Постановка звука «Ш» ребенку поэтапно. Логопедические занятия, видео уроки, упражнения с картинками
Цель: Уточнение артикуляции звука [Ш] , постановка звука.
Задачи:
- Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.
- Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.
- Учить «правильно» произносить звук [ш] с механической помощью.
- Продолжать учить выделять звук [ш] из ряда звуков, слогов и слов.
- Продолжать учить образовывать относительные прилагательные.
- Упражнять в правильном употреблении предлогов: на, в, за, под, из-за;
- Развивать внимание, память, мелкую моторику.
Оборудование: зеркало; игрушка «Нюша» ; картинки «артикуляционной гимнастики» ; ватный шарик на нитке, «Копатыч» с воротами; «звуковые дорожки» для произнесения звука [Ш] , «поезд с картинками: «собака» , «шуба» , «мышь» , «жираф» , «шкаф» , «ромашка» , «кукушка» , «малыш» ; картинки к игре «Вкусные пирожки» ; картинки к игре «Куда спряталась Нюша?»
Ход занятия:
1. Организационный момент
Сейчас у нас с тобой логопедическое занятие.
Сегодня к тебе в гости пришла «Нюша» - герой из мультфильма «Смешарики» .
Она узнала, что ты будешь учиться шипеть, и пришла вместе с тобой поучиться шипеть.
2. Артикуляционная гимнастика
Покажем «Нюше» какие нужно выполнять упражнения с язычком, чтобы научиться шипеть.
Нужно хорошенько размяться, сделать гимнастику. Сначала сделаем упражнение «Заборчик» (повторить 3-4 раза) , затем «Колечко» (повторить 3-4 раза) . Следи, чтобы зубки были сомкнуты, а губки округлены.
А сейчас поработает язычок. Покажи, как он умеет делать упражнение «блинчик» (повторить 3-4 раза) . После этого подуй на язычок.
Следующее упражнение «вкусное варенье» , оближем губу сверху вниз широким язычком. Попьем чай из «Чашечки» . Она должна быть большая, широкая, вынесена изо рта (повторить 2-3 раза) . А сейчас спрячь язычок за верхние зубки и удержи его в этом положении (повторить 3-4 раза) .
3. Воспитание сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи
Нюша любит показывать фокусы и смотреть на них.
Давай покажем фокусы Нюше. (Логопед предлагает ребенку ватный шарик диаметром 2-2, 5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см) . Держи шарик перед губами. - Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.
А теперь держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетел вверх.
«Нюша» любит играть со своими друзьями. Сегодня она пригласила своего друга поиграть с тобой в футбол. «Копатыч» уже стоит на воротах. Нужно забить мяч в ворота. Также подними язычок в форме чашечки к верхней губе, дуй на кончик языка и забивай мяч в ворота.
4. Развитие фонематического слуха
Чтобы Нюше научиться «правильно» шипеть, нужно сначала научиться «ловить» звук «[Ш] » .
- Сейчас мы поиграем в игру «Поймай звук» и покажем Нюше как «ловить» звук [Ш] . Как только услышишь звук [Ш] , сразу лови его - хлопай в ладошки:
М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш (ловим хлопками)
ХА – ША – ЛА – ПА – ША;
ШАПКА – ОСЕНЬ – ШУБА – КОШКА – ОСЁЛ - СУМКА – КАША; (ловим сигналом)
5. Пальчиковая гимнастика. Упражнение Гусь.
Послушай внимательно загадку, про кого эта загадка?
Ходит к речке смело
Он в наряде белом,
У него на ножках
Красные сапожки (гусь)
Давай покажем Нюше какой бывает гусь.
Ладонь согнуть под прямым углом. Пальцы вытянуть вперед и прижать друг к другу. Указательный палец согнуть и упереть на большой палец.
Гусь гогочет и гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
(выполнить правой и левой рукой)
5. Постановка звука
А сейчас поучимся шипеть как гусь.
Покажем Нюше как «свистит» водичка в кране: с-с-с. В это время ты лопаточкой приподними язычок и послушай, слышится «шипенье гуся» . (постановка звука [ш] от звука [с] с механической помощью) .
Еще раз подними язычок за верхние зубы и произнеси звук [С] , чтобы «пошел» теплый воздух.
Молодец, ты научился шипеть как гусь.
Посмотри, какое положение принимают язык и губы при произнесении звука [Ш] (анализ по схеме-таблице) . Губы в форме «окошечка» , язычок поднят за верхние зубы, в форме «чашечки» .
6. Закрепление изолированного произнесения звука
А сейчас «поможем» Нюше пошипеть как гусь. Веди пальчиком по дорожке и отчетливо произноси звук [Ш] . (ш-ш-ш… .) Работа по звуковым дорожкам.
7 . Анализ артикуляции звука [Ш ] (по схеме)
В каком положении находятся губы?
В каком положении находятся зубы?
Где находится кончик языка?
Где находятся края языка?
Какая струя воздуха выходит изо рта?
Уточнение артикуляции звука.
Губы “ окошечком”, зубы “заборчиком с окошечком”, язык поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, теплый воздух выходит по «середине» языка.
Физминутка.
Наша Нюша потянулась
Раз нагнулась, два нагнулась.
Руки вытянула и согнула,
И по улице шагнула.
8. Определение наличие звука [Ш] в словах.
Веселая Нюша хочет покататься на паровозе, покатать вагончики. Но в вагонах поедут только предметы, в названиях которых есть звук «Ш» . Помоги Нюше выбрать слова со звуком «Ш» . Картинки со словами: «собака» , «шуба» , «мышь» , «жираф» , «шкаф» , «ромашка» , «кукушка» , «малыш» .
9. Образование относительных прилагательных.
Игра «Вкусные пирожки»
Нюша очень любит вкусные пирожки. Угостим её пирожками. Посмотри, сколько здесь пирожков. Этот пирожок с малиной, он малиновый. А этот пирожок с яблоками, какой он? Этот пирожок с вишней, какой он?.. (Вишневый.) Этот пирожок с грушей, какой он?.. (грушевый.) Этот пирожок с клубникой, какой он?.. (Клубничный.) Этот пирожок с разными ягодами, какой он?.. (Ягодный.) Этот пирожок с разными фруктами, какой он?.. (Фруктовый) .
10. Формирование грамматического строя
Дидактическая игра «Куда спряталась Нюша?»
Нюша любит играть в разные игры. Особенно она любит играть в прятки. Посмотри на картину и скажи, куда спряталась Нюша?
- «Где спряталась Нюша?» ....... (под грибом) .
- «Куда залезла Нюша?» …….(в дупло) .
- «На что села Нюша?» …… (на пенёк) .
- «Где спряталась Нюша?» ……(спряталась за дерево).
- «Откуда выглядывает Нюша?» ……(из-за дерева).
- «Около чего присела Нюша?» …… (около цветка) .
11. Итог занятия.
Покажи ещё раз Нюше, как нужно правильно шипеть.
Какой звук мы сегодня учились произносить? Кто к нам в гости приходил?
Шеховцова Нина
Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [щ]»
Тема : Постановка звука [Щ]
Цель :
1. Образовательные :
Закреплять умение правильно произносит звук [щ] ;
2. Коррекционные :
Развитие фонематического слуха;
Развитие навыков фонематического анализа;
3. Воспитательные :
Воспитывать положительное отношение к занятию ;
Оборудование : картинка (слон, профиль артикуляции звука [щ] .
План :
I.Орг. момент
Приветствие. Сообщение темы занятия .
II.Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика
3. Пальчиковая гимнастика
4. Упражнение на развитие речевого дыхания
5. Упражнения по развитию мимической выразительности
6. Объявление темы занятия .
8. Постановка звука .
9. Физминутка.
звука .
Оценка деятельности ребенка.
Ход занятия
I.Орг. момент.
Приветствие
Здравствуй. Сегодня к нам на занятие пришел вот такой замечательный слон. Его зовут Дамбо. Наш слон, очень умный, умеет говорить, знает почти все звуки и буквы , но вот звук [щ] у него произносить не получается. Поможешь слонику?
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика
Сейчас мы будем делать упражнения, слоника мы посадим рядом с зеркалом, перед тобой, чтобы ты ему показывал, как правильно нужно их выполнять.
«Улыбка»
Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
Наш Дениска – озорник
Тянет губки к ушкам.
Посмотрите, - говорит,
Я теперь - лягушка!
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта, делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем) .
Если у Дениса плохое настроение,
Ест Дениска наш вкусное варенье.
Надо верхнюю губу вареньицем намазать,
И широким язычком облизнуть все сразу.
«Накажи непослушный язычок»
Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5-10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5-10 секунд.
Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее :
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»
«Блинчик»
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку : пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык : та-та-та.
Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.
«Чистим зубки»
Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние
«Большой и маленький»
3. Пальчиковая гимнастика
Давай покажем слонику, как хорошо мы с тобой делаем пальчиковую гимнастику.
Наши пальцы сжались тесно,
Что такое? Интересно!
Видно, им прохладно стало,
Их укроем одеялом.
Сжимают левую руку в кулачок, а правой обхватывают его и сильно сжимают. Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.
4. Упражнение на развитие речевого дыхания.
Давай научим слоника делать дыхательные упражнения. Спокойно вдохни через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем выдохни протяжно, плавно выдох через рот.
«Заморозим подбородок»
Цель : формировать длительный, непрерывный ротовой выдох, активизировать губные мышцы.
Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз под подбородок, выполнять молча и на одном выдохе.
«Дождик»
Цель : формирование речевого дыхания, умения произносить слова на одном выдохе.
1 - попеременно выставлять прямые руки вперед - «ловить капли» (вдох) ; 2 - на выдохе произносить : «Кап-кап-кап!» ; 3 - попеременно выставлять прямые руки вперед - «ловят капли» (вдох) ; 4 - на выдохе произносить : «Так-так-так!» . Повторить 3-4 раза.
5. Упражнения по развитию мимической выразительности.
Представь, что сейчас (в ноябре) к нам пришел Дед Мороз.
Представь себе, что у нас на коленях пушистый котенок. Он мурлычет, а ты его гладишь.
Дед и баба слепили Снегурочку, и она на их глазах ожила. Что выражают лица деда и бабы?
Покажи, как Аленушка сидит и смотрит на братца Иванушку.
6. Объявление темы занятия .
Сейчас мы с тобой будем учится правильно произносить звук [щ] . И научим слоника.
7. Анализ артикуляции по плану.
При звуке [щ] губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса) .
Звук [Щ] - согласный , глухой, всегда мягкий.
8. Постановка звука .
Сейчас я расскажу тебе сказку, про маленький паровозик. Маленьким паровозиком будет у нас язычок, а рельсами будут коренные зубы. У паровозика никак не получается встать на рельсы, давай ему поможем? Хорошо, – в путь! Боковые края языка, словно колёса, прижимай к верхним коренным зубам. Следи, чтобы «колёса» крепко стояли на рельсах и ни в коем случае с них не съезжали (Ребёнок должен почувствовать, как боковые края язычка крепко прижимаются к верхним зубам). А теперь подуй на паровозик, чтобы он поехал. Хорошо, молодец.
Способы запасные, если не получаются предыдущие методы :
1. Самый простой способ постановки Щ от звука Ч . Для этого Ч нужно тянуть долго и тогда в конце будет слышаться звук Щ . Дальше нужно как можно дольше протягивать этот звук , стараясь говорить, как можно быстрее.
Внимание! Не забывайте следить, чтобы при произнесении звука Ч/Щ ребенок вытягивал губы вперед и поднимал язык к верхним зубам.
2. Слитно произносить шч. Следует обратить внимание ребенка на то, что при произнесении звука щ губы улыбаются , зубы видны, язык поднят за верхние зубы.
9. Физминутка.
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.
10. Закрепление изолированного звука .
Скажи мне ты видела, как мама жарит картошку? Когда она кладет масло на горячую сковородку, оно шипит : «щщ.» Как оно шипит?. А ты видела в зоопарке змей? Знаешь, как они шипят? Послушай : «щщщ.» . Повторим теперь вместе, как шипят змеи.
А теперь давай энергично почистим одежной щёткой брюки : «Щ-Щ-Щ - …»
Давай с тобой проговорим скороговорку :
АЩ-АЩ-АЩ, АЩ-АЩ-АЩ : мы купили плаЩ.
ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ : кому нужна поомоЩЬ?
ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ : в огороде вырос хвоЩ.
УЩ-УЩ-УЩ, УЩ-УЩ-УЩ : за забором плюЩ.
ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ, ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ : нам попался леЩ.
11. Развитие фонематического слуха.
-«Поймай звук » : хлопни в ладоши, когда услышишь звук щ среди других звуков , слогов ,: ца, ре, [ощ], та, ш, щи, [са], зо, [щу],не, [ащ]
III. Итог занятия .
Молодец, ты сегодня очень старалась, я тобой очень довольна. Слоник, тебе тоже говорит спасибо, ты ему очень помогла. Скажи, какой звук мы сегодня учились произносить? Что тебе понравилось в нашем занятии ?
Можешь быть свободна.
Наталья Волкова
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ш]
Тема : Постановка звука Ш
Цель : уточнение артикуляции звука [Ш] , постановка звука
Задачи :
1)Образовательные : учить правильно произносить звук Ш , выделять звук Ш из ряда слов ;
2)Коррекционно – развивающие : формирование длительной направленной воздушной струи, развитие артикуляторного праксиса, развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания и памяти, развитие фонематического слуха;
3)Воспитательные : воспитание интереса к занятию , воспитание самостоятельности.
Оборудования : презентация «Артикуляционная гимнастика» , ватный шарик на нитке, колючий мячик.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Сейчас у нас с тобой логопедическое занятие .
Сегодня к тебе в гости пришел маленький Антошка. (мальчик – презентация)
Он узнал, что ты будешь учиться шипеть, и пришел вместе с тобой поучиться.
2. Артикуляционная гимнастика
Улыбнитесь друг другу приветливо (Упр. «Улыбка» ) – презентация, Трубочка (счет до 10)
У Антошки еще мало зубов, а ты похвастайся своими (Упр. «Забор» )
Антошка очень любит круглые бараночки (упр-е «Колечко» ) Бараночки он ест со вкусным вареньем (упр-е «Вкусное варенье» ). Очень вкусное варенье, жаль осталось на губе, язычок я подниму и остатки оближу.
Варенье Антошка запивает чаем из чашечки (упр-е «Чашечка» )- улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу, края и кончик языка приподними.
Если чай горячий, то на него надо подуть. Покажи Антошке, как это делать. А теперь чашечку нужно «вымыть» и убрать в шкафчик (завести «чашечку за верхние зубы).
3. Воспитание сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи
Антошка любит показывать фокусы и смотреть на них.
Давай ты мне сейчас покажешь фокусы. (Логопед предлагает ребенку ватный шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см). Держи шарик перед губами. - Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.
А теперь держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетел вверх.
4)Пальчиковая гимнастика
Гладь мои ладошки, ёж. Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить!
(катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных колючек)
5)Развитие фонематического слуха
А сейчас мы поиграем в игру «Охотник» . Как только услышишь звук Ш , сразу лови его - хлопай в ладошки :
М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш
ХА – ША – ЛА – ПА – ША, ШАПКА – ОСЕНЬ – ШУБА – КОШКА - ОСЁЛ
6)Постановка звука
Антошка любит кататься на паровозике. Покажем ему паровозик?
(сильно дуть на кончик языка, не останавливаться. А затем постепенно паровозик замедлять – ч – ч- ч и подольше тянуть звук «Ч» , который должен перейти в «Ш» )
Ч – ч- ч – ч- ч – ч – ч- ч, паровозик я веду,
Я везу своих друзей,
Вместе ехать веселей!
Паровозом управляю,
Остановки объявляю. (паровозик останавливается)
Какая струя воздуха выходит изо рта?
(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)
Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука «ш» . (картинка)
Теперь произнеси звук «С» , а затем подними язычок к нёбу и так же произнеси звук «С» , чтобы пошел теплый воздух.
Давай покажем как шипит змейка. (ш-ш-ш….)
7) Итог занятия .
Какой звук мы сегодня учились произносить? Кто к нам в гости приходил?
Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш
Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.
Коррекционно-образовательные:
Формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции);
Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
Упражнение в правильности произнесения звука Ш.
Коррекционно-развивающие :
Развитие артикуляционного аппарата;
улучшение мелкой моторики.
Воспитательные:
Воспитание интереса к занятиям;
Воспитание самостоятельности.
Оборудование: предметные картинки.
Ход занятия
1.Организационный момент
2. Артикуляционная гимнастика
Статические подготовительные упражнения для языка
«Ковшик»
Широко рот открываем,
Краешки приподнимаем,
Язычок - баловничок,
Спинку низко опускает.
Очень он на ковш похож,
В него воду вылить можно,
Держи воду, не спеши,
Ковшик всем свой покажи.
Динамические упражнения для языка
«Часики»
Отдохнул и потянулся,
Влево, вправо повернулся,
Вот так: тик-так, тик-так.
«Почистим зубы»
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
«Гармошка»
На гармошке чтоб сыграть,
Нужно челюсть опускать,
Язычок не отрываем,
Очень здорово играем.
Жила была на свете девочка Маша. Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»). Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»). Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»). А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»). Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»). А соседская белочка отвезла Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»). Маша и не заметила, как оказалась дома.
3. Постановка звука.
1-й способ При губно-зубном сигматизме, ребенку бывает трудно переключиться с привычного произнесения звука на правильное. А если еще и уздечка подъязычная коротка и упражнение "чашечка" не даётся, действует такой способ.
Нам пригодится деревянный шпатель.
Просим ребенка улыбнуться, высунуть язык - блинчик. Кладем под язык шпатель, приподнимаем им язык и надавливаем, убирая язык в рот. Получается такая пассивная "чашечка", к тому же губы "заблокированы" и не складываются в привычную для ребенка позу. Теперь просим сильно подуть ртом. Получается звук, близкий к Ш.
2-й способ При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий звук: ш-ш-ш.
Чтобы ребенок чувствовал поднятие кончика языка вверх, можно заранее провести следующие упражнения: «колокольчик» - ля-ля-ля, «молоточек» - д-д-д и «паровозик» - ч-ч-ч. При выполнении упражнений «молоточек» и «паровозик» кладем на нижние зубы карандаш диаметром около одного сантиметра, а на него язычок и просим ребенка при этом постучать кончиком языка по верхним альвеолам. При этом ребенок обязательно сильно дует на кончик языка не останавливаясь. А затем постепенно «паровозик» замедлять - ч-ч и подольше тянуть звук «Ч», который должен перейти в «Ш». Начинаем подражать сердитому гусю: «шшшшшш», одновременно выполняя фигурку.
4. Анализ артикуляции
В каком положении находятся губы?
В каком положении находятся зубы?
Где находится кончик языка?
Где находятся края языка?
Какая струя воздуха выходит изо рта?
(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)
5. Закрепление изолированного произнесения звука
Когда Маша гуляла по лесу, она заметила, как шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. (листья разложены по полу, на каждый шаг издается шелест: Ш-Ш-Ш). Пройди по листочкам, и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу.
6. Развитие фонематического слуха
А сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук Ш, сразу лови его - хлопай в ладошки:
М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш
7. Домашнее задание
Придумай как можно больше слов, где звук Ш слышится:
В начале слова;
В середине слова;
В конце слова.
8.. Итог занятия.
Сегодня на занятии ты побывал в осеннем лесу, встретил Машу и Медведя и научился шуршать, как шуршат осенние листья и это здорово у тебя получилось! С каким звуком ты сегодня познакомился? Звук Ш - согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет. Ты сегодня очень старался, молодец!
Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: Постановка звука [ш]
Программное содержание:
1. Познакомить с правильной артикуляцией звука [ш].
2. Упражнять в синхронной работе речевого аппарата при постановке [ш]. Развивать кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад и акустический образ звука [ш]. Формировать длительную направленную воздушную струю. Развивать мелкую моторику, память, внимание целостное восприятие.
3. Воспитывать потребность научиться красиво и правильно говорить.
Организация: индивидуальное занятие.
Оборудование: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» с оснащением, магнитофон с аудиозаписью «Листопад», макет осеннего леса, модель верхней и нижней челюстей, речевой профиль звука [ш], артикуляционные упражнения, зеркало, зонд, шпатель, вата, спирт, дидактический материал.
Ход занятия:
I. Психологический настрой на правильную речь:
Какое у тебя настроение? Изобрази его солнечным лучиком или дождевой капелькой на нашем экране.
Сейчас я приглашаю тебя совершить прогулку в осенний лес, где нас ожидает много интересных открытий. Отправляемся.
II. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
(«сопряженные» упражнения, объединенные сюжетом «Путешествие пальчиков и языка в осенний лес»). См. приложение.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы снова вернулись в детский сад. Нас гость дожидается-наш давний друг Тигренок.
III.Объявление темы занятия:
Сегодня мы будем учить Тигренка правильно произносить звук [ш].
Описание артикуляции: кончик языка поднят к передней части неба, но не прижат. Язык принимает форму чашечки и его боковые края прилегают к верхним коренным зубам. Мышцы языка не слишком напряжены. Губы округлены и выдвинуты вперед. Зубы сближены, но не сомкнуты. Воздух выдыхается равномерно посередине языка. Струя воздуха теплая. Голос не работает.
IV. Постановка звука [ш].
а) По подражанию.
б) От артикуляционного уклада.
в) С механической помощью от звука с или фрикативного р.
г) От слога са.
д) От звука р.
V. Анализ артикуляции: положение язык
Характер выдыхаемой струи воздуха. Участие голоса.См. выше.
VI. Закрепление изолированного звука [ш].
Игры на звукоподражание: «Шар лопнул», «Осенние листочки шуршат под ногами», «Мышка шуршит».
Физкультминутка «Листопад» (под аудиозапись).
VII. Развитие фонематического слуха.
а) Опознание звука [ш] из ряда изолированных звуков отдаленных по артикуляторным и акустическим признакам: м, к, и, ш, л, д, а, ш, у, н, ш, б, т, х, о, ш (откладывание осенних листочков на столе).
б) Опознание из слогов: ка, ду, ша, по, бы, ми, шу, ны, ло, ши (откладывание косточек на счетах)
в) Опознание из слов: шуба, кошка, камыш, шапка, машина, шкаф, мышка, шишка, ландыш
(хлопки в ладоши).
г) Опознание из фразы: У Наташи есть плюшевый мишка. У Миши День рождения. Ему подарили игрушечную машину. Увидела кошка мышку и погналась за ней (приседания).
д) Опознание из текста «Мыши» (загибание пальчиков).
Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, шуршишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише»
VIII.Закрепление [ш] в слоге.
Игра «Говорящие руки». (Правая рука [ш] — левая рука [а] получилось [ша] и т.д)
IX.Закрепление [ш] в слове.
Игра «Машина» (компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»)
X. Закрепление [ш] в предложении.
Игра «Четвертый лишний» (компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»)
XI. Домашнее задание:
нарисовать предметы в названии которых есть звук [ш].
XII. Итог:
какой звук отрабатывался, его анализ.
Напомним Тигренку, чтобы не забывал.
XIII.Оценка деятельности ребенка на занятии с психотерапевтической направленностью:
выбор настроения на экране.
Занятие окончено!
Приложение
Путешествие пальчиков и язычка в осенний лес
Движения или статическая поза рук |
Движения или статическая поза языка |
|
Однажды пальчики пошли в лес: топ — топ, топ — топ, топ — топ — топ, топ — топ — топ | Вверх — вниз, вверх — вниз, вверх — вниз | |
Подошли к опушке -ровной — ровной, гладкой — гладкой | Ладони рёбрами тесно прижаты друг к другу, пальцы -горизонтальны | Язык ровный, свободно лежит на нижней губе |
На опушке большое дерево. Вот его ствол. Вот его крона | Локти, ладони соединены, пальцы –вверх. Снова соединяются руки от локтя до запястья; ладони и пальцы — в стороны, при этом пальцы загнуты «чашечкой» | Язык высовывается и напряжённо тянется к носу Скруглённые края языка загнуты вверх «чашечкой» |
Крона состоит из веток
листьев, которые играют с ветерком летом, а осенью опадают |
Пальцы напряжённо вытянуты и широко расставлены, затем ладони соединяются «чашечкой», пальцы широко расставлены и попеременно двигаются; ладони расслабленно опускаются, обе руки свободно повисают вдоль туловища | Язык в той же позе
Движение вверх-вниз (язык со скруглёнными краями), затем язык расслабленно опускается на нижнюю губу |
На дереве — гнездо, а в нём — синица, которая то вылетает из гнезда, то влетает в гнездо, кормит птенцов | Руки соединяются рёбрами ладоней — «чашечкой», большие пальцы то спускаются на дно «чашечки», то поднимаются | Язык — «чашечкой», а потом — свободно: вверх-вниз и попеременно в стороны |
Текст говорит ведущий взрослый (желательны «подсказки» детей) |
Движения или статическая поза рук |
Движения или статическая поза языка |
Под деревом — грибы с толстой и тонкой ножками | Щепоть одной руки показывает толстую ножку, а ладонь другой -шляпку. Положение рук меняется («грибов-боровиков много»). Указательный палец одной руки -ножка, а ладонь — шляпка (меняются пальцы и положение рук («поганок очень много») | Язык мягко присасывается к твёрдому нёбу, затем напряжённо присасывается («гриб растёт») |
Дерево растёт. Грибы растут, собираем их в корзину | Руки вверх (к солнцу)
см. предыдущее упражнение, переплетаем пальцы: внутренние стороны ладоней — кверху |
Язык напряжённо тянется к носу; чередуется присос, «чашечка»; язык опускается на нижнюю губу |
Идём по лесу дальше. . . | Имитация ходьбы пальчиками в заданном и меняющемся темпе: указательным и средним, большим и указательным и т. д. | Имитация ходьбы» |
Растёт дикая яблонька, на ней плоды -яблочки, они кислые | Руки от локтя до запястий вместе, ладони — в кулаки, а большой палец — вверх; махнуть рукой (Эх!) | Язык скруглённый, выгнутый — с опорой на верхней губу; затем надо сморщиться и слегка высунуть язык |
Но дома сварим из них варенье — во какое! Поэтому соберём их в корзинку | Поднять большой палец вверх.
Переплетение пальцев, ладони -вверх, руки — в стороны |
Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губы; Язык — «чашечкой» |
Через лес («топ-топ») вышли к реке | Имитация ходьбы пальчиками в заданном и меняющемся темпе: указательным и средним, большим и указательным и т. д. | Плавное движение широким языком вперёд — назад |
Тяжело нести корзины, увидали лодку | Соединённые ребрами ладони внизу (мизинцами) и раскрытыми сверху (плавное движение «лодки») | Сложить язык пополам -(«лодочкой») и вытягивать его вперёд |
Приплыли домой | Соединить пальцы «домиком» | Присос — крыша домика ровная |
Докшина А.А.,
учитель-логопед