Урок-раздумье с элементами диспута по повести А.Рыбакова "Неизвестный солдат". Анатолий Рыбаков: Неизвестный солдат

Урок-раздумье с элементами диспута по повести А.Рыбакова "Неизвестный солдат". Анатолий Рыбаков: Неизвестный солдат

Цели урока:

  • познакомиться с личностью писателя,
  • попытаться разобраться в психологических, нравственных мотивах поведения людей разных поколений в далёкие военные годы,
  • поговорить о тех изменениях в характере главного героя, которые происходят в процессе поисков,
  • установить, какая действительность формирует в нём гражданственность мыслей и поступков.

Оформление:

  • выставка книг,
  • портрет писателя,
  • свечи,
  • плакат с характеристикой главного героя,
  • плакат с вопросами для диспута.

Эпиграф:

Я знаю, никакой моей вины в том, что другие не пришли с войны, в том, что они – кто старше, кто моложе остались там, и не о том же речь, что я не смог, их не сумел сберечь, речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

А. Твардовский.

Ход урока

Вступительное слово учителя (На фоне музыки Моцарта “Реквием”. На партах горят свечи).

Война… Самое страшное - это война. Самое невозможное - это война. Самое немыслимое – это война.

Когда мы произносим это слово, сердце сжимается от боли и ужаса. Сколько пролито слёз, исковеркано судеб, сколько сирот и не родившихся детей. Наша земля обильно полита кровью. Когда наступает вечер и над русскими деревнями сгущаются сумерки, сердце может увидеть их. Они легко ступают по родной земле. Мёртвые, но живые. И слышен тихий мелодичный звон. И горят свечи в их руках. Они словно бы говорят: “Люди, помните о нас!” Вечная память!

Вот этими словами призывом мне бы хотелось пригласить вас на замечательную встречу с умной, доброй, прекрасной книгой А. Рыбакова “Неизвестный солдат”.

(Сообщаю тему и цели урока).

Откройте тетради и запишите тему урока. Кто же он автор повести “Неизвестный солдат”?

Две ученицы рассказывают биографию А. Рыбакова.

Учитель: Повесть “Неизвестный солдат” является третьей книгой о Сергее Крашенинникове, которые составляют трилогию. Обратите внимание на выставку книг. Я рекомендую вам обратиться в библиотеку и прочитать другие, не менее интересные произведения А. Рыбакова.

Трилогия – это литературное произведение, состоящее из трёх самостоятельных произведений, объединённых в одно целое общим идейным замыслом, сюжетом, главными героями.

Ну, а теперь обратимся непосредственно к повести.

1) Понравилась ли вам повесть? Легко ли было её читать?

2) Как построена повесть? Какова её композиция? (В повести 2 сюжета: 1) обычные будни строительной бригады – этот сюжет ведётся от лица Кроша;

2) в мирную жизнь вторгается давно ушедшая война. Такая композиция помогает автору ярче показать связь между прошлым и настоящим.)

4) Как это событие помогает автору слить два сюжета в единое целое? (Оба сюжета развиваются самостоятельно и как будто независимо друг от друга, но всё же мы видим связь между этими сюжетами. Рабочие находят могилу и, разыскивая имя неизвестного солдата, Сергей Крашенинников, а вместе с ним и мы, узнаёт о пятёрке отважных солдат и о подвиге Дмитрия Бокарёва. Главное событие – нахождение могилы раскрывает связь прошлого и современного, помогает понять, как связаны поколения людей, показывает прямую связь прошедшей войны с современной мирной жизнью. Поиски имени неизвестного солдата сливают два повествования в одно целое.)

Учитель: Автору хотелось сказать, что поиски имён погибших необходимы, они необходимы не только родственникам, но и всем нам. Безымянных солдат не бывает, каждый из них имеет имя, и его надо найти. Так, как это сделал Сергей Крашенинников.

5) Как попал Крош на строительство автомагистрали? Кто дал ему совет? (Не поступил в университет, дедушка.)

6) Как Крош отнёсся вначале к поручению узнать что-либо о неизвестном солдате? (Ему не понравилось)

7) Сравните мысли и чувства Кроша в главах 6, 10, 26. (Появляется желание узнать имя неизвестного солдата, Крош хочет довести дело до конца. И в этой же главе происходит спор между Крошем и его товарищами по работе о том, надо ли узнавать имя солдата. Крош впервые в жизни бьёт человека.)

8) Так почему же Крош решил довести до конца свои поиски, хотя никто от него этого не требовал?

9) Что рассказывает Крошу о могиле Смирнова Софья Павловна, женщина, которая ходила на могилу и ухаживала за ней?

10) Вспомните встречу Кроша с Наташей, которая показывает документы, оставшиеся от погибшего солдата. Что это за документы? Помогли ли они в установлении имени неизвестного солдата? (Фотографии, промокашка, кисет, с вышитой на нём буквой “К”, зажигалка из патрона, квадратик из детского лото с изображением утки.)

11) Какие ещё действия предпринимает Крош Для установления имени неизвестного солдата? (Запрос в военный архив).

12) С кем он встречается? (С Михеевым и Агаповыми, встречается с заместителем министра Стручковым, который раздобыл список всех пятерых солдат. Но прежде всего Крош заходит в Александровский сад и видит вечный огонь на могиле неизвестного солдата. И ещё больше захочет узнать имя солдата, могилу которого нашли строители).

- Зачитайте сцену разговора Кроша с Агаповыми по ролям.

Учитель: Крош длинным и сложным путём устанавливает, что в могиле похоронен солдат Краюшкин. Но матери старшины Бокарёва председатель сельсовета уже сообщает, что найдена могила её сына. И перед Крошем встала серьёзная задача – рассказать матери Бокарёва, что не её сын похоронен в могиле.

- Инсценируем сцену разговора Кроша с матерью Бокарёва.

- Задаю первый вопрос диспута. Для этого обращаюсь к плакату, на котором написаны вопросы для диспута. / Приложение 1/

13) Прав ли был Сергей Крашенинников, что не сказал правду матери Бокарёва? Как по- вашему? Как бы вы поступили в этой ситуации? Мне бы хотелось, чтобы вы подискутировали по этому вопросу.

Учитель: Я тоже думаю, что Сергей прав. Это ложь, конечно. Но, очевидно, та самая “святая” ложь, которая иногда очень нужна человеку. Антонина Васильевна Бокарёва видела смысл своей жизни в том, чтобы быть рядом с сыном – его могилой. И отнять у неё эту могилу – значит отнять жизнь. Слова Антонины Васильевны о своём сыне перекликаются со стихотворением Некрасова, которое читает дедушка Кроша.

Ученик читает стихотворение Некрасова:

Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я слёзы подсмотрел
Святые, искренние слёзы.
То слёзы бедных матерей,
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не понять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей. 14) Но только ли этот вопрос ставит А. Рыбаков в своей книге? И главный ли этот вопрос? Вспомните, о чём постоянно размышляет Крош? (Книга ставит вопрос, чего мы стоим, достойны ли мы тех, кто погиб. Автор хочет показать, каким выросло новое поколение людей. И мы видим, что Сергей Крашенинников достоин продолжать дело отцов. Краюшкин и его товарищи, если бы остались живы, гордились бы им.)

15) Вспомните, как сначала относились окружающие Сергея люди к его поискам? (Множество людей вовлечено в поиски. Это разные люди: старик Мехеев, журналист Агапов, дедушка Кроша, заместитель министра Стручков. И по-разному они отнеслись к поискам Кроша. Воронов считает, что это не их дело, пытается убедить прекратить поиски. Многие товарищи по работе также недоверчиво относятся к его затее. И только дедушка одобряет трудное дело, за которое взялся внук.)

16) Как постепенно меняется отношение окружающих людей к затее Кроша? (Постепенно, шаг за шагом, Сергей убеждает людей в необходимости поисков. Стена недоверия рушится, и вот уже сам Воронов предлагает Крошу взять отпуск для поездки в Красноярск к матери Бокарёва, а товарищи предлагают деньги на дорогу.)

Учитель: И в этом всеобщем одобрении поисков Сергея уходит в тень и злобный страх Мехеева, по существу предавшего смерти одного из солдат – Вакулина, и бахвальство Агапова, взявшегося за поиски из корыстных целей, и равнодушие сына погибшего солдата Краюшкина. Все эти люди и спорят, и мирятся, но открываются перед самими собой, едва речь заходит о солдатской могиле, и начинают уже мерить себя и других мерой высшей гражданской нравственности. Люди смотрят на себя как бы со стороны, взвешивают себя на весах чистоты и правды. Они становятся лучше, добрее, взрослее, как это произошло с Крошем и Зоей, внучкой Краюшкина.

17) Итак, каким мы видим Кроша, главного героя повести? Дайте ему характеристику. Затем открываю плакат на доске, и все убеждаются в правильности своих ответов. (Приложение 1.)

Учитель: Запишите характеристику Сергея Крашенинникова себе в тетрадь.

Второй вопрос диспута. Обращаюсь к доске. (Приложение1)

18) Есть ли такие, как Сергей Крашенинников, среди нас?

19) Так о чём же книга А. Рыбакова? (О нашем современнике, молодом человеке, только вступающим в жизнь, держащим экзамен на гражданскую зрелость.)

Учитель: Мы видим, что в сложном процессе поисков смысла жизни, Крош становится гражданином Сергеем Крашенинниковым и приходит к выводу, что надо быть человеком ищущим, активным и не забывать страшные годы далёкой войны.

Третий вопрос диспута. Обращаюсь к доске. (Приложение1)

20) Нужны ли нам книги о войне? Актуальна ли книга А. Рыбакова в наши дни? (Ведём разговор о войнах нашего времени, о том, что в наше время солдаты пропадают без вести.)

Звон колоколов.

Учитель читает эпиграф – слова А. Твардовского.

О чём говорит А. Твардовский? (О памяти.)

Учитель читает отрывок из стихотворения Р. Рождественского “Реквием”.

Помните!
Через века, через года
Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда,
Помните!
Не плачьте, в горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны,
ечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами,
Жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем
Будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучат,
Помните!

Какою ценою завоёвано счастье, пожалуйста, помните!

Вопросы к диспуту:

  1. Прав ли был Крош, что не сказал правду матери старшины Бокарёва? Как бы вы поступили в этой ситуации?
  2. Есть ли такие, как Сергей Крашенинников, среди нас?
  3. Нужны ли нам книги о войне? Актуальна ли книга Анатолия Рыбакова в наши дни?

Бульдозер стоял перед маленьким холмиком, поросшим травой. Вокруг валялся низкий, полусгнивший штакетник.

Сидоров поднял из травы выцветшую деревянную звезду. Солдатская могила – видно, осталась еще с войны. Она была вырыта в стороне от прежней дороги. Но, прокладывая новую, мы спрямляли магистраль. И вот бульдозер Андрея наткнулся на могилу.

Андрей сел в кабину, включил рычаги, нож надвинулся на холмик.

– Ты что делаешь? – Сидоров встал на холмик.

– Чего, – ответил Андрей, – сровняю…

– Я тебе сровняю! – сказал Сидоров.

– Разница тебе, где он будет лежать: над дорогой, под дорогой? – спросил шофер Юра.

– Ты в земле не лежал, а я лежал, может, рядом с ним, – сказал Сидоров.

В это время подъехал еще один самосвал. Из него вышел Воронов, подошел к нам, нахмурился:

– Стоим?!

Взгляд его остановился на могиле, на штакетнике; кто-то уже собрал его в кучку и положил сверху выцветшую звезду. На лице Воронова отразилось неудовольствие, он не любил задержек, а могила на дороге – это задержка. И он недовольно смотрел на нас, будто мы виноваты в том, что именно здесь похоронен солдат.

Потом сказал Андрею:

– Обойди это место. Завтра пришлю землекопов – перенесут могилу.

Молчавший все время Сидоров заметил:

– По штакетнику и по звезде видать, кто-то ухаживал, надо бы хозяина найти.

– Не на Камчатку перенесем. Придет хозяин – найдет. Да и нет никакого хозяина – сгнило все, – ответил Воронов.

– При нем документы могут быть или какие вещественные доказательства, – настаивал Сидоров.

И Воронов уступил. За что, конечно, Сидорову придется потом расплатиться. Потом. А пока расплатился я.

– Крашенинников! Поезжай в город, поспрашивай, чья могила.

Я был поражен таким приказанием:

– У кого же я буду спрашивать?

– У кого – у местных жителей.

– А почему именно я?

– Потому что ты местный.

– Я не местный.

– Все равно, у тебя здесь дедушка, бабушка…

– Нет у меня бабушки, умерла, – мрачно ответил я.

– Тем более, старые люди, – со странной логикой продолжал Воронов. – Город весь вот, – он показал кончик ногтя, – три улицы… Найдешь хозяина, попроси: пусть забирают могилу, что надо, поможем, перевезем, а не найдешь хозяина, зайди с утра в военкомат: мол, наткнулись на могилу, пусть пришлют представителя для вскрытия и переноса. Понял? – Он повернулся к Юре: – Добрось его до карьера, а там дойдет.

– А кто за меня будет работать? – спросил я.

– На твою квалификацию найдем замену, – насмешливо ответил Воронов.

Такой хам!

– Ну, поехали! – сказал Юра.

…Вторым заходом самолет дал на бреющем полете пулеметную очередь и снова скрылся, оставив за собой длинную, медленно и косо сползающую к земле голубоватую полосу дыма.

Старшина Бокарев поднялся, стряхнул с себя землю, подтянул сзади гимнастерку, оправил широкий командирский ремень и портупею, перевернул на лицевую сторону медаль «За отвагу» и посмотрел на дорогу.

Машины – два «ЗИСа» и три полуторки «ГАЗ-АА» – стояли на прежнем месте, на проселке, одинокие среди неубранных полей.

Потом поднялся Вакулин, опасливо посмотрел на осеннее, но чистое небо, и его тонкое, юное, совсем еще мальчишеское лицо выразило недоумение: неужели только что над ними дважды пролетала смерть?

Встал и Краюшкин, отряхнулся, вытер винтовку – аккуратный, бывалый пожилой солдат.

Раздвигая высокую, осыпающуюся пшеницу, Бокарев пошел в глубь поля, хмуро осмотрелся и увидел наконец Лыкова и Огородникова. Они все еще лежали, прижавшись к земле.

– Долго будем лежать?!

Лыков повернул голову, скосился на старшину, потом посмотрел на небо, поднялся, держа винтовку в руках, – небольшой, кругленький, мордастенький солдатик, – философски проговорил:

– Согласно стратегии и тактике, не должон он сюда залететь.

– Стратегия… тактика… Оправьте гимнастерку, рядовой Лыков!

– Гимнастерку – это можно. – Лыков снял и перетянул ремень.

Поднялся и Огородников – степенный, представительный шофер с брюшком, снял пилотку, вытер платком лысеющую голову, сварливо заметил:

– На то и война, чтобы самолеты летали и стреляли. Тем более, едем без маскировки. Непорядок.

Упрек этот адресовался Бокареву. Но лицо старшины было непроницаемо.

– Много рассуждаете, рядовой Огородников! Где ваша винтовка?

– В кабине.

– Оружие бросил. Солдат называется! За такие дела – трибунал.

– Это известно, – огрызнулся Огородников.

– Идите к машинам! – приказал Бокарев.

Все вышли на пустую проселочную дорогу к своим старым, потрепанным машинам – двум «ЗИСам» и трем полуторкам.

Стоя на подножке, Лыков объявил:

– Кабину прошил, гад!

– Это он специально за тобой гонялся, Лыков, – добродушно заметил Краюшкин. – «Который, думает, тут Лыков?..» А Лыков эвон куда уполз…

– Не уполз, а рассредоточился, – отшутился Лыков.

Бокарев хмуро поглядывал, как Огородников прикрывает срубленным деревом кабину и кузов. Хочет доказать свое!

– По машинам! Интервал пятьдесят метров! Не отставать!

Километров через пять они свернули с проселка и, приминая мелкий кустарник, въехали в молодой березняк. Прибитая к дереву деревянная стрелка с надписью «Хозяйство Стручкова» указывала на низкие здания брошенной МТС, прижавшейся к косогору.

– Приготовить машины к сдаче! – приказал Бокарев.

Он вынул из-под сиденья сапожную щетку и бархатку и стал надраивать свои хромовые сапоги.

– Товарищ старшина! – обратился к нему Лыков.

– Чего тебе?

– Ну и что?

– В городе продпункт, говорю…

– Вам выдан сухой паек.

– А если бы не выдали?

Бокарев сообразил наконец, на что намекает Лыков, посмотрел на него.

Лыков поднял палец.

– Город все-таки… Корюков называется. Женский пол имеется. Цивилизация.

Бокарев завернул щетку и мазь в бархатку, положил под сиденье.

– Много берете на себя, рядовой Лыков!

– Обстановку докладываю, товарищ старшина.

Бокарев оправил гимнастерку, ремень, портупею, просунул палец под подворотничок, покрутил шеей.

– И без тебя есть кому принять решение!

Обычная, известная Бокареву картина ПРБ – походно-ремонтной базы, размещенной на этот раз в эвакуированной МТС. Рокочет мотор на стенде, шипит паяльная лампа, трещит электросварка; слесаря в замасленных комбинезонах, под которыми видны гимнастерки, ремонтируют машины. Движется по монорельсу двигатель; его придерживает слесарь; другой, видимо механик, направляет двигатель на шасси.

Мотор не садился на место, и механик приказал Бокареву:

– А ну-ка, старшина, попридержи!

– Еще не приступил к работе, – отрезал Бокарев. – Где командир?

– Какой тебе командир?

– Какой… Командир ПРБ.

– Капитан Стручков?

– Капитан Стручков.

– Я капитан Стручков.

Бокарев был опытный старшина. Он мог ошибиться, не распознав в механике командира части, но распознать, разыгрывают его или нет, – тут уж он не ошибется. Его не разыгрывали.

– Докладывает старшина Бокарев. Прибыл из отдельной автороты сто семьдесят второй стрелковой дивизии. Доставил пять машин в ремонт.

Он лихо приложил, потом отбросил руку от фуражки.

Стручков насмешливо осмотрел Бокарева с головы до ног, усмехнулся его надраенным сапогам, его франтоватому виду.

– Очистите машины от грязи, чтобы блестели, как ваши сапоги. Ставьте под навес и приступайте к разборке.

– Понятно, товарищ капитан, будет исполнено! Позвольте обратиться с просьбой, товарищ капитан!

– Какая просьба?

– Товарищ капитан! Люди с передовой, с первого дня. Позвольте в город сходить, в баньке помыться, письма послать, купить кое-чего по мелочи. Завтра вернемся, отработаем – очень просят люди.

Сдав последний экзамен и окончив школу, Сергей Крашенинников приезжает в небольшой городок, к своему деду. Юноша начинает трудиться в строительной бригаде. Рабочие занимались проектировкой и возведением дорог. В процессе создания очередной дороги, строители обнаружили захоронение. В нем покоился солдат. Сергей решает узнать его имя.

После долгих поисков, Сергей узнает много интересного из истории города. Военное прошлое оставило неизгладимый след в жизни всей нашей страны. Крашенинников, или попросту Крош, серьезно подошел к розыску информации безымянного солдата. В конце – концов, его старания не прошли даром. Юноша установил личность военного, покоившегося в той могиле.

Произведение учит помнить имена героев той войны. Благодаря им, мы живем.

Картинка или рисунок Неизвестный солдат

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Коллеги Аксенов

    Три товарища только закончили медицинский институт в Ленинграде. Друзья были дружны, несмотря на разный темперамент и характер. Алексей Максимов – ироничный, резкий и ранимый

  • Краткое содержание Квартеронка Рид

    Эдвард был молодым и беззаботным англичанином. За шесть месяцев проживания в Орлеане он умудрился истратить все свое состояние. Денег у него осталось лишь, чтобы купить билет на пароход

  • Краткое содержание Карамзин Бедная Лиза

    Повесть Карамзина «Бедная Лиза» начинается с рассказа автора о своих прогулках по Подмосковью. Он описывает красивую природу, любуется видами. Прогуливаясь в очередной раз, он приходит к развалинам монастыря.

  • Краткое содержание Ремарк Триумфальная арка

    Действие романа происходит во времена Второй мировой войны, во Франции. Главным героем выступает бежавший немецкий хирург Равик, который прошёл Первую мировую войну и тайно, без всяких документов и разрешения проживает во Франции

  • Краткое содержание Лермонтов Мцыри кратко и по главам

    В самом начале поэмы поясняется, что вот на этом месте был монастырь, в котором произошли такие-то события. Точней, ещё сохранились полуразрушенные здания, но нет монахов, лишь последний здесь старец ухаживает за множеством могил.

Анатолий Рыбаков

Неизвестный солдат

В детстве я каждое лето ездил в маленький городок Корюков, к дедушке. Мы ходили с ним купаться на Корюковку, неширокую, быструю и глубокую речку в трех километрах от города. Мы раздевались на пригорке, покрытом редкой, желтой, примятой травой. Из совхозной конюшни доносился терпкий, приятный запах лошадей. Слышалось перестукивание копыт по деревянному настилу. Дедушка загонял коня в воду и плыл рядом с ним, ухватившись за гриву. Его крупная голова, со слипшимися на лбу мокрыми волосами, с черной цыганской бородой, мелькала в белой пене маленького буруна, рядом с дико косящим конским глазом. Так, наверно, переправлялись через реки печенеги.

Я единственный внук, и дедушка меня любит. Я его тоже очень люблю. Он осенил мое детство добрыми воспоминаниями. Они до сих пор волнуют и трогают меня. Даже сейчас, когда он прикасается ко мне своей широкой, сильной рукой, у меня щемит сердце.

Я приехал в Корюков двадцатого августа, после заключительного экзамена. Опять получил четверку. Стало очевидно, что в университет я не поступлю.

Дедушка ожидал меня на перроне. Такой, каким я оставил его пять дет назад, когда в последний раз был в Корюкове. Его короткая густая борода слегка поседела, но широкоскулое Лицо было по-прежнему мраморно-белое, и карие глаза такие же живые, как и раньше. Все тот же вытертый темный костюм с брюками, заправленными в сапоги. В сапогах он ходил и зимой и летом. Когда-то он учил меня надевать портянки. Ловким движением закручивал портянку, любовался своей работой. Патом натягивал сапог, морщась не оттого, что сапог жал, а от удовольствия, что он так ладно сидит на ноге.

С ощущением, будто я исполняю комический цирковой номер, я взобрался на старую бричку. Но никто на привокзальной площади не обратил на нас внимания. Дедушка перебрал в руках вожжи. Лошадка, мотнув головой, побежала с места бодрой рысцой.

Мы ехали вдоль новой автомагистрали. При въезде в Корюков асфальт перешел в знакомую мне выбитую булыжную мостовую. По словам дедушки, улицу должен заасфальтировать сам город, а у города нет средств.

– Какие наши доходы? Раньше тракт проходил, торговали, река была судоходной – обмелела. Остался один конезавод. Есть лошади! Мировые знаменитости есть. Но город от этого мало что имеет.

К моему провалу в университет дедушка отнесся философски:

– Поступишь в следующем году, не поступишь в следующем – поступишь после армии. И все дела.

А я был огорчен неудачей. Не повезло! «Роль лирического пейзажа в произведениях Салтыкова-Щедрина». Тема! Выслушав мой ответ, экзаменатор уставился на меня, ждал продолжения. Продолжать мне было нечего. Я стал развивать собственные мысли о Салтыкове-Щедрине. Экзаменатору они были не интересны.

Те же деревянные домики с садами и огородами, базарчик на площади, магазин райпотребсоюза, столовая «Байкал», школа, те же вековые дубы вдоль улицы.

Новой была лишь автомагистраль, на которую мы опять попали, выехав из города на конезавод. Здесь она еще только строилась. Дымился горячий асфальт; его укладывали загорелые ребята в брезентовых рукавицах. Девушки в майках, в надвинутых на лоб косынках разбрасывали гравий. Бульдозеры блестящими ножами срезали грунт. Ковши экскаваторов вгрызались в землю. Могучая техника, грохоча и лязгая, наступала на пространство. На обочине стояли жилые вагончики – свидетельство походной жизни.

Мы сдали на конезавод бричку и лошадь и пошли обратно берегом Корюковки. Я помню, как гордился, впервые переплыв ее. Теперь бы я ее пересек одним толчком от берега. И деревянный мостик, с которого я когда-то прыгал с замирающим от страха сердцем, висел над самой водой.

На тропинке, еще по-летнему твердой, местами потрескавшейся от жары, шуршали под ногами первые опавшие листья. Желтели снопы в поле, трещал кузнечик, одинокий трактор подымал зябь.

Раньше в это время я уезжал от дедушки, и грусть расставания смешивалась тогда с радостным ожиданием Москвы. Но сейчас я только приехал, и мне не хотелось возвращаться.

Я люблю отца и мать, уважаю их. Но что-то сломалось привычное, изменилось в доме, стало раздражать, даже мелочи. Например, мамино обращение к знакомым женщинам в мужском роде: «милый» вместо «милая», «дорогой» вместо «дорогая». Что-то было в этом неестественное, претенциозное. Как и в том, что свои красивые, черные с проседью волосы она покрасила в рыже-бронзовый цвет. Для чего, для кого?

Утром я просыпался: отец, проходя через столовую, где я сплю, хлопал шлепанцами – туфлями без задников. Он и раньше ими хлопал, но тогда я но просыпался, а теперь просыпался от одного предчувствия этого хлопанья, а потом не мог заснуть.

У каждого человека свои привычки, не совсем, может быть, приятные; приходится с ними мириться, надо притираться друг к другу. А я не мог притираться. Неужели я стал психом?

Мне стали неинтересны разговоры о папиной и маминой работе. О людях, про которых я слышал много лет, но ни разу не видел. О каком-то негодяе Крептюкове – фамилия, ненавистная мне с детства; я готов был задушить этого Крептюкова. Потом оказалось, что Крептюкова душить не следует, наоборот, надо защищать, его место может занять гораздо худший Крептюков. Конфликты на работе неизбежны, глупо все время говорить о них. Я вставал из-за стола и уходил. Это обижало стариков. Но я ничего не мог поделать с собой.

Все это было тем более удивительно, что мы были, как говорится, дружной семьей. Ссоры, разлады, скандалы, разводы, суды и тяжбы – ничего этого у нас не было и быть не могло. Я никогда не обманывал родителей и знал, что они не обманывают меня. То, что они скрывали от меня, считая меня маленьким, я воспринимал снисходительно. Это наивное родительское заблуждение лучше снобистской откровенности, которую кое-кто считает современным методом воспитания. Я не ханжа, но в некоторых вещах между детьми и родителями существует дистанция, есть сфера, в которой следует соблюдать сдержанность; это не мешает ни дружбе, ни доверию. Так всегда и было в нашей семье. И вдруг мне захотелось уйти из дома, забиться в какую-нибудь дыру. Может быть, я устал от экзаменов? Тяжело переживаю неудачу? Старики ни в чем меня не упрекали, но я подвел, обманул их ожидание. Восемнадцать лет, а все сижу на их шее. Мне стало стыдно просить даже на кино. Раньше была перспектива – университет. Но я не смог добиться того, чего добиваются десятки тысяч других ребят, ежегодно поступающих в высшие учебные заведения.

Старые гнутые венские стулья в маленьком дедушкином доме. Скрипят под ногами ссохшиеся половицы, краска на них местами облупилась, и видны ее слои – от темно-коричневого до желтовато-белого. На стенах фотографии: дедушка в кавалерийской форме держит в поводу коня, дедушка – объездчик, рядом с ним два мальчика – жокеи, его сыновья, мои дяди, – тоже держат в поводу лошадей, знаменитых рысаков, объезженных дедушкой.

Приключения Кроша - 3

В детстве я каждое лето ездил в маленький городок Корюков, к дедушке. Мы ходили с ним купаться на Корюковку, неширокую, быструю и

глубокую речку в трех километрах от города. Мы раздевались на пригорке, покрытом редкой, желтой, примятой травой. Из совхозной конюшни доносился

терпкий, приятный запах лошадей. Слышалось перестукивание копыт по деревянному настилу. Дедушка загонял коня в воду и плыл рядом с ним,

ухватившись за гриву. Его крупная голова, со слипшимися на лбу мокрыми волосами, с черной цыганской бородой, мелькала в белой пене маленького

буруна, рядом с дико косящим конским глазом. Так, наверно, переправлялись через реки печенеги.
Я единственный внук, и дедушка меня любит. Я его тоже очень люблю. Он осенил мое детство добрыми воспоминаниями. Они до сих пор волнуют

и трогают меня. Даже сейчас, когда он прикасается ко мне своей широкой, сильной рукой, у меня щемит сердце.
Я приехал в Корюков двадцатого августа, после заключительного экзамена. Опять получил четверку. Стало очевидно, что в университет я не

поступлю.
Дедушка ожидал меня на перроне. Такой, каким я оставил его пять дет назад, когда в последний раз был в Корюкове. Его короткая густая

борода слегка поседела, но широкоскулое Лицо было по-прежнему мраморно-белое, и карие глаза такие же живые, как и раньше. Все тот же вытертый

темный костюм с брюками, заправленными в сапоги. В сапогах он ходил и зимой и летом. Когда-то он учил меня надевать портянки. Ловким движением

закручивал портянку, любовался своей работой. Патом натягивал сапог, морщась не оттого, что сапог жал, а от удовольствия, что он так ладно сидит

на ноге.
С ощущением, будто я исполняю комический цирковой номер, я взобрался на старую бричку. Но никто на привокзальной площади не обратил на

нас внимания. Дедушка перебрал в руках вожжи. Лошадка, мотнув головой, побежала с места бодрой рысцой.
Мы ехали вдоль новой автомагистрали. При въезде в Корюков асфальт перешел в знакомую мне выбитую булыжную мостовую. По словам дедушки,

улицу должен заасфальтировать сам город, а у города нет средств.
- Какие наши доходы? Раньше тракт проходил, торговали, река была судоходной - обмелела. Остался один конезавод. Есть лошади! Мировые

знаменитости есть. Но город от этого мало что имеет.
К моему провалу в университет дедушка отнесся философски:
- Поступишь в следующем году, не поступишь в следующем - поступишь после армии. И все дела.
А я был огорчен неудачей. Не повезло! «Роль лирического пейзажа в произведениях Салтыкова-Щедрина». Тема! Выслушав мой ответ,

экзаменатор уставился на меня, ждал продолжения. Продолжать мне было нечего. Я стал развивать собственные мысли о Салтыкове-Щедрине.

Экзаменатору они были не интересны.
Те же деревянные домики с садами и огородами, базарчик на площади, магазин райпотребсоюза, столовая «Байкал», школа, те же вековые дубы

вдоль улицы.
Новой была лишь автомагистраль, на которую мы опять попали, выехав из города на конезавод. Здесь она еще только строилась. Дымился

горячий асфальт; его укладывали загорелые ребята в брезентовых рукавицах. Девушки в майках, в надвинутых на лоб косынках разбрасывали гравий.

Бульдозеры блестящими ножами срезали грунт. Ковши экскаваторов вгрызались в землю. Могучая техника, грохоча и лязгая, наступала на пространство.