Что делится политический режим. Виды государственных (политических) режимов

Что делится политический режим. Виды государственных (политических) режимов
Что делится политический режим. Виды государственных (политических) режимов

Политический режим представляет собой методы осуществления политической власти в обществе.

Политический режим: виды и сущность

Любой политический режим - это то или иное сочетание противоположных взаимоотношений между людьми: демократизма и авторитарности.

Виды государственного и тоталитаризм

При сходстве авторитаризма с тоталитаризмом в первом случае допускается некоторая поляризация и размежевание интересов и сил. Здесь не исключены некоторые элементы борьба, выборы и в некоторых пределах легальная оппозиция и инакомыслие. Но при этом права общественных политических организаций и граждан несколько ограничены, легальная серьезная оппозиция под запретом, политическое поведение организаций и отдельных граждан строго регулируются регламентом. Деструктивные, сдерживаются, что создает определенные условия для демократических реформ и гармонизации интересов.

Политический режим, виды: демократия

Под демократией прежде всего подразумевается участие масс в управлении государством, а также наличие у всех граждан страны демократических свобод и прав, официально признанных и закрепленных законодательством и конституцией. Демократия за всю историю своего существования в качестве общественно-политического явления выработала определенные ценности и принципы, к которым относятся:

  • гласность в деятельности власти;
  • равное право граждан государства в управлении обществом;
  • подразделение властей на судебную, законодательную и исполнительную;
  • конституционное оформление строя государства;
  • комплекс гражданских, политических, социальных и экономических свобод и прав человека.

Данные ценности, конечно, описывают идеальную систему, которой еще нигде не существует. Возможно, она, в принципе, недостижима. Однако институты по поддержанию ценностей демократии существуют при всех их недостатках.

1. Понятие политического режима

2. Тоталитарный политический режим

4. Демократический политический режим.

1. Политический режим – это совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы.

Политический режим определяется следующими факторами:

Роль, функции и место главы государства в системе политического руководства;

Способ и порядок формирования представительных органов власти (избирательная система);

Взаимоотношения законодательной и исполнительной власти;

Положение и условие деятельности партий, массовых общественных организаций, движений, общественных объединений граждан в политической системе;

Правовое положение лица, гарантии осуществления прав и свобод человека, степень участия народа в формировании политической власти, степень реального участия народа в политической жизни, наличие механизмов прямой демократии;

Порядок функционирования карательных и правоохранительных органов;

Положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

Учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
- наличие механизмов политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.
На состояние политического режима оказывают влияние: политическая стабильность общества, соотношение социальных сил и степень обостренности борьбы между ними, исторические, парламентские, социально-культурные традиции и другие факторы. Политический режим характеризует приспосабливание политической системы к объективным условиям социально-экономического и культурного развития общества. В свою очередь это является одним из критериев его эффективности.

В политологии существуют различные типологии политических режимов. Одной из наиболее распространенных является следующая:

Тоталитарный.

Есть подходы, согласно которым существуют режимы демократические и недемократические (авторитарные и тоталитарные). По следующей типологии выделяются демократический и авторитарный режимы, а тоталитарный трактуется как крайняя форма проявления авторитарного режима. Существуют и другие подходы. Однако мы остановимся на первой классификации.



2. Тоталитарный политический режим – политический режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль над всеми сферами жизни общества в целом и жизнью каждого человека в отдельности, опирающийся на систематическое применение насилия или его угрозу. Тоталитаризм – это политический способ организации всей общественной жизни, характеризующийся всеобъемлющим контролем со стороны власти над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии. В тоталитарном государстве политические партии уничтожены или координированы в составе одной партии и конфликт между классами скрывается подчеркиванием органического единства в государстве. Термин «тоталитаризм» произошел от латинского слова totalitas (полнота, цельность) и впервые в широкий политический лексикон был введен для характеристики своего движения Бенито Муссолини (Италия) в 1925 г. Тоталитаризм – феномен XX века. Однако идеи о возможности полного, всеобщего управления обществом со стороны государства существовали еще в древности.

Изучение учеными-политологами тоталитарных режимов прошлого столетия позволило выделить их следующие характерные черты :

1. Наличие единой идеологии, которая охватывает все жизненно важные стороны человеческого бытия, которая стремится ответить на все потенциально возникающие у членов общества вопросы и которой предположительно придерживаются все, живущие в данном обществе.

2. Единственная массовая партия, как правило, возглавляемая одним человеком, лидером харизматического склада и вбирающая в себя относительно небольшую часть населения; партия, чье ядро предано идеологии и готово всемерно способствовать ее широкому распространению; партия, которая организована по иерархическому принципу и, как правило, либо стоит над бюрократической государственной организацией, либо полностью слита с нею.

8. В тоталитарном обществе происходит сращивание правящей партии с государственным аппаратом, что ведет к монопольному контролю над экономической сферой.

3. Система полицейского контроля, поддерживающего партию, и одновременно осуществляющего надзор над ней самой в интересах ее вождей.

7. Полный контроль над всеми вооруженными силами.

5. Всеобъемлющий контроль над всеми средствами массовой коммуникации и информации – прессой, радио, кино и нетерпимость к инакомыслию в любых формах. Не поощряется индивидуальность, оригинальность в мыслях, поведении и даже в одежде. И наоборот, порождается стремление не выделяться, быть как все, уравнительность, подозрительность, стремление доносить.

6. В сознательности людей усиленно формируется образ врага, с которым не может быть примирения. В обществе поддерживаются боевое настроение, атмосфера секретности, чрезвычайного положения, чтобы никто не потерял бдительности. Все это служить оправданию командных методов управления и репрессий.

9. Полное отчуждение граждан от политических процессов, ущемление прав и свобод граждан.

10. Социально-психологическим фундаментом тоталитарного режима является конформизм. Социальный конформизм – некритическое принятие и следование господствующих мыслей и стандартов, стереотипов массовой сознательности и традиций. Условиями возникновения конформизма являются страх, пропаганда, фанатичная вера в высшую и единственную истину, императивы групповой стандартности.

Тоталитаризм имеет следующие исторические формы : коммунизм (СССР), фашизм (времен правлении Б. Муссолини в Италии), национал-социализм (Германия при Гитлере – Третий Рейх).

Начало коммунизма положила военно-коммунистическая система, которая сложилась в 1918 г. в России. Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем его другие виды, выражает основные черты этого строя, так как направлен на полное уничтожение частной собственности, а, следовательно, и всякой автономии лица и представляет собой абсолютную власть государства.

Фашистский режим впервые был установлен в Италии в 1922 г. В нем тоталитарные черты были выражены не в полной мере. Итальянский фашизм своей целью провозглашал не столько радикальное строительство нового общества, сколько возрождение итальянской нации и величия Римской империи, установление порядка, твердой государственной власти.

Национал-социализм как политический и общественный строй был установлен в Германии в 1933 г. Ему свойственны почти все общие черты тоталитаризма. Национал-социализм имеет родственность с фашизмом, хотя очень много перенимает из советского прошлого: прежде всего революционные и социалистические компоненты, формы организации партии и государства и даже обращение "товарищ". В то же время место класса занимает нация, место классовой ненависти - национальная и расовая. Главной целью провозглашалось мировое господство арийской расы, для достижения которого осуществлялась милитаризация (усиление военной мощи) и военная экспансия, геноцид стоящих на более низкой ступени развития народов (славян, цыган, евреев).

3. Авторитарный режим занимает промежуточное положение между тоталитарным и демократическим режимами. Диктаторский характер власти авторитаризма роднит его с тоталитаризмом (в этом случае авторитаризм является своеобразной альтернативой тоталитаризма), а с демократическим режимом его сближает наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, в частности, экономической и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. Таким образом, авторитарный режим (авторитаризм) – режим, основанный на монополии на власть одного лица либо группы лиц, при сохранении некоторых свобод в неполитических сферах.

· отчуждение народных масс от власти в силу того, что один человек (монарх, тиран) или небольшая группа лиц (военная хунта) выступают носителями власти;

· стремление исключить политическую оппозицию (если таковая существует) из процесса артикуляции политических позиций и принятия решений. Монополизация власти и политики, следствием которой является недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других общественных организаций, но при условии их подконтрольности властям;

· неподконтрольность власти гражданам и ее неограниченность. Власть может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению;

· стремление поставить под свой контроль все потенциально оппозиционные общественные институты - семью, традиции, группы интересов, средства массовой информации и коммуникации;

· относительная закрытость правящей элиты, которая сочетается с наличием внутри нее разногласий и борющихся за власть группировок;

· невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы. Основные ориентиры деятельности власти связаны, прежде всего, с обеспечением собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики. При этом существует вероятность влияния на стратегию экономического развития, осуществление активной социальной политики;

Авторитарные политические режимы достаточно разнообразны. К ним можно причислить и известные в истории абсолютные монархии, и феодальные аристократии, и режимы бонапартистского типа, и военные диктатуры, и многие иные смешанные формы, с трудом поддающиеся определению. Но политические исследователи чаще выделяют следующие три группы разновидностей авторитарных политических режимов в зависимости от такого критерия как правящая группировка, ее основные характеристики и способы взаимодействия с обществом:

1. Однопартийные системы . Характеризуются либо наличием одной политической партии (остальные запрещены) либо доминирующим положением (деятельность остальных партий ограничена со стороны правящей власти). В большинстве случаев однопартийные системы либо устанавливаются в результате совершения революций, либо навязываются извне. Так было, например, со странами Восточной Европы, в которых однопартийные системы стали послевоенным результатом насаждения опыта СССР. Сюда же, помимо стран с коммунистическим режимом правления, могут быть отнесены Тайвань и Мексика.

2. Военные режимы . Чаще всего возникают в результате государственных переворотов против осуществляющих управление гражданских лиц (военные правления в Латинской Америке, Африке, Греции, Турции, Пакистане и др.).

3. Режимы личной власти . Их общей характеристикой является то, что главным источником авторитета выступает индивидуальный лидер и что власть и доступ к власти зависят от доступа к лидеру, близости к нему, зависимости от него. Португалия при Салазаре, Испания при Франко, Филиппины при Маркосе, Индия при Индире Ганди, Румыния при Чаушеску являются более или менее убедительными примерами режимов личной власти.

Необходимо отметить, что большинство политических систем современности характеризуется наличием черт авторитарного политического режима.

4. Демократический режим. В современной политологии понятие «демократия» является достаточно распространенным, однако его первоначальный смысл (demos – народ, kratos- власть) расширил свои границы. Первоначально термин демократия определялся как власть народа. Например, такое объяснение демократии давал Геродот, в трудах которого это понятие встречается впервые. При демократии Геродота власть принадлежит всем гражданам, которые обладают равными правами на управление государства, а не одному лицу или и не групп лиц. Именно эта черта демократии так не нравилась другим представителям античной политической мысли – Платону и Аристотелю, которые отнесли демократию к отрицательным (неправильным) формам государственного правления. Так, Аристотель под демократией понимал такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках. Для Аристотеля наилучшее государство - это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.

В основе современного понимания идеальной модели демократии, лежат ценности свободы, равенства, прав человека, народного суверенитета, участия граждан в управлении и др. В широком смысле демократия трактуется как форма устройства любой организации, основанная на принципах равноправия ее членов, выборности органов управления и принятия решений большинством. Демократия – это управление государством в соответствии с народными предпочтениями. Демократия как особая организация политической власти определяет способность различных групп населения реализовывать свои специфические интересы. Таким образом, демократию можно определить как политический режим государства, при котором власть осуществляется через прямое народовластие, либо через представителей, избираемых народом или какой-то его частью.

Признаки демократического режима:

1. Наличие многопартийной системы.

2. Свобода деятельности общественных организаций и движений.

3. Всеобщее избирательное право и система свободных выборов.

4. Принцип разделения властей.

5. Развитая система парламентаризма.

6. Принцип взаимной ответственности граждан и государства.

7. Официальная идеология сосуществует гармонично с идеологическим плюрализмом.

8. Средства массовой информации свободны и независимы.

9. Права и свободы граждан гарантируются законом. Закон определяет механизм их реализации.

10. Выборность основных органов власти.

В зависимости от степени участия граждан в политической жизни выделяют следующие модели демократии:

· партиципаторная (participer – участвовать). В рамках этой концепции обосновывается необходимость участия широких слоев общества в выборах своих представителей, в принятии решений, а также непосредственно в политическом процессе и в контроле за реализацией решения;

· плебисцитарная . Ее отличает позиция о том, что представительные органы должны быть подконтрольными гражданам, а, следовательно, необходимо их свести к минимуму, а воля народа и государственная власть должны быть тождественны или идентичны. Народ должен сам непосредственно участвовать в принятии важнейших политических решений. В истории развития общества именно античная демократия носила плебисцитарный характер;

· представительная . Данная концепция основывается на принципе ответственности власти и государственного управления. Народ признается источником и контролером власти. Воля народа выражается на выборах, также она делегируется депутатам и другим представительным органам власти. Реальная представительная демократия обычно воплощается в парламентаризме. Суть ее состоит в том, что граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ;

· элитарная . В этой концепции получил свою реализацию принцип ограничения непосредственного участия масс в управлении. В данной модели носителями демократическими ценностями являются не рядовые граждане, а элита, которая способна более эффективно управлять обществом и защищать ценности демократии. Масса же должна иметь право периодически контролировать элиту с помощью выборов, влиять на ее состав.

Процесс перехода к демократии не является однонаправленным и линейным, именно поэтому принято выделять промежуточные этапы, который конкретизируют данный процесс. На первом этапе происходит трансформация политической системы и стабилизация экономической. Данный этап характеризуется установлением основных демократических институтов, освобождением СМИ, ликвидацией полицейского государства, возникновением новых политических сил, выступающих за демократические перемены. На втором этапе происходит трансформация в экономической сфере, в то время как политическая система начинает постепенно стабилизироваться по мере принятия новой конституции, закона о выборах, проведения демократических выборов. И на третьем этапе экономика начинает развиваться на основе самоподдерживающегося роста, без чрезмерного вмешательства со стороны государства.

Характерные черты демократии присущи политическим системам стран ЕС, США, Канады, Австралии и т.д.

Министерство образования Российской Федирации

Универсальный Институт Иновационных технологий

Факультет: Юриспруденция

Курсовая работа

Виды политических режимов

Выполнила студентка

2курса, дневного отделения

Факультета Юриспруденции

Научный руководитель:

Москва, 2008г.

П Л А Н:

1. Введение,

2. Типология политических режимов ,

1. Деспотический режим

2. Тиранический режим

3. Тоталитарный режим

4. Фашистский (расистский) режим

6. Либеральный режим

7. Демократический режим

8.Феодализм

9.Плутократия

10.Диктатура

11.Корпоратохратия

12.Меритократия

13.Олигархия

14. Охлократия

15. Анархизм

3. Заключение,

4. Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Человечество уже тысячелетия ищет наиболее совершенные формы

государственной организации общества. Эти формы меняются с развитием самого

общества. Форма правления, устройства государства, политический режим – это

способ властвования, который характеризует взаимоотношения правящей элиты и населения и представляет собой совокупность методов практического осуществления государственной власти.

Политический режим определяет уровень политической свободы в обществе, правовое положение личности, дает ответы на вопросы о том, каким образом осуществляется государственная власть, в какой мере население допускается к управлению делами общества, и в том числе к правотворчеству.

Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е гг. XX века, категория, «политический режим», по мнению некоторых ученых; в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим.

Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам к пониманию политического (государственного) режима.

Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий – делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций. Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).

На протяжении многовековой истории существования государства как социального явления находили применение множество видов политического режима.

1. Деспотический режим (от греч. – неограниченная власть). Этот режим характерен для абсолютной монархии. При деспотии власть осуществляется исключительно одним лицом. Но поскольку фактически деспот один управлять не может, он вынужден перепоручать некоторые управленческие дела другому лицу, пользующемуся у него особым доверием (в России это были Малюта Скуратов, Меншиков, Аракчеев). На Востоке это лицо называли визирем. За собой деспот непременно оставлял карательную и налоговую функции. Воля деспота произвольна и иной раз проявляется не только как самовластие, но и как самодурство. Главное в деспотическом государстве – повиновение, исполнение воли правителя. Но есть сила, способная противостоять воле деспота, это – религия, она является обязательной и для государя.

Для деспотии характерно жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают своей суровостью, причем они, как правило, не соответствуют содеянному, а определяются произвольно. Главной санкцией, применяемой наиболее часто, является смертная казнь. При этом власть стремится к ее наглядности, с тем чтобы посеять в народе страх и обеспечить его повиновение.

Деспотический режим характеризуется полнейшим бесправием подданных. Отсутствие элементарных прав и свобод сводит их на положение скотины. Речь может идти лишь об удовлетворении физиологических потребностей, да и то не в полной мере.

Деспотия – это в основном уже историческое прошлое. Современный мир ее не приемлет.

2. Тиранический режим (от греч. – мучитель) устанавливается, как правило, на территории, подвергшейся военному завоеванию. Он основан на единоличном правлении, однако характеризуется наличием института наместника, а не института доверенного лица (визиря). Власть тирана жестокая. Стремясь подавить сопротивление, он казнит не только за выраженное неповиновение, но и за обнаруженный умысел на этот счет, т. е. превентивно, чтобы посеять страх среди населения.

Овладение территорией и населением другой страны связано, как правило, с физическим и моральным насилием не только над людьми, но и над обычаями народа. Когда новые правители вводят порядки, противные образу жизни и мыслей людей, особенно если навязывают иные религиозные нормы, народ переживает тираническую власть очень тяжело (Османская империя). Законы не действуют, поскольку тираническая власть, как правило, не успевает их создать.

Тираническое правление воспринимается народом как гнет, а тиран как угнетатель. Такой режим также существовал на ранних этапах развития человечества (древний мир, раннее средневековье). По сравнению с деспотией тирания представляется все же чуть менее суровым режимом. «Смягчающим обстоятельством» служит здесь факт угнетения не своего, а чужого народа.

Типы тираний

Известно несколько исторических типов тирании:

· раннегреческая (или старшая) тирания;

· проперсидская тирания в завоёванных персами греческих городах Малой Азии и на островах Эгейского моря;

· позднегреческая (или младшая) тирания.

Раннегреческая тирания возникла в период становления полисов (VII-VI вв. до н. э.) в процессе ожесточённой борьбы между родовой знатью и демосом, возглавлявшимся торгово-ремесленной верхушкой города; получила распространение в экономически развитых районах Греции. Придя к власти с помощью вооружённой силы и опираясь на поддержку демоса, тираны проводили важные преобразования по улучшению положения ремесленников, крестьян, беднейших городских и сельских слоев, способствовали развитию ремесла, торговли и процесса колонизации (например, Кипсел и Периандр в Коринфе; Феаген в Мегаре; Фрасибул в Милете; Писистрат в Афинах; Гелон, Гиерон I, Фрасибул в Сиракузах). Обычно реформы были направлены против родовой аристократии и способствовали закреплению элементов классового общества и государства.

Порожденная особенностями перехода от родового строя к классовому, опиравшаяся главным образом на военную силу, тирания не была прочным режимом и к середине V веке до н. э. исторически изжила себя, уступив место полисной республике.

Проперсидская тирания существовала в период завоевания персами греческих городов Малой Азии и островов (конец VI в. до н. э.); тиранами греки называли поставленных над ними персами наместников из представителей олигархических кругов (например, Силосонт на Самосе, Кой в Митилене и др.).

Позднегреческая тирания возникла в конце V в. до н. э. в условиях острой социальной борьбы состоятельной и знатной верхушки полиса с разорявшимися слоями демоса и существовала до 2 в. до н. э. Осуществлялась предводителями наёмных отрядов и привела к ликвидации полисных республик (например, Дионисий I Старший, Агафокл и другие в Сиракузах; Ликофрон и Ясон в Фессалии; Маханид и Набис в Спарте и др.

3. Тоталитарный режим (от позднелат. – полный, целый, всеобъемлющий) иначе можно назвать всеохватывающей властью. Экономической основой тоталитаризма является крупная собственность: феодальная, монополистическая, государственная. Тоталитарное государство характеризуется наличием одной официальной идеологии. Совокупность представлений о социальной жизни задается правящей элитой. Среди таких представлений выделяется главная «историческая» идея: религиозная (в Ираке, Иране), коммунистическая (в бывшем СССР: нынешнее поколение будет жить при коммунизме), экономическая (в Китае: догнать и перегнать путем большого скачка Запад), патриотическая или державная и др. Причем идея формулируется настолько популярно, просто, что ее могут понять и принять к руководству все слои общества, даже самые необразованные. Искренней поддержке власти населением способствует монополия государства на средства массовой информации. Существует одна правящая партия, которая объявляет себя ведущей силой общества. Поскольку эта партия дает «самые правильные установки», ей в руки отдаются бразды правления: происходит сращивание партийного и государственного аппарата.

Тоталитаризм характеризуется крайним центризмом. Центром же тоталитарной системы является вождь. Его положение сродни божественному. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему жестоко преследуется. На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов. Среди государственных органов выделяется «силовой кулак» (милиция, органы госбезопасности, прокуратура и т. д.). Карательные органы постоянно разрастаются, поскольку именно им предстоит применять насилие, носящее характер террора – физического и психического. Устанавливается контроль над всеми сферами жизни общества: политической, экономической, личной и др., а посему жизнь в таком государстве становится как за стеклянной перегородкой. Личность ограничивается в правах и свободах, хотя формально они могут даже провозглашаться.

— одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации .

Политический режим дает представление о сущности государственной власти, установившейся в стране в определенный период ее истории. Поэтому не столь важна структура политической системы или государства, сколько способы взаимодействия общества и государства, объем прав и свобод человека, способы формирования политических институтов, стиль и методы политического управления.

Однотипные или схожие государственные структуры могут порождать разные по своей сути политические режимы, и, напротив, однотипные режимы могут возникать в различных по своей структуре политических системах. Например, многие страны Европы являются конституционными монархиями (Швеция, Норвегия, Бельгия и др.), но политический режим в этих странах соответствует республиканской структуре власти с демократическими методами правления. В то же время республика Иран, имея вполне демократическую политическую структуру организации государства, наделе является авторитарным государством.

Отличить подлинно демократический режим власти от авторитарного или тоталитарного бывает непросто. СССР длительное время был для многих народов мира олицетворением реального народовластия и оазисом демократических свобод. Истинное положение народа, пережившего самый страшный в истории человечества тоталитарный режим, открылось миру лишь в период гласности.

Характер и признаки политического режима

Важными характеристиками политического режима являются принципы организации институтов власти, намечаемые политические цели, способы и методы их достижения. Например, в тоталитарных режимах весьма популярны лозунги и установки типа: «цель оправдывает средства», «победа любой ценой» и т. д.

На характер политического режима значительное влияние оказывают исторические традиции народа и уровень политической культуры общества. Политический диктатор или правящая политическая элита могут узурпировать власть лишь настолько, насколько им позволяют это народные массы и институты гражданского общества. Трудно представить, чтобы в странах с давними демократическими традициями и высоким уровнем политической культуры установился бы авторитарный или тоталитарный режим власти. Зато в странах с преимущественно традиционной политической культурой авторитарные и тоталитарные режимы возникают естественным образом.

Формы и виды политических режимов

Разновидностей политических режимов бесчисленное множество, но в политических исследованиях обычно выделяют три основные формы политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитарный политический режим

(лат. totalis — весь, целый, полный) — политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от всех других форм государственного насилия — деспотии, тирании, военной диктатуры и др.

Термин «тоталитаризм» был введен в 20-е гг. критиками Б. Муссолини, но с 1925 г. он сам стал использовать его для характеристики фашистского государства. С 1929 г. этот термин стал употребляться и применительно к режиму, сложившемуся в СССР.

Тоталитаризм возник в XX в. как политический режим и как особая модель социально-экономического порядка, характерная для стадии индустриального развития, и как идеология, дающая четкие ориентиры развития «нового человека», «нового экономического и политического порядка». Это своего рода «реакция» масс на ускоренное разрушение традиционных структур, их стремление к единению и консолидации перед лицом пугающей неизвестности.

В таком состоянии массы становятся легкой «добычей» различного рода политических авантюристов (вождей, фюреров, харизматических лидеров), которые, опираясь на фанатизм своих единомышленников, навязывают населению свою идеологию, свои планы решения возникших проблем.

Политическая система тоталитаризма, как правило, представляет собой жестко централизованную партийно-государственную структуру, которая осуществляет контроль над всем обществом, не допуская возникновения каких-либо общественных и политических организаций, стоящих вне этого контроля. Например, в СССР на каждом предприятии, в каждой государственной или общественной организации существовала партийная ячейка (КПСС).

При тоталитаризме гражданское общество полностью поглощается государством, а над самим государством устанавливается идеологический контроль правящей партии. Господствующая идеология становится мощной объединяющей и мобилизующей силой общества. «Кто не с нами — тот против нас!» — вот один из лозунгов, который не допускал никакого плюрализма мнений.

В зависимости от идеологических течений, тоталитаризм принято подразумевать на «левый» и «правый». «Левый» тоталитаризм, основанный на идеях марксизма-ленинизма, возник в коммунистических странах (СССР, странах Восточной Европы, Азии и на Кубе). «Правый» тоталитаризм в фашистской Германии основывался на идеологии национал-социализма, а в Италии — на идеях итальянского фашизма.

Для любого тоталитарного режима характерными чертами являются: военная и полувоенная организация общества; постоянный поиск внутренних и внешних «врагов», периодическое создание экстремальных ситуаций; перманентная мобилизация масс на выполнение очередных «неотложных» задач; требование беспрекословного подчинения вышестоящему руководству; жесткая вертикаль власти.

Авторитарный политический режим

(от лат. auctoritas — власть, влияние; auctor — зачинатель, основатель, автор) — политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы.

Для авторитаризма характерны высокая централизация власти; огосударствление многих сторон общественной жизни; командно-административные методы руководства; безоговорочное подчинение власти; отчуждение народа от власти; недопущение реальной политической оппозиции; ограничение свободы печати.

При авторитарных режимах сохраняется конституция, но она носит декларативный характер. Существует также система выборов, но она выполняет показательно-фиктивную функцию. Результаты выборов, как правило, заранее предопределены и не могут повлиять на характер политического режима.

В отличие от тоталитаризма при авторитаризме не существует тотального контроля над всеми общественными организациями. В идеологии допускается ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе. Репрессиям подвергаются в основном активные противники режима. Люди, занимающие нейтральные позиции, не считаются врагами. Существуют определенные личные права и свободы, но они носят ограниченный характер.

Авторитаризм является одним из наиболее распространенных типов политической системы. По своим характеристикам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Поэтому он возможен как при переходе от тоталитаризма к демократии, так и наоборот, от демократии к тоталитаризму.

Авторитарные режимы весьма разнообразны. Они различаются по целям и методам решения проблем, по формам организации власти и могут быть реакционными, консервативными или прогрессивными. Например, такие страны, как Чили, Бразилия, Южная Корея, через авторитаризм пришли к демократическому режиму власти.

Демократический политический режим

(от греч. demos — народ и kratos — власть) — власть народа, или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти.

Понятие «демократия» многогранно. Под демократией понимают и форму устройства государства или организации, и принципы управления, и разновидность социальных движений, предполагающих реализацию народовластия, и идеал общественного устройства, в котором граждане являются основными вершителями своих судеб.

Демократия как способ организации и форма управления может иметь место в любой организации (семье, научном отделе, производственной бригаде, общественной организации и т. д.).

Демократия ассоциируется со свободой, равенством, справедливостью, соблюдением прав человека, участием граждан в управлении. Поэтому демократию как политический режим принято противопоставлять авторитарным, тоталитарным и другим диктаторским режимам власти.

Слово «демократия» нередко употребляется в сочетании с другими словами, например, такими, как социал-демократ, христианский демократ, либерал-демократ и т. д. Это делается для того, чтобы подчеркнуть приверженность тех или иных социальных движений демократическим ценностям.

Важнейшими признаками демократии являются:

  • юридическое признание верховной власти народа;
  • периодическая выборность основных органов власти;
  • всеобщее избирательное право, в соответствии с которым каждый гражданин вправе принимать участие в формировании представительных институтов власти;
  • равенство прав граждан на участие в управлении государством — каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность;
  • принятие решения большинством голосов и подчинение меньшинства большинству;
  • контроль представительных органов за деятельностью исполнительной власти;
  • подотчетность выборных органов своим избирателям.

В зависимости от того, как, каким образом народ осуществляет свое право на власть, можно выделить три основных способа реализации демократии.

Прямая демократия - весь народ (имеющие право голоса) непосредственно принимает решения и следит за их исполнением. Такая форма демократии наиболее характерна для ранних форм демократии, например, для родовой общины.

Прямая демократия существовала и в античные времена в Афинах. Там главным институтом власти было Народное собрание, которое принимало решения и нередко могло организовывать их немедленное исполнение. Такая форма народовластия иногда походила на произвол и самосуд толпы. Очевидно, этот факт являлся одной из причин того, что Платон и Аристотель негативно относились к демократии, считая ее «неправильной» формой правления.

Подобного рода демократия существовала в Древнем Риме, в средневековом Новгороде, во Флоренции и ряде других городов-республик.

Плебисцитарная демократия - народ принимает решение лишь в определенных случаях, например во время референдума по какому-то вопросу.

Представительная демократия - народ избирает своих представителей, а они от его имени управляют государством или каким-то органом власти. Представительная демократия является наиболее распространенной и эффективной формой народовластия. Недостатки представительной демократии заключаются в том, что народные избранники, получив властные полномочия, не всегда выполняют волю тех, кого они представляют.

Политический режим - термин, который впервые появляется в работах Сократа, Платона и других древнегреческих ученых-философов. Аристотель выделял правильные и неправильные режимы. К первому типу он относил монархию, аристократию, политию. Ко второму - тиранию, олигархию, демократию.

Что такое политический режим?

Это способ организации политической системы. Он отражает отношение к власти и обществу, уровень свободы, характер преобладающей политической направленности. Эти характеристики зависят от разных факторов: традиций, культуры, условий, исторической составляющей. Поэтому двух абсолютно похожих режимов у разных государств не может быть.

Происходит формирование политического режима благодаря взаимодействию огромного количества институтов и процессов:

  • степенью интенсивности протекания различных общественных процессов;
  • формой административно-территориального устройства;
  • типом властно-управленческого поведения;
  • системностью и организованностью правящей элиты;
  • наличием правильного взаимодействия аппарата чиновников с обществом.

Институциональный и социологический подходы к определению

Институциональный подход сближает, сливает политический режим с понятием формы правления, государственного строя. Из-за этого он становится частью конституционного права. Он больше характерен для французского государства. Раньше в рамках этого подхода выделяли три основные группы режимов:

  • слияния - абсолютная монархия;
  • разделения - президентская республика;
  • сотрудничества - парламентская республика.

Со временем эта классификация стала дополнительной, поскольку в большей мере определяла только правительственные структуры.

Социологический подход отличается тем, что делает акцент на социальных основаниях. При нем понятие режима рассматривается более объемно, предполагая баланс во взаимоотношениях государства и общества. Режим имеет в основании систему социальный связей. По этой причине режимы изменяются и измеряются не только на бумаге. Для процесса нужно взаимодействие и движение социальных оснований.

Структура и основные характеристики политического режима

Структуру составляют властно-политическая организация и ее структурные элементы, политические партии, общественные организации. Формируется она под воздействием политических норм, культурных особенностей в их функциональном аспекте. По отношению к государству нельзя говорить об обычной структуре. Первостепенное значение отводится отношениям между ее элементами, способам формирования власти, отношением правящей элиты с обычными людьми, создание предпосылок для реализации прав и свобод каждого человека.

На основе структурных элементов можно выделить основные признаки правового режима:

  • соотношение разных видов власти, центрального правительства и местного самоуправления;
  • положение и роль различных общественных организаций;
  • политическая стабильность общества;
  • порядок работы правоохранительных и карательных органов.

Одной из важных характеристик режима является его легитимность. Под ней понимается, что в качестве основы для принятия любых решений находятся законы, Конституция, правовые акты. На этой характеристике могут основываться любые режимы, в том числе и тиранические. Поэтому сегодня легитимность - признание режима массами, опирающееся на их убеждениях о том, какая политическая система общества отвечает их убеждениям и интересам в большей степени.

Виды политических режимов

Разновидностей политических режимов огромное количество. Но в современных исследованиях акцент делается на трех основных типах:

  • тоталитарном;
  • авторитарном;
  • демократическом.

Тоталитарный

При нем формируется такая политика, чтобы можно было осуществлять абсолютный контроль над всеми сторонами жизни общества и человека в целом. Он, как и авторитарный тип, относится к недемократической группе. Главная задача власти - подчинить уклад жизни людей одной безраздельно господствующей идее, организовать власть так, чтобы в государстве создавались все условия для этого.

  • Отличием тоталитарного режима является идеология. В нем всегда существует своя «Библия». К основным признакам относится:
  • Официальная идеология. Она полностью отрицает другой порядок в стране. Она нужна для объединения граждан, построения нового общества.
  • Монополия на власть единой массовой партии. Последняя практически поглощает любые другие структуры, начиная выполнять их функции.
  • Контроль над СМИ. Это один из главных минусов, поскольку происходит цензура подаваемой информации. Тотальный контроль наблюдается по отношению ко всем средствам коммуникации.
  • Централизованный контроль экономики и система бюрократического управления.

Тоталитарные режимы могут меняться, эволюционировать. Если появляется последнее, то речь идет о пост тоталитарном режиме, когда ранее существующая структура теряет часть своих элементов, становится более размытой и слабой. Примером тоталитаризма является итальянский фашизм, китайский маоизм, немецкий национал-социализм.

Авторитарный

Этот тип характеризуется монополией на власть одной партии, лица, института. В отличие от предыдущего вида, авторитаризм не имеет единой для всех идеологии. Граждане не подвергаются репрессиям только из-за того, что являются противниками режима. Можно не поддерживать существующую систему власти, ее достаточно просто терпеть.

При этом виде отмечается разная регламентация разных аспектов жизни. Характерна намеренная деполитизация масс. Это значит, что они мало знают о политической обстановке в стране, практически не принимают в решении вопросов участия.

Если при тоталитаризме центр власти - одна партия, при авторитаризме самой высшей ценностью признается государство. Среди людей сохраняются и поддерживаются классовые, сословные и другие различия.

К главным признакам относится:

  • запрет на работу оппозиции;
  • централизованная монистическая структура власти;
  • сохранение ограниченного плюрализма;
  • отсутствие возможности ненасильственной смены правящих структур;
  • использование структур для удержания власти.

В обществе считается, что авторитарный режим всегда подразумевает использование жестких систем политического правления, который применяет принудительные и силовые методы регулирования любых процессов. Поэтому важными политическими институтами являются силовые органы и любые средства обеспечения политической стабильности.

Демократический политический режим

Он ассоциируется со свободой, равенством, справедливостью. При демократическом режиме соблюдаются все права человека. Это главный его плюс. Демократия - народовластие. Ею можно назвать политический режим только в том случае, если законодательная власть была выбрана народом.

Государство предоставляет своим гражданам широкие права и свободы. Оно не ограничивается только их провозглашением, но и обеспечивает основу для них, устанавливает конституционные гарантии. Благодаря этому свободы становятся не только формальными, но и реальными.

Главные признаки демократического политического режима:

  1. Наличие Конституции, которая бы отвечала требования народа.
  2. Суверенитет: народ выбирает своих представителей, может их менять, осуществлять контроль над деятельностью гос. структур.
  3. Происходит защита прав отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства - необходимое, но не достаточное условие.

В демократическом строе есть равенство прав граждан в управлении гос. системами. Могут создаваться любые политические партии и объединения, позволяющие выразить свою волю. В при таком режиме правовое государство понимается в качестве высшей власти закона. При демократии политические решения всегда альтернативны, а законодательная процедура является четкой и сбалансированной.

Иные виды политических режимов

Рассмотренные три типа являются самыми популярными. Сегодня можно встретить республики и страны, в которых сохраняются и превалируют другие режимы: военная диктатура, демократура, аристократия, охлократия, тирания.

Некоторые политологи, характеризуя современные недемократичные режимы, делают акцент на гибридных видах. Особенно на тех, которые сочетают демократию и авторитаризм. При этом направлении происходит узаконивание отдельных положений с использованием различных демократических процедур. Особенность заключается в том, что последние находятся под контролем правящих элит. К подвидам относится диктократия и демократура. Первая возникает при проведении либерализации без демократизации, происходит смирение правящей элиты с некоторыми индивидуальными и гражданскими правами без подотчетности обществу.

При демократуре происходит демократизация без либерализации. Это значит, что выборы, многопартийность и политическая конкуренция возможны только в мере, не угрожающей правящей элите