Библия бытие 19 33 38. Ветхий завет

Библия бытие 19 33 38. Ветхий завет

1 # Быт 18:2. И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли 2 # Евр 13:2. Быт 18:4. и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встанете поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. 3 Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели. 4 Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города , окружили дом, 5 # Суд 19:22. Рим 1:27. и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их. 6 Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, 7 # Иез 16:48. и сказал [им]: братья мои, не делайте зла; 8 вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего. 9 # 2 Пет 2:7–8. Но они сказали [ему]: пойди сюда. И сказали: вот пришелец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними. И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь. 10 Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь [дома] заперли; 11 # Прем 19:16. а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа. 12 Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, 13 ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его. 14 # 2 Пар 30:10. Мф 24:38. Лк 17:27–28. И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит.

15 Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. 16 И как он медлил, то мужи те [Ангелы], по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города. 17 # Прем 10:6. Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть. 18 Но Лот сказал им: нет, Владыка! 19 вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть; 20 вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, — он же мал; и сохранится жизнь моя [ради Тебя]. 21 И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь; 22 # Исх 32:10. Прем 10:6. Быт 13:10. поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор. 23 Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор.

24 # Втор 29:23. Ис 13:19. Иер 50:40. Иез 16:49. Ам 4:11. Лк 17:29. Иуд 1:7. 2 Пет 2:6. И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, 25 и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли. 26 # Прем 10:7. Лк 17:32. Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом.

27 # Быт 18:22. И встал Авраам рано утром [и пошел] на место, где стоял пред лицем Господа, 28 и посмотрел к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи. 29 И было, когда Бог истреблял [все] города окрестности сей, вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал города, в которых жил Лот.

30 И вышел Лот из Сигора, и стал жить в горе́, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его. 31 И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли; 32 # Лев 18:7. итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя. 33 И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим [в ту ночь]; а он не знал, когда она легла и когда встала. 34 На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя. 35 И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала. 36 И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего, 37 # Втор 2:9. и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав [говоря: он от отца моего]. Он отец Моавитян доныне. 38 И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми [говоря: он сын рода моего]. Он отец Аммонитян доныне.

Бытие, глава 19

И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли
и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице.
Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели.
Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом
и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их.
Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь,
и сказал: братья мои, не делайте зла;
вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего.
Но они сказали: пойди сюда. И сказали: вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними. И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь.
Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь заперли;
а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа.
Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места,
ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его.
И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит.
Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города.
И как он медлил, то мужи те, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города.
Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть.
Источник сайт
Но Лот сказал им: нет, Владыка!
вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть;
вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, он же мал; и сохранится жизнь моя.
И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь;
поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор.
Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор.
И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба,
и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли.
Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом.
И встал Авраам рано утром и пошел на место, где стоял пред лицем Господа,
и посмотрел к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи.
И было, когда Бог истреблял города окрестности сей, вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал города, в которых жил Лот.
И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его.
И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли;
итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя.
И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим: а он не знал, когда она легла и когда встала.
На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войд

Быт. 19:1-14 . Два Ангела (сравните стих 18:2,22) неохотно воспользовались гостеприимством Лота: нет, мы ночуем на улице, сказали они. Но все-таки вошли к нему, и тогда жители города окружили дом. Они хотели "познать" посетителей Лота, т. е. вступить с ними в противоестественную половую близость, полагая, что те - обычные мужчины. (Будучи ангелами, они были, по-видимому, весьма красивы.) Следуют попытка Лота уговорить содомлян не делать зла его гостям и потом - его предложение им "взять" его дочерей, вместо них.

От разъяренных горожан Лота спасают ангелы (стих 10); вслед за тем они поражают содомлян слепотою. Лоту они велят бежать из города, который подлежит истреблению. Зятья Лота, которым он сказал об этом, однако, не поверили ему.

Быт. 19:15-22 . Рано утром Ангелы, чуть не вопреки воле Лота, вывели его и его близких из обреченного города (стих 16). Вероятно, Лот жалел свое имущество, да и в намерении ангелов уничтожить Содом поверил не вполне (как его зятья, не поверили ему). Господь был милосерд к Лоту и пощадил его, в первую очередь, ради Авраама (18:23; 19:29). Но и после своего избавления Лот продолжал молить ангелов об уступке и снисхождении.

В горы (вероятно, Моавитские, поднимающиеся над долиной Иордана на востоке), он идти не пожелал и малодушно просил разрешить ему укрыться в маленьком городе Сигоре (само это название означает "маленький"; стихи 18-22). (До этого он был известен как Бела; 14; 2.) Лот подчеркивает малость и незначительность этого городка, как бы убеждая ангелов в том, что он не может быть столь же развращенным, как Содом.

Сцена эта предназначена всегда напоминать израильтянам о малодушии и нерешительности Лота, которого пришлось спасать силою. К сожалению, и те, которые составляют народ Божий, горячо привязываются порой к этому развращенному миру - вместо того, чтобы бежать от него, обреченного на гибель!

Быт. 19:23-29 . Горящею серою и огнем поразил Господь нечестивые города и всех их жителей, и все, что произрастало на той земле (стихи 24-25). Предполагают, что тут имело место вулканическое извержение, приведшее к выбросу подземных залежей серы, которому сопутствовало загорание смоляных болот, многочисленных в долине Сиддим (14:10). Продукты извержения затем обрушились на головы людей как бы с неба (Лук. 17:29). Осуществляя волю свою, Бог нередко прибегает к естественным (природным) явлениям.

Жена Лота, горюя по оставленному в городе, оглянулась (вопреки запрещению небесных посетителей) назад и превратилась в соляной столп, ставший "памятником" ее непослушания. Густой дым как из печи (19:28), который увидел Авраам, был дымом от горящей серы (стих 24).

Когда Бог истреблял города окрестности сей, вспомнил Он об Аврааме, то есть о вопросах его, звучавших как просьба (18:23-32), и спас от истребления Лота.

Быт. 19:30-38 . В заключительном разделе этой главы рассказывается о том, что сделали две дочери Лота в горной пещере. Поначалу Лот побоялся бежать в горы (стих 19), и пошел, вместо этого в Сигор (стих 22). Теперь он снова "расписался" в своем малодушии и, несмотря на то, что Бог позволил ему жить в Сигоре, ушел оттуда и поселился в горной пещере (стих 30).

Решив, что шансы их на замужество весьма малы (Быт. 19:31), дочери Лота, чьи женихи погибли при разрушении Содома, стали поочередно спаивать отца, после чего вступали с ним в физическую близость (стихи 32-35). Руководствуясь желанием "восстановить племя отца", они, не колеблясь, прибегли к акту кровосмесительства, и это свидетельствует о несомненном влиянии на них "содомской цивилизации". У них родились сыновья: Моав и Бен-Амми, от которых пошли Моавитяне и Аммонитяне (стихи 36-38), постоянные враги Израиля. Имя Моав созвучно (по-еврейски) фразе "от отца", а Бен-Амми означает "сын кровного родственника". Эта этимология не давала Израилю забыть о постыдном происхождении их врагов.

Четыре главных мотива звучат в этой главе: скорый суд Божий над нечестивыми хананеями; привязанность Лота к безнравственному обществу; милосердное избавление его Богом от погибели, и "возрождение Содома" в пещере.

На этих примерах Израиль мог видеть, что если Бог сурово наказывает людей, Он прав, потому что люди - непомерно нечестивы и злы. Он также не мог не прийти к выводу о риске чрезмерной "привязанности" к Ханаану.

Как же жить людям, зная о том, как поступил Бог с хананеями? Ответ, который впоследствии исчерпывающе сформулировал апостол Иоанн, был ясен: "Не любите мира, ни того, что в мире ибо все, что в мире проходит, и похоть его" (1-Иоан. 2:15,17); здесь "проходит" употреблено и в значении "исчезает", точнее, "обречено исчезновению" - от скорого и внезапного суда Божия.

Иисус ссылался на Быт. 19:26, предостерегая неверующий Израиль: "Вспоминайте жену Лотову!" (Лук. 17:32). Смысл этого предостережения в том, чтобы люди "не оглядывались (подобно ей) назад", не желая расставаться с "благами мира сего". Ибо погибель ожидает таковых в день внезапного пришествия Сына Человеческого (Лук. 17:30-31). Не только этот мир со скоро преходящими его удовольствиями потеряют они, но и жизнь в мире будущем (Лук. 17:33-37).

Иисус сказал также, что если бы чудеса, которые Он совершил в Капернауме, соделаны были в Содоме, то содомляне покаялись бы (Матф. 11:23). А потому, заключил Он, "земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели" городам Галилейским (Матф. 11:21-24). Это означает, что, осуждая людей, Бог учитывает ту меру осведомленности, которой они обладали, а также то, что участь грешников в вечности - страшнее физического уничтожения.

И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицом до земли и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встанете поутру и пойдете в путь свой.

Но они сказали: нет, мы ночуем на улице.

Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели.

Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города , окружили дом. И вызвали Лота, и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? Выведи их к нам; мы познаем их.

Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, и сказал: братья мои, не делайте зла; вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего.

Но они сказали ему : пойди сюда. И сказали: вот пришелец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними. И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь. Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь заперли; а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа.

Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его.

И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит.

Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. И как он медлил, то мужи те, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города. Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть.

Но Лот сказал им: нет, Владыка! Вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть; вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, - он же мал; и сохранится жизнь моя.

И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь; поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор.

Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор.

И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастения земли. Жена же Лотова оглянулась позади его и стала соляным столпом.

И встал Авраам рано утром и пошел на место, где стоял пред лицом Господа, и посмотрел к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи. И было, когда Бог истреблял города окрестности сей, вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал города, в которых жил Лот.

И вышел Лот из Сигора, и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его. И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли; итак, напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим; а он не знал, когда она легла и когда встала.

На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала. И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего, и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав. Он отец Моавитян доныне. И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен‐Амми. Он отец Аммонитян доныне.

19:1,2 И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли
2 и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице.

Двое
вестников Бога пришли в Содом под вечер и встретили Лота, сидящего у ворот города. Как правило, у ворот города по обычаю древнего Востока собирались авторитетные мужи города для решения всяческих текущих и деловых проблем.
Лот, увидев гостей города, предложил им переночевать у него, отдохнуть с дороги, умыться и поужинать, почтительно обратившись к ним словом «государи мои». Это не означает, что Лот признал в них посланников Бога Авраама, ибо такое же слово 0013 «государь» или «господин» встречается и в случаях, когда обращались к Аврааму – Быт. 23:6, 24:12.
Здесь можно увидеть, что поведение его в отношении гостеприимства похоже на поведение дяди Авраама: долгое время пребывания с ним научило Лота многому чему хорошему.
Однако эти двое не планировали где-то ночевать, им нужно было обследовать нечестие города, потому они отказались идти к Лоту.

19:3 Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели.
Лот не сказал в самом себе: «ну и слава Богу! Меньше хлопот, моё дело - предложить». Но стал настаивать на том, чтобы гости не оставались на улицах этого города ночью одни: Лот приблизительно понимал, чем это может для них закончиться в Содоме. Он был гостеприимным от сердца, не для галочки; такое гостеприимство Авраама и Лота было отмечено Павлом как пример для подражания христианам –Евр.13:2 Гости согласились. И вышло так, что не нужно им было обследовать город: им хватило собственного опыта в гостях у Лота, чтобы сделать вывод о жителях Содома.

19:4,5 Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со [всех] концов [города], окружили дом
5 и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их.

ВСЕ жители Содома, от мала до велика собрались у дома Лота ради того, чтобы поизмываться над гостями. Какие ещё нужны были доказательства правдивости вопля на Содомлян? Вестникам хватило этой ночи.

19:6,7 Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь,
7 и сказал: братья мои, не делайте зла;

Лот пытался их защитить, обратившись к горожанам «братья, не делайте зла!» Слово «братья», однако, сказано им не потому, что он считал их своими и разделял их убеждения, но для того, чтобы расположить к себе.

19:8 вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего.
Можно заметить, что его понимание зла было не совсем привычным для нас: выходит, отдать своих незамужних дочерей на истязание ошалевшим Содомлянам - с его точки зрения не было злом. Или, по крайней мере, оно не было ТАКИМ злом, каким было бы зло в случае поругания над гостями его-Суд.19:24 (видимо, всё же по отношению к женскому полу такие вещи можно было хотя бы как-то считать приемлемыми в те времена - судя по отношению народа Бога к этому. Хотя с этим и нелегко согласиться).
В общем, у Лота выбор был невелик: и дочерей отдать и гостей - было бы, конечно же, злом. Но из двух зол он всё же решил выбрать то, которое ему казалось меньшим. И у дочерей Лота, похоже, не было бы выбора, если бы Содомляне согласились на предложение их отца.

Да уж... Остаётся только радоваться тому, что мы пока что ещё до такого не дожили…или шагнули далеко вперёд от тех странных нравов.

Однако что интересного можно найти в этом тексте для современности?
Христианам иногда тоже приходится сталкиваться с таким выбором при решении проблем: что ни выбери, а злом является.
Однако зло – злу рознь: есть личное зло, а есть в глазах Бога - зло.
Например, или выгонят с работы, или придётся отчёты липовые сочинять. Выгонят с работы - это зло личное, к примеру, для одинокой мамы, и её малолетних детей. Отчёты фальшивые составлять – это зло против Бога. Вот и весь расклад выборов. Небольшой - на самом деле.

Если Лот отдал бы дочерей – зло было бы личным, Лоту и дочерям было бы плохо от этого. Если о гостя на растерзание отдал бы - закон Бога нарушил бы- Суд.19:24 (хотя в то время ещё не было официального закона Моисея, но принципы поведения служителя Божьего Лоту через Авраама знакомы были)

Вот и выходит, дорогие, что если приходится нам иногда выбирать между злом и злом – нам всего лишь надо определить, какое из зол будет меньшим. И выбрать его. В веке этом нечестивом, к сожалению, не всегда приходится выбирать между добром и злом. А между злом меньшим и злом большим - выбирать приходится часто.

Но лозунги с броневика толкать не станем: это нелегко - делать такой выбор. Только полное доверие Богу поможет христианину пойти на то, чтобы терпеть личное зло ради сохранения верности Богу.

19:9-11 Но они сказали: пойди сюда. И сказали: вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними. И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь.
10 Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь заперли;
11 а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа.

Как видим, Лот не был своим - жителям Содома, он был чужаком для них, к счастью для себя и дома своего. Вестники Бога поняли, что пора вмешиваться, иначе пострадает тот, кто оказал им гостеприимство и пытался защитить их от зла. Какие ещё нужны доказательства праведности Лота? Если он готов жертвовать своими детьми – ради благополучия странников?

Эти двое поразили слепотою всех от малого до великого, рвущихся в дом Лота. Но что интересно, слепые «измучились, искав ВХОДА !» - даже слепыми они не оставили своей затеи поизмываться над чужаками и пытались попасть в дом. Какие ещё нужны были доказательства степени равращённости и гнусности этих людей?

Но вспомним, что ради 10 праведников Бог готов был бы терпеть этих негодяев на Своей планете. И до сих пор Бог терпит всех негодяев Своей Земли в надежде, что обязательно отыщутся на ней те «10» праведников, ради которых Он послал Христа и восстановит рай.

19:12,13 Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места,
13 ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его.

Только после этих событий двое сообщили Лоту о намерении Бога истребить сей город и предложили спасаться бегством из этих мест всей семье Лота.

19:14 И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит.
Лот предупредил своих зятьёв о предстоящей гибели города и его жителей, причём, думаем, праведный Лот не должен был бы отдавать своих дочерей за непорядочных молодых людей. Однако они легкомысленно отнеслись к предупреждениям Бога через Лота, поэтому погибли вместе со всеми развращёнными.
Итак, Бог позволил Лоту забрать из Содома всех своих родственников. Те, однако, не пошли, но шанс спастись у них всё же был.

Кто знает, какова будет реакция наших близких в решающий час? Однако эпизод этот показывает, что даже в самый последний момент - не поздно присоединиться к призыву о спасении и спастись.

Из этого примера также можно увидеть, что для гибели в час суда Божьего - совсем необязательно быть отъявленным негодяем: убийцей или вором, или гомосексуалистом, к примеру. Достаточно отнестись легкомысленно к предупреждениям Бога об опасности.

В настоящее время по всему миру через вестников Бога звучит предупреждение о надвигающейся опасности для всего человечества –Мтф.24:14, Мтф.13:8,9. Не следует пренебрегать этим предупреждением. Всем, кому небезразлично будущее, не помешает принять меры, чтобы остаться в живых –1Тим.2:3,4

19:15,16 Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города.
16 И как он медлил, то мужи те, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города.

Почему медлил Лот – неизвестно, но выходит, что и он не очень-то проникся опасностью ситуации, колебался и малодушничал. Однако Бог решил спасти Лота по милости своей - рукою свыше, ибо помнил мольбы Авраама -19:29.
Причём интересно, что вся семья была выведена из города прежде, чем покарать это место.
Как видим, даже промедление - ничего не значит для Бога, если Он Сам пожелает спасти кого-либо. И напротив, если Бог пожелает наказать кого-либо, то не скрыться желающему спастись ни под землёй, ни в глубине морской, ни в небесах –Амос 9:1-3

19:17 Когда же вывели их вон, [то один из них] сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть.
Лота не только вытолкали, можно сказать, из гибельного места, но дали и дальнейшие указания по спасению, чтобы не стоял он в растерянности и не думал, а что же дальше -то делать. Ему оставалось только придерживаться чётких указаний и проявить дисциплинированность в побеге на гору. Но не тут-то было.

19:18-22 Но Лот сказал им: нет, Владыка!
19 вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть;
20 вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, - он же мал; и сохранится жизнь моя.
21 И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь;
22 поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор.

Другой был бы рад ноги живым унести, а Лот ещё и торговаться стал. С воплем мольбы он отказался исполнять указания вестника, полагая, что ему самому лучше знать, где можно укрыться надёжнее - в Сигоре.
Город Сигор входил в Содомское пятиградие (Содом , Гоморра , Адма , Севоим, Сигор ), следовательно, должен был бы тоже уничтожаться. Это видно также и из слов Бога - Лоту: «Хорошо, я сделаю ради тебя и это: не уничтожу город, о котором ты говоришь ." (19:21), но ради мольбы Лота согласился сохранить городу жизнь.

Какой вывод можно сделать из этого? Не стоит недооценивать силу молитвы. Бог Иегова с тех времен не изменился. Он по-прежнему - величайший слушатель молитв, лишь Он может слушать сотни тысяч молитв одновременно, и чутко отвечать на каждую.
А ещё видим, что иногда Он даже изменяет свое первоначальное намерение, вняв просьбам своих служителей.
Почти у каждого из нас есть свой "Сигор". У кого-то - неверующие родные, у кого- то - дети, избравшие свой путь, у кого-то - дорогой человек, оказавшийся "за чертой". И есть эта надежда, что по воплю нашему Бог может пощадить и наш «Сигор».

Если проанализировать поведение Лота, названного праведником -2Петра 2:7,8 - так выходит, что Лот - не самый величайший праведник был: и с Богом препирался, и старшинство Авраама не уважил, и в развратном городе крепко обосновался. Но всё - таки Бог его спас.

19:23-25 Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор.
24 И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба,
25 и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли.

От Бога с небес обрушился на Содом и Гоморру огненный дождь из расплавленной серы, и за считанные часы погибло всё и вся в этой окрестности так, что до сих пор не подлежит восстановлению жизнь в той окрестности: считается, что нынешнее Мёртвое море - территория бывшего распутного пятиградия.
Так Бог наказал нечестивых по воплю жалоб с земли на них, проверив, точно ли это так. Если бы вопль земли на бесчинство этих городов не подтвердился, Бог не стал бы их уничтожать.

19:26 Жена же [Лотова] оглянулась позади его, и стала соляным столпом.
Жена Лотова обернулась и превратилась в соляной столб. Мы не знаем, почему она обернулась, однако знаем, что семья Лота была предупреждена о запрете оглядываться назад, этот запрет был нарушен женой Лота.
Отнеслась ли она легкомысленно к повелению Бога, сожалела ли об участи города или хотела попрощаться со своим прошлым - не имеет значения. В отличие от Лота, не захотевшего выполнить повеление Бога спасаться на гору - жене Лотовой не была оказана милость спасения даже ради праведного Лота. Не посчитал, выходит, Бог нужным спасать от смерти эту женщину. Это - достаточное свидетельство тому, что она, выходит, не была в глазах Его – праведной хотя бы в той степени, в какой праведником был Лот.
А потому и сказано, что каждый - только за себя сможет отчитаться пред Богом, и своею праведностью, к сожалению, ни один служитель Божий не спасёт своих родственников от суда Божьего – Иез.14:20. Много может молитва праведника за своих ближних, однако нечестивые поступки наших ближних, тем не менее, будут свидетельством против них в день суда.

19:27-29 И встал Авраам рано утром и [пошел] на место, где стоял пред лицем Господа,
28 и посмотрел к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи.
29 И было, когда Бог истреблял города окрестности сей, вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал города, в которых жил Лот.
Тексты, которые сообщают об отношении просьб Авраама к происшедшему в Содоме и Гоморре и к спасению семьи Лота.

19:30 И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его.
Хотя Лот выпросил для себя спасение в городе Сигоре, со временем он и оттуда сбежал на гору, как с самого начала ему было предложено Иеговой. Выбор прекрасной земли, которая оказалась Содомом и Гоморрой – ничему, похоже, его не научил: что могло быть доброго в одном из городов пятиградия земли Содомской?
Не помешало бы всем нам извлекать уроки из своих оплошностей, чтобы не оказаться вечно учащимися и не могущими научиться истине -2Петра 2:21,22, 2Тим.3:7
А ещё интересно, что Бог решил пощадить весь развращённый Сигор в угоду Лоту, однако не посчитал нужным сохранить Лоту жену.

19:31-38 И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли;
32 итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя.
33 И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим: а он не знал, когда она легла и когда встала.
34 На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя.
35 И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала.
36 И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего,
37 и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав. Он отец Моавитян доныне.
38 И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми. Он отец Аммонитян доныне.

Гора, куда пришлось сбежать из Сигора Лоту- это, видимо, настолько нелюдимое и пустынное место, что дочери Лота испугались остаться в вечных девах. Эта перспектива ничуть не радовала девушек, они решили исправить ситуацию собственными методами: отголоски развращённого Содома, в котором они выросли, отозвались и в них непристойным поведением.
Трудно сказать, как им пришло в голову иметь детей от отца, ещё труднее представить, как это оказалось возможным (ведь Лота спаивали до беспамятства и изнеможения), но факт остаётся фактом: От этой непозволительной с точки зрения Бога связи (Левит18:6) произошли два народа – Аммонитяне и Моавитяне (Второз.2:18,19), так называемые родственники Авраама, не пожелавшие впоследствии занять сторону Иеговы и не принятые поэтому Им к Себе в народ - Второз.23:3,4., Неемия 13:1,2.
Остаётся надеяться, что праведный Лот, будучи в здравом уме, не допустил бы этого, поэтому дочерям пришлось напоить его.

На примере Лота интересно проанализировать падение скорости реагирования на Божью весть и исполнение Его воли, а так же проверить себя, насколько быстро падает скорость нашего реагирования на то, что мы узнаём от Бога, если приходится предпринимать какие-то решительные действия.

19:12 –Лоту сообщают, что город будет истреблён.
19:14 –Он незамедлительно реагирует и сообщает об этом зятьям – исполняет волю Бога с чувством неотложности и ответственности.
19:15,16 – Лот уже медлит. Хотя прошёл малый промежуток времени. В чём может быть причина?

1. Зятьям показалось, что Лот шутит . Нас часто обескураживает и охлаждает реакция людей на весть о спасении Божьем и Его намерении в отношении жителей Земли.

2. Жена Лотова оглянулась – значит, можно предположить, что она не была столько же убеждена в справедливости Божьих требований, как Лот, живя с ним. А плохое влияние наших домашних на нас – известно (Мтф.10:36).

Анализ подобных примеров поможет нам избежать неприятностей, если мы не станем повторять их ошибок, и не позволим ни обстоятельствам, ни близким нам людям разрушать наши взаимоотношения с Создателем –Второз.13:6-10.