Патриотизм возвышает личность. Патриотизм в моём понимании

Патриотизм возвышает личность. Патриотизм в моём понимании
Патриотизм возвышает личность. Патриотизм в моём понимании

Мы живём в многонациональной стране. И все нации и народности нашей страны, естественно, должны любить свою общую Родину. Нельзя жить в России и говорить о ней «эта страна», Россия – наша страна.

Патриотизм – это любовь к родной стране. А за что любят родную страну?

Во-первых, ни за что. Просто так. Как любят родителей или детей, дом, где рос, двор, где играл с пацанами, где с Петькой дружил, а с Васькой дрался, где девочка в мини-юбке впервые подразнила точёными ножками.

Во-вторых – ни за что-то. Скажем, француз любит Францию за то, что прекрасная, что Париж – мировая столица, что Наполеон величайший полководец в истории, а Кристиан Диор – величайший модельер. Американец любит свои Штаты за то, что самая свободная страна и самая богатая, и конституция у них самая лучшая на планете. Даже мальтиец гордится своим крохотным островом, потому что это уникальный музей архитектуры семи народов и двадцати веков.

Вот и мы Россию любим, во-первых, ни за что. А во-вторых, за что? Отношение к Родине должно быть сыновнее, жертвенное. И радости её – наши, и печали её – это наши печали. В этом и есть патриотизм.

Мы находимся в преддверии 60-я Великой Победы, поэтому решили, что тема: «Патриотизм истинный и ложный» является сегодня актуальной.

Интерес представляет собой понимание патриотизма как «основной, ведущей ценности, являющейся стержнем, обеспечивающим единство и стабильность развития общества» Такой патриотизм характеризуется и определённой деятельностной направленностью, «является обобщающей ценностью, фактически объединяющей всю социально-ценностную систему в единое целое».

Патриотизм можно определить как возвышенное, особенно в духовном и социальном смысле, многообразное в своих проявлениях чувство любви к Родине, Отечеству.

Патриотизм понимают и как проявление его субъектами чувства национальной гордости за Державу, и как духовно-творческий акт возвышения личности, обладающей нравственными важнейшими и другими качествами, до осознания её нераздельности, идентичности с Отечеством, как высшей ценности, необходимости служения ему, своему народу.

Наконец, патриотизм – это вершинное духовно-религиозное самопроявление личности, достигшей высшего уровня развития, способной испытывать божественную по природе любовь к Отечеству, обладающей готовность к самопожертвованию и самоотречению для его блага.

Иначе говоря:

➢ во-первых, патриотизм, особенно если иметь в виду его генезис, возникает и развивается чувство, всё более социализируясь и возвышаясь посредством духовно-нравственного обогащения;

✓ во-вторых, понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действия и поступки, осуществляемые субъектом на благо Отчества.

✓ В-третьих, одним из характерным проявлений патриотизма является принцип Державности, отражающий специфику исторического развития нашего общества, важнейшим фактором которого выступало государство. На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма во многом ассоциируется в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы;

✓ В-четвёртых, в качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, приоритетной социально-нравственной задачей,которая является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию её жизни, исполненной служению Отечеству;

✓ В-пятых, истинный патриотизм – в его духовности. Патриотизм, как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социально значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное, вплоть до самопожертвования, служение Отечеству, которое по своей значимости уступает лишь служению Богу.

Обобщая вышесказанное, можно дать такое определение:

«Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень её развития и проявляется в её активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими её гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служение Родине.

Истинный патриотизм предполагает самоотречение его субъектов во имя Отечества, которое «есть нечто великое и светлое, нечто святое и чистое»

Выбрав эту тему, мы решили рассмотреть развитие патриотизма её со времен Древней Греции по сегодняшний день, сделав сравнения и выводы. Но для начала мы хотим рассказать о Школе Патриотов Древней Греции – Афинской Эфебии.

Афинская Эфебия представляет собой удивительнейшее явление в истории мировой цивилизации. Эфебия (от греческого слова « эфебос» – юноша), - это государственная организация в Афинах для подготовки свободнорождённых юношей от 18 лет к военной и гражданской службе. Окончившие Эфебию становились полноправными гражданами. После того, как она просуществовала около полутысячи лет, о ней не вспоминали на протяжении почти 15 веков.

В конце XIX – начале XX века опыт Афинской Эфебии нашёл свою новую жизнь в многочисленных «эфебских обществах», которые начали возникать на территории США, в бойскаутском движении, а также в других организациях, которые ставили своей целью подготовку молодёжи к исполнению гражданского долга, уважению нравственных ценностей и демократических идеалов, а также воспитание её в духе милосердия, добра, справедливости, дружбы и товарищества.

Важно подчеркнуть тот факт, что древние авторы видели главное условие победы афинских воинов над многократно превосходящим их персидскими войсками в том, что афиняне защищали идеалы демократии, личную свободу, руководствуясь в своём поведении идеями патриотизма и гражданской ответственности.

Молодой грек к 18 годам был хорошо подготовлен в общеобразовательной, гимнастической и музыкальной школах, имел достаточно развитое мышление благодаря обязательному изучению философии.

Для зачисления в Эфебию юноше надо было пройти сложную процедуру посвящения. И только тогда для него начинался двухгодичный цикл подготовки к военной и гражданской службе.

Эфебы давали клятву верности, которую приводим ниже.

АФИНСКАЯ ЭФЕБСКАЯ КЛЯТВА ВЕРНОСТИ

(со стены из Акарны)

«Я не опозорю моего священного оружия

И не покину своего друга,

Где бы я ни находился.

Я буду биться за дела святые

И за дела мирские

Как один, так и со всеми, кто поможет мне.

Я превращу свое отечество не в умаленное,

Но в более могущественное и великое, чем

Я буду подчиняться правящим

Представителям государства,

Которые управляют с мудростью.

Если кто – либо посягнуть на законы

Как один, так и со всеми, кто поможет мне,

Я буду противостоять ему.

Я буду уважать религию моих отцов,

Я призываю в свидетели богов

Алгавру, Гестия, Эния, Ареста и

Афинскую Арею, Зевса, Фалла,

Ависа, Гегемона, Геракла,

Границы моего отечества,

Пшеницу, ячмень, виноград

Оливковые деревья и инжир».

Эфебская клятва верности для каждого афинянина перед его вступлением в гражданство, была универсальной (гражданской и военной) клятвой. Она обязывала эфебов не просто соблюдать законы государства, но и учила противостоять каждому, кто захочет нарушить или обойти эти законы.

Мы считаем то, что в синтезе направляющей роли богов и собственных побуждений человека Гомер,впервые сформулировал модель нормативного поведения, которая вошла в сознание каждого грека: сражаться в первых рядах и не отступать перед лицом противника, дабы не посрамить себя и свой род, для чего в свою очередь необходимо обладать отвагой, мужеством, боевым пылом и желанием побеждать.

Принятие эфебами клятвы было частью торжественного ритуала, который обладал мотивационной ценностью сам по себе.

Идеи высочайшего патриотизма и самоценность личностной свободы, на наш взгляд, являются глубочайшими мотивационными основаниями поступков идеального нормативного героя, каким он представлен в древнегреческой драматургии.

Подготовка юношей в Эфебии к защите Отечества, строившаяся на основе принципа колагатии, т. е. всестороннего развития духа и тела, формировала личность патриота и гражданина, верного идеала демократии, личной свободы, ответственности, умеющего сражаться в самых сложных условиях, готового отдать свою жизнь за свободу и Родину своих предков.

Показанные конкретные формы подготовки эфебов к защите отечества и психологические механизмы, обусловливающие их эффективность, нисколько не потеряли своей значимости для наших дней.

Личностно-характерологические черты, формируемые у эфебов, - их благородство, гражданская ответственность, самостоятельность, мужество и др. – являются той нормативной моделью, которая навсегда вошла в сокровищницу человеческой культуры.

В российском государстве опыт Афинской Эфебии может и должен найти самое широкое применение, поскольку наша страна всегда была тесно связана с греческой культурой.

Должна ли молодёжь служить в Армии?

Служение Родине всегда связывалось в нашем сознании с понятиями «честь» и «доблесть», «мужество» и «слава». И действительно, служение в Армии всегда было для молодого поколения школой мужества, гордостью и славой, надеждой на утверждение и испытания своих сил. Многие из нас сегодня слышат голоса граждан, которые тревожатся за нашу Армию. Одни говорят, что армия – предмет их гордости, символ могущества государства; другие - что она превратилась в наказание, и не хотят отпускать своих сыновей. Сейчас в России активно обсуждается военная реформа, так Союз правых сил предложил свой план создания профессиональной армии. Расходы на его выполнения не превысят 10% от всех военных расходов. В принципе, это под силу государству. Демографическая ситуация такова, что скоро некого будет призывать в ряды вооружённых сил, кроме того, среди призывников большой процент малограмотных. Цифры говорят сами за себя: если в 1985 году призывники со средним образованием составляли 93%, а начальным - всего 0,003%, то в конце 90-ых окончили среднюю школу лишь 70% призывников. Доля малограмотных людей увеличилась в 160 раз.

Другая проблема – это здоровье призывников, каждого третьего юношу после прохождения призывной комиссии освобождают от воинской службы, и при этом среди направленных в войска 45% не соответствуют предъявляемым требованиям.

Живем Мы с Вами в большой, многонациональной, красивой и богатой стране - Россия. И так уж получилось, что большую часть мужского населения интересует вопрос, связанный с армией. По Конституции РФ каждый человек мужского пола, кому от 18 до 27 (быть может, и до 31), здоровый и умный, богатый и красивый, в общем, в полном расцвете сил и возможностей обязан отдать свой гражданский долг родине. "Отдача" заключается в прохождении военной службы.

Престиж Российской армии на столько "велик", что люди, достигшие призывного возраста идут на все, что бы ни попасть в армию. Отчего же так происходит? Что нужно простому солдату? Идти ли в армию - дело личное.

Мы провели опрос, касающийся поднятой темы, среди учащихся 10 классов. Им был задан вопрос: «Хотите ли вы служить в Армии», результаты опроса приведены в диаграмме.

В результате, можно сделать вывод, что большинство респондентов хотят служить в армии и только 20% ещё не приняли решения. На встрече бывших «афганцев» с учащимися 9-ых классов, им был задан вопрос: «Хотите ли вы отдать своих сыновей на службу в армию?» - на что они ответили: «Конечно, да, т. к. каждый настоящий мужчина должен стать достойным защитником своей Родины».

Кого в России считают патриотами?

Патриотизм, как явление социальной действительности, не существует вне субъекта и вне объекта. Субъектом патриотизма выступают все социальные образования: личность, социальная группа, слой, класс, нация и другие общности. Объектом патриотизма является Отечество как совокупность элементов природной и социальной среды данного общества, образующих, в силу неповторимости и своеобразия географических, исторических, духовных, культурных, социально-экономических, политических и иных его сфер, условия, основы для единения граждан, социальных групп и т. д. , составляющих структуру этого общества. Основной сферой проявления патриотизма является деятельность, наиболее полным выражением, которой выступает служение Отечеству, особенно связанное с обеспечением его защиты.

Примером истинного патриотизма является подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского во время освобождения Москвы, России, от захватчиков в 1612 году. Кузьма Минин первым пожертвовал деньги на создание народного ополчения для освобождения России, примеру Минина последовали многие купцы и состоятельные люди. Минин понимал, что своими силами нижегородцы не смогут одолеть многочисленных врагов, нужно поднимать на борьбу все русские земли. Он и его сподвижники стали рассылать грамоты с призывом совместной борьбе. В Нижний Новгород стали стягиваться вооруженные отряды ополченцев со всех земель. Для объединённого войска нужен был твёрдый решительный командующий, не запятнавший себя с сотрудничеством самозванцами и захватчиками. Выбор пал на князя Дмитрия Михайловича Пожарского, ещё не оправившийся от ран, Пожарский принял предложение возглавить ополчение.

В июле 1612 года ополчение, которое превратилось во вполне боеспособное войско, выступило на Москву. Освобождение Москвы вызвало мощный подъем против восставших на территории России захватчиков. Местное ополчение с помощью воинов Пожарского истребляли, и изгоняли иноземные отряды.

Истинные герои освобождения России от иноземных захватчиков и борьбы со Смутой Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский были оттеснены на задний план и вскоре забыты. Минин стал думным дворянином, а Пожарский был пожалован в бояре. И только в XIX веке благодарная Россия поставила памятник «сынам Отечества» на средства, собранные народом, автор монумента является Мартос.

Истинными героями – патриотами нашей страны были и победители Отечественной войны 1812 года. Сокрушительное поражение, которое непобедимый дотоле Наполеон потерпел в России, взбудоражил весь мир. Никто не ожидал, что «бич вселенной», уже завоевавшей Москву, через три месяца не проиграв, ни одного сражения в Европе будет бежать из России. Имена: М. И. Кутузова, М. Б Барклая де Толли, П. И. Багратиона будут помнить всегда.

Когда мы знакомились с литературой, у нас возник вопрос: «Можно ли считать патриотами белых во время гражданской войны?»

Этот вопрос остаётся дискуссионным. Большинство офицеров до революции «мыслили себя вне политики», искренне полагая, что армия не должна участвовать в классовой борьбе. После Октября недоверие в ненависть – к либералам и социалистам, оказавшимися не способными навести порядок, довести войны до победного конца; к большевикам, заключившими Брестский мир и обесценившими, принесенные на алтарь,Отечества жертвы.

В ходе Гражданской войны противники, по сути дела, обменивались лозунгами. Большевики с 25 октября 1917 года стали выступать в защиту социалистического Отечества, а белые оказались в серьёзной зависимости от Антанты, не заинтересованной в восстановлении сильной России.

Так были ли белые патриотами? Безусловно. Все основные элементы любви к Родине: забота об интересах и судьбах страны; готовность; ради них к самопожертвованию; верность Родине, ведущей борьбу с врагом; любовь к народу, отрицательное отношение с пороками общества; гордость культурными достижениями России; уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициями – присутствовали в их идеологии. Прав М. А. Осоргин, утверждавший, что в годы Гражданской войны «стена против стены стояли две братские армии и у каждой была своя правда и своя честь. Были герои тут и там, и чистые сердца тоже, и жертвы, и подвиги, и ожесточение, и высокая внекнижная человечность, и животное зверство и страх, и разочарование, и сила, и слабость, тупое отчаяние».

Белые были побеждены. Поражение и гибель белого движения, уничтожение коммунистами духовно-нравственной оппозиции лишили общество стихийно действующего механизма саморегуляции. Отсутствие такого механизма стало одной из причин превращения благих намерений победителей в свою противоположность, фактором, способствовавшим перерождению советской власть, установление тоталитарной сталинской диктатуры.

Говоря об истинном патриотизме, мы не могли не затронуть тему Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Нам удалось встретиться с одним из ветеранов Великой Отечественной войны, А. П. Киниленко и задать ему вопрос:

Патриотизм в понятии ветерана Великой Отечественной войны - это,прежде всего любовь к Родине. Прививалась она с самого детства, по началу как просто любовь к семье, к своей школе, и уже потом в глубокое понятие любви к Родине. Когда пришла война, его ровесникам не было и 18 лет, но они уже готовы были идти на фронт и защищать Родину – Россию.

Нам удалось пообщаться с человеком, чей дедушка был тоже участником войны, Михаил Васильевич Голяев, участвовал в военных действиях 1941-1945гг.

Его дедушка очень скромный человек и редко рассказывал о войне. Но в бабушкиных бумагах сохранилось его выступление на одном празднике, который был посвящён Дню Победы, где он говорил: «Для меня война - это когда из первого же боя не возвращается почти треть боевого состава роты, укомплектованной твоими школьными товарищами и ребятами, с которыми ты полгода «трубил» в военном училище.

Война – это когда неделю в окопах под непрерывным моросящим дождем. Без укрытия. Ноги мокрые.

Война – это когда при появлении танков противника передовая, не выдержав их огня и натиска, бросает окопы и откатывается ползком назад, в тыл, а тебе приказ – вернуть!

Война – это паника при отступлении, когда бомбят в упор».

Дедушка был храбрым и удачливым разведчиком. В семейном архиве бережно хранится ветхая вырезка из фронтовой газеты, где говорится, что гроза немцев – знатный разведчик, кавалер шести орденов, Михаил Голяев – за полгода привел 25 «языков» и доставил ценные сведения командованию.

Настоящими патриотами были и наши современники, одним из них является великий гражданин России - Андрей Дмитриевич Сахаров.

Великий гражданин России – Андрей Дмитриевич Сахаров.

А. Д. Сахаров был крупнейшим ученым современности, автором выдающихся работ по физике элементарных частиц и космологии, «отцом» советской водородной бомбы. Он изобрёл её, считая, что тем самым укрепит могущество своей Родины, и никто никогда не посмеет напасть на нас. Он удостоился большого количества наград от правительства СССР, даже звание Героя Социалистического труда ему присваивали трижды.

Он умел поставить себя на место другого, понять боль человека, сочувствовать, сострадать и быть милосердным. Он был гуманистом. И в этом, наверное, следует искать разгадку тайны личности академика А. Д. Сахарова, ответ на вопрос, почему выдающийся физик стал выдающимся правозащитником.

Он, конечно, был патриотом, испытывал глубокую боль за Отечество, не мыслил себя без него, всегда стремился к его возвышению, к тому, чтобы граждане страны жили свободно и достойно. Патриотизм Сахарова был высокодуховным чувством.

Можно сказать, что высокие чувства гуманности и патриотизма Сахарова сочетались со столь же высоким чувством ответственности. Он первым поднял свой голос против ввода советских войск в Афганистан: «Как гражданиня чувствую ответственность за происходящие трагические события».

Слово «гражданин» Сахаров поставил рядом со словом «ответственность». А ответственный человек способен сознательно, мужественно выполнять свой моральный долг.

В ходе работы, нами было проведено анкетирование среди учащихся 8-10 классов, всего было опрошено 109 респондентов. Им были заданы такие вопросы:

1. Что означает для вас понятие «Родина»?

2. Как вы понимаете слово «Патриотизм»?

3. Считаете ли вы себя патриотом?

4. В чём у вас это выражается?

5. Если у вас был бы шанс уехать из России, вы бы им воспользовались?

6. Хотели бы вы служить в армии? Если «да», то почему? Если «нет» то почему?

7. Знаете ли вы имена героев России?

8. Интересно ли вам изучать культуру и историю своей страны?

8-е классы

В результате наших исследований, мы пришли к выводу, что в 8-ых классах практически половина респондентов может дать правильное объяснение слову «Родина», но понятие «Патриотизм» понимают не все. На вопрос: «Считаете ли вы себя патриотом?» мнения разделились: 49% - считают себя патриотами, 21% - нет, а оставшиеся – не знают. Шансом уехать за границу воспользовалось бы 49% респондентов.

9-е классы

Учащиеся 9-ых классов практически все понимают, что такое «Родина» и только 12% - нет. Правильное объяснение слову «Патриотизм» смогли дать 79% опрошенных. На вопрос «Считаете ли себя патриотом?» положительно ответили 91%, а оставшиеся, 9% патриотами себя не считают. За границу уехало бы 66% респондентов, но не навсегда, а 32% покидать свою Родину не хотят ни при каких условиях, а 2% - воспользовались бы шансом уехать за границу навсегда.

10-е классы

Среди учащихся 10-х классов 68% понимает, что такое «Родина». Правильное объяснение понятию «Патриотизм» дали 47% всех респондентов, и большая часть ошибается в своих объяснениях. Патриотами себя не считают практически вся половина опрошенных, только 38% - да, остальные – заблуждаются. Шансом уехать за границу воспользовалось бы 49% респондентов, 13% - уехали бы, но не навсегда, а остальные покидать свою Родину не хотят.

Что касается вопроса: «Знаете ли вы героев своей страны», то среди 9-10 классов можно сделать один вывод; что Героев не знают, или называют очень мало.

Вывод: Чем же объяснить такие показатели? Мы сделали вывод, что патриотическое воспитание сегодня находится не на должном уровне. Учащиеся школы мало смотрят фильмов о войне, мало читают, знаний об обществе недостаточно.

История у нас тяжёлая, со свободой всегда было тупиково, конституции свои не только не исполняли, но и не читали, модой пользовались чужой, в архитектуре – что было создано, на три четверти сами же и развалили. Уважать собственное государство нет никакой возможности: бесчисленные чиновники как сидели веками на шее у народа, так и нынче сидят. Гимн четырежды перелицовывали, и вышел он таким, что даже спортсмены на почетно пьедестале не могут вспомнить вымученные слова. Победили в великой войне? Да, тут есть, чем гордиться, но и стыда хватает: чужих фашистов разгромили, а свои сегодня маршируют со свастикой по нашим городам, и милиция охраняет их митинги в честь Гитлера, а суды оправдывают. В последние годы начали, было богатеть, но и тут все непросто, сразу сказались жестокая российская завистливость.

Так что же, выходит, во-вторых, нам не за что, Россию любить и не за что славить в песнях? Да нет – есть за что! Ещё как есть! По крайней мере, в одном мы на планете самые везучие и счастливые. Об этом когда-то замечательно сказал самый русский из российских поэтов, Сергей Есенин:

«Мы в России девушек весенних

На цепи не держим, как собак.

Поцелуям учимся без денег,

Без кинжальных хитростей и драк».

И вот в этом всё дело. За века своей неконтролируемой власти чиновники всех мастей отняли у народа все, что смогли – свободу, достоинство, возможность выбиться из серого ряда трудом и талантом и, вообще, добиться разного, о чем мечтает человек.

Поэтому мы считаем:

Необходимо больше внимания уделять в школе воспитанию патриотизма и любви к Родине;

Привлечение внимания общественности, средств массовой информации к проблеме сохранения исторической памяти народа;

Забота о физическом и духовном здоровье подростков;

Повышение интереса у допризывной молодёжи к службе в армии.

Изучение исторических данных на занятиях и во внеурочное время;

Работа в музеях, архивах;

Краеведение, военно-полевая археология, туризм;

Создание программ обучения поисковой работе;

Освоение военно-прикладных видов спорта;

Организация просмотра фильмов о Великой Отечественной войне.

Патриотизм – это особенное эмоциональное переживание своей принадлежности к стране, гражданству, языку и традициям, родной земле и культуре. Подобное чувство предполагает гордость за свою страну и уверенность в том, что она всегда тебя защитит. Это главные критерии в определении, хотя имеются и другие трактовки.

Что такое «патриотизм»?

Слово «патриотизм» переводится с греческого как «отечество», это чувство, суть которого – в любви к своей стране и готовности пожертвовать ради нее всем. Кто такой патриот - личность, каковая гордится успехами и культурой своей державы, стремится сохранить особенности родного языка и традиций. Это – самый распространенный вариант обозначения сути термина «патриотизм», но имеются еще и другие трактовки:

  1. Нравственный показатель, который отличает великодушную личность от низкой.
  2. Гордость за свершения своего народа.
  3. Реальная оценка действий своего государства.
  4. Готовность принести в жертву индивидуальные интересы ради общих.

Бизнес-патриотизм - что это?

В 21 веке чувство патриотизма стало выходить на новый уровень, все громче начинают звучать призывы о формировании групп бизнес-патриотов. Речь не только о том, чтобы отдавать предпочтение отечественным товарам, свою стратегию предложила недавно российская Ассоциация предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма. Главной задачей ее лидеры видят всестороннюю поддержку предпринимателей, поскольку доля того же малого бизнеса за границей больше отечественного в несколько раз. Нужны условия для роста в нескольких направлениях:

  1. Образование. Развитие молодежного предпринимательства, проведение мастер-классов.
  2. Поддержка в реализации планов и способствование росту коммерции.
  3. Бизнес-клуб. Место, где можно обмениваться опытом, контактами и наработками.

Национализм и патриотизм - разница

Многие путают понятия «национализм» и «патриотизм», даже в словарях отмечается, что патриотизм – это любовь к родине и своему народу. Опытные лингвисты указывают на такую ошибку в подмене понятий:

  1. Любовь к родине – это чувство к земле, природе, родному языку и государству. Это и есть и патриотизм – расширенное понятия любви к своему дому.
  2. Любовь к народу – широкое понятие любви к родным людям, которая возникает у человека раньше патриотизма. Это уже национализм, осознание приверженности к нации, что прививается от рождения.

Зачем нужен патриотизм?

Почему важен патриотизм? Специалисты считают, что это – естественное психическое состояние, которое выражается в готовности защищать свое от чужого, распознавать его под другой маской. Без патриотизма тяжело выжить, ведь у каждой личности должны быть главные ценности, ради которых реально преодолевать страх и даже идти на смерть. Только благодаря огромнейшему патриотизму, советские люди смогли выиграть Вторую мировую войну, остановить полчища врагов ценой миллионов жизней.

Патриот – это личность, для которого судьба государства – всегда на первом месте. Но подобное отношение появляется лишь, когда человек будет уверен: его страна защитит в тяжелую минуту, окажет помощь семье. Потому нельзя заставить быть патриотами тех, кто выживает в нищете, люди должны иметь, чем гордиться, и что конкретно защищать: свое благополучие, тыл, достижения.

Виды патриотизма

Каким бывает патриотизм? В разные годы этим чувством обозначали различные явления, часто подменяя понятие «любовь к родине» на «любовь к государству». Так появились другие виды патриотизма:

  1. Государственный . Когда интересы державы превыше всего.
  2. Российский, как феномен . В течение многих веков для славян, а потом – и для советских людей, главным было понятие «родина», ее сравнивали с невестой, матерью, которую надо защищать.
  3. Национальный . Основывается на истории и культурном наследии народа, формирование такой любви развивает чувство гордости, стремление преумножать существующие ценности.
  4. Местный . Проявляется в любви к своему селу, городу, улице, дому. Характерной особенностью советской идеологии было воспитание чувств от частного к общему, от верности своему краю до готовности отдать жизнь за свою страну.

Воспитание патриотизма

Развитие патриотизма во все времена было главной задачей идеологов любой страны. Разрабатывались мероприятия с акцентом на примеры героизма, сочинялись песни, корректировались события прошлого. Ребенок должен был расти с мыслью, что его страна – самая лучшая, потому что оберегает, обеспечивает веселое детство, поддерживает в выборе профессии в юности и защищает от невзгод в зрелом возрасте.

Потому большое значение уделяется изучению символики, правовой системы, знакомству с поступками выдающихся людей. Но в стране, где отдачи от государства нет, и личность не видит, что получает взамен на свою готовность жертвовать личным, проблема патриотизма становится особенно острой. Иногда проявляются попытки власть имущих вырастить его искусственно.

Церковь и патриотизм

С давних времен патриотизм и православие были неразрывно связаны, примером тому – благословение церковью на ратный бой защитников отечества. Эта традиция насчитывает тысячи лет, даже в годы Второй мировой войны, когда все советские люди были атеистами, служились особые молебны, а священники собирали средства на покупку танков и самолетов. Если же обратиться к официальным церковным документам, то понятие патриотизма излагается так:

  1. Христиане не должны забывать о своей земной родине.
  2. Быть патриотом – это любить не только родную землю, но и ближних, свой дом, оберегать их. Поскольку жертва за отечество приносится не только на поле брани, но и ради детей.
  3. Любить свой край, как место, где сохраняются вера и православная церковь.
  4. Любить другие народы, как исполнение заповеди любви к ближнему.

Патриотизм - книги

Примеров из жизни героев, которые проявляли настоящий патриотизм насчитывается в тысячи не только в советской литературе. О подобных проявлениях писали многие российские поэты и прозаики, их же излагали в былинах. Самые яркие произведения, посвященные патриотизму:

  1. А. Фадеев. «Молодая гвардия» . Роман о героях-подпольщиках Краснодона в годы Великой Отечественной войны, на нем выросло не одно поколение советских детей.
  2. «Слово о полку Игореве» . Древнее сказание, повествующее о защитниках родной земли во времена враждебных набегов.
  3. Л. Толстой. «Война и мир» . Важные исторические эпизоды 19 века - Отечественной войны 1812 года, с примерами героизма главных героев.
  4. Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке» . Роман о безногом летчике Маресьеве, который сумел вернуться в авиацию, чтобы снова бороться с гитлеровцами.

Патриотизм – (от греческого patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.
Национальная социологическая энциклопедия

Патриотизм – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
Большая советская энциклопедия

  • Патриотизм – это нравственный критерий, отличающий благородного человека от низкого и духовно-развитого от пребывающего в духовной летаргии.
  • Патриотизм – это объективная оценка положения и действий родной страны, сочетающиеся с оптимистичным взглядом на вектор ее развития в будущем.
  • Патриотизм – это гордость за все достижения своего народа и осознание всех его исторических ошибок.
  • Патриотизм – это готовность пожертвовать личным ради достижения общественного блага.

Преимущества патриотизма

  • Патриотизм придаёт силы – от осознания того, что за спиной человека незримо стоят сотни поколений его предков.
  • Патриотизм даёт радость – от осознания достоинств и успехов своей страны.
  • Патриотизм даёт ответственность – за семью, народ и Родину.
  • Патриотизм даёт уверенность – за счет чувства сопричастности к судьбе страны.
  • Патриотизм даёт свободу – действовать во благо своей стране.
  • Патриотизм даёт уважение – к истории, традициям и культуре страны.

Проявления патриотизма в повседневной жизни

  • Геополитика. Образование национальных государств – это одно из проявлений патриотизма каждой нации.
  • Освободительные войны. Именно патриотизм, как основа сплоченности перед лицом неприятеля, помогал народам выигрывать самые страшные войны в случае, если они не были захватническими.
  • Военная служба. Готовность защищать Родину от внешнего врага – неотъемлемый признак патриотизма; человек, выбравший военную службу – проявляет патриотизм.
  • Национальные обычаи, традиции. Примером «бытового» проявления патриотизма могут служить неповторимые национальные костюмы разных народов.
  • Национальная культура. Русские народные песни, эпосы якутского народа, шотландская игра на волынке – все это примеры патриотизма, выразившегося в культурном наследии разных народов.

Как развить в себе патриотизм

  • Семейное воспитание. Родители, проявляющие любовь и уважение к своей стране, и прививающие эти чувства детям – воспитывают детей патриотами.
  • Интерес к национальной культуре и традициям. Для того чтобы любить свой народ – его необходимо знать; осознанно изучая историю своего народа, человек воспитывает в себе патриотизм.
  • Информированность. Патриотизм предполагает гордость за достижения своей страны; интерес к информации, связанный со всеми сторонами жизни общества и страны – создает базу для развития и проявления патриотизма.
  • Путешествия по своей стране. Лучшее средство узнать и полюбить свою Родину.

Золотая середина

Космополитизм

Патриотизм

Национализм, ксенофобия, шовинизм

Крылатые выражения о патриотизме

Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей родины. - Джон Кеннеди - Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. - Патриарх Алексий II - Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ. - Николай Чернышевский - Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! - Александр Пушкин - Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну; но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё. - Теодор Рузвельт - А. С. Ципко / Ценности и борьба сознательного патриотизма Автор поднимает вопрос о природе и чертах русского патриотизма. Опираясь на точку зрения философов Бердяева и Франка, он противопоставляет «квасному патриотизму» патриотизм сознательный, в основе которого – не миф, но историческая правда. Патриотизм - духовный стержень народов России Книга посвящена патриотизму – чувству, которое неразрывно связано с российской историей и которому во многом Российское государство обязано своим становлением и существованием.

Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины.

Исторически элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формируются уже в древности. С углублением социальных антагонизмов в содержании патриотизм складываются классовые компоненты, что порождает сложную проблему взаимоотношения классового и общечеловеческого, классового и национального в патриотизме. Исторический опыт показал недопустимость подмены любви к отечеству приверженностью узко понятым интересам, ценностям классов и социальных группах

Патриотизм - черта диалектического сочетания личных и общественных интересов, единения человека и общества. Патриотические чувства, идеи возвышают личность, когда они сопряжены с уважением к народам других стран и не вырождаются в психологию национальной исключительности. Также патриотизм заключается в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, в готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость перед лицом завоевателей, пожертвовать жизнью за ее независимость и свободу. Патриотизм выражается и в критическом отношении к существующей социальной несправедливости, в желании отдать свои силы для её ликвидации и для процветания и благополучия отечества. Вместе с тем патриотизм предполагает и уважительное отношение к другим народам и их культурам, исключающее высокомерие, чувство превосходства над ними, признание прав народов на свою независимость и самостоятельность. Чувство патриотизма помогает человеку осознать свою принадлежность к той или иной культуре, усвоить её богатства, без чего он не может состояться как личность.

Патриотизм в эксплуататорском обществе

Социалистический патриотизм

В социалистическом обществе патриотические чувства народа получают свободное развитие; Патриотизм впервые становится всенародным. Социалистическому патриотизму присуще органическое слияние любви к родине и преданности делу коммунизма. Поскольку подлинные интересы социалистической родины совпадают с интересами международного рабочего движения, социалистический патриотизм, тесно связан также с пролетарским интернационализмом. В социалистическом обществе патриотизм народных масс носит не пассивный, а активно-деятельный характер, и не только в периоды войн, но и в повседневном труде на благо родины. Социалистический патриотизм - один из важнейших принципов коммунистической нравственности. Все её основные требования, затрагивающие вопросы отношения к труду, общественно-политической деятельности, межнациональных отношений, формирования личности, так или иначе, связаны с социалистическим патриотизмом, так как их выполнение является вместе с тем обязанностью перед своим народом.

Патриотимзм (греч. рбфсйюфзт -- соотечественник, рбфсЯт -- отечество) -- нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами, во благо интересов Отечества. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

История происхождения понятия «патриотизм».

Исторический источник патриотизма -- веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику.

Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие себя таковыми не считают.

В истории патриотизмом, как особым чувством, называли различные явления в общественных отношениях. Нередко подменяя понимание любви к Родине, например, любовью к государству и т. д. Так появились термины:

  • · государственный (этатический) патриотизм -- любовь к государству.
  • · имперский патриотизм -- лояльность (любовь) к империи и её правительству.
  • · квасной патриотизм (ура-патриотизм) -- гипертрофированное чувство любви к государству и своему народу.
  • · полисный патриотизм -- любовь к полису, то есть образу жизни, традициям, особенностям, культам. Существовал в античных городах-государствах (полисах) и был основан на местных религиозных культах.
  • · ультрапатриотизм -- любовь к отечеству в крайних, безрассудных формах.
  • · этнический патриотизм -- любовь к своему этносу.

Критика патриотизма.

В новое время Лев Толстой считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное -- безнравственным». Он полагал, что патриотизм с неизбежностью порождает войны и служит главной опорой государственному угнетению. Толстой полагал, что патриотизм глубоко чужд русскому народу, как и трудящимся представителям других народов: он за всю жизнь не слышал от представителей народа никаких искренних выражений чувства патриотизма, но наоборот, много раз слышал выражения пренебрежения и презрения к патриотизму.

Одним из любимых выражений Толстого был афоризм Самуэля Джонсона: «Патриотизм -- это последнее прибежище негодяя». Владимир Ильич Ленин в Апрельских тезисах идейно заклеймил «революционных оборонцев» как соглашателей с Временным правительством. Профессор Чикагского университета сравнивает патриотизм с расизмом, в том отношении, что тот и другой предполагают моральные обязанности и связи человека прежде всего с представителями «своей» общности. Критики патриотизма отмечают также следующий парадокс: если патриотизм -- добродетель, а во время войны солдаты обеих сторон являются патриотами, то они одинаково добродетельны; но именно за добродетель они и убивают друг друга, хотя этика запрещает убивать за добродетель.

Патриотическое воспитание имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности каждого человека. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее значение. Например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Основы патриотических чувств должны быть заложены в каждом человеке с детских лет. Поэтому так велика в процессе формирования патриотического сознания подрастающего поколения роль детского сада, школы, любого другого образовательного учреждения как интегрирующего центра совместной воспитательной деятельности педагогического коллектива, семьи и общества в целом.

Патриотическое - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно строится на беззаветной любви и преданности своему Отечеству, гордости за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитании национальных святынь и символов.

Нравственное значение патриотизма в юридической деятельности определяется тем, что он является одной из форм соподчинения личных и общественных интересов, единения человека и Отечества. Но патриотические чувства и идеи только тогда нравственно возвышают человека и народ, когда сопряжены с уважением к народам других стран и не вырождаются в психологию национальной исключительности и недоверия к «чужакам». Этот аспект в патриотическом сознании в современных условиях приобрел особую актуальность.

Каждого юриста должны переполнять чувство любви к Родине, преданность ей.

Это сложное социально-нравственное и нравственно-психологическое явление, формирующееся особым мировоззреием.

По своему социальному содержанию патриотизм призван способствовать сплочению, единению людей.

По индивидуально-психологическому - он представляет собой чувство и осознание органической связи, сопричастности человека к судьбам Родины, единение его с отечеством.

В деятельности юристов принцип патриотизма занимает значительное место. Являясь представителем государственной власти, он должен понимать важность поставленных перед его профессией задач и собственную ответственность за их исполнение. Оценка деятельности юриста - это оценка уровня правосознания и правовой культуры его родной страны. Для стражей правопорядка понятия «патриотизм» и «служебный долг» всегда были синонимами.