Что такое сфумато леонардо да винчи. Сфумато

Что такое сфумато леонардо да винчи. Сфумато

СФУМАТО

- (от итальянского sfumato - затушеванный, буквально - исчезнувший как дым), прием в живописи: смягчение очертаний предметов, фигур и светотеневой моделировки в целом, которое позволяет передатьокутывающий их воздух. Прием сфумато как важнейший элемент воздушной перспективы был теоретически обоснован и применен Леонардо да Винчи.

(Илл. Леонардо да Винчи. Мария с младенцем и со Святой Анной. Между 1500 и 1507 гг.)

Словарь терминов изобразительного искусства. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СФУМАТО в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СФУМАТО в Большом энциклопедическом словаре:
    (итал. sfumato букв. - исчезнувший как дым), в живописи смягчение очертаний предметов с помощью живописного воссоздания окружающей их световоздушной среды. …
  • СФУМАТО
    (итал. sfumato - затушёванный, буквально - исчезнувший как дым), приём в живописи: смягчение очертаний изображаемых предметов, фигур (и светотеневой моделировки …
  • СФУМАТО в Современном энциклопедическом словаре:
  • СФУМАТО в Энциклопедическом словарике:
    (итальянское sfumato, буквально - исчезнувший как дым), в живописи смягчение очертаний предметов, позволяющее передать окутывающий их воздух. Прием сфумато разработан …
  • СФУМАТО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СФУМ́АТО (итал. sfumato, букв.- исчезнувший как дым), в живописи смягчение очертаний предметов с помощью живописного воссоздания окружающей их световоздушной среды. …
  • СФУМАТО в словаре Синонимов русского языка:
    живопись, …
  • СФУМАТО в Полном орфографическом словаре русского языка:
    сфумато, нескл., …
  • СФУМАТО в Орфографическом словаре:
    сфум`ато, нескл., …
  • СФУМАТО в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (итал. sfumato, букв. - исчезнувший как дым), в живописи смягчение очертаний предметов с помощью живописного воссоздания окружающей их световоздушной среды. …
  • УЛЫБКА ДЖОКОНДЫ в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    "самая странная улыбка в мире", одна из наиболее известных и неразгаданных тайн в истории живописи, суть которой точно не сформулирована …
  • ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    да Винчи (Leonardo da Vinci) (15.4.1452, Винчи, близ Флоренции, - 2.5.1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция), итальянский живописец, скульптор, …
  • САРТО, АНДРЕА ДЕЛЬ в Словаре Кольера:
    (Sarto, Andrea del) (1486-1531), итальянский художник флорентийской школы, родился во Флоренции 16 июля 1486. Среди первых произведений художника - пять …
  • ПЬЕРО ДИ КОЗИМО в Словаре Кольера:
    (Piero di Cosimo; Piero di Lorenzo) (1462-1521), флорентийский живописец. Годы его творчества пришлись на период перехода от раннего к Высокому …
  • ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ в Словаре Кольера:
    (Leonardo da Vinci) (1452-1519), великий итальянский художник, изобретатель, инженер и анатом эпохи Возрождения. Леонардо родился в городке Винчи (или рядом …

Техника масляной живописи - одна из самых доступных. Ею может овладеть даже начинающий художник. Однако трудно переоценить роль этой техники в истории мирового искусства. Благодаря ей создавались шедевры, возникали новые направления в искусстве. Использование масляной краски способствовало настоящей революции в живописи.

Разнообразные приёмы и выразительные возможности масляной живописи в руках мастеров способствовали появлению самых удивительных и таинственных явлений в мировой культуре.

1. Сфумато - секрет живописи Леонардо да Винчи

Несколько столетий человечеству не дает покоя тайна портрета Моны Лизы кисти Леонардо да Винчи. Каких только гипотез того, кто изображен на нём не предлагали исследователи: от автопортрета самого да Винчи или портрета его матери - до изображения знаменитой авантюристки и любовницы флорентийского правителя Джулиано Медичи Пачифики Брандано. Гипотеза Вазари о том, что модель - Лиза Герардини, супруга флорентийца Франческо дель Джокондо почему-то не устраивает исследователей творчества Великого Леонардо.

Но не это главная тайна. Поражает тонкость и мастерство изображения. Знаменитый биограф художников эпохи итальянского Возрождения Джорджо Вазари писал, что если присмотреться, то кажется, что видишь биение пульса в углублении шеи. «Самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иной», - таково мнение Вазари. Может быть причина такого поразительного воздействия портрета на зрителя заключается в технике сфумато ,виртуозное использование которой возможно только в рамках масляной живописи.

Сфумато в переводе с итальянского языка означает «исчезающий как дым». Очень мелкие мазки кистью позволяют достичь тончайших переходов от света к тени, от одного цвета к другому. Но только совсем недавно французские реставраторы открыли то, насколько микроскопическими были эти мазки. Толщина слоя лессировок составляла один-два микрона. Реставраторы не могут объяснить, как Леонардо да Винчи смог совершить такое чудо. Художник сам изобретал добавки к лакам, краскам, маслам, он добивался чередования слоев красок, достигая великолепного эффекта различного преломления лучей света, падающих на картину. Так достигалось впечатление глубины, объема, особой живости и трепетания красок.

Одним из изобретений Леонардо да Винчи было совершенствование процесса изготовления масляной краски, благодаря добавлению в неё пчелиного воска.

2. Масляные краски изменили способ работы живописца

Масляные краски медленно сохнут. В отличие от работы с темперой и любыми клеевыми красками, художник может исправить картину, переписать слои. У него гораздо больше времени на раздумья, а значит, больше возможностей для творческого эксперимента, на воплощение своих идей на полотне. Кроме того, краски при этой технике не тускнеют, не меняются оттенки цветов, что способствует долговечности произведений искусства. Именно эти возможности сделали открытие масляных красок поистине революционным.

Искусство Гандхара

3. Новое - хорошо забытое старое

Так уж повелось у человечества, что некоторые изобретения были известны ещё много столетий назад. То же случилось и с масляной живописью. В европейском искусстве эта техника стала известна с XV века, благодаря усилиям фламандского художника Яна ван Эйка.

Но по разным данным, масляную живопись изобрели ещё пять тысяч лет назад. Более достоверная информация - эта техника была широко распространена на территории Западного Афганистана в VII веке нашей эры. Об этом свидетельствуют находки в Бамианской долине образцов искусства Гандхара, оставившего свой след в росписях комплекса буддийских монастырей.

4. Основа красок - масло

Связующим веществом в масляной живописи являются масла: ореховое, льняное, сафлоровое. Основные элементы этих красок - измельчённый пигмент, связующие масла и скипидар в качестве разбавителя. На создание пигментов идут как минеральные вещества, так и органические. Их изготовляли даже из полудрагоценных камней. В прошлом самым дорогим пигментом был синий ультрамарин. Для его создания использовали ляпис-лазурь, а это вещество когда-то было дороже золота.

Тициан, картина «Флора»

5. У каждого мастера живописи прошедших веков были свои секреты состава масляных красок

Почти каждый великий мастер живописи XVI–XVIII веков изобретал свои способы изготовления масляных красок. Например, Альбрехт Дюрер использовал ореховое масло в качестве связующего вещества, он пропускал его через просеянный уголь. А Тициан предпочитал маковое масло, которое осветлял на солнце и лавандовую эссенцию. Рубенс писал свои замечательные полотна лаком, который создавался на основе кокосовой копры, лавандовой эссенции и макового масла.

6. Масляная краска использовалась для окраски щитов

В средние века масляным краскам нашли неожиданное применение. Тогда для создания картин и фресок предпочитали темперу, а вот подобием масляных красок раскрашивали щиты. Считалось, что так они становились прочнее.

Художник Яна ван Эйк, картина «Богоматерь каноника ван дер Пале»

7. Трещины на поверхности картины заставила ван Эйка вновь изобрести масляные краски

Существует предание о том, что именно заставило художника искать другой состав красок. Как-то он создал прекрасное полотно, использовав темперу. Он покрыл свою картину маслом и оставил сушить её на солнце. Ян ван Эйк был неприятно поражен, что его полотно покрылось трещинами. Художник стал искать масло, которое можно было бы высушить в тени. Множество попыток окончились неудачей, но усилия ван Эйка в конце-концов увенчались успехом. Уже отчаявшийся художник смешал льняное масло и так называемый «белый лак из Брюгге», который мы сейчас называет скипидаром. В этот раствор он добавил пигменты, добившись нужной густоты. Выяснилось, что такая краска медленно сохнет, что позволяет внести поправки в уже готовую работу. А главное – готовая картина не покрывается трещинами и краски не тускнеют.

8. Изобретение тюбика для хранения масляных красок способствовало появлению нового направления в живописи

Один из основателей импрессионизма Пьер Ренуар говорил, что без изобретения красок в тюбиках не было бы и импрессионизма. Ведь художники сами делали масляные краски, они были привязаны к мастерским, студиям. Для импрессионистов было очень важно запечатлеть мгновение, изменчивость окружающего мира. Без красок в тюбиках работа на пленэре, на открытом воздухе была очень проблематична. В 1841 году американским художником Джоном Рендом был изобретен оловянный тюбик, который можно было сжимать и выдавливать из него необходимое количество красок. Тюбик был снабжен крышечкой. Все эти усовершенствования способствовали тому, что краска не высыхала и художник мог спокойно создавать свою картину на пленэре.

9. Как долго сохнут масляные краски

На ощупь масляные краски становятся сухими спустя две недели после окончания работы над картиной. Однако окончательно их можно считать сухими лишь по истечении шести месяцев, а то и года.

10. Как твердеют масляные краски

Затвердение этого вида красок происходит, благодаря окислению кислородом, а не испарению.

Французский исследователь и консультант Центра по изучению Леонардо да Винчи в Лос-Анжелесе Жан Франк на днях объявил о том, что смог повторить уникальную технику великого мастера , благодаря которой Джоконда кажется живой.

"С точки зрения техники исполнения, Мона Лиза всегда считалась чем-то необъяснимым. Теперь, думаю, у меня есть ответ на этот вопрос", - говорит Франк.

Справка: техника сфумато - изобретенная Леонардо да Винчи техника живописи. Заключается в том, что предметы на картинах должны не иметь четких границ. Все должно быть как в жизни: размыто, проникать одно в другое, дышать. Да Винчи практиковался в этой технике, разглядывая возникающие от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах выискивать образы.

По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов. Изображение Джоконды состоит приблизительно из 30 слоев жидкой, почти прозрачной масляной краски. Для такой ювелирной работы да Винчи, по-видимому, приходилось одновременно с кистью пользоваться и лупой.
По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера. Однако уже сейчас его исследования удостоились чести находиться рядом с полотнами великого Леонардо да Винчи. Музей Uffizi во Флоренции разместил рядом с шедеврами мастера 6 таблиц Франка, на которых поэтапно описано, как да Винчи писал глаз Моны Лизы, и две воссозданные им картины Леонардо.

Известно, что композиция «Моны Лизы» построена на «золотых треугольниках». Эти треугольники в свою очередь являются кусками правильного звездчатого пятиугольника. Но исследователи не видят в этом никаких тайных смыслов, они скорее склонны объяснять выразительность Джоконды техникой пространственной перспективы.

Этой техникой да Винчи воспользовался одним из первых, он сделал фон картины неясным, слегка затуманенным, тем самым увеличив акцент на очертаниях переднего плана.

Разгадки Джоконды

Уникальные приемы позволили да Винчи создать настолько живой портрет женщины, что люди, глядя на него, по-разному воспринимают ее чувства. Грустит она или улыбается? Ученым удалось разгадать эту загадку. Компьютерная программы Urbana-Champaign, созданная учеными из Нидерландов и США, позволила просчитать, что улыбка Моны Лизы на 83% счастливая, на 9% - испытывающая чувство отвращения, на 6% - полная страха и на 2% - злая. Программа проанализировала основные черты лица, изгиб губ и морщинки вокруг глаз, а затем оценила лицо по шести главным группам эмоций.

Техника сфумато выполняется почти прозрачной тонкой штриховкой и позволяет сделать переходы между линиями, цветами и тонами. Эффект размытости похож на исчезающий дым. Термин происходит от итальянского «sfumate» — «приглушить» или «дымка». В живописи технику Леонардо да Винчи относят к процессу наслоения тонких глазурей полупрозрачной краски таким образом, что не остается никаких видимых мазков при переходах тонов или четких линий, разделяющих светлые и темные области.

Сфумато применяется в стороне от координационного центра картины. Полутона сливаются в тень, цвет рассеивается в монохроматические темные оттенки, как на фотографическом изображении с плотным диапазоном фокусного расстояния. Техника включает использование ряда полупрозрачных слоев, чтобы получить поэтапный тональный спектр от темного к светлому.

Леонардо да Винчи

Великий мастер западной живописи эпохи Возрождения, Леонардо да Винчи был сторонником сфумато: то есть, живопись без линий или границ, в виде дыма или вне фокальной плоскости. Вместо жестких границ, картина опирается на мягкие края и тонко упорядоченные переходы областей различного цвета и тональных значений. При правильном применении, это усиливает иллюзию глубины, атмосферы, но не ставит под угрозу структурную целостность объектов в пределах картины.

Леонардо Давинчи » Мона Лиза»

Работы Леонардо да Винчи чаще всего ассоциируется с этим термином — например, лицо Джоконды, особенно, глаза. Художник был мастером техники сфумато, так как она способствовала реализму и таинственности. Волосы, свечение кожи «Моны Лизы» Леонардо да Винчи создавал тончайшими слоями полупрозрачного цвета, что позволяет передать внутреннее эфирное и магическое свечение женских лиц.

Особенности техники рисования акварелью

В изобразительном искусстве сфумато в масляной живописи похоже на завесу дыма между картиной и зрителем. Способ Леонардо да Винчи существует, чтобы:

  • приглушить яркие участки и осветлить темные;
  • произвести мягкий, незаметный переход между разными тонами, где оттенки сливаются и плавно переходят друг в друга;
  • создавать незаметные градации между тонами и цветами;
  • сделать картину реалистичной с минимальными контрастами между светом и тенью;
  • техника также используется для создания тонких атмосферных, дымных эффектов, мягких и реалистичных черт лица.

Сфумато менее известна в масляной живописи, чем глазурь, импасто или алла прима. Техника Леонардо да Винчи выполняется с помощью огромного количества тональных вариаций, слаживающих границы, и создает визуальную текстуру дыма. Контуры трудно различить, но можно догадываться об их расположении. В картинах нет резких линий, только призрачные тональные области, которые сцепляются и перетекают из одной в другую.

Живопись по сырому акварелью

Секреты техники


Не существует единого рецепта или инструкции получения тонкого изящного эффекта сфумато. На самом деле, несколько методов Леонардо да Винчи в масляной живописи используются для этой техники:

Тонкая глазурь

Применение тонких глазурей является одним из таких способов — подмалевок модифицируется, сглаживается и совершенствуется с каждым последующим слоем масляной краски. Глазурь используется прозрачная, с достаточным количеством льняного масла для добавления к телесному цвету. Работа выполняется натуральными мягкими соболиными кистями. Соответствующие смеси цветов краски для работы — для кожи или фоновой тени, создаются на палитре, а затем, гладкой, прозрачной глазурью применяется в определенной области картины. Каждый слой скрывает и сглаживает небольшие неровности и следы кисти, создает мягкий блеск.

Имприматура в живописи

Сухая кисть

Другой метод в сфумато – это использование сухой кисти. На заключительной стадии картины наносят небольшое количество масляной краски кончиком тонкой, но твердой кисти.

Ветошь и пальцы

Метод смазывания с использованием ветоши и пальцев.

Чистка

Сухая чистка аккуратно проводится на больших участках картины. Темные или бледные оттенки краски, слегка затененные в соответствующих областях, создают эффекты, как на рисунках мягким древесным углем. Контуры скрыты, а глубина тона усилена. С каждым слоем краски, цвет и текстура приобретают большее значение, чтобы сделать верхний гладкий мазок с минимальным количеством штрихов для эффекта сфумато. К концу сессии, сухую смесь краски наносили вокруг важнейших черт лица или объекта, а после высыхания подчищали. Очистка создает нерафинированное затенение. Затем поверх глазурей и очищенного участка наносится масляная краска, которая по тональности сливается с основной цветом выбранной области – это создает мягкие эффекты перехода.

История готического стиля в живописи

В пастели

В конце прошлого века концепция сфумато стала применяться в пастельной живописи. Работы начинают походить на почти абстрактный эскиз. С помощью изменения давление кисти во время рисования, можно избежать эффекта обычного раскрашивания и создать ощущение глубины и атмосферности. В работах рекомендуется использовать размытый или влажный подмалевок в крупных формах, изменяя тональность и глубину цвета.

Чем больше подмалевок смягчает края, тем лучше эффект сфумато. Даже при использовании дополнительных цветовых схем для последующего подкрашивания, подмалевок поддерживает мягкий переход между областями. При нанесении пастели можно применять тонкие стачные мазки для постепенного перехода между цветами и тональностями. Этот едва различимый визуально способ позволяет стирать границу между объектами, не изменяя характер работы и улучшить внешний вид, формы и перспективу.

Особенности гиперреализма как стиля в живописи

Сфумато — это тонкая градация тона, направленная на полное сглаживание острых краев и создание синергии между светом и тенью в картине. Тонкой штриховкой художник создает мягкие, незаметные переходы между цветами и оттенками. Леонардо да Винчи научил делать тонкую градацию, без линий или границ, от света к темным областям, и его последователи — Йохан Абелинг, Омар Галлиани, Стивен Макки, Тициан и другие продолжили использовать иллюзорные изображения атмосферных явлений и лиц в портретах.

← К списку статей

Существует два классических живописных стиля, ассоциирующихся со старыми мастерами: «сфумато» и «чиароскуро», и сходства между ними не больше, чем между куском сыра и угольком. Но мы все равно путаемся в этих двух соснах, часто не разбирая, какой художник использовал какую технику.

Сфумато и Леонардо

Сфумато использует тонкие переходы тонов с целью замаскировать четкие контуры и создать живое взаимодействие света и тени. Как объяснял один из крупнейших историков искусства Эрнст Гомбрих, «…это знаменитое изобретение Леонардо… благодаря размытым очертаниям и мягким тонам одна форма сливается с другой и всегда оставляет нам пространство для воображения».


Да Винчи пользовался этой техникой с большим мастерством: улыбка Моны Лизы своей загадочностью обязана именно этому методу. Неуловимая улыбка будто тает, а нам остается лишь додумывать детали.

Как же именно Леонардо добился этого эффекта? Для всей картины он подобрал определенный диапазон тонов, объединяющих все полотно: это синие, зеленые и земляные оттенки одинаковой насыщенности. Яркие блики нарушили бы приглушенный колорит картины, поэтому мастер от них вовсе отказался. Леонардо принадлежит цитата: «Если вы желаете создать портрет, пишите в пасмурную погоду или с наступлением вечера».

Впрочем, сфумато работает и на фоне, а не только лишь в центральной части картины: средние тона мягко уходят в темноту, цвет растворяется в монохромных тенях, словно на фотографии с четко настроенным фокусом.

Если ваш натурщик стесняется морщин, сфумато — ваш выбор!

Чиароскуро и Рембрандт

На картинах Караваджо, Корреджо, и, конечно, Рембрандта подход совершенно иной: никаких нежных тоновых градаций, граница между светом и тенью четкая и жесткая. Центр композиции освещен очень ярко, будто светом прожектора, а окружение темное и мрачное - жгучие коричневые тона переходят в непроглядный черный.

Это и есть чиароскуро, в буквальном переводе означающее «свет и тьма», техника, созданная для передачи эффектных драматических контрастов. Эффект достигается последовательным нанесением полупрозрачных коричневых тонов. К сожалению, коричневые краски, столь любимые мастерами Возрождения, зачасту. имели в своей основе смолы, и теперь многие полотна находятся в плачевном состоянии, так как смола все время просачивается сквозь холсты.


Достичь эффекта чиароскуро в наши дни вы можете с помощью последовательного нанесения умбры (или жженой умбры для более теплых оттенков). Помните, что если вы хотите нанести пятна света рядом с темными участками, вам следует сделать тон теплее, добавив в смесь красок красной краски - это уравновесит холодные тени.

Удачи в живописи!

Вольный перевод с английского.

Значение слова

Итальянское слово «сфумато» буквально обозначает «исчезающий как дым». Во времена Возрождения этот термин стали использовать живописцы, подразумевая под ним особое затушеванное изображение. Позже этот термин стал применяться для наименования особой техники передачи полутонов.

Технические особенности

Считается, что Леонардо да Винчи, которого считают родоначальником сфумато, обобщил и усовершенствовал существовавшие во времена итальянского Возрождения способы передачи полутонов. Техника заключается в нанесении тончайших, полупрозрачных слоев, которые не перекрывают друг друга, а лишь затемняют или высветляют фрагменты полотна. Тонкие глазури минимального цветового различия позволяют создать ощущение дымки, тумана. Сфумато в живописи Леонардо да Винчи было доведено до совершенства. Современные исследования показывают, что он мог наносить слои толщиной всего в 3-4 микрона. Приемы сфумато применяются для выделения композиционного центра. Размытые контуры позволяют более рельефно и эффектно подчеркнуть самый главный объект на полотне. Полутона постепенно переходят в плотную тень, не создавая видимых глазом границ переходов.


Классическое сфумато создается при помощи специальных полупрозрачных красок, глазурей. Для работы художники используют легкие кисти из соболя, которые позволяют делать практически невидимые мазки. Позже появилась техника «сухой кисти», когда по основному изобразительному полотну художник проходился легчайшими мазками с небольшим количеством сухой красящей смеси. А после полного высыхания изображения он еще подчищал излишки, чтобы оставить буквально микроскопический слой.

Отличительные признаки сфумато

Увидеть всю прелесть сфумато в живописи можно на полотнах Леонардо да Винчи. Фон на его полотнах лишен четкости, выраженных линий и мазков. Дымчатость и размытость заднего плана позволяет сконцентрировать внимание зрителя на главном объекте картины. При этом мягкий фон придает произведению атмосферности и глубины.

Существует заблуждение, что сфумато - это исключительно живописная техника. Это не так. Тот же Леонардо прекрасно использовал технику в карандашном рисунке. Добиваясь штриховкой и растушевкой тончайших переходов. Также этот прием эффектно работает в технике пастели. Изменяя степень нажима на пастельную кисть, художник достигает разной степени интенсивности цвета, а применение влажного мелка позволяет получить разную степень глубины изображения. Также в пастели для создания эффекта сфумато используется растушевка и подкрашивания. Это позволяет стереть границу между цветовыми и тональными переходами и получить желаемый эффект тумана и дымки.

Шедевры Леонардо

Есть всего несколько гениев, которые смогли придумать что-то исключительно новое в живописи, и один из них - Леонардо да Винчи. Прием в живописи сфумато, также как пространственная перспектива, - это важнейшая находка художника. Когда мы говорим о сфумато, то, естественно, вспоминается главный шедевр да Винчи - «Джоконда». Фон этой работы является образцом классической «дымчатой» живописи. Фигура Моны Лизы становится рельефнее и выразительнее именно благодаря размытому, неяркому и такому атмосферному заднему плану. Таинственность ее улыбки во многом проявляется именно благодаря прозрачности фона. Также техника сфумато в живописи представлена еще в нескольких работах мастера, в том числе это «Мадонна в скалах», «Мадонна с младенцем», «Иоанн-креститель», «Мадонна с гвоздикой».

Юнионэ

Свое развитие сфумато в живописи получило в технике юнионэ. Она характерна в первую очередь для Рафаэля. В сравнении с классическим сфумато в юнионэ применяются более яркие краски, а контуры фигур остаются более выраженными. Однако здесь также сохраняется основной принцип незаметности тональных переходов и прозрачности, что создает ощущение воздуха на полотне. Эта новая техника, вобравшая в себя лучшие черты сфумато, а также другие приемы итальянской живописи представлены в таких работах Рафаэля, как «Три грации» и несколько «Мадонн» флорентийского периода.

Канджианте

Появление сфумато в живописи привело к тому, что возникает несколько его вариаций. Так, Микеланджело создает свой вариант многослойно манеры письма - канджианте. Техника построена на передаче света и тени, но, в отличие от сфумато, где переходы были максимально сглажены, здесь применяется цветовой контраст. Задача приема та же - придание изображению глубины и перспективы. Ярким примером этой техники является работа Микеланджело «Мадонна Дони».

Кьяроскуро

Появление сфумато в живописи спровоцировало художников на поиски подобных возможностей в графике. Это привело к появлению многослойной техники кьяроскуро. Она заключается в последовательном оттиске изображения с нескольких досок, что позволяет передать игру света и тени и создать объемную композицию. Родоначальником этой техники был итальянский художник Уго да Карли. Самым известным мастером, который владел данной техникой, был французский график Жорж де Латур.

Последователи да Винчи

Со времен Леонардо сфумато в живописи, примеры которого можно найти в разных странах, стало классической техникой создания глубоких, атмосферных произведений. Многие художники применяли и применяют это прием. Самыми заметными последователями да Винчи считаются Тициан, Йохан Абелинг, Омар Галлиани.

1. Сфумато - секрет живописи Леонардо да Винчи

Несколько столетий человечеству не дает покоя тайна портрета Моны Лизы кисти Леонардо да Винчи. Каких только гипотез того, кто изображен на нём не предлагали исследователи: от автопортрета самого да Винчи или портрета его матери - до изображения знаменитой авантюристки и любовницы флорентийского правителя Джулиано Медичи Пачифики Брандано. Гипотеза Вазари о том, что модель - Лиза Герардини, супруга флорентийца Франческо дель Джокондо почему-то не устраивает исследователей творчества Великого Леонардо.

Но не это главная тайна. Поражает тонкость и мастерство изображения. Знаменитый биограф художников эпохи итальянского Возрождения Джорджо Вазари писал, что если присмотреться, то кажется, что видишь биение пульса в углублении шеи. «Самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иной», - таково мнение Вазари. Может быть причина такого поразительного воздействия портрета на зрителя заключается в технике сфумато ,виртуозное использование которой возможно только в рамках масляной живописи.


Сфумато в переводе с итальянского языка означает «исчезающий как дым». Очень мелкие мазки кистью позволяют достичь тончайших переходов от света к тени, от одного цвета к другому. Но только совсем недавно французские реставраторы открыли то, насколько микроскопическими были эти мазки. Толщина слоя лессировок составляла один-два микрона. Реставраторы не могут объяснить, как Леонардо да Винчи смог совершить такое чудо. Художник сам изобретал добавки к лакам, краскам, маслам, он добивался чередования слоев красок, достигая великолепного эффекта различного преломления лучей света, падающих на картину. Так достигалось впечатление глубины, объема, особой живости и трепетания красок.

Одним из изобретений Леонардо да Винчи было совершенствование процесса изготовления масляной краски, благодаря добавлению в неё пчелиного воска.

2. Масляные краски изменили способ работы живописца

Масляные краски медленно сохнут. В отличие от работы с темперой и любыми клеевыми красками, художник может исправить картину, переписать слои. У него гораздо больше времени на раздумья, а значит, больше возможностей для творческого эксперимента, на воплощение своих идей на полотне. Кроме того, краски при этой технике не тускнеют, не меняются оттенки цветов, что способствует долговечности произведений искусства. Именно эти возможности сделали открытие масляных красок поистине революционным.

Искусство Гандхара

3. Новое - хорошо забытое старое

Так уж повелось у человечества, что некоторые изобретения были известны ещё много столетий назад. То же случилось и с масляной живописью. В европейском искусстве эта техника стала известна с XV века, благодаря усилиям фламандского художника Яна ван Эйка.

Но по разным данным, масляную живопись изобрели ещё пять тысяч лет назад. Более достоверная информация - эта техника была широко распространена на территории Западного Афганистана в VII веке нашей эры. Об этом свидетельствуют находки в Бамианской долине образцов искусства Гандхара, оставившего свой след в росписях комплекса буддийских монастырей.

4. Основа красок - масло

Связующим веществом в масляной живописи являются масла: ореховое, льняное, сафлоровое. Основные элементы этих красок - измельчённый пигмент, связующие масла и скипидар в качестве разбавителя. На создание пигментов идут как минеральные вещества, так и органические. Их изготовляли даже из полудрагоценных камней. В прошлом самым дорогим пигментом был синий ультрамарин. Для его создания использовали ляпис-лазурь, а это вещество когда-то было дороже золота.

Тициан, картина «Флора»

5. У каждого мастера живописи прошедших веков были свои секреты состава масляных красок

Почти каждый великий мастер живописи XVI–XVIII веков изобретал свои способы изготовления масляных красок. Например, Альбрехт Дюрер использовал ореховое масло в качестве связующего вещества, он пропускал его через просеянный уголь. А Тициан предпочитал маковое масло, которое осветлял на солнце и лавандовую эссенцию. Рубенс писал свои замечательные полотна лаком, который создавался на основе кокосовой копры, лавандовой эссенции и макового масла.

6. Масляная краска использовалась для окраски щитов

В средние века масляным краскам нашли неожиданное применение. Тогда для создания картин и фресок предпочитали темперу, а вот подобием масляных красок раскрашивали щиты. Считалось, что так они становились прочнее.

Художник Яна ван Эйк, картина «Богоматерь каноника ван дер Пале»

7. Трещины на поверхности картины заставила ван Эйка вновь изобрести масляные краски

Существует предание о том, что именно заставило художника искать другой состав красок.


к-то он создал прекрасное полотно, использовав темперу. Он покрыл свою картину маслом и оставил сушить её на солнце. Ян ван Эйк был неприятно поражен, что его полотно покрылось трещинами. Художник стал искать масло, которое можно было бы высушить в тени. Множество попыток окончились неудачей, но усилия ван Эйка в конце-концов увенчались успехом. Уже отчаявшийся художник смешал льняное масло и так называемый «белый лак из Брюгге», который мы сейчас называет скипидаром. В этот раствор он добавил пигменты, добившись нужной густоты. Выяснилось, что такая краска медленно сохнет, что позволяет внести поправки в уже готовую работу. А главное – готовая картина не покрывается трещинами и краски не тускнеют.

8. Изобретение тюбика для хранения масляных красок способствовало появлению нового направления в живописи

Один из основателей импрессионизма Пьер Ренуар говорил, что без изобретения красок в тюбиках не было бы и импрессионизма. Ведь художники сами делали масляные краски, они были привязаны к мастерским, студиям. Для импрессионистов было очень важно запечатлеть мгновение, изменчивость окружающего мира. Без красок в тюбиках работа на пленэре, на открытом воздухе была очень проблематична. В 1841 году американским художником Джоном Рендом был изобретен оловянный тюбик, который можно было сжимать и выдавливать из него необходимое количество красок. Тюбик был снабжен крышечкой. Все эти усовершенствования способствовали тому, что краска не высыхала и художник мог спокойно создавать свою картину на пленэре.

9. Как долго сохнут масляные краски

На ощупь масляные краски становятся сухими спустя две недели после окончания работы над картиной. Однако окончательно их можно считать сухими лишь по истечении шести месяцев, а то и года.

10. Как твердеют масляные краски

Затвердение этого вида красок происходит, благодаря окислению кислородом, а не испарению.