Самые таинственные древние детские захоронения. Что раскопали археологи в нейшлотском переулке Древнейшие находки археологов

Самые таинственные древние детские захоронения. Что раскопали археологи в нейшлотском переулке Древнейшие находки археологов
Самые таинственные древние детские захоронения. Что раскопали археологи в нейшлотском переулке Древнейшие находки археологов

Невероятные факты

Мы склонны полагать, будто археологи - это "пыльные" эксперты, которые изучают людей и их культуру с помощью артефактов и человеческих останков.

Но иногда они больше похожи на древних сказителей, которые при помощи найденных древностей рассказывают интереснейшие сюжеты, волшебно переносящие нас в далёкие времена и места.

В историях, представленных ниже, мы перенесёмся в древние миры давно забытых детей. Некоторые истории трогают за душу, другие просто загадочны, а некоторые ужасны.

10. Возрождение Ориенса

В октябре 2013 года на одном из полей Лестершира, Англия, охотник за сокровищами с помощью металлоискателя обнаружил метровый гроб римского ребёнка . Чтобы не говорит о ребёнке в третьем лице, научное сообщество решило назвать его "Ориенс", что означает "восходить" (как Солнце).

Считается, что Ориенс был захоронен в 3-4 веках. Доподлинно неизвестно, сколько лет было ребёнку, но браслеты на руках позволяют предположить, что это была девочка .

Браслеты с руки девочки

Застёжка браслетов

Ориенс, должно быть, жила в богатой семье или её родные имели высокий социальный статус, потому как её нашли свинцовом гробе, который был редкостью в то время, особенно в вопросах детских захоронений.

Гроб внутри

Большинство детей тогда предавали земле, одев в саван (одежда для усопшего). От малышки осталось лишь несколько фрагментов костей. Тем не менее, археологам удалось собрать воедино некоторые подробности её жизни, в том числе и информацию об обществе, в котором она жила.

Они многое узнали, анализируя некоторые смолы, найденные в её гробу.

Молочные зубы Ориенса

По рассказам Стюарта Палмера (Stuart Palmer) из команды археологов Уорикшира (Archaeology Warwickshire ), присутствие ладана, оливкового масла, а также масла фисташковых орехов в почве, найденной в гробу, говорит о том, что Ориенса можно отнести к очень небольшому количеству римских захоронений людей с самым высоким статусом.

Девочка была похоронена по очень дорогим средиземноморским и ближневосточным обычаям.

"Гвозди", которые удерживали внутренние составляющие гроба

Смолы маскировали запах разлагающего тела во время проделывания загробных ритуалов, что, по мнению древних, облегчало переход к загробной жизни. С социальной точки зрения это говорит о том, что жители Римской Британии продолжали следовать континентальным обрядам захоронения, поэтому они должны были импортировать масла и смолы с Ближнего Востока.

9. Секреты ребёнка – певца

Почти 3000 лет назад семилетняя Tjayasetimu пела в хоре в храме фараонов Древнего Египта. Несмотря на то, что большинство секретов девочка унесла с собой в могилу, кураторы Британского музея, где в 2014 году была выставлена её мумия, сумели выяснить некоторые детали о ребёнке.

Доподлинно неизвестно, где она жила и работала, потому что Британский музей купил мумию у дилера ещё в 1888 году. Однако, тело Tjayasetimu невероятно хорошо сохранилось. В 1970-х годах в рамках проекта по реставрации были найдены иероглифы и рисунки под почерневшими от масел повязками на теле.

Инструменты, которыми, возможно, пользовалась Tjayasetimu

Благодаря надписям удалось выяснить её имя и должность. Имя Tjayasetimu, которое означает "богиня Исида победит их", защищает от злых духов. Её работа певицы в храме считалась очень важной для бога Амона.

Неизвестна и причина получения девочкой такой "должности": её голос или семейные связи. Известно лишь, что она была важной персоной, потому как тело мумифицировалось с золотой маской на лице.

Сканирование показало молочные зубы девочки

В 2013 году компьютерная томография показала, что её тело, в том числе лицо и волосы, до сих пор хорошо сохранилось. В связи с отсутствием признаков длительной болезни и травм, она, как полагается, умерла от непродолжительного по времени заболевания, такого как холера.

8. Загадка "канализационных" младенцев

В Римской империи детоубийство широко практиковалось с целью ограничить размеры семьи, потому как надёжных методов контроля над рождаемостью не существовало. Это помогало сохранить дефицитные ресурсы и улучшить жизнь других членов семьи.

К детям в возрасте до 6 месяцев в римском обществе вообще не относились как к людям.

В этом колодце было обнаружено захоронение

Тем не менее, даже зная этот факт, исследователи всё равно ужаснулись, когда в 1988 году в Ашкелоне, на южном побережье Израиля, сделали страшное открытие. Археологи обнаружили в древней канализации, находившейся под римскими банями, массовое захоронение почти 100 детей.

Развалины церкви в Ашкелоне

Большинство найденных костей были нетронутыми, и, по мнению учёных, дети были брошены в канализацию сразу после смерти. Учитывая общий возраст деток и отсутствие признаков заболеваний, причиной смерти почти наверняка служило детоубийство.

По этим костям эксперты определили, что погибшие были младенцами

Хотя римляне больше предпочтения отдавали детям мужского пола, исследователи не сумели найти доказательства того, что они намеренно убивали больше младенцев женского пола. Они не сумели найти этому подтверждение и при исследовании этой находки.

Некоторые эксперты отмечают, что баня над канализацией работала и как публичный дом. Они предполагают, что младенцы были нежелательными детьми женщин древнейшей профессии, которые там работали.

Некоторым младенцам женского пола, возможно, жизнь была сохранена, чтобы они впоследствии стали куртизанками. Несмотря на то, что в Римской империи древнейшей профессией занимались и женщины, и мужчины, всё-таки первые были более востребованными.

Древние археологические раскопки

7. Необычный ребёнок рабочих – металлистов

Около 4000 лет назад в доисторической Британии дети получали задание украшать ювелирные изделия и оружие золотыми, тонкими как человеческий волос, нитями. На некоторых экземплярах на одном квадратном сантиметре дерева располагалось более 1000 таких нитей.

Учёные обнаружили это после того, как в 1800-х годах в районе кургана Буш возле Стоунхенджа была найдена богато украшенная ручка деревянного кинжала.

Найденные тогда же в Буше кинжалы. Равнина Солсбери. Были обнаружены в самой богатой и в самой важной могиле бронзового века, среди всех, когда-либо найденных в Британии

Работа настолько ювелирная, что невооружённым глазом сложно разглядеть все детали. После проведённых исследований эксперты пришли к выводу, что, скорее всего, подростки и дети в возрасте до 10 лет были авторами такого чрезвычайного мастерства на ручке кинжала.

Без увеличительного стекла обычный взрослый человек не смог бы такое сделать, потому что его зрение не обладает достаточной резкостью. Уже после 21 года зрение человека постепенно начинает ухудшаться.

Хотя дети и пользовались простыми инструментами, у них было особое понимание дизайна и геометрии. Однако, за красивую ручную работу они платили высокую цену. Их зрение быстро портилось, миопатия настигала их в возрасте 15 лет, а к 20 годам они уже были частично слепы.

Это делало их непригодными для другой работы, поэтому они вынуждены были полагаться на свои общины.

6. Очень хорошие родители

Полагая, что к неандертальцам отношение со стороны некоторых учёных было не совсем объективное, археологи из университета Йорка решили переписать историю этих доисторических людей. До недавнего времени считалось, что дети неандертальцев проживали опасную, трудную и короткую жизнь.

Однако, команда вышеуказанных археологов пришла к другим выводам после того, как изучила социальные и культурные факторы жизни первых людей по находкам разных времен в разных местах по всей Европе.

"Мнение о неандертальцах меняется", - рассказывает Пенни Спайкинс (Penny Spikins), ведущий исследователь. "Отчасти из-за того, что они спаривались с нами, а это уже говорит о нашем сходстве. Но не менее важными оказались и последние находки. Существует принципиальное различие между суровым детством и детством, проведённом в суровых условиях".

Неандертальский ребёнок исследует своё отражение в воде. Неандертальский музей в Кропине, Хорватия

Спайкинс полагает, что дети неандертальцев были очень сильно привязаны к своим семьям, а семьи были сплочёнными. Он также отмечает, что детей обучали обрабатывать инструменты. В двух местах двух разных стран команда археологов обнаружила камни, которые были хорошо обработаны на фоне других, обладавших сколами.

Они выглядели так, будто дети обучались у взрослых, как делать инструменты.

Хотя нет никаких убедительных доказательств этому заявлению, Спайкинс считает, что доисторические детки «играли в пикабу», подражая взрослым, потому что в такую же "игру" играли люди и большие обезьяны.

При изучении захоронений неандертальских младенцев и детей Спайкинс пришла к выводу, что родители предавали земле своё потомство с большой осторожностью, так как чаще находились сохранившиеся до наших дней останки детей, а не взрослых.

Команда археологов также подчёркивает, что есть свидетельства, подтверждающие факт заботы родителей в течение нескольких лет о своих больных или травмированных детях.

Древнейшие находки археологов

5. Бой скауты Древнего Египта

Чтобы узнать о том, как жили дети в городе Оксиринх Древнего Египта, историки исследовали около 7500 документов предположительно шестого века. В городе проживало более 25 000 человек, а сам он считался римским административным центром своего района, в котором процветала ткацкая промышленность Египта.

Более века назад были найдены артефакты времён существования Оксиринха, после анализа которых историки пришли к выводу, что в Древнем Египте активно работала молодёжная группа бойскаутов, известная как "гимназия", где молодые люди обучались тому, чтобы стать хорошими гражданами.

Мальчики на верблюде. Мозаика периода поздней античности, начало 6 века.

Мозаичный музей Great Palace в Стамбуле, Турция.

На обучение принимали мальчиков, родившихся в свободных египетских, греческих и римских семьях. Несмотря на "богатую" демографию, членство в гимназии ограничивалось 10-25 процентами семей города.

Для мальчиков, оставлявших заявки на обучение в гимназии, - это был переход ко взрослой жизни. Они становились полноценными взрослыми, когда женились в возрасте "слегка за двадцать". Девочки, которые вступали в брак в подростковом возрасте, готовились к своей роли, работая в родительских домах.

Мальчики из свободных семей, которые не попадали в гимназии, начинали работать, будучи детьми, по контракту в течение нескольких лет. Многие контракты были на работу в ткацком производстве.

Римский мальчик с причёской в египетском стиле. Боковая прядь волос отрезана и пожертвована богам перед предстоящей церемонией совершеннолетия. Первая половина второго века нашей эры. Музей истории культуры, Осло.

Историки обнаружили один ученический контракт, заключённый с девочкой. Но, как выяснилось, её случай был уникальным, потому что она была сиротой и вынуждена была погашать долги её покойного отца.

Дети рабов могли заключать такие же рабочие контракты, как и мальчики, родившиеся в свободных семьях. Но в отличие от последних, которые жили со своими семьями, дети рабов могли быть проданы. В таком случае они проживали со своими владельцами. Обнаруженные документы показали, что некоторые детки рабов продавались уже в возрасте двух лет.

4. Загадка "лосиного" геоглифа

В этой истории наше открытие прошлого вызвано любопытством относительно того, что же будет в будущем. Изображения, полученные из космоса в 2011 году, поведали о существовании гигантского лосиного геоглифа (нанесённый на землю геометрический узор) в Уральских горах, который, как предполагается, предшествовал известным в геоглифам Наски тысячелетнего возраста, найденных в Перу.

Тип кладки, известный как "каменный скол", говорит о том, что эта структура могла быть построена примерно в 3000 – 4000 гг. до н.э.

Геоглифы Наски

Структура около 275 метров в длину с двумя рогами, четырьмя ногами и длинной мордой, обращённой к северу. В доисторические времена геоглиф можно было разглядеть с соседнего хребта. Он выглядел как блестящая белая фигура на фоне зелёной травы. Сегодня это место покрыто почвой.

Археологи были поражены продуманностью конструкции. "Копыта лося были сделаны из мелких дроблёных камней и глины", - объясняет Станислав Григорьев, специалист Российской академии наук. "Стены были очень низкими, как я полагаю, а проходы между ними очень узкими. Также ситуация обстояла и в области морды: щебень и глина, четыре небольших широких стены и три прохода".

"Лосиный" геоглиф

Исследователи также обнаружили свидетельства наличия двух мест, в которых лишь единожды разжигали костры. Они полагают, что эти места использовались для проведения важных ритуалов.

Однако, много вопросов осталось без ответов, в особенности таких, как: кто построил этот геоглиф и почему. Нет никаких археологических доказательств того, что культура в тот период была настолько продвинутой, чтобы люди могли построить такую структуру в этом регионе.

Но эксперты полагают, что наиболее интересное открытие касается детей. Им удалось найти более 150 инструментов на месте, длиной 2-17 сантиметров. Они считают, что эти инструменты принадлежали детям, которые работали бок о бок со взрослыми в рамках общественного проекта.

То есть это был не рабский труд, а совместные усилия во имя достижения важной цели.

Археология: находки

3. Дети облаков

В июле 2013 года в высотной области региона Амазонас в Перу археологи обнаружили 35 саркофагов, каждый из которых был длиною не более 70 сантиметров. Небольшие гробы навели исследователей на мысль, что они принадлежат детям таинственной культуры Чачапоя, известной также как "воины облаков", потому что они жили в тропических лесах гор.

В период между 9 веком и 1475 годом, когда их территории были завоеваны инками, Чачапоя основывали деревни и фермы на крутых горных склонах, растили там свиней и лам, а также воевали между собой.

Их культура, в конечном счёте, была уничтожена заболеваниями, такими как оспа, которые принесли с собой европейские исследователи.

О Чачапоя и их детях известно очень мало, потому что они не оставили никакого письменного языка после себя. Однако, согласно испанским документам 1500-х годов, они были свирепыми воинами.

Педро Сьеса де Леон (Pedro Cieza de Leon), который вёл хронику истории Перу, так описал их внешний вид: "Они самые белые и самые красивые из всех людей, которых я видел в Индии, а их жены настолько прекрасны, что из-за их мягкости, многие из них заслуживают быть женами инков и жить в храме Солнца".

Но эти воины облаков всё же оставили кое-что после себя: мумифицированные тела в необычных и странных саркофагах, которые были найдены на высоких уступах с видом на долину. Глиняные гробы были расположены вертикально и по оформлению очень напоминали по декорированию людей: туники, украшения и даже трофейные черепа.

Но никому неизвестно, почему детей хоронили на их собственном кладбище отдельно от взрослых. Также непонятно, почему все маленькие саркофаги «смотрели» на запад, в то время как взрослые гробы были расположены иначе.

Загадочные археологические находки

2. Дары богам озёр

Древние деревни бронзового века раскинули свои просторы вокруг альпийских озёр Германии и Швейцарии. Когда некоторые из деревень были обнаружены в ходе раскопок 1970-х и 1980-х годов, археологи не могли нарадоваться, потому что они нашли более 160 домов возрастом 2600 – 3800 лет.

Это были дома вдоль прибрежной полосы озера, которые оказались затопленными. Чтобы защититься от подъёма уровня воды, жители часто переселялись на менее опасные территории, поближе к суше. Когда же условия улучшались, они снова возвращались.

Утверждение, что Петербург построен на костях – известно всем. И в очередной раз это подтвердили раскопки в Нейшлотском переулке. За два месяца изысканий археологи обнаружили более двух сотен захоронений. Часть существовавшего в XVIII веке Сампсониевского кладбища нашли во время разведки на участке под строительство. Планировалось, что эта земля скоро получит новую жизнь - здесь хотели возвести жилой дом. Как повлияют результаты раскопок на судьбу территории, дополнят ли они новыми деталями историю города, и что ждет находки и останки в ближайшем будущем – читайте в материале Города+.

История раскопок по адресу Нейшлотский переулок д. 3 началась, когда компания-владелец участка решила использовать его под строительство жилого дома. ООО «Нейшлотский, 3» задумало снести здание бывшего детского сада и начать работы. Тем более, что в КГИОП подтвердили, участок не входит в охранную зону. Однако по закону до строителей на месте должны были поработать археологи. Тогда, в апреле текущего года, и выяснилось, что на этом месте с 1710-1770-х годов располагалась часть православного кладбища. За два месяца раскопок специалисты исследовательского института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН) обнаружили на площади 1200 квадратных метров около 200 захоронений и более 2500 различных находок.

Культурный слой Петербурга и его секреты

Как отмечают археологи, для Петербурга такая история не редкость, когда захоронения погребены под постройками более позднего времени. Так произошло и с кладбищем на Выборгской стороне. В 1770 году оно было упразднено, а начиная с конца XVIII века до начала XIX века стало застраиваться. Причем его большая часть сегодня находится под Сампсониевским садом. В 1938 году по адресу Нейшлотский д. 3 появился детский сад. Это двухэтажное здание сталинской эпохи до сих пор стоит на этом месте. Хотя с 1990-х годов дети и воспитатели отсюда переехали, и место групп заняли офисные помещения. К ранней истории переулка город вернулся в апреле текущего года, когда археологи зафиксировали во время разведки не только наличие культурного слоя, но и исторических захоронений.

«Это не действующее кладбище, оно закончило свое существования в конце XVIII века. Территория позже начала активно застраиваться. Все мы знаем, что Петербург построен на костях, и все исторические захоронения в центре давно застроены – это традиционная ситуация. Наши исследования в городе это постоянно доказывают», - рассказала заместитель директора ИИМК РАН Наталья Соловьева.

Найденное захоронение сопоставимо по размерам с обнаруженными на углу Большой Посадской и Малой Монетной улиц, а также на Сытнинской – это два крупнейших участка, где находили останки людей на территории Петербурга. К слову, такие захоронения не только позволяют понять, какова карта кладбищ города. По словам Натальи Соловьевой, археологические исследования дают большие результаты даже на территории, о которой сохранилось множество письменных источников. Так, на Сытнинской нашли захоронения первых строителей города. Экспертам, которые изучили останки, удалось узнать, что среди рекрутированных на возведение града Петрова были и жители Западной Сибири. Найденные инструменты и характерный пошив обуви для тех мест стали неопровержимыми фактами. Или, например, установили, что все погребённые в массовых могилах на этой территории - это подростки 12-15-ти лет или 50-летние мужчины (по меркам XVIII века почти старики). Причем все мужского пола.

«Это объясняется тем, что люди среднего возраста нужны были дома, так как на них держалось хозяйство. А на государственную службу отдавали тех, кто был не так полезен и необходим. Анализируя погребения на этом участке раскопок, мы узнали и о том, какие характерные следы оставляет на скелете тот или иной вид работ. У всех захороненных был развит правый плечевой сустав – значит они много работали топором на строительстве», - рассказала Наталья Соловьева.

Получить такую информацию и другие факты о горожанах и строителях позволяют половозрастной анализ, анализ на диету и антропологические исследования. Конечно, останкам с исчезнувшего со всех карт кладбища в Нейшлотском переулке еще предстоит пройти эти процедуры, и только тогда они поведают свои истории. Но уже сейчас специалисты заявляют, что люди, которые захоронены на кладбище, являлись не самыми бедными горожанами Петербурга. «Христианский обряд подразумевает отсутствие в погребении каких-либо вещей, кроме нательного креста. Поэтому понять, кто богатый, а кто бедный - сложно. Однако индивидуальные могилы и наличие гробов свидетельствует о том, что это отнюдь не пригнанные на строительство крестьяне, как было на Сытнинской», - считает начальник археологической экспедиции, младший научный сотрудник отдела охранной археологии ИИМК РАН Роман Филипенко.

Археологам предстоит еще месяц раскопок. Сейчас на площади в 1200 квадратных метров исследовано только 800. Трудности работам прибавят традиционные для города дожди. Но главные сложности специалистам доставляют сильные повреждения захоронений от поздней хозяйственной деятельности. Это неудивительно, учитывая, что на пути к находкам 40 археологов встретили бетонную заливку, две мостовые и мусорный слой. Могилы оказались смяты фундаментами домов, дренажными системами с колодцами XIX века и канализацией XX века.

Судьба участка, захоронений и находок

Еще до окончания раскопок в Нейшлотском переулке эксперты начали работать с предметами. Изделия из керамики, металла (черного и цветного) - в основном, относящиеся к XIX столетию - и монеты с нательными крестами XVIII века проходят процессы первичной реставрации и консервации. Полностью обработать и изучить артефакты в институте постараются к началу следующего полевого сезона. Три года предметы будут состоять на балансе в ИИМК РАН, за это время часть из них примет участие в ежегодных выставках института. Далее судьба находок будет решаться государственным музейным фондом. Сейчас предметы, найденные археологами в черте города, хранятся в Эрмитаже, Музее Хлеба, Музее политической истории России и во многих других собраниях. Впрочем, Наталья Соловьева надеется, что возможно через три года в Петербурге появится археологический музей, и артефакты с Нейшлотского поступят туда.

Не оставят без внимания и судьбу найденных захоронений. Кладбище не является действующим, оно не подпадает под юрисдикцию федерального закона «О погребении и похоронном деле». Поэтому как только антропологи проведут все исследования, останки будут перезахоронены на одном из городских кладбищ.

Есть ли шанс найти в Нейшлотском переулке останки знаменитых петербуржцев, пока под вопросом. Например, известно, что рядом с православным было организовано иноверское кладбище. И по некоторым источникам, там были похоронены Доменико Трезини и Бурхард Кристоф фон Миних. Могилы иноземцев по планам XVIII века располагались между Нейшлотским переулком и Выборгской улицей. Несмотря на неясные границы, со слов Романа Филипенко, по погребальному инвентарю есть возможность отделить иностранцев от православных. И все же у специалистов мало надежды обнаружить именные могилы: многие гробы повреждены или находятся одна под другой. Однако если таковые удастся найти, то их также перезахоронят с памятной табличкой.

Когда через месяц археологи дойдут до «материка» (слоя почвы, не содержащего следов деятельности человека), весь участок будет очищен от культурного слоя. На месте работ останется только котлован или ровная территория по желанию владельцев участка. Эта процедура полностью соответствует федеральному закону «Об объектах культурного наследия». ООО «Нейшлотский,3» получит в свою очередь не только очищенную от захоронений и артефактов землю, но и результаты изысканий к концу этого года. Как сложится судьба здания бывшего детского сада и участка, где ведутся раскопки, пока непонятно. Ситуация, по словам юриста компании Дарьи Белой, прояснится только после завершения раскопок. Не раньше, чем через месяц, в ООО «Нейшлотский,3» анонсируют планы на развитие этой территории.

Фото: блог Группы ЭРА/era-group.livejournal.com; из материалов КГИОПТекст: Р.Ильясова/Город+

8 июля на бывшей площадке завода «Волгакабель» начались археологические раскопки. Это первые научные исследования Всесвятского кладбища за восемь с лишним десятилетий, прошедших с того момента, как самый большой дореволюционный городской некрополь начали беспрерывно варварски разрушать. Впервые же останки самарцев, умерших около столетия назад и погребённых на Всесвятском, будут перезахоронены, а не смешаны с горами строительного мусора. Как это делалось предыдущие десятилетия при разных политических режимах и правителях.


На совмещении плана инжинера Зимина 1996 года с Google Maps с camapka.ru видно, что территория "Волгакабеля", где сейчас работают археологи, занимает старейшую часть некрополя, обозначенную как "Старое кладбище православное".

Та территория, где сейчас забит раскоп, представляет из себя хоть и сильно потревоженную, но уцелевшую часть Старого кладбища, которое непрерывно разрушалось с 1930-х. Нужно заметить, что во время прерванных для археологических исследований строительных работ по возведению ТЦ "Гудок" на территории бывшего завода, сохранившаяся часть кладбища практически не пострадала.

Это единственное найденное на данный момент надгробье. Камень лежал в слое строительного мусора, поэтому отношение его к той иной могиле установить невозможно.

Не исключено, что кости супругов Чижовых уже не найдут никогда.

Кстати говоря, чёрный мраморный памятник заказывали в Москве.

Скорее всего, в результате раскопок никого не удастся идентифицировать лично. Благодаря девелоперам 1930-х.

В 1930 году Горсовет издал указ «О реализации памятников, крестов, решеток и надгробных ценностей и знаков в пределах городской черты». Его итогом стало практически полное исчезновение опознавательных признаков могил Всесвятского кладбища. Мародёры за несколько лет растащили надгробные камни и ограды, превратив территорию некрополя в гигантский пустырь, и сделав могилы безымянными. Именно с этого момента можно считать безвозвратно потерянными места погребения матерей Алексея Николаевича Толстого и Фёдора Ивановича Шаляпина, известного мецената и краеведа Константина Павловича Головкина и великого историка академика Сергея Фёдоровича Платонова.

После этого даже тот небольшой участок Старого православного кладбища, который уцелел после строительства цехов завода, был значительно повреждён.

В 1950-е на участке прокладывались керамические трубы, а кости выбрасывались в отвал.

Коллектор, оборудованный прямо в кирпичном склепе. Вероятно, одновременно с прокладкой труб.

Шахта колодца, установленная прямо на погребение.

Археологические исследования на сохранившихся участках начались в прошлый понедельник.

Областной минкульт отчитывается о ходе работ практически в ежедневном режиме . Но объёмы даже сохранившегося участка огромны. И археологи, судя по всему, здесь задержатся надолго.

Всё делается по науке. Это научное исследование некрополя, а не простое перезахоронение останков. Всё фиксируется, зарисовывается...

Костные останки анализирует доктор исторических наук Александр Александрович Хохлов.

Определяется пол умерших, паталогии и заболевания.

Земляными работами занимаются люди с немалым стажем археологических исследований и студенты самарских ВУЗов.

Многие захоронения разрушено строительными работами в 1940-1980-е. Скелеты встречаются не всегда целиком. Порой, кости попадаются не в анатомическом порядке.

Тем не менее, расчистка сохранившегося участка ведётся достаточно педантично.

Одно из немногих хорошо сохранившихся нетронутых погребений.

В гробах на Всесвятском часто попадаются сосуды.

По одной из версий, это сосуды от масла. По традиции масло, оставшееся от таинства соборования, выливалось в гроб усопшего. Не исключено, что сосуд от этого масла клался туда же.

Могила странного происхождения, с которой учёным придётся разобраться в будущем. В неё хаотично были свалены несколько ещё неокоченевших трупов.

И немного о находках, сделанных на прошлой неделе...

Находки складываются, обрабатываются, а затем будут переданы в музейную коллекцию.

Крест из могилы священника. Кроме того, в ней был обнаружен истлевший Псалтырь.

Крестик из полудрагоценного камня.

Чаще встречаются нательные кресты более привычного нашим современникам вида.

Крест и истлевший образок.

Ткань в погребениях истлела, но было найдено два плетёных чёрных платка.

Металлическая деталь украшения. Вероятно, от венка.

За территорией раскопа можно видеть новостройки, построенные на территории того же кладбища. Без проведения каких-либо археологических исследований. О судьбе останков самарцев, находящихся под ними, можно только гадать.

Признаться, когда я ехал в Туву, то не так представлял себе скифский курган. По книгам я был знаком только с его «идеальной» конструкцией: несколько заметных внешних каменных или грунтовых колец, окружающих высокую каменную кладку, засыпанную землей. Но оказалось, что в долине Ээрбека все несколько иначе. Это стало понятно, как только я прибыл на раскоп. На поросшем высокими степными травами поле виднелось несколько каменных горок, укрытых дерном. Сильно заросшие, они почти не выделялись из окружающего ландшафта. Это и были курганы. Три уже раскопали. В одном из них находилось парное захоронение, в другом — могила ребенка. У него был раздроблен череп, возможно, его принесли в жертву...

Скифское золото

Самый известный памятник скифского времени в Туве — это курган Аржан-2. Он расположен в Уюкской горностепной котловине на севере республики и датируется VII веком до н. э. В 2001- 2004 годах его исследовала российско-германская экспедиция (немцы полностью финансировали проект). Находки, обнаруженные археологами, стали настоящей сенсацией. Ученым повезло: так случилось, что грабители по не установленной точно причине обошли Аржан-2 стороной, не тронув захоронения скифского вождя с супругой. Вероятно, причиной тому послужила уникальная планировка кургана: основная могила располагалась в нем не по центру, а была значительно смещена к северо-западному краю. Но как бы то ни было, перед исследователями открылись несметные сокровища: костюмы, украшенные нашитыми золотыми бляшками в виде животных, головные уборы с изображениями лошадей, оленей и барсов, нагрудные украшения, а также многочисленные серьги, бусы, оружие и предметы обихода. Всего собранные изделия из золота тянули на 20 килограммов. После реставрации в Эрмитаже сокровища Аржана-2 вернули в Туву, где на них можно посмотреть в Историческом музее столицы республики — городе Кызыле.

*****
Ээрбек — это река, текущая в 40 километрах от столицы Тувы — Кызыла. Здесь работает археологическая экспедиция Института истории материальной культуры (ИИМК РАН). На территории Тувы раскопки ведутся давно, но в этот раз ученые копают на участках, по которым будет проложена железная дорога. По закону все застраиваемые территории должны проходить предварительную экспертизу: не попадают ли в их зону ценные археологические объекты. В советское время этот принцип неуклонно соблюдался, но в 1990-е археология не финансировалась. Современный проект спасательных раскопок, организованный Русским географическим обществом, назван «Кызыл — Курагино» (по конечным остановкам строящейся рельсовой магистрали) и рассчитан на четыре года. 2012-й — это второй сезон полевых изысканий, два лета еще впереди. Со мной вместе из Москвы прилетела без малого сотня студентов — волонтеры из разных регионов России, а также из США, Германии и Эстонии. Это ребята в среднем лет восемнадцати-двадцати, как правило, гуманитарии или географы. Их разместили в лагере под названием «Долина царей». Мы в свое время такого и представить не могли: хорошие армейские палатки на восемь человек с деревянным настилом и удобными лежаками, большая кухня, душ и баня, спортивная площадка, медпункт. Плюс терминал Сбербанка, чтобы можно было оплачивать телефон и интернет. Завтрак в «Долине царей» ранний — подъем в шесть утра. «Если человек будет вставать так рано, он скоро умрет», — слышал я разговор умывающихся студенток. Волонтерам приходилось махать лопатой по шесть часов — с восьми до двух. Хотелось верить, что их страдания будут вознаграждены, хотя шансы на это невелики: слишком многие курганы в районе раскопок были уже найдены раньше и разграблены.

На ближний к лагерю раскоп я попал, когда волонтерам уже обозначили фронт работ. Кто-то пошел на открытые, но еще не раскопанные до конца курганы, кто-то начал разбирать новую каменную кучу над очередной усыпальницей.

Николай Смирнов, археолог, проработавший в Туве с десяток лет, инструктирует новоприбывших ребят. Работы всегда начинают с разметки захоронения. Сначала через всю насыпь проводится полоса шириной сантиметров сорок, которую не трогают до окончания работ. Это бровка, она показывает, какие культурные пласты археологи уже прошли. После разметки следует раздерновка кургана: убираются все напластования земли, покрывшие памятник уже после завершения его строительства. После нее открываются курганные ограда и пристройки. Все это зачищается и фотографируется. Дальше художники готовят чертеж раскопа, где учитывается буквально каждый камень.

Смирнов подводит волонтеров к уже вскрытому захоронению: «После графической фиксации очищаем ограду кургана и стенки. Снова все это зарисовывается и фотографируется, потом приступаем к расчистке захоронений. Здесь работаем только совком и кисточкой, чтобы ни одной косточки не повредить!»

Все эти действия должны быть тщательно зафиксированы, и не только в чертежах, но и в полевых дневниках, чтобы тот, кому потом придется изучать материалы экспедиции, мог разобраться в работе своих коллег. Наконец, когда работы завершены, все могилы исследованы и зарисованы, перекапывают бровку и делают контрольную прокопку на случай, если под погребением есть еще что-нибудь: предметы или более ранние захоронения. После археологических работ раскоп рекультивируется, то есть закапывается обратно, а оставшиеся отвалы разравниваются. Если курган представляет уникальный объект древнего искусства, его реконструируют, то есть восстанавливают полностью, но такое бывает редко. Вообще, в долине Ээрбека выявлено более сотни курганов, которые представляют археологический интерес. За сезон из них можно обработать десятка два. Но у археологов еще два года в запасе.

«Посмотрите, а вот петроглиф», — начальница раскопа Наталья Лазаревская показывает неброский камень на одной из стенок кургана. Признаться, я не увидел ничего. Тогда Лазаревская взяла кусочек бумаги и карандаш. Она приложила лист к камню и начала заштриховывать его грифелем, точно так же, как мы это делали в школе, копируя монетки. И на бумаге появились два козлика. «Козел — священное животное скифов, солнечный символ», — поясняет Лазаревская.

Во что верили скифы

О религии сибирских скифов мы знаем очень мало. Судя по археологическим материалам, они делили мир на три уровня — небесный, земной и подземный, — находящиеся в единстве и перетекающие один в другой через циклы смерти и возрождения. Символически это выражалось в образе Древа жизни, пронизывающего все три мира и задающего ритм жизненным процессам природы через смену времен года. Источником жизни считалось солнце, которое скифы изображали в виде оленя, козла или барана. Трудно сказать, существовал ли у скифов культ огня, ставший потом господствующим у иранских народов. Земной мир степняки делили на три зоны — область людей, область животных и область растений, — изображаемые в виде трех концентрических колец. Идея о мировых ритмах смерти и возрождения в скифском искусстве выражалась в сценах терзания хищниками травоядных животных или в изображениях гипертрофированно больших рогов оленя, которые тот терял раз в год и на месте которых вырастали новые. Его рога — символ жизни.

Да, скифы мы

Александр Блок ошибался, когда писал о скифских раскосых очах. На самом деле скифы в основном были ираноязычными европеоидами. В начале 2-го тысячелетия до н. э. они расселились по всему степному поясу Евразии от Китайской стены до Венгрии, и об их происхождении ученые лет 20 назад спорили до хрипоты, выделяя четыре региона, которые можно было бы считать прародиной, — Переднюю Азию, Северное Причерноморье, Северный Кавказ и Туву. О какой-либо единой скифской цивилизации говорить не приходится: у кочевников не было ни письменности, ни чиновничества, ведущего учет и контроль, ни протогородов, ни единой государственной власти, поскольку полномочия их вождей были весьма ограничены. «Зато есть так называемая скифская триада, — рассказывает Николай Смирнов, — по которой можно сразу отличить скифское погребение от всех прочих. Там упряжь, короткий меч акинак с характерной рукоятью и украшения в зверином стиле. Этот набор встречается по всей скифской ойкумене. Это как «Макдоналдс» — он есть везде, существует в самых разных культурах...» Но если о западных скифах Северного Причерноморья мы судим не только по материальным, но и по письменным свидетельствам (например, по «Истории» Геродота), то вся информация о древних кочевниках Тувы — это только раскопки бесконечных курганов-усыпальниц.

Самокопания археологов

К дальнему раскопу (километров за восемь от «Долины царей») я добрался к полудню. Там новеньким рассказали о небольшом кладе из бронзовых изделий, найденном неделю назад. Нашел все это Бобер — местная достопримечательность, копатель со стажем, остающийся в лагере уже не первую смену. Ему лет двадцать, открытое лицо, бородка и замечательная кельтская косица на голове. На самом деле его зовут Вадимом, однако он просил так к нему не обращаться. Во всем остальном Бобер был совершенно открыт для общения.

Мы посидели невдалеке от раскопа, попили остывшего чайку. «Душа просит романтики, а задница — приключений, — так он формулирует свое кредо. — С 2004-го по 2008-й я ходил на ялах, а вот потом как-то сдружился с лопатой. Интересные места видишь, причем такие места, которые в бюро путешествий не предложат. Это у меня третья экспедиция: еще копал в Северо-Западной Сибири стоянки манси, в Краснодарском крае — дольмены. Найти ценное, конечно, интересно, но это не самоцель. Самоцель — это общение и возможность отдохнуть от себя городского. Я повар, зимой занимаюсь кулинарией, а летом от нее отдыхаю, а зимой отдыхаю от лопаты. Но должно быть одно условие. Просто когда копаешь бесцельно, когда тебе не объясняют, что ты делаешь, когда говорят: копай отсюда и до забора, потому что я начальник, — это одно. А когда у тебя хороший начальник раскопа, который говорит: вот здесь посмотри, здесь может быть вот это, вот здесь захоронение, а вот здесь какой-нибудь интересный знак, — и копать становится интереснее. Чувствуешь себя причастным к процессу».

Другие волонтеры тоже говорили о романтике, желании помочь науке и знакомстве с умными людьми. Кто-то добавлял, что видит в экспедиции возможность научиться общению, кто-то хочет проверить себя. Было понятно, что большинство из тех, кто приехал в долину Ээрбека, руководствовались исключительно личными мотивами (хотя бы любопытством), а это определяющее условие, при котором можно организовывать столь большие группы эффективной и бесплатной рабочей силы. Без этого проекты масштаба «Кызыл — Курагино» невыполнимы. Неважно, что привело сюда волонтеров: эмоции или самокопания, но если в 2011 году на раскопе работали около пятидесяти человек, то в этом — три сотни. Число желающих попасть в Туву было столь высоко, что даже пришлось устраивать конкурс для кандидатов.

Фортуна археолога

Уже после возвращения в Москву, 24 августа, я узнал, что археологам (под самое закрытие волонтерского сезона) удалось найти почти не разграбленное захоронение скифской семьи — двух женщин, мужчины и подростка. Сохранились золотая пектораль, бронзовые зеркала, наконечники стрел, меч акинак, бронзовый чекан, колчан со стрелами, поясные украшения VII века до н. э.

«В экспедициях так и бывает, — прокомментировала новость Наталья Соловьева, научный куратор проекта «Кызыл — Курагино». — Сначала очень долгая тяжелая подготовительная работа: большие земляные объемы, плохая погода, да и психологическое притирание друг к другу, а ожидаемые находки всегда ближе к концу экспедиции. Археологи и ждут их в конце. Ну во-первых, потому что к тому времени курганы до конца раскапываются, а самое интересное всегда на дне, и во-вторых, так обычно складывается судьба у археолога, что всегда самое-самое потом.

И здесь получилось так же. Практически в последний день работы волонтеров (25 августа сворачивались лагеря), может быть, ребят уже не было на раскопе, на могильнике Эки-Оттуг-1 в одном из курганов наконец расчистили могилу, сняли раскатившиеся бревна погребального сруба — и оказалось, что там останки четырех человек. Погребение было не разграбленным. Вернее, там были следы ограбления, но, видимо, у грабителей, что-то не заладилось. Возможно, стала обрушаться земля и они быстро оттуда ушли, не успев с собой ничего захватить. И получилось, что остался почти полный типичный погребальный комплект («джентльменский набор»), характерный для восточных скифов».

Зубы и ткань

На следующий день я поехал знакомиться с начальством за 10 километров от лагеря, туда, где составляются планы, где первично обрабатываются и каталогизируются найденные артефакты, пишутся отчеты и рисуются специальные карты раскопов. Занимаются этим сотрудники ИИМК. Это энтузиасты, которые десятилетия проводят в поле. Большинство сотрудников Тувинской экспедиции сами работают на раскопах лопатами и совочками. Руководит процессом семейная пара — Владимир Семенов и Марина Килуновская. У Владимира это уже сороковой сезон в Туве, но на участке Ээрбека он ведет раскопки впервые. Семенов — профессор, добродушный и смешливый человек с бородой и обветренным лицом, в капитанской фуражке (для полноты картины не хватало только курительной трубки). Нас сразу повели в небольшую, но вместительную военную палатку Владимира — показывать «урожай».

Находок оказалось немного. Не только потому, что многие могилы были раньше разграблены, но и потому, что сами погребенные не принадлежали к скифской аристократии. Удалось найти несколько предметов конной упряжи (удила, кольцапсалии и фиксатор налобного ремня), а также предметы женского туалета. Все датируется VI веком до н. э. «Эти стремечковидные удила — видите, у них концы, как миниатюрные стремена, — поясняет Марина, — на территории Тувы такие встречаются впервые». Еще мне показали бронзовое зеркальце, шпильки для волос (скифские женщины любили высокие прически), иглу, шило и маленький ножичек. Часть из этого списка повезло найти Бобру, причем он обнаружил артефакты не в захоронении, а в курганной насыпи. Так же нашлась в июне и золотая сережка, лежавшая под одним из камней могильника. Была еще одна золотая находка — пектораль, женское нагрудное украшение в виде полумесяца. Украшение сделали из золотой фольги. Пектораль отвезут в Петербург и отреставрируют.

Но намного дороже для археологов оказались найденные в одной из могил кусочки полуистлевшей твердой ткани темного цвета. «Скифских тканей известно крайне мало, — говорит Марина. — В ближайшее время мы отправим их в реставрационную мастерскую, чтобы там попробовали восстановить цвет. Вообще, скифы любили разные оттенки красного: розовый, малиновый, пурпурный... Для археологов самое главное восстановить быт, реконструировать повседневность: как питались, чем болели, какие были погодные условия… Для этого важна каждая мелочь. Буквально каждый зуб. Сейчас ученым доступна зубная экспертиза. Очень продвинутая технология, правда дорогая, которая позволяет определить, откуда человек произошел, куда переехал, откуда вернулся. Для нас это очень важно, поскольку мы ведем раскопки в замкнутой долине, где на протяжении долгого времени кочевало несколько семей, оставивших после себя многокурганные могильники. Так что в итоге мы сможем проследить историю сразу нескольких поколений из одного рода».

Ночевать я остался здесь, а в лагерь обратно не поехал. Уже заметно стемнело, когда я пошел к выделенной мне палатке. Было сыро, и я завернул к костру, у которого сидели несколько человек. Это были вольнонаемные ветераны-копатели. Они годами, с весны до конца осени, скитаются по разным экспедициям, а зиму пережидают на заработанные средства. Они знают начальников экспедиций и зачастую поддерживают с ними дружеские отношения.

Копателей тут человек тридцать. Они отлично умеют работать и с кисточкой, и с геодезическими приборами. Теперь они еще обучают волонтеров археологическим премудростям и следят, чтобы раскоп не превратился в яму, чтобы студенты в одном шурфе лопатами работали равномерно, находясь на одной глубине с остальными, чтобы отвал тщательно проверяли на возможные мелкие находки, чтобы с размаху не повредили штыком лопаты обнаруженные останки.

По кругу шла бутылка вина. Я подсел. Разговор не шел, все были увлечены своими мыслями, кто-то играл в нарды, кто-то в шахматы, причем без пешек. «Так быстрее», — объяснили мне. Рядом оказался парень с шикарными дредами. Звали его Сергеем, раньше работал строителем. Я спрашиваю, как он здесь оказался, и он отвечает мне моментально: «Передвижение, постоянное передвижение! Вот что мне нравится — постояли тут четыре месяца, потом поехали в другую экспедицию, постояли там два месяца. Это раз. Во-вторых, физическая работа. Ну и разные интересные люди — вот что самое главное в археологии. Я с детства это люблю: покопать, поискать. «Индиана Джонс» опять же. И вот эта романтика, Высоцкий, Окуджава... Я думал, что, может, это остаток советского прошлого — нет, это все так оно и есть».

Рядом дремлет Макс. С виду хиппи, но на самом деле не хиппи — это он мне объясняет, проснувшись. Отпивает из бутылки, ежится и заводит тот же разговор: «Меня мотает и мотает по стране. Копаю и копаю: с марта по ноябрь в поле, куда позовут. Народ все больше хороший попадается. Даже иногда по первому разу посмотришь — вроде какие-то не такие, а потом присмотришься — ан нет, все равно одного поля ягоды. Посторонние либо не появляются, либо быстро уходят. Обычно ездят лет шесть-семь, потом работу нормальную находят, поближе к дому. У меня еще запас есть, экспедиции оставлять не буду».

*****
На следующий день я еду на раскоп, где было полностью вскрыто срубное захоронение. Сразу впечатляет глубина — метра четыре-пять, не меньше. Внизу, в не полностью истлевшем срубе, несколько черепов и разбросанные кости, между которыми резвятся мохнатые землеройки. «Могилу не просто разграбили, но и осквернили, — комментирует Владимир Семенов. Над этими костями был обнаружен еще один скелет. Человеку, видимо, отрубили руки и вынули ребра, а потом бросили сюда. Такое время от времени встречается — то человека кинут, то собаку. Так мстят или «нейтрализуют» чужих духов предков, когда приходят новые поселенцы». На одной из берцовых костей скелета был ясно виден кусок мумифицированной кожи. Владимир поясняет, что это, скорее всего, часть штанины — большая радость для археологов. Но надо еще провести экспертизу. Люди с лопатами, столпившиеся вокруг, смотрят на эту кость с неподдельным восторгом.

И тут я сам для себя окончательно формулирую то, что мне показалось самым важным в этой экспедиции. Мы имеем дело с субкультурой на момент ее становления. Она состоит из трех разных страт. Ритм жизни здесь задают профессионалы-подвижники. Для них нет неважных артефактов, за каждой находкой они видят историю целого народа. Теперь они получили в свое распоряжение огромный потенциал — молодых романтиков-волонтеров, готовых трудиться на одном энтузиазме. Однако сила эта недостаточно квалифицирована, и поэтому новичкам помогают ветераны-копатели. Я не слышал ни об одном конфликте, который возник бы в процессе этого взаимодействия. Напротив, все быстро знакомятся, и общение становится неформальным. Просвещают волонтеров и сами археологи-профессионалы: они устраивают лекции-беседы для молодежи и стараются помочь им во время работы на раскопе. Так над студентами устанавливается двойная опека.

Главная проблема этого удачного, в общем, опыта в том, что его надо развивать. А осуществить подобную экспедицию без помощи государства было бы делом крайне сложным: все средства на археологические работы были получены либо из РГО, либо из фондов компании-застройщика, которой дали соответствующее задание сверху. И несмотря на то, что сам механизм проведения комплексных раскопок показал себя вполне жизнеспособным, столь масштабные экспедиции едва ли смогут снова стать чем-то большим, чем разовый проект.

Фото: ГЕОРГИЙ РОЗОВ Специально для «Вокруг света»

Создатели данного сайта призывают не путать кладоискателей и гробокопателей - раскопки любых захоронений не принесли никому и не принесут богатства и тем более счастья. Все там будем - там и зачтется... Археология такого рода не вызывает уважения в любом случае, если она не проводится в научных целях официально, т.е. бескорыстно. А вот и законная сторона этих поисков...

Статья 244. Надругательство над телами умерших и местами их захоронения

1. Объектом преступления является общественная нравственность.
2. Предмет преступления - тела умерших, места захоронения, надмогильные сооружения и кладбищенские здания, где совершаются церемонии в связи с погребением умерших или их поминовением (см. Федеральный закон от 12.01.96 N 8-ФЗ ((в ред. Федеральных законов от 28.06.97 N 91-ФЗ; от 21.07.98 N 117-ФЗ; от 07.08.2000 N 122-ФЗ)//СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 146; 1997. N 26. Ст. 2952; N 30. Ст. 3613; 2000. N 33. Ст. 3348).3. Объективная сторона преступления включает следующие действия:
а) надругательство над телом умершего, т.е. совершение безнравственных, оскверняющих или циничных действий в отношении захороненных или временно не захороненных человеческих останков (извлечение из могилы, нанесение повреждений, расчленение трупа, обнажение, похищение одежды, находящейся на теле умершего, ценных украшений, зубных коронок, несанкционированное перезахоронение останков и т.д.);
б) уничтожение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением, полное разрушение этих объектов, приведение их в полную негодность, чтобы невозможно было использовать по назначению;
в) повреждение указанных объектов означает существенное разрушение предмета, причинение ему такого вреда, после которого для использования его по назначению необходимо восстановление (нанесение порчи отдельным элементам сооружения, изъятие отдельных украшений и другие действия).
г) осквернение таких объектов, выражающееся в совершении безнравственных, циничных действий, несовместимых с предназначением сооружений (например, нанесение оскорбительных надписей, рисунков, символов, нечистот, мусора и т.п.).
4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что совершает противоправные действия, и желает этого.
5. Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста.
6. О понятии группы лиц, группы лиц по предварительному сговору или организованной группы см. комментарий к ст. 35 УК.
7. О понятии мотива национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды см. комментарий к ст. 105 УК.
8. Скульптурным, архитектурным сооружением, посвященным борьбе с фашизмом или жертвам фашизма, признается и любое другое сооружение, посвященное указанным обстоятельствам, в том числе возведенное на местах захоронения погибших, независимо от их национальности и гражданства. Места захоронения участников борьбы с фашизмом - индивидуальные и братские могилы, имеющие соответствующие надписи или мемориальные доски.
9. Применение насилия или угроза его применения включают причинение легкого вреда здоровью, побои и угрозу причинения телесных повреждений любой тяжести. В случае причинения потерпевшему умышленно тяжкого или средней тяжести вреда действия виновного следует дополнительно квалифицировать по ст. 121, 112 УК. Потерпевшими могут при этом выступать любые лица, препятствующие совершению действий, указанных в диспозиции данной статьи.
10. Преступление считается оконченным в момент совершения любого действия, образующего объективную сторону состава преступления. Смотрим статью 22
"О погребении и похоронном деле"
(с изменениями от 28 июня 1997 г., 21 июля 1998 г., 7 августа 2000 г., 30 мая 2001 г., 25 июля, 11 декабря 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г.)

Статья 22. Старые военные и ранее неизвестные захоронения
Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ
"О погребении и похоронном деле"
(с изменениями от 28 июня 1997 г., 21 июля 1998 г., 7 августа 2000 г., 30 мая 2001 г., 25 июля, 11 декабря 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г.) Статья 22. Старые военные и ранее неизвестные захоронения

4. Запрещаются поиск и вскрытие старых военных и ранее неизвестных захоронений гражданами или юридическими лицами, не имеющими официального разрешения на такую деятельность.
1. Старыми военными и ранее неизвестными захоронениями считаются захоронения погибших в боевых действиях, проходивших на территории Российской Федерации, а также захоронения жертв массовых репрессий.
2. Перед проведением любых работ на территориях боевых действий, концентрационных лагерей и возможных захоронений жертв массовых репрессий органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления обязаны провести обследование местности в целях выявления возможных неизвестных захоронений.
3. При обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших.
1. Старыми военными и ранее неизвестными захоронениями считаются захоронения погибших в боевых действиях, проходивших на территории Российской Федерации, а также захоронения жертв массовых репрессий.
2. Перед проведением любых работ на территориях боевых действий, концентрационных лагерей и возможных захоронений жертв массовых репрессий органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления обязаны провести обследование местности в целях выявления возможных неизвестных захоронений.
3. При обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших.
4. Запрещаются поиск и вскрытие старых военных и ранее неизвестных захоронений гражданами или юридическими лицами, не имеющими официального разрешения на такую деятельность. не поддающееся разборке. Сгнивают все деревянные части, превращая винтовку или карабин в ржавую железку, неподдающуюся опознанию. Обратная ситуация в болотах: дерево, находясь в воде не сгнивает, а металл превращается в тонкую фольгу. У выкопанных из земли боеприпасов из-за проникания влаги, в большинстве случаев, возможны осечки. Но не стоит создавать себе проблемы и набивая карманы копаными патронами. Поиск и коллекционирование военного антиквариата - это прежде всего сохранение и изучение истории Второй Мировой Войны. А поиск останков советских бойцов, которые так и остались лежать на своих позициях, где их достала вражеская пуля, является занятием благородным и вполне совместимым с коллекционированием военных раритетов. Я вполне согласен с тем, что "война не прекратилась, пока не похоронен последний погибший в бою солдат..." Удачных экспедиций Вам!

Мы призываем к соблюдению законов государственных и моральных при поиске, бескорыстное отношение к раскопкам принесет вам удачу.

Солдатские захоронения.

Отношение к раскопкам захоронений (в частности - немецких оккупантов) разные. И вот, кстати, слово закона по этому поводу и информация к размышлению.

Конечно, германских солдат в гости никто не звал, но надо помнить, что хоронили их чаще всего, соблюдая церковный ритуал: в присутствии военного священника, с молитвой, на могиле устанавливался крест. Можно иметь разные религиозные взгляды или не иметь таковых вообще, но раскопки могил во все времена счастья никому не приносили. Не на каждом мертвом бойце находят ценности: перстень в дешевом исполнении, солдатскую награду или сметный жетон. Металлические детали амуниции на трупе портятся гораздо быстрее, чем просто в почве. Например, каска с боевого захоронения может оставаться в зеленой краске, но быть вся в дырках, да и попахивать специфически. Золотые зубы, не в похвалу нашему народу сказано, начали копать, чуть ли не как последний немецкий танк за околицей скрылся. Даже термин родился "по головам прошлись". Хотя, не нужно было в Россию приезжать на этих самых танках - "блицкриг" не удался. Забыли исторический опыт других европейцев: французов и шведов. Народ русский по своей бедноте и хозяйственности использовал все, что оставалось на полях сражений: зимой отрубали ноги у трупов, чтоб разморозить и обзавестись неплохой обувью, подкованной и с металлическими шипами. Использовали в хозяйстве любые армейские ящики, мешки, противогазные бачки и прочее. Гранатами и толом глушили рыбу, с трофейными винтовками охотились, кителя и шинели перешивали и носили. Так что, почти в любой избе, оставшейся с времен оккупации можно обнаружить предметы с войны "доработанные" и видоизмененные для хозяйственных нужд. Что же касается копаных вещей советского производства, то их встречается меньше, чем вещей противника. Оснащение и материалы, из которых изготавливалась экипировка красноармейцев, явно уступали качеству немецких изделий. Иногда поражаешься и количеству военного фуража у противника. Взять, к примеру, боеприпасы. Гильз, пулеметных лент, мин и прочего попадается столько, что, кажется, Германия находилась где-то в соседней области. По поводу приобретения и коллекционирования уже откопанных предметов с убитых солдат. Ничего зазорного в этом не вижу, так сохраняется память о бойцах, использовавших эти предметы, и событиях тех кровавых дней в целом. Хуже будет, если все истлеет в земле и забудется. При этом важно не забывать про статьи уголовного кодекса - ржавые стволы могут повлечь известную ответственность. Модели ППШ и прочего оружия, продающиеся нынче в магазинах совершенно свободно, я думаю, могут позволить себе многие. Кто хочет пострелять, то не так сложно получить охотничий билет и приобрести ствол официально. Это гораздо безопаснее, как со стороны законности, так и непосредственно самого использования оружия. Выкопанные стволы обычно пребывают в состоянии естественной утилизации, созданной самой природой. Они настолько проржавевшие, закисшие, что иногда только напоминают силуэт боевого оружия. Затворы и все механизмы превращены окислами в единое целое,