Скульптура древней греции период классики. Искусство древней греции

Скульптура древней греции период классики. Искусство древней греции
Скульптура древней греции период классики. Искусство древней греции

Скульптура древней Греции, как и все античное искусство представляет собой особый образец, эталонное мастерство и своеобразный идеал. Древнегреческое искусство, а в особенности скульптура Древней Греции, оказала очень весомое влияние на развитие мировой культуры. Она явилась тем основанием, на котором позднее выросла европейская цивилизация. Прекрасные статуи греческих скульпторов изготавливались из камня, известняка, бронзы, мрамора, дерева и украшались великолепными изделиями из драгоценных металлов и камней. Их устанавливали на главных площадях городов, на могилах известных греков, в храмах и даже в богатых греческих домах. Основным принципом скульптуры Древней Греции было сочетание красоты и силы, идеализация человека и его тела. Древние греки считали, что в совершенном, идеальном теле может находиться только совершенная душа.

Развитие скульптуры Древней Греции возможно разделить на три существенных этапа. Это архаика - VI-VII век до нашей эры. Классика, которую в свою очередь, можно поделить на периоды ранней - начало V века до нашей эры, высокой классики - это конец V века до нашей эры, и поздней - VI век до нашей эры. И последний этап - эллинизм. Также из описаний древних историков можно понять, что существовала скульптура гомеровской Греции, но до наших времен дошли лишь небольшие статуэтки и сосуды, украшенные росписью. Каждый из этих этапов Греческой культуры обладает своими неповторимыми уникальными чертами.

Архаический период
В этот период древнегреческие художники стремились к созданию идеального образа мужчины и женщины. В скульптуре преобладали фигуры обнаженных юношей-воинов, называемых куросы. Они должны были показать доблесть, физическое здоровье и силу человека, которые приобретались в спортивных состязаниях того времени. Вторым образцом искусства этого периода были коры. Это задрапированные в длинные одежды девушки, в которых выражался идеал женственности и первозданной чистоты. В это время появилась, так называемая, «архаическая улыбка», которая одухотворяла лица статуй.

Выдающимися примерами сохранившихся скульптур архаического периода являются «Курос из Пирея», который украшает сегодня Афинский музей, также «Богиня с гранатом» и «Богиня с зайцем», хранящиеся в Берлинском государственном музее. Довольно известна скульптура братьев Клеобиса и Битона из Аргоса, которые радуют глаз любителей греческого искусства в дельфийском музее.

Во времена архаики также важное место занимает монументальная скульптура, в которой главную роль играет рельеф. Это довольно большие скульптурные композиции, часто отображающие события, описанные в мифах Древней Греции. Например, на фронтоне храма Артемиды были изображены действия, происходящие в известной всем с детства истории о Медузе Горгоне и храбром Персее.

Ранняя классика
С переходом к классическому периоду, неподвижность, можно сказать, статичность архаических скульптур, постепенно сменяется эмоциональными фигурами, запечатленными в движении. Появляется, так называемое, пространственное движение. Позы у фигур пока что простые и естественные, например, девушка, развязывающая сандалию, или бегунья, готовящаяся к старту.
Пожалуй, одной из самых известных статуй того периода является «Дискобол» автора Мирона, который вложил очень весомый вклад в искусство ранней классики Греции. Фигура была отлита из бронзы в 470 году до нашей эры, и изображает спортсмена, готовящегося к броску диска. Его тело идеально и гармонично, и готово в следующую секунду совершить бросок.

Еще одним великим скульптором того времени был Поликлет. Наиболее известно в наши дни его произведение под названием «Дорифор», созданный между 450 и 440 годами до н.э. Это копьеносец, могучий, сдержанный и полный достоинства. Он исполнен внутренней силы и, как бы, показывает стремление греческого народа тех времен к возвышенности, гармонии и покою. До наших дней, к сожалению, не сохранились оригиналы этих скульптур Древней Греции, вылитые в бронзе. Мы можем лишь любоваться их копиями, сделанными из различных материалов.

В начале двадцатого века на дне моря около мыса Артемисион была найдена статуя из бронзы бога Посейдона. Он изображен величественным, грозным, занесшим руку, в которой когда держал трезубец. Эта статуя, как бы знаменует переход из периода ранней классики к высокой.

Высокая классика
Направление высокой классики преследовало двойную цель. С одной стороны, показать всю красоту движения в скульптуре, и, с другой стороны, сочетать внешнюю неподвижность фигуры с внутренним дыханием жизни. Объединения этих двух устремлений в своем творчестве удалось добиться великому скульптору Фидию. Он известен, в частности, тем, что украсил прекрасной скульптурой из мрамора древний Парфенон.

Также он создал великолепный шедевр «Афина Парфенос», который, к сожалению, погиб еще в далекой древности. В национальном музее археологии города Афины можно видеть лишь уменьшенную копию этот статуи.
Великий художник создал еще немало шедевров за свою творческую жизнь. Это и статуя Афины Промахос в Акрополе, которая поражает своими огромными размерами и величием, и, не менее колоссальная, фигура Зевса в храме Олимпии, которая позднее была причислена к одному из удивительных семи чудес света.
С горечью можно признать, что наше видение древнегреческой скульптуры далеко от истины. Оригиналов статуй той эпохи увидеть практически невозможно. Многие из них были разрушены во времена передела средиземноморского мира. И еще одной из причин уничтожения этих величайших памятников искусства стало их разрушение фанатично верующими христианами. Нам остались лишь их копии римских мастеров I-II веков нашей эры и описания древних историков.

Поздняя классика
Во времена, относящиеся к поздней классике, скульптура Древней Греции стала характеризоваться пластикой движений и проработкой самых мелких деталей. Фигуры стали отличаться грацией, гибкостью, начали появляться первые обнаженные женские тела. Одним из ярких образцов этого великолепия является статуя Афродиты Книдской скульптора Праксителя.

Древнеримский писатель Плиний говорил, что эту статую считали самой прекрасной статуей тех времен, и в Книд стекалось множество паломников, желающих ее увидеть. Это первое произведение, в котором Пракситель изобразил обнаженное женское тело. Интересная история этой статуи заключается в том, что скульптур создал две фигуры - обнаженную и одетую. Жители Коса, заказавшие изваяние Афродиты выбрали одетую богиню, побоявшись рискнуть, несмотря на всю красоту этого шедевра. А обнаженную скульптуру приобрели жители города Книд, находящегося в Малой Азии, и благодаря этому, прославились.

Еще одним ярким представителем направления поздней классики был Скопас. Он стремился выражать в своих скульптурах бурные страсти и эмоции. К числу известных его работ относятся статуя Аполлона Кифареда, также Ареса виллы Людовизи, и причисляется скульптура, называемая Ниобиды, умирающие вокруг своей матери.

Период эллинизма
Время эллинизма характеризуется достаточно мощным влиянием востока на все искусство Греции. Не миновала эта участь и скульптура. В величественные позы и возвышенность классики начали проникать чувственность, восточный темперамент и эмоциональность. Художники начали усложнять ракурсы, применять роскошные драпировки. Обнаженная женская красота перестала быть чем-то необычным, кощунственным и вызывающим.

В это время появилось огромное количество различных статуй обнаженной богини Афродиты или Венеры. Одной из самых известнейших статуй доныне остается Венера Милосская, созданная мастером Александром где-то в 120 году до н.э. Все мы привыкли видеть ее изображения без рук, но считается, что изначально одной рукой богиня придерживала свою падающую одежду, а в другой руке она держала яблоко. В ее образе сочетаются и нежность, и сила, и красота физического тела.

Также очень известные статуи этого периода - Афродита Киренская и «Лаокоон и его сыновья». Последнее произведение наполнено сильными эмоциями, драматизмом и необычайной реалистичностью.
Главной темой скульптурного творчества Древней Греции, как видно, был человек. И действительно, человек более нигде так не ценился, как в той самой древнегреческой цивилизации.

С развитием культуры, скульпторы старались передать через свои произведения все больше человеческих чувств и эмоций. Все эти величественные шедевры, созданные десятки сотен лет назад, до сих пор привлекают внимание людей, и действуют на современных любителей искусства завораживающе и невероятно впечатляюще.

Заключение
Трудно выделить какой-то один период развития древнегреческой культуры, и не обнаружить в ней бурного расцвета скульптуры. Этот вид искусства постоянно развивался и совершенствовался, достигнув особой красоты в классическую эпоху, но и после нее не угаснув, все также оставаясь ведущим. Соотносить скульптуру и архитектура древней Греции конечно можно, но лишь в сравнении, отождествлять их недопустимо. Да это и невозможно, ведь скульптура это не монументальное строение, а искусно вылепленный шедевр. Чаще всего античный скульпторы обращались к изображению человека.

В своих работах они особое внимание уделяли позам, наличию движению. Они пытались создавать живые образы, словно бы ни камень перед нами, а живая плоть и кровь. И это у них отлично получались, в основном благодаря ответственному подходу к делу. Знание анатомии и общие представления о человеческом характере позволили древнегреческим мастерам достичь того, что до сих пор не могут постигнуть многие скульпторы современности.

Пятый век в истории скульптуры Греции классического периода можно назвать «шагом вперёд». Развитие скульптуры Древней Греции в этом периоде связано с именами таких знаменитых мастеров, как Мирон, Поликлен и Фидий. В их творениях образы становятся более реалистичными, если можно сказать, даже «живые», уменьшается схематизм, который был характерен для . Но главными «героями» остаются боги и «идеальные» люди.

Мирон, живший в середине 5 в. до н. э, известен нам по рисункам и римским копиям. Этот гениальный мастер прекрасно владел пластикой и анатомией, чётко передавал свободу движения в своих работах («Дискобол»). Так же известно его произведение "Афина и Марсий", которое сотворено на основе мифа про этих два персонажа. Согласно легенде, Афина изобрела флейту, но во время игры заметила, как некрасиво изменилось выражение её лица, в гневе она кидает инструмент и проклинает каждого, кто будет на нём играть. За ней всё время наблюдало лесное божество Марсий, которое испугалось проклятия. Скульптор попытался показать борьбу двух противоположностей: спокойствия в лице Афины и дикости в лице Марсия. Современные ценители искусства до сих пор восхищаются его творчеством, его скульптурами животных. К примеру, сохранено около 20 эпиграмм на бронзовую статую из Афин.

Поликлет, творивший в Аргосе, во второй половине 5 в. до н. э, является ярким представителем пелопонесской школы. Скульптура классического периода богата его шедеврами. Он был мастером бронзовой скульптуры и прекрасным теоретиком искусства. Поликлет предпочитал изображать атлетов, в которых простые люди всегда видели идеал. Среди его работ известны статуи "Дорифора" и "Диадумена". Первая работа – это сильный воин с копьем, воплощение спокойного достоинства. Вторая - стройный юноша, с повязкой победителя в соревнованиях на голове.

Фидий – ещё один яркий представитель творца скульптуры . Его имя ярко зазвучало в период расцвета греческого классического искусства. Самыми известными его скульптурами являлись колоссальные статуи Афины Парфенос и Зевса в Олимпийском храме из дерева, золота и слоновой кости, и Афины Промахос, изготовленной из бронзы и расположенной на площади Афинского Акрополя. Эти шедевры искусства безвозвратно утрачены. Лишь описания и уменьшенные римские копии дают нам слабое представление о великолепии этих монументальных скульптур.

Афина Парфенос – яркая скульптура классического периода, была построена в храме Парфенон. Она представляла собой 12-метровую деревянную основу, тело богини покрывали пластинки из слоновой кости, а сама одежда и вооружение смастерены из золота. Примерный вес скульптуры – две тысячи килограмм. Удивительно, но золотые части каждые четыре года снимали и взвешивали заново, так как они являлись золотым фондом государства. Фидий украсил щит и постамент рельефами, на которых изобразил себя и Перикла в сражении с амазонками. За это его обвинили в святотатстве и отправили в заключение, там он и умер.

Статуя Зевса ещё один шедевр скульптуры классического периода. Её высота четырнадцать метров. Статуя изображает верховного греческого божества сидящим с богиней Никой в руке. Статуя Зевса, по мнению многих искусствоведов, является величайшим творением Фидия. Её соорудили, используя ту же технику, что и при сотворении статуи Афины Парфенос. Фигуру сделали из дерева, изобразили обнаженной по пояс и покрыли пластинами из слоновой кости, а одежду покрыли золотыми листами. Зевс восседал на троне и в правой руке держал фигуру богини победы Ники, а в левой находился жезл, который являлся символом власти. Статую Зевса древние греки воспринимали как очередное чудо света.

Афина Промахос (примерно 460 год до нашей эры), 9-метровая бронзовая скульптура древней Греции была сооружена прямо среди развалин, после того, как персы разрушили Акрополь. Фидий «рождает» совсем другую Афину – в образе воительницы, важной и строгой защитницы своего города. В правой руке у неё мощное копье, в левой щит, а на голове шлем. Афина в этом образе представляла собой военную мощь Афин. Эта скульптура древней Греции как будто бы царила над городом, и каждый, кто путешествовал по морю вдоль берегов, мог созерцать искрящиеся в лучах солнца, покрытые золотом верхушку копья и гребень шлема статуи. Кроме скульптур Зевса и Афины, Фидий творит образы из бронзы других богов в хрисоэлефантинной технике, принимает участие в конкурсах скульпторов. Так же он был руководителем больших строительных работ, к примеру, возведение Акрополя.

Скульптура древней Греции отображала физическую и внутреннюю красоту и гармонию человека. Уже в 4 веке после завоевательных походов на Грецию Александра Македонского, стают известными новые имена талантливых скульпторов, таких как Скопас, Пракситель, Лисипп, Тимофей, Леохар и другие. Творцы этой эпохи начинают больше уделять внимания внутреннему состоянию человека, его психологическому состоянию и эмоциям. Всё чаще поступают к скульпторам индивидуальные заказы от состоятельных граждан, в которых они просят изобразить прославленные личности.

Знаменитым скульптором классического периода был Скопас, живший в середине 4 века до нашей эры. Он вводит новшество, путём раскрытия внутреннего мира человека, старается изображать в скульптурах эмоции радости, страха, счастья. Этот талантливый человек творил во многих греческих городах. Его скульптуры классического периода богаты образами богов и различных героев, композициями и рельефами на мифологические темы. Он не боялся экспериментировать и изображал людей в различных сложных позах, искал новые художественные возможности для изображения новых чувств на человеческом лице (страсть, гнев, ярость, испуг, печаль). Прекрасным творением круглой пластики является статуя Менады, сейчас сохранилась ее римская копия. Новой и многогранной рельефной работой можно назвать Амазономахию, которая украшает Галикарнасский мавзолей в Малой Азии.

Пракситель был выдающимся скульптором классического периода, живший в Афинах, примерно в 350 годах до нашей эры. К большому сожалению, до нас дошла только статуя Гермеса из Олимпии, а про остальные работы мы знаем лишь по римским копиям. Пракситель, так же как и Скопас пытался передать чувства людей, но он предпочитал выражать более «легкие» эмоции, которые были приятны человеку. Он переносил на скульптуры лирические эмоции, мечтательность, воспевал красоту человеческого тела. Скульптор не формирует фигуры в движении. Среди его работ следует отметить "Отдыхающего сатира", "Афродиту Книдскую", "Гермеса с младенцем Дионисом", "Аполлона, убивающего ящерицу".

Самая известная работа – это статуя Афродиты Книдской. Она была сделана на заказ для жителей острова Коса в двух экземплярах. Первую – в одежде, а вторую в обнаженном виде. Жители Коса предпочли Афродиту в одежде, а книдяне приобрели второй экземпляр. Статуя Афродиты в книдском святилище долгое время оставалась местом паломничества. Скопас и Пракситель были первыми, кто осмелился изобразить Афродиту в обнаженном виде. Богиня Афродита в своём образе очень человечна, она приготовилась к купанию. Она является прекрасным представителем скульптуры древней Греции. Статуя богини являлась образцом для многих скульпторов на протяжении больше полу века.

Скульптура "Гермес с младенцем Дионисом" (где он развлекает младенца виноградной лозой) является единственной оригинальной статуей. Волосы приобрели красно-коричневый оттенок, одеяние ярко синего цвета, как и у Афродиты, оттеняла белизну мраморного тела. Как и творения Фидия, работы Праксителя размещались в храмах и открытых святилищах и являлись культовыми. Но работы Праксителя не олицетворялись с былой силой и мощью города и доблестью его жителей. Скопас и Пракситель в большой степени влияли на современников. Их реалистичный стиль использовали многие мастера и школы на протяжении многих столетий.

Лисипп (вторая половина 4 в. до н. э.) относился к числу величайших скульпторов классического периода. Он предпочитал работать с бронзой. Только римские копии дают нам возможность познакомиться с его творчеством. Среди известных работ "Геракл с ланью", "Апоксиомен", "Отдыхающий Гермес" и "Борец". Лисипп вносит изменения в пропорции, он изображает голову меньшей формы,более сухой корпус и более длинные ноги. Все его работы индивидуальны, очеловечен и портрет Александра Македонского.

Мы говорили уже об ИСТОКАХ. Намеченный пунктир оборвался было по объективным причинам, но хочу всё-таки продолжить. Напоминаю, что остановились мы в глубокой истории - в искусстве Древней Греции. Что помним мы из школьной программы? Как правило, три имени прочно сидит в нашей памяти -Мирон, Фидий, Поликлет. Потом вспоминаем, что был еще и Лисипп, Скопас, Пракситель и Леохар... Вот и посмотрим, что есть что.Итак, время действия 4-5 века до нашей эры, место действия Древняя Греция.

ПИФАГОР РЕГИЙСКИЙ
Пифагор Регийский (V век до новой эры) - древнегреческий древнегреческий скульптор периода ранней классики, работы которого известны лишь по упоминаниям древних авторов. Сохранилось несколько римских копий его работ, в том числе и любимый мною «Мальчик, вынимающий занозу». Эта работа дала начало так называемой садово-парковой скульптуре.


Пифагор Регийский Мальчик,вынимающий занозу ок.сер.5 в.до н.э. бр.рим.копия Capitoline museum

МИРОН
Ми́рон (Μύρων) - скульптор середины V в. до н. э. Скульптор эпохи, предшествовавшей непосредственно высшему расцвету греческого искусства (конец VI - начало V в.). Древние характеризуют его как величайшего реалиста и знатока анатомии, не умевшего, однако, придавать лицам жизнь и выражение. Он изображал богов, героев и животных, причём с особенной любовью воспроизводил трудные, скоропреходящие позы. Наиболее знаменитое его произведение "Дискобол", атлет, намеревающийся пустить диск, - статуя, дошедшая до нашего времени в нескольких копиях, из которых лучшая сделана из мрамора и находится во дворце Массими в Риме.

Дискобол.
ФИДИЙ.
Одним из основоположников классического стиля считается древнегреческий скульптор Фидий, украсивший своими скульптурами и храм Зевса в Олимпии и храм Афины (Парфенон) в Афинском Акрополе. Осколки скульптурного фриза Парфенона находятся сейчас в Британском музее (Лондон).




Осколки фриза и фронтона Парфенона. Британский музей, Лондон.

Главные скульптурные работы Фидия (Афина и Зевс) давно утрачены, храмы разрушены и разграблены.


Парфенон.

Существует много попыток реконструкции храмов Афины и Зевса. Об этом можно прочесть здесь:
Сведения о самом Фидии и его наследии сравнительно скудны. Среди существующих ныне статуй нет ни одной, которая бы несомненно принадлежала Фидию. Все знания о его творчестве основаны на описаниях античных авторов, на изучении поздних копий, а также сохранившихся работ, которые с большей или меньшей достоверностью приписываются Фидию.

Еще о Фидие http://biography-peoples.ru/index.php/f/item/750-fidij
http://art.1september.ru/article.php?ID=200901207
http://www.liveinternet.ru/users/3155073/post207627184/

Ну и об остальных представителях Древнегреческой культуры.

ПОЛИКЛЕТ
Греческий скульптор второй половины V в. до н. э. Создатель многих статуй, в том числе, победителей спортивных игр, для культово-спортивных центров Аргоса, Олимпии, Фив и Мегалополья. Автор канона изображения человеческого тела в скульптуре, известного как "канон Поликлета", по которому голова составляет 1/8 длины тела, лицо и ладони 1/10, стопа - 1/6. Канон соблюдался в греческой скульптуре до конца, т. н. классической эпохи, то есть до конца IV в. до н. э., когда Лисипп заложил новые принципы. Самая известная его работа - "Дорифор" (Копьеносец). Это из энциклопедии.

Поликлет. Дорифор. ГМИИ. Гипсовая Копия.

ПРАКСИТЕЛЬ


АФРОДИТА КНИДСКАЯ (рим.копия с ориг.4.в.до н.э) Рим,Нац.музеи (голова,руки,ноги,драпировка реставрирована)
Одно из самых прославленных произведений в античной скульптуре – Афродита Книдская, первая древнегреческая скульптура (высота – 2 м.), изображающая обнаженную женщину перед купанием.

Афродита Книдская, (Афродита Браски) Римская копия, I в. до н.э. Глиптотека, Мюнхен


Афродита Книдская. Среднезернистый мрамор. Торс - римская копия II в. н. эгипсовая копия ГМИИ
Как рассказывает Плиний, статую Афродиты для местного святилища заказали жители острова Кос. Пракситель выполнил два варианта: богиню обнаженную и богиню одетую. За обе статуи Пракситель назначил одинаковую плату. Заказчики не рискнули и выбрали традиционный вариант, с задрапированной фигурой. Её копий и описаний не сохранилось, и она канула в небытие. А оставшуюся в мастерской скульптора Афродиту Книдскую купили жители города Книд, что благоприятствовало развитию города: в Книд стали стекаться паломники, привлечённые знаменитой скульптурой. Афродита стояла в храме под открытым небом, обозримая со всех сторон.
Афродита Книдская пользовалась такой славой и так часто копировалась, что про неё даже рассказывали анекдот, который лёг в основу эпиграммы: "Видя Киприду на Книде, Киприда стыдливо сказала: «Горе мне, где же нагой видел Пракситель меня?»".
Пракситель создал богиню любви и красоты как олицетворение земной женственности, вдохновляясь образом своей возлюбленной – красавицы Фрины. Действительно, лицо Афродиты хотя и создано по канону, с мечтательным взглядом томных затененных глаз, несет оттенок индивидуальности, указывающей на конкретный оригинал. Создав почти портретный образ, Пракситель заглянул в будущее.
Сохранилась романтическая легенда об отношениях Праксителя и Фрины. Рассказывают, что Фрина просила Праксителя подарить ей в знак любви его лучшее произведение. Он согласился, но отказался сказать, какую из статуй считает лучшей. Тогда Фрина приказала слуге сообщить Праксителю о пожаре в мастерской. Испуганный мастер воскликнул: «Если пламя уничтожило и Эрота, и Сатира, то все погибло!» Так Фрина узнала, какую работу она может просить у Праксителя.

Пракситель (предположительно). Гермес с младенцем Дионисом IV в. до н.э. Музей в Олимпии
Скульптура «Гермес с младенцем Дионисом» характерна для периода поздней классики. Она олицетворяет не физическую мощь, как было принято раньше, а красоту и гармонию, сдержанное и лиричное человеческое общение. Изображение чувств, внутренней жизни персонажей – новое явление в античном искусстве, не свойственное высокой классике. Мужественность Гермеса подчеркнута младенческим обликом Диониса. Изогнутые линии фигуры Гермеса грациозны. Его сильное и развитое тело лишено атлетизма, свойственного работам Поликлета. Выражение лица хотя и лишено индивидуальных черт, но мягкое и задумчивое. Волосы были раскрашены и схвачены серебряной повязкой.
Пракситель достиг ощущения теплоты тела тонкой моделировкой поверхности мрамора и с большим мастерством передал в камне ткань плаща Гермеса и одежды Диониса.

СКОПАС



Музей в Олимпии, Скопас Менада Уменьш.мрам.римская копия с оригинала 1-й трети 4 в
Скопас (Skopas) - древнегреческий скульптор и архитектор 4 в. до н. э., представитель поздней классики. Родился на острове Парос, работал в Тегес (ныне Пиали), Галикарнасс (ныне Бодрум) и других городах Греции и Малой Азии. Как архитектор принимал участие в сооружении храма Афины Алей в Тегее (350-340 до н. э.) и мавзолея в Галикарнасе (середина 4 в. до н. э.). Среди дошедших до нас подлинных произведений С. важнейшим является фриз мавзолея в Галикарнасе с изображением амазономахии (середина 4 в. до н. э.; совместно с Бриаксисом, Леохароми Тимофеем; фрагменты - в Британском музее, Лондон; см. илл.). Многочисленные работы С. известны по римским копиям («Потос», «Молодой Геракл», «Мелеагр», «Менада», см. илл.). Отказавшись от свойственного искусству 5 в. гармонического спокойствия образа, С. обратился к передаче сильных душевных переживаний, борьбы страстей. Для воплощения их С. использовал динамическую композицию и новые приёмы трактовки деталей, особенно черт лица: глубоко посаженные глаза, складки на лбу и приоткрытый рот. Насыщенное драматическим пафосом творчество С. оказало большое воздействие на скульпторов эллинистической культуры (См. Эллинистическая культура), в частности на произведения мастеров 3-2 вв., работавших в г. Пергам.

ЛИСИПП
Лисипп родился около 390 года в Сикионе на Пелопонн и его творчество уже представляет более позднюю, эллинскую часть искусства Древней Греции.

Лисипп. Геракл со львом. Вторая половина 4 в. до н. э. Мраморная римская копия с бронзового оригинала. Санкт-Петербург, Эрмитаж.

ЛЕОХАР
Леохар - древнегреческий скульптор IV в. до н. э., который в 350-е годы работал со Скопасом над скульптурным убранством Мавсолея в Галикарнасе.

Леохар Артемида Версальская (мр.рим.копия 1-2 в.с ориг.ок.330 в. до н.э.) Париж,Лувр

Леохар. Аполлон Бельведерский Это я с ним в Ватикане. Простите вольность, но так легче не загрузить гипсовую копию.

Ну а потом был эллинизм. Его мы хорошо знаем по Венере (в "гречестве" Афродита) Милосской и Нике Самофракийской, которые хранятся в Лувре.


Венера Милосская. Около 120 до н.э. Лувр.


Ника Самофракийская. ок. 190 до н. э. Лувр

Древняя Греция была одним из величайших государств мира. Во время ее существования и на ее территории были заложены основы европейского искусства. Сохранившиеся памятники культуры того периода свидетельствуют о высочайших достижениях греков в области архитектуры, философской мысли, поэзии и, конечно, скульптуры. Подлинников сохранилось немного: время не щадит даже самые уникальные творения. О мастерстве, которым славились древние скульпторы во многом мы знаем благодаря письменным источникам и более поздним римским копиям. Однако и этой информации достаточно, чтобы осознать значение вклада жителей Пелопоннеса в мировую культуру.

Периоды

Скульпторы Древней Греции не всегда были великими творцами. Эпохе расцвета их мастерства предшествовал период архаики (VII—VI вв. до н. э). Дошедшие до нас скульптуры того времени отличаются симметричностью и статичностью. В них нет той жизненности и скрытого внутреннего движения, что делает статуи похожими на замерших людей. Вся красота этих ранних произведений выражается через лицо. Оно уже не столь статично, как тело: улыбка излучает ощущение радости и безмятежности, придавая особое звучание всей скульптуре.

После завершения архаики следует наиболее плодотворное время, в которое древние скульпторы Древней Греции создали свои самые знаменитые произведения. Оно делится на несколько периодов:

  • ранняя классика — начало V в. до н. э.;
  • высокая классика — V в. до н. э.;
  • поздняя классика — IV в. до н. э.;
  • эллинизм — конец IV в. до н. э. — I в. н. э.

Переходное время

Ранняя классика — период, когда скульпторы Древней Греции начинают отходить от статичности в положении тела, искать новые способы выражения своих замыслов. Пропорции наполняются естественной красотой, позы становятся более динамичными, а лица — выразительными.

Скульптор Древней Греции Мирон творил именно в этот период. В письменных источниках он характеризуется как мастер передачи анатомически правильного строения тела, способный с высокой точностью запечатлеть реальность. Современники Мирона указывали и на его недоработки: по их мнению, скульптор не умел придавать красоту и живость лицам своих творений.

Статуи мастера воплощают героев, богов и животных. Однако наибольшее предпочтение скульптор Древней Греции Мирон отдавал изображению атлетов во время их свершений на соревнованиях. Знаменитый «Дискобол» — его творение. Скульптура не сохранилась до наших дней в подлиннике, зато существует несколько ее копий. «Дискобол» изображает атлета, приготовившегося пустить свой снаряд. Великолепно выполнено тело спортсмена: напряженные мышцы свидетельствуют о тяжести диска, скрученный корпус напоминает пружину, готовую развернуться. Кажется, еще секунда, и атлет метнет снаряд.

Великолепно исполненными Мироном считаются и статуи «Афина» и «Марсий», также дошедшие до нас только в виде более поздних копий.

Расцвет

Выдающиеся скульпторы Древней Греции творили на протяжении всего периода высокой классики. В это время мастера создания рельефов и статуй постигают как способы передачи движения, так и основы гармонии и пропорций. Высокая классика — период становления тех основ греческой скульптуры, которые позже стали эталоном для многих поколений мастеров, в том числе и для творцов эпохи Возрождения.

В это время трудились скульптор Древней Греции Поликлет и гениальный Фидий. Оба они заставляли восхищаться собой еще при жизни и не были забыты в веках.

Покой и гармония

Поликлет творил во второй половине V в. до н. э. Он известен как мастер создания скульптур, изображающих атлетов в состоянии покоя. В отличие от «Дискобола» Мирона его спортсмены не напряжены, а расслаблены, но при этом у зрителя не возникает сомнений в их мощи и возможностях.

Поликлет первым применил особое положение тела: его герои часто опирались на постамент только одной ногой. Такая поза создавала ощущение естественной расслабленности, свойственной отдыхающему человеку.

Канон

Самой известной скульптурой Поликлета считается «Дорифор», или «Копьеносец». Произведение также называют каноном мастера, поскольку оно воплощает некоторые положения пифагореизма и является примером особого способа постановки фигуры, контрапоста. В основе композиции — принцип перекрестной неравномерности движения тела: левая сторона (рука, держащая копье, и отставленная назад нога) расслаблена, но одновременно в движении в противоположность напряженной и статичной правой (опорная нога и выпрямленная вдоль тела рука).

Подобный прием Поликлет использовал затем во многих своих произведениях. Основные его принципы изложены в недошедшем до нас трактате по эстетике, написанном скульптором и названном им «Канон». Достаточно большое место в нем Поликлет отвел принципу который также успешно применял в своих работах, когда этот принцип не противоречил естественным параметрам тела.

Признанный гений

Все древние скульпторы Древней Греции периода высокой классики оставили после себя достойные восхищения творения. Однако самым выдающимся среди них стал Фидий, по праву считающийся основоположником европейского искусства. К сожалению, работы мастера в большинстве своем дошли до наших дней только в качестве копий либо описаний на страницах трактатов древних авторов.

Фидий трудился над украшением афинского Парфенона. Сегодня представление о мастерстве скульптора можно сложить по сохранившемуся мраморному рельефу, длиной в 1,6 м. На нем запечатлены многочисленные паломники, направляющиеся в Остальные украшения Парфенона погибли. Такая же участь постигла и статую Афины, установленную здесь и сотворенную Фидием. Богиня, выполненная из слоновой кости и золота, символизировала сам город, его мощь и величие.

Чудо света

Прочие выдающиеся скульпторы Древней Греции, возможно, мало в чем уступали Фидию, но ни один из них не мог похвастаться созданием чуда света. Олимпийского была изготовлена мастером для города, где проходили знаменитые Игры. Высота громовержца, восседавшего на золотом троне, поражала (14 метров). Несмотря на подобную мощь бог не выглядел грозным: Фидий создал спокойного, величественного и торжественного Зевса, несколько строгого, но вместе с тем и доброго. Статуя до своей гибели в течение девяти веков привлекала множество паломников, искавших утешения.

Поздняя классика

С завершением V в. до н. э. не иссякли скульпторы Древней Греции. Имена Скопас, Пракситель и Лисипп известны каждому, кто интересуется античным искусством. Они творили в следующий период, называемый поздней классикой. Работы названных мастеров развивают и дополняют достижения предыдущей эпохи. Каждый по-своему, они преобразуют скульптуру, обогащая ее новыми сюжетами, способами работы с материалом и вариантами передачи эмоций.

Кипящие страсти

Скопаса можно назвать новатором по нескольким причинам. Предшествовавшие ему великие скульпторы Древней Греции в качестве материала предпочитали использовать бронзу. Скопас свои творения создавал в основном из мрамора. Вместо традиционного спокойствия и гармонии, которыми наполняли свои работы Древней Греции, мастер выбрал экспрессию. Его творения полны страстей и переживаний, они больше похожи на реальных людей, нежели на невозмутимых богов.

Самой знаменитой работой Скопаса считается фриз мавзолея в Галикарнасе. На нем изображена амазономахия - борьба героев греческих мифов с воинственными амазонками. Основные черты стиля, присущие мастеру, хорошо просматриваются по сохранившимся фрагментам этого творения.

Плавность

Еще один скульптор этого периода, Пракситель, считается лучшим греческим мастером в плане передачи грации тела и внутренней одухотворенности. Одно из выдающихся его произведений — Афродита Книдская — современниками мастера признавалось лучшим творением, когда-либо созданным. богини стала первым монументальным изображением обнаженного женского тела. Оригинал ее до нас не дошел.

В полной мере особенности стиля, свойственного Праксителю, просматриваются в статуе Гермеса. Особой постановкой обнаженного тела, плавностью линий и мягкостью полутонов мрамора мастер сумел создать несколько мечтательное настроение, буквально окутывающее скульптуру.

Внимание к деталям

На закате эпохи поздней классики трудился еще один известный греческий скульптор - Лисипп. Его творения отличались особым натурализмом, тщательной проработкой деталей, некоторой удлиненностью пропорций. Лисипп стремился создавать статуи, полные изящества и элегантности. Свое мастерство он оттачивал, изучая канон Поликлета. Современники отмечали, что работы Лисиппа в отличие от «Дорифора» производили впечатление более компактных и сбалансированных. По преданию мастер был любимым творцом Александра Македонского.

Влияние Востока

Новый этап в развитии скульптуры начинается в конце IV в. до н. э. Границей между двумя периодами считается время завоеваний Александра Македонского. С них фактически начинается эпоха эллинизма, представлявшего собой соединение искусства Древней Греции и восточных стран.

В основе скульптур этого периода лежат достижения мастеров предыдущих веков. Эллинистическое искусство подарило миру такие произведения, как и Венера Милосская. В это же время появились знаменитые рельефы Пергамского алтаря. В некоторых работах позднего эллинизма заметно обращение к бытовым сюжетам и деталям. Культура Древней Греции этого времени оказала сильное влияние на становление искусства Римской империи.

В заключение

Значение античности как источника духовных и эстетических идеалов переоценить невозможно. Древние скульпторы в Древней Греции заложили не только основы собственного ремесла, но и стандарты понимания красоты человеческого тела. Они сумели решить проблему изображения движения при помощи изменения позы и переноса центра тяжести. Древние скульпторы Древней Греции научились передавать с помощью обработанного камня эмоции и переживания, создавать не просто статуи, но практически живые фигуры, готовые в любой момент тронуться с места, вздохнуть, улыбнуться. Все эти достижения лягут в основу расцвета культуры в эпоху Возрождения.

Высшей точки экономического, политического и культурного подъема Греция достигла в середине V в. до н.э. после победы, одержанной союзом греческих городов над могущественной Персией.
В стиле греческой классики слиты чувственная напосредственность и рациональность.
"Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности" ,- говорил Перикл. Греки ценили разумность, равновесие и меру, но, вместе с тем, признавали силу страстей и чувственные радости.
Когда сейчас мы говорим "античное искусство", нам представляется музейные залы, уставленные статуями и увешанные по стенам обломками рельефов. Но тогда все выглядело иначе. Хотя у греков и были специальные здания для хранения картин (пинакотеки), в подавляющей массе произведения искусства вели не музейный образ жизни. Статуи стояли на открытом воздухе, озаренные солнцем, возле храмов, на площадях, на берегу моря; возле них проходили шествия и праздники, спортивные игры. Как и в эпоху архаики, скульптура расцвечивалась. Мир искусства был живым светлым миром, но более совершенным.

Греческая скульптура частично уцелела в обломках и фрагментах. Большинство статуй известны нам по римским копиям, которые исполнялись во множестве, но часто не передавали красоты оригиналов. Римляне переводили бронзовые изделия в белоснежный мрамор, но и сам мрамор греческих статуй был иной - желтоватый, светоносный (его натирали воском, что придавало ему теплый тон).
Сражения, схватки, подвиги героев... Этими воинственными сюжетами переполнено искусство ранней классики. Например, знаменитые экземпляры греческой скульптуры в сокровищнице Сифноса в Дельфах . Северный фриз которой посвящён гигантомахии: битве богов с Гигантами. Гефест раздувает горн, чтобы поднять ветры против Гигантов, Кибела правит колесницей, запряженной львами, один из которых терзает Гиганта. Близнецы Артемида и Аполлон сражаются рядом...

Другой излюбленный комплекс мотивов - спортивные состязания. Темы рукопашных схваток, конных состязаний, соревнований в беге, метании диска научили ваятелей изображать человеческое тело в динамике. Теперь появляются сложные позы, смелые ракурсы, широкие жесты. Ярчайшим новатором выступил выступил аттический скульптор Мирон .Таков его знаменитый "Дискобол" . Атлет наклонился и размахнулся перед броском, секунда - и диск полетит, атлет выпрямится. Но на эту секунду его тело замерло в положении очень сложном, однако уравновешенном.

Бронзовая статуя "Возничий" , найденная в Дельфах, - один из немногих хорошо сохранившихся греческих подлинников. Она относится к раннему периоду строгого стиля - примерно ок. 470 г. до н.э. Этот юноша стоит очень прямо (он стоял на колеснице и правил квадригой коней), ноги его босы, складки длинного хитона напоминают о глубоких каннелюрах дорических колонн, голова плотно охвачена посеребренной повязкой, инкрустированные глаза смотрят, как живые. Он сдержан, спокоен и вместе с тем исполнен энергии и воли. Как всякая выдающееся скульптура, "Возничий" в различных ракурсах открывает совершенно разные степени сосредоточенности и грани передачи эмоций. В одной этой бронзовой фигуре с её крепкой, литой пластикой можно почувствовать полную меру человеческого достоинства, как его понимили древние греки.

В их искусстве на этом этапе преобладали образы мужественные, но, по счастью, сохранился и прекрасный рельеф с изображением Афродиты , выходящей из моря - скульптурный триптих, верхняя часть которого отбита.


В центральной части богиня красоты и любви , "пенорожденная", поднимается из волн, поддерживаемая двумя нимфами, которые целомудренно ограждают её лёгким покрывалом. Она видна до пояса. Её тело и тела нимф просвечивают сквозь прозрачные хитоны, складки одежд льются каскадом, как струи воды, как музыка. На боковых частях триптиха две женские фигуры: одна обнаженная, играющая на флейте; другая, закутанная в покрывало, зажигает жертвенную свечу. Первая - гетера, вторая - жена, хранительница очага, как два лика женственности, обе находящиеся под покровительством Афродиты.

Преклонение греков перед красотой и мудрым устройством живого тела было велико. Язык тела был и языком души. Греки владели искусством передачи "типовой" психологии- они выражали богатую гамму душевных движений на основе обобщенных человеческих типов. Не случайно портрет в Древней Греции был развит сравнительно слабо.

Великое мастерство, достигнутое греческим искусством в V в., живо и в IV, так что наиболее вдохновенные художественные памятники поздней классики отмечены все той же печатью высшего совершенства.

Скопас, Пракситель и Лисипп - величайшие греческие ваятели поздней классики. По влиянию, которое они оказали на все последующее развитие античного искусства, творчество этих трех гениев может сравниться со скульптурами Парфенона. Каждый из них выразил свое яркое индивидуальное мироощущение, свой идеал красоты, свое понимание совершенства, которые через личное, только ими выявленное, достигают вечных - общечеловеческих, вершин. Причем опять-таки в творчестве каждого это личное созвучно эпохе, воплощая те чувства, те вожделения современников, которые наиболее отвечали его собственным. Духовная стойкость и бодрая энергия, которыми дышит искусство ранней и зрелой классики, постепенно уступают место драматическому пафосу Скопаса или лирической созерцательности Пракителя.
Художников IV в. привлекают впервые прелесть детства, мудрость старости, вечное обаяние женственности.

Пракситель славился особенной мягкостью лепки и мастерством обработки материала, способностью в холодном мраморе передать теплоту живого тела. Единственным уцелевшим подлинником Праксителя считают мраморную статую "Гермес с Дионисом" , найденную в Олимпии.
Почти также мало осталось подлинных произведений резца Скопаса , но даже за этими обломками - дышат страсть и порыв, беспокойство, борьба с какими-то враждебными силами, глубокие сомнения и скорбные переживания. Все это было, очевидно, свойственно его натуре и в то же время ярко выражало определенные настроения его времени. Частично сохранились рельефы фриза мавзолея в Галикарнасе (Малая Азия).

Большой славой у современников пользовалась "Менада" . Скопас изобразил бурю дионисийской пляски, напрягающей все тело Менады, выгибающей торс, запрокидывающей голову. Мистерии Диониса разрешалось устраивать только раз в два года и только на Парнасе, но уж зато в это время неистовые вакханки отбрасывали все условности и запреты.
Эти празднества были обычаем очень древним, как и сам культ Диониса , однако в искусстве стихия ранее не прорывалась с такой силой и открытостью, как в статуе Скопаса, и это, очевидно, было симптомом времени.

Лисипп создавал скульптуры в сложных движениях, рассчитывая на обход статуи кругом, обрабатывая их поверхности с равной тщательностью. Разворот фигуры в пространстве был новаторским завоеванием Лисиппа. Он был неистощимо разнообразен в изобретении пластических мотивов и очень плодовит. Работая исключительно в бронзе, Лисипп в сюжетном плане предпочитал мужские фигуры; любимым героем его был Геракл .
Не сохранилось ни единого подлинного произведения скульптора, но существует довольно большое количество копий и повторений, дающих приблизительное представление о стиле мастера.
Другие ваятели старались поддерживать традиции зрелой классики, обогащая их большим изяществом и сложностью.

Этим путем шел Леохар , создавший статую Аполлона Бельведерского. Долгое время эта скульптура оценивалась как вершина античного искусства, "бельведерский кумир" был синонимом эстетического совершенства. Как это часто бывает, высокие хвалы со временем вызвали противоположную реакцию. Ее стали находить помпезной и манерной. Между тем Аполлон Бельведерский - произведение действительно выдающееся по своим пластическим достоинствам; в фигуре и поступи повелителя муз сочетаются сила и грация, энергия и легкость, шагая по земле, он вместе с тем парит над землей. Для достижения такого эффекта, нужно было изощренное мастерство ваятеля; беда лишь в том, что расчет на эффект слишком очевиден. Аполлон Леохара словно приглашает любоваться его красотой, да и в эпоху поздней классики виртуозное исполнение очень ценилось.