Кто такие писатели гуманисты. Выдающиеся гуманисты эпохи возрождения и их труды
Выдающимся гуманистом раннего Нового времени был Эразм Роттердамский, ученый, филолог, богослов. Он создал стройную систему нового богословия, которое называл «философией Христа». В этой системе главное внимание сосредоточивается на человеке в его отношении к Богу, их нравственных обязательствах человека перед Богом. Такие проблемы, как сотворение мира, троичность Бога, гуманист считал неразрешимыми и не имеющими жизненно важного значения.
К гуманистам относится французский писатель Франсуа Рабле, автор книги «Гаргантюа и Пантагрюэль», в которой отразился суть развития гуманистической мысли, надежды, победы и пора-Кения гуманистов. В первых книгах больше веселости, над всем Доминирует вера в победу разумного и доброго в жизни людей, о последующих же книгах больше трагизма.
Еще одним величайшим писателем-гуманистом был Уильям Шекспир, великий английский драматург. Главным принципом его произведений являлась правда чувств.
Испанский писатель-гуманист Мигель Сервантес стал автором бессмертного произведения «Дон Кихот». Герой Сервантеса живет иллюзий и пытается воскресить золотой век рыцарства.
Писатель красочно описывает, как мечты Дон Кихота разбиваются о действительность,
Томас Мор является выдающимся английским мыслителем-гуманистом. Он создал трактат об идеальном государстве. Мор описывает сказочный остров Утопия, где живут счастливые люди, отказавшиеся от собственности, денег и войн. В «Утопии» Мор обосновал целый ряд демократических требований к организации государства. Утопийиы могут свободно выбрать ремесло или другое занятие. Но люди обязаны работать везде, где проживут больше одного дня.
Согласно учению английского философа Джона Локка, чело, век является общественным существом. Локк говорит о «естественном» состоянии человека. Это состояние является не своеволием, а обязанностью сдерживать себя и не наносить ущерба другим людям. Человек имеет право на собственность. Однако право на землю и потребление продуктов труда часто порождает конфликты, поэтому оно является предметом специального договора между людьми. Верховная власть, согласно Джону Локку, не может лишить человека какой-либо части его собственности, если последний не согласен. Локк заложил основу идеи разделения гражданского общества и государства.
«Титаны Возрождения* .
Культура эпохи Возрождения отличается чрезвычайным богатством и многообразием содержания. Творцы культуры того времени - ученые, художники, писатели - были разносторонними людьми. Неслучайно их называют титанами, как древнегреческих божеств, олицетворявших могучие силы
Итальянец Леонардо да Винчи прославился как живописец, автор величайших произведений. Портрет Моны Лизы (Джоконды) воплотил представление людей эпохи Ренессанса о высокой ценности человеческой личности. В области механики Леонардо сделан первые попытки определять коэффициенты трения и скольжения. Ему принадлежат многочисленные проекты ткацких станков, печатных машин и т.д. Новаторскими были конструкции летательных аппаратов, проект парашюта. Он занимался астрономией, оптикой, биологией, ботаникой. Анатомические рисунки Леонардо являются изображениями, позволяющими судить об общих закономерностях строения организма.
Современник Леонардо да Винчи Микеланджело Буонарроти был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Период творческой зрелости великого скульптора открывают статуя Д" 1 " вида и статуя Мадонны. Вершиной творчества Микеланджело как живописца явилась роспись свода Сикстинской капеллы в Риме воплотившая его представления о жизни и ее противоречив Микеланджело руководил строительством собора Святого Петра в Риме. Живописец и архитектор Рафаэль Санти прославил земное счастье человека, гармонию его всесторонне развитых духовных и физических свойств. В образах мадонн Рафаэля мастерски отражена серьезность мыслей и переживаний. Наиболее известной картиной художника является «Сикстинская мадонна».
Испанский художник Эль Грека воспринял традиции византийского искусства. Его картины выделяются глубокой психологической характеристикой персонажей. Другой испанский живописи, Диего Веласкес, в своих работах изображал правдивые сцены из народного быта, выдержанные в темном колорите и отличающиеся жесткостью письма. Религиозным картинам художника свойственны народность и реализм типов.
Крупнейшим представителем германского Возрождения является художник Альбрехт Дюрер. Он искал новые средства выразительности, отвечающие требованиям гуманистического мировоззрения. Дюрер занимался также архитектурой, математикой и механикой.
Политика, наука и культура не может развиваться в постоянных условиях. Восприятие людей окружающей среды и их взгляды обязательно должны подвергаться изменениям.
Гуманизм – система взглядов в центре которых стоит человек, который интересуется искусством, наукой и совершенствует себя во всех областях.
Великие гуманисты Европы творили в эпоху Возрождения. Они воспевали античную эпоху, забытую в средние века. Основным объектом изучения стал человек и его чувства.
Новые взгляды людей не могли появиться просто так. Большое значение гуманизм уделял воспитанию будущего поколения. Первым об этом заговорил Витторино де Фельтре. В XV века он основал детскую школу, занятия в которой проходили на природе. В ней отсутствовало физическое наказание и принуждение. Обучались там не только дети высшего сословия, но и из простых семей. Детей развивали разносторонне не только интеллектуально, но и физически.
Обучение детей через систему вопросов и ответов предложил Эразм Роттердамский в трактате «О приличии детских нравов». Так же он считал невежливо при беседе с человеком поднимать брови, зевать, морщить нос, ковыряться в ушах и трясти головой. Подобные правила существуют и сегодня.
Родился Роттердамский в 1469 году около Роттердама. В девятнадцатилетнем возрасте его отправили на службе в монастырь. Там он прочел множество книг из библиотеки монахов. В должности секретаря епископа через 5 лет он покинул монастырь. Эразму Роттердамскому удалось стать студентом парижского богословского факультета. В Лондоне он познакомился с Томасом Мором, который станет его другом до конца жизни.
Роттердамский прославился своим произведением «Похвала Глупости». В нем Глупость выступает перед читателем. Ее отцом был Плутос (бог Богатсва), кормилицами были Невоспитанность и Опьянение. В произведении высмеиваются многие пороки общества. Это первый голос нового времени и желание коренным образом поменять общество.
Эразм проработал в Кембриджском университете и был назначен на должность испанского короля. Он много путешествовал и завоевывал уважение людей. Умер в 1536 году.
Другим известным гуманистом был Томас Мор. Родился в 1478 году в Англии. Учился в Оксфорде, работал адвокатом и был членом Парламента. Спустя пару лет он получает рыцарское звание и входит в состав Тайного совета.
Известным творением Томаса Мора стала «Золотая книжечка…». В ней критикуется устройство современного общества и описывается модель идеального общества. В первой части причиной государственных бед европейских стран называют деньги и собственность. Правители стремятся не к хорошему управлению, а увеличению территории. Вторая часть посвящена Утопии – модели идеального государства. Оно расположено на острове и состоит из 54 городов (число городов в Англии в XVI веке). Во главе стоит князь, избранный на пожизненное правление. Только обвинение в тирании может стать поводом для его смещения. Законы и вопросы решаются Народным сбором – по 3 человека с каждого города. Люди живут семьями, работу которых контролирует филарх. Каждый житель знает азы земледелия и одно ремесло на выбор. В городе все склады общие. Больные жители расположены в специальных больницах за городам, что бы не заражать остальных. Золото ценится в Утопии не более воды или железа. Что бы предотвратить его накопление, золото стало соответствовать позору. Еще много интересного описал Томас Мор в своем идеальном городе.
Известным гуманистом был Франсуа Рабле. Его родиной является французский городок Шинон. Свое детство провел в монастыре. Там его обучили греческому и латинскому языкам. В Пуатье он изучал медицину в университете. Всю жизнь занимался сатирической литературой. Он считал, что смех способен вылечить все заболевания. Самым популярным стала «Гаргантюа и Пантангрюэль». Гаргатюа воспитывали богословы, которые заставляли его заучивать все наизусть. В итоге он отупел еще больше. Его сын Пантагрюэль становиться противоположностью отца – он более гуманный. Книга высмеивает папство, богословство, судейство и правительства.
Как видно, люди в эпоху Возрождения по-другому начали смотреть на окружающий мир. Они почти все повседневные вещи подвергли критике. Многие гуманисты предлагали свое понимание идеального государственного строя и общества. Человек во всех образцах становиться основной ценностью. Отличительной чертой эпохи Возрождения стало массовое стремление к получению образования, уважение к людям, которые хотят учиться и помогают людям.
Термин гуманизм возник от названия круга наук, которыми занимались поэтически и художественно одаренные люди: «studia humanitatis» Это науки, которые изучали все человеческое в противоположность «studia divina» - то есть теологии, изучавшей все божественное
Гуманисты прославляли: -Земную жизнь -Человеческие радости -Воспевали красоту, разум, духовную свободу -Высмеивали невежество и жадность -Главным достоинством человека считали добродетель Гуманисты прославляли: -Земную жизнь -Человеческие радости -Воспевали красоту, разум, духовную свободу -Высмеивали невежество и жадность -Главным достоинством человека считали добродетель
2. Писатели - гуманисты В начале 16 века развернулись острые столкновения гуманистов с церковной схоластикой, которую гуманисты высмеивали в сатирических произведениях Схола́стика (греч. σχολαστι κός учёный Scholia - школа) систематическая греч. средневековая философия средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов университетов
Эразм Роттердамский() Нидерландский писатель Прославился сатирическим произведением «Похвала глупости»: -Глупость с кафедры сама себе произносит похвалу -В современном обществе все становятся дураками среди дураков -Отстаивал достоинство человека, который сам должен избрать свой жизненный путь -Был противником войн
«Какая разница между стариком и ребенком, если не считать того, что первый изборожден морщинами и насчитывает больше дней от рождения? Те же белые волосы, беззубый рот, малый рост, пристрастие к молоку, косноязычие, болтливость, бестолковость, забывчивость, опрометчивость. Коротко говоря, они во всем подобны друг другу. Чем более стареют люди, тем ближе они к детям, и, наконец, словно настоящие младенцы, не испытывая отвращения к жизни, не сознавая смерти, уходят они из мира»
«Без меня никакое сообщество, никакая житейская связь не были бы приятными и прочными: народ не мог бы долго сносить своего государя, господин -- раба,служанка -- госпожу, учитель -- ученика, друг -- друга, жена -- мужа, квартирант -- домохозяина, сожитель - - сожителя, товарищ -- товарища, ежели бы они взаимно не заблуждались, не прибегали к лести, не щадили чужих слабостей, не потчевали друг друга медом глупости»
Франсуа Рабле () Французский писатель Написал роман «Гаргантюа и Пантагрюэль»: -Изобразил представителей французского общества -Описал идеальное общество, где господствует свобода личности
3. Гуманизм в общественной жизни В 16 в. люди пытались понять, как и по каким законам развивается общество Макиавелли в трактате «Государь»показал образ реального, а не идеального правителя: -Хитрый -Лицемерный -Жестокий -беспринципный Никколо Макиавелли ()
Государю «необходимо уметь управляться и с человеком, и со зверем», ибо «для того чтобы обойти капкан, нужно быть лисой, и львом – чтобы обойти капкан, нужно быть лисой, и львом – чтобы устрашить волков» Макиавелли не оправдывал этих качеств Он отражал реальность
При английском короле Генрихе 8 занимал должность лорда- канцлера Сочинил «Утопию»(место, которого нет) Томас Мор ()
«Утопия»: «На Утопии есть 54 города; все они большие и великолепные. По языку, нравам, установлениям, законам они одинаковы; расположение тоже у всех одно, одинаков у них, насколько это дозволяет местность, и внешний вид. Утопийцы работают на всех, никто не имеет собственности. Общество обеспечивает каждому изобилие…и предоставляет ему досуг для свободного развития ума.Дисциплина… :установленные часы работы, совместное принятие пищи; каждый человек с охотой следует этому»
« Подлинная свобода состоит в том, чтобы иметь над собой полную власть» Призывал воспитывать в ребенке добро, любовь к науке Мишель Монтень()
Задание: Параграф 4 Ответить на вопросы: -Что такое Возрождение -Что такое гуманизм -Каково отличие человека Возрождения от человека Средневековья -Почему в эпоху Возрождения усилился интерес к античной философии -Какие вопросы вы хотели бы задать гуманистам?
Термин гуманизм возник от названия круга наук, которыми занимались поэтически и художественно одаренные люди: «studia humanitatis» Это науки, которые изучали все человеческое в противоположность «studia divina» - то есть теологии, изучавшей все божественное
Гуманисты прославляли: -Земную жизнь -Человеческие радости -Воспевали красоту, разум, духовную свободу -Высмеивали невежество и жадность -Главным достоинством человека считали добродетель Гуманисты прославляли: -Земную жизнь -Человеческие радости -Воспевали красоту, разум, духовную свободу -Высмеивали невежество и жадность -Главным достоинством человека считали добродетель
2. Писатели - гуманисты В начале 16 века развернулись острые столкновения гуманистов с церковной схоластикой, которую гуманисты высмеивали в сатирических произведениях Схола́стика (греч. σχολαστι κός учёный Scholia - школа) систематическая греч. средневековая философия средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов университетов
Эразм Роттердамский() Нидерландский писатель Прославился сатирическим произведением «Похвала глупости»: -Глупость с кафедры сама себе произносит похвалу -В современном обществе все становятся дураками среди дураков -Отстаивал достоинство человека, который сам должен избрать свой жизненный путь -Был противником войн
«Какая разница между стариком и ребенком, если не считать того, что первый изборожден морщинами и насчитывает больше дней от рождения? Те же белые волосы, беззубый рот, малый рост, пристрастие к молоку, косноязычие, болтливость, бестолковость, забывчивость, опрометчивость. Коротко говоря, они во всем подобны друг другу. Чем более стареют люди, тем ближе они к детям, и, наконец, словно настоящие младенцы, не испытывая отвращения к жизни, не сознавая смерти, уходят они из мира»
«Без меня никакое сообщество, никакая житейская связь не были бы приятными и прочными: народ не мог бы долго сносить своего государя, господин -- раба,служанка -- госпожу, учитель -- ученика, друг -- друга, жена -- мужа, квартирант -- домохозяина, сожитель - - сожителя, товарищ -- товарища, ежели бы они взаимно не заблуждались, не прибегали к лести, не щадили чужих слабостей, не потчевали друг друга медом глупости»
Франсуа Рабле () Французский писатель Написал роман «Гаргантюа и Пантагрюэль»: -Изобразил представителей французского общества -Описал идеальное общество, где господствует свобода личности
3. Гуманизм в общественной жизни В 16 в. люди пытались понять, как и по каким законам развивается общество Макиавелли в трактате «Государь»показал образ реального, а не идеального правителя: -Хитрый -Лицемерный -Жестокий -беспринципный Никколо Макиавелли ()
Государю «необходимо уметь управляться и с человеком, и со зверем», ибо «для того чтобы обойти капкан, нужно быть лисой, и львом – чтобы обойти капкан, нужно быть лисой, и львом – чтобы устрашить волков» Макиавелли не оправдывал этих качеств Он отражал реальность
При английском короле Генрихе 8 занимал должность лорда- канцлера Сочинил «Утопию»(место, которого нет) Томас Мор ()
«Утопия»: «На Утопии есть 54 города; все они большие и великолепные. По языку, нравам, установлениям, законам они одинаковы; расположение тоже у всех одно, одинаков у них, насколько это дозволяет местность, и внешний вид. Утопийцы работают на всех, никто не имеет собственности. Общество обеспечивает каждому изобилие…и предоставляет ему досуг для свободного развития ума.Дисциплина… :установленные часы работы, совместное принятие пищи; каждый человек с охотой следует этому»
« Подлинная свобода состоит в том, чтобы иметь над собой полную власть» Призывал воспитывать в ребенке добро, любовь к науке Мишель Монтень()
Задание: Параграф 4 Ответить на вопросы: -Что такое Возрождение -Что такое гуманизм -Каково отличие человека Возрождения от человека Средневековья -Почему в эпоху Возрождения усилился интерес к античной философии -Какие вопросы вы хотели бы задать гуманистам?
Гуманисты не являлись узкими специалистами, а были специалистами по культуре вообще. "Они - носители нового благородства (nobilitas) , отождествляемого с личной доблестью и знанием" См. Полетухин Ю.А. Классики правовой мысли и просвещенияо проблеме применения смертной казни. -М: Челябинск.: ЧелГУ, 2010. С.87
Основным инструментом гуманиста была филология. Безупречное знание латыни и греческого, в особенности искусное владение классической латынью было необходимым требованием к репутации гуманиста, крайне желательно было владение устной латинской речью. Также требовался чёткий почерк и неимоверная память. В своих студиях гуманисты интересовались следующими предметами - грамматика, риторика, этика, история и поэзия и т.п. Гуманисты отказываются от средневековых художественных форм, воскрешая новые - стихи, эпистолярный жанр, художественную литературу, философские трактаты.
Большое значение стала играть высочайшая репутация гуманизма. Характерной чертой эпохи Возрождения стал высочайший социальный престиж гуманистических познаний и талантов, культ культуры. Хороший латинский стиль стал необходимостью политики. В первые десятилетия XV века восторг перед гуманистической ученостью станет привычной чертой общественного быта.
Одним из основателей зарождения гуманистической философии явился
великий европейский поэт Франческо Петрарка (1304 - 1374 гг.). Он родился в семье небогатых жителей Флоренции, ко времени рождения сына изгнанных из родного города и живших в небольшом местечке Ареццо. Уже в детстве он вместе с родителями сменил немало разных мест проживания. И это стало своего рода символом всей его судьбы - в течении жизни он много путешествовал, проживал в разных городах Италии, Франции, Германии. Везде он находил почет и уважение многочисленных поклонников и почитателей его поэтического таланта См. Там же.
Однако, Петрарка не только поэт, но и своеобразный и интереснейший мыслитель, философ. Именно он первым в Европе сформулировал идеи гуманизма, начал говорить о необходимости возрождения античного духа, идеалов античности. Недаром уже в начале XV в. писали: "Франческо Петрарка был первым, на кого снизошла благодать, и он признал и осознал и вывел на свет изящество древнего стиля, утраченного и забытого".
Будучи искренне верующим христианином, Петрарка не принимал распространенного схоластического понимания сущности Бога и, прежде всего, установившегося господства рационализированного христианства. Поэтому он призывал не распылять свои силы в бесплодных логических умствованиях, а вновь открыть истинное обаяние всего комплекса гуманитарных дисциплин. Истинная мудрость, по его мнению, заключается в знании метода достижения этой мудрости. Следовательно, необходимо возвратиться к познанию собственной души. Петрарка писал: "Мне не причиняют беспокойство преграда из книг и восхищение земными вещами, поскольку у языческих философов я научился тому, что ничто не достойно восхищения, за исключением только души, против которой все кажется незначительным".
Именно с Петраркой начинается первая гуманистическая критика Аристотеля. Хотя к самому Аристотелю Петрарка относится с большим уважением, однако использование философами-схоластами аристотелевского стиля мышления, принципов аристотелевской логики для доказательства истин веры его совершенно не устраивают. Петрарка настаивает на том, что чисто логические способы постижения Бога ведут не к знанию, а к безбожию.
Сам Петрарка отдавал предпочтение философии Платона и основывающихся на нем сочинениям Отцов Церкви. Он утверждал, что, если Платон и не достиг истины, то был близок к ней более чем другие. Признавая "философское первенство" Платона, он риторически спрашивал: "И кто станет отрицать такое первенство, исключая разве шумную толпу глупых схоластов?".
И вообще Петрарка призывает к самому активному изучению философского наследия античности, к возрождению идеалов античности, к возрождению того, что позднее получило название "античного духа". Ведь его, как и многих древних мыслителей, интересовали, прежде всего, внутренние, морально-этические проблемы человека.
Не менее ярким выдающимся гуманистом эпохи Возрождения являлся Джордано Бруно (1548 - 1600 гг.). Родился он в местечке Нола недалеко от Неаполя. Позднее, по месту рождения, он сам называл себя Ноланцем. Бруно происходил из семьи мелкого дворянина, но уже в ранние годы увлекся науками, теологией и еще юношей стал монахом доминиканского монастыря. Впрочем, исключительно богословское образование, которое Бруно мог получить в монастыре, вскоре перестало удовлетворять его поискам истины. Ноланец увлекся идеями гуманизма, стал изучать философию, как древнюю, прежде всего античную, так и современную. Уже в юные годы четкое выражение приобрела одна характерная черта Джордано Бруно - обладая бескомпромиссным характером, он с юных лет и до конца жизни жестко и бестрепетно отстаивал свои взгляды, не боялся вступать в споры и диспуты. В этой бескомпромиссности нашел выражение тезис о "героическом энтузиазме", которое Бруно выдвигал как главное качество истинного ученого - в борьбе за истину нельзя испытывать страха даже перед смертью. Но для самого Бруно героическая борьба за истину всю жизнь служила источником его бесконечных конфликтов с окружающими См. Полетухин И.А. Указ. Соч. С.91.
Один из таких конфликтов, случившийся у молодого монаха с начальством монастыря, привел к тому, что Бруно пришлось бежать из обители. В течение нескольких лет он скитался по городам Италии и Франции. Лекции, которые Бруно посещал в университетах Тулузы и Парижа, тоже нередко заканчивались жаркими спорами Ноланца с профессорами и студентами. Более всего итальянского мыслителя возмущала приверженность преподавателей университетов схоластике, которая, как он считал, уже давно изжила себя. Конфликты с ученым сообществом продолжались и в Англии, где Бруно посещал Оксфордский университет.
В эти же годы Джордано Бруно плодотворно работает над собственными сочинениями. В 1584 - 1585 гг. в Лондоне были опубликованы шесть его диалогов на итальянском языке, в которых он изложил системы своего мировоззрения. Именно в этих сочинениях впервые прозвучали идеи множественности миров, отрицающие традиционное представление о Земле, как центре Вселенной. Эти идеи вызвали резкое неприятие у Римско-католической Церкви, как еретические, преступающие церковные догматы. Кроме того, в диалогах Бруно содержалась жесткая и едкая критика, которой он подверг ученых-схоластов. Вновь оказавшись в центре конфликта, вызвав неудовольствие ученых кругов, Ноланец был вынужден покинуть Англию и уехать во Францию.
Философские воззрения Ноланца формировались под влиянием многих предшествующих учений: неоплатонизма, стоицизма, идей Демокрита и Эпикура, Гераклита, гуманистических теорий. Заметно воздействие концепций арабоязычных философов Аверроэса и Авиценны, а также еврейского философа Авицеброна (которого, впрочем, тогда считали арабом Ибн Гебиролем). Внимательно изучал Бруно и тексты Гермеса Трисмегиста, которого в собственных сочинениях Бруно называл Меркурием. Большое значение для Бруно имела теория Коперника о гелиоцентрическом строении Вселенной, послужившая отправной точкой для его собственных космологических представлений. Современные исследователи подчеркивают серьезное влияние философии Николая Кузанского, особенно учения о совпадении противоположностей. Наверное, только Аристотеля и основывавшихся на нем философов-схоластов Бруно не принимал вовсе и постоянно критиковал.
Философским контрапунктом учения Джордано Бруно является учение о совпадении противоположностей, почерпнутое им, как уже говорилось, у Николая Кузанского. Размышляя о совпадении бесконечного и конечного, высшего и низшего, Бруно развивает учение о совпадении максимума и минимума. Используя в том числе и математические термины, он приходит к выводу, что, раз максимум и минимум совпадают, то минимум, как наименьшее, является субстанцией всех вещей, "неделимым началом". Но, так как минимум - это "единственная и коренная субстанция всех вещей", то "невозможно, чтобы она имела точное определенное имя и такое название, которое обладало бы положительным, а не отрицательным значением". Поэтому сам философ подчеркивает, что следует различать три рода минимумов: в философии - это монада, в физике - атом, в геометрии - точка. Но разные наименования минимума не отменяют главного его качества: минимум, как субстанцией всех вещей, является основой всего, в том числе и максимума: "Так, субстанция вещей нисколько не изменяется, она является бессмертной, ее не рождает никакая возможность и никакая не уничтожает, не портит, не уменьшает и не увеличивает. Благодаря ей рождаются рожденные и в нее они разрешаются".
Так же не могу не отметить в своей работе такого выдающегося гуманиста эпохи Возрождения как Томас Мор (1478 - 1535 гг.), он родился в семье известного лондонского юриста, королевского судьи. После двух лет учебы в Оксфордском университете, Томас Мор, по настоянию отца, окончил юридическую школу и стал адвокатом. Со временем Мор приобрел известность и был избран в английский парламент См. Кудрявцев О.Ф. Ренесансный гуманизм и «Утопия».-М.: Москва,М.: Наука.2009. С. 201.
В начале XVI века Томас Мор сближается с кружком гуманистов Джона Колета, в котором знакомится с Эразмом Роттердамским. Впоследствии Мора и Эразма связывала тесная дружба.
Под влиянием друзей-гуманистов формируется и мировоззрение самого Томаса Мора - он начинает изучать труды античных мыслителей, выучив греческий язык, занимается переводами античной литературы.
Не оставляя литературных трудов, Томас Мор продолжает свою политическую деятельность - он был шерифом Лондона, председателем палаты общин английского парламента, получил рыцарское звание. В 1529 году Мор занял высший государственный пост в Англии - стал лордом-канцлером.
Но в начале 30-х годов XVI века положение Мора резко изменилось. Английский король Генрих VIII решил осуществить в стране церковную реформу и встать во главе Церкви. Томас Мор отказался присягнуть королю, как новому главе Церкви, покинул пост лорда-канцлера, но был обвинен в государственной измене и в 1532 году заточен в Тауэр. Через три года Томас Мор был казнен.
В историю философской мысли Томас Мор вошел, прежде всего, как автор книги, ставшей своего рода триумфом гуманистической мысли. Написал ее Мор в 1515 - 1516 гг. и уже в 1516 году, при активном содействии Эразма Роттердамского, вышло в свет первое издание под названием "Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия". Уже при жизни это сочинение, кратко называемое "Утопией", принесло Мору всемирную славу.
Само слово "Утопия" придумано Томасом Мором, составившем его из двух греческих слов: "ou" - "не" и "topos" - "место". Буквально "Утопия" означает "место, которого нет" и недаром сам Мор переводил слово "Утопия" как "Нигдея" См. Кудрявцев О.Ф. Указ. Соч. С 204.
В книге Мора рассказывается о неком острове под названием Утопия, жители которого ведут идеальный образ жизни и установили у себя идеальный государственный строй. Само название острова подчеркивает, что речь идет о явлениях, которых нет и, скорее всего, не может быть в реальном мире.