Почему в произведении ревизор нет положительного героя. Положительный герой комедии Н

Почему в произведении ревизор нет положительного героя. Положительный герой комедии Н

9 класс. Сочинение на тему: Положительный герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Н. В. Гоголь - выдающийся русский писатель. Его творения выгодно выделялись на фоне современников. В своих «Петербургских записках» Н. В. Гоголь писал, что репертуар русского театра того времени совершенно не насыщен новинками, все пьесы имеют однотипный характер и, как правило по жанру это либо водевили, либо мелодрамы. Ему очень хотелось написать что-то противоположное, вдохнуть новую жизнь в театр и привлечь колоссальную аудиторию зрителей.

На такой ноте была создана его комедия "Ревизор", в которой он всецело воплотил свои задумки. Сюжет пьесы подсказал ему А. С. Пушкин. "Ревизор" оказался наполненным громким словом критики государственного чиновнического аппарата того времени России. Гоголь обличил вечное противостояние добра и зла, которое всецело поглотило общество. Автору хотелось в комедийной форме высказать свое недовольство происходящим на его любимой земле.

На написание пьесы у Гоголя ушло всего два плодотворных месяца и шедевр увидел свет в апреле 1836 года. Премьера имела ошеломляющий успех, поскольку комедия была по истине новым дыханием литературы ее современности. Она произвела настоящий фурор в головах зрителей. Новизна комедии была даже в отсутствии положительного героя. Гоголь впервые рискнул поэкспериментировать с такой формулировкой и постановкой героев, что и вызвало бурю разговоров. Критики обсуждали этот неоднозначный ход и пытались уловить все самые тончайшие нотки комедии, чтобы не упустить ничего существенно важного. Да вот изюминкой пьесы стало то, что автор все же утверждал, что положительный герой все же присутствует. Он считал его смехом, ведь именно к этой конечной цели Гоголь и шел. Смех являлся главным рычагом разоблачения негативных героев и имел оттенок горести в своем нутре.

Комедия действительно имела некое тайное течение, ведь чем веселее становилось разоблачение героев, тем глубже проникал автор в недра гнилости общества. Изображая типичных представителей чиновничества, Гоголь нес послание для всех, кто имел здравый разум и мог читать между строк. Он тонкой кистью литературного слова рисовал оттенки эмоций и поступков для тех не многих, которые смогли бы разглядеть в них нижнее полотно обличительной критики. Именно в конце комедии автор ошеломил зрителей "немой сценой", в которой и раскрыл все карты критики и осуждения. Никто не мог даже предположить, что пьеса, которая началась смешным рассказом городничего о двух "не естественной величины" крысах, суетой чиновников перед приездом ревизора, может закончиться трагично! Этот ход поразил всех своей неординарностью.

В общем, пьеса "Ревизор" является шедевром литературного рассвета и до сих пор удивляет и смешит своих зрителей.

  • Категория: Гоголь Н.В.

В своих «Петербургских записках 1836 года» Н. В. Гоголь жаловался на скудность репертуара современного ему русского театра, на то, что на сцене, в основном, идут мелодрамы и водевили, и сетовал на отсутствие настоящего русского комедийного репертуара. Его комедия «Ревизор» и была призвана хоть отчасти заполнить этот ваку­ум. Сюжет комедии, подсказанный А. С. Пушкиным, нашел свое воплощение в пьесе «Ревизор». В ней драматург со всей силой обличительного слова обрушился на мир зла и насилия, показав весь государственный чиновничий аппарат России того времени. Пьеса была создана буквально за два месяца. И уже в апреле 1836 года состоялась ее пре­мьера. Комедия имела шумный успех. Это было произведение новое и оригинальное во всех отношениях. Новизна его состояла прежде всего в том, что в комедии отсутствовал положительный герой. Действительно, на сцене положительных героев нет. Но сам автор подчеркивал, что в «Ревизоре» положительный герой присутствует. И этот положитель­ный герой - смех. Смех, который бичует и разоблачает. Но это - смех сквозь слезы.

Гоголевская комедия уморительно смешна: она действительно вышла «смешнее черта», как обещал драматург Пушкину. Но, как Подводное течение, зарождается в «Ревизоре» горестное, томительно-тоскливое чувство; оно поднимается тем выше, чем беззаботнее и легче кажется смех комедии. И наконец, в последней, «немой сцене» оно прорывается наружу, обрушиваясь - и на действующих лиц, и на зрителей - мощной волной. Можно ли было ожидать, что пьеса, которая началась как комедия - рассказом городничего о двух крысах «неестественной величины», суетливыми приготовлениями чиновников к приему ревизора, закончится трагически - страшным оцепенением «всей группы»? В своей бессмертной комедии Гоголь показал во всем их многообразии живые повсед­невные образы. «Ради Бога, дайте нам русских характеров, нас самих, дайте нам наших плутов, наших чудаков! На сцену их, на смех всем!» - восклицал Гоголь, и в «Ревизоре» «русские плуты» и «чудаки» были представлены в полном объеме - ярко и образно. Тут и городничий - Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, и почтмейстер Шпекин, судья Ляпкин-Тяпкин и смотритель училищ Лука Лукич Хлопов, попечитель богоугодных заведений Земляника, местные помещики Бобчинский иДобчинский, полицейские Свис­тунов, Пуговицын и Держиморда. Уже одни их фамилии вызывают смех, но смех горький, ибо все они оправдывают свои фамилии, соответственно относясь к своим должностным обязанностям. Судья Аммос Федорович ведет дела в суде из рук вон плохо - тяп-ляп, полицейский Держиморда - по поводу и без повода избивает горожан. И так далее.

И все они, ожидая ревизора, попадают в комичную ситуацию. Суть комедийности конфликта пьесы в том, что городничий и чиновники сражаются с призраком, кото­рый онй создали в своем воображении (ведь мнимый ревизор - вовсе не ревизор). Но недалекий Хлестаков сумел обмануть и ловко провести и многоопытного, умного городничего, и всех его чиновников.

В «Ревизоре» нет даже намека на то, что где-либо, в каком-то дальнем или ближнем углу обширного русского государства жизнь протекает не так, как в описанном Гоголем городе, по иным законам и правилам. Всё в пьесе предстает как общепринятое. Страш­ная, мрачная картина. Но в финале комедии, знаменитой немой сцене, выражена мысль Гоголя о грядущем возмездии, надежда на торжество справедливости и закона в лице настоящего ревизора.

Гоголь надеялся на то, что смех, голос сатиры, сила насмешки, благородство юмора смогут сделать из городничих и держиморд людей честных и порядочных. Злые, на первый взгляд, строки его комедии были продиктованы любовью к России, верой в ее лучшее будущее. Гневно смеясь над отрицательными явлениями жизни, Гоголь заставляет читателя задуматься над ними, понять их причины и постараться избавиться от них. Вот почему комедия «Ревизор» не утратила актуальности и сегодня. А смех, как всегда, помогает нам выстоять в трудные времена.






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.























Назад Вперёд

























Назад Вперёд

Урок-исследование по комедии Н.В.Гоголя проводится с применением элементов проектной методики, позволяющих разрешить проблемную ситуацию. Проблемная ситуация заключается в том, что после прочтения пьесы учащиеся уверены: в комедии нет ни одного положительного героя. Это подтверждается детскими исследованиями (презентациями), а также синквейнами. Задача учителя – опираясь на высказывания автора и детские ассоциации, доказать, что в комедии есть положительный герой. Использование ИКТ на уроке позволяет сделать урок наглядным, интересным, содержательным. Ученики также занимают в уроке активную позицию. Они самостоятельно проводят мини-исследования по характеристикам героев пьесы, оформляют свои выступления в форме компьютерных презентаций, выступают на уроке. Таким образом, применение ИКТ способствует развитию познавательных и речевых способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Уровень образования : основное общее образование, специальное (коррекционное) образование

Цели:

  • Исследовать проблему положительного героя в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
  • Сформировать исследовательские умения учащихся, развивать навыки критического мышления, связную речь учащихся. Закрепить навыки работы на компьютере в программах Word, PowerPoint.
  • Воспитывать познавательный интерес к проектной деятельности на уроках литературы на примере творчества Н.В.Гоголя.

Коррекционные задачи:

  • Активизировать мыслительную и творческую деятельность и выявлять своё отношение к ней.
  • Работать над последовательностью воспроизведения, умением устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями.
  • Формировать коммуникативную функцию речи.
  • Развивать умения делать словесно-логические обобщения, инициативу, стремление к активной познавательной деятельности.
  • Воспитывать чувство товарищества, чувство удовлетворения от достигнутых успехов в коллективном труде.

Оборудование: стенд для ассоциаций, плакат с синквейнами о положительном герое, проектор, экран, компьютер с ОС Windows XP, презентация учителя, презентации учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

(Слайд 1)

1. Приветствие

– Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, гости. Я рада всех приветствовать сегодня на нашем занятии. Ребята, я прошу вас быть внимательными, активными, следить за своей речью, говорить чётко, чисто, грамотно.

2. Рефлексия

– На протяжении нескольких уроков мы изучали одно из великих произведений русской литературы. Какое произведение мы изучали? (Мы изучали пьесу Н.В.Гоголя «Ревизор»)
– Как мы работали с пьесой? Что делали? (На уроках мы читали по ролям, обсуждали поступки и слова героев, составляли характеристики)
Чему учились? (Мы учились выразительно читать, рассуждать, развивали связную речь)
– Сегодня мы продолжим работу над развитием речи и мысли.

II. Проблемная ситуация

(Слайд 2)

– Начнём прямо сейчас. На экране появится слово, а вы на альбомных листах маркерами за 5 секунд напишите ассоциации, которые вызвало у вас это слово. (Щелчок) Внимание на экран: это слово «комедия». (Свои ассоциации ребята прикрепляют на стенд) . Позже мы вернёмся к вашим ассоциациям.

(Слайд 3)

– Откройте тетради, прочитайте тему урока. (Положительный герой в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»).
– Запишите тему. Ещё раз внимательно прочитайте тему урока. Почему красным цветом выделено словосочетание «положительный герой»? (Положительного героя в комедии нет).
– Кто ещё так считает? Объясните свой ответ. (Все герои комедии имеют недостатки).
– Может, кто-то не согласен? (Может быть, этот положительный герой тот ревизор, который приехал в конце пьесы). (Он может оказаться таким же нечестным, как и другие герои).

(Слайд 4)

– Чтобы разобраться в этом, давайте обратимся к вашим домашним заданиям. К уроку вы по группам составляли синквейны. Давайте их озвучим. (Приложение 1 )
– Итак, есть ли такой положительный герой в комедии? (Нет).
– Запишем ваше мнение в тетради: положительного героя нет. (Учитель делает запись на доске).

(Слайд 5)

– А теперь узнаем мнение самого автора. Прочитаем слова Н.В.Гоголя: «Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во всё продолжение её. Это честное, благородное лицо был…».
На этом мы пока остановимся. Сделайте вывод из прочитанного: есть ли положительный герой по мнению автора? (Есть).
– Запишем в тетрадях: Мнение автора: положительный герой есть. (Учитель делает запись на доске).
– А теперь сформулируйте цель нашего урока. (Сегодня на уроке нам нужно выяснить, кто или что является положительным героем комедии «Ревизор», что он делает в пьесе) . Какую функцию он выполняет в пьесе?
– Чтобы найти все ответы, нам необходимо проверить ваши знания по истории создания, особенностям композиции и содержанию комедии.

III. Блиц-опрос

(Слайды 6-10)

  1. Кто подсказал сюжет комедии Н.В.Гоголю? (Щелчок) (А.С.Пушкин)
  2. В каком году была написана комедия? (Щелчок )(Н.В.Гоголь написал комедию в 1836г., но редактировал её до 1842г.)
  3. К какому виду комического жанра можно отнести пьесу: сатирическая комедия или юмористическая комедия? (Щелчок ) (Комедия-сатира)
  4. Назовите особенности композиции пьесы. (Щелчок ) (Зеркальная композиция – всё началось с сообщения о приезде ревизора и закончилось этим событием и 2 развязки – письмо Хлестакова и сообщение о приезде настоящего ревизора).
  5. С помощью какого приёма автор в драматическом произведении передаёт эмоциональное состояние героя? (Щелчок ) (Использование ремарок)

(Слайд 11)

Объясните ситуацию:

  1. Письмо о приезде мнимого ревизора.
  2. Хлестаков в гостинице возмущается обслуживанием.
  3. Земляника даёт Хлестакову взятку.
  4. Хлестаков признаётся в любви Марье Антоновне, входит её мать.
  5. Городничий ругает купцов за жалобы на него.
  6. Жители города приносят Хлестакову жалобы на городничего.
  7. Немая сцена. Сообщение о приезде настоящего ревизора.

IV. Проектные работы учащихся

– Итак, вы показали себя как внимательные читатели и литературоведы. Но положительного героя пока не заметили. Давайте проверим, какие вы исследователи. Готовясь к сегодняшнему уроку, вы провели собственные микроисследования по
характеристикам героев комедии. Сейчас вы нам об этом расскажете. Но сначала проведём речевую разминку, поработаем над выразительностью речи.

Речевая разминка:

(Слайд 12)

1 группа. Посмотрите на экран. Какому герою принадлежат эти слова?(Городничему) Произнесите фразу так, чтобы логическое ударение падало на выделенные слова и с нужной интонацией. (Щелчок) И ещё раз.

(Слайд 13)

2 группа. Посмотрите на экран. Какому герою принадлежат эти слова? (Хлестакову). Произнесите фразу так, чтобы логическое ударение падало на выделенные слова и с нужной интонацией. (Щелчок) И ещё раз.

(Слайд 14)

Защита проектных исследований

– А теперь слово 1 группе (Приложение 2 , Презентация 2 )

– А теперь слово 2 группе (Приложение 3 , Презентация 3 )

(Слайд 15)

Физкультминутка для глаз

Ребята, мы долго сегодня смотрим на экран. Предлагаю вашим глазам отдохнуть. Сядьте ровно, расслабьтесь. Закройте ладонями лицо. Медленно закройте глаза. Подумайте о приятном. Теперь раздвиньте пальцы. Медленно откройте глаза. Не отрывая ладоней от лица, поверните голову направо, теперь прямо, налево и прямо. Соедините пальцы. Закройте глаза. Откройте глаза. Медленно опустите руки.

V. Обобщение

(Слайд 16)

  1. «О смех, великое дело! Ничего не боится человек так, как смеха».
  2. «…насмешки боится даже тот, который уже ничего не боится на свете».
  3. «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!»

– Найдите однокоренные слова. (Щелчок. Проверка)
– А теперь посмотрите на свои ассоциации. Какое слово повторяется и у автора?

(Слайд 17)

– Завершите фразу: Положительный герой в комедии есть! «Это честное, благородное лицо был …смех!»
Какова роль смеха в сатирическом произведении? (Смех указывает на недостатки в характерах героев) (С помощью смеха над собой люди могут исправиться).

(Слайд 18)

Сравните свои ответы с фразами из синквейнов и со словами писателя. Н.В.Гоголь надеялся смехом потрясти до основания человеческое сердце, чтобы, увидев себя в зеркале сатиры, оно ужаснулось бы тому, что же с ним стало, и, ужаснувшись, затрепетало бы, желая иной, лучшей судьбы».

VI. Запишем в тетради выводы:

(Слайд 19)

  1. Смех – это средство, указывающее на реальное положение дел в обществе и на недостатки человеческого характера.
  2. Смех – это средство воспитания и перевоспитания внутреннего мира человека.

VII. Домашнее задание

(Щелчок) – Дома я прошу вас написать мини-сочинение-рассуждение, в котором вы попробуете доказать 1 из этих тезисов, на выбор. При этом доказательства приводите, опираясь на текст комедии.

VIII. Рефлексия

(Слайд 20)

– А теперь давайте подведём итоги нашего занятия. Что на уроке и во время подготовки к нему вам понравилось выполнять?
– Если вы довольны собой, улыбнитесь и поднимите правую руку вверх, а если нет, то просто поднимите левую руку.

(Слайд 21)

– Спасибо за работу. Желаю удачи в выполнении домашнего задания.

Информационные источники :

  1. Беленький Г.И. « Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Литература. 8 класс». – М.: «Просвещение», 1998г.
  2. Гоголь Н.В. «Ревизор».
  3. Коровина В.Я. «Литература 8 класс. Методические советы». – М.: «Просвещение», 2003 г.
  4. Манн Ю.В. Комедия Гоголя «Ревизор». – М.: Худож. лит., 1966.
  5. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 класс, 2004 г.
  6. Lib.ru/Классика: Гоголь Николай Васильевич. Приложения к «Ревизору»

В презентациях использованы иллюстрации русских и советских художников: К.Савицкого, П. Боклевского, Д.Кардовского, Ю.Коровина, Н. Константиновского

Урок-исследование по литературе. 9 класс (речевой).

Учитель: Васильева Вера Владимировна.

Тема : Положительный герой в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Цели :

    Исследовать проблему положительного героя в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

    Сформировать исследовательские умения учащихся, развивать навыки критического мышления, связную речь учащихся. Закрепить навыки работы на компьютере в программах Word , PowerPoint .

    Воспитывать познавательный интерес к проектной деятельности на уроках литературы на примере творчества Н.В.Гоголя.

Коррекционные задачи:

    Активизировать мыслительную и творческую деятельность и выявлять своё отношение к ней.

    Работать над последовательностью воспроизведения, умением устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями.

    Формировать коммуникативную функцию речи.

    Развивать умения делать словесно-логические обобщения, инициативу, стремление к активной познавательной деятельности.

    Воспитывать чувство товарищества, чувство удовлетворения от достигнутых успехов в коллективном труде.

Оборудование: стенд для ассоциаций, плакат с синквейнами о положительном герое, проектор, экран, компьютер с ОС Windows XP , презентация учителя, презентации учащихся.

Ход урока.

    Организационный момент.

(сл.№1) Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, гости. Я рада всех приветствовать сегодня на нашем занятии. Ребята, я прошу вас быть внимательными, активными, следить за своей речью, говорить чётко, чисто, грамотно.

Рефлексия.

На протяжении нескольких уроков мы изучали одно из великих произведений русской литературы. Какое произведение мы изучали? (Мы изучали пьесу Н.В.Гоголя «Ревизор»)

Как мы работали с пьесой? Что делали? (На уроках мы читали по ролям, обсуждали поступки и слова героев, составляли характеристики)

Чему учились? (Мы учились выразительно читать, рассуждать, развивали связную речь)

Сегодня мы продолжим работу над развитием речи и мысли.

    Проблемная ситуация.

(сл.№2) - Начнём прямо сейчас. На экране появится слово, а вы на альбомных листах маркерами за 5 секунд напишите ассоциации, которые вызвало у вас это слово. (Щелчок) Внимание на экран: это слово «комедия». (Свои ассоциации ребята прикрепляют на стенд). Позже мы вернёмся к вашим ассоциациям.

(сл.№3) - Откройте тетради, прочитайте тему урока. (Положительный герой в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»).

Запишите тему.

Ещё раз внимательно прочитайте тему урока. Почему красным цветом выделено словосочетание «положительный герой»? (Положительного героя в комедии нет).

Кто ещё так считает? Объясните свой ответ. (Все герои комедии имеют недостатки).

Может, кто-то не согласен? (Может быть, этот положительный герой тот ревизор, который приехал в конце пьесы). (Он может оказаться таким же нечестным, как и другие герои).

(сл.№4) -Чтобы разобраться в этом, давайте обратимся к вашим домашним заданиям. К уроку вы по группам составляли синквейны. Давайте их озвучим.

Синквейн. 1 группа.

Положительный герой.

Добрый, честный.

Помогает, умеет дружить, поддерживает.

Положительный герой всегда придёт на помощь.

Синквейн. 2 группа.

Положительный герой.

Правильный, благородный.

Поддерживает, скажет правду, улыбается.

Положительный герой всегда укажет, как правильно поступить.

Итак, есть ли такой положительный герой в комедии? (Нет).

Запишем ваше мнение в тетради: положительного героя нет. (Учитель делает запись на доске).

(сл.№5) -А теперь узнаем мнение самого автора. Прочитаем слова Н.В.Гоголя: «Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во всё продолжение её. Это честное, благородное лицо был…».

- На этом мы пока остановимся. Сделайте вывод из прочитанного: есть ли положительный герой по мнению автора? (Есть).

А теперь сформулируйте цель нашего урока. (Сегодня на уроке нам нужно выяснить, кто или что является положительным героем комедии «Ревизор», что он делает в пьесе). Какую функцию он выполняет в пьесе?

Чтобы найти все ответы, нам необходимо проверить ваши знания по истории создания, особенностям композиции и содержанию комедии.

(сл.№6-10)

    Блиц-опрос.

    Кто подсказал сюжет комедии Н.В.Гоголю? (Щелчок)(А.С.Пушкин)

    В каком году была написана комедия? (Щелчок )(Н.В.Гоголь написал комедию в 1836г., но редактировал её до 1842г.)

    К какому виду комического жанра можно отнести пьесу: сатирическая комедия или юмористическая комедия? (Щелчок ) (комедия-сатира)

    Назовите особенности композиции пьесы. (Щелчок ) (зеркальная композиция – всё началось с сообщения о приезде ревизора и закончилось этим событием) и (2 развязки- письмо Хлестакова и сообщение о приезде настоящего ревизора).

(сл.№11) Объясните ситуацию.

    Письмо о приезде мнимого ревизора.

    Хлестаков в гостинице возмущается обслуживанием.

    Земляника даёт Хлестакову взятку.

    Хлестаков признаётся в любви Марье Антоновне, входит её мать.

    Городничий ругает купцов за жалобы на него.

    Жители города приносят Хлестакову жалобы на городничего.

    Немая сцена. Сообщение о приезде настоящего ревизора.

IV . Проектные работы учащихся.

Итак, вы показали себя как внимательные читатели и литературоведы. Но положительного героя пока не заметили. Давайте проверим, какие вы исследователи. Готовясь к сегодняшнему уроку, вы провели собственные микроисследования по характеристикам героев комедии. Сейчас вы нам об этом расскажете. Но сначала проведём речевую разминку, поработаем над выразительностью речи.

Речевая разминка:

(сл.№12) 1 группа. Посмотрите на экран. Какому герою принадлежат эти слова?(Городничему) Произнесите фразу так, чтобы логическое ударение падало на выделенные слова и с нужной интонацией.(Щелчок). И ещё раз.

(сл.№13) 2 группа. Посмотрите на экран. Какому герою принадлежат эти слова? (Хлестакову). Произнесите фразу так, чтобы логическое ударение падало на выделенные слова и с нужной интонацией.(Щелчок). И ещё раз.

(сл.№14) Защита проектных исследований.

А теперь слово 1 группе.

Текст выступления.

(Сл.№1) Ученик 1: Наше исследование мы назвали «Предвыборная кампания в городе N или характеристика чиновников».

(Сл.№2) Ученик 2: После прочтения пьесы мы пришли к выводу, что среди всех городских чиновников нет ни одного положительного героя.

(Сл.№3) Ученик 3: И чтобы доказать это, мы искали ответы на следующие вопросы:

1)Каково общее положение дел в городе?

2)Как исполняют свои обязанности чиновники во главе с городничим?

3)Может ли кто-то из них претендовать на роль градоначальника?

(Сл.№4) Ученик 4: Н.В.Гоголь не дал название своему городу. А мы придумали своё название - Дмухановк. В честь городничего А.А.Сквозника-Дмухановского.

Ученик 1: Прочитав комедию, мы так же поняли, что жители города недовольны работой своего градоначальника.

(Сл.№5)Ученик 2: От их имени мы составили жалобу на него настоящему ревизору. Вот что у нас получилось:

«Уважаемый господин ревизор!

Пишут вам жители г. Дмухановска.

Просим снять с должности городничего Антона Антоновича Дмухановского. Есть тому несколько причин.

Вышеназванный господин плохо справляется со своими должностными обязанностями. Он не следит за порядком в городе, на улицах грязно, город не благоустраивается. Городничий своевольничает: может зайти в любую лавку и взять все, что ему понравится, в любом количестве, не заплатив за это ни копейки. С горожанами обращается грубо. Может собственноручно высечь. Нарушает закон, берёт взятки. Постоянно оскорбляет всех вокруг, кто по чину ниже его. Не следит ни за собой, ни за чиновниками.

До каких пор мы будем терпеть эти унижения? Просим во всём разобраться и принять меры. Заранее благодарствуем.

Жители города Дмухановска.

Ученик 3: Итак, всем понятно, что городничий не справляется со своими обязанностями. Что же нужно предпринять, чтобы изменить жизнь к лучшему?

Ученик 4: Выбрать нового городничего.

Ученик 1: Вот так пришла идея начать предвыборную кампанию.

Ученик 2: Но кто может претендовать на роль нового градоначальника?

(Сл.№6)Ученик 3: Представляем вам список кандидатов.

Земляника Артемий Филиппович. Попечитель богоугодных заведений.

(Сл.№7)Ученик 4: Ляпкин-Тяпкин Аммос Федорович. Судья, коллежский асессор.

(Сл.№8)Ученик 1: Хлопов Лука Лукич. Смотритель училищ.

(Сл.№9)Ученик 2: Шпекин Иван Кузьмич. Почтмейстер, надворный советник.

(Сл.№10)Ученик 3: Уховертов Степан Ильич. Частный пристав.

(Сл.№11)Ученик 4: Мы провели опрос среди одноклассников под названием «Достойный кандидат».

Ученик 3: На вопрос, кто по занимаемой должности может стать главой города Дмухановска и почему, получили следующие ответы:

Ученик 2: Второе место занял начальник богоугодных заведений, ведь он должен быть ответственным и милосердным.

Ученик 3: На третьем месте оказался смотритель училищ. Главным должен быть умный, воспитанный человек.

Ученик 4: На четвертом месте расположилась кандидатура полицейского пристава. Именно дисциплины и порядка не хватает в Дмухановске.

Ученик 1: Но как исполняют свои обязанности чиновники на самом деле, мы узнали, только прочитав комедию.

(Сл.№12)Ученик 2: Вот она жестокая правда. Господин Земляника не следит за больницами, там грязно, больных не лечат. «Больные походят на кузнецов», «…курят крепкий табак». Сам он признаётся: «Лекарств мы дорогих не употребляем. Человек простой: если умрёт, так умрёт, если выздоровеет, то и так выздоровеет». «Велено больным овсяный суп давать, а у меня по коридорам такая капуста, что только нос береги».

(Сл.№13)Ученик 3: Все судебные дела в запустении, в присутственных местах для просителей сторожа завели домашних гусей; в кабинете судьи сушится бельё; секретарь всегда пьян. Даже сам судья не скрывает: «Взятки беру борзыми щенками». «Если кто заглянет в какую-нибудь бумагу, так он жизни будет не рад…». «…как взгляну докладную записку-только рукой махну».

(Сл.№14)Ученик 4: Господин Хлопов не контролирует учителей, они делают, что хотят: «…корчат рожи, ломают стулья». Никто не заботится о знаниях учеников.

(Сл.№15)Ученик 1: А господину Шпекину доверять нельзя. На просьбу городничего вскрывать каждое письмо, которое прибывает в почтовую контору, он отвечает: «Знаю, знаю, этому не учите, смерть люблю узнать, что делается на свете».

(Сл.№16)Ученик 2: Стражи закона не соблюдают его: пьянствуют, все дела решаются дракой. Они для порядка «всем, ставят фонари под глазами: и правому и виноватому». Прикрывают преступления городничего. Кроме того, солдаты нарушают дисциплину, на работу являются не вовремя, одеты не по чину: «эта дрянная гарниза наденет только сверх рубашки мундир, а вниз ничего нет». Вывод: господин Уховёртов не следит за порядком.

(Сл.№17)Ученик 3: Результаты такой работы чиновников на лицо:

1)Полная запущенность городского хозяйства.

2)Произвол полицейских.

3)Отсутствие всякой медицинской помощи.

4)Самоуправство почтовых чиновников.

5)Неразбериха в суде.

6)Взяточничество, казнокрадство во всех ведомствах.

(Сл.№18)Ученик 4: Это привело к полному бесправию жителей города, безнаказанности всех состоящих на госслужбе чиновников.

Ученик 1: Итак, может ли кто-нибудь из чиновников занять место городничего и восстановить справедливость?

(Сл.№19)Ученик 2: Учитывая всё вышесказанное, на повторном голосовании не было выбрано ни одного достойного кандидата. Единогласно все проголосовали против всех.

Ученик 3: А что это значит?

(Сл.№20, 21, 23)Ученик 4: А это значит, что мы подтверждаем свою мысль: среди показанных Н.В.Гоголем чиновников нет ни одного положительного героя.

А теперь слово 2 группе.

Текст выступления.

(Сл.№1) Ученик 1: После прочтения комедии нас заинтересовал один из героев. Виссарион Григорьевич Белинский называл его ничтожным и пустейшим человеком.

(Сл.№2) Ученик 2: Юрий Владимирович Манн писал о герое: «…сделавшись виновником всеобщего обмана, герой никого не обманывал. Он с успехом сыграл роль ревизора, даже не осознав, что он ее играет».

(Сл.№3) Ученик 3: Николай Васильевич Гоголь писал, что его герой «без царя в голове».

(Сл.№4) Ученик 4: И персонажи пьесы могут предъявить герою следующие обвинения:

(Сл.№5) Чиновники могут предъявить ему обвинение в мошенничестве, в оскорблении должностных лиц.

(Сл.№6) Ученик 1: Жена и дочь городничего – в распутном поведении. (Сл.№7) Ученик 2: Слуга недоволен бездельем и легкомыслием своего господина.

(Сл.№8) Ученик 3: И мы решили разобраться: справедливы ли все эти обвинения? Или кто же этот Хлестаков из Петербурга?

(Сл.№9) Ученик 4: Нам предстояло провести такие следственные действия:

    Собрать личную информацию о герое.

    Выяснить, как относятся к герою учащиеся 9 класса.

    Понять, ради чего живет герой?

    Какого приговора заслуживает герой?

(Сл.№10) Ученик 1: Мы составили личное дело героя, предварительно посоветовавшись с работниками канцелярии нашей школы.

(Сл.№11) Ученик 2: И вот что у нас получилось.

Хлестаков Иван Александрович, молодой человек 23-х лет. Отец его помещик, проживает в деревне Подкатиловка, Саратовской обл. Господин Хлестаков занимает должность коллежского регистратора в одном из департаментов. Холост. Проживает в Петербурге.

(Сл.№12) Ученик 3: Портрет прилагается.

Ученик 1: На первый взгляд, ничего подозрительного, обычный человек, как и все. И даже «недурён собой», как о нём говорят Бобчинский и Добчинский, хорошо одевается.

Ученик 2: Самое главное в герое не внешность, а качества характера, которые проявляются через слова и поступки.

(Сл.№13) Ученик 3: Вот мы и попытались с помощью опроса «Твоё мнение о герое» выяснить, какие положительные и отрицательные качества характера Хлестакова могут назвать наши одноклассники. Как видно из таблицы, отрицательных качеств было названо больше.

Ученик 1: Нельзя обвинять в чём-либо героя голословно, нужны факты.

(Сл.№14) Ученик 2: Представляем собранные по делу доказательства.

(Сл.№15) Ученик 3: Хлестаков не понимает, за кого его принимают довольно долго. (Щелчок) И это говорит о его глупости.

(Сл.№16) Ученик 2: Берёт деньги от чужих людей и даже не задумывается, почему ему дают в долг. (Щелчок) Ну не наивно ли это?

(Сл.№17) Ученик 1: На работу не ходит, а всё проигрывает в карты. (Щелчок) Это можно объяснить только безответственностью.

(Сл.№18) Ученик 3: Врёт о себе, о своей жизни в Петербурге. (Щелчок) Да, при этом он ещё и хвастается!

(Сл.№19) Ученик 2: Когда понимает, что его принимают за важную персону, продолжает брать взятки, унижает чиновников в письме. (Щелчок) Это полная непорядочность.

(Сл.№20) Ученик 1: Ведет двойную игру по отношению к дочери и жене городничего, хотя не любит ни ту, ни другую. (Щелчок) Это не столько жестоко, сколько легкомысленно.

Ученик 3: При всем делает это эмоционально, с чувством наслаждения.

Ученик 1: Вот это-то и ужасно.

Ученик 2: Так ради чего живет Хлестаков?

(Сл.№21) Ученик 3: Дадим слово самому герою: «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия…». Хлестаков уверен, что в жизни все дается легко, как в его лживых фантазиях.

Ученик 2: Таким образом, мы пришли к выводу: все обвинения в адрес Хлестакова Ивана Александровича справедливы. Поэтому дело можно передавать в суд.

Ученик 3: Каков же приговор?

(Сл.№22) Ученик 1: На основании собранных по делу доказательств суд назначил Хлестакову Ивану Александровичу следующие меры наказания:

1. Деньги, полученные мошенническим образом, вернуть в городскую казну.

2. Уведомить департамент, в котором служит Хлестаков Иван Александрович, о мошеннических действиях коллежского регистратора.

3. За аморальный образ жизни господина Хлестакова предать общественному осуждению и публичному осмеянию.

Ученик 2: Приговор окончателен и обжалованию не подлежит.

(Сл.№23, 24)

(сл.№15) Физкультминутка для глаз .

Ребята, мы долго сегодня смотрим на экран. Предлагаю вашим глазам отдохнуть. Сядьте ровно, расслабьтесь. Закройте ладонями лицо. Медленно закройте глаза. Подумайте о приятном. Теперь раздвиньте пальцы. Медленно откройте глаза. Не отрывая ладоней от лица, поверните голову направо, теперь прямо, налево и прямо. Соедините пальцы. Закройте глаза. Откройте глаза. Медленно опустите руки.

    1. Обобщение.

(сл.№16) -А теперь вернёмся к мнению автора о положительном герое. Может быть кто-то из вас догадался, о каком герое идёт речь?

Давайте прочитаем высказывания Гоголя:

    «О смех, великое дело! Ничего не боится человек так, как смеха».

    «…насмешки боится даже тот, который уже ничего не боится на свете».

    «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!»

Найдите однокоренные слова. (Щелчок Проверка)

А теперь посмотрите на свои ассоциации. Какое слово повторяется и у автора?

(сл.№17) -Завершите фразу: Положительный герой в комедии есть! «Это честное, благородное лицо был …смех!»

- Какова роль смеха в сатирическом произведении? (Смех указывает на недостатки в характерах героев) (С помощью смеха над собой люди могут исправиться).

(сл.№18) - Сравните свои ответы с фразами из синквейнов и со словами писателя. Н.В.Гоголь надеялся смехом потрясти до основания человеческое сердце, чтобы, увидев себя в зеркале сатиры, оно ужаснулось бы тому, что же с ним стало, и, ужаснувшись, затрепетало бы, желая иной, лучшей судьбы».

(сл.№19) -Запишем в тетради выводы:

    Смех – это средство, указывающее на реальное положение дел в обществе и на недостатки человеческого характера.

    Смех – это средство воспитания и перевоспитания внутреннего мира человека.

    1. Домашнее задание.

(Щелчок) -Дома я прошу вас написать мини-сочинение-рассуждение, в котором вы попробуете доказать 1 из этих тезисов, на выбор. При этом доказательства приводите, опираясь на текст комедии.

    1. Рефлексия.

(сл.№20) - А теперь давайте подведём итоги нашего занятия. Что на уроке и во время подготовки к нему вам понравилось выполнять?

Если вы довольны собой, улыбнитесь и поднимите правую руку вверх, а если нет, то просто поднимите левую руку.

(сл.№21) -Спасибо за работу. Желаю удачи в выполнении домашнего задания.