За запретной дверью в индийском храме скрываются несметные сокровища. Храм Падманабхасвами — тайна запечатанной двери

За запретной дверью в индийском храме скрываются несметные сокровища. Храм Падманабхасвами — тайна запечатанной двери

Верховный суд Индии пытается сейчас решить судьбу огромного богатства, хранящегося в подвалах вишнуистского храма в городе Тируванантапурам. Речь идет о сокровищах, чья стоимость, по самым скромным подсчетам, составляет 22 миллиарда долларов. С одной стороны, на них претендуют потомки раджей, веками копивших золото и драгоценные камни. С другой - верующие индуисты и профсоюз служителей храма. Между тем цена вопроса может подскочить значительно выше, поскольку еще не все храмовые хранилища вскрыты, а совокупная стоимость находящихся там сокровищ, вероятно, равняется триллиону долларов.

Звезды во мраке

«Когда отодвинули гранитную плиту, за ней царил почти абсолютный мрак - его разбавлял лишь тусклый луч света из дверного проема. Я заглянул в черноту кладовой, и мне открылось потрясающее зрелище: словно звезды мерцали в небе безлунной ночью. Бриллианты и другие драгоценные камни вспыхивали, отражая слабый свет, проникавший из открытой двери. Большая часть сокровищ была сложена в деревянных сундуках, но со временем дерево обратилось в труху. Драгоценные камни и золото просто лежали кучами на покрытом пылью полу. Ничего подобного я никогда не видел».

Так описал сокровища храма Падманабхасвами один из членов спецкомиссии, назначенной Верховным судом Индии для осмотра сокровищницы - каллары, в которой раджи Траванкора, древнего княжества на территории нынешнего штата Керала, веками складировали свои богатства. В присутствии потомка раджей одно из хранилищ вскрыли, чтобы убедиться: древние легенды о бесчисленных богатствах княжеской семьи не лгут.

Сейчас Падманабхасвами находится под круглосуточной охраной 200 полицейских. Все подходы к храму просматриваются камерами наружного наблюдения, на входе установлены рамки металлоискателя, а на ключевых позициях размещены пулеметчики. Эти меры не выглядят избыточными: хотя члены комиссии обязались хранить полный перечень найденных сокровищ в секрете, речь, по самым скромным подсчетам, идет о ценностях, слегка превышающих бюджет Хорватии. Среди наиболее примечательных экспонатов из чистого золота - полноразмерный трон, усыпанный сотнями бриллиантов и другими драгоценными камнями, 800 килограммов монет, цепь длиной в пять с половиной метров и золотой сноп весом более полутонны.

Остальные хранилища еще не вскрыты. В них могут находиться сокровища стоимостью триллион долларов - это больше, чем военные бюджеты США, Китая и России вместе взятые.

Кобры и несовершеннолетние боги

Княжество Траванкор на юге Индии было основано в 1729 году, но храм Падманабхасвами гораздо древнее. Его нынешнее здание построено в XVI веке. Святилище же на этом месте, как уверяют историки, было задолго до этого. В древних тамильских текстах его именовали Золотым храмом, поскольку по преданию стены святилища были из чистого золота. Столетиями люди несли туда подношения богу Вишну. После основания Траванкора в храм буквально хлынул поток драгоценностей: бесстрашные раджи одержали немало побед над соседями, присвоив их сокровища, и даже нанесли поражение голландской Ост-Индской компании. Государство процветало, торговля крепла, деньги текли рекой.

Возвращавшиеся из удачных странствий купцы оставляли в Падманабхасвами, главном храме Траванкора, щедрые подношения. Немало сокровищ храму перепало и от самих раджей: по обычаю наследник трона, достигнув совершеннолетия, передавал храму в дар золота столько, сколько весил он сам. В британские времена Траванкор стал туземным княжеством, его правители были у британцев на хорошем счету и пользовались многочисленными привилегиями, продолжая богатеть. Сокровища храма были в безопасности: хотя каллары охраняли лишь несколько человек с деревянными палками, каждый в Траванкоре знал, что подвалы Падманабхасвами кишмя кишат ядовитыми кобрами, чьи изображения были высечены на дверях в назидание ворам.

В 1946-м, перед уходом британцев из Индии, властители Траванкора вспомнили о былой славе, отказавшись присоединяться к Индии и Пакистану. «Траванкор станет независимым государством, - объявил представитель княжества. - Мы не видим причин, по которым должны иметь меньше суверенитета, нежели Дания, Швейцария или Сиам». Лишь с большим трудом траванкорцев удалось уговорить присоединиться к Индии, но взамен княжеская семья вытребовала себе немало привилегий, включая титул хранителя храма Падманабхасвами.

Дело в том, что по индийским законам божества, которым посвящен храм, могут владеть поднесенными им дарами и земельными участками при святилище. При этом юридически боги приравнены к несовершеннолетним, а следовательно, им полагается опекун - он же хранитель храма и всех его сокровищ. Именно эту должность и получили раджи Траванкора. Вскоре поползли слухи: злые языки говорили, что лишившиеся других доходов раджи нет-нет да и запускают руку в храмовые богатства.

Война Ананды Падманабхана

Все изменили два человека. Дом Ананды Падманабхана, юриста из Тируванантапурама, стоит на улице, ведущей к храму, и он с детских лет слышал все толки и сплетни о нечистых на руку бывших раджах Траванкора. Его дядю Сундарараджана, истово верующего индуиста, не волновали земные богатства - только служение богам. С годами Падманабхан под влиянием дяди с головой ушел в религию и решил посвятить жизнь богу Вишну.

В 2007 году он подал в суд на главу рода траванкорских раджей, 86-летнего Мартханду Варму, утверждая, что он плохо справляется с обязанностями хранителя и Вишну из-за них лишился немалой части своих богатств. По подсчетам юриста, в общей сложности за последние десятилетия из храма пропали ценности на сумму более чем в миллиард рупий (15 миллионов долларов). «Они даже не вели нормальный учет, - возмущался адвокат. - Королевская семья лгала, утверждая, что сокровища никогда не открывались, но и по обрывкам записей видно, что их вскрывали минимум семь раз». Божеству, заявлял Падманабхан, требуется новый опекун.

Падманабхана неожиданно поддержал профсоюз служителей храма. Его лидер, в частности, сообщил: «Множество вещей за последние годы исчезло. В храме хранилась флейта из слоновой кости, ей было много веков. Я видел ее однажды, но с тех пор ее так никто и не нашел. Кучу сокровищ просто украли». Вскоре одного из активистов профсоюза, Падманабху Даса, неизвестные облили кислотой, он выжил буквально чудом.

Расследование, проведенное генеральным ревизором Индии Винодом Раем, подтвердило свидетельства Падманабхана и членов профсоюза. В итоговом документе на 1000 страниц перечислялись пропавшие из храма драгоценности, и список, как говорится в документе, неполон.

Потомки былых королей

За время процесса умер престарелый потомок раджей Мартханда Варма, его место занял племянник - мелкий предприниматель Мулам Тирунал Рама Варма. Он, как и его дядя, категорически отвергает все обвинения. Интересы бывших властителей отстаивает в суде целая команда профессиональных адвокатов.

Раджи Траванкора веками владели храмом, напоминает защита, и состояли в особых отношениях с богом Вишну: так, короли из века в век сопровождали его идол во время торжественного омовения в море дважды в год и даже просили у него разрешения, если нужно было покинуть город. Никакой земной закон не в силах изменить этой священной связи. Любые обвинения в хищениях вообще смешны: записи свидетельствуют, что покойный Мартханда неоднократно вносил деньги, чтобы покрыть дефицит храмового бюджета.

На стороне раджей - колоссальное влияние, которым они до сих пор пользуются в штате Керала, где их по привычке иногда величают королями. В случае необходимости бывшие правители Траванкора легко организуют кампании в свою поддержку.

«Королевская семья считает храм и сокровища в нем своей собственностью, - жалуется Падманабхан. - Но в 1972-м правительство лишило их, как и других правителей, всех привилегий и доходов. Персональное исключение делалось лишь для тех, кто был правителем на момент обретения независимости, но последний настоящий раджа Траванкора умер в 1991 году. Сейчас моя работа почти завершена - я хотел лишь, чтобы сокровища были должным образом сосчитаны и описаны, а дальше уже пусть решает суд».

Нужно больше золота

Над этой схваткой незримо возвышается еще один игрок - федеральное правительство. Индия отчаянно нуждается в золоте: ежегодно для того, чтобы удовлетворить спрос ювелирной отрасли, приходится импортировать около тысячи тонн, тратя на это бешеные деньги. А в индуистских храмах по всей стране, по подсчетам главы индийского Аруна Джатли, хранится более трех тысяч тонн этого драгоценного металла (золотой запас Индии, для сравнения, составляет 550 тонн).

Храм Падманабхасвами (Padmanabhaswamy Temple; śṟī patmaṉābhasvāmi kṣētṟaṁ) расположенный в городе Тривандрам (штат Керала, Индия), получил общемировую известность в июле 2011 года, когда в нём были вскрыты 4 подземных кладовых храма, и найден один из самых крупных кладов в истории человечества, оцениваемый в 22 млрд. долларов. Специалисты могут сравнить эти находки лишь с ценностями гробниц египетского фараона Тутанхамона, обнаруженных в 1922 году.

Но, в храме существует и шестое хранилище, с шестой дверью, которая до сих пор не вскрыта, и за которой возможно хранится самая великая тайна и несметные сокровища.

История храма


Padmanabhaswamy Temple, 1890

Известно, что храм, в том виде в котором он дошел до наших дней, начали строить в 1731 году. В 1750 году царь Мартханда Варма (1729-1758), являющийся одним из самых могущественных правителей Траванкора посвятил своё царство Падманабхе. Он перенес свою резиденцию в Тируванантапурам, город Ананты, который стал называться Падманабхадаса, означающий «Слуга Господа Падманабхи». После этого через столицу княжества стал проходить и основной торговый путь.

Купцы посещающие город делали щедрые подношения божеству храма, чтобы не только получить благословение на удачную торговлю от высших сил, но и заручиться расположением местной власти. Также в храме хранили золото, для совершения сделок по оплате за пряности и золото собранное с европейцев в виде налога за покупку и провоз пряностей. Много золота и драгоценностей оказывалось в храме и в результате пожертвований сделанных членами богатых семей государства.

Как известно в Индии существует обычай во время междоусобиц и войн прятать в храмах городскую казну, так как священные сооружения были неприкосновенны и не каждый бандит рисковал грабить храм, опасаясь, что боги не простят вторжения в свои дома. В результате, на протяжении столетий служители храма собирая пожертвования, и то что было получено на хранение переносили сокровища в подземные тайники, где оно часто и оставалось навсегда.

Это основная версия происхождения сокровищ. Но есть версия и о более раннем происхождении сокровищ, в которой говорится что храм на этом месте построили задолго до появления самого княжества Траванкор. Предполагают что храм был сооружен еще в IV веке до н.э. О Золотом храме упоминается в древних тамильских текстах. Легенды утверждают, что даже стены храма раньше были из чистого золота.

О храме и божестве Падманабхасвами

Храм, в нынешнем виде, был построен в 1750 году, и выполнен в смешанном дравидском и керальском стилях. Имеет надвратную семи-рядовую 30,5 метровую башню, с искусной резьбой и множеством великолепных статуй и скульптур.

Стены храма покрыты фресками, изображающими разные мистические истории. Внутри храма располагается широкий длинный коридор с 24,5 метровым золотым шестом и флагом и 324 рельефных гранитных столба. Поверхность этих колон также покрыты великолепной резьбой.

Основной зал храмовой постройки также украшен фресками, на которых изображены различные мистические истории. В этом зале и располагается главная святыня храма: статуя божества Падманабхасвами.

Божество возлежит в позе мистического сна йога-нидра (Ананантхасаянам), на «бесконечном Шеше» (тысячеголовый змей, царь всех нагов — одна из форм Бога в ведийской религии и индуизме).

Из пупка Падманабхасвами (Вишну) произрастает лотос с сидящим на нем Брахмой. Левая рука скульптуры расположена над камнем-лингамом, считающимся самой важной формой и образом Шивы. Рядом сидят его жены: богиня процветания Шридеви и богиня Земли Бхудеви.

Статуя построена из 10008 Шалаграма-шил («священных камней» — вайшнавское индуистское мурти в форме сферического чёрного камня), имеет длину 5,5 метров, и покрыта золотом и драгоценными камнями.

Божество можно увидеть из трех ворот храма — через одни ворота видны часть ног и стопы, через другие живот с произрастающим из пупка лотосом и сидящем на нём Брахмой, а через третьи видно частично грудь, голову и руки. Входить в храм могут только индуисты в соответствующих одеждах.

О найденных сокровищах стоимостью более 22 млрд. долларов

Как говорилось выше в течение столетий, а может и тысячелетий, жрецы храма собирали пожертвования: золото, другие драгоценности и относили их на хранение в шесть подземных тайников. Два из этих тайников были опечатаны в середине XIX века, а четыре других после того как в 1947 году Индия получила независимость и королевство Траванкор прекратило существование.

Решение об открытии тайников принималось более пятидесяти лет. Дело затягивалось потому что на протяжении нескольких сотен лет прямые потомки раджей Траванкора управляли храмовым комплексом и являлись попечителями земного имущества Падманабхасвами и разумеется вместе с хранителями выступали противниками такого вскрытия.

В 2009 году адвокат Сундару Раджану подал петицию в Верховный суд Индии. В петиции излагалось что необходимо вскрыть подземные кладовые храма, опечатанные более 130 лет назад, с целью произвести должный учет хранящихся там сокровищ. Беспокойство юриста вызывало то, что без должного надзора и учета сокровища подвергались разграблению. Сундару Раджан, до того как стать адвокатом был полицейским, и понимал о чём говорит. Он указывал на плохую охрану храма. Полиция подтвердила его слова, сообщив в Суде, что: «…необходимы установки лазерной сигнализации, системы видео-наблюдения и другие современные охранные системы, но у нас их нет». Также имелись сведения, что и жрецы иногда грабили храм. Но дело затягивалось.

Лишь в июле 2011 года вышло постановление Верховного Суда Индии о том, что с целью сохранения ценностей храм должен перейти из ведения потомков королевской семьи Траванкор, в ведении властей штата Керала. Только после этого решения Суда можно было законно вскрывать хранилища.

Тайники вскрывали в присутствии главы династии Траванкор, 89-летнего махараджи Утрадана Вармы, семи представителей суда. Также присутствовали индийские археологи и исследователи. Но никто даже не мог представить, насколько внушительным окажутся найденные сокровища. Один из присутствующих позже написал: «… Когда отодвинули гранитную плиту, за ней царил почти абсолютный мрак — его разбавлял лишь тусклый луч света из дверного проема. Я заглянул в черноту кладовой, и мне открылось потрясающее зрелище: словно звезды мерцали в небе безлунной ночью. Бриллианты и другие драгоценные камни вспыхивали, отражая слабый свет, проникавший из открытой двери. Большая часть сокровищ была сложена в деревянных сундуках, но со временем дерево обратилось в труху. Драгоценные камни и золото просто лежали кучами на покрытом пылью полу. Ничего подобного я никогда не видел».

Хотя члены комиссии обязались хранить полный перечень найденных сокровищ в секрете, но из просочившихся сведений стало известно, что среди наиболее примечательных экспонатов были: из чистого золота полноразмерный трон, усыпанный бриллиантами и другими драгоценными камнями, 536 кг золотых и серебряных монет, золотой сноп весом более пятисот килограмм, инкрустированные изумрудами и рубинами короны и блюда, золотые статуэтки и ожерелье длиной пять с половиной метров и весом в тридцать пять килограмм. А также и золотая статуя Вишну высотой 1,2 метра.

Этот клад стал одним из крупнейших в истории человечества. Стоимость найденного сокровища оценили в 22 млрд долларов, хотя многие ученые считают что настоящую стоимость подсчитать невозможно — коллекция просто бесценна. Схожее по масштабу богатство есть только во дворце махараджи Джай Сингха II в Джайпуре.

Новость о сокровищах быстро облетела всю страну, в храм потянулись паломники, а правительством штата были предприняты беспрецедентные меры по обеспечению безопасности найденных сокровищ. Для охраны привлекли более 200 полицейских, а внутри храма срочно установили охранную сигнализацию и камеры наблюдения.

Но, к сожалению, даже таких мер было недостаточно. Полный учет драгоценностей так и не провели, и они по-прежнему разворовываются и исчезают. К примеру, аудиторский отчёт проведенный в 2015 г. показал, что: «… за эти годы из храма было похищено 266 кг золота. Согласно источникам, близким к Райу, золото было похищено из храма 82 раза. Из 893,44 кг золота, вывезенного из храма для работ, было заменено только 627 кг золота, а оставшихся 266 кг пропало… В докладе также отмечается, что в храме отсутствует какая-либо заслуживающая доверия система учета. Золото из храмовых сводов вывозилось для различных целей, но часто обратно не возвращалось.

В докладе также указано, что из 82 судов из драгоценных металлов, включая серебро, вывезенных в течение 2008-09 годов, 72 были возвращены, а 10 пропали без вести. Тайники были открыты не менее семи раз, в том числе дважды в 1990 году и пять раз в течение 2002 года, несмотря на запрет открывать хранилище. Королевская семья Траванкора, которой также был передан отчет, никак на него не среагировала.

Тайна шестого хранилища

С того времени прошло несколько лет, но интрига вокруг храма Падманабхасвами продолжает разворачиваться. Ведь до сих пор не было вскрыто шестое хранилище, где, как считается, находится самая ценная часть клада.

Официальной причиной, по которой эту дверь до сих пор не вскрывают, является постановление Верховного Суда Индии, который вынес решение о том, что последнее запечатанное хранилище не будет вскрыто, пока власти штата не смогут предоставить гарантию неприкосновенности и безопасности храму. Сокровища должны быть оценены, задокументированы. Должна быть проведена съемка и профессиональная атрибуция. Также должен быть и более высокий уровень охраны. Однако, как отметили в постановлении судьи, должного учета и охраны не было выполнено даже для уже найденных сокровищ.

Во-вторых, дверь не спешат вскрывать потому что жрецы храма грозят что если будет вскрыта шестая дверь, то всех ждёт проклятие. Высшие должностные лица Керала попросту боятся совершать решительные действия. Они воспринимают всерьез угрозы жрецов, вспоминая яркий пример с таинственной смертью инициатора вскрытия первых пяти дверей — Сундара Раджана.

Не прошло и недели после вскрытия хранилищ, как он скоропостижно скончался. По официальной версии причиной смерти стала лихорадка. Но все кто знал адвоката, могли сказать что не смотря на возраст, семьдесят лет, он был физически крепким мужчиной, и не жаловался на здоровье. И вдруг внезапно умер. Причем вскрытие так и не установило точную причину смерти. Многие индусы не поверили сообщениям в газетах о причинах смерти, расценив его кончину как наказание за «потревоженный сон» божества Падманабхасвами.
Вспоминают также и историю произошедшую якобы в XIX веке. Тогда была совершена попытка открыть эту дверь. На вскрытие отважились англичане, но как только они вошли в подземелье, на них накинулись неизвестно откуда появившиеся полчища огромных змей. Англичане не смогли отбиться от них ни саблями, ни огнестрельным оружием. Некоторым удалось в ужасе бежать, а те, кого змеи покусали, скончались в страшных муках.

Не собирается сдаваться и потомок властителей Траванкора, который заявил, что будет бороться за неприкосновенность последнего тайника с сокровищами храма Падманабхасвами.

Есть и еще одна причина. Этот тайник не был вскрыт одновременно с другими, поскольку он запечатан особым запрещающим «знаком змея», охраняющим покой божеств. На двери изображена огромная кобра с несколькими головами. Дверь герметично запечатана, хотя и непонятно, каким образом – на ней нет ни защелок ни замков, нет и отверстий для ключа. Считается что ворота в подземелье герметично закрыты звуковыми волнами. Согласно легенде, закрыл дверь сам Вишну, и за ней хранится его неприкосновенный запас, трогать который людям запрещено.

В начале XVIII века на юго-западе полуострова Индостан было образовано княжество Траванкор. В течение многих столетий по его территории проходили оживленные торговые пути. Европейские торговцы перцем, гвоздикой и корицей появились здесь в XVI веке, после того как в 1498 году сюда приплыли каравеллы португальца Васко да Гамы. Иностранные и индийские купцы, приезжавшие в Траванкор за специями и другими товарами, обычно оставляли щедрые подношения богу Вишну, чтобы получить благословение на удачную торговлю от высших сил и заодно заручиться расположением местных властей. Помимо пожертвований в храме складировалось золото, получаемое от европейских купцов в уплату за пряности. В 1731 году одним из самых могущественных правителей Траванкора раджой Мартханда Вармой (он правил в 1729- 1758 годах), в столичном городе Тривандруме (сейчас он называется Тируванантапурам - столица нынешнего индийского штата Керала) был построен величественный храм Падманабхасвами. Собственно, одна из 108 обителей Вишну здесь находилась еще с III века до н. э., а в XVI веке расположился храмовый комплекс. Раджа на том же месте выстроил гопурам - главную семирядную башню храма высотой 30,5 м. Она украшена множеством статуй и скульптур, каждая из которых может считаться настоящим зодческим шедевром. Внутрь храма ведет длинный коридор с колоннадой, состоящей из 365 прекрасных гранитных колонн. Их поверхность полностью покрыта резьбой, представляющей собой пример истинного мастерства древних скульпторов. Основной зал храмовой постройки украшен фресками, изображающими различные мистические истории, и предназначен для хранения главной святыни: уникальной статуи Падманабхасвами - формы Вишну, пребывающего в позе Ананантхасаянам, то есть в вечном мистическом сне. Скульптурное воплощение верховного бога возлежит на гигантском тысячеголовом змее Ананта-Шеше - царе всех нагов. Из пупка Вишну произрастает лотос с сидящим на нем Брахмой. Левая рука изваяния расположена над камнем-лингамом, который считается самой важной формой и образом Шивы. Рядом сидят его жены: богиня Земли Бхудеви и богиня процветания Шридеви. Статуя высотой 5,5 м построена из 10 008 Шалаграмашил (священных камней) и покрыта золотом и драгоценными камнями. Ее можно увидеть из трех ворот храма - через одни видны стопы, через другие - тело, а через третьи - грудь и лицо. На протяжении нескольких сотен лет прямые потомки раджей Траванкора управляли храмовым комплексом и были попечителями земного имущества Вишну. Однако несколько лет назад выяснилось, что и величественный храм, и великолепная скульптура - лишь видимая часть богатства Падманабхасвами. Более того, над провинцией Керала нависло древнее проклятие. Дело в том, что в 2009 году известный индийский адвокат Сундара Раджан написал в Верховный суд Индии петицию: он потребовал открыть кладовые храма Шри-Падманабхасвами, опечатанные более 130 лет назад. Беспокоило юриста то, что без должного надзора и учета сокровища могут быть попросту разграблены. Раджан, как бывший полицейский, указывал на недопустимо плохую охрану храма. Местные полицейские подтвердили его слова: у полиции Керала нет ни технических средств, ни опыта по защите подобных богатств. «Необходимы установки лазерной сигнализации, системы видеонаблюдения и другие современные охранные системы, но у нас их нет», - сообщил офицер полиции. В феврале 2011 года суд признал правоту Сундара Раджана и обязал государство установить должный контроль над храмом, дабы обеспечить необходимую охрану хранящихся в его кладовых ценностей. Согласно судебному решению, исторический памятник передан под юрисдикцию правительства штата Керала.

Разумеется, потомок раджи Траванкора и попечитель храма восьмидесяти летний Утрадан Тирунаал Мартханда Варма обратился в Верховный суд с апелляцией. Аристократ заявил, что специальный закон, принятый после получения Индией независимости, дает ему полное право контролировать храм. Кроме того, он настаивал, что раджи Траванкора издавна являлись жрецами бога Вишну, что дает им право на управление храмовым имуществом. Однако Верховный суд не согласился с доводами истца и отклонил апелляцию на основании того, что раджи в XXI веке уже не имеют особого правового статуса и рассматриваются как обычные граждане Индии. Несмотря на гнев верующих, которые полагали, что грабить богов не дозволяется никому, в том числе и властям, специальная правительственная комиссия исполнила решение Верховного суда и вскрыла храмовые тайники, чтобы провести инвентаризацию ценностей. То, что обнаружилось внутри пяти секретных подземных помещений, потрясло весь мир: сундуки примерно с 1 т золотых монет, 1 т золота в слитках и ювелирных изделиях, мешки с бриллиантами и другими драгоценными камнями. В одном из хранилищ обнаружили инкрустированные изумрудами и рубинами короны, золотые ожерелья, золотую цепь длиной 5,5 м, 36-килограммовое золотое «полотно», редкие монеты разных стран, а также изумительную статую бога Вишну, лежащего на змее Ананта-Шеше, выполненную из чистого золота и имеющую высоту 1,2 м.

По предварительным данным, найденные сокровища оцениваются почти в триллион индийских рупий, что превышает 20 миллиардов долларов в золотом эквиваленте. Это больше, чем бюджет всего столичного округа Дели! По словам индийских археологов и исследователей, они даже не представляли, насколько внушительным окажется найденный клад. Естественно, правительством штата были приняты беспрецедентные меры по обеспечению безопасности найденных сокровищ. Для их охраны привлекли большую часть полицейских штата. В самом же храме срочно установили охранную сигнализацию и камеры наблюдения. После этого индусов охватила настоящая мания: схватив металлоискатели или вооружившись чистым энтузиазмом, толпы «паломников» побежали в храмы - вдруг где-то еще найдутся подобные сокровища? В «дома богов» бросились и те, кто никогда благочестием не отличался. Всем известно, что с глубокой древности богатые семьи Индии щедро жертвовали храмам драгоценности, к тому же существовал обычай во время войн и междоусобиц прятать в храмах городскую казну. Но священные сооружения в Индии всегда были неприкосновенны, и не все индусы ринулись на поиски сокровищ - верующие ужасаются поступкам «богохульников» и утверждают, что боги не простят вторжения в свои дома. В то же время интрига вокруг храма Падманабхасвами продолжает разворачиваться. Ведь вскрыты были только пять сокровищниц. После этого собирались вскрыть последнее из шести подземных хранилищ, где, как считается, находится самая ценная часть клада. Однако проклятия, которыми грозят жрецы Вишну, останавливают высших должностных лиц Керала от решительных действий. И наиболее ярким примером того, что неразумно отмахиваться от угроз жрецов, послужила таинственная смерть инициатора святотатства. Не прошло и недели после вскрытия сокровищ, как семидесятилетний Сундар Раджан скоропостижно скончался, по официальной версии - от лихорадки. Физически крепкий мужчина, никогда до этого не жаловавшийся на здоровье, внезапно умер, причем вскрытие так и не установило точной причины его смерти. Разумеется, многие индусы сообщениям в прессе не поверили и расценили его кончину как наказание Вишну за потревоженный сон. Не собирается сдаваться и потомок властителей Траванкора. Он заявил, что будет бороться за неприкосновенность последнего тайника с сокровищами храма Падманабхасвами. Этот тайник не был вскрыт одновременно с пятью другими комнатами, поскольку он запечатан особым «знаком змея», охраняющего покой Вишну. И дело даже не в сокровищах, которые там хранятся. Существует легенда о том, что в помещении, запечатанном «знаком змея», хранится своего рода неприкосновенный запас храма Вишну. Золото и драгоценности, хранящиеся там, запрещено трогать. Лишь в самом крайнем случае, когда на карту будет поставлена судьба княжества и живущих в нем людей, жрецам после особой церемонии будет разрешено вскрыть дверь в сокровищницу, которую охраняет огромная трехголовая кобра с рубиновыми глазами. Тех же, кто попытается самовольно проникнуть в подземелье, ждет страшная смерть. Рассказывают, что где-то в конце XIX века англичане, чувствовавшие себя тогда в Индии полными хозяевами, несмотря на все предостережения раджи и жрецов, решили проникнуть в запретную сокровищницу. Но это им сделать так и не удалось.

Смельчаки, вошедшие в подземелье с факелами и светильниками, вскоре с дикими воплями выскочили оттуда. По их словам, из темноты на них набросились гигантские змеи. Разъяренных пресмыкающихся не удалось остановить ни острыми кинжалами, ни выстрелами. Несколько человек были укушены ядовитыми тварями. В страшных мучениях святотатцы, покусившиеся на сокровища Вишну, скончались на руках своих товарищей. Больше никто не рискнул повторить их попытку попасть в запретную кладовую. Так что заветная дверь пока еще не открыта. Один из служителей храма даже дал под присягой показания о том, что вскрывать «дверь со змеей» нельзя - это сулит всем неисчислимые беды. Верховный суд вынес решение о том, что последнее запечатанное хранилище не будет открыто, пока местные власти не гарантируют храму неприкосновенность и безопасность, а сокровищам - должную оценку и охрану, документацию, съемку и профессиональную атрибуцию. Однако, как отметили судьи, это пока не было выполнено даже для уже найденного богатства. А пока верховные судьи разбираются со старинными заклятьями, историки и общественность спорят, кому теперь принадлежит сокровище и что с ним делать. Проректор университета им. Махатмы Ганди в Керала Раджан Гуруккал уверен, что независимо от того, было ли это сокровище княжеским или храмовым, это - уникальное археологическое богатство, имеющее возраст в несколько сотен лет. «А любой археологический объект принадлежит нации». Ведь в первую очередь храмовый клад представляет огромную ценность как источник сведений об обществе средневековой Индии и не только, поскольку клады, тем более такие большие, могут содержать монеты и драгоценности, накопленные за достаточно большие промежутки времени. Гуруккал уверен, что сохранностью найденных исторических и культурных предметов должно заниматься государство, и призывает отправить сокровище в национальный музей. А вот экс-глава Совета археологических исследований Нараянан заявил прессе, что власть, напротив, не должна вмешиваться - судьбу клада должен решать храмовый совет. В противном случае это будет покушением на частную собственность. Представители индийской интеллигенции, в том числе бывший судья Верховного суда Индии Кришна Айер, предлагают использовать богатства на благо общества: в стране 450 миллионов человек живут за чертой бедности. «Являются ли найденные сокровища наказанием или благословением для одного из самых бедных индийских штатов, покажет время. С определенностью можно сказать одно: для властей штата Керала деньги были бы точно не лишними», - отметил германский еженедельник «Der Spiegel». При этом члены индуистских общин настаивают на сохранении сокровищ на прежнем месте, говорится в статье. А одна из них даже пригрозила акцией массовых самоубийств, если ценности будут вывезены из храма. Разгневанные индуисты аргументируют свою позицию тем, что лишь потомки махараджей, которые охраняют сокровища храма, могут решать, что с ними делать. Впрочем, глава правительства штата Ооммен Чанди уже пообещал, что все ценности останутся во владении храма. Он добавил, что по этому поводу идут консультации с потомками правителей Траванкора и главным жрецом храма. С другой стороны, многие храмы кладут свои сокровища в банк (например, храм Тирумалы Венкатешвары, расположенный на востоке страны, хранит в банке треть из своих трех тонн золота). Другие же активно вкладывают средства в образование и культуру, строят школы. Особо заинтересованные в судьбе сокровищ лица, которые совсем не удивились тому, что было найдено в тайных кладовых, это княжеская семья Траванкора. «Мы лишь удивлены тому, что этому так удивились, - сказал в одном интервью Мартханада Варма. - Все знали, что наша семья богата и много веков дарила золото храму». При этом князь ушел от ответа на вопрос, готова ли его семья передать часть найденных сокровищ на общественные нужды: «Все ответы должен дать Верховный суд. Мы ждем его решения». А пока суд тянет время, драгоценности лежат в старинных храмах. Никем не учтенные, они потихоньку растаскиваются, исчезают. Нередко артефакты подменяются новоделами, а оригиналы оседают где-то в частных коллекциях. Единственный путь прекратить это - поставить храмовые памятники и сокровищницы под контроль центральных властей, считают в Индии многие. Собственно, об этом и говорил юрист и бывший полицейский Сундара Раджан, который затеял историю со вскрытием храмовых тайников и умер то ли от лихорадки, то ли от гнева Вишну.


В начале XVIII века на юго-западе полуострова Индостан было образовано княжество Траванкор. В течение многих столетий по его территории проходили оживленные торговые пути. Европейские торговцы перцем, гвоздикой и корицей появились здесь в XVI веке, после того как в 1498 году сюда приплыли каравеллы португальца Васко да Гамы.

Иностранные и индийские купцы, приезжавшие в Траванкор за специями и другими товарами, обычно оставляли щедрые подношения богу Вишну, чтобы получить благословение на удачную торговлю от высших сил и заодно заручиться расположением местных властей. Помимо пожертвований в храме складировалось золото, получаемое от европейских купцов в уплату за пряности.

В 1731 году одним из самых могущественных правителей Траванкора раджой Мартханда Вармой (он правил в 1729— 1758 годах), в столичном городе Тривандруме (сейчас он называется Тируванантапурам — столица нынешнего индийского штата Керала) был построен величественный храм Падманабхасвами.

Собственно, одна из 108 обителей Вишну здесь находилась еще с III века до н. э., а в XVI веке расположился храмовый комплекс. Раджа на том же месте выстроил гопурам — главную семирядную башню храма высотой 30,5 м. Она украшена множеством статуй и скульптур, каждая из которых может считаться настоящим зодческим шедевром.




Внутрь храма ведет длинный коридор с колоннадой, состоящей из 365 прекрасных гранитных колонн. Их поверхность полностью покрыта резьбой, представляющей собой пример истинного мастерства древних скульпторов.


Основной зал храмовой постройки украшен фресками, изображающими различные мистические истории, и предназначен для хранения главной святыни: уникальной статуи Падманабхасвами — формы Вишну, пребывающего в позе Ананантхасаянам, то есть в вечном мистическом сне.


Скульптурное воплощение верховного бога возлежит на гигантском тысячеголовом змее Ананта-Шеше — царе всех нагов. Из пупка Вишну произрастает лотос с сидящим на нем Брахмой. Левая рука изваяния расположена над камнем-лингамом, который считается самой важной формой и образом Шивы. Рядом сидят его жены: богиня Земли Бхудеви и богиня процветания Шридеви.

Статуя высотой 5,5 м построена из 10 008 Шалаграмашил (священных камней) и покрыта золотом и драгоценными камнями. Ее можно увидеть из трех ворот храма — через одни видны стопы, через другие — тело, а через третьи — грудь и лицо. На протяжении нескольких сотен лет прямые потомки раджей Траванкора управляли храмовым комплексом и были попечителями земного имущества Вишну.


Однако несколько лет назад выяснилось, что и величественный храм, и великолепная скульптура — лишь видимая часть богатства Падманабхасвами. Более того, над провинцией Керала нависло древнее проклятие.

Дело в том, что в 2009 году известный индийский адвокат Сундара Раджан написал в Верховный суд Индии петицию: он потребовал открыть кладовые храма Шри-Падманабхасвами, опечатанные более 130 лет назад. Беспокоило юриста то, что без должного надзора и учета сокровища могут быть попросту разграблены. Раджан, как бывший полицейский, указывал на недопустимо плохую охрану храма.

Местные полицейские подтвердили его слова: у полиции Керала нет ни технических средств, ни опыта по защите подобных богатств. «Необходимы установки лазерной сигнализации, системы видеонаблюдения и другие современные охранные системы, но у нас их нет» , — сообщил офицер полиции.

В феврале 2011 года суд признал правоту Сундара Раджана и обязал государство установить должный контроль над храмом, дабы обеспечить необходимую охрану хранящихся в его кладовых ценностей. Согласно судебному решению, исторический памятник передан под юрисдикцию правительства штата Керала.


В одном из хранилищ обнаружили инкрустированные изумрудами и рубинами короны, золотые ожерелья, золотую цепь длиной 5,5 м, 36-килограммовое золотое «полотно», редкие монеты разных стран, а также изумительную статую бога Вишну, лежащего на змее Ананта-Шеше, выполненную из чистого золота и имеющую высоту 1,2 м.


По предварительным данным, найденные сокровища оцениваются почти в триллион индийских рупий, что превышает 20 миллиардов долларов в золотом эквиваленте. Это больше, чем бюджет всего столичного округа Дели!

По словам индийских археологов и исследователей, они даже не представляли, насколько внушительным окажется найденный клад. Естественно, правительством штата были приняты беспрецедентные меры по обеспечению безопасности найденных сокровищ. Для их охраны привлекли большую часть полицейских штата. В самом же храме срочно установили охранную сигнализацию и камеры наблюдения.

После этого индусов охватила настоящая мания: схватив металлоискатели или вооружившись чистым энтузиазмом, толпы «паломников» побежали в храмы — вдруг где-то еще найдутся подобные сокровища? В «дома богов» бросились и те, кто никогда благочестием не отличался.


Всем известно, что с глубокой древности богатые семьи Индии щедро жертвовали храмам драгоценности, к тому же существовал обычай во время войн и междоусобиц прятать в храмах городскую казну. Но священные сооружения в Индии всегда были неприкосновенны, и не все индусы ринулись на поиски сокровищ — верующие ужасаются поступкам «богохульников» и утверждают, что боги не простят вторжения в свои дома.

В то же время интрига вокруг храма Падманабхасвами продолжает разворачиваться. Ведь вскрыты были только пять сокровищниц. После этого собирались вскрыть последнее из шести подземных хранилищ, где, как считается, находится самая ценная часть клада.

Однако проклятия, которыми грозят жрецы Вишну, останавливают высших должностных лиц Керала от решительных действий. И наиболее ярким примером того, что неразумно отмахиваться от угроз жрецов, послужила таинственная смерть инициатора святотатства.

Не прошло и недели после вскрытия сокровищ, как семидесятилетний Сундар Раджан скоропостижно скончался, по официальной версии — от лихорадки. Физически крепкий мужчина, никогда до этого не жаловавшийся на здоровье, внезапно умер, причем вскрытие так и не установило точной причины его смерти. Разумеется, многие индусы сообщениям в прессе не поверили и расценили его кончину как наказание Вишну за потревоженный сон.


Не собирается сдаваться и потомок властителей Траванкора. Он заявил, что будет бороться за неприкосновенность последнего тайника с сокровищами храма Падманабхасвами. Этот тайник не был вскрыт одновременно с пятью другими комнатами, поскольку он запечатан особым «знаком змея», охраняющего покой Вишну. И дело даже не в сокровищах, которые там хранятся.

Тайна запечатанной двери храма Падманабхасвами

Существует легенда о том, что в помещении, запечатанном «знаком змея», хранится своего рода неприкосновенный запас храма Вишну. Золото и драгоценности, хранящиеся там, запрещено трогать.

Лишь в самом крайнем случае, когда на карту будет поставлена судьба княжества и живущих в нем людей, жрецам после особой церемонии будет разрешено вскрыть дверь в сокровищницу, которую охраняет огромная трехголовая кобра с рубиновыми глазами. Тех же, кто попытается самовольно проникнуть в подземелье, ждет страшная смерть.

Эта дверь не имеет замков, болтов, защелок или каких-либо других фиксаторов. Считается, что она герметично закрыта посредством звуковых волн.

Рассказывают, что где-то в конце XIX века англичане, чувствовавшие себя тогда в Индии полными хозяевами, несмотря на все предостережения раджи и жрецов, решили проникнуть в запретную сокровищницу. Но это им сделать так и не удалось.


Смельчаки, вошедшие в подземелье с факелами и светильниками, вскоре с дикими воплями выскочили оттуда. По их словам, из темноты на них набросились гигантские змеи. Разъяренных пресмыкающихся не удалось остановить ни острыми кинжалами, ни выстрелами. Несколько человек были укушены ядовитыми тварями.

В страшных мучениях святотатцы, покусившиеся на сокровища Вишну, скончались на руках своих товарищей. Больше никто не рискнул повторить их попытку попасть в запретную кладовую.

Так что заветная дверь пока еще не открыта. Один из служителей храма даже дал под присягой показания о том, что вскрывать «дверь со змеей» нельзя — это сулит всем неисчислимые беды. Верховный суд вынес решение о том, что последнее запечатанное хранилище не будет открыто, пока местные власти не гарантируют храму неприкосновенность и безопасность, а сокровищам — должную оценку и охрану, документацию, съемку и профессиональную атрибуцию. Однако, как отметили судьи, это пока не было выполнено даже для уже найденного богатства.

А пока верховные судьи разбираются со старинными заклятьями, историки и общественность спорят, кому теперь принадлежит сокровище и что с ним делать. Проректор университета им. Махатмы Ганди в Керала Раджан Гуруккал уверен, что независимо от того, было ли это сокровище княжеским или храмовым, это — уникальное археологическое богатство, имеющее возраст в несколько сотен лет.

«А любой археологический объект принадлежит нации». Ведь в первую очередь храмовый клад представляет огромную ценность как источник сведений об обществе средневековой Индии и не только, поскольку клады, тем более такие большие, могут содержать монеты и драгоценности, накопленные за достаточно большие промежутки времени. Гуруккал уверен, что сохранностью найденных исторических и культурных предметов должно заниматься государство, и призывает отправить сокровище в национальный музей.

А вот экс-глава Совета археологических исследований Нараянан заявил прессе, что власть, напротив, не должна вмешиваться — судьбу клада должен решать храмовый совет. В противном случае это будет покушением на частную собственность.

Представители индийской интеллигенции, в том числе бывший судья Верховного суда Индии Кришна Айер, предлагают использовать богатства на благо общества: в стране 450 миллионов человек живут за чертой бедности.

Верховный суд Индии пытается сейчас решить судьбу огромного богатства, хранящегося в подвалах вишнуистского храма в городе Тируванантапурам. Речь идет о сокровищах, чья стоимость, по самым скромным подсчетам, составляет 22 миллиарда долларов. С одной стороны, на них претендуют потомки раджей, веками копивших золото и драгоценные камни. С другой — верующие индуисты и профсоюз служителей храма. Между тем цена вопроса может подскочить значительно выше, поскольку еще не все храмовые хранилища вскрыты, а совокупная стоимость находящихся там сокровищ, вероятно, равняется триллиону долларов.

«Когда отодвинули гранитную плиту, за ней царил почти абсолютный мрак — его разбавлял лишь тусклый луч света из дверного проема. Я заглянул в черноту кладовой, и мне открылось потрясающее зрелище: словно звезды мерцали в небе безлунной ночью. Бриллианты и другие драгоценные камни вспыхивали, отражая слабый свет, проникавший из открытой двери. Большая часть сокровищ была сложена в деревянных сундуках, но со временем дерево обратилось в труху. Драгоценные камни и золото просто лежали кучами на покрытом пылью полу. Ничего подобного я никогда не видел».

Так описал сокровища храма Падманабхасвами один из членов спецкомиссии, назначенной Верховным судом Индии для осмотра сокровищницы — каллары, в которой раджи Траванкора, древнего княжества на территории нынешнего штата Керала, веками складировали свои богатства. В присутствии потомка раджей одно из хранилищ вскрыли, чтобы убедиться: древние легенды о бесчисленных богатствах княжеской семьи не лгут.

Сейчас Падманабхасвами находится под круглосуточной охраной 200 полицейских. Все подходы к храму просматриваются камерами наружного наблюдения, на входе установлены рамки металлоискателя, а на ключевых позициях размещены пулеметчики. Эти меры не выглядят избыточными: хотя члены комиссии обязались хранить полный перечень найденных сокровищ в секрете, речь, по самым скромным подсчетам, идет о ценностях, слегка превышающих бюджет Хорватии. Среди наиболее примечательных экспонатов из чистого золота — полноразмерный трон, усыпанный сотнями бриллиантов и другими драгоценными камнями, 800 килограммов монет, цепь длиной в пять с половиной метров и золотой сноп весом более полутонны.


При этом члены индуистских общин настаивают на сохранении сокровищ на прежнем месте, говорится в статье. А одна из них даже пригрозила акцией массовых самоубийств, если ценности будут вывезены из храма. Разгневанные индуисты аргументируют свою позицию тем, что лишь потомки махараджей, которые охраняют сокровища храма, могут решать, что с ними делать.

Впрочем, глава правительства штата Ооммен Чанди уже пообещал, что все ценности останутся во владении храма. Он добавил, что по этому поводу идут консультации с потомками правителей Траванкора и главным жрецом храма.

С другой стороны, многие храмы кладут свои сокровища в банк (например, храм Тирумалы Венкатешвары, расположенный на востоке страны, хранит в банке треть из своих трех тонн золота). Другие же активно вкладывают средства в образование и культуру, строят школы.

Особо заинтересованные в судьбе сокровищ лица, которые совсем не удивились тому, что было найдено в тайных кладовых, это княжеская семья Траванкора.


PS: К началу 20 века 80% всего золота мира было состредоточено в Азии, в том числе Индии и Китае. Именно ФРС США постаралась, чтобы это золото не вошло в мировой оборот...

Самый богатый храм в мире July 23rd, 2016

Про богатства храма мы чуть позже узнаем, а пока немного истории.

Построенный в честь одного из главных индуистских Богов Вишну, храм Падманабхасвами расположен в столице южного штата Керала, городе Тривандрум, или как его чаще называют Тируванантапурам.

Гопурам, главная башня храма, была построена в 1566 году. Она имеет семь уровней, а ее высота составляет более 30 метров. Она украшена множеством статуй и скульптур, каждая из которых может считаться настоящим зодческим шедевром. Внутрь храма ведет длинный коридор с колоннадой, состоящей из 365-ти прекрасных гранитных колонн. Их поверхность полностью покрыта резьбой, представляющей собой пример истинного мастерства древних скульпторов.

Фото 2.

В основном зале здания располагается главная святыня храма – статуя Вишну, изображающая его в аспекте Шри Падманабха, возлежащим на змее Анантха или Ади Сеша, из его пупка растет лотос, на котором сидит Брахма. Левая рука Вишну расположена над линга – камень-вместилище божественной сущности – Шивы. А рядом с ним сидят две его жены – Шридеви, Богиня процветания, и Бхудеви, Богиня Земли. Статуя изготовлена из сила – ископаемого, добываемого со дна священной реки Кали-Гандаки, которое имеет черный цвет и считается аниконическим воплощением Вишну. Кроме того, сверху статуя покрыта специальным веществом «Катусаркара йогам» - аюрведической смесью, которая не позволяет оседать на поверхности идола пыли и грязи.

В храме дважды в год проводится десятидневный фестиваль традиционного танцевально-драматического искусства Кералы – Катхакали. Но в Падманабхасвами могут войти только люди, исповедующие индуизм, кроме того, они обязаны соблюдать очень строгий дресс-код.

В прошлых веках, короли и их династии жертвовали огромное количество золота храму. Часто, по случаю совершеннолетия кропринца, храм получал весовой эквивалент взрослого наследника, только в виде золота. До сих пор ходят легенды, что где-то под самим сооружением спрятаны все эти несметные сокровища. В древней литературе храм описывается со стенами из золота и огромного количества драгоценных камней.

Фото 3.

В 2011-м году решением суда легенда превратилась в реальность.

До вскрытия хранилищ, ни кто и не подозревал, что же может находиться в комнатах. Но увидев сокровища, многие были потрясены, количество золота, бриллиантов, на первый взгляд не поддавалось подсчету. Для охраны клада, власти стягивают едва ли не всех полицейских штата. Внутри храма устанавливаются системы сигнализации, и видеонаблюдения.

Фото 4.

И действительно, там было чему удивляться, и что охранять, вес только золотых монет составлял одну тонну. А также еще на одну тонну, золото отлитое в слитки, и различные ожерелья, множество разнообразных драгоценных камней.В одной из пяти открытых кладовых, обнаружились короны украшенные изумрудами и рубинами.

Выполненная из золота статуя бога Вишну, лежащая на змее, большая золотая цепь длинной 5.5 метров, золотые ожерелья. Но археологи смогли вскрыть только пять хранилищ, шестая комната и поныне стоит запечатанная. Как многими прогнозируется, там находятся несметные богатства.

Фото 5.

Из-за вскрытия хранилищ очень долго тянулись судебные тяжбы. Потомки раджей Траванкора, претендовали на владение храмом и объявляли себя владельцами сокровищ. Однако итогом долгих судебных процессов становиться решение,- открыть хранилище, обязав государство обеспечить охрану сокровищницы, и передать наследие прошлого властям штата Керал.

Фото 6.

Такое решение суда, возмущает Утрадана Варму,и он обращается с протестом в Верховный суд. 89-летний мужчина, являющийся попечителем храма, сослался на специальный закон, принятый после получения Индией независимости, который отдавал храм и клад в его полное распоряжение.

Но слова аристократа, что раджи Траванкора являлись жрецами храма Вишну, а он их прямой потомок, не впечатлили судей. Апелляция была отклонена, и судья заявил, что в наше время, раджи уже не имеют особого правового статуса, делающего им исключения. Однако аристократ продолжает бороться за владение храмом Падманабхасвами.

Фото 7.

Шестая комната храма запечатана “знаком змеи”, - изображение огромной многоголовой кобры, стерегущей покои бога Вишну. Официальная версия гласит, что старинное хранилище не откроют, пока местные власти не обеспечат необходимую безопасность древним сокровищам. Охрану, документирование, и поэтапную видеосъемку. Как отмечаю судьи, пока этого не выполнено, и Верховный суд ожидает подробного отчета об уже найденных сокровищах.

Еще одной причиной мешающей вскрытию последней комнаты, является суеверие. А вернее проклятие, которое покарает смертью всех, кто нарушит покой бога. И у местных властей, есть причины относится к проклятию серьезно. Офицер полиции Сундар Раджан, настаивавший на вскрытии замурованных 150 лет назад гробниц, умер.

Фото 8.

Мужчина, до этого не жаловавшийся на здоровье, и физически крепкий, неожиданно умирает после вскрытия гробницы. Вскрытие не смогло установить истиной причины смерти. И многие жители штата Керал, расценили скоропостижную смерть бывшего офицера, как наказание бога Вишну, за потревоженный покой.

По одному из предположений, потомок раджей и жрецы не в личных интересах защищают сокровища храма. Легенда рассказывает, что в комнате запечатанной “знаком змеи”, хранятся сокровища которые запрещено трогать. Они оставлены богом Вишну для особых случаев, когда возникнет угроза всему княжеству, и охраняются гигантской трехголовой коброй с рубиновыми глазами. И вскрыть сокровищницу можно будет только после специальной церемонии проведенной жрицами.

Фото 9.

Всех тех людей, которые попробуют зайти в помещение, ожидает жуткая гибель. Рассказывают истории, как в конце 19 века, англичане не послушавшись предостережений раджи и жрецов, отправились в сокровищницу. Взяв факелы они смело пошли добывать сокровища. Однако тут же смельчаки с криками и воплями покинули место с сокровищами.

После, выжившие рассказывали, как на них из темноты накинулись громадные змеи. Которых нельзя было остановить ни ножами, ни пулями. Люди укушенные змеями, скончались на руках своих товарищей в жутких корчах и криках,. После этого случая, попыток проникнуть в сокровищницу не предпринималось.

Фото 10.

Вскрытые хранилища храма продемонстрировали более 800 килограмм золота, сноп из золота, весом более, чем полтонны, несколько тысяч золотых украшений, золотой трон в бриллиантах и много чего еще. Без учета исторической ценности, все богатства были оценены примерно в $22 миллиарда.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.