Виды живописи. Какие основные жанры живописи вы знаете? Разные виды живописи
В XVII веке было введено разделение жанров живописи на «высокий» и «низкий». К первому относили исторический, батальный и мифологический жанры. Ко второму причисляли приземленные жанры живописи из повседневной жизни, например, бытовой жанр, натюрморт, анималистика, портрет, ню, пейзаж.
Исторический жанр
Исторический жанр в живописи изображает не конкретный предмет или человека, а определенный момент или событие, которое имело место в истории прошлых эпох. Он входит в основные жанры живописи в искусстве. Портрет, батальный, бытовой и мифологический жанры часто бывают тесно переплетены с историческим.
«Покорение Сибири Ермаком» (1891-1895)
Василий Суриков
В историческом жанре писали свои картины художники Никола Пуссен, Тинторетто, Эжен Делакруа, Питер Рубенс, Василий Иванович Суриков, Борис Михайлович Кустодиев и многие другие.
Мифологический жанр
Сказания, древние легенды и мифы, народный фольклор - изображение этих сюжетов, героев и событий нашло свое место в мифологическом жанре живописи. Пожалуй, его можно выделить в живописи любого народа, потому что история каждого этноса полнится легендами и преданиями. Например, такой сюжет греческой мифологии , как тайный роман бога войны Ареса и богини красоты Афродиты изображает картина «Парнас» итальянского художника по имени Андреа Мантенья.
«Парнас» (1497)
Андреа Мантенья
Окончательно мифология в живописи сформировалась в эпоху Ренессанса. Представителями этого жанра помимо Андреа Мантеньи являются Рафаэль Санти, Джорджоне, Лукас Кранах, Сандро Боттичелли, Виктор Михайлович Васнецов и другие.
Батальный жанр
Батальная живопись описывает сцены из военной жизни. Чаще всего при этом иллюстрируются различные военные походы, а также морские и сухопутные бои. А поскольку эти бои часто берутся из реальной истории, то батальный и исторический жанры находят здесь свою точку пересечения.
Фрагмент панорамы «Бородинская битва» (1912)
Франц Рубо
Оформилась батальная живопись во времена Итальянского Возрождения в творчестве художников Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи, а затем Теодора Жерико, Франсиско Гойя, Франца Алексеевича Рубо, Митрофана Борисовича Грекова и многих других живописцев.
Бытовой жанр
Сцены из повседневной, общественной или частной жизни обыкновенных людей, будь-то городской или крестьянский быт, изображает бытовой жанр в живописи. Как и многие другие жанры живописи , бытовые картины редко встречаются в самостоятельном виде, становясь частью портретного или пейзажного жанра.
«Продавец музыкальных инструментов» (1652)
Карел Фабрициус
Зарождение бытовой живописи произошло в X веке на Востоке, а в Европу и Россию она перешла только в XVII-XVIII веках. Ян Вермеер, Карел Фабрициус и Габриэль Метсю, Михаил Шибанов и Иван Алексеевич Ерменев являются самыми известными художниками бытовых картин в тот период.
Анималистический жанр
Главными объектами анималистического жанра являются животные и птицы, как дикие, так и домашние, и вообще все представители мира животных. Первоначально анималистика входила в жанры китайской живописи, поскольку впервые появилась именно в Китае в VIII веке. В Европе анималистика сформировалась только в эпоху Ренессанса - животные в то время изображались как воплощение пороков и добродетелей человека.
«Кони на лугу» (1649)
Паулюс Поттер
Антонио Пизанелло, Паулюс Поттер, Альбрехт Дюрер, Франс Снейдерс, Альберт Кейп - основные представители анималистики в изобразительном искусстве.
Натюрморт
В жанре натюрморт изображают предметы, которые окружают человека в жизни. Это неодушевленные объекты, объединенные в одну группу. Такие предметы могут принадлежать к одному роду (например, на картине изображены только фрукты), а могут быть разнородными (фрукты, предметы посуды, музыкальные инструменты, цветы и т.д.).
«Цветы в корзине, бабочка и стрекоза» (1614)
Амброзиус Босхарт Старший
Натюрморт как самостоятельный жанр оформился в XVII веке. Особенно выделяют фламандскую и голландскую школы натюрморта. В этом жанре писали свои картины представители самых разных стилей, от реализма до кубизма . Одни из самых известных натюрмортов написали живописцы Амброзиус Босхарт Старший, Альбертус Иона Брандт, Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Пьер Огюст Ренуар, Виллем Клас Хеда.
Портрет
Портрет - жанр живописи, который является одним из самых распространенных в изобразительном искусстве. Цель портрета в живописи - изобразить человека, но не просто его внешний облик, а еще и передать внутренние чувства и настроение портретируемого.
Портреты бывают одиночные, парные, групповые, а также автопортрет, который иногда выделяют отдельным жанром. А самым известным портретом всех времен, пожалуй, является картина Леонардо да Винчи под названием «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», всем известная как «Мона Лиза».
«Мона Лиза» (1503-1506)
Леонардо да Винчи
Первые портреты появились еще тысячелетия назад в Древнем Египте - это были изображения фараонов. С тех пор большинство художников всех времен так или иначе пробовали себя в этом жанре. Портретный и исторический жанры живописи тоже могут пересекаться: изображение великой исторической личности будет считаться произведением исторического жанра, хоть при этом и будет передавать облик и характер этого человека как портрет.
Ню
Целью жанра ню является изображение обнаженного тела человека. Период Ренессанса считается моментом возникновения и развития этого вида живописи, а главным объектом живописи тогда чаще всего становилось женское тело, которое воплощало в себе красоту эпохи.
«Сельский концерт» (1510)
Тициан
Тициан, Амедео Модильяни, Антонио да Корреджо, Джорджоне, Пабло Пикассо являются самыми знаменитыми художниками, которые писали картины в жанре ню.
Пейзаж
Главная тема пейзажного жанра - природа, окружающая среда — город, сельская либо дикая местность. Первые пейзажи появились еще в античные времена при росписи дворцов и храмов, создании миниатюр и икон. В качестве самостоятельного жанра пейзаж оформляется аж в XVI веке и с тех пор входит в самые популярные жанры живописи .
Он присутствует в творчестве многих живописцев, начиная с Питера Рубенса, Алексея Кондратьевича Саврасова, Эдуарда Мане, продолжая Исааком Ильичом Левитаном, Питом Мондрианом, Пабло Пикассо, Жоржем Браком и заканчивая множеством современных художников XXI века .
«Золотая осень» (1895)
Исаак Левитан
Среди пейзажной живописи можно выделить такие жанры, как морской и городской пейзажи.
Ведута
Ведута - пейзаж, целью которого является изобразить вид городской местности и передать ее красоту и колорит. Позже, с развитием промышленности, городской пейзаж переходит в пейзаж индустриальный.
«Площадь святого Марка» (1730)
Каналетто
Оценить городские пейзажи можно, познакомившись с работами Каналетто, Питера Брейгеля, Федора Яковлевича Алексеева, Сильвестра Феодосиевича Щедрина.
Марина
Морской пейзаж, или марина изображает природу морской стихии, ее величие. Самым известным художником-маринистом в мире, пожалуй, является Иван Константинович Айвазовский, чью картину «Девятый вал» можно назвать шедевром русской живописи . Расцвет марины происходил одновременно с развитием пейзажа как такового.
«Парусник во время шторма» (1886)
Джеймс Баттерсворт
Своими морскими пейзажами также известны Кацусика Хокусай, Джеймс Эдвард Баттерсворт, Алексей Петрович Боголюбов, Лев Феликсович Лагорио и Рафаэль Монлеон Торрес.
Если вы еще больше хотите узнать о том, как возникли и развивались жанры живописи в искусстве, посмотрите следующее видео:
Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Показать еще
Человек всегда стремился к красоте, гармонии и выражению себя. Это стремление с древнейших времён проявляется в живописи — виде изобразительного искусства, первые произведения которого мы можем встретить и у первобытного человека.
Живопись передаёт зрительные образы посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу (холст, дерево, бумага, картон). В зависимости от используемых красок и материалов основы выделяют различные техники и виды живописи . Среди них:
- масло;
- темпера;
- эмаль;
- гуашь;
- пастель;
- тушь;
- живопись по штукатурке: фреска и а секко;
- акварельная;
- сухая кисть;
- акрил;
- смешанная техника
- и многие другие.
Техник живописи существует великое множество. Всё, что оставляет какой-либо след на чём-то, строго говоря, является живописью: живопись создаётся природой, временем и человеком.
Цвет в живописи является одним из важнейших выразительных средств. Он сам по себе может быть носителем определённой идеи, кроме того может многократно усиливать мысль, заложенную в сюжете картины.
Живопись способна пробуждать в нас самые разнообразные чувства и эмоции. Созерцая, можно наполниться чувством гармонии и покоя , снять стресс и погрузиться в размышления , а можно зарядиться энергией и волей к воплощению своей мечты. Картина, которая близка эмоционально, способна удерживать на себе внимание часами, и обладатель такой картины будет находить в ней каждый раз новые смыслы, идеи и послания художника. Созерцание — одна из форм медитации, когда вы погружаетесь в свой внутренний мир и проводите столь необходимое время наедине с собой.
Кроме того, живопись , как и любой другой вид искусства, помогает выразить себя , свои эмоции и настроение, снять стресс и внутреннее напряжение, а иногда найти ответы на важные вопросы.
Для многих людей живопись становится не просто приятным занятием, но и полезным времяпрепровождением, благотворно влияющим на внутреннее состояние. Создавая что-то новое, человек раскрывает свой потенциал, реализует свои творческие способности, познаёт себя и окружающий мир.
Занятия живописью активизируют правое (творческое, эмоциональное) полушарие головного мозга . Это очень важно в наш разумный и рациональный век. Раскрытие творческих способностей помогает достижению успеха в совершенно разных областях жизни (карьере, отношениях с близкими людьми, личностном росте), поскольку творческий подход и гибкость становятся частью вашей личности.
Возможно, в детстве вы любили рисовать, а родители не захотели отдавать вас в художественную школу? Или вы всегда мечтали уметь красиво выражать свои мысли с помощью зрительных образов? "Учиться живописи никогда не поздно!" , — говорят современные учителя. При нынешнем разнообразии техник, жанров и материалов каждый может найти что-то подходящее для себя. А изучить основы композиции и сориентироваться в современных стилях и направлениях можно на специальных курсах живописи для взрослых.
Живопись — это целый мир красоты, образов и красок . Если вы хотите стать непосредственным участником его создания, тогда занятия живописью — для вас!
Живопись отличается разнообразием жанров и видов. Каждый жанр ограничен своим кругом сюжетов: изображением человека (портрет), окружающего мира (пейзаж) и т.д.
Разновидности (виды) живописи отличаются своим предназначением.
В связи с этим различают несколько видов живописи, о которых мы сегодня и поговорим.
Станковая живопись
Самый популярный и известный вид живописи – станковая живопись. Так она называется по той причине, что выполняется на станке – мольберте. В качестве основы используется дерево, картон, бумага, но чаще всего холст, натянутый на подрамник. Станковая картина является самостоятельным произведением, выполненным в определённом жанре. Она обладает богатством цвета.
Масляные краски
Чаще всего станковая живопись исполнена масляными красками. Масляными красками можно работать на холсте, дереве, картоне, бумаге, металле.
Масляные краски
Ма́сляные кра́ски – суспензии неорганических пигментов и наполнителей в высыхающих растительных маслах или олифах либо на основе алкидных смол, иногда с добавкой вспомогательных веществ. Применяются в живописи или для окраски деревянных, металлических и других поверхностей.
В. Перов «Портрет Достоевского» (1872). Холст, масло
Но живописную картину можно создать и при помощи темперы, гуаши, пастели, акварели.
Акварель
Акварельные краски
Акваре́ль (фр. Aquarelle – водянистая; итал. acquarello) – живописная техника, использующая специальные акварельные краски. При растворении в воде они образуют прозрачную взвесь тонкого пигмента, за счёт этого создаётся эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов.
Дж. Тёрнер «Фирвальдштетское озеро» (1802). Акварель. Тейт Британ (Лондон)
Гуашь
Гуа́шь (фр. Gouache, итал. guazzo водная краска, плеск) – вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый, чем акварель.
Гуашевые краски
Гуашевые краски изготавливаются из пигментов и клея с добавлением белил. Примесь белил придает гуаши матовую бархатистость, но при высыхании цвета несколько выбеливаются (высветляются), что должен учитывать художник в процессе рисования. С помощью гуашевых красок можно перекрывать темные тона светлыми.
Винсент Ван Гог «Коридор в Асулуме» (чёрный мел и гуашь по розовой бумаге)
Пастель [э]
Пасте́ль (от лат. pasta – тесто) – художественные материалы, применяемые в графике и живописи. Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением. Пастель бывает трёх типов: «сухая», масляная и восковая.
И. Левитан «Долина реки» (пастель)
Темпера
Те́мпера (итал. tempera, от латинского temperare – смешивать краски) – водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служит разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо.
Темперные краски – одни из древнейших. До изобретения и распространения масляных красок вплоть до XV-XVII вв. темперные краски были основным материалом станковой живописи. Их используют уже более 3 тысяч лет. Знаменитые росписи саркофагов древнеегипетских фараонов выполнены темперными красками. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. В России техника темперного письма была преобладающей вплоть до конца XVII в.
Р. Стрельцов «Ромашки и фиалки» (темпера)
Энкаустика
Энка́устика (от др.-греч. ἐγκαυστική – искусство выжигания) – техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы. Возникла в Древней Греции.
«Ангел». Техника энкаустика
Обращаем Ваше внимание на то, что можно встретить и другую классификацию, согласно которой акварель, гуашь и другие техники, использующие бумагу и краски на водной основе, относят к графике. Они совмещают особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерного для живописной поверхности).
Монументальная живопись
Монумента́льная жи́вопись – живопись на архитектурных сооружениях или других основаниях. Это древнейший вид живописи, известен с палеолита. Благодаря стационарности и долговечности многочисленные ее образцы остались практически от всех культур, создавших развитую архитектуру. Основные техники монументальной живописи – фреска, а секко, мозаика, витраж.
Фреска
Фре́ска (от итал. fresco – свежий) – живопись по сырой штукатурке водяными красками, одна из техник стенных росписей. При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.
Фреска имеет приятную матовую поверхность и долговечна в условиях закрытого помещения.
Монастырь Гелати (Грузия). Церковь Пресвятой Богородицы. Фреска на верхней и южной стороне Триумфальной арки
А секко
А се́кко (от итал. a secco – по сухому) – настенная живопись, выполняемая, в отличие от фрески, по твёрдой, высохшей штукатурке, вторично увлажнённой. Используются краски, растёртые на растительном клее, яйце или смешанные с известью. Секко позволяет расписывать за рабочий день бо́льшую площадь поверхности, чем при фресковой живописи, но является не столь долговечной техникой.
Техника а секко сложилась в средневековой живописи наряду с фреской и была особенно распространена в Европе в XVII-XVIII вв.
Леонардо да Винчи «Тайная вечеря (1498). Техника а секко
Мозаика
Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum – (произведение), посвящённое музам) - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров. Изображения в мозаике формируется компоновкой, набором и закреплением на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Мозаичное панно «Кот»
Витраж
Витраж (фр. vitre – оконное стекло, от лат. vitrum – стекло) – произведение из цветного стекла. С давних пор витраж использовался в храмах. В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле.
Витраж ДК «Межсоюзный» (Мурманск)
К разновидностям живописи относятся также диорама и панорама.
Диорама
Здание диорамы «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» в Севастополе
Диорама – лентообразная, изогнутая полукругом живописная картина с передним предметным планом. Создаётся иллюзия присутствия зрителя в природном пространстве, что достигается синтезом художественных и технических средств.
Диорамы рассчитаны на искусственное освещение и располагаются в основном в специальных павильонах. Большинство диорам посвящено историческим сражениям.
Наиболее известные диорамы: «Штурм Сапун-горы» (Севастополь), «Оборона Севастополя» (Севастополь), «Бои за Ржев» (Ржев), «Прорыв блокады Ленинграда» (Петербург), «Штурм Берлина» (Москва) и др.
Панорама
В живописи панорамой называют картину с круговым обзором, на которой плоский живописный фон совмещается с объёмным предметным первым планом. Панорама создает иллюзию реального пространства, окружающего зрителя в полном круге горизонта. Панорамы применяют главным образом для изображения событий, охватывающих значительную территорию и большое число участников.
Музей-панорама «Бородинская битва» (здание музея)
В России самыми известными панорамами являются Музей-панорама «Бородинская битва», «Волочаевская битва», «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» в музей-панораме «Сталинградская битва», «Оборона Севастополя», панорама Транссибирской железной дороги.
Франц Рубо. Полотно панорамы «Бородинская битва»
Театрально-декорационная живопись
Декорации, костюмы, грим, бутафория помогают глубже раскрыть содержание спектакля (кинофильма). Декорация дает представление о месте и времени действия, активизирует у зрителя восприятие того, что происходит на сцене. Театральный художник стремится в эскизах костюмов и грима остро выразить индивидуальный характер персонажей, их социальное положение, стиль эпохи и многое другое.
В России расцвет театрально-декарационного искусства приходится на рубеж XIX-ХХ вв. В это время в театре начали работать выдающиеся художники М.А. Врубель, В.М. Васнецов, А.Я. Головин, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих.
М. Врубель «Город Леденец». Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» для Русской частной оперы в Москве. (1900)
Миниатюра
Миниатюра – живописное произведение малых форм. Особенно была популярной портретная миниатюра – портрет небольшого формата (от 1,5 до 20 см), отличающийся особой тонкостью письма, своеобразной техникой исполнения и использованием средств, присущих только этой изобразительной форме.
Виды и форматы миниатюр очень разнообразны: их писали на пергаменте, бумаге, картоне, слоновой кости, на металле и фарфоре, используя акварель, гуашь, специальные художественные эмали или масляные краски. Автор может вписать изображение, в соответствии со своим решением или по желанию заказчика, в круг, овал, ромб, восьмиугольник и т. д. Классической портретной миниатюрой считается миниатюра, выполненная на тонкой пластинке из слоновой кости.
Император Николай I. Фрагмент миниатюры работы Г. Морселли
Существует несколько техник миниатюр.
Лаковая миниатюра (Федоскино)
Миниатюра с портретом княгини Зинаиды Николаевны (драгоценности Юсуповых)
Живопись с древних времен сопровождает жизнь человека. Наскальные рисунки рассказывают нам о жизни первобытных людей. Что такое живопись?
Живопись: определение и виды
Живопись – это вид искусства, который представляет собой нанесение зрительных образов с помощью красок на основу.
В современном мире к этому виду искусства также относится создание изображений с помощью цифровых технологий, и сами произведения искусства, выполненные этими способами.
Кроме того, живопись – это важный способ передачи действительности, чувств и состояния души человека. Помимо картин, изображенных на холсте, к живописи относят и расписывание стен, сосудов сложной формы, дерева, картона, бумаги и других поверхностей. Живопись часто сопутствует архитектуре.
По характеру исполнения и назначению различают следующие виды живописи:
- Монументально - декоративная - это вид живописи, который помогает создать атмосферу архитектурного строения или ансамбля (настенные росписи, панно).
- Декоративную (декорации, костюмы).
- Иконопись.
- Миниатюру. Данный вид живописи используется для иллюстрации книг, рукописей.
- Панорама – написание изображения с круговым обзором, и создающего иллюзию реальности.
- Диорама - создание изогнутого изображение.
- Станковая живопись.
Что такое станковая живопись? Это изображение картин, которые воспринимаются отдельно от окружающего их мира. Так сказать картина, созданная на станке – мольберте. По большей части именно произведения станковой живописи выставляются в музеях.
В данной статье Вы узнали немного о живописи, о прекрасном виде изобразительного искусства, которое радует нас уже многие века.
Живопись — один из наиболее распространенных видов искусства, с помощью которого художники — живописцы передают свое видение мира зрителям.
Таким образом, живопись представляет собой отдельный и весьма популярный вид изобразительного искусства, в котором зрительные образы передаются мастером посредством нанесения красок на поверхность картины.
И. И. Шишкин. Пейзаж » Корабельная роща» (1898 год).
Все существующие на сегодняшний день живописные произведения можно разделить на несколько отдельных жанров, которые имеют свои особенности в тематике и технике изображения. Рассмотрим основные из них, чтобы иметь правильное представление о структуре живописных полотен.
Итак, среди современных жанров живописи можно назвать следующие:
- Портрет
- Пейзаж
- Марина
- Историческая живопись
- Батальная живопись
- Натюрморт
- Жанровая живопись
- Архитектурная живопись
- Религиозная живопись
- Анималистическая живопись
- Декоративная живопись
Схематически разделение жанров живописного искусства будет выглядеть следующим образом:
Портрет
Многим из нас знаком такой жанр живописи, как портрет. Это один из самых древнейших видов изобразительного живописного творчества, и его можно встретить также в скульптуре и графике. Раньше не было фотографий, поэтому каждый богатый или знаменитый человек считал необходимым увековечить свое лицо и фигуру для потомков — и в этом на помощь ему приходили художники — портретисты.
Причем, на портрете могут изображаться как реальные люди, так и литературные или мифические герои. Кроме того, может быть создан как портрет человека, жившего в прошедшие времена, так и нашего современника, существующего на сегодняшний день.
Четких границ у портретного жанра нет, поэтому в одном произведении портрет может сочетаться с элементами других жанров живописи — пейзажем, натюрмортом и так далее.
Виды портретов
Среди наиболее распространенных видов портретной живописи можно выделить следующие:
- Исторический портрет
- Ретроспективный портрет
- Портрет — картина
- Типовой портрет
- Автопортрет
- Донаторский портрет
- Парадный портрет
- Полупарадный портрет
- Камерный портрет
- Интимный портрет
- Малоформатный портрет
- Портрет — миниатюра
Каждый из видов портретной живописи имеет свои характерные особенности и отличия в технике выполнения. Рассмотрим их более подробно.
- Исторический портрет — содержит изображение какой — либо исторической личности, политического деятеля или творческого человека. Такой портрет может быть создан по воспоминаниям современников или родиться в воображении живописца.
- Ретроспективный портрет — посмертное изображение жившего в прошлом человека, которое создано по описаниям очевидцев или по прижизненному изображению. Однако возможны также случаи полного сочинения портрета мастером.
- Картина — портрет — человек изображается в сюжетной взаимосвязи с окружающим миром, природой, на фоне архитектурных построек или деятельности других людей. В портретных картинах как раз наиболее ярко прослеживается расплывчатость границ и соединение различных жанров — пейзажа, исторической и батальной живописи и так далее.
- Типовой портрет — художник — живописец изображает собирательный образ, составленный из характерных особенностей внешности многих людей, объединенных общими идеями, видами деятельности, социальным положением или образом жизни.
- Портрет костюмированный — изображенный человек представлен перед зрителем в виде литературного или театрального персонажа, исторического деятеля или мифологического героя. Подобные портреты представляют особый интерес для изучения костюмов других эпох.
- Автопортрет — особый вид портретного живописного произведения, на котором художник изображает сам себя. То есть, он хочет передать и донести до зрителей свою внутреннюю сущность.
- Донаторский портрет — одна из устаревших форм портретной живописи. На такой картине с религиозной тематикой изображался человек, сделавший крупные пожертвования церкви. Он представал перед зрителями в окружении святых, рядом с Мадонной или на одной из створок алтаря в коленопреклоненном виде. Состоятельные люди в те времена видели в создании донаторского портрета особый смысл, потому что такие картины всегда воспринимались позитивно и почитались наравне с .
По характеру и способу изображения фигуры человека все портреты делятся на следующие типы:
- Парадный портрет — показывает человек в положении стоя в полный рост. При этом все детали внешности и фигуры выписываются очень четко.
- Полупарадный портрет — человек изображается по пояс, до колен или в положении сидя, когда нижняя часть ног не видна. В подобном произведении портретной живописи огромную роль играет изображение окружающей обстановки или аксессуаров.
- Камерный портрет — фигура человека выполняется на нейтральном фоне, причем используется сокращенный вариант изображения фигуры человека — до пояса, до груди или даже до уровня плеч. В этом случае мастер особенно четко и тщательно выписывает черты лица человека.
- Интимный портрет — используется крайне редко и представляет собой одну из разновидностей камерного портрета благодаря выполнению на нейтральном фоне. В основе создания интимного портрета лежат глубокие чувства художника к изображаемому человеку или доверительные отношения между ними.
Эдуард Мане » Девушка в испанском костюме» (1862 — 1863 годы).
- Малоформатный портрет — живописное произведение небольшого размера. выполняемое, как правило, тушью, карандашом, пастелью или акварельными красками.
- Портрет — миниатюра — один из самых узнаваемых и сложных в отношении техники выполнения видов портретной живописи. Для миниатюры характерен небольшой формат изображения (от 1,5 до 20 см), а также необычайная тонкость письма и тщательная, практически ювелирная прорисовка всех линий. Миниатюрные портреты вставляли в медальоны, украшали ими часы, браслеты, броши, перстни и табакерки.
Жак Августин » Вакханка» — миниатюрный портрет (1799 год). Кость, акварель, гуашь. Размер 8 см (круг).
Пейзаж
Пейзаж представляет собой отдельный жанр живописи, основным объектом изображения которого является природа в первозданном виде или несколько измененная в процессе деятельности человека.
Константин Крыжицкий » Дорога» (1899 год).
Жанр пейзажной живописи известен с древнейших времен. Однако в средние века он несколько теряет свою актуальность. Но уже в эпоху Ренессанса пейзаж возрождается и приобретает значение одного из важнейших жанров в живописном искусстве.
Жан — Франсуа Милле » Весна».
Марина
Марина (от латинского слова » marinus» — » морской») — особый жанр живописи, в котором все изображаемые события, виды человеческой деятельности и картины природы посвящены морю. Зачастую на полотнах изображены морские пейзажи в разное время года и при различном освещении.
И. К. Айвазовский » Девятый вал» (1850 год).
Художников, рисующих морские просторы в различных их проявлениях, называют » маринистами». Одним из известнейших маринистов является Иван Айвазовский, создавший свыше 6 тысяч картин на морскую тематику.
Иван Айвазовский » Радуга» (1873 год).
Историческая живопись
Жанр исторической живописи зародился в эпоху Возрождения, когда художники стремились отразить в своих полотнах сцены из жизни общества в различные периоды истории.
Однако на исторических полотнах могли изображаться не только картины из жизни реальных людей, но и мифологические сюжеты, а также иллюстрированное переосмысление библейских и евангелийских историй.
Доменико Беккафуми » Воздержание Сцилиона Африканского» (около 1525 года).
Историческая живопись служит для отображения событий прошлого, наиболее важных для конкретного народа или всего человечества в целом.
Франциско Прадилья » Крещение принца Хуана, сына Фердинанда и Изабеллы» (1910 год).
Батальная живопись
Одной из разновидностей исторического жанра является батальная живопись, тематика изображений которой посвящена главным образом военным событиям, знаменитым сражениям на суше и на море, а также военным походам. Батальный жанр охватывает историю военных столкновений за всю историю существования человеческой цивилизации.
При этом батальные полотна отличаются большим количеством и многообразием изображенных фигур, а также достаточно точными картинами местности и особенностей того или иного региона.
Франсуа Эдуар Пико » Осада Кале» (1838 год).
Перед художником — баталистом стоит несколько сложнейших задач:
- Показать героику войны и показать поведение наиболее отважных воинов.
- Запечатлеть особо важный или переломный момент сражения.
- Раскрыть в своем произведении полный исторический смысл военных событий.
- Точно и четко выразить поведение и переживания каждого из участников битвы — как знаменитых полководцев, так и рядовых солдат.
Жан — Батист Дебре » Наполеон выступает перед баварскими войсками в Абенсберге 20 апреля 1809 года.
Следует отметить, что жанр батальной живописи считается одним из самых сложных, поэтому подобные полотна создаются мастерами длительное время — порой по десятку лет. От художника требуется не только отличное знание подробной истории изображаемого сражения, но и умение создавать многофигурные полотна с большим количеством вспомогательных деталей. Это и картины природы, и элементы архитектуры, и изображение оружия или военных механизмов. Поэтому батальный жанр занимает особое место и стоит отдельно от исторической живописи.
Натюрморт
Натюрмортом называется создание на полотнах композиций из неодушевленных предметов в различных их сочетаниях. Наиболее популярными являются изображения посуды, вазонов с букетами цветов и фруктов на блюде.
Сезанн » Угол стола» (1895 — 1900 годы).
Изначально тематика изображений в жанре натюрморта возникла на рубеже XV — XVI столетий, но окончательное оформление жанра в отдельное направление живописи произошло в XVII веке. Первыми создателями натюрмортов были голландские и фламандские художники. Позднее натюрморт занял важное место и в творчестве русских художников.
Тематика изображений в натюрмортах может быть весьма богатой и многообразной, и не ограничивается исключительно бытовыми предметами. Это могут быть книги, журналы и газеты, бутылки, статуэтки, глобус и многие другие объекты.
Давид Тенирс Младший. Натюрморт (1645 — 1650 годы).
Главной идеей композиций в жанре Vanitas является мысль о конечности земного бытия и смирении перед неизбежностью перехода в мир иной. Наибольшую популярность натюрморты с изображением черепа в центре композиции приобрели в XVI — XVII столетиях во Фландрии и Нидерландах. Чуть позже к нему стали обращаться французские и испанские художники.
Питер Клас » Натюрморт с черепом».
Жанровая живопись
В изобразительном искусстве жанровая живопись считается частью бытового жанра. С древнейших времен художники изображали сцены бытовой жизни простых людей — крестьян, ремесленников, торговцев, а также слуг знатных придворных в процессе трудовой деятельности или в повседневной жизни их семей.
Габриель Метсю » Продавец птиц» (1662 год).Первые образцы жанровых картин в современном понимании появились в эпоху Средневековья, и впоследствии получили повсеместное распространение и популярность. Тематика жанровых полотен характеризуется завидным разнообразием, чем и вызывает интерес зрителей.
Бернардо Строцци » Кухарка» (1625 год).
Архитектурная живопись
Архитектурная живопись — особенный живописный жанр, тематика которого посвящена изображению зданий, сооружений и различных памятников архитектуры , а также наиболее интересных решений в историческом аспекте. Имеется в виду изображение внутреннего оформления дворцов, театральных и концертных залов и так далее.
Благодаря подобным картинам зритель имеет возможность воочию увидеть памятники архитектуры в первозданном виде глазами самого художника. Произведения архитектурной живописи также помогают в изучении архитектурного ландшафта городов ушедших времен.
Луи Дагер » Туман и снег, видимые сквозь разрушенную готическую колоннаду» (1826 год).
Анималистическая живопись
Анималистический жанр — отдельный жанр живописного искусства, который специализируется главным образом на изображении животного мира нашей планеты. На картинах данного жанра мы можем видеть животных, птиц, рыб, а также представителей многих других видов в естественной среде их обитания.
Джордж Стаббс » Спящий леопард» (1777 год).
Однако это не значит, что темой изображения анималистического жанра являются только дикие животные. Напротив, художники очень часто пишут картины, посвященные домашним любимцам — кошкам, собакам, лошадям и так далее.
Декоративная живопись
Жанр декоративной живописи можно условно разделить на несколько видов, имеющих свои отличия:
- Монументальная живопись
- Театральная декорационная живопись
- Декоративная роспись
Видовое разнообразие декоративного жанра объясняется тем, что художники во все времена старались украсить каждый объект окружающего мира.
- Монументальная живопись — жанр монументального искусства, произведения которого имеют достаточно масштабный характер и используются в качестве декоративного оформления зданий и сооружений светского и культового характера различного назначения ( и церквей, офисных зданий и культурных сооружений, архитектурных памятников и жилых домов).
- Театральные декорации — это весьма востребованный вид декоративного жанра, который включает в себя создание декораций и эскизов костюмов для персонажей театральных постановок и героев кинофильмов, а также зарисовки отдельных мизансцен. Художники — декораторы в театре и на съемочной площадке порой создают настоящие шедевры, которые впоследствии входят в число лучших декораций театра и кино.
- Декоративная роспись — представляет собой сюжетные композиции или орнаментальный декор, созданный на различных частях зданий и сооружений, а также на образцах декоративно — прикладного искусства, берущего свои истоки в народных художественных промыслах. Основными видами расписываемых изделий была посуда, предметы быта, мебель и так далее.