Не унывай испанец. О чём рассказывает музыкальный ритм

Не унывай испанец. О чём рассказывает музыкальный ритм

1урок. 2четверть.

Целостность образа поэзии и жизни.

М. Равель. Болеро. Образ народного танца.

О, болеро,

священный танец боя!”


«Болеро – испанский народный танец , зародившийся в Испании в конце XVIII столетия.


Танцуется такое болеро под аккомпанемент гитары и барабана, а сами танцующие отбивают на кастаньетах дополнительно сложные ритмические фигуры, сплетающиеся в необычайно прихотливый узор.

Из энциклопедии Искусства


Жозеф Морис Равель (Ravel)

(1875-1937)

Удивительная динамическая сила, стреми­тельный порыв его музыки показывает, что Равель был совершенным мастером своего искусства.

Эмиль Ветермоз


Равель Морис Жозеф родился 7 марта 1875 года в небольшом французском городке Сибурне, недалеко от испанской границы. Нет ничего удивительного в испанских привязанностях французского композитора. Ведь его мать Мария Делург была испанкой.



Это, прежде всего, знаменитый русский театральный деятель Сергей Павлович Дягилев с его «Русским балетом» и «Русскими сезонами» в Париже.


«Болеро» Мориса Равеля – это симфонический шлягер ХХ века. «Болеро» появилось в 1928 году . На написание «Болеро» Равеля подвигнула Ида Рубинштейн - известная русская балерина, ученица Михаила Фокина, знаменитого русского балетмейстера-новатора.









Но жив народ, и песнь его жива,

Танцуй, Равель, свой исполинский танец.

Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!

Вращай, История, литые жернова,

Будь мельничихой в грозный час прибоя!

О, болеро, священный танец боя!

Н. Заболоцкий


  • Что главное в музыке этого произведения?
  • Какой характер? Меняется он или нет?
  • Сколько тем в произведении?
  • Какие из средств музыкальной выразительности остаются неизменными, а какие меняются? (интонация, темп, тембр, динамика, лад, регистр, ритм, построение).


Спасибо за внимание!

"Болеро" Равеля

Александр Майкапар

Написано: 1928 год.

Чем является: произведение для оркестра; первоначально было задумано как музыка для балетной постановки; популярность приобрело как блестящая оркестровая пьеса.

Длительность: около 15 минут.

Причина необычайной популярности: гипнотическое воздействие неизменной множество раз повторяющейся ритмической фигуры, на фоне которой две темы также проводятся много раз, демонстрируя необычайный рост эмоционального напряжения и вводя в звучание все новые и новые инструменты.

Николай Заболоцкий

Итак, Равель, танцуем болеро!

Для тех, кто музыку не сменит на перо,

Есть в этом мире праздник изначальный -

Напев волынки скудный и печальный

И эта пляска медленных крестьян...

Испания! Я вновь тобою пьян!

Цветок мечты возвышенной взлелеяв,

Опять твой образ предо мной горит

За отдаленной гранью Пиренеев!

Увы, замолк истерзанный Мадрид,

И нету с ним Долорес Ибаррури!

Но жив народ и песнь его жива.

Танцуй, Равель, свой исполинский танец.

Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!

Вращай, История, литые жернова,

Будь мельничихой в грозный час прибоя!

О, болеро, священный танец боя!

Равель в 1928 году

В этом году Равелю исполнилось пятьдесят три года. Позади недавняя гастрольная поездка в Америку - "сумасшедшее турне", как сам Равель его охарактеризовал, по Канаде и Соединенным Штатам ("Я вижу великолепные города, восхитительные пейзажи, но триумфы утомляют" - из письма к Элен Журдан-Моранж от10 февраля 1928 года). Впереди - присуждение почетной степени доктора Оксфордского университета. Равель на вершине композиторского мастерства. Уже созданы такие его шедевры как фортепианные циклы "Отражения" (1905) и "Ночной Гаспар" (1908) и сюита "Гробница Куперена" (1917), опера "Испанский час" (1907), "Испанская рапсодия" (1907), балет "Дафнис и Хлоя" (1912), рапсодия "Цыганка" (1924) и еще другие произведения. После 1928 года ему предстоит написать два свои фортепианных концерта (1931) - один для левой руки, который Равелю закажет австрийский пианист Пауль Витгенштейн (потерявший правую руку на войне - первой мировой), и второй - соль мажор - "не только для одной правой руки" (как шутил композитор) - изумительный шедевр, с которым мир познакомила замечательная пианистка Маргарита Лонг и непревзойденным интерпретатором которого является итальянский пианист Артуро Бенедетти Микеланджели. Она готовила Концерт под руководством автора и с триумфом исполняла его во время своего концертного турне по Европе и Америке вместе с Равелем, выступавшим тогда в качестве дирижера.

Но этот - 28-й - год был годом "Болеро".

Испанские и русские связи Равеля

Рождением этого произведения мы обязаны переплетению двух жизненных линий в судьбе Равеля, этого француза - линий испанской и, как ни странно... русской. Русские связи Равеля дали внешний толчок к написанию второй части этого балетного представления. Испанские - той внутренней силой, которая побудила Равеля написать именно "Болеро", иными словами, вновь, как уже не раз у него было, обратиться к испанской теме, испанскому фольклору, попытаться передать испанский дух и колорит. Но расскажу по порядку и начну с тех самых внешних причин, той искры, которая зажгла вдохновение Равеля.

Уже долгие годы Равель связан с деятелями русской культуры, особенно с композиторами, покорившими Париж в начале 900-х годов. Это, прежде всего, русский театральный деятель Сергей Павлович Дягилев с его "Русским балетом" и "Русскими сезонами" в Париже. Именно по заказу Дягилева Равель еще в 1912 году написал балет "Дафнис и Хлоя". Но не только заказчиком был русский меценат, хотя его роль, как в этом проекте, так и во многих других, связанных с крупнейшими композиторами того времени, совершенно исключительная. Недаром площадь перед театром Гранд-Опера в Париже носит его имя - Place Diaghilev! Либретто балета было написано также русским балетмейстером Михаилом Фокиным. Дафниса исполнял русский танцовщик Вацлав Нижинский, декорации написал Леон Бакст. Можно много рассказывать о том впечатлении, которое на Равеля произвела русская художественная и, частности, музыкальная культура. Один лишь ярчайший пример - оркестровка Равелем "Картинок с выставки" Мусоргского.

Но сейчас не об этом, а лишь об одной представительнице русской интеллигенции в Париже - замечательной танцовщице Иде Рубинштейн. Кто только не восхищался ее талантом. Валентин Серов запечатлел ее на знаменитом портрете, хранящемся в Русском музее в Санкт-Петербурге. Именно она подвигнула Равеля на написание "Болеро".

Ида Рубинштейн задумала исполнить на сцене Гранд-Опера в Париже хореографическую композицию на музыку уже тогда написанного "Вальса" Равеля. Но одной этой оркестровой пьесы для того, чтобы представить ее в театральном спектакле, было недостаточно. И тогда она обратилась к Равелю с просьбой, чтобы он написал еще одно произведение для этой постановки. Решено было, что это будет "Болеро".

Так мы подошли к вопросу испанских связей Равель. Прежде всего, они дали себя знать в буквальном смысле слова на генетическом уровне: мать Равеля была испанкой (кстати, отец этого французского композитора был выходцем из Швейцарии). Будущий композитор появился на свет в небольшом испан

О чём рассказывает музыкальный ритм

  1. Разнообразие претворения трёхдольности в танцевальных жанрах.
  2. Своеобразие ритма мазурки (на примере мазурки си-бемоль мажор, соч. 7 № 1 Ф. Шопена).
  3. Церемонная поступь, выраженная в музыке полонеза (на примере полонеза ля мажор, соч. 40 № 1 Ф. Шопена).
  4. Претворение испанских народных ритмов в Болеро М. Равеля.

Музыкальный материал:

  1. Ф. Шопен. Мазурка си-бемоль мажор, соч. 7 № 1. Фрагмент (слушание);
  2. Ф. Шопен. Полонез ля мажор, соч. 40 № 1. Фрагмент (слушание);
  3. М. Равель. «Болеро» (слушание);
  4. Г. Струве, стихи А. Барто. «Бьют тамтамы» из кантаты для хора и солиста «Голубь мира» (пение, музыкально-ритмические движения).

Характеристика видов деятельности:

  1. Осознавать интонационно-образные, жанровые особенности музыки (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  2. Сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  3. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, в музыкально-ритмическом движении.

Так же как многообразны музыкальные ритмы, как многообразны и музыкальные размеры. Например, размер 3/4, только что названный основным признаком вальса, в той же мере является обязательным и для мазурки, и для полонеза, и для болеро! При этом, несмотря на общий размер, эти жанры очень трудно спутать друг с другом.

Обратимся к жанрам мазурки и полонеза.

Мазурка

Мазурка – старинный польский танец, исполняемый в быстром темпе. Он возник в XII веке в крестьянской среде среди мазуров, смелых польских наездников, и потому в мазурке мы видим движения, напоминающие пришпоривание. Танец сопровождался игрой на волынке. Обычно в нём участвовали четыре, восемь или двенадцать пар.

Как это часто бывало, народный танец приходил в танцевальные залы, салоны, нарядные гостиные и там менял свой облик. Начиная с XIII века мазурка известна как бальный танец не только в Польше, но и во многих европейских странах.

Но не так просто было «справиться» с мазуркой. Уж очень характерная у неё музыка. Не даёт танцевать гладко и благочинно. Огневой танец!

...Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком...

Так описывает мазурку Александр Сергеевич Пушкин.

Но мазурка не только музыкальное сопровождение танца. Как и вальс, она стала инструментальной музыкой. Очень любил мазурки польский композитор Ф. Шопен. В форме этого народного танца он сочинил множество фортепианных пьес.

Вот как звучит мазурка си-бемоль мажор Ф. Шопена.

Ритмический рисунок мазурки далёк от размеренной плавности вальса. Он полон острых и угловатых интонаций, резких акцентов.

Полонез

Ещё один трёхдольный танец – полонез. Он тоже имеет польское происхождение, что видно даже из его названия. По-французски слово polonaise означает «польский», по-итальянски оно так и записывается – polacca, в России было распространено название «польский»

Полонез представляет собой торжественный бальный танец-шествие, поэтому в его трёхдольности слышится не лёгкое кружение вальса, а церемонная поступь придворных дам и их кавалеров - полузабытая картина давно ушедших времён.

Интересно, что полонез, как и мазурка, поначалу не являлся бальным танцем. В XVI веке он исполнялся на свадьбах и торжественных церемониях, сопровождаясь пением. Лишь позднее полонез стал придворным и чисто инструментальным танцем – символом польского национального духа.

В полонезах, которые сочинял для фортепиано Ф. Шопен, мы слышим «поступь людей, выступающих с доблестной отвагой против всего самого несправедливого» - так сказал Ференц Лист о полонезах Ф. Шопена.

Болеро

Обратимся ещё к одному танцу – болеро.

Трёхдольность болеро - танца, родившегося в Испании, в свой ритм заключила характерный стук кастаньет, выражающийся в ритмической звукоподражательности.

Традиции музыки болеро с огромной яркостью воплотил в своём «Болеро» для оркестра М. Равель. Тонкое, глубинное постижение им национального духа этого испанского танца было столь точным, что имя Равеля – французского композитора первой половины ХХ века - до сих пор связывается с Испанией.

«Испания - моя вторая родина», - нередко говорил Равель. Испанская тематика проходит красной питью через весь его творческий путь: «Испанская рапсодия», «Испанский час», «Болеро» и др. Испанские мотивы постоянно встречаются в его фортепианных и вокальных пьесах. В его испанских опусах живёт и дышит Испания с её неповторимыми красками, ароматом её садов, движениями её народных плясок.

Стихия танца пронизывает всё творчество Равеля. Но ни в одном произведении композитора эта завораживающая сила танцевальных ритмов не проявилась так ярко и безудержно, как в симфонической пьесе «Болеро».

Музыка «Болеро» в самый короткий срок завоевала широкое признание во всём мире, подлинно всенародную популярность. Не прошло и двух-трёх лет, как сочинение это, выйдя за пределы концертных залов, стало достоянием всевозможных аранжировщиков, переложивших его для самых неожиданных ансамблей.

Знаменитую тему «Болеро» насвистывали на улице люди, даже и не подозревавшие её происхождения. «Болеро», совсем неожиданно для Равеля, принесло ему при жизни такую славу, какой удостаиваются лишь великие композиторы-классики.

В чём же «секрет» огромного обаяния этого произведения?

Прежде всего в редкой красоте темы.

Зародившись в легчайшем звучании флейты на фоне абсолютно неизменной ритмической формулы (два малых барабана рр), эта тема многократно повторяется всё время на том же ритмическом фоне, но каждый раз в новой инструментальной «одежде». От повтора к повтору с неумолимой настойчивостью нарастает сила звучания, расцветает тембровая палитра, усиливается динамическое напряжение. Новое появление темы - новая краска. После флейты - кларнет, затем фагот в высоком регистре, за ним малый кларнет, потом гобой д"амур. Когда общая сила звучания оркестра уже достигла известной интенсивности, композитор поручает тему двум голосам - флейте и трубе с сурдиной. Далее мелодия звучит поочерёдно у нескольких саксофонов, у флейт, поддержанных валторной и челестой, у гобоев, английского рожка и кларнетов, наконец вступает молчавший до сих пор тромбон, после которого мелодия передаётся всему составу деревянных инструментов и саксофону. Так растёт и ширится эта неудержимая лавина.

Н. Заболоцкий, посвятивший своё стихотворение «Болеро» замечательному творению французского мастера, намеренно называет Равеля «испанцем». И это звучит как высшая награда!

Итак, Равель, танцуем болеро!
Для тех, кто музыку на сменит на перо,
Есть в этом мире праздник изначальный -
Напев волынки скудный и печальный
И эта пляска медленных крестьян...
Испания! Я вновь тобою пьян!
Но жив народ, и песнь его жива.

Танцуй, Равель, свой исполинский танец,
Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!
Вращай, История, литые жернова,
Будь мельничихой в грозный час прибоя!
О, болеро, священный танец боя!

«Испанец» Равель в этом стихотворении Заболоцкого предстаёт как музыкант, сумевший, подобно истинному испанцу, войти в изначальную стихию испанских народных ритмов, плениться их завораживающей красотой и поднять скромный крестьянский танец на пьедестал общечеловеческого восхищения.

Вопросы и задания:

  1. Что объединяет и что различает мазурку и полонез? Расскажите на примере мазурки си-бемоль мажор и полонеза ля мажор Ф. Шопена.
  2. В чём причина столь сильного воздействия музыки «Болеро» М. Равеля? Только ли ритм участвует в создании музыкального образа этого произведения?
  3. «Болеро» написано в форме вариаций. Можно ли считать выбор композитором данной формы закономерным? Почему?
  4. Во время прослушивания обратите внимание на ритмическое подражание звуку кастаньет. Что оно привносит в восприятие музыки?
  5. Как вы думаете, почему из всех музыкальных жанров именно танцы отличаются наибольшей ритмической характерностью?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Равель. Болеро, mp3;
Шопен. Мазурка B-dur, Op. 7 № 1, mp3;
Шопен. Полонез A-dur, Op. 40 № 1, mp3;
3. Сопроводительная статья, docx.

Слайд 1

Презентация на тему: Морис Равель «Болеро» Обысова Т.Г. Учитель музыки МБОУ «СОШ № 15» г. Новомовсковск Тульская область.

Слайд 2

МОРИС РАВЕЛЬ

Слайд 3

1928 г.
БОЛЕРО

Слайд 4

Родился 7 марта 1875 г. в городе Сибур на юге Франции. Город Сибур находился на самой границе с Испанией, где в это время служил его отец инженер- путеец, страстный любитель музыки, прививший эту любовь своему сыну. В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию, которую закончил по классу фортепиано. Интерес к импровизации, появился у Равеля после знакомства с творчеством экстравагантного композитора Эрика Сати, а также личной встречи с композитором и пианистом Рикардо Виньесом. Именно после этого у Мориса появилась страсть к сочинительству. На последнем году обучения он попал в класс к Габриэлю Форе. По его инициативе Равель сочинил цикл произведений на испанские мелодии - «Хабанеру», «Павана на смерть инфанты», «Античный менуэт».
О Морисе Равеле:

Слайд 5

Когда слушаешь музыку этого композитора, то создается впечатление, будто наблюдаешь, за работой художника создающего свое полотно. Однако, как и большинство композиторов, творчество Мориса Равеля некоторое время не было признано. Только после выступлений в его защиту крупнейших деятелей культуры Франции Р. Ролана и Г. Форе Равелю была присуждена большая Римская премия. Это позволило ему отправиться на трёхгодичную стажировку в Италию.

Слайд 6

Во время первой мировой войны Морис работал водителем грузовика на аэродроме. Прослужив более года, Равель был демобилизован после двух серьёзных ранений. После войны в музыке Равеля стало преобладать эмоциональное начало. Поэтому от сочинения опер он переходит к созданию инструментальных пьес и пишет сюиту «Гробница Куперена». Примерно в это же время Морис Равель знакомится со знаменитым русским продюсером и постановщиком С. Дягилевым, ставящим в Париже «Русские сезоны».

Слайд 7

Равель много гастролирует: выступает с турами в Италии, Голландии и Англии. И всюду его встречал восторженный приём благодарных почитателей. По заказу русского дирижёра С. Кусевицкого Равель выполняет блестящую оркестровку «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского. Всё это происходит во время работы Мориса над самым известным его произведением «Болеро». В нём композитор пытался соединить классические традиции с ритмами испанской музыки. Замысел этого произведения принадлежит знаменитой балерине Иде Рубинштейн.

Слайд 8

В 1932 году Равель вновь совершает турне по Европе вместе с выдающейся пианисткой Маргаритой Лонг. В это же время он начинает работы над новым произведением - балетом «Жанна д"Арк». Однако попадает в автомобильную катастрофу, и работа прекращается. Начиная с 1933 года Равель страдал от серьёзного неврологического заболевания, ставшего, возможно, последствием черепно-мозговой травмы, которую он получил в автокатастрофе. Последним произведением тяжело больного композитора было «Три песни» к первому звуковому фильму «Дон Кихот». Они были написаны для русского певца Ф. И. Шаляпина.

Слайд 9

«Старинный менуэт» (1895) «Павана на смерть инфанты» (1899) «Игра воды» для фортепианно (1901) «Отражения» для фортепиано (1905) «Испанская рапсодия» для симфонического оркестра (1907) «Испанский час», опера (1907) «Ночной Гаспар», или «Призраки ночи» для фортепиано (1908) «Дафнис и Хлоя», балет (1912) «Могила Куперена» (1917) «Дитя и волшебство», опера (1925) «Болеро» для симфонического оркестра (1928) Концерт № 1 соль мажор для фортепиано и симфонического оркестра Концерт № 2 ре мажор для фортепиано (левой руки) и симфонического оркестра, посвящён Паулю Витгенштейну
СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОРИСА РАВЕЛЯ.

Слайд 10

Танец, возникший в конце XVIII века (по некоторым источникам, создан около 1780 г. танцовщиком Себастьяном Сересо), сопровождался пением и игрой на гитаре и барабане. Характерные музыкально-ритмические фигуры подчеркивались стуком кастаньет. В первые годы существования болеро называли «апофеозом нежности», но вскоре танец драматизируется, насыщаясь духом рыцарской героики.
БОЛЕРО - испанский народный парный танец. Темп движения умеренный, музыкальный размер 3-дольный. Ритмический рисунок зачастую близок ритму полонеза.

Слайд 11

Как правило, болеро состоит из 5 частей. 1 часть - хореографическое изображение прогулки. В средней части, импровизационной по характеру, танцующие поочередно демонстрируют свое искусство. Особенной сложностью отличаются «полетные» по характеру движения мужчин, благодаря которым, полагают исследователи, танец и получил название «болеро» (испанское volar – кружиться – в простонародной речи превратилось в bolar).

Слайд 12

Сорасположенность частей, их строгая последовательность в развитии главной темы позволили передать танцевальную стихию испанской музыки. Знаменитая русская балерина Анна Павлова включила «Болеро» в свой репертуар.

Слайд 13

В 1-й половине XIX века болеро, обычно исполнявшееся в Испании в дни народных праздников на улицах и площадях, переходит на сцену. Интерес к жанру начинает проявляться и за границей: танец включается в балеты и оперы, вдохновляет композиторов на создание многочисленных песен и романсов, а также инструментальных произведений.

Слайд 14

Вид большого симфонического оркестра, исполняющего "Болеро", едва ли не одно из самых ярких музыкальных зрелищ. Мало кто помнит, что первоначально эта музыка предназначалась для балета. Но, преодолев границы жанров так же, как критику и самокритику, "Болеро" остаётся самым "массовым" явлением симфонической культуры.

Слайд 15

Состав инструментов. Сначала звучат деревянные духовые – флейта, кларнет, гобой, фагот.

Слайд 16

Постепенно к ним присоединяются группы медных духовых труба с сурдиной,
саксофоны – это новые инструменты, в основном использовавшиеся в джазе,

Слайд 17

затем валторна и челеста

Слайд 18

Солирующий тромбон, трубы.

Слайд 20

Вот как характеризует “Болеро” сам композитор (Равель): Особенность «Болеро» состоит в неизменности. ‘Это танцевальная музыка, которая должна исполняться в ровном умеренном темпе; она построена на упорном повторении одной и той же мелодии и гармонии, однообразный ритм которых все время отбивается барабаном. Единственный элемент разнообразия в нем – это все нарастающее оркестровое crescendo’.

Слайд 21

Сам Равель видел в этой музыке большую танцевальную сцену, разворачивающуюся на открытом воздухе, с участием огромной толпы народа. «Болеро» не раз ставилось на сцене в виде балета. По мнению самого Равеля в декорацию надо было включить корпус завода с тем, чтобы рабочие и работницы, выходящие из цехов, постепенно вовлекались в общий танец. Почему такое представление было у самого Равеля? Скорее потому, что во время своего путешествия по Рейнской области он побывал на нескольких больших заводах, которыми он постоянно восторгался, а точнее, эти заводы стали его пристрастием. На один из таких заводов, перед которыми он любил гулять, Равель указывал: «Завод из «Болеро»». И, безусловно, что в кажущейся механичности движения (из-за многократного повторения двух тем) постепенно раскрывается образ грандиозного массового танца-шествия. Музыка производит гипнотизирующее, завораживающее впечатление.

Слайд 22

Н. Заболоцкий называет «Болеро» «священным танцем боя»: Но жив народ, и песнь его жива, Танцуй, Равель, свой исполинский танец. Танцуй, Равель, не унывай, испанец! Вращай, история, литые жернова! Будь мельничихой в грозный час прибоя! О, Болеро, священный танец боя!

Слайд 23

А вот несколько парадоксальных ситуаций, высказываний, связанных с историей этого сочинения. Морис Равель: «"Болеро" – мой шедевр? К несчастью, это пустая музыка!». После одного из исполнений "Болеро" неизвестная композитору дама воскликнула: "Сумасшедший!". Равель, усмехнувшись, произнёс: "Она поняла!" Морис Равель – Джорджу Гершвину: «Будьте осторожны, вы кончите тем, что напишете "Болеро"!».

Источник задания: Решение 2952. ЕГЭ 2017. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.

Задание 17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Танцуй (1) Равель (2) свой исполинский (3) танец,

Танцуй (4) Равель! Не унывай (5) испанец!

Вращай (6) История (7) литые жернова,

Будь мельничихой в грозный час прибоя!

О болеро (8) священный танец боя!

(Н. А. Заболоцкий)

Решение.

В этом задании нужно поставить запятые, выделяющие вводные слова или обращения.

1. Найдите в тексте слова, отвечающие на вопрос «кто, что?». Если такое слово стоит в именительном падеже, но не является в предложении подлежащим, это обращение. Выделяем запятыми.

Танцуй (1) Равель (2) свой исполинский (3) танец (винительный падеж),

Танцуй (4) Равель ! Не унывай (5) испанец !

Вращай (6) История (7) литые жернова (винительный падеж),

Будь мельничихой в грозный час прибоя!

О болеро (8) священный танец боя!

2. Найдите в тексте вводные слова.

В данном отрывке нет вводных слов

3. Выписываем цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.