Круглый стол «Образ православного священника в современном кинематографе» состоялся в рамках XVIII Рождественских чтений. Батюшке Алексию Дарашевичу нужна помощь

Круглый стол «Образ православного священника в современном кинематографе» состоялся в рамках XVIII Рождественских чтений. Батюшке Алексию Дарашевичу нужна помощь

Вчера произошло важнейшее миссионерское событие в СССР - РФ со времен изобретения
телевидения. Десятки православных россиян (зрителей программы «Пусть говорят» 1-й канал) одновременно обратились к Господу с молитвой «Отче наш», в которой попросили
Его помиловать души россиян, погибших в «Невском экспрессе».

А дело было так. Шел траурный выпуск «желтого» шоу, посвященный железнодорожной трагедии. Истеричный, но добрый малый Андрей Малахов, ведущий, не мог сдержать слез в течение всей программы. Следуя традициям раздолбайства, присущим и программе, и ведущему, на нее зачем-то привезли несчастную бабульку, которая жила в 20 м. от места трагедии и первой приняла на себя весь груз трагедии, отдав свой «домик тыквы» под «фронтовой госпиталь» для истекавших кровью. Когда ведущий в своем патолагоантомическом стиле пытался во что бы то ни стало разговорить старушку, заставить ее вспомнить заново весь ужас пережитого, ей по настоящему стало плохо, и она потеряла сознание. После чего (как следует из объяснений ведущего) пришлось бабушке срочно вызывать «Скорую» (видимо в огромном телевизионном техническом центре «Останкино просто давно нет дежурных врачей) и шоу, как говорится, «маст гоу он».
Говорили много, плакали много, было тяжело. Всем. И вот настал момент, когда надо было сделать ЧТО-ТО. Как-то выразить свою любовь и сочувствие: и живым,и мертвым. Встал гость программы священник Алексей Дорошевич и предложил помянуть умерших.
И, будучи искренним и добрым пастырем, видя перед собой плачущие глаза потерявших самых близких, не вспомнив про толерантность, про «многонациональность и многоконфессиональность» он начал молиться вслух: «Отче наш, Иже еси на небесех…». Когда о.Алексей прочитал молитву до конца камера показала, что почти вся студия наложила на себя святое православное крестное знамение.
Впервые со времен внедрения в СССР-РФ массового ТВ единая православная молитва объединила всю страну, потому что, уверен, в это время вместе с о.Алексеем и людьми в студии об усопших молились все православные телезрители.
Нет, конечно, давно привычными стали трансляции праздничных богослужений, и желающие могут как-то молитвенно в них соучаствовать, находясь дома. Но вот так, чтобы без указаний сверху, одномоментно, не боясь упреков в мракобесии помолиться всей страной, да еще на первом канале…Лично я такого не помню.
Думаю, что в студии вполне могли быть несколько представителей других христианских конфессий и религий, тем более у экрана. И уверен, что и они молились вместе с православным священником и людьми в студии. По своему. Но это была общая молитва. Молитва любви и сострадания. "По канонам Церкви он не должен был так делать, это нарушение канонов, он должен был удалить из студии всех некрещеных и неправославных (елицы верные),.это же экуменизм" — должны бы возмущаться наши фарисеи-канонофилы, противники глобализма и экуменизма. "Немедленно запретить священника в служении!" "Как это он посмел"-, должны бы возмутиться толерантофилы-либералы,- на светском телевидении совершить религиозный обряд, да еще, когда его транслировали на всю страну".
Но перед лицом Божьим, перед лицом общей трагедии, все эти досужие рассуждения оказались дымом и пылью.
Это был как раз тот случай, когда Любовь поднялась выше законов и национальностей.
Точнее, Любовь предстала как главный закон бытия. Если эту любовь к умершим и живым, которая объединила всех в едином молитвенном порыве, назовут экуменизмом, не размыванием вер, но единством любви и сострадания, то, лично я, за такой экуменизм!
Аксиос! Отец Алексий!

Беседа о. Алексия Дарашевича, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Поленовесо слушателями радиостанции Радонеж состоялась в августе 2006 года, через неделю после того, как в автомобильной катастрофе погибли двое его детей, а еще двое находились в реанимации.

Сегодня мы поговорим о смерти. В эти дни становится как-то по-новому понятно и ясно, что это такое. Я благодарен всем, кто поминает моих детей Алешу и Настю и молится о них. Молитесь, молитесь о них, дорогие мои. Знайте, когда мы молимся, мы соединяемся с ними и не только с ними. В том мире все родные, все действительно братья и сестры. Мы и здесь называем себя братьями и сестрами, но по сути не являемся ими. Мы как-то даже не очень верим в то, что это возможно. А ведь на самом деле люди крещеные могут быть братьями и сестрами вне зависимости от достатка, занятий, привычек, возраста. Но мы даже не пытаемся этого делать. Даже в церкви мы стоим по одиночке. А в ином мире все действительно братья и сестры. И когда кого-то поминают, поминают всех. Вы не только чужих поминаете, вы своих этим поминаете. Поэтому поминайте…

Я сейчас стараюсь служить каждый день. В один из них, стоя на литургии перед распятием (а у нас в церкви в Поленове очень красивое распятие), я подумал: «Какой же красивый Господь! Какой же у Бога Отца был красивый Сын, какой же Он прекрасный был Сын! И как же Бог Сам отдал Его нам?..». Понимаете, вот откуда идет это отдание. Ведь сам Отец это сделал.

На отпевание пришло много молодых людей, и все говорили, что не было тяжести, а радость удивительная. Вы заметили, что когда кто-то умирает, мы надеваем черные траурные одежды. На панихиде это было как-то разительно — все в черном, а я — в белом. Я один в каком-то сияющем церковном одеянии. Согласно церковному преданию, первые христиане не надевали черных одежд, а облачались в белые. И это белое сияние и есть настоящее наше ощущение.

Тема смерти - трудна и очень серьезна. Даже тот, кто в этой жизни ни к чему серьезно не относится, смерть понимает, как что-то значительное. В последнее время все больше людей стало бояться смерти. Ведь она обрывает все человеческие стремления. Сейчас люди избегают даже думать о смерти, как бы отворачиваются от нее. Как будто, если сделать вид, что ее нет, то ее действительно не будет. Если кто-то умер, то сразу возникает вопрос: «Стоит ли сообщать об этом, ведь человек будет волноваться, зачем его волновать?» Это понятные переживания, но они человеческие, не Божии. Смерть, прежде всего, - это разговор Бога с человеком, это Слово Бога к человеку, и человек должен обязательно услышать Его. Нельзя лишать человека Слова, которое говорит Господь. Мы все едины, и когда Господь говорит что-то человеку, Он говорит это и его сыну, дочери, матери, отцу, всем близким, потому что все мы живем друг другом.

Когда произошла авария, то встал вопрос, сообщать или нет подруге дочери о том, что она погибла. Решили не сообщать. Это неправильно, абсолютно неправильно. Почему? Мне довелось сделать это совсем по-другому.
Когда я пришел в реанимацию, дети были в сознании. И вот Серафим открыл глаза и спросил: «А Настя умерла?». Я ответил: «Да». - «Да, я так и подумал. А Алеша?». - «И Алеша», - сказал я. И мальчик так спокойно, так ясно, так просто это принял. Почему так было? Потому, что это была правда. А правда Божия обладает чудесной силой, благодатью. Настоящей благодатью, которая животворит, которая дает силы. А мы, когда боимся, забываем, что за смертью благодать. Я знал это, и вот впервые столкнулся с таким явственным явлением силы Божией.

В мире все больше страданий, все больше смертей, каких-то несчастий. Мои дети лежат в Морозовской больнице, поэтому я каждый день бываю там, встречаюсь с врачами, и они рассказывают, что видят колоссальный вал детских смертей, и не знают, что происходит, даже говорят: «Что ни кроватка, то загадка». Но рядом с этими несчастьями есть благодать, и она очень близко. Я не сразу это осознал. Сначала ты живешь, действуешь, а только потом приходишь к мысли: «Господи, я ведь не рассчитывал на такое спокойствие, на такую простоту». А это все дано, дано молитвой и упованием на Господа. Какой огромной силой обладаем мы, православные, и наша Россия! Даже в самой простой молитве заложен огромный смысл. Ничего нет проще молитвы «Господи, помилуй мя, грешного». Мы привыкли так говорить, даже не задумываясь. А ведь слово «помилуй» значит не только «прости», но и «милуй», то есть «люби». В польском языке сохранилось слово «милость», т.е. «любовь». Так вот, «помилуй», значит «полюби меня, Господи». Мы все время просим у Господа максимальной любви. А что значит «полюби»? Настоящая любовь-милость будет тогда, когда Господь возьмет нас к Себе, а это и есть смерть. В этом мире мы видим смерть, а по сути это взятие нас Господом к Себе. Какое же это удивительное дело, событие, которое невозможно представить!

Я хочу сегодня говорить не о слезах, хотя слезы, конечно, есть. Я хочу говорить о той радости, которую даровал мне Господь. Радость эта - люди. Вы, мои духовные чада, вдруг оказались рядом со мной. Я знаю, что все вы работаете. Но очень многие приехали, некоторые преодолели тысячи километров. Церковь - это семья. И я увидел, что у меня действительно она есть.

Недавно я ехал с одним священником, потерявшим жену и сына, и посочувствовал: «Да, батюшка, ты теперь один остался». Он ответил: «Ты что, батюшка, я не один, как я могу быть один, ведь со мною Господь!». Мы никогда не бываем одни, никогда! И еще я хотел бы сказать Вам и тем, кто слышит нас, и, может быть, особенно тем, кто не слышит. Каким образом они могут сейчас услышать меня, не знаю. Но так мне хочется, чтобы они как-то это почувствовали! Становитесь, спешите быть православными, настоящими православными! Потому что в этой жизни надо быть готовым ко всему, потому что жизнь трудна, по-настоящему трудна. И кто знает, что ждет вас за порогом.

Вы не должны быть теми, кто просто время от времени заходит в церковь, ставит свечку, крестится, постится, а вроде и не постится; когда молится, а когда и не молится - ну, не получается. Нет, мои дорогие, жизнь слишком серьезная, чтобы быть хладными, чтобы быть теплыми, еле теплыми. Мы должны быть горячими, должны быть сильными православными, так чтобы не только, может быть, себе помочь, но и тем, кто рядом с нами. Вы говорите, что Ваша мама и Ваша подруга крещеные и думают, что они православные. Скорей всего. Но разве это так?..

Наша радиослушательница Елизавета делится со мной своим несчастьем: «У меня тоже горе, у меня погиб сын, два года назад. Я по нему плачу день и ночь и жду его домой. Не знаю, что мне делать…».

Я Вам скажу: матушка, матушка, как ни горько Вам это говорить, но зачем Вы это делаете? Вы думаете, что слезами своими можете ему чем-то помочь? То, что Вы делаете, делают очень многие, но… Сейчас я, может быть, имею право Вам сказать то, за что в другой раз меня могли упрекнуть: хорошо Вам, сытому, спокойному и счастливому так говорить. Я хочу сказать, что это безбожие, так поступать. Именно так, как это делаете Вы. Это маловерие, это неверие, это, по сути, не помощь ему, а просто камень на нем. Думаете, ему там легко? А Вы еще давите этой беспросветностью своей, тоской и унынием.

Разве Господь заповедал нам это? Думаете, сын этого от Вас ждет? Я уже говорил, хочу повторить: мы боимся смерти. Мы часто ссылаемся на святых отцов: «помни час смертный, и вовеки не согрешишь». Да, это говорит святой, но в его словах нет страха смерти, понимаете - нет! Вы помните, что был Ваш сын, мальчик Саша, упокой, Господи, его душу. И Вы уцепились за него, прошлого, не сегодняшнего, не думая о том, что с ним, с его душой сейчас. Так вот, «помни час смертный» значит «помни, что тебя ждет, помни и стремись к этому, думай об этом и готовься к этому».

Получается, мы боимся настоящего, подлинного христианства, а значит, боимся самого Христа. Не надо ужасаться смерти, это обычно и естественно. Странно, если бы это было не так, ибо кто такой Бог и кто такие мы? Он велик, Он огромен, Он невообразим по сравнению с нами. И даже апостолы ужасались. Помните, Петр? Бросился в ноги, сказал: «Господи, выйди от меня, ибо я человек грешный». Они ужасались, когда Господь открывался им не как Человек, а как Бог, что очень естественно для нашей грешной природы. Нам и нужно, наверно, бояться, но нужно бояться как детям, которые и боятся и тянутся к Господу, понимаете, тянутся. А мы куда тянемся, за что цепляемся? Мы же не к Господу тянемся.

Если бы к Господу тянулись, то искали бы света, добра, радости, потому, что Господь есть Любовь, Радость и Свет. Этот Свет бы проникал в нас. Если же мы не соединяемся с Ним, если тоска в нашей душе, то мы устремляемся не к Богу. Я понимаю, когда люди в тоске плачут и надрывают себе душу, я очень их понимаю. Но минута этих чувств, и Господь уводит меня от них. Не подумайте, что я кого-нибудь из вас осудил. Это мое сочувствие к Вам и желание вытащить Вас оттуда, где Вы сейчас находитесь. Когда человек стенает, плачет, вопиет, он боится и понимает, что его участь тяжела, горька и он хоть в какой-то мере, неосознанно, может быть, старается это разделить эту участь. Вот, по сути, что мы делаем. Но это неправильно.

Те, кто были до Христа, может быть, правильно это делали, другого способа не было, не было радости Воскресения. Но у нас-то, после Рождества Христова, Воскресения Христова есть другое, Господь даровал нам это другое. Мы можем с вами не только там быть с умершим. Там люди не испытывают облегчения от наших мучений. Ему от этого нет облегчения, более того еще тяжелее, потому, что вместо того, чтобы быть с ним, как клубок свернувшийся мучаться, пожирать себя, сжигать себя, нужно тащить его оттуда. Понимаете, тащить. А Вы что делаете? Вы совсем этого не делаете. А тащить Вы будете его, если сами будете стремиться к Богу. Если Вы не будете тащить, Вы сами не сможете никогда этого сделать. Господь будет тащить. Если Вы только потянетесь к Нему, ухватитесь за Него: “Господи, Господи, я Твоя, я с Тобой, Господи”, и тогда Ваша вторая рука потянется к сыну и будет, будет ему за что уцепиться. За слабую Вашу руку, слабую, совсем немощную. Но будет это, сколько-то лет продлится не знаю, но Вы будете делать дело, святое дело. Божие дело. Во что нужно делать, мои дорогие. Мы еще себя в какой-то мере хвалим, вот смотрите, как я переживаю, как я переживаю. Вот кто-то там совсем не переживает, а я вот надрываю свою душу, плачу, глаза все выплакала, ослепла даже, Господи. Разве это, Господь, заповедал нам?

Другая наша слушательница говорит: «Детей дает Господь. Умирая, они возвращаются к своему Отцу, поэтому «убиваться» нельзя».

Вы совершенно правы. Когда мы так убиваемся, это говорит о нашем маловерии: у нас в душе нет конкретного ощущения, что мир Божий есть, он рядом и он прекрасен. Шаг сделал, и ты уже там, в том мире. Нас сбивает, нам не дает это сразу понять неожиданность. Леша с друзьями ехал в паломничество по Золотому кольцу, по нашим древним святыням. У него был второй день отпуска, и он давно обещал детям свозить их в путешествие. Ребята ехали, пели, потом по пути свернули к знакомым в другой храм, там тоже молодые ребята, девчонки. Они были полны радости. И они в эту радостную минуту попали в самую большую радость. Да, был, конечно, какой-то страшный момент, разрыв, надрыв, но надо было его пережить. Жизнь плотная, чтобы пройти через стену, ее нужно пробить. Это очень трудно и даже больно. Но за ней радость, свет.

Все происходит по воле Божией. Даже волос с головы человека не может упасть без Его воли. Если это воля Божия, то какое может быть переживание? А мы не понимаем и вменяем себе это в достоинство: какой я хороший человек, вот другая мать равнодушная, отправила, и ей все равно, а я - беспокоюсь!

Дорогие мои это заменитель духовной жизни, это не духовная жизнь. Это мешает нам жить по-Божьи. Переживание - это рудимент бездуховной жизни. В той безбожной жизни нам нельзя было не переживать, потому что без этого мы могли стать камнями, кирпичами и больше ничем. Когда человек неверующий, он вынужден переживать, у него другого способа жить духовно просто нет. И он берет хотя бы этот костыль - волнение. Он плачет, рыдает. Но нам дано Богом, Церковью гораздо большее. Нам дана ясность, нам дана вера. «Мир вам», - сказал Господь. В мире мы должны жить в ясности, в покое, с надеждой, с упованием на Господа.

Мир должен быть с нами. Мы так часто слышим это слово. Во время службы время от времени священник поворачивается к пастве, к братьям, к сестрам, благословляет их и говорит: «Мир вам». Все живет миром. Там, где мир, есть Господь. Там, где смута (говорят «смутно на душе»), Бога не видно. А почему? Мира нет. Мы должны успокоиться и положиться на волю Божию. Все рождается в простоте. Не нужно выдумывать, нужно просто делать то дело, которое Господь дает. Так было и у нас с матушкой. Мне позвонили, я сразу понял, какое у меня дело: я должен ехать к моим детям. Мне нужно было как-то выбраться из Поленова, я даже не знал, как это сделать, потому, что было 2 августа, обычный будний день. Мне это было трудно, но я решил эту проблему. Потом появилась вторая проблема, третья, четвертая, пятая… Я удивился, сколько их собралось. В это время я молился. В такой простоте и оказался Господь.
Благословение Божие и Ангела-Хранителя в вашей простой и обычной святой жизни.

http://www.pravmir.ru/kogda-umirayut-deti/


Feb. 17th, 2011 | 03:40 am

В 2006 году у батюшки Алексия Дарашевича погибли в аварии двое детей... И вот опять беда, конечно, не сравнимо, но... Сгорел приходской дом в храме в честь Святой Живоночальной Троицы в Поленове, который он окормляет. Кто может помочь - помогите, пожалуйста...

Это вчерашняя передача с участием отца Алексия на телеканале Союз, там он рассказывает подробности о приходе, дает свой телефон:

Вот такой он, всегда восторженный и трогательный не смотря ни на что батюшка...

А это официальная информация с телеканала "Союз":

У постоянного гостя наших прямых эфиров - отца Алексия Дарашевича, случилась беда. У батюшки сгорел приходской дом, при храме в котором он совершает свое служение. В доме размещались: воскресная школа, трапезная, комнаты для паломников, келья настоятеля и другие помещения.

Вы можете оказать батюшке материальную помощь, отправив средства по указанным реквизитам:

Царицинское отделение 7978/01631 Сбербанка России ОАО

К/сч. 30101810400000000225

БИК 044525225 КПП 775003012

ИНН 7707083893 ОГРН 1027700132195

Номер счета 40817810338064711096

Получатель: Дарашевич Алексей Станиславович

Просим ваших святых молитв об иерее Божием Алексии.

Если зайдете в мой журнал, дорогие люди, перепостите эту информацию. Я не умею пока это делать, ну как получится, так и будет хорошо. Спасибо вам!

|

Comments {4}

(Deleted comment)

Просьба снять объявление.

from: darashevich_a_s
date: Dec. 24th, 2013 09:40 pm (UTC)

Дор tansi_ta!
Прошу Вас снять объявление "Батюшке Алексию Дарашевичу нужна помощь!"
Уже больше двух лет счет закрыт, но, как я обнаружил, (прошу прощения, что не сделал этого раньше: я не большой любитель бродить по сетям паутины), до сих пор вызывает в некоторых людях озлобление.
К сожалению, так бывает и среди христиан. Не с нас это началось и не нами закончится, но для нас есть горький совет святого: не стоит давать повод ищущим повода.
Вам же я приношу (а в Вашем лице всем добрым людям, помнящим меня) свою сердечную благодарность. Ведь все прекратится и умолкнет, останется только одно - любовь. Сочувствующая и милующая любовь в наших сердцах. Только она имеет смысл для нас, грешных.

|

пусть говорят

from:
date: Feb. 27th, 2016 09:23 pm (UTC)

да что вы говорите. я посмотрел передачу пусть говорят где вы так вступились за мать многодетную у которой 11 детей.как вы там изоброжали боль за нее лишь бы только эта проблема что она алкоголичка и дети требуют опекунства от нее исчезла.да вы церковь первые воры на России как вам только дали власть после развала СССР вы первые кто имели дорогую одежду торчащую из под вашей рясы дорогие машины и т.д. Приедте к нам в Старую Руссу и посмотрите как у нас в окрестности батюшка вешает лапшу прихожанам стареньким и переписывает их имущество на себя и за счет этого пополняет вашу казну да и заодно и себя катаясь на дорогих джипах да я этих примеров приведу кучу так что закройте свои рты да вам первым надо гореть в так называемом аду и кипеть на сковородах.


Москва, 29 января, Благовест-инфо. Поисками типичного образа православного священника в современном кинематографе занимались участники круглого стола, который состоялся 28 января в Центральном доме кинематографистов в рамках XVIII Рождественских образовательных чтений.

Конференц-зал не смог вместить всех желающих послушать дискуссию, в которой, как было обещано в программе, должны были принять участие известные режиссеры Павел Лунгин, Владимир Хотиненко, Александр Прошкин, актер Сергей Маковецкий. Однако мэтров на заседании не оказалось. Тему обсуждали организаторы кинофестивалей «Радонеж» и «Золотой витязь», кинокритики, священники и представители общественных организаций.

Более адекватно донести информацию о современной Русской Православной Церкви, о жизни и служении священников может документальное кино, а не художественное. По крайней мере, в этом были согласны все участники круглого стола, в том числе – присутствовавший на встрече герой одной из документальных лент – «Русский заповедник», протоиерей Виктор Салтыков. По его мнению, необходимо рассказывать о Церкви с помощью кино, но киношникам «не надо соваться в область общения человека с Богом – это очень интимная вещь».

«Священник – это герой нашего времени», – считает председатель братства «Радонеж» Евгений Никифоров, президент одноименного кинофестиваля. По его словам, общество нуждается в киновоплощении образа такого священнослужителя, которому «можно доверить судьбу России и свою личную как духовнику». Удачных подобных примеров на круглом столе вспомнили немного. Так, актер и режиссер, президент кинофестиваля «Золотой витязь» Николай Бурляев назвал имя режиссера Андрея Тарковского, который, по его словам, «первым поставил фильм, не порочащий образ священника». Этот же фильм – «Андрей Рублев» – назвал лучшей лентой, связанной с церковной проблематикой, Лев Карахан – продюсер, кинокритик. Из недавних фильмов только «Остров», по его мнению, «при всех его огрехах», дает зрителю возможность прикоснуться к «живому духовному опыту». Другие фильмы: «Любить по-русски», «Мусульманин», «Юрьев день», «Чудо», «Поп» – говорят о «боязни» режиссеров «приблизиться к священнику», считает кинокритик. Между тем, именно кинематограф может «снять дистанцию между Церковью и обществом», развеять опасения тех, кто видит в Церкви «новую идеологическую удавку», и привлечь тех, кто «мог бы двинуться в сторону Церкви», размышлял Л. Карахан.

«Эти опасения – миф!» – возмутился в ответ Евгений Никифоров. Он подчеркнул, что Церковь сегодня «никому ничего не навязывает», а если бы и хотела – у нее нет таких возможностей. По мнению председателя «Радонежа», качественное кино получается, когда существует достойный заказчик. У Церкви сегодня «нет денег, чтобы заказать кино», отметил он, добавив, что исключение составляет фильм «Поп», созданный по заказу РПЦ «в лице «Православной энциклопедии» – квалифицированного, интеллигентного заказчика».

Кто сегодня может сыграть священника в художественном кино? «Кому это позволительно?» – перефразировал вопрос актер Юрий Беляев, сам сыгравший священника в телесериале «Спас под березами». По его мнению, фильмы, посвященные православной проблематике, должны цензурироваться Церковью, дабы не компрометировать ее. Сам он, играя приходского священника, получил благословение своего духовника и постоянно консультировался со священнослужителями в процессе работы.

Никита Астахов, художественный руководитель Русского духовного театра «Глас», которому тоже приходилось играть священника, уверен, что успеха добьется только тот актер, который «ставит перед собой духовные задачи» – в противном случае ему не поверят. Но для подготовки таких актеров необходима совершенно иная методология: нужно «воцерковлять театральные вузы», создавать новую актерскую школу и т.д., т.е. заботиться о духовном состоянии художника.

Как и ожидалось, в ходе дискуссии участники круглого стола высказали полярные мнения о последней работе в кино Олега Янковского – роли митрополита Филиппа в фильме П. Лунгина «Царь». Многолетний председатель жюри кинофестиваля «Радонеж», писатель Владимир Крупин резко осудил замысел всего фильма как «преступно показывающего Россию» и исполнение роли святителя Филиппа, в частности. «Мы знаем, что Янковский в такси на съемки ездил и блюз слушал», – сказал писатель, считая, видимо, что эти проявления жизни актера за кадром делают невозможным подлинное проникновение в образ. Лев Карахан вступился за великого актера, благодаря которому образ митрополита получился «живым», в отличие от других, весьма «статичных» попыток изобразить священника в современном кино.

«Пусть актер играет священника, но когда наоборот – это недопустимо!» – гнев Е. Никифорова был вызван игрой священника Иоанна Охлобыстина, исполнившего роль шута в фильме «Царь». В этой роли Охлобыстин «омерзителен», и вина за это лежит не только на нем самом и на создателях фильма, но и на священноначалии: «почему он до сих пор не запрещен в служении или не почислен за штат», возмущался Никифоров. Он признает актерский талант Охлобыстина, но не допускает совмещения двух столь разных призваний в одном лице.

Священник Алексей Дорошевич, художник и режиссер по светскому образованию, член жюри фестивалей «Радонеж» и «Золотой витязь», отметил, что пока еще не встретил в современном кино такого образа священника, который являл бы собой «образ Христовой любви». Однако черты некоего «протообраза» он видит в игре Петра Мамонова в фильме «Остров», причем не во всей роли, а только в том ее проявлении, которое связано с покаянной молитвой, со «стремлением быть услышанным Богом». Священник выразил надежду, что подлинный образ служителя Церкви в кино будет найден, и «люди почувствуют, что это центр всей русской жизни».

Юлия Зайцева



Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.

Материалы в данном сюжете

05.02.2010 13:36 | "Вечерняя Москва"
Нужно принимать срочные меры по борьбе с героиновой пандемией

29.01.2010 14:55 | "Российская газета"
Частная история

Как относиться к священникам, лишенным сана?

Недавно известный в прошлом актер священник Иоанн Охлобыстин попросил освободить его от служения. Эта история известна многим, поскольку отец Иоанн написал подробно о ней в своем блоге. Случай это не единственный, приходится слышать о священниках, запрещенных в служении. Их осуждают, многие даже считают предателями. Так ли это? По каким причинам священники перестают служить и как к ним после этого нужно относиться — об этом мы спросили заведующего кафедрой догматического богословия ПСТГУ протоиерея Бориса ЛЕВШЕНКО.

СПРАВКА

Протоиерей Борис ЛЕВШЕНКО родился в 1936 году. В 1958 году окончил механико-математический факультет МГУ. Работал в МГУ и Университете дружбы народов. Кандидат физико-математических наук. В 1994 году рукоположен в сан диакона, через год — в сан священника. Клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе (Москва). Завкафедрой догматического богословия ПСТГУ.

Испытание сомнением

— Отец Борис, если священника не запрещают в служении, а он сам просит священноначалие его освободить (не по состоянию здоровья), это все равно конфликтная ситуация?

— Не всегда. Часто это происходит с новообращенными. В девяностых годах многих рукополагали довольно быстро — стали открываться новые храмы, в сотни раз увеличилось число прихожан, священников не хватало. А когда человек в зрелом возрасте обретает веру, он чувствует такой духовный подъем, что горит желанием как можно глубже изучать богословие, усерднее служить Церкви. Некоторые на этом подъеме становятся священниками. Когда священников не хватает, энергичных благочестивых людей быстро и охотно рукополагают. Но потом яркое ощущение благодати проходит. В этом, думаю, есть Божий промысел — Бог не оставляет человека без Своей благодати, но для духовного возрастания человек должен сам потрудиться, чтобы эту благодать почувствовать. Это можно сравнить с тем, как родители учат ребенка ходить. Они же не стали любить его меньше, но, пока он не научится, неизбежны падения и ушибы. И в духовной жизни наступает момент, когда надо учиться «ходить», то есть трудиться, чтобы почувствовать Божию благодать. Этот момент труден, поэтому часто у человека наступает некоторая внутренняя опустошенность.

Если он успел стать священником, то, не оставляя молитву, Церковь, начинает понимать, что взял на себя непосильную ношу. И тогда он, конечно, может оставить этот путь. Но здесь есть большой соблазн. У каждого священника бывают минуты таких сомнений: не опустошен ли я, могу ли дать что-нибудь людям, которые ждут от меня духовной поддержки, пастырского совета? Но ведь не мы помогаем людям, а Бог. Через таинства, которые мы совершаем. А мы в какой-то момент начинаем думать, что это мы сами. Это прелесть (лукавый искушает каждого человека), которая приводит именно к таким сомнениям: «Хорошо ли я сделал, что пошел по этому пути, достоин ли, разве я настоящий священник? Мне надо просто молиться Богу, а не совершать таинства». Но вот действительно ли ты с Божией помощью понял свою ошибку или малодушничаешь, отказываешься от креста в угоду своему «Я» — большой вопрос. Думаю, что решается он всегда между человеком и Богом. Желательно, конечно, с помощью опытного духовника. Но нельзя сказать, что отказ от священства — всегда грех.

Главное – не осуждать

— Всем известный недавний пример — отец Иоанн Охлобыстин просил освободить его от служения, и был временно запрещен. При этом за ним оставили право благословлять, и он в интернете написал, что по-прежнему зовется отец Иоанн. Правильно ли так обращаться к запрещенному в служении священнику или лучше по имени-отчеству? И в чем смысл благословения священника, если он запрещен?

— Это решение правящего архиерея, в данном случае — Святейшего Патриарха. Только епископ может решить, какое право оставить за запрещенным в служении священником. А насчет обращения… Назовете вы меня Борисом Трифоновичем, я откликнусь, отцом Борисом — тоже. Мои однокурсники по мехмату МГУ до сих пор зовут меня Борей. А в советское время в общественных местах священников называли по имени-отчеству — была определенная конспирация.

— Но, согласитесь, одно дело, когда к вам или другому уважаемому священнику обращается по имени-отчеству нецерковный или малоцерковный человек, потому что ему так привычнее, удобнее, и совсем другое дело, когда православный обращается так только к священнику, запрещенному в служении. То есть как бы дает ему понять, что не признает его священником. Не травмирует ли это «бывшего священника»?

— В первую очередь он сам не признает себя священником, и странно будет обижаться, если кто-то предпочтет обращаться к нему по имени-отчеству. Но если священник не лишен сана, обращение «отец имярек» тоже допустимо. Это уж кому как удобнее. В любом случае надо относиться к человеку с уважением, а не с осуждением. Тогда, независимо от формы обращения, вы его не обидите. А то ведь и «отец имярек» можно произнести таким тоном, что оно прозвучит обиднее самой грубой фамильярности. Пусть нам трудно понять и принять чей-то отказ от священства, но только Богу известно, согрешил человек или поступил по совести. Что же касается отца Иоанна Охлобыстина, мне кажется, что он поступает разумно — желает воздержаться от служения, пока не поймет своего призвания. В его случае есть дополнительная проблема: может ли священник быть лицедеем? Раньше был однозначный запрет, и я считаю, что оправданный — не всякая профессия годится для священника.

Совсем другое дело — священники, ушедшие в раскол. При рукоположении они присягали быть верными Московской Патриархии, но изменили присяге. Это предательство. Поступок отца Иоанна я предательством назвать не могу. Он не порывает с Матерью-Церковью, но честно сомневается, что крест, который он взял на себя при рукоположении, ему по силам. И прерывает он служение не в критический для Церкви момент, поэтому его нельзя приравнять к солдату, дезертирующему во время боя.

Священство – это не профессия

— Как относится Церковь к тем, кто отказался от служения после революции, спасая от гонений свои семьи?

— Я не знаю, есть ли принятое соборно церковное мнение о тех людях, но, безусловно, когда человек отказывается от сана по политическим причинам, он совершает предательство. Про отказавшихся после революции ничего конкретного сказать не могу, но помню, как в годы хрущевских гонений преподаватель Ленинградской духовной семинарии протоиерей Александр Осипов не просто отказался от сана, но и опубликовал в «Правде» статью «Отказ от религии — единственно правильный путь». За несколько лет до этого, еще при Сталине, официально порвал с религией богослов Евграф Дулуман. Впоследствии он стал заведующим отделом научного атеизма в киевском Институте философии. Не знаю, заставили их или они добровольно отказались от веры (по-разному оцениваются их поступки), но в обоих случаях это предательство.

А вот известный искусствовед Сергей Николаевич Дурылин был рукоположен вскоре после революции, но через несколько лет осознал, что его призвание — искусствоведение. Но никогда он не отрекался от Христа, от Церкви, до конца жизни оставался православным человеком. Никто его предателем не считает.

— Мы не вправе судить. Господь знает причины. От Церкви за это не отлучают, люди продолжают исповедоваться, причащаться. Беда в том, что нас хлебом не корми, а дай осудить другого человека. Найти причину для осуждения всегда можно, особенно если человек на виду. Вместо того чтобы думать о своих грехах, о спасении своей души, высокомерно осуждаем других. Как фарисей, благодаривший Господа за то, что он не такой, как молящийся рядом с ним мытарь. Более того, если сравнить нас с фарисеями, сравнение часто будет не в нашу пользу. Фарисеи все же стремились исполнить Закон Божий, как они его понимали. И среди них было немало ревностных благочестивых людей. Например, приемный отец Господа нашего Иисуса Христа праведный Иосиф. Но в любой духовной традиции есть свои соблазны, и в притче о мытаре и фарисее Господь указывает нам на главный соблазн фарисейства — стремление к элитарности, отделению себя от других, возвеличиванию над ними. Хорошо поблагодарить Бога за то, что Он дал тебе возможность соблюдать закон. Но фарисей также благодарит Бога за то, что он лучше молящегося рядом с ним мытаря, то есть как раз стремится к элитарности, отделению себя от других людей, и это грех. Тем не менее этот фарисей был благочестив, стремился исполнить Закон Божий. Мы же сегодня часто об исполнении заповедей забываем, зато с радостью осуждаем других людей. В этом смысле мы хуже фарисеев.

— Можно ли сказать о неслужащем священнике, что он просто сменил профессию?

— Нет, все-таки священство — не профессия, а служение. Как и монашество. И чтобы понять, твой ли это путь, нужно время. В монастырях до пострига есть период послушания, довольно длительный. И если рукоположение совершается слишком поспешно, велика вероятность, что человек уже в сане поймет ошибочность выбранного пути. Что мы часто и наблюдаем сегодня.

Кстати, о профессии… Некоторые просят освободить их от служения по финансовым причинам. Например, став священником, человек стал получать в десять раз меньше, чем когда преподавал в вузе. И понимает, что при такой зарплате он не в состоянии обеспечить семью. Опять же только Бог знает, движим человек грехом сребролюбия или ответственностью за близких. Мы судить не можем. Но факт — по этой причине некоторые священники возвращаются к своей светской специальности.

— Говорят, что при рукоположении дается особая благодать. Что с ней происходит, когда священника запрещают в служении или выводят за штат? Тяжелее священнику пережить запрет, чем мирянину — увольнение с работы?

— При рукоположении священнику дается «благодать, немощная врачущая и оскудевающая восполняющая» — ему лично, но и на потребу Церкви дар учить, священнодействовать и пасти Церковь Господа и Бога. В полноте эта благодать вспомоществует тому священнику, который проводит жизнь молитвенную и строгую. Для такого священника запрещение в служении является трагедией и испытанием, требующим еще большей молитвы.

Чем запрещение в служении отличается от извержения из сана?

Отвечает клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, священник Димитрий ПАШКОВ.

Для клириков наказания заключаются в лишении прав, полученных ими при вступлении в клир. Это лишение может быть временным и носить исправительный характер, или безвозвратным, тогда оно будет иметь карающий характер. Основными видами специальных наказаний для клириков являются следующие.

1. Временное запрещение , т. е. приостановление права осуществлять действия, связанные с саном. При этом все блага Церкви, доступные мирянам, доступны и запрещенным священникам: исповедоваться и причащаться Святых Таин и т. д. Это — мера исправительной дисциплины: если запрещенный священник исправляется, запрещение снимается. Такое запрещение назначается на определенный срок (с возможностью его сокращения в случае явного исправления согрешившего священника). Разрешить от запрета имеет право епископ, который его наложил.

Запрещение может применяться к священнослужителю не только как наказание, но и как предварительная мера, применяемая во время следствия до окончательного рассмотрения дела церковным судом, если против священника выдвинуто серьезное обвинение. В этом случае запрещение не является наказанием (ибо вина еще не установлена), а вытекает из требования несомненной душевной чистоты клирика, приступающего к священнодействиям.

В некоторых случаях запрещение может иметь более мягкие формы: клирик на время теряет право священнодействия, но ему разрешается молиться и причащаться вместе с пресвитерами и диаконами в алтаре (правило 70 Василия Великого). Но и в этом случае наказанный на время запрещения остается священником лишь по имени, не имея основных прав, связанных с его саном.

2. Редко: низведение клирика на последнее место в ряду его сотоварищей по сану (правило 7 Трулльского собора, правило 5 VII Вселенского собора), так что его «старшинство по времени хиротонии» упраздняется. В древней Церкви это наказание налагалось за особо дерзкое поведение по отношению к своим сослужителям или старшим по сану. Пресвитер в результате применения этой меры должен был занимать последнее место между пресвитерами, диакон между диаконами при совместных службах и других собраниях клира.

3. Лишение права совершения любых священнодействий, но с правом носить духовное звание и пользоваться связанной с этим званием честью. Это наказание уже существенно более тяжелое, чем предыдущие. Оно налагается за тяжкие преступления, производящие соблазн в народе, но которые произведены либо по незнанию, либо по какой-либо чрезвычайной причине, притом что согрешившие раскаялись (см. правило 36 Трулльского собора).

4. Извержение из сана — самое тяжелое из специальных (клерикальных) церковных наказаний. Ему подлежат клирики, тяжко согрешившие против Церкви и нравственности такими проступками, за которые мирян отлучают от Церкви. Считается несправедливым наказывать клирика с двух сторон, т. е. лишать его не только сана, но и возможности причащаться (см. Апостольское правило 25: «Епископ, пресвитер, или диакон, обличенный в блудодеянии, в клятвопреступлении или в воровстве, да будет извержен от священного чина, но да не будет отлучен от церковного общения, ибо Писание говорит: Не отмстиши дважды за едино (Наум. 1: 9)». В этом случае изверженные клирики становятся в положение мирян, которым можно причащаться.

Канонами оговариваются несколько особых случаев, когда клирик должен быть наказан и извержением, и отлучением (приобретение сана за деньги или с помощью светской власти; отречение от Бога или от своего сана [например, когда священник в пароксизме малодушия на прямой вопрос отвечает, что он не священник и никогда им не был]; попытки священнодействовать, несмотря на низвержение из сана). В этих исключительных случаях низвергаемые становятся в положение мирян, отлученных от причастия на определенный епископом срок.

Извержение не имеет временного предела: изверженному клирику сан не возвращается (правило 3 Василия Великого).

Изверженный или отрекшийся от сана священник таковым больше не является даже по имени и живет как мирянин, умирает как мирянин и погребен должен быть так же, как мирянин.

Лишение должности (выведение за штат) наказанием не является. Это икономическая мера, применяемая к священнослужителям, потерявшим возможность служить в полном объеме (например, по болезни или по возрасту). При этом священник может по благословению епископа войти в договоренность с настоятелем какого-либо прихода и служить в том объеме, который приходское руководство готово ему уступить.