Популяризация культурного наследия в молодежной среде. Сохранение культурного наследия – приоритетный национальный проект Глава XIV

Популяризация культурного наследия в молодежной среде. Сохранение культурного наследия – приоритетный национальный проект Глава XIV
Популяризация культурного наследия в молодежной среде. Сохранение культурного наследия – приоритетный национальный проект Глава XIV

Паспорт муниципальной подпрограммы
""

Наименование подпрограммы

Сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия

Ответственный исполнитель муниципальной подпрограммы

Муниципальное казенное учреждение "Управление культуры" Миасского городского округа

Соисполнители муниципальной подпрограммы

Муниципальное казенное учреждение "Централизованная библиотечная система"

Муниципальное бюджетное учреждение "Городской краеведческий музей"

Программно -

целевые инструменты

муниципальной

подпрограммы

Мероприятия подпрограммы

Основная цель муниципальной подпрограммы

Обеспечение сохранности объектов культурного наследия для создания условий их полноценного и рационального использования.

Основные задачи муниципальной подпрограммы

Охрана объектов культурного наследия;

Сохранение объектов культурного наследия;

Популяризация объектов культурного наследия.

Целевые индикаторы и показатели

Количество объектов культурного наследия, на которых проведены мероприятия, направленные на сохранение объектов культурного наследия;

Ежегодное проведение мероприятий (лекции, экскурсии), направленных на популяризацию объектов культурного наследия;

Количество объектов культурного наследия принятых в муниципальную собственность.

Этапы и сроки реализации подпрограммы

I этап - 2017 год

II этап - 2018 год

III этап - 2019 год

Объемы бюджетных ассигнований

Источник финансирования

Прочие источники

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы и показатели её социально-экономической эффективности

Количество объектов культурного наследия, на которых проведены мероприятия, направленные на сохранение объектов культурного наследия, в 2017-2019 годах - 3 единицы;

Ежегодное проведение мероприятий (лекции, экскурсии, публикации), направленных на популяризацию объектов культурного наследия - не менее 10 единиц.

При изменении финансирования, программа подлежит корректировке согласно, выделенных ассигнований.

Принятые аббревиатуры и сокращения

МГО - Миасский городской округ.

МКУ "Управление культуры" МГО - муниципальное казенное учреждение "Управление культуры" Миасского городского округа.

МКУ "ЦБС"- Муниципальное казенное учреждение "Централизованная библиотечная система"

МКУ "ГДК"- муниципальное казенное учреждение "Городской дом культуры"

МБУ "ГКМ"- муниципальное бюджетное учреждение "Городской краеведческий музей"

ОКН - объекты культурного наследия

Находящиеся на территории МГО памятники архитектуры, градостроительства, археологии, истории, культуры и искусства, утрата которых невосполнима, составляют его историко-культурное наследие и имеют большую ценность, отражая самобытность города.

Нерешенность проблемы сохранения объектов культурного наследия, составляющих духовные и материальные ценности, значимые для сохранения и развития самобытности города, приведет к невосполнимой утрате исторического и культурного наследия города.

Климатические условия, сложности с охраной памятников, увеличение количества актов вандализма ежегодно ухудшают техническое состояние объектов культурного наследия.

На территории города Миасса расположено 84 ОКН, в т.ч. объекты культурного наследия, включенные в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и объекты культурного наследия, включенные в Список выявленных объектов культурного наследия Челябинской области, представляющих историческую, художественную или иную культурную ценность.

Из общего числа ОКН - 3 находятся в собственности Миасского городского округа и переданы в оперативное управление муниципальным учреждениям культуры:

Наименование ОКН

расположение

пользователь

Бывший особняк Симонова

(городской краеведческий музей)

ул. Пушкина, 8

МБУ "Городской краеведческий музей"

Особняк купеческий

(Централизованная библиотечная система)

ул. Ленина, 6

МКУ "Централизованная библиотечная система"

Магазин Бакакина (Городской дом культуры)

ул. Пролетарская, 12

МКУ "Городской дом культуры"

Данные объекты расположены в исторической части города и составляют архитектурный ансамбль, который входит в проект Зон охраны города Миасса, и в перспективе должен стать украшением и достопримечательностью Миасса. Кроме того, городской краеведческий музей является претендентом на объект, включённый в кластер Синегорье, призванный сыграть не малую роль в развитие туризма нашего города.

Все три объекта находятся в удовлетворительном состоянии и требуют ремонта.

Ремонтные работы по ОКН осуществляются специализированными организациями, после получения положительного заключения экспертизы на проектно-сметную документацию (далее ПСД).В подпрограмме предусмотрены средства на проведение работ по составлению ПСД.

Объем средств для проведения экспертизы и самих ремонтных работ возможно определить только после составления ПСД. В связи с тем, что ремонтные работы необходимо проводить непосредственно после получения экспертизы на ПСД (во избежание дополнительных расходов),целесообразно внести изменения в подпрограмму в 2018 и 2019 году, с включением объема средств на выполнение экспертизы и непосредственно ремонтных работ.

В соответствии с нормами Российского законодательства каждый ОКН:

Является неотъемлемой частью культурного наследия МГО;

Является особым видом недвижимого имущества, в отношении которого устанавливаются ограничения прав владения, пользования и распоряжения;

Представляет собой объект градостроительной деятельности особого регулирования;

Ограничивает проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;

Влияет на решение вопросов в отношении объектов, непосредственно связанных с ОКН.

Обязательность широкого взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, культурных, научных и образовательных организаций, общественных объединений и других субъектов в решении проблем сохранения культурного наследия обуславливает необходимость решения поставленных задач программными средствами.

При разработке подпрограммы учтено действующее законодательство Российской Федерации, законодательные акты субъекта Российской Федерации, Миасского городского округа:

V. Система мероприятий муниципальной подпрограммы

Таблица 1

Наименование мероприятия

Ответственный исполнитель

Описание задач в рамках мероприятий

Расчет затрат, тыс. руб.

Установка информационных надписей на ОКН (МБУ "ГКМ", МКУ "ГДК", МКУ "ЦБС")

МКУ "Управление культуры" МГО, МКУ "ЦБС", МБУ "Городской краеведческий музей", МКУ "ГДК"

Изготовление информационной таблички

Проведение лекций и экскурсий,

изготовление информационных буклетов.

Статьи в СМИ.

Ремонтно-реставрационные работы:

составление проектно-сметной документации;

проведение экспертизы;

ремонтно-реставрационные работы.

Составление проектно-сметной документации, в том числе:

Кровля МБУ "ГКМ"

Фасад МБУ "ГКМ"

Фасад МКУ "ГДК"

Проведение экспертизы ПСД (МБУ "ГКМ", МКУ "ГДК")

Ремонтно-реставрационные работы (МБУ "ГКМ", МКУ "ГДК")

Аварийные работы (МБУ "ГКМ", МКУ "ГДК", МКУ "ЦБС")

по факту исполнения

по факту исполнения

по факту исполнения

Разработка раздела предмета охраны на фасад МКУ "ГДК"

Информация об изменениях:

VI. Ресурсное обеспечение муниципальной подпрограммы

Источником финансирования мероприятий подпрограммы являются средства бюджета Миасского городского округа и прочие источники.

Таблица 2

(тыс. руб.)

Источники

ИТОГО, по источникам

Бюджет Миасского городского округа

Прочие источники

ИТОГО, по годам

Финансирование подпрограммы осуществляется в пределах средств, утверждённых в бюджете Миасского городского округа на соответствующий финансовый год. При реализации подпрограммы возможно привлечение средств бюджетов вышестоящих уровней, выделяемых Миасскому городскому округу в качестве субсидий для реализации подпрограммных мероприятий, а также привлечение средств из внебюджетных источников.

VII. Ожидаемые результаты реализации муниципальной подпрограммы с указанием целевых индикаторов и показателей

Подпрограмма направлена на решение важного блока задач, являющихся частью социально-экономического развития Миасского городского округа.

В результате реализации подпрограммы предполагается достижение следующих показателей:

Количество объектов культурного наследия, на которых проведены мероприятия, направленные на сохранение объектов культурного наследия, в 2017-2019 годах - 3 единицы;

Ежегодное проведение мероприятий (лекций, экскурсий, публикаций), направленных на популяризацию объектов культурного наследия - не менее 10 единиц.

Индикативные показатели подпрограммы представлены в таблице 3.

Таблица 3

Наименование

показателя

измерения

Значение показателя

Сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия

количество ОКН, на которые проведены мероприятия по сохранению ОКН

Информация об изменениях:

VII. Финансово-экономическое обоснование подпрограммы

Таблица 4

Наименование мероприятия

Источник финансирования

Объемы финансирования, тыс. руб.

Обоснование

Установка информационных надписей на ОКН

Бюджет МГО

Сметный расчет

Обеспечение информированности населения об историческом и культурном наследии города через культурно-просветительскую деятельность.

Бюджет МГО

Ремонтно-реставрационные работы

Бюджет МГО

Культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невосполнимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами, это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы.

Согласно Федеральному закону РФ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, которые возникли в результате исторических событий, которые представляют собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и которые являются свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры .

Одним из главных видов деятельности органа охраны объектов культурного наследия является популяризация памятников истории и культуры.

Под популяризацией объектов культурного наследия понимают деятельность, которая направлена на организацию их доступности для всех и восприятия всеми, духовно-нравственное и эстетическое воспитание людей, повышение их образовательного уровня и организацию досуга, а также другие мероприятия, которые способствуют осуществлению государственной охраны, сохранения и использования объекта культурного наследия.

Популяризация объектов культурного наследия направлена на реализацию конституционного права каждого гражданина Российской Федерации на доступ к культурным ценностям, конституционной обязанности заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Популяризация включает в себя следующее:

  1. осуществление общественной доступности недвижимого культурного наследия его собственниками и пользователями;
  2. включение в туристическую деятельность объектов культурного наследия и их территорий;
  3. освещение вопросов государственной охраны, сохранения и использования объектов в средствах массовой информации, в том числе выпуск популярных информационно-справочных и рекламных изданий, создание теле- и радиопередач, кино- и видеофильмов, посвященных недвижимому культурному наследию;
  4. изучение вопросов государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в составе образовательных программ всех уровней;
  5. подготовку и проведение научно-практических конференций, семинаров, тематических выставок и презентаций по вопросам государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия;
  6. создание и ведение информационных ресурсов в сети Интернет по вопросам объектов культурного наследия;
  7. иные мероприятия, отнесенные законодательством к популяризации.

Известно, что население не только пользуется объектами культурного наследия, но и формирует критерии отношения к ним. Если в сознании граждан размыто или утрачено понятие об историческом и культурном значении памятников, то деятельность по их охране превращается в сумму мероприятий, лишенных перспективы.

Возможность знакомства с лучшими образцами культурного наследия, несомненно, является одной из наиболее эффективных форм популяризации культурного наследия и заслуживает всемерной поддержки и развития.

Кроме того, комплексный подход к популяризации объектов культурного наследия предполагает включение в социально значимую деятельность подростков и молодых людей, что обеспечивает их доступ к объектам культурного наследия и является эффективным средством самореализации молодежи. Программный подход популяризации объектов культурного наследия представляется единственно возможным и позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении конкретных работ по конкретным объектам культурного наследия.

Для того чтобы популяризовать культурное наследие среди молодежи, которое будет осуществляться органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями, СМИ, необходимо разработать серии передач, молодежных проектов, материалов, которые будут направлены на популяризацию культурного наследия; обеспечить интерес молодежи к области журналистики, которая посвящена историческому и культурному наследию; сделать акцент внимания на необходимости проводить единую государственную политику в сфере популяризации культурного наследия России.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня уже пришла пора изучать, популяризовать, сохранять культурное наследие России. От наших взглядов, поступков молодых людей, отношения к своему Отечеству уже зависит судьба нашей страны и будущее России.

Екатерина Беляева

На сайте Московской городской думы размещен проект бюджета Москвы на 2020 и 2021-2022 годы, 30 октября состоится первое чтение.

На фоне заявлений этого года мэра Москвы и главы Департамента культурного наследия о многих удачно завершенных реставрациях объектов культурного наследия (согласно сайту Sobyanin.ru, 228 объектов культурного наследия было отреставрировано в 2018 году, а в этом году планируется завершить реставрацию еще около 200 памятников) мы, разумеется, заинтересовались тем, сколько же Москва планирует израсходовать на проведение реставрации в следующем и в последующие годы.

«Профильным» ведомством по этой тематике является Департамент культурного наследия. В 2020 году расходы Москвы, относящиеся к этому департаменту, составят 7,8 млрд рублей (7,6 млрд в 2021 году и 8,2 млрд в 2022). Сумма немалая, но все расходы Москвы в 2020 году составят 3 триллиона рублей, и на долю Мосгорнаследия приходится только 0,2% всей суммы. А если проранжировать департаменты по сумме расходов, то ДКН окажется всего лишь на 35-м месте из 60.

Конечно, это не последнее место: меньше всего Москва тратит на аппарат Уполномоченного по правам человека и Государственную инспекцию города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Кто же лидеры расходов предлагаемого проекта? Больше всего расходов (20%, или 645 млрд рублей) приходится на Департамент строительства . За ним с большим отрывом следуют департаменты сфер образования, труда и здравоохранения. В соседней же с ДКН строчке такого рейтинга расходов находится Управление делами Мэра и Правительства Москвы.

Но бюджет Москвы разбит на государственные программы, одна из которых называется «Развитие культурно-туристической среды и сохранение культурного наследия», в ней задействовано много департаментов, бюджет расходов по программе на 2020 год составляет уже 83,5 млрд рублей (3% от всех расходов по госпрограммам). Посмотрим, из чего она состоит:

Подпрограмма «Государственная охрана, сохранение и популяризация объектов культурного наследия», к сожалению, финансируется на те же 7 млрд рублей (8% от всей программы).

Название остальных программ звучит понятно, но что такое «Развитие межрегиональных и международных культурных связей», на которую затрачивается около 5 млрд рублей в год , чуть меньше, чем на сохранение наследия? Пояснительная записка к бюджету дает нам ответ на этот вопрос: «За счет предусмотренных ассигнований планируется проведение около 500 городских мероприятий ежегодно, в том числе более 20 крупных фестивалей классического искусства (Пасхальный фестиваль, фестивали «Золотая маска» и «Спасская башня», Московские фестивали классической музыки и джаза, международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова и др.), тематических акций и форумов».

Самое интересное скрывается в статье «Парки культуры и отдыха, музеи-заповедники и музеи усадьбы», на которую приходится 20 млрд рублей расходов в 2020 году (17 и 15 млрд в 2021 и 2022 годах соответственно). На самом деле, больше половины этой суммы (11 млрд рублей) приходится на один глобальный проект: ВДНХ .

Собственно на т.н. «Строительство и реконструкцию , в том числе с элементами реставрации объектов капитального строительства на территории Выставки достижений народного хозяйства» в 2020 году расходуется 5,1 млрд руб ., остальная часть суммы относится к субсидиям казенным предприятиям и акционерным обществам на содержание объектов и инфраструктуры выставки, приобретение основных средств и организацию мероприятий. Затраты на строительство ВДНХ – это почти все расходы Комитета по туризму. И на ВДНХ в совокупности тратится больше, чем по подпрограмме сохранения наследия .

Для сравнения посчитаем, сколько в 2020 году Москва затратит на реставрацию прочих конкретных «адресных» объектов, кроме ВДНХ. Эти адреса и суммы можно узнать из приложения к бюджету Москвы – «Адресной инвестиционной программы города Москвы» на 2019-2022 годы.

В адресном списке находим 8 объектов культурного наследия , на реставрацию которых планируется затратить средства:

В это же самое время на территории ВДНХ производится строительство и реставрация двух объектов: строительство конно-спортивного манежа (с затратами по 715 млн руб в 2020 и 2021 годах) и реставрация с приспособлением к современному использованию павильона №70 «Монреаль» (3257 млн руб. в 2020 году и 1002 млн руб. в 2021 году).

Таким образом, даже если не брать в расчет огромные суммы на обслуживание выставки, расходы на строительство и реставрацию на территории ВДНХ превышают расходы на реставрацию всех остальных объектов культурного наследия из адресной программы, а расходы только на реставрацию одного адресного объекта сопоставимы с ними.

Далее в пояснительной записке к бюджету читаем следующее: «За счет бюджетных инвестиций планируется построить и ввести в эксплуатацию 3 музея, 5 инженерных объектов на территории музеев, 5 театров, 2 культурно-досуговых учреждения, 2 памятника, завершить реставрационные работы на 2 объектах культурного наследия ». Получается, что две сотни отреставрированных за год объектов финансируются не из бюджета Москвы, а за счет федеральных программ, религиозных организаций, инвесторов и меценатов.

На что же Москва планирует потратить деньги, кроме общепризнанных расходов на медицину и образование?

Приведем несколько наиболее показательных на наш взгляд подпрограмм:

  • 103 млрд рублей – подпрограмма «Индустрия отдыха на территориях общего пользования», т.е. фактически благоустройство (кроме дворовых территорий).
  • 21 млрд рублей – в 3 раза больше, чем на программу сохранения наследия, — предполагается затратить на «Развитие единой светоцветовой среды города». Вспоминается «вечно новогодняя» Никольская улица. Не лучше ли разглядывать сами отреставрированные здания, чем пытаться их рассмотреть через ворохи гирлянд?
  • 7 млрд рублей – столько же, сколько на подпрограмму сохранения наследия, — Москва планирует затратить на «Создание единого парковочного пространства». К сожалению, расшифровки этой статьи найти не удалось.

Из отдельных статей внутри подпрограмм:

  • 6 млрд рублей — обеспечение органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им учреждений средствами вычислительной техники и программным обеспечением. Это почти сопоставимо с бюджетом по сохранению всего московского наследия.
  • 15 млрд рублей – приобретение объектов недвижимого имущества.
  • 10 млрд рублей — содействие в производстве и распространении социально ориентированной продукции в электронных средствах массовой информации и в реализации социально ориентированных проектов (часть статьи «Развитие средств массовой информации и рекламы»).
  • 8 млрд рублей — Проектирование и строительство многофункционального комплекса зданий Национального космического центра по адресу: г. Москва, Филевский бульвар (ул. Новозаводская).

Одна из целей Москвы – развитие туризма. Для этого – подсветка, парковки, строительство, благоустройство, фестивали и ВДНХ. Но сможем ли мы сохранить наше наследие, если будем реставрировать по 2 объекта в 3 года? Неужели вся надежда – на федеральные программы, религиозные организации, инвесторов и меценатов? Будет ли на что смотреть туристам будущего, кроме вновь построенных красиво подсвеченных зданий? Возможно, стоит немного сократить упомянутые выше статьи расходов в пользу реставрации еще нескольких объектов?

Сергей Собянин в своем личном блоге заявляет: «Памятники архитектуры существуют не в безвоздушном пространстве. Они часть единой городской среды. Поэтому освобождение зданий от паутины проводов, уродливой рекламы и безобразных вывесок, ремонт фасадов и тротуаров, благоустройство и озеленение улиц – это тоже важнейший вклад в сохранение исторического облика Москвы». Так почему же расходы на благоустройство настолько превышают расходы на реставрацию? Необходим сбалансированный подход, ведь новый тротуар не украсит здание, закрытое фальшфасадом.

Конкурс Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация" проводится ежегодно на основании распоряжения Правительства Москвы от 16 августа 2012 г. № 441-РП,
(в редакциях распоряжений Правительства Москвы от 13 декабря 2016 г. № 660-РП и от 6 февраля 2019 г. № 38-РП).

Основными целями конкурса являются: определение объектов культурного наследия (памятников архитектуры, истории и культуры, археологии, монументального искусства и др.), на которых проведены работы, обеспечивающие их наилучшее сохранение, возрождение и развитие традиций московской школы реставрационного искусства, содействие совершенствованию архитектурного облика Москвы, а также повышение общественного интереса к изучению объектов историко-культурного наследия города, популяризация памятников истории и культуры.

По традиции в конкурсе принимают участие реставрационно-проектные мастерские, инженерные и производственные организации, собственники и пользователи объектов культурного наследия города Москвы, ремонтно-реставрационные работы на которых завершены в текущем году.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) представляются на Конкурс с учетом различия их характеристик и функционального назначения по разделам:

объекты гражданской архитектуры;
городские усадьбы;
объекты промышленной архитектуры;
объекты культового зодчества;
объекты садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры;
объекты монументального искусства;
объекты археологического наследия.

Основные номинации конкурса:
за лучший проект реставрации и/или лучший проект приспособления к современному использованию;
за высокое качество ремонтно-реставрационных работ;
за лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ;
за научно-исследовательскую работу и/или научно-методическое руководство.

Лауреаты Конкурса награждаются дипломами за подписью Мэра Москвы и почетными призами.

"МОСКОВСКАЯ РЕСТАВРАЦИЯ", 2019 год

В 2019 году конкурс Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия города Москвы "Московская реставрация" проводился в девятый раз. Для участия в нем было подано 96 заявок. По итогам конкурса в 2019 году были награждены 32 лауреата, принявших участие в реставрации 20 объектов культурного наследия. Церемония вручения наград прошла 6 декабря 2019 г. на объекте культурного наследия федерального значения "Павильон "Космос" (бывший "Механизация"), 1939−1954 гг., архитекторы: Андреев В.С., Таранов И.Г." по адресу: Мира просп., д. 119, стр. 34. Торжественное мероприятие объединило более 350 человек, ставших его гостями.

"МОСКОВСКАЯ РЕСТАВРАЦИЯ", 2018 год

В 2018 году для участия в конкурсе "Московская реставрация" было подано 105 заявок. Лауреатами конкурса стали 47 специалистов и организаций, принимавших участие в реставрации 23 объектов культурного наследия. Церемония вручения наград прошла 6 декабря 2018 г. в Государственном академическом театре имени Моссовета. Торжественное мероприятие объединило более 800 человек, ставших его гостями. На протяжении восьми лет церемония является одним из главных мероприятий реставрационной отрасли и по традиции завершает каждый реставрационный сезон.

"МОСКОВСКАЯ РЕСТАВРАЦИЯ" 2017 год

В 2017 году для участия в конкурсе "Московская реставрация"
от реставрационных и архитектурных мастерских и бюро, специалистов реставрационной отрасли, инвесторов, пользователей объектов культурного наследия и проектных организаций поступило рекордное количество заявок – 100. По итогам заседания конкурсной комиссии определен 51 лауреат. Церемония награждения победителей конкурса "Московская реставрация – 2017" состоялось 7 декабря 2017 г. в театре им. Моссовета.

"МОСКОВСКАЯ РЕСТАВРАЦИЯ" 2016 год

В 2016 году для участия в пятом конкурсе "Московская реставрация" в Департамент поступило рекордное количество заявок на участие в конкурсе – 73. С учетом различия характеристик и функционального назначения, все полученные заявки были распределены по 6 разделам. В 2016 году на заседании конкурсной комиссии было отобрано 40 лауреатов конкурса (включая 1 спецприз), 5 спецпремий. Награждение победителей конкурса "Московская реставрация – 2016" состоялось 8 декабря 2016 г. в театре Моссовета.

"МОСКОВСКАЯ РЕСТАВРАЦИЯ" 2015 год

В 2015 году для участия в пятом конкурсе "Московская реставрация" в Департамент поступило 68 заявок по 40 объектам культурного наследия. С учетом различия характеристик и функционального назначения, все полученные заявки были распределены по 6 разделам, новацией этого года стало появление лауреата в конкурсной номинации "Объекты промышленной архитектуры". В 2015 году почетными реставраторами города Москвы было отобрано 42 лауреата, которые работали над реставрацией 16 объектов культурного наследия.

"МОСКОВСКАЯ РЕСТАВРАЦИЯ" 2014 год

В 2014 году для участия в конкурсе в Департамент поступило 73 заявки на участие в конкурсе по 28 объектам культурного наследия. На заседании конкурсной комиссии, состоявшемся 1 октября 2014 г. в информационном центре Правительства Москвы (ул. Новый Арбат, 36/9), определены 24 лауреата по 11 объектам и 8 спецпремий. 3 декабря 2014 г. в конференц-зале здания Правительства Москвы (ул. Новый Арбат, 36/9) состоялись мероприятия награждения лауреатов конкурса "Московская реставрация 2014".

"МОСКОВСКАЯ РЕСТАВРАЦИЯ" 2013 год

В 2013 году для участия в конкурсе в Департамент поступила 71 заявка. На итоговом заседании конкурсной комиссии, состоявшемся 4 октября 2013 г. в Центре дизайна "ARTPLAY", определены 34 лауреата, включая 4 спецпремии. 7 декабря 2013 г. состоялись мероприятия награждения лауреатов конкурса "Московская реставрация 2013".

"МОСКОВСКАЯ РЕСТАВРАЦИЯ" 2012 год

Конкурс "Московская реставрация – 2012" проведен в юбилейный год образования в Москве системы органов охраны объектов культурного наследия. 95 лет назад, в ноябре 1917 г., была образована первая московская комиссия по охране памятников старины, правопреемником которой является Департамент культурного наследия города Москвы.

По результатам конкурса определены 23 лауреата за работы на 14 объектах культурного наследия. Проекты победителей были представлены на юбилейной выставке в Государственном музее А.С.Пушкина.