Параметры стиля субкультуры. Характеристика отдельных субкультур

Параметры стиля субкультуры. Характеристика отдельных субкультур
Параметры стиля субкультуры. Характеристика отдельных субкультур

Современное урбанизированное общество, в основном мультикультурное, включает большое количество субкультур, определяемых в социологии (также в антропологии и культурологии) как группы и убеждения которых отличаются от интересов общей культуры.

Субкультуры - это совокупность культур групп несовершеннолетних людей, различных по стилям, интересам, поведению, демонстрирующих неприятие Самобытность каждой группы во многом зависит от социального класса, пола, интеллекта, общепринятых традиций морали, национальной принадлежности её членов, характеризуется предпочтением конкретного , стиля одежды и причесок, сборами в каких-то местах, употреблением жаргона, - то, что формирует символику и ценности. Но надо отметить, что сегодня каждая группа не характеризуется строгой идентичностью, она может изменяться, иначе говоря, лица свободно переходят из одной группы в другую, смешиваются различные элементы из разных субкультур, в отличие от классических отдельных категорий.

Молодежная субкультура может определяться как образ жизни и способ его выражения, разработанный в группах. Основной темой в её социологии является связь между социальным классом и повседневным опытом. Так, в работе французского социолога говорится о том, что главным фактором, влияющим на характер группы, является социальная среда - род занятий родителей и тот уровень образования, который они могут дать своим детям.

Существует немало исследований и теорий относительно развития этих культур, в их числе и концепция падения нравов. Некоторые историки утверждают, что примерно до 1955 года молодежная субкультура как таковая не существовала. До Второй мировой войны молодые люди, которых называли исключительно детьми до вступления их в совершеннолетний возраст, во всяком случае если говорить о западном обществе, имели очень мало свободы и никакого влияния.

Понятие «тинэйджер» имеет свои истоки в Америке. Одной из причин появления молодежных групп называют повышение культуры потребления. На протяжении 1950-х годов растущее количество молодых людей начало влиять на моду, музыку, телевидение, кино. Молодежная субкультура сформировалась окончательно в середине 1950-х в Великобритании, когда появились тедди-бои, отличавшиеся особым вниманием к своему внешнему виду (им на смену в 1960-х годах пришли моды) и рокеров (или тон ап бойз), отдававших свои предпочтения мотоциклам и рок-н-роллу. Многие компании приспосабливались к их вкусам, разрабатывая маркетинговые стратегии, создавая журналы, как например английский музыкальный журнал «New Musical Express» (сокращенно NME), в конечном итоге появился и телевизионный канал - MTV. Открывались модные магазины, дискотеки и другие заведения, ориентированные на богатых подростков. Реклама обещала новый, захватывающий воображение мир для молодых людей через потребление предлагаемых товаров и услуг.

Тем не менее, некоторые историки утверждают, что молодежная субкультура могла появиться и раньше, в период между мировыми войнами, приводя в пример флэппер-стиль. Это была «новая порода» девушек в 1920-х годах. Они носили короткие юбки, стригли коротко волосы, слушали модный джаз, чрезмерно красили лицо, курили и пили алкогольные напитки, водили автомобили, в целом демонстрировали пренебрежение к тому, что считалось нормами приемлемого поведения.

Сегодня не существует какой-то одной доминирующей группы. Молодежные субкультуры в современной России представляют собой в большей степени формы западных молодежных культур (например, эмо, готы, хип-хокеры), но характеризуются российской спецификой.

Итак, позвольте представить:

1. «Ванильки»
Новое поколение тургеневских барышень. Хрупкие девушки, мечтающие о любви, романтике, красоте за чашечкой кофе. Основная идея субкультуры - пропаганда женственности во всех ее смыслах. Считается, что это движение зародилось в знак протеста против вульгарности и не женственности современных девушек.

Существует две версии появления названия субкультуры: 1) название пошло от одноименного фильма «Ванильное небо»; 2) название объясняется большой любовью к платьям ванильно-бежевего цвета.

Главные атрибуты, по которым можно определить «Ванильную девушку»: фотоаппарат, футболки с надписью «I love NY», вязаные шапочки, угги, челка, спадающая на один глаз, стильные журналы, пирожные, сахарная вата, модные очки.

2. «Помятые»
Представители данной субкультуры ратуют за нездоровый образ жизни.

Они - за «сигареты, кофе, взъерошенные волосы, анорексичную худобу, бомж-стайл в одежде, шарфики, митенки, чулки и колготки, много разных колечек на пальцах, кокосовые коктейли, огромные солнечные очки, огроменные каблуки, конверсы, вьетнамки, ботильоны без каблука, угги или балетки, кожаные куртки и косухи, короткие стрижки и нереально-длинные причёски, черный, красный, синий, вишневый и другие яркие и вызывающие лаки на коротких ногтях, вызывающе-красную помаду, алкоголь, концерты, вечеринки, свободные отношения, рок-н-ролл, глэм-рок, панк, 60-е, 70-е начало 80-х».

Данное движение пришло к нам из Великобритании и заключается в копировании образа жизни известных звезд из шоу-бизнеса, таких как Кейт Мосс или Джим Моррисон.

3. Диггеры и сталкеры
Диггерство (от англ. digger - копатель) - когда-то жаргонное определение увлечения, суть которого состоит в исследовании искусственных подземных сооружений в познавательных либо развлекательных целях.

Людей, занимающихся диггерством, называют диггерами. Диггеры занимаются изучением подземных сооружений, построенных человеком с применением строительных материалов и технологий, например, дренажных систем, канализационных коллекторов, подземных рек. А также заброшенных подземных военных объектов. Очень часто диггерство сопряжено с разного рода опасностями, поэтому считается увлечением, в основном мужской части молодёжи, однако девушки тоже не редкие гости подземелий.

Сталкеры - это люди, которые стремятся посетить запретные или труднодоступные места. Они исследуют опасные территории. Пределом мечтаний для многих из них является Чернобыльская зона отчуждения.

4. Компьютерные гики
Появление данной субкультуры связано с развитием компьютерных технологий. Компьютерные гики ощущают вкус жизни преимущественно лишь в те моменты, когда в поле их зрения оказывается очередная технологическая новинка.

Среди них немало высококлассных IT-специалистов, которых причисляют к сообществу хакеров. Знатоки программного кода и особенностей работы Сети, которые умеют взламывать программы и выступают против цензуры в Интернете, в свою очередь могут входить в объединение анонимусов.

5. Стимпанк (паропанк)
Здесь приветствуется подражание аутентичной эпохе, как правило, викторианской. Непременные атрибуты стимпанка - карманные часы, защитные очки и шестеренки, которые можно использовать где угодно. А дальше уже воля фантазии - маски и плащи из кожи, цилиндры, плащи, жакеты и рубашки с металлическими пуговицами. Неслучайно стимпанковскую культуру называют «сделай сам».

Стимпанковская культура в каком-то роде прибежище для интеллектуалов, энтузиастов, тех, кто постоянно самосовершенствуется, людей с паяльником наперевес. Недостаточно просто одеваться как джентльмен 19 века, все-таки вторая часть этого слова - «панк», а это человек, не принимающий во внимание то, что им навязывает мир, и не вешающий ярлыки. Иными словами, представитель этой субкультуры - панк со знанием этикета.

Это романтики, искренне любящие науку, искусство, мечтатели, отвергающие современное загнивающее общество и его идеи, но также ироничные, немного помешанные, с имиджем «безумного профессора». Как и любая субкультура, они борются, бросают вызов остальным, и их главное отличие - тяга к знаниям. Стимпанкеры интересуются механикой, науками, сами создают фантастические приборы и разные конструкции. Возникает тесная связь человека и машины. Мир паровых двигателей завлекателен, если разобраться в нем, он уже не отпустит - так он интересен, и такой в нем простор для конструкторских идей.

6. Япония: Токийские рокабилли
Некоторые субкультуры порой переживают возрождение. Именно это и произошло с рокабилли, которые все еще существуют в далекой Японии. В Токио есть Парк Ёёги, где собираются и зависают все местные представители этого жанра.

Эти японцы одеты необычно - они носят байкерские курки, вертикально взлетевшие челки, высокие прически с валиком. Слушают же они, естественно, только рок-н-ролл. А сопровождают этих современных мятежников, которые все еще живут в 50-х, леди-гризеры. Они носят разноцветные платья и закатанные джинсы, как было модно полвека назад. Своим существованием представители этой субкультуры доказывают - рок-н-ролл жив!

7. Мексика: Гуачеро
Среди мексиканцев есть необычная мода - носить особые ботинки с длинными узкими носами. Такая обувь у многих ассоциируется с шутами и средневековьем. Но в городе Матеуала существует своя субкультура, гуачеро.

Её приверженцы носят ботинки с длинными узкими носками. А появилась субкультура благодаря популярной тут племенной музыке. Она является смесью доиспанских еще мотивов и африканских, с вкраплениями басами кумбии. Сперва люди приходили на танцы в обуви с обычными носками, но постепенно жители стали соревноваться друг с другом и пытаться превзойти друг друга хотя бы в длине носка. Для этого обувь делали все длиннее и длиннее, пока это окончательно не утратило здравого смысла. Говорят, что сейчас есть уникумы, которые носят туфли длиной чуть ли не в полтора метра.

8. Япония: Гяру
Гяру - субкультура молодых женщин, которые стремятся достичь некоего идеала красоты. Вот только этот образ, как и в большинстве других стран, навязывается девушкам извне, посредством средств массовой информации. Те, кто относится к этой субкультуре, идет на самые настоящие безумства, чтобы достичь своего идеала красоты.

Считается, что гяру должны придерживаться определенного стиля в моде, прическах и макияже. Но некоторые характеристики все также сохраняются неизменными - это весьма высокие каблуки, короткие юбки и большие глаза. Интересно, что в этой субкультуре есть свои собственные, более мелкие направления. Наиболее необычным течением в гяру является ямамба, подвид гангуро. Название этой мелкой субкультуры дословно переводится, как «черное лицо». Эти японки максимально втирают в свое лицо крем для загара, красят свои волосы в белый цвет, а затем накладывают вокруг глаз еще большие круги белых теней. Образ дополняют кричащие неоновые яркие одежды и наращенные волосы. Но в последнее время субкультура девиц со смуглой кожей становится все менее популярной. Гяру стараются обладать светлой кожей и делать свои глаза разноцветными с помощью контактных линз. Да и вообще все чаще эксплуатируется куда более женственный образ школьницы. В итоге, вне зависимости от той моды, которая присутствует в Японии, субкультура Гяру даже для этой необычной страны является странной.

9. Япония: Декотора
И снова о Японии. Увлекающие японцы вовсю эксплуатируют возможности своего транспорта. Но есть отдельная группа фанатов машин, которые с легкостью затмевают все подвиги других модификаторов.

Название Декотора переводится, как грузовики, украшенные освещением. Японцы превращают целые грузовики в произведения искусства. А используется для этого ослепительное неоновое освещение, которое создает особый эффект. Так появляются на свет прокачанные грузовики, которые выглядят подобно Трансформерам из Лас-Вегаса.

Вот только ездят они по скоростным хайвеям Японии. А поводом для появления субкультуры стал культовый сериал 1970-х «Trucker». Неизвестно, как хранились ростки явления, но оно быстро стало развиваться в последнее десятилетие.

10. Конго: Саперы
Сапёры являются не специалистами по взрывчатке, а местными щеголями. Некоторые даже считают, что эти мужчины одеты чуть ли не лучше всех в мире. А ведь Конго является одной из самых бедных стран на Земле, раздираемой к тому же войной и нищетой. Но именно тут на улицах можно встретить стильных мужчин в дизайнерских двубортных костюмах, которые носят отменную обувь, пользуются шелковыми платками и курят недешевые сигары.

Неужели в Конго так много нефтяных магнатов? На самом деле сапёры вовсе не богачи, это обычные люди, работающие учителями, водителями, почтальонами и продавцами. А такое фанатичное следование моде является для них своеобразной религией. И есть свои причины, почему самые обычные представители рабочего класса тратят все свои сбережения не на новое жилище или автомобиль, а на дорогую одежду. Такое поведение обусловлено самой историей. Упоминания о появлении тут модных мужчин датируется еще XVIII веком. Тогда рабов заставляли носить элегантную униформу, чтобы наслаждать взор своих хозяев. Работорговлю отменили, а свободные теперь африканцы решили создать свой собственный стиль в моде.

Согласно другим теория сапёры появляются в Конго только в мирное время, а ведь это весьма нестабильная по политическим признакам страна. Поэтому появление на улицах модно одетых мужчин говорит о том, что в стране дела идут в гору и тут царит в настоящее время стабильность и мир.

11. Хэлс-готы
Спорт завоёвывает мир. Он добрался и до готов. Хэлс-готика - это смесь гетто-готики и киберпанка: всё тот же победивший чёрный цвет, но с акцентом на футуристичного вида спортивные вещи и современные материалы вроде неопрена, плюс идея о здоровом образе жизни. В дело идут водонепроницаемые ткани и дышащие сетки. Высшая честь для хэлс-гота - заиметь бионический протез.

Хэлс-готику придумали музыканты американской R’n’B-группы Magic Fades, они признаются, что сначала это была шутка, но теперь все серьёзно. Мир хэлс-готики стерилен, его обитатели не делают лишних движений и не позволяют себе ничего лишнего, а их КПД близок к стопроцентному.

В заключение, хотелось бы сказать, что подборка таких вот чудесных субкультур появилась на основе информации из интернет-статей, поэтому, не стоит слишком серьезно относится к вышеперечисленным субкультурам. Но, тем не менее, вот такие вот реалии существуют в современном мире.

В статье использованы материалы: http://radygaa.blog.ru/ , http://www.subcult.ru/ , http://soccer-game1.blogspot.ru/ , http://www.molomo.ru/ , http://www.furfur.me/

Инструкция

Одна из самых старых, но до сих пор популярных субкультур - хиппи. Они проповедуют свободу во всех проявлениях (от внутренней свободы до свободной любви), пацифизм, стремятся к независимости, творческой реализации. Внешне выглядят ярко, носят джинсы, свободные майки, жилетки. И женщины, и мужчины носят длинные волосы, яркие фенечки на руках. Могут уходить из дома и путешествовать почти без средств к существованию, летом живут в палаточных городках.

Похожи на хиппи и близки им по философии растаманы или растафари. Современные растаманы, особенно в России, живут не по тем принципам, которые изначально пропагандировали растаманы. Они просто слушают музыку регги, любят Боба Марли, делают дреды, носят красно-желто-зеленую шапку и негативно относятся к подчиненной материальным ценностям западной культуре.

Популярной среди молодежи помладше является культура эмо. Образовано название культуры от слова "эмоциональный" и отражает эмоциональность приверженцев этого движения. Приверженцев субкультуры называют эмокидами. У них яркая внешность: длинная косая челка, сильно подведенные глаза, пирсинг, черно-розовая одежда, черный лак, множество браслетов и значков. Они стремятся к самовыражению, но часто воспринимаются как ранимые, депрессивные, плаксивые подростки. Также считается, что эти ребята склонны к суицидальному поведению.

Молодые люди, которые любят жизнь и при этом постоянно рискуют ей из-за получаемого удовольствия, называются экстремалами. Сюда можно отнести различные направления экстремальных видов спорта: роллеры, паркурщики или трейсеры, скейтбордисты и т.д. Даже граффитеров, которые рискуют быть пойманными, тоже можно отнести к этой группе. Стиль одежды у них обычно спортивный, свободный, может напоминать рэперский.

Философия близка одной довольно старой субкультуре - панкам. Их лозунг о том, что будущего нет, определил их позицию: исправить ничего нельзя, а поэтому на жизни можно поставить крест. Узнать в толпе панка не составит особого труда - ирокез на стриженой голове, рваная и грязная одежда. Часто собираются на тусовки с огромным количеством алкоголя, наркотиками и драками. Изначально движение родилось на основе любви к панк-музыке.

Довольно много общего с панками у готов. Сначала развивалась эта из-за пристрастия к готической музыке, но затем появилась и своя . Они воспринимают себя как противников безвкусицы, пестроты и массового сознания, а потому выбирают черный цвет в одежде, символику смерти как напоминание о жизни, походы с друзьями на кладбище. Внешне с ними часто путают сатанистов, которые опасны для общества, так как поддерживают насилие над людьми и жертвоприношения.

Опасной для общества считается еще одна субкультура - скинхэды. Уже по их названию можно понять, что особенностью является бритая голова. Проповедуют культ сильной личности, идеи национал-социализма и антисемитизма. Ненавидят приверженцев других "ярких" субкультур: эмо, хиппи, мажоров, а также людей не европейского типа, избивают их. Чаще всего во главе такой молодежной группировки стоит зрелый человек с профашистскими взглядами.

Еще одной похожей группой, но без идеологии как таковой являются . Обычно это ребята с окраин города, занимающиеся мелкими грабежами, кражами, хулиганством и т.д. Это неблагополучные представители , которые используют в речи жаргонные слова, лексику, подражают лицам, отбывавшим наказание в . Внешний вид обычно неопрятный: спортивный костюм, черная кожаная , кепка. По отношению к людям, ориентированным на западные жизненные принципы, настроены агрессивно.

– это уже третье мероприятие международного масштаба, организованное . В 2013 году состоялся трехдневный , а в 2015 – Международная Юбилейная Конференция «Молодежь и общество: в поисках новых солидарностей».



– Какие наиболее яркие молодежные субкультурные практики и сообщества можно выделить в современной России?

– Эта конференция тем и примечательна, что как раз делает акцент на новых типах городских сообществ и формирований, взаимодействий и коммуникаций молодёжи как в российских городах, так и в глобальном измерении. Сложно сказать, какие новые культурные молодежные типы появились в современной России. Мы отмечаем несколько ключевых тенденций, которые нам кажутся наиболее интересными в современном молодёжном пространстве. Во-первых, некоторое угасание субкультурных активностей в их «классическом» варианте. Дело не в том, что субкультуры исчезли. Скорее речь идёт о том, что какие-то ключевые и значимые, ядровые ценности, вокруг которых формировалась именно субкультурная солидарность, становятся более подвижными и «мягкими». И эти ценности могут восприниматься более широкими аудиториями, т.е. субкультуры теряют свою закрытость, которая была им присуща в классическом понимании. При этом, внутри самих субкультурных сцен происходит постоянное фрагментирование, выделение новых и новых подвидов, таких более точечных формирований, которые, сохраняя самую значимую ценность, в то же время развивают дополнительное особое качество, которое их отделяет, выделяет и делает узнаваемым среди других субкультур.

Что же означает угасание субкультурных активностей в их «классическом» варианте?

– На примере готической сцены мы видим, что они (субкультура готов) фактически исчезают. Этот вывод мы сделали, в том числе, опираясь на данные, собранные в ходе опроса студентов, которые признали готов как отдельную субкультуру только в Петербурге (опрос проводился в Санкт-Петербурге, Ульяновске, Казани, Махачкале). И то очень небольшой процент молодёжи знаком с тем, кто такие готы, и только единицы признались, что входят в эту субкультуру. Но сама идея продвижения культа темных сил или чего-то непонятного, таинственного, потустороннего смысла воспринялась самыми разными более мелкими группами, мелкими сообществами и эти идеи продолжают собирать «последователей», но в основном это уходит в музыкальную сцену.



– То есть субкультуры перестают быть такими уж закрытыми?

– На примере классических субкультур мы видим, что они формировались, опираясь на 4-5 ключевых идеи. Например, для хиппи такими идеями были унисекс, принципиальный отказ от насилия, пацифизм, антикапиталистические ценности, культ движения и путешествия, легкие наркотики, поиски другой реальности, отказ от обязательного следования принятой в обществе успешной карьеры, культ природы и всего естественного, в том числе близких отношений, отказ от милитаризма, войны и т.д. Если, например, говорить о «Стилягах» или «Teddy Boys» – это все-таки культ стиля и особой коммуникации, это молодежь, которая более высокого статуса за счет достаточно эпатажного, особого стиля, который приближает их (хотя бы символически) к более высокому классу. Если это скинхеды, то здесь преобладают идеи рабочего, мужского братства, жёсткой гетеросексуальной маскулинности, силы, агрессии, защиты локальных ценностей (своей территории), такая мужская солидарность. Если говорить о панках, то это символический вызов обществу потребления, культу глянца, пренебрежение деньгами и богатством. И они развивают экономику DIY, веганство, вегетарианство и так далее. Все эти и другие ключевые «точки», идеи они начинают восприниматься более широкими молодежными группами, модифицируются, преломляются через локальные особенности, реализуются в более многообразном субкультурном молодёжном пространстве, участии.



– Это все касалось первой тенденции, а какие еще вы выделяете?

– Вторая тенденция, которую хотелось бы отметить в молодёжном пространстве сегодня – это развитие спортивных практик, которые по другому определяют городской функционал, т.е. переформатируют город, с точки зрения удобства и применимости конкретного места или мест для занятия спорта. И здесь мы видим спорт «натуральный» и «коммерциализированный» – фитнес. Под первым мы понимаем такие виды спортивных практик, как паркур, трейсинг, воркаут, где молодые люди отказываются от любых коммерческих форм (платный фитнес, тренер и т.д.), а делают акцент на натуральном. Здесь мы также видим другие типы карьеры, не связанные с финансами или коммерческим успехом.

Третья популярная тенденция – акцент на ЗОЖ, который, кстати, пересекается с предыдущей тенденцией. И здесь стоит сказать о реальном ЗОЖе, где практики реализуются через аскетизм в потреблении, который может проявляться не только в отказе от алкоголя, курения, наркотиков, но и в просто определенной идеологии аскетичной еды (веганы, вегетарианцы и проч.), а также в виртуальном ЗОЖе, например, сообщества во Вконтакте, страницы определенных людей в Instagram, в которых появляются фотографии, советы по ведению здорового образа жизни и данные группы и страницы собирают сотни тысяч подписчиков.

Четвертым хотелось бы выделить активизм, который за последние пять лет стал также трендом в молодёжной среде. Молодые люди и девушки включаются в формально организованные структуры или движения, которые могут финансироваться, а могут и не финансироваться, например студенческие организации или организованные НКО. Но все чаще мы встречаем разнообразные инициативы, неформально созданные, отказывающиеся от коммерциализации, действующие исключительно самостоятельно. И здесь тоже проявляется тенденция на моду быть вовлеченным в какую-то гражданскую активность и участвовать в каком-то виде в управлении городом.

Все эти тренды характеризуют молодежь как очень гетерогенную социальную группу, и это многообразие помогает увидеть и понять новые типы включенности молодёжи в город.


– А как вы решаете эту задачу?

– Если говорить о депроблематизации на методологическом уровне, на уровне исследовательских практик и техник, то мы решаем эту задачу, используя разные методы. Мы не только пытаемся снять общую картину с помощью опросных техник, но и стремимся понять различные смыслы и интерпретации молодежи относительно тех или иных политических, культурных практик, обращаем внимание на особенности молодёжной риторики для того, чтобы избежать каких-то моральных, оценочных суждений, что может проявляться в формулировке вопросов или ведения интервью. Мы пытаемся максимально точно и полно воспроизвести молодежную повседневность, мы слушаем саму молодёжь и вступаем с ней в равную коммуникацию. В этом как раз и проявляется понимание молодежи как активного, рефлексирующего субъекта, а не как объекта политических манипуляций и управления.

Ну, и наконец, очень важна собственно риторика академического письма. Очень важный момент – как мы представляем результаты исследований: презентации, статьи, книги. Мы стремимся к максимально включенному и откровенному взгляду, чтобы не искажать своей собственной оценкой то, что мы услышали на интервью или увидели в ходе наблюдения. Таким образом, если нам удается все это многообразие показать и найти общие черты и тренды, то нам кажется, что методология реализована успешно.



– Представьте, пожалуйста, профессора Хилари Пилкингтон как исследователя. Почему вы сочли важным пригласить ее?

– Профессор Хилари Пилкингтон работает в Манчестерском университете, она социолог. Мы с ней работаем вместе более 20 лет и очень много совместных проектов, исследований реализовали вместе. В ходе совместной работы выработалась главная стратегия, концепция молодёжных исследований. Трудно сказать, чей вклад больше. Это скорее похоже на такой общий совместный проект, в ходе которого мы все учились друг у друга. Мы её считаем формально и неформально академическим руководителем школы молодёжных исследований. Кроме того, совместно с ней были написаны ключевые книги – «Глядя на Запад» и книга про скинхедов «Russia’s Skinheads: exploring and rethinking subcultural lives» , много совместных статей и общих академических мероприятий. Хилари очень честный и заслуженный, широко известный социолог со сложившейся репутацией в Британии и Европе. При этом она очень эффективный руководитель. Под ее руководством реализуется уже третий международный проект, в каждом из которых участвует более 15 европейских стран. Это глобальные и очень амбициозные проекты. Получение таких грантов и таких крупных проектов говорит о её репутации.

Первый такой проект MyPlace , был посвящен исторической памяти и отношению молодёжи к истории в странах, переживших войну и ситуацию тоталитарного режима, второй (HORIZONT 2020) – это проект о включенности молодежи в общество, новых формах молодежного участия и исключения. Третий проект мы как раз сейчас начинаем вместе, он посвящен радикализации молодёжного активизма, прежде всего связанного с религией. Она очень сильный исследователь. К слову, книгу, которую она написала «Loud and Proud: Passion and Politics in the English Defence League (New Ethnographies)» . Британская социологическая ассоциация недавно признала лучшей книгой 2016 года.

Она не только сильный социолог, но и хороший друг ЦМИ, поэтому для нас крайне важно и почетно, что она будет открывать эту конференцию.



– Какова цель конференции?

– Цель нашей конференции – посмотреть на многообразие молодежных культурных активностей как пространства обучения, взросления, экспериментирования, протеста, творчества, коммуникации.

Для этого мы предполагаем привлечь к участию в конференции ученых-эмпириков из разных дисциплин и стран для того, чтобы обсудить современные молодежные культурные контексты и новейшие подходы к исследованию молодежи.


– А как стать участником конференции?

– Для участия в конференции необходимо отправить абстракт размером не более 350 слов вместе с сопроводительным письмом, где должны быть указаны Ваше место работы и должность, электронный адреса и номер телефона для связи. Абстракты могут быть подготовлены на русском или английском языках и должны быть отправлены до 28 мая 2017 года на адрес [email protected]. Результаты отбора будут известны 11 июня 2017 года. Мы ждем заявок! 18 февраля 2010, 15:45

Хиппи, молодёжная субкультура, возникшая в США в 1960-х. Расцвет движения пришелся на конец 1960-х - начало 1970-х годов. Первоначально хиппи протестовали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм. Гранж, стилистическое направление в рок-музыке (вариант «new wave grunge metal») и молодежная субкультура, ставшее одним из наиболее заметных явлений альтернативного рока конца 1980-х - середины 1990-х гг. Родиной гранжа стал город Сиэтл (США, штат Вашингтон), наиболее яркими представителями - четыре сиэтлских коллектива: Pearl Jam, Alice in Chains, Nirvana и Soundgarden. Эти группы известны как «Сиэттлская четвёрка». Гранж относится к тяжелой музыке наряду с хеви-металлом и хард-роком. Эмо, субкультура эмо может быть классифицирована как последний новый стиль, хотя на вид очень похожа на гот и Glam Rock. Вдохновленные полосы с длинными именами, такими как " День, моя собака поехала в город", болезненные юноши во всем мире решили носить свои волосы зачесанными набок, шейные платки, черная подводка для глаз, и джинсы, плотно облегающие ноги.
Панк, молодёжная субкультура, возникшая в середине 70-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются критическое отношение к обществу и политике. С панк-роком тесно связано имя известного американского художника Энди Уорхола и продюссированной им группой Velvet Underground. Их солист Лу Рид считается отцом-основателем альтернативного рока, течения, которое тесно связано с панк-роком.
Chik, Этот стиль возрождается каждые несколько лет, причем последний из которых еще в полном разгаре, Джонни Депп и Джастин Тимберлейк – яркие представители, клетчатые брюки кроссовки и футболка заправленная в брюки. Рокеры, Рокеры появились в середине 60-х годов и достигли своего расцвета в конце 60-х – начале 70-х годов, как в Англии, так и на континенте. Рокеры – выходцы преимущественно из семей неквалифицированных рабочих, без образования и часто из неполных и «проблемных» семей. Одежды рокера – кожаная куртка, поношенные джинсы, грубые большие башмаки, длинные волосы зачесаны назад, иногда татуировки. Куртка, как правило, украшена значками и надписями. Основной элемент субкультуры рокеров – мотоцикл, также украшается надписями, символами и изображениями. Мотоцикл – символ свободы, власти и устрашения, основной источник получения сильных ощущений. При этом у рокеров высоко ценятся технические знания и навыки вождения. Gansta, Gangsta Rap начал своё развитие в конце 80-х годов. Это направление берет начало в hardcore rap. Стиль gangsta rap отличался жестким, шумным звуком. В лирическом отношении он был таким же резким, как и грубые небылицы рэпперов о городских непорядках. Иногда тексты отличались точным отображением реальности, а иногда это были просто наполненные преувеличениями комиксы. Это направление стало самым успешным в коммерческом отношении в истории развития hip-hop с конца 80-х до начала 90-х годов. В процессе своего становления gangsta rap стал причиной значительных разногласий, так как некоторые консервативно настроенные организации пытались запретить распространение альбомов этих музыкантов. Новые Романтические (Glam Rock), музыкальное движение, возникшее в Великобритании начала 80-х годов и (как часть новой волны) оказавшее заметное влияние на развитие английской поп-и рок-сцены. «Новая романтика» возникла как альтернатива аскетизму панк-культуры и не только не несла в себе социального протеста, но и (согласно Virgin Encyclopedia of 80’s Music) "воспевала гламур". Масленок, отросток культуры Британского Teddy Boy – можно охарактеризовать так: Узкие джинсы, плотная Т-майки и причесанные назад волосы. Музыкальные автоматы, коктейль бар и путешествия в автомобилях.
Dandy Flapper, Dandy Flapper у девочек преобладал. Красная помада, волосы прилипли к голове с лаком и блестками, платья были на повестке дня у девочек, у мужчин только твидовый костюм с котелком.