Как относится православная церковь к астрологии. Астрология и религия: общие истоки

Как относится православная церковь к астрологии. Астрология и религия: общие истоки

Единственным возможным ответом на этот вопрос может быть "да", но при этом необходимы некоторые уточнения. Каковы они, будет зависеть от того, что мы имеем в виду, когда говорим о христианстве и астрологии. Лишь в той степени, в которой наше понимание каждого из этих явлений разумно, мы сможем выявить различия между ними и найти истину, позволяющую эти противоречия примирить.

Безусловно, существует представление, которое отрицает возможность совместимости христианства с астрологией. Я убежден, что в этом случае имеет место плохая интерпретация либо христианства, либо астрологии, поскольку и в том, и в другом содержится истина, а истина не может противоречить самой себе. Тем не менее, каковы бы ни были метафизические объяснения, факт остается фактом: для многих умных, верных и честных людей примирение этих двух убеждений составляет источник глубокого личного страдания.

Ни одно человеческое существо в мире не способно адекватно воспроизвести другого человека. Поэтому единственно, чем я могу помочь, так это собственным опытом. Я укажу несколько причин, по которым я - католический священник, профессор философии и просто человек, изучающий астрологию, - не считаю эти три роли несовместимыми. Существует два вопроса, с которыми неизбежно сталкивается христианин в связи с астрологией. (Я опускаю проблему истинности астрологии, считая, что она доказана.) Эти два вопроса таковы: предполагают ли занятия астрологией приверженность другой религии, которая несовместима с христианским откровением в Вашем сердце; допускает ли трактовка астрологии, которой Вы придерживаетесь, свободу воли или она предполагает, что человеческая жизнь определяется звездным детерминизмом. Если хотя бы на один из этих вопросов Вы ответили "да", то это означает, что между астрологией и христианством для Вас существует неразрешимое противоречие. В противном случае ни в Священном Писании, ни в христианской традиции ничто не препятствует их мирному сосуществованию. Попробую это объяснить.

Астрология берет начало в дохристианские и даже в доиудейские времена. Она восходит к глубокой древности и связана с такими религиями, как магизм, который существовал за тысячелетия до Рождества Христова. Христианство никогда не считало древнейшие религиозные верования просто ложными. Напротив, Церковь неоднократно подчеркивала, что эти религии содержали элементы огромной ценности, хотя, естественно, всегда утверждала, что в них отсутствовала полнота, данная в Откровении Христа. В древнем Риме планеты Марс, Венера, Юпитер и т.д. сделались богами, объектами поклонения. Отцы Церкви осудили это как поклонение идолам, хотя и не отрицали воздействия планет на Землю и даже людей. Звезды, чем бы они в действительности ни являлись, не могут заменить Бога Отца, который сотворил их и все сущее в мире. Звезды суть творения, и, с точки зрения христианина, поклонение им - суеверие, ибо поклонение подобает лишь одному Богу. В этом вопросе Церковь никогда не шла и не могла пойти ни на какие компромиссы. Кстати, Отцы Церкви полностью следовали традиции ветхозаветных пророков, утверждавших, что Яхве един, Он превыше всех псевдобогов.

С представлением о трансцендентности Бога тесно связано и представление о трансцендентности человека, точнее, воплощенного в нем духа. Человек не есть лишь плоть, тело среди тел, подверженное естественным законам физической природы. Благодаря присутствию духа он выше всех предопределений и абсолютно свободен в том, чтобы следовать за Богом. Следовательно, любая астрологическая теория, которая отождествляет тело и дух таким образом, что оба становятся для нее зависимыми от движений небесных тел, несовместима с христианским учением о трансцендентной духовной природе человека. Вследствие грехопадения человек отпал от первозданной славы, оказался не столь духовным и, следовательно, свободным, но все же в принципе остался таковым. И если он не свободен сегодня, то должен стремиться к этому, и благодать Спасителя помогает ему стать тем, чем он должен быть. Богословы в целом признают, что люди следуют наклонностям, направляемым небесными и другими силами, но они, как и астролог Птолемей, неизменно подчеркивают, что мудрый человек управляет звездами.

Итак, главным для нас является различие между телом и духом. Человеческое тело является частью материальной природы и подвержено воздействию причинно-следственных сил, включая звезды и любые другие тела нашего мира. Если человек не развивается, то его духовная сила, хотя и реально существует, оказывается слаба, и не может самостоятельно подняться над потребностями тела. Поэтому натальная астрология достоверно характеризует нашу физическую внешность и даже характер , а также наследственность и окружение. Прогрессии и транзиты могут указать с большой вероятностью на то, что предпримет тот или иной человек в данных условиях, особенно если он духовно неразвитая личность . Но все эти указания не являются абсолютно достоверными. Человек в принципе свободен, но мы никогда не можем со всей определенностью утверждать, что в каждом конкретном случае он не окажется свободен фактически. Кстати, эти фундаментальные основы христианского вероучения, видимо, и легли в основу запретов на предсказания судьбы, существующих в гражданском праве Англии и США.

Каждый человек способен в разной мере реализовать свою потенциальную свободу воли. Одни люди склонны придавать ей первостепенное значение, другие сводят ее к минимуму. Однако для человека, который верит в то, что звезды не лишают человека свободы воли, астрология и христианство вполне совместимы. Мне всегда казалось, что знание того, какие воздействия человек будет испытывать, и есть самый верный путь увеличить свободу действий. Ведь тот, кто заранее предупрежден, заранее вооружен.

После изложения основных аргументов, позволяющих христианину примирить веру в Христа с астрологической практикой, я позволю себе обратиться к фрагментам работ признанных христианских авторитетов, в основном времен средневековья и Возрождения. Я делаю это по двум причинам. В то время христианская Церковь была более едина, чем сегодня. Поэтому мы можем не принимать во внимание различия между конфессиями. В тот период астрология пользовалась наибольшей популярностью в интеллектуальных кругах Европы. Поэтому для многих ученых того времени была важна проблема примирения их веры с астрологической практикой. Кроме того, оказывается, наши предки были более широко мыслящими людьми, чем мы сегодня.

Начну с Фомы Аквинского - наиболее известного и признанного из средневековых богословов. Несомненно, что он придерживался тех взглядов на астрологию, которые изложены мною выше. Например, в своей последней и наиболее известной работе "Сумма теологии" Фома Аквинский отвечает на два ключевых вопроса, относящихся к обсуждаемой проблеме. Первый вопрос таков: "Являются ли небесные тела причинами тех действий, которые происходят на Земле в земных телах?". Или более кратко: "Влияют ли звезды на движение земных тел?". Приведу суть его доводов, чтобы дать представление о ходе мысли, типичном для человека средневековья.

"В ответ должно быть сказано, что все многообразие исходит из единства, то, что неподвижно, имеет лишь одно положение, в то время как то, что подвижно, имеет много различных положений. Значит, надо принять, что в природе каждое движение происходит от того, что неподвижно. Следовательно, чем более неподвижными являются творения, тем более они служат причинами того, что более подвижно. Итак, небесные тела являются наиболее неподвижными (относительно) из всех физических тел, так как единственное движение, им присущее, ограничено их траекторией. Поэтому различные и многообразные движения земных тел могут быть сведены к движению небесных тел как их причине."

Второй вопрос гласит: "Служат ли небесные тела причиной человеческих поступков?" Ответ Фомы Аквинского подчеркивает фундаментальное различие между телом, движение которого обусловлено, и духом, который свободен. При этом он также добавляет: "Следует, однако, знать, что небесные тела могут воздействовать на человеческий разум и волю косвенным и случайным образом. Это происходит в той мере, в какой ум и воля данного человека подвержены воздействию низших сил, связанных с его телом." Фома Аквинский делает важное замечание: "Нужно сказать, что люди в основном следуют своим страстям, которые являются порывами их чувственных желаний, и находятся под влиянием небесных тел; лишь немногие истинно мудрые противостоят этим страстям. Поэтому астрологи могут в большинстве случаев правильно предсказать события, особенно для человечества в целом. Это гораздо сложнее сделать в предсказаниях относительно судьбы отдельного человека, ибо ничто не мешает ему противостоять страстям, проявляя свободу воли. Человек управляет звездами настолько, насколько он управляет своими страстями". ("Summa Theologiae", р. 542-543).

Позвольте обратиться и к другим авторитетам того времени, которые дают представления об общей точке зрения на астрологию христианского Запада в период с XII по XVII вв. Большая часть приводимых мною материалов почерпнута из исследования Линна Торндайка "История магии и экспериментальной науки". Эта книга - лучший англоязычный источник по истории астрологии того периода.

Учителем Фомы Аквинского был Альберт Великий, суждения которого об астрологии выдержаны в духе, традиционном для тех времен. Пожалуй, он даже более привержен астрологии, чем его ученик, и заходит столь далеко, что признает присутствие в астрологических образах неких оккультных сил. Так, Торндайк отмечает: "Поскольку небесные сферы и звезды являются инструментами и средой, посредством которых Первопричина творения управляет миром сотворенных созданий, то четыре стихии создаются вследствие небесных перемещений и растения, камни, минералы, животные, короче, все прочее, что существует внизу в мире, обусловлено движением этих тел наверху. Этот общий закон, гласящий, что мир природы и жизни на Земле управляется движениями звезд, снова и снова упоминается в работах Альберта, а его истинность подчеркивается и того чаще."

Существует также огромное число менее известных средневековых авторов, которые не считали несовместимыми астрологию и христианскую веру, но я приведу здесь лишь мнение Джона Данса Скотуса, умершего в начале XIV в. Скотус был главой францисканской школы богословия и пользовался не меньшим авторитетом, чем Фома Аквинский. Торндайк обобщает позитивные взгляды де Скотуса таким образом: "Более того, в трудах Данса Скотуса...мы встречаем концепцию, которая недвусмысленно признает ценность оккультных знаний... При этом астрология и алхимия прямо называются почтенными науками. Это отношение к астрологии и оккультным силам высказано в работах, подлинность которых не вызывает сомнений, а именно "Opus Oxonience" и "Reportata parisiensia". На вопрос, воздействует ли небо на дольний мир, Скотус отвечает утвердительно и почти одинаково в обеих работах... Более того, планеты воздействуют на смешанные тела, например, на испарения в воздухе, и на чистые и неодушевленные тела, такие как металлы, которые образуются в некоторых местах под воздействием небесных констелляций, имеющих отношение именно к этому, а не к иному месту на Земле, так как не Земля является активной силой, являющейся причиной этого многообразия". Скотус также пишет: "Я утверждаю, что они (звезды) воздействуют на одушевленные существа, изменяя качества смешанных тел таким образом, что они становятся послушны или несовместимы с душой, одухотворяющей данное тело. Таким образом, они действуют в сторону созидания или разрушения. Они могут также обострять или нарушать действие органов чувств, воздействуя на ум, и мы видим это в безумцах и лунатиках, чье воображение нарушено. Таким же образом и воля может быть поражена в известной мере. Звезды могут также изменять и чувство аппетита и вынуждать человека удовлетворять его вопреки указаниям разума, хотя воля человека при этом не может быть абсолютно подавлена и способна сопротивляться. Если бы не свобода воли, человеческой, ангельской, Божественной ли, то все происходило бы обусловленно и ничто не было бы случайным". Естественные для Скотуса законы природы и свобода воли суть единственные факторы, определяющие любое действие.

В работах авторов XII и XIII вв. астрология получает наивысшее распространение, будучи самой близкой к науке из всех магических дисциплин. Она претендует на изучение и открытие универсальных законов природы, посредством которых можно объяснить любое явление природы и оккультное влияние. И коль скоро эта концепция истинна, все прочие науки и магические дисциплины становятся как бы разделами одной высшей науки - астрономии, или астрологии.

Вот, пожалуй, и все, что я хотел сказать по поводу взаимоотношений между христианской верой и астрологией. Я не коснулся вопроса о свидетельствах астрологии в Священном Писании, и сделал это по двум причинам. Во-первых, данная тема слишком обширна и невозможно осветить ее в короткой статье. Во-вторых, я не являюсь специалистом в области современных исследований Писания. Сегодня вряд ли возможно представить убедительные доводы за и против по любому вопросу, подобрав несколько цитат из английского перевода Библии. Современная наука относится к этому достаточно осторожно. Процитированные средневековые авторы, разумеется, были знатоками Библии, но не испытывали трудностей, сочетая ее свидетельства с верой и астрологией.

Кроме того, может возникнуть вопрос, каково отношение современного образованного духовенства к астрологической теории и практике. Мой личный опыт в основном ограничен Римской католической церковью, но у меня есть основания считать, что он отражает мнение Запада в целом: очень немногие священники воспринимают астрологию всерьез.

В основном они придерживаются распространенного в современной академической среде мнения, что астрология - вышедший из моды средневековый миф. Среди них есть и те, кто отрицают астрологию не потому, что она оскорбляет их веру, но потому, что она входит в противоречие с тем, что они считают разумным мышлением. Я един с ними в вере и не согласен с их аргументацией, но это уже спор академический, а не богословский. Шесть лет я преподаю астрологию в колледже Св. Петра, и пока ни один человек не дерзнул предположить, что этим я гублю чьи-то души. Конечно, многие считают, что у меня "не все дома", но это совсем другая история. В этой связи нельзя не отметить с благодарностью приверженность колледжа принципу свободы, поскольку ни один человек не препятствовал мне преподавать "эту астрологическую чепуху" тем студентам (а их много), которые желают ее изучать. Мы действительно свободное сообщество ученых.

Мне кажется, что христианские астрологи должны заниматься именно разработкой доказательств истинности своей науки, которые придут из научных экспериментов и беспристрастных умозаключений. Что касается богословских проблем, то вопрос разрешается сам собой, ибо всякая истина имеет один источник и никогда не противоречит самой себе. Я хочу закончить статью высказыванием раннего христианского автора, приведенного позднее Фомой Аквинским: "Все, что есть истина, как бы оно ни было сказано, сказано Духом Святым".

Христианство возникло на бескрайних просторах великой Римской империи в обществе, в котором доминировал звездный фатализм и учение философов стоиков о полной природной предопределенности происходящих событий. Центральной темой противоречий между христианством и астрологией стала проблема свободы воли (с одной стороны - вера во всемогущего Бога и спасение человека, если он сознательно станет на праведный путь, а с другой - жесткий детерминизм той эпохи).

Краеугольным камнем в христианстве является учение о предопределении. Предопределение означает, что ещё до создания мира Богом был установлен (предопределен) порядок всех событий, которые будут происходить в будущем. Согласно этому порядку все происходит с закономерной божественной неизбежностью и неизменностью ("что предопределено, то исполнится." (Дан.11:36), "по предвечному определению" (Еф.3:11). Естественно возникает вопрос, а существует ли предопределение для отдельно взятого человека? Жизнь любого человека предначертана Богом: время и место рождения, пол, расовая принадлежность, внешние данные, умственные способности, темперамент и характер. Бог наделяет способностями, определяет образ мыслей, оказывает влияние на поступки, что в конечном результате составляет конкретную человеческую судьбу ("в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было" (Пс.138:16), "сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его" (Пр.16:9), "много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом" (Пр.19:21), "судьба человека - от Господа". (Пр.29:26).

Но одновременно с предопределением в христианском учении существует и попущение Божие. Попущение означает возможность для человека иметь собственные взгляды на жизнь, что неминуемо приводит к определенным последствиям для него. Бог попускает человеку совершить греховный поступок (что не делает Бога ответственным за грех) и попускает Диаволу искушать людей. Ему было также разрешено искушать Иисуса Христа. Естественно божественное попущение имеет свои пределы ("попускал Я всякого человека враждовать против другого" (Зах.8:10), "и попустил им учреждения недобрые и постановления, от которых они не могли быть живы" (Иез.20:25), "для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя?" (Ис.63:17).

Астрология - как наука о соответствиях между светилами и явлениями природы никогда не конфликтовала с христианством. Тезис о божественном происхождении всего сущего никогда не оспаривался астрологами. Важнейшей задачей астрологии является выявление соответствий между расположением светил, свойствами человеческой души и событиями, происходящими с человеком.

Причины непризнания христианством астрологии достаточно прозаичны. Первая причина политическая. Будущей мировой религии пришлось бороться за власть над умами с "языческими" богами Римской империи. По убеждению римлянина, людская жизнь во всех, даже в самых незначительных проявлениях подчинялась воли различных богов. Человек на каждом шагу зависел от какой-либо высшей силы. Наряду с такими богами, как Юпитер, Марс, Венера, могущество которых все более возрастало, имелось бесчисленное множество менее внушительных богов, духов, опекающих жизнь человека. Проблема состояла в том, что астральные божества Юпитер, Венера, Марс, по иронии судьбы являлись и божествами и планетами - основными объектами в астрологии.

Второй причиной преследования астрологии стало принятие христианами духовного писания иудаизма - Ветхого Завета. Правовые нормы иудаизма повелевали публично забивать камнями каждого, кто занимался гаданием, общением с духами, а также гадателей по звездам.

А что говорил сам Иисус о предсказаниях, предопределении, астрологии? Практически ничего. На эту тему он сказал только одну фразу: "Сын человеческий идет по предопределению" (Лк 22:22). Христианское учение в первую очередь делает акцент на душе человека, а не на судьбе его тела. Значимо не то, что случится с человеком, а то, поверит ли он в Бога. От правоверного христианина требуется во всем полагаться на Бога, а не на удачу или на судьбу. Все несчастья в жизни воспринимаются религиозным сознанием как кара за содеянные грехи. Покаяние решает проблему. Бог прощает человека и избавляет его от возмездия.

Одни церковные авторитеты признавали астрологию, совмещая ее с христианским мировоззрением, другие - яростно осуждали, видя в ней бесовские проявления. Несмотря на негативное отношение христианства, астрология сумела скоро приспособиться к новой религии и найти в ней астральные темы. Связь астрологии и христианства осмысливалась через сюжеты из Евангелия (двенадцать апостолов, Вифлеемская звезда).

Надо отдать должное отдельным христианским иерархам, которые уже в начале нашей эры признали астрологию, совмещая ее с христианским мировоззрением и стали на ее защиту. В частности, Филон Александрийский (ок. 25 до н. э.- ок. 50 н. э.) не признавал, что светила неумолимо правят жизнью людей. Тем не менее верил в возможность астрологических прогнозов. Пионер христианской веры в Сирии миссионер Бардесанес (154-222 н.э.) связывал человеческую душу с семью звёздами, определяя её происхождение от Всевышнего. Был противником философии фатализма и считал неправильным такое понимание астрологии, которое утверждает, что расположение звёзд полностью предопределяет человеческую судьбу. В трактате "Диалог о судьбе" высказывал суждение о том, что от планет идет некая сила, которая дана Богом. Она подчинена Его воле и ограничена, с одной стороны, данной Господом свободой воли, а с другой - иными природными силами.

Защитником астрологии выступал и Климент Римский (I в. н.э) - по происхождению римский язычник, друг и ученик апостола Петра. Климент вступил в управление Римской церковью с 12 года правления императора Домициана (с 92 г. н.э.) и управлял ею до 3 года правления императора Траяна (до 101 г.н.э.). Как проповедник двух ересей, христианства и астрологии, не одобрявшихся во времена императора Траяна в 101 г. н.э. по повелению императора был брошен в море с камнем на шее близ Херсонеса Таврического (ныне г. Севастополь в Крыму). Анализировал астрологию с теологической точки зрения. Считал, что звезды и планеты предопределены богом служить для указания прошлого, настоящего и будущего. Считывать эти указания могут лишь люди сведущие, например, праотец Авраам, великий знаток астрологии. Климент называл апостолов 12-ю месяцами Христа, который олицетворял божественный год. Был убежден, что грехи идут исключительно от свободы воли человека, ибо немыслимо, чтобы бог, отметив рождение человека соответствующим расположением планет, потом наказывал его за это. Единственный из астрологов, причисленный церковью к лику святых (память празднуется 25 ноября).

В Европе астрология достигает наивысшего расцвета в XIV - XVI ст. В ведущих европейских университетах астрология преподаётся как научная дисциплина. Несмотря на всесилие святой инквизиции, астрология не подвергается гонению. В 1290 году Парижский университет совместно с великим инквизитором Франции издал список запретных книг. В этом списке отсутствовали книги по астрологии. Установить запрет на астрологическую литературу было крайне затруднительно, так как авторами многих астрологических бестселлеров были сами церковные иерархи.

Римские папы, клявшие астрологию на Вселенских Соборах, негласно содержали своих персональных астрологов и следовали их прогнозам. Иннокентий III советовался с астрологом по вопросу своей болезни, Юлий II - о дне своей коронации, Лев X считал, что астрология предает блеск его двору, а Павел III не назначал ни одной консистории, не посовещавшись заранее со звездным предсказателем.

В европейской церковной и светской идеологии продолжительное время доминировало суждение Фомы Аквинского, чётко различавшего естественную астрологию и астрологию предсказаний, которую он считал недопустимой. То, как долго существовало это различие, подтверждает современная христианская литература. В "Лексиконе теологии и церкви" (Pilz S.J. Lexicon fur Teologie und Kirche, 1957) даны следующие определения астрологии:

1. Наиболее известная в настоящее время форма астрологии, базирующаяся на "естественной" астрологии, ложно утверждает, что, исходя из расположения звезд, можно точно предсказать будущие события, относящиеся к личной сфере человека (юдициарная астрология). Предпосылкой такой астрологии является фатализм и детерминизм. Такая астрология является ни чем иным, как корыстолюбивым использованием незнания и суеверий. Эта астрология является суеверием и несовместима с добродетельным почитанием Бога.

2. Там, где астрология (естественная астрология) только делает вид, что познает действительное влияние звёзд на людей и видит сущность человека, выраженную символически в звёздах, не желая высказать уверенное суждение о будущих действиях человека, там астрология не попадает непосредственно под определение атеистической астрологии.

Существенно более дифференцированную оценку дал в своей книге "Астрология - христианство" (1980) патер Герхард Восс (Voss). Он, очевидно, близок к астрологической школе, вобравшей в себя элементы символизма и структурализма и одновременно космическое понимание христианства. Вот его некоторые основные тезисы:

Гороскоп имеет свою ценность. Он может помочь своему владельцу лучше понять самого себя и в этих рамках преодолеть трудности, что считается возможным в определенных пределах. Толкование гороскопа происходит на основе законов ассоциативной логики. Звёзды склоняют, но не принуждают. Нельзя исключить того, что по гороскопу можно прочитать об определенных событиях в жизни человека, однако жесткого предопределения здесь нет. Основа и границы христианской астрологии даны в космической христологии Нового Завета.

Тема гармонии или конфликта между астрологией и христианством вечна. Каждый человек сам решает, во что ему верить, как думать и как поступать. Официальная позиция Русской Православной Церкви содержится в постановлении Архиерейского Собора от 2 декабря 1994 г. "О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме". В нем отмечается, что все вышеперечисленные секты и "новые религиозные движения", в том числе и астрология, с христианством несовместимы.

Было….было в моей жизни время, когда я занималась астрологией. Вряд ли меня, конечно, можно назвать профессионалом в этой области, но какое-то время я проявляла неподдельный интерес к занятиям астрологией и обучалась сама по книжке Колесникова А.Г. “Астрология с помощью компьютера и без него”.

В последствии же, когда я стала воцерковляться, я полностью отказалась от астрологии. Трудно часто сказать, почему мы принимаем то или иное решение в жизни, как и почему меняются наши интересы. Но сейчас я бы хотела попробовать обьяснить, что же со мною произошло, как возникло во мне решение оставить то, что меня так интересовало.

Прежде чем говорить что-то, хотелось бы определить, чем вообще занимается астрология. Мнения здесь, естественно, могут различаться. Кто-то считает основной областью астрологии прогнозы на будущее, кто-то – определение характера человека и его будущей судьбы, кто-то – поиск корреляции между днём рождения человека и его характером, судьбой, внешним видом, и.т.д., сводя, таким образом, астрологию к некоей области статистики. Однако хотелось бы оттолкнуться от чего-то единого, цельного и определённого.

Вот как говорится о предмете астрологии в самоучителе А.Г. Колесникова: Вся астрология может быть разделена на три большие ветви: натальную, мунданную и юдициальную.

Натальная астрология изучает жизнь на уровне отдельно взятого человека, а основным её инструментом является натальная карта, или гороскоп рождения человека…

Мунданная астрология изучает жизнь больших сообществ людей и мира в целом. Здесь не всегда можно определить момент рождения изучаемой сущности – скажем, города или государства – поэтому используются особые виды астрологических карт…

Юдициальная астрология в нашем веке оказалась почти совсем забытой, и лишь относительно недавно была возрождена…..Эта ветвь носит загадочный характер, она дальше всего находится от науки и ближе – к древней магии. Наиболее известные направления здесь – хорарная астрология, в которой астрологическая карта строится на момент задания вопроса, и элективная астрология, которая учит выбирать наилучший момент для различных человеческих инициатив.

И всё-таки, основным и самым распространённым направлением астрологии я бы назвала составление натальных карт. Поэтому далее я буду говорить именно про данное направление, или натальную астрологию.

Процесс составления натальной карты я бы разделила на 2 этапа:
1) астрономические вычисления положения планет на момент рождения человека;
2) толкование этого расположения, определение характера человека по карте и, возможно, его будущей судьбы.

Если с первым этапом всё ясно (с научной точки зрения) – это просто астрономические вычисления позволяющие понять, каково было расположение планет относительно Земли на момент рождения человека, то со вторым этапом мы вступаем на болотистую почву неопределенного. Тут я подразумеваю неопределённое в строго материальном смысле. Безусловно, написано много литературы о толковании карт. Но, всё же, в любом случае придётся признать, что толкование каждой отдельной карты – это своего рода открытие. Потому что каждый человек уникален.

Хотелось бы сказать, что никаким образом первый этап (вычисления) не может “перейти” во второй этап (толкование). Потому что сама природа этих этапов различна. Тут граница настолько жёсткая, что говорить о каких-то тонких переходах просто не имеет никакого смысла.

Таким образом, очевидно, что первый этап со вторым связывается исключительно ТОЛКОВАТЕЛЕМ. Поэтому результаты толкования натальных карт зависят от астролога, и у разных астрологов результаты могут быть различны. Но как же это так? Неужели надо предположить, что у человека несколько судеб? Если даже судьбу человека и можно прочитать по расположению планет в момент его рождения, то какое же толкование признать истинным? Самое интересное, что сколько бы люди не полемизировали по данному поводу, они не смогут ответить на этот вопрос. А вопрос, возможно, следует задать по другому: “Почему мы вообще решили, что существует какая-либо связь между судьбой человека и расположением планет?” К этому нет указаний в Священном Писании и Предании.

Более того, многие святые жёстко критиковали астрологию и отрицали существование такой связи. Да, конечно, астрология возникла в древности, но, думается, возникла только как гипотеза и не более того. То есть, если говорить прямо, мы верим в то, что наша судьба изложена в расположении планет только потому, что кому-то, когда-то, в древности это показалось возможным. И этот человек предположил это сам от себя, это не было Божественным откровением. Господи, да кто ж из нас никогда не ошибался? А что, если тот человек тоже ошибся?

Православная Церковь считает главнейшей задачей спасение людей. Для этого Церковь и была создана, и Христос пришёл на Землю для нашего спасения. Так неужели бы Бог скрыл от людей то, что их судьба и их характер изложены в расположении планет, если бы это было нужно для их спасения? Конечно же, нет. Всё, что нам нужно изложено в Священном Писании и Предании, и не нужны нам никакие планеты.

Кроме того, вся Вселенная создана Богом. И планеты суть творения Божии, как и человек. Однако Бог может по Своей Святой воле изменить судьбу человека, а также его характер, всего человека оживотворить и оживить, испытать или наказать, или помиловать и простить. Или мы считаем, что Бог посоветуется сначала с натальной картой, прежде, чем сотворить по воле Своей? Очевидно, что творение не может влиять на Творца, а вот праведник, по смиренной молитве, может преклонить Божию милость к себе. Потому что, как сказано, “творит Господь волю боящихся его.” Да, человек меняется. А под действием Благодати человек меняется настолько быстро, насколько больше его желание очистить своё сердце и насколько сильнее его стремление к Богу. Одни люди меняются постепенно, другие быстрее, а некоторые сразу становятся на истинный путь, обращённые в одночасье по особому смотрению Божию. Или это всё изложено в планетной карте, включая желания человека в будущем?

Я составила около десятка натальных карт, пыталась их толковать, как-то предсказать судьбу человека, рассказать о его характере. И вот однажды, я увидела в натальной карте одной девочки то, что, по всем признакам должна была толковать как негативные явления в её судьбе. И мне надо было рассказать об этом её родителям. А эти люди очень верили в астрологию. И тогда меня просто кольнуло в сердце, потому, что я ведь не знаю, насколько достоверно моё толкование. Это может быть, а может и не быть. Откуда я знаю? Разве это по-христиански, нагадать человеку сломанную жизнь, а потом оправдываться: “Ну, понимаете, я, конечно, точно не знаю, но всё говорит о том, что девочке по судьбе положен развод….”? А если ты точно не знаешь, так что говоришь тогда? Люди же будут переживать, более того, запрограммируют себя, начнут бояться чего-то неведомого и ждать неопределённого. А потом утонут в пучине собственной мнительности. Вот и весь результат. Меня это всё очень огорчило, честно говоря. Да и не только в негативной информации дело. Вот представим себе, что вы нагадали человеку прекрасную судьбу, а он был очень доверчивым. Он и поймёт, что делать уже ничего не надо, всё определено, перестанет стараться и испортит себе всю жизнь. В любом случае, слишком много вреда от этих всех предсказаний, мне так кажется.

Мы подошли к тому этапу, когда необходимо рассмотреть вопрос о целях астрологии. Каждый человек делает определённое действие с какой-то целью, сознательной или неосознанной. Некоторые, возможно, пишут прогнозы, чтобы их считали прозорливыми и чтобы прославиться; некоторых увлекает сам процесс; некоторые хотят помочь человеку познать себя….вобщем, сколько людей – столько целей. И мне кажется, что именно в целях ключевое отличие православного верующего от астролога. Я не буду рассматривать такое понятие как “православный астролог”, по причине отсутствия смысла такового.

А каковы же цели христианской жизни? Серафим Саровский сказал: “Цель христианской жизни – стяжание Духа Святаго”. Для православного человека основная цель жизни заключена именно в этом. Верующий человек не хочет узнать свою судьбу, он уповает на промысл Божий. Единственное, что его волнует – это, чтобы во всех обстоятельствах жизни, что бы ему Бог ни послал по Своей святой воле, сохранять верность Его заповедям. Как бы тяжело подчас не приходилось. Поэтому, познание себя православного человека занимает только постольку, поскольку оно помогает очистить своё сердце от страстей и сохранять себя в чистоте изнутри. Тут, конечно, необходимо упование на Бога и молитва. То есть мы видим, что цель у всех православных христиан одна и таже. Их не много, ЦЕЛЕЙ! Она одна единственная. Потому что множество целей рождается от желания человека поступать по своей воле, а православие призывает полностью отказаться от своеволия. Во всяком случае, молиться и стремиться к этому.

Кто-нибудь, возможно, скажет: “А что если попробовать понять волю Бога и Его промысл относительно человека с помощью астрологии? Я, например, хочу исполнять волю Божию, но попытаюсь глубже её понять с помощью астрологии. Я не делаю её целью, но методом.” А почему недостаточно для этого опыта Церкви, Священного Писания и Предания? Без самого Бога невозможно понять Его волю. А выход из этой ситуации только один – молиться и просить. Если мы избираем этот путь, то это говорит о нашей надежде на Бога и доверии Ему. Если же мы пытаемся найти себе какие-то знамения и, решив “ребус планет”, приблизиться к Богу, о каком доверии может идти речь? Только о доверии себе. Зачем пытаться постичь разум Бога? Чтобы проверить Его? Зачем подменять Творца творениями? И опять-таки, само это желание говорит о стремлении развить какое-то своё видение. В чём же опасность желания развить его? С моей точки зрения оно заключается в следующем. Человек, пытаясь понять промысл Божий, и даже, допустим, молясь об этом, очень незаметно для себя переключается от Бога на свою личность. И постепенно начинает думать, что Бог даровал только ему особенное какое-то видение, а у других его нет. И Бог оставляет его за превозношение. Верующий же в БОГА человек, как я думаю, только молится: “Да будет, Господи, воля Твоя!” и принимает всё, что приходит, как изьявление воли Божией. И что самое главное, у всех других всё абсолютно также. Человек не чувствует себя уникумом. Здесь людей отличает только волеизьявление, жить или не жить по заповедям. А вот его то даже Бог не ограничивает. Это свобода, которая дана Богом.

Я думаю, что есть человек и есть вера, которая связывает человека с Богом. И это правильная связка, если так можно сказать. Не надо планет никаких. А ещё есть молитва. Которая, достигнув совершенства, делает человека с Богом как бы одним целым. Потому что Иисус Христос, Бог наш – Бог Слово. В вечернем правиле есть замечательные слова, во второй молитве:
Вседержителю, Слово Отчее, Сам совершен сый, Иисусе Христе, многаго ради милосердия Твоего, никогда же отлучайся мене, раба Твоего, но всегда во мне почивай…

То есть, православный человек каждый день просит Самого Господа быть всё время с ним и, более того, почивать в нём. Бог настолько возвышает человека, что, милосердием своим, соединяется с ним. Соединяется через Слово, через молитву и через таинство Евхаристии. Так почему же мы ищем истину в планетах? Почему мы не стремимся к чистоте молитвы, когда рядом с нами такие дары? Потому что мы не верим Богу, а только себе. Себе и своему пониманию.

Можно много говорить, доказывать, обьяснять. Однако Бог – не алгебра, а вера – не теорема. Вера – это дар Бога. Он даёт нам по милости Своей. А в свете великого дара веры вся астрология просто мелка и неважна. Астрология не нужна, она лишняя, это – сорняк в душе, который не помогает, а только мешает, умаляя нашу веру и надежду на Бога. А весь приём лукавого состоит в отвлечении внимания от истинного пути.

В заключении хочу сказать, что путь веры труден. Об этом очень много написано и об этом не понаслышке знают все, кто идёт этим путем. Но и награда очень велика. Награда – это Царствие Небесное еще здесь, на земле, потому что Царствие Небесное внутрь вас есть . (Лк. 17, 21).

В современном мире астрология и религия считаются областями, совершенно не связанными между собой. Более того, астрология и церковь сегодня воспринимается среднестатистическим человеком как две противоположности, два вражеских лагеря. Давайте узнаем возможные причины противостояния религии и астрологии.

Астрология и религия: общие истоки

Для того, кто ходит в церковь, астрология находится под запретом. Православная церковь категорически против того, чтобы люди обращались к астрологам . А между тем, были времена, когда религия и астрология мирно сосуществовали друг с другом, и тому много доказательств.

Например, Апокалипсис, одна из книг Нового Завета, является астрологическим трудом. Не нужно также забывать о том, что три волхва, которые предсказали день рождения Христа и спасли его от верной гибели, были астрологами.

Многие религиозные праздники, такие как Пасха и Рождество, соотносятся с астрономическими явлениями солнцестояния и равноденствия. Правда, даты праздников, которые мы отмечаем сейчас, все же с течением времени сместились, потому что их основа – природные ритмы – забылись людьми и не принимаются сегодня религиозными деятелями во внимание.

Итак, ранее празднование народом какого-либо события было связано с астрономическими явлениями. Участвуя в праздновании, народ чувствовал свою связь с природой и вселенной и получал от них силу и мощь. Люди в древности считали, что астрологические знания помогают толковать божественные послания.

Мир земной и космический они рассматривали как единое целое, а законы, которые действовали наверху, находили свое отражение в жизни на Земле. Поэтому к астрологии было отношение как к философской науке, поскольку она формировала и расширяла взгляды человека на устройство мира.

Астрология как учение о планетах и звездах, наука о появлении мира лежала в основе многих других наук и оказывала влияние на формирование культуры и религии древних цивилизаций.

Древние были уверены, что человек благодаря астрологии мог постичь не только свою судьбу, но и тайны и загадки мироздания. С помощью астрологических знаний он мог оказать достойный отпор силам зла и тьмы, которые достаточно сильно представлены в нашем мире.

Астрология и церковь: причины противостояния и необходимость его преодоления

Почему же сегодня астрология отвергнута церковью и, по мнению большинства верующих, является в лучшем случае лженаукой?

Все дело в том, что в один прекрасный момент государству и церкви астрология стала неугодной. В мире и на уровне многих государств началась борьба за власть и веру своих граждан, за их приверженность уже не Богу, а вполне земным институтам. Из этого следует, что конфликт астрологии и христианства носит больше мировоззренческий, нежели социально-политический характер.

Многие люди неверно понимают суть астрологии и воспринимают ее как некое гадание. А ведь задача астролога вовсе не заключается в том, чтобы вынести человеку «приговор» и лишить его свободы выбора дарованной Создателем. Профессиональные астрологи, в отличие от колдунов, шаманов, ведьм и ясновидящих и гадателей, вовсе не конкуренты представителей официальной церкви, потому что они, в отличие от остальных, не предсказывают будущее однозначно, лишая обратившегося к ним человека свободы воли и действий.

Задача грамотного астролога – открыть человеку его собственный потенциал, помочь разобраться в сильных качествах своей личности и в качествах, нуждающихся в улучшении, выделить благоприятные периоды для деятельности, дать информацию о завершении кризисного этапа в жизни.

Таким образом, астролог помогает человеку сориентироваться в своей жизни, но не навязывает ему картину жизни с определенным набором событий. Человек, являясь творцом, сам создает свою реальность и жизнь, он же и несет за них ответственность.

Остается надеяться, что в будущем астрология будет признана на уровне государства как наука, и ее положительная роль будет оценена также социальными институтами, ведь цель и у религии, и у астрологии одна: помочь человеку осознать свою цель и роль в этом мире, познав и поняв свою божественную сущность.

Астрология это не просто гороскопы. Она представляет собой религиозно-философское учение, основывающееся на том, что звезды и планеты оказывают влияние на человеческую личность. Имеются в виду предрасположженности людей, разность их характеров, а также судьба.


Христианская Церковь никогда не относилась к учению астрологии о сути бытия мира положительно. Это, прежде всего, связано с тем, что в астрологическом учении серьезно принижается человеческой личности и нарушается свобода человека. Господь сотворил людей независящими от расположения звезд и планет, и он сам имел отношение к спасению человека.


По учению Церкви, именно люди являются венцом творения Бога, они - . Судьба человека определяется его личным поведением и свободой выбора, а не спецификой даты или расположения звезд и планет. Конечно, есть факторы, влияющие на человека извне, но, по учению Церкви, они находятся в ведении Бога, а не расположении небесных светил.


Негативное отношение Церкви к астрологии имеет древние корни. Еще во времена до нашей эры многие астрологи параллельно занимались колдоством и волхованием, что не могло восприниматься положительно со стороны веры в единого Бога.


В астрологическом учении могут просматриваться черты мистицизма, неопределенности сути бытия человека. В этом учении нет ничего, говорящего о Боге в христианском понимании, а потому православный человек не может принимать такой взгляд на мир.


Астрология не является наукой в прямом смысле этого (в этом ее значительное от астрономии). Астрологическое учение псевдонаучно и взывает к области человеческого мировоззрения, в которой вместо Бога звезды и планеты, влияющие на человеческую жизнь.


Христианство предупреждает верующих людей о том, что необходимо понимать суть величия человеческой личности. Господь Иисус Христос принимает на себя человеческую плоть, которая подвергается обожению. Человек возвеличен до высочайшей степени единства с Богом. Поэтому учение, говорящее о воздействии неодушевленного творения на личность, не может быть применимо, ведь, согласно , весь мир зависит от человека, а не наоборот.


Видео по теме

В богослужении божественной литургии до сих пор сохранилось упоминание об людях, которым в определенный момент нужно было выходить их храма. Такая практика имело место в первых веках христианства. являлись особой категорией людей, которые желали стать христианами, но до принятия крещения ими не являлись.

В христианской Церкви первых веков специальные институты оглашения, в которых читались циклы лекций об основах вероучения и нравоучения Церкви. Главными преподавателями были священнослужители, а слушателями - оглашенные. В древности нельзя было единично прийти в храм и сразу принять таинство крещения. Сначала человек готовился к этому великому событию в своей жизни. Он оглашался основными истинами . Именно поэтому Церковь и именует этих людей оглашенными.


Оглашенные могли несколько лет беседы и поучения перед принятием таинства крещения. Им разрешалось, даже вменялось в обязанность, посещение воскресного богослужения. Оглашенные присутствовали на вечернем богослужении и литургии. Правда, на литургии только первая часть богослужения была доступна оглашенным. Потом они выходили из храма. Кроме этого, готовящиеся к святому крещению (оглашенные) уже должны были вести благочестивую жизнь, стремится к нравственной чистоте.


По окончании курсов оглашения, люди, готовящиеся принять крещение, могли сдавать соответствующие экзамены на знание основ христианской веры. Только если священнослужитель видел искреннее желание сочетаться Богу в святом таинстве и осознанность подхода к этому, крещение совершалось. После этого человек именовался уже верным.