Мийо, дариус - биография. Мийо, дариус - биография Дариус мийо биография

Мийо, дариус - биография. Мийо, дариус - биография Дариус мийо биография

МИЙО, ДАРИУС (Milhaud, Darius) (1892–1974), французский композитор. Смелый новатор, Мийо широко разработал технику политонального письма, т.е. одновременного сочетания в произведении двух и более тональностей. Знаменит своими экспериментами с необычными инструментальными составами и оригинальными ритмическими находками, связанными с обращением к нетрадиционным источникам (американский джаз и бразильский фольклор).

Мийо родился 4 сентября 1892 в Экс-ан-Провансе. Учился в Парижской консерватории у К.Леруа (гармония), А.Жедальжа (контрапункт) и Ш.-М.Видора (фуга). Недовольный консерватизмом Леруа, Мийо показал учителю свою сонату , которая настолько разъярила профессора, что студент был изгнан из класса. Однако Мийо пользовался расположением Жедальжа, поощрявшего его композиторские опыты. В юности Мийо возненавидел музыку Вагнера и проникся любовью к опере Дебюсси Пеллеас и Мелисанда . Поэтому неудивительно, что в первых опусах Мийо заметно сильное влияние стиля Дебюсси.

В 1916 Мийо вместе с поэтом и дипломатом П.Клоделем, ставшим послом Франции в Бразилии, отправился в качестве его секретаря в Рио-де-Жанейро. Он заинтересовался бразильским фольклором, народными песнями что впоследствии отразилось в его Бразильских напевах (Saudades do Brasil , 1920–1921). После возвращения в Париж в 1918 сотрудничал с ЖКокто и с бельгийцем П.Коллером (автором книги о композиторе), вошел в группу музыкантов («Шестерка»). В 1920 сюита Мийо Протей (Protée ) произвела настоящий скандал, и какое-то время любая премьера Мийо давала повод для публичной шумихи. Мийо, однако, это не смущало, и он продолжал экспериментировать. Первой крупной работой композитора стала опера Эвмениды (Les Euménides , 1917–1922) по трагедии Эсхила (в переводе Клоделя), целиком выдержанная в политональной манере. Для своего времени это было слишком смелое сочинение, и полностью опера была поставлена лишь в 1949. Между тем репутацию Мийо создали другие сочинения – балеты Бык на крыше (Le Boeuf sur le Toit , 1919), Сотворение мира (La création du monde , 1923), Салат (Salade , 1924) и Голубой экспресс (Le train bleu , 1923–1924). Мийо продолжал сочинять оперы; среди них – Несчастья Орфея (Les malheurs d"Orphée , 1924), Эстер де Карпентра (Esther de Carpentras , 1925), Бедный матрос (Le pauvre matelot , 1925) и Христофор Колумб (Christophe Colomb , 1930). Оперу Медея (Medée , 1938) он сочинил на либретто своей жены Мадлен.

Во время Второй мировой войны Мийо эмигрировал в Америку, где стал профессором композиции в Миллс-колледже (Окленд, шт. Калифорния). В последующие годы одна за другой появились десять больших симфоний и две большие оперы – Боливар (Bolivar , ор. 236, 1943) и Давид (David , ор. 320, 1952). За свою долгую жизнь Мийо написал концерты почти для всех инструментов, в том числе для маримбы соло и для ударных.

После войны композитор преподавал композицию одновременно в Парижской консерватории и в Миллс-колледже. Мийо всегда привлекали оригинальные комбинации небольшого числа инструментов, он был мастером тембра и камерного письма, но столь же уверенно композитор справлялся и с большими исполнительскими составами. Среди его сочинений для большого симфонического оркестра – 12 симфоний и несколько фортепианных концертов. В 1949 в Париже вышла автобиография Мийо Заметки без музыки (Notes sans musique ). В 1972 Мийо был избран членом французской Академии изящных искусств. Умер Мийо в Женеве 22 июня 1974.

Биография

Мийо родился в Экс-ан-Провансе в еврейской сефардской семье. Его родители - Габриэль Мийо и Софи Аллатини. Музыкальное образование получил в Парижской консерватории, где обучался по классам скрипки, композиции (у Андре Жедальжа и Шарля Видора) и дирижирования (у Поля Дюка). Также Мийо частным образом занимался композицией с Венсаном д’Энди. В консерваторские годы Мийо знакомится с будущими коллегами по «Шестёрке» - Артюром Онеггером и Жермен Тайфер.

Первый серьёзный композиторский опыт Мийо относится к 1913 году: он написал Струнный квартет и на его премьере сам исполнил партию первой скрипки. В 1916 году он отправляется в Бразилию в качестве секретаря Поля Клоделя - известного поэта, служившего на должности французского посла в этой стране. Спустя два года Мийо возвращается в Париж, где становится членом «Шестёрки» и начинает активную композиторскую деятельность. Музыке композитора этого периода (конец 1910-х - начало 1920-х годов) свойствены задор и эксцентричность, что можно отнести в первую очередь влиянию яркой личности и музыки Эрика Сати, неформального «вождя» «Шестёрки» и на протяжении более десяти лет - старшего друга Мийо. В своём творчестве Дариус Мийо также отразил свои бразильские впечатления.

Вот что сам Дариус Мийо спустя четверть века писал об этом, без сомнения, самом важном и ярком периоде своей жизни, которому он обязан и своей популярностью, и местом в истории музыки XX века:

Сати был нашим фетишем. Он был очень популярен в нашей среде. Чистота его искусства, ненависть к уступкам ради успеха, презрение к деньгам, непримиримость к критикам - были для нас чудесным примером… (Milhaud D. «Notes sans Musique». Paris. 1949. p.110)

В 1920 году Мийо оказался едва ли не единственным из музыкантов, кто активно поддержал очередное изобретение Эрика Сати «Меблировочную музыку», спустя полвека приведшую к образованию целого направления в музыке, такого как минимализм. Более того, Мийо участвовал в организации одного из концертов (вернее, антрактов) меблировочной музыки 8 марта 1920 года в галерее Барбазанж и оставил интересные воспоминания об этом «эпатажном событии». Хотя сам Дариюс Мийо не стал сочинять меблировочную музыку, некоторые исследователи отмечают, что участие в проекте привело к ещё большему «полевению» Мийо и появлению у него индустриальных и конструктивистских идей. Как раз в это же время у него появился эксцентричный замысел - написать цикл песен для голоса с инструментальным ансамблем на текст каталога с выставки под названием «Сельскохозяйственные машины». И хотя по существу этот проект Мийо был весьма далёк от меблировочной музыки Сати, но окончательно закрепил за ним звание самого дерзкого из экспериментаторов молодой французской музыки.

После распада «Шестёрки» Мийо, помимо сочинения музыки, часто ездит с концертами в разные страны, где выступает как дирижёр. В 1922 году, во время гастролей в США, композитор впервые услышал джазовую музыку, что оказало огромное влияние на его творчество. Уже через год появляется его балет «Сотворение мира», в музыке которого активно использованы элементы джаза. В конце 1924 года Мийо снимается в легендарном кинофильме Рене Клера на музыку Эрика Сати «Антракт». В 1920-е - 1930-е годы Мийо продолжает концертную деятельность, в 1926 году посещает Москву и Ленинград.

В 1939 году в связи с усилившимися нацистскими настроениями в Европе Мийо покидает Францию. Во время немецкой оккупации Франции почти все его родственники многочисленной семьи Мийо погибли в концентрационных лагерях и лагерях смерти. Этому трагическому событию жизни спустя десять лет была посвящена кантата Мийо «Огненный замок». К 1940 году композитор перебрался в США, где по рекомендации дирижёра Пьера Монтё получает преподавательскую должность в колледже Миллс в Окленде. Одним из наиболее известных его учеников в это время стал знаменитый в будущем джазовый пианист и композитор Дэйв Брубек.

После окончания Второй мировой войны Мийо периодически возвращался во Францию, давал мастер-классы в Парижской консерватории и продолжал преподавать в Миллсе до 1971 года. Последние годы тяжело больной композитор, прикованный к инвалидной коляске, провёл в Женеве.

Музыка

Мийо работал в самых разнообразных музыкальных жанрах - его перу принадлежат 16 опер, 14 балетов, кантаты, многочисленные симфонические и камерные сочинения, музыка к кинофильмам и театральным постановкам. Композитор работал необычайно быстро - список его работ насчитывает 443 произведения.

В своих произведениях композитор нередко использовал элементы народной музыки - провансальской, бразильской, еврейской, а также джаза.

Основные сочинения Мийо

Оперы
  • Заблудшая овца (1910-1914)
  • Агамемнон (на текст Клоделя, по Эсхилу), op.14 (1913)
  • Эсфирь из Карпантра (1910-1914, премьера 1925)
  • Хоэфоры (на текст Клоделя, по Эсхилу), op.24 (1916)
  • Протей (Клодель), op.17 (1919)
  • Эвмениды (3-я ч. трилогии «Орестея» Эсхила, в переводе Клоделя; 1922, премьера 1949)
  • Несчастья Орфея (1924, премьера 1926)
  • Бедный матрос (на либретто Жана Кокто) (1926)
  • Пробуждение Европы («Опера-минутка» № 1; 1927)
  • Отречение Ариадны («Опера-минутка» № 2; 1927)
  • Освобождение Тесея («Опера-минутка» № 3; 1927)
  • Христофор Колумб (либретто Поля Клоделя; 1928, вторая редакция - 1968)
  • Максимилиан (1930)
  • Опера нищих (1939)
  • Медея (1938)
  • Боливар (1943)
  • Давид (1952-1955)
  • Фиеста (сюжет Бориса Виана; 1958)
  • Виновная мать (по пьесе Бомарше; 1964)
  • Святой Луи, король Франции (либретто Поля Клоделя; 1970)
Балеты
  • «Человек и его желание» (1918)
  • «Бык на крыше» (1919)
  • «Сотворение мира» (1923)
  • «Салат» (1924)
  • «Весенние игры» (1944)
  • «Роза ветров» (1957)
  • «Ветвь птиц» (1959)
Оркестровые сочинения
  • Шесть симфоний для камерного оркестра
  • Двенадцать симфоний для большого оркестра
  • Симфоническая сюита «Протей» (1919)
  • Серенада в трёх частях (1920/1921)
  • «Похвала Бразилии» (1920/21)
  • «Провансальская сюита»(1937)
Концертные сочинения
  • Фортепиано с оркестром
    • 5 концертов (1933-1955)
    • Пять этюдов (1920)
    • Фантазия «Карнавал в Эксе» (1926)
  • Другие инструменты
    • Три концерта для скрипки с оркестром
    • Два концерта для альта с оркестром
    • Два концерта для виолончели
    • Концерт для кларнета с оркестром
    • Концерт для ударных и малого оркестра
    • «Весна» для скрипки и малого оркестра
    • «Весеннее концертино» для тромбона с оркестром (1953)
    • Сюита «Скарамуш» для саксофона с оркестром (1937; редакция для кларнета с оркестром 1939): I. Vif; II. Modere; III. Brazileira
Сочинения для духового оркестра
  • «Французская сюита» (1944): 1. Нормандия; 2. Бретань; 3. Иль-де-Франс; 4. Эльзас-Лотарингия; 5. Прованс;
  • Сюита «West Point» (1954);
  • Два марша (1946);
  • Вступление и траурный марш
  • «Путь короля Рене» (для духового квинтета)
Сочинения для фортепиано
  • Две сонаты
  • Сонатина
  • Многочисленные переложения оркестровых сочинений
Камерные сочинения
  • 18 струнных квартетов
  • «Посвящение Игорю Стравинскому»
  • Соната для альта и фортепиано
  • Соната для двух скрипок и фортепиано
  • Концертный дуэт для кларнета и фортепиано (1956)
  • Сюита для скрипки, кларнета и фортепиано
Вокальные сочинения
  • «Сельскохозяйственные машины» для голоса и семи инструментов (1919)
  • «Каталог цветов» для голоса и семи инструментов (1920)
Хоровые сочинения
  • Кантата «Огненный замок»
  • 121-й псалм для мужского хора a capella

«Никто кроме него, не имеет больше прав на титул французского музыканта, потому что никто не несет в себе так отчетливо печать обитателя Средиземноморья, как Мийо»
Г.Штуккеншмидт

Дариус Мийо родился в старинном провансальском городе Эксе, в семье коммерсанта 4 сентября 1892 года. Его предки, евреи, обосновались в Провансе еще в начале XV века. Дариус рос единственным ребенком в семье. Его музыкальная одаренность проявилась рано. Ребенку не было еще и трех лет, когда мать застала его за инструментом, самостоятельно разыгрывающим модную уличную песенку, услышанную накануне.

Дариус Мийо

С семи лет Дариус стал брать уроки по скрипке у Брюгье – лауреата Парижской консерватории, и к десяти годам он уже хорошо играл на скрипке и исполнял партию второй скрипки в струнном квартете, который собирался по вечерам в среду и в субботу у них в доме. Дни были выбраны специально для мальчика, чтобы он мог отдохнуть в четверг и воскресным утром. Помимо музыки Дариуса влекли современная поэзия и путешествия. Он вместе с друзьями проводил много времени в длительных прогулках и путешествиях в окрестностях города.

Вот так, в окружении друзей, чутких и добрых родителей, прекрасного педагога Брюгье, в городе древнейшей культуры произошло формирование Мийо, как личности и музыканта. Сдав по настоянию родителей экзамены на аттестат зрелости, Мийо переезжает в Париж и поступает в качестве вольнослушателя в класс скрипки Бертелье и вскоре становится первым кандидатом на получение премии. Помимо скрипки, Дариус записывается в класс гармонии к Ксавье Леру, где совершенно теряется и попадает в разряд последних учеников. Его спасает Жедальж, в класс которого он переходит по совету Леру. Большой мастер контрапунктического письма, тонкий свободомыслящий музыкант, не стесненный академическими нормами многому научил Дариуса. Всю свою жизнь Мийо с благодарностью вспоминал своего учителя Жедальжа за уверенное профессиональное мастерство, которое он приобрел в его классе, за то, что он привил ему вкус к мелодическому стилю, к полифонии, ставшими основой музыкального мышления композитора.

Художественная жизнь в Париже начала века была очень интенсивна, и Мийо с головой погрузился в нее, стараясь не пропустить ни одного интересного события. Он знакомится с творчеством Вагнера, Мусоргского и много работает.

В 1916 году в жизни Мийо наступили большие перемены. На два года он покинул родину и отправился со своим другом, поэтом Клоделем в Бразилию. Поэта назначили туда послом Франции, а Мийо был при нем в качестве личного секретаря. Эта страна оставила глубокий след в душе молодого музыканта. Главные впечатления были связаны с фольклором Бразилии, с которым Мийо столкнулся во время карнавалов. Отзвуки этих впечатлений не раз потом отразятся в творчестве композитора. Непосредственным результатом пребывания в Бразилии явились пронизанные ритмами и интонациями бразильских народных мелодий партитуры балетов: эксцентрического – «Бык на крыше» и мистико-эротического «Человек и его желание», и цикл эффектных фортепианных пьес «Бразильские города». В Рио-де-Жанейро были написаны опера «Эвмениды», а также ряд симфонических пьес, среди которых оригинальная серия «Маленьких симфоний». После возвращения из Бразилии Мийо примкнул к группе композиторов, составивших затем знаменитую «Шестерку». Волей критика Анри Колле в нее были зачислены молодые французские музыканты Онеггер, Мийо, Орик, Пуленк, Дюрей и Тайефер.


Дариус Мийо

9 мая 1940 года Мийо присутствовал на премьере своей оперы в Париже. В этот вечер в зрительном зале были слышны глухие удары зенитной артиллерии. Началось вторжение гитлеровских армий в Голландию. События развивались стремительно, и уже через две недели немцы оккупировали Париж. После многих тревожных испытаний и трудностей Мийо с женой и сыном удалось перебраться в США. Здесь он много работает и преподает композицию в калифорнийском Миллс-колледже. Вернувшись в 1946 году на родину, Мийо занял пост профессора композиции Национальной консерватории в Париже и до последних дней своих продолжал сочинять, с неослабевающей интенсивностью.

В этом кратком очерке невозможно рассказать о всех произведениях Мийо – они слишком многочисленны. Чтобы понять музыку Мийо, необходимо принять ее в целом, не оглядываясь на детали. Некоторая отвлеченность ее высказывания – однообразная тропа, которая приводит Вас к неожиданной и сверкающей в лучах солнца лужайке. Мийо говорит все, что чувствует.

Виктор Каширников

Мийо Д.

(Milhaud) Дариюс (4 IX 1892, Экс-ан-Прованс - 22 VI 1974, Женева) - франц. композитор, дирижёр и муз. критик. Чл. франц. Академии изящных иск-в (1956). Учился в Парижской консерватории у Бертелье (скрипка), К. Леру, А. Жедальжа, Ш. М. Видора (теория композиции), П. Дюка (дирижирование), а также в "Схола канторум" у В. д"Энди. В консерватории завязалась дружба с Ж. Ибером и А. Онеггером. М. увлекался музыкой Г. Берлиоза, К. Дебюсси (особенно оперой "Пеллеас и Мелизанда"), М. П. Мусоргского и ставившимися тогда балетами И. Ф. Стравинского. Дебютировал в 1913 в концерте "Независимого муз. об-ва" своим 1-м квартетом (1912; М. исполнил партию 1-й скрипки). В 1916-18 - в Бразилии в качестве секретаря посла Франции поэта П. Клоделя. Природа, музыкальный фольклор Бразилии произвели на М. сильное впечатление, вызвав к жизни ряд произв. По возвращении в Париж (1918) М. вскоре становится одним из участников "Шестёрки". В 20-х гг. концертировал (в Европе, США). Среди его друзей - С. С. Прокофьев, П. Хиндемит. Весной 1926 дирижировал в Москве и Ленинграде своими произведениями. К этому времени М. были написаны многочисл. инстр. сочинения. Но главным в его творч. деятельности было создание муз.-сценич. произв: балетов "Человек и его желание" (на основе браз. фольклора, 1918), "Сотворение мира" (по негр. легенде, 1923), античной оперы "Эвмениды" (1922), оперы "Христофор Колумб" (по П. Клоделю, 1928) и др. Вместе с членами "Шестёрки" М. принимал участие в работе Народной музыкальной федерации (с момента её основания). Написал совм. с др. композиторами (в т.ч. Онеггером) музыку к драме "14 июля" Р. Роллана (1936), создал хоры на тексты революц. поэтов. В годы оккупации Франции жил в США, где преподавал композицию в Миллс-колледже в Калифорнии. Возвратившись на родину (1945), М. стал профессором Парижской консерватории (класс композиции), продолжая педагогич. работу в США. В своём творчестве М. не раз обращался к сюжетам нар. освобождения: опера "Боливар" (о нац. герое Латинской Америки, 1943), 4-я симфония (посв. 100-летию Революции 1848 года, 1947), кантата "Огненный замок" (памяти жертв фашистских лагерей, 1954). В то же время М. по-прежнему привлекали античные и библейские сюжеты. Мастер обширных вок.-симф. "фресок", М. не чужд и развлекательных жанров (комические оперы и балет, ряд вок. произв.). Много писал для кино.
Наряду с Онеггером М. - один из значит. совр. франц. композиторов. Его ярко индивидуальной музыке присущи, однако, противоречия. В начале творч. пути это шло от полемич. задора, направленного против чрезмерной утончённости музыки импрессионистов, к-рой поколение М. противопоставляло подчёркнутое значение ритма, динамики, используя и нарочито примитивные интонации "уличной" музыки. Для стиля М. характерны политональность, броские орк. и хор. эффекты, сочетающиеся с простой в своей основе мелодией (часто провансальского склада). В годы деятельности "Шестёрки" композитор искал преувелич. эффекты, вызывавшие бурную реакцию аудитории и критики. Позднее стиль М. стал устойчивее и неск. умереннее. В инстр. и камерных сочинениях (М. культивировал жанр струн. квартета) особенно наглядны связи с франц. муз. классикой. М. обычно избирал сжатые муз. формы, длительному развитию предпочитал контрасты. Франц. характер мелодики составляет основу его творчества - здесь и интонации старинных песнопений, и провансальские мотивы. Он чужд догматики, не приемлет додекафонии. В его творч. методике - многое от интуиции, своеобразного муз. "ремесла" (отсюда целые серии однотипных сочинений). Наследие М. (более 400 опусов) включает произв. разл. жанров. Нек-рые его соч., в т.ч. "Бразильские танцы", "Провансальская сюита", сюита "Скарамуш" (для 2 фп.) и др., вошли в репертуар сов. исполнителей.
Сочинения : оперы - Заблудшая овца (La brebis agarae, 1910- 1915, пост. 1923, "Опера комик", Париж), Эвмениды (по трагедии Эсхила в пер. П. Клоделя, 1922, пост. неполностью 1928, Антверпен; полностью - 1949, Брюссель), Несчастья Орфея (Les malheurs d"Orphйe, 1924, пост. 1925, т-р "Де ла Монне", Брюссель), Эсфирь из Карпантра (Esther de Carpentras, 1924-25, пост. 1938, "Опера комик", Париж), Бедный матрос (Le pauvre matelot, 1926, пост. 1927, там же), 3 оперы-миниатюры (Похищение Европы, L"enlиvement d"Europe; Покинутая Ариадна, L"abandon d"Ariane; Освобождение Тезея, La dйlivrance de Thйsйe; 1927, Баден-Баден), оперный триптих - Христофор Колумб (1928, пост. 1930, Гос. опера, Берлин), Максимилиан (1930, пост. 1932, "Гранд-Опера", Париж) и Боливар (1943, пост. 1949, там же), Медея (1938, пост. 1939, Фламандская опера, Антверпен), Давид (1953, конц. исп. 1954, Иерусалим; пост. 1956, "Ла Скала", Милан), Фиеста (1958, Берлин; 1972, Ницца), Виновная мать (La mиre coupable, по Бомарше, 1965, пост. 1966, Женева) и др.; балеты -Человек я его желание (L"homme et son dйsir, 1918, пост. 1921, Париж), Бык на крыше (Le boeuf sur le toit, 1919, пост. 1920, там же), Сотворение мира (La crйation du monde, 1923, там же), Голубой экспресс (Le train bleu, 1924, труппа С. П. Дягилева, там же), Салат (Salade, балет с пением, 1924, труппа Л. Ф. Мясина, Париж), Сновидения (Les songes, 1933, там же), Весенние игры (Jeux de printemps, 1944, Вашингтон), Колокола (The bells, по Э. По, 1945, пост. 1946, Чикаго), Госпожа Мируар (Madame Miroir, 1948, Париж), Сны Иакова (Les rкves de Jacob, 1949, Сан-Франциско), Моисей (1957, Перуджа), Роза ветров (La rose des vents, 1957, пост. 1958, Париж), Ветка с птицами (La branche des oiseaux, 1959, пост. 1965, Ницца) и др.; кантаты - Возвращение блудного сына (Le retour de l"enfant prodigue, 1917), Смерть тирана (La mort d"un tyran, 1932), Кантата мира (Cantate de la paix, 1937),Кантата о матери и ребёнке (Cantate de l"enfant et de la mиre, 1938), Кантата войны (Cantate de la guerre, 1940), Огненный замок (Le chвteau de feu, 1954), Ода погибшим на войне (Ode pour les morts de guerre, 1963) и др.; для хора и oрк. -хоровая симфония Мир на земле (Pacem in terris, 1963); для орк. - 12 симфоний (1939-1961, в т.ч. 3-я, с хорами, Те Deum, посв. Победе, 1946; 4-я, посв. 100-летию Революции 1848 года, 1947; 12-я, сельская, Rurale, 1961); концертная симфония (Symphonie concertante, 1959), 6 симфоний для малого орк. (1917-23, Весна, Le printemps; Пастораль; Серенада; Дикстуор струнных, Dixtuor а cordes; Дикстуор духовых, Dixtuor а vent; для вок. квартета, гобоя и влч.), сюиты (в т.ч. Провансальская, 1936; Французская, 1944; Деревенская, Suite campagnarde, 1953, и др.); концерты с орк. - 5 для фп. (1933-55), для 2 фп. (1941), 3 для скр. (1927-58), 2 для альта (1929, 1954-55), 2 для влч. (1934, 1955), 2 для кларнета(1941,1964), для арфы (1950), для маримбы и вибрафона (1947) и др.; 4 концертино (Весеннее, для скр. с орк., 1934; Осеннее, для 2 фп. и 8 струн. инструментов, 1951; Летнее, для альта и камерного орк., 1951; Зимнее, для тромбона с орк., 1953); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. струн. трио (1947), 18 струн. квартетов (1912-51), фп. квинтет (1951), 3 струн. квинтета (1952, 1953, 1956), Серенада для 9 инструментов (Aspen sйrйnade, 1957), Труба короля Ренэ (La cheminйe du roi Renй, для дерев. дух. инструментов и валторны, 1939); инстр. сюиты, сонаты и сонатины; пьесы для фп., 2 фп., органа; хоры; для голоса с фп. или орк. - вок. циклы (в т.ч. Петроградские вечера, Les soirйes de Petrograd, 1919), Сельскохозяйственные машины (Machines agricoles, пасторали для голоса и 7 инструментов, на сл. из каталога, 1919), Каталог цветов (Catalogue de fleurs, для голоса и 7 инструментов или фп., сл. Л. Доде, 1920), пьесы для детей, в т.ч. По поводу сапог (Б propos de bottes, И песен для голоса, скр. и влч. или для голоса с фп., 1932), Немного музыки (Un petit peu de musique, игра из 12 пьес для голоса и струн. орк. или фп., 1932), Немного упражнений (Un petit peu d"exercice, игра из 12 пьес для голоса и струн. орк. или фп., 1934); музыка к спектаклям драм. т-ра, в т.ч. Орестея - трилогия Эсхила, в пер. Клоделя - Агамемнон (1913), Хоэфоры (1915) и Эвмениды (пост. 1963, Берлин), драмы Протей (1913-19), Благовещение (1932) и Мудрость (1935) Клоделя, драма 14 июля Р. Роллана (1936, совм. с др. авторами); музыка для радио, в т.ч. Песни из "Оперы нищих" (Chansons de l"Opйra du gueux, 1937); музыка к фильмам; обр. франц., браз., негр., евр. и др. песен. Литературные сочинения и письма : Polytonalitй et atonalitй, "RM", 1925, No 3 (рус. пер., "К новым берегам", 1923, No 3); Etudes, P., 1927; Notes sur Erik Satie, N. Y., 1946; Notes sans musique (Mйmoires), P., 1949, 1963 (рус. пер. - Заметки без музыки. (Фрагменты), "СМ", 1963, No 2-3); Entretiens avec Claude Rostand, P., (1952); Correspondance P. Claudel - D. Milhaud, P., 1961; и др. Литература : Крейн Ю., Д. Мийо, "СМ", 1957, No 8; Говорит Дариус Мийо, "СМ", 1962, No 9; Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, М., 1964, 1970; Дюмениль Р., Современные французские композиторы группы "шести", пер. с франц., ред. и вступ. ст. М. Друскина, Л., 1964; Кокорева Л., Памяти) Дариуса Мийо, "СМ", 1974, No 12; Музыка и время, (вып.) 1.сост. Г. М. Шнеерсон, М., 1970, с. 146-56; Landоrmy P., La musique franзaise aprиs Debussy, P., 1943; Соllаеr Р., Darius Milhaud, P., 1947; его же, La musique moderne, P. -Brux., 1955; Вeck G., Darius Milhaud. Йtude suivie du catalogue chronologique complet de son oeuvre, P., 1949 (suppl. - Oeuvres composйes de nov. 1949 а avril 1956, P., 1956); Roy J., Prйsences contemporaines. Musique Franзaise, P., (1962); его же, Darius Milhaud. L"homme et son oeuvre, P., 1968; Braga A., Darius Milhaud, Napoli, 1969; Zijlstra M., In memoriam D. Milhaud, "Mens en melodie", 1947, No 9. Ю. Г. Крейн.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Мийо Д." в других словарях:

    - (Milhaud) Дариюс (1892 1974), французский композитор. Участник Шестерки, воплотил в музыке ее бунтарские устремления. Оперы: Несчастья Орфея (1924), Бедный матрос (1926), Боливар (1943), Давид (1953); балеты, в том числе Бык на крыше (1919);… … Современная энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Мийо (значения). Город Мийо фр. Millau, окс. Milhau Герб … Википедия

    - (Milhaud) Дарнюс (р. 4.9.1892, Экс ан Прованс), французский композитор, дирижёр, музыкальный критик, педагог. Член института Франции (1956). Участник творческой группы «Шестёрка». В 20 е гг. концертировал как дирижёр (в 1926 в СССР). С… …

    Мийо Д. - МИЙÓ (Milhaud) Дариюс (1892–1974), франц. композитор, дирижёр, муз. критик. Ученик Ш.М. Видора, В.д Энди, П. Дюка. В 1939–45 в эмиграции в США. Участник объединения композиторов Шестёрка (наряду с А. Онеггером, Ф. Пуленком и др.). Оп.… … Биографический словарь

    Мийо Д. - МИЙÓ (Milhaud) Дариюс (4.9.1892, Экс ан Прованс, – 22.6.1974, Женева), франц. композитор. Чл. Ин та Франции (1956). Учился в Парижской консерватории (у К. Леру, А. Жедальжа, Ш. Видора, Π. Дюка), занимался у В. д Энди в Схола канторум. Один… … Балет. Энциклопедия

    Мийо Персоналии: Дариус Мийо (фр. Milhaud) французский композитор. Мийо, Эдуар Жан Батист (фр. Édouard Jean Baptist Milhaud) (1766 1833) граф, французский кавалерийский генерал Наполеоновской армии. Объекты: Мийо… … Википедия

    Мийо Millau Страна Франция Регион Юг Пиренеи Департамент Аверон Супрефектура Мийо Количество кантонов 15 Количество коммун 101 … Википедия

    Мийо (Milhaud) Дарнюс (р. 4.9.1892, Экс ан Прованс), французский композитор, дирижёр, музыкальный критик, педагог. Член института Франции (1956). Участник творческой группы «Шестёрка». В 20 е гг. концертировал как дирижёр (в 1926 в СССР). С 1936… … Большая советская энциклопедия

    - (Milhaud) (1892 1974), французский композитор, дирижёр, музыкальный критик. В 1939 45 в эмиграции в США. Участник «Шестёрки», деятель Народной музыкальной федерации. Оперы: «Бедный матрос» (1926), «Христофор Колумб» (1928), балеты «Бык на крыше»… … Энциклопедический словарь

    - (1892 1974) французский композитор, дирижер, музыкальный критик. Участник Шестерки, деятель Народной музыкальной федерации. Оперы Бедный матрос (1926), Христофор Колумб (1928), балеты Бык на крыше (1919), Голубой экспресс (1924), кантата… … Большой Энциклопедический словарь