Евгений Базаров: образ главного героя, отношение Базарова к окружающим. Вопросы и задания к урокам (планирование в разделе "Документы") Вопросы и задания для обсуждения на уроке

Евгений Базаров: образ главного героя, отношение Базарова к окружающим. Вопросы и задания к урокам (планирование в разделе
Евгений Базаров: образ главного героя, отношение Базарова к окружающим. Вопросы и задания к урокам (планирование в разделе "Документы") Вопросы и задания для обсуждения на уроке
краткое содержание других презентаций

«Темы «Стихотворений в прозе» Тургенева» - Иван Сергеевич Тургенев. Стихотворения. Стихотворения в прозе. К уроку литературы. Иллюстрация к стихотворению «Старик». Иллюстрация к стихотворению «Порог». Лаконизм и свобода. Полина Виардо. Мысли и чувства. Иван Сергеевич Тургенев «Стихотворения в прозе». Темы стихотворений. Буживаль. Творчество И.С.Тургенева. Цикл, объединённый общей тональностью.

«Книга «Бежин луг»» - Сила. Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и. Луг. Художник Е. Бем. Мальчик лет десяти. Замысел рассказа. Великий мастер пейзажа. Художественные средства. Способность воспринимать прекрасное. Герои «Бежина луга». Бесчисленные золотые звёзды. Рассказ. Тургенев на охоте с Дианкой. Охотничье снаряжение Тургенева. Лицо. «С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг».

«Базаров и Кирсанов» - Тест по роману И.С.Тургенева. Задание по тексту. Отцы и дети. Сбор материала по героям. Основные линии спора. История жизни Павла Петровича. Нигилизм. Образование. П.П. Кирсанов. Базаров. Идейные разногласия Базарова и Кирсановых старших. Крестьянство. Воспитание. Идеологический конфликт. Отношение к окружающим. Ссора между П.П.Кирсановым и Е.Базаровым. Споры героев романа «Отцы и дети». Взаимоотношение Базарова с Н.П. и П.П. Кирсановым.

«Герасим и герои повести» - Капитон. Мнение потомка. Барыня. Татьяна. Физический недостаток. Русский прозаик. Нравственное превосходство Герасима над другими героями повести. Гаврила. Герасим. Нравственное превосходство. Творчество писателя. Создание повести «Муму». Детство Тургенева.

«Произведение «Отцы и дети»» - Этапы развития экономической истории России. Встреча Н.П.Кирсанова с сыном. АлександрI. Небогатый край. Человек и время. Толпа дворовых. Хлопоты. Лес. Возня с наёмными работниками. Термины. Низкое крылечко. Крошечные пруды с. Понятия. Отцы и дети. Человек. Сбрую портят. Процесс разложения феодально-крепостнической системы.

«Отцы и дети» - Противостояние либералов. Рассудочная теория. Есть три разряда эгоистов. Жалок тот, кто живет без идеала. В дрожь бросало Тургенева от таких "откровений". Период, предшествующий крестьянской реформе. Фигура сумрачная. Базаров занимается естественными науками. Человеческие отношения. Станкевич Николай Владимирович. Герцен. Труды К. Фогта. Начинающаяся чахотка. Смутный образ героя. Роман в оценке Писарева.

Тема. Базаров в системе действующих лиц. Причина его конфликта с окружающими, его одиночество. Оппоненты Базарова, их нравственная и социальная позиция Цели: Углублять знание содержания романа и понимание его героев; совершенствовать умения комментировать фрагменты произведения, анализировать споры героев, сопоставлять их позиции; развивать связную речь; воспитывать потребность в осмысленном чтении. Оборудование: Портрет И. С. Тургенева; иллюстрации к роману «Отцы и дети»; эпиграф на доске.

Базаров всё-таки подавляет все остальные лица романа. Приданные ему качества не случайны. Я хотел сделать из него лицо трагическое - тут было не до нежностей. Он честен, правдив и демократ до конца ногтей… И. С.

Тургенев ХОД УРОКА I. Организационный момент 1. приветствие учителя 2. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь II. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности Обращение к эпиграфу урока ♦ Согласны ли вы с Тургеневым, что его герой подавляет все Остальные лица и что он трагическая личность? Почему? III. Проверка домашнего задания 1. Фронтальная проблемная беседа ♦ В образе Базарова выделяются два аспекта: воинствующий демократ и нигилист.

анализируя II, III, IV, V главы романа, докажите его демократизм. (Одежда, речь, внешность, поведение, отношение с дворовыми, круг чтения и пр.) ♦ Базаров занимается естественными науками. Как это связано с проблематикой романа? ♦ Почему Базарова невзлюбил Прокофьич?

аргументируйте своё мнение. ♦ Как ведёт себя Базаров во время пребывания в Марьине? Сравните его занятия с занятиями аркадия (глава X). ♦ Как говорит Базаров о своём происхождении (главы X, XXI)?

Что мы узнаём о его жизненном пути, родителях? Как это помогает пониманию его образа? ♦ Зачем Базаров «старательно» противопоставляет себя Павлу Петровичу, ведёт себя вызывающе? ♦ Нигилизм (от лат. nihil - ничто) - мировоззренческая позиция, отрицающая общепринятые ценности, идеалы, моральные нормы, культуру. Охарактеризуйте взгляды Базарова-нигилиста (главы V, X). Что он отрицает?

Чем руководствуется в своём отрицании? Конкретны ли его взгляды? Почему? ♦ Проанализируйте II и IV главы и определите, какую роль играет мотив рук в раскрытии темы «отцов» и »детей». (У Базарова «обожжённая красная рука», которую он не сразу подал Николаю Петровичу; у Павла Петровича «красивая рука с длинными розовыми ногтями», которую он не только не подал Базарову, но спрятал обратно в карман.

Пётр «в качестве усовершенствованного слуги не подошёл к ручке барича». Прокофьич «подошёл к ручке к Аркадию».

Таким образом, рука - показатель противостояния Павла Петровича и Базарова, а конфликт «отцов» и »детей» существует даже в среде слуг.) ♦ Докажите, что конфликт достигает свого апогея в Х главе. Проследите, как развивается спор героев. 2. работа с таблицей «о чём спорят Базаров и п. п. Кирсанов» Методический комментарий.

Учитель представляет свою таблицу, учащиеся сопоставляют её со своими, читают подобранные дома цитаты. 3. продолжение фронтальной проблемной беседы В чём Базаров и Павел Петрович правы и в чём не правы?

(Базаров прав, что надо делать дело и проверять любую истину; не прав в отношении к прошлому, в отрицании любви, природы, красоты, мечты. Кирсанов прав, что нужна связь времён, преемственность; не прав в отрицании необходимости проверки жизни, в абсолютизации ряда истин, в постановке принципов во главу угла.) ♦ нашли ли герои истину? Хотели ли они её найти или просто выясняли отношения? Старались ли они понять друг друга? (Позиции Базарова и Кирсанова - крайности. Одному не хватило чувства почтения «сына», другому - любви и понимания «отца».

Они не искали истину, а просто выясняли отношения. Начиная с XIII главы автор снимает внешнее противостояние, оно переходит внутрь. Но всё чаще герои оказываются в похожих ситуациях: невоплощённая любовь, история с Фенечкой.) 4.

реализация группового домашнего задания 1) Сообщение учащихся 1-й группы «Характеристика Николая Петровича Кирсанова» 2) Сообщение учащихся 2-й группы «Характеристика Павла Петровича Кирсанова» 3) Сообщение учащихся 3-й группы «Характеристика Аркадия» 4) Сообщение учащихся 4-й группы «ХарактеристикаКукшиной и Ситникова» IV. Обобщение, создание опорной схемы «Система образов романа» Н. П. Кирсанов - гл. 6,10,14 П.

П. Кирсанов - гл. 11 Аркадий Кирсанов - гл. 21, 25 А. С. Одинцова - гл.18,19, 25, 27 Ситников, Кукшина - гл. 12,13,14, 28 Родители Базарова - гл. 20, 21, 27, 28 V. Подведение итогов урока Вставление и комментирование оценок VI.

Домашнее задание 1) нарисовать схему «маршрута скитаний» Базарова, приготовиться назвать события, происходящие на этом «маршруте». 2) Подготовить сообщение о последних днях жизни Базарова.

3) Подготовить выразительное чтение отрывка «есть небольшое сельское кладбище…» (Глава XXVIII, последний абзац).

Роман "Отцы и дети" явился результатом размышлений И.С. Тургенева о поисках героя времени. В этот переломный для страны момент каждый из писателей хотел создать такой образ, какой представил бы человека будущего. Тургенев не смог найти в современном обществе личность, которая бы воплотила в себе все его ожидания.

Образ главного героя и его взгляды

Базаров, взгляды на жизнь которого до сих пор остаются интересным объектом изучения, является центральным персонажем романа. Он нигилист, то есть человек, который не признает никаких авторитетов. Он подвергает сомнению и осмеянию все, что утвердилось в обществе как достойное уважения и почитания. Нигилизм определяет поведение и отношение Базарова к окружающим. Понять, каков герой Тургенева, можно только тогда, когда будут рассмотрены основные сюжетные линии в романе. Главное, на что следует обратить внимание, - между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым, а также отношения Базарова с Анной Одинцовой, Аркадием Кирсановым и своими родителями.

Базаров и Павел Петрович Кирсанов

В столкновении двух этих персонажей проявляется внешний конфликт в романе. Павел Петрович - представитель старшего поколения. Все в его поведении раздражает Евгения. С самого момента их встречи они испытывают друг к другу антипатию, герои ведут диалоги-споры, в которых как нельзя более ярко проявляет себя Базаров. Цитаты, которые он произносит относительно природы, искусства, семьи, можно использовать как отдельные средства его характеристики. Если Павел Петрович с трепетом относится к искусству, то Базаров отрицает его ценность. Для представителей старшего поколения природа - это место, где можно отдохнуть и телом, и душой, ощутить внутри себя гармонию и умиротворение, ее нужно ценить, она достойна полотен художников. Для нигилистов же природа "не храм, а мастерская". Более всего такие, как Базаров, ценят науку, в частности, достижения немецких материалистов.

Базаров и Аркадий Кирсанов

Отношение Базарова к окружающим характеризует его в целом как человека добродушного. Безусловно, тех людей, к которым он испытывает антипатию, он не щадит. Поэтому даже может показаться, что он слишком заносчив и высокомерен. Но к Аркадию он всегда относился с теплотой. Базаров видел, что тот никогда не станет нигилистом. Ведь они с Аркадием слишком разные. Кирсанову-младшему хочется иметь семью, спокойствие, домашний уют... Он восхищен умом Базарова, силой его характера, но сам он таким никогда не будет. Базаров ведет себя не очень благородно, когда Аркадий гостит в доме его родителей. Он оскорбляет Павла Петровича и Николая Петровича, называя их напыщенными аристократишками. Подобное поведение снижает образ главного героя.

Базаров и Анна Одинцова

Героиня, которая становится причиной внутреннего конфликта в душе главного героя. Это очень красивая и умная женщина, она покоряет всех некоторой холодностью и величавостью. И вот Евгений, уверенный в том, что между людьми невозможны взаимные привязанности, влюбляется. Его смогла покорить какая-то "баба", как называет Одинцову сначала сам Базаров. Взгляды его рассыпаются вдребезги. Однако героям не суждено быть вместе. Базаров не в силах признать власть Одинцовой над собой. Он влюблен, страдает, его признание в любви больше похоже на обвинение: "Вы добились своего". В свою очередь, Анна тоже не готова поступиться своим спокойствием, она готова отказаться от любви, лишь бы просто не волноваться. Жизнь Базарова нельзя назвать счастливой, ведь он сначала был убежден в том, что любви нет, а потом, когда полюбил по-настоящему, отношения не сложились.

Отношения с родителями

Родители Базарова - очень добрые и душевные люди. Они в своем талантливом сыне. Базаров, взгляды которого не допускают нежности, слишком холоден к ним. Отец старается быть ненавязчивым, стесняется изливать свои чувства при сыне, всячески успокаивает жену, говоря ей, что она докучает сыну чрезмерной опекой и заботой. Боясь, что Евгений снова покинет их дом, они всячески стараются ему угодить.

Отношение к псевдонигилистам

Есть в романе два персонажа, отношение Базарова к которым презрительное. Это псевдонигилисты Кукшина и Ситников. Базаров, взгляды которого якобы импонируют этим героям, является для них кумиром. Сами же они не представляют собой ничего. Они выставляют напоказ свои нигилистические принципы, на самом же деле не придерживаются их. Эти герои выкрикивают лозунги, не понимая при этом их значения. Евгений презирает их, всячески демонстрирует свое пренебрежение. В диалогах с Ситниковым он явно гораздо выше. Отношение Базарова к окружающим его псевдонигилистам возвышает образ главного героя, но низводит статус самого нигилистического движения.

Итак, то, как Базаров относится к людям, позволяет лучше разобраться в его образе. Он холоден в общении, иногда высокомерен, но все же он добрый молодой человек. Нельзя сказать, что плохое. Определяющими в них являются взгляды героя на жизнь и взаимодействие людей. Конечно, самое главное его достоинство - честность и ум.

Обоюдная неприязнь Павла Петровича Кирсанова и Базарова проявляется задолго до споров, в которых отчетливо определился антагонизм их воззрений. Еще, в сущности, ничего не зная друг о друге, они уже враждебно настораживаются.

Происходит это потому, что Тургенев мимолетными указаниями на отдельные черточки их внешности и поведения вызывает у этих героев повышенно пристрастное внимание друг к другу и, таким образом, помогает им еще до споров определить и подготовить свои позиции. Знакомясь с Базаровым, Николай Петрович «крепко стиснул его обнаженную, красную руку, которую тот не сразу ему подал».

Само по себе то обстоятельство, что Базаров при знакомстве с Николаем Петровичем «не сразу ему подал» свою руку, казалось бы, ничем не примечательно. Но вот это ничем не примечательное обстоятельство повторяется — при знакомстве Базарова с Павлом Петровичем, тот поступает аналогично Базарову, только значительно определеннее. Он тоже не торопится обменяться рукопожатием. Больше того, при этом он не только «не сразу ему подал» свою руку, но и вообще ее не подал и даже положил ее обратно в карман.

У Павла Петровича красивая рука «с длинными розовыми ногтями», которая кажется «еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом». У Базарова же красная рука и одет он, по собственному его выражению, в «одежонку», которую слуга Прокофьич, привыкший к аристократическому туалету своих господ, унес в чистку с недоуменной миной на лице.

В этом все дело. Базаровская «одежонка» и красная рука, очевидно свидетельствующая о незнакомстве с перчатками, режут глаза Павлу Петровичу: он сразу же узнает демократа по этим явно «разоблачающим» признакам. Базаров, когда его не трогают, безразлично небрежен в отношениях с дворянами. Пример- первая его встреча с Николаем Петровичем, дворянином, не выставляющим напоказ своих аристократических привычек. Поэтому Базаров хотя и «не сразу», но все же подает ему руку.

Что же касается Павла Петровича, то уже в результате первого мимолетного знакомства с ним демократическая натура Базарова не могла не возмутиться. «Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!» — замечает он иронически, оставшись вдвоем с Аркадием. Той же монетой платит Базарову и Павел Петрович, речь которого полна подчеркнутого сарказма:
«Кто сей?» — спросил Павел Петрович у брата по уходе Базарова.
— Приятель Аркаши …
— Этот волосатый?
-Ну, да.

Павел Петрович постучал ногтями по столу». Слова «сей» и «волосатый» вместе с многозначительным жестом в конце не сопровождаются никакими авторскими пояснениями. Тем не менее, существо в этот момент испытываемых Павлом Петровичем чувств и так ясно. Вообще, желчное аристократическое презрение Павла Петровича по отношению к Базарову постоянно сказывается в репликах, подобных вышеприведенным.

Он явно избегает даже называть Базарова по имени или по фамилии, предпочитая обойтись с помощью какого-нибудь иносказательного оборота. В одном месте он роняет вскользь: «вот и господин нигилист пожаловал». В другом — «сеньор этот». Можно отметить только единственный случай упоминания Павлом Петровичем фамилии Базарова, но и тогда бросается в глаза пренебрежительно иронический смысл высказывания. Когда Павел Петрович узнал, что Базаров сын человека недворянской профессии, — полкового лекаря, да еще такого, который служил в дивизии его отца, — он произнес многозначительное «гм!», «повел усами» и спросил с «расстановкой»: «Ну, а сам господин Базаров, собственно, что такое?». Ясно, что здесь Базаров назван господином в насмешку.

С точки зрения Павла Петровича, сын лекаря не может быть настоящим господином. В разговорах непосредственно с Базаровым Павел Петрович, правда, отличается изысканной, «леденящей», по определению Тургенева, вежливостью, но и она чаще всего носит лишь декоративный характер, оттеняя кипящие беспокойно-враждебные чувства. Так, однажды с языка «вежливо-сдержанного» Павла Петровича срывается уже в присутствии Базарова: «Прежде молодые люди были просто болванами, а теперь они стали нигилистами».

Павел Петрович кичится чувством собственного достоинства, сильно в нем развитым и якобы всегда способным удержать его в границах приличий, о чем он и заявляет брату, умоляющему спорщиков обходиться «без личностей», — но тут же ему чувство собственного достоинства и изменяет. «Не беспокойся, — промолвил он, — я не позабудусь, именно вследствие того чувства достоинства, над которым так трунит господин … господин доктор».

В свете разгоревшегося спора о нигилизме, в результате которого Павел Петрович дошел до высшей степени раздражения, а лицо Базарова «приняло какой-то медный и грубый цвет», оскорбительность этой паузы (господин … господин доктор») не оставляет никаких сомнений. Павел Петрович удержался от того, чтобы прямо в глаза обозвать Базарова «господином нигилистом», но зато выразил это паузой, которая при таких обстоятельствах не проходит незамеченной.

При изображении сцены перед дуэлью и при изображении самой дуэли особенно показательно поведение Базарова. Весь воплощенная джентльменская корректность, Павел Петрович, пришедший вызвать Базарова на дуэль, разговаривает с ним на подчеркнуто официальном языке. Базаров в скрытой форме высмеивает дворянские замашки, отражающиеся в языке Павла Петровича. Делает он это с помощью иронического повторения концов фраз Павла Петровича. Павел Петрович, излагая мотивы вызова, говорит:
«- Мы друг друга терпеть не можем. Чего же больше?
— Чего же больше, — повторил иронически Базаров …
— Что же касается до самих условий поединка, то так как у нас
секундантов не будет — ибо где же их взять?
— Именно, где их взять?»
И перед самой дуэлью. Павел Петрович:
«Мы можем приступить?»
Базаров:
«- Приступим.
— Новых объяснений вы, я полагаю, не требуете?
— Не требую … »
Павел Петрович, подавая пистолеты:
« — Соблаговолите выбрать.
— Соблаговоляю».
Ироническое отношение Базарова ко всей этой отживающей свой век обрядности выражается еще и тем, что само слово дуэль он заменяет словом «побоище». «Петра, — говорит он, — я берусь подготовить надлежащим образом и привести его на место побоища». Выбор слов заменяет здесь описание душевного состояния героя.

Характерен в этом отношении разговор, в котором впервые возникает слово «нигилист».
«Что такое Базаров? — Аркадий усмехнулся. — Хотите, дядюшка,
я вам скажу, что он, собственно, такое?
— Сделай одолжение, племянничек.
— Он нигилист.
— Как? — спросил Николай Петрович, а Павел Петрович поднял на воздух нож с куском масла и остался неподвижен.
— Он нигилист, — повторил Аркадий.
— Нигилист, — проговорил Николай Петрович. — Это от латинского пihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который ничего не признает?
— Скажи: который ничего не уважает, — подхватил Павел Петрович.
— Который ко всему относится с критической точки зрения, — за-
метил Аркадий».

0 / 5. 0

К уроку №10 (главы I-XI)

  1. В образе Базарова два аспекта: воинствующий демократ и нигилист. Анализируя II, III, IV, V главы романа, докажите его демократизм (одежда, речь, внешность, поведение, отношение с дворовыми, круг чтения и пр.).
  2. Почему невзлюбил Базарова Прокофьич? Аргументируйте свое мнение.
  3. Как ведет себя Базаров во время пребывания в Марьине? Сравните его занятия с занятиями Аркадия (гл. X).
  4. Как говорит Базаров о своем происхождении (гл. X)? Что мы узнаем о его жизненном пути, о его родителях? Как это помогает пониманию его образа?
  5. Зачем Базаров «старательно» противопоставляет себя Павлу Петровичу, ведет себя вызывающе?
  6. Нигилизм - nihil (лат.) - ничто - умственное течение, отрицающее общепринятые ценности, идеалы, моральные нормы, культуру. С одной стороны, Тургенев не является сторонником нигилизма, поэтому его отношение к Базарову сложно и неоднозначно. С другой стороны, Базаров как-то не очень «укладывается» в рамки нигилизма, что усиливает его сложность и противоречивость. Охарактеризуйте взгляды Базарова-нигилиста (гл. V, X). Что он отрицает? Чем руководствуется в своем отрицании? Конкретны ли его взгляды?
  7. Базаров занимается естественными науками. Как это связано с проблематикой романа?
  8. Определите сильные и слабые стороны нигилизма.
  9. Как показаны отношения Базарова с народом? Проследите, как они меняются на протяжении романа.
  10. Что вкладывает Тургенев в слово «нигилист»?
  11. Проанализируйте II и IV главы и определите, какую роль играет мотив рук в раскрытии темы «отцов» и «детей».
  12. Докажите, что этот конфликт достигает своей вершины в Х главе. Проследите, как развивается спор героев. В чем они правы и в чем не правы?
  13. Нашли ли герои истину? Хотели ли они ее найти или просто выясняли отношения? Старались ли они понять друг друга?
  14. Проследите по тексту II, III, VI, VII, IX, X глав, как меняется отношение Аркадия к нигилизму. Найдите авторское отношение к нигилизму Базарова (гл. XI). О чем говорят слова Писарева: «Аркадий… хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он - сам по себе, а идеи - сами по себе, болтаются как сюртук взрослого человека, надетый на десятилетнего ребенка»?
  15. Охарактеризуйте взаимоотношения в семье Кирсановых. Какова композиционная роль образов Кирсановых для понимания личности Базарова?

К уроку №11 (главы XII-XIX)

  • Какие новые действующие лица появляются в романе? Зачем они?
  • Как называется имение Одинцовой?
  • Назовите дату первого приезда гостей к Одинцовой
  • Как зовут собаку Одинцовой?
  • Определите героя по описанию:
  1. Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом.
  2. Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко: она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо, и между тем что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что она именно это-то и не хотела сделать; все у ней выходило, как дети говорят - нарочно, то есть не просто, не естественно.
  3. Он ласкал всех - одних с оттенком гадливости, других с оттенком уважения; рассыпался "en vrai chevalier francais" перед дамами и беспрестанно смеялся крупным, звучным и одинаким смехом, как оно и следует сановнику. Он потрепал по спине Аркадия и громко назвал его "племянничком", удостоил Базарова, облеченного в староватый фрак, рассеянного, но снисходительного взгляда вскользь, через щеку, и неясного, но приветливого мычанья, в котором только и можно было разобрать, что "я..." да "ссьма"; подал палец Ситникову и улыбнулся ему, но уже отвернув голову; даже самой Кукшиной, явившейся на бал безо всякой кринолины и в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах, даже Кукшиной он сказал: "Enchante"
  4. Аркадий оглянулся и увидал женщину высокого роста в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица.
  5. Красивая борзая собака с голубым ошейником вбежала в гостиную, стуча ногтями по полу, а вслед за нею вошла девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Она держала в руках корзину, наполненную цветами.
  • Кто это сказал и о ком?
  1. Это что за фигура? - проговорил он. - На остальных баб не похожа.
  2. Оттого, братец, что, по моим замечаниям, свободно мыслят между женщинами только уроды.
  3. Да, - отвечал Базаров, - баба с мозгом. Ну, и видала же она виды.
  4. Ты, брат, глуп еще, я вижу. ................. нам необходимы. Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же в самом деле горшки обжигать!..
  • Что вы можете сказать о взглядах Базарова на любовь до знакомства с Одинцовой?
  • Какие изменения происходят с Базаровым?
  • Охарактеризуйте Одинцову
  • Любит ли Одинцова Базарова? Почему она не может полюбить никого?
  • Как складываются отношения Аркадия и Кати?
  • Почему Базаров не хочет признаться себе самому в том, что влюблен?
  • В чем, по мнению Базарова, причина общественных проблем? Как их исправить?
  • Что такое человек, по мнению Базарова?

К уроку 12 (главы XX-XXVIII)

  • Почему Тургенев приводит героя к смерти? Как в этом отражаются взгляды писателя?
  • Как в столкновении с окружающими героями растет одиночество Базарова? Почему не может быть понимания с «отцами»? Почему «уходит» Аркадий? Почему невозможна любовь с Одинцовой?
  • Как складывается отношение Базарова с народом, той силой, которую чувствует герой, ради кого он готов жертвовать собой? Сравните отношения дворовых в Марьине и отношения мужиков в имении Базарова. Охарактеризуйте эпизод «Разговор с мужиками», отметив «подыгрывание» мужиков барину. Что мы впервые замечаем в характере Базарова после разговора с мужиками?
  • Наблюдая за поведением Базарова, проследите, как проявляется в нем ощущение одиночества.
  • Какова причина смерти героя и ее символический смысл? Как ведет себя Базаров? Почему он скрывает от родителей свое состояние? Как относится к смерти и как борется с болезнью?
  • Почему герой отказывается от исповеди, зная, что все равно умрет? Почему при этом, оставшись верным своим убеждениям, просит позвать Одинцову? Почему перед смертью Базаров говорит так красиво, как никогда не говорил, т. е. изменяет своим принципам?
  • В чем символический смысл смерти Базарова? Что символизирует описание кладбища с могилой Базарова?
  • Почему Тургенев на последней странице романа называет природу «равнодушной», а жизнь «бесконечной»?

Обобщающие вопросы:

  • Есть ли в романе победившие? Отцы или дети?
  • Что такое базаровщина?
  • Существует ли она в наше время?
  • От чего предостерегает Тургенев личность и общество?
  • Нужны ли Базаровы России?

К уроку 13. Стихотворения в прозе

  • Что такое стихотворение в прозе? К какому роду литературы - лирике или эпосу - относится этот литературный жанр?
  • Каковы причины обращения писателя к этому жанру?
  • Какие темы поднимаются в цикле тургеневских стихотворений в прозе?
  • Проанализируйте стихотворения в прозе "Воробей", "Мы ещё повоюем!", "Русский язык" по следующему плану:
  1. тематическая группа стихотворения
  2. основная мысль стихотворения
  3. особенности композиции
  4. основные образы
  5. изобразительно-выразительные приёмы и средства

Стихотворение "Воробей"

  • Что символизирует образ собаки?
  • Что заставило воробья встать на защиту своего детёныша?
  • Что, по мнению автора, может быть сильнее смерти?
  • Что даёт человеку осознание силы настоящей любви?

Стихотворение "Мы ещё повоюем!"

  • Что символизируют образы воробья и ястреба?
  • Как изменилось настроение автора после встречи со стайкой воробьёв?
  • Что даёт человеку ощущение жажды жизни?

Стихотворение "Русский язык"

  • Можно ли считать этот текст стихотворением в прозе?
  • Определите пафос данного стихотворения.
  • Какими эпитетами характеризует Тургенев русский язык?
  • Какие чувства испытывает Тургенев по отношению к своему народу, его истории, культуре, языку?
  • Как вы понимаете последнее предложение? Можно ли его считать риторическим восклицанием?
  • Почему почти в конце своей жизни Тургенев решил посвятить одно из стихотворений в прозе своему родному языку?