Суриков". Презентация по изо на тему " Исторические картины в искусстве.«Боярыня Морозова» В.И

 Суриков
Суриков". Презентация по изо на тему " Исторические картины в искусстве.«Боярыня Морозова» В.И

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА ИСТОРИИ

  • Тема: «Раскол церкви. «Боярыня Морозова»
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ИСТОРИИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 10 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «РАСКОЛ ЦЕРКВИ. «БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА»
  • Позволяет:
  • - активизировать внимание учащихся по данному историческому вопросу;
  • - разнообразить познавательную деятельность учащихся;
  • - создать творческую обстановку.
  • Способствует переносу разобщенных знаний и умений из различных дисциплин в единое целое.
  • Обобщает знания самих учителей, которые обычно ограничены рамками своего предмета.
ДАННЫЙ УРОК ПРОВОДИТСЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Это период значимых эмоциональных, интеллектуальных, морально-нравственных и волевых изменений периода ранней юности, обусловленных появлением множества важных новообразований в сфере индивидуального сознания личности. Сознание и познание обращается вовнутрь и учит понимать самого себя, правильно воспринимать и оценивать свои собственные качества. В этом возрасте усиливается критичность и самокритичность, появляется самостоятельность в суждениях. И это положительно сказывается на развитии оценочных способностей.
Цели:
  • Цели:
  • Воспитание и развитие российских духовно- нравственных традиций;
  • Обобщение и систематизация знаний учащихся по вопросу раскола церкви.
  • Задачи:
  • Воспитать нравственно-эстетическую отзывчивость на
  • прекрасное, в жизни и искусстве;
  • Воспитать мотивацию к учебной деятельности посредством
  • использования новых педагогических технологий;
  • Развить у школьников умение работать с дополнительными
  • источниками;
  • Научить осмысливанию изучаемого материала;
  • Формировать умение выявлять проблемы, ставить вопросы;
  • Совершенствовать умение учащихся выступать перед
  • аудиторией, отстаивать свою точку зрения, аргументировать
  • собственное мнение;
  • Развить умение сравнительного анализа и обобщения, путем
  • ведения диалога с использованием межпредметных связей;
  • Продолжить развитие навыка работы в группах посредством
  • творческого и критического мышления подростков.
НА УРОКЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ:
  • 1. Педагогическая технология «Ажурная пила».
  • 2. Информационная технология - мультимедийная презентация: « В. И. Суриков «Боярыня Морозова» в программе Microsoft Power Point.
  • 3. Видеофильм «Художник в Третьяковской
  • галерее. В.И. Суриков».
  • 4. Работа с источником.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ:
  • Самостоятельное изучение источников (Исследовательская деятельность).
  • Коммуникативный диалог (Дискуссионная деятельность)
  • Моделирование (Игровая деятельность).
  • Сопереживание (Творческо-прикладная деятельность).
ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ:
  • На основе исследовательской деятельности – практическое задание, обмен знаниями, экспертиза.
  • На основе дискуссионной деятельности – диалоги, споры.
  • На основе игровой деятельности – игры, обсуждения.
  • На основе сопереживания – рисунки учащихся.
Основные понятия:
  • Основные понятия:
  • «Священство» и «царство»
  • Церковная реформа
  • Раскол
  • Старообрядчество
  • Личности в истории:
  • Царь Алексей Михайлович
  • Патриарх Никон
  • Аввакум
  • Ф.П. Морозова
  • В.И. Суриков
  • Царь Алексей Михайлович
  • Патриарх Никон
  • В.И. Суриков
  • Боярыня Морозова
НА ШКОЛЬНОЙ ДОСКЕ ЦИТАТА:
  • «… Оглянись на предков наших,
  • На героев прошлых дней…»
  • Наталья Кончаловская
УРОК РАССЧИТАН НА 2 АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСА.
  • Ход урока:
  • Время
  • Отв. педагог
  • 1.Организационная часть.
  • 1-2 мин
  • Учитель:
  • ИЗО, истории
  • 2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе занятия.
  • 5 мин
  • Учитель истории
  • 3. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
  • 20 мин
  • Учитель:
  • ИЗО, истории
  • 4. Этап первичной проверки понимания изученного.
  • 3 мин
  • Учитель истории
  • 5. Этап закрепления новых знаний и способов действий.
  • 20 мин
  • Учитель ИЗО
  • 6. Этап применения знаний и способов действий.
  • 8 мин
  • Учитель:
  • ИЗО, истории
  • 1-2 мин
  • Учитель:
  • ИЗО, истории
  • 8. Этап обобщения и систематизации знаний.
  • 20 мин
  • Учитель ИЗО
  • 9. Этап подведения итогов урока. Рефлексия.
  • 10 мин
  • Учитель:
  • ИЗО, истории
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ УРОКА:
  • - Цели и задачи урока.
  • - Формы работы на уроке.
  • - Основные понятия.
  • - Личности в истории.
  • - Практические работы в группах.
  • Критерии оценивания работы групп:
  • Умение представить источник (тип источника, название, год, краткая историческая справка об авторе);
2. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ УРОКА. - ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ И ПАТРИАРХ НИКОН
  • Алексей Михайлович родился в 1629 году и наследовал престол после своего отца в 1645 году шестнадцати лет. Первые три года государством правил его воспитатель Борис Михайлович Морозов, ставший временщиком, причем многие его приближенные оказались людьми нечестными. Морозов свое влияние на царя укрепил браком Алексея Михайловича с дочерью своего подчиненного – бедного боярина Милославского, Марией Ильиничной, а сам женился на её сестре. При помощи тестя и его родных Морозов стал притеснять народ; особую ненависть народа навлекли на себя начальник Пушкарского приказа Траханиотов и судья Земского приказа Леонтий Плещеев.В начале июня 1648 года народное неудовольствие выразилось в мятеже по поводу налога на соль. Многие бояре были убиты; чернь требовала Морозова, но ему удалось убежать. Царь лично успокоил народ, Морозова отослал в Кириллов монастырь, а Траханиотов и Плещеев были казнены.
  • Вскоре сильное влияние на Алексея Михайловича приобрел патриарх Никон, которого царь звал своим «собинным другом». Среди волнений царствования Алексея Михайловича возник раскол, связанный с именем патриарха Никона.
  • Неизвестный художник.
  • Портрет царя
  • Алексея Михайловича
- ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ И ПАТРИАРХ НИКОН
  • Патриарх Никон (в миру Никита) родился в 1605 году в крестьянской семье. На двадцатом году он был священником, но потеряв всех своих детей, вступил в монашество и с 1642 по 1646 год был игуменом Кожеозерской пустыни. Отправясь по делам монастыря в Москву, Никон явился с поклоном к молодому царю, как тогда делали все настоятели. Алексею Михайловичу так сильно понравился игумен, что патриарх Иосиф по царскому желанию посвятил Никона в сан архимандрита Новоспасского монастыря в Москве, где находилась родовая усыпальница бояр Романовых. Пользуясь расположением царя, Никон говорил о всех обиженных и тем приобрел в народе славу доброго пастыря.
  • После смерти Московского патриарха Иосифа, патриархом
  • был избран Никон (25 июля 1652 года). Сделавшись патриархом, Никон затворился в книгохранилище, чтобы изучить старые книги и спорные тексты. Найдя не соответствие, стал творить «свои законы».
  • С «тихим согласием» царя и Боярской думы Никон провозглашал себя «великим государем».
  • В 1653 году началась церковная реформа патриарха Никона.
  • Художник Ф. Солнцев.
  • Патриарх Никон со своим клиром.
3. ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ. - ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «АЖУРНАЯ ПИЛА»
  • Учитель готовит материал для изучения, который можно разделить на несколько частей.
  • (Костомаров Н.И.. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». Том второй. Ростов-на-дону. 1998г)
  • Обратите внимание, он делится на смысловые куски, а не разрезается случайным образом.
  • «Патриарх Никон». (Приложение №1)
  • Часть 1. «Порода и богатство ценились выше личных достоинств…»
  • Часть 2. «Детство Никиты».
  • Часть 3. «Никита выучился читать, он захотел изведать всю мудрость божественного писания…».
  • Часть 4. «…Его неудержимо влекло к себе церковь и богослужение…»
  • Создается 4 группы. (Учащиеся самостоятельно делятся на группы). Каждой группе присваивается номер:
  • 1,2,3,4 и ученикам внутри группы, выдаются жетоны различного цвета (красный, синий, зеленый, желтый) соответственно
  • выданному приложению: часть 1 – красный цвет, часть 2- синий цвет, часть 3- зеленый цвет, часть 4- желтый цвет). Так в
  • каждой группе есть все куски одного текста. Учащиеся изучают предложенные отрывки текста.
  • По сигналу учителя учащиеся объединяются в новые группы.(1 группа - красные (часть1) , 2 группа – синие
  • (часть2), 3 группа - зелёные (часть 3), 4 группа – желтые (часть4). Так каждый, становится экспертом по одному из
  • периодов жизни Патриарха Никона). Идет обсуждение по тематике в каждой группе.
  • Учитель задает ребятам вопрос - каждой группе: «Вы познакомились с историческим источником. Кто такой
  • патриарх Никон? ». (Дети дают ответ на данный вопрос, работая в своей группе).
  • Снова сигнал учителя – ребята объединяются в первоначальные учебные
  • группы. Каждый из экспертов знакомит остальных с содержанием своего ответа,
  • обосновывая его.
  • «Ораторы» докладывают о результатах работы, своих групп всему классу.
  • Схема примерного построения, альтернативного вопроса:
  • Он считал….
  • разработал…
  • предложил…
  • опроверг…
  • утверждал…
РАБОТА С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 2
  • 1 группа:
  • Раскол
  • Религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине 17 в. Поводом для возникновения раскола послужила церковно-обрядовая реформа, которую в 1653 начал проводить патриарх Никон с целью укрепления церковной организации. За ликвидацию местных различий в церковно-обрядовой практике, устранение разночтений и исправление богослужебных книг и др. меры по унификации московской богословской системы выступали все члены влиятельного «Кружка ревнителей благочестия» . Однако среди его членов не было единства взглядов относительно путей, методов и конечных целей намечаемой реформы. Протопопы Аввакум , Даниил, Иван Неронов и др. считали, что русская церковь сохранила «древнее благочестие» и предлагали проводить унификацию, опираясь на древнерусские богослужебные книги.
  • Никон, хотел следовать греческим богослужебным образцам. При поддержке царя Алексея Михайловича Никон начал проводить исправление русских богослужебных книг по современным им греческим образцам и изменил некоторые обряды (двоеперстие было заменено троеперстием, во время церковных служб «аллилуйя» стали произносить не дважды, а трижды и т.д.). Нововведения были одобрены церковными соборами 1654-55. В течение 1653-1656 на Печатном дворе шёл выпуск исправленных или вновь переведённых богослужебных книг.
  • Недовольство вызывали и насильственные меры, с помощью которых Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за «старую веру», против реформ и действий патриарха выступили некоторые члены «Кружка ревнителей благочестия».
  • Столкновение между Никоном и защитниками «старой веры» приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие идеологи раскола подверглись жестоким преследованиям. Выступления защитников «старой веры» получили поддержку в различных слоях рус. общества, что привело к возникновению движения, названного расколом. .
  • 2 группа:
  • Старообрядчество
  • Религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине 17 в. в связи с укреплением официальной государственной православной церкви и унификацией церковных обрядов, проводившихся патриархом Никоном . Отделение последователей старообрядчества от официальной церкви происходило под знаменем сохранения старых обрядов, старой веры, «древлего благочестия». Старообрядцы, создававшие собственные, обособленные от «никониян» общины, не признавали новых икон, исправленных официальной церковью богослужебных книг, новых обрядов (например, троеперстия вместо прежнего двоеперстия при совершении «крестного знамения» и др.).
- РАБОТА С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 2
  • 3 группа:
  • Аввакум Петрович (1620 или 1621 - 14.4.1682)
  • Протопоп, один из основателей русского старообрядчества, писатель. Сын сельского священника. В 1646-1647, находясь в Москве, был связан с «кружком ревнителей благочестия» и стал известен царю Алексею Михайловичу. В 1652 был протопопом в городе Юрьевце Повольском, затем священником Казанского собора в Москве. Аввакум резко выступил против церковной реформы патриарха Никона , за что в 1653 с семьей был сослан в Тобольск, а затем в Даурию. В 1663 царь, стремясь примирить Аввакума с официальной церковью, вызвал его в Москву. Но Аввакум не отказался от своих взглядов, продолжал настойчивую борьбу с церковными нововведениями. В челобитной царю он обвинил Никона в ереси. Вдохновенные выступления против Никона привлекли к Аввакуму многочисленных сторонников, в том числе из среды знати (боярыня Ф. П. Морозова и др.). В 1664 Аввакум был сослан в Мезень. В 1666 его вызвали в Москву и на церковном соборе расстригли, предали анафеме и в 1667 сослали в Пустозерский острог. Во время 15-летнего пребывания в сыром земляном срубе Аввакум не прекращал идейной борьбы. Здесь он написал главные произведения: «Книгу бесед», «Книгу толкований», «Житие» (между 1672 и 1675) и др. По царскому указу вместе с ближайшими сподвижниками Аввакум был сожжён в срубе.
  • 4 группа:
  • Морозова Феодосия Прокофьевна
  • Деятельница русского раскола , сподвижница протопопа Аввакума , боярыня. Дочь окольничего П. Ф. Соковнина, родственника М. И. Милославской, жены царя Алексея Михайловича . В 1649 выдана замуж за боярина Г. И. Морозова, брата Б. И. Морозова. Овдовела в 1662. Около 1670 тайно постриглась в монахини под именем Феодоры. За принадлежность к старой вере, «противление» царю и патриарху арестована в ночь на 16 ноября 1671; огромное состояние М. было конфисковано. Зимой 1673 вместе с сестрой - княгиней Е. П. Урусовой и женой стрелецкого полковника М. Г. Даниловой подвергнута пыткам. Позднее Морозова вместе с «союзницами» была отправлена в Боровск, где её уморили голодом в земляной тюрьме. На смерть Морозовой один из руководителей старообрядчества протопоп Аввакум написал прочувствованное «О трёх исповедницах слово плачевное». В конце 70-х гг. 17 в. о жизни Морозовой была написана «Повесть», автор которой - аноним, тайно посетивший Морозову в боровском заключении. Морозовой посвящены рисунки и картины В. И. Сурикова , В. Г. Перова , А. Д. Литовченко, К. В. Лебедева и других художников.
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
  • 1652 год – Никон избран патриархом.
  • 1653год – началась церковная реформа.
  • - Аввакум сослан в Тобольск за то, что выступал против
  • церковной реформы Никона.
  • 1653-1656гг. – выпуск исправленных и вновь переведенных
  • богослужебных книг.
  • 1654-1655гг. – нововведения Никона одобрены церковными соборами.
  • 1658 год - разрыв царя Алексея Михайловича и патриарха Никона.
  • 1659 год - отказ Никона от патриаршества.
  • 1660 год - собор решил, что Никон не может вмешиваться в
  • церковные дела.
  • 1661 год - Никон пишет письмо царю, о мирском суде.
  • 1666 год - суд над Никоном.
  • 1671 год - арест боярыни Морозовой.
  • 1673 год - боярыня Морозова подвергнута жестоким пыткам.
  • 1672-1675 гг. - Аввакум создает свои главные произведения.
  • 1676 год - падение Соловецкого восстания, усиление гонения на раскольников.
  • 1675-1695гг - «Гари» . В огне погибло около 20 тысяч староверов.
  • 1681 год - скончался Никон.
  • 1971 год - гонения старообрядцев до 20 века, были признаны ошибочными, в том числе и
  • признаны ошибочными «гари».
4. ЭТАП ПЕРВИЧНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ИЗУЧЕННОГО.
  • Какие две позиции выявились в российском обществе во время преобразований патриарха Никона?
  • Могло ли не быть церковного раскола в 17 веке? (Да. Нет. Почему?).
  • Как вы считаете, церковный раскол подтверждает характеристику 17 века как «бунтарского» или это совсем иная тема?
  • Патриарх Никон и прототип Аввакум – две грандиозные фигуры в истории России. Что между ними общего и в чем различие? Кто из них защищал старину, неизменность традиционных обрядов и представлений, а кто – требовал их изменения и обновления?
  • Как вы думаете, могли ли художники наряду с историками отобразить данные события 17 века в своих произведениях?
  • Умение составить ответ в соответствии с формулировкой задания;
  • Композиционная логика ответа (трёхчастная структура, наличие речевых связок между логическими частями ответа);
  • Умение аргументировать суждения с помощью фактов, цитат;
  • Правильное введение цитаты в ответ посредством прямой и косвенной речи.
5. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ. ПРИЛОЖЕНИЕ 3
  • Просмотр видеофильма: «Художник в Третьяковской галерее. В.И.Суриков».
  • Просмотр презентации: «В.И. Суриков «Боярыня Морозова»» в программе Microsoft Power Point
  • Василий Иванович Суриков
  • В.И. Суриков с матерью и братом.
  • Красноярск.1868г
  • В.И. и А.И. Суриковы
  • с дочерьми художника
  • Олей и Леной
  • А.А. Сурикова,
  • жена художника.1880г
  • 1881-1887гг
  • «Боярыня Морозова»
  • Процесс работы
  • над картиной
  • 1881-1887гг
  • Эскиз. 1881г
  • Эскиз. 1884г.
РАБОТА С ИСТОЧНИКОМ. «СУРИКОВ В.И. ПИСЬМА. ВОСПОМИНАНИЯ О ХУДОЖНИКЕ». СОСТАВЛЕНИЕ И КОММЕНТАРИИ Н.А. И З.А.РАДЗИМОВСКИХ,С.Н. ГОЛЬДШТЕЙН. ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
  • 1 группа:
  • П.Ф. и А.И. Суриковым Москва. 3 апреля 1886г.
  • «… Я пишу большую картину теперь, «Боярыню Морозову», и будет только к будущему январю готова она. Только к будущему году освобожусь совсем. А это лето все надо писать этюды к этой картине. Боже, когда я с вами повидаюсь, все откладываю год от году! Нельзя - большие задачи для картины беру…»
  • 2 группа:
  • В.В. Матэ. Москва. 26 мая 1887г.
  • «Василий Васильевич! Посылаю Вам фотографию «Морозовой»; не знаю, хороша ли она для Вас будет. Я сделал отметки на ней, где не вышли по оригиналу цвета. Я думаю, в этот размер и сделать гравюрою, а если позволит размер «Иллюстрации, то можно и больше…»
РАБОТА С ИСТОЧНИКОМ. «СУРИКОВ В.И. ПИСЬМА. ВОСПОМИНАНИЯ О ХУДОЖНИКЕ». СОСТАВЛЕНИЕ И КОММЕНТАРИИ Н.А. И З.А.РАДЗИМОВСКИХ,С.Н. ГОЛЬДШТЕЙН. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
  • 3 группа:
  • В.В. Стасов. СПб. Имп. Публ. Б-ка. 16 ноября 1902г.
  • «…Вы написали «Морозову», предмет всегдашнего моего удивления и обожания. Когда я видаюсь с Евгением Петровичем Пономаревым, я всегда тотчас же завожу речь о Вас и, к удовольствию своему, узнаю кое-что про Вас, а также хоть капельку – про Ваши работы. Конечно, в недалеком будущем мы опять увидим с наслаждением новые Ваши картины. Только бы они не были малозначительными, а затрагивали бы опять которую - нибудь глубокую и широкую русскую древнюю трагедию, корни русской старой истории, как в «Морозовой» и в «Стрельцах». Это настоящий Ваш удел, арена и задача! Трагедия, трагедия, трагедия – никак не что-то спокойное и равнодушное! Это не для Вас – как мне кажется и как глубоко убежден…»
РАБОТА С ИСТОЧНИКОМ. «СУРИКОВ В.И. ПИСЬМА. ВОСПОМИНАНИЯ О ХУДОЖНИКЕ». СОСТАВЛЕНИЕ И КОМЕНТАРИИ Н.А. И З.А.РАДЗИМОВСКИХ,С.Н. ГОЛЬДШТЕЙН. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
  • 4 группа:
  • Открытое письмо попечителю Третьяковской галереи. Москва. 17 сентября 1913г.
  • «…Покойному П.М. Третьякову просто некогда было заниматься систематическим размещением картин. Ему важно было одно: чтобы нужные для галереи картины не ушли мимо. И при жизни он не считал, дала законченным. При этом он всегда шел навстречу желаниям художников. Мне случалось как-то говорить с ним о том, что картину мою «Боярыня Морозова» ниоткуда не видно хорошо. Тогда он сказал: «Нужно об этом подумать». И вот придумали. Расширили дверь комнаты, где помещена картина, мне администрация галереи показала ее с такого расстояния и в таком свете, о котором я мечтал целых двадцать пять лет…»
Я.А. ТЕПИН. 1 ГРУППА:
  • Подумайте, ведь историю о боярыне Морозовой рассказала Сурикову в детстве по изустным преданиям его тетка Ольга Матвеевна! Когда впоследствии он прочел о Морозовой в книге Забелина «Домашний быт русских цариц», он точно старый сон вспомнил. « Знаете,- говорил он мне,- ведь все, что описывает Забелин, было для меня действительной жизнью». Отсюда пошло у Сурикова то острое ощущение женской прелести в старой Руси, которое выразилось в «Боярыне Морозовой»…
  • … её основная тема – русские сани и ворона на снегу. Исходя из соотношений сизовато-черного крыла к розовому снегу- вечной антитезы черного с белым, - Суриков развил их в вибрирующей массе густого воздуха. Эта живописная тема обусловила и историческую тему – религиозные противоречия в душевной атмосфере московского государства. Но Суриков не судья истории – он её поэт. Его путь шел не от словянофилов, а от «Персты твои тонкостны, и очи твои молниеностны», - как писал Морозовой прототип Аввакум. Отсюда, через узор саней, высокие крыши, поверх жалованной шапочки княгини Урусовой, его путь шел к печальному лику Гребенской божьей матери и от него уже к гудящей толпе, в которой – разрешение всех живописных и исторических вопросов. Трагический элемент, начавшейся с правого угла картины от двуперстия блаженного, развился по диагоняли в воздетой руке Морозовой в высшее напряжение и рассыпался в том же направлении в подлом смехе московского попа.
ВОСПОМИНАНИЯ ХУДОЖНИКА. 2 ГРУППА:
  • «… Наряду с впечатлениями вольного детства среди вольной природы в жизнь врывались суровые впечатления быта и нравов 17 века. Мощные люди были. Сильные духом. Размах во всем был широкий, а нравы - жестокие. Казни и телесные наказания на площадях публично происходили. Эшафот недалеко от училища был. Там на кобыле наказывали плетьми. Бывало, идем мы, дети, из училища. Кричат: «Везут! Везут!». Мы все на площадь бежим за колесницей. Палачей дети любили. Мы на палачей как на героев, смотрели. По именам их знали: какой Мишка, какой Сашка. Рубахи у них красные, порты широкие. Они перед толпой по эшафоту похаживали, плечи расправляли. Геройство было в размахе. И сила, какая бывала у людей: сто плетей выдерживали, не крикнув. И ужаса никакого не было. Скорее восторг. Нервы все выдерживали…»
ВОСПОМИНАНИЯ ХУДОЖНИКА. 3 ГРУППА:
  • …« Боярыню Морозову» я задумал еще раньше «Меньшикова» - сейчас после «Стрельцов». Но потом, чтобы отдохнуть, «Меньшикова» начал».
  • Но первый эскиз «Морозовой» еще в 1881 году сделал, а писать начал в восемьдесят четвертом, а выставил в восемьдесят седьмом. Я на третьем холсте написал. Первый был совсем мал. А этот я из Парижа выписал. Три года для неё материал собирал. В типе боярыни Морозовой - тут тетка одна моя, Авдотья Васильевна, что была за дядей Степан Федоровичем, стрельцом-то с черной бородой. Она к старой вере стала склоняться. Мать моя, помню, все возмущалась: все у нее странники да богомолки. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала. В Третьяковке этот этюд, как я ее написал.
  • Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. И как ни напишу её лицо- толпа бьет. Очень трудно её лицо было найти. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось.
  • В селе Преображенском, на старообрядческом кладбище – ведь вот где её нашел. Была у меня одна знакомая старушка – Степанида Варфоломеевна, из старообрядок. Они в Медвежьем переулке жили – у них молитвенный дом там был. А потом их на Преображенское кладбище выселили. Там, а Преображенском, все меня знали. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки – начетчицы. И вот приехала к ним начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Я с неё написал этюд в садике, в два часа. И как вставил ее в картину – она всех победила…. «Персты рук твоих тонкостны, а очи твои молниеносны. Кидаешься ты на врагов, как лев»…это прототип Аввакум сказал про Морозову, и больше про нее ничего нет.
  • А священника у меня в толпе помните? Это целый тип у меня создан.
  • А Юродивого я на толкучке нашел. Огурцами он там торговал. Вижу - он. Такой вот череп у таких людей бывает. Так на снегу его и писал…»
ВОСПОМИНАНИЯ ХУДОЖНИКА 4 ГРУППА:
  • Все с натуры писал: и сани, и дровни. И переулки все искал, смотрел; и крыши где высокие. А церковь-то в глубине картины – это Николы, что на Долгоруковской. Штрихи все ловил. Помните посох-то, что у странника в руках. Это богомолка одна проходила мимо с этим посохом.
  • Девушку в толпе, это я со Сперанской писал – она тогда в монашки готовилась. А те, что кланяются,- все старообрядочки с Преображенского.
  • В восемьдесят седьмом я «Морозову» выставил. Помню, на выставке был. Мне говорят: «Стасов вас ищет».
  • Император Александр третий на выставке был. Подошел к картине. «А, это юродивый!» - говорит. Все по лицам разобрал. А у меня горло от волнения ссохлось: не мог говорить. А другие-то, как легавые псы кругом…
  • Задачи художника:
  • Написание картины опирается на изучение натуры.
  • (Отсюда поиски прототипов)
  • Красота композиции должна давать впечатление естественности.
  • (Не случайны 35 эскизов композиции этой картины, отражающих процесс его работы)
  • Цель художника:
  • В «Морозовой» отразить не пытки боярыни и не смерть её в земляной тюрьме в Боровске, а провоз по улицам древней Москвы среди толпы народа, провоз, который рассчитан был на глум и унижение раскольницы, а превратился в её торжество, показав потрясенной толпе величие духа и силу подвига Морозовой.
ОСНОВНАЯ ТЕМА КАРТИНЫ:
  • Русские сани и ворона на снегу.
  • Исходя из соотношений сизовато-черного крыла к розовому снегу – вечной антитезы черного с белым, как символ религиозного раскола.
  • В картине мы видим контрасты роскоши и нищеты.
  • Шёлк, порча и самоцветы боярышень соседствуют с лохмотьями нищих, рубищем и веригами юродивого.
  • Показана и красота русского «узорочья».
  • Красота народного творчества, народных изделий: платки, шали.
  • Протяженность времени события в картине отмерена движением саней, бегом мальчика среди толпы.
  • Мы видим, как изменяются выражения лиц, чувства, мысли, переживания столпившихся по мере того, как в поле их зрения попадает Морозова с истово поднятым двуперстием, бледным лицом и сверкающим взглядом.
  • Природа и предметная среда - объективная основа колорита.
  • Некую цветовую целостность дает климат, погода, освещение.
  • От двуперстия блаженного по диагонали к поднятой руке Морозовой – впереди храм, как знак неизбежного будущего. А взгляд Морозовой через жалованную шапочку княгини Урусовой падает к печальному лику Гребенской божьей матери и от него уже к гудящей толпе.
- ВОПРОСЫ ГРУППАМ:
  • 1 группе - Какой эпизод из истории раскола изображен на картине?
  • 2 группе - Какие слои русского общества представлены в картине?
  • 3 группе - Как в картине показан драматизм ситуации, отношение разных сторон общества к происходящему?
  • 4 группе - Каково отношение толпы к боярыне Морозовой?
  • Руководствуются критериями оценивания ответа:
  • Умение составить ответ в соответствии с формулировкой задания;
  • Композиционная логика ответа (трёхчастная структура, наличие речевых связок между логическими частями ответа);
  • Умение аргументировать суждения с помощью фактов, цитат;
  • Правильное введение цитаты в ответ посредством прямой и косвенной речи.
6. ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ. - РАБОТА НА ДОСКЕ И В ТЕТРАДЯХ.
  • 7. Этап коррекции знаний и способов действий.
  • Заполнение таблицы: Основные различия в обрядах и правилах до и после церковной реформы 17 века.
  • Материал для самоконтроля
8. ЭТАП ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ
  • 1.Попытайтесь оживить картину, наполнить её звуками, возгласами, словами.
  • (Проявите свои чувства через звуки и слова. Что бы мог сказать каждый герой в картине В. Сурикова?)
  • 2. Используя материалы (белый лист формата А3, фломастеры или масляные мелки), выполните художественное решение своей картины «Мое отношение к происходящим событиям церковной реформы 17 века»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА В ГРУППАХ
  • Один из выполненных рисунков.
9. ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.
  • Учащиеся отвечают на вопросы:
  • Чему я научился сегодня? (Что нового узнал?)
  • Какие вопросы у меня остались? (Что осталось непонятным и поэтому беспокоит меня?)
  • Каждая группа задает вопрос по теме урока ко всей аудитории:
  • Примеры с урока:
  • Чем характерна церковная реформа 17 века? Что она дала России? Каковы её последствия?
  • - Есть ли в России, Удмуртии, нашем районе старообрядцы?
  • - Что для тебя означало событие - открытие Собора Архангела Михаила в г. Ижевске и приезд на его открытие Святейшего
  • Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2 ?
НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА КОНЧАЛОВСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭМА «НАША ДРЕВНЯЯ СТОЛИЦА»
  • «Мы отчизне верно служим,
  • Ты - один из сыновей,
  • Так расти, чтоб ты был нужен,
  • Дорог родине своей!
  • Ждет тебя за труд награда-
  • Цель прекрасная в дали,
  • Но оглядываться надо
  • На пути, что мы прошли.
  • Ничего нет лучше, краше
  • Милой родины твоей!
  • Оглянись на предков наших,
  • На героев прошлых дней…»
- ПОЧЕМУ МЫ ВЫБРАЛИ СТРОКИ ИЗ ПОЭМЫ НАТАЛЬИ КОНЧАЛОВСКОЙ?
  • Все очень просто!
  • Её дед - известный художник - передвижник В.И. Суриков.
  • Она написала о нём книги: «Дар бесценный», «Суриково детство»
  • (с книгами можно познакомиться в библиотеке и сети Интернет).
  • Её муж, Сергей Владимирович Михалков – известный детский писатель.
  • Отец – художник, Петр Петрович Кончаловский.
  • Её дети, известные кинорежиссеры: Никита Михалков, Андрей Кончаловский.
ЛИТЕРАТУРА К УРОКУ:
  • А.К. Лебедев, А.В. Солодников «В.В. Стасов» Москва «Искусство» 1982г;
  • Костомаров Н.И. русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. в 3-х томах. Том второй- Ростов-на-Дону «Феникс» 1998г;
  • Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца 17 века: Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.Н. Сахарова.- М.: Просвещение, 1995;
  • История СССР. С древнейших времён до наших дней, т. 3, М., 1967;
  • Гудзий Н. К., История древней русской литературы, 7 изд., М., 1966;
  • Малышев В. И., Библиография сочинений протопопа Аввакума и литературы о нём. 1917-1953 гг., в сб.:
  • Труды Отдела древнерусской литературы, [т.] 10, М.-Л., 1954; Гусев В. Е., «Житие» протопопа Аввакума - произведение демократической литературы XVII в., там же, [т.] 14, М.-Л., 1958;
  • Робинсон А. Н., Жизнеописания Аввакума и Епифания, М., 1963.
  • Щапов А. П., Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII в. и в первой половине XVIII в., Соч., т. 1, СПБ, 1906;
  • Сапожников Д. И., Самосожжение в русском расколе. Со 2-й половины XVII в. до конца XVIII в., М., 1891;
  • Смирнов П. С., Внутренние вопросы в расколе в XVII в., СПБ, 1898;
  • Смирнов П. С., История русского раскола старообрядства, 2 изд., СПБ, 1895;
  • Смирнов П. С., Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII в., СПБ, 1909;
  • Каптерев Н, Ф., Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, т. 1-2, Сергиев Посад, 1909-1912;
  • Плеханов Г. В., История русской общественной мысли, т. 2, [М., 1915];
  • Никольский Н. М., История русской церкви, 2 изд., М. - Л., 1931;
  • Сахаров Ф., Литература истории и обличения русского раскола. Систематический указатель книг, брошюр и статей о расколе..., в. 1-3, Тамбов - СПБ, 1887-1900.
  • Тихонравов Н. С., Боярыня Морозова. Эпизод из истории русского раскола, «Русский вестник», 1865, т. 59, № 9;
  • Забелин И. Е., Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетии, 3 изд., М., 1901;
  • Мазунин А. И., Повесть о боярыне Морозовой (памятник русской литературы XVII в.), Л., 1965.
  • Каптерев Н. Ф., Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, т. 1-2, Сергиев-Посад, 1909-12; Устюгов Н. В., Чаев Н. С., Русская церковь в XVII в., в сборнике: Русское государство в XVII в., М., 1961.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: «РАСКОЛ ЦЕРКВИ. «БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА»»
  • Материал подготовлен учителями: Косолаповой О.В Муриной З.В
  • МОУСОШ с Пугачево Малопургинского района
  • Удмуртской Республики
  • Разработана подробная презентация всего материала
  • урока для учащихся по каким-либо причинам пропустившим урок.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Василий Иванович Суриков «Боярыня Морозова». Масло. 1887. Презентацию подготовила: Никитушкина Г.В Москва 2015 г.

2 слайд

Описание слайда:

«Суть исторической картины – угадывание», – говорил Суриков. Василий Иванович вошел в историю русского художественного искусства как исторический живописец. В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом». Историю боярыни Морозовой Суриков впервые услышал в детстве от своей крестной О.М. Дурандиной, знающей о знаменитой раскольнице по рассказам живших там раскольников, либо по одному из рукописных "житий" о ней, распространенных в Сибири. Этот потрясающий образ запал в его душу и художественную память.

3 слайд

Описание слайда:

Среди картин мастера «Боярыня Морозова» занимает едва ли не главное место. Картина была показана впервые на выставке 1887 года в Петербурге, когда Суриков стал уже известным художником, автором «Утра стрелецкой казни» и «Меншикова в Березове». Тем не менее новое произведение вызвало весьма различные отклики. Только три человека оценили картину положительно: писатели В. Короленко, В. Гаршин и художественный критик В. Стасов. Всеобщее признание пришло к ней, как почти ко всякому шедевру, значительно позднее. Когда хотят понять художественное произведение, решают три вопроса. Во-первых, определяют, что хотел сказать автор картиной. Во-вторых, как он высказал свою мысль изобразительно. Третий вопрос: что же получилось? В чем смысл и значение произведения? Итак, постараемся определить задачу Сурикова в картине «Боярыня Морозова». Посмотрим, каков сюжет картины?

4 слайд

Описание слайда:

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон Раскол русской православной церкви неразрывно связан с этими двумя людьми Обратимся сначала к русской истории трехсотлетней давности. Царь Алексей Михайлович под давлением патриарха Никона провел церковную реформу, которая предписывала некоторые изменения, в том числе и в церковных обрядах. Например, если раньше люди крестились двумя перстами, то теперь нужно было креститься тремя. Подобные нововведения вызвали недовольство в народе, перешедшее в противоборство церковной реформе, нередко доходившее до фанатизма. Произошел раскол. Тех, кто не хотел подчиниться царскому указу, называли раскольниками. Вскоре их начали жестоко преследовать – отправляли в ссылку, бросали в земляные ямы или подвалы с крысами, сжигали живьем.

5 слайд

Описание слайда:

Церковный Собор 1654 года (Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты) А. Д. Кившенко, 1880 г

6 слайд

Описание слайда:

Книги были исправлены, для их рассмотрения и утверждения Никон в 1656 году созвал новый собор, на котором вместе с русскими архипастырями присутствовали и два восточных патриарха, как «носители истинной православной веры». Собор одобрил исправленные книги и постановил вводить их во всех церквях, а прежние книги отбирать и сжигать. Таким образом, Никону удалось заручиться поддержкой Греческой (Византийской) Церкви, считавшейся «Матерью Церкви Русской». С этого момента, собственно говоря, и начался раскол русской православной церкви. СтарорусскаяЦерковь Официальная Русская Православная Церковь Богослужение совершать только по старым (преимущественноиосифовскимкнигам. Богослужение совершать только по исправленным («никоновским») книгам. Креститься и благословлять только двумя пальцами (указательным и средним), сложенными вместе. Креститься и благословлять только тремя пальцами (большим, указательным и средним), сложенными вщепотку Крест почитать тольковомьмиконечный. Крест почитать толькочетырёхконечный3. С крестнымходомвокругхрама идти с востока на запад. С крестным ходом вокруг храма идти с запада на восток. ИмяСпасителяписать: «Исус». Имя Спасителя писать: «Иисус». «Аллилуйя» петь дважды. «Аллилуйя» петь трижды. Иконам поклоняться только старым или списанным со старых. Иконам поклоняться только списанным с древних греческих оригиналов. Служитьлитургиюнасемипросфорах. Служить литургию на пяти просфорах. В восьмом члене СимволаВерыследуетчитать: «И в ДухаСвятагоГосподаистиннагоиживотворящаго». Нет информации.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Боярыня Ф.П. Морозова тесно связала свою судьбу с ревнителями старой веры, поддерживала неистового протопопа Аввакума - главного врага никониан, а по возвращении последнего из ссылки в 1662 году поселила его у себя. К этому времени она овдовела и осталась единственной распорядительницей огромных богатств мужа. Ее дом все больше стал походить на прибежище для старообрядцев, фактически же он стал своего рода раскольничьим монастырем. Именно такой раскольницей стала боярыня Морозова, человек необычайной духовной силы. Царь повелел арестовать непокорную боярыню, отобрать у нее имения и земли. Он предлагал ей свободу и возвращение богатства, если она отречется от своих взглядов, но Морозова была непоколебима. Тогда ее выслали из Москвы и вскоре убили. Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме (миниатюра XIX века

9 слайд

Описание слайда:

Суриков изобразил героиню, когда ее везли на крестьянских дровнях по московским улицам то ли на допрос, то ли уже в ссылку. В русской действительности можно найти много примеров, когда люди жертвовали собою ради идеи, что было важнейшей национальной чертой народа. История Морозовой давала возможность выразить и прославить эту черту, тем и привлекла мастера ее трагедия. Таким образом, главной задачей Суриков считал воплощение идеи самопожертвования ради убеждений. Он окружил Морозову различными людьми – взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами, боярами и нищими, странниками и монахинями, купцами и ремесленниками, попами и стрельцами, – чтобы показать, как народ относится к подвигу Морозовой. Вторая задача стала не менее грандиозной, чем первая. Соединение двух задач рождало третью – воплотить образ русского народа в трагический, напряженный момент жизни.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Вы только представьте себе - тридцать раз переделывать и изменять не детали, а основу замысла! Художник начал с эскиза, где намечена композиция и достаточно подробно изображены главные герои картины. Первый эскиз Суриков сделал еще в 1881 году, а непосредственную работу над картиной начал лишь три года спустя. За последующие два года он выполнил более тридцати карандашных и акварельных эскизов в поисках наиболее выразительного решения. От эскиза к эскизу он менял направление движения брёвен (они шли фронтально, под разными углами влево, а на одном из эскизов - вправо), менял положение фигуры Морозовой. В первом эскизе она сидела на возвышении, а в картине изображена на соломе; в эскизе подняла левую руку, а в картине - правую; исключал или, напротив, добавлял людей в толпе. Все это говорит о редкой углубленности работы Сурикова, который в процессе создания картины не только стремился к изобразительному совершенству, но и уточнял свое понимание события, а главное - выстраивал идейно-смысловое содержание произведения.

12 слайд

Описание слайда:

Суриков вспоминал, что ключ к образу главной героини дала увиденная однажды ворона с чёрным крылом, которая билась о снег. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Портретный этюд был написан всего за два часа.

13 слайд

Описание слайда:

Из воспоминаний Василия Ивановича Сурикова: Три года для нее материал собирал. В типе боярыни Морозовой - тут тетка одна моя Авдотья Васильевна, что была за дядей Степан Феодоровичем, стрельцом-то с черной бородой. Она к старой вере стала склоняться. Мать моя, помню, все возмущалась: все у нее странники да богомолки. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала. В Третьяковке этот этюд (этюд "Голова боярыни Морозовой", переданный в дар Третьяковской галерее в 1910 г.), как я ее написал.

14 слайд

Описание слайда:

"Боярыня Морозова". Образ боярыни. «...я на картине сперва толпу нарисовал, а ее после» ..Суриков долго не находил нужную натуру, хотя исполнил несколько этюдов - отдельные головы и сидящие в санях фигуры. Одежда, поза, жест, положение фигуры в санях - все было определено в предварительных работах, не хватало только лица. "... И как ни напишу ее лицо - толпа бьет. Очень трудно ее лицо было найти. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось». И этому веришь. Уж слишком ярки и выразительны оказались образы в толпе, и они оттесняли лицо Морозовой.

15 слайд

Описание слайда:

В селе Преображенском, на старообрядческом кладбище - ведь вот где ее нашел. Была у меня одна знакомая старушка - Степанида Варфоломеевна, из старообрядок. Они в Медвежьем переулке жили - у них молитвенный дом там был. А потом их на Преображенское кладбище выселили. Там в Преображенском все меня знали. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Нравилось им, что я казак и не курю. И вот приехала к ним начетчица с Урала - Анастасия Михайловна. Я с нее написал этюд в садике, в два часа. И как вставил ее в картину - она всех победила. „Персты рук твоих тонкостны, а очи твои молниеносны. Кидаешься ты на врагов, как лев"... (Слова восходят к посланию Аввакума Ф. Т. Морозовой, княжне Е. П. Урусовой и М. Г. Даниловой в Боровск: "Персты же рук твоих тонкостны и действенны <...> очи же твои молниеносны <...>"; "везде им <никонианам> являвшаяся яко лев лисицам"; см.: Памятники истории старообрядчества XVII века. Л., 1927, кн. 1, вып. 1, стб. 409, 417 (Русская историческая библиотека, т. 39). Первоначально письма Аввакума к Морозовой были опубликованы приложением к статье Н. С. Тихонравова "Боярыня Морозова: Эпизод из истории русского раскола" (Рус. вести, 1865, № 9).) Это протопоп Аввакум сказал про Морозову, и больше про нее ничего нет."

16 слайд

Описание слайда:

Справа от боярыни идет ее родная сестра княгиня Урусова в белом вышитом платке, ниспадающем из-под шапочки. В это время она уже решилась на такой же поступок (Урусова погибла вскоре после Морозовой), но художник намеренно не выделяет этот момент, а Урусову изображает в профиль и не слишком разрабатывает ее образ, тогда как гораздо менее значительные персонажи даны в фас с отчетливой характеристикой их эмоционального состояния.

17 слайд

Описание слайда:

Странник. В нем выразилось активное, хотя и несколько отрешенное, переживание трагедии. Странник ушел в себя, углубился в думу, быть может, уже не столько о самой Морозовой, сколько о чем-то общем. Это тип народного философа, который не просто наблюдает событие, а стремится объяснить его и прозреть будущее.

18 слайд

Описание слайда:

В. Суриков. "Юродивый, сидящий на снегу." Эскиз к историческому полотну "Боярыня Морозова" 1885 год. Холст, масло. Сложным путем шел мастер и к теме Юродивого. Это также типичный персонаж старой Руси. Юродивые обрекали себя на тяжкие физические страдания - голодали, ходили полуголые зимой и летом. Народ верил им и покровительствовал. Именно поэтому Суриков отвел Юродивому столь видное место в картине и связал его с Морозовой одинаковым жестом двуперстия.

19 слайд

Описание слайда:

Из воспоминаний Василия Ивановича Сурикова: "А юродивого я на толкучке нашел. Огурцами он там торговал. Вижу - он. Такой вот череп у таких людей бывает. Я говорю - идем. Еле уговорил его. Идет он за мной, все через тумбы перескакивает. Я оглядываюсь, а он качает головой - ничего, мол, не обману. В начале зимы было. Снег талый. Я его на снегу так и писал. Водки ему дал и водкой ноги натер. Алкоголики ведь они все. Он в одной холщовой рубахе босиком у меня на снегу сидел. Ноги у него даже посинели.

20 слайд

Описание слайда:

Я ему три рубля дал. Это для него большие деньги были. А он первым делом лихача за рубль семьдесят пять копеек нанял. Вот какой человек был. Икона у меня была нарисована, так он все на нее крестился, говорил: „Теперь я всей толкучке расскажу, какие иконы бывают".

21 слайд

Описание слайда:

Многие этюды Сурикова по выразительности и живописному мастерству ни в чем не уступают его большим картинам.

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

Описание слайда:

Из воспоминаний Василия Ивановича Сурикова: А священника у меня в толпе помните? Это целый тип у меня создан. Это когда меня из Бузима еще учиться посылали, раз я с дьячком ехал - Варсонофием, (Варсонофий - Варсонофий Семенович Закоурцев, дьячок сухобузимской Троицкой церкви. Запечатлен в этюде для "Боярыни Морозовой" "Голова священника".) - мне восемь лет было. У него тут косички подвязаны. Въезжаем мы в село Погорелое. Он говорит: „Ты, Вася, подержи лошадей, я зайду в Капернаум". Купил он себе зеленый штоф и там уже клюкнул. „Ну, говорит, Вася, ты правь". Я дорогу знал. А он сел на грядку, ноги свесил. Отопьет из штофа и на свет посмотрит… всю дорогу пел. Да в штоф все смотрел. Не закусывая пил. Только утром его привез в Красноярск. Всю ночь так ехали. А дорога опасная - горные спуски. А утром в городе на нас люди смотрят - смеются.

Боярыня Морозова. 1887. Холст, масло. 304х587,5. Сколько разнообразных состояний, оттенков отношений к опальной боярыне и чувств передает художник! Картина являет удивительное единство своей драматической выразительностью и живописными достоинствами. Морозный воздух, искрящийся голубизной снег, богатое разнообразие одежд составляет вместе могучее и стройное звучание, как звучит симфонический оркестр или орган…

Слайд 45 из презентации «Биография Сурикова» . Размер архива с презентацией 5866 КБ.

Изо 7 класс

краткое содержание других презентаций

«Биография Сурикова» - Новая картина. Папка Василия Ивановича. Суриковы возвратились в Москву. Женские портреты. Морозная ночь. Одна из первых акварелей. Окраина села Торгошина. Взятие снежного городка. Самый любимый урок. Воображение Сурикова. Первый день марта. Лиза Шарэ. Последний автопортрет. Эскизы для задуманного полотна. Герои произведений В.И. Сурикова. Втулка колеса. Боярыня Морозова. Поиски образа Меншикова. Поощрения художеств.

«Цвет в жизни человека» - Влияние света и цвета на организм человека. Красный повышает внутреннюю энергию. Какого цвета радуга. Опыт Ньютона. Бывает ли излучение невидимым. Свет и цвет в жизни человека. Голубой, синий – это цвет прохлады. Цвет в интерьере. Как цвет воздействует на человека. Зеленый способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз. Желтый. Красный – очень энергичный цвет, цвет силы и жизни. Открытие цвета.

«Чёрное и белое» - Игра с пространством, создание иллюзий. Графические изображения в древнейшей культуре мочика. Работы учеников 7 класса. Черное и белое в дизайне. Графическую работу можно сделать и в графическом редакторе Pain. Черное и белое в работах учеников. Задание. Черное и белое в компьютерной графике. Черное и белое в природе. Шишлянникова Е.В.. Игра в черное и белое. Мауриц Корнелис Эшер. Работы учеников.

«Сказочные картины» - «Богатыри». Иван Яковлевич Билибин. Иллюстрации к сказке «О царе Салтане». Путешествие в мир сказок и былин. Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке. «Аленушка». «Иван царевич и серый волк». Иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Словарик. Цель. «Витязь на распутье». Васнецов Виктор Михайлович. Три царевны подземного царства. Народное творчество-душа народа и его сила и гордость.

«Куклы-обереги» - Лихоманки. Крупеничка (оберег на сытость и достаток в семье). Кукла для матери и ребенка. Для защиты от сестриц-трясовиц, злых лихорадок делали одноименных куколок. Колокольчик (оберег хорошего настроения, чтобы в доме были радость и веселье). Классификация кукол. Кувадки (оберегали от злых духов). Кувадки. Десятиручка (помогала женщинам в разных домашних делах). Изготовить куклу-оберег для защиты дома, семьи.

«Изобретения Леонардо да Винчи» - Великий итальянский художник, изобретатель. Парашют. В течение двенадцати лет Леонардо постоянно переезжал. Леонардо спроектировал судно без весел. Система оттяжек рычагов и соединений. Модель. Вертикальный. Аппарат вертикального взлета и посадки. Полет птицы. Исследование балансировки. Военные машины. Гидроскоп. Военные сооружения и общественная работа. Орнитоптёр. Вертолёт. Исследования сочленения крыльев.


Биография Феодо́сия (в иночестве Феодо́ра) Проко́фьевна Моро́зова (в девичестве Соковнина́) (, Боровск) верховная дворцовая боярыня, деятель старообрядчества. Дочь окольничего Прокопия Фёдоровича Соковнина. В 17 лет вышла замуж за Глеба Ивановича Морозова, представителя рода Морозовых, родственников правящей семьи Романовых, царского спальника и дядьку царевича, владельца усадьбы Зюзино под Москвой.. Практически же всем богатством Г.И. Морозова распоряжалась боярыня Морозова. По воспоминаниям современников, Морозова совершала торжественные выезды в серебряной карете, в упряжке которой находилось 6 или 12 лошадей, в сопровождении нескольких сотен (до трёхсот) слуг. При царском дворце Феодосия занимала чин верховой боярыни, была приближённой царя Алексея Михайловича БоровскстарообрядчестваокольничегоГлеба Ивановича МорозоваРомановыхдядькуЗюзиноМосквойкаретеАлексея Михайловича БоровскстарообрядчестваокольничегоГлеба Ивановича МорозоваРомановыхдядькуЗюзиноМосквойкаретеАлексея Михайловича


Деятельность Боярыни Морозовой Боярыня Морозова была одной из противников реформ патриарха Никона, тесно общалась с апологетом старообрядчества протопопом Аввакумом. Феодосия Морозова занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих и юродивых. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Боярыня Морозова была одной из противников реформ патриарха Никона, тесно общалась с апологетом старообрядчества протопопом Аввакумом. Феодосия Морозова занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих и юродивых. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов.реформ патриарха Никона Аввакумомюродивыхвласяницуреформ патриарха Никона Аввакумомюродивыхвласяницу




Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий.Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий. Царь Алексей Михайлович, всецело поддерживающий церковные реформы, пытался повлиять на боярыню через её родственников и окружение, а также отбирая и возвращая поместья из её вотчины. От решительных действий царя удерживало, видимо, высокое положение Морозовой и заступничество царицы Марии Ильиничны. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Но после тайного пострига в монахини под именем Феодоры, состоявшегося согласно старообрядческим преданиям 6 декабря 1670 года, Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий. Царь Алексей Михайлович, всецело поддерживающий церковные реформы, пытался повлиять на боярыню через её родственников и окружение, а также отбирая и возвращая поместья из её вотчины. От решительных действий царя удерживало, видимо, высокое положение Морозовой и заступничество царицы Марии Ильиничны. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Но после тайного пострига в монахини под именем Феодоры, состоявшегося согласно старообрядческим преданиям 6 декабря 1670 года, Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий.Алексей Михайлович1670 годаАлексей Михайлович1670 года


АрестАрест В ночь на 14 ноября 1671 года боярыня Морозова была арестована архимандритом Чудового монастыря Иоакимом и оставлена под домашним арестом, а всё её состояние конфисковано. Через несколько дней она была перевезена в Чудов монастырь откуда после допросов её перевезли на подворье Псково-Печерского монастыря. Однако, несмотря на строгую стражу, Морозова продолжала поддерживать общение с внешним миром, ей передавали еду и одежду. В заключении она получала письма от протопопа Аввакума и смогла даже причаститься у одного из верных «старой вере» священников. Вскоре после ареста Феодосии скончался её сын Глеб. В ночь на 14 ноября 1671 года боярыня Морозова была арестована архимандритом Чудового монастыря Иоакимом и оставлена под домашним арестом, а всё её состояние конфисковано. Через несколько дней она была перевезена в Чудов монастырь откуда после допросов её перевезли на подворье Псково-Печерского монастыря. Однако, несмотря на строгую стражу, Морозова продолжала поддерживать общение с внешним миром, ей передавали еду и одежду. В заключении она получала письма от протопопа Аввакума и смогла даже причаститься у одного из верных «старой вере» священников. Вскоре после ареста Феодосии скончался её сын Глеб.14 ноября1671 годаархимандритомЧудов монастырьПсково-Печерского монастыряпричаститьсясвященников14 ноября1671 годаархимандритомЧудов монастырьПсково-Печерского монастыряпричаститьсясвященников


В конце 1674 года боярыня Морозова, её сестра Евдокия Урусова и их сподвижница жена стрелецкого полковника Мария Данилова были приведены на Ямской двор, где пытками на дыбе их пытались переубедить в верности старообрядчеству. Согласно жития Морозовой, в это время уже был готов костёр для её сожжения, но Феодосию спасло заступничество бояр, возмущённых возможностью казни представительницы одного из шестнадцати высших аристократических семейств Московского государства. Также за Феодосию заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. В конце 1674 года боярыня Морозова, её сестра Евдокия Урусова и их сподвижница жена стрелецкого полковника Мария Данилова были приведены на Ямской двор, где пытками на дыбе их пытались переубедить в верности старообрядчеству. Согласно жития Морозовой, в это время уже был готов костёр для её сожжения, но Феодосию спасло заступничество бояр, возмущённых возможностью казни представительницы одного из шестнадцати высших аристократических семейств Московского государства. Также за Феодосию заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна.1674 года дыбеаристократическихИрина Михайловна1674 года дыбеаристократическихИрина Михайловна


СмертьСмерть По распоряжению Алексея Михайловича она сама и её сестра, княгиня Урусова, высланы в Боровск, где были заточены в земляную тюрьму в Пафнутьево-Боровском монастыре, а 14 их слуг за принадлежность к старой вере в конце июня 1675 года сожгли в срубе. Евдокия Урусова скончалась 11 сентября 1675 года от полного истощения. Феодосия Морозова таже была уморена голодом и, попросив перед смертью своего тюремщика вымыть в реке свою рубаху, чтобы умереть в чистой сорочке, скончалась 1 ноября 1675 года. Феодосия Морозова (в иночестве Феодора) почитается старообрядческой церковью как святая. По распоряжению Алексея Михайловича она сама и её сестра, княгиня Урусова, высланы в Боровск, где были заточены в земляную тюрьму в Пафнутьево-Боровском монастыре, а 14 их слуг за принадлежность к старой вере в конце июня 1675 года сожгли в срубе. Евдокия Урусова скончалась 11 сентября 1675 года от полного истощения. Феодосия Морозова таже была уморена голодом и, попросив перед смертью своего тюремщика вымыть в реке свою рубаху, чтобы умереть в чистой сорочке, скончалась 1 ноября 1675 года. Феодосия Морозова (в иночестве Феодора) почитается старообрядческой церковью как святая. БоровскПафнутьево-Боровском монастыресожгли в срубе11 сентября1675 года1 ноября1675 года старообрядческой БоровскПафнутьево-Боровском монастыресожгли в срубе11 сентября1675 года1 ноября1675 года старообрядческой



Часто так получается, что знаменитые люди, попав на историческое полотно, теряют свои реальные черты и превращаются в мифологемы, в некие цельные образы, созданные фантазией художника и встающие перед глазами при каждом упоминании о них. Кто не знает боярыню Морозову? Ее знают все и в то же время знают совсем немного про Феодосью Прокопьевну Морозову, реальную женщину, известную последовательницу старообрядчества. Часто так получается, что знаменитые люди, попав на историческое полотно, теряют свои реальные черты и превращаются в мифологемы, в некие цельные образы, созданные фантазией художника и встающие перед глазами при каждом упоминании о них. Кто не знает боярыню Морозову? Ее знают все и в то же время знают совсем немного про Феодосью Прокопьевну Морозову, реальную женщину, известную последовательницу старообрядчества. Мы, ученики 9 класса, считаем, что каждый человек должен обязательно помнить женщин, прославившихся на сцене и в кино, женщин сильных и мужественных, которые на самом деле совершили подвиг, такие как Феодосья Прокопьевна Морозова. Мы, ученики 9 класса, считаем, что каждый человек должен обязательно помнить женщин, прославившихся на сцене и в кино, женщин сильных и мужественных, которые на самом деле совершили подвиг, такие как Феодосья Прокопьевна Морозова.

Здесь и сама Морозова, и множество других людей, поразному относящихся к происходящему событию. Здесь
лица сочувственные: в одних читается тревога, в других –
сострадание, в третьих – печальное смирение, и лица
безразличные, насмешливые, любопытствующие, и лица
суровые, задумчивые.

Картина – словно единый многоголосый хор, в
котором звучат и голоса страстной мольбы, и
возгласы отчаяния, и выкрики угроз, и вздохи
сочувствия, и всплески злорадного смеха. Всё это
сложное переплетение человеческих страстей
выражает борьбу, происходившую в самой жизни.

Чтобы понять картину, нужно знать о тех событиях,
которым она посвящена. Боярыня Морозова была
видной раскольницей. Раскол – это религиозное
движение, распространившееся на Руси в XYII веке.
Раскольники были яростными защитниками старины,
они боролись за сохранение отсталых обычаев.

Суриков взял тот
момент из жизни
Морозовой, когда её,
закованную в
кандалы и
брошенную в сани,
провозят по
многолюдным улицам
Москвы. Царь и его
слуги надеялись
таким образом
публично опозорить
знаменитую
раскольницу.

Сколько призывной силы во вскинутой руке
Морозовой, поднимающей вверх два пальца,
- символ старой веры (раскольники
крестились двумя пальцами – перстами

набросок

Ей отвечает
своим
двуперстием
юродивый

В толпе мы
видим людей
разных
возрастов и
сословий,
разного
душевного
склада.
Посмотрите, ни
одно лицо не
похоже на
другое, у
каждого свое
выражение. А
как
многообразны и
не похожи друг
на друга жесты
людей!

За санями,
увозящими
боярыню –
заступницу,
тянется
рука
нищенки,
словно
повисшая в
воздухе.

эскиз

Спокойно и
крепко
сжимают
посох руки
странника.

Руки молодой
боярышни
печально
опустились. Рядом
с ней растерянно
скрестила руки на
груди другая
молодая женщина,
а у старухи, подле
неё, свой особый
привычный
горестный жест,
много перенёсшего
в жизни человека.

Этюды

Кроме эскизов, Суриков исполнил
десятки этюдов маслом, акварелью и
карандашом. В его работе над картиной
наиболее ярко выразился натурный
метод. Художник для каждого
персонажа искал реальный прототип в
жизни, конкретных людей, писал с них
этюды и уже по ним изображал фигуру
в картине.

Думая о
красоте,
помнил и
трагедию, а
думая о
трагедии,
помнил о
красоте

Бегущий подросток

От эскиза к эскизу он менял направление движения дровен (они
шли фронтально, под разными углами влево, а на одном из
эскизов – вправо), менял положение фигуры Морозовой.

художник в своей картине изображает рядом резко
отличающиеся друг от друга типы и характеры, он
использует противопоставления или, как мы говорим,
контрасты. Контраст – это величайшее средство
выразительности в искусстве. Особыми возможностями
и в противопоставлении различных человеческих
образов располагает тематическая картина.

Сани с боярыней уедут, а народ, добрый, отзывчивый,
мечтающий о справедливости и не знающий, где её
найти, останется. Этим художник подчёркивает ту
мысль, что главный герой картины – народ, а не
отдельная личность, как бы сильна она не была.

Композиционное противопоставление усиливается и колоритом. В
цветовом решении толпы много ярких красок. Одежды горожанок расшиты
богатыми узорами. Даже передок и дуга саней расписаны. Художник словно
любуется всей этой праздничной красотой, в которой выразилась мечта народа
о радостной, светлой жизни. Только боярыня Морозова одета во всё чёрное.
Подчёркнутый белизной снега чёрный цвет её шубы контрастирует с нарядной
яркостью одежд толпы. Он настраивает нас на суровый лад, создаёт ощущение
драмы. Попробуйте мысленно “ переодеть” неистовую раскольницу во чтонибудь яркое, пёстрое, и вы почувствуете, что драматический строй картины
нарушится.

Кроме обычных способностей и знаний,
художник, создавая полотна на темы
истории своего народа, должен
обладать редким качеством – умением
проникать в дух прошлой жизни.
Костюмы, виды города и прочие
внешние черты можно почерпнуть в
музеях и книгах, облик героев увидеть в
жизни, но из этого еще не сделать
историческую картину. Нужно уметь
почувствовать, внутренне ощутить
течение давно ушедшей жизни.