Оркестр капитолия тулузы. Национальный оркестр капитолия тулузы

Оркестр капитолия тулузы. Национальный оркестр капитолия тулузы

11.11.2010 в 14:06

Краткая справка: оркестр. Оркестр Капитолия Тулузы был создан в начале XIX века при Тулузском оперном театре, располагавшемся в здании Капитолия - ратуши Тулузы, но только после 1945 года он стал развиваться как самостоятельный симфонический оркестр, работая с такими всемирно известными дирижерами, как Андре Клюитенс и Жорж Претр. Новая яркая страница в жизни коллектива открылась в 1968 году, когда его возглавил выдающийся французский маэстро Мишель Плассон. В период его руководства оркестр начал активно гастролировать и записываться, а также переехал в новый зал. Именно Мишель Плассон обратил внимание городских властей на одну из интереснейших построек Тулузы La Halle aux Grains (Зерновой рынок), в котором с 1864 года шла торговля, а с 1952-го функционировал спорткомплекс. В 1974 году, в результате перепрофилирования, это уникальное здание, с его архитектурными и акустическими особенностями, стало великолепным концертным залом на 2500 мест и постоянной площадкой коллектива. В 1988 году его акустические условия были улучшены в соответствии с новыми техническими возможностями. Сегодня это концертный зал международного класса.

В 1980 году Министерство культуры Франции удостоило оркестр звания Национального. За тридцать пять лет работы с Мишелем Плассоном оркестр сделал более ста записей (в первую очередь, французской музыки). Впервые записан ряд сочинений Шабрие, Форе, сделана единственная запись малоизвестных «Римских кантат» Равеля, ставшая аудиографической редкостью. В 2003 году Мишель Плассон покинул оркестр, оставшись его Почетным дирижером. В сентябре 2005 года пост главного приглашенного дирижера и художественного консультанта Национального оркестра Капитолия Тулузы, что в истории оркестра происходит впервые, занял Туган Сохиев. В 2008-м, после трех лет пребывания в названном статусе, он был назначен художественным руководителем этого коллектива с контрактом еще на три года.

После прихода Тугана Сохиева Национальный оркестр Капитолия Тулузы заключил договор со звукозаписывающим лейблом Naive Classique . На нем уже записано три диска: 1) «Картинки с выставки» Мусоргского и Четвертая симфония Чайковского (2006); 2) «Петя и Волк» Прокофьева с участием французской актрисы Валери Лемерсье (2007); 3) Второй скрипичный концерт Прокофьева (солистка - Женевьев Лоренсо) и «Симфонические танцы» Рахманинова (2010). В конце октября 2010 года, в качестве промо-акции, на концертах Национального оркестра Капитолия Тулузы в Петербурге специальное русское издание этого диска бесплатно распространялось среди публики. В феврале 2008 года на юбилейной 15-й церемонии присуждения наград Les Victoires de la Musique Classique , состоявшейся в концертном зале Тулузы La Halle aux Grains , Национальному оркестру Капитолия Тулузы был вручен почетный приз в высшей номинации Victoire d’honneur .

Краткая справка: дирижер. Туган Сохиев родился в 1977 году во Владикавказе. В 1996 году окончил Владикавказское музыкальное училище (ныне носящее имя Валерия Гергиева), в 2001-м - факультет оперного и симфонического дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории (класс профессоров Ильи Мусина и Юрия Темирканова). Дирижировал оркестрами Санкт-Петербургской консерватории и Мариинского театра на концертах памяти Ильи Мусина (1999 - 2000). В 1999 году был удостоен II премии III Международного конкурса дирижеров имени Прокофьева в Санкт-Петербурге, разделив ее с Александром Сладковским (I премия не присуждалась).

В 2000 году началось сотрудничество дирижера с Академией молодых оперных певцов Мариинского театра. В декабре 2001 года он дебютировал в Мариинском театре в концертной программе «По страницам опер Россини». С 2005 года стал постоянным дирижером Мариинского театра. Под его руководством состоялись премьеры постановок опер «Кармен», «Сказка о царе Салтане», «Путешествие в Реймс». Народный артист Республики Северная Осетия-Алания. В настоящее время - художественный руководитель Национального оркестра Капитолия Тулузы, унаследовавший этот пост после прославленного мэтра Мишеля Плассона.

В 2002 году Туган Сохиев дебютировал на сцене Уэльского национального оперного театра («Богема»), а в 2003-м - на сцене театра «Метрополитен-опера» («Евгений Онегин»). В том же году он впервые выступил с лондонским оркестром «Филармония», исполнив Вторую симфонию Рахманинова. Концерт получил высокую оценку критики и стал началом тесного сотрудничества Тугана Сохиева с этим коллективом. В 2004 году дирижер привез на фестиваль в Экс-ан-Прованс оперу «Любовь к трем апельсинам», которая потом была повторена в Люксембурге и в мадридском театре «Реал», а в 2006 году в хьюстонской «Гранд-опера» он представил оперу «Борис Годунов», которая также имела большой успех. В 2009 году состоялся дебют дирижера с Венским филармоническим оркестром, получивший восторженные отзывы критиков. В последних концертно-театральных сезонах Туган Сохиев дирижировал в Мариинском театре операми «Золотой петушок», «Иоланта», «Самсон и Далила», «Огненный ангел» и «Кармен», а также «Пиковой дамой» и «Иолантой» в Театре Капитолия Тулузы.

Вместе с тем дирижер активно гастролирует в странах Западной Европы, выступая приглашенным дирижером в ряде крупных оркестров. Список их настолько внушителен, что даже простое перечисление потребует немало чернил и бумаги: в нем присутствуют практически все ведущие европейские оркестры. Недавно Туган Сохиев дебютировал с Роттердамским и Берлинским филармоническим оркестрами, удостоившись от критики определения «чудо-дирижер». Среди его последних ангажементов - также успешные дебюты с Испанским национальным оркестром, туринским Оркестром RAI и серия филармонических концертов в миланском театре «Ла Скала». Кроме этого, в качестве приглашенного дирижера Туган Сохиев выступает с римским Оркестром Национальной академии «Санта-Чечилия», Оркестром Баварской государственной оперы, Королевским оркестром «Концертгебау», Мюнхенским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Артуро Тосканини, японским Оркестром NHK и Национальным филармоническим оркестром России. Среди планов дирижера на следующие сезоны - «Пиковая дама» в Венской государственной опере, проекты с Мариинским театром, а с возглавляемым им коллективом - студийные записи, гастрольные турне и несколько оперных постановок в Театре Капитолия Тулузы.

В прошлом году Национальный оркестр Капитолия Тулузы дал два концерта в Москве, в этом году - два концерта в Санкт-Петербурге. В прошлом году гастроли известного французского коллектива прошли в рамках IV Фестиваля симфонических оркестров мира, в этом году - в рамках официальных мероприятий Международного культурного проекта «Год Франции в России - Год России во Франции». В прошлом году концерты состоялись на сцене Колонного зала Дома Союзов, в этом году - на сцене Концертного зала Мариинского театра. Наверное, нет ничего удивительного в том, что и тогда, и сейчас одна из представленных программ симфонической музыки была полностью французской, а другая - полностью русской, ведь за пультом оркестра неизменно стоял романтически-сентиментальный русский маэстро Туган Сохиев, еще совсем недавно «птенец гнезда мариинского», а сегодня один из наиболее ярких и успешных представителей молодого поколения отечественных дирижеров, вышедших на международную музыкальную арену.

По иронии судьбы, в прошлый раз услышать русскую программу в Москве мне не удалось, так как я... был в Петербурге: отказаться от поездки туда было просто невозможно, ведь именно в тот же самый день на сцене Концертного зала Мариинского театра Мюнхенский филармонический оркестр под управлением своего шефа-небожителя Кристиана Тилемана играл Восьмую симфонию Брукнера. Нынешняя же русская программа, привезенная тулузскими оркестрантами, просто банально не вписалась в уик-энд, который мне удалось провести Петербурге. Но даже несмотря на то, что московский и петербургский варианты французской программы имели немало общего, еще раз вживую услышать филигранно-отточенное звучание Национального оркестра Капитолия Тулузы оказалось из разряда поистине изысканных и упоительных удовольствий.

И в Москве, и в Санкт-Петербурге открывала программу Прелюдия Дебюсси к эклоге Стефана Малларме «Послеполуденный отдых фавна», а закрывала «Фантастическая симфония» Берлиоза. У меня свежи еще «впечатления» от «Послеполуденного отдыха фавна» в исполнении Оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, которым «разбавлялась» программа летнего сольного концерта Натали Дессей на этой же сцене. И если тогда это действительно было лишь «дежурной разбавкой для занятия времени», то французские музыканты показали такую фантастическую игру оттенков оркестровых тембров, продемонстрировали такое упоение богатством импрессионистских музыкальных красок, что просто дух захватывало! Я уже не говорю о том, насколько безупречно сбалансированной и предельно выверенной предстала интерпретация этого маленького шедевра Дебюсси. Удивительное и, на первый взгляд, просто непостижимое ощущение «прозрачной насыщенности» оркестрового звука было присуще - простите за каламбур! - и совершенно фантастическому исполнению «Фантастической симфонии». На мой взгляд, именно это произведение программы как нельзя лучше соответствовало истинно романтическому дирижерскому амплуа Тугана Сохиева. В рамках обсуждаемого петербургского концерта трактовка большой программной симфонии Берлиоза, пожалуй, и стала наиболее ярким «эпизодом из жизни» дирижера, профессионально выросшего в недрах Мариинского театра. Это исполнение захватило в слушательский плен своей безотчетной свободой «падения в бездну» чистого музыкального симфонизма , поистине рафинированной элегантностью и образно-интонационной выразительностью, проработанной до мельчайших нюансов.

Благодаря двум обсуждаемым произведениям, представленным в исполнении одного и того же оркестра в двух разных залах, наконец-то, мне представилась возможность их акустического сравнения. Что ни говори, а «идеально прозрачная», «всеслышащая» акустика Колонного зала Дома Союзов куда более располагает к передаче тонких оркестровых нюансов симфонического звучания, нежели «резонирующее громкая», «подчеркнуто вибрирующая» акустика Концертного зала Мариинского театра. Возможно, этот эффект достигается просто за счет весьма небольшого акустического пространства петербургского зала, поэтому он является находкой, в первую очередь, не для исполнения произведений крупной симфонической (оперно-симфонической) формы, а для проведения камерно-ансамблевых или сольно-инструментальных вечеров, равно как вокально-камерных и вокально-оркестровых гала-концертов и рециталов. Неудивительно поэтому, что в Петербурге общая плотность оркестрового звука и при исполнении Дебюсси, и при исполнении Берлиоза оказалась несколько более высокой, чем в Москве.

«Хорошо сие или плохо?» - в такой остановке этот вопрос вообще-то не правомерен, ибо акустическая отдача того или иного помещения, которую дирижер обязательно должен прослушивать и контролировать со стороны зрительской части зала, всегда была - во всяком случае, должна быть непременно! - предметом такого же его пристального внимания, как, скажем, баланс оркестровых групп. И, конечно же, в отношении звуковой динамики для конкретной симфонической партитуры и конкретного зала дирижером каждый раз должны приниматься соответствующие корректирующие решения. Мне, к примеру, больше импонировало исполнение «Фантастической» в Москве, но и в Петербурге я получил огромное удовольствие, ибо в трактовке Тугана Сохиева чуть более плотное общее звучание всей партитуры ничего общего не имело с банальной передержкой (хотя в практике исполнения в наших концертных залах подобное, увы, всё же нередко встречается). Оркестровое звучание однозначно оставалось в рамках стилистики необычайно рафинированного, по-прежнему акцентированного на нюансах и, в то же время, удивительно «мягкого», обволакивающего слух дирижерского посыла. Наблюдение весьма полезное и интересное, ибо дает вполне осязаемую слуховую корреляцию между двумя принципиально разными концертными залами: традиционно классическим и суперсовременным.

В программе петербургского концерта появилась и настоящая репертуарно-исполнительская изюминка (в Москве ее не было). Репертуарная - потому что прозвучало редкое для наших академических концертных залов произведение Ибера - Концерт для флейты с оркестром. Исполнительская - потому что солировал в нем выдающийся швейцарский флейтист-виртуоз . В обширном послужном списке выступлений этого музыканта числится, конечно, и Москва, но лично я впервые открыл для себя его яркое неординарное дарование именно на этом петербургском концерте. Эммануэль Пайю родился в Женеве в 1970 году. В 1990-м окончил Парижскую консерваторию, получив первую премию. Был победителем крупных международных конкурсов. В 22 года (!) стал концертмейстером группы флейт Берлинского филармонического оркестра (в то время, когда им руководил Клаудио Аббадо). В 2002 году, после творческого отпуска, во время которого он преподавал в Женевской консерватории, музыкант вновь вернулся в оркестр и вошел в состав его руководства. В июне 2009 года исполнителю был присвоен титул Рыцаря искусств Франции за выдающийся вклад в музыкальное искусство.

Премьера Концерта для флейты с оркестром Ибера состоялась в Париже в 1934 году. Его исполнил знаменитый виртуоз Марсель Муаз, для которого это произведение и было написано. Несмотря на то, что этот опус явно вобрал в себя всю «изломанную» дискретность, всё беспокойство мятущейся мелодики технократического XX века, для слушателя XXI века, на фоне совершенно очевидного мелодического упадка современной академической музыки, этот опус Ибера воспринимается едва ли не как образец высокой классики - классики первой половины XX века. Виртуозность и тончайший лиризм, причудливость мелодических фигураций и стремительное развитие музыкального настроения, - всё это сочетает в себе Флейтовый концерт Ибера. И всё это совершенно аристократически, с подлинным ощущением музыкального гурманства, оживает в певучем «серебристо-нежном» звучании флейты Эммануэля Пайю. Оркестровый аккомпанемент Тугана Сохиева во взаимодействии с солирующим инструментом проявляет поразительно чуткую «уступительную» деликатность, а финальное рондо концерта (Allegro scherzando ) становится подлинным пиршеством, казалось, уже забытой в ХХ веке виртуозно-инструментальной техники «di bravura» .

В этот вечер Национальный оркестр Капитолия Тулузы был щедр на бисы. По всему было видно, что Туган Сохиев просто светился от счастья и гордости. И для подобного проявления чувств есть все основания: талантливый дирижер получил редкую возможность выступить с возглавляемым им оркестром в Петербурге, городе, с которым связано его становление как музыканта, городе, в котором он впервые продирижировал многими оперными постановками на сцене Мариинского театра. В качестве первого биса залихватски темпераментно прозвучал чешский танец «Фуриант» (№ 1 из «Славянских танцев» Дворжака, соч. 46). Затем с элегантностью, на которую, наверное, могут быть способны лишь французские музыканты, была исполнена увертюра к опере Бизе «Кармен», а завершила бисовый триптих совсем неожиданная «драматически пронзительная» оркестровая пьеса - интермеццо из оперы Леонкавалло «Паяцы»... И чудесный вечер закончился, а так хотелось, чтобы он продолжался!

симфонический оркестр , базирующийся в Тулузе . С начала XIX века - оркестр местного оперного театра, называемого Театр Капитолия (фр. Théâtre du Capitole , ввиду расположения в здании «Капитолия» - тулузской ратуши), с 1974 года также функционирует как концертный оркестр.

Оркестр Капитолия Тулузы не пользовался репутацией заслуживающего внимания коллектива до тех пор, пока в г. назначенный годом ранее директором театра дирижёр Мишель Плассон не принял решение о переносе домашней площадки оркестра в зал Зернового рынка (фр. Halle aux Grains ), на протяжении предшествующих 25 лет использовавшийся как спортивный комплекс. Дебютный сезон оркестра в новом зале и исполнение цикла из всех симфоний и концертов Людвига ван Бетховена были исключительно успешны. Уже через 12 лет оркестр был удостоен звания Национальный. В и г. оркестр был удостоен премии «Виктуар де ля мюзик » как лучший инструментальный ансамбль Франции, в , и гг. эта премия в номинации «Лучшая запись» была вручена за диски с участием оркестра (соответственно за альбом фортепианной музыки Мориса Равеля и Клода Дебюсси в исполнении Франсуа Рене Дюшабля , оперы Лео Делиба «Лакме» и Жоржа Бизе «Кармен»).

В г. Плассон ушёл в отставку с поста руководителя оркестра. В г. главным приглашённым дирижёром стал молодой российский дирижёр Туган Сохиев , с он стал главным дирижёром оркестра.

Напишите отзыв о статье "Национальный оркестр Капитолия Тулузы"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Национальный оркестр Капитолия Тулузы

Разговор замолк, солдаты стали укладываться.
– Вишь, звезды то, страсть, так и горят! Скажи, бабы холсты разложили, – сказал солдат, любуясь на Млечный Путь.
– Это, ребята, к урожайному году.
– Дровец то еще надо будет.
– Спину погреешь, а брюха замерзла. Вот чуда.
– О, господи!
– Что толкаешься то, – про тебя одного огонь, что ли? Вишь… развалился.
Из за устанавливающегося молчания послышался храп некоторых заснувших; остальные поворачивались и грелись, изредка переговариваясь. От дальнего, шагов за сто, костра послышался дружный, веселый хохот.
– Вишь, грохочат в пятой роте, – сказал один солдат. – И народу что – страсть!
Один солдат поднялся и пошел к пятой роте.
– То то смеху, – сказал он, возвращаясь. – Два хранцуза пристали. Один мерзлый вовсе, а другой такой куражный, бяда! Песни играет.
– О о? пойти посмотреть… – Несколько солдат направились к пятой роте.

Пятая рота стояла подле самого леса. Огромный костер ярко горел посреди снега, освещая отягченные инеем ветви деревьев.
В середине ночи солдаты пятой роты услыхали в лесу шаги по снегу и хряск сучьев.
– Ребята, ведмедь, – сказал один солдат. Все подняли головы, прислушались, и из леса, в яркий свет костра, выступили две, держащиеся друг за друга, человеческие, странно одетые фигуры.
Это были два прятавшиеся в лесу француза. Хрипло говоря что то на непонятном солдатам языке, они подошли к костру. Один был повыше ростом, в офицерской шляпе, и казался совсем ослабевшим. Подойдя к костру, он хотел сесть, но упал на землю. Другой, маленький, коренастый, обвязанный платком по щекам солдат, был сильнее. Он поднял своего товарища и, указывая на свой рот, говорил что то. Солдаты окружили французов, подстелили больному шинель и обоим принесли каши и водки.

Специальный гость фестиваля «Владимир Спиваков приглашает» - знаменитый европейский коллектив из Франции Национальный оркестр Капитолия Тулузы, которым сейчас руководит наш соотечественник Туган Сохиев. Оркестр возник в начале XIX века при Тулузском оперном театре, а театр размещался в здании Капитолия, городской ратуши, отсюда и название. К середине века XX века он уже развивался самостоятельно и постепенно заработал статус Национального. На концерте 25 октября в Международном доме музыки солировал пианист, у которого «каждая нота - жемчужина». Такое говорят про пианиста Жана Ива Тибоде. Рассказывают

Во французском коллективе - с приходом нового дирижера - русский язык стал почти родным; и это далеко не все изменения. Выпускник Санкт-Петербургской консерватории дирижер Туган Сохиев французский освоил быстро и первым делом принялся за репертуар.

«Начиная с 2005 года, мы активно стали популяризировать русскую музыку и XIX, и XX веков», - рассказывает художественный руководитель, дирижер Национального оркестра Капитолия Тулузы Туган Сохиев.

Неслучаен выбор симфонической сюиты Римского-Корсакова. По словам Тугана Сохиева, «Шехеразада» опровергает стереотип, что исполнять русскую музыку под силу только нашим соотечественникам.

«Туган принес в коллектив не только русский репертуар, но и манеру исполнения русской музыки. Он практически изменил звучание струнной группы оркестра, мы играем другим звуком», - объясняет концертмейстер Национального оркестра Капитолия Тулузы Женевьев Лорансо (Франция).

Этот особый звук стал их фирменным. Где бы ни играл Национальный оркестр Капитолия Тулузы, его не спутаешь ни с каким другим.

Давний партнер и коллега Тугана - известный французский пианист Жан Ив Тибоде. Между Цюрихом и Женевой - вновь выступает в Москве. Одет с иголочки, внешнему виду уделяет особое внимание. Об истории с красными носками, которые он надевал с фраком на концерты, до сих пор вспоминает с улыбкой.

О, это было много лет назад, но, тем не менее, я считаю, что одеваться академично - это очень скучно. Я всячески приветствую попытки артистов выглядеть на сцене ярко, элегантно, необычно», - утверждает Жан Ив Тибоде.

Эксперименты Жан Ив Тибоде вообще любит. Попробовал себя в джазе, работал в кино, выступал с оперными примадоннами. В традиционном для себя амплуа - академического солиста, в этот вечер исполняет Второй концерт Листа.

Он переиграл всего Листа, называет его фантастическим виртуозом-пианистом и самобытным автором.

«Все привыкли, что концерты Листа техничны, но этот, Второй концерт, показывает Листа другим - глубоким, вдумчивым», - объясняет Жан Ив Тибоде.

Своим выступлением Жан Ив Тибоде украсил масштабную программу Московского музыкального фестиваля «Владимир Спиваков приглашает».

Новости культуры

скачать

Реферат на тему:

Национальный оркестр Капитолия Тулузы



Национальный оркестр Капитолия Тулузы (фр. Orchestre national du Capitole de Toulouse ) - французский симфонический оркестр, базирующийся в Тулузе. Первоначально - оркестр тулузского оперного театра, называемого Театр Капитолия (фр. Théâtre du Capitole ) ввиду расположения в здании Капитолия - тулузской ратуши.

Оркестр не пользовался репутацией заслуживающего внимания коллектива до тех пор, пока в 1974 г. назначенный годом ранее директором театра дирижёр Мишель Плассон не принял решение о переносе домашней площадки оркестра в зал Зернового рынка (фр. Halle aux Grains ), на протяжении предшествующих 25 лет использовавшийся как спортивный комплекс. Дебютный сезон оркестра в новом зале и исполнение цикла из всех симфоний и концертов Людвига ван Бетховена были исключительно успешны. Уже через 12 лет оркестр был удостоен звания Национальный. В 1993 и 2000 г. оркестр был удостоен премии «Виктуар де ля мюзик» как лучший инструментальный ансамбль Франции, в 1997, 1999 и 2004 гг. эта премия в номинации «Лучшая запись» была вручена за диски с участием оркестра (соответственно за альбом фортепианной музыки Мориса Равеля и Клода Дебюсси в исполнении Франсуа Рене Дюшабля, оперы Лео Делиба «Лакме» и Жоржа Бизе «Кармен»).

В 2004 г. Плассон ушёл в отставку с поста руководителя оркестра. В 2005 г. главным приглашённым дирижёром стал молодой российский дирижёр Туган Сохиев, в 2008-2009 годах он был главным дирижёром оркестра.

скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 19.07.11 15:01:36
Похожие рефераты: