Дмитрий коган семья. Дмитрий Коган: биография, репертуар, проекты

Дмитрий коган семья. Дмитрий Коган: биография, репертуар, проекты
Дмитрий коган семья. Дмитрий Коган: биография, репертуар, проекты

Выступление Когана и камерного оркестра «Московская камерата» прошло на одном дыхании. В предвкушении исполнения очередного произведения зал замирал — ни скрипа кресел, ни дыхания зрителей. А после виртуозного исполнения — шквал аплодисментов.

В концертной программе музыкант сыграл на уникальных скрипках работы Николо Амати (самая старинная скрипка, 1665 г.), Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери дель Джезу, Джованни Батиста Гваданини и Жана Батиста Вильома.

Перед выступлением Дмитрий Коган пообщался с журналистами и первым делом извинился за своё опоздание:

Ваш город развивается, и это отражается на количестве в нём автомобилей. Я не помню, чтобы раньше здесь было столько пробок. Этот тур по странам мира был задуман четыре года назад, в него каждый раз входят новые инструменты, с которыми мы гастролируем по разным городам. И я очень рад, что Тула включена в него: в вашем городе я выступаю с детства, и у меня сложилось о нём самое лучшее впечатление. И играть для туляков для меня большая радость и большая честь. Инструменты можно аккумулировать из коллекций, где они хранятся, лишь на полтора месяца в году.

Проект «Пять великих скрипок» начался 30 марта в Лондоне и заканчивается сегодня в вашем городе. Затем они отправятся к своим владельцам.

— С каким чувством вы берёте в руки эти скрипки и какая из них Вам нравится больше всех?

У меня здесь только одно сравнение: это всё равно что общаться с пятью потрясающими девушками. И если одну похвалить, то остальные четыре обязательно отомстят: это же не просто музыкальные инструменты, но живые существа — каждая со своим характером, со своей «биографией». Недаром и форма скрипки напоминает женскую фигуру. И когда у меня спрашивают, какую предпочитаю, я отвечаю: «Все!» У каждой — своё звучание. К примеру, великий Страдивариус, как он подписывался по-латыни, в своих инструментах ближе всего подошёл к тембру человеческого голоса, за что был удостоен славы, какой не знали ни его предшественники, ни последователи. Работы Амати — небольшие, с нежным, звенящим и удивительно певучим серебристым звуком.

— Много ли времени было отведено на знакомство с вашими «девушками»?

Когда скрипки прибыли, у меня было всего три дня, чтобы привыкнуть к инструментам, что было сложно. Но подобные испытания в жизни музыканта случаются часто, да и выхода не было. Ну, а после первого концерта стало легче…

— Скрипки представляют огромную ценность. Как их перевозят из города в город?

Все меры безопасности соблюдены, в соответствии с контрактом, хотя в некоторых городах предосторожность бывает даже излишней. К примеру, пару лет назад в одном городе местный министр внутренних дел приставил к нам со скрипками целый автобус омоновцев с автоматами, в камуфляжной форме. Причём парни не только днём меня сопровождали на репетицию и на концерт, но и ночью стояли в дозоре под дверью гостиничного номера. Признаюсь, я себя при этом чувствовал неуютно: как заключённый. Но пришлось смириться… А однажды на таможне в Германии служитель закона проявил бдительность.

Я летел на концерт и с собой вёз три скрипки. Таможенник заинтересовался: зачем мне так много, не контрабандист ли я?

И потребовал доказать, что я скрипач. Я был вынужден достать скрипку и сыграть в аэропорту. Потом мой контролёр вдруг куда-то ушёл, я озадачился, а вернулся с толпой коллег и попросил сыграть ещё. Отказать было бы невежливо…

— Насколько сегодня, по-вашему, востребована классическая музыка?

Я никогда не чувствовал её невостребованности, она просто необходима людям, и так будет всегда. Конечно, скрипач или пианист никогда не будут так популярны, как эстрадный певец или рэпер, но исполнители в другом жанре могут появляться и исчезать, а классика вечна. Это, кстати, единственный вид музыкального искусства, который лечит болезни. Я недавно приходил в один крупный кардиологический институт к его директору, и тот мне показал инновационное отделение. Там несколько палат, где пациенты слушают музыку Гайдна, барочную музыку, старых итальянцев, Чайковского, Глинку. Я был удивлён и обрадован одновременно.

— А вы смотрите музыкальные шоу по телевизору?

Нет, на это просто нет времени. В основном смотрю новостные программы — в машине, в аэропорту.

— Вы как-то сказали, что музыкант на концерте выкладывается, как спортсмен на соревнованиях.

Да, в моей профессии элемент «физики» присутствует: режим, техника игры… Мало чувствовать, надо уметь донести это до публики, а всё делается руками, как ни крути. Другое дело, что в спорте не всегда присутствует духовная составляющая, хотя, говорят, Марадона именно творил на поле, а не просто играл.

— А как вы отдыхаете?

Очень хочу заняться спортом, но не получается. А так люблю водить автомобиль, хорошее кино, люблю просто слушать музыку. Разную. Знаете, я вчера по телефону говорил с моим другом, который старше меня на 20 лет, всю жизнь занимался бизнесом, был загружен. И вот он мне сказал: «А сейчас я учусь отдыхать…» А я уеду на пару дней, и начинается: сто звонков, потом разучиваю новое произведение… Отдыхать я пока так и не научился.

Глас народа

Татьяна Евстигнеева

Я первый раз на таком концерте, приехала из Богородицка. Я люблю классическую музыку, дома она у нас звучит всегда. На ней духовно воспитываются дети.

Родившись 27 октября 1978 года в легендарной русской музыкальной семье, Дмитрий Коган, являлся одним из ведущих российских классических музыкантов нашего времени. Его дед – Леонид Коган – один из величайших скрипачей 20 века, бабушка Елизавета Гилелс – знаменитая скрипачка и сестра пианиста Эмиля Гилелса, с детства привили Дмитрию любовь к классической музыке. Дмитрий начал обучение игре на скрипке в 4 года, с шести лет учеба продолжилась в ЦМШ при Московской консерватории, первый общественный дебют – концерт с симфоническим оркестром – состоялся в возрасте 10 лет, свой первый концерт в Большом Зале Московской консерватории, Дмитрий сыграл в пятнадцатилетнем возрасте. Образование продолжилось в Академии имени Сибелиуса в Хельсинки.

Заслуженный артист Российской Федерации, Коган выступал с ведущими российскими оркестрами, таким как, Филармонический оркестр Санкт Петербурга, Московский Государственный симфонический оркестр, Симфонический оркестр имени Чайковского, Российский национальный оркестр, Большой симфонический оркестр, Московский филармонический оркестр и Государственный оркестр России. В 1997 году в симфоническом зале Бирмингема музыкант исполнил свой дебютный концерт Чайковского для скрипки в Великобритании. Дебют в США был отмечен концертом с симфоническим оркестром Юты в возрасте 20 лет. Дмитрий Коган постоянно выступал с концертами в роли солиста с ведущими симфоническими оркестрами и дирижерами в самых престижных залах Европы, Азии, Ближнего и Дальнего Востока, бывших республиках СССР и странах Балтии, а именно, в Венском зал “Musikverein”, Берлинском “Konzerthaus” и Зале Филармонии, в зале “Barbican” в Лондоне, “Herkulessal” в Мюнхене, “Rudolfinum” в Праге, Кремлевском Дворце в Москве, Большом Зале Московской консерватории, Большом Зале Филармонии в Санкт Петербурге.

Дмитрий Коган участвовал во многих престижных мировых фестивалях, таких как, Corinthian Summer Festival (Австрия), Menton Music Festival (Франция), Montreux Jazz Festival (Швейцария), Perth Festival (Шотландия), музыкальных фестивалях в Афинах, Вильнюсе, Шанхае, Огдене и Хельсинки, а также фестивалях “Русская Зима”, “Черешневый Лес”, “Кремль музыкальный”, “Сахаровский фестиваль” и многих других.

Великолепно выступая в качестве как ведущего солиста, камерного музыканта, записывающего артиста так и дирижера, программа Когана также включала цикл из 24 каприсов Николо Паганини, долгое время считавшихся невозможными для исполнения, что, в свою очередь, включает Когана в ограниченное число мировых скрипачей, исполнявших весь цикл. Дмитрий записал ряд компакт дисков с ведущими мировыми звукозаписывающими компаниями мира.

Музыкант посвящал много времени и усилий восстановлению и укреплению статуса классической музыки в системе ценностей современного общества. Дмитрий не только проводил мастер классы в различных странах мира, но также принимал участие в деятельности благотворительных обществ, оказывая поддержку акциям в пользу детей и молодежи.

В апреле 2009 года Коган стал первым скрипачом, давшим концерт для полярников на Северном полюсе. В 2011 году, Дмитрий создал Фонд поддержки уникальных культурных проектов. Открытие Фонда ознаменовалось концертом Дмитрия, в ходе которого пять великих скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, Гваданини и Вильом, раскрыли богатство и глубину своего звучания в талантливых руках Дмитрия.

Дмитрий Коган – автор и художественный руководитель Международного фестиваля имени Леонида Когана, а также ежегодного фестиваля “Дни высокой музыки”, который получил широкое признание по всей России. В 2012 году Коган явился инициатором создания Волжского фестиваля духовной музыки, который стал знаменательным событием для всего края.

Коган был почетным профессором Афинской консерватории, художественным руководителем оркестра “Московская камерата” и Волжского симфонического оркестра. В апреле 2013 года, Дмитрий был назначен художественным руководителем фестиваля “Кремль Музыкальный”.

В 2013 году Коган был приглашен выступать на Международном Экономическом Форуме в Давосе для аудитории ведущих мировых лидеров. Осознавая ценность музыки, а также ее дипломатическое и образовательное значение, Дмитрий давал концерты для Президента России, Премьер Министра страны, а также для лидеров мировых держав.

В 2015 году Дмитрий осуществил грандиозный проект “Время Высокой Музыки”, в ходе которого аудитория 85 регионов России имела возможность познакомиться с классической музыкой в исполнении уникального солиста, который выступал на легендарной скрипке “Робрехт”, созданной в 1728 году великим мастером Бартоломео Джузеппе Антонио Гварнери (дель Джесу).

Дмитрий создал ряд музыкальных мультимедийных проектов, последним из которых стал проект “Легенда о Валентине”, премьера которого состоялась в Великобритании, в Лондонском Музее Науки.


Музыкант родился 27 октября 1978 года в Москве, в семье выдающихся музыкантов. Дедушка, выдающийся скрипач ХХ века Леонид Коган, бабушка – известная скрипачка и педагог Елизавета Гилельс, отец – дирижер Павел Коган. С шести лет начал заниматься на скрипке в ЦМШ при Московской консерватории. Образование продолжил в Академии имени Сибелиуса в Хельсинки.

В 10 лет Дмитрий впервые выступил с симфоническим оркестром, в пятнадцать - с оркестром в Большом зале Московской консерватории.

В 1998 г. стал солистом МГАФ. Скрипач выступает во всех крупных городах России, с лучшими оркестрами страны.

В 1997 году состоялся дебют Дмитрия Когана в Великобритании и США. С тех пор Дмитрий постоянно гастролирует в странах Европы, Азии, Америке, Австралии на Ближнем и Дальнем Востоке в странах СНГ и Балтии. Выступает с сольными концертами и ведущими симфоническими оркестрами на элитных концертных площадках мира.

У Дмитрия большое количество записей на радио и телевидении многих стран, также на CD и DVD. В его репертуаре практически все крупные концерты для скрипки с оркестром. Особое место в репертуаре скрипача занимает цикл из 24 каприсов Н. Паганини, долгое время считавшихся неисполнимыми. В мире всего несколько скрипачей исполняют весь цикл каприсов.

В апреле 2004 года Дмитрием Коганом сделана запись цикла каприсов Паганини. Всего у скрипача записано 6 компакт-дисков звукозаписывающими компаниями Delos, Conforza, DV Classics.

Дмитрий Коган - постоянный участник известных фестивалей: «Карентийское лето» (Австрия), а также в городах Перт (Шотландия), Ноттингем (Англия), Керкера (Греция), Загреб (Хорватия), Огдон (США). Дмитрий представляет Россию на фестивале им. П.И.Чайковского, фестивале «Русская Зима», фестивале Николая Петрова в Кремле, на Сахаровском фестивале, а также в Афинах, Монтоне, Мюнхене, Стамбуле, Гонконге, Шанхае, Риге и т.д.

Дмитрий Коган выступил организатором и художественным руководителем I Международного фестиваля им. Леонида Когана, прошедшего в декабре 2002 года. Дмитрий Коган - автор идеи и художественный руководитель ежегодного фестиваля «Дни Высокой Музыки», который с огромным успехом проходит во Владивостоке, а с 2005 г. и на Сахалине.

С 2004 по 2005 г. Д. Коган - Генеральный художественный руководитель Приморской государственной филармонии. С сентября 2005 г. - Председатель попечительского совета Сахалинской Государственной филармонии.

В декабре 2007 года основал и возглавил международный «Коган фестиваль», который с большим резонансом прошёл в Екатеринбурге.

В апреле 2009 года Дмитрий Коган первым из людей своей профессии дал концерт для полярников на Северном полюсе. Он также был первым из скрипачей, выступавшим с благотворительными концертами в Беслане и после землетрясения в г. Невельске. В сентябре 2008 года за благотворительную деятельность Дмитрию Когану присвоено звание «Почетный Гражданин города Невельска». Таким образом, Дмитрий стал самым молодым россиянином, которому когда-либо присваивалось такое звание.

Дмитрий Коган уделяет большое внимание деятельности по восстановлению статуса классической музыки в системе ценностей современного общества, проводит мастер-классы в разных странах.

В сезоне 2008-2009 гг. в рамках большого концертного тура по городам России, артист дал более 30 концертов от Петрозаводска и Санкт-Петербурга до Магадана и Южно-Сахалинска. Тур по 42 городам, который завершится в 2009 году, призван пропагандировать классическую музыку и привлечь внимание государства, общества и бизнеса к проблеме поддержки классического искусства как основе для формирования нравственно здорового поколения с классической системой ценностей.

Дмитрий Коган много времени посвящает благотворительной деятельности и поддержке акций в пользу детей и молодежи. Он входит в Совет по качеству образования при Президиуме Генерального Совета партии «Единая Россия и в инициативную группу, выступившую с Открытым письмом Президенту РФ с просьбой устрожить наказания за преступления, направленные против детей и подростков. Вместе с Дмитрием Коганом обращение подписали известные музыканты, актеры, журналисты, работники телевидения и просто люди, которым небезразлична эта серьезная проблема.

2006 год – Лауреат международной премии в области музыки DA VINCI.

В Москве на 39-м году жизни скончался известный скрипач Дмитрий Коган. Причиной смерти стал рак.

В Москве в возрасте 38 лет от онкологического заболевания скончался известный российский скрипач, Заслуженный артист России Дмитрий Коган.

О смерти Дмитрия Когана сообщила общественности его персональный ассистент Жанна Прокофьева.

Свои соболезнования родным, близким и коллегам Когана высказал премьер-министр России Дмитрий Медведев. "За свою короткую жизнь Дмитрий Коган успел подарить людям прекрасную музыку. Он умел искренне и проникновенно передавать красоту и глубину произведений великих композиторов. И потому музыка, которую он исполнял, была близка и понятна каждому", - сообщается на сайте российского правительства. Как отмечается в обращении Медведева, Коган делал все, чтобы музыка "звучала по всей стране". "Организовывал фестивали, участвовал в благотворительных акциях и искал одаренных детей, помогал им войти в прекрасный мир музыки", - отметил российский премьер.

Дмитрий Павлович Коган родился 27 октября 1978 года в Москве в известной музыкальной династии.

Его дедом был выдающийся скрипач Леонид Коган, бабушка - известная скрипачка и педагог Елизавета Гилельс, отец - дирижёр Павел Коган, мать - пианистка Любовь Казинская, окончившая Академию музыки им. Гнесиных.

С шести лет начал заниматься на скрипке в ЦМШ при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.

В 1996-1999 гг. Коган - студент Московской консерватории (класс И. С. Безродного) и, практически одновременно (1996-2000), студент Академии имени Я. Сибелиуса в Хельсинки, Финляндия, где занимался у И. С. Безродного и Томаса Хаапанена.

В десять лет Дмитрий впервые выступил с симфоническим оркестром, в пятнадцать - с оркестром в Большом зале Московской консерватории.

В 1997 году состоялся дебют музыканта в Великобритании и США. Дмитрий Коган постоянно выступает в самых престижных концертных залах Европы, Азии, Америки, Австралии, на Ближнем Востоке, в странах СНГ и Балтии.

Дмитрий Коган был участником престижных фестивалей мирового масштаба: «Каринтийское лето» (Австрия), музыкальный фестиваль в Ментоне (Франция), джазовый фестиваль в Монтре (Швейцария), фестиваль музыки в Перте (Шотландия), а также в фестивалях в Афинах, Вильнюсе, Шанхае, Огдоне, Хельсинки. В фестивалях - «Черешневый лес», «Русская зима», «Кремль музыкальный», «Сахаровский фестиваль» и многих других.

Особое место в репертуаре скрипача занимал цикл из 24 каприсов Н.Паганини, долгое время считавшихся неисполнимыми. В мире всего несколько скрипачей исполняют весь цикл каприсов. Всего у скрипача записано 10 компакт-дисков звукозаписывающими компаниями Delos, Conforza, DV Classics и другими. В его репертуаре практически все крупные концерты для скрипки с оркестром.

Музыкант уделял большое внимание деятельности по восстановлению статуса классической музыки в системе ценностей современного общества, проводит мастер-классы в разных странах, много времени посвящает благотворительной деятельности и поддержке акций в пользу детей и молодежи.

19 апреля 2009 года, в день празднования Пасхи, Дмитрий Коган первым из людей своей профессии дал концерт для полярников на Северном полюсе.

15 января 2010 года Когану было присвоено почётное звание «Заслуженный артист Российской Федерации».

В апреле 2011 года усилиями скрипача Когана и главы холдинга «AVS-групп», мецената Валерия Савельева был создан Фонд поддержки уникальных культурных проектов им. Когана. Публичным этапом первого проекта Фонда стал концерт Когана в Колонном зале Дома союзов 26 мая 2011 года. На российской сцене пять великих скрипок, Страдивари, Гварнери, Амати, Гваданини и Вильом, раскрыли богатство и глубину своего звучания в руках Дмитрия. Легендарная скрипка «Робрехт», созданная в 1728 году кремонским мастером Бартоломео Джузеппе Антонио Гварнери (дель Джезу), была приобретена Фондом поддержки уникальных культурных проектов и 1 сентября 2011 года передана Когану в Милане. Культурный проект «Пять Великих скрипок в одном концерте» с успехом презентуется скрипачом на лучших концертных площадках в России и за рубежом.

В январе 2013 года концерт «Пять Великих скрипок» был представлен Коганом на Всемирном Экономическом Форуме в Давосе в присутствии премьер-министра России Дмитрия Медведева, представителей мировой политической и бизнес-элиты.

В 2015 году Коган представил новый уникальный проект, включающий в себя исполнение «Времен Года» Вивальди и Астора Пьяццоллы с современной мультимедийной видеопроекцией.

В 2009-2012 годах Дмитрий был женат на Ксении Чилингаровой, дочери полярного исследователя и депутата Госдумы Артура Чилингарова.

Дискография Дмитрия Когана:

2002 - Брамс. Три сонаты для скрипки и фортепиано
2005 - Шостакович. Два концерта для скрипки с оркестром
2006 - Произведения для двух скрипок
2007 - Скрипичные сонаты Брамса и Франка. Пьесы для скрипки и фортепиано
2008 - Виртуозные пьесы для скрипки и фортепиано
2009 - Диск посвященный 65-ти летию Великой Победы
2010 - Произведения для скрипки с камерным оркестром
2013 - «Пять великих скрипок» (русское издание)
2013 - «Пять великих скрипок» (зарубежное издание)
2013 - «Время высокой музыки». Благотворительный диск

Заслуженный артист России, скрипач Дмитрий Коган скончался в Москве на 39-м году жизни после тяжелой болезни. Пианист, дирижер Александр Гиндин в эфире радио Sputnik выразил надежду, что все идеи замечательного музыканта и организатора останутся с нами.

Прощание со скрипачом Дмитрием Коганом пройдет в субботу, 2 сентября, в Колонном зале Дома союзов, сообщил пианист Юрий Розум.

"В субботу панихида предварительно запланирована на 11:00 в Колонном зале, потом отпевание на Ордынке", - сказал Розум.

Заслуженный артист России, известный скрипач Дмитрий Коган скончался во вторник в Москве после тяжелой болезни.

Коган был одним из немногих скрипачей, исполнявших весь цикл из 24 каприсов Никколо Паганини, и первым, кто дал концерт для полярников на Северном полюсе (2009).

Дмитрий Коган. Пять великих скрипок / Dmitri Kogan. Five great violins

С 2002 года он начал организовывать различные фестивали и мероприятия, которые пропагандировали классическую музыку. Скрипач был автором и художественным руководителем первого Международного фестиваля им. Леонида Когана, возглавлял международный Коган-фестиваль в Екатеринбурге, позднее - ежегодный международный фестиваль "Дни высокой музыки", который проходил во Владивостоке, на Сахалине, в Челябинске, Самаре, Хабаровске. В 2012 году по его инициативе был основан Волжский фестиваль Духовной музыки.

Пианист, дирижер, заслуженный артист России Александр Гиндин, лично знавший музыканта, в эфире радио Sputnik выразил надежду, что идеи, которые привнес Дмитрий Коган, будут реализовываться и после его смерти.

"Я до сих пор не могу прийти в себя. Этот человек был фонтаном жизненных сил, фонтаном идей организации удивительных музыкальных проектов. До него в таких масштабах это мало кто делал и мало кто умел делать. У него всегда были новые идеи по развитию всевозможных концертов в рамках классической музыки и не только.

Прежде всего, он останется в памяти как замечательный скрипач и очень хороший музыкант. Это то, что он любил больше всего, и то, ради чего он пришел в этот мир. Надеюсь, что те идеи, которые он привнес, останутся. Потому что они очень правильные и очень близки каждому музыканту, но эти идеи и открытия были даны именно Диме", - сказал Александр Гиндин.

Дедом Дмитрия Когана был выдающийся скрипач Леонид Коган, бабушка - известная скрипачка и педагог Елизавета Гилельс, отец - дирижер Павел Коган, мать - пианистка Любовь Казинская, окончившая Академию музыки им. Гнесиных.

Для матери Когана - это сильнейший удар, отметил Александр Гиндин.

"Это представитель династии могикан. Когда уходят такие люди, это обидно и несправедливо, не говоря уже о том, какая это трагедия для его мамы. Они были очень близки, они были одно целое", - сказал Александр Гиндин.

Биография

29 августа 2017 года стало известно, что на 39-м году жизни скончался заслуженный артист РФ, скрипач Дмитрий Коган.

Дмитрий Павлович Коган родился 27 октября 1978 года в Москве в семье Павла Когана и Любови Казинской. Отец — скрипач и дирижер, народный артист РФ, главный дирижер Московского государственного академического симфонического оркестра. Мать — пианистка. Дедом по отцовской линии был Леонид Коган — один из наиболее выдающихся советских скрипачей, педагог, народный артист СССР.

С шести лет начал заниматься игрой на скрипке в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории им. Чайковского. В пятнадцать лет выступил с оркестром в Большом зале Московской консерватории. Окончил ЦМШ в 1996 году.

Дмитрий Коган. Страдивари/ Dmitri Kogan/ Stradivari violin

В 1996-1999 годах был студентом Московской государственной консерватории (занимался у Игоря Безродного и Эдуарда Грача), параллельно, в 1996-2000 годах, получал образование в Академии им. Я. Сибелиуса (Хельсинки, Финляндия), где его наставником был Томас Хаапанен.

В 1997 году Коган дебютировал с исполнением скрипичных произведений в США и Великобритании. В дальнейшем музыкант неоднократно выступал в наиболее престижных концертных залах Европы, Азии, Америки, Австралии.

В 1998 году стал солистом Московской государственной академической филармонии. Принимал участие в престижных международных фестивалях, проходивших в Австрии, Франции, Швейцарии, Китае и др. Также он выступал на проводившихся в России фестивалях "Черешневый лес", "Русская зима", "Кремль музыкальный" и др.

В 2010 году являлся солистом-инструменталистом федерального государственного унитарного предприятия "Госконцерт".

Был художественным руководителем Приморской краевой филармонии (Владивосток, 2004-2005 годы) и Самарской государственной филармонии (2011-2013 годы).

В 2014 году назначен художественным руководителем оркестра "Московская камерата".

Всего за карьеру выпустил 10 компакт-дисков. В 2013 году записал благотворительный альбом "Время высокой музыки". Он был издан тиражом более 30 тыс. экземпляров и безвозмездно передан в музыкальные школы, детские школы искусств, училища и высшие учебные заведения во всех субъектах РФ.

Скрипач вел активную благотворительную и культурно-просветительскую деятельность, регулярно выступал с мастер-классами.

Был организатором и художественным руководителем Международного фестиваля им. Леонида Когана, художественным руководителем фестиваля "Дни высокой музыки".

В 2011 году совместно с предпринимателем Валерием Савельевым создал Фонд поддержки уникальных культурных проектов им. Когана. Основное направление его деятельности — приобретение по всему миру и реставрация раритетных инструментов для передачи в безвозмездное пользование российским музыкантам.

В 2012 году был доверенным лицом кандидата в президенты РФ Владимира Путина.

Возглавлял попечительский совет Уральского музыкального колледжа (Екатеринбург).

Заслуженный артист РФ (2010).

Почетный гражданин Невельска (2008, Сахалинская область; звание присвоено за проведение благотворительных концертов в поддержку местных жителей после землетрясения 2 августа 2007 года).

В 2009-2012 годах был женат на Ксении Чилингаровой, дочери полярного исследователя Артура Чилингарова.

Лучшие цитаты Дмитрия Когана

Не секрет, что Дмитрия Когана очень любили журналисты. За свою недолгую жизнь музыкант дал немало блестящих, тонких, умных интервью. Он не кокетничал и не стеснялся отвечать на любые вопросы так, что порой озадачивал своей непосредственностью и прямотой.

«Комсомолка » выбрала лучшие цитаты Дмитрия Когана.

Сложно ли мне было играть в палатке на Северном полюсе? Да нет, не особенно. В некоторых наших концертных залах не на полюсе играть гораздо сложнее…

Музыкой заниматься — это прекрасно, вот только не надо детей мучить.

Выступление в подземном переходе дало мне урок. Я понял, что невозможно слушать искусство походя.

О критике

Как говорил мой друг Петров, критик — это не профессия, это профессиональная трагедия

Обиды — удел слабых людей или красивых девушек. А я — ни то, ни другое

О публике

Зачем скрывать, публика — самый лучший педагог. Это индикатор в жизни человека искусства.

Вижу свою деятельность как миссионерство. Сродни тому, что делает церковь, чтобы люди приходили в храмы. А я хочу, чтобы люди приходили слушать классическую музыку.

Не делю публику на профессиональную и непрофессиональную. Для меня любой слушатель ценен.

Для меня победа, если десять людей выходят из зала с желанием прийти вновь

О концертах

Моя бабушка говорила: вкусный борщ получается, когда есть всего понемножку. Вот и я так строю концерт, всего понемножку. Чтобы каждый слушатель ушел счастливым.

Не бывало еще концерта, которым я был бы доволен на сто процентов. Если процентов на 50 радуюсь — и то хорошо.

О скрипке

Руки у меня не застрахованы. Потому что если что-то случится с моими руками, то деньги не будут представлять для меня ценность. Я не представлю, как смогу жить без скрипки