Слова сказочника перед сказкой. Занятие для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: "В гостях у сказочницы"

Слова сказочника перед сказкой. Занятие для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи:
Слова сказочника перед сказкой. Занятие для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: "В гостях у сказочницы"

Развлечение «Сказка за сказкой» для детей 7-8 лет

Автор: Ботвенко Светлана Геннадьевна, музыкальный руководитель МБДОУ "Детский сад №27" г.Камень - на - Оби, Алтайский край
Цель:
Организовать досуг детей, воспитывать интерес к сказкам.
Задачи:
Развивать память, наблюдательность, речь, сообразительность.
Научить детей действовать сплоченно и организованно.
Воспитывать коммуникативные навыки.
Оборудование:
Иллюстрации к сказкам, рисунки детей, кроссворды, сказочные предметы.
Предварительная работа:
Чтение с детьми сказок, беседы, рассматривание иллюстраций, инсценирование отдельных эпизодов, показ кукольного театра малышам.
Ход:
(Звучит музыка входит Сказочница.)
Сказочница:
Здравствуйте, детишки! Далеко – далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок! Много там чудес, волшебства. И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Потому что - деревья там самые причудливые, горы – самые высокие, терема – самые расписные, птицы – самые звонкие, а чудища – самые страшные. Пришла я к вам, чтобы с собой позвать в путь далекий и интересный. Дорожка предстоит дальняя, нужно собрать с собой вещи самые необходимые. Вот перед вами предметы «сказочные», которые помогут в пути: гребень, полотенце, сосуд с живой водой, колечко, скатерть – самобранка, сапоги скороходы, клубочек, зеркальце. Нужно выбрать три предмета, но с таким условием: вы должны назвать волшебные свойства каждого и сказку, где этот предмет встречается.
(Дети берут предметы, называя их и из какой сказки.)
Сказочница:
Вещи собрали – в путь!
(Звучит сказочная музыка, дети идут змейкой по залу. Появляется стражник.)
Стражник:
А вы кто? Что здесь делаете? В нашу страну может войти тот, кто любит и знает сказку. Я устрою вам испытание, разгадаете сказочный кроссворд?
Из букв, что в выделенных квадратиках, надо сложить волшебные слова. Только тогда я вас пропущу.
Сказочница:
Ну, что будем отгадывать кроссворд?
1.Одно из имен Василисы (Премудрая)
2.Имя царя, пославшего Ивана – царевича за Жар –птицей (Берендей)
3.Яблоки, дарящие молодость (Молодильные)
4.Дерево, чаще всего встречающееся в сказках (Дуб)
5.Оружие, которым пользовались сказочные богатыри (Палица)

1.Река, у которой сражался Иван – крестьянский сын (Смородина)
2.Прозвище Никиты, что спас Киев от змея (Кожемякин)
3. «Скачет…по ельничку, скачет… по березничку. С дерева на дерево поскакивает да пощелкивает» (Морозко)
4.Кот в русских сказках (Баюн)
5.В кого была заколдована Кащеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка)


Сказочница:
Волшебное слово – ПРИДИ СКАЗКА.
Стражник:
Испытание вы прошли.
Путь в сказку вам открыт. В добрый путь!

(Звучит музыка, появляется Избушка на курьих ножках.)


Сказочница:
Как в избушку нам попасть? Какие слова сказать нужно?
Дети:
Избушка, избушка,
Встань к лесу задом,
Ко мне передом.
(Избушка поворачивается, входит, потягиваясь, Баба Яга.)
Баба Яга:
Явились, не запылились. Повернули избушку, разбудили старушку. Я давно вас жду, поджидаю. Приготовила вам загадки не простые, а про нечисть сказочную.
Повеселите бабушку, потом и загадки загадаю.
Танец «Баба – Яга»
Баба Яга:
Ну, молодцы! Угодили, так угодили. А теперь загадки. Кто быстрее отгадает?
1.Сказочная героиня, владелица первого летательного аппарата. (Баба Яга)
2.Сказочное существо, житель леса, так называемый Дух леса. (Леший)
3. Самый одинокий представитель нечистой силы. (Водяной)
4.Нечистая сила неизвестного пола: «не то мужик, не то баба». (Лихо Одноглазое)
5.Как зовут мою сестрицу, хозяйку болота? (Кикимора)
6.Где хранилась смерть Кощея Бессмертного? (В игле)
Баба Яга:
Все загадки отгадали. Идите дальше, Жаль такого вкусного обеда лишаться, да что поделаешь…
(Звучит музыка, слышатся голоса.)
Сказочница:
Слышите кто – говорит? Это герои сказок.
1.«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?» (Морозко)


2. «Как выскочу, как выпрыгну,
Полетят клочки по заулочкам» (Заюшкина избушка)


3. «Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок,
Костры кипят чугунные,
Ножи точат булатные Сестрица Аленушка и братец Иванушка)


Сказочница:
Вот и вышли мы из леса. А тут еще одно препятствие «Сказочная юморина»
1. В какой сказке говорится про уникальное в своем роде спортивное состязание по прыжкам в высоту среди лиц мужского пола, победителя которого ожидал ценный приз – поцелуй царевны и женитьба не ней. (Сивка –Бурка)
2. В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного, неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента? (Каша из топора)
3. В какой сказке говорится про то, как заяц стал бомжем, а рыжая плутовка завладела всей заячьей недвижимостью и лишь вмешательство третьего лица помогло восстановить справедливость? (Заячья избушка)
4. Назовите сказочный персонаж, лезущий из кожи вон. (Лягушка)
5. Как называется русская народная сказка, в которой рас сказана история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю? (Колобок)
6. Какое самое надежное средство ориентации в сказочных ситуациях? (Клубок)
7. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются реки, озера, лебеди и другие элементы окружающей среды? (Рукава)
8. Назовите имя сказочного персонажа, лопнувшего со смеху при виде некачественного построенного моста. (Пузырь)
9. Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей? (Игла)
10. Что является высочайшим достижением волшебного общепита? (Скатерть – самобранка)
11. Назовите имя высокопоставленной особы, чья улыбка стоила сказочно дорого. (Несмеяна)
(Звучит музыка, появляется макет дворца и Царь.)


Сказочница:
Вот мы и подошли к царскому дворцу.
Царь:
Ой вы, гости – господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?
Сказочница:
Ответьте, царю, какие сказочные чудеса вы знаете?
Дети:
Летучий корабль, Двое из ларца, Деревянный орел, Джин…
Царь:
В сказках цари дают 3 задания. Я тоже решил вас испытать. Царь я или не царь?!
Вот вам первая загадка : По каким надобностям отправляли цари в путь своих сыновей? (За невестой, За Жар – птицей, За молодильными яблоками).
Вторая загадка : Какую награду обещали цари? (Пол царства, женитьба на дочери)
Третья загадка : Назовите имя царя жившего так давно, что в это уже никто не верит. (Горох).
Жаль мне с вами расставаться, да делать нечего. А на прощанье, не сплясать ли нам веселую пляску, уважьте царя – батюшку.
Русская пляска «Светит месяц»
Царь:
Да! Давно я так не веселился. Ну, да ладно! Дела у меня важные, а вы ступайте! За моим царством река огненная, укротите ее волшебными словами – уйдете из моего царства, а нет – голова с плеч. (Уходит)
Сказочница:
Давайте вспоминать заклинания волшебные.
Дети:
По щучьему – велению…
Земля прощай – в добрый путь!
Сивка – Бурка вещая каурка,
Стань передо мной,
Как лист перед травой!
Сказочница:
Вот и реку одолели. Заканчивается наше путешествие по Стране Сказок. Но зато теперь вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна! Стоит вам открыть новый сборник сказок, и в путь!
Песня «Сказки гуляют по свету»
Сказочница:
А я с вами прощаюсь словами из сказок: И я там был, мед, пиво пил! И стали они жить - поживать, да добра наживать! До новых встреч!

Ход праздника.

Под елками замерли Гриб и Шут. Выходит Сказочница.
Сказочница: Не далек мой путь, не близкий,
Шла я, шла, поклон вам низкий.
Сказки просятся сюда.
Пригласить их, дети?
Дети: Да!
Сказочница касается волшебной палочкой Шута и Гриба. Герои оживают. Гриб: Очень просим: заходите
В наш просторный книжный дом!
Очень просим: поглядите,
Как мы весело живем.
Шут: Хороша сегодня школа,
Зал горит огнем.
Мы на праздник наш веселый
Всех друзей зовем!
Учитель: У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ ее творец,
Народ-хитрец, народ-мудрец,
В нее мечту свою вложил,
Как золото в ларец.
Сказка родилась давно, прежде чем люди научились читать и писать. Сказки сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям. Так шагала сказка из уст в уста.
Сказочница: Раскроем занавес-вуаль
И перед нами на мгновенье
Раздвинул ветки чудный лес
И, задержав слегка волненье,
Войдем в мир сказок и чудес.
Сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в страну сказок.
Счастливого вам пути!
Гриб: В этом зале ожидают нас сегодня чудеса.
Слышите? Здесь оживают добрых сказок голоса.

Сказочница: Чтобы сказку пригласить,
Надо громко повторить:
Сказка, сказка, расскажись!
Дети: Сказка, сказка, расскажись!
Влетает на метле Баба-Яга и громко кричит. Баба-Яга: Берегись! Разойдись!
Везделет, остановись!
Что за сборище у вас
В неурочный час?
Где же видано, чтоб я
Здесь веселье завела?
Хватит, крышка вам, друзья.
Сказочница: Баба-Яга, зачем ты хочешь праздник прекратить? Наши дети хотят веселиться!
Баба-Яга: А мне-то что? Что хочу, то и ворочу!
Сказочница: Мы с ребятами сказку звали. Куда ты ее дела?
Баба-Яга: Вашу сказку я видала,
У Кощея во дворце.
Заменить ее могу вам,
Преображусь сейчас в лице.
Достает пудру и пудрится.
Сказочный я элемент,
У меня есть документ,
На метле своей летаю
И детишек я пугаю.
Сказочница: Что ты, Бабушка-Яга,
Детям страшное нельзя,
Надо сказку выручать.
Может нам тебя послать?
Баба-Яга: Даже не подумаю.
Дайте мне метлу мою.
Видя жалобные глаза ребят, Баба-Яга соглашается.
Ну, что ж! Пусть герои сказок дарят нам тепло. Пусть добро навеки побеждает зло.
Звучит видеоролик «Песня о сказке»

Баба-Яга: Вам в беде помочь я рада,
Но я жду от вас награды.
Гриб: Бабка, время не тяни
И за сказкой ты лети.

Баба-Яга: Вот бесстыжий, вот нахал!
Где ты бабку увидал?
Я моложе всех вас вместе.
Мне к обеду будет двести.
Забодай тебя лишай,
Отойди и не мешай.
Садится на метлу и улетает.
Сказочница: Зло не убьешь, но с ним надо бороться,
Зло- это леность души.
Пусть утром каждый,
Как только проснется
Сделать добро поспешит.

Учитель: Пока Баба-Яга совершает доброе дело и ищет сказку, я вам предлагаю вспомнить прочитанные сказки.
Учитель: С грядки старуха цветок сорвала,
Девочке Жене его отдала.
А в лепестках тех волшебная сила.
Их девочка Женя о чем-то просила.
Что надо сказать лепестки обрывая,
Как называется сказка такая?
Дети: Цветик-семицветик.
Звучит легкая, спокойная музыка. Выходит из-за ширмы девочка Женя с семицветиком в руках, обрывает лепестки. Женя: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращаясь, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели!
Учитель: Перед волком не дрожал,
От медведя убежал.
А лисице на зубок
Все ж попался …
Дети: Колобок!
Появляется Колобок, поет песню. Колобок: Я Колобок, Колобок,
Колобок - румяный бок!
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел…
Учитель: Кто-то по лесу идет,
Короб на спине несет.
Вкусно пахнет пирогами
Что за сказка перед вами?
Дети: Маша и медведь.
Появляется медведь с коробом. Звучит спокойная музыка. Медведь: Сяду, сяду на пенек,
Съем, съем пирожок.
Медведь уходит. Учитель: Девочка хорошая по лесу идет,
Но не знает девочка, что опасность ждет.
За кустами светится пара злющих глаз,
Кто-то странный встретится
Девочке сейчас.
Кто расспросит девочку, о ее пути?
Кто обманет бабушку,
Чтобы в дом войти?
Дети: Красная Шапочка.
Красная Шапочка поет песню под караоке. Учитель: К сожалению не все сказочные герои смогли прийти к
нам на праздник. Но они прислали телеграммы, правда, забыли поставить под ними подписи. Давайте вместе отгадаем, кто же прислал нам телеграммы.
Учитель читает телеграммы. Учитель: «Бежала на ваш праздник и разбила яичко…»
Учитель: Кто же так торопился к нам?
Дети: Мышка. Сказка «Курочка Ряба»
Учитель: «Прибыть на ваш праздник не могу, от меня сбежали брюки…»
Дети: Грязнуля из «Мойдодыра»
Учитель: «Спасите! Нас съел серый волк
Дети: Волк и семеро козлят.
Учитель: «Как услышите гром да стук, не пугайтесь. Это я в своей коробчонке к вам спешу!»
Дети: «Царевна-лягушка»
Учитель: В стране сказок произошла беда. Из сказок потерялись некоторые предметы. Давайте поможем найти эти предметы и вернуть их в сказки. Ваша задача – назвать сказку, из которой этот предмет.

1. В какой сказке была потеряна туфелька? (Золушка)

2. В какой сказке царевна откусила яблоко и умерла? (Сказка о мертвой царевне)

3. В какой сказке принцессу проверяли горошиной? (Принцесса на горошине)

4. В какой сказке был потерян золотой ключик? (Приключения Буратино)

5. В какой сказке на пути детей встречается печка и спасает их? (Гуси – лебеди)

6. Как называется сказка в которой девочка жила в цветке?(Дюймовочка) Прилетает Баба-Яга. Баба-Яга: За жару ли, за пургу,
Все бранят меня, каргу,
А во мне вреда не больше,
Чем ромашек на лугу.
Что, заждались, детвора?
Забирайте. Вот она.
Баба-Яга раскрывает узелок, в котором находятся блестки и конфетти. Подкидывает их вверх. Выходит Сказочница. Сказочница: Все минуточку внимания,
Сказку я хочу начать.
Этой сказочки название,
Поспешите угадать!
Все готовы слушать ушки?
Будет сказка, дайте срок,
Говорит старик старушке:
Испеки мне…
Дети: Колобок!
Звучит мелодия, из дома выходят дед и баба.
Инсценировка сказки «Колобок» Дед: Ох, захотелось колобка,
У нас есть масло и мука,
Вот ты бы тесто замесила
И колобком всех угостила!
Бабка: С охотой я возьмусь за дело,
Хоть задача нелегка
Чтоб сделать тесто пышно-белым,
Нужна не только нам мука!
Внимание нужно да уменье,
Про соль и сахар не забыть,
Чтоб лучше сделать угощенье
Начну- ка тесто я месить!
Под музыку бабка месит тесто, с окончанием музыки накрывает кадушку полотенцем .
Бабка: Тесто я месила, масло добавляла,
Выбилась из силы, ох, как я устала!
Бабка садится на пенек, начинает дремать. Тесто-ребенок, поднимает полотенце и откидывает его. Тесто: Убегу я из кадушки,
Не хочу быть колобком.
Мне здесь плохо,
Мне здесь душно.
Через край бы
Да бегом!
Очень сдобное я тесто,
Усидеть здесь не могу.
Мне в кадушке мало места…
Тесно, тесно, убегу!
Дед: Баба, тесто убежало!
Баба: Ай, ай, ай, куда, куда?
Как же это я проспала?
Вот несчастье, вот беда!
Баба вместе с дедом ловят тесто, несут его в дом.
Выходят дед и баба, выносят круглый хлеб.
Дед: Убран хлеб и тише стало,
Жарко дышат закрома
Поле спит, оно устало,
Приближается зима.
Над селом дымки плывут,
Пироги в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Добрым хлебом угощайтесь!
Угощают хлебом зрителей и уходят.
Учитель: Давайте с вами поиграем в игру «Доскажи имя» . Ребята! Почти во всех сказках героев называют двойным именем, я буду говорить первое имя, а вы второе. Кощей – Бессмертный
Василиса – Прекрасная
Сестрица – Алёнушка
Мальчик – с пальчик
Иван – Царевич
Братец – Иванушка
Змей – Горыныч
Крошечка – Хаврошечка. Учитель: Спасибо, ребята, вы хорошо знаете имена героев сказок.
А теперь давайте, проверим кто лучше знает сказки. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать.
Учитель : Какую песенку пел колобок? Дети: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел …» Учитель: Что пела коза своим козлятам? Дети: «Вы ребятушки, вы козлятушки, отварите дверь, ваша мама пришла, молока принесла». Учитель: Какими словами можно вызвать Сивку – Бурку? Дети: Сивка – Бурка! Вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!

Учитель: Какие слова произносил Емеля, когда обращался к щуке?

Дети: По щучьему веленью, по моему хотенью.

Учитель: Какие слова говорила девочка Женя, когда отрывала лепесток?
Дети: Лети, лети лепесток. Через запад на восток, через север, через юг. Возвращаясь, сделав круг. Лишь коснешься ты земли. Быть, по-моему, вели! Девочка Женя: Мы подрастем, другими станем,
И, может быть, среди забот
Мы сказке верить перестанем,
Но сказка снова к нам придет!
И мы ее улыбкой встретим:
Пускай опять живет у нас!
И эту сказку нашим детям,
Мы вновь расскажем в добрый час.
Сказочница: Мой юный друг!
Бери с собой в дорогу
Своих любимых сказочных друзей.
В заветный час они тебе помогут.
Найти мечту и сделать жизнь светлей.
Вот момент настал прощанья,
Говорим вам: «До свиданья»
Учитель: Наш праздник подходит к концу. Давайте все вместе споем песню Маленькая страна.
Дети поют песню, а сказочные герои танцуют под этот видеоролик. Учитель: Наш праздник подошел к концу. До новой встречи!

Сказки - это то, что помогает не только развить фантазию у ребенка, но и расширить его внутренний мир, сделать его ярким, увлекательным и полным приключений. Благодаря им малыши познают понятия добра и зла, обретают стремление стать похожими на любимого героя.

Каждую сказку обычно предваряют присказки. В произведениях Пушкина они также присутствуют.

Понятие присказки

Так как сказки относятся к то и подход к их рассказу должен быть соответствующим. Чтобы ребенок обратил внимание на повествующего, его необходимо заинтриговать и заинтересовать. Именно поэтому русские сказочники применяли так называемые присказки, предваряющие начало истории.

Вступление к сказке не связано с ее содержанием, но при этом объясняет, где или с кем происходят события. Например, «жил был царь», «в некотором царстве, в тридесятом государстве» и другие. Также присказка могла стать окончанием повествования, как бы подводя итог события или рассказывая о самом сказочнике.

Присказки в сказках Пушкина не случайны, так как он любил этот вид народного фольклора и знал с детства благодаря своей няне - Арине Родионовне.

Пушкин и сказки

В основе сказок поэта лежат русские народные сказания, которые он с удовольствием слушал и записывал. Например, в сюжете сказки о Балде, написанной в имении Болдино, лежит рассказ, услышанный и записанный в селе Михайловском.

Не только русские сказки повлияли на творчество поэта. Содержание «Сказки о рыбаке и рыбке» «списано» с предания из немецкого фольклора, а сюжет «О мертвой царевне» похож на произведение братьев Гримм о Белоснежке.

«Легенда об арабском звездочете» стала толчком для создания «Сказки о золотом петушке». Зная, как устроен фольклор, можно сделать вывод, что присказки в сказках Пушкина не случайны.

«Сказка о золотом петушке»

Это поучительное стихотворное изложение старинной легенды учит детей, что нужно держать данное обещание. Присказки в сказках Пушкина, примеры которых присутствуют как в начале, так и конце его произведений, привносят в них приемы стародавних сказителей.

В начале они привлекают к сюжету. В «Сказке о золотом петушке» вступление звучит так: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был славный царь Дадон». Этот прием принят у большинства сказочников, что говорит о его значимости и эффективности.

Присказки в сказках Пушкина, примеры которых можно найти и в конце произведения, также ярко выражены в данном сюжете: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

В некотором значении «послесловие» в данном примере больше похоже на вывод после поучительной басни. В каком-то смысле эта работа Пушкина действительно больше похожа на ценный урок.

«Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила»

В понятие «присказки» в сказках Пушкина о царе Салтане попадают две вступительные строчки о вечерней работе трех сестер возле окна. После этого сюжет может пойти по любой линии, но интрига уже есть, теперь ее нужно только развить. После такого на первый взгляд заурядного начала поэт создает по-настоящему захватывающий рассказ, во время которого дети переживают приключение и следуют за своими героями, которым грозят и опасность, и разочарование, и страх потери близкого человека. Но все же их ждет счастливый финал.

Как и в большинстве фольклорных произведений, присказки в сказках Пушкина в конце повествования кратки и лаконичны: «Я там был, мед, пиво пил», а окончание фразы зависит от того, есть у рассказчика усы или нет.

Поэма «Руслан и Людмила» значительно отличается от сказок автора, так его вступление в данном случае достаточно длинное и подробное, хотя не имеющее к содержанию никакого отношения.

Обычно присказки в сказках Пушкина умещаются в 2-4 строчки, когда здесь это отдельное стихотворение, больше известное как «У Лукоморья дуб зеленый». Повествуя в нем о месте событий, поэт создает увлекательный мир, в который захочет попасть каждый ребенок.

Присказкой первой и последней глав этой поэмы являются одинаковые слова: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Таким образом, Пушкин как бы является не автором, а всего лишь пересказчиком событий, произошедших в глубокой древности и дошедших до нашего времени в виде легенды.

Разберитесь в содержании, в дикционных, орфоэпических и логических особенностях присказок и сказок. Определите свое отношение к рассказываемому.

Присказки

Не белы лебеди по небу летят, русские люди сказки говорят. Сказка быль - не быль, да и не вранье.

Верьте ей, не верьте, а слушать слушайте до конца. Конец - всему делу венец.

Сказок у нас, что птиц стая, да ни одна из них не пустая. Кто намек поймет, тот с добычей уйдет, сказку нашу услыша. Добру-то все жить да расти, а зло чтоб с земли смести.

Начинается наша сказка от правды, растет на вымысле, жнут ее шутками, провевают прибаутками, продают за ласковое слово сказочнику.

Да то еще не сказка, а присказка, а сказка-то впереди будет.

На море, на океане, на острове Буяне, стоит дерево - золо­тые маковки. По этому дереву ходит кот-баюн: вверх идет - песню заводит, вниз идет - сказки сказывает. Сказки сказы­ваются с утра после обеда, поевши мягкого хлеба. Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди будет.

Просим теперь, честные господа, нашей сказки послушать. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Зачинается, починается хорошая сказка. Добрая повесть не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику.

Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди.

Жили-были журавль с журавлихой, поставили они стожок сенца - не сказать ли опять с конца?

Вот вам сказка, а мне - бубликов вязка.

Зачинается рассказ

От Ивановых проказ,

И от сивка, и от бурка,

И от вещего каурка.

Козы па море ушли;

Горы лесом поросли;

Конь с златой узды срывался,

Прямо к солнцу поднимался;

Лес стоячий под ногой,

Сбоку облак громовой;

Ходит облак и сверкает,

Гром по небу рассыпает.

Это присказка: пожди,

Сказка будет впереди.

П. Ершов.

Сказки5 Три зятя.

Жили старик со старухой. И было у них три дочери. Три до­чери, три умницы-разумницы, три красавицы - ни в сказке ска­зать, ни пером описать.

Вот раз ехал старик с дровами из лесу. А ночь была темная. Лошадь идет, спотыкается, о пни-колоды ушибается. Брела, брела, да и стала совсем. Старик и так и сяк, да выходит ни­как- надо в лесу ночевать.

Эх, - говорит старик, - кабы светлый месяц выглянул, я бы ему старшую дочку отдал!

Только сказал, а Месяц Месяцович выглянул, все кругом осветил. Поехал старик быстро, домой доехал хорошо.

Вот старшая дочка оделась, принарядилась, на крылечко вы­шла - ее Месяц Месяцович к себе и взял.

Долго ли, коротко ли, белой зимой, снегами голубыми ехал старик с ярмарки. Одежонка на нем худая - зипунишко да лап-тишки, шапка рваная. Замерз, продрог, зубы стучат, кости хру­стят.

Эх, - говорит, - кабы Солнышко выглянуло, я бы ему среднюю дочку отдал!

Только сказал, а Солнце и выглянуло. Отогрело старика, рас­топило снега. Поехал старик быстро, домой доехал хорошо.

Вот средняя дочка оделась, принарядилась, на крылечко вы­шла - ее Солнышко в свои хоромы и забрало.

Долго ли, коротко ли, теплым летом поехал старик рыбу удить. Наловил рыбы полную лодку: и язя, и карася, и ершика. Только хотел домой возвращаться, а ветер и стих. Вот парусок-то и повис, ровно тряпка.

Сидит старик в лодке, горюет: рыбы полно, а есть нечего, вода кругом, а пить нечего.

Эх, - говорит, - кабы Ветер-ветерок да подул в мой парусок, я бы ему младшую дочку отдал!

Только сказал, а Ветер-ветерок как задует! Затрепал пару­сок - доволок старика до бережка.

Вот и младшая дочка оделась, принарядилась, на крылечко вышла - ее Ветер-ветерок в свои хоромы и забрал.

Вот год прошел, старик и говорит:

А что, старуха, пойду-ко я старшую дочку проведаю. Хорошо ли ей у Месяца век вековать.

Иди, батюшка, иди да гостинцев снеси!

Напекла баба пирогов да блинов. Взял старик гостинцы и в путь отправился. Идет-бредет, останавливается: к Месяцу ведь не близок путь. Шел, шел, поздно ночью пришел.

Встретила его дочка, обрадовалась. А старик ей:

Ох-ох-ох, тошнехонько! Долог к тебе путь, доченька. Шел-брел, все косточки притомил.

Ничего,- дочка говорит, - сейчас пойдешь в парную баньку, косточки распаришь - все пройдет.

Что ты, что ты, доченька! Ночь на дворе - в бане темно.

Ничего, батюшка.

Вот повели старика в баню. А Месяц Месяцович в щелку палец просунул - всю баню осветил.

Светло ли тебе, батюшка?

Светло, светло, зятюшка.

Попарился старик, погостил у дочки и домой отправился. Идет-бредет, останавливается: домой ведь не близок путь. Шел, шел, поздно ночью пришел.

Ну, - говорит, - старуха, топи баню. А то я шел-брел, все косточки притомил.

Что ты, старик! Ночь на дворе - в бане темно.

Ничего,- говорит,- светло будет.

Пошла старуха в баню, а старик палец в щель сунул:

Светло ли тебе, старуха?

Какое светло - темным-темнехонько!

Да как оступилась бабушка, шайки-кадушки побила, воду пролила, еле жива выскочила. А старик все палец в щели держит.

Вот еще год прошел. Стал старик ко второй дочери соби­раться.

Пойду-ко я, старуха, среднюю дочь проведаю. Хорошо ли ей у Солнышка век вековать.

Иди, батюшка, иди.

Вот старик в путь отправился. Идет-бредет, останавливается: к Солнышку не близок путь. Шел, шел, поздно ночью пришел. Встретила его дочка, обрадовалась. А старик ей:

Ох-ох-ох! - говорит, - долог к тебе путь, доченька! Шел-брел, есть захотел.

Ничего,- говорит,- батюшка. Сейчас блинов испеку.

Что ты, что ты, доченька! Ночь на дворе - не время печь топить.

А у нас и печи в избе нет.

Растворила хозяйка тесто. Село Солнышко посреди избы, а жена ему тесто на голову льет да старику блины подает - хо­рошие, румяные да масляные.

Наелся старик, напился и спать повалился.

Наутро домой отправился. Идет-бредет, останавливается: домой-то не близок путь. Шел, шел, поздно ночью пришел.

Ну,- говорит,- старуха! Шел-брел я, есть захотел. Давай блины печь.

Что ты, старый, в уме? Ночь на дворе - не время печь затапливать.

А нам печь в избе и не нужна. Ты знай тесто делай, а печь я буду.

Растворила старуха тесто. Сел старик посреди избы.

Лей,- говорит,- мне на лысину.

Да ты что, старик, не болен ли?

Знай лей! - говорит.

Налила ему старуха теста на лысину. Что тут было, что тут делалось!.. Три дня старика в бане отмывали, насилу отмыли.

Ну год прошел. Стал старик к младшей дочке собираться.

Пойду-ко я, старуха, младшую дочь проведаю. Хорошо ли ей у Ветра век вековать.

Иди, иди, батюшка.

Пошел старик. Идет-бредет, останавливается, реку широкую обходит. Прямо через реку близок путь, а кругом далеко идти.

Ну, дошел. Дочка и зять обрадовались. Погостил у них ста­рик, попраздновал и домой отправился. А дочка да зять прово­жать пошли.

Вот дошли до реки. Старик и говорит:

Я в обход пойду.

А зять ему:

Зачем в обход? Через речку плыви - здесь ближе будет.

Да как же плыть? Лодки нету.

Не горюй, батюшка. Бросай, жена, на воду платок!

Бросила старикова дочка на воду платок. Ветер его надул пузырем. Сел старик, и Ветер его мигом на другую сторону пе­реправил.

Вот спасибо, зятек-ветерок.

Только старик до дому добрел, не поел, не попил, не присел, говорит:

Идем, старуха, на море покатаю.

Пошли к морю, а лодка течет.

Вот,- старуха говорит,- и покатались.

Не горюй, жена. Бросай на море платок!

Да ты что, в уме? Платок дорогой, шерстью шитый.

Бросай, говорю, не пропадет! Бросила старуха платок.

Прыгай! - говорит старик.

Прыгнула старуха, а старик давай дуть. Дул, дул - а старуха уже в воде по колени. Дул, дул старик - а старуху уже соседи из воды чуть живую вытащили.

С той поры бросил старик по зятьям ходить. Лежит дед на печи, тачает сапоги, ест пироги да сказки сказывает.

Цель: продолжать формирование у детей устойчивого интереса к русским народным сказкам, к театрально-игровой деятельности.

1. Научить детей находить выразительные средства игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией.

2. Расширять активизацию словарного запаса детей по теме; развивать логическое мышление, внимание, память, общую и мелкую моторику.

3. Воспитывать отзывчивость, доброты, в общение друг с другом, любви к русским народным сказкам.

Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, прослушивание сказок в аудиозаписи, обыгрывание отдельных сюжетов.

Оборудование: декорации, иллюстрированные сказки, костюмы сказочных героев, волшебная книга, два стола, магнитофон, аудиозапись "В мире много сказок"; на каждого ребёнка раздаются карточки с изображением сюжета сказки; две прозрачные шкатулки.

Ход проведения

Под музыку "В мире много сказок" входит Сказочница.

Сказочница: Здравствуйте, милые ребятишки. Я добрая Сказочница, рассказываю детям сказки. А вы любите читать и слушать сказки?

Сказочница: Сказку детки в гости звали?

Сказочница: Сказку детки очень ждали?

Сказочница: Сказка вновь пришла к ребятам.

Сегодня я пришла к вам с волшебной книгой, а в ней находятся сказочные загадки, игры, и, конечно, сказки. Сейчас я хочу узнать, помните ли вы мои сказки. Для этого вы должны отгадать загадки. Если правильно отгадаете загадку, тогда перед вами из волшебной книги появится отгадка.

1. Как звали девочку, которая отправилась в гости к своей бабушке и встретилась в лесу с серым волком? (Красная Шапочка)

(Сказочница показывает детям иллюстрированную сказку)

2. В какой сказке большие птицы унесли маленького малыша в лес к Баба - Яге? (Гуси - лебеди)

3. Из какой сказки мы узнали о папе, его деревянном сынишке с длинным носом? (Золотой Ключик)

4. В какой сказке живут дедушка, бабушка, заяц, волк, медведь и маленький круглый путешественник? (Колобок)

5. В сказке стали все рядком.

  • Это сказочка о ком?
  • Кто даст правильный ответ?
  • Кто встал первым в сказке (Дед) (Сказка "Репка").

Сказочница: Молодцы дети, вы правильно отгадали загадки. И порадовали меня, тем, что помните сказки. А еще я вам принесла игру, которая называется "Собери сказку". Я вам раздам карточки. Вы должны вспомнить название сказки и разложить карточки со сказочными героями по порядку: что было в начале сказки, а что потом.

Дидактическая игра "Собери сказку".

Фоном звучит легкая музыка; дети выбирают картинки с изображением сюжетов сказок и последовательно выкладывают на большие карточки. Затем уточняют, проговаривают название сказок, вспоминают манеры, характер сказочных героев.

Сказочница: Дети, вы правильно сказали название своих сказок, вспомнили их героев и разложили карточки по порядку, что было в начале, сказки и чем сказка закончилась. Молодцы! Вы меня порадовали! Ну, а сейчас мы отдохнем, потанцуем с вами!

Физ. минутка: Под музыку "Сказочная страна" - дети выполняют танцевальные движения.

Сказочница: В волшебной книге у меня ещё одна загадка осталось, а загадку отгадаете вы и в сказку попадете:

"На поляночке лесной,
Стоял домик расписной,
Всех зверюшек спрятать смог!
Что за домик?

Дети: Теремок.

Сказочница: Дети, я приглашаю вас в сказку. "Теремок". Вы хотите стать настоящими сказочными героями?

Сказочница: Я скажу волшебные слова: "Вокруг себя повернись и в сказочного героя превратись". - Раз, два, три.

Сказочница выкатывает стол с костюмами героев сказки. Дети надевают их, превращаясь в сказочных героев.

Сказочница: Сказка, сказка, прибаутка.

Рассказать её не шутка.
Чтобы сказка от начала
Словно реченька журчала,
Чтоб в середке весь народ
От неё разинул рот,
Чтоб никто ни стар, ни мал
Под нее не задремал.

Приготовьте глазки, ушки, - сказка начинается.

Драматизация сказки "Теремок"

Звучит музыка.

Сказочница: В чистом поле Теремок-теремок, он не низок, не высок. Как по полю - полю Мышка бежит, у теремка остановилась и говорит:

Мышка: Пи-пи, кто-кто в теремочке живет, кто - кто в не высоком живет?

Сказочница: Никто не отвечает. Мышка вошла и стала в теремочке жить. Живет - зерно толчет!

Сказочница: Прыгает мимо лягушка - Квакушка. Увидела теремок и спрашивает:

Лягушка: Ква - ква - ква, кто - кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?

Мышка: Я мышка - Норушка, а ты кто?

Лягушка: Я лягушка ква - ква - Квакушка пустите меня к себе жить.

Мышка: иди, вдвоем будет веселее.

Сказочница: Стали они жить вдвоем. Мышка зерно толчет, лягушка пироги печет.

Сказочница: Скачет мимо, зайчик - Попрыгайчик. Увидел теремок и спрашивает:

Зайчик: Кто - кто в теремочке живет, кто - кто в невысоком живет?

Мышка: Я лягушка - ква - Квакушка". А ты кто?

Зайчик: А я зайчик - Попрыгайчик, пустите меня к себе жить.

Мышка и Лягушка: Иди, втроем будет веселее.

Сказочница: Стали они жить втроем. Мышка зерно толчет, лягушка пироги печет, а зайчик на гармошке играет.

Сказочница: Идет лиса - всему свету краса. Увидела теремок и спрашивает:

Лиса: Кто - кто в теремочке живет, кто - кто в невысоком живет?

Мышка: Я мышка - Норушка.

Зайчик: "Я зайчик - Попрыгайчик" А ты кто?

Лиса: А я лиса - всему свету краса. Пустите меня к себе жить.

Мышка, лягушка, зайчик: Иди, вчетвером будет веселее.

Сказочница: Стали они жить вчетвером мышка, зерно толчет, лягушка пироги печет, зайчик на гармошке играет, а лиса дом убирает.

Сказочница: Бежит мимо волк - зубами щелк. Увидел теремок и спрашивает:

Волк: Кто - кто в теремочке живет? Кто - кто в невысоком живет?

Мышка: Я мышка - Норушка.

Лягушка: Я лягушка - Квакушка.

Зайчик: "Я зайчик - Попрыгайчик.

Лиса: Я лиса - всему свету краса. А ты кто?

Волк: А я волк - зубами щелк. Пустите меня к себе жить.

Мышка, лягушка, зайчик, лиса: Иди впятером будет веселее.

Сказочница: Стали они жить впятером. Мышка, зерно толчет, лягушка пироги печет, зайчик на гармошке играет, а лиса дом убирает, а волк дом охраняет.

Сказочница: Идет мимо медведь. Увидел теремок и спрашивает:

Медведь: Кто - кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?

Мышка: Я мышка - Норушка.

Лягушка: Я лягушка - Квакушка.

Зайчик: Я зайчик - Попрыгайчик.

Лиса: Я лиса - всему свету краса.

Волк: Я волк - зубами щелк. А ты кто?

Медведь: Я медведь косолапый. Пустите меня к себе жить. Буду в лес ходить, мед собирать, вас медом угощать.

Мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк: Иди вшестером будет веселее.

Сказочница: Стали они жить вшестером. Мышка, зерно толчет, лягушка пироги печет, зайчик на гармошке играет, а лиса дом убирает. Волк дом охраняет. Медведь в лес ходит, мед собирает, всех медом угощает.

Сказочница: Не тесно ли вам в теремке?

Сказочные герои: Нет, будем жить в тесноте, да не в обиде!

Сказочница: Стали они в теремке жить - поживать песни распевать.

Хоровод у теремка: "Мы за ручки все взялись" - согласование речи с движением.

Сказочница (интересуется): Дети, понравился ли вам праздник сказки.

Сказочница: Денис, а что тебе понравилось?

Денис: Мне понравилось, как Вика - лиса дом убирала.

Мансур: А мне понравилось, что медведь нас медом угощал.

Игорь: Мне понравилось, как зайчик на гармошке играл.

Вика: Мне понравилось, что лягушка пирожки стряпала.

Тимофей: Мне понравилось, что мы дружно жили", никого не прогнали.

Сказочница: Сказки тем и хороши, что счастливый конец. Счастливый конец - делу венец.

Сказочница: Я хочу поблагодарить всех детей за сказку. Вы были настоящими сказочными героями. А сейчас покажите, какое сейчас у вас настроение.

Дети берут карточки с изображением сказочных героев в хорошем настроении и плохом. Раскладывают в прозрачные коробочки. Сказочница видит у кого радостное настроение, у кого нет.

На прощание я дарю вам сказки-раскраски. Дети благодарят Сказочницу за подарки.

Дети: Сказочница, нас не забывай. И почаще в гости приглашай! До свидания!