Русская культура 19 начала 20 века кратко. Готовый кроссворд по истории - на тему "Русская культура в конце XIX - начала XX века"

Русская культура 19 начала 20 века кратко. Готовый кроссворд по истории - на тему "Русская культура в конце XIX - начала XX века"

Период второй полвины XIX — начале XX вв. по праву считается серебряным веком русской культуры (подробная таблица представлена ниже). Духовная жизнь общества отличается богатством и разнообразием.

Случившиеся после реформ Александра II перемены политического толка были не столь значительны, как перемены социальные и психологические. Получившие большую свободу и пищу для размышлений, учёные, писатели, философы, музыканты и артисты, казалось бы, стремятся наверстать упущенное время. По мнению Н. А. Бердяева, вступив в XX в. Россия пережила эпоху, сравнимую по значимости с Ренессансом, собственно это и есть время Ренессанса русской культуры.

Основные причины быстрого культурного роста

Значительному скачку во всех сферах культурной жизни страны способствовали:

  • новые школы, открывавшиеся в большом количестве;
  • увеличение процента грамотных, а соответственно читающих людей до 54% к 1913 г. среди мужчины и 26% среди женщин;
  • увеличение количества желающих поступить в университет.

Постепенно увеличиваются государственные расходы на образование. Во второй половине XIX в. государственная казна выделяет на образование 40 млн. рублей в год, а в 1914 г. не менее 300 млн. Увеличивается число добровольных образовательных обществ, посещать которые могли самые разные слои населения, количество общественных университетов. Всё это способствует популяризации культуры в таких сферах, как литература, живопись, скульптура, архитектура, развивается наука.

Культура России второй полвины XIX — начале XX вв.

Русская культура во второй половине XIX в.

Русская культура в начале XX в.

Литература

Преобладающим направлением в литературе остаётся реализм. Писатели пытаются как можно более правдиво, рассказать о происходящих в обществе изменениях, обличают ложь, борются с несправедливостью. На литературу этого периода значительное влияние оказывает отмена крепостного права, поэтому в большинстве произведений преобладает народный окрас, патриотизм, стремление защитить права угнетённого населения. В этот период трудятся такие литературные корифеи, как Н. Некрасов, И. Тургенев, Ф. Достоевский, И. Гончаров, Л. Толстой, Салтыков-Щедрин, А. Чехов. В 90-е гг. начинают свой творческий путь А. Блок и М. Горький.

На рубеже веков изменяются литературные пристрастия общества и самих писателей, появляются такие новые направления в литературе, как символизм, акмеизм и футуризм. XX в. – это время Цветаевой, Гумилева, Ахматовой, О. Мандельштама (акмеизм), В. Брюсова (символизм), Маяковского (футуризм), Есенина.

Огромной популярностью начинает пользоваться бульварная литература. Интерес к ней, собственно, как и интерес к творчеству, возрастает.

Театр и кино

Театр также приобретает народные черты, писатели, создающие театральные шедевры, пытаются отразить в них присущие этому периоду гуманистические настроения, богатство духа и эмоций. Лучшим

XX в. – время знакомства русского обывателя с кино. Театр не утратил своей популярности среди высших слоёв общества, но интерес к кино был куда большим. Изначально все фильмы были немыми, чёрно-белыми и исключительно документальными. Но уже в 1908 г. в России снимают первую художественную картину «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. фильм «Оборона Севастополя». Известнейшим режиссёром этого периода считается Протазанов. Ильмы снимают по произведениям Пушкина, Достоевского. Особой популярностью у зрителя пользуются мелодрамы и комедии.

Музыка, балет

До середины века музыкальное образование и музыка были достоянием исключительно ограниченного круга лиц — салонных гостей, домочадцев, театралов. Но ближе к концу века оформляется русская музыкальная школа. В крупных городах открываются консерватории. Первое такое заведение появилось ещё в 1862 г.

Происходит дальнейшее развитие этого направления в культуре. Популяризации музыки способствовала известная певица Дягилева, гастролировавшая не только по России, но и за рубежом. Русское музыкальное искусство прославили Шаляпин и Нежданова. Творческий путь продолжает Н. А. Римский-Корсаков. Развитие получила симфоническая и камерная музыка. Особый интерес у зрителя по-прежнему вызывают балетные выступления.

Живопись и скульптура

Живопись и скульптура, так же как и литература, не остались чужды веяниям века. В этой сфере преобладает реалистическая направленность. Известными художниками, такими как В. М. Васнецов, П. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, Левитан, Рёриха, Верещагина, созданы красивейшие полотна.

На пороге XX в. многие художники пишут в духе модернизма. Создаётся целое общество живописцев «Мир искусства», в рамках которого трудится М. А. Врубель. Примерно в это же время появляются первые картины абстракционистской направленности. В духе абстракционизма создают свои шедевры В. В. Кандинский, К. С. Малевич. Известным скульптором становится П. П. Трубецкой.

В конце века наблюдается значительный рост отечественных научных достижений. П. Н. Лебедев изучил движение света, Н. Е. Жуковским и С. А. Чаплыгиным заложены основы аэродинамики. Исследования Циолковского, Вернадского, Тимирязева надолго определяют будущее современной науки.

В начале XX в. общественности становятся известны имена таких выдающихся учёных, как физиолог Павлов (изучал рефлексы), микробиолог Мечников, конструктор Попов (изобрёл радио). В 1910 г. в России впервые сконструировали собственный отечественный аэроплан. Авиаконструктор И.И. Сикорский разработал самолеты с мощнейшим для того периода двигателем «Илья Муромец», «Русский витязь». В 1911 г. Котельниковым Г.Е. был разработан ранцевый парашют. Открываются и исследуются новые земли и их обитатели. В труднодоступные районы Сибири, Дальнего Востока, Центральной Азии направляются целые экспедиции учёных, один из них – В.А. Обручев, автор «Земли Санникова».

Развиваются социальные науки. Если ранее они ещё не отделимы от философии, то теперь приобретают самостоятельность. Известнейшим социологом своего времени становится П. А. Сорокин.

Дальнейшее развитие получает историческая наука. В этой области трудятся П. Г. Виноградов, Е. В. Тарле, Д. М. Петрушевский. Исследованию подвергается не только Российская, но и зарубежная история.

Философия

После отмены крепостного права русская идейная мысль вышла на новый уровень. Вторая половина века – рассвет русской философии, в особенности философии религиозной. На этом поприще трудятся такие известные философы, как Н. А. Бердяев, В. В. Розанов, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, С. Л. Франк.

Продолжается развитие религиозного направления в философской науке. В 1909 г. издаётся целый философский сборник статей – «Вехи». В нём печатаются Бердяев, Струве, Булгаков, Франк. Философы пытаются понять значение интеллигенции в жизни общества и прежде всё той её части, что имеет радикальный настрой, показать, что революция опасна для страны и не может решить всех накопившихся проблем. Они призывали к социальному компромиссу и мирному разрешению конфликтов.

Архитектура

В пореформенный период в городах начинается строительство банков, магазинов, вокзалов, облик городов меняется. Изменяются также и строительные материалы. В постройках используют стекло, бетон, цемент и метал.

  • модерн;
  • неорусский стиль;
  • неоклассицизм.

В стиле модерн возводят Ярославский вокзал, в неорусском стиле – вокзал Казанский, а неоклассицизм присутствует в формах Киевского вокзала.

Русские учёные, артисты, художники и писатели приобретают известность за рубежом. Достижения русской культуры рассматриваемого периода получают мировое признание. Имена русских путешественников, первооткрывателей украшают карты мира. Зародившиеся в Росси художественные формы оказывают значительное влияние на зарубежную культуру, многие представители которой отныне предпочитают равняться именно на русских писателей, скульпторов, поэтов, учёных и художников.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ И МЕНЕДЖМЕНТА

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Группа 3.4 (11 «Г»)

Тема: Русская культура конца XIX - начала XX века

Студент практикант V курса группы 582

Саитов Ильдар Гербертович

Учитель истории школы: Смурякова Е. Е. _______________

Групповой руководитель: Магсумов Т.А. _______________

Оценка за урок _______________

Набережные Челны, 2009 г.

Литература, использованная по теме:

1. Левандовский А. А. Россия в XX веке: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 368 с., 16 л. ил., карт.

2. Левандовский А. А. ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ "Россия в ХХ веке" / А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов, Л. В. Жукова.- 160 с.: ил. (в обл.)

14.12.2009

Урок № 10: Группа 3.4 (11 «Г»)

Раздел III. Накануне краха.

Тема: Русская культура конца XIX - начала XX

Тип урока: обобщения и изучения нового материала.

Вид урока: Урок – Лекция.

Цель урока:

1. Познавательная, образовательная цель – сформировать у учащихся основные представления о положении дел в образовании, науке и печати, рассказать об направлениях литературы и искусства России.

2. Развивающая цель – содействовать учащимся в понимании взаимосвязи развития культуры с событиями внутренней и внешней деятельности государства.

3. Воспитывающая цель – формирование у учащихся нравственных качеств личности: ценить красоту и уверенность в своих силах, способствовать уважительному отношению к культурным традициям государства и народов Российской империи.

Оборудование: Учебник, рабочие тетради, наглядность: схема «культура России», классная доска, мел, указка.

Вид доски на уроке


Основные понятия:

Модерн, реализм.

Основные даты:

1905 – II Дума рассматривала закон о всеобщем начальном образовании.

С 1860-х студенческие беспорядки становятся обычным явлением.

1898 – образование художественного объединения «Мир искусства».

1899 – «Временные правила о студенческих забастовках», по которым студентов могли отдать в солдаты за беспорядки.

1903 – учрежден «Союз русских художников».

1904 - За открытия в области пищеварения И. П. Павлов получил Нобелевскую премию.

1904 – при участии Н. Е. Жуковского был создан первый в Европе аэродинамический институт.

1907 – 1913 Русские сезоны в Париже под руководством С. П. Дягилева.

1911 – всеобщая стачка студентов, тысячи исключены из институтов.

Основные персоналии: Николай Дмитриевич Зелинский, П. Н. Лебедев, К. А. Тимирязев, А. С. Суворин, Иван Дмитриевич Сытин, братья Сабашниковы, Иван Петрович Павлов, Илья Ильич Мечников, Н. Е. Жуковский, Константин Эдуардович Циолковский, Владимир Сергеевич Соловьев, Николай Александрович Бердяев, С. Н. Булгаков, Павел Александрович Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С.Л. Франк, Павел Николаевич Милюков, А. А. Корнилов, М. О. Гершензон, М. И. Туган-Барановский, Петр Бернгардович Струве, Василий Осипович Ключевский, Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов, Н. В. Крушевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн, Л. Н. Андреев, А. Н. Толстой, А. М. Горький, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Н. С. Гумилев, А. А. Блок, Валентин Александрович Серов, К. А. Коровин, Михаил Александрович Врубель, А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст, И. Э. Грабарь, К. Ф. Юон, А. А. Рылов, А. Н. Скрябин, Сергей Васильевич Рахманинов, И. В. Стравинский, Сергей Павлович Дягилев, Ф. И. Лидваль, А. В. Щусев, Федор Осипович Шехтель.

План урока:

1. Просвещение.

2. Печать.

4. Литература.

5. Искусство.

План урока развернутый:

1. Просвещение. Россия обладала обширной и разветвленной системой образования:

Начальная ступень (церковно-приходские школы, народные училища);

Средняя (классические гимназии, реальные и коммерческие училища);

Высшая (университеты, институты)

1905 – II Дума рассматривала закон о всеобщем начальном образовании. В гимназиях ослабили классическое направление и отводилось больше времени преподавания естественных наук и математики. Была ликвидирована и излишняя узкая специализация в реальных училищах. Коммерческие училища поддерживались буржуазией и было совместное обучение девушек и юношей.

С 1860-х студенческие беспорядки становятся обычным явлением.

1899 – «Временные правила», по которым студентов могли отдать в солдаты за беспорядки.

1911 – всеобщая стачка студентов, тысячи исключены из институтов. Исход профессуры в знак протеста – Н. Д. Зелинский, П. Н. Лебедев, К. А. Тимирязев и др.

3. Наука. Российская наука выходит на передовые рубежи. Физиолог И. П. Павлов, разработавший принципиальную методику исследования живых организмов. 1904 - За открытия в области пищеварения И. П. Павлов получил Нобелевскую премию. И. И. Мечников стал Нобелевским лауреатом за исследования в сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. В. И. Вернадский и его учения заложили основы новых наук: биохимии, биогеохимии, радиогеологии. 1904 – при участии Н. Е. Жуковского был создан первый в Европе аэродинамический институт. Труды К. Э. Циолковского заложили основы теории ракетного движения и теоретической космонавтики. Революционная обстановка в России сопровождалась интересом к политике, гуманитарным наукам: истории, философии, экономике и праву. В. С. Соловьев – основоположник религиозной философии. Также проблемам поиска путей на религиозных началах посвятили себя: Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С.Л. Франк. Появляются работы связанные с историческими исследованиями: «Очерки по истории русской культуры» П. Н. Милюкова, «Крестьянская реформа» А. А. Корнилова, «История молодой России» М. О. Гершензона. Серьезные исследования по истории русского хозяйства создали «легальные марксисты» М. И. Туган-Барановский и П. Б. Струве. Издание лекционного курса по истории В. О. Ключевского в начале XX века. Русские языковеды Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов, Н. В. Крушевский разработали вопросы для зарождающейся лингвистики. В литературоведении А. Н. Веселовский создатель сравнительно – исторической школы.

4. Литература. Развивалась под мощным воздействием кризиса, свое ощущение трагизма и неустроенности бытия с огромной художественной силой передали писатели-реалисты: Л. Н. Толстой («Воскресенье», «Живой труп»), А. П. Чехов («Ионыч», «Дом с мезонином», «Чайка»), И. А. Бунин, А. И. Куприн, Л. Н. Андреев, А. Н. Толстой. Сюжеты становились год от года все более тревожными и мрачными. Самый популярный писатель-реалист А. М. Горький чуткий наблюдатель, передавал темные стороны русской жизни: крестьянскую дикость, мещанскую равнодушную сытость, неограниченный произвол власти (роман «Фома Гордеев», пьесы «Мещане», «На дне»). В поэтической среде возникают модернистские течения, стремящиеся отойти от традиционных эстетических норм и представлений, - символизм, акмеизм, футуризм и др. – отказ от воспроизведения окружающей действительности, которая представлялась неинтересной, скучной и в то же время пугающе опасной. Стремились создать в своих произведениях обобщенные символы человеческих чувств и жизненных явлений, оторванные от суетной повседневности, либо увлечь читателя экзотикой дальних стран или давно прошедших эпох, увести его в глубины подсознания или надзвездные миры, поразить небывалой страстью и т.п. Представителями были: В.Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Н. С. Гумилев, А. А. Блока.

5. Искусство. С конца XIX в. влияние модернизма заметно появляется в живописи – в импрессионистских полотнах В.А. Серова и К. А. Коровина, в символистских картинах М. А. Врубеля («Демон», «Пан» и др.). 1898 – образование художественного объединения «Мир искусства». Художники: А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст отказались от реалистического воспроизведения действительности, призывая стремиться к «чистой красоте» - совершенству формы, изящной условности, высоким вневременным идеалам. 1903 – учрежден «Союз русских художников». Здесь работали пейзажисты И. Э. Грабарь, К. Ф. Юон, А. А. Рылов в стиле перемежевались традиционные и новаторские направления русской живописи.

Отход от старых традиций в сторону эстетической утонченности, поиску новых форм был характерен и для русской музыки, представителями которой были А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, И. В. Стравинский. 1907 – 1913 Русские сезоны в Париже под руководством С. П. Дягилева.

Русская архитектура переживает последний – короткий, но яркий период своего расцвета, связанный с появлением стиля модерна. Создатели учитывали новые конструкции и материалы и в то же время эстетически их осмыслить, придать зданиям художественную выразительность. Архитекторы: Ф. И. Лидваль – здание Азовско-Донского банка, А. В. Щусев – Казанский вокзал, Ф. О. Шехтель – Ярославский вокзал и типографии газеты «Утро России».

Вывод: Русская культура поражает своей яркостью, богатством, обилием талантов в самых разных сферах. В то же время это была культура общества обреченного на гибель, предчувствие которой прослеживалось во многих ее произведениях.

Домашнее задание: §22 – 23, доделать схему. Подготовиться к контрольной 3 задания по 2 балла по параграфам 16 – 23 и 4 даты по одному баллу по всем параграфам 1 - 23. У всех будут индивидуальные билеты. Принести лист чистый бумаги подписанный Ф.И., № билета

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Учитель приветствует учеников.

Ученики приветствуют учителя.

II. Этап проверки домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами проходили внешнюю политику России накануне первой мировой войны, участие страны в I мировой войне и домашнее задание состояло в том, чтобы прочитать параграф 20 – 21 написать эссе на тему: «Считаете ли вы, что в 1914 г. Европа была обречена на крупномасштабное военное противостояние» и доделать таблицу «Военные действия в I МВ» Также ответьте на следующие вопросы:

1. Расскажите стратегию русской военной кампании в 1914 году?

2. Укажите на карте территории, потерянные во время «Великого отступления»?

3. Что вы знаете о «Брусиловском прорыве?»

4. Охарактеризуйте внутреннюю ситуацию вследствие поражении на фронте?

Ученики выслушивают предисловие учителя о пройденном материале.

Написание эссе и таблицу я проверю в конце урока собрав тетради учащихся. Опрос проводиться фронтально с элементами индивидуального опроса, отвечают с места. Вопросы, требующие схематического изображения, учащиеся рисуют схемы на классной доске и после объясняют ее элементы. При ответе учитывается также умения ориентироваться по карте. Для тех, кто не справляется или не готов к уроку, задаю дополнительные вопросы. Вместо двоек прошу подготовить рефераты и доклады.

III. Изучение нового материала.

Открываем тетради записываем число и тему нашего с вами урока. Сегодня мы рассмотрим на уроке культуру России конца XIX - начала XX согласно плану:

1. Просвещение.

2. Печать.

4. Литература.

5. Искусство.

Для удобства мы рассмотрим тему в виде схемы, часть сделаем на уроке, оставшееся – вы доработаете дома самостоятельно параграфы 22 – 23.

Учащиеся записывают число и тему урока. Начинаем работу по заполнению схемы «культура России конца XIX - начала XX». Совместно заполняем Просвещение, указываем его ступенчатость образования, и неспокойность студенчества при самодержавии. Обязательно запишем вывод и направленность культуры общие моменты.

IV. Закрепление изученного материала

Вопрос: «Как отразились события внутренней и внешней политики, действительности на культуру России конца XIX - начала XX века?»

Запишите вывод в свои тетради.

Ожидаемый вывод: Русская культура поражает своей яркостью, богатством, обилием талантов в самых разных сферах. В то же время это была культура общества обреченного на гибель, предчувствие которой прослеживалось во многих ее произведениях.

V. Подведение итогов урока.

Открываем дневники и записываем домашнее задание.

Ученики записывают домашнее задание в дневник.


Студент практикант_______________________________

Учитель истории школы___________________________

Групповой руководитель___________________________

Сложные политические и исторические события конца 19-го в. обусловили многообразие форм развития культуры. Основываясь на лучших традициях предшествующего периода, российская культура обрела новые тенденции, требовавшие осмысления нравственных и социальных проблем. Необходим был поиск новых методов и художественных приемов.

К началу 20-го в. Россия оставалась страной с низким уровнем грамотности (38-39%, по данным переписи 1913 г.). Степень грамотности была неравной в зависимости от регионов, мужчины были грамотней женщин, городские жители образованнее представителей крестьянства. Система образования включала в себя три ступени: начальную (церковно-приходские, народные училища), среднюю (гимназии, реальные училища), высшую (университеты, институты).

Развитие начального образования стало происходить по инициативе демократической части общества. Начали возникать школы нового типа - культурно-просветительские рабочие курсы, просветительские рабочие общества и народные дома.

Растущая потребность в специалистах обусловила развитие высшего и технического образования, увеличилось количество высших учебных заведений - к 1912 г. действовало 16 университетов. Получило распространение частное образование (университет Шанявского, 1908-1918 гг.), было открыто 30 высших учебных заведений для женщин. По количеству издаваемой литературы Россия вышла на ведущее место в мире. В 1913 г. издавалось 874 газеты и 1263 журнала. Возникла сеть научных, специальных, коммерческих и образовательных библиотек. Крупнейшими издателями были А.С. Суворин в Петербурге и И.Д. Сытин в Москве.

На рубеже веков развивались традиционные и новые области науки. В физике И.Е. Жуковский стал основоположником гидро- и аэродинамики, К.Э. Циолковский разработал теоретические основы воздухоплавания. Работали такие выдающиеся ученые, как физиологи И.П. Павлов, И.М. Сеченов, И.И. Мечников, ботаники К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин, физик П.Н. Лебедев, изобретатель радиосвязи А.С. Попов, философы Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, историки В.О. Ключевский, П.Н. Милюков.

Господствующим в русской литературе было реалистическое направление. Продолжая драматические традиции своих предшественников, на рубеже веков творили выдающиеся писатели: Л.Н. Толстой, И.А. Бунин, В.В. Вересаев, А.И. Куприн, A.M. Горький, А.П. Чехов.

Этот период стал серебряным веком русской поэзии, которая приобрела новые формы и развивалась во многих направлениях (модерн, символизм, футуризм, эстетизм). Плеяда талантливых поэтов отразила в своих произведениях глубокий социальный кризис российского общества (В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, A. Блок, А. Белый, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, И. Северянин, Н. Асеев, Б. Пастернак, B. Маяковский).

Крупнейший реформатор русского театра К.С. Станиславский вместе с В.И. Немировичем-Данченко в 1898 г. основали Московский художественный театр, новаторскими приемами обогатили театральную сцену. Их деятельность ознаменовала начало нового этапа развития сценического реализма. В реалистическом стиле творили и на сцене петербургского Драматического театра, созданного в 1904 г. В.Ф. Комисаржевской. Музыкальные традиции на сцене Большого и Мариинского театров продолжали представители русской вокальной школы: Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, Н.В. Нежданова. Это было время создания русскими композиторами (С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский, Н.А. Римский-Корсаков) выдающихся произведений.

В изобразительном искусстве талантливые художники (И.Е. Репин, В.М. Суриков В.М. Васнецов) продолжали развивать реалистические традиции. Плодотворно работали поздние «передвижники» C.А. Коровин, Н.А. Касаткин, пейзажисты А.К. Куинджи, В.Д. Поленов, баталист В.В. Верещагин.

Архитекторы продолжали творить в стиле модерн, уделяя особое внимание функциональному назначению проектируемых зданий (Ф.О. Шехтель - Ярославский вокзал, А.В. Щусев - Казанский вокзал, В.М. Васнецов - Третьяковская галерея).

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Кузбасский государственный технический университет

Кафедра: Отечественной истории, теории и истории культуры

Дисциплина: Культурология


Контрольная работа № 1

«Русская культура конца 19 начала 20 века»

Вариант 16

Шифр 099-463


Выполнил: Сайгина М. В.

Кемеровская обл., Топкинский р-он,

п. Раздолье, микрорайон 1, 12


Кемерово, 2010


Задание 4. Выполните тесты


.К теоретикам и практикам символизма относятся:

А) Н. Гумилев

Б) В. Брюсов

В) А. Блок

Г) М. Врубель

Д) М. Цветаева

Правильный ответ: Б, В, Г

В объединение «Мир искусства» входили:

А) В. Маяковский

Б) К. Сомов

В) Е. Лансере

Г) Л. Бакст

Д) А. Бенуа

Е) В. Васнецов

Правильный ответ: Б, В, Г, Д

.Установите соответствие между произведением и автором:

А) «Прогулка короля» А) М. Нестеров

Б) «Похищение Европы» Б) Н. Рерих

В) «Заморские гости» В) А. Бенуа

Г) «Портрет Ф. Шаляпина» Г) В. Серов

Д) «Видение отроку Варфоломею Д) Б. Кустодиев

Правильный ответ: А-В, Б-Г, В-Б, Г-Д, Д-А


Задание 1. Осветите проблему: «Серебряный век» русской литературы»


Кончался XIX век, "золотой век" русской литературы, началось XX столетие. Это переломное время вошло в историю под красивым именем "серебряного века". Стык веков оказался благоприятной основой этого периода. Он породил великий взлет русской культуры и стал началом ее трагического падения. Начало "серебряного века" относят обычно к 90-м годам XIX столетия, когда появились стихи В. Брюсова, И. Анненского, К. Бальмонта и других замечательных поэтов. Расцветом "серебряного века" считают 1915 год - время его наивысшего подъема и конца.

Век продолжался не долго - около двадцати лет, но он дал миру замечательные образцы философской мысли, продемонстрировал жизнь и мелодию поэзии, воскресил древнерусскую икону, дал толчок новым направлениям живописи, музыки, театрального искусства. Серебряный век стал временем формирования русского авангарда.

Период переходных культур всегда драматичен, и всегда сложны и противоречивы отношения между традиционной, классической культурой прошлого - знакомой, привычной, но уже не возбуждающей особого интереса, и формирующейся культурой нового типа. Настолько новой, что ее проявления непонятны и порой вызывают негативную реакцию. Это закономерно: в сознании общества смена типов культур происходит достаточно болезненно. Сложность ситуации во многом определяется изменением ценностных ориентиров, идеалов и норм духовной культуры. Старые ценности выполнили свою функцию, отыграли свои роли, новых ценностей еще нет, они только складываются, и историческая сцена остается пустой.

В России сложность состояла в том, что общественное сознание складывалось в условиях, еще более драматизирующих ситуацию. Послереформенная Россия переходила к новым формам экономических отношений. Российская интеллигенция оказалась почти беспомощной перед новыми требованиями политического развития: неотвратимо развивалась многопартийность, и реальная практика значительно опережала теоретическое осмысление новой политической культуры. Русская культура теряет один из основополагающих принципов своего существования - соборность - ощущение единства человека с другим человеком и социальной группой.

Общественно-политическая обстановка этого времени характеризовалась глубоким кризисом существующей власти, бурной, неспокойной атмосферой в стране, требующей решительных перемен. Может быть, поэтому и пересеклись пути искусства и политики. Так же, как общество напряженно искало пути к новому социальному строю, писатели и поэты стремились к освоению новых художественных форм, выдвигали смелые экспериментаторские идеи. Реалистическое изображение действительности перестало удовлетворять художников, и в полемике с классикой XIX века утверждались новые литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм. Они предлагали разные способы постижения бытия, но каждое из них отличалось необычайной музыкой стиха, оригинальным выражением чувств и переживаний лирического героя, устремленностью в будущее.

В истории русской художественной культуры начало 20 века было плодотворным, противоречивым, стремительным в своем развитии. На стыке двух веков Россия с особой щедростью дарит миру таланты. В новый период вступило творчество Л.Н. Толстого. В эти же годы А.П. Чехов становится тем великим художником слова, который оказывает огромное влияние на мировую литературу. Публикуются В.Короленко, А. Серафимович, Н. Гарин-Михайловский, удивляют читателей М. Горький и Л. Андреев, заявляет о себе поэзией и ранней прозой И. Бунин, начинают печататься А. Куприн и В.Вересаев.

Восприятие мира становится более свободным, идет раскрепощение личности художника.

Революционный взрыв в России вызвал у русской художественной интеллигенции различные оценки, таким образом нельзя не признать влияния революции на русскую художественную культуру. Социальные проблемы характеризуют творчество М.Горького, Серафимовича, Короленко.

Многие русские писатели обратились к драматургии. Театр привлекает огромную зрительскую аудиторию, он находится в расцвете сил и возможностей.

Очень важно, что в культуре начала века предельно заострена филосовско-этическая проблема: что лучше, истина или сострадание?Утешающая ложь составляет стержень драм Г. Ибсена, пользующихся в начале века огромным успехом у русской публики. Эта тема звучит в горьковской драме На дне и формирует определенный нравственный идеал времени.

Никогда не было в русском искусстве такого количества направлений, объединений, ассоциаций, как в начале ХХ века. Они выдвигали свои творческие теоретические программы, отрицали предшественников, враждовали с современниками, пытались предсказать будущее. Слишком неясными были для многих контуры нового эстетического идеала, отсюда трагический оттенок в творческих исканиях многих художников.

Одним из первых литературных течений стал символизм, объединивший таких разных поэтов, как К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый и др. Русский символизм заявил о себе настойчиво и, по мнению многих критиков, внезапно. В 1892 году в журнале Северный вестник была опубликована статья Дмитрия Мережковского О причинах упадка и о новейшем течении в современной русской литературе, и долгое время она считалась манифестом русских символистов. В реализме, в этом художественном материализме видит Мережковский причину упадка современной литературы.

Теоретики символизма считали, что художник должен создавать новое искусство с помощью образов-символов, которые помогут более утонченно и обобщенно выразить настроения, чувства и мысли поэта. Причем истина, прозрение могут появиться у художника не в результате раздумий, а в момент творческого экстаза, как бы ниспосланного ему свыше. Поэты-символисты уносились мечтой ввысь, задаваясь глобальными вопросами о том, как спасти человечество, как вернуть веру в Бога, добиться гармонии, слившись с Душой Мира, Вечной женственностью, Красотой и Любовью.

Признанным метром символизма становится В. Брюсов, воплотивший в своих стихах не только формальные новаторские достижения этого течения, но и его идеи. Своеобразным творческим манифестом Брюсова стало небольшое стихотворение "Юному поэту", которое воспринималось современниками как программа символизма:


Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее - область поэта.


Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно


Символисты рассматривали жизнь как жизнь Поэта. Сосредоточенность на самом себе характерна для творчества замечательного поэта-символиста К. Бальмонта. Он сам был смыслом, темой, образом и целью своих стихов. И. Эренбург очень точно заметил эту особенность его поэзии: "Бальмонт ничего в мире не заметил, кроме собственной души". Действительно, внешний мир существовал для него лишь затем, чтобы он мог выразить свое поэтическое "я".

Черты своеобразия русского символизма проявились больше всего в творчестве младших символистов начала ХХ века - А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова. В их творчестве материальный мир - только маска, сквозь которую просвечивается иной мир духа. Образы маски, маскарада постоянно мелькают в поэзии и прозе символистов.

В годы первой русской революции возникает пролетарская поэзия. Это массовая поэзия, близкая городским низам. Стихи понятны и конкретны - своеобразный отклик на реальные события. Пролетарская поэзия пронизана революционными призывами. Стихи печатались во многих журналах.

У массового читателя формировался литературный вкус, а культура этого периода несла значительный просветительский потенциал, развивалась и разрабатывалась целая система самообразования.

Годы послереволюционной реакции характеризовались настроениями пессимизма и отреченчества.

Русская литература находила выход в появлении неореалистического стиля, не имевшего четких внешних признаков. Рядом с возрождающимся реализмом возникали и новые формы романтизма. Это особенно проявлялось в поэзии.

Так же, как отрицание реализма породило символизм, новое литературное течение - акмеизм - возникло в ходе полемики с символизмом. Он отвергал тягу символизма к неведомому, сосредоточенность на мире собственной души. Акмеизм, по мысли Гумилева, не должен был стремиться к непознаваемому, а обращаться к тому, что можно понять, то есть к реальной действительности, пытаясь как можно полнее охватить многообразие мира. При таком взгляде художник-акмеист в отличие от символистов становится причастным мировому ритму, хотя и дает оценки изображаемым явлениям.

Акмеизм получил определенное теоретическое обоснование так же в статьях Городецкого Некоторые течения современной русской поэзии, О. Мандельштама Утро акмеизма, А. Ахматовой, М. Зенкевича, Г. Иванова. Объединившись в группу Цех поэтов, они примкнули к журналу Аполлон, противопоставили мистическим устремлениям символизма к непознаваемомустихию естества, декларировали конкретно-чувственное восприятие вещного мира, возврат слову его основного, изначального смысла.

Акмеисты сближались с поздним символизмом, ориентировались на раскрытие вечных сущностей.

При всей виртуозности изображения действительности социальные мотивы крайне редко встречаются у поэтов-акмеистов. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности.

Наверное, поэтому акмеизму пришлось уступить дорогу новому литературному течению - футуризму, который отличался революционным бунтом, оппозиционной настроенностью против буржуазного общества, его морали, эстетических вкусов, всей системы общественных отношений. Футуристы разрушали границы между искусством и жизнью, между образом и бытом, они ориентировались на язык улиц, лубок, рекламу, городской фольклор и плакат.

Недаром первый сборник футуристов, считающих себя поэтами будущего, носил явно вызывающее название "Пощечина общественному вкусу". С футуризмом было связано раннее творчество Маяковского. В его юношеских стихах чувствуется желание начинающего поэта поразить читателя новизной, необычностью своего видения мира. И Маяковскому это действительно удалось.

Сложилась группа поэтов, тяготевших к футуризму, - В. Каменский, братья Бурлюки, А. Крученых. Сборники футуристов Садок судей(1910-1913), Пощечина общественному вкусу(1912), Дохлая луна(1913) были откровенно непривычными для читающей публики.

Такие поэты, как В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский, угадывали в союзе поэзии и борьбы особое духовное состояние своего времени и старались найти новые ритмы и образы для поэтического воплощения бурлящей революционной жизни.

Серебряный век отмечен женской лирикой. Зинаида Гиппиус, Марина Цветаева, Анна Ахматова.… Были и другие, но с названными едва ли кто может сравниться. Поэты серебряного века создали грандиозный поэтический свод. Большой талант всегда редкость, гений - тем более. ХХ век не дал своего Пушкина, но искусство России начала ХХ века сотворило своеобразную книгу - «звёздами написана та книга, Млечный Путь - один её листочек». Д. Мережковский, А. Блок, М. Волошин, И. Анненский, В. Брюсов, К. Бальмонт, Б. Пастернак, С. Городецкий, С. Есенин… А. Скрябин, С. Рахманинов, М. Врубель, В. Кандинский, М. Шагал, Фальк, И. Машков, Н. Рерих - галерея величайших имён и личностей. Трагически сложилась судьба большинства гениев серебряного века. Но все они сквозь перипетии революций, войн, через эмиграцию, через огонь и кровь, через ошибки и заблуждения пронесли чувство Родины, незыблемую веру в то, что «Россия будет великой». Все они создали в начале XX века настоящее чудо - "серебряный век" русской поэзии. Многообразие творческих индивидуальностей делает особенно увлекательным, хоть и трудным, знакомство и изучение этого богатого и многообразного периода.


Задание 2. Кратко ответьте на вопросы


каковы основные достижения русской науки порубежной эпохи?

Рубеж двух веков стал периодом интенсивного развития различных общественных наук. Именно в это время началась деятельность крупнейшего социолога П.А.Сорокина, чьи труды впоследствии приобрели мировую известность. Эмигрировавший в 1922 г. из СССР П.А.Сорокин сыграл огромную роль в становлении и развитии американской социологии. Большой вклад в изучение экономических, историко-экономических проблем внесли труды М. И. Туган-Барановского, П.Б.Струве.

Крупных успехов достигла отечественная историческая наука. Активно изучалось прошлое России.

Филолог и историк А.А.Шахматов создал ряд классических работ о русском летописании. Значительных успехов в развитии отечественной историографии добились А.Е.Пресняков, С.Ф.Платонов, С.В.Бахрушин, Ю.В.Готье, А.С.Лаппо-Данилевский.

В поле зрения русских историков находилось не только прошлое Отечества. Проблемы западноевропейского средневековья и нового времени исследовали Н.И.Кареев, П.Г.Виноградов, Е.В.Тарле, Д.М.Петрушевский.

Успешно развивались на рубеже двух веков правоведение, филологические науки и т.п.

Назовите основные художественные течения серебряного века.

Символизм - явился порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX века. Кризис проявился в негативной оценке прогрессивных общественных идей, в пересмотре моральных ценностей, в утрате веры в силу научного подсознания, в увлечении идеалистической философией. Символисты стремятся к созданию сложной, ассоциативной метафоры, абстрактной и иррациональной.

Акмеизм (от греч. akme - высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) - одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова (с позиций «искусства ради искусства»).

Футуризм (от лат. futurum - будущее) - общее название художественных авангардистских движений 1910-начала 1920 гг. XX в.

Какова роль меценатов в развитии русской культуры?

Меценатство - материальная поддержка тех или иных деятелей культуры. Оно может служить достижению разнообразных целей - экономических, политических, идеологических.

Меценатство играло важную роль в развитии культуры.

С. И. Мамонтов (1841 - 1918) в своем подмосковном имении Абрамцево создал художественный кружок, который стал одним из центров развития русской культуры. Здесь собирался самый цвет русской интеллигенции: И. Е. Репин, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, К. А. Коровин, В. А. Серов, В. Д. Поленов. В Москве в 1885 г. Мамонтов основал частную русскую оперу, стал ее режиссером.

Московский купец и промышленник П. М. Третьяков (1838 - 1898). С 1856 г. систематически покупал картины русских художников и создал богатую картинную галерею русской живописи. В 1893 г. Третьяков передал свою коллекцию в дар Москве. Третьяковская галерея является крупнейшим музеем русской живописи.

С. Т. Морозов (1862 - 1905) был меценатом МХАТа. Он выделил деньги на строительство здания и оказывал финансовую поддержку театру. Морозовы известны также созданием музея западного искусства, созданием огромного собрания старинных русских гравюр и портретов.

Семья текстильных фабрикантов Щукиных создала музей современной западной живописи, в котором представлены полотна П. Гогена, А. Матисса, П. Пикассо; большой музей русской старины, а также основала на свои средства Психологический институт.

А. А. Бахрушин (1865 - 1929) на основе своего собрания создал частный литературно-театральный музей (ныне Театральный музей им. Бахрушина).

Рябушинские внесли большой вклад в возрождение русского церковного зодчества, собрали богатейшую коллекцию русской иконописи. Финансировали художественный журнал "Золотое руно", мероприятия в поддержку русской авиации, экспедиции по освоению Камчатки. После революции семья оказалась в эмиграции.

Перечень имен российских меценатов очень широк, поэтому невозможно назвать всех русских купцов, промышленников, дворян, тративших личные средства на науку, искусство, благотворительность, не думая о прибыли. Следует помнить о том, что высокое искусство во все времена развивалось за счет поддержки государства и меценатства.


Задание 3. Объясните термины: супрематизм, акмеизм, конструктивизм, символизм, футуризм, декаданс

русский литература декаданс акмеизм

Супрематизм (от лат. Supremus - наивысший) - направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в лишённых изобразительного смысла комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции. На начальном этапе этот термин, восходивший к латинскому корню suprem, означал доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. В беспредметных полотнах краска, по мысли К. С. Малевича, была впервые освобождена от подсобной роли, от служения другим целям, - супрематические картины стали первым шагом «чистого творчества», то есть акта, уравнивавшего творческую силу человека и Природы (Бога).

Акмеизм (от греч. - «высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора») - литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов. В основе - простота и ясность поэтического языка, строгость поэтической композиции, стремление создавать точные, зримые образы и прямо называть предметы. Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов», центральной фигурой которого являлся организатор акмеизма Н. С. Гумилёв.

Конструктивизм - советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 - нач. 1930 годов.Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.

Символизм (от фр. symbolisme, от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - эстетическое течение, сформировавшееся во Франции в 1880-1890 и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран на рубеже 19-20 вв. Огромное значение символизм имел в русском искусстве этого же периода, приобретшего в искусствоведении определение «Серебряный век». Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства.

Футуризм (от лат. futurum - будущее)- общее название художественных авангардистских движений 1910- начала 1920 гг. XX в., прежде всего в Италии и России. Футуризм отрицал традиционную культуру (особенно ее нравственные и художественные ценности), культивировал урбанизм (эстетику машинной индустрии), в поэзии разрушал естественный язык. Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого.

Декаданс (от позднелатинского decadentia - упадок) - общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX - начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Сложное и противоречивое явление, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам.


Список использованной литературы


1. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: Учеб. пособие. - М., 1999.

Культурология. Отечественная культура: Учеб. пособие. - Кемерово, 2003.

Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. - М.: "Гардарика", "Экспертное бюро", 1997.-344 с.

Рапацкая Л.А. Искусство "серебряного века". - М., 1996.

Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала ХХвв.-М., 1993.

Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие / Составители: Лалетин Д. А., Пархоменко И. Т., Радугин А. А. Отв. редактор Радугин А. А.- М.: Центр, 1998.- 592 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Конец XIX - начало XX века - важный период в развитии русского искусства. Он совпадает с тем этапом освободительного движения в России, который В.И.Ленин назвал пролетарским. Это было время ожесточенных классовых боев, трех революций - 1905-1907 гг., февральской буржуазно-демократической и Великой Октябрьской социалистической революции, время крушения старого мира. Окружающая жизнь, события этого необычайного времени определили судьбы искусства: оно претерпело в своем развитии много сложностей и противоречий. Новые пути искусству будущего, социалистического мира открыло творчество М.Горького. Его роман “Мать”, написанный в 1906г., стал примером талантливого воплощения в художественном творчестве принципов партийности и народности, которые впервые были четко определены В.И.Лениным в статье “Партийная организация и партийная литература” (1905г.). Шульгин В. С. Культура России IX-XX вв. - М, 2006., с. 34.

Какова же была общая картина развития русского искусства в этот период? Еще плодотворно работали ведущие мастера реализма - И.Е.Репин, В.И.Суриков, В.М.Васнецов, В.Е.Маковский. В 1890-е годы их традиции нашли свое развитие в ряде произведений молодого поколения художников-передвижников, например, Абрама Ефимовича Архипова (1862-1930 гг.), творчество которого также связано с жизнью народа, с жизнью крестьян. Его картины правдивы и просты, ранние - лиричны (“По реке Оке”, 1890; “Обратный”, 1896) , в поздних, ярко живописных, живет буйная жизнерадостность (“Девушка с кувшином”, 1927; все три в ГТГ). В 1890-Е ГОДЫ Архипов написал картину “Прачки”, рассказывающую об изнурительном женском труде, служащую ярким обличительным документом самодержавию (ГРМ).

К молодому поколению передвижников относятся также Сергей Алексеевич Коровин

(1858-1908) и Николай Алексеевич Касаткин (1859-1930). Десять лет трудился Коровин над своей центральной картиной “На миру” (1893, ГТГ). Он отразил в ней сложные процессы расслоения крестьянства в современной ему капитализировавшейся деревне. Важнейшие стороны жизни России сумел выявить в своем творчестве и Касаткин. Он поднял совершенно новую тему, связанную с усилением роли пролетариата. В шахтерах, изображенных в его знаменитой картине “Углекопы. Смена” (1895, ГТГ), угадывается та мощная сила, которая в недалеком будущем разрушит прогнивший строй царской России и построит новое, социалистическое общество.

Но в искусстве 1890-х годов обнаружилась и иная тенденция. Многие художники стремились отыскать теперь в жизни, прежде всего ее поэтические стороны, поэтому даже в жанровые картины они включали пейзажи. Часто обращались и к древнерусской истории. Эти веяния в искусстве отчетливо прослеживаются в творчестве таких художников, как А.П.Рябушкин, Б.М.Кустодиев и М.В.Нестеров.

Излюбленным жанром Андрея Петровича Рябушкина (1861-1904) был исторический жанр, но он писал и картины из современной ему крестьянской жизни. Однако художника привлекали лишь отдельные стороны народной жизни: обряды, праздники. В них он видел проявление исконно русского, национального характера (“Московская улица XVII века”,1896,ГРМ). Большинство персонажей не только для жанровых, но и для исторических картин были написаны Рябушкиным с крестьян - художник почти всю свою жизнь провел в деревне. В свои исторические полотна Рябушкин привносил некоторые характерные черты древнерусской живописи, как бы подчеркивая этим историческую достоверность изображений (“Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)”, 1901, ГТГ).

Другой крупный художник этого времени - Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) изображает ярмарки с разноцветными ложками и грудами пестрых товаров, русские масленицы с ездой на тройках, сцены из купеческой жизни.

В раннем творчестве Михаила Васильевича Нестерова наиболее полно раскрылись лирические стороны его дарования. В его картинах всегда большую роль играл пейзаж: художник стремился найти отрадное в тишине вечно прекрасной природы. Он любил изображать тонкоствольные березки, хрупкие стебельки трав и луговых цветов. Его герои - худенькие отроки - обитатели монастырей, или добрые старички, находящие мир и покой в природе. Глубоким сочувствием овеяны картины, посвященные судьбе русской женщины (“На горах”, 1896, Музей русского искусства, Киев; “Великий постриг”, 1897-1898, ГРМ). Ключевский В. Русская история. Полный курс лекций. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004., с. 133.

К этому времени относится творчество пейзажиста и анималиста Алексея Степановича Степанова (1858-1923). Художник искренне любил животных и безупречно знал не только внешний вид, но и характер каждого зверя, его навыки и повадки, а также специфические особенности различных видов охоты. Лучшие картины художника, посвящены русской природе, проникнуты лиризмом и поэзией -“Журавли летят”(1891), “Лоси” (1889; обе в ГТГ), “Волки” (1910, частное собрание, Москва).

Глубокой лирической поэзией проникнуто и искусство Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова (1870-1905). Прекрасны и поэтичны его образы задумчивых женщин - обитательниц староусадебных парков - и вся его гармоническая, похожая на музыку живопись (“Водоем”, 1902, ГТГ).

В 80-90х годах 19 века формируется творчество выдающихся русских художников Константина Алексеевича Коровина (1861-1939), Валентина Александровича Серова и Михаила Александровича Врубеля. В их искусстве с наибольшей полнотой отразились художественные достижения эпохи.

Дарование К.А.Коровина одинаково ярко раскрылось как в станковой живописи, в первую очередь в пейзаже, так и в театрально-декарационном искусстве. Очарование коровинского искусства заключается в его теплоте, солнечности, в умении мастера непосредственно и живо передавать свои художественные впечатления, в щедрости его палитры, в колорическом богатстве его живописи (“У балкона”, 1888-1889; “Зимой”, 1894-; обе в ГТГ).

В самом конце 1890-х годов в России формируется новое художественное общество “Мир искусства” во главе с А.Н.Бенуа и С.П.Дягилевым, оказавшееся большое влияние на художественную жизнь страны. Основное его ядро - художники К.А.Сомов, Л.С.Бакет, М.В.Добужинский, Е.Е Лансере, А.П.Остроумова-Лебедева. Деятельность этой группы была очень разносторонней. Художники вели активную творческую работу, издавали художественный журнал “Мир искусства”, устраивали интересные художественные выставки с участием многих выдающихся мастеров. Мирискусники, как называли художников “Мира искусства”, стремились приобщить своих зрителей и читателей к достижениям национального и мирового искусства. Их деятельность способствовали широкому распространению в русском обществе художественной культуры. Но вместе с тем она имела и свои минусы. Мирискусники искали в жизни лишь красоту и осуществление идеалов художника видели лишь в вечной прелести искусства. Их творчество было лишено боевого духа и социального анализа, свойственных передвижникам, под знаменем которых шли самые прогрессивные и самые революционные художники.

Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) по праву считается идеологом “Мира искусства”. Он был широко образованным человеком и обладал большими познаниями в области искусства. Он занимался главным образом графикой и много работал для театра. Как и его товарищи, Бенуа разрабатывал в своем творчестве темы из прошлых эпох. Он был поэтом Версаля, его творческая фантазия загоралась, когда он снова и снова посещал парки и дворцы петербургских пригородов. В своих исторических композициях, населенных маленькими, словно бы неживыми фигурами людей, он тщательно и любовно воспроизводил памятники искусства и отдельные детали быта (“Парад при Петре1”, 1907, ГРМ).

Ярким представителем “Мира искусства” был Константин Андреевич Сомов (1869-1939). Он получил широкую известность как мастер романтического пейзажа и галантных сцен. Его обычные герои - словно пришедшие из далекой старины дамы в высоких пудренных париках и пышных кринолинах и изысканные томные кавалеры в атласных камзолах. Сомов прекрасно владел рисунком. Особенно это сказалось в его портретах. Художник создал галерею портретов представителей художественной интеллигенции, в том числе поэтов А.А.Блока и М.А.Кузмина (1907, 1909; оба в ГТГ).

В художественной жизни России начала века значительную роль сыграла также художественная группировка “Союз русских художников”. В нее входили художники К.А.Коровин, А.Е.Архипов, С.А.Виноградов, С.Ю.Жуковский, Л.В,Туржанский, К.Ф.Юон и другие. Главным жанром в творчестве этих художников был пейзаж. Они являлись преемниками пейзажной живописи второй половины 19века.