«Рассказ о Великой Отечественной войне в музее детского сада». Занятие для детей старшей и подготовительной групп

«Рассказ о Великой Отечественной войне в музее детского сада». Занятие для детей старшей и подготовительной групп
«Рассказ о Великой Отечественной войне в музее детского сада». Занятие для детей старшей и подготовительной групп

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разводили голубей, иногда даже участвовали в потасовках. Но пришел час тяжелых испытаний и они доказали, каким огромным может стать обыкновенное маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине, боль за судьбу своего народа и ненависть к врагам. И никто не ожидал, что именно эти мальчишки и девчонки способны совершить великий подвиг во славу свободы и независимости своей Родины!

Дети, оставшиеся в разрушенных городах и сёлах становились беспризорными, обречёнными на голодную смерть. Страшно и трудно было остаться на оккупированной врагом территории. Детей могли отправить в концлагерь, вывезти на работы в Германию, превратив в рабов, сделать донорами для немецких солдат и т.д.

Вот имена некоторых из них: Володя Казьмин, Юра Жданко, Леня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Таня Морозова, Витя Коробков, Зина Портнова. Многие из них так воевали, что заслужили боевые ордена и медали, а четверо: Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков, стали Героями Советского Союза.

С первых дней оккупации мальчишки и девчонки начали действовать на свой страх и риск, который действительно был смертельным.

"Федя Самодуров. Феде 14 лет , он воспитанник мотострелковой части, которой командует гвардии капитан А. Чернавин. Подобран был Федя на своей родине, в разрушенном селе Воронежской области. Вместе с частью участвовал в боях за Тернополь, с пулемётным расчётом вышибал немцев из города. Когда почти весь расчёт погиб, подросток вместе с уцелевшим бойцом взялся за пулемёт, долго и упорно отстреливаясь, задержал врага. Федя был награждён медалью «За отвагу».

Ваня Козлов, 13 лет, он остался без родных и уже второй год находится в мотострелковой части. На фронте он доставляет пищу, газеты и письма бойцам в самых сложных условиях.

Петя Зуб. Не менее трудную специальность избрал себе Петя Зуб. Он давно решил стать разведчиком. Родители его убиты, и он знает, как можно рассчитаться с проклятым немцем. Вместе с опытными разведчиками добирается до врага, сообщает по радио его местонахождение, и артиллерия по их указке даёт огонь, сокрушая фашистов". («Аргументы и факты», №25, 2010, с. 42).

А шестнадцатилетняя школьница Оля Демеш со своей младшей сестрой Лидой на станции Орша в Белоруссии по заданию командира партизанской бригады С. Жулина взрывали с помощью магнитных мин цистерны с горючим. Конечно, девчонки привлекали к себе куда меньше внимания немецкой охраны и полицаев, чем мальчики-подростки или взрослые мужчины. Но ведь девочкам впору в куклы было играть, а они сражались с солдатами вермахта!

Тринадцатилетняя Лида часто брала корзину или сумку и уходила на железнодорожные пути собирать уголь, добывая разведданные о немецких военных эшелонах. Если ее останавливали часовые, она объясняла, что собирает уголь, чтобы отапливать комнату, в которой живут немцы. Маму Оли и младшую сестрёнку Лиду фашисты схватили и расстреляли, а Оля продолжала бесстрашно выполнять задания партизан.

За голову юной партизанки Оли Демеш фашисты обещали щедрую награду - землю, корову и 10 тысяч марок. Копии ее фотографии были розданы и разосланы всем патрульным службам, полицаям, старостам и тайным агентам. Захватить и доставить ее живьем - таков был приказ! Но поймать девочку не удалось. Ольга уничтожила 20 немецких солдат и офицеров, пустила под откос 7 вражеских эшелонов, вела разведку, участвовала в «рельсовой войне», в уничтожении немецких карательных подразделений.

Дети Великой Отечественной Войны


Что было с детьми в это страшное время? Во время войны?

Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей.

В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака. Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин.

Ряд объективных причин: уход учителей в армию, эвакуация населения из западных районов в восточные, включение учащихся в трудовую деятельность в связи с уходом на войну кормильцев семьи, передача многих школ под госпитали и др., помешали развёртыванию в СССР во время войны всеобщего семилетного обязательного обучения, начатого в 30-е годы. В оставшихся учебных заведениях обучение велось в две-три, а иногда и четыре смены.

При этом дети вынуждены были сами запасать дрова для котельных. Учебников не было, а из-за нехватки бумаги писали на старых газетах между строчками. Тем не менее, открывались и новые школы, создавались дополнительные классы. Для эвакуированных детей создавались школы-интернаты. Для той молодежи, которая в начале войны оставила школу и была занята в промышленности или в сельском хозяйстве, в 1943 году были организованы школы рабочей и сельской молодежи.

В летописи Великой Отечественной войны до сих пор остаётся ещё много малоизвестных страниц, например, судьба детских садов. "Оказывается, в декабре 1941-го в осажденной Москве в бомбоубежищах работали детские сады. Когда враг был отброшен, они возобновили свою работу быстрее, чем многие вузы. К осени 1942 года в Москве открылись 258 садиков!

Из воспоминаний о военном детстве Лидии Ивановны Костылёвой:

«После смерти бабушки меня определили в детский сад, старшая сестра в школе, мама на работе. В детский сад я ездила одна, на трамвае, это в неполных пять лет. Как-то я тяжело заболела свинкой, лежала дома одна с высокой температурой, лекарств не было, в бреду мне чудился поросёнок, бегающий под столом, но всё обошлось.
С мамой виделись вечерами да в редкие выходные. Детей воспитывала улица, мы были дружные и вечно голодные. С ранней весны бегали на мхи, благо лес и болота рядом, собирали ягоды, грибы, разную раннюю траву. Бомбёжки постепенно прекратились, в нашем Архангельске были размещены резиденции союзников, это привносило в жизнь определённый колорит - нам, детям, иногда перепадали тёплая одежда, кое-какие продукты. В основном же мы ели чёрные шаньги, картошку, тюленье мясо, рыбу и рыбий жир, по праздникам - «мармелад» из водорослей, подкрашенный свёклой».

Более пятисот воспитателей и нянь осенью 1941-го рыли окопы на подступах к столице. Сотни работали на лесозаготовках. Воспитательницы, еще вчера водившие с детьми хоровод, сражались в московском ополчении. Под Можайском героически погибла воспитательница детскою сада Бауманского района Наташа Яновская. Воспитатели, оставшиеся с детьми, не совершали подвигов. Они просто спасали малышей, у которых отцы воевали, а матери стояли у станков.

Большинство детских садов во время войны стали интернатными, дети находились там днем и ночью. И чтобы накормить детей в полуголодное время, охранить их от холода, дать им хоть капельку уюта, занять их с пользой для ума и души - для такой работы необходимы были огромная любовь к детям, глубокая порядочность и безграничное терпение". (Д. Шеваров «Мир новостей», №27, 2010, с. 27).

У детей изменились игры, появилась "…новая игра - в госпиталь. В больницу играли и раньше, но не так. Теперь раненые для них - реальные люди. А вот в войну играют реже, потому что никто не хочет быть фашистом. Эту роль у них выполняют деревья. В них стреляют снежками. Научились оказывать помощь пострадавшим - упавшим, ушибленным".

Из письма мальчика фронтовику: "Мы раньше тоже часто играли в войну, а теперь гораздо реже - надоела война, скорее бы она кончилась, чтобы мы опять хорошо жили…" (Там же).

В связи с гибелью родителей в стране появилось много беспризорных детей. Советское государство, несмотря на тяжелое военное время, все же выполняло свои обязательства перед детьми, оставшимися без родителей. Для борьбы с безнадзорностью была организована и открыта сеть детских приемников и детских домов, организовано трудоустройство подростков.

Многие семьи советских граждан стали брать к себе на воспитание детей-сирот , где они обрели себе новых родителей. К сожалению, далеко не все воспитатели и руководители детских учреждений отличались честностью и порядочностью. Вот некоторые примеры.

"Осенью 1942 г. в Починковском районе Горьковской области были пойманы одетые в лохмотья дети, воровавшие картофель и зерно с колхозных полей. Выяснилось, что «урожай собирали» воспитанники районного детского дома. И делали они это отнюдь не от хорошей жизни. При проведении дальнейшего расследования местные милиционеры раскрыли преступную группу, а, по сути, банду, состоявшую из сотрудников данного учреждения.

Всего по делу были арестованы семь человек, в том числе директор детдома Новосельцев, бухгалтер Сдобнов, кладовщица Мухина и другие лица. При обысках у них были изъяты 14 детских пальто, семь костюмов, 30 метров сукна, 350 метров мануфактуры и другое незаконно присвоенное имущество, с большим трудом выделенное государством в это суровое военное время.

Следствие установило, что путем недодачи полагающейся нормы хлеба и продуктов указанные преступники только в течение 1942 г. расхитили семь тонн хлеба, полтонны мяса, 380 кг сахара, 180 кг печенья, 106 кг рыбы, 121 кг меда и т.д. Все эти дефицитные продукты работники детдома распродавали на рынке либо просто сами проедали.

Только один товарищ Новосельцев ежедневно получал на себя и членов своей семьи пятнадцать порций завтраков и обедов. За счет воспитанников неплохо питался и остальной обслуживающий персонал. Детей же кормили «блюдами», приготовленными из гнилья и овощей, ссылаясь при этом на плохое снабжение.

За весь 1942 г. им лишь один раз выдали по одной конфетке к 25-й годовщине Октябрьской революции… И что самое удивительное, директор детдома Новосельцев в том же 1942 г. получил от наркомата просвещения почетную грамоту за отличную воспитательную работу. Все эти фашисты заслуженно были приговорены к длительным срокам заключения". (Зефиров М.В., Дектярёв Д.М. «Всё для фронта? Как на самом деле ковалась победа», с. 388-391).

В такое время проявляется вся суть человека.. Каждый день стоять перед выбором - как поступить..И война нам показала примеры великого милосердия, великого героизма и великой жестокости, великой подлости.. Мы должны это помнить!! Ради будущего!!

И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские. «Эти годы, что были когда-то, горечь детства забыть не дает…»

Проект "Расскажем детям о войне"

Информационная карта проекта

  • Тип проекта: творческий, социально-значимый.
  • Участники проекта: Дети, воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, родители.
  • Продолжительность проекта: февраль – май 2015г.
  • Возраст детей: 4 – 5 лет

Аннотация:

Творческий социально-значимый проект «Расскажем детям о войне» реализует образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» , раскрывает содержание работы по организации различных видов детской деятельности: чтения, обсуждения литературных текстов, рассматривания репродукций картин, прослушивания музыкальных произведений, просмотра видеофильмов, мультипликационных фильмов, презентаций, продуктивной и игровой деятельности.

Предлагаемые формы работы с участниками проекта: выставки работ совместного творчества детей и родителей, мастер-класс, конкурс чтецов, семейный журнал, экскурсии, литературная гостиная для родителей группы, презентация проекта раскрывают вопросы ознакомления детей 4-5 лет с героическим подвигом нашего народа и их предков в годы Великой Отечественной войны.

Проект адресован воспитателям, специалистам ДОУ, так же будет полезен родителям для домашних занятий с детьми, как готовое к реализации методическое пособие.

Введение

Значимая проблема, на решение которой направлен проект:

Современные дети не знают, что такое война, День Победы - праздник, о котором должен знать каждый ребенок. Необходимо с детства рассказывать детям о войне, о тяготах войны не только для солдат, но и для всей страны, для простых людей. Для наших детей это уже очень далекое прошлое, но забывать его нельзя, мы всегда должны помнить тех, кто отдал жизни за светлое будущее для нас. Опросы родителей выявили не достаточность уровня компетентности в решении данной проблемы в рамках семьи. Проект «Расскажем детям о войне» ищет и находит пути решения проблемы в рамках активного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Работа над реализацией проекта предусматривает три этапа – подготовительный, деятельностный и завершающий. В системной паутинке проекта содержатся формы образовательной деятельности с учётом всех образовательных областей. В приложении размещены дополнительные материалы – фото и видео материалы, картотеки наглядно-методических пособий, список, используемой литературы, конспекты мероприятий.

Цель проекта: Создание условий для воспитания в детях и их родителях уважения к памяти предков – участников Великой Отечественной войны.

Задачи проекта:

Для детей:

  • Дать детям начальное представление о том, что народ помнит и чтит память героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в честь героев которой слагают стихи и песни, воздвигают памятники.
  • Вызывать у детей эмоциональный отклик на героические интонации произведений художественной литературы, изобразительного искусства, музыки.
  • Дать детям представления о празднике День Победы, объяснить почему он так называется и кого поздравляют в этот день.
  • Воспитывать патриотические чувства к героическим событиям прошлых лет, уважения к ветеранам, труженикам тыла, детям родного города, вынесшим на своих плечах тяготы войны.

Для педагогов:

  • Повышать уровень профессиональной компетентности в вопросе патриотического воспитания детей средней группы, посредством ознакомления с героическим прошлым земляков.
  • Создавать условия для развития у детей творческого восприятия произведений художественной литературы, УНТ о войне.
  • Способствовать формированию у детей начальных представлений о героическом подвиге русского народа в годы ВОВ.
  • Стимулировать речевую активность детей посредством вовлечения в процесс обсуждения произведений художественной литературы, УНТ, изобразительного искусства, презентаций, мультипликационных фильмов, видеороликов с песнями о ВОВ.
  • Поощрять в детях творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность.
  • Воспитывать у детей уважительное отношение к ветеранам, труженикам тыла, детям войны, перенёсшим тяготы сурового времени.

Для родителей:

  • Приобщать детей к историческому прошлому большой и малой Родины.
  • Способствовать сохранению и продолжению непрерывной связи поколений.
  • Оживить в памяти знания о героическом прошлом членов семьи, нашего народа.
  • Принимать активное участие в образовательной деятельности.

Используемые методы:

  • Игровые;
  • Словесные;
  • Наглядные;
  • Практические

Находят отражение во всех видах совместной проектной деятельности.

Участники проекта: дети, воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, родители воспитанников.

Сроки реализации проекта: февраль – май 2015г.

«Расскажем детям о войне»

Критерии и показатели эффективности проекта

«Расскажите детям о войне»

  1. Решает цель и задачи нравственно-патриотической направленности с учётом интеграции образовательных областей – социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие;
  2. Проектирование и реализация проекта, повышает уровень самообразования педагогов в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников;
  3. Использование краеведческого компонента (встречи с шатурянами -тружениками тыла, экскурсии в музей боевой славы в МБОУ СОШ №4 г. Шатуры, к мемориалу Ф.Т. Жарова, памятнику И.И. Борзова) прививает любовь к родному краю, уважение к землякам.
  4. Подбор и адаптация наглядно-дидактического материала в соответствии с возрастом детей, способствует формированию начальных представлений о ВОВ.
  5. Ознакомление с героическим подвигом русского народа протекает на фоне интеграции творческой познавательной, продуктивной, коммуникативной, игровой видов деятельности.
  6. Активное, позитивное и продуктивное взаимодействие всех участников усиливает воспитательное воздействие на детей.

Критерии и показатели эффективности проекта:

Дети:

  1. Имеют начальные представления о Великой Отечественной войне, празднике День Победы;
  2. Могут объяснить смысл слов Великая Отечественная война, герой, ветеран, труженик тыла, День Победы;
  3. С интересом слушают рассказы, стихотворения, музыкальные произведения о ВОВ, рассматривают репродукции картин и высказывают своё отношение;
  4. Читают наизусть стихи о войне и победе;
  5. Понимают смысл пословиц и поговорок о мире, дружбе, войне;
  6. С увлечением слушают рассказы, приглашённых гостей о помощи фронту шатурянами в годы ВОВ;
  7. Владеют элементарной информацией о родственниках, отдавших воинский долг Родине в годы ВОВ;
  8. Испытывают желание продолжать знакомство с героическими событиями ВОВ;
  9. Владеют элементарными коммуникативными навыками в игровой деятельности.

Педагог:

  1. Компетентен в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
  2. Создаёт РППС для формирования у детей элементарных представлений о ВОВ, празднике День Победы;
  3. Влияет на развитие игровых сюжетов;
  4. Способен подвести детей к проявлению творческой инициативы в отображении своего отношения к миру и дружбе посредством изобразительной деятельности;
  5. Вовлекает родителей воспитанников в проектную деятельность.

Родители:

  1. Проявляют осознанное отношение к проблеме приобщения детей к героическому подвигу русского народа в годы ВОВ;
  2. В общении с детьми обсуждают героическое прошлое членов семьи, отдавших свой долг Родине в годы ВОВ;
  3. Проявляют творческую активность в совместной с детьми творческой деятельности при создании открытки ветерану;
  4. Принимает активное участие в мероприятиях проекта.

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

  • Сформированность начальных представлений о ВОВ.
  • Проявление интереса к подвигу русского народа в годы ВОВ.
  • Высказывание своего отношения к героическому прошлому русского народа.
  • Эмоциональный отклик на произведения художественной литературы, УНТ, изобразительного творчества, музыкального искусства о подвиге русского народа, празднике - День Победы.
  • Развитие у детей коммуникативных умений в игровой деятельности.
  • Участие детей в процессе обсуждения произведений художественной литературы, УНТ, произведений изобразительного творчества.
  • Уважительное отношение к ветеранам, труженикам тыла, детям войны.

Для педагогов:

  • Повышение уровня профессиональной компетентности в вопросах ознакомления детей дошкольного возраста с подвигом русского народа.
  • Созданные условия для формирования у детей элементарных представлений о ВОВ, празднике – День Победы.
  • Педагогическое и воспитательное воздействие на процесс развития игровых действий.
  • Проявление детьми творческой инициативы, уверенности, активности, самостоятельности в отображении своего отношения к миру и дружбе в изобразительной деятельности.

Для родителей:

  • Осознанное отношение к приобщению детей к истокам героического прошлого наших прародителей.
  • Систематизирование знаний о педагогическом и воспитательном воздействии применения информации о подвигах русского народа в годы ВОВ в общении с детьми.
  • Активное участие в проектной деятельности.
  • Пополнение творческой копилки изобразительной техникой Граттаж.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

  • Создание выставки «Мир и дружба всем нужны» .
  • ООД
  • Литературная гостиная .

Продукты проекта:

Для детей:

  • Творческие рисунки «Мир и дружба всем нужны» .
  • Организованная образовательная деятельность «Салют над городом в честь праздника Победы» .
  • Конкурс чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто» .
  • «Открытка ветерану» .
  • Акция «Открытка ветерану»
  • Литературная гостиная .

Для педагогов:

  • Повышение уровня профессиональной компетентности в вопросах формирования у детей дошкольного возраста элементарных представлений о героическом подвиге русского народа.
  • Создание развивающей предметно-пространственной среды для ознакомления детей с понятием война, Победа.
  • Выставка детских рисунков «Мир и дружба всем нужны» .
  • Картотека ЭОРов «Этих дней не смолкнет слава…» .
  • Картотека произведений художественной литературы и УНТ о войне.
  • Выставка работ совместного творчества детей и родителей «Открытка ветерану» .
  • Литературная гостиная «Я читаю письмо, что уже пожелтело годами» .

Для родителей:

  • Создание альбома «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой» .
  • Участие в создании РППС для ознакомления детей с понятиями война, Победа.
  • Литературная гостиная «Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами» .
  • Выставка работ совместного творчества детей и родителей «Открытка ветерану» .
  • Акция «Открытка ветерану» . Визит в Совет ветеранов ШМР МО.
  • Возложение цветов к Аллее героев.

Список используемой литературы к проекту

«Расскажите детям о войне»

  • Веракса Н.Е. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 352с.
  • Антонов Ю.А. «Великой Победе посвящается» / Антонов Ю.А. – М.; ТЦ Сфера, 2010. 128с. – (Библиотека воспитателя) (5) .
  • Голицына Н.С. «Конспекты комплексно-тематических занятий. Средняя группа. Интегрированный подход.» / Голицына Н.С. – М.: «Скрипторий 2003» , 2013. – 224с.
  • Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности: Средняя группа» / Губанова Н.Ф. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 160с.
  • Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа» / Дыбина О.В. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 96с.
  • Комарова Т.С. «»
  • Степаненкова Э.Я. «Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет» / Степаненкова. Э.Я. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 144с.
  • Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребёнка» / Тарабарина Т.И. – М. «Академия развития» , 1997. – 106с.
  • Торопцев А.П. «Чтобы знали и помнили» / Торопцев А.П. – М.о. «Подмосковье» , 2014. – 220с.

Интернет ресурсы:

  • Видеоролики http: //www. youtube. com/
  • Картинки https://yandex. ru/images/? clid=1872363&win=138&redircnt=1428259088. 1&uinfo=sw-1093-sh-614-ww-1093-wh-514-pd-1. 25-wp-16x9_1366x768
  • Стихи для детей о ВОВ http: //tanyakiseleva. ru/stixi-dlya-detej-o-vojne/
  • Детские песни о войне http: //allforchildren. ru/songs/vov. php

Приложения:

Методические материалы к проекту

«Расскажем детям о войне»

Подвижные игры:

«Кто быстрее – тот командир?»

Цель: Побуждение детей к выполнению действий по сигналу, развитие организованности, самостоятельности, быстроты, ловкости.

Ход игры:

На стульчиках, расставленных в несколько рядов, как в армии, лежат предметы одежды. По команде дети должны как можно быстрее одеться. Выигрывает тот, кто все действия проделает быстрее других и правильно. Победитель назначается командиром.

«Перетягушки»

Цель: Развитие активности детей в играх с предметами, умения поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Ход игры:

Дети обеих команд делятся по парам. Каждой паре дается гимнастическая палка. Участники одной команды стоят по одну сторону от обозначенной линии. По сигналу ведущего участники команд стараются перетянуть противника на свою сторону.

«Саперы»

Ход игры:

Дети «обезвреживают» (собирают) «мины» (диски) , наступая на кочки.

«Связисты»

Цель: Развитие быстроты, выносливости, ловкости, умения выполнять действия по сигналу.

Ход игры:

Первый связист (участник) протягивает кабель (шнур) , преодолевая полосу препятствий.

Второй связист, преодолевая препятствие устанавливает телефонный аппарат, выходя на связь позывным: «Первый, первый, я второй, как слышите, приём» .

«Артиллеристы»

Цель: Развитие ловкости, быстроты, активности детей в играх с предметами.

Ход игры:

Дети попадают в танк (цель) гранатами (мешочками) .

«Гранаты в ящик»

Цель: Развитие ловкости, быстроты, внимания, активности детей в играх с предметами.

Количество играющих: 1 - 6 человек.

Инвентарь: шары для сухого бассейна.

Ход игры:

  1. Взрослый высыпает на пол цветные пластмассовые шарики (гранаты) и просит детей собрать их, принести и положить в ящик.
  2. Усложнить игру можно, поставив перед рассыпанными шариками несколько преград, которые ребенок должен преодолеть, чтобы собрать шарики (например, перебравшись через бревно, скамейку и т. д.) .
  3. Можно использовать шарики разных цветов и размеров и просить детей собрать шарики выборочно: или только маленькие, или одноцветные.

«Разведчики» (жмурки с колокольчиком)

Цель: Развитие ловкости, быстроты, активности детей в играх с предметами.

Ход игры:

Разведчики 2-3 человека (жмурки) с закрытыми глазами ловят «языков» . Неприятели (остальные дети) бегают по залу и звенят колокольчиками.

«Пробеги тихо мимо дозора»

Цель: Развитие умения бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком, воспитание самостоятельности и инициативности в организации знакомых игр. Воспитание командного духа.

Ход игры:

Дети делятся на группы по 5-6 человек. они стоят за чертой на одном конце площадки. Выбирается водящий (дозорный) . Он встаёт посередине площадки. По сигналу воспитателя дети одной группы бесшумно перебегают на другую сторону площадки. Если дозорный услышит шум шагов, говорит: «Стой» и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, дозорный показывает, откуда слышит шум. Если он правильно указал, дети отходят в сторону, если ошибся, дети возвращаются на свои места и бегут снова. Так поочерёдно пробегают все группы детей.

Выигрывает та группа, которую не услышал водящий (дозорный) . При повторении игры дозорный меняется.

«На границе»

Цель: Развитие ловкости, быстроты, выносливости, гибкости, умения играть с предметами, выполнять действия по сигналу.

Ход игры:

Дети изображают пограничников, двух ребят назначают часовыми с собакой. «Пограничники» отдыхают, греются у костров, и т.д. В другом конце площадки лежат автоматы.

«Часовой» держит «собаку» на привязи и ходит с ней вдоль черты (границы) . Вдруг «собака» дёргает за шнур. «Часовой» кричит «Тревога!» Услыхав этот сигнал все «пограничники» должны быстро взять автоматы и построится вдоль воображаемой границы. Двое детей, которые раньше всех прибегут к границе, будут «часовыми» и «собакой» в следующей игре.

Правила игры: «Пограничники» должны находится как можно дальше от автоматов. Брать заранее оружие не разрешается.

Беседы с детьми

Тема: «Письма с фронта»

Воспитатель: Шла война, а жизнь продолжалась. Дома солдат ждали матери, жены, дети. Они писали на фронт письма и с нетерпением ждали ответа - весточки с фронта. В редкие минуты тишины солдаты отдыхали, рассматривали фотографии родных и близких людей и писали домой письма: С. Глушко-Каменский. 22. 01. 1944

Не грусти, моя милая,

не грусти, моя нежная,

Я тебя не забыл

в бурном грохоте дней.

Я тебя только вижу

чрез метелицу снежную,

А желанье увидеться

все сильней и сильней.

Мы на запад идем,

изгоняя захватчиков,

Им на нашей земле

ни вершка места нет!

Залпы наших орудий,

огонь автоматчиков

С каждым днем приближают

победы рассвет!

Я воюю и мщу

за убитых товарищей,

Наш удар по врагу

все сильней и сильней!

Не грусти, моя милая,

не грусти, моя нежная,

Я тебя не забыл

в бурном грохоте дней.

Беседа:

Воспитатель: Для кого написано это письмо?

Дети отвечают.

Воспитатель: Как называет гитлеровцев боец, написавший это письмо?

Дети отвечают.

Воспитатель: За что солдаты мстили проклятым врагам?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Во что верили все защитники нашей Родины?

Дети высказывают свои мысли.

Воспитатель: Много горя принесли фашисты на нашу землю: жгли деревни, разру-шали города, убивали мирных жителей - женщин, стариков и детей. Одна надежда оставалась у народа - на нашу армию, стойкость, мужество, героизм наших солдат и офицеров. И они оправдали надежду своих жен, матерей и детей - всех, кто ждал их, верил им и писал письма. Ребята, на этом плакате вы видите фотографии военных лет и треугольные конвертики - письма одного из защитников нашей Родины с фронта. Солдат, написавший эти письма, погиб, как многие бойцы за нашу Родину. Они остались вечно молодыми на фотографиях и в памяти людей.

Каждый, кто погиб, защищая Отечество, навсегда останется в наших сердцах!

Беседа «Родина-мать зовёт»

Воспитатель: Россия - страна красивая, богатая, и очень многие иноземцы хотели бы владеть ее сокровищами. Нашей стране не раз приходилось отражать нападение врагов. В этом году мы отмечаем 70-летие Победы над фашистской Германией.

Перед тем как напасть на нашу страну в 1941 году, фашистская Германия захватила много других стран: Польшу, Чехословакию, Францию, Австрию, Болгарию, Югославию. Все заводы и фабрики Европы работала на нее. Главой Германии был Адольф Гитлер, мечтавший захватить и поработить весь мир.

Летом 1941 года, 22 июня, на рассвете, гитлеровские войска без предупреждения напали на нашу Родину. Фашисты пытались лишить нас свободы, захватить наши земли и города. Так началась Великая Отечественная война. Фашистская армия была очень сильной, у нее было много военной техники: танков, самолетов, военных кораблей и хорошо обученных солдат, поэтому наши войска сначала отступали. Но фашисты просчитались. Не знали они, что у нашего народа была очень сильная сила воли и духа.

Посмотрите на этот плакат. Его нарисовал Ираклий Моисеевич Тоидзе и назвал «Родина - мать зовет!» .

Воспитатель: Куда зовёт Родина-мать наш народ?

Дети. На защиту Отечества.

Воспитатель: Какое настроение передаёт Родина-мать народу?

Высказывания детей.

Воспитатель: Что еще вы видите на плакате?

Высказывания детей.

Воспитатель: Почему за женщиной так много оружия?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Эта женщина-мать зовет всех своих сыновей и дочерей вступать в ряды армии, быть честными, храбрыми, дисциплинированными бойцами, до пос-леднего вздоха быть преданными своему народу. Она призывает всех защищать Родину от врагов - мужественно, умело, с достоинством и честью, не жалея своей крови и жизни.

И все жители нашей огромной страны как один поднялись на защиту Родины и свободы.

Красным летом всего в лесу много - и грибов всяких и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и черной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прет, на ягоды гневается: "Вишь, что их уродилось! Бывало и мы в чести, в почете, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же, - думает боровик, всем грибам голова, - нас, грибов, сила великая - пригнетем, задушим ее, сладкую ягоду!"

Задумал-загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал он грибы созывать, стал помочь скликать:

Идите вы, волнушки, выступайте на войну!

Отказалися волнушки:

Мы все старые старушки, не повинны на войну.

Идите вы, опёнки!

Отказалися опёнки:

У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!

Эй вы, сморчки! - крикнул гриб-боровик. - Снаряжайтесь на войну!

Отказались сморчки; говорят:

Мы старички, уж куда нам на войну!

Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом:

Грузди, вы ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать!

Откликнулись грузди с подгруздками:

Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы ее шапками закидаем, пятой затопчем!

Сказав это, грузди полезли дружно из земли, сухой лист над головами их вздымается, грозная рать подымается.

"Ну, быть беде", - думает зеленая травка.

А на ту пору пришла с коробом в лес тетка Варвара - широкие карманы. Увидав великую груздевую силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть. Набрала его полным-полнешенько, насилу до дому донесла, а дома разобрала грибки по родам да по званию: волнушки - в кадушки, опёнки - в бочонки, сморчки - в бурачки, груздки - в кузовки, а наибольший гриб-боровик попал в вязку; его пронзали, высушили да и продали.

С той поры перестал гриб с ягодою воевать.

Беседа с детьми:

  1. Как называется сказка?
  2. Кто первым начал войну и почему?
  3. Как вы думаете, почему грибы отказывались идти на войну?
  4. Чем закончилась война грибов с ягодами?

4. Дошкольное воспитание в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. В числе тяжелых потерь, которые понесла наша страна во время этой невиданной в истории войны, было и уничтожение многочисленных учреждений, культуры, школ и дошкольных учреждений.

Несмотря на тяжелое военное и экономическое положение, Коммунистическая партия и Советское правительство по-прежнему проявляли заботу о нормальной деятельности школы и воспитательных учреждений. Особое внимание партия и правительство уделяли обеспечению нормальных условий жизни, воспитания и обучения сотен тысяч детей, лишившихся родителей и переселенных в восточные районы страны. В начале 1942 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял специальное постановление о борьбе с детской беспризорностью, согласно которому при облисполкомах создавались особые комиссии, а в районных отделах народного образования вводились должности инспекторов по патронированию и борьбе с детской безнадзорностью, создавалась сеть детприемников и детдомов, осуществлялись меры по трудоустройству старших подростков.

В спасении детей участвовала вся страна. Поддержанное государством, развернулось движение по усыновлению детей-сирот. Только в одном лишь Ташкенте 643 семьи взяли на воспитание осиротевших детей, а в целом по Союзу так поступили тысячи семей. Была организована широкая сеть детских домов, интернатов и групп продленного дня. Лишь в Узбекистане свыше 100 тыс. детей, оставшихся без родителей, получили должный уход и воспитание. Проводилась целая система мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, открывались детские столовые, летом работали многочисленные пионерские лагеря и детские площадки. Весной 1944 г. было принято и затем полностью выполнено правительственное постановление об охвате различными формами организованного летнего отдыха 2 млн. 500 тыс. детей школьного и дошкольного возраста.

В годы Великой Отечественной войны чрезвычайно усложнилась работа по дошкольному воспитанию. Многие дошкольные учреждения были разрушены фашистскими захватчиками; эвакуация же значительных масс населения в восточные районы, большая занятость женщин на производстве резко усилили потребность в детских садах и яслях. Новые дошкольные учреждения открывались обычно при эвакуированных предприятиях. Было увеличено время пребывания детей в них, широкое распространение получили группы с круглосуточным пребыванием детей. Возник новый тип воспитательных учреждений - дошкольные интернаты, в которых воспитывались дети, временно потерявшие связь с родителями. Широкое распространение получили дошкольные детские дома.

В особо сложных условиях работали дошкольные учреждения осажденных городов и тех местностей, которые находились в зоне действия фашистской авиации. Здесь воспитатели с детьми большую часть времени вынуждены были находиться в бомбоубежищах.

Большое значение для развития дошкольного воспитания имело принятое в 1944 г. постановление СНК СССР «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению медицинского и бытового обслуживания женщин и детей». Постановление предусматривало целый комплекс мер по улучшению работы различных типов дошкольных учреждений, таких как ясли, детские сады, детские дома и консультации.

В результате комплекса мероприятий, предпринятых государственными органами, к концу войны число дошкольных учреждений в СССР и число мест в них даже превысили довоенный уровень.

В дошкольных учреждениях большое внимание уделялось физическому развитию детей, а также воспитанию у них чувства патриотизма, интернационализма, любви к Советской Армии.

Важную роль в разработке теоретических и методических вопросов воспитания сыграли научно-практические конференции, начало которым было положено еще в предвоенные годы. В период 1941-1945 гг. было проведено 16 таких конференций, посвященных различным вопросам теории и практики дошкольного воспитания.

В декабре 1944 г. был принят новый «Устав детского сада», детально осветивший важнейшие вопросы деятельности детских садов и сыгравший большую роль в организации дошкольного воспитания в послевоенные годы. Особое значение имела разработка «Руководства для воспитателя детского сада», содержащего программные и методические указания для работы в различных возрастных группах, что способствовало улучшению практической работы.

Принятие новых «Устава» и «Руководства...», активное применение которых началось уже после окончания войны, явилось свидетельством значительного развития теории и практики дошкольного воспитания в СССР

5. Развитие дошкольного образования в послевоенные годы и в период развитого социализма

В первые послевоенные годы были полностью восстановлены разрушенные фашистами дошкольные учреждения и теперь последовательно решались задачи укрепления их материальной базы, повышения уровня педагогической работы, улучшения подготовки кадров.

Огромное внимание уделялось укреплению здоровья детей, ослабленных направляли в санаторные детские сады.

В связи с тем, что обучение стало начинаться с 7 лет и из детских садов в школу ушли дети двух возрастов – 7 и 8 лет, в дошкольных учреждениях освободилось много мест, что дало возможность охватить большее количество детей. Однако потребность в детских садах все возрастала, т.к. в послевоенные годы значительно увеличилась рождаемость. Особенно остро встал этот вопрос в сельской местности, где до войны было мало детских садов.

Советское правительство отпускало огромные средства на общественное дошкольное воспитание. Вместе с тем требовалось улучшение воспитательно-образовательной работы в детских садах. XX съезд партии указал на необходимость приступить к решению важной задачи общественного воспитания детей – к охвату всех детей дошкольного возраста, родители которых этого пожелают, государственными яслями и детскими садами. Новые детские сады строились там, где потребность в них ощущалась более остро, а именно: при новых предприятиях, где работало много женщин.

В 1949 году было издано постановление ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР «О мерах по расширению детских дошкольных учреждений и родильных домом и улучшению их работы», в котором к строительству детских домов привлекалась широкая общественность. Принимались меры по укреплению состава заведующих и воспитателей и улучшению педагогической работы с детьми.

В «Руководстве для воспитателей», изданном в 1953 году, по-новому рассматривались многие вопросы воспитательно-образовательной работы в детском саду. Обучение детей рекомендовалось проводить в организованной форме – на занятиях. Программный материал был рассчитан на определенное количество занятий для каждой возрастной группы детского сада.

В Академии педагогических наук РСФСР и на кафедрах дошкольной педагогики велись научные исследования проблем дошкольного воспитания.

Ценным вкладом в теорию и практику советского дошкольного воспитания явились исследования А.П.Усовой, которые были посвящены разработке вопросов содержания и методов дошкольного обучения, а также его влияния на умственное развитие ребенка. А.П.Усова сделала важный шаг вперед в разработке основных положений дошкольной дидактики. Под ее руководством сотрудники сектора дошкольного воспитания АПН РСФСР впервые по-новому разработали теоретические основы обучения в детском саду; была определена программа того, что должно было быть усвоено детьми за время их пребывания в детском саду.

А.П.Усовой было разработано изданное в 1947 г. методическое письмо «Обязательные занятия в детском саду». Большую пользу практическим работникам принесли ее книги «Занятия в детском саду» и «Вопросы обучения в детском саду». Решая проблемы дошкольного воспитания А.П.Усова пришла к выводу, что, для того чтобы ребенок успешно развивался в умственном отношении, надо организовать его чувственный опыт, развивать его сенсорные способности. Исследования в области сенсорного воспитания, проходившие под ее руководством, обогатили теорию дошкольной педагогики, важны они по своей практической и по сей день.

Огромное значение для развития дошкольного воспитания в СССР имело принятое 21 мая 1959 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста». Постановление предусматривало целую систему мер материального и педагогического характера. Во исполнение этого постановления Совет Министров РСФСР утвердил в 1960 г. «Временное положение о дошкольном детском учреждении яслях-саде». В положении указывалось, что ясли-сады создаются с целью «осуществления единой системы коммунистического воспитания детей дошкольного возраста». В яслях-садах воспитываются дети от двух месяцев до семи лет. Эти детские учреждения могут создаваться как в системе органов народного образования, так и при предприятиях, учреждениях, колхозах и других организациях. Контроль за подбором руководителей и педагогических работников осуществляется органами народного образования.

Значение развития учреждений дошкольного воспитания было подчеркнуто в Программе КПСС, где говорилось: «Коммунистическая система народного образования основывается на общественном воспитании детей. Воспитательное влияние семьи на детей должно все более органически сочетаться с их общественным воспитанием».

Развитие сети дошкольных учреждений и школ-интернатов разных типов обеспечит полное удовлетворение потребностей трудящихся в общественном воспитании детей дошкольного и школьного возраста по желанию родителей.

Развитие дошкольного воспитания в СССР на современном этапе определяется «Основами законодательства СССР и союзных республик о народном образовании», принятыми Верховным Советом СССР в 1973 г. В них были сформулированы задачи дошкольного воспитания, принципы организации и управления дошкольными учреждениями. Соответствующие законы приняты во всех союзных республиках.

Вопросы развития дошкольных учреждений как учреждений государственных постоянно включаются в народнохозяйственные планы. В решениях всех партийных съездов, на которых принимались директивы по развитию народного хозяйства, находили свое отражение планы развития дошкольного воспитания. На сессиях Верховных Советов СССР и союзных республик при обсуждении народнохозяйственных планов эти вопросы обсуждаются наряду с важнейшими задачами хозяйственного строительства.

В развитии дошкольного дела в СССР постоянно возрастает роль общественности. Там, где исполкомы местных Советов народных депутатов постоянно держат под контролем развитие и функционирование сети детских воспитательных учреждений, быстрее решаются все проблемы, в том числе полнее удовлетворяются интересы и потребности населения в них. Характерно в этом плане движение, начатое в 1976 г. газетой «Известия» по инициативе группы женщин-депутатов. «Известия» стали контролировать ввод в строй новых дошкольных учреждений по республикам, краям и областям. Это начинание способствовало успешному выполнению намеченных планов.

Направление проекта: естественно - научное
Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный.
Актуальность:
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.
Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для современных детей. Для нормального развития мальчикам и девочкам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях.
Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны.
Проблема: современное поколение не знает ничего о Великой Отечественной войне.
Цель проекта: воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственно – патриотические качества и чувства гордости за свою Родину.
Задачи проекта:
расширять и систематизировать знания детей о ВОВ.
формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
способствовать проявлению у детей интереса к истории своей страны.
воспитывать в детях уважительное отношение к старшему поколению.
бережное отношение к семейным фотографиям и наградам,
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Продолжительность проекта:
3 месяца.
Сроки реализации проекта:
Февраль, март, апрель.
Основные формы реализации проекта:
экскурсии;
НОД,
беседы;
просмотр презентаций о войне;
мини-выставки;
консультации для родителей.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап (информационно – накопительный, организационный)
сбор литературы по данной теме;
составление плана работы;
разработка содержания проекта
беседы на темы: «Великая отечественная война», «Почему война называется Великой Отечественной».
Основной этап (практический)
чтение художественных произведений:
- стихи и рассказы о Великой отечественной войне «Победа будет за нами»,
- С. Алексеев «От Москвы до Берлина»,
- К. Паустовский «Похождение жука носорога»,
- Н. Ходза «Дорога жизни»

В.Н.Семенцова «Лист фикуса»
слушание музыкальных произведений о войне:
- «День Победы» Д. Тухманова,
- «Журавли»
- «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача,
- «Катюша» М. Блантера,
- В.Алкина «Прощание славянки»,
беседы с детьми на темы:
«Дети и война», «Подвиги детей – героев войны» (из серии «Дети войны»); «Праздник. День Победы»;
тематические занятия на темы: «Детям о войне», «День Победы» и т.д.
Рассказ прадедушки, одного из воспитанников, Мельник Ивана Ивановича о трудных годах войны.
Показ детям презентаций на темы: «Дети герои», «Герои ВОВ», «Мы гордимся Вами».
Консультация для родителей: «Как рассказать ребенку о войне?»
Оформление выставки: «Спасибо за победу!» (военная форма, фотографии, фото – альбомы братьев, пап, дедушек, прадедушек, служивших в рядах вооружённых сил Советской и Российской армии), (ответственные родители воспитанников и воспитатели).
Проведение физкультурного праздника «Зарница» (участники: дети, родители)
Выставка поделок, посвящённая ВОВ.
Экскурсия: к вечному огню, памятнику Г.Е. Собянина, возложение цветов павшим героям ВОВ.
экскурсия в поселковую библиотеку.
Продуктивная деятельность с детьми на тему: «Техника военных лет», изготовление праздничных открыток для ветеранов, тружеников тыла.
Заключительный этап (обобщающий):
НОД на тему: «Что я знаю о войне?»
защита проекта в детском саду;
выставка поделок (совместно с родителями) на тему: «В память о войне»;
создание альбома «Вы наша гордость» - участники войны и труженики тыла в Вов нашего посёлка;

Предполагаемый результат проекта:
1. Расширены знания детей о Великой Отечественной войне.
2. Закреплены навыки продуктивной деятельности при создании и оформлении альбома «Вы наша гордость».
3. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла, бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, ордена и др.).
4. Продолжать формировать нравственно – патриотические качества воспитанников.
Продукт проектной деятельности

Создание и оформление альбома «Вы наша гордость» - участники войны и труженики тыла в ВОВ посёлка Игрим

Конспект тематического занятия в старшей группе «Детям о войне»

Цель: Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны, со знаменем Победы, которое водрузили над Рейхстагом; воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.
Оборудование : сборник рассказов «Дети - герои Великой Отечественной войны»; стенд с фотографиями орденов и медалей; изображение Знамени Победы, наглядно-дидактическое пособие «Великая Отечественная война в произведениях художников» (издательство «Мозаика-Синтез»), репродукции картин О. Пономаренко «Победа», В. Богаткина «Штурм Рейхстага», музыкальные записи песен времен Великой Отечественной войны.

Ход занятия:


1. Организационный момент
В начале занятия слушаем фрагмент песни «День Победы» (музыка Д. Тухманова).
Воспитатель: О каком празднике говорится в этой песне? (Этот праздник называется День Победы.) Что это была за победа? (Это была победа в войне.)
Как называют эту войну? (Эту войну называют «Великой Отечественной».)
Как вы думаете, что означает слово «отечество»? (Страна, в которой мы родились и живем. Страна наших родителей - отцов и матерей и наших предков. Наша родина - Россия.)
2. Усвоение нового материала
Воспитатель: Дети, скоро наша страна будет отмечать праздник Победы. В этот день на улицах города можно встретить ветеранов - воинов той далекой войны. Майский праздник - День Победы - Отмечает вся страна. Надевают наши деды. Боевые ордена. Сегодня мы увидим награды - ордена и медали, которыми награждали воинов в годы Великой Отечественной войны. (Рассматривание фотографий с орденами.)
Воспитатель: Четыре с половиной года длилась Великая Отечественная война.
Много бед и горя она принесла русским людям - в руины превратились многие города и села, погибли тысячи людей. Защищая свою Родину, солдаты и командиры сражались, не жалея жизни.
Воспитатель: Как вы думаете, за что воин мог получить орден или медаль?
В первые годы войны бойцы и командиры награждались орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги».(Рассматривают иллюст-рации.)
В ходе боев требовалось выделять подвиги бойцов, отмечать искусство военачальников. Тогда были утверждены ордена Отечественной войны, Суворова, Кутузова, Александра Невского и др.
Для доблестных защитников городов-героев были изготовлены специальные медали «За оборону Ленинграда», «За оборону Севастополя», «За оборону Москвы».
Даже дети награждались орденами и медалями (фотографии детей).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, награды вручались только на фронте? А те люди, которые работали в тылу, тоже совершали подвиги? Были ли женщины-героини среди защитников Отечества? Сегодня мы с вами многое узнали о наградах, которыми в годы Великой Отечественной войны отмечали героев. Память об этих людях мы сохраним навсегда.
3. Просмотр презентации


День Победы один из самых почитаемых праздников в нашей стране. Все дальше и дальше уходит от нас 9 МАЯ 1945 года, но мы по – прежнему помним, какой ценой досталась эта победа нашему народу.
Именно 9 МАЯ все жители нашей огромной страны отмечают великий праздник День Победы. В этот день во всех городах проходят военные парады, возлагают цветы к Могиле Неизвестного Солдата, поздравляют ветеранов, дается праздничный салют.(Слайд 1-2) .
Но почему ветераны, участники той великой войны, такие грустные, почему слезы застилают им глаза? Что они вспоминают в этот день? Что это была за война? Какой ценой досталась победа нашему народу? (Слайд 3) .
О той великой войне и пойдет сегодня наш рассказ. Это было тогда, когда наша страна Россия называлась СССР, когда ваши прабабушки и прадедушки были молодыми, красивыми, полными сил. Они были счастливы, мечтали о будущем, думали, что в их жизни все будет хорошо. Но их мечтам не пришлось осуществиться.
В мире появилась страшная сила – фашизм. Заскрежетали гусеницы танков, засвистели пули. Шаг за шагом фашисты захватывали одну страну за другой, разрушали города, взрывали памятники, грабили и убивали людей. И все ближе и ближе подбирались к нашей Родине. (Слайд 4) .
22 июня 1941года без объявления войны фашисты напали на нашу Родину. Посыпались бомбы, на нашу Землю ступили вражеские солдаты, началась Великая Отечества война. (Слайд 5) .
Все жители нашей страны взяли в руки оружие и встали на защиту нашей Родины. (Слайд 6) - песня «Священная война».
Враг был очень силен. Трудно приходилось нашим бойцам. Солдаты нашей армии били врага в воздухе, на воде и на земле и гнали его с просторов нашей земли. Бои шли и в летний зной и в зимнюю стужу. Наравне с мужчинами воевали (Слайд 7-8-9) .
Тяжелее всего приходилось во время войны детям. Детские сады и школы не работали. Многие дети остались совсем одни, их родители погибли. А некоторые мальчишки становились «сынами полков», их голодных и несчастных, брали к себе солдаты, и дети шли с ними в бой, сражаясь очень храбро. Война отучила детей плакать. Дети четко усвоили урок – заплачешь – расстреляют. На их хрупкие плечи легла тяжесть военных невзгод и бедствий. (Слайд 10, 11, 12). И очень мечтали о мирной жизни. Стихотворение «Я в солдатики играю».
А в далеком тылу женщины и дети работали на военных заводах, делали самолеты, оружие, снаряды, копали окопы, старались помочь своим отцам, сыновьям, мужьям, фронту. (Слайд 13, 14) .
Но как бы тяжело не было нашим людям на фронте и в тылу, всегда находилось время для музыки и песен. Именно музыка поднимала боевой дух наших бойцов и вела их в бой, именно песни прибавляли сил и поднимали боевой дух нашим людям. (Слайд 15). Частушки, песня «Катюша».
Долгих четыре года длилась эта кровопролитная война. За это время погибло огромное количество не только солдат, но и мирных жителей. (Слайд 16-17) .
И вот наступил этот долгожданный день – 9МАЯ 1945 года. В этот день закончилась война. Наши войска разгромили фашистов не только на территории нашей страны, но и освободили жителей других стран. (Слайд 18). Много подвигов совершили наши воины во время ВОВ. Стихотворение Г. Рублев «Это было в мае… »


Победе радовалась вся страна, но эта радость была со слезами на глазах, т. к. в каждой семье, в каждом доме кто - то погиб на этой страшной войне. Каждый год люди несут цветы к памятникам, защитников нашей Родины, к могиле Неизвестного Солдата. Стихотворение «День Победы»
Никто и никогда не забудет подвиг нашего народа в Великую Отечественную войну. Песня «День Победы».
4. Физкультминутка «Наша Родина сильна»
5. Закрепление нового материала
В: Чтобы сохранить память о героях войны, в городах и поселках установлены памятники.
У Кремлевской стены в столице нашей Родины городе-герое Москве у могилы Неизвестного солдата горит Вечный огонь. Это - огонь нашей памяти, символ того, что мы помним о тех событиях.
Есть еще один очень важный символ - это Знамя Победы.
Воспитатель: Давайте рассмотрим изображение Знамени Победы.
Какого цвета знамя Победы? (Знамя Победы красного цвета.)
Что изображено на знамени? (На Знамени Победы изображены: звезда, серп и молот, надписи.)
В те времена наша страна Россия была частью государства, которое называлось Союз Советских Социалистических Республик. Государственный флаг Советского Союза был красного цвета с золотой звездой и золотыми серпом и молотом. Серп и молот - это символы труда и трудящихся, тех, кто работает на фабриках и заводах, выращивает хлеб, звезда - символ защитников Отечества. Эти символы изображены и на Знамени Победы, только нанесены они на полотнище белой краской. Надписи на Знамени Победы говорят о том, какому военному подразделению принадлежало это знамя.
События, связанные со Знаменем Победы, происходили в самом конце Великой Отечественной войны. А до этого в тяжелых сражениях советские войска освободили свою Родину от жестоких захватчиков. Освободили они и многие другие страны: Польшу, Чехословакию, Венгрию, Австрию, - и, наконец, штурмом взяли столицу фашистской Германии - город Берлин.
В центре города бои развернулись за каждый дом, за каждую улицу. Особенно тяжелым был штурм здания фашистского правительства - Рейхстага. Чтобы преодолеть упорное сопротивление фашистов, приходилось сражаться за каждый этаж, за каждую комнату. И вот, наконец, штурмовые группы советских солдат поднялись на крышу. Знамя Победы развевалось над Берлином - это означало, что война окончена, завоевана долгожданная победа. Затем Знамя Победы перевезли в Москву для участия в Параде Победы.
6.Рефлексия
Предлагаю нарисовать Знамя Победы.
Звучит песня «Тёмная ночь»

Светлана Гусева

Сегодня я хочу вам рассказать о Великой Отечественной войне , которая случилась, когда нас еще не было, а наши прадедушки и прабабушки были совсем молоды.

Когда-то очень давно наша страна называлась Советский союз. Советским союзом она называлась потому, что наша страна Россия дружила с другими странами – это Украина, Белоруссия, странами Кавказа, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Молдавия, Эстония, Узбекистан, и создала большой союз этих стран. Самым главным в Советском Союзе был генеральный секретарь (в наше время эта профессия называется «Президент» ) Иосиф Виссарионович Сталин (показ фото) . Сталин любил свой народ и о нем заботился. Был красный флаг, на котором были изображены серп и молот, как символ трудолюбия советского народа (показ флага) . Все народы этих стран были дружные, друг другу помогали и никого не обижали, жили хорошо. Но, вот, однажды позавидовали злые враги нашей дружбе, тому, как наш народ хорошо живет. И решили на нас напасть.

Ребята, вы знаете, кто были наши враги? Верно, фашисты из Германии. Самым главным фашистом был Адольф Гитлер (Показ) . Он был самый злой, самый жестокий. Его в народе прозвали «людоедом» . Он командовал армией фашистов. У фашистов тоже был свой флаг со знаком ломанного креста (показ) . Запомните его ребята, это знак зла, и, если вы вдруг увидите такой знак у незнакомого человека, обязательно скажите взрослым, потому что только фашисты носят его.

Они напали на нашу страну рано утром, в 4 утра, 22 июня в воскресенье, когда все люди мирно спали. Немецко-фашистская Германия вероломно, без объявления войны , напала на нашу страну. Поднялись в воздух немецкие самолеты с бомбами и начали бомбить города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на школы, детские сады , на больницы и жилые дома. Как гром, зазвучали фашистские автоматы и пушки. Воздух наполнился пылью от танков и грузовиков (ПОКАЗ) . Фашисты пытались лишить наш народ свободы, захватить земли и города. Враги рассчитывали расправиться с нами быстрым и стремительным ударом.

Но они глубоко просчитались. Наша Красная Армия под руководством Сталина и его полководцев Жукова и Конева, была сильной. Как один, поднялись наши люди на защиту своей Родины и свободы. Все мужчины из деревень, сел, городов отправлялись на войну – защищать свою Родину (на фронт (это линия расположения войск, на передовую (первая полоса боев) (ПОКАЗ) . Родные и близкие провожали их со слезами на глазах (ПОКАЗ) . На передовой голод, зной или холод, грохочут взрывы, свистят пули. Не зная отдыха, солдаты, тащили на себе тяжелые пушки, вели прицельный огонь и умирали за свою страну (ПОКАЗ) . Тяжелая и кровопролитная была война . Но бойцы не щадили себя, защищая Родину. «Победа будет за нами!» - эти слова звучали повсюду.

Враг был очень силен и жесток. Не могли спокойно смотреть наши русские женщины, как гуляют и зверствуют фашисты по русской земле, как топчут зеленую траву, как сжигают деревни и разрушают города, поэтому они шли помогать нашим мужчинам на фронт. Создавались женские отряды (ПОКАЗ) . На фронте женщины были разведчицами, медсестрами – они выносили солдат с поля боя, перевязывали, отправляли их в госпитали. Каждый боец и командир знал, что в бою рядом «сестрица» , бесстрашный человек, который не оставит в беде, окажет первую помощь, оттащит в укрытие, спрячет от бомбежки (ПОКАЗ) (Показ медицинско-полевой сумки, связистками, (Показ военно-полевого телефона) .

В лесах находились советские партизаны, они помогали Красной Армии сражаться с фашистами. Они взрывали железные дороги, по которым ездили фашистские поезда, нападали на фашистские отряды, освобождали деревни, захваченные врагами.

А те женщины, дети и старики , которые не воевали, они работали в тылу. Они выращивали хлеб, шили одежду, изготавливали на заводах оружие, боевую технику, т. е. обеспечивали всем необходимым солдат, воюющих на фронте (ПОКАЗ) . Им было тоже очень тяжело. С утра до ночи до изнеможения они работали. Чтобы одолеть сильного врага, необходимо было хорошо вооружить, наши войска. «Все для фронта, все для ПОБЕДЫ!» - это был их девиз.

Во время бомбежек люди прятались в подвалы, в погреба (ПОКАЗ) . А ночью все города погружались в полную темноту. В ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи или керосиновой лампы (ПОКАЗ, стекла в рамах заклеивали бумагой крест-накрест (ПОКАЗ, ведь их могло разбить взрывной волной. Жизнь людей в те дни была трудной и тревожной. В домах не было тепла, продукты выдавали по карточкам, потому что большую часть продуктов отправляли на фронт.

Трудные, голодные и холодные военные годы нередко называют лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось детям (ПОКАЗ) . Многие остались сиротами - отцы погибли на войне , другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома (ПОКАЗ, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые - в плену у немцев (ПОКАЗ) . Дети оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной силой фашизма. Многие из них встали наравне с взрослыми плечом к плечу на защиту своей Родины (ПОКАЗ) . Среди детей было много героев и они были награждены боевыми орденами и медалями.

Великая Отечественная Война длилась долгих 4 года, война захватила огромные территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, участие в ней потребовало от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.

Закончилась война в мае 1945 года . Советские воины освободили от фашистов не только нашу страну, но и другие страны Европы. Последние бои были в Берлине - столице Германии. Шли бои за каждую улицу, за каждый дом. Но советские солдаты ценой собственной жизни спасали берлинцев от пуль и снарядов. И вот, наконец, наши солдаты взяли рейхстаг (здание, где работало германское правительство) и установили на его крыше красное знамя. Это означало победу нашей страны в Великой Отечественной войне (ПОКАЗ) . Все фашисты были взяты в плен (ПОКАЗ) . Под стенами кремля они сжигали свои фашистские флаги. (ПОКАЗ)

9 мая 1945 года тысячи людей вышли на улицы столицы. Народ ликовал и пел, прямо на улицах люди танцевали, смеялись, плакали, незнакомые обнимали друг друга. Это был праздник всего народа со слезами на глазах! Все радовались великой победе над врагом и оплакивали погибших (ПОКАЗ) .

В честь Великой Победы был зажжен «Вечный огонь» в память о погибших солдатах, защищавших нашу родину. Каждый год проводится парад Победы (ПОКАЗ) .

В годы Великой Отечественной войны людям , отличившимся в бою, командование вручало награды - ордена и медали. Ордена и медали могли быть вручены за то, что боец, находясь в загоревшемся танке, продолжал выполнять боевую задачу; за то, что в бою вывел из строя не менее двух танков или трех самолетов противника; за то, что солдат первым ворвался на территорию противника и личной храбростью помог успеху общего дела; захватил в плен вражеского офицера. Среди награжденных было много разведчиков, которые в ночных походах уничтожали склады противников с военным имуществом, ценой собственной жизни добывали ценные сведения, спасая тем самым жизни многим людям. (Показ орденов) .

Теперь вы знаете, что одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России называется Великой Отечественной войной . Победа нашей Армии и всего нашего народа - это главное событие в истории России! Злые и жестокие враги получили достойный отпор. Мужественные и храбрые солдаты никогда не теряли силы духа, сражались до последнего, защищая свою Родину, свой дом. Мы победили потому, что весь народ нашей страны поднялся на ее защиту. Помнить войну и тех , кто принес победу - значит бороться за мир. Войну забывать нельзя . Давайте будем помнить и гордится нашей великой страной !

Детям были показаны ордена, военно-полевой телефон, военная форма (плащ-палатка, шинель, гимнастерка,штаны-галифе, пилотка, командирская фуражка, кирзовые сапоги с портянками, ремень офицера и рядового, вещь мешок с содержимым, военно-полевая сумка медсестры, треугольные письма с фронта, фотографии времен войны , военная техника, знамена.

Публикации по теме:

Родительское собрание в подготовительной к школе группы «Женщины-авиаторы в Великой Отечественной войне» Родительское собрание в подготовительной к школе группы Тема: «Женщины – авиаторы в Великой Отечественной Войне» Цель: расширить знания.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одно из самых актуальных задач нашего времени. Необходимо восстановить эту связь, чтобы.

С каждым годом отдаляется от нас победный май 1945 года. Но этот священный день остаётся в памяти поколений как пример стойкости, мужества.

Конспект открытого занятия для детей старшей группы к Дню Победы в Великой Отечественной Войне «Дети-Герои» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 10 «Пчелка» Конспект открытого занятия для старшей группы, посвящённой Дню.

Сценарий мероприятия «Вечер чтецов стихотворений о Великой Отечественной войне» для детей подготовительной группы Цель: Воспитание у детей патриотических чувств за свою страну, за свой народ. Задачи: - обобщать и систематизировать знания детей о истории.

Познавательная викторина для старшей и подготовительной группы, посвящённой Дню Победы в Великой Отечественной Войне Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 10 «Пчелка» Познавательная викторина для старшей и подготовительной группы,.

Проект «Чтобы помнили» по музыкальному воспитанию, посвященный Великой Отечественной Войне для детей подготовительной группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 «Аист» (МБДОУ № 32 «Аист») Проект «Чтобы помнили» по музыкальному.

Сценарий 9 Мая для подготовительной группы. Посвящается 70–летию Победы в Великой Отечественной войне музыкальный руководитель Татьяна Фокина МБДОУ№16 г. Миасс Челябинской области Цель: прививать детям уважение к истории России, Урала. Задача:.

Цель: Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через совместные мероприятия детей, родителей, и педагогов, через.

Утренник «Вечный подвиг» посвященный 70 летию Победы в Великой Отечественной войне для детей старшей группы (5–6 лет) Проведению праздников предшествовала огромная предварительная работа. Была проведена тематическая неделя «Расскажем детям о Дне Победы».

Библиотека изображений: