтобы ребёнок хорошо поел и не перетрудился на обучении у Штольца. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион видит сон до преступления, в пору мучительных раздумий. Действие происходит в детстве Родиона. Снится ему, что они с отцом проходят мимо кабака и видят, как пьяные мужики избивают лошадёнку. Мальчик пытается заступиться, но на глазах у толпы несчастную клячу добивают железным ломом. Родион плачет, хочет кричать. Таким образом, введение в произведение сна даёт писателю возможность проникнуть в самые скрытые свойства души героя, в его подсознание. Образы накопительницы С2. В каких произведениях русской литературы изображены персонажи, схожие по характеру и мировоззрению с Настасьей Петровной Коробочкой, чём именно заключается это сходство? Образ накопительницы можно наблюдать в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души», в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», в пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль». Коробочка копит денежки «в пестрядевых мешочках», заботится о сохранности своего состояния, поэтому держит огромное количество псов. Старуха- процентщица также хочет увеличить свой доход за счёт того, что даёт в долг под проценты. Простакова обобрала своих крепостных до нитки. Главное для неё в жизни личная выгода. Таким образом, все героини хотят обогатиться за счёт других людей. «Русский бунт» С2. В каких произведениях отечественной классики показана трагедия «русского бунта»? В отечественной классике тема «русского бунта» затрагивалась неоднократно. Во все времена были люди, которые смирялись с силой и неизбежностью обстоятельств и готовы были с опущенной головой принять судьбу такой, какой она есть. Но и во все времена жили люди, готовые бороться за своё счастье, люди, не желающие терпеть несправедливость, люди, которым уже нечего терять. С такими людьми мы можем познакомиться на страницах повести А.С. Пушкина «Дубровский» и романа «Капитанская дочка». Троекуров, один из главных героев, с помощью взяток и подкупа завладел Кистенёвкой, и теперь по закону крестьяне становились собственностью этого жестокого и деспотичного помещика. Владимир Дубровский не может смириться с мыслью, что в доме, где прошло его детство, где умерли его мать и отец, поселится человек виновный во всех обрушившихся на его голову несчастьях. Дубровский решает сжечь дом и скрыться. Многие крестьяне, проявившие своё недовольство нынешним положением, следуют за ним. Стремясь восстановить справедливость, отряд разбойников грабит на дорогах богатых. Историческую основу романа « Капитанская дочка» составляют реальные события крестьянской войны 1773-1775года под предводительством Емельяна Пугачёва. А.С.Пушкин подробно описал весь ход событий: взятие крепостей, осаду Оренбурга, казнь Пугачёва, подавление восстания. Таким образом, борьбу с несправедливостью народ вел во все времена. Сватовство С2. В каких произведениях русских писателей речь идёт о сватовстве? О сватовстве речь идёт в пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль», в романеэпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон», в пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор». В комедии Д.И.Фонвизина « Недоросль» к Софье сватается Скотинин и Митрофанушка, но Стародум им отказывает, так как она уже сговорена с Милоном. В пьесе Н.В.Гоголя « Ревизор» Хлестаков признаётся сначала дочери городничего в любви, затем его жене. Герой делает предложение дочке, берёт деньги у городничего якобы для того, чтобы обсудить свадьбу с дядей. В романе- эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон»отец Григория Мелехова сватает Наталью Коршунову, чтобы пресечь незаконную связь сына с Аксиньей. Таким образом, счастливой из выше сказанных героинь была только Софья. Перемены в жизни С2. В каких произведениях русской классики герои сталкиваются с необходимостью перемен? Перемены в жизни происходят у Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму», у Андрея Соколова в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека», а также у Григория Мелехова в романе - эпопее Тихий Дон». Герасима, главного героя рассказа, капризная барыня привезла в Москву из деревни, устроила его дворником. Честно и добросовестно выполнял он свои обязанности. Идя вдоль реки, герой спасает щенка, приносит его к себе домой и начинает ухаживать за питомцем. После приказа барыни - истребить собаку - дворник ослушивается свою хозяйку и уходит обратно в деревню. В рассказе М.А.Шолохова « Судьба человека» Андрей Соколов потерял на войне всё: дом, семью, и, казалось бы, нет уже никакого смысла в жизни. Герой берёт к себе на воспитание мальчика- сироту. Теперь ему есть для кого жить! В романе – эпопее «Тихий Дон» М.А.Шолохов изображает трудный нравственный путь Григория Мелехова. Во время Гражданской войны герой переходит то на сторону белых, то на сторону красных. В финале романа он возвращается домой, он не хочет больше воевать, смысл жизни- дети. Жизнь продолжается. Таким образом, если человек стремится к переменам в жизни, он прилагает усилия, чтобы изменить свою жизнь в лучшую сторону. Драматические отношения влюблённых С2. В каких произведениях русских писателей изображены драматические отношения влюблённых? Драматические отношения влюблённых изображены в драме А.Н. Островского «Гроза», романе – эпопее М.А.Шолохова « Тихий Дон», а также в комедии А.С.Грибоедова « Горе от ума». Катерина, главная героиня пьесы, влюбляется в Бориса. Она всячески борется со своим чувством, так как является замужней женщиной. Дикой отправляет Бориса в Сибирь, герой не готов взять ответственность за жизнь любимой женщины. В пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума» Чацкий влюблён в Софью, но та предпочитает Молчалина. В любви Чацкий не столько обманут, сколько обманывает себя сам, он, как все влюблённые видит то, что хочет, не замечая очевидного. В романе- эпопее « Тихий Дон» Шолохов повествует историю любви Григория Мелехова с замужней Аксиньей. Герои преодолевают множество испытаний, чтобы быть вместе, однако героиня погибает. Таким образом, влюблённые борются за своё счастье, страдают, преодолевают множество жизненных испытаний. Драма крепостного С2.В каких произведениях русской классики показана драма крепостного? Жизнь крепостных крестьян изображали А.П.Чехов в пьесе «Вишнёвый сад», М.Е. Салтыков – Щедрин в сказках « Дикий помещик» и « повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». В сказках М.Е.Салтыков- Щедрин с горечью говорит о покорности мужика. Писатель наводит читателей на мысль, что пора сильному, крепкому мужику обдумать своё положение и перестать безропотно подчиняться правящему классу. Больного лакея Фирса хозяева забывают о нём, запирают на ключ, хотя старик верой и правдой всю жизнь служил Гаеву и Раневской. Таким образом, писатели показывают, что правящий класс проявляет равнодушие к судьбе своих крепостных. Приятельские отношения С2. В каких произведениях отечественной классики изображены герои, связанные приятельскими отношениями? В русской классике приятельскими отношениями были связаны Онегин и Ленский в романе в стихах А.С.Пушкина « Евгений Онегин», Гринёв и Пугачёв в романе А.С.Пушкина « Капитанская дочка». Онегин и Ленский стали друзьями от «делать нечего». Ленский познакомил Онегина с семьёй Лариных. После ссоры друзей состоялась дуэль, на которой Ленский был убит. В романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкина между Пугачёвым и Гринёвым складываются дружеские отношения. Автор изображает Пугачёва сложной и противоречивой натурой. С одной стороны, он вор и злодей, объявленный государственным преступником, с другой - он же справедливый и благородный человек, помнящий добро. Пугачёв помогает Петру выбраться из занятой мятежниками крепости, а потом освобождает Машу Миронову от тирании Швабрина. Таким образом, приятельские отношения героев складываются на том, что они понимают друг друга, но в то же время эти отношения кратковременные, в какой-то момент по разным причинам заканчиваются.

Аркадий не решается предложить тост за своего друга вслух?

Аркадий не решается предложить тост за своего друга вслух, потому что у каждого из членов семьи Кирсановых имеются неприятные воспоминания о Базарове. У Павла Петровича это дуэль и ранение, у Николая Петровича – развязное поведение Базарова в доме и сильное влияние на взгляды его сына, у Фенечки – поцелуй в беседке.
Самому Аркадию также стыдно вспоминать, как он подражал другу и хотел казаться нигилистом. "Ты нежная душа, ранимая", – сказал однажды Евгений, понимая, что Аркадий не может быть его сподвижником. Это подтверждает тот факт, что к концу романа Аркадий отказывается от нигилистической теории своего друга и примыкает к лагерю дворян-либералов. Базаров внёс в семью Кирсановых разлад, поэтому даже упоминание об этом герое за столом разрушило бы семейную идиллию, сложившуюся в доме.
Таким образом, автор, изображая сцену семейного застолья Кирсановых, исключает существование Базарова и его нигилистической теории.

8.
Какие черты Тихона раскрываются в диалоге с Кулигиным ?

По этому диалогу можно судить о таких чертах Тихона как несамостоятельность, безответственность, слабоволие.
Герой предстаёт человеком слабовольным, действующим по наущению маменьки ("А маменька-то", "поди-ка, поговори с маменькой"). Всеми его действиями руководит Кабанова, а он настолько не привык жить по собственному разумению, что готов даже бить жену против своей воли.
Отправившись в Москву, Тихон поступает безответственно: вместо того, чтобы позаботиться о Катерине, защитить её от произвола своей родительницы, он уехал, оставив её, и "всю дорогу пил", "про дом-то и не вспомнил". Так может поступить человек, не имеющий никакого чувства ответственности перед близкими.
Вместе с тем Тихон – мягкий, по-своему добрый человек, способный к состраданию. Он жалеет Катерину, не хочет её мучить ("мне её жаль пальцем тронуть"), а также испытывает сочувствие к её соблазнителю Борису ("Уж я вижу, что ему проститься хочется").
Итак, реплики героя характеризуют его как личность незрелую, не способную жить своим умом, но умеющую сочувствовать.

8. (по фрагменту из рассказа А.П. Чехова «Ионыч»)
В чём приведённый отрывок может послужить иллюстрацией к высказыванию А.П. Чехова о том, что «мещанство – страшное зло»?
Приведённый фрагмент может послужить отличной иллюстрацией к словам А.П. Чехова о том, что «мещанство – страшное зло».
В нём показана пошлость одного из лучших семейств города С. – Туркиных. Она страшна тем, что затягивает людей мыслящих, готовых трудиться. Атмосфера праздности, банальности подчёркивается такими деталями, как игра Котика на фортепиано (при этом Старцеву казалось, что с высокой горы сыплются камни), чтение Верой Иосифовной романов, в которых говорилось о том, чего никогда не бывает в жизни. Отец семейства, Иван Петрович, острит, используя выдуманные им словечки «большинский», «недурственно». Даже лакей Пава, подражая трагическому актёру, встаёт в позу и произносит: «Умри, несчастная!».
Этот мир пошлости и банальности оказывает губительное влияние на доктора Дмитрия Старцева, превращает его просто в Ионыча, который постепенно забывает о своём долге врача и главной целью которого становится нажива.

Композиция ответа на задание 9 (сопоставительное)
1. Краткий ответ на 1-ую часть вопроса:
дать два произведения и назвать двух авторов.
2. Позиция сопоставления №1:
– обоснование
– сопоставление.
3. Позиция сопоставления №2:
– обоснование
– сопоставление.

Сопоставление:
Что сближает и чем отличаются:
– тематически
– сюжетно
– композиционно
– с точки зрения значения образов
– с точки зрения использования изобразительно-выразительных средств
– с точки зрения авторского отношения.

Обоснование
Анализ привлекаемого текста с точки зрения:
– темы, сюжетных линий
авторской позиции
– особенностей образов, функций этих образов
– используемых автором изобразительно-выразительных средств
– композиции
– обращения к какому-либо жанру.

Например:
1. К проблеме, поднятой N, обращались такие поэты, как... в произведении... и... в произведении....
2. ... (первый) использует... приёмы, показывая... (кого? что?). Этот поэт, так же как и N, изображает... (что? каким образом? – точечная цитата). Однако, в отличие от N, который... (что?), первый... (что делает?).
3. В центре внимания... (второго) – ... (что? и кто?). Его герой, так же, как и герой N (что делает? показан каким? – точечная цитата). Однако, в отличие от авторского отношения N, которое...(какое?), эмоции второго... (какие? в каких словах они выражены? – точечная цитата).


9.
В каких еще произведениях литературы мы встречаем сцены, в которых семья собирается за столом, и как они перекликаются с приведенным отрывком (или с произведением И.С. Тургенева в целом)?

Вспомним роман А.С. Пушкина "Капитанская дочка" и роман-эпопею "Война и мир" Л.Н. Толстого. Именно в этих произведениях изображается такая семейная идиллия, как и у Кирсановых в эпилоге романа "Отцы и дети".
Во время сцены семейного ужина в "Капитанской дочке" только что прибывший в Белогорскую крепость Пётр Гринёв ближе знакомится с семьёй Мироновых и впервые видит Машу. Застолье очень похоже на то, что описано в "Отцах и детях". Ужин проходит душевно: все герои рады друг другу: "Василиса Егоровна приняла нас запросто и радушно и обошлась со мною как бы век была знакома". У Тургенева же: "всем было немножко неловко, немножко грустно и, в сущности, очень хорошо". Подобная неловкость прослеживается и в сцене из романа А.С. Пушкина, это отражает описание Маши: при упоминании о приданом "она вся покраснела, и даже слёзы капнули на её тарелку". Однако это не омрачает общую дружественную и мирную, тёплую обстановку.
Л.Н. Толстой описывает именины Наташи как большое семейное застолье. Все герои рады собраться вместе, и у Ростовых царит настоящая идиллия. Приезд всеми уважаемой графини Марьи Дмитриевны не делает обстановку напряжённо-официальной, ведь даже строгую гостью охватывает эмоционально-духовная стихия этого дома. Эпизод схож с застольем из романа "Отцы и дети", потому что в нём мы видим изображение абсолютной гармонии и любви в семье.
Таким образом, И.С. Тургенев, А.С. Пушкин и Л.Н. Толстой показывали в своих произведениях сцены, где семья собирается вместе за столом для того, чтобы изобразить взаимоотношения героев и показать семью как одну из главных ценностей жизни.
9.
В каких произведениях русской классики герои обращаются к воспоминаниям о прошлом и в чём этих героев можно сопоставить с персонажами пьесы «На дне» ?

Во многих произведениях русских писателей и поэтов герои обращались к воспоминаниям о прошлом.
Например, в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» Раневская часто вспоминает своё детство, время, проведённое в родительском доме с вишнёвым садом. Слёзы умиления и радости наворачиваются у неё на глазах, когда она приходит в свою детскую. Для неё, как и для Актёра из пьесы Горького, с прошлым связаны приятные и дорогие сердцу воспоминания, что-то, что уже не может повториться в настоящем (для Раневской – беззаботное счастливое детство и юность, для Актёра – игра на сцене, аплодисменты публики). Только если Любовь Андреевна живёт этими «сладкими» грёзами, то герои «На дне» живо осознают контраст между прошлым и действительностью (Актёр забыл «любимое» стихотворение, хочет избавиться от своего порока и вернуться на сцену, но, не найдя в себе сил бороться с пьянством, лишённый надежды и веры, кончает жизнь самоубийством).
Герои романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» тоже обращаются к своему прошлому, рассказывают свои истории (например, Мастер – поэту Бездомному в клинике Стравинского). Из этого монолога мы узнаём, что Мастер, как и герои пьесы Горького, тоже оказался выброшенным из привычного течения жизни, из-за травли критиков (таких, как ненавидимый Маргаритой Латунский) он сжигает свою гениальную рукопись, теряет любимую и попадает в психиатрическую лечебницу. Ситуация его кажется «беспросветной», так же, как и у героев драмы.
У М.Булгакова, как и у М.Горького, обращение героев к прошлому позволяет понять логику их судьбы.
9.
В каких произведениях отечественной литературы отражён конфликт частного человека и государства и в чём эти произведения могут быть сопоставлены с рассказом А.И. Солженицына «Матрёнин двор» ?

Конфликт частного человека и государства нередко встречается в произведениях отечественной литературы.
Героя повести Н.В. Гоголя «Шинель» Акакия Акакиевича Башмачкина с Матрёной сближает беззащитность перед произволом чиновников. Оба они ничего не могут сделать со своим положением, пусть даже Акакий Акакиевич жаловался должностному лицу, а Матрёна рассказала о своих «обидах» Игнатьичу, человеку, который просто был рядом с ней в этот момент.
Мастера, героя романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», нельзя назвать беззащитным, но даже он, как и Матрёна, бессилен против произвола чиновников. В данном случае – чиновников от литературы, деятелей МАССОЛИТА, превративших творчество в средство наживы.
Мастеру чужд этот мир, но сделать он ничего не может: слишком слаб и незначителен человек по сравнению с целым государством.

В каких про­из­ве­де­ни­ях оте­че­ствен­ной клас­си­ки изоб­ра­же­ны герои, свя­зан­ные при­я­тель­ски­ми отношениями, и в чём эти герои могут быть со­по­став­ле­ны с Пе­чо­ри­ным и Вернером?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребёнок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребёнку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-жёлтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно чёрного цвета. Молодёжь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию. Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги! Вот как мы сделались приятелями: я встретил Вернера в С... среди многочисленного и шумного круга молодёжи; разговор принял под конец вечера философско-метафизическое направление; толковали об убеждениях: каждый был убеждён в разных разностях.

Что до меня касается, то я убеждён только в одном... - сказал доктор.

В чём это? - спросил я, желая узнать мнение человека, который до сих пор молчал.

В том, - отвечал он, - что рано или поздно в одно прекрасное утро я умру.

Я богаче вас, сказал я, - у меня, кроме этого, есть ещё убеждение - именно то, что я в один прегадкий вечер имел несчастие родиться.

Все нашли, что мы говорим вздор, а, право, из них никто ничего умнее этого не сказал. С этой минуты мы отличили в толпе друг друга. Мы часто сходились вместе и толковали вдвоём об отвлечённых предметах очень серьёзно, пока не замечали оба, что мы взаимно друг друга морочим. Тогда, посмотрев значительно друг другу в глаза, как делали римские авгуры, по словам Цицерона, мы начинали хохотать и, нахохотавшись, расходились довольные своим вечером.

Я лежал на диване, устремив глаза в потолок и заложив руки под затылок, когда Вернер взошёл в мою комнату. Он сел в кресла, поставил трость в угол, зевнул и объявил, что на дворе становится жарко. Я отвечал, что меня беспокоят мухи, - и мы оба замолчали.

Заметьте, любезный доктор, - сказал я, - что без дураков было бы на свете очень скучно!.. Посмотрите, вот нас двое умных людей; мы знаем заране, что обо всём можно спорить до бесконечности, и потому не спорим; мы знаем почти все сокровенные мысли друг друга; одно слово - для нас целая история; видим зерно каждого нашего чувства сквозь тройную оболочку. Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя. Итак, размена чувств и мыслей между нами не может быть: мы знаем один о другом всё, что хотим знать, и знать больше не хотим. Остаётся одно средство: рассказывать новости. Скажите же мне какую-нибудь новость.

Утомлённый долгой речью, я закрыл глаза и зевнул...

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Пояснение.

Печорин и Вер­нер схо­дят­ся на водах. Они сразу за­ме­ча­ют друг друга, так как оба вы­де­ля­ют­ся на фоне «водяного общества»: «отличили в толпе друг друга». Герои умны, наблюдательны, критичны, кажется, что они с по­лу­сло­ва по­ни­ма­ют друг друга, хо­ро­шо раз­би­ра­ют­ся в людях. Од­на­ко при всей их общ­но­сти они разные. И эти раз­ли­чия на­столь­ко сильны, что функ­ции в ро­ма­не им от­во­дят­ся разные: док­тор - лишь со­про­вож­де­ние Печорина, ко­то­рый и яв­ля­ет­ся на­сто­я­щим участ­ни­ком жизни, Вер­нер - ее свидетель.

Приятельские от­но­ше­ния свя­зы­ва­ют Оне­ги­на с Ленским, ко­то­рые по­доб­но ге­ро­ям Лер­мон­то­ва «от де­лать не­че­го друзья». Они, по сути, яв­ля­ют­ся антиподами, хотя на фоне де­ре­вен­ско­го об­ще­ства ка­жут­ся похожими. Как и Вер­нер с Печориным, они вы­де­ля­ют­ся в «толпе», по­то­му и ста­но­вят­ся приятелями. Лен­ский - мо­ло­дой поэт, пыл­кий влюбленный, романтик, да­ле­кий от ре­аль­ной действительности. Оне­гин - реалист, под­вер­жен хандре, устал от свет­ско­го об­ще­ства и пу­стой жизни. Лучше, чем сам Пушкин, о про­ти­во­по­став­ле­нии своих ге­ро­ев не ска­жет никто:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень.

Разность Вер­не­ра и Пе­чо­ри­на при­во­дит к тому, что они рас­ста­ют­ся до­воль­но холодно, Пе­чо­рин при этом остал­ся «холоден, как камень». Кон­фликт между Оне­ги­ным и Лен­ским во­об­ще трагичен: дуэль.