Кто такие писатели гуманисты. Выдающиеся гуманисты эпохи возрождения и их труды

Кто такие писатели гуманисты. Выдающиеся гуманисты эпохи возрождения и их труды
Кто такие писатели гуманисты. Выдающиеся гуманисты эпохи возрождения и их труды

Выдающимся гуманистом раннего Нового времени был Эразм Роттердамский, ученый, филолог, богослов. Он создал стройную систему нового богословия, которое назы­вал «философией Христа». В этой системе главное внимание со­средоточивается на человеке в его отношении к Богу, их нрав­ственных обязательствах человека перед Богом. Такие проблемы, как сотворение мира, троичность Бога, гуманист считал неразре­шимыми и не имеющими жизненно важного значения.

К гуманистам относится французский писатель Франсуа Рабле, автор книги «Гаргантюа и Пантагрюэль», в которой отразился суть развития гуманистической мысли, надежды, победы и пора-Кения гуманистов. В первых книгах больше веселости, над всем Доминирует вера в победу разумного и доброго в жизни людей, о последующих же книгах больше трагизма.

Еще одним величайшим писателем-гуманистом был Уильям Шекспир, великий английский драматург. Главным принципом его произведений являлась правда чувств.

Испанский писатель-гуманист Мигель Сервантес стал автором бессмертного произведения «Дон Кихот». Герой Сервантеса живет иллюзий и пытается воскресить золотой век рыцарства.

Писатель красочно описывает, как мечты Дон Кихота разбивают­ся о действительность,

Томас Мор является выдающимся английским мыслителем-гу­манистом. Он создал трактат об идеальном государстве. Мор опи­сывает сказочный остров Утопия, где живут счастливые люди, отказавшиеся от собственности, денег и войн. В «Утопии» Мор обосновал целый ряд демократических требований к организации государства. Утопийиы могут свободно выбрать ремесло или дру­гое занятие. Но люди обязаны работать везде, где проживут боль­ше одного дня.

Согласно учению английского философа Джона Локка, чело, век является общественным существом. Локк говорит о «естествен­ном» состоянии человека. Это состояние является не своеволием, а обязанностью сдерживать себя и не наносить ущерба другим людям. Человек имеет право на собственность. Однако право на землю и потребление продуктов труда часто порождает конфлик­ты, поэтому оно является предметом специального договора между людьми. Верховная власть, согласно Джону Локку, не может ли­шить человека какой-либо части его собственности, если послед­ний не согласен. Локк заложил основу идеи разделения граждан­ского общества и государства.

«Титаны Возрождения* .

Культура эпохи Возрождения отлича­ется чрезвычайным богатством и многообразием содержания. Твор­цы культуры того времени - ученые, художники, писатели - были разносторонними людьми. Неслучайно их называют титана­ми, как древнегреческих божеств, олицетворявших могучие силы

Итальянец Леонардо да Винчи прославился как живописец, ав­тор величайших произведений. Портрет Моны Лизы (Джоконды) воплотил представление людей эпохи Ренессанса о высокой ценно­сти человеческой личности. В области механики Леонардо сделан первые попытки определять коэффициенты трения и скольжения. Ему принадлежат многочисленные проекты ткацких станков, пе­чатных машин и т.д. Новаторскими были конструкции летатель­ных аппаратов, проект парашюта. Он занимался астрономией, оптикой, биологией, ботаникой. Анатомические рисунки Леонардо являются изображениями, позволяющими судить об общих зако­номерностях строения организма.

Современник Леонардо да Винчи Микеланджело Буонарроти был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Период творческой зрелости великого скульптора открывают статуя Д" 1 " вида и статуя Мадонны. Вершиной творчества Микеланджело как живописца явилась роспись свода Сикстинской капеллы в Риме воплотившая его представления о жизни и ее противоречив Микеланджело руководил строительством собора Святого Петра в Риме. Живописец и архитектор Рафаэль Санти прославил земное счастье человека, гармонию его всесторонне развитых духовных и физических свойств. В образах мадонн Рафаэля мастерски отраже­на серьезность мыслей и переживаний. Наиболее известной кар­тиной художника является «Сикстинская мадонна».

Испанский художник Эль Грека воспринял традиции визан­тийского искусства. Его картины выделяются глубокой психологи­ческой характеристикой персонажей. Другой испанский живописи, Диего Веласкес, в своих работах изображал правдивые сцены из народного быта, выдержанные в темном колорите и отличаю­щиеся жесткостью письма. Религиозным картинам художника свой­ственны народность и реализм типов.

Крупнейшим представителем германского Возрождения явля­ется художник Альбрехт Дюрер. Он искал новые средства вырази­тельности, отвечающие требованиям гуманистического мировоз­зрения. Дюрер занимался также архитектурой, математикой и ме­ханикой.

Политика, наука и культура не может развиваться в постоянных условиях. Восприятие людей окружающей среды и их взгляды обязательно должны подвергаться изменениям.

Гуманизм – система взглядов в центре которых стоит человек, который интересуется искусством, наукой и совершенствует себя во всех областях.

Великие гуманисты Европы творили в эпоху Возрождения. Они воспевали античную эпоху, забытую в средние века. Основным объектом изучения стал человек и его чувства.

Новые взгляды людей не могли появиться просто так. Большое значение гуманизм уделял воспитанию будущего поколения. Первым об этом заговорил Витторино де Фельтре. В XV века он основал детскую школу, занятия в которой проходили на природе. В ней отсутствовало физическое наказание и принуждение. Обучались там не только дети высшего сословия, но и из простых семей. Детей развивали разносторонне не только интеллектуально, но и физически.

Обучение детей через систему вопросов и ответов предложил Эразм Роттердамский в трактате «О приличии детских нравов». Так же он считал невежливо при беседе с человеком поднимать брови, зевать, морщить нос, ковыряться в ушах и трясти головой. Подобные правила существуют и сегодня.

Родился Роттердамский в 1469 году около Роттердама. В девятнадцатилетнем возрасте его отправили на службе в монастырь. Там он прочел множество книг из библиотеки монахов. В должности секретаря епископа через 5 лет он покинул монастырь. Эразму Роттердамскому удалось стать студентом парижского богословского факультета. В Лондоне он познакомился с Томасом Мором, который станет его другом до конца жизни.

Роттердамский прославился своим произведением «Похвала Глупости». В нем Глупость выступает перед читателем. Ее отцом был Плутос (бог Богатсва), кормилицами были Невоспитанность и Опьянение. В произведении высмеиваются многие пороки общества. Это первый голос нового времени и желание коренным образом поменять общество.

Эразм проработал в Кембриджском университете и был назначен на должность испанского короля. Он много путешествовал и завоевывал уважение людей. Умер в 1536 году.

Другим известным гуманистом был Томас Мор. Родился в 1478 году в Англии. Учился в Оксфорде, работал адвокатом и был членом Парламента. Спустя пару лет он получает рыцарское звание и входит в состав Тайного совета.

Известным творением Томаса Мора стала «Золотая книжечка…». В ней критикуется устройство современного общества и описывается модель идеального общества. В первой части причиной государственных бед европейских стран называют деньги и собственность. Правители стремятся не к хорошему управлению, а увеличению территории. Вторая часть посвящена Утопии – модели идеального государства. Оно расположено на острове и состоит из 54 городов (число городов в Англии в XVI веке). Во главе стоит князь, избранный на пожизненное правление. Только обвинение в тирании может стать поводом для его смещения. Законы и вопросы решаются Народным сбором – по 3 человека с каждого города. Люди живут семьями, работу которых контролирует филарх. Каждый житель знает азы земледелия и одно ремесло на выбор. В городе все склады общие. Больные жители расположены в специальных больницах за городам, что бы не заражать остальных. Золото ценится в Утопии не более воды или железа. Что бы предотвратить его накопление, золото стало соответствовать позору. Еще много интересного описал Томас Мор в своем идеальном городе.

Известным гуманистом был Франсуа Рабле. Его родиной является французский городок Шинон. Свое детство провел в монастыре. Там его обучили греческому и латинскому языкам. В Пуатье он изучал медицину в университете. Всю жизнь занимался сатирической литературой. Он считал, что смех способен вылечить все заболевания. Самым популярным стала «Гаргантюа и Пантангрюэль». Гаргатюа воспитывали богословы, которые заставляли его заучивать все наизусть. В итоге он отупел еще больше. Его сын Пантагрюэль становиться противоположностью отца – он более гуманный. Книга высмеивает папство, богословство, судейство и правительства.

Как видно, люди в эпоху Возрождения по-другому начали смотреть на окружающий мир. Они почти все повседневные вещи подвергли критике. Многие гуманисты предлагали свое понимание идеального государственного строя и общества. Человек во всех образцах становиться основной ценностью. Отличительной чертой эпохи Возрождения стало массовое стремление к получению образования, уважение к людям, которые хотят учиться и помогают людям.












Термин гуманизм возник от названия круга наук, которыми занимались поэтически и художественно одаренные люди: «studia humanitatis» Это науки, которые изучали все человеческое в противоположность «studia divina» - то есть теологии, изучавшей все божественное






Гуманисты прославляли: -Земную жизнь -Человеческие радости -Воспевали красоту, разум, духовную свободу -Высмеивали невежество и жадность -Главным достоинством человека считали добродетель Гуманисты прославляли: -Земную жизнь -Человеческие радости -Воспевали красоту, разум, духовную свободу -Высмеивали невежество и жадность -Главным достоинством человека считали добродетель






2. Писатели - гуманисты В начале 16 века развернулись острые столкновения гуманистов с церковной схоластикой, которую гуманисты высмеивали в сатирических произведениях Схола́стика (греч. σχολαστι κός учёный Scholia - школа) систематическая греч. средневековая философия средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов университетов


Эразм Роттердамский() Нидерландский писатель Прославился сатирическим произведением «Похвала глупости»: -Глупость с кафедры сама себе произносит похвалу -В современном обществе все становятся дураками среди дураков -Отстаивал достоинство человека, который сам должен избрать свой жизненный путь -Был противником войн


«Какая разница между стариком и ребенком, если не считать того, что первый изборожден морщинами и насчитывает больше дней от рождения? Те же белые волосы, беззубый рот, малый рост, пристрастие к молоку, косноязычие, болтливость, бестолковость, забывчивость, опрометчивость. Коротко говоря, они во всем подобны друг другу. Чем более стареют люди, тем ближе они к детям, и, наконец, словно настоящие младенцы, не испытывая отвращения к жизни, не сознавая смерти, уходят они из мира»


«Без меня никакое сообщество, никакая житейская связь не были бы приятными и прочными: народ не мог бы долго сносить своего государя, господин -- раба,служанка -- госпожу, учитель -- ученика, друг -- друга, жена -- мужа, квартирант -- домохозяина, сожитель - - сожителя, товарищ -- товарища, ежели бы они взаимно не заблуждались, не прибегали к лести, не щадили чужих слабостей, не потчевали друг друга медом глупости»


Франсуа Рабле () Французский писатель Написал роман «Гаргантюа и Пантагрюэль»: -Изобразил представителей французского общества -Описал идеальное общество, где господствует свобода личности






3. Гуманизм в общественной жизни В 16 в. люди пытались понять, как и по каким законам развивается общество Макиавелли в трактате «Государь»показал образ реального, а не идеального правителя: -Хитрый -Лицемерный -Жестокий -беспринципный Никколо Макиавелли ()


Государю «необходимо уметь управляться и с человеком, и со зверем», ибо «для того чтобы обойти капкан, нужно быть лисой, и львом – чтобы обойти капкан, нужно быть лисой, и львом – чтобы устрашить волков» Макиавелли не оправдывал этих качеств Он отражал реальность


При английском короле Генрихе 8 занимал должность лорда- канцлера Сочинил «Утопию»(место, которого нет) Томас Мор ()


«Утопия»: «На Утопии есть 54 города; все они большие и великолепные. По языку, нравам, установлениям, законам они одинаковы; расположение тоже у всех одно, одинаков у них, насколько это дозволяет местность, и внешний вид. Утопийцы работают на всех, никто не имеет собственности. Общество обеспечивает каждому изобилие…и предоставляет ему досуг для свободного развития ума.Дисциплина… :установленные часы работы, совместное принятие пищи; каждый человек с охотой следует этому»


« Подлинная свобода состоит в том, чтобы иметь над собой полную власть» Призывал воспитывать в ребенке добро, любовь к науке Мишель Монтень()


Задание: Параграф 4 Ответить на вопросы: -Что такое Возрождение -Что такое гуманизм -Каково отличие человека Возрождения от человека Средневековья -Почему в эпоху Возрождения усилился интерес к античной философии -Какие вопросы вы хотели бы задать гуманистам?












Термин гуманизм возник от названия круга наук, которыми занимались поэтически и художественно одаренные люди: «studia humanitatis» Это науки, которые изучали все человеческое в противоположность «studia divina» - то есть теологии, изучавшей все божественное






Гуманисты прославляли: -Земную жизнь -Человеческие радости -Воспевали красоту, разум, духовную свободу -Высмеивали невежество и жадность -Главным достоинством человека считали добродетель Гуманисты прославляли: -Земную жизнь -Человеческие радости -Воспевали красоту, разум, духовную свободу -Высмеивали невежество и жадность -Главным достоинством человека считали добродетель






2. Писатели - гуманисты В начале 16 века развернулись острые столкновения гуманистов с церковной схоластикой, которую гуманисты высмеивали в сатирических произведениях Схола́стика (греч. σχολαστι κός учёный Scholia - школа) систематическая греч. средневековая философия средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов университетов


Эразм Роттердамский() Нидерландский писатель Прославился сатирическим произведением «Похвала глупости»: -Глупость с кафедры сама себе произносит похвалу -В современном обществе все становятся дураками среди дураков -Отстаивал достоинство человека, который сам должен избрать свой жизненный путь -Был противником войн


«Какая разница между стариком и ребенком, если не считать того, что первый изборожден морщинами и насчитывает больше дней от рождения? Те же белые волосы, беззубый рот, малый рост, пристрастие к молоку, косноязычие, болтливость, бестолковость, забывчивость, опрометчивость. Коротко говоря, они во всем подобны друг другу. Чем более стареют люди, тем ближе они к детям, и, наконец, словно настоящие младенцы, не испытывая отвращения к жизни, не сознавая смерти, уходят они из мира»


«Без меня никакое сообщество, никакая житейская связь не были бы приятными и прочными: народ не мог бы долго сносить своего государя, господин -- раба,служанка -- госпожу, учитель -- ученика, друг -- друга, жена -- мужа, квартирант -- домохозяина, сожитель - - сожителя, товарищ -- товарища, ежели бы они взаимно не заблуждались, не прибегали к лести, не щадили чужих слабостей, не потчевали друг друга медом глупости»


Франсуа Рабле () Французский писатель Написал роман «Гаргантюа и Пантагрюэль»: -Изобразил представителей французского общества -Описал идеальное общество, где господствует свобода личности






3. Гуманизм в общественной жизни В 16 в. люди пытались понять, как и по каким законам развивается общество Макиавелли в трактате «Государь»показал образ реального, а не идеального правителя: -Хитрый -Лицемерный -Жестокий -беспринципный Никколо Макиавелли ()


Государю «необходимо уметь управляться и с человеком, и со зверем», ибо «для того чтобы обойти капкан, нужно быть лисой, и львом – чтобы обойти капкан, нужно быть лисой, и львом – чтобы устрашить волков» Макиавелли не оправдывал этих качеств Он отражал реальность


При английском короле Генрихе 8 занимал должность лорда- канцлера Сочинил «Утопию»(место, которого нет) Томас Мор ()


«Утопия»: «На Утопии есть 54 города; все они большие и великолепные. По языку, нравам, установлениям, законам они одинаковы; расположение тоже у всех одно, одинаков у них, насколько это дозволяет местность, и внешний вид. Утопийцы работают на всех, никто не имеет собственности. Общество обеспечивает каждому изобилие…и предоставляет ему досуг для свободного развития ума.Дисциплина… :установленные часы работы, совместное принятие пищи; каждый человек с охотой следует этому»


« Подлинная свобода состоит в том, чтобы иметь над собой полную власть» Призывал воспитывать в ребенке добро, любовь к науке Мишель Монтень()


Задание: Параграф 4 Ответить на вопросы: -Что такое Возрождение -Что такое гуманизм -Каково отличие человека Возрождения от человека Средневековья -Почему в эпоху Возрождения усилился интерес к античной философии -Какие вопросы вы хотели бы задать гуманистам?

Гуманисты не являлись узкими специалистами, а были специалистами по культуре вообще. "Они - носители нового благородства (nobilitas) , отождествляемого с личной доблестью и знанием" См. Полетухин Ю.А. Классики правовой мысли и просвещенияо проблеме применения смертной казни. -М: Челябинск.: ЧелГУ, 2010. С.87

Основным инструментом гуманиста была филология. Безупречное знание латыни и греческого, в особенности искусное владение классической латынью было необходимым требованием к репутации гуманиста, крайне желательно было владение устной латинской речью. Также требовался чёткий почерк и неимоверная память. В своих студиях гуманисты интересовались следующими предметами - грамматика, риторика, этика, история и поэзия и т.п. Гуманисты отказываются от средневековых художественных форм, воскрешая новые - стихи, эпистолярный жанр, художественную литературу, философские трактаты.

Большое значение стала играть высочайшая репутация гуманизма. Характерной чертой эпохи Возрождения стал высочайший социальный престиж гуманистических познаний и талантов, культ культуры. Хороший латинский стиль стал необходимостью политики. В первые десятилетия XV века восторг перед гуманистической ученостью станет привычной чертой общественного быта.

Одним из основателей зарождения гуманистической философии явился

великий европейский поэт Франческо Петрарка (1304 - 1374 гг.). Он родился в семье небогатых жителей Флоренции, ко времени рождения сына изгнанных из родного города и живших в небольшом местечке Ареццо. Уже в детстве он вместе с родителями сменил немало разных мест проживания. И это стало своего рода символом всей его судьбы - в течении жизни он много путешествовал, проживал в разных городах Италии, Франции, Германии. Везде он находил почет и уважение многочисленных поклонников и почитателей его поэтического таланта См. Там же.

Однако, Петрарка не только поэт, но и своеобразный и интереснейший мыслитель, философ. Именно он первым в Европе сформулировал идеи гуманизма, начал говорить о необходимости возрождения античного духа, идеалов античности. Недаром уже в начале XV в. писали: "Франческо Петрарка был первым, на кого снизошла благодать, и он признал и осознал и вывел на свет изящество древнего стиля, утраченного и забытого".

Будучи искренне верующим христианином, Петрарка не принимал распространенного схоластического понимания сущности Бога и, прежде всего, установившегося господства рационализированного христианства. Поэтому он призывал не распылять свои силы в бесплодных логических умствованиях, а вновь открыть истинное обаяние всего комплекса гуманитарных дисциплин. Истинная мудрость, по его мнению, заключается в знании метода достижения этой мудрости. Следовательно, необходимо возвратиться к познанию собственной души. Петрарка писал: "Мне не причиняют беспокойство преграда из книг и восхищение земными вещами, поскольку у языческих философов я научился тому, что ничто не достойно восхищения, за исключением только души, против которой все кажется незначительным".

Именно с Петраркой начинается первая гуманистическая критика Аристотеля. Хотя к самому Аристотелю Петрарка относится с большим уважением, однако использование философами-схоластами аристотелевского стиля мышления, принципов аристотелевской логики для доказательства истин веры его совершенно не устраивают. Петрарка настаивает на том, что чисто логические способы постижения Бога ведут не к знанию, а к безбожию.

Сам Петрарка отдавал предпочтение философии Платона и основывающихся на нем сочинениям Отцов Церкви. Он утверждал, что, если Платон и не достиг истины, то был близок к ней более чем другие. Признавая "философское первенство" Платона, он риторически спрашивал: "И кто станет отрицать такое первенство, исключая разве шумную толпу глупых схоластов?".

И вообще Петрарка призывает к самому активному изучению философского наследия античности, к возрождению идеалов античности, к возрождению того, что позднее получило название "античного духа". Ведь его, как и многих древних мыслителей, интересовали, прежде всего, внутренние, морально-этические проблемы человека.

Не менее ярким выдающимся гуманистом эпохи Возрождения являлся Джордано Бруно (1548 - 1600 гг.). Родился он в местечке Нола недалеко от Неаполя. Позднее, по месту рождения, он сам называл себя Ноланцем. Бруно происходил из семьи мелкого дворянина, но уже в ранние годы увлекся науками, теологией и еще юношей стал монахом доминиканского монастыря. Впрочем, исключительно богословское образование, которое Бруно мог получить в монастыре, вскоре перестало удовлетворять его поискам истины. Ноланец увлекся идеями гуманизма, стал изучать философию, как древнюю, прежде всего античную, так и современную. Уже в юные годы четкое выражение приобрела одна характерная черта Джордано Бруно - обладая бескомпромиссным характером, он с юных лет и до конца жизни жестко и бестрепетно отстаивал свои взгляды, не боялся вступать в споры и диспуты. В этой бескомпромиссности нашел выражение тезис о "героическом энтузиазме", которое Бруно выдвигал как главное качество истинного ученого - в борьбе за истину нельзя испытывать страха даже перед смертью. Но для самого Бруно героическая борьба за истину всю жизнь служила источником его бесконечных конфликтов с окружающими См. Полетухин И.А. Указ. Соч. С.91.

Один из таких конфликтов, случившийся у молодого монаха с начальством монастыря, привел к тому, что Бруно пришлось бежать из обители. В течение нескольких лет он скитался по городам Италии и Франции. Лекции, которые Бруно посещал в университетах Тулузы и Парижа, тоже нередко заканчивались жаркими спорами Ноланца с профессорами и студентами. Более всего итальянского мыслителя возмущала приверженность преподавателей университетов схоластике, которая, как он считал, уже давно изжила себя. Конфликты с ученым сообществом продолжались и в Англии, где Бруно посещал Оксфордский университет.

В эти же годы Джордано Бруно плодотворно работает над собственными сочинениями. В 1584 - 1585 гг. в Лондоне были опубликованы шесть его диалогов на итальянском языке, в которых он изложил системы своего мировоззрения. Именно в этих сочинениях впервые прозвучали идеи множественности миров, отрицающие традиционное представление о Земле, как центре Вселенной. Эти идеи вызвали резкое неприятие у Римско-католической Церкви, как еретические, преступающие церковные догматы. Кроме того, в диалогах Бруно содержалась жесткая и едкая критика, которой он подверг ученых-схоластов. Вновь оказавшись в центре конфликта, вызвав неудовольствие ученых кругов, Ноланец был вынужден покинуть Англию и уехать во Францию.

Философские воззрения Ноланца формировались под влиянием многих предшествующих учений: неоплатонизма, стоицизма, идей Демокрита и Эпикура, Гераклита, гуманистических теорий. Заметно воздействие концепций арабоязычных философов Аверроэса и Авиценны, а также еврейского философа Авицеброна (которого, впрочем, тогда считали арабом Ибн Гебиролем). Внимательно изучал Бруно и тексты Гермеса Трисмегиста, которого в собственных сочинениях Бруно называл Меркурием. Большое значение для Бруно имела теория Коперника о гелиоцентрическом строении Вселенной, послужившая отправной точкой для его собственных космологических представлений. Современные исследователи подчеркивают серьезное влияние философии Николая Кузанского, особенно учения о совпадении противоположностей. Наверное, только Аристотеля и основывавшихся на нем философов-схоластов Бруно не принимал вовсе и постоянно критиковал.

Философским контрапунктом учения Джордано Бруно является учение о совпадении противоположностей, почерпнутое им, как уже говорилось, у Николая Кузанского. Размышляя о совпадении бесконечного и конечного, высшего и низшего, Бруно развивает учение о совпадении максимума и минимума. Используя в том числе и математические термины, он приходит к выводу, что, раз максимум и минимум совпадают, то минимум, как наименьшее, является субстанцией всех вещей, "неделимым началом". Но, так как минимум - это "единственная и коренная субстанция всех вещей", то "невозможно, чтобы она имела точное определенное имя и такое название, которое обладало бы положительным, а не отрицательным значением". Поэтому сам философ подчеркивает, что следует различать три рода минимумов: в философии - это монада, в физике - атом, в геометрии - точка. Но разные наименования минимума не отменяют главного его качества: минимум, как субстанцией всех вещей, является основой всего, в том числе и максимума: "Так, субстанция вещей нисколько не изменяется, она является бессмертной, ее не рождает никакая возможность и никакая не уничтожает, не портит, не уменьшает и не увеличивает. Благодаря ей рождаются рожденные и в нее они разрешаются".

Так же не могу не отметить в своей работе такого выдающегося гуманиста эпохи Возрождения как Томас Мор (1478 - 1535 гг.), он родился в семье известного лондонского юриста, королевского судьи. После двух лет учебы в Оксфордском университете, Томас Мор, по настоянию отца, окончил юридическую школу и стал адвокатом. Со временем Мор приобрел известность и был избран в английский парламент См. Кудрявцев О.Ф. Ренесансный гуманизм и «Утопия».-М.: Москва,М.: Наука.2009. С. 201.

В начале XVI века Томас Мор сближается с кружком гуманистов Джона Колета, в котором знакомится с Эразмом Роттердамским. Впоследствии Мора и Эразма связывала тесная дружба.

Под влиянием друзей-гуманистов формируется и мировоззрение самого Томаса Мора - он начинает изучать труды античных мыслителей, выучив греческий язык, занимается переводами античной литературы.

Не оставляя литературных трудов, Томас Мор продолжает свою политическую деятельность - он был шерифом Лондона, председателем палаты общин английского парламента, получил рыцарское звание. В 1529 году Мор занял высший государственный пост в Англии - стал лордом-канцлером.

Но в начале 30-х годов XVI века положение Мора резко изменилось. Английский король Генрих VIII решил осуществить в стране церковную реформу и встать во главе Церкви. Томас Мор отказался присягнуть королю, как новому главе Церкви, покинул пост лорда-канцлера, но был обвинен в государственной измене и в 1532 году заточен в Тауэр. Через три года Томас Мор был казнен.

В историю философской мысли Томас Мор вошел, прежде всего, как автор книги, ставшей своего рода триумфом гуманистической мысли. Написал ее Мор в 1515 - 1516 гг. и уже в 1516 году, при активном содействии Эразма Роттердамского, вышло в свет первое издание под названием "Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия". Уже при жизни это сочинение, кратко называемое "Утопией", принесло Мору всемирную славу.

Само слово "Утопия" придумано Томасом Мором, составившем его из двух греческих слов: "ou" - "не" и "topos" - "место". Буквально "Утопия" означает "место, которого нет" и недаром сам Мор переводил слово "Утопия" как "Нигдея" См. Кудрявцев О.Ф. Указ. Соч. С 204.

В книге Мора рассказывается о неком острове под названием Утопия, жители которого ведут идеальный образ жизни и установили у себя идеальный государственный строй. Само название острова подчеркивает, что речь идет о явлениях, которых нет и, скорее всего, не может быть в реальном мире.