Знаменитые классические скрипачи. Десять скрипачей, которые играют трендовую музыку Сообщение на тему известные скрипачи

Знаменитые классические скрипачи. Десять скрипачей, которые играют трендовую музыку Сообщение на тему известные скрипачи
Знаменитые классические скрипачи. Десять скрипачей, которые играют трендовую музыку Сообщение на тему известные скрипачи

Лидер - Страдивари?

Самые известные скрипки не только самые дорогие по стоимости или самые звучащие. В рейтинг инструментов входят и скрипки, получившие известность благодаря своему уникальному дизайну.

Стоит ли задавать вопрос, какие самые известные скрипки поют в руках современных исполнителей? Наверняка ведь ответ будет один – скрипки Страдивари. В крайнем случае, смогут вспомнить про инструменты Амати. Так ли это на самом деле?

Топ-5 с конца

Если составлять топ скрипок, то 5-6 место занимают не произведения старинных мастеров, а современные инструменты – электроскрипки, изготовленные для талантливого музыканта Стопппрд Линзи, которая их и заказала. Скрипки имеют особое звучание, и… уникальный дизайн, благодаря которому и объясняется цена – 2,2 млн. долларов. На каждом инструменте по 50000 кристаллов Сваровски!

Следующая место в рейтинге занимает скрипка, на которой играл сам Никколо Паганини. Вышла она из-под рук Гварнери дель Джезу, итальянского мастера, в 1742 году. Именно на этой скрипке исполнил Паганини свой легендарный концерт, во время которого у него лопнули все струны. Долгое время думали, что это только красивая легенда. Но оказалось – скрипка существует! И частный покупатель, не желающий огласки, приобрел ее для своей коллекции за 5 млн. долларов.

Почетное третье место занимает скрипка Гварнери, созданная в 1741 году. В настоящее время эксперты оценивают этот уникальный инструмент в 7 млн. долларов. Но ее владелец, российский предприниматель, приобрел ее когда-то за пол цены.

Второе место у скрипок Страдивари, одна из которых была продана за 9,8 млн. долларов. Великий мастер давал имя всем своим детищам – так он называл инструменты – и самую дорогую дочку зовут Леди Блант. Этот инструмент был сделан, даже можно сказать – исполнен, в 1721 году.

И на первом месте в рейтинге снова скрипка Гварнери – Вьетан. Вывел ее в свет гениальный скрипач, Никколо Паганини. Она считается самой ценной не только в денежном эквиваленте, но и по звучанию. Цена инструмента – 18 млн. долларов. Она находится во владении бельгийца Эжена Изаи.

Хотя в рейтинги скрипки Страдивари занимают второе место, большинство современных исполнителей предпочитают именно их. Инструменты имеют совершенно уникальное звучание, и каждую скрипку Страдивари можно узнать по голосу. Всего мастер изготовил более 1100 инструментов. До нашего времени дожили меньше половины.

Вспоминая самых известных скрипичных мастеров и самые известные скрипки нельзя не вспомнить инструменты, которые делал русский крепостной мастер Батов Иван Андреевич. Когда-то на инструменте Батова играл соперник Николло Паганини, Карел Липиньский.

Батов отреставрировал очень многие из скрипок Страдивари, которые сейчас звучат в руках российских исполнителей. Ходят слухи, что один из этих инструментов занимает девятое место в мировом скрипичном рейтинге. Стоимость его 1,2 млн. долларов.

Но все же можно видеть, что известные скрипки в своем большинстве - это скрипки итальянских мастеров. И очень приятно, что среди замечательных инструментов есть те, которые прошли через руки русского реставратора.

Скрипку нарекли не иначе, как «царицей ». Несмотря на кажущиеся хрупкость и изящество формы, в ней скрываются колоссальные возможности. Наверное, именно поэтому великие постоянно совершенствовались в ее игре.

Родоначальники скрипичного мастерства

Известный скрипач Николо Паганини еще при жизни стал гением музыкального скрипичного искусства. Отец заставлял его играть на инструменте буквально до изнеможения. Слава виртуоза разнеслась не только по всей Италии, но и по Европе. Кстати, именно Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари и Гварнери. Также у него была и скрипка Амати, семейства старейших мастеров смычковых .

Другой маэстро - Антонио Вивальди. Он был не просто великим композитором, а еще и являлся непревзойденным скрипачом. Он появился на свет в Венеции. Его первым учителем в игре на скрипке был отец. Уже будучи знаменитым композитором, дирижером, скрипачом и, в конце концов, виртуозом, он смог создать абсолютно новую музыкальную форму. Имеется в виду – скрипичный концерт. А его известное творение для скрипки с оркестром под названием «Времена года» приобрело буквально неимоверную популярность.

Вивальди был священнослужителем и иногда, в моменты вдохновения, мог прервать мессу, чтобы запечатлеть на бумаге новый шедевр. Закончилось такое служение маэстро лишением сана.
Известному отечественному музыканту Давиду Ойстраху было лишь три с половиной года, когда его отец принес домой игрушечную скрипку. Юный Давид воображал себя уличным музыкантом. Собственно это мечтание сбылось довольно быстро. Гастроли Ойстраха как концертирующего солиста начались, когда ему было лишь шестнадцать. А в 1937 году началась и международная слава. Именно тогда по всей планете разнеслась молва о неком скрипаче мирового масштаба. Самые маститые его коллеги отдавали ему пальму первенства.

Принцесса поп-скрипки

Сейчас принцессой эстрадной скрипки считается Ванесса Мэй. Именно эта хрупкая девушка смогла научить поколение 90-х любить классическую музыку. Ванесса родилась в один день с Паганини, а впервые она вышла на подмостки, когда ей было девять. В 1991 году она смогла записать свою дебютную пластинку. На тот момент ей было всего лишь одиннадцать лет.

Ванесса Мэй Ванакорн Николсон (таково ее полное имя) входит в сотню самых красивых женщин планеты.

Этот удивительный смычковый инструмент – скрипка – до сих пор величаво шествует по всей планете. В России и на западе каждый год проходят новые конкурсы, и на радость всем появляются новые, молодые звезды скрипичного мастерства.

Любая антология, поэзии или прозы, любой сборник эссе о великих музыкантах, композиторах или актёрах, всегда несёт в себе печать вкуса автора или составителя данной антологии. В советское время некоторые литературные антологии претерпевали (как и их авторы и составители) огромные и порой опасные трудности. Достаточно вспомнить историю только двух литературных сборников: «Литературная Москва», вышел всего два раза и подвергся вместе с опубликованными там авторами разгромной критике, и другой литературный сборник – «Тарусские страницы», если помнится правильно, вышел всего один раз!

Книги, посвящённые музыке и музыкантам тоже несли на себе печать жёсткой цензуры и непременной «политкорректности» тех лет. Часто авторы, уже подготовившие свои книги для печати, не могли осуществить публикации своих работ, так как люди, о которых были написаны эти работы, не имели «ценности» в глазах властей и были, как тогда выражались, «нецелесообразны» для публикации широкими тиражами. Всё это теперь хорошо известно.

Менее известно, что и зарубежные составители антологий очень часто следовали тоже «логике государственной целесообразности». Даже скрипичное искусство было так же строго цензурировано. Помню книгу, изданную в Германии в 1943 году по истории скрипичного исполнительства, где ни словом не упоминались такие исторические фигуры как Йозеф Иоахим, Фердинанд Лауб, Фриц Крейслер. Из «неарийцев» с трудом как бы «проскочил» француз Жак Тибо! Самым главным светилом всех времён и народов был в той книге немецкий скрипач Вилли Бурмейстер! Кто сегодня знает и помнит это имя, кроме педагогов детских музыкальных школ, где дети играют некоторые обработки старинных композиторов этого забытого сегодня скрипача?

Недавно я получил книгу известного австрийского музыковеда Курта Блаукопфа «Великие виртуозы», изданную на немецком языке в середине 1950 годов. Даже он, живя в стране относительной свободы слова, не мог устоять от искушения воздействия «политкорректности тех лет» в своём отборе «великих виртуозов», посвятив довольно много места популярному тогда советскому скрипачу Игорю Безродному, полностью обойдя имена таких молодых виртуозов, как Юлиан Ситковецкий, Игорь Ойстрах, Эдуард Грач, Рафаил Соболевский, Нелли Школьникова и даже Леонида Когана! и некоторых других. Возможно, дело было в том, что до лета 1955 года Австрия ещё находилась под оккупацией трёх стран-союзников по коалиции во 2-й мировой Войне. Но это только предположение. Естественно, любой автор-составитель руководствуется собственным вкусом и пристрастиями, а также отчасти и модой времени. Так, Курт Блаукопф посвятил много места известному с конца 1940-х годов советскому скрипачу Игорю Безродному, действительно исключительно талантливому артисту и одному из самых «продвигаемых» среди его соучеников и коллег, учившихся в то же время в классе А.И. Ямпольского.

В 1951-м году студент 3-го курса МГК Безродный получил Сталинскую премию за «выдающиеся успехи в концертно-исполнительской деятельности», что вызвало большое недоумение среди старейших профессоров Консерватории. Выбор австрийского музыковеда тем более кажется странным сегодня. Безродный был ярким артистом, очень талантливым музыкантом, но никогда не был «великим виртуозом» – он никогда не исполнял публично сочинений Анри Вьётана, Никколо Паганини, Пабло де Сарасате . Лишь раз он сделал на московском радио запись Вариаций на тему оперы Россини «Отелло» Г. Эрнста. Автор не включил в свой сборник такого всемирно известного виртуоза, как Леонид Коган! Игорь Безродный отлично исполнял в лучшие свои годы Концерты Брамса, Сен-Санса, Сюиту Танеева, «Поэму» Шоссона, «Цыганку» Равеля. Тогда музыкальные власти хотели его видеть заменой Давида Ойстраха. «Заменой» он, понятно, не стал и не мог стать.

Так что примем за данное, что все антологии составляются в соответствии с духом времени и вкусом автора, что, конечно, делает отбор пристрастным и порой необъективным. Следует заранее оговориться, что автор руководствовался принципом опубликовать материалы о прославленных скрипачах прошлого XX века – давно ушедших не только со сцены, но и из жизни. История молодых виртуозов XXI века (например, российских: Сергея Стадлера, Вадима Репина, Алёны Баевой, Никиты Борисоглебского, Максима Венгерова и Эр.), надо полагать, будет написана исследователями нового поколения.

1. Фриц Крейслер – величайший скрипач XX века («Концерт виртуоза»)

Несколько лет назад один из знакомых прислал мне короткий рассказ Германа Гессе «Концерт виртуоза». Если ничего не знать о Германе Гессе (Herman Hesse), то читателю может показаться, что написал этот небольшой рассказ иммигрант из «первой российской послереволюционной волны» – таким несчастливым, каким-то неприкаянным и уж, конечно, стесненным в средствах ощущался автор (быть может, после признания, что билет на концерт ему подарили?). Чувство это укреплялось и тем, что автор испытывал явную неприязнь к богатству вообще и к состоятельной публике, собиравшейся на концерт знаменитого виртуоза, в частности.

Прислал мне рассказ мой знакомый для того, чтобы я ответил на вопрос – кто же этот знаменитый виртуоз, концерту которого посвящён рассказ Гессе. Для меня не составляло труда сразу же определить имя этого артиста, оказавшего влияние на всех без исключения скрипачей мира – самых знаменитых и неизвестных – всех скрипачей XX века. Но не только скрипачей, а даже и на такого великого артиста, как композитор-пианист С. В. Рахманинов. Всё это я рассказал своему знакомому, приславшему мне этот текст. Позднее возникло искушение дать прочитать этот рассказ моим друзьям и знакомым – музыкантам и не музыкантам – с той же целью, с которой рассказ был прислан мне. В какой-то степени ответ на этот вопрос был индикатором знаний об исполнительском искусстве и его вершинах в прошедшем столетии. Но сначала немного познакомимся с этим, не таким уж широко известным рассказом, опубликованным в 1928 году. Вот главные выдержки из него.

«Вчера вечером я был на концерте, существенно отличавшемся от концертов, которые я привык слушать вообще. Это был концерт всемирно знаменитого светского скрипача-виртуоза, предприятие, стало быть, не только музыкальное, но и спортивное, а прежде всего – общественное…» «Программа, впрочем, обещала большей частью настоящую музыку… В ней были прекрасные вещи: Крейцерова Соната, Чакона Баха, Соната Тартини… Эти прекрасные сочинения наполнили две трети концерта. Затем, однако, к концу программа менялась. Тут шли музыкальные пьесы с красивыми, многообещающими названиями, лунные фантазии и венецианские ночи неизвестных авторов, чьи имена указывали на народы, до сих пор не выдвинувшиеся в музыке… Словом, третья часть концерта сильно напоминала программы, вывешиваемые в музыкальных павильонах фешенебельных курортов. А концовку составляли несколько пьес, которые великий виртуоз сочинил сам. С любопытством я отправился на этот вечер. В юности я слышал, как играли на скрипке Сарасате и Иоахим… и был восхищён их игрой…»

«Уже задолго до того, как я дошёл до концертного зала, мне по многим признакам стало ясно, что сегодня речь идёт не о том, что я и мои друзья называем музыкой, не о некоем тихом и фантастическом явлении в нереальном, безымянном царстве, а о деле донельзя реальном. События этого вечера… мощно приводили в движение моторы, лошадей, кошельки, парикмахеров и всё остальную действительность. То, что происходило здесь… очень походило на другие могучие проявления жизни – стадион, биржу, фестивали». «Трудно было в соседних с концертным залом улицах пробиться сквозь потоки спешащих зрителей, сквозь вереницы автомобилей…» «И уже по пути… среди сотен автомобилей, устремлённых, все, как один, к концертному залу, я получил сведения о великом человеке, его слава набросилась на меня, проникла в моё одиночество, и сделала меня, который никуда не ходит и не читает газет удивлённым знатоком интересных подробностей. «Завтра вечером, – услыхал я, – он уже будет играть в Гамбурге». Кто-то усомнился: «В Гамбурге? Как же он к завтрашнему вечеру доберётся до Гамбурга?» «Чепуха! Он, конечно, полетит на аэроплане. Может быть, у него даже собственный аэроплан». «А в гардеробе… я узнал из оживлённых разговоров моих соратников, что за этот вечер великий музыкант запросил и получил четырнадцать тысяч франков. Все называли эту сумму с благоговением. Некоторые правда полагали, что искусство существует не только для богатых, но такой запрос одобряли, и оказалось, что большинство были бы рады получить билеты по нормальной цене, но что всё-таки они все гордились тем, что заплатили так дорого. Разобраться в психологии этого противоречия я не сумел, потому что мой билет был мне подарен».

Один из самых выдающихся скрипачей всех времен и народов. Родился он в Генуе. Его отец заметив, что сын обладает музыкальными способностями, решил сделать из него музыканта. В возрасте шести лет его отдали в ученики к Джакомо Косте. Уже в восемь лет Паганини сочинил первую сонату, а в девять учувствовал в концерте в Генуе. В тринадцать лет отец вывозил его в концертное путешествие по городам Северной Италии, где тот приобретал много поклонников. Достигнув шестнадцатилетнего возраста, Никколо уезжает в Пизу, где его ожидает огромный успех. Его имя при жизни было овеяно легендами. Поражали в нем и наружность,и манеры, и примеры игры. Но все меркло перед электризующим воздействием звуков его скрипки на аудиторию. Его игра потрясала и околдовывала слушателей. Но бурная концертная деятельность при неистовой самоотдаче на эстраде окончательно разрушила его организм. Он теряет голос, тяжело болеет. В 1834 г. В Турине состоялись его последние концерты. Он умер в Ницце. Свой инструмент артист завещал Генуе. С 1954г. там проводятся конкурсы скрипачей, и победитель получает право сыграть на скрипке Паганини. Этой чести удостаивались многие российские исполнители.

Скрипачи - виртуозы

Антонио Вивальди (1678-1741)

Выдающийся композитор, скрипач, дирижер и педагог.

Он родился в Венеции в семье скрипача капеллы собора Святого Марка - Джованни-Батиста Вивальди. Его первым наставником в игре на скрипке был отец, затем он поступил в ученики к музыканту Легренци.

Скоро он прославился как виртуоз, в связи с чем его в 1703 году пригласили преподавателем женской консерватории «Пиета». Некоторое время спустя он стал дирижером оркестра, а с 1713 года и ее директором.
В 1718 - 1722 годах Вивальди служил при мантуанском дворе, а затем совершил большое концертное путешествие по различным странам Европы, везде удивляя слушателей своей виртуозной игрой. Последние годы жизни он провел в Вене, где и умер в 1741 году.

Знаменитого при жизни музыканта быстро забыли. О его музыке вспомнили лишь в XX веке, когда она получила новое и очень широкое признание. Характерными чертами его музыки являются яркость музыкальных тем, лиричность, разнообразие скрипичной техники.

Замечательные произведения его имеют огромную, всесветную известность.

Давид Фёдорович Ойстрах(1908-1974)

Русский скрипач и педагог. Родился в Одессе 17 сентября 1908, с пяти лет обучался на скрипке у известного педагога П.С.Столярского и окончил по его классу Одесский музыкально-драматический институт. С 1928 жил в Москве. Скрипичная интонация Ойстраха отличалась исключительной чистотой, а его трактовки - классической ясностью и законченностью. Репертуар музыканта включал, наряду с музыкой композиторов-классиков и романтиков, достаточно много современных произведений, в особенности отечественных авторов: Ойстрах являлся первым исполнителем посвященных ему скрипичных концертов Н.Я.Мясковского, А.И.Хачатуряна, Первой сонаты для скрипки и фортепиано С.С.Прокофьева; долгие годы дружбы связывали его с Д.Д.Шостаковичем (первый исполнитель Первого скрипичного концерта и Первой скрипичной сонаты композитора).

Леонид Борисович Коган (1924-1982)

Леонид Коган родился в Днепропетровске 14 ноября 1924 года. Ему не было еще тринадцати лет, когда о нем заговорила Москва. В шестнадцать лет 16 марта 1941 года он блестяще сыграл скрипичный Концерт Брамса. В 1943 году Коган поступил в Московскую консерваторию, по окончании ее был оставлен в аспирантуре. И тут же поразил музыкантов виртуознейшим исполнением труднейших произведений Паганини, который на долгие годы стал любимым автором Когана. Даже тяготы военных лет не смогли помешать упорной до одержимости работе скрипача, блестящему расцвету его дарования.

В 1947 году Коган участвовал в пражском международном конкурсе и завоевал там первую премию. Начинается его регулярная концертная деятельность. Блистательная победа на международном конкурсе скрипачей имени королевы Елизаветы в Брюсселе стала ярким свидетельством того, что для Когана наступает период творческой зрелости.

11—15 декабря прошли последние концерты скрипача в Вене, где он исполнил Концерт Бетховена.

Вторая половина XIX века оказалась временем блестящего расцвета русской скрипичной исполнительской культуры. Скрипичное исполнительство в этот период достигает высокого профессионального уровня; появляются замечательные Петербургская и Московская скрипичные школы. Отличительной чертой их является акцент на серьезную классическую музыку. В отношении исполнительского стиля прослеживается умение раскрыть идею произведения, искусство «художественного перевоплощения», как результат утверждения в русской музыкальной культуре реалистической эстетики.

Арканджело Корелли - итальянский скрипач и композитор музыки в стиле барокко. Достиг совершенства как исполнитель и написал множество произведений. Его творчество вдохновляло таких мастеров как Антонио Вивальди и Джузеппе Тартини.

Джузеппе Тартини - скрипач и композитор эпохи барокко родившийся и творивший в Италии. Кроме сочинительства и исполнения произведений для скрипки увлекался теорией музыки и внес ряд усовершенствований в контрукцию скрипки и смычка.

Иван Евстафьевич Хандошкин - российский скрипач и композитор. Ученик знаменитого Джузеппе Тартини вряд ли в чем то уступал в мастерстве исполнения своему учителю. Был первым учителем в российской Академии Художеств по классу скрипки.

Джованни Баттиста Виотти - итальянский скрипач и композитор, ученик Гаэтано Пуньяни. Его произведения для скрипки, которых до нас дошло около 30, оличаются трогательной и лиричной мелодичностью.

Леопольд Семёнович Ауэр - российский скрипач, дирижёр, педаго и композитор. Родился в Венгрии, работал и творил в России, умер в Германии, похоронен в США. Ученик Йозефа Иоахима и учитель Яши Хейфеца. Один из основателей "русской скрипичной школы".

Виртуозы современности

Владимир Спиваков

Владимир Спиваков - известный скрипач и дирижёр.

В 1979 году В. Спиваков с группой музыкантов-единомышленников создал камерный оркестр «Виртуозы Москвы» и стал его главным дирижёром и солистом. Оркестр «Виртуозы Москвы» побывал с гастролями почти во всех крупных городах России, в Европе, США и Японии, принимал участие в самых известных международных музыкальных фестивалях.

Девид Гарретт

Дэвид Гаррет - легендарный, всемирно известный современный американский скрипач германского происхождения. Дэвида называют одним из наиболее успешных артистов классического направления музыки.

В 2008 году его имя было занесено в книгу рекордов Гиннеса. Он смог сыграть «Полет шмеля» (комп. Римский-Корсаков) за 66,5 сек, а через два месяца побил свой же рекорд, сыграв «Шмеля» ровно за 65 сек.

Дмитрий Коган