Не запускается игра шадов оф вор. Middle-earth: Shadow of War - не работает технология больших страниц

Не запускается игра шадов оф вор. Middle-earth: Shadow of War - не работает технология больших страниц
Не запускается игра шадов оф вор. Middle-earth: Shadow of War - не работает технология больших страниц

Сколько бы скандалов не было вокруг данной игры, она безусловно является одной из самых крутых, брутальных и зрелищных экшенов современности. Анимация, боевка, атмосфера, все на высоте! Да, возможно игра может приесться, места становится скучновато, серые пейзажи так же надоедают. Но перед этим, необходимо зарубить тысячи и тысячи врагов, что бы игра надоела! Но речь естественно не об этом. Столь масштабная и технологическая игра не могла быть обделена различными техническими проблемами. Данная статья посвящена наиболее часто встречающимся проблемам с игрой Middle-Earth: Shadow of War и способам их устранения. Но по традиции, перед запуском игры удостоверьтесь, что Ваша система соответствует хотя бы минимальным требованиям игры.

Игра не запускается

При запуске игры возникает ошибка error 0×80070005. Данная ошибка возникает у игры, купленной в Microsoft Store . В первую очередь стоит обновить свою операционную систему. Так же следует отключить фаервол.

Ошибка 0xc00007b при запуске игры. Необходимо обновить операционную систему. Чаще всего данная ошибка возникает у обладателей операционной системы Windows 7 Service Pack 1 .

Недоступно API Direct3D 11.1 . Стоит обновить операционную систему, а так же установить Internet Explorer 11 . После проделанных операций, необходимо перезагрузить компьютер.

При запуске игра тут же прекращает работу. Необходимо найти файл render.cfg в папке настроек игры. Примерный путь: C:Users(имя_пользователя)/Documents/WB Games/Shadow of War/ находим параметр Windowed и меняем значение на «2 »

При запуске игра выдает ошибку про отсутствие какого либо файла.dll , то следует переустановить игру или проверить целостность файлов в Steam версии. Рекомендуется переустановить игру с отключенным антивирусом, так как есть вероятность, что это он затирает файл при распаковке. Так же можно просто найти недостающий файл.dll в интернете и закинуть его в корневую папку игры, но это довольно опасно, так как есть вероятность скачать зараженный файл.

Если игра зависает прямо на начальной заставке, то вероятнее всего, у Вас подключены геймпады к компьютеры. Решение данной проблемы заключается в отключении USB-контроллеров . Оставьте только один, в некоторых случаях придется вовсе отказаться от геймпадов и играть при помощи мыши и клавиатуры. Так же есть вероятность, что игра зависает из за нехватки ресурсов системы. В таком случае стоит освободить ресурсы, отключив все ненужные процессы.

Игра вылетает

На данный момент не замечены вылеты, связанные с ошибками игры. Если таковы и были, то они устранены патчами.

Если же игра вылетает без ошибок, то это следствие нехватки ресурсов системы. Перед запуском игры завершите все ненужные процессы. Так же советую отключить антивирус, так как он может потреблять много ресурсов, сканирую данные в памяти во время игры.

Так же если игра закрывается и выдает ошибку с кодом типа 0xXXXXXXXX , то это ошибка, связанная с операционной системой, а не с игрой на прямую. В таком случаем по коду ошибки можно найти описание причины в интернете и возможно даже способ ее устранения.

Игра тормозит

На данный момент игра работает достаточно стабильно, и если она у Вас зависает то помочь могут лишь стандартные рекомендации на подобии: обновить драйвера на видеокарту, освободить ресурсы системы, понизить уровень графики в настройках.

Прочие проблемы

Не загружается HD Textures Pack . Данный пакет добавляет в игру 4К текстуры . Проблема кроется в том, что у многих игроков он не загружается отдельно. В таком случае придется полностью удалить игру и поставить ее на загрузку вновь, вместе с HD Textures Pack .

Время от времени графика в игре ухудшается, текстуры становятся меньшего разрешения. Это не проблема, а дополнительная настройка игры для стабильной ее работы. Отключив данную настройку, Вы рискуете получить проседания в FPS . Настройка Динамическое разрешение позволяет понижать разрешение, когда Ваша система перестает справляться с объемом графики. Вы всегда можете отключить данную настройку, но в таком случае FPS будет нестабилен.

Monolith Productions и WB Games представили продолжение игры Shadow of Mordor. В Middle-earth: Shadow of War герой Талион возвращается, чтобы бросить решительный вызов Саурону и собрать свою армию. Это крупная песочница с уникальными военно-социальными элементами. В мире игры много персонализированных врагов, которые сражаются с героем и воюют за власть между собой. Не обошлось без визуальных улучшений и соответствующего роста системных требований. В итоге максимальное качество графики по силам только мощным современным видеокартам. Какие графические ускорители позволяют комфортно играть при хорошей картинке с высокими или максимальными настройками? Выясним это в данном тестировании.

Middle-earth: Shadow of War использует собственный движок Firebird Engine, который является результатом развития движка Lithtech. Работает в среде DirectX 11. Игра демонстрирует большие детализированные пространства со сложной геометрией поверхностей. Шероховатые камни и неровный грунт радуют глаз объемными камнями и множеством мелких неровностей. Используется тесселяция, которая улучшает геометрию таких сложных поверхностей и сглаживает контуры на некоторых персонажах.

Определенные компоненты игры вынесены в бесплатные дополнения. Это 4K Cinematic Pack с улучшенными видероликами формата 4K и пакет текстур высокого разрешения High Resolution Texture Pack. Если вы обладаете мощным ПК и монитором высокого разрешения, не забудьте добавить эти элементы в корзину Steam для последующей загрузки. Полная версия игры занимает около 100 ГБ.

С High Resolution Texture Pack игра порою поражает степенью проработки текстур. Это хорошо видно в ближней зоне видимости. Общие панорамы не всегда демонстрируют захватывающие пейзажи. Доминирование серой цветовой гаммы и определенная однотипность в дизайне снижают общую планку визуального восприятия.

Игра имеет детальные настройки графики для разных параметров и несколько готовых профилей качества. Стоит отметить возможность масштабирования разрешения прямо в игре, что позволяет использовать сверхвысокие разрешения без активации NVIDIA DSR. Такая регулировка разрешения позволяет задействовать и пониженные режимы разрешения с качественным четким интерфейсом. Есть настройки ограничения по частоте кадров. Если выбрать ограничение в 50-60 fps на производительной видеокарте, это позволит ей работать не на полную мощность, удерживая меньшие температуры и шум. Поддерживается технология NVIDIA Ansel.

Лучше оценить максимальное качество графики можно по нашей специальной подборке скриншотов в 4K.

Выясним, кто обеспечит оптимальную производительность в Full HD и в более высоких разрешениях при максимальном и высоком качестве графики. Сравним видеокарты NVIDIA и AMD в разных режимах.

В тестировании примут участие модели разных поколений и разных ценовых категорий. Характеристики участников тестирования приведены в двух таблицах.

GeForce GTX 1080 Ti

GeForce GTX 1070 Ti

GeForce GTX 1060 6GB

GeForce GTX 780 Ti

GeForce GTX 1050 Ti

Архитектура

Кодовое имя GPU

Количество транзисторов, млн.

Техпроцесс, нм

Площадь ядра, кв. мм

Количество текстурных блоков

Количество блоков ROP

Частота ядра*, МГц

Шина памяти, бит

Тип памяти

Объём памяти, Мбайт

Интерфейс

Уровень TDP, Вт

*Указаны частоты Base Clock и Boost Clock, отвечающие стандартным спецификациям.

Radeon RX Vega 64

Radeon RX 560 4GB

Архитектура

Кодовое имя GPU

Количество транзисторов, млн.

Техпроцесс, нм

Площадь ядра, кв. мм

Количество потоковых процессоров

Количество текстурных блоков

Количество блоков ROP

Частота ядра, МГц

Шина памяти, бит

Тип памяти

Эффективная частота памяти, МГц

Объём памяти, Мбайт

Интерфейс

Уровень TDP, Вт

Все графические ускорители протестированы в номинале. Использовались референсные решения или модели, частоты которых корректировались таким образом, чтобы отвечать стандартным спецификациям.

Описание тестовой конфигурации ниже.

Тестовый стенд

  • процессор: Intel Core i7-6950X @4,1 ГГц
  • материнская плата: MSI X99S MPOWER
  • память: DDR4 Kingston HyperX HX430C15SB2K4/16, 3000 МГц, 4x4 ГБ
  • жесткий диск: Hitachi HDS721010CLA332, 1 TБ
  • блок питания: Seasonic SS-750KM
  • операционная система: Windows 10 Ultimate x64
  • драйвер GeForce: NVIDIA GeForce 388.13
  • драйвер Radeon: Crimson Edition 17.11.1

Для тестирования задействован встроенный игровой бенчмарк, который прогонялся по 6 раз на каждой видеокарте. Средний fps взят из показаний этого теста, а минимальный fps контролироваться при помощи Fraps.

При тестировании в разрешении 1920x1080 задействовано несколько профилей качества. Старшие видеокарты тестировалоись только в самых тяжелых режимах.

Начнем с настроек Very High.

Такая конфигурация настроек предполагает переключение текстур в высокое качество, но даже в этом режиме задействовалось 4 ГБ видеопамяти. И по факту видеокарты с меньшим объемом буфера не могут обеспечить приемлемые результаты. Даже GeForce GTX 1050 Ti показывает 25-38 fps, что устроит только крайне нетребовательного игрока. До 12% проигрывает GeForce GTX 960 с 2 ГБ, но эта видеокарта мощнее всех бюджетных Radeon. Среди последних лучшие результаты у Radeon RX 560 с 4 ГБ. Нормально играть можно уже на GeForce GTX 780 Ti. Хорошую производительность обеспечит GeForce GTX 1060 . Radeon RX 580 проигрывает по минимальному fps.

Сравним самые простые видеокарты из нашего списка при настройках графики High.

Снижение параметров выводит показатели GeForce GTX 1050 Ti на приемлемый уровень. Результаты GeForce GTX 960 на 14% ниже, что можно компенсировать разгоном. Для остальных видеокарт придется еще сильнее понижать качество графики.

Теперь сравним старшие видеокарты при максимальной графике. Выбран профиль настроек Ultra.

С такими установками игра задействует максимальное качество текстур, и бенчмарк уже загружает 8 ГБ видеопамяти. К сожалению, в нашем распоряжении была видеокарта Radeon RX 480 с 4 ГБ (она же Radeon RX 580 с повышенными частотами), и ей явно не хватило памяти. Чрезвычайно низкие показатели минимального fps на Radeon явно обусловлены малым объемом памяти. Однако GeForce GTX 780 Ti при меньшем объеме не показывает столь серьезных просадок. Это значит, что решения NVIDIA лучше оперируют доступной памятью и обеспечивают более плавную производительность даже при малом объеме. GeForce GTX 1060 с 6 ГБ показывает хороший результат по средней частоте кадров, но возможны просадки ниже 40 fps. Самых требовательных игроков устроит GeForce GTX 1070 Ti, эта карта с мощным GPU и памятью 8 ГБ обеспечит 60-96 fps. Схожие показатели у Radeon RX Vega 64, флагман AMD немного лучше по средней частоте кадров. GeForce GTX 1080 Ti вне конкуренции, отрыв от Radeon RX Vega 64 достигает 23-45%.

Переходим к более высоким разрешениям. Вначале сравним видеокарты в 2560x1440 при настройках Very High.

GeForce GTX 1060 примерно на одном уровне с Radeon RX 580. Их потенциала маловато для комфортного игрового процесса, нужно дополнительное снижение параметров. Комфортно играть в высоком разрешении позволяет GeForce GTX 1070 Ti, увеличивается отрыв Radeon RX Vega 64. Самые высокие показатели у GeForce GTX 1080 Ti.

На фоне невысоких результатов GeForce GTX 1060 и Radeon RX 580 сравнение в Ultra-режиме проводилось только для старших видеокарт.

GeForce GTX 1070 Ti сохраняет хорошие показатели, хотя производительность снижается на 9%. Более серьезно падение результатов у Radeon RX Vega 64, по минимальному fps он хуже GeForce GTX 1070 Ti. Флагману AMD явно не хватает видеопамяти. Преимущество GeForce GTX 1080 Ti над Radeon RX Vega 64 достигает 25-51%.

Последним испытанием для старших карт станет тестирование в 4K.

При настройках графики ниже максимального уровня Radeon RX Vega 64 сохраняет хорошее преимущество над GeForce GTX 1070 Ti, но после повышения параметров с текстурами высокого разрешения разница между ними снижается. Нетребовательный игрок сможет играть на Radeon RX Vega 64 в 4K при графике Very High. Однако о комфортном игровом процессе можно говорить только на GeForce GTX 1080 Ti.

Флагманская модель NVIDIA позволяет задействовать и Ultra-режим. Иллюстрацией к этому служит видеоролик в 4K с нарезкой разных игровых моментов. Видео записано на GeForce GTX 1080 Ti с максимальной графикой (только вместо сглаживания TAA активно FXAA).

Счетчик кадров в углу показывает, что частота кадров держится в диапазоне 50-60 fps, в редкие моменты снижается до 40 fps. Загрузка видеопамяти достигает 9,5 ГБ.

Выводы

Никогда еще сражения с орками не были столь детализированными. Middle-earth: Shadow of War радует четкими текстурами и рельефными поверхностями, но за это приходиться расплачиваться высокими системными требованиями. Если вы хотите играть при Ultra-графике в Full HD с Hi-Res текстурами, то нужна видеокарта не слабее GeForce GTX 1060 6GB. Благодаря мощному GPU и высокому объему памяти GeForce GTX 1080 и GeForce GTX 1070 Ti могут обеспечить хорошую производительность в разрешении 2560x1440. C режимом 4K при максимальной графике хорошо справится GeForce GTX 1080 Ti. Radeon RX Vega 64 обеспечит высокую производительность в 2560x1440, но для 3840x2160 потребуется снижать настройки до уровня Very High.

Между графикой в режимах Ultra и Very High разница не критичная, но заметна в текстурах. Снижение до Very High хорошо ускорит видеокарты с ограниченным объемом памяти на борту, но и тут нужно не менее 4 ГБ. Этот режим подойдет для GeForce GTX 780 Ti или для Radeon RX 470/480/570/580 с 4 ГБ. Обладателям GeForce GTX 1050 Ti придется довольствоваться графикой уровня High, режим Very High возможен при разгоне, но при невысокой частоте кадров.

Читайте другие наши обзоры, следите за обновлениями через через

Средиземье: тени войны. Игра не загружается при начале осады крепости Нурнен.

Всем доброго времени суток! Столкнулся со странной проблемой: при начале штурма крепости Нурнен (по сюжету первый подобный штурм), игра виснет с концами на том моменте, где должен начаться ролик (судя по прохождениям на YouTube). Вместо этого - черный экран со значком загрузки и тишина. Комп довольно мощный, игра летает. Проверял целостность кеша, переустанавливал - не помогает. В игре 42 часа - обдино заново проходить, да и нет уверенности, что не история не повторится. К этому моменту Талион 25 уровня. Все капитаны завербованы, как и вожди (может, в этом причина?). Все возможные дополнительные миссии (за Келебримбора, по поиску воспоминаний Шелоб и гондорских реликвий) выполнены. Помогите..

Showing 1 -4 of 4 comments

Originally posted by Морской волк :

Originally posted by Морской волк :

Всем доброго времени суток! Столкнулся со странной проблемой: при начале штурма крепости Нурнен (по сюжету первый подобный штурм), игра виснет с концами на том моменте, где должен начаться ролик (судя по прохождениям на YouTube). Вместо этого - черный экран со значком загрузки и тишина. Комп довольно мощный, игра летает. Проверял целостность кеша, переустанавливал - не помогает. В игре 42 часа - обдино заново проходить, да и нет уверенности, что не история не повторится. К этому моменту Талион 25 уровня. Все капитаны завербованы, как и вожди (может, в этом причина?). Все возможные дополнительные миссии (за Келебримбора, по поиску воспоминаний Шелоб и гондорских реликвий) выполнены. Помогите..

дружище у меня точно такая же проблема, завис на осаде Нурна - тоже вечная загрузка, Талион 25 лвл......делать уже нечего, бегаю и сетевые виндетты выполняю, заново проходить нет смысла - читал на форуме -один чувак уже такое провернул не помогло....возможно это из-за недавнего патча, и видимо придётся ждать следующий.....но это облом века
Сегодня получилось загрузить игру! В ручную удалил и заново поставил самый новый драйвер (у меня Nvidia стоит). Попробуй тоже...

Разработанная студией Monolith Productions, Middle-earth: Shadow of War с сегодняшнего дня стала доступна на ПК, Playstation 4 и Xbox One. Согласно отзывам о ПК-версии игры, Skylake i5 совместно с GTX 1080 должен позволить вам запустить игру в ультра настройках и в 1440p без каких-либо фризов.

Играя в новую часть Middle-earth: Shadow of War в 4K, с другой стороны, уже может быть несколько проблематично. Однако, множество различных проблем и ошибок было встречено ПК пользователями во время игры в Middle-earth: Shadow of War, и в нашей сегодняшней статье мы будет обговаривать их.

Решения для различных проблем в Middle-earth: Shadow of War

Прежде чем мы начнем копаться в проблемах с Middle-earth: Shadow of War и искать на них решения, рекомендуется, чтобы вы сверили свой ПК с заявленными системными требованиями от Monolith Productions.

Системные требования Middle-earth: Shadow of War

Минимальные системные требования

  • ОС: Windows 7 SP1 с обновлением платформы
  • Процессор: AMD FX-4350, 4.2 GHz / Intel Core i5-2300, 2.80 GHz
  • Оперативная память: 6 GB ОЗУ
  • Видеокарта: AMD HD 7870, 2 GB / NVIDIA GTX 660, 2 GB
  • DirectX: Версии 11
  • Место на диске: 70 GB
  • Дополнительно: требуется x64
  • ОС: Windows 10 с Креативным обновлением
  • Процессор: AMD FX-8350, 4.0 GHz / Intel Core i7-3770, 3.4 GHz
  • Оперативная память: 12 GB RAM
  • Видеокарта: AMD RX 480, 4 GB or RX580, 4GB / NVIDIA GTX 970 4, GB or GTX1060, 6GB
  • DirectX: Версии 11
  • Сеть: Широкополосное подключение к интернету
  • Место на диске: 70 GB
  • Дополнительно: требуется x64

Как вы можете видеть, игра довольно довольно демократично обошлась к игрокам на ПК. Единственное, что немного удивило, так это 12 гигабайт в рекомендуемых требованиях. Но, учитывая, что сейчас уже 2017 год, то вскоре такой объем оперативной памяти для игр станет нормой.

Итак, с формальностями разобрались, вы убедились, что ваш ПК «потянет» игру и мы готовы перейти к главной части статьи — решению проблем с Middle-earth: Shadow of War.

Middle-earth: Shadow of War — ошибка Direct3D 11.1 API Is Not Available

Множество ПК-игроков указали, что они встретились с ошибкой в Middle-earth: Shadow of War во время попытки поиграть. Данная ошибка чаще всего появляется на ОС Windows 7 и она просит пользователей провести обновление системы, хотя в ней уже и так установлены последние обновления.

Однако, как оказалось, решение ошибки Direct3D 11.1 API Is Not Available в Middle-earth: Shadow of War довольно просто и находилось постоянно прямо перед носом. Все что вам нужно сделать — это загрузить и установить Internet Explorer 11, а затем перезапустить компьютер. Да, вот так вот все просто.

Middle-earth: Shadow of War — не загружается HD Textures Pack

Это одна из тех проблем в Middle-earth: Shadow of War, с которой столкнулись игроки, хотевшие поиграть в игру с текстурами в разрешении 4K. Несмотря на то, что данный пак текстур распространяется совершенно бесплатно, множество пользователей попросту не смогли загрузить его для себя.

Эта проблема в большинстве случаев возникает у тех игроков, которые заранее произвели загрузку Middle-earth: Shadow of War без HD Textures Pack. В настоящее время, решить эту проблему можно только с помощью полного удаления игры, а затем повторной ее загрузкой и установкой. Если вы сделаете это, то HD Textures Pack будет включен в вашу игру.

Также вы можете попробовать еще одну вещь: пройдите на страничку игры в Steam и кликните на кнопку добавления возле пункта HD Textures Pack. Это все еще не начнет загрузку увеличенных текстур, но если вы будете постоянно нажимать на эту кнопку, то Steam выставит пак в очередь на загрузку.

Middle-earth: Shadow of War — баг с аудио/высокочастотный писк

Некоторые игроки, запустив Middle-earth: Shadow of War, вместо нормально звука услышали на своих компьютерах какие-то писки или звук из игры, но невероятно низкого качества. Не прошло долго времени, как решение для этой проблемы было найдено.

Заключается оно в слишком высоком качестве формата звучания на компьютерах пользователей. Чтобы исправить звук в Middle-earth: Shadow of War, вам нужно нажать правой кнопкой мыши по значку динамика в Панели задач Пуск и выбрать «Устройства воспроизведения».

Затем дважды кликните на ваше звуковое устройство, например, колонки или динамики. Теперь перейдите во вкладку «Дополнительно». Нажмите на ниспадающее меню формата по умолчанию и выберите «16-бит, 48000 Гц». Сохраните изменения в настройках звука, войдите в Middle-earth: Shadow of War и наслаждайтесь игрой.

Middle-earth: Shadow of War — мыльная графика/текстуры

Загрузив и войдя в Middle-earth: Shadow of War, множество игроков были не удовлетворены качеством картинки: она совершенно нечеткая, можно даже сказать — мыльная. Тоже самое относится к текстурам. Однако, это вовсе и не проблема, а специальная настройка в Middle-earth: Shadow of War, которая понижает качество картинки.

Зайдите в графически настройки игры и найдите там пункт «Динамическое разрешение». Полностью отключите ее и графика в игре станет кристально чистой. Данная опция нужна для поддержки стабильной кадровой частоты. Если FPS в игре начинает вести себя нестабильно, то Динамическое разрешение автоматически снижает разрешение рендера игры.

Middle-earth: Shadow of War — игра не отображается на главном мониторе

Оказывается, у Middle-earth: Shadow of War также наблюдаются проблемы и при работе на нескольких мониторах. Некоторые пользователи отмечают, что игра запускается только на втором мониторе, но не на главном. Однако, решение уже существует. Все что вам нужно сделать, так это зайти в графические настройки игры и выставить полноэкранный режим.

Как только вы выставите такой режим, нажмите комбинацию Alt+Enter, чтобы перевести Middle-earth: Shadow of War в оконный режим. Затем возьмите и перетащите окошко с игрой на ваш главный монитор. Теперь снова нажмите на Alt+Enter. Middle-earth: Shadow of War теперь будет постоянно запускаться на главном мониторе.

Middle-earth: Shadow of War — игра зависает на заставке

Некоторые пользователи уведомляют, что их копия игры может зависать прямо на заставке. Данная проблема, как уже было выяснено, каким-то образом связана с подключение нескольких контроллеров посредством USB-интерфейса. Если у вас подключено несколько геймпадов к компьютеру, то отключите один на время игры в Middle-earth: Shadow of War и проблема будет решена. Если зависание все еще происходит, то попробуйте обновить драйвер для видеокарты до последней версии.

Middle-earth: Shadow of War — низкий FPS/рывки/низкая производительность

Большинство игроков, столкнувшись с низкой производительностью или рывками в Middle-earth: Shadow of War, смогли решить проблему с помощью двух простых шагов: обновление драйверов для своей видеокарты и запуск игры на дискретном графическом ускорителе.

Второй шаг относится к пользователям, в системе которых присутствует как дискретная, так и интегрированная графика. Если у вас есть дискретная видеокарта, то никогда даже не пытайтесь запускать на ней какие-то тяжелые приложения или видеоигры — она для этого не предназначена!

Middle-earth: Shadow of War — мерцания экрана

Если вы столкнулись с каким-то подобием мерцания экрана, то проблему можно решить просто перейдя на Оконный режим без рамки. К сожалению, в данный момент — это единственное решение проблемы с мерцанием в Middle-earth: Shadow of War.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

В основном, эта ошибка встречается у пользователей Windows 7 и просит игроков обновить Windows, хотя у них установлены все последние обновления.

Однако исправление этой ошибки довольно простое и неожиданное. Все, что вам нужно сделать, это загрузить IE 11 (Internet Explorer 11) и перезагрузить систему. Также попробуйте установить свежий DirectX и Visual C++ .

Проблемы с музыкой/звуком в Shadow of War

Перейдите в настройки звука, щелкнув правой кнопкой мыши на значок аудио в правом нижнем углу экрана. Выберите "Воспроизведение устройств", затем откройте свойства того устройства, которое включено - для большинства это будут "Динамики".

В свойствах выберите "Дополнительно" и измените формат по умолчанию на 16 бит, 48000 Гц.

Размытые текстуры/графика в Shadow of War

Зайдите в игровые опции и отключите "Динамическое разрешение".

Shadow of War зависает на стартовом экране

В некоторых случаях эта проблема связана с несколькими устройствами, подключенными к вашей системе через USB. Просто отключите их, и все будет хорошо. Если проблема осталась, обновите драйверы видеокарты.

Низкий FPS/зависания в Shadow of War

- Скачайте свежие видеодрайверы.

Отключите все антивирусные программы.

Нажмите Ctrl + Alt + Del и в диспетчере задач найдите процесс ShadowofWar.exe. Установите для него высокий приоритет.

Отключите вертикальную синхронизацию (Vsync) и убедитесь, что Shadow of War соответствует разрешению вашего рабочего стола.

Попробуйте запустить игру в полноэкранном режиме, а затем в окне, чтобы увидеть, есть ли какие-либо изменения в производительности.

Убедитесь, что вы используете дискретную видеокарту (AMD/Intel), а не встроенную (к примеру, Intel HD Graphics).