Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона

Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона
Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона

Оригинал взят у gorbutovich в Кранахи. Часть 1. Жизнь и работы

Историк искусства в 1932 году о Лукасе Кранахе Старшем: « Он занял свое место в истории как „саксонский мастер“, друг Лютера и ортодоксальный протестантский живописец, работавший на лютеранском северо-востоке Германии; его хорошо известные картины, хранящиеся сейчас в галереях во всем мире, излучают выразительную экспрессию художественного мастерства без каких-либо следов интеллектуального напряжения и духовного противоборства периода Реформации...


Лукас Кранах Старший. Юдифь на пиру в лагере Олоферна. Фрагмент. 1531. Фонд замка Фриденштайн, Гота / Judith an der Tafel des Holofernes. Lucas Cranach der Ältere. 1531. Stiftung Schloss Friedenstein, Gotha. Полный вид картины - в части 2

Если бы Кранах умер в 1505 году, он бы жил в нашей памяти, как художник, заряженный внутренним динамитом. На самом деле он продолжал работать до 1553 года, и вместо сохранения его импульсивно-взрывной энергии мы наблюдаем постепенное творческое выдыхание.» - 1932 год, Германия, Макс Фридлендер (1867-1958) , наиболее авторитетный для своего времени эксперт в области художественного наследия Кранаха.

Лукас Кранах Старший — художник близкий XX веку, особенно авангардистской эстетике первой его половины. Наследие Кранаха служило источником вдохновения для Пабло Пикассо, Альберто Джакометти, Эрнста Людвига Кирхнера и других художников. Кранаховский стиль по достоинству оценили в эпоху экспрессионизма. От духа времени экспрессионизма и исходит, видимо, неравнозначность оценки периодов творчества Кранаха, данной 84 года назад Максом Фридлендером.

В Москве в Пушкинском музее закрылась первая российская монографическая выставка работ семьи Кранахов. Выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» проходила с 04 марта 2016 по 15 мая 2016. Материалы по теме выставки: некоторые произведения, показывавшиеся на ней, в качественном воспроизведении и информация о художниках на основе данных из научного каталога выставки, главным образом статьи куратора Вадима Садкова.

2.


Лукас Кранах Старший. Христос и Дева Мария (или Мария Магдалина). Гота, Фонд замка Фриденштайн. Инв. № 54/14. Пергамент, наклеенный на дубовую основу, масляная темпера. 34,2 х 52,7. Дата неизвестна, варианты: 1508, 1512-1515, 1515-1520, конец 1510-х. . Вид на выставке

Лукас Кранах Старший (1472/ок. 1475 - 1553)

Личность Лукаса Кранаха Старшего и многогранность его интересов как художника, придворного, дипломата и предпринимателя служат примером универсальной активности человека эпохи Возрождения. По свидетельству двоюродного брата и первого биографа Кранаха Матиаса Гундерама, оставленному в 1556 году, он родился 4 октября 1472 года в городке Кронах в Верхней Франконии (ныне север Баварии) и был одним из четверых детей в семье местного художника Ганса Малера (Мольнера; мать носила девичью фамилию Хюбнер). От рождения он почему-то именовался Лукасом Зюндером (Зундером, Зондером), но в дальнейшем стал называть себя Кранахом — в память о родном городе.

3.

Вторая половина 1510-х, около 1517-1518. Лукас Кранах Старший. Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой. Музей изящных искусств, Будапешт / The Mystic Marriage of Saint Catherine of Alexandria with Saints Dorothy, Margaret and Barbara. Lucas Cranach the Elder. Ca. 1516-1518. Oil on lindenwood. 67.5 x 47.3 cm. Inventory Number: 133. Szépművészeti Múzeum, Budapest.

По всей видимости, первые уроки профессионального художественного мастерства (тогда это именовалось ars graphica) он получил в отцовской мастерской в Кронахе. Также, согласно старинной легенде, молодой художник как странствующий подмастерье, подобно Дюреру, с целью расширения профессионального кругозора и в поисках признания совершил ознакомительное путешествие по городам Германии, а в 1493 году будто бы даже посетил Святую землю. Однако все современные знания о его ученичестве и годах странствий (Wanderjahre) относятся к категории документально не подтвержденных догадок, основанных на поздних источниках. Дату рождения Кранаха современные исследователи также сдвигают на три года позже и осторожно определяют ее около 1475 года.

4.

1506. Лукас Кранах Старший. Ангелы, возносящие Марию Магдалину. Гравюра на дереве. Лист на выставке: Графическое собрание фонда Герцогского музея в замке Фриденштайн, Гота, Германия. Здесь: лист из Метрополитен-музея / The Ecstacy of St. Mary Magdalen. Lucas Cranach the Elder (German, Kronach 1472-1553 Weimar). 1506. Woodcut; second state of two (Hollstein). Sheet: 24.4 × 14.2 cm. Accession Number: 21.35.1. Metropolitan Museum of Art.

Точно засвидетельствовано появление Лукаса Кранаха в 1501 году в Вене, где он проживал на протяжении следующих трех лет. Это время оказалось необычайно важным для творческой биографии мастера: именно тогда не без влияния философских идей участников гуманистического кружка Конрада Цельтиса сформировался яркий, глубоко индивидуальный образный язык его произведений, неразрывно связанный с эстетическими идеалами так называемой Дунайской школы, в число главных создателей которой входил Лукас Кранах. От этого периода сохранилось несколько достоверных произведений мастера, помеченных монограммой LC.

5.

1506. Лукас Кранах Старший. Венера и Амур. Гравюра на дереве. Лист на выставке: Фонд замка Фриденштайн, Гота, Германия. Здесь: лист из Метрополитен-музея / Venus and Cupid. Lucas Cranach the Elder. 1506. Woodcut. Sheet: 28.2 × 19.8 cm. Accession Number: 17.37.67. Metropolitan Museum of Art.

В 1504 году Кранах, уже снискавший достаточную известность среди современников, получил почетное приглашение занять должность художника при дворе саксонского курфюрста Фридриха III Мудрого в Виттенберге, сменив на этом посту странствующего итальянца Якопо де Барбари. Уже 24 июня 1505 года он как pictor ducalis получил полугодовое жалованье в размере 50 гудьденов, что много.

6.

1509 г. Лукас Кранах Старший. Венера и Амур. Холст, масло (переведена с дерева в 1850). 213x102 см. Инв. № ГЭ-680. Эрмитаж. . Картина являлась первым на севере Европы изображением богини любви обнаженной (до этого так изображали только Еву), а также первым в творчестве Кранаха живописным произведением на тему античной мифологии. Интерес к искусству итальянского Ренессанса соединяется в картине со строгой религиозной моралью немецкого гуманизма. Латинская надпись предостерегает: "Всеми силами гони Купидоново сладострастие,/ Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера." Автором двустишия был, вероятно, кто-то из виттенбергских гуманистов, друзей художника.

Эту придворную должность Кранах будет занимать почти непрерывно на протяжении последующих 47 лет также при двух преемниках курфюрста — Иоганне I Твердом и Иоганне Фридрихе Великодушном. Переезд в Виттенбергский замок налагал на мастера весьма разнообразные обязанности. Помимо исполнения многочисленных живописных и графических работ сферой его ответственности была разработка проектов оформления дворцовых интерьеров, наблюдение над деятельностью ювелиров и резчиков по дереву, создание праздничного украшения замка по случаю свадеб, рыцарских турниров, охот и других придворных торжеств. Одновременно он должен был исполнять должности советника и даже камердинера. Иными словами, Кранах становится главной фигурой, отвечавшей за эстетическую атмосферу придворной жизни, что потребовало в последующие годы организации большой мастерской, где одновременно трудились не менее 10 ассистентов, помогавших в исполнении многочисленных заказов. Все это заметно изменило его социальный статус.

7.

1535. Лукас Кранах Старший. Лукреция. Дерево (липа или тополь, доска паркетирована), темпера, масло. 77 x 52 см. Инв. № 966. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород. / Lucretia. 1535. Lucas Cranach The Elder. 76 x 50 cm, Holz. Nizhni Novgorod, Kunstmuseum. , via

В отличие от большинства коллег, бывших членами профессиональных гильдий св. Луки и потому воспринимавшихся современниками просто как талантливые ремесленники, Лукас Кранах Старший, подобно Яну ван Эйку, Боттичелли, Леонардо и Тициану, будучи придворным живописцем саксонского курфюрста, высоко вознесся над основной массой мастеров, работавших в разных странах Европы.

8.


Дракон с поднятыми крыльями и рубиновым колечком во рту - кранаховская идеограмма. 1514 год / Signature of Cranach the Elder from 1508 on: winged snake with ruby ring as on painting of 1514. via

Официальным подтверждением тому стало получение от курфюрста в 1508 году геральдического диплома на фамильный дворянский герб, основным элементом которого было изображение дракончика с поднятыми крыльями и рубиновым колечком во рту, который скоро стал неизменным товарным знаком кранаховской мастерской.

9.

1509. Лукас Кранах Старший. Коронование терновым венцом. Седьмой лист серии Страсти Христовы. На выставке: Эрмитаж, лист подкрашен. Гравюра на дереве. Акварель, гуашь. Здесь: лист из Метрополитен-музея / Lucas Cranach the Elder. Christ crowned with Thorns, from The Passion. Series: The Passion. Woodblock. Sheet: 25 × 17 cm. Accession Number: 21.35.7. Metropolitan Museum of Art.

Более того, в том же 1508 году Кранах был направлен в дипломатическую поездку в Нидерланды ко двору Маргариты Австрийской в Мехелене, где представлял своего патрона на церемонии принесения присяги восьмилетнему кронпринцу Карлу — будущему Карлу V — и был допущен к руке императора Максимилиана I. Максимилиан I несколько лет спустя последний закажет Кранаху вместе с Дюрером исполнение иллюстраций к его часослову.

В январе 1508 года в Нюрнберге состоялась свадьба Лукаса Кранаха и Барбары Бренгбир (1485-1540), дочери богатого пивовара и по совместительству бургомистра города Готы.

Всего через несколько лет Кранаху, занятому исполнением разнообразных заказов, стало тесно в помещениях, которые предоставлялись в Виттенбергском замке. В 1510 году он приобрел большой дом на городской рыночной площади и в устроенной там мастерской успешно занимался живописью, печатал гравюры на металле и ксилографии.

10.

1510-1511. Лукас Кранах Старший. Мученичество Апостола Матфея. Двенадцатый лист серии Мученичества двенадцати апостолов. Гравюра на дереве. Лист на выставке: Эрмитаж. Здесь: лист из Метрополитен-музея / Lucas Cranach the Elder. Matthias from the Martyrdom of the Twelve Apostles
Series: Martyrdom of the Twelve Apostles. Woodblock. Sheet: 16.2 × 12.6 cm. Accession Number: 25.22.1. Metropolitan Museum of Art. . Ранний пример изображения средневековой гильотины. По "Золотой легенде" святой Матфей был зарублен мечом сзади во время молитвы в храме.

В 1512 году художник заметно расширил круг своих деловых интересов: он получил патент на пивоварение и содержание винного погребка. Стремясь минимизировать расходы на создание творческой продукции, в 1520 году Кранах стал владельцем аптеки, что, помимо ее прямого назначения — монопольной торговли лекарствами в Виттенберге, — позволяло заметно удешевлять стоимость красочных минералов, необходимых для живописи и графики.

В 1522-1526 годах совместно с ювелиром Христианом Дерингом художник содержал собственную типографию, в которой, минуя посредников, он печатал книги и гравюры, в том числе знаменитый Septembertestament — перевод на немецкий Нового Завета, сделанный Мартином Лютером и опубликованный в сентябре 1522 года, и продавал их в собственной лавке.

11.

Начало 1520-х. Лукас Кранах Старший. Неравная пара (Старуха и молодой человек). Музей изящных искусств, Будапешт / Lucas Cranach the Elder. The Ill-matched Couple. Ca. 1520-1522. Oil on beechwood. 37 x 30.5 cm. Inventory Number: 137. Szépművészeti Múzeum, Budapest. . Сохранилось более 60 родственных реплик произведений на тему неравных пар и продажной любви

В итоге, исполняя разнообразные придворные обязанности, Лукас Кранах вошел в круг самых богатых и уважаемых жителей Виттенберга, стал членом городского Совета и дважды избирался бургомистром. Дом художника считался одним из самых больших и комфортабельных в городе, поэтому здесь в 1523 году он принимал в качестве почетного гостя короля Христиана II Датского. В следующем 1524 году, сопровождая своего патрона на Имперский сейм в Нюрнберге, Кранах встречался там с Альбрехтом Дюрером, который исполнил на память его крошечный портрет на бумаге в технике серебряного штифта (ныне — Байонна, Музей Бонна, инв. № 1520/1540).

12.

Лукас Кранах Старший. Женский портрет. 1526 год. Дерево (бук, доска паркетирована), масло. 88,5 x 58,5 см. Инв. № ГЭ-683. Эрмитаж. Поступил из собрания Екатерины II. . В "Женском портрете" некоторое время хотели видеть изображение принцессы Сибиллы Клевской, невесты Иоганна Фридриха Саксонского. Известная своей красотой, она блистала при дворе саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. Но скорее всего, портрет изображает не конкретную личность, а воплощает представление Кранаха об идеальной женской красоте. Подобный тип молодой дамы часто встречается в творчестве Кранаха начиная со второго десятилетия XVI в.: овальное, заостряющееся к подбородку лицо, слегка раскосые узкие глаза, маленький рот.

В два следующих десятилетия деятельность Кранаха и его мастерской стала еще более активной и разнообразной. В мастерской работало до 10-12 подмастерьев и 3-4 ученика, живописец и его помощники едва справлялись с заказами. Обретя опыт царедворца, художник установил хорошие деловые отношения со сменявшими друг друга курфюрстами и их аристократическим окружением, равно как и с гуманистами из среды профессоров Виттенбергского университета. Кроме того, он входил в ближайшее окружение главных идеологов протестантизма Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона и даже имел с ними родственные связи.

13.

Лукас Кранах Старший. Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского. 1526 год. Холст, темпера, масло (переведена с дерева в 1842). 40x24,5 см. Инв. № ГЭ-686. Эрмитаж. Поступил из собрания Екатерины II. . Кардинал Альбрехт Бранденбургский (1490-1545) - курфюрст, архиепископ Майнцский и Магдебургский, известный политический деятель эпохи Реформации, примас (глава) католической церкви в Германии, меценат.

Одновременно Кранах умудрялся пользоваться расположением и исполнять заказы их общего заклятого врага — католического кардинала Альбрехта Бранденбургского — и саксонских курфюрстов из Альбертинской династии, также ревностных католиков. Но особенно тесные многолетние отношения связывали мастера с его последним патроном — курфюрстом Иоганном Фридрихом Великодушным.

Когда-то в молодости он был наставником юного курпринца, затем как преданный слуга постоянно находился при курфюрсте на протяжении двух десятков лет. Кранах не только сопровождал Иоганна Фридриха в различных поездках, но и сохранил верность ему, лишенному курфюршества после проигранного в 1547 году императору Карлу V сражения при Мюльберге.

14.

1509. Лукас Кранах Старший. Адам и Ева (Рай). Гравюра на дереве. Лист на выставке: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Инв. № Г-91943. Здесь: лист из Метрополитен-музея / Adam and Eve in Paradise. Lucas Cranach the Elder (German, Kronach 1472-1553 Weimar). 1509. Woodblock. Sheet: 33.9 × 24.3 cm. Image: 33.5 × 23.9 cm. Metropolitan Museum of Art.

Через два года после этого овдовевший к тому времени художник добровольно отправился к находившемуся в ссылке бывшему патрону в имперские города Аугсбург (там он познакомился с Тицианом) и Инсбрук. В 1552 году император помиловал Иоганна Фридриха, но заметно урезал в правах, оставив за ним только титул правителя Тюрингии, с перемещением двора в Веймар.

15.

.

Слева : Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. Грехопадение. 1527 год. Дерево (бук), темпера, масло. 86,5х57 см. Инв. № 916. Трофей из Готы. С 1946 года - Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина / "Adam und Eva" von Lucas Cranach d. Ä. befinden sich offenbar in Moskau. Скан из каталога. В постоянной экспозиции под стеклом картина выглядела так или так . Если удастся сделать хорошую фотографию, когда работа вернется в постоянную экспозицию, заменю. // Справа : Адам и Ева. Около 1600 или позже. Копия картины Лукаса Кранаха Старшего из московского ГМИИ. Музеи Фонда классического наследия Веймара, Веймар / Adam und Eva (Sündenfall). Um 1600 oder später. Kopie nach Lucas Cranach der Ältere. Klassik Stiftung Weimar, Museen.

Будучи уже глубоким стариком, в город Веймар переселился и Лукас Кранах Старший. Он обосновался в доме на торговой площади, принадлежавшем Христиану Брюку Понтанусу, уважаемому правоведу, занимавшему пост канцлера Саксонии, который еще в 1543 году женился на дочери художника Барбаре Кранах. В возрасте приблизительно 81 года прославленный мастер умер здесь 16 октября 1553 года и был похоронен на веймарском кладбище Св. Иакова /Jacobsfriedhof.

16.

Лукас Кранах Старший. Плоды ревности (Серебряный век). 1530. Дерево (дуб), темпера, масло. 56,5 х 38,5 см. Инв. № Ж-603. Ранее - в собрании Д.И. Щукина в Москве, в середине XIX в. - в собрании Христиана Шухардта. ГМИИ им. А.С. Пушкина. . Картина «Плоды ревности» навеяна, вероятно, сюжетом древнегреческого поэта Гесиода, который повествовал о золотом, серебряном и железном веках в жизни человечества. Люди серебряного века, по Гесиоду, впадают в безумие, нападают друг на друга и быстро гибнут. Античный сюжет в данном случае давал Кранаху повод выразить моральную сентенцию о вреде людских раздоров, а также обратиться к теме обнаженного тела.

Биография Лукаса Кранаха Старшего

1472 . Родился в городе Кронах, Франкония в семье художника
Около 1502-1503 . Работал в Вене
1505 . Назначен придворным живописцем Фридриха III Мудрого, курфюрста Саксонского в Виттенберге
1508 . Получил от курфюрста Фридриха III Мудрого фамильный герб: крылатая змейка с рубиновым кольцом в пасти. Посетил двор правительницы Нидерландов Маргариты Австрийской в Мехелене
1512 . Приобрел два смежных дома на рыночной площади в Виттенберге
Около 1512/13 . Женился на Барбаре Бренгбир. Рождение сына Ганса
4 октября 1515 . Рождение сына Лукаса Младшего
1519-1544/45 . Исполнял обязанности городского советника (с перерывами) в Виттенберге
1523 . Король Дании Кристиан II проживал в доме художника во время посещения Виттенберга
1523-1525/26 . Владел типографией совместно с Христианом Дерингом
1525 . Был свидетелем на церемонии бракосочетания Мартина Лютера и Катарины фон Бора. Работал при дворе нового курфюрста Саксонского Иоганна Твердого
1532 . Работал при дворе нового курфюрста Саксонского Иоганна Фридриха Великодушного
1537/38-1543/44 . Занимал должность бургомистра Виттенберга (с перерывами)
1547-1550 . Временно потерял должность придворного живописца
1550-1552 . Сопровождал курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного в его заключении в Аугсбурге и Инсбруке
1552-1553 . Работал в Веймаре
16 октября 1553 . Скончался в Веймаре

17.

1540-е годы. Лукас Кранах Младший. Суд Париса. Фонд замка Фриденштайн, Гота. Инв. № 672. Дерево (липа), масло. 121,5 х 82,5 / Lucas Cranach the Younger. The Judgement of Paris. About 1540-1546. Dimensions of support: 121,5 x 82,5 cm. Dimensions including frame: 143,5 x 106 cm. Lime wood (Tilia sp.). Beech wood. Stiftung Schloss Friedenstein, Gotha. .

У Лукаса Кранаха Старшего было пятеро детей. Оба сына, Ганс и Лукас Младший, а также внук Августин Кранах стали незаурядными художниками, принимавшими активное участие в деятельности фамильной мастерской на разных этапах ее существования.

Ганс Кранах (ок.1513-1537)

По всей видимости, большие надежды изначально возлагались на старшего сына — Ганса Кранаха (ок. 1513-1537), который около 1529 года начал активно помогать отцу.

18.


Лукас Кранах Старший и мастерская (Ганс Кранах?). Христос и грешница. 1532. Музей изящных искусств, Будапешт / Lucas Cranach the Elder. Christ and the Adulteress. 1532. Oil on lindenwood. 82.5 x 121 cm. Inventory Number: 146. Szépművészeti Múzeum, Budapest. . Над идеограммой авторская надпись, перевод: Кто из вас без греха, первым брось на нее камень

О последних годах короткой жизни Ганса Кранаха известно очень мало, и в основном это информация из посмертного стихотворного жизнеописания современника художника Якоба Штигеля In immaturen obitum Joannis Lucae F. Cranachii. Помимо работы в мастерской отца Ганс Кранах проявил интерес к правоведению и в 1534 году посещал университет в Лейпциге. В 1537 году он, как было принято в ту эпоху, отправился странствовать в качестве подмастерья, сумел добраться до Северной Италии, о чем свидетельствует сохранившийся альбом путевых набросков. Там он продолжил изучение права в знаменитом Болонском университете, но 9 октября того же года скоропостижно умер.

19.



Дракон с сложенными крыльями и колечком во рту - идеограмма мастерской Кранахов после 1537 года

Несомненно, родители, сестры и младший брат искренне и горячо оплакивали смерть Ганса и, вполне вероятно, именно это печальное событие явилось поводом для частичного изменения товарного знака мастерской, в котором после 1537 года крылья дракончика всегда стали изображаться сложенными.

Биография Ганса Кранаха

Около 1513 . Родился в Виттенберге, старший сын Лукаса Кранаха Старшего и Барбары Бренгбир
Около 1527/29 . Начал обучение в мастерской отца вместе с братом Лукасом Младшим
1534 . Исполнил портрет бородатого мужчины (Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид; датирован 1534 годом и подписан инициалами “HC”)
1537 . Исполнил картину «Геркулес при дворе царицы Омфалы» (Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид; датирована 1537 годом и подписана идеограммой с крылатым змеем между инициалами “HC”). Отправился в ученическое путешествие в Италию
9 октября 1537 . Скоропостижно скончался в Болонье

20.

Около 1509-1510. Лукас Кранах Старший. Мадонна и Младенцем с гроздью винограда. Дерево (бук, доска паркетирована), темпера, масло. 71,5 x 44,2 см. Инв. № 114 (1936-1). Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид / Lucas Cranach, el Viejo. La Virgen y el Niño con un racimo de uvas, c. 1509-1510. Óleo sobre tabla. 71,5 x 44,2 cm. Museo Thyssen-Bornemisza, Madrid.

Лукас Кранах Младший (1515-1586)

Опустившиеся крылья дракончика совпали по времени с началом постепенного отхода Лукаса Кранаха от творческого руководства художественной мастерской и передачей этой функции младшему сыну — Лукасу Младшему (1515-1586). До этого с конца 1520-х годов он уже работал в семейной мастерской в Виттенберге, как правило, исполняя изображения одежд или аксессуаров, кроме того, занимался созданием многочисленных повторений произведений отца.

21.

Около 1520. Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике). Лукас Кранах Старший. Дерево, масло. 58х46 см. Инв. № Ж-2630. В ГМИИ с 1930 г. из Эрмитажа. Ранее - с 1825 г. Эрмитаж. Картина значительно обрезана в правой части и, в меньшей степени, внизу. В ГМИИ с 1930 г. из Эрмитажа. Ранее - с 1825 года находилась в Эрмитаже. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

После смерти Лукаса Кранаха Старшего в 1553 году Лукас Младший официально возглавил знаменитую мастерскую. Подобно отцу он принимал активное участие в общественной жизни Виттенберга, на протяжении 1549-1567 годов был членом городского совета, а в 1566-1567 годах избирался бургомистром. В январе 1553-го, спасаясь от чумы, эпидемия которой свирепствовала в Виттенберге, Кранах Младший на несколько лет переселился с семьей в Веймар.

22.

Около 1530-х годов. Лукас Кранах Старший. Мадонна с Младенцем под яблоней. Холст, масло (переведена с дерева в 1868). 87x59 см. Инв. № ГЭ-684 Эрмитаж. . Младенец Христос держит в руках яблоко - символ грехопадения и хлеб как символ искупления первородного греха ценою своей плоти. Богоматерь выступает здесь как вторая Ева, искупившая грех прародительницы рода человеческого. Original (7331 x 9595) с цветовой раскладкой

При этом в отличие от отца, всю жизнь преданно служившего курфюрсту Иоганну Фридриху Великодушному, Лукас Младший, не порывая отношений с последним, установил прочные деловые связи с герцогом Морицем Саксонским, который стал новым курфюрстом вскоре после победы Карла V в битве при Мюльберге.

23.

1537. Лукас Кранах Младший. Мадонна и Младенец с гроздью винограда. Дерево (бук), темпера, масло. Собрание Константина Мауергауза, Москва / Lucas Cranach the Younger (1515-1586). Virgin and Child with a Bunch of Grapes. After 1537. Oil on beech wood. 77,7 × 57,1 cm. Sotheby"s London, 04 December 2013, lot 25. via

Биография Лукаса Кранаха Младшего

4 октября 1515 . Родился в Виттенберге, младший сын Лукаса Кранаха Старшего и Барбары Бренгбир
Около 1527/29 . Начал обучение в мастерской отца вместе с братом Гансом
1541 . Смерть матери Барбары Бренгбир. Женился на Барбаре Брюк, дочери советника курфюрста доктора Грегора Брюка. В браке родилось четверо детей
1549-1567 . Член городского совета в Виттенберге
1550 . Смерть Жены Барбары
1551 . Женился на Магдалене Шурф, дочери профессора медицины Августина Шурфа. В браке родилось пятеро детей
1554 . Рождение сына Августина Кранаха. Исполнял роль управляющего казначейством в Виттенберге
1565/67 . Занимал должность бургомистра Виттенберга
1568 . Поступил в университет в Виттенберге
25 января 1586 . Скончался в Виттенберге

24.


Фрагмент. Лукас Кранах Младший. Суд Париса. 1540-е годы. Фонд замка Фриденштайн, Гота

Младшие Кранахи

В 1554 году в Веймаре у Лукаса Кранаха Младшего родился сын Августин (ум. в 1595) представитель третьего поколения прославленной династии. Подобно дяде Гансу в 1564 году он посещал занятия в Университете Виттенберга. Также, следуя устоявшейся семейной традиции, на протяжении ряда лет трудился в мастерской отца, которую возглавил после его смерти в 1586 году. В 1577 году Августин Кранах женился на Марии Зельфиш, дочери виттенбергского книготорговца и одно вре¬мя бургомистра Самуэля Зельфиша. В 1584 и 1587 годах избирался членом городского совета Виттенберга, в 1593-м занимал должность городского судьи. Его старший сын, Лукас III Кранах (1586-1645), возглавивший легендарную семейную мастерскую в 1595 году, стал ее последним руководителем. Он перенес традиции творчества своих отца, деда и выдающегося прадеда в изобразительное искусство Германии следующего, XVII столетия. К сожалению, сейчас нам неизвестны достоверные работы Лукаса III Кранаха.

Потомком Лукаса Кранаха Старшего в восьмом поколении по женской линии был великий немецкий поэт и драматург Иоганн Вольфганг фон Гете /Johann Wolfgang von Goethe. О родстве Гете знал - и гордился им.

24.


Фрагмент. Лукас Кранах Старший. Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой. Около 1517-1518. Музей изящных искусств, Будапешт

Продолжение цитаты , которая была в самом начале, из работы Макса Фридлендера 1932 года про Старшего Кранаха после 1505 года:

«Когда имеется возможность обозреть все художественное наследие этого мастера, возникает ощущение определенного скептицизма по поводу досадного отсутствия вспышки вдохновения. Столкнувшись с суровыми реалиями жизни, Кранах оказался неспособным до конца осуществить романтические мечты своей молодости. Его произведения виттенбергского периода мысленно напоминают сияюще гладкий орех каштана, который извлекли из колючей зеленой скорлупы. Выразительная симфония жизни природных сил уступает место точной выверенности, прециозности деталей и рациональной продуманности композиционного построения...

После 1505 года манера Кранаха претерпела глубокие изменения, так сказать, сменила стилистическую фазу. То, что изначально было богатым и страстным потоком авторских мыслей и чувств, начало твердеть, как лед. Одновременно неотъемлемой составной частью такой эволюции стало активное вовлечение главой мастерской своих многочисленных ассистентов и учеников в процесс создания живописных произведений... Он (Кранах) полностью независим от Дюрера и представляется высвободившимся из кандалов традиционных условностей гораздо более, чем Альтдорфер или даже Грюневальд».

. Макс Фридлендер - выдающийся знаток старой немецкой и нидерландской живописи, автор принципиально нового фундаментального научного каталога картин Кранаха, составленного совместно с Якобом Розенбергом и опубликованного в 1932 году .

25.


Фрагмент дидактической работы Лукаса Кранаха Старшего. Неравная пара (Старуха и молодой человек). Начало 1520-х. Музей изящных искусств, Будапешт

Хоть выставка в Москве и закончилась, но продолжение будет.

Источник для текста основной:

Издание к выставке, каталог: Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом - М: Арт Волхонка, 2016. ISBN 978-5-9907400-0-6 (текст из каталога сокращался, редактировался, дополнялся) // Статья Вадима Садкова "Художники семьи Кранахов между Ренессансом и маньеризмом. Особенности творческой эволюции" и другие материалы каталога.

Садков Вадим Анатольевич , куратор выставки «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом», доктор искусствоведения, профессор, Лауреат премии Правительства РФ, заведующий Отделом старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина, автор более 110 научных работ и каталогов.

Если увидели ошибку - напишите, пожалуйста.

Лукас Кранах старший (Lucas Cranach the Elder , Lucas Cranach der Ältere, 1472-1553) родился в Кронах в Северной Франконии (позже художник использовал название места рождения в качестве своей фамилии), его отец Ханс Майер был художником и первоначально обучил сына искусству рисования. Где Кранах продолжил свое художественное образование доподлинно неизвестно, но есть мнение, что он работал в Бамберге и Ашаффенбурге, а также работал в Вене в 1500-1503 гг.

В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность . Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь. Кранах выполнял обязанности художника-декоратора, писал портреты, алтари, занимался ксилографией, гравюрами, а также разрабатывал монеты. До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. С 1508 г. свои инициалы на картинах Кранах заменил на печать в виде змея, причем он ставил ее не только на свои работы, но и на понравившиеся художества своих учеников в качестве символа одобрения. Фридрих Мудрый даровал Кранаху разрешение на монопольную продажу лекарств в Виттенберге, художник имел лицензии на продажу вин, несколько раз избирался членом городского совета Виттенберга. Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). Для них он написал портреты. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник.

Кранах (как и герцог Фридрих III) был дружен с реформаторами на самом раннем этапе зарождения протестантского движения. Кранах впервые написал портрет Лютера в 1520 г., когда Лютер был монахом-августинцем. Как известно, пять лет спустя, Лютер отказался от своих религиозных обетов. Кранах присутствовал на помолвке Лютера и Катарины фон Бора, к тому же он стал крестным отцом их первого ребенка в 1526 г.

Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг.). Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Кранах перестал быть придворным художником после поражения курфюрста Иоганна Фридриха I в битве при Мюльберге в 1547 г. В 1550 г. он последовал за герцогом, который был заключен в тюрьму императором Карлом V. Иоганн Фридрих был освобожден в 1552 г. и вернулся на север, Кранах последовал за ним. Год спустя художник скончался в Веймаре.

Первые живописные картины Кранаха были созданы на религиозные темы. Но все же художник увлекался гравюрами, поэтому он не был так плодовит как, например, Альбрехт Дюрер. Он много уделял внимания черному контуру на белом фоне без использования светотени, может быть, поэтому он не отличался блестящим умением владеть цветом, светом и тенью.

На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др.). Известно, что в 1532 г. Кранах получил заказ от Фридриха III и его брата Джона на 60 портретов, вполне понятно, почему многие из этих картин не самого высокого качества. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. Его руке принадлежат также пропагандистские гравюры, направленные против папства и католического духовенства.

Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. Они были несколько наивны по композиции, фигуры тонкими и вытянутыми, женская натура практически всегда была обнаженной, или слегка задрапирована тканью, особенно часто встречаются героины в широких головных уборах. Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. В его поздних работах в стиле ню можно проследить влияние итальянского искусства той эпохи: соблазнительные позы, маленькие головы, узкие плечи, высокая грудь и талия.

Лукас Кранах старший оставил нам большое художественное наследие, некоторые его картины встречаются в нескольких копиях или вариантах. Объясняется это тем, что художник разработал метод, позволявший ему быстро создавать картины: в его мастерской работали оба его сына Ганс Кранах и Лукас Кранах младший, которые активно участвовали в написании портретов и сюжетов, работы были подписаны печатью Лукаса Кранаха старшего. Известно, что у художника было еще три дочери. После смерти отца сыновья Кранаха продолжали создавать версии его картин и сейчас довольно трудно доподлинно определить авторство некоторых из них.

Распятие

Дама (Жена профессора права Иоганна Ройса)

Доктор Иоганн Куспиниан

Покаяние Святого Иеронима

Отдых на пути в Египет

Алтарь Святой Екатерины (Левое и правое крыло)

Святой Кристофер

Святой Георгий

Пилат, умывающий руки

Венера и Амур

Покаяние Святого Иеронима

Суд Париса

Святой Андрей Первозванный

Святой Варфоломей

Принц Саксонии

Мадонна с младенцем

Мартин Лютер

Мартин Лютер в монашестве

Портрет молодого человека

Адам и Ева

Мадонна с младенцем под яблоней

Портрет молодой женщины

Принцесса Сибилла Клевская

Аллегория Меланхолии

Оленья охота курфюрста Фридриха Мудрого

На XXXIV Антикварном салоне в Москве демонстрируется «Мадонна с ангелами» мастерской Лукаса Кранаха из частного собрания. О мастере эпохи Возрождения мы рассказываем в рубрике «Художник недели»

Лукас Кранах Старший. Один из самых популярных немецких мастеров XVI века. Представитель искусства Возрождения, придворный художник курфюрста Фридриха Мудрого, последователь Альфреда Дюрера и Иеронима Босха, родился 4 октября 1472 года в местечке Кронах, название которого впоследствии трансформировалось в фамилию художника.

Отец и дед Кранаха также были живописцами, и азы ремесла он постигал под руководством отца, Ганса Мюллера, чье имя сохранилось лишь в косвенных упоминаниях.

О годах детства и юности Лукаса Кранаха точных сведений нет, но многое специалисты предполагают с большой долей вероятности. По обычаю того времени, окончив первоначальное обучение в мастерской отца, он в 1490-х - 1500-х годах, вероятнее всего, отправляется в путешествие по придунайскому региону. Его ранние работы позволяют предположить, что он был в Баварии, - в них чувствуется знакомство с работами баварских мастеров.

В 1500–1504 годах Кранах живет в Вене. Здесь он знакомится с творчеством Альбрехта Дюрера, которое оказывает на него влияние столь заметное, что, например, ранняя работа Кранаха «Адам и Ева» поступила в галерею Уффици в конце XVI века именно как произведение Дюрера; позднее авторство Кранаха подтвердилось, как и то, что для написания этой работы он использовал одноименную дюреровскую композицию.

К началу 1500-х годов относятся самые ранние дошедшие до нас произведения, подписанные именем Лукас Кранах, - религиозные сцены, пейзажи, портреты («Распятие», «Отдых на пути в Египет» (1504, Картинная галерея, Берлин-Далем), «Парный свадебный портрет доктора Иоганна Куспиниана»). Эти работы несколько сумбурны, в них нет еще тех мелких деталей и многоплановой композиции, которые будут присущи картинам Кранаха в дальнейшем.

В 1505 году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45 лет) в качестве придворного художника. Фридрих Мудрый, мечтающий сделать Виттенберг крупным культурным центром, высоко ценит художника. Возможно, этому способствуют общие религиозные устремления - оба они поддерживают Реформацию и знакомы с Мартином Лютером. Знакомство Кранаха с Лютером состоялось в начале 1520-х годов и вскоре переросло в тесную дружбу. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации, иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»).

В 1508 году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите - змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. В этом же году Фридрих отправляет Кранаха с дипломатической миссией к императору Священной Римской империи Максимилиану I в Нидерланды, где он пробудет до 1509 года. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример - дипломатическая карьера Рубенса).

В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд»), испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. После этой поездки в творчестве Кранаха в большом количестве появляются алтарные образы, изображения Мадонны. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. К этому же времени относятся и первые обращения мастера к сюжетам и героям античной мифологии. В 1509 году он пишет «Венеру и Амура» - первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). Для самого Кранаха это первая попытка изобразить обнаженное тело, да еще в натуральную величину. В этой работе ренессансное отношение к красоте соединено с лютеранской строгостью и дидактичностью. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие, иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера».

По возвращении из Нидерландов Кранах выгодно женится на дочери богатейшего виттенбергского пивовара и строит собственный дом. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой - крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. Со временем Кранах становится членом городского совета, трижды в разное время исполняет должность его казначея, а в 1537 году избирается правящим бургомистром Виттенберга.

В 1510–30-е он сосредоточился на написании портретов, а также жанровых картин - в основном на мифологические и библейские сюжеты. Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия» - сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело, изысканные одежды и фоны. Эти кабинетные картины предназначаются для украшения интерьеров в домах вельмож или патрициев. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков.

Во второй половине жизни Кранах меньше занимается собственно искусством - почти все его время занято выполнением дипломатических поручений. Однако это приносит и неожиданные результаты. В 1526 году Кранах во главе посольства отправился ко двору курфюрста Иоанна III Миротворца, чтобы заключить предварительный брачный договор между принцем Иоганном Фридрихом и 14-летней дочерью Иоанна III Сибиллой Клевской. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году), и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. Именно она дала свою внешность типичному облику кранаховской женщины - высокая блондинка, с миндалевидными глазами, острым подбородком, вытянутыми очертаниями тела. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи.

В старости Кранах работает мало, однако количество картин, подписанных его знаком - крылатым драконом, не уменьшается. Весьма плодотворна его мастерская, в которой он осуществляет общее руководство. Становятся сложившимися мастерами его сыновья Ханс Кранах и Лукас Кранах младший. После смерти отца они примут на себя руководство мастерской.

За свою долгую жизнь Кранах успел побывать придворным художником при дворах трех курфюрстов, был дипломатом, политиком, камердинером. После смерти Фридриха Мудрого, не имеющего прямых наследников, Кранах остается при дворе его брата, Иоганна Твердого, и даже становится наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище Великодушный . Известно, что когда Иоганн Фридрих попал в плен к императору Карлу V, Кранах умолял императора о милостивом отношении к своему воспитаннику. Позже по просьбе Иоганна Фридриха уже очень пожилой художник присоединился к нему в Аугсбурге, прожил рядом несколько месяцев и после его освобождения в 1552 году сопровождал его в Веймар.

Кранаха, на 10 лет пережившего Ханса Хольбейна Младшего и на 25 - Дюрера и Грюневальда, по праву можно назвать последним представителем «великого поколения» эпохи Северного Возрождения.

Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха - одним из ее основателей. Дунайская школа живописи - направление в живописи и графике Южной Германии и Австрии первой половины XVI века, для которой характерны разрыв с ремесленной традицией, свобода фантазии, эмоциональность, интерес к природе, фантастическим персонажам, пространству, свету и цвету, динамичная композиция, порывистые и острые линии рисунка.

Сегодня образы Кранаха, созданные 500 лет назад, узнаваемы и довольно популярны: модные наряды с его светских портретов копируются реконструкторами и просто любителями старины, а анимированная картинка по мотивам многократно разработанного Кранахом сюжета «Адам и Ева» красовалась на заставке популярного сериала «Отчаянные домохозяйки».

Кранахи

(Cranach ) - прозвище двух немецких художников, настоящая фамилия которых была Мюллер (а не Зундер, как прежде предполагали).

1) Лукас Кранах Старший , знаменитый живописец и гравер, род. в Кронахе, в верхней Франконии, в октябре 1472 г. Первоначальное художественное образование он получил у своего отца, каким же образом шло его дальнейшее развитие - неизвестно. С 1504 г. жил в Виттенберге, состоя придворным живописцем курфюрста Фридриха Мудрого, который и дал ему прозвище Кранах и возвел его в дворянское достоинство. По поручению курфюрста, в 1509 г., ездил в Нидерланды и написал там портрет молодого принца Карла, впоследствии императора Карла V. Принимал горячее участие в реформационном движении, бичуя в своих картинах и гравюрах злоупотребления папства и распространяя портреты своих друзей, Лютера и Меланхтона. Преемники Фридриха Мудрого, Иоганн Постоянный и Иоганн-Фридрих Великодушный, относились к художнику также с большой благосклонностью. Равным образом, он пользовался доверием и почетом у своих сограждан: в 1519 г. и 1537 г. был избираем в казначеи городского совета, в 1540 г. - в бургомистры. В 1550 г. отправился в Аугсбург к находившемуся там в плену курфюрсту Иоганну-Фридриху и, через два года, вместе с последним, переехал в Веймар, где и умер 16 окт. 1553 г. Произведения Кранаха, относящиеся к раннему периоду его деятельности, простирающемуся до 1520 г., долгое время приписывались Грюневальду (напр. "Отдых св. Семейства на пути в Египет" - у г. Фидлера, в Мюнхене, алтарный образ - в церкви св. Марии в Торгау, а также некоторые образа в других церквах и картины в разных немецких музеях). В них видна зависимость художника от франконской школы: композиция более обдумана и величественна, чем в последующих его работах; исполнение более свободно и окончательно, колорит более тепел и золотист. Произведения Кранаха, относящиеся к 1520-1530 гг., имеют переходный характер. Позднейшая манера мастера, которая наиболее известна нам как по его собственным произведениям, так и по работам его учеников и подражателей, отличается уверенностью несколько сухого и угловатого рисунка и рутинностью композиции; его мужские типы иногда полны благородства, но порою приближаются к карикатуре; женские же типы, с их узкими тальями, четырехугольными головами и косыми глазами, далеко не подходят под понятие греческой или итальянской красоты. Не вполне удовлетворительны в его картинах и воздушная перспектива, и несмелый прием прилизанного наложения красок. Но эти недостатки искупаются понятностью его сочинения и привлекательностью наивно-поэтического понимания природы. Лучше всего удавались ему изображения с небольшим числом фигур. Портреты Кранаха, по своей простоте и наивной непосредственности, занимают первое место. Из религиозных картин Кранаха, сверх вышеисчисленных, наиболее достойны внимания: "Богоматерь" (в церкви св. Иакова, в Иннсбруке); "Богоматерь с виноградной лозой" (в мюнхенской пинакот.); "Белая Мадонна" (в кенигсбергском соборе); "Богоматерь под яблоней" и "Богоматерь в винограднике" (обе в Имп. Эрмитаже, № 459 и 460), несколько изображений Адама и Евы под древом познания добра и зла (в Берлине, Дрездене, Флоренции и др. местах), истории Юдифи (в Готе, Вене, Дрездене и т. д.), "Блудница перед Христом" (в Мюнхене, Нюрнберге, Касселе и Пеште) и др. Некоторые композиции Кранаха имеют культурно-историческое значение, так как исполнены в духе протестантства. Из мифологических произведений Кранаха "Венера С Амуром", "Амур с пчелами" и "Геркулес с прялкой", писанные им самим, или только вышедшие из его мастерской, повторяются во многих экземплярах. Он писал также жанровые картины и охотничьи сцены. Портреты работы Кранаха, большого и малого размера, распространены во многих коллекциях. Таковы, напр., портреты курфюрстов Лютера, его жены, Меланхтона, кардинала Альбрехта Бранденбургского (в Имп. Эрмитаже, 462) и "Сибиллы, курфюрстины Саксонской" (там же, № 464). Очень немногочисленные гравюры Кранаха на меди (например портреты курфюрстов и Лютера и св. Иоанн Златоуст) свидетельствуют об его непривычности к работам подобного рода. Напротив того, многочисленны гравюры на дереве, исполненные в его мастерской. КРАНАХ в свое время имел большое влияние на живописные школы средней и северной Германии. Ср. Heller, "L. Cranachs Leben und Werke" (Бамберг, 1821); Schuchardt, "L. Cranachs des Aelteren Leben und Werke" (Лпц., 1851-1871, 3 т.); Warnecke, "Lucas Cr. d. Aeltere" (Гёрл., 1879); M. B. Linden, "Lucas Cr." (Лпц., 1883).

2. Лукас Кранах Младший (1515-1586), сын и ученик предыдущего, исторический и портретный живописец. Рисунок у него слабее, чем у отца, колорит нежнее и богаче нюансами. Произведения Кранаха Младшего находятся в церквах Виттенберга и во многих картинных галереях. Лучшее из них: "Проповедь Иоанна Крестителя", в брауншвейгской галерее

Личность Лукаса Кранаха Старшего (Lucas Cranach der Ältere) не вписывается в рамки представлений о романтичном герое-одиночке, который вдохновляется прекрасными дамами, а в свободное время размышляет о чистой любви. Немецкого живописца эпохи Возрождения в основном привлекали причины Реформации, идеи протестантизма, а мысли о высоком и светлом чувстве сменялись размышлениями об искусстве.

Любовь к творчеству у Лукаса была заложена в генах, молодой живописец продолжил династию художников, которую начали его дед, а потом и отец, Ханс Майер. Он же стал первым наставником своего сына, решившего пойти по проторенной дороге к искусству.

Выйдя из-под теплого отцовского крыла, Лукас отправился в традиционное для начинающих живописцев путешествие по Германии. И если внимательно изучить работы Кранаха Старшего, то можно составить оригинальную «карту» его творческого маршрута. Так, мы знаем, что живописец начал свой «марафон» в Баварии, где под влиянием местных мастеров написал первые работы. Оттуда Лукас переехал в Австрию, а чуть позднее оказался в Вене, горные ландшафты, озера и долины которой остались навсегда запечатленными на полотнах художника.

В этих живописных краях он задержался на пять лет и за это время написал немало работ, которые стали пользоваться популярностью почти сразу, как только вышли из-под кисти автора. Безусловно, в годы создания полотен «Распятие», «Стигматизация Св. Франциска» и «Покаяние Св. Иеронима» об идеальном перспективном построении не шло и речи. Более того, композиции были перегружены деталями, а рисунок выглядел так, словно состоял из вьющихся хаотичных линий. Но мастер делал беспроигрышную ставку на изображение природы, считая, что ее уникальность заключается в скрытых в ней тайнах мироздания.

На ранних этапах творческого развития Кранах Старший проявил себя как смелый новатор: на его полотнах прослеживалась дерзкая правдоподобность образов, асимметричная композиция и экспрессивные цветовые решения. Неслучайно картины венского периода привели современников Кранаха к мысли о том, что в европейском искусстве появился новый живописец, который умеет остро чувствовать пейзаж.

При этом в более поздних работах «пальму первенства» получает сказочно-идиллическая манера изображения и поэтическое восприятие природы. Одним словом, объективная реальность постепенно уступала место романтическому видению мира. Позже аналогичные принципы легли в основу дунайской школы живописи, в духе которой в 1504 году была написана картина «Отдых на пути в Египет». Это полотно получило славу «ювелирного рисунка» и стало показательным примером для тех, кто только осваивал новые направления пейзажа.

К этому времени художником овладели идеи гуманизма. Причиной послужило общение с учеными, математиками, медиками и историками, с которыми общался Кранах в Вене, одном из центров гуманистической культуры, где активно развивалась наука. Идеалы прогрессивного направления были претворены в картинах «Венера и Амур» и «Мученичество Св. Катерины».

«Венера и Амур» была написана в то время, когда живописец остро ощущал стремительные изменения моды и вкусов своей эпохи. В 1509 году, работая над «Венерой и Амуром», Кранах Старший сознательно отказался от всех цветов, кроме желтого и золотого, поэтому фигуры богини и ее сына похожи на литые статуи. Картина «Венера и Амур» стала экспериментальной для Кранаха, потому что до этого художник никогда не изображал обнаженные тела в натуральную величину. Закончив работу, живописец в назидание потомкам оставил философское послание, которое гласит:

«Всеми силами гони купидоново сладострастие. Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера»

Если во время работы над Венерой Кранаху пришлось изрядно «покраснеть», изображая нагие фигуры, то при написании портретов скромный художник отводил душу и детально рисовал пышные наряды своих натурщиков. Самое знаменитое портретное полотно живописца было посвящено саксонскому герцогу Генриху Благочестивому и его жене Катерине Мекленбургской. В молодые годы Генрих коллекционировал пушки, а Кранах Старший протирал их и собственноручно чистил. Картина была задумана как парадное свадебное изображение, поэтому супруги предстают перед зрителем в роскошных одеждах на черном фоне, а рядом с ними находятся их любимые питомцы, символизирующие верность: огромный пес у ног герцога и болонка подле герцогини.



Переломным моментом в творчестве Кранаха Старшего стало знакомство с Мартином Лютером – автором знаменитых тезисов. Эта дружба привела к тому, что от живописи художник переметнулся на сторону , а за основу новых сюжетов брал идеи протестантизма. В этом духе были написаны три портрета церковного реформатора, самым знаменитым из которых стал «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга».



Мало кто знает, что он некоторое время провел в крепости Вартбург, где переоделся в светскую одежду, отпустил бороду и стал называть себя Йоргом. Лютер не хотел быть пойманным, поэтому о месте своего нахождения сообщил в письме только Кранаху, вдохновив его тем самым на создание известной картины.

Художник был знаменит не только искусными работами, но и добросовестностью. Главным требованием, которое ему предъявляли заказчики и он - сам себе, были ответственность и основательность труда. Не допуская небрежности и спешки, Кранах старался найти новые типы и схемы, а затем шлифовал мастерство до идеала.

Такое фанатичное стремление к совершенству сыграло с художником злую шутку: Лукас Кранах Старший выработал виртуозную, но стереотипную манеру письма, а позднее искусство художника стало однообразным и жеманным. В старости живописец работал мало, но его мастерская продолжала существовать.

Отныне там трудились другие представители династии – братья Ханс и Лукас Кранах Младшие.