Мультфильмы кукольные по с образцову. Лучшие кукольные мультфильмы советской школы анимации

Мультфильмы кукольные по с образцову. Лучшие кукольные мультфильмы советской школы анимации
Мультфильмы кукольные по с образцову. Лучшие кукольные мультфильмы советской школы анимации

Именно Кукольная анимация заставляет верить и погрузиться не на часть, а полностью в тот мир, который ты видишь перед собой. Все просто, ведь то, что мы видим действительно существует, все эти персонажи и модели, они были созданы, а значит рождены на свет. Конечно, мультфильмов, созданных при помощи кукл очень много, но только несколько смогли войти в историю, как шедевры, в миры которых действительно хочется попасть.

Кошмар перед Рождеством

И начнем мы знакомство с кукольными проектами сразу же с самого популярного мультфильма. Кошмар перед рождеством в своем фирменном стиле режиссировал Тим Бертон. И благодаря его уникальному таланту, мультфильм наполнен невообразимым шармом. А благодаря тем самым куклам, которых дизайнеры делали не один десяток дней, мы верим в то, что происходит на экране. Бертон переносит нас в необычный город под названием Хэллоуин, и именно здесь развивается наша история. Все начинается после очередного окончания этого ужасного праздника, вурдалаки, вампиры, призраки и другие монстры получают заслуженную награду от их любимого мера – Двуликого. Но сам повелитель тыкв, Джек Скеллингтон, не очень то и рад тому, что происходит вокруг него. За добрые сотни лет пугания детей и взрослых, он заскучал и захотел чего-то нового, чего-то необычного, того, что вернет ему улыбку на его голову-тыкву. И блуждая по бескрайнему лесу, Джек неожиданно для себя попадает в город под названием Рождество. И увидев что там происходит, он просто влюбляется в этот праздник. После чего Джек загорается идеей устроить его сам. Он принимается шить костюмы, создавать игрушки и даже заменить самого Санта Клауса.

Вы можете сказать что же здесь такого удивительного? И ответом на этот вопрос будет сам мир, в котором происходит эта история. Посмотрите на ужасных чудишь Хэллоуина под другим углом. Ведь каждый из героев, сделанный в ручную, подарит вам то самое эстетическое наслаждение. Вы будете восхищаться не только героями и персонажами картины, а тем в каких декорациях это все происходит, и радовать глаз каждым движением очередной куклы. И каждую из эмоций Джека вы сможете прочувствовать как свою родную, ведь вы знаете что кукла только что ее отыграла специально для вас, и это не просто очередное движение мышки графического дизайнера. Кошмар перед рождеством – не просто мультфильм, это шедевр кукольной анимации, после которого даже воздух в вашем доме будет наполнен атмосферой города

www.youtube.com/watch?v=rjLvC3rqt6c

Коралина в Стране Кошмаров

Следующий проект режиссера Генри Селика не менее культовый. Генри смог сделать невероятное с помощью казалось бы обычных кукол. Эмоции лица, выражение гнева и даже потоки дождя и воды будут вас каждый раз восхищать, ведь все это сделано руками человека. Главный персонаж истории – Коралина, запомнится вам очень надолго, ведь она настолько естественна и жива, что вы даже не будете сомневаться в подлинности ее поступков и желаний. После просмотра Коралины в стране Кошмаров, вы не будете думать, что посмотрели очередной хороший мультфильм. У вас будут ощущения, что вы только что побывали в необычайном путешествии. Каждую минуту анимации вы будете верить в то, что происходит на экране. Ведь и настоящий мир Коралины, и параллельный, заставляют вас погрузиться в себя на полные 100%.

Каждый раз когда Коралина будет знакомиться с новым соседом, вы будете делать это тоже. Каждому зрителю точно так же интересно и страшно путешествовать через портал в тот мир, где новые мама и папа с глазами пуговицами. Стоит ли это того? Так ли он хорош? Вы будете задаваться такими вопросами, и внезапно заметите, что и Коралина тоже так думает. Испытайте свою судьбу, путешествуя вместе с ней, и узнайте, что все не так радужно, как кажется на первый взгляд. История Коралины не только интересная и увлекательная. Она заставит вас в прямом смысле прилипнуть к экрану и не отходить от него до самого конца. И даже когда пойдут титры, вы захотите еще, ведь все ее соседи, и сама Коралина стали для вас не просто персонажами мультипликации. Она теперь ваша подруга, ее соседи теперь ваши соседи, и когда придется закрыть вкладку с мультфильмом, у вас будет чувство, что вы прощаетесь с родным для вас человеком. Именно на это и способны анимированные куклы, и если вы хотите бурю эмоций и чувство приключения, посмотрите Коралину в стране Кошмаров.

Франкенвини

Еще один проект Тима Бертона, который сделан по технологии stop motion. И этот его проект стал не менее интересным. Все мы знаем всемирно известную историю о Викторе Франкенштейне. Бертон дает нам возможность под новым углом взглянуть на нее. Теперь в центре событий перед нами маленький мальчик Виктор Франкенштейн, который пока что ходит только в школу. Так сложилось, что его лучшим другом является его собака по имени Спарки. Во время несчастного случая он погибает под колесами автомобиля. Виктор не хочет мириться с этой утратой, и используя все свои знания он воскрешает свою собаку. Об его удачном эксперименте узнают и другие, и ситуация с воскрешением животных выходит из-под контроля.

С виду не очень то интересная история правда? Да и о Франкенштене столько было всяких проектов, что даже не интересно. Но именно кукольная анимация выделяет его из всех других. Теперь это не просто борьба ученого со смертью, а история мальчика, который из-за сильной любви смог не возможное. Именно здесь Бертон показывает нам чистые, не поддельные дружественные чувства. Мы не просто наблюдаем за рисовкой как мальчик спасает свою собаку. Куклы передают нам его рвение, его старания и трудности перед тем, как он сможет воскресить Спарки. И, конечно же, минута радости когда это получается. Ни одна анимация не способна показать вам это по-настоящему, кроме как кукольной. При просмотре я хотел, чтобы у Виктора это получилось, и очень переживал когда Спарки не принимали в образе воскрешенной собаки. Виктор, как и Коралина станет вашем другом, и вы будете вместе стараться вернуть ту дружбу, которую у него несправедливо отняли.

Труп невесты

Снова удивительный мультфильм кукольной анимации и снова Тим Бертон. В его новом проекте мы снова погрузимся в необычный мир, и теперь это мир мертвых. Действие сюжета происходит в европейской провинции, в разгар викторианской эпохи. Виктор и Виктория должны пожениться, и они с первого взгляда понимают, что созданы друг для друга. Но во время репетиции к свадьбе Виктор путает слова и сбегает со стыда в лес. Пройдя глубоко в лесную чащу, он все-таки смог выговорить свою клятву от начала и до конца, и даже пафосно надел кольцо своей невесты на какой-то сучек, похожий на палец. Но как оказалось, это и был палец мертвой невесты, которая от слов и действий Виктора ожила. Теперь они связаны клятвой, и Виктор попадает в мир мертвых, где все начинают готовиться к его свадьбе с Трупом Невесты, у которой есть своя собственная история.

Сказать что мультфильм наполнен своим удивительным шармом – это ничего не сказать. Тим Бертон снова превзошел себя и создал новых персонажей, которые точно так же, как и в Кошмаре врезаются в вашу память навсегда. Дизайн персонажей, а особенно тех, что проживают в мире мертвых, танцы скелетов, говорящий червяк с глазницы Невесты или отдельная голова бармена точно смогут удивить вас. Не пугайтесь, это только звучит плохо. На самом же деле все персонажи несут в себе что-то особенное. Вы сможете увидеть, что над каждым из них старались десятки рук, для того, чтобы вы увидели эту магию движения губ или ресниц куклы. Персонажи Бертона по-настоящему отыгрывают любовь, вы сможете буквально ее увидеть в кадре и наполнить ею свое собственное сердце. Труп невесты не просто очередная кукольная анимация, это история, которую лично каждому из нас рассказали эти маленькие кукольные персонажи. И кажется, что они специально ожили на эти полтора часа, чтобы суметь раскрыть нам свои тайны и истории, о которых многие годы молчали.

Вспоминая самые крутые обломы советского ребёнка, на первое место поставила Кукольные мультфильмы - когда долгожданный мультфильм (подчёркнутый в программе красной ручкой) на деле оказывался "деревянной куклой посреди искусственных, лишённых солнца, декораций". Не могу с ней не согласиться. Но неужели в те времена не было хороших кукольных мультфильмов?


Были! И не только хорошие, а даже разошедшиеся на цитаты.

В первую очередь, что вспоминается в этот плане - серия мультфильмов про домовёнка Кузю. "Я не жадный, я домовитый", "Нафаня! Сундук украли! Со сказками!", "Ой, беда-беда, огорчение", "С малых лет ел не досыта, спал без просы... Недосыпал, в общем, я", "Куда хочу - туда лечу! Куда хочу?! Куда лечу?!", ну и так далее

Далее хочется вспомнить серию мультов про крокодила Гену и Чебурашку. Собственно Чебурашка вообще стал чуть ли не символом советской мультипликации. Ну и любимые цитаты: "Кто людям помогает, лишь тратит время зря. Ха-ха! Хорошими делами прославиться нельзя!", "Мы строили, строили и наконец построили. Ура!", "Слушай, Гена, давай я вещи понесу, а ты возьми меня?", "Я им покажу, как Чебурашек обижать!"

Вы можете сказать, что успех этих мультфильмов дала хорошая литературная основа. Но вот у "Приключений Незнайки" и "Волшебника Изумрудного города" тоже была хорошая основа, а вот кукольные мультики "не пошли"

Третья серия кукольных мультов, которые нравились даже детям - цикл о забавных взаимоотношениях четырёх животных - Мартышки, Слонёнка, Попугая и Удава. "У меня есть мысль, и я её думаю!", "Давайте! Давайте спросим у меня!", "Я не хочу быть, извините, напримером", "Не будем называть кто, хотя это был слонёнок"

Ещё одна серия кукольных мультфильмов, не вызывавших отвращения в детстве - про лесовичка с именем Дядюшка Ау - "Ку-ку", "ку-ку"... Кукареку! Раскуковалась... Сам без тебя знаю, что на работу пора..."

Можно ещё вспомнить два мультфильма про Чертёнка № 13 - "Люби себя, чихай на всех! И в жизни ждёт тебя успех!"

Это что касалось мультсериалов. А были ещё неплохие одиночные кукольные мульты - "Волк и телёнок" ("Дитям чистота нужна!.. Ребёнки, они в грязи расти не могут", "Ну вот, то-то, а то "мама, мама"!"),

"Варежка" (тут без цитат - в мульте нет ни одного слова),

"Козленок, который считал до десяти" ("Ну вот... Теперь он и тебя сосчитал!..")

Что-то, возможно, я упустил, но по большому счёту, это, скорее, исключения из правила - кукольные мультфильмы мы в детстве не любили. Но эти примеры говорят о том, что дело не в том, что они кукольные, а в отношении создателей к этим самым куклам. Если задаться целью сделать хороший мульт - эти примеры говорят, что это было возможно. Но, такое ощущение, что в подавляющем большинстве мультипликаторы-кукольники сами игрались в куклы, для своего удовольствия, не очень задумываясь о конечном результате

Источники

Все ролики взяты с www.youtube.com

Куклы - старейшая анимационная техника, и хотя были периоды, когда популярность кукольных мультфильмов стремилась к нулю, полностью традиция никогда не прерывалась. Arzamas собрал не самые известные, но важные работы за последние полвека

«Лягушонок ищет папу»
Режиссер Роман Качанов, 1964

У одного маленького лягушонка не было папы, и он очень грустил. Так сильно, что отправился на его поиски. По этому незатейливому на первый взгляд филь­му учат драматургии студентов анимационных школ. Легендарный Роман Ка­чанов - один из создателей кукольной мультипликации в нашей стране. Это он сделал и «Варежку», и «Чебурашку» (художником на этих двух мультфиль­мах работал Леонид Шварцман).

«Мой зеленый крокодил»
Режиссер Вадим Курчевский, 1966

«Все крокодилы были как крокодилы, а этот крокодил был какой-то стран­ный…» Поэтическое кино о любви по сценарию Генриха Сапгира и Геннадия Цыферова, в котором мультипликатором работал Юрий Норштейн, а худож­ником - Алина Спешнева. Вадим Курчевский - режиссер анимационного кино, книжный иллюстратор, сценарист, художник-постановщик, телеведу­щий, учитель рисования и сценограф детских спектаклей.

«Клубок»
Режиссер Николай Серебряков, 1968

Очень грустная история о том, как важно вовремя остановиться, рассказана с помощью кукол и пряжи. Николай Серебряков - советский и российский режиссер мультипликационных фильмов; его самые известные работы - «Хочу быть отважным» и «Золоченые лбы».

«Козленок, который считал до десяти»
Режиссер Владимир Дегтярев, 1968

Однажды козленок научился считать. Но далеко не всем в лесу это понрави­лось. Владимир Дегтярев - легенда кукольной мультипликации. Эта экрани­зация сказки норвежского писателя Альфа Прёйсена - один из самых извест­ных его мультфильмов для детей.

«Муми-тролль и другие»
Режиссер Аида Зябликова, 1978

Первый из трех мультфильмов про муми-троллей. Режиссер Аида Зябликова - классик кукольной анимации. Именно она экранизировала сказку Татьяны Александровой «Домовенок Кузя». Композитор мультфильма - Алексей Рыб­ников, а стихи к песням написала Людмила Петрушевская. Озвучивали мульт­фильм Зиновий Гердт и Ольга Гобзева.

«Муми-тролль и комета», «Муми-тролль и комета. Путь домой»
Режиссер Нина Шорина, 1978

Режиссером второй и третьей серии про муми-троллей стала Нина Шорина, а художником - Людмила Танасенко (она также была художником известных фильмов «Падал прошлогодний снег», «Большой секрет для маленькой компа­нии», «Мальчик шел, сова летела») и т. д. Эти серии также озвучили Зиновий Гердт и Ольга Гобзева.

«Новогоднее приключение»
Режиссер Юлиан Калишер, 1980

Новогоднее кино о том, как папа-человек и папа-медведь забыли купить елки и пытаются это исправить. Особенно хороша советская фея, которая помогает героям. Юлиан Калишер ставил очень много музыкальных мультфильмов, например «Большой секрет для маленькой компании» или «Кто ж такие птич­ки». В «Новогоднем приключении» тоже есть забавная песня.

«Ежик плюс черепаха»
Режиссер Иван Уфимцев, 1981

Фильм одного из классиков кукольной анимации - Ивана Уфимцева, созда­теля «38 попугаев» и «Лошарика». Эта экранизация сказки Редьярда Киплинга «Откуда взялись броненосцы» начинается с песни «На далекой Амазонке» в ис­полнении Татьяны и Сергея Никитиных. Роли озвучивали Олег Табаков, Все­волод Ларионов, Надежда Румянцева и Татьяна Пельтцер.

«Чертенок № 13»
Режиссер Натан Лернер, 1982

В школе для чертей важный день: на уроке изучают вопрос «Кого должен лю­бить черт?». Конечно же, себя! Но главный герой не согласен. Остроумный и нежный мультфильм Натана Лернера, которому мы в том числе обязаны анимационными образами барона Мюнхгаузена и Мука-скорохода.

«Вреднюга»
Режиссер Юрий Трофимов, 1987

У Юрия Трофимова несколько мультфильмов, снятых по мотивам сказок ан­глийского писателя Дональда Биссета. В этой серии Дракоша и его друзья бо­рются с коварным Вреднюгой, который хочет украсть радугу. Сценарий Вадима Курчевского, текст от автора читает Алексей Баталов.

«Влюбчивая ворона»
Режиссер Мария Муат, 1988

Однажды ворона полюбила косого зайца. А потом лису, а потом волка, а по­том… Сердцу не прикажешь! Трогательный и абсурдный мультфильм о любви по сценарию Ирины Марголиной с запоминающимися персонажами в испол­нении Георгия Буркова, Романа Филиппова и Ларисы Удовиченко. Мария Муат - ученица Сергея Образцова, ведущий режиссер современной кукольной мультипликации.

Тем не менее, тайком возрождает жанр кукольного ужаса, в котором увлеченно работали, претворяя свои самые сокровенные фантазии, многие мастера экрана - от эротомана Валериана Боровчика до визионера Терри Гилльяма. Нам, контуженым советской кукольной анимацией, испугавшей до смерти не одно поколение граждан, эта тема особенно близка. Видно, есть в куклах что-то такое, что притягивает всяких странных типов и проклятых гениев. Чтобы изучить вопрос, мы собрали десять самых ярких примеров кукольных перверсий в мировом кино. Упаднический кукольный мультфильм вновь на коне.

Сторожевая собака (Stille Nacht V: Dog Door, реж. Братья Куай, 2001)

Убежденные декаденты братья Куай - близнецы-американцы, в конце 60-х перебравшиеся в Старый Свет и быстро ставшие непревзойденными классиками жанра «упаднический кукольный мультфильм». Эпигонам братьев нет числа, сами же они вдохновлялись творчеством Старевича, Кафки, Бруно Шульца, Стравинского, Боровчика, а позднее и Шванкмайера, которого Западная Европа открыла совсем не сразу. В массовой культуре братья прописалиcь благодаря Питеру Гэбриэлу, для которого они сняли клип на песню Sledgehammer. Собака, пускающая слюни под адские хрипы Тома Уэйтса - тоже клип, хотя никакое телевидение показать его так и не решилось. Чудовищная жуть.

«Шоу недоумков» /Meet the Feebles/ (1989) (реж. Питер Джексон, 1989)

Когда придет новое средневековье и начнут жечь классику, в первой двадцатке мучеников обязательно окажется джексоновское «Шоу недоумков», которое без всякого изъятия можно ставить в наш обзор практически полностью. Единственное, что успокаивает - рукописи не горят, и хотя бы бессмертная «Песня содомита» обязательно сохранится для потомков. Классика.

«Приключения Марка Твена» /Adventures of Mark Twain, The/ (1986) (реж. Уилл Винтон, 1986)

В 1986 году режиссер Уилл Винтон решил сделать воспитательный кукольный мультфильм по произведениям Марка Твена. Вышла вполне безобидная история - американский классик летает себе на комете по космосу в компании подростков, уча их уму-разуму. Все шло хорошо, пока Твен и дети не прилетели на планету, где живет Сатана. Продюсеры с Сатаной благоразумно решили не связываться - вырезали. Такой вот детский фильм.

«Секретные приключения Мальчика-с-Пальчик» /Secret Adventures of Tom Thumb, The/ (1993) (реж. Дэвид Бортуик, 1993)

В семье лондонских алкоголиков рождается недоразвитый эмбрион с лицом дегенерата - Мальчик-с-пальчик. После жестокой гибели родителей в огне лилипут уходит странствовать, попадает на фабрику генномодифицированных продуктов и поднимает восстание мутантов. Конец у сказки вышел грустный: десять лет режиссера Бортуика никуда не брали. В 2005-м за его подписью выходит милое «Волшебное приключение» /Magic Roundabout, The/ (2005) , и остается только догадываться, что было у Бортуика на уме, когда он снимал это доброе, но ничем не примечательное фэнтези для семейного просмотра.

«Счастье семьи Катакури» /Katakuri-ke no kofuku/ (2001) (реж. Такаши Миике, 2001)

Для полного счастья кукольной анимации не хватало одного талантливого человека - Такаши Миике. Перенесенные на японскую почву Шванкмайер, Боровчик и братья Куай под его прозорливым руководством породили монстра - начальную часть музыкальной комедии «Счастье семьи Катакури» /Katakuri-ke no kofuku/ (2001) про семейку убийц, которую атакуют зомби. Тут прописались ангел-людоед и смертоносный плюшевый мишка с железными когтями. Нажимать на «play» или не нажимать - решайте сами.