Краткая биография Рембрандта и его творчество. Самые известные произведения Рембрандта

Краткая биография Рембрандта и его творчество. Самые известные произведения Рембрандта
Краткая биография Рембрандта и его творчество. Самые известные произведения Рембрандта

, историческая живопись и автопортрет

Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (нидерл. Rembrandt Harmenszoon van Rijn [ˈrɛmbrɑnt ˈɦɑrmə(n)soːn vɑn ˈrɛin] , 1606-1669) - голландский художник , гравёр , великий мастер светотени , крупнейший представитель золотого века голландской живописи . Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство . Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств .

Биография

Годы ученичества

Рембрандт Харменсзон («сын Хармена») ван Рейн родился 15 июля 1606 года (по некоторым данным, в 1607) в многодетной семье состоятельного владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна в Лейдене . Семья матери даже после Нидерландской революции сохраняла верность католическому вероисповеданию .

«Аллегория музыки» 1626 года - пример ластмановского влияния на юного Рембрандта

В Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу при университете , но наибольший интерес проявлял к живописи. В 13 лет его отдали учиться изобразительному искусству к лейденскому историческому живописцу Якобу ван Сваненбюрху , католику по вере. Исследователям не удалось найти работы Рембрандта, относящиеся к этому периоду, поэтому вопрос о влиянии Сваненбюрха на становление творческой манеры Рембрандта остаётся открытым: слишком мало известно сегодня об этом лейденском художнике.

В 1623 году Рембрандт учился в Амстердаме у Питера Ластмана , прошедшего стажировку в Италии и специализировавшегося на исторических, мифологических и библейских сюжетах . Вернувшись в 1627 году в Лейден, Рембрандт вместе с другом Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую и начал набирать учеников. За несколько лет он приобрел широкую известность.

Влияние Ластмана и караваджистов

Ластмановское пристрастие к пестроте и детальность в исполнении оказало огромное влияние на молодого художника. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях - «Побиении камнями св. Стефана » (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626) . В сравнении с его зрелыми работами они необычайно красочны, художник стремится тщательно выписать каждую деталь материального мира , как можно достовернее передать экзотическую обстановку библейской истории . Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626; «Давид перед Саулом », 1627).

Итоговые произведения периода - «Товит и Анна», «Валаам и ослица» - отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Подобно другим мастерам барокко , он начинает постигать значение резко вылепленной светотени для передачи эмоций . Его учителями в отношении работы со светом были утрехтские караваджисты , но ещё в большей степени он ориентировался на произведения Адама Эльсхаймера - немца, работавшего в Италии . Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта - «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе » (1629).

К этой группе примыкает картина «Художник в своей мастерской » (1628; возможно, это автопортрет), на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент созерцания собственного творения. Холст, над которым ведётся работа, вынесен на первый план картины; в сравнении с ним сам автор кажется карликом .

Мастерская в Лейдене

Одним из неразрешённых вопросов творческой биографии Рембрандта является его художественная перекличка с Ливенсом. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила » (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря » (1631). Отчасти оба тянулись за Рубенсом , который слыл тогда лучшим художником всей Европы , иногда Рембрандт заимствовал художественные находки Ливенса, иногда дело было ровно наоборот . По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628-1632 годов представляет известные сложности для искусствоведов . Среди других известных его работ - «Валаамова ослица» (1626 г).

В 1629 году художника заметил секретарь принца Оранского Константин Гюйгенс (отец Христиана Гюйгенса) - известный в то время поэт и меценат . В одном из писем того времени Гюйгенс превозносит Ливенса и Рембрандта как многообещающих молодых художников , а полотно Рембрандта «Иуда , возвращающий тридцать серебреников» он сравнивает с лучшими произведениями Италии и даже античности . Это Гюйгенс помог Рембрандту связаться с богатыми клиентами и заказал ему несколько религиозных полотен для принца Оранского.

Выработка собственного стиля

Таким изобразил себя Рембрандт в возрасте 23 лет

В 1631 году Рембрандт перебрался в Амстердам , где свойственная эстетике барокко динамичность и внешняя патетика полотен сыскали ему множество состоятельных почитателей, подобно Гюйгенсу увидевших в нём нового Рубенса . Год спустя Ливенс закрыл лейденскую мастерскую и уехал в Англию , где попал под влияние ван Дейка , потом, до возвращения на родину в 1644 году, работал в Антверпене .

Период переезда в Амстердам ознаменовался в творческой биографии Рембрандта созданием множества этюдов мужских и женских голов , в которых он исследует своеобразие каждой модели, экспериментирует с подвижной мимикой лиц. Эти небольшие произведения, впоследствии ошибочно принимавшиеся за изображения отца и матери художника, стали настоящей школой Рембрандта-портретиста . Именно портретная живопись позволяла в то время художнику привлечь заказы состоятельных амстердамских бюргеров и тем самым добиться коммерческого успеха.

В первые амстердамские годы видное место в творчестве Рембрандта занимает жанр автопортрета; изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах, он намечает новые пути развития своего искусства. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей ; таков задумчивый «Иеремия , оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса .

Успех в Амстердаме

Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа » (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу . Богатство мимики каждого лица и драматическое использование светотени подводит итог под годами экспериментирования, свидетельствуя о наступлении творческой зрелости художника.

Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Состоявшийся в 1634 году брак с Саскией ван Эйленбюрх открывает перед художником двери особняков зажиточных бюргеров, к числу которых принадлежал её отец - бургомистр Леувардена . Заказы сыплются к нему один за другим; не менее полусотни портретов датируются именно первыми годами пребывания Рембрандта в Амстердаме . Особенно благоволили к нему консервативные меннониты . Немало шума наделал его двойной портрет меннонитского проповедника Корнелиса Ансло, который воспел в стихах сам Вондел .

Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Дом-музей Рембрандта), который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства . Это были не только картины итальянских мастеров и гравюры, но также античная скульптура, оружие, музыкальные инструменты . Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама, ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (?) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля .

К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии - иногда в домашней обстановке, лежащей в постели, иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). В 1641 году у них родился сын Титус ; ещё трое детей умерли в младенчестве. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне » (1635). Иконография этой прославленной работы восходит к моралистическим изображениям разврата блудного сына из библейской притчи .

Саския умерла через год после рождения сына, и в жизни Рембрандта начался период непрерывных личных утрат .

Диалог с итальянцами

На творческий диалог Рембрандта с великими итальянскими художниками указывают не одни только портретные работы, но и многофигурные картины на мифологические и библейские темы, отразившие заботу художника о внешних эффектах и в этом отношении созвучные произведениям мастеров барочной Италии .

Как и в годы работы с Ластманом, творческое воображение Рембрандта требует библейских сюжетов с относительно неразработанной иконографией . В «Пире Валтасара » (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама » (1635) - застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения . Более поздняя версия этой композиции из Мюнхена - пример того, как качественно копировали картины Рембрандта его подмастерья .

Эффекты света и тени Рембрандт разрабатывал и в офортах («Христос перед Пилатом», 1636), которым нередко предшествовали многочисленные подготовительные рисунки. На протяжении всей последующей жизни офорты приносили Рембрандту не меньший доход, чем собственно живопись . Как офортист он особенно славился применением сухой иглы, динамичного штриха и техники затяжки .

«Ночной дозор»

Рембрандт. «Ночной дозор» (1642)

В 1642 году Рембрандт получил заказ на один из шести групповых портретов амстердамских мушкетёров для нового здания Стрелкового общества; два других заказа достались его ученикам. При создании этой четырёхметровой картины - самого масштабного из своих произведений - Рембрандт порвал с канонами голландской портретной живописи, за два столетия предсказав художественные находки XIX века - эпохи реализма и импрессионизма . Модели были изображены весьма непосредственно, в движении, что вовсе не понравилось заказчикам, многие из которых оказались при этом задвинутыми на задний план:

Монументальное создание Рембрандта, запечатлевшее внезапное выступление в поход стрелковой роты, возглавляемой её командирами, решено им как массовая сцена, пронизанная движением толпы конкретных и безымянных персонажей и построенная на мерцающем контрасте ярко освещенных цветовых пятен и затенённых зон. Создающая впечатление разнобоя и напряжённости случайность запечатленной на полотне ситуации вместе с тем проникнута торжественностью и героическим подъёмом, сближается по своему звучанию с исторической композицией .

Столь смелое сочетание группового портрета с военными воспоминаниями Нидерландской революции отпугнуло некоторых заказчиков. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника . По всей вероятности, распространённая легенда о провале этой работы не имеет под собой серьёзных оснований . Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор » (2007) и «Рембрандт. Я обвиняю! » (2008) .

Каковы бы ни были причины охлаждения амстердамской публики к Рембрандту, результатом перемены во вкусах стало угасание его славы и постепенное обнищание. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Его прежние подмастерья, позаимствовав и развив какую-либо одну черту раннего Рембрандта, становятся более удачливыми и востребованными художниками, чем их учитель. Особенно характерен в этом отношении Говерт Флинк , в совершенстве освоивший внешнюю бравурность динамичных рембрандтовских полотен 1630-х гг. Лейденец Герард Доу - один из первых учеников Рембрандта - всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года . Фабрициус , который работал в мастерской около 1640 года, охотно экспериментировал с перспективой и разрабатывал высветленные фоны, что принесло ему незаурядный успех в Делфте .

Переходный период

Сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е годы в документах сохранилось мало . Из учеников этого периода известен только Николас Мас из Дордрехта . Видимо, художник продолжал жить на широкую ногу, как прежде. Семейство покойной Саскии высказывало озабоченность тем, как он распорядился её приданым . Няня Титуса, Гертье Диркс , подала на него в суд за нарушение обещания жениться; ради улаживания этого инцидента художнику пришлось раскошелиться .

В конце 1640-х Рембрандт сошёлся со своей молодой служанкой Хендрикье Стоффелс , образ которой мелькает во многих портретных работах этого периода: «Флора» (1654), «Купающаяся женщина» (1654), «Хендрикье у окна» (1655). Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», когда в 1654 году у неё с художником родилась дочь Корнелия. В эти годы Рембрандт отходит от тем, имеющих грандиозное национальное либо общечеловеческое звучание . Живописные работы этого периода немногочисленны .

Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос, исцеляющий больных », более известного как «Лист в сто гульденов», - именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Над этим офортом, поражающим тонкостью светотеневой игры, он работал семь лет, с 1643 по 1649 год . В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста » (не закончен).

В годы жизненных невзгод внимание художника привлекают пейзажи с нахмуренными облаками, шквальным ветром и прочими атрибутами романтически взволнованной природы в традициях Рубенса и Сегерса . К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница » (1641) и «Три дерева » (1643) . Он осваивает и другие новые для себя жанры - натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались) .

Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни , каковы два «Святых семейства » 1645 и 1646 годов. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни . Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания . Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов .

Поздний Рембрандт

В 1653 году, испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу , после чего в 1656 году заявил о банкротстве . После распродажи в 1657-1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни . Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, оставался Титус; именно его изображения наиболее многочисленны. На одних он предстаёт принцем из волшебной сказки, на других - сотканным из солнечных лучей ангелом . Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы; его самого не стало годом позже.

«Матфей и ангел» (1661). Возможно, моделью для ангела являлся Титус.

Отличительная черта рембрандтовского творчества 1650-х годов - ясность и монументальность крупнофигурных композиций . Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера », исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов . Аристотель погружён в глубокое раздумье; внутренний свет, кажется, исходит от его лица и от бюста Гомера , на который он возложил свою руку .

  • Рембрандтовские старики

Последние работы

Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей . Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Художник останавливается на редких библейских сюжетах, поиск соответствий которым в Библии до сих пор занимает исследователей его творчества. Его влекут такие моменты бытия, когда человеческие переживания проявляются с наибольшей силой .

Глубокое драматическое напряжение свойственно таким работам, как «Артаксеркс, Аман и Эсфирь » (1660) и «Отречение апостола Петра » (1660). По технике исполнения им созвучны последние картины, объединённые семейной темой: неоконченное «Возвращение блудного сына » (1666/1669), семейный портрет из Брауншвейга (1668/1669) и т. н. «Еврейская невеста » (1665). Датировка всех этих произведений условна, обстоятельства их создания окружены тайной. Исследователи с трудом подбирают слова для описания их густых «переливающихся и тлеющих в золотистой мгле красок», нанесённых на холст шпателем, или мастихином :

Активное действие отсутствует, статичные, внешне сдержанные персонажи, подчас окутанные сиянием парчовых одежд, выступают из окружающего их затенённого пространства. Господствующие темные золотисто-коричневые тона подчиняют себе все краски, среди которых особая роль принадлежит горящим изнутри, подобно тлеющим углям, оттенкам красного. Густые рельефные мазки, пронизанные движением светоносной красочной массы, сочетаются в затенённых зонах с написанными тонким слоем прозрачными лессировками . Фактура красочной поверхности произведений позднего Рембрандта кажется мерцающей драгоценностью. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты .

На кёльнском автопортрете 1662 года черты автора искажены горькой усмешкой, а на последних автопортретах 1669 года (галерея Уффици , Лондонская Национальная галерея и Маурицхёйс) он, несмотря на бросающуюся в глаза физическую немощь, спокойно смотрит в лицо судьбе . Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. Похоронили его в амстердамской церкви Вестеркерк . Всего за свою жизнь Рембрандт создал около 350 картин, более 100 рисунков и около 300 офортов. Достижения Рембрандта-рисовальщика не уступают его достижениям в области живописи ; особенно ценятся его поздние рисунки, выполненные тростниковым пером .

Проблемы атрибуции

Одной из неразрешимых проблем для исследователя творчества Рембрандта до последнего времени оставалось огромное число копий и реплик с его полотен, которые с незапамятных времён проходили в каталогах под его именем . Так, например, известно десять версий картины «Иуда возвращает тридцать серебреников», которые невозможно однозначно атрибутировать определённому художнику .

В 1968 году в Амстердаме стартовал исследовательский проект «Рембрандт» , поставивший своей целью составление выверенного реестра произведений Рембрандта с использованием новейших методов атрибуции . Заключительный каталог проекта, опубликованный в 2014 году, содержит список из 346 картин, в то время как на начало XX века считалось, что кисти Рембрандта принадлежат около 800 картин . Например, из 12 картин, выставлявшихся в Собрании Уоллеса под именем великого художника, проект сначала подтвердил рембрандтовское авторство только одной , хотя потом их число увеличилось до пяти. Что касается картин Рембрандта, выставленных в российских музеях, то в музее имени А. С. Пушкина , согласно каталогу, находится только три произведения Рембрандта, а в Эрмитаже - 14.

Ученики

«Хижина под небом, предвещающим бурю». Рисунок (1635)

Посмертная слава

Человечеству понадобилось два столетия, чтобы в полной мере оценить значение творчества Рембрандта. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами , смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке , когда художники реалистической школы Курбе (а в России - передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма .

Ещё сто лет назад самым большим собранием рембрандтовских полотен мог похвастаться Императорский Эрмитаж , однако в XX веке часть этого собрания была распродана, некоторые картины были переданы в Пушкинский музей , авторство других было оспорено. В течение всего XX века голландцы вели кропотливую работу по скупке полотен Рембрандта и их возвращению на родину; в результате этих усилий наибольшее число картин Рембрандта можно ныне увидеть в амстердамском Рейксмюсеуме . Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt , в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein ) в честь великого художника. В центре площади находится памятник Рембрандту. В амстердамском доме художника с 1911 года также действует музей, где выставлены преимущественно офорты . В 2009 году именем художника был назван кратер на планете Меркурий , являющийся одним из самых больших в Солнечной системе .

В кино

  • «Рембрандт » / Rembrandt - реж. Александр Корда (Великобритания, 1936). В главной роли Чарльз Лоутон
  • «Рембрандт: Портрет 1669 » / Rembrandt fecit 1669 - реж. Йос Стеллинг (Нидерланды, 1977). В роли Тон де Кофф.
  • «Рембрандт» / Rembrandt - реж. |Шарль Маттон (Германия, Франция, Нидерланды, 1999)
  • «Ночной дозор » / Nightwatching - реж. Питер Гринуэй (Великобритания, Франция, Канада, Германия, Польша, 2007). В роли Мартин Фримен
  • «Рембрандт. Я обвиняю! » / Rembrandt’s J’accuse - реж. Питер Гринуэй (Великобритания, 2008). В роли Мартин Фримен

См. также

Примечания

  1. Немецкая национальная библиотека , Берлинская государственная библиотека , Баварская государственная библиотека и др. Record #11859964X // Общий нормативный контроль (GND) - 2012-2016.
  2. Rembrandt
  3. Benezit Dictionary of Artists - 2006. - ISBN 978-0-19-977378-7 , 978-0-19-989991-3
  4. Rembrandt Harmensz. van Rhijn - 2009.

Чем прославился Рембрандт Харменс ван Рейн? Имя его должно быть известно каждому образованному человеку. Это одаренный голландский художник, гравер, непревзойденный мастер светотени, один из крупнейших представителей золотого века - выдающейся эпохи нидерландской живописи, которая пришлась на 17 столетие. О жизни и творчестве этого одаренного человека и расскажет статья.

Начало пути

Рембрандт ван Рейн пришел в этот мир в июле 1606 года. Родился он в семье зажиточного мельника. Он был девятым ребенком, самым младшим в семье. Родители его были люди просвещенные. Они рано заметили, что мальчик одарен от природы умом и талантом, и вместо ремесленного дела решили отдать его "в науку". Так Рембрандт попал в латинскую школу, где обучался письму, чтению, изучал Библию. В 14 лет он успешно закончил школу и стал студентом университета Лейдена, который в то время славился на всю Европу. Лучше всего юноше давалась живопись, и опять же родители проявили мудрость и дальновидность. Они забрали сына из университета и отдали в ученики к художнику Якобу Исааку Сваненбюрху. Через три года Рембрандт ван Рейн настолько преуспел в рисунке и живописи, что развитием его таланта занялся сам Питер Ластман, который возглавлял амстердамскую школу живописи.

Влияние авторитетов

Раннее творчество Рембрандта ван Рейна сформировалось под влиянием таких авторитетов, как нидерландский мастер живописи Питер Ластман, немецкий художник Адам Эльсхаймер, нидерландский художник Ян Ливенс.

Пестрота, красочность и внимание к деталям, присущие Ластману, ярко видны в таких работах Рембрандта, как "Побиение камнями св. Стефана", "Крещение евнуха", "Сцена из древней истории", "Давид перед Саулом", "Аллегория музыки".

Ян Ливенс - друг Рембрандта, работал с ним бок о бок в общей студии с 1626 по 1631 год. Их работы во многом перекликаются, а стили так похожи, что даже опытные искусствоведы часто путают руки мастеров.

На Адама Эльсхаймера герой нашей статьи ориентировался, постигая значение светотени для передачи настроения и эмоций на холсте. Влияние немецкого живописца ярко прослеживается в работах "Притча о неразумном богаче", "Христос в Эммаусе", "Симеон и Анна в Храме".

Проявление индивидуальности. Успех

В 1630 году Хармен ван Рейн умер, его имущество разделили между собой старшие братья Рембрандта. Молодой художник еще некоторое время работал в мастерской в отчем доме, но в 1631 году уехал искать счастья в Амстердам.

В столице королевства он организовал мастерскую и стал специализироваться на портретном искусстве. Искусное использование светотени, характерная мимика лиц, своеобразие каждой модели - все это характеризовало формирование особого стиля художника. Рембрандт ван Рейн стал получать массовые заказы, добился комерческого успеха.

В 1632 году он получил заказ на групповой портрет. В результате свет увидело творение "Урок анатомии доктора Тульпа". Гениальная работа, за которую Рембрандт получил большой гонорар, не только прославила его, но и окончательно подтвердила творческую зрелость художника.

Муза

Модному молодому художнику во время светского визита представляют дочь бургомистра города Саскию. Не столько внешние данные девушки (она не слыла красавицей, хотя была миловидной и веселой), сколько ее солидное приданое привлекло Рембрандта, и через полгода после знакомства молодые люди обручились, а еще через год сочетались законным браком. Женитьба позволила герою нашей статьи войти в высшие круги общества.

Молодожены жили хорошо. Рембрандт ван Рейн написал множество портретов своей супруги, в том числе она позировала ему при создании шедевра "Даная". Его доходы в то время были колоссальными. Он купил особняк в самом престижном районе Амстердама, обставил его шикарной мебелью, создал внушительную коллекцию произведений искусства.

В браке родилось четверо детей, но выжил только младший сын Титус 1641 года рождения. В 1642 году Саския умерла от болезни. С собой она, кажется, унесла и удачу мастера.

Угасание славы. Жизненные невзгоды

Начиная с 1642 года художника преследует злой рок. Достигает расцвета своего таланта Рембрандт ван Рейн. Полотна его, однако, становятся все менее популярными, он постепенно теряет заказчиков и учеников. Отчасти биографы объясняют это своенравием мэтра: он категорически отказывается идти на поводу у заказчиков и творит так, как подсказывает ему сердце. Второй причиной угасания славы великого живописца называют, как ни странно, его мастерство и виртуозность, которые не могли понять и оценить обыватели.

Жизнь Рембрандта меняется: он постепенно нищает, переезжает из роскошного особняка в скромный дом на городской окраине. Но продолжает тратить огромные суммы на произведения искусства, что приводит к его полному банкротству. Финансовые дела берут в свои руки подросший сын Титус и Хендрикье - любовница Рембрандта, от связи с которой у него родилась дочь Корнелия.

"Рота капитана Франса Банинга Кока" - 4-метровое полотно, самая масштабная картина мастера, "Купающаяся женщина", "Флора", "Титус в красном берете", "Поклонение пастухов" - это работы мастера, написанные им в трудный период его жизни.

Поздние творения

В последние годы жизни Рембрандт ван Рейн, биография которого изложена в статье, достиг вершин своего творчества. Он на два столетия опередил своих современников и предсказал линии развития искусства 19 века в эпоху реализма и импрессионизма. Отличительной чертой его поздних работ является монументализм, крупногабаритность композиций и ясность образов. Картины "Аристотель с бюстом Гомера" и "Заговор Юлия Цивилиса" особенно характерны в этом отношении. Глубоким драматизмом пронизаны полотна "Возвращение блудного сына", "Артакссеркс, Аман и Эсфирь" и "Еврейская невеста". Много автопортретов было написано мастером в последние годы его жизни.

Рембрандт ван Рейн, картины которого являются истинными шедеврами искусства, умер в бедности в 1969 году. Был тихо похоронен в амстердамской церкви Вестеркерк. По достоинству его оценили только спустя несколько столетий.

Рембрандт Харменс ван Рейн: картины гения

За свой недолгий путь на Земле Рембрандт написал около 600 картин, создал примерно 300 офортов (гравюр на металле) и почти 1500 рисунков. Большинство его работ хранится в Рейксмюсеуме - Художественном музее Амстердама. Самые знаменитые его полотна:

  • "Урок анатомии" (1632).
  • "Автопортрет с Саскией" (1635).
  • "Даная" (1636).
  • "Ночной дозор" (1642).
  • "Возвращение блудного сына (166(7?)).

Рембрандт - один из величайших художников в истории. Повторить его характерный стиль до сих пор никому не удалось. Одаренный и талантливый сын мельника оставил после себя бесценное наследие - шедевры мирового искусства.

Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (нидерл. Rembrandt Harmenszoon van Rijn [ˈrɛmbrɑnt ˈɦɑrmə(n)soːn vɑn ˈrɛin], 1606-1669) - голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств.

Рембрандт Харменсзон («сын Хармена») ван Рейн родился 15 июля 1606 года (по некоторым данным, в 1607) в многодетной семье состоятельного владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна в Лейдене. Семья матери даже после Нидерландской революции сохраняла верность католическому вероисповеданию.

В Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу при университете, но наибольший интерес проявлял к живописи. В 13 лет его отдали учиться изобразительному искусству к лейденскому историческому живописцу Якобу ван Сваненбюрху, католику по вере. Исследователям не удалось найти работы Рембрандта, относящиеся к этому периоду, поэтому вопрос о влиянии Сваненбюрха на становление творческой манеры Рембрандта остаётся открытым: слишком мало известно сегодня об этом лейденском художнике.

В 1623 году Рембрандт учился в Амстердаме у Питера Ластмана, прошедшего стажировку в Италии и специализировавшегося на исторических, мифологических и библейских сюжетах. Вернувшись в 1627 году в Лейден, Рембрандт вместе с другом Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую и начал набирать учеников. За несколько лет он приобрел широкую известность.

Ластмановское пристрастие к пестроте и детальность в исполнении оказало огромное влияние на молодого художника. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях - «Побиении камнями св. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626). В сравнении с его зрелыми работами они необычайно красочны, художник стремится тщательно выписать каждую деталь материального мира, как можно достовернее передать экзотическую обстановку библейской истории. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626; «Давид перед Саулом», 1627).

Итоговые произведения периода - «Товит и Анна», «Валаам и ослица» - отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Подобно другим мастерам барокко , он начинает постигать значение резко вылепленной светотени для передачи эмоций. Его учителями в отношении работы со светом были утрехтские караваджисты , но ещё в большей степени он ориентировался на произведения Адама Эльсхаймера - немца, работавшего в Италии. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта - «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).

К этой группе примыкает картина «Художник в своей мастерской» (1628; возможно, это автопортрет), на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент созерцания собственного творения. Холст, над которым ведётся работа, вынесен на первый план картины; в сравнении с ним сам автор кажется карликом.

Одним из неразрешённых вопросов творческой биографии Рембрандта является его художественная перекличка с Ливенсом. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Отчасти оба тянулись за Рубенсом , который слыл тогда лучшим художником всей Европы, иногда Рембрандт заимствовал художественные находки Ливенса, иногда дело было ровно наоборот. По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628-1632 годов представляет известные сложности для искусствоведов. Среди других известных его работ - «Валаамова ослица» (1626 г).

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Рембрандт Харменс ван Рейн – известнейший живописец, офортист и рисовальщик «Золотого века». Всеобщее признание и слава, резкое падение и нищета – так можно охарактеризовать биографию великого гения искусства. Рембрандт стремился через портреты передать душу человека, о многих произведениях художника, овеянных тайной, до сих пор ходят слухи и догадки.

Начало 17 века было спокойным для Нидерландского государства, которое обрело независимость республики в момент революции. В стране развивались промышленное производство, сельское хозяйство и торговля.

В старинном городе Лейдине, находящемся в провинции Южная Голландия, в домике на Ведештеге прошло детство Рембрандта, родившегося 15 июля 1607 года.

Мальчик рос в многодетной семье, в которой был шестым ребенком. Отец будущего художника Хармен ван Рейн был состоятельным человеком, владевшим мельницей и солодовней. Помимо прочего в имуществе ванн Рейна было еще два дома, а также он получил значительное приданое от жены Корнелии Нелтье, поэтому большая семья жила в достатке. Мать будущего художника была дочерью пекаря и разбиралась в кулинарии, поэтому семейный стол изобиловал вкусными яствами.

Несмотря на достаток, семья Хармена жила скромно, соблюдая строгие католические правила. Родители художника даже после Нидерландской революции не изменили своего отношения к вере.


Автопортрет Рембрандта в 23 года

Рембрандт трепетно относился к своей матери в течение всей жизни. Это выражается в портрете, написанном в 1639 году, на котором изображена мудрая старушка с добрым и немного грустным взглядом.

Семейству были чужды светские мероприятие и роскошная жизнь состоятельных людей. Стоит предположить, что по вечерам ван Рейны собирались за столом и читали книги и библию: так делало большинство нидерландских граждан во времена «Золотого века».

Ветряная мельница, которой владел Хармен, находилась на берегу Рейна: перед взором мальчика открывался красивый пейзаж лазурной реки, которую освещают лучи солнца, пробирающиеся сквозь небольшое окошко постройки и проходящие сквозь туманы мучной пыли. Возможно, за счет детских воспоминаний будущий художник научился искусно владеть красками, светом и тенью.


В детстве Рембрандт рос наблюдательным мальчиком. Просторы улиц Лейдина давали источники вдохновения: на торговых рынках можно было встретить непохожих друг на друга людей разных национальностей и учиться набрасывать их лица на бумаге.

Первоначально мальчик ходил в латинскую школу, но учеба его не интересовала. Юный Рембрандт не любил точные науки, отдавая предпочтение рисованию.


Детство будущего художника было счастливым, так как родители видели увлечения сына, и, когда мальчику исполнилось 13 лет, его отдали обучаться к нидерландскому художнику Якобу ван Сваненбургу. Из биографии первого учителя Рембрандта известно мало, у представителя позднего маньеризма не сохранилось огромного художественного наследия, из-за чего проследить влияние Якоба на формирования выработки стиля Рембрандта практически невозможно.

В 1623 году юноша отправляется в столицу, где вторым его учителем становится живописец Питер Ластман, обучавший Рембрандта полгода живописи и гравюре.

Живопись

Обучение у наставника проходило успешно, впечатленный картинами Ластмана юноша быстро освоил технику рисования. Яркие и насыщенные краски, игра теней и света, а также скрупулезная проработка даже самых мелких деталей флоры – вот, что передал Питер именитому ученику.


В 1627 году Рембрандт возвращается из Амстердама в родной город. Уверенный в своих способностях художник вместе с другом Яном Ливенсом открывает собственную школу живописи, которая в короткие сроки приобрела популярность среди голландцев. Ливенс и Рембрандт шли вровень друг с другом, порой молодые люди тщательно работали над одним полотном, вкладывая в рисунок часть собственного стиля.

Двадцатилетний молодой художник успел приобрести славу за счет своих детализированных ранних работ, в число которых входят:

  • «Побиение камнями святого апостола Стефана» (1625),
  • «Паламедеи перед Агамемноном» (1626),
  • «Давид с головой Голиафа» (1627),
  • «Похищение Европы» (1632),

Юноша продолжает черпать вдохновение на улицах города, гуляя по скверам, дабы встретить случайного прохожего и запечатлеть его портрет резцом на деревянной дощечке. Также Рембрандт делает серии гравюр с автопортретами и портретами многочисленных родственников.

Благодаря таланту молодого живописца, Рембрандта заметил поэт Константин Хейгенс, который восхищался полотнами ван Рейна и Ливенса, называя их многообещающими художниками. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Благодаря связям Константина Рембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как « перед Пилатом» (1636).

Настоящий успех к художнику приходит в Амстердаме. 8 июня 1633 года Рембрандт знакомится с дочерью богатого бюргера Саскией ван Эйленбюрх и завоевывает прочное положение в обществе. Большинство полотен художник написал, находясь в столице Нидерландов.


Рембрандт вдохновлен красотой своей возлюбленной, поэтому часто пишет ее портреты. Спустя три дня после свадьбы ван Рейн изобразил женщину серебряным карандашом в шляпе с широкими полями. Саския появлялась на картинах нидерландца в уютной домашней обстановке. Образ этой пухлощекой женщины появляется на многих полотнах, например, загадочная девочка на картине «Ночной дозор» сильно напоминает возлюбленную художника.

В 1632 году Рембрандта прославила картина «Урок анатомии доктора Тульпа». Дело в том, что ван Рейн отошел от канонов стандартных групповых портретов, которые изображались с лицами, повернутыми к зрителю. Крайне реалистичные портреты доктора и его учеников сделали художника знаменитым.


В 1635 году написана знаменитая картина по библейскому сюжету «Жертвоприношение Авраама», которую по достоинству оценили в светском обществе.

В 1642 году ван Рейн получил заказ от Стрелкового общества на групповой портрет, чтобы украсить полотном новое здание. Картина ошибочно получила название «Ночной дозор». Она была запачкана сажей, и только в 17 веке исследователи пришли к выводу, что действие, разворачивающееся на полотне, происходит в дневное время.


Рембрандт досконально изобразил каждую деталь мушкетеров, находящихся в движении: будто бы в определенный момент остановилось время, когда ополченцы выходили из темного дворика, чтобы ван Рейн запечатлел их на полотне.

Заказчикам не понравилось, что нидерландский живописец отошел от канонов, которые развивались в 17 веке. Тогда групповые портреты были парадными, а участники изображались анфас без какой-либо статики.

По мнению ученых, эта картина и послужила поводом для банкротства художника в 1653 году, так как отпугнула потенциальных клиентов.

Техника и картины

Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в изучении натуры, поэтому все картины живописца получались, чересчур фотографичными: нидерландец старался передать каждую эмоцию изображенного человека.

Как и у многих талантливых мастеров эпохи «Золотого века», у Рембрандта прослеживаются религиозные мотивы. На полотнах ван Рейна нарисованы не просто запечатленные лица, а целые сюжеты со своей историей.

На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Действительно, на протяжении всей жизни художник черпал вдохновение от окружающих людей, не исключено, что на полотне убаюкивает младенца женщина, срисованная со служанки.


Картина Рембрандта «Святое семейство», 1646 год

Как и многие деятели искусства, Рембрандт полон загадок: после смерти творца исследователи долго размышляли по поводу тайн его полотен.

Например, над картиной «Даная» (или «Эгина») ван Рейн работал 11 лет, начиная с 1636 года. На холсте изображена юная дева после пробуждения от сна. Сюжет основан на древнегреческом мифе о Данае, дочери царя Аргосского и матери Персея.


Исследователи полотна не понимали, почему обнаженная дева не похожа на Саскию. Однако после рентгеновского снимка стало понятно, что первоначально Даная была нарисована в образе Эйленбюрх, но после смерти жены ван Рейн вернулся к картине и изменил черты лица Данаи.

Также среди искусствоведов ходили споры по поводу героини, изображенной на холсте. Рембрандт не подписал название картины, а трактовку сюжета затруднило отсутствие золотого дождя, по легенде в виде которого Зевс явился к Данае. Также ученых смущало обручальное кольцо на безымянном пальце девушки, что не согласовывалось с древнегреческой мифологией. Шедевр Рембрандта «Даная» находится в российском музее Эрмитаже.


«Еврейская невеста» (1665) – еще одна загадочная картина ван Рейна. Такое название полотно получило в начале 19 века, однако до сих пор неизвестно, кто изображен на холсте, ведь молодая девушка и мужчина одеты в старинные костюмы, напоминающие библейскую одежду. Также популярна картина «Возвращение блудного сына» (1669), которая создавалась 6 лет.


Фрагмент картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»

Если говорить о стиле написания полотен Рембрандтом, то художник использовал минимум красок, при этом умудрялся делать картины «живыми», благодаря игре света и теней.

Ван Рейну также удачно удается изобразить мимику лица: все люди на полотнах великого живописца будто живые. Например, в портрете старика – отца Рембрандта (1639) видна каждая морщинка, а также мудрый и грустный взгляд.

Личная жизнь

В 1642 году от туберкулеза умирает Саския, у возлюбленных был сын Титус (трое других детей скончались в младенческом возрасте), с которым Рембрандт поддерживал дружеские отношения. В конце 1642 года художник встречается с молодой особой Гертье Диркс. Родители Саскии были огорчены тем, как вдовец распоряжался приданым, живя в роскоши. Позже Диркс подает в суд на своего возлюбленного за то, что тот нарушил обещание взять ее в жены. От второй женщины у художника родилась дочь Корнелия.


Картина Рембрандта "Саския в образе богини Флоры"

В 1656 году Рембрандт из-за материальных трудностей объявляет себя банкротом и уезжает в уединенный домик на окраине столицы.

Жизнь ван Рейна не шла по нарастающей, а наоборот, уходила в упадок: счастливое детство, богатство и признание сменились ушедшими заказчиками и нищенской старостью. Настроение художника прослеживается на его полотнах. Так, живя с Саскией, он пишет радостные и солнечные картины, например, «Автопортрет с Саскией на коленях» (1635). На полотне ван Рейн смеется искренним смехом, а лучезарный свет озаряет комнату.


Если раньше картины художника были детализированы, то на этапе позднего творчества Рембрандт использует широкие мазки, а солнечные лучи заменяются тьмой.

Картина «Заговор Юлия Цивилиса», написанная в 1661 году, не была оплачена заказчиками, потому что лица участников заговора не проработаны скрупулезно, в отличие от предыдущих работ ван Рейна.


Картина Рембрандта "Портрет сына Титуса"

Незадолго до смерти, живя в бедности, в 1665 году Рембрандт пишет автопортрет в образе Зевксиса. Зевкис – это древнегреческий живописец, который скончался ироничной смертью: художника развеселил написанный им же портрет Афродиты в образе старухи, и он умер от смеха. На портрете Рембрандт смеется, художник не постеснялся вложить в полотно долю черного юмора.

Смерть

Рембрандт предал земле своего сына Титуса, который скончался от чумы, в 1668 году. Это печальное событие резко ухудшило душевное состояние художника. Ван Рейн умер 4 октября 1669 года и был похоронен в нидерландской церкви Вестеркерк в Амстердаме.


Памятник Рембрандту на площади Рембрандта в Амстердаме

При жизни художником было написано около 350 полотен и 100 рисунков. Человечеству понадобилось два века, чтобы по достоинству оценить этого великого художника.

Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669 гг.) величайший голландский художник живописец, офортист и рисовальщик. Родился в семье мельника в Лейдене, где работал примерно до 1632 г., после чего переехал в Амстердам. В 1634 г. Рембрандт женился на девушке из состоятельной семьи Саскии ван Эйленбюрх, чей образ был увековечен им на многих портретах с необыкновенной нежностью и любовью.

С 1640-х гг., в творчестве Рембрандта, особенно в картинах на религиозные темы, значение приобретает светотень, создающая напряжённую эмоциональную атмосферу. Художника интересует потаённая суть явлений, сложный внутренний мир изображаемых людей.

В 1642 г. судьба наносит тяжёлый удар Рембрандту - умирает Саския. В этом же году он пишет свою самую выдающееся и известную картину Ночной дозор , композиционное решение которого не имеет ничего общего с традиционным групповым портретом.

Его последние работы поражают отточенностью мастерства. На последних автопортретах Рембрандта, ставших вершиной его не имеющей аналогов портретной галереи, перед зрителем предстаёт человек, стоически переносящий тяжёлые испытания и горечь утрат (в 1668 г. он потерял свою возлюбленную Хендрикье Стоффелс, а в 1668 г. - сына Титуса).

Рембрандт создал замечательные произведения почти во всех жанрах, пользовался разнообразной техникой письма (живопись , рисунок, офорт). Величайший мастер, он оказал влияние на многих известных художников. Ореол славы вокруг имени Рембрандта не померк и после его смерти, он получил истинное признание как один из выдающихся живописцев всех времён.

Картины Рембранта:


Даная
1636-1647 гг.