Конспект урока литературы на тему:. русская народная сказка «царевна-лягушка»

Конспект урока литературы на тему:. русская народная сказка «царевна-лягушка»
Конспект урока литературы на тему:. русская народная сказка «царевна-лягушка»

Прочитав волшебную сказку о всемогущей Царевне-лягушке, дети получают задание: написать сочинение на тему «Характеристика Ивана Царевича». Для того чтобы справиться с этой задачей, необходимо вспомнить, о чем эта чудесная история.

С чего все начиналось

Традиционно для русского фольклора сказка начинается с присказки «В некотором царстве…».

Читатель сразу окунается с головой в жизнь могущественного государя. У правителя имеются три взрослых сына. Он уже довольно стар и дает им задание найти себе жен. Да не просто найти, а пустить для этого стрелы и испытать судьбу. Где стрела найдет суженую, на той и необходимо жениться. Характеристика Ивана Царевича из сказки «Царевна Лягушка» будет включать в себя момент, когда его будущей женой оказывается… лягушка. Несомненно, он опешил и не знал, как ему поступить. Ведь другим братьям достались достойные девушки! Молодой человек оказывается в сложной ситуации.

Отношение к родителям

Характеристика Ивана Царевича включает в себя типичные для того времени черты. Он послушен, не противоречит отцу. После того, как батюшка настаивает на его женитьбе с лягушкой, он соглашается. Несмотря на всю абсурдность его положения, он не посмел пойти наперекор мнению родителя.

Старшие браться смеются над Иваном, потешаются, что тому придется взять в жены такую необычную жену. Несомненно, он стыдится своего положения, поскольку у него довольно высокий статус – сын самого государя. Вынужденный жениться на лягушке, «повесил голову» наш Иван Царевич. Характеристика героя в целом положительная, он оказался силен духом.

Первое испытание

Не успели браться насладиться новоиспеченной семейной жизнью, как отец придумывает новое задание. Он решает проверить, на что способны царские невестки. Первое, что интересует царя-батюшку, - как жены сыновей умеют печь хлеб. Этот продукт на Руси считался самым главным на столе, и каждая девушка должна была с детства знать, как это делается. Старшие сыновья с почестью поклонились и пошли сообщать женушкам об испытании отца. Характеристика Ивана Царевича из сказки «Царевна Лягушка» должна быть дополнена тем фактом, что он себе места не находил от печали. Знал младший сын, что вновь опозорится перед братьями.

Мог ли он ожидать, что супруга успокоит его и уложит спать, а сама начнет чудеса творить! Обернулась она прекрасной девушкой, Василисой Премудрой. Принялась печь каравай, да такой, что представить трудно. Тесто белое, мягкое, а сам он украшен лебедями.

Наутро проснулся наш Иванушка и поверить не мог, что его лягушка такой чудесный хлеб испекла. Обрадовался он, взял блюдо и понес отцу. Стал царь принимать работу невесток. У старшего подгорел каравай, его государь приказал только в большой голод есть. У среднего косой да кривой вышел. Такой хлеб отец только собакам бы отдал. А как увидел он каравай Ивана, сказал, что его только на стол праздничный подавать.

Характеристика Ивана Царевича меняется: он теперь не грустит, а чувствует себя победителем перед братьями.

Второе испытание

Но на этом не успокаивается царь-отец. Просит он показать, как его невестки ковры ткут. И снова младший сын в печали. Характеристика Ивана Царевича дополнится новым фактом: он недоверчив к своей жене, которая уже однажды выручила его. И снова лягушка успокаивает мужа, укладывает его спать и ткет чудесный ковер. Старшие же невестки позвали на помощь прислуг, потому как понимали, что сами с этой задачей справиться не в силах. И снова отец принимает работу. У старшего такой ковер, что для лошадей лишь сгодится. У среднего сойдет только перед воротами стелить. И снова отличился Иван: его жена сделала лучшую работу. Царь доволен и приказывает этот ковер стелить по праздникам.

Третье испытание

После проверки навыков невесток государь придумывает последнее испытание. Он зовет всех своих сыновей с женами на пир, посмотреть, как они себя умеют вести. Теперь Иван понимает – позора не избежать. Придется везти с собой вместо прекрасной девушки лягушку. Братья точно поднимут его на смех. Опечалился он больше, чем раньше. Но чудесная лягушка и тут укладывает мужа спать, успокоив.

На следующий день, прибыв на пир, гости шокированы. Вместо того, чтобы смеяться над младшим братом, они и слова вымолвить не в состоянии. Перед ними является сама Царевна - Лягушка!

Характеристика Ивана Царевича будет включать в себя тот факт, что он оказывается нетерпеливым человеком. Пока его супруга пляшет перед царем-батюшкой, он находит ее лягушачью кожу и сжигает. Теперь он уверен: с ним рядом будет красавица-жена, наконец, он заживет, как все нормальные люди, а братья перестанут подшучивать над ним.

Как же он ошибался! Оказывается, не все так просто: девушку заколдовал Кощей, превратив в лягушку. Еще бы три дня ему подождать, и роковое проклятье бы закончилось. Но, не спросив ни слова у Василисы Премудрой, он торопится и совершает ошибку. Царевна превратилась в лебедя и улетела, сказав о том, чтобы он искал ее.

Роковая ошибка

После той ужасной ночи наш герой решается отправиться на поиски своей жены. Характеристика Ивана Царевича из сказки дополняется новой чертой – целеустремленностью. Он не испугался трудностей, пошел за тридевять земель, чтобы разыскать свою красавицу.

По дороге ему встречается старичок. Выслушав Иванушку, тот укоряет его за нетерпеливость и рассказывает историю. Оказывается, Василиса – дочь самого Кощея. Она была очень умной девушкой и довольно хитрой. Обозлился на нее отец и наказал быть лягушкой целых три года. И вот как раз в тот момент, когда испытание подходило к концу, Иван и выкинул ее кожу.

Старик решает помочь парню и дает ему волшебный клубок, который должен привести его к супруге.

По дороге герою встретились животные. Первым был медведь. Ивану очень хотелось есть, но он не смог убить молившего о пощаде зверя. Это говорит о таком его качестве, как милосердие.

Счастливый финал

Придя в Кощеево царство, царский сын в недоумении, как ему поступить. Спасти свою жену он может, только убив ее отца. А смерть Кощея хранится в яйце, на высоком дереве. И тут на помощь парню приходят все спасенные им звери.

Теперь читатели узнали, кто такой Иван Царевич (характеристика). Царевна спасена. Царский сын, пройдя через многие испытания, отблагодарен судьбой. Рядом с ним красивая жена-умница. Братья увидели, насколько они ошибались, когда смеялись над бедной лягушкой.

Иван показал себя с очень хорошей стороны. Он смел, отважен, послушен. Типичный положительный герой из русских народных сказок.

Слайд 2

Беседа

За что разгневался Кощей на Василису и приказал ей три года лягушкой быть? Долго ли, коротко ли собирался Иван-царевич на поиски жены? Как снарядился? С каким настроением собирается Иван-царевич в путь? Что он взял с собою, что надел? Что хотел подчеркнуть автор-народ, когда сообщил читателю, что царевич взял три железных хлеба, надел железные сапоги? Кто помогал Ивану-царевичу? Выразительное чтениеотрывка «Трудный путь Ивана-царевича» (от слов: «Катится клубочек по высоким горам...» - до конца сказки.)

Слайд 3

Беседа 1. Почему таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича? Царевич проявил нетерпение и раньше времени, без разрешения своей жены, спалил лягушачью кожу, потому что ему было очень досадно слышать насмешки братьев. Он думал о себе, а не о причинах, которые заставили Василису Премудрую носить эту кожу. За то, что он проявил нетерпение, он должен был долго скитаться, износить две пары железных сапог, изглодать два железных хлеба, терпеть холод и голод, чтобы научиться думать не только о себе, но и об окружающих, жалеть и понимать их. 2. Чтение в лицах эпизода «Встреча со старичком» - Почему в сказке появляется старичок? Что олицетворяет народ в образе старичка? - Какие советы получает Иван-царевич от мудреца? Слушает ли наставления царевич, выполняет ли их? 3. Чтение в лицах эпизода «Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой. - Почему царевич хотел убить этих животных? - Что заставляет его пожалеть их? - Назовите ранее не названные свойства души Ивана-царевича.

Слайд 4

Беседа

Зачем в сказке придумана встреча царевича с Бабой-Ягой? Чему научила Ивана-царевича встреча с ней? 2. Добрая Баба-Яга или нет? 3. Как удалось царевичу победить Кощея Бессмертного? 4. Почему смерть Кощея была помещена на таком могучем дереве? Что олицетворяет описание дуба? (зачитать описание дуба) 5. Какой же он, Иван-царевич? Какие лучшие черты русского народа воплотились в сказочном герое? 5. Почему в сказках добро торжествует над злом?

Слайд 5

Характеристика Ивана-царевича

План характеристики Как относятся к Ивану-царевичу отец и братья? Как реагирует Иван-царевич на приказы отца? Как относится к труду Василисы? Почему Иван-царевич сжег лягушечью шкуру? С каким чувством собирается на поиски суженой? Какие черты характера присущи герою? Как характеризуют его встречи со старичком, с животными? Какие качества особенно ценит в герое народ? Нравится ли вам этот герой и почему? Чему могут научить нас поступки Ивана-царевича?

Слайд 6

Иван-царевич кажется неудачником своим братьям и отцу, потому что ему выпало на долю взять в жены не боярскую или купеческую дочь, а лягушку. После первого приказа отца испечь каждой невестке по караваю Иван-царевич возвращается «невесел, буйну голову повесил». Утром, увидев хлеб, он «диву дался: никогда таких не видывал!» Когда на следующее утро он взглянул на ковер, сотканный своей женой, то просто «ахнул: такой ковер чудесный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!» Но даже после этого он не доверяет своей судьбе, сомневается, как поведет жену на пир, и терпит насмешки от братьев и их жен. В нетерпении Иван-царевич сжигает лягушачью кожу. После прощания с Василисой он неутешно горюет, но не засыпает, как после заданий своего отца, а собирается в поход. Он проявляет решимость, мужество, упорство, терпит нужду, холод и голод. Он проявляет доверие к старичку, который дает ему клубочек, сочувствует и оказывает помощь животным, он бесстрашен, когда смело отвечает Бабе-яге. Он мужественно преодолевает все трудности и невзгоды, которые выпадают на его долю. В испытаниях раскрываются в нем те лучшие черты, которые не проявлялись, когда он жил в царстве своего отца. Как награда возвращается к нему Василиса Премудрая. Образец характеристики Ивана-царевича

Слайд 7

Поэтика волшебной сказки. Постоянные эпитеты, повторы. Изобразительный характер формул волшебной сказки

Практическая работа Какие троекратные повторения действий или явлений мы встретили в сказке «Царевна-лягушка»? Еще одна особенность сказочной речи - это повторы(не путать с повторениями!): если мы читаем жили, значит, следующее слово будет были; если в сказке есть путь, то это обязательно путь-дорожка. Давайте поищем в сказке примеры таких повторов. эпитет - это художественное определение предмета. Какие еще постоянные эпитеты вы встречали в сказках? Найдите и назовите (выпишите) постоянные эпитеты из сказки «Царевна-лягушка». Формулы волшебных сказок. В «Царевне-лягушке» много слов и выражений, которые встречаются именно в русских народных сказках: диву дался, узорами мудреными, ни в сказке сказать, ни пером описать (см. рубрику «Обогащаем устную речь», с. 27). Благодаря этим выражениям сказка становится особенно красивой. Давайте поищем с вами такие выражения.

Слайд 8

Итоги урока

1. Чему посвящена сказка «Царевна-лягушка»? Чему она вас научила? 2. Чем начинается и чем завершается сказка? 3. Почему мы называем сказку «Царевна-лягушка» волшебной? Какие чудеса происходят в сказке? Веками в русском народе складывались представления о том, что хорошо и что плохо. Чему могут научить нас поступки Ивана-царевича? К кому из героев мы относимся с насмешкой и даже некоторой жалостью? Почему мы радуемся, когда Иван-царевич освобождает Василису Премудрую? 6. Можно ли согласиться с изречением «Добро всегда побеждает зло»?

Слайд 9

Домашнее задание

Прочитать статью учебника «Герои народных сказок» (стр. 28) 2. Дать характеристику (письменно) главным героям сказки: Василисе Премудрой – девочки; Ивану-царевичу – мальчики. 3. Прочитать сказку «Иван – крестьянский сын и чудо –юдо» и подготовить пересказ (близко к тексту) сказки. (Помощник: стр. 38.) 4. Ответить на вопросы 1-7 к сказке (устно) на стр. 38.

Посмотреть все слайды

Урок 6. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

«ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА». ОБРАЗ ИВАНА-ЦАРЕВИЧА

Цели деятельности учителя: развивать речь учащихся, умение обобщать проанализированный материал; раскрыть внутренний мир героя, лучшие черты русского народного характера в сказке.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок, строить рассказ о герое, характеризовать героев сказки.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные : осваивает новые деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные : принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные : понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные : строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

I . Фронтальная беседа по содержанию сказки.

Учитель. Вспомните, что произошло после того как Иван-царевич сжег лягушачью кожу? Мы уже знаем, что Василиса Премудрая обладает чудесными качествами характера. Как вы считаете, достоин ли ее Иван-царевич после своего поступка (сжег кожу)?

Сказка «Царевна-лягушка» очень своеобразно делится на две части: I часть - до момента, когда Василиса Премудрая «...обернулась белой лебедью и улетела в окно»; II часть посвящена испытаниям царевича, желающего вернуть жену.

Во второй части действие постепенно набирает скорость, появляются новые герои, возникают новые сюжетные линии, Иван-царевич вынужден принимать самостоятельные решения, действовать по обстоятельствам.

II. Работа над эпизодами.

Чтение, анализ по вопросам:

1. «Сборы царевича на поиски жены».

1) «Долго ли, коротко ли» собирался Иван-царевич на поиски жены?

2) С каким настроением собирается Иван в путь-дорогу?

3) Вспомним, как снарядился Иван-царевич.

(Иван очень быстро собрался на поиски жены. Он чувствует свою вину, понимает неблаговидность своего поступка. Понимает, что ему предстоят сложные, долгие испытания. Он не боится, смел, рвется в дорогу.)

2. Встреча со старичком.

Чтение в лицах.

Вопросы :

1) Почему в сказке появляется старый старичок? Что олицетворяет народ в образе старичка? (Мудрость, опыт жизни.)

2) Какие советы получает Иван от мудреца? Слушает ли наставления царевич, выполняет ли их? (Теперь Иван стал внимательным к замечаниям других: слушая советы старшего, сам набирается жизненного опыта.)

3. Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой.

Чтение в лицах. Вопросы :

1) Почему царевич хотел убить этих животных?

2) Что заставляет его пожалеть их?

3) Назовите ранее не названные свойства души Ивана-царевича.

(Царевич голоден, но животных убивать не стал. Он любит животных. Догадывается, что обещания лесных жителей обязательно сбудутся.)

4. У Кощеева дуба.

Пересказ эпизода, описание дуба зачитывается наизусть.

Вопросы :

1) Зачем в сказке придумана встреча Ивана-царевича с Бабой-Ягой?

2) Добрая Баба-Яга или нет? (Она помогает герою, подсказывает, где найти смерть Кощееву. Баба-Яга в давние-давние времена считалась доброй. Это дух, оберегающий жилище в ночное время они всякого Зла, Лиха, Беды. Селился этот добрый дух в ближних лесах. А ночью, когда в избах потухал свет, Яга выходила из своего лесного укрытия и следила за покоем селения, с наступлением утра она возвращалась к себе. Представления людей с течением времени изменились, и Баба-Яга из доброго духа превратилась в злого.)

3) Почему смерть Кощея была помещена на таком могучем дереве? Что олицетворяет этот дуб? (Описание дуба являет собой самую большую трудность в пути Ивана-царевича, с которой ему нужно справиться. Поэтому и преодолеть эту преграду ему помогают добрые силы в виде зверей.)

4) Какой же он, Иван-царевич? Какие лучшие черты русского народа воплотились в литературном герое?

III. Обобщение.

Итак, перед нами смелый герой, снискавший себе уважение читателя тем, что он решителен, справедлив, добр, умеет признать свою неправоту, борется против Кощея.

Вопросы:

1. Понравилась ли вам сказка?

2. Чему она вас научила?

3. Можно ли согласиться с изречением «Добро всегда побеждает зло»?

I V . Заключительное слово учителя.

Русская народная сказка «Царевна-лягушка» рассказывает о том, как герои добиваются добра и справедливости, проходят тяжелые испытания. Герои стремятся соединиться друг с другом, так как ими движет одно из лучших чувств на Земле - любовь.

Домашнее задание: прочитать сказку «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» (с. 28-38).

Имя: Иван-царевич (Иван Королевич)

Страна: Русь

Создатель: славянский фольклор

Деятельность: царевич

Семейное положение: женат

Иван-царевич: история персонажа

Герой русских народных сказок. Обыкновенно проходит через ряд испытаний, решает некую сложную и рискованную задачу, совершает героические деяния. Отцом героя называется царь Берендей, а супругами в разных сказках выступают то , дочь (сказка о ), то Марья Моревна - степная воительница и носительница колдовской силы, то .

История создания

Русские народные сказки об Иване-царевиче обыкновенно строятся по некоему шаблону. У героя есть старшие родственники – изводящие Ивана в начале сказки сестры и братья, над которыми герой превозносится в финале. Царь-отец обещает сына некоему могущественному потустороннему коллеге (морскому или подземному царю) или волшебнику еще до рождения Ивана. Сказочный сюжет может описывать, как герой бежит из владений такого персонажа.


Повзрослевший царевич также отправляется в странствия, чтобы найти некую волшебную вещь или животное (например, Жар-птицу, которая прилетает в сад царя и клюет там молодильные яблоки). По дороге герою встречается животное-помощник (например, серый волк).


Царевич может спасти волшебного коня, и тот остается на службе у героя. Животное-помощник возвращает погибшего героя к жизни или убивает врагов Ивана-царевича (к примеру, злых братьев). Ряд сказочных сюжетов связан также с поисками пропавшей жены, которую у Ивана-царевича похитил злой бессмертный чародей Кощей. Типичная помощница в борьбе с Кощеем - лесная ведьма .

Образ и сюжет

Образ Ивана-царевича в русских народных сказках имеет двойственную характеристику. Как положительный персонаж Иван-царевич предстает в тех сюжетах, где борется со злом и помогает слабым. Сам герой при этом может не знать о том, что он - царский сын, быть потерянным в детстве.

В начале сказки героя преследуют враги, Иван беден. Царское достоинство герой возвращает себе в конце сказки. Как награду за совершенные подвиги, он получает трон, находит потерявших его родителей.


Если герой начинает путь, уже будучи царевичем, то в конце сказки Ивана ждет жена-царевна, половина чужого царства, волшебный конь или волшебный предмет в качестве награды.

В тех сюжетах, где Ивану-царевичу противопоставлен герой «из народа», например, рыбацкий сын, сам царевич становится отрицательным персонажем. Тут Иван-царевич демонстрирует злобу и хитроумие, пытается отнять у положительных героев награду, которую те заслужили, или вовсе погубить их. В финале царевич остается жив, но наказан и посрамлен.

Экранизации

Иван-царевич один раз появился в кино и множество раз - в мультфильмах. Герой появлялся в советских мультфильмах «Царевна Лягушка» (1954 и 1971 годов), и «Василиса Прекрасная» (1977). В киносказке 1985 года выхода «После дождичка в четверг» роль Ивана-царевича играет актер Владислав Толдыков.


В 2011 году вышла первая картина из цикла мультфильмов «Иван-царевич и Серый волк» студии анимационного кино «Мельница». Иван здесь начинает как простой деревенский парень.

Герой мечтает стать пожарным, но случайно оказывается тем «первым встречным», за которого рассерженный Царь-батюшка под горячую руку решает выдать прогневавшую его дочь - царевну Василису. Герои, против воли объявленные женихом и невестой, влюбляются друг в друга, но впереди у них немало испытаний.

Во втором мультфильме цикла Иван-царевич исполняет функции военного министра и плотно занят государственными делами, в то время как жена героя, Василиса, изнывает от безделья.


Герои ссорятся, и, чтобы помирить их, царь и Кот ученый решают устроить шуточное похищение Василисы и привлечь к этому делу бывшего злодея, а ныне циркового артиста . Похищение, однако, быстро перестает быть шуточным...

В третьем мультфильме цикла Царь-батюшка уходит на пенсию, и в Тридевятом царстве за главного остается Иван вместе с Серым волком. Необязательный герой отправляется с Василисой в свадебное путешествие на ковре-самолете, бросив царство на произвол Пугала, которое оживает и устанавливает в царстве собственные порядки...

О том, когда выйдет четвертая часть мультфильма, точной информации пока нет. В мультфильмах анимационной студии «Мельница» рисованного Ивана-царевича озвучивает актер .


В 2013 году на экраны вышел украинский мультфильм «Как поймать перо Жар-птицы», где Иван-царевич отправляется искать Жар-птицу, повинуясь воле отца – царя Берендея. В мультфильме классические элементы русских народных сказок сочетаются с современным юмором и музыкальным сопровождением в жанре рок-музыки.

  • Иван-царевич, как и прочие персонажи русского фольклора, не раз вдохновлял художников. Особенно полюбился персонаж , мастеру фольклорной живописи (картины «Бой Ивана Царевича со Змеем», «Иван-царевич на Сером Волке»). Знаменита также картина «Иван-царевич и лягушка-квакушка», принадлежащая кисти , художника конца XIX - первой половины ХХ века.
  • В 1975 году студия «Диафильм» выпустила цветной диафильм по сказке «Иван-царевич и серый волк», созданный художником П. Багиным.

  • Имя Ивана-царевича взяла себе как название российская фолк-метал-группа, основанная в 1999 году. Группа работает на стыке тяжелого металла и фольклорно-былинных мотивов. Выпустила три студийных альбома. Знаменитая песня группы - «Живой металл».
  • Среди персонажей писателя-фантаста , создателя цикла книг об , есть некий гражданин по имени Иван Иванович Царевич.

  • Иван-царевич стал персонажем «девочковой» компьютерной игры «Свадьба Василисы». Игра сделана по мотивам мультфильмов студии «Мельница». В игре Василиса выбирает платье и всячески готовится к собственной свадьбе, для которой нужно украсить палаты, испечь торт, разослать приглашения и так далее.
  • В 2012 году издательство «Эгмонт Россия Лтд» выпустило детскую книжку «Иван Царевич и серый волк. В Тридевятом царстве» авторства Сергея Георгиева.

  • Московский театр Содружество актеров Таганки под руководством поставил сказочный спектакль для детей «Иван-Царевич, серый волк и другие» с оригинальными костюмами. К примеру, Кощей в постановке ходит в форме немецкого офицера времен Второй мировой войны.
  • Мастера уральской камнерезной мастерской «Святогор» выпустили в 2012-2015 годах серию ювелирных статуэток необычайно искусной работы из поделочного камня, окаменелого дерева и металла. Статуэтки изображают персонажей русских народных сказок. Среди них есть одна, изображающая Ивана-царевича верхом на сером волке, который несется прочь от погони вместе с похищенной Еленой Прекрасной.

Цитаты

«Я ее от всяких хлопот берегу. Живи, радуйся да детей рожай! Так ведь нет, ей реформы подавай! А от реформ нервы портятся и кожа лица. И какая ты мать после этого, если вся от работы уставшая и некрасивая?»
«Ты уже здесь? Молодец! А говорил: «Зачем тренировки, зачем тренировки?»
«Это неправильно! Понаедут, натопчут - не протолкнуться будет!»
«Иван: - Ты зачем притворяешься?
Змей Горыныч: - Чего это я притворяюсь?
Иван: - Ты притворяешься злым, а ты добрый.
Змей Горыныч: - Ты давай думай, чё говоришь. Я же сказал – ось зла».

December 10th, 2010

Русская народная сказка – как и всякая народная сказка, понятие особенное и своеобразное. У русской сказки, конечно же, есть свои законы, есть свои сюжеты и построения. Есть свои герои – как с одной, так и с другой стороны. Череда характерных участников русской сказки представляет интересные образы: образы корыстной и забавной властности, прямодушного, наивного и часто бездумного героизма, мудрой народной проницательности, лютой изощрённой злобы и жестокости, недалёкой хитрости, и трогательной, посильной самоотверженности. В русской народной сказке герои борются не только с иными силами – набегами иноплеменников и нечистой силой – но и со своим соотечественниками.
Русские сказки уникальны по своей структуре, содержанию, сказочным героям. Только в сказках русского народа ярко передан характер и дух нашего человека. До сих пор мы продолжаем рассказывать нашим детям сказки, о которых мы в свою очередь узнали от старшего поколения.
Как правило, все русские народные сказки бывают нескольких видов. Самыми древними были побасенные сказки русского народа – это сказания где главные герои звери, птицы и прочие «братья меньшие», в них все действия, мысли и чувства людей перенесены на животных. Другой разновидность - это бытовые сказки о людях. Главными героями в них являются обычные люди. И, наконец, третий вид - сказки о волшебстве, магии, превращениях.

1). Иван-Царевич

Иван - царевич - герой русский волшебных сказок. Главное действующее лицо во множестве сказочных сюжетов (например, "Царевна - лягушка", "Иван - царевич и Серый волк", "Молодильные яблоки", "Финист - ясный сокол", "Мертвая царевна", "Одноглазка, Дву глазка и Трехглазка").
Многие исследователи считают Ивана - царевича идеальным сказочным героем. Действительно, в сказке Иван - царевич всегда изображается как молодой, красивый, деятельный и отважный герой.
Н. В. Новиков считает, что образ Ивана - царевича сложился под влиянием героического эпоса. Следы подобного влияния проявляются в таких мотивах как приобретение богатырской силы, поединки с чудовищами, возвращение к жизни умершего героя.
В. Я. Пропп соотносил образ Ивана - царевича с древнейшими мифологическими персонажами, которые ежегодно умирают и воскресают, начиная новую жизнь (Осирисом, Ярилой).

Распространённые сюжеты:
Один из самых распространенных сюжетов об Иване - царевиче - "Иван - царевич и Серый волк". Завязка сюжета связана с тем, что в царский сад повадился загадочный вор. Им оказывается Жар - птица.
Иван -царевич пытается поймать ее, но упускает и добывает лишь золотое перо.
По приказу царя братья - царевичи отправляются на поиски волшебной птицы. По дороге они расстаются и продолжают свой путь поодиночке.
Иван - царевич встречает волшебного помощника - серого волка, тот помогает герою достать не только Жар - птицу, но и волшебного коня, и красавицу невесту. На обратном пути Иван - царевич встречает братьев, которые убивают его и забирают все, что он добыл. Серый волк спасает Ивана - царевича, он возвращается домой и разоблачает обманщиков. Сказка заканчивается свадебным пиром.

2). Иван-Дурак

Иван-дурак - персонаж русских волшебных сказок.
Исследователи не пришли к однозначному мнению о происхождении этого образа. Е.М. Мелетинский считает, что образ гонимого героя был заимствован волшебной сказкой из мифологических преданий, поскольку отдельные мотивы, составляющие сюжеты сказок об Иване, распространены в мифологии разных народов.
Иван - третий и младший из братьев. Он появляется на свет в крестьянской семье, но чаще всего не занимается никаким полезным трудом, в отличие от старших братьев - расчетливых, домовитых хозяев. Тем не менее, братья Ивана никогда не достигают поставленной цели, в то время, как он, наоборот, обретает богатство и счастье.
Образ Ивана - дурака проник не только в волшебную, но и в бытовую сказку. Но там он настолько существенно отличается от данного описываемого образца, что можно говорить о его полной самостоятельности.

Распространённые сюжеты:
В начале любого сюжета Иван оказывается абсолютным аутсайдером. В сказке говорится о том, что Иван целыми днями лежит на печи или проводит время в кабаках. Преображается герой только после смерти отца. Он охотно подменяет братьев на могиле отца и получает заслуженную награду, волшебного коня. Иван скрывает коня от братьев и, используя его, завоевывает царевну. Иногда герою приходится не только сражаться за царевну, но и принимать участие в отгадывании и загадывании загадок. Иван отгадывает все загадки, его же загадки не может разгадать никто. Женившись на царевне, Иван совершает несколько подвигов и добывает волшебные предметы: молодильные яблоки, живую воду, свинку - золотую щетинку. Затем он становится царем, и сюжет завершается.
Во втором варианте сюжетов об Иване - дураке, герой караулит сад, в который по ночам забирается таинственный вор. Ночью Иван обнаруживает, что вором является чудесная кобылица. Она прилетает в сад и вытаптывает траву. Иногда вместо кобылицы в сюжете появляется жар – птица.
Иван сперва ловит, а затем - отпускает плененное им волшебное существо и получает в награду волшебного коня. Жар - птица оставляет ему также свое перо. Увидев перо, царь заставляет Ивана отправиться на поиски жар - птицы. Во время путешествия Иван добывает не только жар - птицу, но и другие волшебные предметы: кота - игруна, перстень. Наградой ему также становится красавица - невеста.
Используя вторую из названных разновидностей сюжета об Иване - дураке, П.П. Ершов написал сказку "Конек-Горбунок".

3). Василиса (Елена) Прекрасная (Премудрая)

Василиса (Елена) Прекрасная (Премудрая) – наверное самая известная положительная героиня русского фольклора. Само имя героини Василиса имеет греческое происхождение и означает «царская», «царственная», «принадлежащая царю».
В греческой мифологии Василея – дочь Зевса. Иногда Василиса (Елена) – купеческая дочь или внучка Морского (иного) царя: «Приехала Василиса Прекрасная к морю и стала вызывать своего дедушку. Волны заколыхалися, и поднялся из воды старый дед – борода у него золотая, на голове волосы серебряные…» («Вещий сон». Сказка). В некоторых произведениях фольклора Василиса – родственница Бабы Яги (ее племянница), что обеспечивает ей могущественную поддержку.
Василиса хороша собой. Это стройная белолицая девушка с золотой или русой косой до пояса. В контексте народных сказок слова «премудрая» и «прекрасная» – синонимы: ничего не стоит красота без ума – слишком это хрупкая и ненадежная категория. Доброта же, в совокупности со сметливостью и богатыми познаниями, делает привлекательным любого человека независимо от возраста и природных данных.
К характерным особенностям Василисы относятся ее природные таланты: она рукодельница (умеет ткать, вышивать, шить, прясть, печь хлебы и пр.) и волшебница (знает язык зверей и птиц, обучена чародейству, владеет волшебными предметами и слугами).
У Василисы хороший, покладистый характер – она никогда не упрекает мужа (жениха) за обрушившиеся на них напасти и всегда находит то средство, которое выручит его из беды.
Таким образом, Василиса являет образ идеальной русской женщины, она – высшая награда герою. Ради нее совершаются ратные подвиги. Из любви к ней герой (даже дурак) делает невозможное: пролезает сквозь лошадиное ухо, ныряет в кипящее молоко и в конце концов становится царем, достойным своей умной и красивой жены.
Распространённые сюжеты:
Василиса становится женой сказочного героя, которому предстоит выполнить несколько невыполнимых заданий. С помощью своих природных умений, а также волшебства, она помогает мужу справиться с заданиями.
Ещё один распространённый сюжет эксплуатирует тему покладистости, старательности и смекалки Василисы. Жил купец и была у него только 1 дочь. Дочери было 8 лет, когда умерла у неё мать. Перед смертью подарила мать дочери куклу. Кукла была не простая: как только случалось горе, куклу надо было накормить и расказать о горе, она сразу помогала в беде. Купец женился второй раз на вдове у которой было две дочери. Василиса была раскрасавицей, они завидывали ей и мучали её разными работами. Однако, Василиса со всем справлялась. Никто не знал, что у неё была волшебная кукла. Однажды Василису отправлили к Бабе-Яге за огнем, которая никого к себе не подпускает и ест людей. У Бабы Яги Василиса выполняет всю работу, за что та даёт ей череп. Василиса приносит череп домой и он сжигает своим взглядом мачеху с её дочерьми. Василиса утром зарыла череп в землю и ушла в город. Жила она там у женщины. Кукла помогла соткать и сшить царю самую красивую рубашку. Царь, получив подарок и увидев Василису, женился на ней.

4). Баба Яга
Баба Яга (первоначально – Яга Баба) – один из наиболее архаичных, а потому самых сложных и многоплановых образов русского фольклора. Образ Бабы Яги совпадает по внешним признакам с образом ведьмы (см. Ведьма) – неопрятной, безобразной злой старухи с длинным крючковатым носом и седыми космами. Но на этом сходство заканчивается.
Интересных гипотез о происхождении Бабы Яги множество, но несомненно одно: Баба Яга является праматерью всего сущего, хотя эта истина в фольклоре выражена пунктирно, будучи погребенной под ворохом позднейших наслоений.
Возможно, Баба Яга, как и многие другие древние женские образы (Мойра, Парка, Норна), некогда была тройственным божеством. Межэтнические мифы о нитях судьбы, которые ткут невидимые богини, не обошли и Бабу Ягу: именно она дает искателям клубок ниток, ведущий по дороге жизни, а в особенных случаях эта нить золотая:
Баба Яга – властительница и хозяйка трехчастного мира: нижнего, среднего и верхнего. Ей подчиняются Красный (солнце), Водяной, Леший, духи болот, кикиморы и русалки. Баба Яга – чародейка, волшебница, лесной демон. Чаще она одинока, хотя иногда в сказочных текстах мы встречаем ее дочерей. Баба Яга находится в родстве с Кощеем Бессмертным, с матерью Василисы Прекрасной; дружит со Змеем Горынычем (знает все их тайны). Она живет в далеком глухом лесу, имеет свой «транспорт» (ступу, движимую пестом и помелом), ее зычный голос слышен на огромном расстоянии.
В качестве ушедшего из жизни предка, праматери всех живущих (ее жилище расположено на краю леса – границе, разделяющей мир живых и мир мертвых), Баба Яга нередко оказывает благодеяния попавшим в трудную ситуацию молодым людям.
При соблюдении героем (героиней) требуемых норм поведения или наличии у них родственных связей она не отказывает в помощи искателям счастья, снабжая их волшебными предметами, а также наставлениями относительно их дальнейших действий. Баба Яга справедлива: свое могущество она использует в наказание злодеям: сжигает мачеху за гонение на Василису, указывает Ивану-царевичу (и другим) путь к победе над Кощеем Бессмертным. Хранительница народных обычаев, она сама соблюдает обряды гостеприимства и требует уважения традиций от других.
Распространённые сюжеты:
Мачеха посылает нелюбимую ею падчерицу к своей сестре Бабе-Яге, будто бы за иглой и ниткой (на самом деле это был условный знак, по которому Баба-Яга узнавала, что сестра прислала ей очередную жертву на съедение). В доме Яги падчерицу ждали многочисленные препятствия: кот пытался выцарапать ей глаза; собаки, ворота и берёза не выпускали из дома. Баба-Яга поручила девушке работать (ткать), а сама в это время поручила своей служанке изжарить её, предварительно омыв в бане. По совету своей родной тётки, падчерица подкупила слуг Бабы-Яги дарами (дала коту мяса, перевязала берёзу красной лентой, подарила служанке платок и т.п.), и они за это помогли ей убежать. Девушка обратилась за помощью к отцу, и тот наказал (по другим версиям, убил) злую мачеху.
Другая группа сюжетов более полно раскрывает образ Бабы Яги как мудрой властительницы и праматери всего сущего. В этих сказках герои, не испугавшись её дурной славы, приходят к Бабе Яге за советом либо же идут к ней в услужение, за что всегда бывают вознаграждены

5). Кощей Бессмертный

Кощей (или иногда Кащей) Бессмертный – один из наиболее ярких сказочных персонажей, производящий неизгладимое впечатление на слушателя, особенно в детской аудитории.
Сюжеты, в которых присутствует этот образ, всегда заставляют сопереживать главному герою – Ивану-Царевичу, беспокоиться за его судьбу, так как его противник силен, могущественен и, как кажется, неуязвим. Кроме того, с обыденной точки зрения образ Кощея в сказках воспринимается как однозначно отрицательный.
Собственно, образ Кощея Бессмертного – это один из вариантов образа противника героя, без которого не могло бы состояться испытание, переводящее героя на новый этап его сказочного бытия. Образ Кощея, как и Бабы-Яги, имеет мифологическую основу, восходящую к глубокой древности.
Интересны и значимы эпитеты, сопровождающие имя персонажа, а нередко воспринимающиеся как его неотъемлемая часть. Это определения «поганый», «бездушный», «бессмертный». Все они с точки зрения мифопоэтического сознания позволяют квалифицировать Кощея как существо, принадлежащие «иному» сказочному миру. Эпитет «поганый» указывает на противопоставление Кощея миру «святому», христианскому, которое отражает элементы традиционного мировосприятия, касающиеся религиозной сфере на определенном этапе исторической действительности.
На восприятие Кощея Бессмертного как представителя «иного» мира, смерти, указывают характеристики его местопребывания. Царство Кощея находится очень далеко: герою приходится отправляться в «прикрай свету, в самый конец» его.
Внешний облик Кощея в сказках довольно нечеткий. В текстах обычно нет полного портрета этого персонажа, а встречаются лишь отдельные характеристики, в основном явно указывающие на мифологическую природу образа. Один из наиболее часто упоминаемых признаков – возрастной. Кощей Бессмертный изображается как старый, «седой старик», «дряхлый человек».
Кощею Бессмертному в сказках приписывается необыкновенное обжорство, которое, вероятно, способствует поддержанию его силы Непомерная прожорливость сближает его образ с мифологическими представлениями о смерти, сущность которой характеризуется постоянным чувством голода.
Как сказочный персонаж, принадлежащий иному миру, Кощей Бессмертный является владельцем не только несметных богатств, но и чудесных вещей. Так, у него есть волшебный меч Сам-самосек, есть и необыкновенный конь. Конь Кощея Бессмертного наделен разными фантастическими способностями.
Интересно и то, что Кощей в сказках как-бы бессмертен, но всегда умирает. Его смерть овеществлена и спрятано так далеко и надежно, что чудесным образом всегда находится в нужный момент главным героем, после чего Кощей погибает. Такой вот условно бессмертный образ.

Распространённые сюжеты:

Кощей Бессмертный уносит героиню на край света в своё жилище. Та выпытывает у него, где скрыта Кощеева смерть, передаёт тайну герою-избавителю, который добывает смерть Кощея Бессмертного, и тот погибает.

6). Змей Горыныч

Змей Горыныч - обитатель русских былин и сказок, представитель злого начала, дракон, по разным вариантам с 3, 6, 7, 9 или 12 головами. Связан с огнем и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с землёй и водой - с рекой, норой, пещерой, где у него спрятаны богатства, похищенная царевна (или три царевны), знатная невеста, «русские полоны». Там же находится и многочисленное потомство Змея Горыныча - «змееныши». Змей Горыныч не всегда четко отличим от других сходных образов - Змей Тугарин, Змиулан, Огненный Змей, просто Змей и тому подобными персонажами. Появление Змея Горыныча сопровождается грозным шумом, как «дождь дождит» и «гром гремит». Основное оружие Змея Горыныча - огонь.
По одной из версий, со временем древний миф приобрел новую окраску: Змей стал восприниматься как воплощение язычества, а вся былина превратилась в аллегорию принятия христианства. В народном сознании Змей Горыныч постепенно стал ассоциироваться с подлым коварным человеком.

Имя Змея Горыныча отсылает к образу Огненного Змея, известного как в славянской (например, сербский Змей Огненный Волк), так и в иных традициях (иранский Ажи Дахака, буквально - "Змей Горыныч", Горыныч как Горыня, баба Горынинка и другие - от глагола "гореть" и лишь вторично от слова "гора": иногда появляется мотив Змей Горыныч на горе). Что касается современного восприятия этого персонажа, то одни видят в нем порождение сил грозной стихии, в частности смерча, другие усматривают в нем даже гигантский монголо-китайский огнемет. Есть мнение, что Змей Горыныч имел вполне реальный прообраз в качестве некого реликтового динозавра, но при этом все тут же оговариваются, что никакого фактического подтверждения данной гипотезе нет.

Распространенные сюжеты:

В былинах Змей Горыныч («люта змея»...) обычно появляется в сюжете «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», в двух его кульминационных точках: первый раз, когда Добрыня Никитич купается в Пучай-реке, и второй раз, когда тот же богатырь спускается в норы Змея Горыныча и освобождает племянницу князя Владимира Забаву Путятишну.
Сказочный Змей Горыныч занимается тем же, чем и былинный. Грабит, ест людей и соблазняет женщин. В сказках он может оборачиваться добрым молодцем, камнем, веником и т.п. Как и в былинах, Иван-царевич или богатырь убивает злодея, отрубив ему голову (несколько голов). Связь с былинами четко прослеживается в сказке «Иван Быкович», где главный герой перед тем, как убить семиглавого Змея (чудо-юдо), бросает в него горсть земли и ослепляет чудовище. А также в сказке «Никита Кожемяка», в которой Змей похищает царскую дочь и насильно женится на ней. Никита Кожемяка бьется со Змеем, но силы оказываются равны, и он предлагает чудовищу заключить мировое соглашение и поделить землю поровну. Когда дело доходит до дележа моря, Змей выплывает на середину моря с богатырем на спине, и там Никита Кожемяка его убивает.
В сказках со Змеем Горынычем связан ряд мотивов: Змей Горыныч полюбился царевне; он учит ее извести брата-царевича, но гибнет будучи разорванным «охотой» Ивана-царевича. В более поздних преданиях Змей Горыныч зачастую имеет человеческий облик. В сказке «Чудесная рубашка» служит поваром у Ивана - купеческого сына после того, как побеждён им. Но взамен за доброту главного героя, Змей обольщает его жену Елену Прекрасную, изводит с нею Ивана, но погибает. Аналогичная ситуация складывается в сказке «Птичье молоко». В этом сказании Змей Змеевич является придворным царевича, становится любовником его жены и замышляет убить героя с тем, чтобы захватить власть в его царстве. В этом сюжете явно слышится отголосок былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». В былине противник богатыря - Змей вхож в дом князя и имеет любовную связь с княгиней.

7). Марья Моревна (девица Синеглазка, Царь-девица, Усоньша-Богатырша, Белая Лебедь Захарьевна, Царица Медной горы,)

Марья Моревна - собирательное обозначении женщины - богатырши, славянской амазонки и властительницы. Этот образ перекликается и с арийскими Валькириями.
По одним толкованиям, Моревна - от слова «мор» - смерть; по другим, образ «степной богатырши» или «царь-девицы» отсылает к матриархальным представлениям. Сказки, в которых является русская Царь-Девица, относятся в большинстве случаев к типу похождений Язона, или так назыв. "геройских подвигов". Такая красавица известна в сказках старо- и новогреческих (Ωραία του κόσμου), лотарингских и корсиканских (La belle aux cheveaux d"or), венгерских (T ü nder Illona), немецких, итальянских (Regina Angelica, Belisandra), албанских (Bucure dheut), болгарских и сербских, польских и чешских (D ĕva zlatovtaskà), малорусских (Златокоса), румынских (Ileana Simzeanа) и многих других.
По сравнению с аналогичными образами богатырей образ женщины - богатырки схематичнее. В сказке отсутствуют описания ее богатырской силы, сцены поединков, сообщается только о результатах боев. К тому же, героиня - богатырки чаще пользуется волшебством, чем силой.

Распространённые сюжеты:
Образ героини - богатырши представлен во многих сюжетах - "Молодильные яблоки", "Сказка о трех царствах", "Марья - моревна".
Героиня - богатырша живет в собственном девичьем царстве. Чтобы попасть в него, герою приходится преодолеть множество препятствий. В большинстве сюжетов герой добирается туда на волшебном коне, который ему дают старушки - помощницы. Часто в этой роли выступает Баба Яга. Помощники предупреждают герою о подстерегающих его опасностях и помогают ему вернуться.
Добравшись до девичьего царства, герой добывает необходимый ему волшебный предмет (молодильные яблоки, живую воду, волшебную птицу). Он также лишает царь -девицу целомудрия. Как правило, это происходит во время ее волшебного (богатырского) сна.
После отъезда героя царь - девица просыпается, собирает девичье войско и отправляется в погоню. Однако, герой успевает пересечь границу волшебного мира или скрывается с помощью волшебных помощников.
Не поймав героя. Царь - девица возвращается в свое царство, через некоторое время у нее рождаются сыновья. Когда они подрастают, царь - девица вновь собирает войско и приезжает в царство героя. Там дети узнают своего отца. Сказка заканчивается свадьбой.
Сюжет о Марье Моревне построен несколько по -иному. В нем героиня берет в плен Кащея Бессмертного. Посадив его в темницу, богатырка начинает нести караул на границе своего царства. Там и происходит ее встреча с Иваном - царевичем. Богатыри вступают в поединок, Иван - царевич одерживает победу.
После свадьбы герои отправляются в царство Марьи Моревны. Поддавшись уговорам, Иван - царевич выпускает из темницы Кащея, который похищает Марью - Моревну и уносит ее в свое царство.
Иван - царевич отправляется на поиски жены. По дороге он встречает трех старушек, которые показывают ему путь в царство Кащея. Добравшись туда, герой пытается увести Марью Моревну, но терпит неудачу.
Только узнав секрет смерти Кащея, Иван - царевич выходит победителем во время смертельной схватки. Герои возвращаются в царство Марьи Моревны.

8). Емеля

Емеля («Кармушкин») - персонаж русской народной сказки «По щучьему веленью». К серьезным делам семьи Емелю не допускают. Он чрезвычайно ленив: невесткам приходится подолгу упрашивать его выполнить любую, даже несложную работу. Единственное, что может сподвигнуть его на действие - это обещание гостинцев, на которые он падок. В этом заключается скрытая, на первый взгляд незаметная ирония, имя Емельян по одной из версий в переводе с латыни означает «трудолюбивый». Однако этот, казалось бы, непривлекательный персонаж обладает качествами, которые делают его настоящим героем: он ловок и удачлив.
Емеля, активно отрицающий любые социальные нормы, представляет собой типичного трикстера. Трикстер - архаический персонаж ранней мифологии практически всех народов земли и в то же время - один из основополагающих персонажей человеческой культуры. Он отличается лукавством, импульсивностью, способностью к перевоплощению; выступает и творцом, и разрушителем; бывает обманщиком и жертвой обмана.

Такие персонажи в мировом фольклоре появляются в периоды социального напряжения, когда имеется потребность в изменениях общества. Это та ситуация, когда «форма» начинает довлеть над «содержанием», выросшим из ее рамок, и законопослушные граждане не в силах достичь преобразований, поскольку слишком «привязаны» к действующим нормам и структурам.

Вот и в сказке «По щучьему велению»: и с царевной неладно было (весь дворец слезами залила, горемычная: то ли просто каприза, то ли тошно ей в палатах монаршиих, то ли предчувствия томят...), и война надвигалась... Стало быть, понадобился трикстер. Но Емеля в этом качестве ведет себя не так, как Иван-царевич: и за тридевять земель не отправился, и со Змеем Горынычем не сразился... А успехи и подвиги его свершились благодаря говорящей щуке.

Распространённые сюжеты:
Емеля сумел голыми руками поймать волшебную щуку в проруби и получить от неё магическую силу. Сначала Емеля использует приобретенный дар в бытовых целях. Езда на печи - один из ярких эпизодов сказки. Среди фольклористов существует мнение, что эта деталь указывает на царскую природу Емели, который до поры до времени остается «тёмной лошадкой», а впоследствии обнаруживает свою героическую, незаурядную сущность.
Действительно, именно слухи о барском способе вождения и жалобы пострадавших заставляют царя обратить внимание на ничтожнейшего из своих подданных. Емелю заманивают во дворец при помощи подарков, и царь предъявляет ему претензию, которая, в сущности, ограничивается устным выговором. Емеля же в это время успевает околдовать царскую дочь, так что, когда он отправляется домой, та начинает тосковать и требует вернуть крестьянского сына. Царь соглашается, но, когда Емеля приезжает вторично, замуровывает его вместе с Марьей-царевной в бочке и бросает в море. Однако волшебный дар и тут выручает героя: заклинание «По щучьему веленью, по моему хотенью» выбрасывает бочку на берег, строит дворец и превращает Емелю в красавца (по просьбе девушки). Царь, увидев новый замок на своей земле, гневается и приезжает посмотреть на наглеца. Он не узнает изменившегося Емелю, и только во время трапезы герой открывает свое лицо и припоминает царю злодейский поступок. Царь пугается, признает силу Емели и то, что он достоин стать его зятем. Как и многие русские сказки, история заканчивается свадьбой.

9). Жар-Птица

Жар-птица - сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Жар-Птица огненная птица, её перья блистают серебром и золотом (у Огнивака перья рыжезлатые), крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл. По размерам она достигает павлина.
Живёт Жар-птица в райском саду Ирии, в золотой клетке. По ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжёных огней. Поимка жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу в виде олицетворения огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга.
Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Прототипом Жар-птицы является павлин. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов.
Каждый год, осенью, Жар-птица умирает, а весной возрождается. Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы, внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое сильное освещение.
Со временем такое перо превращается в золотое. Для ловли Жар-птицы используют золотую клетку с яблоками внутри, как ловушку. Поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об её оперение.

Распространённые сюжеты

В сказке «Иван-царевич и серый волк» главный герой выдергивает перо из хвоста Жар-птицы, которая прилетает ночью в сад его отца клевать золотые яблоки. Увидев перо, царь больше ни о чем больше не может думать кроме Жар-птицы, и в результате отправляет всех своих сыновей раздобыть чудо-птицу. Примерно такое же действие оказывает огненное перо на царя из сказки «Жар-птица и Василиса-царевна». И для стрельца, преподнесшего в дар царю перо, этот подарок оборачивается чередой почти невыполнимых заданий. Но, как и в большинстве сказок, положительный герой проходит через все испытания и обретает счастье.
В сказке «Царь-девица» главный герой вызывает Жар-Птицу при помощи трубы бабы-яги. Прилетевшая огненная птица подхватывает Ивана-царевича и уносит его прочь от злой ведьмы. Баба-яга только и успевает, что выдернуть из хвоста Жар-птицы несколько перьев.

10). Илья Муромец

Илья́ Му́ромец (полное былинное имя - Илья Муромец сын Иванович) - один из главных героев русского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. Фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром».
В судьбе героев мирового эпоса немалую роль играет чудо - причем в самые важные моменты их жизни: это чудесное рождение (женщина съедает плод, кусочек рыбы, выпивает некую воду и т. д.), невиданно быстрый рост, приобретение силы, неуязвимости, бессмертия, предуказанная смерть... Великие эпические герои отмечены знаком чуда. Трижды отмечен им и Илья Муромец.
Илья не занимает при дворе князя никакой должности. Он как бы сам по себе. Он независим, редко живет в Киеве, но всякий раз оказывается на месте, когда Киеву грозит опасность. Складывается устойчивый образ первого (по значению) русского богатыря, атамана богатырской дружины, величественного старца.
Самый главный подвиг Ильи -- это разгром татарского нашествия. Само нашествие описывается как грандиозное и ужасное.
Распространённые сюжеты:
Согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 33 лет «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Они, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им пить. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить силу. После старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен «навестить». После Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному городу ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты конь богатырской! Служи-ко ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру.
В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая, тот дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец.
Продолжение следует