Развитие устной речи младших школьников. Как развивать речь в начальной школе? Самые полезные упраженения на развитие речи у младших школьников

Развитие устной речи младших школьников. Как развивать речь в начальной школе? Самые полезные упраженения на развитие речи у младших школьников
Развитие устной речи младших школьников. Как развивать речь в начальной школе? Самые полезные упраженения на развитие речи у младших школьников

Здравствуйте, уважаемые родители! На связи Евгения Климкович.

Нравится ли вам, как говорят ваши дети? Согласитесь, что речь учеников в начальной школе звучит красиво не всегда. Часто это «каша во рту», слова произносятся сквозь зубы, в спешке глотаются окончания и, в результате, педагоги на уроках не могут понять, что ребёнок сказал. Повторные вопросы заводят детей в тупик, они начинают сомневаться, правильно ли по сути ответили, замолкают и замыкаются, хотя на отлично знают всё. И: «Садись, два!»

Можно ли научить ораторскому искусству и поставить детское слово так, чтобы было:

  1. понятно;
  2. правильно;
  3. да ещё и красиво?

Можно! Для этого у учителей есть в запасе упражнения на развитие речи младших школьников, которые применимы не только на устных занятиях в школе, но и отлично подходят для тренировки в домашних условиях.

План урока:

Что лежит в основе упражнений для речи?

Необходимыми условиями для правильно построенной детской речи являются:

  1. хороший фонетический слух;
  2. грамматическая грамотность;
  3. богатый словарный запас.

В наборе педагога для тренировки чёткого произношения могут быть:

  • занимательные игры со словами;
  • артикуляционная зарядка;
  • дыхательная гимнастика;
  • скороговорки.

Все эти приёмы спешат на помощь плохо говорящим школьникам.

Так, постоянные занятия дыхательной гимнастикой научат произносить слова с нужной интонацией, чёткими паузами, необходимой громкостью на выдохе, в полной мере используя резерв воздуха, распределяя дыхание на длинные фразы без скомканного прерывания речи.

Артикуляционные упражнения позволяют натренировать губы и язык так, чтобы без труда произносить сложные звуки.

Хорошо развитый фонетический слух помогает слышать и произносить слова правильно с тем звучанием, с которым они пришли в наш русский язык.

Грамматическая грамотность направлена на правильное склонение слов, особенно их окончаний, чтобы речь ребёнка не резала слух.

Словарный запас помогает подобрать нужное слово в нужный момент, а не плавать, хаотически обдумывая, как сказать.

А теперь всё по порядку.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика в помощь речи

Тренировку дыхания и артикуляции можно проводить, когда есть свободная минутка. С них, наверное, стоит начинать весь комплекс занимательных упражнений.

Работаем с дыханием

Учим ребёнка дуть.


При дыхательной гимнастике нужно помнить, что глубокие вдохи делаются через нос, а выдыхается воздух плавно через округлённо сложенные губы.

Корчим рожицы

В артикуляции, которая помогает быстрее и чётче говорить, становимся ну настоящими обезьянами, для чего последовательно

  • широко раскрываем – закрываем рот,
  • вытягиваем губы трубочкой,
  • дразнимся языком, высовывая его как можно дальше, пытаясь достать подбородок.

Дыхание восстановили, мышцы рта разогрели, переходим к игре слов.

Развиваем фонетический слух

Учимся различать звуки и слова с помощью следующих упражнений

Поймай звук

В то время, когда вы будете произносить слово, где спрятан заданный звук, ребёнок должен хлопнуть в ладоши, поймав его на слух. Усложнить это задание можно, задав границы. Например, хлопать только тогда, когда звук не просто есть в слове, а находится в начале/конце/середине.

Рисуем звуки

При помощи условных обозначений (всяких чёрточек или кружков) рисуем столько элементов, сколько звуков слышим в произнесённом слове.

Придумываем слова

Заготовьте для задания слова, в которых нужно поменять одну либо несколько букв, чтобы получилось новое слово. Например, точка-дочка, сон-сок.

Главное условие для таких занятий – всё делается в устной форме, без письменных подсказок, чтобы ребёнок научился слышать.

Учимся грамматике

Очень часто наши дети искажают окончания. Такие упражнения помогают определять конец слова как их существенную часть.

Только половинка

Берём любимую сказку и читаем вместе. Вы произносите начало слова, а ребёнок читает только свою вторую половинку. Например: поймал мужик золотую рыбку.

Составляем предложения

Делать это можно по заданным моделям, написанным на листе в виде схемы. Например, для схемы «Кто? Что делает? Что? Для кого?» можно составить «Мама готовит обед для семьи». Также можно предложить разбавить составленное предложение другими частями речи. Например, в нашем случае это может быть так: «Мама готовит очень вкусный обед для всей семьи».

Ищем пропажу

Ищем правильные окончания слов и расставляем перепутанные слова по своим местам. Вы начинаете говорить слово, ребёнок продолжает. Вы предлагаете в перепутанном порядке слова, ребёнок составляет из них правильно построенное предложение. Возьмите на вооружение тексты из учебников: и тему повторите, и речь потренируете.

Пополняем словарный запас

Наличие большого количества слов, знакомых ребёнку – одно из условий грамотно выстроенной речи.

Назови слово

Очень похоже на всем известную игру «Города», которую также можно взять за основу. Любите соревнования? А слабо, кто больше назовёт слов на определённую букву, например, на «Я»?

Либо тех, которые на указанную букву заканчиваются, или таких, у которых в серединке есть заданная буква? Тогда за дело!

Ассоциации

В таком занимательном упражнении дети по заданным признакам подыскивают предметы. Например, что может быть красным?

А что бывает горячим? Если хотите усложнить задание, задавайте вопросы, предполагающие сначала определить признаки, а потом подобрать подходящее. Например, назови такое же, как снег (белая как снег бумага, мягкая как снег перина). Здесь приживутся синонимы и антонимы и всевозможные объяснялки слов.

Угадайка

Тут живут ребусы, кроссворды и загадки. Причём, ребёнок может не только отгадывать, но и задавать. Кстати, если в вашей семье любят игру «виселицу», то её можно взять за основу: и увлекательно, и с пользой.

Русский фольклор в развитии речи

Пословицы, поговорки и скороговорки не только пополнят речь вашего школьника красивыми словами, но и научат его применять их в нужное время в нужном месте.

Поиграйте дома в «Кто хочет стать миллионером», заготовив заранее шаблоны вопросов.

Вот, например:

  • Когда считают цыплят? (когда вылупятся, по осени, когда вырастут, по весне).
  • Чего не утаишь в мешке? (подарка, кота, шило, дырку).
  • Куда не смотрят дарёному коню? (в глаза, в зубы, по хвост, под копыта).
  • Какой друг лучше новых двух? (серьёзный, старый, красивый, умный).
  • Повторенье – мать чего? (ума, памяти, ученья, человека).

К слову, именно повторением ребёнок заложит на подкорку все знания и будет их применять в своём красноречии.

Кстати, как подсчитали учёные, в русском языке почти 500 000 слов, из которых больше всего употребляют около 2500. Словарный запас первоклашки – 2000 слов, выпускника школы – 2500—4000, у обладателя высшего образования – до 10000, а эрудиты используют в своей речи до 50 000 слов!

Так что нам и нашим детям есть, к чему стремиться!

А не хотите ли узнать три секретных упражнения, которые помогут вам, родители, сделать вашу дикцию лучше буквально за неделю? Зачем? А чтобы ребенку было на кого равняться)

С пожеланиями говорить грамотно и красиво и в ожидании ваших комментариев прощаюсь.

Буду рада новой встрече.

Всегда ваша, евгения Климкович.

В младшем школьном возрасте у многих малышей возникают трудности, связанные с речевой деятельностью. Одни детки болтают много, но у них трудно прослеживается логика и им ее сложно выстроить. Другие же знают, как правильно сказать, но они часто помалкивают, так как у них нет активного словарного запаса.

Для любого ребенка перед школой или в младшей школе пригодятся игры для развития речи. Данные игры будут полезны всем малышам, которые начинают или уже умеют хорошо читать.

Игры со словом
На листе или на доске, если игры проходят в классе, пишется слово. Каждый ребенок должен придумать слово на каждую букву, поднять руку или записать на листочке. Когда игра освоена, можно ее немного усложнить. Теперь нужно не просто придумать слова на буквы из слова, а только тематические. Например, написано слово «КОТ». Придумываем животных: конь, олень, тюлень.

Выброси одну букву так, чтобы получилось новое слово. Можно выбрасывать первую и последнюю букву. Например, смех – мех, мрак-рак, удочка – дочка, олень – лень, мель-ель, волк –вол, столб –стол, зубр-зуб.

Добавь один звук и получи новое слово. Можно использовать те же слова, что и в игре «Выбрасываем букву». Например, клад – склад, ель – щель, рама – драма, оса – коса.

Замени звук, получи новое слово. Например, грот – крот, дочка – точка, кость- гость, шакал – шагал.

Очень увлекательная игра – составление анаграмм . Сегодня анаграммами называют перемешивание букв, составляющих исходное слово. В эту игру нужно потренироваться играть, не все взрослые даже смогут быстро составить слово. Например: кабан – банка, города – дорога, колба – бокал. Эти игры помогают детям разобраться в структуре словообразования и проявить свою эрудицию.

Следует также вспомнить игру: «Да и нет не говорить, черное и белое не носить » (ссылка у нас была), она помогает активировать словарный запас ребенка.

Составляем слова. Нужно из длинного слова составить как можно больше разных слов. Победителем может считаться тот, кто составил больше слов или у кого получится самое длинное слово из представленных букв.

Поле чудес. Думаю, все видели такую передачу. И смысл игры с детьми такой же, как и на передаче.

Игра в аббревиатуры (акронимы) отлично расширяет словарный запас. В игру играет несколько человек, ведущий загадывает предметы, которые находятся в комнате. Например: «Назовите мне БМК». Участники игры должны отгадать, что это «большая мягкая кровать». Кто отгадал, загадывает свой акроним.

Дополни предложение. Ведущим берется любая книга, открывается на любой странице и читается половина предложения. Участники должны продолжить предложение. Те, кто угадал или ближе всего к правильному варианту ответа, получают очки. Можно читать не только начало, но и конец предложения. Эта игра очень полезна, она учит понимать контекст. А еще она очень веселая и увлекательная.

Веселых вам игр и правильной красивой речи у вашего ребенка!

Упражнения для развития устной речи учащихся в начальной школе.

П равильн ая речь очень важн а для формирования полноценной личности. Ребёнок с хорошей, внятной речью легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может понятно выразить свои мысли, желания. Дефекты в звукопроизношении затрудняют контакт.

Развитие правильного звукопроизношения о собенно важно при поступлении ребёнка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому языку в начальной школе является недостаточно чёткое произношение звуков. Таким детям трудно определить количество звуков в слове, их последовательность, подобрать слово с заданным звуком. Дети с плохо или недостаточно развитым фонематическим слухом имеют затруднения в овладении навыками письма в школе.

Исследования учёных показывают, что 20% детей, поступающих в школу, имеют дефекты в звукопроизношении, что доказывает необходимост ь вести р аботу в этом направлении . Также для формирования правильной устной речи важна работа над орфоэпией и интонацией.

Решению этих задач способствуют приведенные ниже упражнения, которые можно выполнять ежедневно, как речевую разминку, на уроках обучения грамоте, русского языка и литературного чтения.

I . Работа над правильным дыханием

При работе над техникой речи необходимо обращать внимание детей на правильное дыхание во время речи.

Объяснить детям необходимость правильного дыхания можно на примере звучащей речи. На уроке обучения грамоте по теме "Речь" даю прослушать аудиофрагмент со сбивчивой из-за неправильного дыхания речью. Задаю вопрос: Приятно ли было слушать такую речь? Почему? Подвожу детей к выводу: во время речи необходимо правильно дышать. Даю пояснение, что значит - правильно дышать:

незаметно для окружающих делать вдох, своевременно запасаться воздухом, постепенно плавно выдыхать, равномерно расходуя воздух. Это необходимо, чтобы речь была плавной, поятной, без лишних пауз.

Упражнения:

Будем учиться правильно делать вдох и плавно выдыхать во время речи.

Упражнение 1 Сели прямо, спинки выпрямили, головку подняли, улыбнулись. Правую ручку положили на верхнюю часть живота, почувствовали нижнюю часть ребер. Вдохнули. Плечи неподвижны, "работают" живот и грудная клетка. Плавно, не спеша выдохнули. Повторяем 3-4 раза.

Упражнение 2 Сели красиво, улыбнулись. Вдохнули. На выдохе считаем от одного до десяти. Слова произносим громко, красиво, особо выделяем гласные звуки.

II . Работа над дикцией

Для освоения речи ребенок должен уметь управлять мускулами своего речевого аппарата. В этом нам помогает артикуляционная гимнастика.

Она п омогает сделать речь более четкой и понятной. Работа над а ртикуляци ей - это шаг к хорошей дикции.

Упражнения:

1 движение

Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, при этом резцы должны быть обнажены (видны), то есть улыбка должна быть широкой.

Широка Нева – река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краёв и до десны.

2 движение

Затем попросите его сделать «трубочку». Для этого нужно вытянуть губы вперед в трубочку. Обратите внимание – при переключении недолжно быть движений нижней челюсти. Двигаются только губы!

Стихи для чередования первого и второго движения в артикуляционном упражнении №1.

Если наши губы улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губы узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.

Также при работе над дикцией помогает речевая гимнастика:
п роизнесение определенных сочетаний звуков с четкой артикуляцией. Например:

ИЭАОУЫ

БДИК БДЭК БДАК

ДБИК ДБЭК ДБАК

ПТИК ПТЭК ПТАК

ТПИК ТПЭК ТПАК

Чистоговорки – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то одного или нескольких звуков при регулярном их повторении.

Ба-бо-бы - на дворе стоят столбы.

Бу-бы-ба – из окна торчит труба.

Такие простые чистоговорки любят сочинять сами дети.

Есть более сложные стихотворные чистоговорки несущие в себе еще и смысловую нагрузку.

Произносить чистоговорки целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. А затем темп следует увеличивать, но не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить фразы с разжатыми зубами.

Еще с большим удовольствием дети поют логопедические песенки.

По сути, это те же самые чистоговорки, которые дети пропевают под музыку.

Самый распространенный вид работы над дикцией - скороговорки.

Вся прелесть скороговорки в том, что с первого раза её ни за что не проговоришь. Ведь по правилам игры скороговорку не читают, а повторяют со слуха, что гораздо труднее. Это делает скороговорки полезными упражнениями, которые способствуют улучшению звукопроизношения, дикции ребёнка, приучают быстро менять положение органов артикуляции при произношении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечёткое, словно с кашей во рту, произношение, а также превращает их в увлекательную игру, в словотворчество.

Чтобы научиться произносить скороговорку быстро и правильно, нужно делать это постепенно и следовать нескольким правилам.

Научитесь произносить скороговорки медленно, но чётко, внятно и без запинок.

Выучите скороговорку наизусть, при заучивании произносите её в обычном темпе.

Научитесь произносить скороговорку быстро, постепенно увеличивая темп.

Для интересного введения скороговорки на занятии можно использовать разных сказочных персонажей, например, домовенок Кузя – чемпион по произношению скороговорок. Также существуют специальные стихи, которые очень нравятся детям:

Усядемся на пригорке, да расскажем скороговорки.

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать, и будем выговаривать

Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Это весёлые стишки, с которых можно начать знакомство со скороговорками.

Можно проводить игру со скороговорками, по аналогии с игрой "Испорченный телефон":передавать скороговорку друг другу по цепочке. Для игры лучше брать новые скороговорки, которые ранее не встречались детям.

III . Работа над правильной постановкой ударения.

Обязательно на каждом уроке учителю следует обращать внимание на слова, в которых дети испытывают трудности в постановке ударения. Можно завести словарик, в котором фиксировать такие слова по мере того, как они встречаются на уроках.

Для запоминания правильного произношения слов провожу такую работу.

Раздаю карточки со словами, произношение которых надо запомнить. Даю установку на запоминание. На следующий день детям предлагаются карточки с теми же словами, но ударение не обозначено. Дети ставят ударение.Обязательно проводится проверка. Можно работать в парах: дети проверяют друг друга. Через некоторое время, когда наберется достаточное кол-во слов проводится игра "Произнеси правильно". Можно соревноваться по рядам. За правильное произнесение каждого слова команда получает одно очко.

Всегда говорю детям: если сомневаетесь в произношении слова, обратитесь к орфоэпическому словарю.

IV . Самое интересное - это работа над интонацией.

Огромную роль в речевом общении играет интонация. Без нее вообще не может быть устной речи.Мысли, чувства, настроение сознательно или непроизвольно передаются и с помощью интонационных средств(мелодики, логического ударения, пауз, тона, тембра голоса, темпа речи).

Уже на самых первых уроках обучения грамоте мы знакомим детей с особенностями разных видов интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной. Учимся произносить предложения с различной интонацией. Учимся воспринимать предложения на слух и, в зависимости от интонации, ставить нужный знак препинания.

Примеры упражнений:

Прочитай предложения с нужной интонацией.

Мальчик идет к дому .

Мальчик идет к дому ?

Мальчик идет к дому !

Работаем над постановкой логического ударения: учимся выделять голосом нужное слово, в зависимости от смысла высказывания. Наблюдаем за тем, как меняется смысл в зависимости от того, какое слово мы выделяем голосом.

Примеры упражнений:

Мальчик играет на гитаре?

Мальчик играет на гитаре?

Мальчик играет на гитаре ?

2. Прочитай предложения с интонацией вопроса и ответа, выделяя голосом подчеркнутое слово. Объясни, как от постановки логического ударения меняется смысл высказывания.

Осенью грачи улетают на юг?

Осенью грачи улетают на юг.

Осенью грачи улетают на юг?

Осенью грачи улетают на юг.

Постепенно усложняем языковой материал для работы над интонацией: берем небольшие тексты, стихотворения.

Примеры упражнений:

Мы ходили по грибы ,

Зайца испугались .

Схоронились за дубы,

Растеряли все грибы.

А потом смеялись -

Зайца испугались.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать выводы, что ежедневные небольшие упражнения внесут существенный вклад в формирование правильной речи у Ваших учеников.

Интересные факты

***

Установлено, что опытный лектор говорит примерно 100-120 слов в минуту. А каков темп вашей речи, хотите узнать? Для этого возьмите отрывок из любого упражнения, состоящий из 100-120 слов, и прочитайте его вслух. Если вы прочитали его за минуту, то темп вашей речи нормален. Если прочитали быстрее, вам надо следить за собой, чтобы говорить медленнее, если же вы не уложились в минуту, поработайте над тем, чтобы речь была более быстрой.

***

Ученые установили, что слово здравствуйте может быть произнесено 40 способами, и помогает в этом разнообразная интонация. Попробуйте произнести это слово по-разному. Пусть ваши товарищи определят, какой смысловой оттенок (подтекст) вы вкладываете в это приветствие в каждом случае.

***

Ученые доказывают, что слушатель лекции (доклада, объяснения учителя, теле– или радиопередачи и т. п.) не усваивает до 40% интересующей его информации, которая действительно содержится в тексте, если интонация, темп речи, мимика, поза, жесты говорящего не согласуются с содержанием текста.

Просмотр содержимого презентации
«семинар презентация»

Мастер-класс

Упражнения для развития речи

младших школьников

(произносительный уровень)






Речевая гимнастика

И Э А О У Ы

БД И К БД Э К БД А К

ДБ И К ДБ Э К ДБ А К

ПТ И К ПТ Э К ПТ А К

ТП И К ТП Э К ТП А К


Чистоговорки

Чистоговорки – это стихотворные упражнения,

направленные на развитие органов артикуляцион-

ного аппарата и помогающие отработке произноше-

ния какого-то звука при регулярном их повторении.


Виды чистоговорок

Чистоговорки, основанные только на повторении отрабатываемых зву-ков, не несущие смысловой нагрузки.

Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы.

Чистоговорки, имеющие вид обычного детского стихотворения, в ко-

тором часто повторяется отрабатываемый звук, несущие в себе обяза-

тельнуюую смысловую нагрузку.

Индюк из города идёт,

Игрушку новую везёт.

Игрушка не простая –

Индюшка расписная.


Логопедические песенки

Са-са-са, са-са-са.

Ой-ой-ой, летит оса.

Сы-сы-сы, сы-сы-сы.

Не боимся мы осы. Су-су-су, су-су-су.

Видел кто из вас осу?

Сы-сы-сы, сы-сы-сы.

Мы не видели осы. Са-са-са,са-са-са.

Отгадайте, где оса.


Скороговорки

Скороговорка - малый жанр фольклора с умышлен-

ным подбором слов,трудных для правильной артику-ляции.

Всех скороговорок не перескороговоришь,

не перевыскороговоришь.


«По секрету всему свету»

Проворонила ворона вороненка.

В огороде у Арины растут георгины.

Шесть мышат в шалаше шуршат.


Произнеси правильно




Испугались зайца. Читай стихотворение,

Мы ходили по грибы , сочетая темп чтения и си-

Зайца испугались . лу звука:

Схоронились за дубы, медленно - громко,

Растеряли все грибы. средне - обычно,

А потом смеялись - быстро - тихо.

Зайца испугались.


  • Осенью грачи улетают на юг?
  • Осенью грачи улетают на юг.
  • Осенью грачи улетают на юг?
  • Осенью грачи улетают на юг.
  • На ню нью?
  • На ню нью.

  • Хорош! Молодец!
  • Гроза надвигается.

Прочитайте и объясните, что хотел сказать первый приятель и что – второй.

В зале картинной галереи

стоят два приятеля. Один из них

воскликнул: «Какая картина!»

А другой сказал: «Какая картина?»

Какое средство устной речи

повлияло на смысл

сказанного приятелями?

Какое средство письмен-

ной речи использовано для

передачи разного смысла

этих предложений?


  • – Ванечка! Иди обедать! – слышится голос мамы.
  • – Иду! – отвечает сын, не в силах оторваться от компьютерной игры.
  • – Ну ты идешь?
  • – Иду! – повторяет Ваня, продолжая интересную игру. Он спешит изо всех сил скорее доиграть, но именно поэтому начинает делать ошибки, игра затягивается.
  • – Почему не идешь? Все остынет!
  • - Иду! Иду!
  • – Как ты разговариваешь? Не груби!
  • – А что я такого сказал?! Я же сказал «иду!».

Спасибо за внимание!

Успехов в работе!

Принимая учеников первого класса каждый раз понимаю, что не все дети умеют высказывать мысли вслух, задавать вопросы, рассуждать об увиденном, давать ему оценку, сочинять, фантазировать на определенную тему. Нужны такие приемы обучения, которые внешне отвлекали бы ребенка от задачи – “развивай свою речь” – и одновременно служили бы этой цели. И таким эффективным приемом является творческая речевая игра .

Она способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения. Игра – привычный вид деятельности для детей младшего школьного возраста. Они активно включаются в интересную игру, стараются достичь лучших результатов, радуются победе, огорчаются из – за поражений. Дети живут игрой. Учителю необходимо широко использовать этот интерес, поставить его на службу учебному процессу, развивать в игре творческий потенциал каждого ученика. Использование на уроках речевых игр очень привлекает и радует младших школьников, помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к предмету. Эта работа побуждает творческую мысль, рождает фантазию и вдохновение.

Немаловажно также и то, что творческие речевые игры способствуют обогащению словарного запаса учащихся, воспитывают качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации.

О

бразцы творческих речевых игр

1. Игры с буквами

Дидактическая цель: в игровой форме закрепить знания о буквах, помочь ученикам в овладении чтением, расширить словарный запас, научить сосредоточенности, усидчивости, развить наблюдательность, логическое мышление, творческое воображение, речь.

“Буквы вокруг меня”

Учитель просит учеников оглядеться в классе и назвать все предметы, которые окружают их, но только в алфавитном порядке.

Например: А – азбука, Б – бант, В – вешалка, Г – гардины и т. д.

“Картина”

Рассмотрите картину художника (читается название картины и имя автора). Учитель просит найти на картине все предметы на определенную букву.

“Портреты букв”

Во время изучения букв, учитель спрашивает о том, на кого или на что похожа та или иная буква.

Например: А – крыша дома, В – бабочка, сложившая крылья и т. д.

Ученик рисует портреты букв, придумывает слова на данную букву.

“Цепочка”

Учитель определяет тему игры, например: “Птицы на букву с”.

Первый ученик называет слово: снегирь.

Второй ученик должен повторить это слово и прибавить свое: снегирь, соловей.

Например: снегирь – соловей – свиристель – сорока – синица – сова – сыч – стриж – сокол – сорокопуд.

“Замените букву”

Учитель предлагает заменить в словах одну букву, образовать новые слова. Сом (дом), сук (сок), рама (мама), мука (муха), карта (парта), стол (стул), корка (горка) и т. д.

“Спрячь слова в букву”

Учитель предлагает спрятать некоторые слова в букву “О” (по принципу ребуса):

Спрятать имена в букву “А”:

В “а” ля – Валя
В “а” ря – Варя
В “а” ня – Ваня.

“Вычитание букв”

Учитель предлагает от слова “победа” отнимать по 1 букве. Получать новые слова. Чтобы было интересно, можно прочитать сказку С. Погореловского “Что случилось с буквой П?”.

Варианты для игры:

Коля – Оля – ля – я

Малина, овраг, спор, улей, муха, уход.

С одним из слов можно сочинить сказку.

“Волшебный домик”

Учитель прикрепляет к доске домик (вырезан из плотной бумаги) и в пустые окошки вписывает буквы. Ученики должны отгадать, какие слова живут в этом домике.

Например:

к, т, о, л, я (кот, кто, ток, Толя, Коля).

о, с, а, к (оса, коса, сок).

л, к, у, ж, а (лужа, жук, лук, уж, лак).

“Сказка про буквы”

После того как ученики познакомились с буквами, подружились с ними, полюбили их, узнали их “характер”, можно предложить им сочинить сказку про буквы.

Она может начинаться так: “В некотором царстве, в Азбучном государстве жили – были 33 красавицы – буквы…”.

2. Игры со словами

Дидактическая цель: обогатить словарный запас учащихся, научить чувствовать красоту и звучность родного слова, развивать творческое воображение, логическое мышление, коммуникативные качества, речь.

“Собери словечко”

Учитель предлагает задание: из каждой строчки выписать только те буквы, которые не повторяются. Из оставшихся букв собрать новые слова.

в с о р н в о р е г (снег)
н а ж м м ж а н е й (иней)
ю ф к у т д б д о л ю (футбол)
р и з б м о к р и м с з (бокс).

“Добавь букву”

К предложенным согласным подобрать гласные и составить слова.

М г з н (магазин)
П с д (посуда)
Р б т (работа).

“Конструктор”

1. Переставить местами слоги так, чтобы получились слова. Из каждой строчки исключи лишнее слово.

2. Слова разбить на слоги. Из слогов составить новые слова.

“Составь слова”

  • Учитель называет ученикам и записывает на доске какое – либо слово, из букв которого нужно как можно больше составить новых слов. Например: топор.
  • Можно составить такие слова: ропот, рот, порт, пот…

    Слова для игры: комар, человек, полька.

  • Используя все предложенные буквы, составь как можно больше слов:
  • Т, у, ш, а, к.

  • К предложенным согласным подобрать гласные и составить слова (имена существительные в единственном числе).
  • Из каждой строки выписать только те буквы, которые не повторяются. Из оставшихся букв собрать два слова.
  • В с о р н в о р е г (снег)
    И а ж м м ж а н е й (иней).

    “Снежно-звуковой ком”

    Так же, как снежинки образуют снежный ком, можно “слепить”ком из звуков и назвать его снежно – звуковым. Сначала договариваемся с детьми, из каких звуков гласных или согласных будем “лепить” наш ком.

    Например, лепим ком из гласных звуков, обозначающих мягкость согласных.

    Я
    Я – е.
    Я – е – ё.
    Я – е – ё – ю.
    Я – е – ё– ю – и.

    “Лепим” ком из звуков согласных твердых.

    Т
    Т – р.
    Т – р – н.
    Т – р – н – д и т. д.

    “Слоговые цепочки”

    Учитель произносит первый слог: ма. Следующий игрок повторяет этот слог и добавляет свой, начинающийся на тот же звук: (МА – МО – МИ – МУ…).

    Выигрывает тот, кто повторит самую длинную слоговую цепочку.

    Цепочки можно придумывать и с обратными слогами: ок – от – ор – ощ…

    “Только веселые слова”

    Учитель определяет тему. Дети по очереди называют определенные слова.

    “Веселые слова”: клоун, радость, смех, цирк.

    “Зеленые слово”: лист, арбуз, огурец, яблоко…

    “Ласковые слова”: мамочка, сестренка, котенок…

    “Ручеёк”

    Учитель делит класс на 2 команды. Игроки каждой команды вынимают из своей коробки карточки со словами. Составляют пары из рифмующихся слов, сочиняют четверостишия.

    1 коробка: ромашка, шишка, мяч, собака, сосна, полка, белка, чайник, сарай, лежит, новый, умная.

    2 коробка: букашка, малышка, калач, бежит, весна, иголка, тарелка, начальник, загорай, забияка, толковый, шумная.

    “Продолжи пару”

    Учитель называет слова, ученики придумывают свои, которые будут соотноситься друг с другом:

    “Слова – мячики”

    Для игры нужен мяч. Учитель бросает мяч ученику и одновременно произносит слово, например, “горький”. Ученик должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением (“сладкий”).

    Варианты задания: назвать слова – антонимы, синонимы, названия городов, цветов, животных и т. д.

    “Слово – сказка”

    Учитель пишет на доске слово, с помощью которого нужно будет сочинить сказку. Слово пишется вертикально и “расшифровывается”.

    Ц – царевна
    В – весна
    Е – ель
    Т – тепло
    О – ожерелье
    К – красавица.

    3. Игры с предложениями

    Дидактическая цель: научить строить логически завершенное предложение. Развивать ассоциативное и образное мышление, внимание, память, творческое воображение, стремление сочинять, фантазировать, мечтать, формировать навык разговорной речи.

    “Общее предложение”

    Учитель предлагает всем вместе сочинить интересное красивое предложение. Условие учитель произносит первое слово, дети добавляют по одному слову таким образом, чтобы получилось логически завершенное предложение. Если кто – то из учеников почувствовал, что предложение состоялось, закончилось, он говорит: “Стоп!”.

    Например: “В красивом лесу…”
    “На школьном празднике…”
    “Морозным зимним…”

    “Телеграмма”

    Учитель пишет на доске слово и просит учеников придумать телеграмму, в которой каждое слово соответствует определенной букве.

    Например, Сумка .

    Телеграмма из зоопарка: “Сегодня убежал медведь! Караул! Администрация.

    “Узнай меня”

    Учитель нескольким ученика дает предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, форма, материал, что ест, где живет и т. д. не называя сам предмет. Остальные ученики угадывают о чем шла речь, исправляют, дополняют сказанное.

    Например: “Это предмет неживой. Он бывает из металла, бывает эмалированный. Его можно видеть на кухне. У него есть ручка, крышка, носик. В нем кипятят воду”. (Чайник).

    “Что такое хорошо и что такое плохо”

    Учитель делит класс на 2 команды. Показывает детям предмет (рисунок). Одна группа ищет достоинства этого предмета (чем он хорош), а другая – недостатки (это плохо).

    Например: Стакан.

    Первая группа: стакан красивый, на нем оригинальный рисунок. Он прозрачный. Сквозь стенки хорошо виден цвет жидкости. (Это хорошо).

    Вторая группа: стакан хрупкий. Его легко разбить. У него нет ручки, горячий чай трудно держать. (Это плохо).

    “Продолжи пословицу”

    Учитель читает начало пословицы, ученики подбирают продолжение.

    Например:

    Век живи…
    Не в свои сани…
    В гостях хорошо…
    Без труда…

    “Аукцион народных мудростей”

    Учитель организует игру – аукцион. Выставленные товары (рисунки, открытки, фотографии и т. д.) можно купить только за знание пословиц, поговорок, загадок, скороговорок, народных примет.

    “Шкатулка сказок”

    В конверте (шкатулке) лежат рисунки, загадки или карточки с именами сказочных героев. Дети отгадывают сказку, пересказывают понравившийся эпизод.

    Сказки “наизнанку”

    Детям предлагается в известной сказке поменять главных героев местами, то есть добрых сделать злыми, а злых – добрыми, смелых – трусливыми, трусливых – храбрыми.

    Например: Волк в сказке “Волк и семеро козлят” добрый, заботливый, а Коза – злая. В “Сказке о рыбаке и рыбке” не старик просит у рыбки подарки, а рыбка – у старика.

    “Салат из сказок”

    Детям предлагается взять два слова: имена героев из разных сказок и попробовать сделать их героями одной сказки.

    Например:

    Карлсон и Мальвина.
    Незнайка и Чебурашка.
    Кот в сапогах и Серый волк.

    “Если вдруг…”

    Учитель предлагает ученикам какую – либо неординарную ситуацию, из которой они должны найти выход, высказать свою точку зрения.

    Примеры ситуаций:

    Если вдруг на Земле исчезнут.

    – все пуговицы.

    – все учебники и т. д.

    Что тогда произойдет?

    Если бы у меня был(а): живая вода, цветик – семицветик, сапоги – скороходы…?.

    “Что было бы, если…”

    Учитель предлагает ученикам пофантазировать, сделать какие – либо предположения по данному началу:

    Что было бы, если:

    – дельфины могли разговаривать?
    – солнце стало синим?
    – у мальчишек не было карманов?
    – исчезли все кнопки?
    – люди перестали разговаривать?
    – не было ручек и карандашей?
    – дневник умел разговаривать?
    – сбежали все учебники?
    – каникулы длились 9 месяцев в году?
    – футбольный мяч научился говорить?
    – боксерские перчатки сделали из шоколада?

    “Если бы, да кабы…”

    Учитель предлагает закончить начатое им предложение. Поясняет, чтобы предложение получилось законченным, надо представить себя тем, о ком (о чем) идет речь.

    Схема построения предложения: “Если бы я был(а) кем – то (чем – то), то я бы…, потому что (чтобы)…

    Например:

    – Если бы я была фруктом, то зеленым и невкусным лимоном, чтобы меня никто не съел.

    – Если бы я был автомобилем, то “Запорожцем”, покрашенным в черный цвет, потому что я был бы похож на “Мерседес”.

    Продолжите:

    – Если бы я был(а) Улицей, то я…

    – Если бы я был(а) Волшебником, то…

    Другая тематика:

    – Я хотел(а) бы узнать…

    – Я радуюсь, когда…

    – Я грущу, когда…

    – Если бы я мог(ла) научить всех в мире одной вещи, то это было бы…

    – Я думаю, что мое имя означает

    Список литературы

    1. Бетенькова Н. М., Фонин Д. С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. М.: Вако, 2005..
    2. Синицына Е. И., Умные слова. М.: Лист, 1997.
    3. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: Вако, 2005..
    4. Юрова Е. В. 250 упражнений для развития устной речи. М.: Астрель, 2001.


    Сборник
    «Дидактические игры и упражнения на уроках русского языка »
    Начальная школа

    Составитель: Кузнецова Елена Владимировна,
    учитель начальных классов
    МБОУ «Гимназия № 26»

    Школа правильно руководимой игры открывает ребенку окно в мир шире и надежнее, чем чтение.
    Фабр Ж.
    Как сделать урок русского языка интересным, занимательным, любимым и доступно-понятным для ребенка? Одним из средств сохранения и получения радости во время учебы является игра. Ни для кого не секрет, что игра - это часть учебного процесса.
    Использование игр в учебе развивает активность, логику, мышление, наблюдательность, внимательность, творческое воображение. В результате у детей появляется интерес к русскому языку.
    Цель игры – помочь сделать серьезный напряженный труд занимательным и интересным для учащихся. Чтобы повысить интерес к урокам русского языка, создать психологическую готовность детей к речевому общению, используются дидактические игры.
    Игры и упражнения
    1. Мини-сочинение по опорным словам, которые придумаем сами, кроме одного – морозец: (можно использовать мяч, бросаем ученику мяч, а ученик в ответ – слово):
    з и мао коченеть деревья
    снежоокзвонко
    сне гирь
    ц епенеть2. Для повторения правил используется игра «Аукцион» по продаже имени существительного, прилагательного, глагола. Эти части речи дети защищают в необычной форме – придумывают сказки, например: «Жил да был на свете король глагол, он любил спрашивать «что делать?», «что делает?», «что сделать?» и т.д., чаще всего король глагол дружил с именем существительным, вместе они бывали то в единственном, то во множественном числе. Глагол в семье был главным» и т.д.
    3. Буриме
    На уроке русского языка вместо физкультминуток с целью развития речи, логического мышления, активизации мыслительной деятельности можно писать стихи – играли в буриме:
    Падает, падает белый снежок.
    И покрывает зеленый лужок.
    Ребята слепили снежный комок,
    Весело встали в широкий кружок.
    Стали ребята играть в снежок,
    С ними играет собака Дружок.
    Весело всем, все рады зиме,
    Эти зимние дни не забудутся мне.
    4. Игра « Почтальон»:
    Цель: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух.
    Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
    Дети определяют, куда их пригласили.
    огород парк море школа столовая зоопарк
    гря-кидоро-кипло-цыкни-кихле-цыкле-ка
    кали-ка бере-кифла-киобло-кипиро-кимарты-ка
    реди-ка ду-кило-китетра-ка сли-китра-каморко-ка ли-киостро-кипромока-ка голу-цыреше-ка
    Задания:
    Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
    Составить предложения, используя данные слова.
    5. Игра « Шифровальщики»
    Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
    Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений. Предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
    Например:
    1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв(тарелка, ложка, кружка, звонок)
    2. Оарз, страа, енкл, роамкша(роза, астра, клен, ромашка)
    3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген(планета, звезда, орбита, снег)
    6.Дидактическая игра «Твердый – мягкий»
    Цель: повторение правописания твердого и мягкого знаков.
    Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Камень», другая – «Вата».Команда «Камень» встает, если я прочитаю слово с твердым знаком, если читаю слово с мягким знаком, встает команда «Вата».
    Слова: съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п.7.Дидактическая игра «Будь внимателен».
    Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил.
    Из предложенных стихотворений выписать слова с сочетаниями жи, ши:
    1. Жили в хижине чижи,
    Мыши, ежики, стрижи,
    В гости к ним идут моржи
    И жирафы и ужи.
    2. Жилет, животное, живот,
    Жирафы, живопись, живет,
    Шиповник, шины, камыши,
    Машины и карандаши,
    Кружить, служить, дружить и жить,
    Спешить, смешить,
    Шипеть и шить.
    Все сочетания ЖИ и ШИ
    Только с буквой И пиши!
    8.Игра «Бумеранг»
    воспитывает у детей внимание и быстроту реакции: ученику необходимо вспомнить нужное слово и «возвратить» его учителю.
    Найди синоним.
    Простой человек (бесхитростный), простая задача (легкая), простая истина (прописная); беспокойный человек (неугомонный), беспокойный взгляд (тревожный);крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная).
    Найди антоним.
    Близкий берег (далекий), близкий человек (чужой); веселая комедия (скучная), веселое настроение (грустное); глубокий колодец (мелкий), глубокие знания (поверхностные); мелкая рыба (крупная), мелкая река (глубокая).9.«Фразеологический зверинец».
    Цель: расширение словарного запаса учащихся.
    Добавить недостающее слово – название животного. Голоден как…(волк). Хитёр, как…(лиса). Труслив, как…(заяц). Нем как…(рыба). Колючий как…(ёж). Здоров как…(бык).
    10. «Сколько точек - столько звуков»
    Оборудование: кубик, на гранях которого разное число точек: две, три, четыре, пять, шесть; одна грань пустая.Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых число звуков равно числу точек на верхней грани кубика. Если выпадает нуль, игрок пропускает ход и передает кубик следующему игроку.
    11.Дидактическая игра: «Одним словом».
    Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать.
    Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу.щу.
    1. Обрубок дерева - …(чурбан).
    2. Шестьдесят минут-…(час).
    3. Густой частый лес- …(чаща).
    4. Хищная рыба с острыми зубами - …(щука).
    5. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун).
    6. Прикрывать глаза от солнца - … (щуриться).
    7. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник) и
    12.Дидактическая игра: « Все наоборот».
    Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-
    Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-.
    Игрушка для елки-…(елочная игрушка)
    Герой сказки- … (сказочный герой)
    Сок яблока-… (яблочный сок)
    Суп из молока -…(молочный суп)
    Варенье из клубники-… (клубничное варенье)
    Каша из гречки-… (гречневая каша)
    Вода из речки-… (речная вода)
    Скважина в замке -…(замочная скважина)
    Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п.
    13.Дидактическая игра: « Замени букву».
    Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление.
    Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.
    дочка ручка
    бочка речка
    ночка свечка
    кочка печка
    точка почка
    тучка дочка
    тачка ночка
    14.Дидактическая игра « Найди ошибку».
    Цель: развивать умение выделять в речи слова, обозначающие предмет.
    Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и допускает одну «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее и почему.
    1.Кукла, дом, море, вышла, ученик.
    2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк.
    3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба.
    4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.
    5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п.
    15.Дидактическая игра «Найди пару».
    Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и действия.
    Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а в другой столбик слова- действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит.
    Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой.
    16. Дидактические задания и упражнения.
    Цель: закрепить знания детей по теме «Разделительный мягкий знак», развивать память, мышление.
    1. Назовите сначала слова, в которых надо писать букву Ь в конце, а потом- в середине.
    2. Найдите слова с разделительным мягким знаком. Подчеркните их: пью, шью, бью, семья, кольцо, копье, пони, платье, пальто, воробей, сошьет и т.д. 3. Выпишите слова с разделительным Ь:
    Целый день лежит тюлень,
    И лежать ему не лень.
    Жаль, тюленье прилежание
    Не пример для подражания.
    (Б. Заходер)
    Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы!
    Вот бы тебе серый, да волчьи ноги!
    Вот тебе, косой, да рысьи когти!
    -Э-э, что мне клыки да когти?
    Душа – то у меня все равно заячья.
    4.Шарады.
    Я с Л смягченным – под землей С твердым Л я на стене
    Бываю каменным и бурым. (книги, например, на мне),
    А с твердым – в комнате любой, Но как только Л смягчите,
    В геометрической фигуре. Сразу в танец превратите.
    (Уголь-угол) (Полька-полка).
    Без М – в лесу мне красоваться;
    С М – суда меня боятся.
    (Ель-мель).
    17. Игра « Наборщик» – на каждую букву записать по одному слову;
    Книга: к- кошка; н- нос; и-иголка; г- гусь; а- арбуз;
    18. Игра « Найди букву», например: т..кв.(тыква), б.н.н(банан), ш.о.л.(школа). ит.д19. Игра « Путаница» -рабуз-арбуз,онкфеты-конфеты, калей-лейка, бейрово-воробей; фельтроп(портфель),мальбо(альбом), мигазиян(гимназия), динаро(Родина), цояй(яйцо).
    20. Игра « Змейка» ,например: астра- аист-туфли-иголка-апельсин-нос-санки-игрушка и.тдКто как голос подает? Воробей (чирикает), ворона(каркает),собака(лает) и т.д.
    Кто чей ребенок? Указать стрелками:
    Корова жеребенок,
    Курица теленок;
    Лошадь цыпленок
    21. Составить слова из слогов: мо, ко, ло; (молоко);а,син, пель(апельсин); ре,за,бе(береза) ; ко,ло,яб(яблоко); ведь,мед (медведь) и т.д22. Исправь ошибки:
    верблют(д),каза(о), ачки(о),званок(о), агарот(о,о,д),загатка(д), даска(о),со\нце(л),гарох(о), внушка(ч),ана(о), крушка(ж).
    23. Пропущенные слоги: .... стрюля; ..чик; ... радь; ... са; ... ведь; ...нан; .... ла; В этой игре дети на одно слово дают множество вариантов ответов, например(чик) –мальчик,зайчик, кончик,пальчик и т.д., т.е опять же интерес к предмету, пополняется словарный запас, развивается активность, логика, оттачивается произношение слов.
    24. Усложненные виды заданий: «Анаграмма» путем перестановки букв образовать новые слова. Здесь дети узнают новые слова
    Лес – сел; ложка-жалко; насос-сосна; банка-кабан; крот-корт; лама-мала, Казан- наказ;
    «Кто где живет?» соотнести стрелками:
    медведь нора
    Белка берлога лиса дупло
    25. Игра « Какое слово спрятано?» внутри-три, подвал-два, столетник-сто, лет; удочка-дочка; бусы-усы; резкий ветерМоську загнал в подворотню – термос;
    26. Игра « Замени цифры словами » ос3ё (острие) , 100л (стол),пи100лет-пистолет, о5- опять, осе3на (осетрина),ви3на(витрина),за1ка (заколка),
    прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно про3 все 100ловые наборы (прежде чем вся семья опять сядет за стол, предварительно протри все столовые наборы)
    27. Игра « Что лишнее?» тинасплин, лейк, мальбо,теерв, калиней (пластилин,клей,альбом,линейка, лишнее ветер)
    28. Отгадай слова: ВLGEUCRНА- ВЕСНА; SDУFVТRКLА- УТКА: ГWUРZУШFA-ГРУША; такие игры развивают наблюдательность, внимательность,учат различать и находить «лишние» буквы;
    Одно из любимых заданий для детей- разгадывание ребусов в виде зашифрованных цифр; от А до Я –соответствуют цифры;33 буквы- 33 цифры.
    А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж,З,И,Й,К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч,Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь,
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 12 13 14 1516 17 1819 20 22 23 24 25 26 27 28 2930
    Э, Ю, Я
    31 32 33
    Задание: составить слова и словосочетания. 1416? 1213 1 1919; 1416? 14 1 14 1 ; 4 10 14 15 19 10 33
    12 16 18 10 5 16 18(коридор), 13 6 19 20 15 10 24 1 ; 23 16 13 13; 21 25 10 20 6 13 30 15 10 24 1.
    29. Подбери слово
    Цель – учить проводить фонетический разбор, расширять словарный запас.
    Учитель показывает графическую схему слова, дети к ней подбирают слова. Побеждает тот, кто больше подберёт слов.
    Например:
    (стол, рыба окно, трон).
    Можно усложнить условие: пометить - гласный звук [один, два (на усмотрение) квадратика]. Самый сложный вариант – дать полностью звуковую схему слова.
    30. Знаете ли вы русский язык?
    Цель – учить употреблять формы ед. ч. и мн. ч. сущ., формы родов сущ.
    а) - Я буду называть слова в единственном числе, а вы хором во множественном.
    Кот-коты дуга-дуги ведро-ведра
    Плот-плоты рука-руки бедро-бедра
    Крот-кроты мука-... перо-перья
    Грот- гроты беда-беды метро -...
    Цветок-цветы день-дни теленок-телята
    Человек-люди пень-пни цыпленок-цыплята
    Судно-суда лень-... козленок-козлята
    Морковь-... еда-... бочонок-бочонки
    б) - Я буду называть существительные мужского рода, а вы соответствующие им женского рода.
    Повар-повариха ткач-ткачиха
    Портной-портниха купец-купчиха
    Заяц-зайчика храбрец-...
    Слон-слониха врач-...Петух-.... учитель-учительница
    Окунь-... ученик-ученица
    в) -А теперь наоборот: я буду называть существительные женского рода, а вы соответственно- мужского.
    Индюшка-индюк стрекоза-....Лиса-лис львица-лев
    Коза-козел кошка-кот
    Оса-... белка-...
    31. Письмо рисунками
    Цель – учить составлять предложения, слова с опорой на рисунок, звуко-буквенный анализ слова, смысловое единство слов в предложении.
    Даны картинки. Играют две команды. Ребята из первой команды должны «написать письмо», составив рисунки в определенной последовательности. Дети из второй команды должны «прочесть» это письмо, сложить первые буквы названий предметов.
    Например: гриб, рыба, арбуз, чай, игра, переезд, рак, игра, лед, единица, трибуна, единица, лед, игра (грачи прилетели)32. Придумайте предложение
    Цель – учить употреблять несклоняемых существительных в предложениях.
    Учитель называет неизменяемые слова: пальто, метро, кофе, какао и др.
    Дети придумывают предложения с этими словами. Затем учитель строит вопросы так, чтобы неизменяемые слова в ответах учащихся употребили в косвенных падежах.
    33. Что бывает высокое (длинное, широкое, низкое, узкое)?
    Цель – учить согласовывать сущ. и прил.
    Ведущий называет прилагательное и бросает мяч одному из играющих, который должен назвать предмет, характеризующийся этим признаком.
    Например: высокий (дом, дерево). Ученик, назвавший предмет, бросает мяч другому игроку.
    34. Сколько получится?
    Цель – учить различать смысловое ударение в предложении в зависимости от порядка слов в предложении.
    Из слов, написанных на доске, составить несколько предложений, которые отличаются порядком употребляемых слов.
    Например, вчера, домой, пришел, вечером, я. Сколько различных предложений получится?
    35. Вопросы «цепочкой»
    Цель – учить раскрывать единство текста.
    Дети садятся в круг. Ведущий задает вопрос одному из играющих, тот отвечает на него и на основе своего ответа строит свой вопрос следующему ученику и т.д.
    Например:
    - Какое время года сейчас?
    - Зима. Какие деревья зимой?
    - Все белые, словно в шубы и шапки одетые. На что похожи белые сугробы? и т.д.
    36. Игра с картинками
    Цель – учить составлять предложения по сюжетным картинкам, отрабатывать интонирование предложений.
    Школьникам раздаются картинки, на которых изображены действия людей или животных. Например: девочка рисует, дети играют, кошка играет с котятами. Учащиеся должны составить по картинке предложения, а затем, изменяя цель высказывания, делают эти предложения вопросительными.
    Например:
    Мама - кошка играет с котятами. (Мама-кошка играет с котятами?).
    37. Какое слово подойдет?
    Цель – учить подбирать устойчивые словосочетания.
    К каждому животному, нарисованному на картинках (ослик, пес, муравей, лиса, волк) подберите слово, которое его верно характеризует (верный, упрямый, хитрая, зубастый, трудолюбивый).
    38. Строчная или прописная?
    Цель – учить различать слова в нарицательном и собственном значении.
    Учитель пишет на доске слова (пушок, вера и т.д.);
    Играющие делятся на две команды. Первая придумывает предложение с одним из данных слов, чтобы оно писалось со строчной буквы, а вторая – с прописной.
    39.Подскажи словечко
    Цель – учить распространять предложения.
    Учитель начинает предложение, ученики заканчивают его. Учитель может начать предложение с однородными членами предложения, чтобы дети в продолжении подобрали другие однородные члены. (Поезд проносился мимо лесов, полей, ...).40. Составь сочетание
    Цель – учить составлять глагольные словосочетания с предлогом.
    Играющим раздаются карточки с предлогами: из, из-за, из- под, от, с, до, у, без, на, под, над (по 2-3 карточки каждому).Дети, употребляя предлоги, составляют сочетания глагола с существительными. Например: отъехал от дома, слез с дерева.
    Учитель называет глаголы:
    внести
    мелькнуть
    сверкнуть
    отъехать
    прыгнуть
    добежать
    стоять
    уйти
    пить
    встать
    выйти
    достать
    убегать
    плакать
    гулять
    смеяться
    учиться
    лечиться
    лечиться
    читать
    возвращаться
    Тот, кто придумал сочетание правильно, получает карточку со словом-глаголом, побеждает быстрее всех набравший десять таких карточек.
    41. Кто последний?
    Цель - учить подбирать прилагательные как описания.
    К слову, названному учителем, придумать определения.
    Например, бабушка (старенькая, добрая, седая, ласковая), автобус (маленький, новый, синий, вместительный), вагон (пустой, детский, крытый) и т.д. Побеждает тот, кто больше назовет определений или кто последним скажет.
    42.Четыре ответа - одно предложение
    Цель – учить составлять предложения, рассмотреть взаимосвязь слов в предложении.
    Дети делятся на 4 команды. Учитель называет предмет, например, пароход.
    1 команда отвечает на вопрос: Какой он?
    2 команда: Что он делает?
    3 команда: Как происходит действие?
    4 команда: Где происходит действие?
    Из слов-ответов составляется предложение. Первое предложение можно выполнить всем вместе. Например: Большой пароход плывет быстро по реке.
    Изменённый вариант игры:
    каждой команде задано по вопросу и дано то слово, к которому подбирается ответ. Когда все ответы готовы, составляется целый рассказ. Ключевые слова подобраны учителем по заранее продуманному плану.
    43. Любопытный
    Цель – закреплять умение производить звуко-буквенный анализ слов, выделять первый звук в слове.
    Дети садятся в круг, в центре которого ведущий; его в этой игре называют «любопытным».
    Назвав громко какую-нибудь букву и обождав немного, чтобы играющие могли подготовиться, «любопытный» забрасывает их вопросами: «Кто?», «С кем?», «Куда?», «1ачем?». Отвечать на них нужно быстро словами, начинающимися на ту букву, которую назвал ведущий. Тот, кто не сразу ответил на вопрос или даст неправильный ответ (с другой буквы), платит фант.
    44.Ответим на вопросы
    Цель - учить подбирать слова разных частей речи в глагольных словосочетаниях.
    а) Учитель показывает картинку с изображением и задает вопрос: Что с ним
    сделано? Ответ должен быть однозначным.
    Например:
    Елка - срублена
    Картофель - выкопан
    Каша - съедена
    Лампа - зажжена
    Флаг - поднят
    Яблоко – сорвано
    б) Кто больше придумает ответов на вопрос «Как?» применительно к данным глаголам.
    Говорить-
    Идти-
    Читать-
    Глядеть-
    45. Овощи, фрукты, ягоды
    Цель - закрепить написание слов с большой буквы.
    Напишите в тетрадке названия овощей, фруктов, ягод, которые вы знаете.
    Как пишутся эти слова?
    Могут ли они быть записаны с большой буквы?
    46. Два предложения
    Цель – закрепить правописание слов с большой буквы.
    Составьте предложения со словами Морозов-морозов, Скворцов-скворцов и т.п. Запишите.
    47. Как превратить...
    Цель – закрепить употребление в словах Ь как показателя мягкости согласного.
    Превратите: мел в мелкое место.
    угол в топливо.
    шест в число.
    48. Как пишется?
    Цель – закрепить слитное и раздельное написание приставок и предлогов.
    Как правильно записать предложение, раскрыв скобки?
    Солнце спряталось (за) бор.
    КотофейИванычЗалезает на (за) бор-
    Прогуляться на ночь.
    Я. Козловский.
    49. Вопросы – загадки
    Цель – закрепить знания о том, что предлог служебная часть речи.
    Дайте ответ на хитрые вопросы:
    а) Из каких двух предлогов составить название домашнего животного? (к-от)
    б) Название какого дерева состоит из четырех предлогов? (с-о-с-на)
    в) Когда личное местоимение мы состоит из двух предлогов в косвенном падеже? (на-с)
    50. Не перенесёшь
    Цель - отработать правила переноса слов.
    Напишите 5 слов, в которых есть два слога, а перенести эти слова нельзя, (утюг,олень, семья, еда, шея-).Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. Такого рода ребусы, игры, головоломки на уроках русского языка способствуют обогащению словарного запаса, расширяют их кругозор.Они несут в себе огромный эмоциональный заряд, воспитывают такие качества, как инициатива, настойчивость, целеустремленность. Атмосфера в классе доброжелательная. Если не укладываются до звонка, сожалеют, что не успели. В играх, особенно коллективных, формируются нравственные качества. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, появляется чувство ответственности, коллективизма, воспитывается характер, воля, стремление к победе, открывается другое мировоззрение на предмет – он стал для него доступным, понятным, а главное- интерес и любовь к русскому языку.
    «Грамматические» раскраски