Виртуоз и балерина. История любви пианиста Дениса Мацуева

Виртуоз и балерина. История любви пианиста Дениса Мацуева

Балерина Дата рождения 14 ноября (Скорпион) 1979 (39) Место рождения Пермь Instagram @primabalerina

Екатерина Шипулина - известная балерина, ведущая солистка Большого театра. Девушка, несмотря на столь «воздушную» профессию, настоящая экстремалка. Она обожает кататься на водных лыжах и коньках. Среди других видов спорта выделяет теннис - на корте бывает достаточно часто - и футбол. Регулярно посещает фитнес-залы, хотя с ее ежедневными нагрузками о лишнем весе можно только мечтать.

Биография Екатерины Шипулиной

Родилась Екатерина Валентиновна в одном из пермских родильных домов холодным ноябрем 1979-го года. Мама малышки – Людмила Шипулина – выступала на сцене пермского театра оперы и балета, поэтому будущее девочки было предрешено с момента ее появления на свет.

Ласки от матери маленькая Катя почти что не видела. И это не удивительно, поскольку женщина практически все силы и время отдавала своим ученикам и выступлениям. Она была более чем критична по отношению к дочери и никогда не позволяла ей расслабиться.

Непрекращающаяся боль для балерин – привычное состояние, в котором они находятся постоянно. И для Кати она тоже стала частью жизни. Девочка от природы была очень трудолюбива и еще будучи совсем маленькой подавала надежды.

У Екатерины есть сестра-двойняшка. В 1898-м году они вместе сдавали вступительные испытания в Пермское балетное училище и поступили. Позднее сестра бросила балет, не выдержав сильнейших эмоциональных и физических нагрузок, но сама Екатерина продолжала трудиться над собой и своим телом, продвигаясь к поставленной цели.

В 1994 году она поступает в Московскую хореографическую академию и через 4 года заканчивает ее с отличием. Выпускным номером стал партия из балета «Корсар».

Местом работы Екатерины Шипулиной как балерины стала сцена Большого театра. Спустя год после начала танцевальной карьеры она отправляется на международный конкурс артистов балета, проходящий в Люксембурге, и занимает там 2-е место. Это первое почетное «серебро» среди ее многочисленных наград.

Девушка не задерживается на достигнутом результате и продолжает работать над собой. С каждым новым выступлением она поднимается на одну ступеньку выше по своей карьерной лестнице. И вот она уже Царица в бале «Фантазии на тему Казановы». Далее её послужной список пополняют «Сильфида», «Конек-горбунок», где балерина блистает в партии Царь-девицы. Шипулина настолько мастерски передает все чувства и эмоции своего героя, что не поверить в воссоздаваемый образ и сюжет практически невозможно.

Дочки-матери: семейные бьюти-секреты звезд

Дочки-матери: семейные бьюти-секреты звезд

Личная жизнь Екатерины Шипулиной

В личной жизни Екатерины Валентиновны вот уже целых 10 лет существует только один мужчина. Это талантливый пианист, концертный график которого более чем насыщенный, – Денис Мацуев. Молодые люди считаются самой стабильной парой в театральной тусовке.

В этом году они стали молодыми родителями. Не так давно у Екатерины родилась дочка.

Имя: Мацуев Денис

Возраст: 44 года

Место рождения: Иркутск

Деятельность: Российский пианист-виртуоз и общественный деятель. Народный артист РФ. Лауреат Государственной премии РФ

О личной жизни известного российского пианиста Дениса Мацуева в прессе подробной информации нет. Как и не было сведений о жене и детях, пока знаменитый музыкант не рассказал в прямом эфире о рождении дочери Анны в 2016 году.

В последние десять лет избранница Заслуженного артиста РФ Дениса Мацуева, балерина Екатерина Шипулина находилась под бдительным наблюдением желтой прессы. Пара не афишировала свои отношения, устраивать пышную свадьбу не спешила.

Музыкант на все вопросы журналистов о подробностях личной жизни никогда не рассказывал – Денис Мацуев всегда считал, что жена и дети должны иметь возможность спокойно существовать, не являясь объектом пристального внимания папарацци.

Денис Мацуев, фото

Молодые люди познакомились на открытии ресторана у общих друзей. Чуть позже им пришлось работать над постановкой совместного выступления по проекту американского режиссера Сергея Даниеляна «Отражения».

По сценарию на сцене должны были выступать 5 балерин под аккомпанемент 5 разных музыкантов.

Шипулиной пришлось выполнять различные па под произведение Чайковского, при этом ее любимый ускорил темп в три раза, ориентируясь на замысел композитора, а не на балетную растянутость мелодии.

Из рассказов Екатерины ясно, что пара давно вместе – они каждый год приезжают на новый год на родину пианиста в Иркутск, чтобы встретить праздник на берегу Байкала и окунуться на Крещение в ледяную воду легендарного озера.

Поэтому когда в 2016 году журналисты заметили округлившиеся формы балерины, стали осаждать влюбленных вопросами. Мацуев и Шипулина выдержали эффектную паузу и порадовали своих поклонников известием о прибавлении в семействе только после рождения дочери.

Екатерина Шипулина и Денис Мацуев

Свое отцовство музыкант не комментирует, рассказывает только, что играет малышке различные классические произведения, пытаясь выяснить, если у дочери его любовь к музыке. По словам Дениса Леонидовича, Аня категорически не приемлет мелодии Листа.

Факты из биографии избранницы

Родилась Екатерина Шипулина, которая на данный момент является гражданской женой Дениса Мацуева и мамой его единственной дочери, в 1979 году в Перми. В биографии девочки балет присутствовал фактически с момента появления на свет – родители артистки были прославленными мастерами этого вида классического танца у себя на малой родине.

Екатерину и ее сестру-близнеца с раннего детства готовили к жизни на пуантах, репетируя с малышками всевозможные па и классические упражнения для танца.

Екатерина Шипулина училась в Московской хореографической Академии

Мама девочек много времени уделяла не столько родным детям, сколько своим ученицам, обращая внимание на Катю и ее сестру только в случае их успешных занятий. Как ни странно, Шипулина гордится своими родителями, считая подобную строгость двигателем ее прогресса в профессии.

В 1989 году обе сестры поступили в Пермское хореографическое училище, решив пойти по стопам родителей. После его окончания семья переехала в столицу в 1991 по приглашению Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Известные работники балетного искусства стали хореографами и учителями для молодого поколения артистов этого прославленного учреждения. А в 1994 году Екатерина Шипулина становится студенткой московской хореографической Академии, получив возможность оттачивать мастерство под руководством педагога с мировым именем Литавкиной.

Через год Катя подтвердила профессионализм, исполнив главную партию в постановке «Корсар».

Карьерный рост и мировая известность

После окончания учебы Шипулина получила приглашение на работу в Большой театр, где первоначально выступала в массовых сценах и эпизодических ролях.

Выступление Екатерины Шипулиной

Это стало отправной точкой в ее творческой биографии – в арсенале артистки появились ведущие партии в постановках мирового значения:

  1. «Фантазии на тему Казановы».
  2. «Шопениана».
  3. «Сильфида».
  4. «Дон-Кихот».
  5. «Конек-Горбунок».
  6. «Русский Гамлет».
  7. «Дочь фараона».
  8. «Лебединое озеро».
  9. «Баядерка».
  10. «Спящая красавица».
  11. «Чипполино».
  12. «Жизель».
  13. «Спартак».

В 2002 году за работу в постановке «Щелкунчик», с которой трупа с участием Екатерины объездила полмира, Шипулина удостаивается премии «Триумф». Балерина становится примой родного театра, ее вводят в десятку лучших танцовщиц современности.

Талант и трудолюбие, подкрепленные внешними данными, сыграли свою роль – танцовщица становится популярной исполнительницей классического танца не только у себя на Родине, но и за рубежом.

Обычная жизнь

По словам Екатерины, долгое время она так стремилась соответствовать требованиям родителей, учителей, режиссеров-постановщиков, что вела себя в работе, словно «пионерка» — даже при высокой температуре или тяжелой травме выходила на сцену.

Современное балетное искусство беспощадно к телам исполнителей – многие композиции требует от балерины жесткого падения на колени.

Екатерина Шипулина и Денис Мацуев на прогулке

Привычка терпеть боль, заглушая ее таблетками и различными мазями, сыграла свою неблаговидную роль — конечности женщины практически не имеют рефлексов.

Чуть позже Екатерина стала трепетнее относиться к собственному здоровью, имея возможность диктовать собственные условия постановщикам, занимающимся разработкой того или иного проекта.

Тем не менее, в обыденной жизни девушка обожает экстремальные виды спорта, в багажнике ее автомобиля постоянно находятся коньки, роликовые ботинки и купальный костюм. Она с восторгом спускается по крутому склону на горнолыжном курорте, любит играть в теннис и футбол.

Обожает порадовать себя вкусностями и не откажется от стейка с кровью, вопреки строгим требованиям балетмейстеров. Благо активный образ жизни и природная конституция тела позволяют сохранить себя в отличной форме без изнуряющих диет и многочасовых усилий в спортзале.

Екатерина Шипулина появление в своей жизни малышки Анны считает огромным счастьем и не собирается прекращать концертную деятельность.

Для молодой мамы образцом остается ее собственная родительница – Людмила Ивановна вышла на сцену после рождения двоих малышей и успешно продолжила танцевать на протяжении нескольких десятков лет.

Отцовские обязанности

Прессе давно известно отношение музыканта с мировой известностью к штампу в паспорте.

Денис Мацуев, чья личная жизнь и внимание к наличию у него жены и детей муссировалось в открытых источниках информации постоянно, упорно не желает раскрывать тайны собственного отношения к семье.

Денис Мацуев на спешит рассказывать все подробности из семейной жизни

По словам артиста, его столько раз женили, что комментировать подобные заявления он не хочет. На данный момент времени точных данных об официальном статусе Дениса Мацуева и Екатерины Шипулиной нет.

Злые языки утверждают, что первые партии в Большом театре балерина имеет только благодаря именитому любовнику.

Сложно утверждать обратное, но признание ребенка своей дочерью для музыканта стало своеобразным подвигом – Мацуев много лет был ярым сторонником свободных браков.

Его утверждение, что женой ему способна быть только музыка, а любовницей станет джаз, долгое время создавало музыканту ореол высокопарности.

Биография

Личная жизнь

У Екатерины есть сестра. Супруг балерины - пианист Денис Мацуев . 31 октября 2016 года у пары родилась дочь .

Репертуар

1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
  • Золушка , «Золушка » С. Прокофьева, хореография Ю. Посохова, реж. Ю. Борисов
2007
2008
2009
  • Медора , «Корсар » А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки (дебютировала на гастролях театра в США)
2010
  • Солистка ***, «Рубины» на музыку И. Стравинского, II часть балета «Драгоценности », хореография Дж. Баланчина
  • Солистка , «Серенада » на музыку П. Чайковского, хореография Дж. Баланчина
2011
  • Флёр де Лис , «Эсмеральда » Ц. Пуни, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки, В. Медведева
  • Флорина , «Утраченные иллюзии » Л. Десятникова в постановке А. Ратманского
  • Солистка **, Chroma Дж. Тэлбота и Дж. Уайта, хореография У. Макгрегор
2012
  • Солистка , «Изумруды» на музыку Г. Форе, I часть балета «Драгоценности », хореография Дж. Баланчина
  • Солистка *, Dream of Dream на музыку С. Рахманинова в постановке Й. Эло
2013
2014
(*) - первая исполнительница партии; (**) - первая исполнительница партии в Большом театре; (***) - была в числе первых исполнителей балета в театре.

Награды

Напишите отзыв о статье "Шипулина, Екатерина Валентиновна"

Примечания

Ссылки

  • // «Труд» № 99, 25 декабря 2015
  • // «Аргументы и Факты» № 2, 13 января 2016.

Отрывок, характеризующий Шипулина, Екатерина Валентиновна

В первый раз князь Андрей понял, где он был и что с ним было, и вспомнил то, что он был ранен и как в ту минуту, когда коляска остановилась в Мытищах, он попросился в избу. Спутавшись опять от боли, он опомнился другой раз в избе, когда пил чай, и тут опять, повторив в своем воспоминании все, что с ним было, он живее всего представил себе ту минуту на перевязочном пункте, когда, при виде страданий нелюбимого им человека, ему пришли эти новые, сулившие ему счастие мысли. И мысли эти, хотя и неясно и неопределенно, теперь опять овладели его душой. Он вспомнил, что у него было теперь новое счастье и что это счастье имело что то такое общее с Евангелием. Потому то он попросил Евангелие. Но дурное положение, которое дали его ране, новое переворачиванье опять смешали его мысли, и он в третий раз очнулся к жизни уже в совершенной тишине ночи. Все спали вокруг него. Сверчок кричал через сени, на улице кто то кричал и пел, тараканы шелестели по столу и образам, в осенняя толстая муха билась у него по изголовью и около сальной свечи, нагоревшей большим грибом и стоявшей подле него.
Душа его была не в нормальном состоянии. Здоровый человек обыкновенно мыслит, ощущает и вспоминает одновременно о бесчисленном количестве предметов, но имеет власть и силу, избрав один ряд мыслей или явлений, на этом ряде явлений остановить все свое внимание. Здоровый человек в минуту глубочайшего размышления отрывается, чтобы сказать учтивое слово вошедшему человеку, и опять возвращается к своим мыслям. Душа же князя Андрея была не в нормальном состоянии в этом отношении. Все силы его души были деятельнее, яснее, чем когда нибудь, но они действовали вне его воли. Самые разнообразные мысли и представления одновременно владели им. Иногда мысль его вдруг начинала работать, и с такой силой, ясностью и глубиною, с какою никогда она не была в силах действовать в здоровом состоянии; но вдруг, посредине своей работы, она обрывалась, заменялась каким нибудь неожиданным представлением, и не было сил возвратиться к ней.
«Да, мне открылась новое счастье, неотъемлемое от человека, – думал он, лежа в полутемной тихой избе и глядя вперед лихорадочно раскрытыми, остановившимися глазами. Счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его может всякий человек, но сознать и предписать его мот только один бог. Но как же бог предписал этот закон? Почему сын?.. И вдруг ход мыслей этих оборвался, и князь Андрей услыхал (не зная, в бреду или в действительности он слышит это), услыхал какой то тихий, шепчущий голос, неумолкаемо в такт твердивший: „И пити пити питии“ потом „и ти тии“ опять „и пити пити питии“ опять „и ти ти“. Вместе с этим, под звук этой шепчущей музыки, князь Андрей чувствовал, что над лицом его, над самой серединой воздвигалось какое то странное воздушное здание из тонких иголок или лучинок. Он чувствовал (хотя это и тяжело ему было), что ему надо было старательна держать равновесие, для того чтобы воздвигавшееся здание это не завалилось; но оно все таки заваливалось и опять медленно воздвигалось при звуках равномерно шепчущей музыки. „Тянется! тянется! растягивается и все тянется“, – говорил себе князь Андрей. Вместе с прислушаньем к шепоту и с ощущением этого тянущегося и воздвигающегося здания из иголок князь Андрей видел урывками и красный, окруженный кругом свет свечки и слышал шуршанъе тараканов и шуршанье мухи, бившейся на подушку и на лицо его. И всякий раз, как муха прикасалась к егв лицу, она производила жгучее ощущение; но вместе с тем его удивляло то, что, ударяясь в самую область воздвигавшегося на лице его здания, муха не разрушала его. Но, кроме этого, было еще одно важное. Это было белое у двери, это была статуя сфинкса, которая тоже давила его.
«Но, может быть, это моя рубашка на столе, – думал князь Андрей, – а это мои ноги, а это дверь; но отчего же все тянется и выдвигается и пити пити пити и ти ти – и пити пити пити… – Довольно, перестань, пожалуйста, оставь, – тяжело просил кого то князь Андрей. И вдруг опять выплывала мысль и чувство с необыкновенной ясностью и силой.
«Да, любовь, – думал он опять с совершенной ясностью), но не та любовь, которая любит за что нибудь, для чего нибудь или почему нибудь, но та любовь, которую я испытал в первый раз, когда, умирая, я увидал своего врага и все таки полюбил его. Я испытал то чувство любви, которая есть самая сущность души и для которой не нужно предмета. Я и теперь испытываю это блаженное чувство. Любить ближних, любить врагов своих. Все любить – любить бога во всех проявлениях. Любить человека дорогого можно человеческой любовью; но только врага можно любить любовью божеской. И от этого то я испытал такую радость, когда я почувствовал, что люблю того человека. Что с ним? Жив ли он… Любя человеческой любовью, можно от любви перейти к ненависти; но божеская любовь не может измениться. Ничто, ни смерть, ничто не может разрушить ее. Она есть сущность души. А сколь многих людей я ненавидел в своей жизни. И из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как ее». И он живо представил себе Наташу не так, как он представлял себе ее прежде, с одною ее прелестью, радостной для себя; но в первый раз представил себе ее душу. И он понял ее чувство, ее страданья, стыд, раскаянье. Он теперь в первый раз поняд всю жестокость своего отказа, видел жестокость своего разрыва с нею. «Ежели бы мне было возможно только еще один раз увидать ее. Один раз, глядя в эти глаза, сказать…»
И пити пити пити и ти ти, и пити пити – бум, ударилась муха… И внимание его вдруг перенеслось в другой мир действительности и бреда, в котором что то происходило особенное. Все так же в этом мире все воздвигалось, не разрушаясь, здание, все так же тянулось что то, так же с красным кругом горела свечка, та же рубашка сфинкс лежала у двери; но, кроме всего этого, что то скрипнуло, пахнуло свежим ветром, и новый белый сфинкс, стоячий, явился пред дверью. И в голове этого сфинкса было бледное лицо и блестящие глаза той самой Наташи, о которой он сейчас думал.
«О, как тяжел этот неперестающий бред!» – подумал князь Андрей, стараясь изгнать это лицо из своего воображения. Но лицо это стояло пред ним с силою действительности, и лицо это приближалось. Князь Андрей хотел вернуться к прежнему миру чистой мысли, но он не мог, и бред втягивал его в свою область. Тихий шепчущий голос продолжал свой мерный лепет, что то давило, тянулось, и странное лицо стояло перед ним. Князь Андрей собрал все свои силы, чтобы опомниться; он пошевелился, и вдруг в ушах его зазвенело, в глазах помутилось, и он, как человек, окунувшийся в воду, потерял сознание. Когда он очнулся, Наташа, та самая живая Наташа, которую изо всех людей в мире ему более всего хотелось любить той новой, чистой божеской любовью, которая была теперь открыта ему, стояла перед ним на коленях. Он понял, что это была живая, настоящая Наташа, и не удивился, но тихо обрадовался. Наташа, стоя на коленях, испуганно, но прикованно (она не могла двинуться) глядела на него, удерживая рыдания. Лицо ее было бледно и неподвижно. Только в нижней части его трепетало что то.
Князь Андрей облегчительно вздохнул, улыбнулся и протянул руку.
– Вы? – сказал он. – Как счастливо!
Наташа быстрым, но осторожным движением подвинулась к нему на коленях и, взяв осторожно его руку, нагнулась над ней лицом и стала целовать ее, чуть дотрогиваясь губами.
– Простите! – сказала она шепотом, подняв голову и взглядывая на него. – Простите меня!
– Я вас люблю, – сказал князь Андрей.
– Простите…
– Что простить? – спросил князь Андрей.
– Простите меня за то, что я сделала, – чуть слышным, прерывным шепотом проговорила Наташа и чаще стала, чуть дотрогиваясь губами, целовать руку.
– Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде, – сказал князь Андрей, поднимая рукой ее лицо так, чтобы он мог глядеть в ее глаза.
Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и радостно любовно смотрели на него. Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны. Сзади их послышался говор.
Петр камердинер, теперь совсем очнувшийся от сна, разбудил доктора. Тимохин, не спавший все время от боли в ноге, давно уже видел все, что делалось, и, старательно закрывая простыней свое неодетое тело, ежился на лавке.
– Это что такое? – сказал доктор, приподнявшись с своего ложа. – Извольте идти, сударыня.
В это же время в дверь стучалась девушка, посланная графиней, хватившейся дочери.
Как сомнамбулка, которую разбудили в середине ее сна, Наташа вышла из комнаты и, вернувшись в свою избу, рыдая упала на свою постель.

С этого дня, во время всего дальнейшего путешествия Ростовых, на всех отдыхах и ночлегах, Наташа не отходила от раненого Болконского, и доктор должен был признаться, что он не ожидал от девицы ни такой твердости, ни такого искусства ходить за раненым.
Как ни страшна казалась для графини мысль, что князь Андрей мог (весьма вероятно, по словам доктора) умереть во время дороги на руках ее дочери, она не могла противиться Наташе. Хотя вследствие теперь установившегося сближения между раненым князем Андреем и Наташей приходило в голову, что в случае выздоровления прежние отношения жениха и невесты будут возобновлены, никто, еще менее Наташа и князь Андрей, не говорил об этом: нерешенный, висящий вопрос жизни или смерти не только над Болконским, но над Россией заслонял все другие предположения.